Чуть более года назад у моей близкой подруги Ирины умерла родная сестра. Так получилось, что меня тогда рядом не оказалось. Я могла помочь Ире только советами, да и то издалека. Зато теперь все поминальные мероприятия на годовщину мы организовывали вместе.

Ирина Галю очень любила. Сестры, несмотря на существенную разницу в возрасте, были очень близки. Поэтому подруге очень хотелось все сделать правильно, как следует. Чтобы ни в чем не ошибиться, мы с ней прочитали гору литературы о том, как следует поминать усопшего, чтобы его душе было хорошо в ином мире, а оставшимся близким – легче здесь. Собранная нами информация оказалась разной. Кое-что из прочитанного немного шокировало своим откровенным, извините, мракобесием.

Многое же пришлось очень кстати, благодаря чему Галины годины были проведены в светлой, хорошей обстановке. Ирина даже после мне призналась, что ей самой сильно полегчало на душе. После годовщины она смогла смириться с мыслями о том, что сестра ушла так рано. Эти ее чувства натолкнули меня на мысль еще раз обратиться здесь, в моем блоге, к теме поминок – на этот раз в годовщину смерти .

Как поминают спустя год

Вообще-то, обычай поминать умерших близких в определенные дни сам по себе очень-очень древний. Он идет еще с тех времен, когда люди поклонялись родовым и племенным духам-первопредкам, а всех усопших считали покровителями семьи. Поэтому души своих покойных наши предки провожали в другой мир со всем возможным почтением и на дальнюю дорогу старались их как следует накормить. Для этого на могилах оставляли пищу и питье (в том числе хмельное), а в особые дни после смерти справляли пышные тризны. Погребения в это время превращались в места богатых и веселых пиров в честь ушедших. Люди пили, ели, соревновались в удали, даже пели и плясали. Все это делалось, чтобы мертвые видели, как любят и ценят их живые. Языческие обряды позже стали осуждаться христианской Церковью как богохульные. Спросите любого священника о том, как можно и нужно поминать усопшего, и он вам скажет: делать это следует не за столом, а в храме или с молитвой перед домашними иконами. Но строгого запрета на поминки пищей Церковь все же не накладывает.

А вот дни, когда христиане вспоминают душу ушедшего, в христианской традиции по сравнению с языческой поменялись. Покойного вначале поминают на третий, девятый и сороковой дни после кончины . Эти рубежи символичны:

3-й день символизирует Пресвятую Троицу и воскресение Спасителя через трехдневный срок после смерти . Считается, что именно на 3-ий день душа новопреставленного впервые возносится к Господнему Престолу.

9-ый день положен в честь девяти ангельских чинов. Ангелы просят Господа простить грехи человеческие.

40 дней считаются необходимыми для приготовления души к новой благодати. Именно столько времени длился пост Моисея перед его синайской беседой с Отцом Небесным. 40 дней прошло со дня кончины до момента вознесения Иисуса. И душа любого человека именно на 40-й день снова возносится к Престолу Господнему, чтобы там решилась ее участь согласно земным делам человека.

Годовщина


смерти символизирует годовой литургический круг. Считается, что именно спустя год после кончины душа окончательно возносится на Небеса и соединяется с другими ушедшими в вышних сферах. На земле же годины становятся окончательным прощанием с усопшим для всех его близких. А для самого покойного этот день – новое рождение для вечной жизни . Если, конечно, он был верующим человеком. К проведению поминок на годовщину смерти у нас по обычаю принято подходить со всей серьезностью. Традиционно на них собирается вся семья, многие приезжают издалека. И, хочу отметить, это действительно прежде всего дело семейное. На похороны, сороковины принято приходить без приглашения. А на годины – нет. Зовут только родственников (причем не обязательно всех) и по-настоящему близких друзей. Соседей, знакомых и просто любителей, оповещать об этом не обязательно. Если кто-то придет неожиданно, то семья сама думает, сажать его за поминальный стол или нет.

