Потребность - это психологический и физиологический дефицит того, что существенно для здоровья и благополучия человека.

Существует несколько классификаций потребностей . Согласно классификации американского психолога А.Маслоу, каждый человек имеет 14 жизненно важных потребностей:

· ВЫДЕЛЯТЬ

· ДВИГАТЬСЯ

· БЫТЬ ЗДОРОВЫМ (ПОДДЕРЖИВАТЬ СОСТОЯНИЕ)

· ПОДДЕРЖИВАТЬ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА

· СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ

· ОДЕВАТЬСЯ И РАЗДЕВАТЬСЯ

· БЫТЬ ЧИСТЫМ

· ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ

· ОБЩАТЬСЯ

· ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ

· РАБОТАТЬ, ИГРАТЬ И УЧИТЬСЯ

Любое заболевание , то есть наличие в организме патологического процесса , сопровождается нарушением функций различных органов и систем. Медсестра, в силу своих знаний и умений, способна определить не само заболевание, а его внешние проявления. Нарушение функций внешне проявляет себя как нарушение удовлетворения тех или иных потребностей. Например, воспаление лёгких приводит к нарушению функций дыхательной системы и нарушению удовлетворения потребности ДЫШАТЬ. Пациент ощущает нарушение удовлетворения потребностей как дискомфорта, что служит поводом для обращения за медицинской помощью.

Поскольку конечная цель работы медсестры - комфорт её пациента, постольку для устранения возникшего дискомфорта она обязана выяснить его причины - которая отражена в сестринской истории болезни, эффективность удовлетворения потребностей.

Сестринское обследование является независимым, специфичным и не может подменяться врачебным.

Использование 14 последовательных ступеней иерархии Маслоу позволяет добиться системности сестринского обследования, делает его всесторонним и полным, составляя как бы организационную рамку сестринского обследования.

Потребность ДЫШАТЬ:

Понятие о потребности :

Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой.

О нарушении потребности медсестра узнаёт, проведя объективное и субъективное обследование пациента.

1. Субъективное обследование: осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб.

При нарушении потребности ДЫШАТЬ у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:

· одышку,

· кашель,

· боль в грудной клетке.

В беседе с пациентом медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДЫШАТЬ :

· курение;

· работа, проживание в условиях загазованной или запылённой атмосферы.

2. Объективное обследование: медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента.


При объективном обследовании может быть:

· изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность);

· затруднённое дыхание через нос;

· изменение частоты, ритма или глубины дыхания;

· лихорадка.

:

1) одышка;

2) кашель;

3) боль в грудной клетке, связанная с дыханием;

4) удушье;

5) риск нарушения дыхания в связи с курением;

6) высокий риск от удушья.

:

1) медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;

2) медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);

3) медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию ;

4) медсестра проведёт мероприятия по очищению дыхательных путей;

5) медсестра проведёт простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.

Потребность ЕСТЬ:

Понятие о потребности :

Удовлетворяя потребность ЕСТЬ , человек осуществляет доставку в организм пищу - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.

Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ :

· нарушение аппетита;

· отрыжка;

· тошнота;

· боли в животе.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ЕСТЬ :

· погрешность в диете;

· нарушение режима питания;

· переедание;

· злоупотребление алкоголем;

· отсутствие зубов, кариозные зубы.

2. Объективное обследование :

· запах изо рта;

· наличие кариозных зубов;

· рвота во время обследования.

:

1) боль в животе;

2) тошнота;

4) нарушение аппетита;

5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;

6) ожирение.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;

2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;

3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;

4) медсестра научит пациента приёмам борьбы с тошнотой и отрыжкой;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости её соблюдения.

Потребность ПИТЬ:

Понятие о потребности :

Употребляя потребность ПИТЬ , человек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.

:

1. Субъективное обследования :

ЖАЛОБЫ :

· сухость во рту.

ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ :

· употребление недоброкачественной воды;

· потребление недостаточного или избыточного количества воды.

2. Объективное обследование :

· сухость кожи и слизистых.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

2) сухость во рту;

3) обезвоживание.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;

2) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.

Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:

Понятие о потребности :

Удовлетворяя потребность ВЫДЕЛЯТЬ , человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.

Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ :

· вздутие живота;

· нарушение мочеиспускания и мочеобразования;

· отсутствие мочи;

· малое количество мочи;

· увеличенное количество мочи;

· частое болезненное мочеиспускание;

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ВЫДЕЛЯТЬ :

· нарушение в диете;

· малоподвижный образ жизни;

· переохлаждение.

2. Объективное обследование :

· отёки явные;

· отёки скрытые;

· изменение характера стула;

· сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;

· изменение количества мочи;

· визуальное изменение мочи.

Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов :

4) острая задержка мочи;

5) риск появления опрелости в области складок промежности.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;

2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприёмником;

3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;

4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;

5) медсестра проведёт беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости её соблюдения.

Потребность СПАТЬ:

Понятие о потребности :

Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значить, к нарушению функций различных органов.

Удовлетворяя потребность СПАТЬ , человек преодолевает эти вредные воздействия, восстанавливает силы организма.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· бессонница;

· нарушение сна;

· прерывистый сон;

· сонливость;

· засыпание под утро.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность СПАТЬ и ОТДЫХАТЬ :

· отсутствие отдыха;

· чрезмерная загруженность работой;

· отсутствие отпуска и выходных.

2. Объективное обследование :

· выражение лица (усталость, утомлённость, потухший взгляд, бедная мимика);

· зевота.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) отсутствие сна;

2) нарушение сна.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;

2) медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;

Например: стакан тёплого молока с ложкой мёда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга .

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;

4) медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдыха.

Потребность ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:

Понятие о потребности :

Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:

1) путём сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;

2) одеждой по сезону;

3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· потливость;

· чувство жара;

· головная боль;

· ломота в теле, суставах;

· сухость во рту.

2. Объективное обследование :

· появление «гусиной кожи»;

· горячая на ощупь кожа;

· сухость кожи и слизистых;

· трещины на губах;

· изменение температуры тела

· учащение пульса и ЧДД;

· влажная кожа;

· отклонение в температурном режиме помещений.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

· нарушение целостности;

· неприятный запах;

· неприятный запах изо рта;

· грязное бельё;

· неухоженные ногти;

· сальные волосы.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит знаний о личной гигиене;

2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;

3) недостаточность самогигиены;

4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;

2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;

3) медсестра проведёт беседу с пациентом о необходимости личной гигиены;

4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.

