Правшей, поскольку реализуется зачастую обоими полушариями мозга. Тесты на определение ведущей руки и ведущего глаза „Поза Наполеона “ у левши. Тестами для определения рукости у младенца являются наблюдения за тем, какой рукой он... отечественной нейропсихологии А.Р. Лурия предложил определять ведущую руку и ведущий глаз по следующим тестам. Скрестите руки на груди в „позе Наполеона “. Какая рука от локтя до запястья окажется сверху, та и является ведущей. Если вы поменяете позиции рук, то...

https://www.сайт/psychology/15188

Сигналы другому человеку, мы бессознательно сообщаем ему свои истинные намерения. Например, вы говорите, что очень рады встрече и общению, в то же время стоите со скрещенными руками («поза Наполеона ») или сидите с переплетенными пальцами, вид которых говорит о ваших усилиях сдержаться от необоснованной критики и не наговорить грубостей. О вашей искренности и сердечном отношении будут говорить...

https://www.сайт/psychology/14686

Сидела на какой-то учебе в позе лотоса. Подошел мужчина и стал руками водить над головой. Сказал громко, что во мне еще осталось немного любви. Я почувствовала неловкость перед остальными, что они это узнали.

https://www..html

Левшами были: Аристотель, Тиберий, Цезарь, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Александр Македонский, Жанна Д"Арк, Карл Великий, Наполеон , Ньютон, И.П. Павлов, Н.С. Лесков, Д-К. Максвелл, Ч.Чаплин, Л.Кэррол, П.Пикассо. Из сегодняшних заметных левшей назовем... вы пользуетесь левым глазом, закрывая правый, напишите Л, если наоборот - П. 3. Скрестить руки на груди, приняв позу Наполеона . Если кисть левой руки окажется лежащей сверху, пометьте это буквой Л, если правой - буквой П. 4. Поаплодировать. ...

https://www.сайт/psychology/1132

Гипнолог находит ключ к нашему подсознанию. Он только открывает дверь, все остальное мы делаем сами. Политический гипноз Искусством массового гипноза владели Наполеон , Ленин, Гитлер. У политических гениев характерные позы : Наполеон складывал руки на груди, Ленин держался за край пиджака, Гитлер прикладывал руку к сердцу и вытягивал вперед. Точно такие же жесты используют...

https://www.сайт/journal/126457

Него двумя глазами на какой-либо предмет. Поочередно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вы закрываете правый глаз или левый? В. Станьте в «позу Наполеона », скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху? Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты». Какая ладонь сверху? Теперь посмотрим, что у вас получилось. ПППП...

https://www.сайт/psychology/12445

Мы обретём мир. На плюсовом полюсе (за мир) всегда стоит Россия, а вот второй отрицательный полюс под неё подобрать пока никак не удаётся. Им пытался стать Наполеон , но он не выдержал энергии России и «сдулся», затем на него покушался Гитлер и он её не выдержал и «пропал», а сегодня им уже пытаются стать англосаксы. Но... стать обычной нацией, каких много. Их время самозахватнического правления вторым полюсом мира заканчивается, и они, если не остановятся, последуют далее за Наполеоном и Гитлером.

https://www.сайт/journal/147290

Далеко превосходящее и здравый смысл, и анализ, из цельности чего и рождаются все смыслы. Настоящее исследование помещается в этой книге не столь с целью характерологической обрисовки личности Наполеона , о чём существуют как отдельные многочисленные исследования, так и большие специальные труды (А. Генце, Мишон, Ф. Бартело, Моргенштерн и др.), как для того, чтобы удивительными изменениями...

3. Упражнение «Поза Наполеона».

Инструкция: «Скрестите руки на груди. Ведущая рука определяется по пальцам, расположенным сверху плеча».

4. Упражнение «Переплетение пальцев».

Инструкция: «Поставьте локти на стол, соедините ладони. По коман-де сплетите пальцы. Ведущая рука определяется по большому пальцу, оказавшемуся сверху, закрывающему другой».

5. Упражнение «Поднимите упавшую ручку».

Инструкция: «По команде уроните ручку на пол, а затем поднимите ее. Ведущая рука - это рука, в которой вы держите поднятую ручку».


56 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

6. Упражнение -«Динамометрия».

Инструкция 1: «Возьмите динамометр и поочередно правой и левой рукой выжмите наибольшее усилие. Ведущая рука определяется по лучшему результату».

Инструкция 2: «Возьмите динамометр сначала правой рукой, выжми-те усилие, а затем "/ 2 от данного усилия. Аналогичную процедуру вы-полните левой рукой. Ведущая рука определяется по меньшему от-клонению от идеального У 2 усилия. Например, вы правой рукой по-казали 32, а У 2 усилия - 22: ошибка составила (+5). А левой рукой - 30 и 13: ошибка - (-2). Следовательно, по точности воспроизведения заданного усилия ведущей является левая рука».

7. Упражнение «Рисунок».

Инструкция: «Возьмите в каждую руку по ручке (карандашу). По ко-манде одновременно рисуете правой рукой квадрат, левой - круг. Под фигурами проведите черту и по команде рисуете левой рукой круг, а правой - квадрат. Сравните фигуры, нарисованные правой и левой рукой. Более точные рисунки выполнила ведущая рука. Если точность рисования примерно одинакова, то доминирования не выявлено и по точности движений вы являетесь амбидекстром».

8. Упражнение «Поймать мяч».

