Воля

Воля -- это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, связанное с преодолением внутренних и внешних препятствий

Воля -- это способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Благодаря воле человек может по собственной инициативе, исходя из осознанной необходимости, выполнять действия в заранее спланированном направлении и с заранее предусмотренной силой. Более того, он может соответственно организовать свою психическую деятельность и направить ее. Усилием воли можно сдержать внешнее проявление эмоций или даже показать совершенно противоположное.

Воля направляет или сдерживает активность человека, организует психическую деятельность, исходя из имеющихся задач и требований как проблемной ситуации, так и специфических, социальных требований той или иной социальной группы. Первоначально понятие воли было введено для объяснения побуждений и действий, осуществляемых по собственным решениям человека, но не отвечающих его желаниям. Затем оно стало использоваться для объяснения возможности свободного выбора при конфликте желания человека, связанного с постановкой проблем свободы воли.

основные функции воли:1) выбор мотивов и целей;2) регуляция побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;3) организация психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему;4) мобилизация физических и психических возможностей при преодолении препятствий в достижении поставленной цели.

Для возникновения волевой регуляции необходимы определенные условия -- наличие препятствий и преград. Воля проявляется, когда появляются трудности на пути к цели: препятствия внешние -- время, пространство, противодействия людей, физические свойства предметов и т. д.; препятствия внутренние -- отношения и установки, болезненные состояния, усталость и т. д. Все эти препятствия, отражаясь в сознании, вызывают волевое усилие, которое создает необходимый тонус для преодоления трудностей.

Волевой акт и его структура

Волевое действие может реализоваться в простых и сложных формах

В простом волевом акте побуждение к действию направлено на более или менее осознанную цель, может непосредственно переходить в действие. Простой волевой акт имеет две фазы:1) возникновение побуждения и осознание цели;2) достижение цели.

Сложную волевое действие характеризует опосредованное сознательный процесс: действию предшествует учет его последствий, осознание мотивов, планирования. Такое действие требует значительного напряжения сил, терпения, настойчивости, умения организовать себя на выполнение действия.

В сложной волевой действия выделяют четыре фазы:1) возникновение побуждения и предварительная постановка цели;2) стадия обдумывания и борьба мотивов;3) принятие решения;4) выполнение.

1. Первая, начальная фаза волевого акта заключается в предыдущей постановке цели. Необходимым условием постановки цели является возникновение определенного мотива, побуждения и связанного с ним стремления. Стремление, переживаемое человеком, может по-разному осознаваться ней и по-разному влиять на ее деятельность. В зависимости от характера его осознания стремление может выражаться в форме влечения, желания и хотения.

Процесс постановки цели связано с возникновением осознанного действенного желания или хотения.

Следует отметить, однако, что в сложном волевом акте и возникшее активное желание не всегда сразу приводит к соответствующим действиям, поступкам. Это бывает тогда, когда у человека одновременно появляется несколько желаний, побуждений, которые противоречат друг другу. При этом противоречивые желания могут касаться как самой цели, так и средств ее реализации.

2. В таких случаях происходит выбор цели и выбор средств ее достижения, что является содержанием второй фазы волевого акта. При выборе цели или средств воздействия возникает необходимость в обсуждении их приемлемости, которое предусматривает взвешивания различных доводов за и против выдвинутых целей или средств их достижения, требует оценки противоречивых желаний, анализ обстоятельств, рассуждения, напряженной работы мышления.

Выбор принятой цели часто характеризуется ярко выраженной борьбой мотивов. Эта борьба отражает наличие у человека внутренних препятствий, противоречивых побуждений, желаний, стремлений, которые сталкиваются, вступают в конфликт между собой. Например, желание пойти на прогулку с друзьями или остаться помочь матери. . В том случае, когда цель ясна и приемлемая, может возникнуть борьба между противоречивыми побуждениями о выборе того или иного средства достижения цели. Например, как подготовиться к занятию - законспектировать вопрос самостоятельно или списать.

Волевые качества личности и их формирование

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, человек вырабатывает в себе волевые качества, характеризующие его как личность и имеющие большое значение для учебы, труда.

К волевым качествам относятся: целеустремленность, решительность, смелость, мужество, инициативность, настойчивость, самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.

Целеустремленность -- волевое свойство личности, проявляющееся в подчинении человеком своего поведения устойчивой жизненной цели, готовности отдать все силы и способности для ее достижения. Этой перспективной целью обусловлены частные цели как необходимые ступени на пути к достижению основной цели; все лишнее, ненужное отбрасывается. Нужно, однако, помнить, что у некоторых людей целеустремленность принимает индивидуализированное направление. Они тоже ставят ясные цели, однако, содержание их отражает только личные потребности и интересы.

Решительность -- волевое свойство личности, которое проявляется в быстром и продуманном выборе цели, определении способов ее достижения. Особенно ярко решительность проявляется в сложных ситуациях выбора, связанных с риском. Противоположность этому качеству - нерешительность - может проявляться в нескончаемой борьбе мотивов, в постоянных пересмотрах принятого уже решения.

Смелость -- это способность человека преодолевать чувство страха и растерянность. Смелость проявляется не только в действиях в момент опасности для жизни человека; смелый не испугается сложной работы, большой ответственности, не побоится неудачи. Смелость требует разумного, здравого отношения к действительности. Подлинная смелость волевого человека - это преодоление страха и учет грозящих опасностей. Смелый человек осознает свои возможности и достаточно продумывает действия.

Настойчивость -- волевое свойство личности, которое проявляется в способности доводить до конца принятые решения, достигать поставленной цели, преодолевая всякие препятствия на пути к ней. От настойчивости следует отличать отрицательное качество воли -- упрямство. Упрямец признает лишь собственное мнение, собственные аргументы и стремится руководствоваться ими в действиях и поступках, хотя эти аргументы могут быть ошибочными.

Выдержкой, или самообладанием, называют волевое свойство личности, которое проявляется в способности сдерживать психические и физические проявления, мешающие достижению цели. Противоположное отрицательное качество -- импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, поспешно, не обдумывая своих поступков.

Мужество - это сложное качество личности, предполагающее наличие не только смелости, но и настойчивости, выдержки, уверенности в себе, в правоте своего дела. Мужество проявляется в способности человека идти к достижению цели, несмотря на опасность для жизни и личного благополучия, преодолевая невзгоды, страдания и лишения.

Инициативность -- это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески. Это, отвечающая времени и условиям, активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

Самостоятельность -- волевое свойство личности, проявляющееся в умении по собственной инициативе ставить цели, находить пути их достижения и практически выполнять принятые решения. Самостоятельный человек не поддается попыткам склонить его к действиям, не согласующимся с его убеждениями. Противоположным самостоятельности качеством является внушаемость. Внушаемый человек легко поддается чужому влиянию, он не умеет критически относиться к чужим советам, противостоять им, он принимает любые чужие советы, даже заведомо несостоятельные.

Дисциплинированность -- это волевое свойство личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общественным правилам и нормам. Сознательная дисциплина проявляется в том, что человек без принуждения признает для себя обязательным выполнять правила трудовой, учебной дисциплины, социалистического общежития и борется за выполнение их другими.

Волевые качества, подобно другим качествам личности, вырабатываются в деятельности. Здесь имеются в виду не искусственные упражнения, а тренировка волевых усилий в процессе выполнения повседневных обязанностей. Важную роль в воспитании волевых качеств играет личный пример руководителя и требования коллектива.

