Знакома ли Вам ситуация, когда ребенок, играя с кошкой или собакой дома, вдруг, ни с того, ни с сего начинает его таскать за хвост, бить, кидать на пол с высоты? Несмотря на все Ваши увещевания, ребенок никак не хочет понимать, что мучить животных нельзя. Что делать, если Ваш ребенок мучает животных?

В первую очередь стоит обратить внимание на возраст ребенка. Если Вашему чаду меньше 2,5-3 лет, то взывать к совести абсолютно бесполезно. В этом возрасте дети еще не понимают, что окружающие его люди и животные могут испытывать боль. Очень часто дети воспринимают животных, как игрушки или ассоциируют их с героями мультфильмов. Отсюда и такое поведение, непредсказуемое и как к неживому предмету.

В этом случае обратите внимание на то, как ребенок ведет себя в игре. Какие игрушки использует чаще всего, как он ими играет. Часто ли бросает, кидает, пинает вещи? Уделите внимание мультфильмам, которые смотрит Ваш кроха, и какие книжки Вы ему читаете? Нет ли там избыточной агрессивности? В таком возрасте не стоит оставлять ребенка наедине с животными.

Пусть он играет с ними в Вашем присутствии. При любом неправильном обращении с животным, стоит выразить свое неудовольствие и запретить ребенку прикасаться к нему на какое-то время. Также своим примером надо показать, что кошку надо, например, гладить,а с собакой играть. Нельзя их беспокоить, когда они едят или спят.

Если Вашему ребенку от 2,5 – 3 лет и более, то он уже может понимать, что Вы ему говорите и делать выводы. Всегда объясняйте, что, например, котенку/щенку больно, когда его таскают за хвост или пинают. Объяснять ребенку нужно не один раз, а при каждом случае, когда Вы замечаете неправильное поведение, и до тех пор, пока Вы не увидите, что у малыша появился положительный сдвиг в этом направлении. Следите за своим поведением.

Будьте примером для ребенка. Никогда не обзывайте, не дразните и не бейте животных в его присутствии (да и без него тоже). Не стремитесь ударить кошку или собаку, если Вам кажется, что они провинились.

Во время прогулки обращайте внимание на окружающих животных, расскажите подробнее о том или ином животном. Обязательно обратите внимание ребенка на то, что эти животные маленькие, беззащитные и нуждаются в помощи человека.

Если Вы хотите, чтобы Ваш ребенок бережно относился к природе, в том числе и к животным – учите его доброте. Только возымеет положительный результат. Дети – это зеркало семейных отношений. Они копируют все, что мы делаем и говорим. Они тонко подмечают наше отношение к окружающему, и потом переносят это в свои игры и отражают в своем поведении. Регулярно показывайте, как можно играть с животными, как их нужно кормить и как за ними ухаживать.


Вместе с ребенком читайте рассказы и сказки о животных. Смотрите фильмы и мультики. Изучайте породы собак, кошек и других животных, а также обращайте внимание на их повадки и характер. Тогда ребенок научиться понимать и чувствовать их, а также нести за них ответственность.

Можно сделать кормушку для птиц и повесить ее во дворе, а потом постоянно насыпать туда излишки хлеба или крупы. Вместо того чтобы гонять голубей, покормите их. Объясняйте ему, что животные чувствуют отношение людей к ним. К доброму человеку, все придут сами, а заметив агрессию, все животные разбегаются или же нападают. Расскажите ребенку о пользе, которую приносят животные, и о том, что мы не имеем право причинять им боль намеренно. Всякая жизнь бесценна, и издеваться над братьями меньшими бессмысленно и недопустимо.

Кроме вышеперечисленного, стоит обратить внимание на стиль воспитания ребенка. Поведение родителей по отношению к своему сыну или дочери также может вызывать агрессивность и жестокость по отношению к животным. Если мама или папа сами жестоко наказывают ребенка за его шалости и плохое поведение, то малыш, не умея за себя постоять, отыгрывает негативные эмоции на тех, кто слабее его. Униженный ребенок, унижает других, более слабых существ, тем самым поднимая свою самооценку и свою значимость. Он радуется тому, что хотя бы кошка может получить от него, и он может оказать свое влияние на нее.

Любое агрессивное поведение сигнализирует о том, что ребенок нуждается в родительском внимании, ласке и любви. Так он может выражать свой протест против чего-то. Стоит задуматься в первую очередь над своим поведением. Если ребенок чувствует, что он любим, он защищен, он принят обществом (в первую очередь своими родителями), у него обязательно разовьется чувство сострадания и сочувствия к другим. Ребенок, который сам испытывает нежность по отношению к себе, обязательно проявит аналогичные чувства к животным.