Нам с Ирой пришлось решать очень щекотливый вопрос о переносе поминок на несколько дней. Годовщина выпала на среду – будни, многие работают, не могут приехать. Пришлось все отложить до ближайшей субботы, в том числе и посещение кладбища, ведь Ирина тоже в среду не могла даже отгула взять. На эту тему мне даже пришлось заранее посоветоваться с батюшкой нашего прихода. Он развеял все наши сомнения: переносить годины можно, а иногда даже нужно. Особенно это касается собственно поминального стола, который и накрывать, с церковной точки зрения, вовсе не обязательно. Поминать ведь, по сути, нужно молитвой, милостыней и добрыми словами. Застолье – скорее, дань язычеству, тем же самым тризнам. Так что вопрос, когда все соберутся за общей трапезой, вообще не принципиальный.

А вот моления за упокой души можно организовать заранее так, что они придутся как раз на нужный день. При этом не то чтобы нельзя, но очень нежелательно поминать усопших в Пасху и на Страстной неделе, все это лучше перенести на Радуницу. Если годовщина выпадает на Сочельник, службу обычно заказывают восьмого января. В прочие дни ничто не помешает кому-то из близких заранее позаботиться о заупокойном молебне.

В храм для заказа поминовения

на Литур
гии лучше прийти заранее – когда-нибудь накануне или утром в день самой годовщины, чтобы успеть все сделать к вечерней службе. Мы с Ирой не только заказали обедню, но и свечки за Галю поставили и помолились сами за упокой ее души. А еще раньше, примерно дней за десять, позаботились о Сорокоусте.
Кстати, домашняя молитва – тоже сильная вещь. Если кто-то не может пойти в церковь, то неплохо и дома зажечь свечку или лампадку и обратиться к Господу с молитвами об усопших. Таких священных текстов очень много, они обязательно включаются в Молитвословы, так что подобрать нужные нетрудно. Мне, например, нравятся вот эти две молитвы – одна о конкретном человеке, другая обо всех, кто умер. Я их обычно друг за другом читаю (правда, по бумажке).

  • Боже, Господь милосердный, вспоминая годовщину смерти раба Твоего (полное христианское имя) просим Тебя, удостой его (её) места в Царствии Твоём, даруй благословенный покой и введи в сияние славы Твоей.

Господи, призри милостиво на молитвы наши за душу раба Твоего (полное христианское имя), чью годовщину смерти мы вспоминаем; просим Тебя, сопричти его (её) к сонму Твоих святых, даруй прощение грехов и вечный покой. Через Христа, Господа нашего. Аминь.

  • Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена), и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное.

Тот, кто знает, как это делается, может провести литию (это краткий чин панихиды) – дома или на могиле. Эта часть православной службы может быть совершена и мирянином, не только священником.

Добрый день!Подскажите пожайлуста,папы нет уже 3 года,мама хочет сделать поминки собрав при этом всю родню,но мы(дети)не против конечно,но насколько я знаю,ну по крайней мере так принято,поминают 9,40 дней и годину,а вот 3 года не слышал,чтобы собирать родню.Я понимаю так чтобы поминать в чисто семейном кругу дети и мама.Поясните,если такое в православии и откуда это идёт с чем связано. По мне главное помнить это всегда,а вот собрать всех это не главное.Мама говорит,что старушки все говорят,что 3 года надо обязательно собрать всех и поминуть.Подскажите и просвятите нас в этом вопросе.
С уважениеми Сергей!!!

Спрашивает: Сергей

Отвечает:

Уважаемый Сергей!

После смерти человек уже не может за себя молиться, мы должны это делать за него. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

Есть такое чисто мирское суеверие - устраивать поминальное застолье. В православном понимании оно, хотя и возможно (с пищей на столе, соответствующей великопостному времению. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), а в Лазареву субботу, постящимся можно есть икру .), но самостоятельного значения не имеет. Раньше такую поминальную трапезу накрывали после того, как все вместе молились об усопшем в церкви.

Поминки подразумевают под собой молитву родственников и близких людей о упокоении усопшего, чтобы их молитвами Господь помиловал его и удостоил Царствия Небесного. Именно в этом заключается основной смысл поминок. Нужно учитывать то, что смысл поминального стола – это накормить бедных, больных и т. д., то есть творение милостыни в память о усопшем. Лучше помянуть ее в Церкви, постоять помолиться за ее душу. Можно сходить и на кладбище.