Воля в психологии

Представим основную психологическую характеристику воли на рисунке 2. Рассмотрим далее волевое действие – основу воли.

Рисунок 2. «Воля»

Волевое действие

Все действия человека могут быть разделены на две группы:

  1. произвольные,
  2. непроизвольные.

Произвольные действия осуществляются под контролем сознания, соответственно – непроизвольные подчинены бессознательному.

Разберем структуру волевого действия.

  1. Побуждению к действию. Обычно данное действие слабо осознается человеком. Побуждение к действию связывают с теми эмоциональными состояниями, которые проявляются в результате возникновения определенной потребности.
  2. Предвосхищение цели задуманного действия. Основной характеристикой волевого действия является получение результата после его свершения.
  3. Поиск средств для достижения цели.
  4. Намерение осуществления действия. Без данного намерения не произойдет реализация деятельности, из-за чего результат не будет достигнут.
  5. Решение к выполнению действия. Выделяют три основных вида решений:
  • привычные решения (характерные для простых волевых действий, это так называемые повседневные «шаблонные» решения);
  • решения без достаточного основания (эмоциональные стремительные решения, решения на бессознательной основе);
  • осознанные решения (решения, которые типичны для волевых действий, так как являются осознанными).
  • Волевое усилие. Оно выражается или во внимании, сосредоточенном на выполняемом действии, или в побуждении себя действовать, несмотря на возникшие трудности и препятствия на пути к достижению поставленной цели. Волевые усилия бывают различными в зависимости от характера и особенностей тех трудностей, для преодоления которых они предпринимаются. При всем своем многообразии трудности, которые приходится преодолевать человеку в своих волевых действиях, могут быть сведены в следующие две группы:
    • объективные трудности, обусловленные характерными особенностями самих объектов и явлений; например, физическая работа, требующая затраты больших мышечных усилий: сложная алгебраическая задача, требующая для своего решения большого умственного напряжения; гимнастическое упражнение, требующее от исполнителя выдающейся ловкости и координированности движений и т. д.;
    • субъективные трудности, обусловленные особенностями самого субъекта, сложившимися у него отношениями к окружающей действительности; например, боязнь выполнения данного физического упражнения (например, прыжок в воду с высоты одного метра), хотя объективно оно и не является трудным; отсутствие любви к данному учебному предмету (например, истории), хотя объективно уроки по этому предмету и не представляют особой трудности; лень, выработавшаяся в связи с определенными условиями жизни, привычка не утруждать себя самостоятельным преодолением тех или других трудностей, отсутствие привычки к систематическому и упорному труду и т. д.
  • Выполнение соответствующей деятельности. Оно осуществляется путем определенных рабочих операций, направленных на достижение поставленной цели с помощью намеченных средств.
  • Воля – сознательная саморегуляция человеком своей деятельности и поведения, обеспечивающая преодоление трудностей при достижении целей; - созданные человеком дополнительные побуждения к внешним и внутренним действиям, обладающим недостаточной мотивацией.

    Функции воли: 1.Интегративная – внутренняя – мобилизация потенциала психики, 2.Регулятивная – внешняя – используется когда усилия носят коллективный характер

    Характеристики воли:


        • Направленность – воля всегда направлена на объект

        • Отдаленность – идет работа на перспективу, а не удовлетворение сиюминутных потребностей

        • Устойчивость – протяженность о времени

        • Энергетическая – волевые процессы возникают при слабом побуждении = низкой энергетичности

        • Информационная – только при наделении объекта социальной ценностностью, обеспечении личностного смысла возможно формирование дополнительного побуждения и возникновение волевых процессов

    Воля, как и внимание не имеет своего содержания, это регуляторный процесс.

    ^ Классификация волевых проявлений: 1.волевые процессы – волевые компоненты психических процессов:произвольное внимание,волевые компоненты вербально-логического мышления,произвольная память, правление и контроль эмоций. 2. волевые состояния: решимость, оптимизм, готовность к действию (внутренняя мобилизация. 3. волевые свойства личности:целеустремленность – способность ставить цели и действовать в направлении их достижения, настойчивость – может быть компенсаторным: медленно, но верно я достигну своей цели,самостоятельность – умение отходить от воздействия внешних ситуаций

    Первые три свойства формируются в ходе социального развития человека, последние два ↓ заданы генетически. - решительность – умение быстро и обоснованно принимать решения и своевременно их исполнять (возникает при балансе возбуждения и торможения)-самообладание – способность контролировать свои поступки (возникает при преобладании торможения)

    ^ Структура волевого акта:

    1.
    простой волевой акт: побуждение → цель → исполнение

    2.
    сложный волевой акт: возникновение побуждения и предварительная постановка цели: желание (=цель) и «хотение» (=установка на ее реализацию)→ стадия обсуждения: борьба мотивов, организация желаний, сознательный выбор → решение → исполнение: готовность (внутренняя мобилизация), намерение

    Волевые действия имеют рефлекторную природу (Павлов, Сеченов). Решающую роль играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т.е. обусловлены либо словесными указаниями другого, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда он принимает решение. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Волевое действие может выражаться и в отказе от какого либо действия.Преодоление препятствий требует волевого усилия – особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

    ^ Методы измерения волевых свойств:

    1.
    методика измерения волевого усилия Ильиных, но здесь волевое усилие вырвано из контекста деятельности

    2.
    методики изучения устойчивости и концентрации произвольного внимания

    3.
    тест Кеттела, эмоционально-волевой блок

    4.
    методика определения локуса контроля Дж. Роттера

    Теории воли. Селиванов : воля – сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выражающееся в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных поступков и действий. Волевое состояние – класс психических, временных состояний, не являющихся оптимальными внутренними условиями личности, способствующими преодолению

    возникших трудностей. Волевое состояние является почвой для формирования волевых свойств. Единица волевой деятельности – сознательное действие. Структура сознательного действия: постановка цели действия → мысленное планирование исполнения → сила исполнения. Иванников : воля – способность и умение человека сознательно направлять свою деятельность в соответствии с определенными целями, произвольно регулировать свою мотивацию. Воля – способность и умение человека направить свою деятельность в соответствии с

    определенными принципами, целями, задачами.Калин : воля – система механизмов сознания, обеспечивающая самоуправление функциональной структурой психики и управление затратами ресурсов в процессе деятельности и поведения (акцент на субъективность воли).Центральное понятие – волевая регуляция – сознательное, опосредованное целями и мотивами предметной деятельности создание состояния оптимальной мобилизованности (оптимального режима активности) и концентрирование этой активности в нужном направлении, т.е. для достижения наибольшей эффективности. Т.о., функция волевой регуляции – оптимизация становления и удержания необходимой формы деятельности. Важный аспект: быстрый анализ проблемных ситуаций, формирование информационной основы своевременного запуска операционных механизмов. Волевое регулирование реализуется в ряде действий. Волевое усилие (основной способ выполнения волевого действия) – однонаправленное, регулирующее проявление сознания, приводящее к установлению или удержанию необходимого состояния функциональной организации психики. Связь воли и мотивации: механизмы воли участвуют в разрушении противоречий в структуре мотивации, в процессе их становления и функционирования.Ильин : воля – сознательное управление своими действиями и поступками, деятельностью и поведением. Центральное понятие – волевое усилие – сознательное и, большей частью, осознанно совершаемое внутреннее усилие (над собой), являющееся поиском к совершению того или иного акта (интеллектуального, двигательного, перцептивного). Первичный механизм волевой регуляции характеризуется степенью интенсивности, длительности – этими характеристиками определяется выраженность силы воли. Волевая регуляция включает два аспекта:

    1.
    воля как свобода поступков и действий

    2.
    воля как свобода выбора пути достижения цели

    Силы воли не существует. Проявление сил воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. Волевые качества – специфические проявления воли, связанные с преодолением трудностей. Проявление волевого качества определяется нейродинамическими особенностями, причем каждому качеству соответствует свой типологический комплекс. Нейродинамические качества – врожденный компонент воли, он уравновешивается моральными комплексами (=нравственными качествами личности), которые формируются в процесс социализации.