Будьте внимательны к своему ребенку! Учите его милости и состраданию. Учите его думать надо вопросами о том, зачем нужны добрые дела; почему люди становятся злыми и беспощадными. Будьте достойным примером для своего крохи!

По сравнению с другими возрастными категориями подростки отличаются . Главное противоречие подросткового периода - достижение относительной зрелости, но отсутствие изменений в социальном статусе: подросток хочет быть взрослым, но общество его таковым пока не считает, поэтому он начинает вести себя наперекор общественным нормам и правилам.

Противоречия

Подростки пока ещё не очень понимают, что нужно делать, чтобы их воспринимали как взрослых людей. Они хотят выглядеть как взрослые (или хотя бы не как дети), но обнаруживают несоответствие собственной внешности с субъективными понятиями красоты (многие , придают большое значение её недостаткам) и с социальными ограничениями – школьный дресс-код, негласный запрет на ношение откровенной одежды подростками, несоответствие семейной и материальной ситуации желаемой.

Изменяющийся гормональный фон вызывает в подростках сексуальное желание - это пугает их и вызывает внутренние противоречия: во-первых, тема секса в современном российском обществе негласно табуирована; во-вторых, желание быть сексуальным напрямую связано с вопросами внешнего вида, а гормональный фон нередко преподносит тинейджерам сюрпризы в виде прыщей, лишнего веса и других нежелательных внешних проявлений.

Эти и многие другие противоречия существуют внутри каждого подростка, лишь немного различаясь в зависимости от личностных особенностей и социальной среды. Боясь самого себя и своих желаний, опасаясь собственной реакции на некоторые события и реакции родителей, подростки начинают защищаться от внешнего мира. Им нужно оградить себя, чтобы избежать лишних вопросов, на которые у них самих пока ещё нет ответов.

В этот период целесообразно занять детей чем-то серьёзным –хобби, увлечения, спорт, танцы - чтобы было где выплеснуть накопившуюся энергию и негативные эмоции.

Стоит уделять подросткам больше внимания, постараться стать их лучшим другом: поддерживать, не унижать, радоваться достижениям, анализировать неудачи, не молчать о своих претензиях, а честно и открыто обсуждать проблемы.

Проявления подростковой агрессии

жестокое обращение с животными

участие в драках

Школьный буллинг отличается своей жестокостью, непримиримостью. И его стоит рассматривать отдельно.

Ненормативная лексика

Употребление ненормативной лексики является, пожалуй, самым распространённым проявлением агрессии у подростков и далеко не безвредным: словесные оскорбления и унижения со стороны других детей негативно сказываются на детской психике.

Оскорбляя других детей, подросток избавляется от своих негативных эмоций. Как и взрослые. Покажите пример выплёскивания накопившегося недовольства. Например, чувствуя, что готовы сорваться, скажите ребёнку: «Я сейчас очень рассержена. Пойду подышу воздухом, чтобы успокоиться, и тогда договорим».

Давайте возможность высказываться, чтобы подросток понимал, что его чувства важны для вас. Позволяйте говорить с вами обо всём, что его волнует.

Проводите беседы о недопустимости оскорбления и унижения человеческого достоинства, издевательств над слабыми.

Пересмотрите своё поведение и общение с домочадцами, возможно, вы неосознанно швыряете вещи или хлопаете дверью после ссоры или телефонного звонка, или ваш муж некрасиво отзывается о родне…

Не всегда брань обусловлена агрессией: в подростковом возрасте ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Желание принадлежать референтной группе, быть «своим» в компании друзей, пользоваться успехом у противоположного пола, потребность в принятии ровесниками – всё это естественные потребности подростка. Нецензурная лексика является одним из способов влиться в необходимую тинейджеру среду, доказать свою взрослость и заслужить право относить себя к компании друзей. Нередко нецензурные выражения являются частью слэнга, принятого в субкультуре, к которой подросток хочет себя относить.

Привычка выражаться крепким словцом не должна поощряться, но и трагедией в данном случае она не является – обычно подростки перестают употреблять такие выражения достаточно быстро, как только влились в нужную им среду.

Жестокое обращение с животными

А вот случаи жестокого обращения с животными – очень опасный симптом, ведь многочисленные исследования показывают, что существует прямая взаимосвязь между безжалостным отношением к животным и во взрослой жизни – почти все взрослые преступники, совершившие насильственные действия по отношению к людям, в детстве часто пытали и мучили зверей.

