Непривередливый, но очень симпатичный вьюнок известен в народе под названием березка. Его нежно-розовые или белые цветы расстилаются роскошным ковром по земле. Многие хозяйки используют декоративные сорта растения, чтобы украсить свой приусадебный участок, а также балкон. Насыщенные оттенки синего или фиолетового цвета смотрятся умопомрачительно на фоне серых многоэтажек. Ученым известно около 250 разновидностей семейства Вьюнковых. Однако стоит обратить внимание на описание нескольких фаворитов садоводов.

Сажать тянучку нужно на расстоянии 25 см к другим культурам. Если его используют для заполнения территории, то отдаленность от остальных растений составляет 50-60 см.

Общие характеристики

В природе березку можно встретить у себя на огороде. Она напоминает лиану в миниатюре. Кстати, латинское название вьюна означает «свертывать» или «обертывать», что очень точно передает характер растения. Стебли и корневища напоминают тонкие тросы, которые мастерски обвивают любые строения: живые либо нет. На вопрос, как выглядит вьюнок, следует ответить описанием каждой его части по отдельности:


Ценность этой культуры еще и в том, что она имеет множество цветовых решений. Как показано на фото, вьюнок бывает однотонным, двух- и трехцветным. Доминирующими оттенками этих «европейских лиан» являются:



Начинают цвести вьюны с конца весны. В итоге целое лето и до осенних заморозков можно любоваться великолепием этих нежных цветочков.

Выращивать представителей семейства Вьюнковых нужно на некислой и относительно влажной почве. Также следует обеспечить им достаточное освещение или хотя бы рассеянное.

Вьюнок полевой

С этим травянистым растением чаще всего борются на огородах или клумбах. Однако, как показывает практика, с ним можно и дружить. В состав вьюнка полевого входят десятки полезных элементов, которые помогают в борьбе с заболеваниями:

  • печени;
  • дыхательных путей (бронхит, астма);
  • кровеносной системы;
  • кожных высыпаний;
  • почек (снимает отечность).

Более того, он обладает антисептическими свойствами. Культуры, которые растут по соседству с ним, менее подвержены воздействию плесени или грибков. С него можно сделать первоклассную мульчу. Такой субстрат не только дезинфицирует почву, но и делает ее рыхлой, а также влажной.

Благоприятным грунтом для этого вида служит суглинок или супесок (с большим содержанием песка).

Полевая березка бывает как многолетней, так и однолетней. Белые или розовые мелкие цветочки (редко встречаются синие и фиолетовые) обильно устилают стелющийся стебелек. В большинстве случаев он имеет гладкую поверхность, но иногда встречаются экземпляры и с волосяным покрытием. К полноценному описанию вьюнков полевых необходимо добавить следующее:

  • стебель в длину достигает всего 100-150 см;
  • период цветения: с середины апреля до первых заморозков;
  • листья вытянутой треугольной формы (как копье), расположенные на черешках;
  • конусообразные цветы растут на длинных цветоножках одиночно либо соцветиями (1-3 почки);
  • тонкие корни вьюнка достигают 3 и даже 6 метров в длину;
  • способ размножения: семенной или корневой (отпрыски).

Такая березка служит прекрасным украшением для сада. С ее помощью хозяйка умело спрячет некорректные пробелы в . Изысканный живой ковер на заднем дворе из золотистого сорняка создаст чарующую атмосферу.

Вьюнок садовый

Этот вид тянучки отличается разнообразием ярких и контрастных красок. Таким цветущим ковром можно оформить неприглядный склон на даче. Очень часто на огородах пустуют незасеянные участки земли. Почему бы не использовать садовый вьюнок, чтобы приукрасить свою дачу. В саду им можно декорировать аллеи. Кучерявые синие или белые бордюры из вьюна придадут райскому уголку некой помпезности. Дизайнеры рекомендуют делать ширму или перегородку из этих растений. Она прекрасно отделяет одну часть сада от другой либо служит тенью для других культур.

Для выращивания золотистого сорняка в контейнере достаточно одной ветки. Тогда у него больше пространства, чтобы он разросся и создал густой, роскошный каскад.

Лианы-летники зависимы от солнечных лучей. Так, цветок вьюнка закрывается и скручивается, если на улице пасмурно или идет дождь. Хотя это растение неприхотливое, все же есть некоторые особенности его посадки и выращивания:


Если на зелени выступают белые разводы, значит, лиану поразила мучнистая роса. Несколько обработок фунгицидными средствами уничтожат вредителя.