    Чхартишвилли : поведение можно разделить на:


    • импульсивное – потребность (=цель)→ удовлетворение→эмоциональное переживание

    • волевое – личность→цель→результат→оценочное суждение

    · Воля формирует определенные качества личности, входящие в структуру характера, которые получили название ``волевые качества"".

    · Определение. Волевые качества личности -- это сложившиеся в процессе получения жизненного опыта свойства личности, связанные с реализацией воли и преодолением препятствий на жизненном пути.

    · В психологии характера выделяют множество волевых качеств личности. К основным, базовым волевым качествам личности , определяющим большинство поведенческих актов, относятся целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность .

    · Все эти качества связаны с этапами осуществления волевого акта.

    · 1. С первой фазой волевого акта связаны такие качества, как целеустремленность, инициативность, самостоятельность, выдержка, которые, в свою очередь, являются проявлением самодетерминации воли.

    · Целеустремленность -- это сознательная и активная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность является обобщенным мотивационно-волевым свойством личности, определяющим содержание и уровень развития других волевых качеств. Различают целеустремленность стратегическую и тактическую. Стратегическая целеустремленность - это умение личности руководствоваться во всей своей жизнедеятельности определенными ценностями, убеждениями и идеалами. Тактическая целеустремленность связана с умением личности ставить перед собой ясные цели для отдельных действий и не отвлекаться от них в процессе исполнения.

    · Инициативность -- это активная направленность личности на совершение действия . Волевой акт начинается с инициативы. Проявление инициативы означает волевое усилие, направленное не только на преодоление собственной инертности, но и на самоутверждение, придание волевому акту определенной направленности. Инициативность связана с самостоятельностью.

    · Самостоятельность -- это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения других лиц, действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки.

    · Выдержка - это сознательная и активная установка личности на противостояние препятствующим осуществлению цели факторам, которая проявляется в самообладании и самоконтроле. Выдержка -- это проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия. Человек, обладающий развитым качеством выдержки (сдержанный человек), всегда сумеет выбрать оптимальный уровень активности, соответствующий условиям и оправданный конкретными обстоятельствами.

    · 2. На всех фазах, особенно на втором и третьем этапе волевого акта, формируются такие качества, как решительность и смелость.

    · Решительность -- свойство личности, проявляющееся в ее умении принимать и претворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Она поддерживает инициативу при постановке цели действия. Активно реализуется в выборе доминирующего мотива и правильного действия и в выборе адекватных средств достижения цели. Внешне решительность проявляется в отсутствии колебаний. Решительность не исключает всестороннего и глубокого обдумывания цели действий, способов её достижения, переживания сложной внутренней борьбы, столкновения мотивов. Решительность проявляется и при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быстрый переход от выбора средств к исполнению самого действия.

    · Смелость - это умение противостоять страху и идти на оправданный риск для достижения своей цели . Смелость является предпосылкой для формирования решительности.

    · Качествами, противоположными решительности, с точки зрения волевого регулирования, с одной стороны, выступают импульсивность , понимаемая как торопливость в принятии и осуществлении решений , когда человек действует, не задумываясь о последствиях, под влиянием сиюминутных импульсов, выбирая первое попавшееся под руку средство или цель. С другой стороны, решительности противостоит нерешительность , проявляющаяся как в сомнениях, в длительных колебаниях до принятия решения, так и в непоследовательности при претворении их в жизнь .

    · 3. На исполнительном этапе формируются важнейшие волевые качества - энергичность и настойчивость , а также организованность, дисциплина и самоконтроль

    · Энергичность -- это качество личности, связанное с концентрацией всех ее сил для достижения поставленной цели . Однако одной энергичности недостаточно для достижения результата. Она нуждается в соединении с настойчивостью.

    · Настойчивость -- это качество личности, проявляющееся в умении мобилизовать свои силы для постоянной и длительной борьбы с трудностями, преследуя поставленные перед собой цели. Настойчивость может перерасти в плохо управляемую волю, проявляющуюся в упрямстве. Упрямство -- это качество личности, выраженное в неразумном использовании волевых усилий в ущерб достижению поставленной цели .

    · Организованность -- качество личности, проявляющееся в способности разумно планировать и упорядочивать ход всей своей деятельности .

    · Дисциплинированность -- это качество личности, проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам, установленному порядку, требованиям ведения дела .

    · Самоконтроль -- это качество личности, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач . В процессе решения задач самоконтроль обеспечивает регуляцию деятельности на основе высших мотивов, общих принципов работы, противостоит возникающим сиюминутным импульсам.

    · Совершая то или иное волевое действие, личность поступает сознательно и несет ответственность за все его последствия.

    · Формирование волевых качеств

    · Воля -- это элемент сознания личности, поэтому она не является врожденным качеством, а формируется и развивается в процессе становления личности. Развитие воли у человека связано с преобразованием непроизвольных психических процессов в произвольные, то есть с приобретением человеком контроля над своим поведением, с выработкой волевых качеств личности в какую-либо сложную форму деятельности. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность, тем более развитой будет её волевая сфера. Однако травмирующие психику события или действия, направленные против человека, могут ``сломить"" его волю. Благодаря наличию воли личность чувствует и осознает свою индивидуальность, способность взять на себя ответственность за собственное поведение.

    Воля, волевые действия



    Теории воли

    Механизмы волевой регуляции

    Развитие воли у человека

    Литература

    воля личность поведение преодоление


    1. Общее понятие о воли. Функции воли


    Воля присутствует во многих актах человеческого поведения, помогая гая преодолевать сопротивление, а также другие желания и потребности на пути к намеченной цели. Например, если человеку не хочется пить горькое лекарство, но он знает, что это крайне необходимо для его здоровья, то, подавляя силой воли свое нежелание, он заставляет себя систематически выполнять назначенной лечение.

    Другой пример - студенту хочется сходить на дискотеку, но у него еще не готова домашняя контрольная работа к завтрашнему дню. Преодолевая усилием воли сиюминутное желание, студент заставляет себя работать, поставив целью завтрашний успех. Проявление воли мы наблюдаем и в различных ситуациях общения. Например, человек нам неприятен, но от него объективно зависит наше дальнейшее продвижение, поэтому усилием воли мы сдерживаем свою неприязнь, надеваем подходящую для данной ситуации психологическую "маску" и как результат добиваемся своего.

    Любая деятельность человека всегда сопровождается действиями, которые могут быть разделена на две большие группы:

    ØПроизвольные,

    ØНепроизвольные.

    Главное отличие произвольных действий состоит в том, что они осуществляются под контролем сознания и требуют со стороны человека определенных усилий, направленных на достижение сознательно поставленной цели. Произвольные или волевые действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий.