Причиной девиантного поведения у подростков чаще всего является тяжёлая жизненная ситуация внутри семьи: домашнее насилие, жестокость в семье, и необязательно по отношению к самому ребенку, постоянный стресс, алкоголизм родителей. Ребёнку некуда девать свою ярость, и он срывает её на более слабых – на животных.

Проявление жестокости ни в коем случае не должно оставаться незамеченным: подросткам, мучающим животных, необходима помощь психолога.

Участие в драках

Подростковые стычки стали частым явлением. Уделяя много времени компьютерным играм с монстрами и демонами, которых они бьют и убивают, ребята порой не видят границы между виртуальностью и реальностью. Драки не воспринимаются как , не осознаются последствия, порой трагические. По своей жестокости их драки превосходят взрослые разборки.

Причинами драк подростки считают защиту собственного достоинства, личные оскорбления, насмешки, защиту друга. Девочки в драках не уступают мальчикам, а порой и превосходят. У них схожие причины, добавляется ещё ревность. Фантазия в этом возрасте буйная, и найти причину для драки очень просто.

То, что все проблемы решаются кулаками, подросток уясняет из личных наблюдений. По телевизору – фильмы с драками и убийствами, интернет полон жестокого видео, и всё это легкодоступно для детей. Жизненные ценности меняются: сейчас в приоритете сила, жестокость, умение подчинять людей своим желаниям. Страшно, если подросток обладает набором этих качеств.

Следите за тем, что смотрят ваши дети, в какие игры играют, в каких группах состоят в социальных сетях. Не будьте равнодушны к ним, от этого зависит ваше общее будущее.

Обязательно найдите занятие для своих детей, лучше не дожидаясь подросткового возраста. Записывайте их в спортивные школы и секции, приучайте к гимнастике и тренировкам, подсовывайте интересные книги и статьи, разговаривайте о том, как можно поступать и как решать вопросы мирным путём.

Демонстрационные проявления

Демонстративность является характерной возрастной особенностью подростков – они разбивают барьеры, пробуют нарушать границы. Продемонстрировать своё поведение для тинейджера – значит самоутвердиться посредством бунта.

Привычка нецензурно выражаться порой имеет демонстративный характер – нередко подростки употребляют матерные слова только в присутствии авторитетных лиц, тех, на кого они хотят произвести впечатление. В век высоких технологий общество сотрясается от ужаса, когда подростки выкладывают в социальные сети видео, снятые на смартфоны, в которых они мучают животных или участвуют в драках.

С точки зрения психологии агрессия не всегда несёт в себе деструктивный характер. Так, например, агрессией является и здоровая конкуренция, и уверенное поведение в межличностных отношениях.

Безусловно, если речь идёт о вопиющих случаях жестокости, без серьёзных коррекционных программ не обойтись, но, говоря о коррекции агрессивного поведения в целом, нужно очень внимательно подходить к индивидуальным особенностям подростка и его социальной среды, чтобы не уничтожить в нём умение отстаивать свою точку зрения и добиваться поставленных целей.

Анна Сафина

Возможно, в вашей квартире еще до появления малыша обитал кто-то из «меньших братьев». Вы на него проецировали неизрасходованный запас отцовской-материнской энергии, позволяли спать в вашей кровати, клевать из вашей тарелки и по всему дому беспрепятственно передвигаться. А теперь, с рождением настоящего «наследника», все резко и бесповоротно изменилось. Ничего нельзя: лезть, шуметь, мешаться под ногами. Животное в стрессе и обиде, а тут еще подросший кроха начинает с ним активно «дружить»…

Или еще более распространенная ситуация: ребенок сам просил вас купить (взять у знакомых или даже с улицы) киску, щеночка, хомяка, хотя бы рыбок. Сначала заботился , восхищался, не отходил ни днем ни ночью, потом привык, потух, стал равнодушен (см. стихотв. в конце статьи). И дошло до того, что начал некогда любимого питомца мучить . Как реагировать родителям? И почему вообще дети склонны к агрессии , вымещаемой на слабых существах, не умеющих дать сдачи?

С последним вопросом проще всего. Дети сами настолько слабы и зависимы от родных и чужих взрослых (воспитателей , родителей, бабушек, да кого угодно), у них так , и собственности, что они не решаются проявлять отрицательные эмоции открыто. Можно , поплакать, поссориться, и даже пригрозить, что уйдешь из дома. Но ударить взрослого? Для психически здорового ребенка это уже чересчур. Тем более - неминуемо последует .