Потребность ДВИГАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.

Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:

Слабостью;

Отсутствием конечности;

Наличием параличей;

· расстройство психической деятельности.

ФАКТОРЫ РИСКА , влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ :

· сидячая работа;

· постоянная езда на транспорте.

2. Объективное обследование :

· болезненность при движении;

· изменения в области суставов;

· гиперемия;

· местное повышение температуры;

· изменение конфигурации;

· пассивное положение в кровати;

· отсутствие конечности.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) ограничение физической активности;

2) отсутствие физической активности;

3) риск возникновения пролежней;

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) при отсутствии движения или резким его ограничением медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;

2) медсестра будет проводить простейшие комплексы ЛФК и массаж в соответствии с назначением;

3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;

4) медсестра проведёт беседу с пациентом о гиподинамии и её последствиях.

Потребность ОДЕВАТЬСЯ или РАЗДЕВАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

ЖАЛОБЫ:

· невозможность самостоятельно раздеться и одеться;

· боль при движении;

· паралич конечностей;

· резкая слабость;

· психические расстройства.

2. Объективное обследование :

· пациент не может самостоятельно ОДЕТЬСЯ и РАЗДЕТЬСЯ ;

· одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение;

· одежда не соответствует сезону (отсутствие тёплой одежды зимой).

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;

2) высоки риск переохлаждения;

3) высокий риск перегревания;

4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;

2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;

3) медсестра проведёт с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.

Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:

Понятие о потребности :

Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно важных потребностей. Нарушение удовлетворение потребности БЫТЬ ЗДОРОВЫМ наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведёт к нарушению удовлетворению потребности быть здоровым. Другой пример: пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, кома и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворить самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объёме.

Например :

· может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;

· нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);

· может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;

· может ли пациент двигаться без посторонней помощи;

· может ли пациент самостоятельно есть и пить.

Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит самоухода.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:

· умывает,

· кормит,

· подаёт судно,

· одевает, раздевает;

2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например: по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подаёт ему умывальные принадлежности в постель;

3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.

Потребность ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ:

Понятие о потребности :

Эта потребность в адаптации к условиям жизни с факторами риска, которые отрицательно влияют на физический, психосоциальный и духовный комфорт человека. Нарушение удовлетворения потребности ИЗБЕГАТЬ ОПАСНОСТИ происходит при низком приспособлении человека к условиям жизни с факторами риска. Например, пациент имеет избыточный вес, нерационально питается, курит, мало двигается. Всё это факторы риска, к которым он не приспособлен. Поэтому у него нарушено удовлетворение потребности избегать опасности.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании :

1. Субъективное обследование :

1. Медсестра в беседе с пациентом выясняет:

· наличие в его образе жизни ФАКТОРОВ РИСКА и отношение к ним, степень приспособления пациента к условиям жизни с факторам риска;

· знает ли пациент, как эти ФАКТОРЫ влияют на его здоровье;

· есть ли у него желание к оздоровлению своего образа жизни.

2. Медсестра в беседе с пациентом о состоянии его здоровья обращает внимание на чувство страха, напряжение и опасения за своё здоровье.

3. Медсестра выясняет, ощущает ли пациент поддержку семьи в своём состоянии.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие к состоянию своего здоровья;

2) беспокойство за состояние своего здоровья;

3) страх перед операцией или предстоящим обследованием;

4) отсутствие адаптации к стрессу;

5) дефицит знаний о здоровом образе жизни;

6) угроза здоровью в связи с факторами риска.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра, обращаясь с пациентом, поможет ему психологически, используя слово, интонацию, мимику, приёмы отвлечения;

2) медсестра обеспечит пациенту должную поддержку со стороны его окружения;

3) медсестра беседует с пациентом о необходимости оздоровления его образа жизни;

4) медсестра вместе с пациентом составляет план мероприятий по оздоровлению. Например: план рационального питания или режим дня для пациента;

5) медсестра обучит пациента навыкам устранения или значительного снижения влияния факторов риска на здоровье пациента. Например: имеет место факторов риска «стресс». Необходимы:

· физическая активность;

· ежедневное распределение времени и его запас;

· открытый «шлю» для эмоций;

· планирование режима дня;

· аутотренинг , расслабление;

6) медсестра познакомит пациента с другим пациентом, ведущий здоровый образ жизни;

7) медсестра подберёт пациенту необходимую литературу о пропаганде здорового образа жизни.

Потребность ОБЩАТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Человек - существо общественное, для нормальной жизнедеятельности ему необходимо ОБЩЕНИЕ . Ему необходимо постоянно получать информацию об окружающую среду информацию о себе. Обмен информацией осуществляется при помощи органов чувств (слух, зрение, обонянии, осязание и т.д.).

Виды общения:

· разговор;

· чтение;

· музыка;

· телевидение;

· религия.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

В беседе с пациентом медсестра выясняет желание или нежелание пациента ОБЩАТЬСЯ с окружающим миром:

· родственники;

· медицинский персонал;

· соседи по палате;

· средства массовой информации;

2. Объективное обследование :

Медсестра выясняет возможность пациента ОБЩАТЬСЯ :

· нарушение слуха;

· нарушение зрения;

· нарушение движения;

· нарушение интеллекта.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) дефицит общения с семьёй;

2) недоверие медицинскому работнику;

3) дефицит общения, связанный с физическими недостатками;

4) стремление к самоизоляции.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) медсестра организует пациенту доступное для него общение.

Потребность ИМЕТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ:

Понятие о потребности :

В своей жизни каждый человек ориентируется на определённые идеалы (ценности). Это убеждение, вера в то, что хорошо или плохо в жизни. ЦЕННОСТИ формируются в человеке под воздействием его социокультурного окружения, образования, личного опыта человека. У каждого они разные, свои.

Медсестре необходимо определить ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ пациента, так как они могут положительно или отрицательно влиять на его здоровье. Например: пациент считает, что самое главное это хорошо (вкусно, обильно) поесть, что отрицательно влияет на его здоровье. Или у пациента главное в жизни - это здоровье и он стремится делать всё для его сохранения. Знание ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ пациента поможет медсестре найти аргументы для мотивации пациента на оздоровление образа жизни. Например: для пациента мотивацией на оздоровление может служить забота о семье. Он будет стремиться к выздоровлению, чтобы заботиться о семье.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестра в беседе с пациентом выявляет его жизненные ценности и их влияние на здоровье.

