наука о политике, т.е. об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОЛИТОЛОГИЯ

отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения официальных общностей, личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти. Объектом политологии является политическая жизнь людей, социальных общностей, интегрированных в государство и общество. Предметом служит та часть объекта, которая познана на данный период общественно-политического развития, выражена в законах и категориях данной отрасли знания и составляет определенную концепцию знаний об объекте.

К основным разделам политологии можно отнести: предмет и метод политологии, историю политических учений; субстанциональность политики; институциональные элементы политики; духовные компоненты политики; деятельностные, функциональные механизмы политики, политический процесс. Законы и категории политологии находятся в начальной стадии выявления и изучения.

Законы структуры определяют способ организации политических систем, их внутреннюю определенность и взаимообусловленность. Законы функционирования - это существенные, необходимые связи между политическими субъектами в процессе их временного изменения. Они характеризуют движение, не выходящее за пределы достигнутого уровня организации политической системы, сохраняют ее динамическую устойчивость. Законы развития - это законы переход от одного порядка взаимоотношений в системе к другому, от одного состояния структуры к другой.

В общем виде категории политологии можно представить как структурные, функциональные и категории развития. Но это деление условно, так как одна и та же категория может выражать элементы всех законов в зависимости от контекста времени и пространства рассмотрения процесса, отражения в ней политической жизни, политического процесса и т.п. Другие категории относительно жестко привязаны к отражению необходимых связей "своего" закона. Центральными категориями политологии являются такие как политика, политическая власть, политическая система общества, политическая культура, политическая деятельность и другие.

Эти категории есть собственно политологические. В то же время понятийный аппарат политологии включает понятия, имеющие универсальный характер, то есть используемые многими социально-гуманитарными и естественными науками (например, структура, система, функции, развитие, движение и т.п.).

Политология выполняет множество функций, основными из которых можно считать познавательную, мировоззренческую и практически - деятельностную. Познавательная функция фиксирует факт познания, уяснения системы знаний о политике во все ее сложности и противоречивости. В мировоззренческой функции отражаются изменения системы взглядов человека, социальных общностей, место и роль в них политических знаний. Результат познания и изменения мировоззрения выражается в практически-политической деятельности субъектов. Политика по своей природе деятельностна, поэтому все функции политологии и их качество можно выявить и определить только по характеру политической деятельности субъектов. Кроме перечисленных выделяют следующие функции: методологическую, воспитательную, прогностическую, идеологическую и другие. Ясно, что рассмотренные в единстве, они дают представление о политологии.

Политология тесно взаимодействует со многими общественными, гуманитарными науками (экономической теорией, социологией, философией, правом, этикой и др.). Ее роль в российской жизни возрастает, поскольку растет потребность в основательном изучении теории политики, ее осуществления на практике многими субъектами.

В последние годы в российской политической жизни особое место занимают проблемы политических технологий, в частности технология избирательных кампаний, технология разработки, принятия и осуществления политических решений, технология политического имиджа и другие, которые стали предметом обстоятельного изучения в прикладной политологии. Широкое применение компаративистского метода в научных исследованиях позволило появлению еще одной политологической отрасли знания - сравнительной политологии. Таким образом, политология развивается как вширь, так и вглубь.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Категории политологии

  • · Право
  • · Власть
  • · Свобода
  • · Система
  • · Прогресс
  • · Культура
  • · Общество
  • · Население
  • · Эволюция
  • · Революция
  • · Цивилизация
  • · Образ мышления
  • · Военно- промышленный комплекс
  • · Социальные слои и группы
  • · Правовое государство
  • · Частная собственность
  • · Гражданское общество
  • · Общественное мнение
  • · Конституция
  • · Мотивация
  • · Конфликт
  • · Политическая власть (главная категория политологии)
  • · Политика
  • · Политическая организация
  • · Политическая система
  • · Политический режим
  • · Политический плюрализм
  • · Политические интересы
  • · Политические ценности
  • · Политическая деятельность

Отрасли политологии

Теоретическая политология - изучает научные проблемы, связанные с формированием знании о политической действительности, разрабатывает методологию политического исследования.