Другое дело - кошка, попугай. Питомцев можно мучить сколько угодно. Не расскажет никому, не пожалуется маме, сдачи не даст (если, конечно, собака дрессирована и не опасна для домочадцев).

Ребенок еще мал (0-2 года), не понимает, что делает и не имеет злого умысла

Если кроха только научился ползать, активно познает ми р и пробует все на зубок, в его отношении к домашним животным сознательного желания причинить кому-то боль нет . Да, хватает за хвост, уши и усы; гладит против шерсти, разглядывает зубы, может и в глаз ткнуть. Но, будем честны, малыш и с мамой поступает также ! Основной метод воздействия тут - разговоры , объяснения и . Покажите, что киску надо гладить по шерстке, а не против неё. Что выдирать перья из попугайского хвоста нехорошо, что Мурзику-Шарику-Попке это больно, неприятно и обидно. И сами за собой следите : всегда ли вы доброжелательны к питомцу? Не раздражает ли вас порой его лай, не прикрикиваете ли вы на него, не наказываете ли в присутствии детей? Если да, больше этого не делайте.

«Подрощенный» ребенок (дошкольник и «выше») сознательно мучает животных

Если вы регулярно (единожды шлепнуть кошку за то, что порвала рисунок или щенка поругать, что сгрыз новую игрушку - не считается) наблюдаете, что ваша детка причиняет неудобства и даже мучает домашнего любимца, нужно:

  1. выяснить причину подобного поведения;
  2. строжайше его .

Здесь уже без сентиментальностей и уговоров: животные (рыбки и цветочки) - , они все чувствуют, им тоже больно! Их обижать непозволительно !

Есть не очень педагогами одобряемый, но действенный метод: переместить ребенка с места «обидчика» на место «жертвы». Рекомендуется в словесном плане (но в крайних случаях возможно и физическое воздействие). Яркий пример: знаменитый японский кинофильм «Весна, лето, осень, зима… и снова весна». Стоит посмотреть его (хотя бы начало) вместе с ребенком и после детально обсудить. Или покажите, как неприятно котенку, когда к хвосту привязывают гремящую банку, щенку, когда в рот суют жвачки и ириски и т. п. Проверив «на своей шкурке», ребенок сможет многое осознать.

Если же на «хулигана» не действуют ни уговоры ни угрозы и он продолжает планомерно мучить питомца, то (во избежание увечий и смерти той же кошки, а также - шрамов от всерьез рассерженной собаки) вам придется с животным расстаться . Отдав его в хорошие руки, не покупайте нового любимца, пока ребенок окончательно не исправится .

ЗЯБЛИК (С. Михалков)

Хотел иметь я птичку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я Зяблика купил.

Сидел мой Зяблик в клетке
И зернышки клевал
И, как в лесу на ветке,
Все пел и распевал.

Ребята заходили
На Зяблика смотреть,
И каждому хотелось
Такого же иметь.

Я с Зябликом возился,
Хоть было много дел.
А через две недели
Певец мне надоел.

Однажды я за город
Уехал на три дня,
И он на это время
Остался без меня.

Когда же из деревни
Вернулся я домой,
Лежал в пустой кормушке
Голодный Зяблик мой.

Я спас его от смерти -
Я выходил его
И выпустил на волю
Живое существо.

Хотят ко дню рожденья
Мне подарить щенка,
Но я сказал: «Не надо!
Я не готов пока!»

Вконтакте

Таскает кота за хвост, дразнит собаку и переворачивает на спину черепаху... Что это – детские шалости или проявления жестокости?

Мало того, есть расхожее мнение, что личности, склонные к насилию над людьми, начинали как раз с издевательств над животными. Но, к счастью, такие крайности встречаются редко. Типовые варианты несколько иные.

Младше двух лет

В этом возрасте малыш может случайно обижать животных и по незнанию причинять им боль. Он сам ещё не очень ловкий. Пытаясь встать, кроха хватается за шерсть собаки, а изучая строение морды любимой кошки, попадает ей в глаз. Не стоит паниковать и ругать карапуза. Достаточно просто соблюдаться эти правила:

  • Никогда не оставляйте ребёнка и животное без присмотра. Контролируйте их общение.
  • Учите малыша, как обращаться с питомцем: «Погладь. Сильно не надо, надо нежно, вот так!», «Не дёргай, киске больно!» Также научите ребёнка правилам поведения с животными: не тянуть за хвост, не лезть в миску, когда собака или кошка ест и т.д.
  • Дозируйте общение крохи и ваших питомцев, чтобы малыш не мучил своим повышенным вниманием животных, и они не страдали от его чрезмерной любви.