По желанию в этот день можно прочитать акафист о упокоении усопшего. Прежде всего, конечно же, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). Можно заказать сорокоуст или другое заупокойное многодневное поминовение.

После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Это дни:

1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.

2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.

3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

4. Радоница - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.

5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

  • Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
  • Акафист о упокоении усопших

Ответ на этот вопрос прочитали 11077 посетителей

Добрый день!Подскажите пожайлуста,папы нет уже 3 года,мама хочет сделать поминки собрав при этом всю родню,но мы(дети)не против конечно,но насколько я знаю,ну по крайней мере так принято,поминают 9,40 дней и годину,а вот 3 года не слышал,чтобы собирать родню.Я понимаю так чтобы поминать в чисто семейном кругу дети и мама.Поясните,если такое в православии и откуда это идёт с чем связано. По мне главное помнить это всегда,а вот собрать всех это не главное.Мама говорит,что старушки все говорят,что 3 года надо обязательно собрать всех и поминуть.Подскажите и просвятите нас в этом вопросе.
С уважениеми Сергей!!!

Спрашивает: Сергей

Отвечает:

Уважаемый Сергей!

После смерти человек уже не может за себя молиться, мы должны это делать за него. Молитва за усопших - это самое большое и главное, что мы можем сделать для тех, кто отошел в мир иной. По большому счету, покойник не нуждается ни в гробе, ни в памятнике - все это дань традициям, пусть и благочестивым. Но вечно живая душа почившего испытывает великую потребность в нашей постоянной молитве, потому что сама она не может творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога.

Вот почему домашняя молитва за близких, молитва на кладбище у могилы усопшего - долг всякого православного христианина. Особенную помощь почившим оказывает поминовение в Церкви.

В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные и верные друзья, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день перехода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

Есть такое чисто мирское суеверие - устраивать поминальное застолье. В православном понимании оно, хотя и возможно (с пищей на столе, соответствующей великопостному времению. Рыба разрешается лишь в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресение), а в Лазареву субботу, постящимся можно есть икру .), но самостоятельного значения не имеет. Раньше такую поминальную трапезу накрывали после того, как все вместе молились об усопшем в церкви.

Поминки подразумевают под собой молитву родственников и близких людей о упокоении усопшего, чтобы их молитвами Господь помиловал его и удостоил Царствия Небесного. Именно в этом заключается основной смысл поминок. Нужно учитывать то, что смысл поминального стола – это накормить бедных, больных и т. д., то есть творение милостыни в память о усопшем. Лучше помянуть ее в Церкви, постоять помолиться за ее душу. Можно сходить и на кладбище.

По желанию в этот день можно прочитать акафист о упокоении усопшего. Прежде всего, конечно же, следует прийти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для поминовения в алтаре (лучше всего, если это будет поминание на проскомидии, когда за усопшего вынут из особой просфоры частичку, а затем в знак омовения его грехов опустят в Чашу со Святыми Дарами). Можно заказать сорокоуст или другое заупокойное многодневное поминовение.

После литургии нужно отслужить панихиду. Молитва будет действеннее, если поминающий в этот день сам причастится Тела и Крови Христовой.

В определенные дни года Церковь творит поминовение всех от века преставльшихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, кто был настигнут внезапной смертью, не был напутствован в загробную жизнь молитвами Церкви.

Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - вселенскими родительскими субботами. Все они не имеют постоянного числа, а связаны с переходящим великопостно-пасхальным циклом.

Это дни:

1. Суббота мясопустная - за восемь дней до начала Великого поста, накануне Недели о Страшном Суде.

2. Родительские субботы - на второй, третьей и четвертой неделях Великого поста.

3. Троицкая родительская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения.

Накануне каждого из этих дней в храмах служатся особые заупокойные всенощные бдения - парастасы, а после литургии бывают вселенские панихиды.

Кроме этих общецерковных дней, Русская Православная Церковь установила еще некоторые, а именно:

4. Радоница - пасхальное поминовение усопших, бывает на второй неделе после Пасхи, во вторник.