Прикладная политология - изучает проблемы преобразования политической действительности, анализирует пути и средства целенаправленного воздействия на политические процессы, предлагает конкретные рекомендации для достижения практических результатов. Сфера ее внимания - технология и техника организации власти, конкретная деятельность различных политических институтов, избирательные кампании, общественное мнение, особенности политической ориентации и политического поведения различных социальных групп. Выводы прикладной политологии могут служить основанием для формулирования положений теоретической политологии.

Сравнительная политология (компаративистика) -- одно из направлений политологии (политической науки). Основным методом сравнительной политологии выступает метод сравнения. Сравнительная политология занимается изучением политики путем сравнения и сопоставления однотипных политических явлений в различных политических системах. Среди таких явлений в первую очередь подвергаются изучению политические процессы, политические отношения, политические институты, политические режимы, политическая культура, политические партии, движения и т. п.

Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и logos – знание.

Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Как научная дисциплина политология является синонимом политической науки. Понятие «политическая наука» имеет множество определений, она рассматривается как: а) форма духовной и творческой деятельности по получению новых знаний о политической действительности; б) социальный институт по передаче, хранению и производству политических знаний. Целью политической науки является приобретение нового знания о политической реальности.

Политология представляет систему развивающихся знаний, состоящую из общей теории политологии, прикладной политологии и истории политической мысли. Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений понятие субъектов политики, движущих силах и мотивах их действий; б) теория политической власти в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.

Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя также анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь государства и политических партий.

Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т. е. изучение политики в ее человеческом измерении.

Политологическая наука включает в себя и комплекс практических знаний о технологии политической деятельности, приемах и мотивах поведения личности в политике.

Политология способствует тому, чтобы члены социума – руководители и рядовые граждане – осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.

Одна из основных задач политологии – выявление основных закономерностей функционирования и развития политики и, таким образом, познавание сущности политики. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает принципы и нормы политической деятельности. Изучение политики важно для понимания гражданами своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у отдельной личности умение самостоятельно ориентироваться в мире политики.

Политология - это наука о закономерностях функционирования и развития политики, политических отношений и политических систем, и существенных сторонах, побудительных силах и стимулах, нормах и принципах политической деятельности.

Возникновение и развитие политологии обусловлено жизненно важными потребностями общества. Политология как наука имеет многообразные связи жизнью общества. Поэтомона решает важные задачи и выполняет определенные функции.

Задачи политологии - формирования знания о политике, политической деятельности; объяснение и предсказание политических процессов и явлений, политического развития; разработка концептуального аппарата политологии, методологии и методов политического исследования. С этими задачами органически связана функции политологии. Важнейшими из них являются следующие: гносеологическая, аксиологическая, управленческая, функция рационализации политической жизни, функция политической социализации.

Необходимо различать такие понятия, как объект и предмет исследования.

Объект исследования -- это некая объективная реальность, независимая от познающего субъекта.

Предмет исследования -- это то, на что непосредственно направлено исследование, это определенное свойство, качество, грань объекта. Если объект, как уже говорилось, не зависит от познающего субъекта, то предмет выбирается в зависимости от целей и задач исследования конкретной науки (конкретного исследования).

Один и тот же объект может исследоваться различными науками. Например, социальный класс может стать объектом исследования таких наук, как психология, социальная психология, социология, политология, этнология и др. Но каждая из этих наук в едином объекте имеет свой предмет, свои методы исследования. Так, философия, как наука умозрительная, созерцательная, исследует «вечные» проблемы человеческого бытия; история -- хронологию развития общества через призму тех или иных исторических событий; экономика -- различные аспекты экономической сферы общества.