Важно правильно поливать вьюнок садовый, фото этого сорта для вертикального озеленения приведено ниже. Не следует слишком обильно заливать грядки, ведь это приводит к разрастанию зелени, а не соцветий. Однако из-за дефицита влаги бутоны будут осыпаться. Без подкормки цветы вырастут мелкими и блеклыми. Поэтому перед посадкой землю удобряют торфом.
Почву присыпают , когда тянучка выкидывает бутоны. Комплексными удобрениями (азотными или калийными) обрабатывают грядки раз в две недели. Субстрат раскладывают на почву, а затем смывают водой, используя лейку.

Чтобы высадить в грунт рассаду, нужно еще в начале марта посеять семена в контейнер. Хранить емкости следует в теплом и солнечном месте, регулярно поливая.

Трехцветный

Он считается самым эффектным для высаживания в горшки (контейнеры). Сочетание синего (ультрамариновый оттенок) и белого оттенка с огненно-желтой (лимонной) серединкой делает его неповторимым. Благодаря такой расцветке он великолепно красуется на террасах и клумбах мегаполисов. Вьюнок трехцветный – однолетник, который вырастает до 50 см высотой. Стебли усыпаны густой зеленью. Сизовато-зеленые листья служат изумительным фоном для крупных пестрых цветов с волнистой окантовкой. В диаметре они достигают 5 см.
Кроме прочего, существует еще три разновидности трехцветного вьюна:

  • «Blue» и «Rainbow» Flash. Максимально плотно растут как цветы, так и листья, образуя шаровидной формы кусты.
  • «Royal Ensign». Цветы имеют темную расцветку – бархатные фиолетовые цветы с характерным черным отливом.
  • «Crimson Monarch». Яркий малиновый оттенок соцветий.

Это самые быстрорастущие декоративные виды. За 2-3 месяца корневища прорастают до 2-х метров в глубину. Если они рвутся, то образовывают новые отростки.

Вьюнок – растение однолетнее, которое выращивают из семян. Благодаря тому, что этот сорт низкорослый, он имеет множество боковых отростков. Поэтому такие экземпляры напоминают форму сферы. Изумительно смотрятся на террасах, окнах или лоджиях.


Комнатный

В доме или квартире можно выращивать вьюнок комнатный, который был специально выведен для таких условий. Этот сорт очень капризен. Его нельзя держать на открытом воздухе – подоконнике либо балконе. Попадание прямых лучей солнца приведет к пожелтению листьев, а также к пересыханию основы корня. Кроме этого, комнатная березка очень любит влагу. Поэтому ее нужно регулярно поливать и обрызгивать. Молодую тянучку можно смело купать в ванной. Эти процедуры необходимо делать в зимний период, когда воздух в квартире пересушен из-за отопления. Ставить горшок с вазоном нужно в укромном месте, ведь сквозняки для него опасны.

Если высаживать лиану в контейнер, то ее следует поставить на южную сторону дома или ближе к восточной.

Уход за этими тремя видами вьюнка – полевого, садового и комнатного – не требует особых усилий. Это светолюбивое растение станет достойным украшением приусадебного участка либо террасы.


Цветки вьюнка трехцветного распускаются ранним утром и на протяжении всего дня демонстрируют свои яркие краски. Они живут только один день, поэтому закрывающиеся вечером цветки назавтра не распускаются.

Вьюнок трехцветный бывает красивее всего, если растет на ярком солнце, однако он неплохо переносит и частичное затенение. Отдельные цветки появляются из основания листьев.

Цветки вьюнка трехцветного имеют воронковидную форму и желтый центр, вокруг которого расположена белая полоса, ярко контрастирующая с окраской остальной части цветка. Листья вьюнка некрупные темно-зеленые овальной или ланцетовидной формы.

В отличие от своей близкой родственницы ипомеи пурпурной (Ipomoea purpurea), вьюнок трехцветный - это достаточно слаборослый вид с большим количеством боковых побегов. Оба эти растения относятся к семейству вьюнковых (Convolvulaceae). Вьющиеся стебли вьюнка стелятся по земле или поднимаются вверх по другим растениям. Вьюнок трехцветный - это однолетник, который выращивают из семян.

Характер роста
Вьюнок трехцветный обычно достигает 20-40 см в высоту, а затем начинает куститься, образуя большое количест¬во боковых побегов длиной до 50-70 см. Цветки вьюнка трехцветного достигают 3,5 см в диаметре, они красиво контрастируют с темно-зеле¬ными листьями. Вьюнок буквально усеян цветками. Если регулярно удалять отцветающие цветки, то растение будет цвести еще обильнее.

Экспозиция
Вьюнок трехцветный - однолетнее растение с интенсивно окрашенными цветками. Его можно посадить между многолетниками с зелеными листьями или менее обильно цветущими видами. Такие соседи подчеркнут роскошные краски вьюнка. Вьюнок - низкое растение, поэтому его можно сажать перед высокорослыми видами.