И прукция: «Встаньте в парах на расстоянии 3-5 шагов друг напро-" з друга. По команде один бросает теннисный мяч партнеру, тот его „о 1жен поймать одной рукой. Поменяйтесь. Та рука, которой вы пой-м и мяч, является ведущей».

. Упражнение «Бросок».

инструкция: «Перед собой вы видите мишень. Каждый выполнит по два броска правой и левой рукой, стараясь попасть этим шариком из пластилина, стоя на линии, расположенной на расстоянии двух мет-ров от мишени. Ведущая рука определяется по более точному попада-нию».

Упражнения для определения ведущей ноги

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Представьте, что к вам катится мяч; какой ногой вы бы его отбили? Эта нога является ведущей (маховой)».

2. Упражнение «Нога на ногу».

Инструкция: «Сядьте удобно. По команде примите положение сидя, нога на ногу. Нога сверху - ведущая».

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 57

58 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

3. Упражнение «Шаг вперед».

Инструкция: «Задание выполняется из и. п. стоя. По команде - подъ-ем на носки, и затем перенесите вес тела вперед, делая шаг. Нога, кото-рой вы сделали шаг, является ведущей.

4. Упражнение «Ступенька».

Инструкция: «Задание выполняется у лестницы. По команде подни-митесь на несколько ступенек вверх. Нога, с которой вы начинали дви-жение, является ведущей (маховой)».

5. Упражнение «Длина шага».

Инструкция: «Задание выполняет одновременно несколько человек. Стоя у линии на полу по команде выполните шаг вперед правой ногой. Ваши партнеры определяют длину шага от линии до пяток по санти-метровой ленте (как в прыжках в длину). Теперь то же левой. Веду-щая нога определяется по лучшему результату».

6. Упражнение «Прыжок в длину толчком одной ноги».

Инструкция: «Вам следует, не наступая на линию, выполнись пры-жок в длину толчком одной ноги. Партнер измеряет длину прыжка по сантиметровой шкале. Для каждой ноги дается по две попытки. Веду-щая нога определяется по меньшему среднему значению».

7. Упражнение «Проба на равновесие».

Инструкция: «Задание выполняется поочередно в парах. Один при-нимает и. п. стоя руки вперед с закрытыми глазами. По команде следу-ет поднять правую ногу вперед и сохранить это положение как можно дольше. Отсчет времени ведется мною вслух. Партнер фиксирует вре-мя (с) по постановке ноги на пол. Наименьшее время удержание опре-деляет ведущую ногу».

8. Упражнение «Удар по мячу».

Инструкция: «Представьте себя футболистом. Перед вами ворота, вы бьете пенальти... разбегаетесь, удар! Какой ногой вы ударили по мя-чу? - она ведущая при ударе ногой».

Задание 2. Исследование сенсорных асимметрий спортсменов

Вводные замечания. Сенсорные асимметрии характерны для парных дистантных органов чувств человека - глаз и ушей. При этом само-оценка ведущего глаза и уха часто не совпадает с данными специаль-ного обследования. Следует также учитывать, что сенсорная асиммет-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 59

рия по зрению (ведущий глаз) является более значимой, чем асим-метрия по слуху, - особенно для обучения стрелков и спортсменов в различных видах единоборств с ациклическим характером двигатель-ной деятельности и необходимостью постоянной концентрации вни-мания на точности выполняемых двигательных действий (гимнасти-ка, акробатика, прыжки в воду, бокс, фехтование и др.). Ниже предла-гаются простые приемы для определения ведущего глаза и уха.

Упражнения для определения ведущего глаза и уха

1. Упражнение «Самооценка».

Инструкция: «Как вы считаете, какой глаз у вас ведущий?»

2. «Проба на зрение» (у врача-окулиста).

Инструкция: «Каждый знает, какое у него зрение. Если различий нет, то доминирования глаза по остроте зрения не выявлено. Если один глаз видит лучше другого, он является ведущим по данному показате-лю. Например, острота зрения правого глаза - 1,0; левого - 0,8; значит, ведущий глаз - правый».

3. Упражнение «Прицельная способность глаза».

Инструкция: «Возьмите в руку ручку или карандаш и совместите ее (его) с любой вертикальной линией, например, с краем доски, окон-ной рамы. Поочередно закройте глаза. Отметьте, с правым или левым закрытым глазом ручка не отклонилась от линии совмещения или от-клонилась в меньшей мере. Этот глаз является ведущим».

4. Упражнение «Подмигивание».

Инструкция: «Упражнение выполняется в парах. Развернитесь лицом друг к другу и по команде подмигните партнеру. Вы подмигнули веду-щим глазом».

60 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

5. Упражнение -«Телефонный разговор».

Инструкция: «Перед вами телефонный аппарат, он звонит. Ответьте абоненту, - к какому уху вы приставили снятую с аппарата телефон-ную трубку? Попробуйте еще раз, каким ухом вам удобнее слушать?»

Задание 3. Исследование психических

асимметрий

Методики определения доминирования правого/левого полушария

1. Метод самооценки.

Инструкция: «Как вы считаете, какое полушарие у вас ведущее? Если сложно, подумайте, какие предметы в школе вам легче давались: мате-матика, физика или литература, история? Если точные науки, то ве-дущее - правое полушарие. Если затрудняетесь с ответом, значит яв-ного доминирования нет и, скорее, вы относитесь к смешанному типу».