    Простейшими из непроизвольных движений являются рефлекторные сужения и расширение зрачков, мигание, глотание, чихание и т.п. К непроизвольным движениям также относятся отдергивание руки при прикосновении к горячему предмету, невольный поворот головы в сторону раздавшегося резкого звука.

    Воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков.

    Механизм функционирования воли заключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жизнедеятельности. В основе этой регуляции лежит взаимодействие процессов возбуждения и торможения нервной системы.

    Чаще всего человек проявляет свою волю в следующих типичных ситуациях:

    Øнеобходимо сделать выбор между двумя или несколькими одинаково привлекательными, но требующими противоположных действий мыслями, целями, чувствами, несовместимыми друг с другом,

    Øнесмотря ни на что, необходимо целенаправленно продвигаться по пути к намеченной цели;

    Øна пути практической деятельности человека возникают внутренние боязнь, неуверенность, сомнения или внешние объективные обстоятельства, (препятствия), которые необходимо преодолеть.

    Иными словами, воля ее наличие или отсутствие проявляется во всех ситуациях, связанных с выбором и принятием.

    В качестве основных функций воли выделяют:

    1.выбор мотивов и целей,

    2.регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации;

    3.организацию психических процессов в систему, которая адекватна выполняемой человеком деятельности;

    4.мобилизацию физических и психических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.


    2. Теории воли


    Воля как феномен человеческой психики давно, еще в античности привлекала внимание мыслителей.

    1.Так, Аристотель ввел понятие воли в систему категорий науки о душе для того, чтобы объяснить, каким образом поведение человека реализуется в соответствии со знанием, которое само по себе лишено побудительной силы.

    Воля у Аристотеля выступала как фактор, способный изменять ход поведения:

    Øинициировать его,

    Øостанавливать,

    Øменять направление и темп.

    Однако мыслители античности, а позднее и средневековья не трактовали волю в современном ее личностном понимании. Так, в античности понятие "воля" поглощалось понятием "логика". По Аристотелю, например, любое действие вытекает в первую очередь из логического заключения.

    2.В период средневековья существовал обряд экзориса - изгнания дьявола. Человек в те времена воспринимался лишь как пассивное, начало, в котором воля проявлялась в виде добрых и злых духов порой даже персонифицированных.

    Такое понимание воли было обусловлено тем, что традиционное общество фактически отрицало самостоятельное начало в поведении. С.И. Рогов отмечает, что личность выступает в нем лишь как род, как программа, по которой жили предки. Право на отклонение признавалось лишь за некоторыми членами общества, например:

    Øшаманом - человеком, который общается с духами предков;

    Øкузнецом - человеком, которому подвластна сила огня и металла;

    Øразбойником - человеком-преступником, противопоставившим себя данному обществу.

    3.Понятие воли как бы возрождается в новое время вместе с появлением понятия личности, одной из главных ценностей которой является свобода воли. Появляется новое мировоззрение - экзистенциализм, "философия существования", согласно которому свобода - это абсолютная, свободная воля. М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр и А. Камю считали, что любой человек по сути своей своеволен и безответственен, а любые общественные нормы являются подавлением человеческой сущности.

    4.В России интересную трактовку воли представил И.П. Павлов, рассматривая волю как "инстинкт" (рефлекс) свободы. Как инстинкт свободы, воля выступает не меньшим стимулом поведения, чем инстинкты голода или опасности.

    Много споров возникло и возникает по вопросу сознательного или бессознательного происхождения понятия "воля".

    ØСторонники идеалистических воззрений истолковывали как феномен воли, присущую человеку способность к самостоятельному выбору цели и способов ее достижения. Способность же принимать решения, выражающие личностные установки и убеждения, они истолковывали как результат действий стоящей за этими актами иррациональной силы.

    ØВ свое время немецкие философы А. Шопенгауэр и Э. Гартман абсолютизировали волю, объявив ее космической силой, слепым бессознательным первоначалом, производным которого являются все психические проявления человека.

    ØПсихоаналитическая психология представляла волю человека как своеобразную энергию человеческих поступков. Сторонники психоанализа считали, что поступками человека управляет некая биологическая энергия человека, превращенная в психическую. Фрейд отождествлял эту энергию с психосексуальной энергией полового влечения - бессознательным либидо, объясняя тем самым человеческое поведение сначала "окультуренными" проявлениями этой жизнеутверждающей силы Эрос, а затем ее борьбой со столь же подсознательной тягой человека к смерти Тантос.

    ØСторонниками теории о воле как об особой надприродной силе, лежащей в основе психики и бытия в целом, являлись такие известные психологи, как В. Вундт и У. Джеймс. Теологическое толкование воли состоит в том, что воля отождествляется с божественным началом в мире: Бог - исключительный обладатель свободы воли, наделяющий ею людей по своему усмотрению.

    ØМатериалисты трактуют волю как сторону психики, имеющую материальную основу в виде нервных мозговых процессов. Волевые или произвольные действия развиваются на основе непроизвольных движений и действий. Простейшими из непроизвольных действий являются рефлекторные. К этому типу также относятся импульсивные действия, неосознанные, неподчиненные общей цели реакции. В противоположность непроизвольным, осознанные действия человека направлены на достижение им цели, что характерно для волевого поведения.

    Материальной основой произвольных движений является деятельность гигантских пирамидных клеток, расположенных в одном из слоев коры мозга в области передней центральной извилины. В этих клетках зарождаются импульсы к движению. Ученые пришли к этому заключению, изучая причины возникновения абулии (болезненного безволия), которая развивается на почве мозговой патологии и аппраксии (нарушений) произвольной регуляции движений и действий, делающих невозможным осуществление волевого акта, возникающей в результате поражения лобных долей головного мозга. Учение о второй сигнальной системе И.П. Павлова значительно дополнило материалистическую концепцию, доказывая услово-рефлекторную сущность воли.

    Современные исследования воли в психологии ведутся по разным научным направлениям:

    Øв бихевиористски ориентированной науке изучаются определенные формы поведения,

    Øв психологии мотивации в центре внимания находятся внутриличностные конфликты и способы их преодоления,

    Øв психологии личности основное внимание сосредоточено на выделении и исследовании соответствующих волевых характеристик личности.

    Вместе с тем современная психология стремится придать науке о воле интегративный характер.


    Волевая регуляция поведения человека и волевые качества личности


    Воля и ее сила проявляются в волевых действиях поступках человека. Волевые действия, как и вся психическая деятельность, согласно И.П. Павлову, связаны с функционированием мозга. Важную роль при осуществлении волевых действий выполняют лобные доли мозга, в которых, как показывают исследования, происходит сличение достигнутого каждый раз результата с предварительно составленной программой цели.

    Воля обеспечивает две взаимосвязанные функции: побудительную и тормозную, проявляясь в них в виде волевого действия.

    В соответствии с указанными функциями воля подразделяется на:

    Øактивизирующую,

    Øпобудительную, стимулирующую,

    Øтормозящую.

    Побудительная функция способствует активности человека на основе специфики внутренних состояний, обнаруживающихся момент самого действия.

    Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности.

    Побудительная и тормозная функция составляют "содержательную" основу процесса волевой регуляции.

    С учетом изложенного, волевая регуляция поведения человека в ее наиболее развитом виде - это сознательное управление собственными мыслями, чувствами, желаниями и поведением. Существуют различные уровни психической регуляции.