Вам предлагается минимум вопросов, которые медсестра должна выяснить, общаясь с пациентом:

1. Что представляет собой пациент, его психическое и физическое здоровье?

2. Что он имеет (социально-производственный, социально-бытовой, семейный статус)?

3. Что человек говорит о себе, своём здоровье?

4. Что человек делает в плане сохранения или укрепления здоровья (или наоборот, его ухудшения)? Причём выяснить есть ли расхождения слов с делом.

5. Что пациент даёт людям, насколько он ценен для семьи, общества?

6. Что человек берёт от общества, в чём нуждается?

7. К чему человек стремится, удовлетворён ли он жизнью вообще, собой, окружающими его людьми?

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) безразличие:

· к жизни;

· к своему здоровью;

2) необходимость духовного участия и сочувствия.

Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности :

1) с помощью бесед, наглядных примеров, литературы медсестра переориентирует пациента на главную ценность в жизни - здоровье;

2) многие пациенты замыкаются в себе, стараясь не обременять своими проблемами окружающих, что отрицательно сказывается на их самочувствии. Медсестра должна тактично вызвать пациента на разговор и дать ему выговориться. Например: молодая женщина, имеющая двоих детей, безнадёжно больна. Она целыми днями молчит, уставясь в потолок, находясь наедине со своими проблемами. Ей необходимо дать возможность для выхода эмоций (открыть «шлюз» для эмоций), для того, чтобы она обрела духовное равновесие.

Потребности ИГРАТЬ, РАБОТАТЬ и УЧИТЬСЯ:

Понятие о потребности :

Эта потребность образует в пирамиде Маслоу вершину. Она необходима для самовыражения, самореализации человека.

Взрослый человек реализует себя прежде всего в РАБОТЕ . Для этого ему необходимо УЧИТЬСЯ , необходимо самообразование, самосовершенствование. Также каждый человек в своей жизни под влиянием окружающей среды играет какую-то социальную роль: матери, лидера (руководителя), подчинённого. Каждый человек реализует потребность в каких-либо увлечениях (хобби). Например: рыбалка, охота, коллекционирование и т.д.

Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:

1. Субъективное обследование :

Медсестре необходимо в беседе с пациентом определить, насколько выражена эта потребность у пациента:

· как он относится к своей работе, какое место в его жизни она занимает;

· есть ли у него стремление к самообразованию, учёбе;

· какую социальную роль в жизни он играет;

· как он проводит своё свободное время, чем увлекается.

Некоторые примеры возможных диагнозов :

1) беспокойство из-за невозможности реализовать себя в связи с болезнью:

· в работе;

· в семье;

2) принижение чувства собственного достоинства;

3) дефицит организованного досуга.

Несмотря на то, что потребности у всех людей одинаковые, удовлетворяем мы их по-разному. Поэтому и состояние здоровья у всех разное.

Опираясь на знания о потребностях человека, медсестра должна уметь определить неудовлетворённые потребности пациента, установить доминирующую потребность с целью удовлетворения в порядке первоочерёдности, используя сестринский процесс.

Неудовлетворённые потребности пациента - это такие состояния, которые требуют вмешательства. Это состояния вынужденной зависимости пациента из-за каких-либо проблем.

ЗАДАЧАМИ медсестры является:

  1. Оценить ситуацию, выявить причины изменения психологического состояния пациента, его поведения.
  2. Сформулировать проблему пациента или провести сестринское диагностирование.
  3. Провести планирование необходимой помощи пациенту:
  • сформулировать цели (краткосрочные, долгосрочные) по приоритетной проблеме пациента, связанной с неудовлетворением потребности;
  • составить план сестринских вмешательств по каждой сестринской проблеме.

Арендный блок

Применение суден и мочеприемников (рис. 4.37).

Тяжелобольным, контролирующим физиологические отправления, при строгом постельном режиме для опорожнения кишечника в постель подают судно, а при мочеиспускании — мочеприемник (женщины и при мочеиспускании чаще пользуются судном). Судно может быть металлическим с эмалевым покрытием или резиновым.

В последнее время появились судна из нержавеющей стали и пластика — они более надежны в эксплуатации: не бьется эмаль, качественнее их дезинфекция.

Оказывая пациенту помощь при физиологических отправлениях, нужно придерживаться основных принципов ухода:

  • обеспечьте уединенность во время мочеиспускания и дефекации;
  • не торопите, но и не оставляйте человека надолго одного на судне — это небезопасно;
  • поощряйте быть максимально независимым при физиологических отправлениях;
  • обеспечьте ему возможность вымыть руки, а при необходимости промежность (если пациент этого не может, сделайте за него).

Запомните! Начиная перемещение пациента для подачи судна, нужно перевести кровать в горизонтальное положение, так как перемещать набок пациента, находящегося в положении Фаулера, небезопасно для позвоночника.

Помощь пациенту в использовании судна или мочеприемника (выполняют две сестры).

Оснащение: 3 пары перчаток, судно, клеенка, туалетная бумага, ширма, лоток.

I. Подготовка к процедуре.

  1. Объяснить пациенту процедуру перемещения (если позволяет время).
  2. Оценить возможность пациента в оказании помощи.

Примечание. Если у пациента нет пролежней на крестце или других ран, можно посыпать тальком часть судна, соприкасаемую с кожей.

  1. Отгородить пациента ширмой (при необходимости)

II. Выполнение процедуры (рис. 4.38)

  1. Надеть перчатки.
  2. Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня.
  3. Встать с обеих сторон кровати: одна сестра помогает пациенту слегка повернуться набок, лицом к ней, придерживает рукой за плечи и таз; вторая — подкладывает и расправляет клеенку под ягодицами пациента.
  4. Под ягодицы пациента подвести судно и помочь ему повернуться на спину так, чтобы его промежность оказалась на судне.

Примечание. Для пациента-мужчины одновременно нужно поставить мочеприемник между ногами и опустить в него половой член (если пациент не может этого сделать самостоятельно).