2. Задача Арнхейма.

Инструкция: «Представим, что сейчас 3 часа 40 минут. Сколько вре-мени будет через 40 минут? Если вы оперировали цифрами, значит, ведущим является левое полушарие. Если представляли стрелки или электронные часы, то - правое».

3. Исследование способов запоминания номера телефона.

Инструкция: «Представим, что вы не можете записать номер телефона. Как вы его запоминаете? Если ищете какую-нибудь закономерность в расположении цифр или ассоциацию (например, номер дома - дата рождения и т. п.), то ведущим является левое полушарие, а если пред-ставляете, как вы записываете (зрительный образ) или последователь-ность набора - то правое полушарие».

4. «Цифры и фигуры».

Инструкция: «Закройте глаза. Сейчас я покажу вам плакат, на кото-ром что-то изображено. По команде вы открываете глаза, через секун-ду я плакат убираю, а вы воспроизводите на бумаге первое, что вам бросилось в глаза, на что вы обратили внимание. Ведущим является левое полушарие, если вы записали цифру или цифры, и правое - ес-ли сначала обратили внимание на фигуры».

5. «Старуха и молодая женщина».

Инструкция: «Сейчас я покажу так называемое двойственное изобра-жение. На картинке вы можете увидеть или молодую женщину, или пожилую. Отметьте, что вы увидели сначала. Внимание!.. Если вы сра-зу увидели молодую даму, значит, в этот момент у вас более активно сработало правое полушарие, если старуху - то левое». В зависимо-

Тема 3. Психомоторные и функциональные асимметрии 61

сти от размера изображения следует показать его или сразу всем од-новременно, или каждой паре испытуемых по отдельности.

6. Тест на полушарное доминирование (Н. М. Тимченко). Инструкция: «Отвечаете на вопросы, используя ответ либо "да", либо "нет"».

    Иногда я люблю помечтать.

    Я скорее сам стремлюсь разобраться в ситуации, чем доверяюсь мнению другого.

    Меня очень волнует и вдохновляет пребывание на природе.

    Я скорее обдумываю свои поступки, чем действую импульсивно.

    Я больше люблю грустную музыку, чем веселую.

    Я лучше, чем большинство людей, предвижу последствия собст-венных решений.

    У меня выразительная мимика.

    Я часто и подолгу сомневаюсь в чем-либо.

    Иногда я чувствую себя артистом.

    Как правило, я довожу дело до конца.

    У меня более выражены склонности к конкретным наукам, чем к абстрактным.

    У меня плавная, спокойная речь.

    Я предпочитаю яркую оригинальную одежду.

    Я люблю спокойно поразмышлять о чем-либо.

    Я очень люблю посидеть у телевизора (больше, чем другие люди).

    Я очень тщательно выбираю своих знакомых, приятелей, друзей.

    Я могу довольно долго и эффективно работать в условиях шума.

    Самокритика - мое правило.

    Меня считают открытым и непосредственным человеком.

    Опаздывать - не в моих привычках.

Обработка данных опыта по тесту Тимченко

    Подсчитать количество ответов «да» на четные и нечетные вопро-сы. Если сумма баллов НЕЧЕТ > ЧЕТ, то более активно правое по-лушарие, а если ЧЕТ > НЕЧЕТ, то более активно левое полушарие. Это предварительный вывод.

62 Раздел 1. Взаимодействие психики и физического тела

ние левого полушария; 8-12 баллов - смешанный тип; 13-20 бал-лов - доминирование правого полушария.

Завершение работы. Студенты составляют итоговый протокол опы-тов по трем заданиям и анализируют данные свои и партнера, учиты-вая, что выраженная асимметрия - это явное преобладание правой или левой конечности, глаза, уха и полушария мозга. Для получения более точной информации о функциональной асимметрии головного мозга необходимы специальные аппаратурные исследования (ЭМГ, ЭЭГ). В совместном обсуждении студенты формулируют критерии ведущей руки/ноги, глаза и полушария головного мозга, а также обсуж-дают роль профиля Ф AM для успешности в различных видах спорта.

Раздел 2

Психология личности спортсмена и тренера

Тема 1. Изучение интеллектуальных

свойств занимающихся спортом

Пояснения к теме. В спортивной деятельности человек познает мир прежде всего посредством двигательных восприятий и разнообраз-ных двигательных действий, складывающихся из простых и сложных движений, психомышечных ощущений и психоэнергетических состоя-ний организма, различных спортивных чувств, психомоторных и идео-моторных форм интеллектуальной деятельности, т. е. мышления в дви-жении. У некоторых людей, далеких от спорта, еще бытуют представ-ления о том, что спортсмены интеллектуально не вполне развитые люди, действуют согласно русской поговорке «сила есть - ума не надо». Это ходячее бытовое представление о спортсменах не соответствует дей-ствительности, ибо не только шахматы, но и любой другой вид спорта требует от спортсменов высокого интеллектуально-волевого напря-жения, формирует и развивает мышление спортсменов по-своему, т. е. в соответствии со своейспецификой тактико-технических действий. Реальная жизнь человека в спорте доказывает тот факт, что физиче-ские упражнения, тренировочные нагрузки, соревнования (особенно в спорте высших достижений) - это не только творчески переживае-мый напряженный физический труд, решающий сложную жизненную задачу физического совершенствования своего тела, «делания самого себя», но и не Менее напряженная интеллектуальная деятельность, фор-мирующая и развивающая у спортсменов разнообразные интеллекту-альные умения и умственные навыки, теснейшим образом связанные, с одной стороны, с предметом и содержанием спортивной деятельно-сти, а с другой стороны - с социальными моделями жизненной борь-бы за свое место в социуме.