Вьюнок в разное время года


Март-апрель : в марте высевайте семена вьюнка трехцветного в емкости, наполненные стерилизованной почвой. Перед посевом замочите их в теплой воде. Сейте по 2 семени в каждый цветочный горшок или по одному в торфяные таблетки на глубину 1 см. Когда семена взойдут, проредите посевы, оставьте только самые сильные из них. В конце апреля семена можно высевать в открытый грунт, сеянцы проредите (расстояние 20 см).

Май-июнь : растущие в отдельных горшках растения можно пересадить в цветочные ящики или балконные кадки в мае или в июне. Точное время пересадки вьюнка зависит от погодных условий.

Июль-сентябрь : вьюнок трехцветный цветет с июля до первых осенних заморозков. Несколько последних цветков можно оставить на растении для получения семян, которые можно будет посеять в следующем сезоне.

Уход
Если вьюнок трехцветный растет на солнечном месте и ему обеспечен регулярный полив, то растение не нуждается в дополнительном уходе. Удаляйте увядающие цветки, чтобы побудить растение к более продолжительному цветению. Высевайте семена вьюнка в стерилизованную землю. Саженцы высаживайте в водопроницаемую почву. Кроме того, семена можно высевать прямо в грунт.

Полив и подкормка
Летом вьюнок трехцветный нуждается в обильном поливе (поливают раз в неделю, но очень обильно). Однако в особенно жаркую погоду растение поливают еще чаще. Если вьюнок будет испытывать недостаток влаги, то начнут увядать его листья и цветки. Осенью растение полностью отмирает. Каждый второй или третий полив добавляйте в поливочную воду комплексные удобрения.

Выбор места
Вьюнок трехцветный лучше всего выращивать на улице. Обеспечьте растению максимально освещенное место. Этот вид лучше всего себя чувствует на ярком солненом свете. Растущее на солнце растение выглядит просто великолепно. Однако вьюнок трехцветный может также переносить и частичное затенение. Это растение лучше всего растет при температуре 18-20С.

Сорта
обычно встречается в продаже в виде смеси разных сортов, имейте это в виду, покупая семена. Сорт "Blue Ensign" или похожий на него "Royal Ensign" - это одни из самых лучших сортов с синими цветками. В центре бело-синих цветков виднеется желтая серединка, light Blue Flash" - это сорт со светло-синими цветками. Кроме того, это низкорослый и очень компактный сорт.

Покупка
Семена вьюнка можно купить весной или в конце зимы. Саженцы появляются в продаже в конце весны или в начале лета. Обратите внимание на дату, имеющуюся на пакетике с семенами. Выбирайте только крепкие саженцы. Вьюнок трехцветный -это однолетник. Семена вьюнка трехцветного стоят недорого.

Возможные проблемы

Поникающие листья


Если вы обнаружили, что у вьюнка безжизненно поникают листья и цветки, значит этому растению не хватает влаги. Обильно полейте растение, однако не забудьте сразу же вылить избыток влаги из поддона. Если растение вовремя не полить, то оно сбросит все цветки.

Мучнистая роса
Белые пятна на листьях или цветках вьюнка - это признак поражения растения грибковым заболеванием - мучнистой росой. Регулярно опрыскивайте растение водой. Если несмотря на профилактику, появятся признаки болезни, то используйте подходящий фунгицидный препарат.

Конспект наблюдения в природе в старшей группе детского сада, тема: «Вьюнок»

Цели:

Познакомить детей с растением, его особенностями.
Закрепить знания о понятиях «сорняк», «эндемик».
Воспитывать любознательность, интерес к родной природе, умение видеть ее красоту и желание ее сохранить.

Ход наблюдения:

Тот, кто на поле бывал,
Тот, наверно, замечал,
Как вьётся розовый цветок,
Он называется? ...
(Вьюнок)

Правильно, растение это называют вьюнком.

Присмотритесь к вьюнку. Он ядовитый и один из самых вредных, хотя и красивых растений. Красивые бело-розовые цветки пахнут нежным, приятным запахом миндаля. Интересно, что цветки бывают раскрыты лишь в первой половине дня. В ясную погоду цветки раскрыты,а когда они свернуты в трубочку, можно не сомневаться: погода ухудшится.

Вьюнок может предсказывать погоду.Цветки вьюнка закрываются - дождь близок, распускаются в пасмурную погоду - к солнечным дням.

Стебель этого растения на открытом месте стелется по земле, но, как только находит опору, начинает виться по стеблям соседних растений, поднимаясь на значительную высоту. Вьюнок использует соседей только как опору, без какого-либо стремления поживиться чужим соком. Вьюнок питается благодаря собственным корням и зеленым листьям. Но разрастаясь, он стесняет соседей своими «объятиями». Обвивая культурное растение, вьюнок наклоняет его к самой земле. За это очень не любят вьюнок садоводы и полеводы, считают его злостным сорняком.