    Выделяются следующие уровни психической регуляции:

    .непроизвольная регуляция (допсихические непроизвольные реакции);

    .образная (сенсорная) и перцептивная регуляция;

    .произвольная регуляция (речемыслительный уровень регулирования);

    .волевая регуляция (высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели).

    В результате волевой регуляции возникает волевой акт. Элементарный волевой акт возникает только тогда, когда в голове человека одновременно с мыслью о совершении какого-либо действия не появляется другая мысль, мешающая его осуществлению.

    Таким актом можно, например, считать идеомоторный акт, который представляет способность одной мысли о движении, вызвать само движение. Более сложный волевой акт связан с преодолением так называемой "конкурирующей" идеи, при наличии которой у человека возникает специфическое ощущение прилагаемого усилия, которое связано с проявлением силы воли.

    Самый сложный волевой акт - такой, при котором путем преодоления внутреннего и внешнего сопротивления сознательно принимается, а затем осуществляется принятое решение. К сложным волевым актам относятся, например, отказ от вредных привычек курения, алкоголизма и дурных компаний. Сложный волевой акт не осуществляется сиюминутно в реальном времени, иногда для его осуществления требуется приложение максимальной силы воли. Сложные волевые акты - наивысший показатель "волевого" человека. Еще одним отличием "волевого" человека от "человека привычки", является наличие у первого развитых волевых качеств.

    Волевые качества подразделяются на три категории:

    Øпервичные волевые качества (сила воли, настойчивость, выдержка);

    Øвторичные, или производные, волевые качества (решительность, смелость, самообладание, уверенность);

    Øтретичные волевые качества (ответственность, дисциплинированность, обязательность, принципиальность, деловитость, инициативность).

    Волевые качества личности - категория динамическая, способная к изменению, развитию в течение жизни. Волевые качества нередко направляются не столько на овладение обстоятельствами и их преодоление, сколько на преодоление самого себя. Это особенно касается людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходится действовать вопреки своим природным или характерологическим данным.


    Механизмы волевой регуляции


    Все достижения человека и человечества в целом не обходятся без участия воли, волевой регуляции поведения. Все волевые процессы, составляющие механизм регуляции, имеют несколько существенных фаз:

    .возникновение побуждения и постановка цели;

    .стадия обсуждения и борьба мотивов;

    .принятие решения;

    Исполнение.

    Ключевыми понятиями 1-3-й фаз являются влечение и желание. Влечение - это неосознанная потребность, а желание - осознанная потребность, готовая превратиться сначала в мотив, а затем и в цель поведения.

    Однако далеко не всякое желание может сразу претвориться в жизнь, так как у человека могут возникнуть одновременно несколько несогласованных желаний, порождая тем, самым борьбу мотивов. Борьба мотивов нередко сопровождается сильным внутренним напряжением, особенно если желания полярны. В традиционной психологии борьба мотивов рассматривается как ядро волевого акта. Преодоление же внутреннего конфликта идет лишь через осознание реальной значимости и соотношения мотивов, их важности для человека и последствий, результирующих волевое действие.

    Принятие решения является заключительным моментом борьбы мотивов, порождающим специфическое для волевого акта чувство ответственности за действие. Процесс принятия решения достаточно сложен, и его скорость во многом зависит от такой категории, как "решимость" человека, степень которой зависит от следующих факторов:

    Øналичия разумных оснований для осуществления волевого акта;

    Øдинамики и силы внешних обстоятельств, определяющих шкалу мотивов;

    Øтемперамента и характерологических особенностей человека, принимающего решение.

    Лучше уяснить эту мысль поможет схема, предложенная Л.Д. Столяренко (рис. 31).


    Рис. 31. Динамика воли в зависимости от трудности внешнего мира и сложности внутреннего мира человека

    Обозначения:

    Воля не требуется, желания человека просты, однозначны, любое желание осуществимо в легком мире;

    Требуются волевые усилия по преодолению препятствий реальной действительности, нужно терпение, но сам человек внутренне спокоен, уверен в своей правоте в силу однозначности своих желаний и целей;

    Требуются волевые усилия по преодолению внутренних противоречий, сомнений. Человек внутренне сложен, идет борьба мотивов и целей, он мучается при принятии решения;

    Требуются интенсивные волевые усилия, чтобы преодолеть внутренние сомнения для выбора решений и осуществления действий в условиях объективных помех и трудностей. Волевое действие здесь выступает как сознательно принятое к осуществлению намеренное целенаправленное действие на основе внешней и внутренней необходимости.


    Заключительной фазой волевого процесса является исполнение. Этап исполнения имеет сложную внутреннюю структуру: принять решение - это не значит сразу его выполнить.

    Исполнение решения очень тесно связано с такой категорией, как время. Если исполнение откладывается на значительный срок, то речь идет о намерении, которое, в свою очередь, должно быть тщательно спланировано, что определит успешность и скорость исполнения. Для окончательного принятия решения и исполнения требуется волевое усилие.

    Волевое усилие - это форма эмоционального стресса, мобилизующего внутренние ресурсы человека и создающего дополнительные мотивы к действию по достижение цели.

    Волевое усилие зависит от следующих факторов:

    Øмировоззрение личности;

    Øморальной устойчивости;

    Øналичия общественной значимости целей;

    Øустановки по отношению к действию;

    Øуровня самоорганизации личности.

    Иными словами, воля является своеобразным отображением структуры личности и ее внутренних особенностей. Волевое действие каждого человека неповторимо.

    Знание механизмов волевой регуляции и способов развития воли необходимо каждому человеку, стремящемуся к планомерному и успешному саморазвитию и достижению жизненных целей.


    Развитие воли у человека


    Воля - одно из человеческих качеств, которое потенциально заложено до рождения и которое вместе с тем можно развивать в течение жизни. Диапазон сильной воли столь же велик, как и диапазон слабоволия.

    Желание укрепить свою волю, расширить спектр применения волевого действия чаще всего возникает у людей с интернальной локализацией контроля.

    Локализация контроля - это склонность человека приписывать ответственность за результаты действия внешним или внутренним силам. В зависимости от этого различаются интерналы и экстерналы.

    Интерналы чаще всего чувствуют личную ответственность за свои действия, объясняя их своими личностными особенностями, поэтому они стремятся работать над собой, самосовершенствоваться, в том числе и развивать свою волю.

    Экстерналы же все стараются объяснить внешними обстоятельствами, снимая с себя всяческую ответственность и тем самым снижая актуальность волевой активности и волевой тренировки.

    Человек, желающий владеть собой и обстоятельствами, желающий победить деструктивные эмоции и качества, например, как страх и лень, может путем тренировки усилить свою волю и увеличить спектр своих возможностей.

    Работая над развитием воли, можно опираться на рекомендации, которые дают Л.И. Рувинский и С.И. Хохлов.

    1.Лучше не принимать решений, чем принимать и не выполнять их. Принятое решение должно быть выполнено.

    2.Цель должна быть полезной, общественно значимой, привлекательной.

    .Поставленная цель должна быть тщательно обдумана. Нельзя ставить цели и принимать решения, когда вы в состоянии сильного эмоционального возбуждения, гнева, а также когда не могут быть учтены наиболее существенные обстоятельства, связанные с выполнением вашего решения.