64 Раздел 2, Психология личности спортсмена и тренера

Этим объясняется, во-первых, преимущественная специализация интеллектуальной деятельности спортсменов в направлении овладе-ния ими умственными навыками конкретно-образного, тактического и практического мышления; во-вторых, этим также объясняется огром-ная популярность спорта как социальной модели здорового образа жиз-ни и состязательной борьбы за выживание в этом мире. Зрителями Олимпиад, соревнований на первенство мира по футболу или хоккею с шайбой становятся более 3 миллиардов человек, прильнувших к эк-ранам своих телевизоров и сопереживающих спортсменам. Каждый шестой житель планеты так или иначе приобщен к занятиям спортом.

Конкретный вид спорта развивает интеллект спортсмена в соот-ветствии с присущими данному виду спорта психомоторными требо-ваниями к уровню развития и проявления умственных и двигатель-ных способностей данного человека в учебно-тренировочной и сорев-новательной деятельности, что ставит перед спортивной психологией задачу изучения особенностей мышления представителей разных ви-дов спорта.

Предлагаемые ниже тестовые задания предназначены для изуче-ния интеллектуального потенциала спортсменов - диагностики осве-домленности их ума, измерения быстроты ассоциативного словесно-логического, образного и практического мышления, оценки их креа-тивности и общей эрудиции, т. е. тех умственных способностей, из которых образуется структура их интеллекта (от лат. intellectus - ра-зумение, понимание, постижение). В психологии «интеллект» опре-деляется как «относительно устойчивая структура умственных спо-собностей индивида» 1 .

Задание 1. Умственные способности спортсменов

Вводные замечания. Умственных способностей, изучаемых психоло-гами, очень много. Ниже предлагается адаптированный вариант мето-дики известного немецкого психолога Амтхауэра для определения ос-новных из них. Он состоит из пяти вербальных тестов, каждый из ко-торых содержит по 20 вопросов. Каждый вопрос в тесте представляет собой незаконченное предложение, в котором недостает по смыслу по-следнего слова или последней цифры. Испытуемый должен выбрать это слово из пяти предложенных для каждого вопроса или закончить

1 См.: Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко; Под. ред. А. В. Петров-ского, М. Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - С. 119.

Тема 1. Изучение интеллектуальных свойств занимающихся спортом 65

предложение цифрой. Общая форма протокола опыта для всех 5 упраж-нений прилагается ниже. Важно также учесть скорость выполнения заданий, для чего необходим секундомер.

Методика работы. Первое, что нужно сделать испытуемому, - это на Чистом листе бумаги нарисовать таблицу - форму протокола опыта - 5 столбиков по 20 строк в каждом (см. образец выше). В ячейки табли-цы испытуемый будет вписывать ответы на вопросы теста.

Для стандартизации условий опыта экспериментатор обязан ска-зать испытуемому перед началом опыта: «Работайте спокойно и вни-мательно, выполняйте задания в том порядке, в каком они расположе-ны. Если для очередного вопроса вы не можете найти ответ, не задер-живайтесь на нем слишком долго, переходите к следующему вопросу».

Упражнение 1. Осведомленность ума 1

Инструкция: «Прочтите предложение и выберите из предложенного списка то слово, которое, по вашему мнению, лучше всего подходит для смыслового оформления и завершения предложения. Помните: предложение должно быть завершено одним словом. Работайте быстро».

Образец решения:

1. Кролик больше всего похож на... а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, е) ежа.

Возможный правильный ответ: в) на зайца (поставьте букву "в" в таблицу формы протокола опыта в первый столбик справа против номера вопроса). Отмечая ответ в протоколе опыта, помните, что по-сле каждого вопроса в столбик таблицы ответов нужно вписывать лишь одну букву (или цифру), так как во всех заданиях по каждому вопросу возможно только одноДокумент

ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией практикум по

  • СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ В ШЕСТИ ТОМАХ Главный редактор Члены редакционной коллегии

    Документ

    СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ том ЧЕТВЕРТЫЙ ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Под редакцией Д. Б. ЭЛЬКОНИНА МОСКВА ПЕДАГОГИКА 1984 Л.С. Выготский... . М., 1931. * Веселовская К. Я. Педологический практикум : Пособие для практических занятий по педологии. М., 1924. * Звездочкой...

  • Результаты поиска

    Нашлось результатов: 34 (1,30 сек )

    Свободный доступ

    Ограниченный доступ

    Уточняется продление лицензии

    1

    №3 [Национальный психологический журнал / National Psychological Journal, 2016]

    Выпускается с 2006 г. Цель журнала – распространение знаний о достижениях российской науки как в сфере фундаментальных и прикладных исследований, так в сфере оценки психологических программ и методов работы. Журнал рассматривает актуальные социальные проблемы с позиций психологической науки.

    Однако здесь имеет значение сочетание результатов выполнения проб Розенбаха и «Поза Наполеона ». Наибольшие арифметические способности отмечаются у лиц с отсутствием зрительной асимметрии, обладающих мануальным правшеством по пробе «Поза Наполеона ».