  1. Придать пациенту высокое положение Фаулера, так как в положении «на спине» многие испытывают трудности при физиологических отправлениях.
  2. Снять перчатки, положить их в лоток для использованного материала.
  3. Поправить подушки и укрыть пациента одеялом.

Примечание. Каждые 5 мин необходимо проверять, все ли в порядке у пациента.

III. Завершение процедуры.

  1. После получения «сигнала» от пациента надеть перчатки.
  2. Опустить изголовье кровати. Одна сестра поворачивает пациента на бок и придерживает его за плечи и таз; вторая — убирает судно и укрывает его спину.
  3. Одна сестра продолжает придерживать пациента в положении на боку, вторая— вытирает область анального отверстия туалетной бумагой (если пациент не может сделать это самостоятельно).
  4. Переместить пациента на спину. Подмыть его (ее). Тщательно осушить промежность
  5. Убрать клеенку.
  6. Снять перчатки и сбросить их в лоток.
  7. Обеспечить пациенту возможность вымыть руки.
  8. Укрыть его одеялом. Придать удобное положение.
  9. Вымыть руки.

Рис. 4.37. Подача судна тяжелобольному.

Рис. 4.38. Туалет после физиологических отправлений.

В том случае, когда пациент в состоянии (ему разрешено) самостоятельно подложить судно под себя, нужно поступить следующим образом (рис. 4.39).

I. Подготовка к процедуре.

  1. Опустить изголовье кровати.
  2. Отвернуть край одеяла так, чтобы пациенту было удобно подложить судно.
  3. Надеть перчатки.
  4. Подложить под таз пациента клеенку (впитывающую пеленку).
  5. Ополоснуть судно и оставить в нем немного теплой воды.
  6. Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.
  7. Посыпать тальком часть судна, которая соприкасается с кожей (если нет открытых ран на крестце).

II. Выполнение процедуры.

  1. Помочь пациенту подложить под себя судно: для этого попросить его согнуть ноги в коленях и приподнять таз, упираясь ногами о кровать.

Примечание. Если пациент не в состоянии выполнить эти действия, повернуть набок, плотно прижать судно к его ягодицам, затем осторожно повернуть пациента на спину.

  1. Придать ему положение Фаулера.
  2. Снять перчатки.
  3. Укрыть пациента.
  4. Договориться с пациентом о способах связи и оставить его одного.

III. Завершение процедуры.

  1. Вымыть руки.

Все манипуляции с мочеприемником, так же как и с судном, должны проводиться в перчатках. Прежде, чем подать мочеприемник, его нужно ополоснуть теплой водой, под таз пациента подложить клеенку. Положение мочеприемника у мужчин и женщин показано на рисунке 4.40. Подав мочеприемник, нужно укрыть пациента и положить рядом с ним средство коммуникации. После мочеиспускания содержимое мочеприемника выливают и вновь ополаскивают теплой водой. Для удаления резкого аммиачного запаха мочи используют слабый раствор хлористоводородной кислоты или чистящее средство «Санитарный-2». После мочеиспускания в некоторых случаях требуется подмывание. После окончания процедуры клеенку из-под пациента нужно убрать.

Часто пациент пользуется мочеприемником самостоятельно. В этом случае необходимо обеспечить его чистым мочеприемником, оставить в уединении, а затем предоставить возможность вымыть руки (рис. 4.41). Если мужчина в состоянии стоять и ему разрешено вставать, нужно помочь это сделать, постелить на кровать клеенку и положить на нее мочеприемник.

Нередки ситуации, когда пациент с посторонней помощью может дойти до туалета, но испытывает определенные трудности при усаживании на унитаз и вставании с него. Небезопасно для такого пациента и мытье рук над раковиной. Чтобы посещение туалета для пациента (и сестры) было безопасным, воспользуйтесь широким застегивающимся ремнем, который надевается на талию пациента в палате.

Прежде чем сопровождать пациента, нужно помочь ему надеть одежду и обувь и убедиться, что обувь нерастоптанная и нескользкая, шнурки (если они есть) завязаны.

Рис. 4.40. Виды и использование мочеприемников.

Рис. 4.41. Самостоятельное использование пациентом мочеприемника.

В туалете помогите пациенту поднять одежду, снять нижнее белье и сесть на унитаз. В тесном помещении туалетной комнаты нужно уберечь пациента от падения. Следует всячески поощрять его желание осуществлять физиологические отправления в туалете (рис. 4.42). Для этого следует:

  1. Убедиться, что в туалете есть туалетная бумага.
  2. Помочь пациенту дойти до туалета, используя правильный прием удерживания при ходьбе.
  3. Помочь пациенту развернуться спиной к унитазу.
  4. Встать лицом к пациенту: ноги расставлены на 30 см, одна — отставлена назад.
  5. Поднять сзади халат, белье (мужчине помочь снять брюки, белье).
  6. Взяться за ремень, одетый на пациента, перенести массу тела на ногу, отставленную назад и помочь пациенту сесть на унитаз.
  7. Выйти из туалета, но находиться рядом.

Рис. 4.42. Помощь пациентке при посещении туалета.

  1. Вернуться в туалет, когда пациент подаст сигнал.
  2. Помочь ему встать с унитаза, используя ремень.
  3. Помочь дойти до умывальника и придерживать его за ремень во время мытья рук.

Если мужчина желает помочиться в туалете стоя, то прежде чем оставить его там одного, нужно убедиться, что он чувствует себя хорошо. Выйдя из туалета, закройте дверь, чтобы создать пациенту обстановку уединения. Оставаться рядом за дверью до тех пор, пока пациент полностью не завершит физиологические отправления.

Можно войти в туалет, когда пациент позовет. И в то же время нужно проверять самочувствие пациента каждые 5 мин.

Входя в туалет, наденьте перчатки, если необходимо помочь пациенту воспользоваться туалетной бумагой. Затем, сняв перчатки, помогите ему встать, одеться, вымыть руки, вернуться в палату, раздеться, лечь в постель. Сестра также должна вымыть руки с мылом.

Уход за пациентом при недержании мочи и/или кала.