От 2 до 6 лет

В этом возрасте ребёнок способен понимать, что можно, что нельзя. Но как следует контролировать своё поведение он пока не в состоянии, так что запросто может, разозлившись, замахнуться и даже попытаться ударить питомца. Такие попытки надо резко пресекать, ловить руку и объяснять, что нельзя. В этом возрасте продолжают действовать прошлые правила и появляются некоторые новые:

  • Всё так же не оставляем животных и ребёнка один на один, следим за ними и контролируем их общение.
  • Продолжаем объяснять и учить - как животному приятно, как нет. Говорим о запретах: категорически нельзя бить питомца, ни при каких обстоятельствах. Если видим, что ребёнок все-таки пытается, останавливаем, отчитываем, напоминаем, что нельзя.
  • Если неприятность всё-таки произошла, и ребёнок ударил животное, не оставляем это без внимания: останавливаем игру, говорим чётко и однозначно: «Так поступать нельзя!», просим извиниться перед питомцем и напоминаем, чтобы больше ребёнок никогда так не делал.
  • Подаём пример: сами никогда и ни при каких обстоятельствах даже в шутку не шлёпаем животное. Для вас шутка, для ребёнка - инструкция к действию. И если вы рассчитываете и контролируете свою силу, то малыш- нет, так что уж если ударит, то от души. И объяснить ему, почему вам можно, а ему нельзя, будет весьма проблематично.


От 7 лет и старше

Дети этого возраста уже прекрасно знают, что к чему. Поэтому, если раньше вы вели воспитательные беседы и на практике учили кроху общению с четвероногими друзьями, проблем возникнуть не должно. Однако бывает, что дети школьного возраста всё-таки обижают питомцев. И мы не говорим о случайностях, когда ребёнок не нарочно наступил на хвост коту. Обсудим именно намеренное проявление агрессии. В каких ситуациях взрослые дети могут обижать животных?

Плохо контролирует свои эмоции

Разозлился, что пёс сломал только что построенный замок, кинул в собаку игрушкой.

Что делать? Спускаться до предыдущего возрастного этапа (скорее всего, ребёнок эмоционально ещё не дозрел до своего возраста) и применять все правила, описанные выше.

Переносит агрессию на животное

Например, вы его отругали, а он пнул собаку.

Что делать? Во-первых, никогда не применять физическую силу по отношению к ребёнку. Во-вторых, учить выражать свой гнев конструктивно. Злишься? Бей подушку, но не собаку! Ты разгневан? Рви бумагу, кидай мячики об стенку. Животное ни при чём. Лучше обними его, зверь тебя ещё и пожалеет.

Проявляет особую жестокость

К сожалению, бывает и так, что ребёнок продолжает обижать животное, невзирая ни на какие увещевания, наказания и объяснения. Причём проявляет изобретательность: привязывает скотчем кота к батарее или вытворяет ещё что-то в этом роде.

«В последний свой визит на Манхэттен я провел полдня в Метрополитен-музее, разглядывая картины, изображавшие взаимоотношения людей и животных. Картин таких я увидел немало, но больше всего меня поразил холст итальянского художника шестнадцатого века Аннибала Карраччи. Картина называлась «Дети, дразнящие кота». На картине были изображены двое милых детей и кот. Мальчик придерживал кота левой рукой, а в правой у него был рак. Мальчик дразнил рака, побуждая его вцепиться массивной клешней в кошачье ухо. От ангельских улыбок, свидетельствовавших о том, что игра детям очень нравится, у меня мороз пробежал по коже. О, вопиющая жестокость! Что это — простая детская забава или свидетельство скрытой патологии психики, которая однажды прорвется наружу еще более страшным насилием?

Бессмысленная жестокость по отношению к представителям других биологических видов очень наглядно показывает связь нашего отношения к животным с другими, более обширными вопросами психологии. К примеру, что лежит в основе жестокого обращения с животными — личностные свойства или влияние среды? Некоторые ученые убеждены, что корни жестокости кроются в истории человека как вида и особенно тесно связаны с тем фактом, что нашими предками были, по всей видимости, плотоядные обезьяны, которым нравилось разрывать добычу на части. Впрочем, есть и те, кто убежден, что дети от природы добры, а в бессердечном отношении к животным повинна наша культура, в которой есть место охоте и поеданию мяса. Любят поговорить о жестокости и те, кто отслеживает проблемы морального плана, связанные с взаимодействием человека и животных. Вот, например, охотник получает удовольствие от убийства оленя — а чем оно отличается от удовольствия, которое получает злой ребенок, привязывая жестянку к собачьему хвосту?