    Предпросмотр: Национальный психологический журнал National Psychological Journal №3 2016.pdf (0,2 Мб)

    2

    ИССЛЕДОВАНИЕ РАБОТОСПОСОБНОСТИ И УТОМЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМ ПРОФИЛЕМ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ [Электронный ресурс] / Матвеев [и др.] // Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник.- 2016 .- №4 .- С. 22-28 .- Режим доступа: https://сайт/efd/369442

    В данной статье изучалась работоспособность нервной системы студентов с различным профилем функциональной межполушарной асимметрии. В исследовании приняли участие 96 студентов факультета психологии Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы, которые в соответствии с профилем функциональной асимметрии мозга были разделены на три подгруппы: правши - 55 студентов, левши - 9 студентов, амбидекстры - 32 студента. Для анализа адаптации студентов к условиям обучения использовали показатели функционального состояния нервной системы. Функциональное состояние центральной нервной системы студенческой молодежи изучалось на аппаратном комплексе «Психофизиолог» с помощью методики простая зрительно-моторная реакция. Предполагалось, что учет данного показателя в учебном процессе позволит правильно планировать режим труда и отдыха, контролировать учебные нагрузки и тем самым сохранить здоровье обучающихся.

    3

    №3(87) [Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева, 2015]

    Научный журнал "Вестник Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева" издаётся с 1997 года. Публикация статей осуществляется по сериям естественные и технические науки, Гуманитарные и педагогические науки. Отдельный выпуск может быть тематический или в нём могут публиковаться научные статьи по актуальным проблемам естественных, технических и гуманитарных наук. Учредителем и издателем журнала является ФГБОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Входит в Перечень ВАК

    В то же время не было обнаружено такой связи тестов «поза Наполеона », «нитки», «часы» с тестами «закидывание ноги», «шаг», «прыжок» и вопросами эдинбургской анкеты.

    Предпросмотр: Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева №3 2015.pdf (0,7 Мб)

    4

    Лабораторный практикум по экологической генетике

    Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета

    Учебное пособие подготовлено на кафедре генетики, цитологии и биоинженерии биолого-почвенного факультета Воронежского государственного университета. В пособии представлены лабораторные работы по общей и экологической генетике, знакомящие студентов с закономерностями наследования признаков, функциональной морфологией хромосом, генетической структурой популяций, методами оценки генетического гомеостаза организма и генотоксичности окружающей среды при антропогенном загрязнении.

    Для этого можно использовать такие тесты, как поза Наполеона , скрещивание рук. В позе Наполеона ведущей считается рука, кисть которой оказывается сверху.

    Предпросмотр: Лабораторный практикум по экологической генетике.pdf (0,8 Мб)

    5

    №4 [Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник, 2016]

    Освещаются актуальные вопросы терапии, кардиологии, неврологии, психиатрии, гастроэнтерологии, общей хирургии, акушерства и гинекологии, андрологии, педиатрии, медицинской психологии, правовых основ медицинской деятельности и др.

    Профили функциональной межполушарной асимметрии выявлялись с помощью моторных проб: переплетение пальцев рук - «замок»; скрещивание рук на груди - «поза Наполеона »; аплодирование.

    Предпросмотр: Здоровье и образование в XXI веке. Электронный научно-образовательный Вестник №4 2016.pdf (1,0 Мб)

    6

    Атлас интерпретационных схем к оценке оптанта...

    Изд-во Хворова А.Ю.

    Альбом представляет собой рабочие материалы по интерпретированной схеме проявлений человека, сопоставлению этих ресурсов человека с организационными ресурсами и выходом на интерпретационную схему организационных феноменов. Это своеобразный итог деятельности по психологической диагностике (профотбору) работающих сотрудников широкого диапазона организаций и различного иерархического уровня, кандидатов на работу, талантливых людей, не побоявшихся подвергнуть свою репутацию жесткому испытанию, в различных географических регионах страны.

    Таблица 7.1 Пробы для оценки сенсомоторных асимметрий и доминантного полушария головного мозга Моторная асимметрия рук 1. Переплетение пальцев рук (определение ведущей руки) 2. Поза Наполеона (определение ведущей руки) 3. Аплодирование...

    Предпросмотр: Атлас интепретационных схем к оценке оптанта психодиагностическими методами.pdf (0,2 Мб)

    7

    №5 [Школьные технологии, 2014]

    Профессиональный журнал для технологов учебного дела, школьных завучей, методистов, преподавателей системы высшего образования. Основные рубрики: «Социокультурные и педагогические контексты технологизации»; «Концепции, модели, проекты»; «Внедрение и практика»; «Педагогическая техника», «Экспертиза, измерения, диагностика». Научно-методический журнал «Школьные технологии» 22 декабря 2017 года решением Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группе научных специальностей 13.00.00 – педагогические науки

    Можно сказать, что это поза Наполеона . Тогда при повторении пробы можно её только назвать, но не показывать. Необходимо наблюдать за тем, как выполняется проба.

    Предпросмотр: Школьные технологии №5 2014.pdf (0,3 Мб)

    8

    Социокультурные конструкты в языке [монография]

    М.: ФЛИНТА

    В монографии на материале русского языка исследуются социокультурные конструкты: память, красота, хаос, чувства, имена лиц (эпонимы). В ряде случаев приводятся примеры из английского и немецкого языков. В основу описания социокультурных конструктов положен анализ фразеологизмов, устойчивых метафорических словосочетаний и клишированных фраз. Введено понятие фразеологического текста, как объекта социокультурного комментирования. Рассматриваемые в книге конструкты описаны в их соотнесенности с философским, мифологическим, литературным, политическим и другими типами дискурса. Употребление слов иллюстрируются фрагментами из произведений русской литературы 19-20 вв. и примерами из современной публицистики. В работе используются труды по семиотике, философии, социологии, этнолингвистике, психоанализу.