При некоторых заболеваниях пациент не контролирует позывы на мочеиспускание и/или дефекацию, что приводит к недержанию. Иногда недержание связано с тем, что пациент не успевает дойти до туалета, не может его найти, или сестра не откликается вовремя на просьбу пациента. При недержании пациент может пользоваться специальными «трусиками для взрослых» (например, памперсами). Некоторые модели «трусиков» впитывают до 3 л жидкости, плотно прилегают к телу, исключая вытекание мочи. Помимо памперсов существуют защитные прокладки, впитывающие пеленки, причем некоторые из них с помощью липкой ленты крепятся к кровати и не смещаются при движениях пациента. Эти прокладки и пеленки не вызывают потоотделения и раздражения кожи, что препятствует образованию пролежней.

Для мужчин, страдающих недержанием мочи, может использоваться внешний катетер (самоклеющийся и несамоклеющийся) и мешок (ножной или прикроватный) для сбора мочи (например, фирмы ProSys «КонваТек»).

При недержании мочи и кала требуется особенно тщательный уход за промежностью, чтобы избежать мацерации кожи и инфекции мочевыводящих путей.

Для женщин, страдающих недержанием мочи, английской фирмой «КонваТек» создан женский уретральный клапан «Avina», который применяется только по назначению врача.

Применение внешнего мочевого катетера для мужчин (рис. 4.43).

Оснащение: внешний мочевой катетер и дренажный мешок (например, ProSys «КонваТек»), бумажный лейкопластырь, ножницы, перчатки, клеенка (впитывающая пеленка).

I. Подготовка к процедуре.

  1. Объяснить ход предстоящей процедуры и уточнить согласие пациента на ее выполнение (если это возможно).
  2. Вымыть руки. Надеть перчатки.
  3. Опустить изголовье кровати, переместить пациента на бок, подстелить клеенку (впитывающую пеленку), переместить на спину, поднять изголовье.
  4. Вымыть с мылом и осушить половой член.

II. Выполнение процедуры.

  1. Поместить головку полового члена в катетер и раскатать его до основания (оставить небольшое пространство у головки члена). Закрепить (не самоклеющийся катетер) у основания бумажным (специальным) лейкопластырем. Самоклеющийся — прижать на несколько секунд к половому члену для фиксации. Убедиться, что катетер раскатан полностью.

Рис. 4.43. Использование катетера пациентом.

  1. Соединить катетер с дренажным мешком. Убедиться, что мешок находится ниже уровня мочевого пузыря пациента и надежно закрепить его на кровати (или на голени пациента, если он ходит).
  2. Прикрепить трубку, соединяющую катетер с дренажным мешком к бедру пациента лейкопластырем, не слишком натягивая трубку.

III. Завершение процедуры.

  1. Опустить изголовье, повернуть пациента на бок, убрать клеенку (пеленку),сбросить ее в мешок для мусора, повернуть пациента на спину, поднять изголовье кровати.
  2. Снять перчатки, выбросить их в мешок.
  3. Укрыть пациента. Помочь ему занять удобное положение в постели.
  4. Вымыть руки.

Снимать катетер нужно медленно, скручивая его по направлению к головке полового члена (рис. 4.44).

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Основы сестринского дела

Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела». Учебное пособие Рекомендовано управлением научных и образовательных медицинских учреждений Минздрава России в качестве учебника по предмету «Основы сестринского дела» для студентов медицинских училищ и колледжей.

К данному материалу относятся разделы:

Инфекционный контроль

Проблема внутрибольничной инфекции

Профилактика внутрибольничной инфекции ВБИ

Использование защитной одежды

Обращение с постельным бельем

Режим мытья посуды в лечебном отделении

Мытье кухонной посуды

Деконтаминация помещений и оборудования

Методы очистки

Средства дезинфекции

Все средства защиты.

Меры предосторожности при работе с дезинфицирующими средствами

Стерилизация

Предстерилизационная очистка, стерилизация.

Методы, средства и режимы стерилизации

Контроль качества стерилизации

Контроль за распространением инфекции

Физическая нагрузка

Профилактика остеохондроза при поднятии тяжести

Профилактика остеохондроза при поднятии и перемещении пациента

Подготовка к поднятию (перемещению) пациента

Вспомогательные средства поднятия и подъемные устройства

Применение суден и мочеприемников (рис. 4.37).

Тяжелобольным, контролирующим физиологические отправления, при строгом постельном режиме для опорожнения кишечника в постель подают судно, а при мочеиспускании - мочеприемник (женщины и при мочеиспускании чаще пользуются судном). Судно может быть металлическим с эмалевым покрытием или резиновым.

В последнее время появились судна из нержавеющей стали и пластика - они более надежны в эксплуатации: не бьется эмаль, качественнее их дезинфекция.

Оказывая пациенту помощь при физиологических отправлениях, нужно придерживаться основных принципов ухода:

Обеспечьте уединенность во время мочеиспускания и дефекации;

Не торопите, но и не оставляйте человека надолго одного на судне - это небезопасно;

Поощряйте быть максимально независимым при физиологических отправлениях;

Обеспечьте ему возможность вымыть руки, а при необходимости промежность (если пациент этого не может, сделайте за него).

Запомните! Начиная перемещение пациента для подачи судна, нужно перевести кровать в горизонтальное положение, так как перемещать набок пациента, находящегося в положении Фаулера, небезопасно для позвоночника.

Помощь пациенту в использовании судна или мочеприемника (выполняют две сестры).

Оснащение: 3 пары перчаток, судно, клеенка, туалетная бумага, ширма, лоток.

I. Подготовка к процедуре.

1. Объяснить пациенту процедуру перемещения (если позволяет время).

2. Оценить возможность пациента в оказании помощи.

3. Ополоснуть судно и оставить в нем немного теплой воды.

4. Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

Примечание. Если у пациента нет пролежней на крестце или других ран, можно посыпать тальком часть судна, соприкасаемую с кожей.

5. Отгородить пациента ширмой (при необходимости)

II. Выполнение процедуры (рис. 4.38)

6. Надеть перчатки.

7. Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня.

8. Встать с обеих сторон кровати: одна сестра помогает пациенту слегка повернуться набок, лицом к ней, придерживает рукой за плечи и таз; вторая - подкладывает и расправляет клеенку под ягодицами пациента.

9. Под ягодицы пациента подвести судно и помочь ему повернуться на спину так, чтобы его промежность оказалась на судне.

Примечание. Для пациента-мужчины одновременно нужно поставить мочеприемник между ногами и опустить в него половой член (если пациент не может этого сделать самостоятельно).

10. Придать пациенту высокое положение Фаулера, так как в положении «на спине» многие испытывают трудности при физиологических отправлениях.