Антрополог Маргарет Мид писала, что.одна из самых опасных вещей для ребенка — убить или замучить животное и не понести за это никакой кары.. Ее слова звучат эхом темы, всплывающей то тут, то там на протяжении не одной сотни лет. Джон Локк и Иммануил Кант видели прямую связь между жестоким отношением к животным и насилием, направленным на людей. По сути, Кант считал, что мы должны быть добры к животным по одной-единственной причине: потому, что жестокое обращение с животными ведет к насилию над людьми. Некоторые антропологи убеждены, что жестокое обращение ребенка с животными — это первый шаг на пути к превращению в преступника. Впрочем, эту точку зрения разделяют не все.

Одно из первых систематических исследований, рассматривавших связь жестокого обращения с животными и преступности, было проведено психиатром Аланом Фелтхаузом и ведущим исследователем взаимоотношений людей и животных Стивеном Келлертом. Они опросили группу агрессивных преступников, неагрессивных преступников и людей, не совершивших ни одного преступления. Среди преступников с высоким уровнем агрессии было гораздо больше тех, кто неоднократно мучил животных, нежели в других группах. Степень жестокости тоже была иной — агрессивные преступники заживо пекли котов в микроволновках, топили собак и мучили лягушек.

Ознакомившись с этим и аналогичными исследованиями, я сам стал спрашивать своих друзей, обижали ли они в детстве животных. Результат оказался совершенно непредсказуем. Так, мой приятель Фред, строитель по профессии, признался, что в детстве они с товарищами взрывали лягушек петардами. Когда другому моему приятелю, Генри, было пять лет, мама купила ему маленького коричневого щенка с длинными висячими ушками. Однажды Генри — ныне профессор физики — с друзьями решили поиграть и начали бросать щенка друг другу через штакетник. Щенок то и дело ударялся о штакетины, и спустя несколько дней умер. Генри сказал, что теперь не может вспоминать об этом без слез. А когда я задал Линде вопрос о том, не мучила ли она в детстве животных, она замолчала и стала очень серьезной. Да, призналась она, мучила, но говорить об этом она была не в состоянии. Самым безобидным из всех оказался Иен — он ограничился тем, что жег муравьев с помощью увеличительного стекла.

Я был потрясен, узнав, как много среди моих знакомых людей, обижавших в детстве животных. Однако ни один из них не пошел по кривой дорожке, не стал уголовником, не начал бить жену и не превратился в серийного убийцу. Между прочим, ничего страшного не случилось и с Чарльзом Дарвином, который написал в своей автобиографии, что ребенком «я избил щенка — наверное, просто потому, что наслаждался собственной силой». (Однако дальше Дарвин пишет: «Этот случай тяжкой ношей лег на мою совесть, свидетельством чего может послужить то, что я по сей день точно помню место, где было совершено злодеяние».)

Я и сам не без греха. Ребенком я жил во Флориде, и мы с друзьями любили стрелять из духовых ружей «Дейзи ред райдер», используя в качестве мишеней сухопутных крабов и жаб. Однажды утром я шел куда-то с ружьем и вдруг увидел сидящую на ветке певчую птичку. Я подумал — а стрельну-ка я в нее. Все равно ведь не попаду. Да и что ей мое духовое ружье? Как оказалось, я глубоко заблуждался. Пуфф — и птичка замертво упала на землю. Я был ошарашен. Как велика оказалась разница между уродливым сухопутным крабом и красивой птичкой на дереве! Больше я никогда не стрелял в животных.

Мысль о том, что жестокое обращение с животными в детстве тесно связано с насилием над людьми, так укоренилась в общественном сознании, что появился даже торговый знак «Связь», зарегистрированный Американской ассоциацией гуманизма. Пропагандисты Ассоциации часто начинают публичные выступления с описания различных трагедий. Начать с серийных убийц: все они — Альберт Де Сальво (Бостонский душитель), Джеффри Деймер, Ли Бойд Мальво (один из вашингтонских «снайперов») — в детстве обвинялись в жестоком обращении с животными. Все школьные «расстрелы» в таких городах, как Колумбин (Колорадо), Спрингфилд (Орегон), Джонсборо (Арканзас), Перл (Миссисипи), Падука (Кентукки), также совершались мальчиками, в прошлом обижавшими животных.