    Историческая фигура Наполеона в культурно-языковой модели конструируется как «Великий Завоеватель», «Победитель» и в этом конкретном значении она описывается языком. Мы говорим: поза Наполеона , наполеоновские планы (англ.

    Предпросмотр: Социокультурные конструкты в языке.pdf (1,2 Мб)

    9

    Секреты ораторского мастерства. Как с успехом выступать...

    Изд-во НГАУ

    Учебное пособие - это самоучитель публичных выступлений. В ней освещены все основные аспекты публичных выступлений: от выбора темы, подготовки и репетиции выступлений до их проведения и анализа. Содержатся готовые схемы презентаций, а также пошаговый план тре­нировок для ораторов-новичков и выступающих с опытом. В этой книге автор попытался отойти от казенного языка академических учебников. Книга содержит множество интересных и забавных историй, примеров, практические упражнения, поясняющие схемы и рисунки. Прочитав книгу до конца и последовательно выполнив практические упражнения, вы подготовите своё собственное публичное выступление.

    Давайте сначала рассмотрим типичные ошибки начинающих ораторов. 1. Поза Наполеона . Оратор стоит на сцене с руками, скрещенными на груди, голова может быть чуть поднята вверх.

    Предпросмотр: Секреты ораторского мастерства. Как с успехом выступать публично.pdf (0,9 Мб)

    10

    Руководство к практическим занятиям по физиологии человека...

    М.: Советский спорт

    Учебное пособие к практическим занятиям по физиологии подготовлено в соответствии с учебным планом и учебной программой 2001 г. по специальности 030013 – «Физиология», направлению 032100 – «Физическая культура», а также требованиями Государственного стандарта высшего профессионального образования РФ в области физической культуры (2007). Руководство знакомит читателя с методическими подходами к изучению функционирования основных систем и функционального состояния организма человека в различных условиях его деятельности. Основная цель пособия – облегчить подготовку студентов к практическим, лабораторным и семинарским занятиям, помочь им в самостоятельной работе.

    Ведущей считается рука, большой палец которой оказывается сверху. Тест 2 – «поза Наполеона ». Испытуемый скрещивает руки на груди.

    Предпросмотр: Руководство к практическим занятиям по физиологии человека. Учебное пособие.pdf (1,0 Мб)

    11

    Акмеология физической культуры и спорта:практические занятия...

    В учебно-методическое пособие включены психодиагностические методики, направленные на изучение индивидуальных особенностей зрелой личности, а также приведены вопросы для подготовки студентов к коллоквиуму по всем разделам учебного курса «Акмеология ФКС».

    Если сверху ложится большой палец левой руки, то ведущая рука, соответственно, - левая. Проба «скрещивания рук» или «поза Наполеона ».

    Предпросмотр: Акмеология физической культуры и спорта практические занятия.pdf (0,1 Мб)

    12

    Психология взаимодействия и принятие управленческих решений...

    Рабочая тетрадь представляет собой компактный, информативный сборник заданий по психологии взаимодействия и принятию управленческих решений. Раскрыт основной теоретический материал по определению понятий, связанных с общением, механизмы и закономерности психологии в различных сферах управления. Представлена информация о лидерстве и руководстве, принятии решения в совместной профессиональной деятельности

    Поза Наполеона - руки собеседника скрещены на груди Собеседник держит руки за спиной Собеседник держит руки в кармане Расшифровка значения позы или жеста Любезность, внимание, заинтересованность Пренебрежение, незаинтересованность, усталость

    Предпросмотр: Психология взаимодействия и принятие управленческих решений.pdf (0,4 Мб)

    13

    Системная диагностика человека и развитие психических...

    Познание

    В книге представлены инновационные теория и практика системной психо- логической диагностики и развития психических функций. Подробно описаны свыше 40 диагностических и коррекционно-развивающих методик, реализуемых с помощью аппаратурно-программного комплекса «Активациометр». Эти мето- дики позволяют диагностировать и в ряде случаев развивать наиболее значимые свойства всех основных уровней структуры человека: соматические, психофи- зиологические, психические состояния, психические процессы, психологиче- ские свойства личности. Часть книги посвящена системной детекции лжи.

    Ясно, что по этой пробе однозначно ставить диагноз о правоили леворукости нельзя. Э. Ротшильд показал непригодность для этой цели и скрещивания рук на груди (поза Наполеона ).

    Предпросмотр: Системная диагностика человека и развитие психических функций учеб. пособие.pdf (1,4 Мб)

    14

    Детская практическая психология в кратком изложении учеб.-...

    М.: ФЛИНТА

    В учебно-методическом пособии раскрываются основные аспекты профессиональной деятельности практического психолога дошкольного образовательного учреждения. Рассматриваются общие вопросы организации и содержания основных видов деятельности практического психолога: просвещения, профилактики, диагностики, коррекционной и развивающей деятельности, консультирования. Пособие содержит вопросы и задания для обсуждения по каждой теме и общие контрольные вопросы, тематику семинарских и лабораторных занятий, а также практикум по учебной дисциплине «Детская практическая психология».