11. Снять перчатки, положить их в лоток для использованного материала.

12. Поправить подушки и укрыть пациента одеялом.

13.

Примечание. Каждые 5 мин необходимо проверять, все ли в порядке у пациента.

III. Завершение процедуры.

14. После получения «сигнала» от пациента надеть перчатки.

15. Опустить изголовье кровати. Одна сестра поворачивает пациента на бок и придерживает его за плечи и таз; вторая - убирает судно и укрывает его спину.

16. Одна сестра продолжает придерживать пациента в положении на боку, вторая- вытирает область анального отверстия туалетной бумагой (если пациент не может сделать это самостоятельно).

17. Переместить пациента на спину. Подмыть его (ее). Тщательно осушить промежность

18. Убрать клеенку.

19. Снять перчатки и сбросить их в лоток.

20. Обеспечить пациенту возможность вымыть руки.

21. Укрыть его одеялом. Придать удобное положение.

22. Вымыть руки.

Рис. 4.37. Подача судна тяжелобольному.

Рис. 4.38. Туалет после физиологических отправлений.

В том случае, когда пациент в состоянии (ему разрешено) самостоятельно подложить судно под себя, нужно поступить следующим образом (рис. 4.39).

I. Подготовка к процедуре.

1. Опустить изголовье кровати.

2. Отвернуть край одеяла так, чтобы пациенту было удобно подложить судно.

3. Надеть перчатки.

4. Подложить под таз пациента клеенку (впитывающую пеленку).

5. Ополоснуть судно и оставить в нем немного теплой воды.

6. Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

7. Посыпать тальком часть судна, которая соприкасается с кожей (если нет открытых ран на крестце).

II. Выполнение процедуры.

8. Помочь пациенту подложить под себя судно: для этого попросить его согнуть ноги в коленях и приподнять таз, упираясь ногами о кровать.

Примечание. Если пациент не в состоянии выполнить эти действия, повернуть набок, плотно прижать судно к его ягодицам, затем осторожно повернуть пациента на спину.

9. Придать ему положение Фаулера.

10. Снять перчатки.

11. Укрыть пациента.

12. Договориться с пациентом о способах связи и оставить его одного.

III. Завершение процедуры.

13. Вымыть руки.

Все манипуляции с мочеприемником, так же как и с судном, должны проводиться в перчатках. Прежде, чем подать мочеприемник, его нужно ополоснуть теплой водой, под таз пациента подложить клеенку. Положение мочеприемника у мужчин и женщин показано на рисунке 4.40. Подав мочеприемник, нужно укрыть пациента и положить рядом с ним средство коммуникации. После мочеиспускания содержимое мочеприемника выливают и вновь ополаскивают теплой водой. Для удаления резкого аммиачного запаха мочи используют слабый раствор хлористоводородной кислоты или чистящее средство «Санитарный-2». После мочеиспускания в некоторых случаях требуется подмывание. После окончания процедуры клеенку из-под пациента нужно убрать.

Часто пациент пользуется мочеприемником самостоятельно. В этом случае необходимо обеспечить его чистым мочеприемником, оставить в уединении, а затем предоставить возможность вымыть руки (рис. 4.41). Если мужчина в состоянии стоять и ему разрешено вставать, нужно помочь это сделать, постелить на кровать клеенку и положить на нее мочеприемник.

Нередки ситуации, когда пациент с посторонней помощью может дойти до туалета, но испытывает определенные трудности при усаживании на унитаз и вставании с него. Небезопасно для такого пациента и мытье рук над раковиной. Чтобы посещение туалета для пациента (и сестры) было безопасным, воспользуйтесь широким застегивающимся ремнем, который надевается на талию пациента в палате.

Прежде чем сопровождать пациента, нужно помочь ему надеть одежду и обувь и убедиться, что обувь нерастоптанная и нескользкая, шнурки (если они есть) завязаны.

Рис. 4.40. Виды и использование мочеприемников.

Рис. 4.41. Самостоятельное использование пациентом мочеприемника.

В туалете помогите пациенту поднять одежду, снять нижнее белье и сесть на унитаз. В тесном помещении туалетной комнаты нужно уберечь пациента от падения. Следует всячески поощрять его желание осуществлять физиологические отправления в туалете (рис. 4.42). Для этого следует:

1. Убедиться, что в туалете есть туалетная бумага.

2. Помочь пациенту дойти до туалета, используя правильный прием удерживания при ходьбе.

3. Помочь пациенту развернуться спиной к унитазу.

4. Встать лицом к пациенту: ноги расставлены на 30 см, одна - отставлена назад.

5. Поднять сзади халат, белье (мужчине помочь снять брюки, белье).

6. Взяться за ремень, одетый на пациента, перенести массу тела на ногу, отставленную назад и помочь пациенту сесть на унитаз.

7. Выйти из туалета, но находиться рядом.

Рис. 4.42. Помощь пациентке при посещении туалета.

8. Вернуться в туалет, когда пациент подаст сигнал.

9. Помочь ему встать с унитаза, используя ремень.

10. Помочь дойти до умывальника и придерживать его за ремень во время мытья рук.

Если мужчина желает помочиться в туалете стоя, то прежде чем оставить его там одного, нужно убедиться, что он чувствует себя хорошо. Выйдя из туалета, закройте дверь, чтобы создать пациенту обстановку уединения. Оставаться рядом за дверью до тех пор, пока пациент полностью не завершит физиологические отправления.

Можно войти в туалет, когда пациент позовет. И в то же время нужно проверять самочувствие пациента каждые 5 мин.

Входя в туалет, наденьте перчатки, если необходимо помочь пациенту воспользоваться туалетной бумагой. Затем, сняв перчатки, помогите ему встать, одеться, вымыть руки, вернуться в палату, раздеться, лечь в постель. Сестра также должна вымыть руки с мылом.

Применение суден и мочеприёмников (рис. 4-37)

Тяжелобольным, контролирующим физиологические отправления, при строгом постельном режиме для опорожнения кишечника в постель подают судно, а при мочеиспускании - мочеприёмник (женщины и при мочеиспускании чаще пользуются судном). Судно может быть металлическим с эмалевым покрытием или резиновым.

В последнее время появились судна из нержавеющей стали и пластика - они более надежны в эксплуатации: не бьётся эмаль, качественнее их дезинфекция.