Впрочем, подобные примеры с историями никогда меня всерьез не убеждали. Если послушать некоторых пропагандистов «Связи», то можно даже поверить, будто животных обижали в прошлом абсолютно все серийные убийцы и школьные.стрелки.. Между тем это неправда. Проанализировав 354 дела о серийных убийствах, исследователи обнаружили, что почти 80% убийц никогда не обращались жестоко с животными (по крайней мере, данные об этом отсутствуют). Связь же школьных убийств с жестоким обращением с животными еще более сомнительна. В 2004 году спецслужбы США совместно с Департаментом образования провели тщательное исследование психологического профиля виновников тридцати семи школьных «расстрелов». Исследователи обнаружили, что только один из пяти «стрелков» мучил животных, и вынесли следующий вердикт: «Лишь малая доля преступников мучила или убивала животных в период, предшествовавший случившемуся». Таким образом, становится очевидно, что некоторые пропагандисты «Связи» переоценивают связь между жестоким обращением с животными в детстве и преступностью во взрослом возрасте. Впрочем, есть свидетельства того, что какая-то связь между этими явлениями все же существует. Не удается только пока определить, насколько сильна эта связь и почему она возникает.

Есть несколько причин, по которым можно решить, будто жестокое обращение с животными в детстве приводит к дальнейшему развитию склонности к насилию. Первую из этих гипотез я зову «Гипотезой плохих задатков». Известно, что ко времени поступления в начальную школу некоторые дети уже успевают стать обманщиками, жуликами, ворами и агрессорами. Психиатры называют такое поведение кондуктивным расстройством. В 1960-х годах считалось, что для таких детей наиболее характерны три вещи: поджоги, энурез и жестокое обращение с животными. И хотя на самом деле эти три фактора связаны вовсе не так тесно, как тогда казалось, Американская психиатрическая ассоциация все еще включает жестокое обращение с животными в список диагностических критериев при определении кондуктивных расстройств. Согласно гипотезе плохих задатков, жестокость по отношению к животным является не причиной дальнейших преступлений, а признаком серьезных проблем у детей, многие из которых во взрослом возрасте будут демонстрировать различные психопатии.

Более популярная в «Связи» версия называется гипотезой постепенного роста насилия. Сводится она к тому, что, отрывая крылышки бабочке или избивая собаку, ребенок делает первый шаг по пути, который когда-нибудь может привести его за решетку. Прекрасным выражением этой идеи служит название популярной книги Линды Мерц-Перес и Кэтлин Хайд: «Жестокое обращение с животными: путь к насилию над людьми». Одним из следствий этой гипотезы является использование фактов мучения животных для диагностики и выявления потенциальных серийных убийц и школьных «стрелков» прежде, чем их склонность к насилию успеет возрасти многократно.

Так что же, вопрос закрыт? Можно смело утверждать, что жестокое обращение с животными в детстве — верный путь к насилию во взрослом возрасте? Не обязательно. Группа исследователей под руководством Арнольда Арлюка, социолога Северо-восточного университета, предложила необычный способ проверки гипотезы постепенного роста насилия. Исследователи сравнили досье преступников, некогда мучивших животных, с данными по группе законопослушных горожан из той же местности. Если теория роста насилия верна, рассуждали исследователи, тогда мучители животных должны продемонстрировать склонность к действительно жестоким преступлениям, а не к таким заурядным правонарушениям, как торговля наркотиками или угон автомашин.

Результаты исследования свидетельствовали отнюдь не в пользу гипотезы постепенного роста насилия. Да, мучители животных действительно были не подарком для общества. Жить с ними по соседству было сущим наказанием, они совершали гораздо больше преступлений, чем законопослушные граждане из второй группы. Но вот особых пристрастий по части преступлений у них не обнаружилось. Мучитель с равной вероятностью мог быть осужден как за насильственное преступление, так и за ненасильственное, вроде кражи со взломом или торговли наркотиками.

Есть и другие причины, по которым нам следует быть очень осторожными, устанавливая связь между детской жестокостью и насилием во взрослом возрасте. Из базового курса философии (точнее, логики) нам известно, что «если все А являются Б, то это не значит, что все Б являются А». Таким образом, тот факт, что большинство героиновых наркоманов начинали с курения марихуаны, вовсе не значит, что каждый, кто впервые затянулся марихуаной, теперь наверняка превратится в героинщика. Точно так же, даже если каждого школьного «стрелка» и серийного убийцу заставали в детстве за мучением животных (что вряд ли), мы не можем сделать из этого логический вывод о том, что любой ребенок, обрывающий крылышки бабочке, непременно станет убийцей.