    Мозга Диагностическая цель 2 Определение типа межполушарного взаимодействия по моторному и мисенсорному признакам Основные методические средства 3 Функциональные пробы: «Поза Наполеона », «Аплодисменты», «Капитан», «Прицел», «Часы» и др.

    Предпросмотр: Детская практическая психология в кратком изложении.pdf (0,1 Мб)

    15

    Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного...

    Издательство "Мегапринт"

    В сборнике опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых. Публикации отражают результаты теоретических и эмпирических исследований отечественных авторов по направлениям работы конференции.

    Также моторная проба «поза Наполеона »; для определения ведущей ноги использовались моторные пробы ; для определения асимметрии слуха - проба «шепот»; для определения зрительной асимметрии – проба «карта с дырой» . Исследования проводилось...

    Предпросмотр: Актуальные проблемы физического воспитания и физкультурного образования в Восточной Сибири Материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26 апреля 2013 г.). Том I.pdf (0,8 Мб)

    16

    Спортивный отбор: теория и практика [монография]

    М.: Советский спорт

    В монографии, состоящей из двух книг, на основе современных научных данных раскрываются теоретические и практические основы спортивного отбора. В первой книге изложены теоретические основы спортивного отбора, рассмотрены системы спортивного отбора, существующие в странах с развитым спортом. Определена структура и генетика спортивного таланта, приведены организационно-методические основы спортивного отбора, а также диагностика развития общих и специальных способностей спортсменов. Во второй книге рассмотрены ключевые вопросы спортивного отбора в отдельные виды спорта (легкую атлетику, гимнастику, фигурное катание, футбол, баскетбол, теннис, плавание, греблю, велоспорт, лыжный спорт, борьбу, бокс, фехтование, тяжелую атлетику, пауэр-лифтинг).

    Если испытуемый держит ладони параллельно, т.е. не выявлено доминирование ни одной руки, то он амбидекстр. 3. Упражнение «Поза Наполеона ». Испытуемому предлагают скрестить руки на груди.

    Предпросмотр: Спортивный отбор теория и практика.pdf (0,7 Мб)

    17

    №1 [Актуальные проблемы психологического знания, 2016]

    Научно-практический журнал публикует специализированную информацию по теоретическим и практическим проблемам психологии.

    1. Определение ведущей руки (по А. Р. Лурия): переплетение пальцев рук; проба «поза Наполеона »; проба «аплодирование»; опросник Аннетт (детский вариант) .

    Предпросмотр: Актуальные проблемы психологического знания №1 2016.pdf (0,1 Мб)

    18

    №10 [Справочник секретаря и офис-менеджера, 2015]

    Ведущий ежемесячный журнал по повышению квалификации для секретарей, помощников руководителей, референтов, делопроизводителей и офис-менеджеров. Практика работы с документами. Деловой протокол и этикет и многое другое.

    2. Похлопайте в ладоши и отметьте, какая рука сверху. 3. Скрестите руки на груди (поза Наполеона ) и зафиксируйте, какое предплечье находится выше. 4. Сядьте, положив ногу на ногу.

    Предпросмотр: Справочник секретаря и офис-менеджера №10 2015.pdf (1,3 Мб)

    19

    Психология учеб. пособие

    М.: ИТК "Дашков и К"

    Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения и представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология». Представленные материалы являются результатом обобщения работ известных отечественных и зарубежных психологов. В комплект с учебным пособием входят «Практикум» и «Рабочая тетрадь для студентов», что обеспечивает комплексный подход и глубокое изучение дисциплины.

    Правый ведущий глаз говорит о более твердом, настойчивом, агрессивном характере, левый – о мягком, уступчивом. Поза Наполеона .

    20

    №8 [Народное образование, 2014]

    Российский общественно-педагогический журнал Народное образование - это издание энциклопедического типа. Журнал выпускается с 1803 года, то есть уже более двух веков! В нем освещаются важные события в сфере образования, нормативные акты, практический опыт специалистов, методологические основы, этические и психологические аспекты педагогической деятельности, проблемы воспитания и многое другое. Тематические номера посвящены трудовому воспитанию, образовательным технологиям, этическим, правовым проблемам. Материалы восьмого номера, выходящего к началу учебного года, полезны для подготовки учебного процесса, проведению педсоветов. Третий номер посвящен летним каникулам, отдыху, оздоровлению и воспитанию детей и молодежи. Каждый номер - это целая книга сведений, полезных для педагогов, администраторов, методистов и других профессионалов сферы образования. Научно-методический журнал «Народное образование» 22 декабря 2017 года решением Высшей аттестационной комиссии при Минобрнауки России включен в «Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по группе научных специальностей 13.00.00 – педагогические науки

    1. «Поза Наполеоа». Сидящему или стоящему ребёнку предлагается скрестить руки на груди, для чего педагог очень быстро делает это сам и тут же разводит руки. Можно сказать, что это поза Наполеона .

    Предпросмотр: Народное образование №8 2014.pdf (0,3 Мб)

    21

    Социальная психология учеб.-метод. комплекс

    Приведены программа курса, тематика лекционных и практических занятий для студентов очной формы, методические указания по выполнению контрольных работ, контрольно-измерительные материалы (тесты), тренинг коммуникативной компетенции, список литературы и другие информационные источники.

    Аналогично расшифровывается 49 «поза Наполеона » - грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака или жилета, другая, как правило, в кармане. Руки, заведенные за голову, воспринимаются так же.