    .Поставленная цель должна соответствовать вашим возможностям. Она будет достигнута при наличии:

    Øволевого усилия, необходимого для выполнения решения;

    Øопределенных знаний и умений, необходимых для выполнения решения;

    Øразвитого того или иного волевого качества выдержки, настойчивости, прилежания, смелости, целеустремленности;

    Øвремени и средств, необходимых для выполнения решения.

    5.Поставленная цель должна быть абсолютно конкретной:

    Øуказаны сроки, точно определен минимальный объем ежедневной запланированной работы;

    Øобщей продолжительности работы над чем-либо;

    Øточно указан предполагаемый результат;

    Øуказаны средства реализации принятого решения.

    Øглавная цель должна быть разбита на ряд промежуточных.

    Необходимым условием эффективности постановки цели является умение сделать ее достижимой, привлекательной и включить в качестве составной части в значимые для нас и реально действующие мотивы.

    Таким образом, от осознания значимости цели, правильного ее выбора, сочетания ближних, средних и дальних перспектив, зависит ее побудительная сила.

    Для успешного претворения в жизнь наших планов необходима внутренняя активность. Она должна быть целенаправленной и осуществляться со знанием дела, с пониманием сущности происходящих в нас психических процессов. Обучаясь управлять своими чувствами и психическими состояниями, мы получаем двойную пользу: во-первых, развиваем и укрепляем нужные черты характера самообладание, выдержку, а во-вторых, также вызываем необходимые психические состояния, которые помогают нам достигать поставленных целей.

    Достаточный уровень развития воли - необходимая основа и условие для осуществления программы самовоспитания. Именно поэтому самовоспитание воли является не только целью развития одного из качеств личности, но и необходимо для ее формирования в целом.


    Литература


    1. Под общ. ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева: Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. - СПб.; М.; Харьков; Минск: Питер, 2005

    Под ред. Б.А. Сосновского: Психология. - М.: Юрайт, 2005

    Реан А.А. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2005

    Совет УМО университетов РФ по психологии; Под ред. Т.Д. Марцинковской: Рец. М.Ю. Кондратьев, А.И. Подольский: Психология развития. - М.: Академия, 2005

    Тихомиров О.К. Психология мышления. - М.: Академия, 2005

    Психология. Программы-минимум кандидатских экзаменов. - М.: Икар, 2004

    Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. - М.: Владос-Пресс, 2004

    Бодалев А.А. Общая психодиагностика. - СПб.: Речь, 2004

    Волков Б.С. Психология развития человека. - М.: Академический Проект, 2004


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Воля: понятие, волевые действия, их структура

    Воля - высший уровень произвольной регуляции деятельности, обеспечивающий преодоление трудностей при достижении цели.

    Воля - это психический процесс, заключающийся в сознательной, целенаправленной, мотивированной, активной психической деятельности, которая связана с преодолением внешних и внутренних препятствий и направлена на удовлетворение потребностей человека.

    Среди уровней регуляции поведения выделяются следующие:

    1. Непроизвольная регуляция:

    · допсихические непроизвольные реакции;

    · образная (сенсорная и перцептивная) регуляция.

    2. Произвольная регуляция:

    · речемыслительный уровень регулирования.

    3. Волевая регуляция. Структура и содержание волевого действия:

    · Возникновение побуждения и предварительная постановка цели

    · Стадия обсуждения и «борьба мотивов» как столкновение в процессе выбора того или иного действия противоречивых тенденций, желаний, побуждений.

    · принятие решения относительно выбора того или иного варианта поведения-- это своего рода фаза «разрешения» борьбы мотивов. На данном этапе возникает либо чувство облегчения, связанное с разрешением ситуации и снятием напряжения, либо состояние беспокойства, связанного с неуверенностью в правильности принятого решения;

    · исполнения реализация принятого решения, воплощение того или иного варианта действий в своем поведении (деятельности).

    В большинстве случаев принятие решения и волевое поведение в целом связаны с большим внутренним напряжением, приобретающим иногда и стрессовый характер. Наличие волевого усилия, переживаемого субъектом как его психическая реальность, является очень характерной особенностью волевого акта.

    Волевая регуляция - это прижизненное образование. Волевая регуляция связанна с проявлением усилий, реализующих активность личности, направленную на сознательную мобилизацию её психических и физических сил.

    Волевое усилие - механизм волевой регуляции, средство мобилизации субъектом своих психических и физических возможностей.

    Волевое действие - действие осознанное и целенаправленное, принятое по решению самого субъекта. Ситуация преодоление трудностей как внешних, так и внутренних, детерминированных дополнительными побуждениями, связями с изменениями смысла действия (нельзя с одного раза решить проблему, нужно приложить какие-то усилие).

    Волевое поведение - целенаправленное поведение личности, проявляется в умении управлять собой, своими действиями и поступками на основе стремления к достижению определенной цели, путем реализации специальных действий. Специфика волевого регулирования.

    Волевая регуляция поведения

    Волевая регуляция является частным видом произвольного управления и характеризуется использованием значительных волевых усилий, направленных на преодоление препятствий и трудностей, т.е. является механизмом самомобилизации.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание.

    Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти,: мышления и речи.

    Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Часто суждение о наличии или отсутствии волевой регуляции (волевого поведения), выносят на основании достигаемых человеком результатов. Однако можно стараться преодолевать трудность, но не преодолеть её.

    В обыденном употребление понятие «волевая регуляция» отождествляется с представлением о «силе воли». В связи с этим принято делить людей на волевых и безвольных.

    Конкретное содержание волевой регуляции понимается психологами по-разному.

    «Сила воли» как сила мотива. Волевая активность человека определяется силой мотива (потребности), т.к. последняя влияет на степень проявления волевого усилия: если я очень хочу достичь цели, то я буду проявлять и более интенсивное и более длительное волевое усилие. Поэтому нередко силу воли подменяют силой мотива: раз хочу, значит делаю. Ю.Ю.Палайма считает, что «сила воли» - это, по существу, сила мотива и что человек сильной воли - это прежде всего человек с сильной мотивацией поведения. Поэтому именно имеющийся у человека механизм волевой регуляции определяет большие или меньшие возможности реализации хотения.

    «Сила воли» как борьба мотивов. Часто силу воли сводят лишь к «борьбе мотивов», которая является одним из внутренних препятствий для деятельности. Имеется много ситуаций, когда выбора того или иного альтернативного решения не требуется, а волевая регуляция необходима, т.к. на пути к достижению цели встречаются различные препятствия, трудности. В таких ситуациях потребность сохраняется, но сопутствующей энергии для преодоления возникших затруднений и достижения цели не хватает и требуется включение волевого механизма для усиления энергетики действия.

    Включение в регуляцию эмоций. Некоторые психологи полагают, что мобилизация (дополнительная энергитизация) осуществляется за счет эмоции, возникающей при наличии препятствия как реакция на рассогласование «надо-не могу», «не хочу - но надо». Однако при этом не следует волевое усилие подменять подобной эмоциональной реакцией. Кроме того, волевые усилия применяются и на фоне отрицательных эмоций, которые способствуют не мобилизации, а демобилизации возможностей человека. Поэтому главным механизмом мобилизации энергии считается волевое усилие.

    «Сила воли» как самостоятельное волевое качество. Моральный компонент воли (например, чувство долга) неспецифичен по отношению к разным волевым качествам, «силы воли», проявляемой одинаково во всех ситуациях нет. Один и тот же человек, как показывает практика и эксперименты, при встрече с различными трудностями ведет себя по-разному: в одних ситуациях он проявляет большую «силу воли», в других - незначительную.