5. Димитриевская родительская суббота - день особого поминовения убитых воинов, первоначально установленный в память о Куликовской битве, а впоследствии ставший днем моления за всех православных воинов и военачальников. Бывает в субботу, предшествующую восьмому ноября - дню памяти великомученика Димитрия Солунского.

Кроме этих дней общецерковного поминовения, каждый усопший православный христианин должен ежегодно поминаться в дни его рождения, кончины, в день именин. Очень полезно в памятные дни жертвовать на церковь, подавать милостыню нищим с просьбой молиться об усопших.

Молитва об усопшем христианине

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

В России принято отмечать важные даты - при жизни это дни рождения, а после смерти - вспоминать и день ухода. Особенно важна эта дата для христиан. Ведь они верят в воскресение и последующую вечную жизнь с Богом. Поэтому существование души не имеет окончания для верующих. Как же достойно, по христиански, помянуть усопшего в годовщину смерти?


Поминальные традиции

В православии принято поминать усопших, был такой обряд и у древних славян. Совершается он в сам день похорон, затем спустя 9, 40 дней. В годовщину смерти тоже принято собираться за особой трапезой. Как помянуть усопшего, если он был христианином? Самое главное - конечно, молитва. Также необходимо воздержаться от обильных возлияний, а лучше вообще от спиртного. Ни в коем случае торжественные поминки не должны превратиться в буйное веселье. Это весьма далеко от христианских традиций.

Помимо частной молитвы, на годовщину смерти в церкви заказывают:

  • особое поминание во время Литургии - утреннее богослужение, во время которого из освященного хлеба вынимают частички за усопших. Принято заказывать так называемый «сорокоуст» - поминать будут на сорока службах;
  • панихиду - служится обычно по субботам, но можно договориться со священником на другой день. Можно приходить на панихиду еженедельно, но годовщина - особо важный день;
  • лития - еще один вид заупокойной службы, она несколько короче панихиды. Служится в любое время, для ее совершения можно привезти священника на кладбище.

Обязательно на любом этом поминовении должны молиться сами члены семьи, друзья покойного. Ведь батюшка не может вложить те чувства и эмоции, которые испытывают близкие. Он выступает как исполнитель обряда. Конечно, его молитва имеет силу, но нельзя вся передоверять другим. Ведь речь идет о посмертной участи родного человека.

Но и это не все, что заказывают в церкви. На годовщину смерти уместна Псалтырь. Обычно ее заказывают в монастырях, делается это на длительный срок. В зависимости от пожертвования на месяц, на полгода или на целый год. Опять же - обязательно самим вспоминать умершего каждый день. Для этого в утреннем правиле есть особые краткие молитвы.

В церковных лавках продаются специальные книжечки, куда можно вписать всех, кого необходимо поминать. Эту книжку можно брать в храм, чтобы при подаче записок никого не забыть. Когда дьякон или священник будут читать записки, обязательно самим молиться.


Другие дни поминовения

Существуют как частные поминки, так и специальные церковные праздники, когда принято ехать на кладбища. Это так называемый «родительский день», отмечается он несколько раз. В эти дни тоже надо поминать умерших, независимо от того, когда они отошли в мир иной.

  • 2-й вторник после Пасхи - переходящий день. В некоторых российских регионах есть традиция посещать могилы прямо в день Христова Воскресения, хотя официально это не одобряется - настолько Пасха светлый день, считается, что в этот день мертвых нет.

Пусть даже это не годовщина смерти, радостные слова «Христос Воскресе!» должны услышать все усопшие. Название у памятного дня соответствующее - Радоница. Для всех есть надежда на вечность с Богом, поэтому день этот предназначен для совместной радости - в небесах и на земле. На могилках принято совершать трапезу, приносить крашеные яйца, блины, остатки трапезы раздавать бедным.

Поминают всех усопших также в другие дни:

  • Троицкая суббота - субботний день перед Пятидесятницей;
  • Мясопустная суббота - перед началом Великого Поста;
  • Субботы во время Великого Поста - 2-я, 3-я, 4-я.

Умерший человек все равно остается членом вселенской церкви, поэтому заказывать поминальные службы можно постоянно.