Более того, идея о превращении большинства жестоких детей в преступников не подтверждается цифрами. Эмили Паттерсон-Кейн и Хизер Пайпер проанализировали результаты двух дюжин отчетов об исследованиях, содержавших информацию относительно случаев жестокости в детстве у людей с повышенной склонностью к насилию (серийных убийц, преступников на сексуальной почве, школьных «стрелков», насильников и убийц) и аналогичных случаев у людей, не имевших криминального прошлого (учащихся колледжей, тинейджеров, нормальных взрослых людей). Было обнаружено, что животных мучили всего 35% совершивших жестокие преступления, — но среди мужчин в.нормальной. контрольной группе таких было уже 37%! Аналогичные результаты получила и Сюзанна Гудни Леа, социолог. Она изучила детский опыт 570 юношей и девушек, из которых 15% мучили животных, и обнаружила, что дети, постоянно ввязывавшиеся в драки, лгавшие, применявшие оружие и устраивавшие пожары, действительно превращались в жестоких взрослых. Что же до жестокости по отношению к животным, с агрессивным поведением во взрослом возрасте она связана не была.

У Арнольда Арлюка есть талант — слушать других. В его присутствии люди чувствуют себя совершенно свободно и рассказывают о таких вещах, о которых не сказали бы никому другому. Наверное, Арлюку хорошо удавалось бы расследование убийств. Так вот, эту свою способность он использовал для того, чтобы понять, что же двигало студентами колледжа, которые в прошлом мучили животных. Найти бывших мучителей было несложно — Арлюк просто спросил своих учеников, есть ли среди них такие люди. Студенты, с которыми он затем поговорил, в детстве травили рыбу хлоркой, обрывали ножки мухам, обливали бензином и поджигали кузнечиков, швырялись живыми лягушками. Очень типичным оказалось замечание одной из опрошенных девушек: «По-моему, нам просто нечего было делать, скучно и все такое, и мы как будто решали — ну, пойдем, что ли, котов помучаем».

Студенты Арлюка — вовсе не исключение из правил. Недавний опрос, проведенный среди студентов колледжа, показал, что две трети студентов-мужчин и более сорока процентов студенток признались, что в детстве они мучили животных. И тогда Арлюк сделал весьма неожиданное заключение. Он счел, что для большинства детей жестокое обращение с животными является нормальным этапом взросления. Он называет это «стыдным развлечением», запретным плодом наравне с бранными словами и курением. Он считает, что, мучая животных, дети втайне играют в игры, где обретают взрослую власть. Кроме того, во время таких игр возникает связь с товарищами по тайне, с соучастниками преступления. Конечно, случаи мучения животных, о которых рассказали Арлюку его явно нормальные студенты-социологи, были в основном помягче, чем зажаривание котов в микроволновке и швыряние щенков с крыши дома. И в отличие от закоренелых преступников, с которыми работали Фелтхауз и Келлерт, большинство студентов Арлюка сожалели о том, что творили в детстве. Но факт остается фактом — детская жестокость распространена гораздо больше, чем мы привыкли считать.

Итак, щекотливая правда заключается в том, что большинство бессмысленных жестокостей над животными творят не только изначально плохие дети, но и нормальные детишки, которые когда-нибудь станут хорошими гражданами. Сам я считаю, что жестокое обращение с животными заставляет задуматься над одним вопросом — нет, не над тем, почему так жестоки душевнобольные психопаты.

Здесь как раз ответ очевиден: эти люди больны умственно, слепы морально или злы. Есть гораздо более интересный вопрос, выходящий за пределы сферы наших отношений с животными: почему совершенно нормальные хорошие люди делают совершенно плохие вещи?

Для некоторых исследователей и для организаций защиты животных связь между жестокостью по отношению к животным и насилием над человеком превратилась в святыню, которую они защищают с поистине миссионерским пылом. Однако все большее число ученых начинает сомневаться в истинности излишне упрощенного подхода, демонстрируемого «Связью». Их беспокоит то, что пропагандисты «Связи» и средства массовой информации способствуют возникновению иррациональной моральной паники в массах. Противники «Связи» не говорят, что мы должны закрывать глаза на случаи мучения животных. По их мнению, мы должны рассматривать жестокое обращение с животными как проблему потому, что это действительно проблема, а не потому, что дети-мучители обязательно превратятся во взрослых психопатов».