    Поэтому справедливо положение А.Пуни о том, что проявления воли всегда конкретны и обусловлены теми трудностями, которые человек преодолевает. С другой стороны, попытки определить «силу воли» как некий абстрактный показатель также некорректны, равно как и выделение людей с высоким, средним и низким уровнями волевого развития. «Сила воли» как общеличностный конструкт - либо продукт корреляционного анализа самооценок различных волевых проявлений, между которыми в большинстве случаев обнаруживаются связи, либо принятое за «силу воли» какое-либо одно волевое проявление, чаще всего целеустремлённость и настойчивость. Более правильно говорить о различных проявлениях «силы воли» (волевой регуляции), называемых волевыми качествами.

    Основные этапы волевого процесса

    В сложном волевом процессе можно выделить несколько этапов.

    Первый этап--возникновение побуждения, стремления к достижению определенной цели. Потом появляется сознание ряда возможностей достижения этой цели (2 этап) и сразу же за этим мотивы (3 этап), подкрепляющие или опровергающие эти возможности. Дальше начинается борьба мотивов (4 этап). Рассмотрев все?за? и?против?, взвесив различные мотивы, учтя конкретную обстановку, человек принимает решение (5 этап). Волевое действие заканчивается осуществлением принятого решения (6 этап).

    Волевое регулирование поведения в профессиональной деятельности медицинского работника

    Продолжительность каждого из перечисленных этапов различная и зависит от особенностей личности и объективных причин выполнения принятого решения. Для того, чтобы побуждение обратилось в действие, требуется решительность, то есть способность делать окончательный выбор. Однако трудно бывает преодолеть этап борьбы мотивов и осуществлять принятое решение. Инициатива. Она особенно важна при выполнении принятого решения. Среди других качеств, следует отметить самостоятельность в решении, поступках, выдержку, самообладание в момент неожиданных осложнений и определенную самокритичность.

    Развитие воли, способности к волевой деятельности - процесс длительный. С раннего детства родители формируют у ребенка вначале самые простые (опрятность, самообслуживание и др.) и усложняющиеся по мере развития индивидуума навыки.

    Включение воли в состав деятельности начинается с постановки человеком перед собой вопроса: “Что случилось?” Уже сам по себе характер данного вопроса свидетельствует о том, что воля тесным образом связана с осознанием действия, хода деятельности и ситуации. Первичный акт включения воли в действие фактически заключается в произвольном вовлечении сознания в процесс осуществления деятельности.

    Волевая регуляция необходима для того, чтобы в течение длительного времени удерживать в поле сознания объект, над которым размышляет человек, поддерживать сконцентрированное на нем внимание. Воля участвует в регуляции практически всех основных психических функций: ощущений, восприятия, воображения, памяти, мышления и речи. Развитие указанных познавательных процессов от низших к высшим означает приобретение человеком волевого контроля над ними.

    Волевое действие всегда связано с сознанием цели деятельности, ее значимости, с подчинением этой цели выполняемых действий. Иногда возникает необходимость придать какой-либо цели особый смысл, и в этом случае участие воли в регуляции деятельности сводится к тому, чтобы отыскать соответствующий смысл, повышенную ценность данной деятельности. В ином случае необходимо бывает найти дополнительные стимулы для выполнения, доведения до конца уже начатой деятельности, и тогда волевая смыслообразующая функция связывается с процессом выполнения деятельности. В третьем случае целью может явиться научение чему-либо и волевой характер приобретают действия, связанные с учением.

    Энергия и источник волевых действий всегда, так или иначе связаны с актуальными потребностями человека. Опираясь на них, человек придает сознательный смысл своим произвольным поступкам. В этом плане волевые действия не менее детерминированы, чем любые другие, только они связаны с сознанием, напряженной работой мышления и преодолением трудностей.

    Волевая регуляция может включиться в деятельность на любом из этапов ее осуществления: инициации деятельности, выбора средств и способов ее выполнения, следования намеченному плану или отклонения от него, контроля исполнения. Особенность включения волевой регуляции в начальный момент осуществления деятельности состоит в том, что человек, сознательно отказываясь от одних влечений, мотивов и целей, предпочитает другие и реализует их вопреки сиюминутным, непосредственным побуждениям. Воля в выборе действия проявляется в том, что, сознательно отказавшись от привычного способа решения задачи, индивид избирает иной, иногда более трудный, и старается не отступать от него. Наконец, волевая регуляция контроля исполнения действия состоит в том, что человек сознательно заставляет себя тщательно проверять правильность выполненных действий тогда, когда сил и желания делать это уже почти не осталось. Особые трудности в плане волевой регуляции представляет для человека такая деятельность, где проблемы волевого контроля возникают на всем пути осуществления деятельности, с самого начала и до конца.

    Типичным случаем включения воли в управление деятельностью является ситуация, связанная с борьбой трудносовместимых мотивов, каждый из которых требует в один и тот же момент времени выполнения различных действий. Тогда сознание и мышление человека, включаясь в волевую регуляцию его поведения, ищут дополнительные стимулы для того, чтобы сделать одно из влечений более сильным, придать ему в сложившейся обстановке больший смысл. Психологически это означает активный поиск связей цели и осуществляемой деятельности с высшими духовными ценностями человека, сознательное придание им гораздо большего значения, чем они имели вначале.

    При волевой регуляции поведения, порожденной актуальными потребностями, между этими потребностями и сознанием человека складываются особые отношения. С.Л. Рубинштейн охарактеризовал их так: “Воля в собственном смысле возникает тогда, когда человек оказывается способным к рефлексии своих влечений, может так или иначе отнестись к ним. Для этого индивид должен уметь подняться над своими влечениями и, отвлекаяся от них, осознать самого себя… как субъекта… который … возвышаясь над ними, в состоянии произвести выбор между ними.”.

    ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ

    В соответствии со сложностью волевой деятельности сложны и многообразны также и различные волевые качества личности. Среди важнейших из этих качеств можно, во-первых, выделить инициативность. Говорят часто, что "первый шаг труден". Умение хорошо и легко взяться за дело по собственному почину, не дожидаясь стимуляции извне, является ценным свойством воли. Существенную роль в инициативности играет известная интенсивность и яркость побуждений; немаловажное значение имеют и интеллектуальные данные. Обилие и яркость новых идей и планов, богатство воображения, рисующего эмоционально привлекательные картины тех перспектив, которые новая инициатива может открыть, соединённые с интенсивностью побуждения и активностью стремлений, делают некоторых людей как бы бродилом в той среде, в которую они попадают. От них постоянно исходят новые начинания и новые импульсы для других людей.

    Прямую противоположность им составляют инертные натуры. Раз взявшись за дело, инертные люди также способны иногда не без упорства продолжать его, но им всегда особенно труден первый шаг: меньше всего они в состоянии сами что-то затеять и без стимуляции извне, по собственной инициативе что-то предпринять.

    Вслед за инициативностью, характеризующей человека по тому, как у него совершается самый начальный этап волевого действия, необходимо отметить самостоятельность, независимость, как существенную особенность воли. Её прямой противоположностью является подверженность чужим влияниям, лёгкая внушаемость. Подлинная самостоятельность воли предполагает, как показывает анализ внушаемости, негативизма и упрямства, её сознательную мотивированность и обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельной собственной воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе.