Политология изучает прежде всего политическую сферу жизнедеятельности людей: политическую структуру, политические институты и отношения, политические качества личности, политическое повеление, политическую культуру и т. д. Следовательно, объектом исследования политологии является политическая сфера общества, как независящая от исследователя объективная реальность. В качестве предмета конкретного политического исследования мы можем выбрать любой аспект политической сферы общества, например политическую культуру граждан или политические институты.

Итак, предметом политологии являются политические институты и отношения, закономерности функционирования политической системы, политические процессы, политические конфликты, политическая культура, политические классы и т. д.

  • Тема 2.1. Основные идеологии современности в контексте идеологии белорусского государства.
  • 1. Либерализм как идейно-политическое течение
  • 2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма
  • 3. Социализм и его разновидности. Марксистское понимание социализма
  • 4. Национализм и подходы к его пониманию
  • Тема 2. Культурно-историческая (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства
  • 2.1. Белорусская общность и государственность. Концепция государственности
  • 2.2. Традиционные (социокультурные) идеалы и ценности белорусского народа.
  • 2.3. Национально-государственная идея, основные компоненты и функции
  • 2.4. Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.
  • Тема 3. Политическая, экономическая и социогуманитарная составляющие идеологии белорусского государства
  • 3.1. Конституционно-правовые основы идеологии белорусского государства. Конституция Республики Беларусь.
  • 3.3. Республика Беларусь – социальное, правовое государство. Политика белорусского государства в области этнических и конфессиональных отношений
  • 3.4. Стратегия общественного развития Беларуси в XXI веке.
  • 2 Часть интегрированного модуля «Политология» - «Политология»
  • Тема 1. Теория и методология политической науки
  • 1.1. Политика как сфера общественного и государственного управления. Функции политики
  • 1.2. Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки
  • 1.4. Понятие и структура политической системы общества. Политический режим как функциональный аспект политической системы
  • 1.5. Политическая система и политический режим Республики Беларусь
  • 2.4. Исполнительная власть в политической системе. Правительство, государственный аппарат, органы исполнительной власти на местном уровне
  • 2.5. Судебная власть
  • Тема 3. Политические процессы в Республике Беларусь и современном мире
  • 3.1. Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса
  • 3.4. Политико-электоральный цикл. Представительство и выборы. Основные принципы избирательного права
  • 3.5. Виды избирательных систем. Основные этапы и динамика избирательных кампаний. Референдум. Электоральное поведение
  • Тема 4. Международные отношения и внешняя политика государств
  • 4.1. Международные политические отношения как специфическая форма общественных отношений
  • 4.2. Субъекты и формы международных политических отношений. Теоретическое осмысление современных международных политических отношений
  • 4.3. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений
  • 4.4. Место Республики Беларусь в системе международных политических отношений. Цели и задачи внешней политики Беларуси
  • Государственные герб, флаг и гимн Республики Беларусь – символы государственного суверенитета Беларуси государственная символика
  • Государственный герб республики беларусь
  • Государственный флаг республики беларусь
  • Глоссарий
  • Политические мыслители
  • Список литературы по интегрированному модулю «политология» Основная литература
  • Дополнительная литература
  • 1.2. Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки

    Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.

    Первые формы специализирован­ного (протонаучного) отображения и осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

    В середине I тыс. до н.э. в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

    Постепенно политическая мысль освобождается от рели­гиозного влияния и философско-этической интерпретации. Наиболее четкое размежевание политической науки от бо­гословия, философии, права, этики, истории осуществил в XVI в. В.. Макиавелли. Он выделил политические исследо­вания в качестве самостоятельного научного направления, что положило начало превращению политологии в самостоя­тельную науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и ме­тод (метод политического реализма), впервые поставил в центр изучения проблемы государства и власти. Он по праву считается одним из основателей политической науки.