Научное название рода происходит от латинского слова convolvere - «свёртываться», так как стебли растения завиваются вокруг других растений.

Яркая окраска и запах нектара привлекают пчел, бабочек, различных мух, которые опыляют растения. На вьюнке развиваются гусеницы некоторых бабочек.

В народной медицине с помощью вьюнка лечат кашель и простуды, болезни кожи и раны.

В собрании сказок братьев Гримм есть легенда «Стаканчики Богоматери», в которой повествуется о том, как извозчик напоил утомлённую Богоматерь вином из цветков вьюнка, поскольку не имел стаканчика. С тех пор будто бы эти цветы так и прозвали - «стаканчики Богоматери».

Вьюнок смолоносный, растущий в Крыму, ядовит. Растет у нас и вьюнок крымский, непохожий на своих сородичей - стебли у него не вьются, а прижимаются к земле, а цветки мохнатые. А вьюнок шелковисто-головчатый растет только в Крыму и негде больше. Такие растения. Как вы знаете, называются эндемиками.

К сожалению, этого вьюнка становится все меньше. И дело не только в том, что только немногим семенам вьюнка удается прорасти, люди вытаптывают, много строят зданий, а значит мало места остается для трав и цветов.

Вопросы на закрепление:

1. Почему вьюнок получил такое название?
2. За что его считают злостным сорняком?
3. Как вьюнок предсказывает погоду?
4. Можно ли назвать вьюнок лекарственным растением? Почему?
5. Почему этого растения становится все меньше?
6. Какие вьюнки растут в наших краях?

Дополнительный материал к занятию:

Загадки про вьюнок:

Я лезу все выше и выше,
Долезу до самой до крыши!
Пусть не имею рук и ног -
Недаром я зовусь...
(Вьюнок)

Листок – стрелочкой,
Цветок – тарелочкой,
А стебель – былинка,
Завит, как пружинка.
(Вьюнок)

Анна Саксе, «Сказки о цветах - вьюнок»

Все цветы росли вверх, протягивая руки к солнцу, за дарами, которыми оно так щедро наделяло все живое.
Только Вьюнок ползал в тени, не в силах подняться с земли, потому что у него не было крепкого хребта.
- Почему ты не карабкаешься вверх, как другие цветы? - спросила у Вьюнка мягкотелая Улитка.
- Что мне, почтенная, делать, когда у меня нет хороших друзей? - простонал Вьюнок.
- Друзей можно обрести, надо только уметь, - подмигнула Улитка.
- Друзей за деньги не купишь, а у меня и денег нет, - беспомощно развел руками Вьюнок.
- Есть нечто более могучее, чем деньги. Это лесть. Скажи Колу в изгороди, что он самое красивое дерево в саду, и он позволит тебе виться вокруг себя и карабкаться вверх, - поучала Улитка.

Вьюнок, правда, сомневался, чтобы видавший виды седой Кол окажется таким простаком и поверит столь грубой лжи.
А не лучше ли подмазаться к какому-нибудь существу женского пола? Хоть к той же Черемухе, воробьи прочирикали ей уши о ее красоте, и она охотно позволяет этим бездельникам вить гнезда в своих ветвях. Не выйдет – он ничего не потеряет, а выйдет – обретет все.

Жеманная Черемуха притворилась, что не слышит. Вьюнок начал виться вверх, настойчиво повторяя:
- Черемуха, Черемуха, как ты хороша!

Черемуха накинула на плечи белую шаль – упорная лесть Вьюнка ей, видимо, пришлась по душе.
- Теперь ты еще прекраснее! - восхищался Вьюнок.
- Скажи мне это на ухо! - игриво засмеялась Черемуха.

И Вьюнок вился все выше и выше. И вот уже шептал Черемухе не ухо:
- Ты … ты прелестнейшая из черемух!

Больше он ничего не умел сказать. Но Черемухе достаточно было и этих нескольких слов, чтобы поверить в искренность Вьюнка.

Когда ветер сорвал с плеч Черемухи белую шаль, Вьюнок забыл даже эти немногие слова. Бедная Черемуха! Она с нетерпением ждала, что Вьюнок посватается к ней, но, когда настала осень, от тоски засохла, и садовник распилил ее на дрова.

Весной Вьюнок огляделся, кому бы польстить теперь. Вьюнок набрался смелости и приблизился к Колу в изгороди.
- Кол, послушай, Кол, - заговорил с ним Вьюнок. - Я все думал и никак не мог придумать… - А? Ты это мне говоришь? - спросил глуховатый Кол.