    От самостоятельности и мотивации решения нужно отличать решительность - качество, проявляющееся в самом принятии решения. Решительность выражается в быстроте и, главное, уверенности, с которой принимается решение, и твёрдости, с которой оно сохраняется, в противоположность тем колебаниям наподобие качания маятника в одну и в другую сторону, которые обнаруживает нерешительный человек. Нерешительность может проявиться как в длительных колебаниях до принятия решения, так и в неустойчивости самого решения.

    Сама решительность может быть различной природы в зависимости от роли, которую в ней играют импульсивность и обдуманность. Соотношение импульсивности и обдуманности, порывистости и рассудительности, аффекта и интеллекта имеет фундаментальное значение для волевых качеств личности. Оно в частности определяет различную у разных людей внутреннюю природу их решительности. Решительность обусловлена не столько абсолютной, сколько относительной силой импульсов по сравнению с задерживающей силой сознательного контроля. Она связана с темпераментом.

    Импульсивный тип определяется не абсолютной силой импульсов, а господством или преобладанием их над интеллектуальными моментами взвешивания и обдумывания. Рассудительный тип не обязательно отличается абсолютной слабостью импульсов, а преобладанием или господством над ними интеллектуального контроля. Решительность у некоторых людей сводится попросту к импульсивности, будучи обусловлена относительной силой импульсов при слабости интеллектуального контроля. Высший тип решительности покоится на наиболее благоприятном, оптимальном соотношении между большой импульсивностью и господствующей всё же над ней силой сознательного контроля.

    Но так же как решение не завершает волевого акта, решительность не является завершающим качеством воли. В исполнении проявляются весьма существенные волевые качества личности. Прежде всего, здесь играет роль энергия, т.е. та концентрированная сила, которая вносится в действие, учитывая которую, говорят об энергичном человеке, и особенно настойчивость при приведении в исполнение принятого решения, в борьбе со всеми и всяческими препятствиями за достижение цели.

    Некоторые люди вносят сразу большой напор в свои действия, но скоро "выдыхаются"; они способны лишь на короткий наскок и очень быстро сдают. Ценность такой энергии, которая умеет брать препятствия лишь с налёта и спадает, как только встречает противодействие, требующее длительных усилий, не велика. Подлинно ценным качеством она становится, лишь соединяясь с настойчивостью. Настойчивость проявляется в неослабности энергии в течение длительного периода, не взирая на трудности и препятствия. Настойчивость наряду с решительностью является особенно существенным свойством воли. Когда, не дифференцируя различных сторон воли, говорят вообще о сильной воле, то обычно имеют в виду прежде всего именно эти два свойства - решительность и настойчивость, то, как человек принимает решение и как он его исполняет. И точно так же, когда говорят о слабости воли или безволии, то имеют в виду прежде всего неумение принять решение и неумение бороться за его исполнение. Поскольку это в сущности два различных свойства воли, можно различать два разных типа безволия: 1) нерешительность, т.е. неумение принять решение, и 2) отсутствие настойчивости, т.е. неумение бороться за исполнение принятого решения.

    Такую нерешительность или ненастойчивость обычно проявляют люди, не способные гореть тем делом, которое они делают, или легко воспламеняющиеся, но быстро охлаждающиеся. Когда порыв, который человек вносит в борьбу за достижение поставленной цели, накалён страстью и озарён чувством, он выливается в энтузиазм.

    Поскольку в волевом действии для достижения цели приходится часто сталкиваться не только с внешними препятствиями, но и с внутренними затруднениями и противодействиями, возникающими при принятии и затем исполнении принятого решения, существенными волевыми качествами личности являются самоконтроль, выдержка, самообладание. В процессе решения они обеспечивают господство высших мотивов над низшими, общих принципов над мгновенными импульсами и минутными желаниями, в процессе исполнения - необходимое самоограничение, пренебрежение усталостью и пр. ради достижения цели. Эти качества воли в очень сильной мере зависят от соотношения между аффектом и интеллектом, влечением и сознательным контролем.

    Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.

    Волевые качества личности принадлежат к числу самых существенных. Во всём великом и героическом, что делал человек, в величайших его достижениях его волевые качества всегда играли значительную роль.

    волевой регуляция личность поведение

    Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.

    Развитие воли у человека связано с такими действиями как:

    * преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные;

    * приобретение человеком контроля над своим поведением;

    * выработка волевых качеств личности;

    * а также с тем, что человек сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, которые требуют значительных волевых усилий в течение долгого времени.

    Воля является способностью человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Конкретно она выступает в таких чертах характера, как целеустремленность, решительность, настойчивость, мужество. Данные черты характера могут способствовать достижению как общественно полезных, так и антиобщественных целей.

    Размещено на Allbest.ru

    ...

    Подобные документы

      Понятие воли как способа преодоления сопротивления, а также других желаний и потребностей на пути к намеченной цели; ее теории и функции. Волевая регуляция поведения человека и ее механизм. Определение данных качеств личности; развитие воли у человека.

      реферат , добавлен 25.10.2014

      Гетерономные и автономные (волюнтаристские) теории воли, их сущность и характеристика. Произвольные и волевые действия. Основные направления развития воли. Волевая регуляция личности. Различные проявления безволия и нарушения волевого контроля.

      реферат , добавлен 13.02.2012

      Значение воли в психической деятельности: активизирующая и тормозящая. Структура волевого поступка: побуждение к совершению действий, желание, осмысление цели действия, принятие решения, борьба мотивов, волевое усилие, внешнее и внутреннее исполнение.

      курсовая работа , добавлен 24.04.2015

      Личность человека как интегральная целостность биогенных, социогенных и психогенных элементов. Волевые качества, эмоции и мотивация личности. Основные признаки волевого акта. Простые и сложные волевые действия. Свобода воли и личностная ответственность.

      контрольная работа , добавлен 04.08.2011

      Характеристика понятия воля, определение и описание волевых качеств личности. Функции воли, волевые акты и их признаки. Развитие воли у человека. Поведенческая саморегуляция. Волевые качества личности. Разница между решительностью и мотивацией решения.

      реферат , добавлен 20.01.2009

      Исследование воли как психического свойства человека, заключающегося в способности управлять своим сознанием и поступками. Описание структуры волевого воздействия. Разработка упражнений и приемов для развития волевых качеств личности младших школьников.

      курсовая работа , добавлен 11.01.2013

      Эмоциональные процессы и управление эмоциями. Воля в процессе управления. Стрессовые ситуации в управленческой деятельности. Специфика регуляция стрессовых ситуации в управленческой деятельности. Программа по управлению стрессом.

      курсовая работа , добавлен 03.04.2007

      Эмоции - психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку ситуаций для жизнедеятельности человека. Квалификация эмоций - это субъективные переживания человека. Волевые качества личности сложны и многообразны.

      реферат , добавлен 15.01.2009

      Основные понятия воли и волевые процессы: стремление, влечение, желание. Волевые действия и их характер. Исполнение - переход решения в действие. Нервно-физиологическая основа волевых движений. Упражнения в волевой деятельности. Мышление и сознание.

      реферат , добавлен 31.10.2008

      Понятие воли, структура волевого действия. Характеристика основных волевых качеств человека: целеустремленности, настойчивости, инициативности и решительности. Проявление смелости, храбрости, стойкости и мужества. Значение самообладания в жизни.