Оказывая пациенту помощь при физиологических отправлениях, нужно придерживаться основных принципов ухода:

Обеспечьте уединённость во время мочеиспускания и дефекации;

Рис. 4-37. Подача судна тяжелобольному

Не торопите, но и не оставляйте человека надолго одного на судне - это небезопасно;

Поощряйте пациента быть максимально независимым при физиологических отправлениях;

Обеспечьте ему возможность вымыть руки, а при необходимости промежность (если пациент этого не может, сделайте за него).

Внимание! Начиная перемещение пациента для подачи судна, нужно перевести кровать в горизонтальное положение, так как перемещать набок человека, находящегося в положении Фаулера, небезопасно для позвоночника.

Помощь пациенту в использовании судна или мочеприёмника (выполняют две сестры)

Оснащение: три пары перчаток, судно, клеёнка, туалетная бумага, ширма, лоток.

I. Подготовка к процедуре

Объяснить пациенту процедуру перемещения (если позволяет время).

Оценить его возможности в оказании помощи.

Внимание! Если у пациента нет пролежней на крестце или других ран, можно посыпать тальком часть судна, соприкасающуюся с кожей.

Отгородить пациента ширмой (при необходимости). II. Выполнение процедуры (рис. 4-38)

Рис. 4-38. Туалет после физиологических отправлений

Надеть перчатки.

Опустить изголовье кровати до горизонтального уровня.

Встать с обеих сторон кровати: одна сестра помогает пациенту слегка повернуться набок, лицом к ней, придерживает рукой за плечи и таз; вторая - подкладывает и расправляет клеёнку под ягодицами пациента.

Под ягодицы пациента подвести судно и помочь ему повернуться на спину так, чтобы его промежность оказалась на судне.

Внимание! Для пациента-мужчины одновременно нужно поставить мочеприёмник между ногами и опустить в него половой член (если пациент не может этого сделать самостоятельно).

Придать пациенту высокое положение Фаулера, так как в положении «на спине» многие испытывают трудности при физиологических отправлениях.

Снять перчатки, положить их в лоток для использованного материала.

Поправить подушки и укрыть пациента одеялом.

Внимание! Каждые 5 мин необходимо проверять, всё ли в порядке у пациента.

III. Завершение процедуры

После получения «сигнала» от пациента надеть перчатки.

Опустить изголовье кровати. Одна сестра поворачивает пациента на бок и придерживает его за плечи и таз; вторая - убирает судно и укрывает его спину.

Одна сестра продолжает придерживать пациента в положении на боку, вторая - вытирает область заднепроходного отверстия туалетной бумагой (если пациент не может сделать это самостоятельно).

Переместить пациента на спину. Подмыть его (её). Тщательно осушить промежность.

Убрать клеёнку.

Снять перчатки и сбросить их в лоток.

Обеспечить пациенту возможность вымыть руки.

Укрыть его одеялом. Придать удобное положение.

Вымыть руки.

В том случае когда пациент в состоянии (ему разрешено) самостоятельно подложить судно под себя, нужно поступить следующим образом (рис. 4-39). I. Подготовка к процедуре

Опустить изголовье кровати.

Отвернуть край одеяла так, чтобы пациенту было удобно подложить судно.

Надеть перчатки.

Подложить под таз пациента клеёнку (впитывающую пелёнку).

Ополоснуть судно и оставить в нём немного тёплой воды.

Убедиться, что поверхность судна, соприкасающаяся с кожей, сухая.

Рис. 4-39. Самостоятельное использование судна пациентом

Посыпать тальком часть судна, которая соприкасается с кожей (если нет открытых ран на крестце).

II. Выполнение процедуры

Помочь пациенту подложить под себя судно: для этого попросить его согнуть ноги в коленях и приподнять таз, упираясь ногами о кровать.

Внимание! Если пациент не в состоянии выполнить эти действия, повернуть на бок, плотно прижать судно к его ягодицам, затем осторожно повернуть пациента на спину.

Придать ему положение Фаулера.

Снять перчатки.

Укрыть пациента.

Договориться с ним о способах связи и оставить его одного.

III. Завершение процедуры

Вымыть руки.

Все манипуляции с мочеприёмником, так же как и с судном, следует проводить в перчатках. Прежде чем подать мочеприёмник, его нужно ополоснуть тёплой водой, под таз пациента подложить клеёнку. Положение мочеприёмника у мужчин и женщин показано на рис. 4-40.

Рис. 4-40. Виды и использование мочеприёмников

Подав мочеприёмник, нужно укрыть пациента и положить рядом с ним средство коммуникации. После мочеиспускания содержимое мочеприёмника выливают и вновь ополаскивают тёплой водой. Для удаления резкого аммиачного запаха мочи используют слабый раствор хлористоводородной кислоты или чистящее средство «Сани-тарный-2». После мочеиспускания в некоторых случаях требуется подмывание. После окончания процедуры клеёнку из-под пациента нужно убрать.

Часто пациент пользуется мочеприёмником самостоятельно. В этом случае необходимо обеспечить его чистой ёмкостью, оставить в уединении, а затем предоставить возможность вымыть руки (рис. 4-41). Если мужчина в состоянии стоять и ему разрешено вставать, нужно помочь это сделать, постелить на кровать клеёнку и положить на неё мочеприёмник.

Нередки ситуации, когда пациент с посторонней помощью может дойти до туалета, но испытывает определённые трудности при усаживании на унитаз и вставании с него. Небезопасно для такого человека и мытьё рук над раковиной. Чтобы посещение туалета для пациента (и сестры) было безопасным, воспользуйтесь широким застегивающимся ремнём, который надевают на талию ещё при нахождении его в палате.

Прежде чем сопровождать пациента, нужно помочь ему надеть одежду и обувь. Убедиться, что обувь не растоптанная и не скользкая, шнурки (если они есть) завязаны.

Рис. 4-41. Самостоятельное использование пациентом мочеприёмника

В туалете помогите пациенту поднять одежду, снять нижнее бельё и сесть на унитаз. В тесном помещении туалетной комнаты нужно уберечь человека от падения. Следует всячески поощрять его желание осуществлять физиологические отправления в туалете (рис. 4-42). Для этого следует:

Рис. 4-42. Помощь пациентке при посещении туалета

Убедиться, что в туалете есть туалетная бумага.