Вьюнок продолжал терпеливо:
- Тебе, кому же еще. Я хотел тебе сказать…
- А?
- Поднимусь поближе к твоему уху. - Вьюнок проворно завился вверх. - Теперь ты слышишь? - спросил он.
- Теперь слышу.
- Я все думал и не мог придумать, почему никто не видит твоей красоты и силы? Разве изгородь устояла бы, не будь тебя? Ты ведь вся ее опора. По-моему, ты не только силен, но и красив. Самое красивое дерево во всем саду.
- Поднимись повыше, - попросил польщенный Кол, а Вьюнку только этого и надо было. За одну ночь он взобрался Колу прямо на голову и накричал ему в ухо столько похвал, что растроганный старикашка даже всплакнул, а воробьи от смеха за животики хватались.
- Ты единственный меня понимаешь, - лепетал Кол, - Ты мой лучший друг. Все остальные слепы. Даже поэты – они не посвятили мне ни одного прочувствованного стихотворения. Черемуху, Клен, Дуб – их поэты воспевают и славят, а скажи, чем эти деревья лучше меня?
- Да что ты! - воскликнул Вьюнок, - Мне на них даже смотреть противно.

И случилось, что ребенок, увидев Кол, обвитый Вьюнком, воскликнул:
- Смотрите, какие красивые цветы!
- Ты слышал? Устами младенца глаголет истина, - торжественно подтвердил Вьюнок.
- Останься со мной на всю жизнь, - прокряхтел Кол, - Будешь говорить всему саду о моих достоинствах, а я буду подпирать тебя, чтобы ты не оставался в тени.

Но жить вместе им пришлось недолго. Пришла зима и нахлобучила Колу на голову большую снежную шапку, и прогнивший Кол под ее тяжестью свалился.

Вьюнок не скорбел по погибшему другу, а стал присматриваться, к кому бы теперь примазаться. И к весне Вьюнок – хотите верьте, хотите не верьте – уже кружился и вился вокруг самого могучего Дуба.

Легенда о вьюнке

(из собрания сказок братьев Гримм)

Однажды извозчик застрял в дороге со своей повозкой, где находилось вино, да так, что не смог сдвинуть её с места несмотря на все свои старания. Как раз мимо проходила Богоматерь. Увидев тщетные попытки бедняка, и решив его испытать, она обратилась к тому со словами: «Я утомилась и хочу пить, налей мне стаканчик вина, а я тогда помогу освободить твою повозку». «Охотно», ответил извозчик, «но у меня нет стакана, куда бы тебе налить». Тогда Богоматерь сорвала белый цветочек с розовыми полосками, который называется полевым вьюнком и немного похож на стаканчик, и подала извозчику. Тот наполнил цветок вином, Богоматерь отпила, и в тот же миг повозка освободилась, и бедняк смог двигаться дальше. С тех пор эти цветочки называют ещё «стаканчиками Богоматери».