    С середины XIX в. обозначился новый этап в становлении и развитии политологии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом). В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки. В 1872 г. первых студентов приняла французская Свободная школа поли­тической науки (сейчас Институт политических исследова­ний Парижского университета). В 1895 г. заработала Лон­донская школа экономической и политической науки, в 1920 г. - Берлинская высшая школа политической науки.

    В начале XX е. процесс выделения политологии в само­стоятельную научную дисциплину в основном завершился. Образовались ее важнейшие национальные школы, направ­ления и центры. В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

    В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образова­ния, науки и культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в университетах стран членов этой органи­зации.

    В СССР и ряде других социалистических стран политология, как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

    Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов ХХ века по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси. В 1993 г. была образована Белорусская ассоциация по­литических наук. Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

    В настоящее время политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

    1 .3. Политическая власть: понятие, структура, функции. Функционирование политической власти в Республике Беларусь

    Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Приблизительно 40 тыс. лет процессы постоянного взаимодействия людей и их объединений поддерживались в основном механизмами общественной самоорганизации. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере, заповедях, нравственности.

    Следует отметить, что в политологической литературе существуют многочисленные определения власти данные Т. Гоббсом. М. Вебером, Р. Далем. Г. Лассуэлом и др.

    В общем смысле власть можно определить как способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

    Важно понять, что государственная власть – это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть класть государственная (власть фаворитов, временщиков).

    Политическая власть выступает как социальное явление и регулятор политических отношений. Политическая власть:

    - это институционально (нормативно) закрепленная прерогатива и организованная сила социальных субъектов по определению целей и задач политики и власти, руководству обществом и мобилизации его ресурсов и совместной деятельности для достижения поставленных целей. Здесь власть функционирует от имени и в интересах всего общества или по крайней мере - его большинства.

    Сущностными чертами политической власти являются:

    Суверенитет (независимость) и неделимость власти. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от ка­ких-либо сил, обстоятельств и лиц,

    – авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитет есть соответствие власти ценностным представлениям большинства граждан, способ осуществления власти, основанный на вере в ее законность и добровольном, осознанном ей подчинении;

    – волевой характер, т.е. наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть кризис ее либо паралич;

    – принуждение, т.е. использование силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть ­ –всегда принуждение, но чем больше ее авторитет, тем меньше степень принуждения.

    Функции политической власти включают в себя:

    – господство (подчинение одних групп, классов другим);

    – руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);

    – управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);

    – контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);

    а также формирование политической системы общества; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами (поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и др.); организацию политической жизни общества, политических отношений и управление ими (выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общества; распределение и перераспределение общественных благ, ресурсов с учетом групповых приоритетов; решение других социальных задач); социализацию личности, включение ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; созидание действительности (проективная функция).

    От выполнения политической властью своих функций зависят ее эффективность, тип правления, политического режима, государственного строя и другие политические характеристики данного общества.

    Субъекты по­литической власти - это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. К ним относятся:

    - социальные общности (классы, народ, социальные группы и слои);

    - государство

    - политические партии и организации;

    Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);

    Групповое и индивидуальное лидерство;

    Личная власть;

    Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, демонстраций.

    Власть реализуется различными способами. Способы ре­ализации политической власти – система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов влас­ти и управления в политическом процессе по реализации це­лей политики и власти.

    Способами реализации власти являются господство, ру­ководство, управление, организация, контроль.

    Власть государства как основного, верховного политического института осуществляется специальным аппаратом управления обществом – системой государственных органов, которая имеет свои особенности в каждой конкретной стране.

    Так, систему органов государственной власти в Республике Беларусь, закрепленную Конституцией страны, составляют:

    Президентская власть;

    Органы законодательной власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;

    Органы исполнительной власти – Правительство – Совет министров Республики Беларусь, министерства и государственные комитеты, органы местного управления;

    Органы судебной власти – Конституционный суд, общие, хозяйственные и другие суды;

    Контрольно-надзорные органы – прокуратура, Комитет государственного контроля.