Помочь пациенту дойти до туалета, используя правильный приём удерживания при ходьбе.

Помочь развернуться спиной к унитазу.

Встать лицом к пациенту: ноги расставлены на 30 см, одна - отставлена назад.

Поднять сзади халат, бельё (мужчине помочь снять брюки, бельё).

Взяться за ремень, надетый на пациента, перенести массу тела на ногу, отставленную назад, и помочь ему сесть на унитаз.

Выйти из туалета, но находиться рядом.

Вернуться обратно, когда пациент подаст сигнал.

Помочь ему встать с унитаза, используя ремень.

Пособить дойти до умывальника и придерживать его за ремень во время мытья рук.

Если мужчина желает помочиться в туалете стоя, то прежде чем оставить его там одного, нужно убедиться, что он чувствует себя хорошо. Выйдя из туалета, закройте дверь, чтобы создать пациенту обстановку уединения. Оставаться рядом за дверью до тех пор, пока пациент полностью не завершит физиологические отправления.

Можно войти в туалет, когда пациент позовёт. И в то же время нужно проверять его самочувствие каждые 5 мин.

Входя в туалет наденьте перчатки, если необходимо помочь пациенту воспользоваться туалетной бумагой. Затем, сняв перчатки, помогите ему встать, одеться, вымыть руки, вернуться в палату, раздеться, лечь в постель. Сестра также должна вымыть руки с мылом.

Техника подачи судна, его обработка после использования.

Необходимое оснащение: судно, клеёнка, ширма, дезинфицирующий раствор.

Если у тяжелобольного возникает позыв на дефекацию или мочеиспускание, необходимо

следующее (рис. 6-6):

1. Отгородить его ширмой от окружающих, подложить под таз больного клеёнку.

2. Ополоснуть судно тёплой водой, оставив в нём немного воды.

3. Левую руку подвести сбоку под крестец больного, помогая ему приподнять область таза

(при этом его ноги должны быть согнуты в коленях).

4. Правой рукой подвести судно под ягодицы больного, чтобы промежность оказалась над

отверстием судна.

5. Прикрыть больного одеялом и на время оставить его одного.

6. Вылить содержимое судна в унитаз, ополоснув судно горячей

7. Подмыть больного, осушить промежность, убрать клеёнку.

8. Продезинфицировать судно дезинфицирующим раствором.

Транспортировка больных. Правила транспортировки больных с различной патологией. Особенности транспортировки пациентов различных возрастов, тяжелобольных.

Транспортировка больных. Транспортировка – перевозка и переноска больных к месту оказания медицинской помощи и лечения. Средства передвижения (каталки, носилки) обеспечиваются простынями и одеялами. Больные, которые передвигаются самостоятельно, из приёмного отделения поступают в палату в сопровождении младшего медицинского.

Правила транспортировки больных с различной патологией.

Термометрия. Регистрация температуры тела. Техника выполнения манипуляции, регистрация результатов, заполнение температурных листов. Правила и методика проведения термометрии.

Термометрия

Перед измерением температуры необходимо вынуть термометр из дезинфицирующего раствора, ополоснуть, затем вытереть и встряхнуть. Основная область измерения температуры тела - подмышечная впадина; кожа должна быть сухой, так как при наличии пота термометр может показывать температуру на 0,5 °С ниже реальной. Длительность измерения температуры тела максимальным термометром - не менее 10 мин. После измерения термометр встряхивают и опускают в стакан с дезинфицирующим раствором.

Прежде чем дать термометр другому больному, термометр ополаскивают проточной водой, тщательно вытирают насухо и встряхивают до снижения столбика ртути ниже отметки 35 °С.

Места измерения температуры тела.

Подмышечные впадины.

Полость рта (термометр помещают под язык).

Паховые складки (у детей).

Прямая кишка (как правило, у тяжелобольных; температура в прямой кишке обычно на

0,5-1 °С выше, чем в подмышечной впадине).

Регистрация результатов термометрии

Измеренную температуру тела необходимо зафиксировать в журнале учёта на посту медицинской сестры, а также в температурном листе истории болезни пациента.

В температурный лист, предназначенный для ежедневного контроля за состоянием больного, заносят данные термометрии, а также результаты измерения ЧДД в цифровом виде, пульса и АД, массы тела (каждые 7-10 дней), количества выпитой за сутки жидкости и количества выделенной за сутки мочи (в миллилитрах), а также наличие стула (знаком «+»). На температурном листе по оси абсцисс (по горизонтали) отмечают дни, каждый из которых разделён на два столбика - «у» (утро) и «в» (вечер). По оси ординат (по вертикали) имеется несколько шкал - для температурной кривой («Т»), кривой пульса («П») и АД («АД»). В шкале «Т» каждое деление сетки по оси ординат составляет 0,2 °С. Температуру тела отмечают точками (синим или чёрным цветом), после соединения которых прямыми линиями получается так называемая температурная кривая. Её тип имеет диагностическое значение при ряде заболеваний.

Кроме графической регистрации температуры тела, на температурном листе строят кривые изменения пульса (отмечают красным цветом) и вертикальными столбиками красным цветом отображают АД.

У здорового человека температура тела может колебаться от 36 до 37 °С, причём утром

она обычно ниже, вечером - выше. Обычные физиологические колебания температуры тела в течение дня составляют 0,1-0,6 °С. Возрастные особенности температуры - у детей она несколько выше, у пожилых и истощённых лиц отмечают снижение температуры тела, поэтому иногда даже тяжёлое воспалительное заболевание (например, воспаление лёгких) у таких больных может протекать с нормальной температурой тела.

Ситуации, при которых возможно получение ошибочных термометрических данных, сле-

Медицинская сестра забыла встряхнуть термометр.

У больного приложена грелка к руке, на которой измеряется температура тела.

Измерение температуры тела проводилось у тяжелобольного, и он недостаточно плотно

прижимал термометр к телу.

Резервуар с ртутью находился вне подмышечной области.

Симуляция больным повышенной температуры тела.

Термометрия. Техника измерения температуры в подмышечной впадине. Нормативы показателей.

Термометрия - измерение температуры. Как правило, термометрию проводят дважды в сутки - утром натощак (в 7-8 ч утра) и вечером перед последним приёмом пищи (в 17-18 ч). По специальным показаниям температуру тела можно измерять каждые 2-3 ч.