Растения - предсказатели погоды

Человек давно заметил, что у многих растений накануне перемены погоды изменяется положение отдельных частей. Они могут уловить то, что не под силу нашим органам чувств. Такая способность зеленых «детей солнца» объясняется зависимостью их жизни от условий среды: температуры, влажности и давления воздуха, а также от солнечного света.
Дело в том, что растения, в отличие от животных, в борьбе за жизнь и сохранение потомства не могут убежать или улететь от непогоды, спрятаться в защищенном месте. Поэтому они по своей природе очень чувствительны и заблаговременно реагируют на малейшее изменение состояния атмосферы. Одни растения перед дождем закрывают цветки, чтобы защитить от повреждения пыльцу и уменьшить теплоотдачу; другие - при низкой относительной влажности воздуха уменьшают испарение, обильно выделяя ароматный нектар, привлекающий крылатых тружениц - пчел и других насекомых; третьи - «плачут» липкими капельками сока; четвертые - меняют форму и положения листьев. Подмечая изменения в поведении растений, наблюдательные люди могут предсказать погоду.
Растений - «барометров» много. Это верные предсказатели погоды. Расскажем о некоторых из тех, которые произрастают на территории Дунайского биосферного заповедника.
Одуванчик - хороший «метеоролог». Перед ненастьем цветки его закрываются, как бы прячась от дождя. Отцвел одуванчик, а на месте соцветия появляется белый пушистый шарик. Вероятно, каждый видел, как легкие белые парашютики одуванчика разлетаются даже при слабом ветре. Но это в сухую погоду. Перед дождем же ветер никак не может сорвать, словно приклеенные, семянки. А все потому, что, чувствуя изменения погоды, растение складывает свой пушистый шарик, как зонтик.
Интересно наблюдать за луговым клевером . Растение чутко реагирует на тепло, влагу и на изменение атмосферного давления. К ненастью клевер складывает свои листки и склоняет головки соцветий, а перед устойчивой хорошей погодой стебли и листья его расправлены, соцветия подняты вверх.
Присмотритесь к обыкновенному полевому вьюнку . Если цветки вьюнка закрываются - близок дождь, распускаются в пасмурную погоду - к хорошим солнечным дням.
Перед наступлением дождливой погоды цветочные венчики чистотела заметно поникают.
Если небо хмурится, а цветки лютиков открыты - дождя не будет. А бывает так: на небе ни облачка, и вдруг среди бела дня цветки лютиков закрываются - ждите дождя. При устойчивой сухой погоде они только к вечеру сжимаются и поникают на подвижных стебельках. С рассветом опять загорается желтое пламя цветков.
Цветок белой кувшинки - своеобразная метеостанция. При солнечной погоде в 7-8 часов утра из воды начинают подниматься и раскрываться бутоны белой кувшинки, которую иначе называют водяной белой лилией. В конце дня, часов в 17-18, они незаметно уходят под воду. Бывает, что лилия опаздывает с выходом на поверхность. Начало девятого, а она едва-едва поднимается над водой. Значит во второй половине дня будет дождь. А уж если совсем не поднимается из воды - либо будет затяжной ливень, либо наступит похолодание.
В ожидании дождливой погоды не раскрывают своих бутонов роза и шиповник .
Перед наступлением ненастной погоды цветоножки картофеля изгибаются вниз и цветки поникают.
Морковь в огороде и та предсказывает погоду. Ее белый семенной зонтик перед дождем опускается вниз.
Перед дождем на листьях ивы появляются капельки. Порой с ее листьев капли капают так часто, что под деревьями земля становится мокрой. Отсюда, наверное, и пошло народное название - «плакучая».
За сутки или двое до дождя на листьях конского каштана проступают «слезы» - липкие капельки сока.
С давних времен человек, присматриваясь к сезонным явлениям природы, подмечал предвестников хорошей и плохой весны, лета или осени и тем самым пытался проникнуть в тайну долгосрочного предопределения погоды будущего сезона. Приведем некоторые приметы долгосрочного прогнозирования.
Если весной из березы течет много сока - лето будет дождливым. Осенью листья березы начинают желтеть с верхушки - ждите ранней весны, снизу - поздней, а если равномерно - средней. Если в октября с нее лист не опал - жди суровой зимы. А если все происходит в обычные календарные сроки, то в конце января - начале февраля будет продолжительная оттепель.
Если летом очень много полевого осота , зимой будет холодно, если же много щавеля - зима будет теплой.
Если летом на деревьях появляется много желтых листьев, наступит ранняя осень.
Пока лист на вишне не опал, выпавший снег тает.
На дубе много плодов к суровой зиме.
Дуб раньше ясеня лист распустит - к сухому лету.
Дружный листопад - к суровой зиме.
Если орехов обильно, а грибов мало, - зима будет снежная и суровая.
Кожура на луковицах тонкая - зима будет мягкая, толстая и грубая - зима суровая.
Проверьте, так ли это.

Подготовила Ольга Ганган

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Предмет- биология

Класс- 5

Тема урока: С какой целью в биологии используется моделирование?

Цели урока.

Образовательная: расширить и углубить знакомство учащихся с понятием «научные методы познания» путем характеристики метода моделирования; описать этапы моделирования.

Развивающая: продолжить развивать общеучебные умения и навыки – работать с текстом параграфа и его составляющими; анализировать и обобщать различные виды информации, формулировать определение понятий, устанавливать причинно – следственные связи, моделировать явления живой природы; развивать познавательный интерес, наблюдательность.

Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, ответственность за свои поступки, самостоятельность, уважительное отношение к собеседнику, культуру поведения при групповой работе; продолжить формировать экологическую культуру учащихся и научное мировоззрение.

Планируемые образовательные результаты :

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, труду, готовности к саморазвитию и самообразованию;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками

Формирование основ экологической культуры.

Метапредметные

Уметь проводить простейшие наблюдения, опыты;

Уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей, участвовать в совместной деятельности, осуществлять контроль своей деятельности;

Уметь систематизировать и обобщать разные виды информации, определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, устанавливать причинно – следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы;

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с одноклассниками и учителем, работать индивидуально и в группе.

Предметные

- уметь формулировать определение понятия «модель»;

Приводить примеры различных моделей;

Понимать значение научного моделирования;

Описывать этапы моделирования.