Как провести печальную годовщину

Достойная кончина - это венец жизни верующего. В ежедневных молитвах есть прошения, чтобы Бог сподобил непостыдной смерти. Православные стремятся исповедоваться и причаститься перед встречей с Создателем. Существуют особые обряды, которые совершаются над умирающим. После смерти они уже не повторяются.

Чтобы годовщина смерти была отмечена достойно, начать поминовение необходимо в храме. Это может быть присутствие на Литургии, затем на панихиде, либо просто заранее заказанная лития. После этого проехать на кладбище, там совершить гражданскую панихиду, либо прочесть 17 кафизму. После этого совершить трапезу, вспомнить покойного, совершить уборку на могиле. Пить водку, тем более лить ее на могилу - не православный обычай, который ничем не поможет умершему!

На могилы лучше приносить живые цветы, это соответствует христианским традициям. В храмах никогда не бывает искусственной зелени, ведь у Бога нет мертвых. Одно время церковь даже пыталась запретить традицию украшать гробы венками с надписями, но победить ее оказалось непросто. Такой обычай вызван не столько жадностью или язычеством, сколько направлен против вандализма, который, к сожалению, часто встречается на российских кладбищах.

А вот воздержаться от выпивки можно и нужно. Боль от потери велика, но надо найти другие способы справиться с ней. Вряд ли усопшего обрадует подобное поведение. Лучше деньги не тратить на горячительное, а раздать их нищим на помин души.

Как поминать усопшего на год после смерти дома

Поминать в годовщину смерти можно и дома. Бывает, что выехать на кладбище невозможно в силу разных обстоятельств. Тогда необходимо пригласить всех, кто захочет участвовать, подготовить особую трапезу. Обычаи ставить прибор для покойника, занавешивать зеркала не являются православными.

Перед тем, как сесть за стол, необходимо помолиться. Один из родственников должен прочесть 17 кафизму, либо чин панихиды. Во время молитвы возжигаются свечи. Затем можно приступать к трапезе. Она должна пройти достойно, разговоры должны быть приличными, шутки и смех неуместны.

Языческие трапезы по покойным проводились с большой помпой. Считалось, что чем дороже и пышней будет поминальный пир, тем лучше будет за гробом новопреставленному. Тризны сопровождались не только обильными возлияниями, но и танцами, песнями, соревнованиями. Смысл христианских похорон и поминок совсем иной. Они должны поддерживать молитвенную память о человеке, который даже не считается мертвым, а перешедшим в иной мир.

К столу подаются особые блюда. Обязательно в их число входит кутья. Это пшеничная каша, которую иногда заменяют рисовой. Но главная ее особенность - она готовится сладкой, заправляется изюмом, другими сухофруктами, медом. Желательно эту пищу освятить во время службы. Сладость символизирует радость, которая ждет праведников на небесах.

  • Также традиционным поминальным кушаньем являются блины, которые принято запивать киселем.
  • Сервировка стола должна быть обычной. Можно поставить на стол свежие еловые ветви, края скатерти украсить черными кружевами.
  • Каждая смена блюд должна сопровождаться молитвой: «Упокой, Господи, душу раба Твоего (имя)». Помолиться следует и после трапезы. А вот благодарить хозяев за поминальную трапезу не принято.

Когда прочитаны все необходимые молитвы, кто-то может прочесть и стихи на годовщину смерти. Никаких церковных запретов на этот счет нет. Стихи должны напоминать о достоинствах усопшего, о его духовных качествах. Конечно, у всех есть недостатки, но христиане уповают на милость Божию, стараются не вспоминать о них, а молиться о том, чтобы грехи были прощены.

Год со дня смерти принято отмечать не только в Росси. Поминают усопших также в азиатских странах. В Японии, Вьетнаме, Корее и Китае существуют собственные традиции. Последователи иудаизма поминают умерших родителей, братьев, детей. Правда, дата годовщины у них не совпадает с общепринятым календарем. Во время поминок принято поститься, мясо и вино под запретом.

Как почтить покойного самостоятельно

Какие молитвы в годовщину смерти читаются дома, чтобы поминать покойного? Лучше всего подходит Псалтирь, устав чтения указан в каждом православном издании. Между псалмами идут в таком случае особые молитвы, где упоминаются имена усопших. Это самый лучший вариант. Можно читать и акафисты, но Псалмы написаны намного раньше. Также все христианские церкви признают их богодухновенность.

Существуют случаи, когда Церковный устав запрещает поминать покойных за Литургией, заказывать за них панихиды, проводить отпевание. Это распространяется на тех, кто был крещен, но не ходил регулярно в храм, то есть не был воцерковлен. Воцерковленным считается человек, который принимает участие в исповеди и Причастии, все остальные считаются «захожанами».

Правда, на практике часто от этого правила делаются отступления. Тут все зависит от правящего архиерея. В любом случае, необходимо уточнить этот вопрос у духовенства.

Также однозначно запрещено от лица Церкви поминать тех, кто свел счеты с жизнью добровольно. Если человек погиб на войне, защищая других, это не считается самоубийством. Вообще смерть на войне - одна из самых почетных. А вот смерть от передозировки наркотиков - это вид самоубийства.

Однако святые отцы учат надеяться на милость Божию. За таких людей разрешается молиться келейно, даже существует особый акафист за самоубийц, составленный в прошлом столетии. Также можно добавить что-то от себя, но слишком усердствовать тоже не стоит. Нам неведомы все духовные законы, подобные молитвы могут окончиться расстройством психики для того, кто хочет сделать доброе дело.

Зачем поминать усопших

Когда человек окончил земной путь, ему не нужны ни пышные похороны, ни дорогой гроб или мраморный памятник. Молитва - вот главная помощь, которую мы можем оказать своим усопшим близким. Это не просто дань традиции, а спасительная нить, которая может довести человека до Царства Божия. Особенно важно молиться в первые дни, когда душа проходит мытарства. Но и после того, как прошел год или два, делать это необходимо.

Есть такая традиция: поминать умершего человека на третий, девятый и сороковой дни после кончины. В эти дни кто идет на кладбище да раздает по соседям конфеты и выпечку “за царствие небесное”, кто застолья устраивает, а кто и церковь посещает поставить свечечку за упокой или даже заказать отпевание. А почему именно в эти дни, кто-нибудь задумывался? Мало кто. У нас ведь как — все говорят, что нужно, вот и делаем. Но я все-таки за то, чтоб уже раз делаешь, то осознанно, с пониманием.

Как считать поминальные дни?

В первую очередь поминальные дни нужно правильно отсчитать. А то получается какая-то неразбериха: одни на третий день поминают, другие через три дня, а некоторое вообще от похорон считают. Рассказываю, как правильно: дни поминок считают не со следующего дня после смерти, а с того же. То есть день смерти включается. Ну например, если человек умер 5 числа, считаем 3 дня — пятое, шестое, седьмое — значит, седьмого третий день. Также со дня кончины считаются и 9 и 40 дни .

Значение 3, 9, 40 дня в православии

В православных источниках, а именно в Апостольских правилах, есть наставления совершать третины, девятины и сороковницы по усопшим — то есть поминать умерших в эти самые три дня. А значение их так описывается:


Священнослужители так говорят: нет более справедливого суда, чем Суд Господень, поэтому прежде чем предстать перед ним, каждый имеет шанс и проститься со своей мирской жизнью и узнать, что такое Рай и Ад. Эти дни отводятся душе для того, чтобы можно было переосмыслить свою жизнь, понять, стоило ли совершать те поступки, которые мы совершали, и что уготовлено после смерти за наши мирские наслаждения. А ведь и правда, справедливо.

Но если говорить начистоту, в Библии загробная жизнь практически не описывается. И тому, что сказано в Апостольских правилах, в самом Писании нет ни доказательств, ни опровержений. Встречается много трактовок, почему именно 3, 9 и 40 дней , но конкретно ничего не говорится…

А знаете, что еще? Оказывается, традиция поминать усопших в те самые три поминальных дня восходит своими корнями еще во времена, когда на Руси не было принято христианство. Может в этом и кроется ответ?.. Но об этом я расскажу в своей следующей публикации.