Методы обучения : словесные (беседа, опрос, повествовательный рассказ, инструктаж, консультирование), наглядные (демонстрация слайдов презентации, работа с иллюстрациями учебника), практические (работа с текстом учебника, выполнение практической работы)

Средства обучения: презентация по теме, проектор, ноутбук, интерактивная доска, учебник и рабочая тетрадь «Биология. 5 класс» В.А. Самкова, Д.И. Рокотова, изд-во Академкнига/Учебник; карточки с таблицами «Знаю/ не знаю» по числу учащихся (Приложение 2); карточки с текстами по числу учащихся (Приложение 1); оборудование для практической работы- цветная бумага, ножницы, линейки, миска с водой.

Тип урока - комбинированный

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Организация начала занятия

Приветствие.

Беседа с дежурным

Приветствуют учителя.

Демонстрируют готовность к уроку

Л.: положительное отношение к обучению, к школе

2.Проверка домашнего задания

1)Организует работу с текстом с пропусками.

2)Организует проверку результата домашнего эксперимента.

Самостоятельно заполняют пропуски в тексте.

Читают текст вслух по очереди.

Поясняют результат домашнего опыта.

Контролируют ответы одноклассников, исправляют ошибки.

П.: формулировка гипотезы исследования,

проведение простейших опытов, трактовка результата,

3.Сообщение темы урока, формулировка задач. Мотивация учебной деятельности

Обращает внимание учащихся на изображение предметов- кукла, глобус, игрушечный автомобиль.

Организует работу по вопросам :

1.Что изображено на слайде?

2.На какие реальные объекты похожи эти предметы?

3.Каким общим термином можно назвать эти объекты?

4.Кто догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Рассматривают иллюстрации

Отвечают на вопросы

Предлагают варианты общего понятия. Звучит термин «модель»

Называют тему урока, записывают в тетрадь.

Л.: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности;

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

У.:В наше повседневной жизни мы часто имеем дело с моделями. Термин «модель» происходит от латинского слова «модулюс» и переводится как мера, мерило, образец, норма.

Демонстрирует слайд презентации с термином.

В :Что вы знаете о процессе научного моделирования?

Заполните столбик «Начало урока» в таблицах, которые лежат у вас на партах. Если вы знаете ответы на вопросы, ставьте знак «+», если нет – знак «-«.

Слушают учителя.

Рассматривают слайды презентации

Отвечают на вопрос.

Заполняют таблицу «Знаю/ не знаю»

Формулируют цели урока

Р.: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно; проговаривание последовательности своих действий

К.: построение речевых высказываний; умение слушать собеседника

Л.: понимание границы собственного «знания и не знания»

4. Усвоение новых знаний и способов действий

А)Понятие модели

Задание: попробуйте сформулировать определение понятия «модель». Прочитайте на слайде определение этого понятия. Сравните со своим. Запишите его в тетрадь.

Предлагают варианты определения понятия «модель». Читают определение на слайде. Сравнивают со своим. Выписывают определение понятия в тетрадь.

П.: поиск и выделение нужной информации в тексте; формулирование определения нового понятия.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения

Б)Примеры моделей

У:Чаще всего под моделями мы подразумеваем уменьшенную копию какого – либо реального объекта.

Демонстрирует слайд презентации с уменьшенными моделями реальных объектов.

У.: Одна из таких моделей - модель «Биосфера –2». Это огромное (2 футбольных поля), изолированное от окружающей среды сооружение в пустыне США. Станция создана американскими учеными как модель возможных будущих обитаемых станций на Луне и других планетах. Удался ли эксперимент ученых? Об этом вы почитаете дома.

В: Как вы считаете, бывают ли модели, выполненные не в уменьшенном, а в увеличенном масштабе?

Демонстрирует слайд презентации с моделями увеличенного масштаба.

Слушают учителя.

Рассматривают иллюстрации на слайде

Слушают учителя. Рассматривают фотографии

Высказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ

Рассматривают иллюстрации слайда

К.: построение речевых высказываний.

Р.: контроль и корректировка своих ответов и ответов одноклассников; высказывание и аргументация своего мнения.

У:Рассматривая карту в учебнике, вычисляя объем какого – либо тела по формуле или рисуя математический график, вы тоже имеете дело с моделями.

Задание : рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

У: Таким образом, модели могут быть материальными или информационными.

Слушают учителя

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют график. Отвечают на вопросы.

П.: анализ графика, установление причинно – следственных связей по графику

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний

В)Метод научного моделирования

У.: Моделирование – важнейший метод получения новых знаний

Задание: В каких же ситуациях следует применять метод моделирования? Найдите примеры таких ситуаций в тексте учебника.

Слушают учителя.

Находят в учебнике информацию, читают вслух.

К.: построение речевых высказываний

П.: поиск и отбор нужной информации в тексте учебника; смысловое чтение

Г)Этапы научного моделирования

У:Научное моделирование проходит в несколько этапов.

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Рассматривают иллюстрации учебника. Анализируют схему. Выделяют этапы процесса научного моделирования. Отвечают на вопросы. Высказывают и доказывают свою точку зрения.

П.: анализ схемы, выделение главного

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников, высказывание и аргументация своего мнения

К.: построение речевых высказываний

Д)Практическая работа «Моделируем распускание цветков вьюнка»

У: Сейчас я хочу предложить вам выполнить практическую работу и проследить все этапы моделирования на практике.

Организует работу в группах над заданием №4 рабочей тетради – моделирование распускания цветков вьюнков.

Визуальный контроль. Оказывает помощь учащимся (при необходимости), консультирует.

Делятся на группы. Самостоятельно распределяют обязанности внутри группы. Работают по инструкциям в рабочей тетради. Создают модели цветка из цветной бумаги, проводят простейший эксперимент, наблюдают. Заносят результаты наблюдений в рабочую тетрадь.

Р.: составление плана и последовательности действий; контроль в форме сличения с эталоном

П.: моделирование, установление причинно – следственных связей; построение логической цепи рассуждений; проведение простейших наблюдений, установление аналогии, оформление наблюдений в тетради

4.Первичная проверка понимания знаний и способов действий

Организует работу по вопросам:

1.Что такое модель?

2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе?

3.В каких случаях необходимо использовать моделирование?

4.Какие этапы включает научное моделирование?

Отвечают на вопросы. Контролируют ответы одноклассников. Исправляют ошибки в ответах одноклассников.

Р.: контроль и корректировка ответов одноклассников

К.: построение речевых высказываний, использование в речи научной терминологии; умение слушать собеседника

5. Подведение итогов урока. Рефлексия

Обращает внимание учащихся на листы, которые заполняли в начале урока.

В .Все ли цели, поставленные в начале урока, были достигнуты? В :Довольны ли вы своей работой на уроке?

Заполняют третью колонку («Конец урока») в карточках.

Отвечают на вопросы. Оценивают свой вклад в изучение темы.

П.: обобщение, формулировка выводов

К.: построение монологических высказываний

Р.: адекватное отношение к оценке своей работы, самооценивание.

6. Информация о домашнем задании

Инструктирует по домашнему заданию:

1)п.6 – пересказ,

2)Задание №3 (стр. 35)

3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Записывают домашнее задание в дневник.

Л.: положительное отношение к обучению

МОДЕЛЬ – это объект, который отражает существенные особенности реального объекта, явления или процесса.

Уменьшенные модели Модель танка Модель Солнечной системы

Модель «Биосфера – 2»

Увеличенные модели Модель строения клетки Модель строения бактерии

Задание: рассмотрите график на рис. 19Б (стр.33) и укажите годы, когда регистрировалась наибольшая численность рысей. Охарактеризуйте взаимосвязь «рысь – заяц»

МОДЕЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ (натуральные) ИНФОРМАЦИОННЫЕ

Задание. Рассмотрите схему «Этапы моделирования» (рис.21 стр.35). Назовите эти этапы. Сколько их? Какой из этапов моделирования вы считаете самым сложным? Почему?

Моделирование распускания цветков вьюнка Цель: выяснить, почему раскрываются цветки вьюнка. Гипотеза: возможно, цветки вьюнка распускаются потому, что …

Ход работы. 1.Сложите лепестки готовой заготовки из бумаги, как показано на рисунке 2.Положите готовые модели цветков в миску с водой сложенными лепестками вверх

Результат Я наблюдаю, как … Я думаю, что это происходит потому … Похожее явление происходит и с цветками вьюнка…

Контрольные вопросы 1.Что такое модель? 2.Какие модели вам приходилось использовать в повседневной жизни или учебе? 3.В каких случаях необходимо использовать моделирование? 4.Какие этапы включает научное моделирование?

Домашнее задание 1)п.6 – пересказ, 2)Задание №3 (стр. 35) 3)Творческое задание: сделать из пластилина или бумаги модель понравившегося на рис. 19А (стр.32) соцветия (по желанию).

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Текст с пропусками

Задание: заполнить пропуски.

Метод – это способ получения научных данных. Универсальными методами научного познания окружающего мира являются: ___________, _________ и моделирование. Наблюдение – это __________________________________

________________________________________________________________.

Наблюдать можно за ____________________________________________.

Эксперимент – это _______________________________________________

______________________________________________________________.

Любое научное исследование начинается с формулировки предположения, т.е. ________________.

Приложение 2

Таблица «Знаю/ не знаю»

Вопросы

Начало урока

Конец урока

1.Могу сформулировать определение понятия «модель»

2.Знаю, в каких ситуациях используется метод моделирования

3.Знаю этапы процесса моделирования

4.Могу создавать модели и проводить с ними эксперименты