    Предпросмотр: Социальная психология.pdf (0,6 Мб)

    22

    №3 [ Сибирский психологический журнал, 2009]

    «Сибирский психологический журнал» является научно-практическим периодическим изданием, публикует оригинальные статьи по различным отраслям психологии. Цели журнала: распространение научных психологических знаний, поддержка высоких стандартов научной публикации, содействие конкурентоспособности российских ученых и интеграции российской психологической науки в мировое информационное научное пространство.

    Для определения общего латерального предпочтения руки использовались пробы: переплетение пальцев, скрещивание рук на груди – «поза Наполеона », аплодирование, тест заведения часов.

    Предпросмотр: Сибирский психологический журнал №3 2009.pdf (0,3 Мб)

    23

    Социальная психология учебное пособие

    Приведены формирующие компетенции, тематика лекционных и практических занятий для студентов очной формы, методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, контрольно-измерительные материалы (тесты), тренинг коммуникативной компетенции, список литературы и другие информационные источники.

    Аналогично расшифровывается «поза Наполеона » - грудь вперед, одна рука засунута за борт пиджака или жилета, другая, как правило, в кармане. Руки, заведенные за голову, воспринимаются так же.

    Предпросмотр: Социальная психология Учебное пособие.pdf (0,3 Мб)

    24

    Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной...

    Настоящее руководство составлено коллективом кафедры нормальной физиологии Кемеровской государственной медицинской академии для использования студентами при подготовке к лабораторным занятиям и проведении наблюдений и экспериментов на занятиях. Руководство включает описание цели работ, оборудования, необходимого для их проведения, описания хода работ, рекомендации по оформлению протоколов и использованию дополнительной литературы при подготовке к занятию.

    3.Переплетение пальцев рук. 4.Поза Наполеона (скрестить руки на груди). 5.Динамометрия. Большой палец ведущей руки ложится сверху.

    Предпросмотр: Руководство к проведению лабораторных работ по нормальной физиологии.pdf (1,4 Мб)

    25

    Материал изложен по принципу актуализации межпредметных связен в аспекте целостного подхода к развитию ребенка. Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии.

    2. В половине профилей имеет место S-D или D-S сочетание в ведущих моторных пробах на мануальное доминирование и доминантное программное управление (пробы – перекрест пальцев рук и поза Наполеона ); 3. Четыре случая левшества (письмо и рисование...

    Предпросмотр: Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития.pdf (0,9 Мб)

    26

    Актуальные проблемы совершенствования подготовки...

    Содержатся материалы VIII областной научно-методической конференции. Основное внимание уделено наиболее актуальным методическим проблемам реализации программ высшего профессионального образования: формирование профессиональной направленности, методическое обеспечение государственных образовательных стандартов нового поколения, рейтинговая система оценки знаний студентов, современные инновационные формы и методы обучения специалистов, психологопедагогические аспекты гуманитаризации высшего образования и др.

    Смешанные право-моторные: ППЛЛ-2, ПЛПЛ-4, ПЛЛП-2. (8.) (В формуле показаны по порядку следования – верхний палец в пробе «кисти в замок», ведущий локоть в пробе «поза Наполеона », ведущее ухо при прислушивании к фразовой речи, ведущий глаз в пробе...

    Предпросмотр: Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе. Ч. 1 Сборник материалов VIII областной научно-методической конференции.pdf (0,8 Мб)

    27

    Проблемы нормы и патологии психического и моторного развития...

    Материал изложен по принципу актуализации межпредметных связей в аспекте целостного подхода к развитию ребенка. Пособие составлено на основе материалов авторских популяционных нейропсихологических исследований и длительной практики консультирования по проблемам детского развития в норме и патологии. Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 020400 Психология (дисциплины «Специальная психология». «Детская нейропсихология», блоки ОПД и СД). очной формы обучения. Представляет интерес также для практических психологов.

    Например, при неподвижном лице теряется 10–15 % информации. Сердитое и мрачное выражение лица учителя заставляют зрачки сузиться. Закрытее позы определяются как позы недоверия (поза Наполеона и обе руки у подбородка).

    Предпросмотр: Психолог – ХХI. Ч. 1..pdf (0,9 Мб)

    29

    История русской литературы первой трети XIX века учеб. ...

    М.: ФЛИНТА

    Учебное пособие вводит студентов в пространство русской классической литературы, знакомит с творчеством Пушкина, Лермонтова, Гоголя, с Золотым веком русской поэзии. Именно в этот период русской словесной культуры формируется ее национальное своеобразие, оформляется тот комплекс идей и образов, которые определят ее последующее развитие. В книге автор пытается воссоздать поэтический мир писателя прежде всего через слово, через своеобразие его художественного мышления. Многочисленные цитаты как фрагменты и сегменты текста выполняют эту задачу. Для более активного погружения читателя в материал цитаты сопровождаются ссылками на собрания сочинений. Отбор материала и его интерпретация обусловлены интересом к проблеме авторского сознания как миромоделирующего фактора словесной культуры.

    Его поединок со старухой, с Чекалинским - судорожное утверждение своего «я». И поза Наполеона («он сидел на окошке, сложа руки и грозно нахмурясь.

    Предпросмотр: История русской литературы первой трети XIX века.pdf (0,2 Мб)

    30

    Развитие психомоторных способностей младших школьников в...

    М.: ФЛИНТА

    Термин «психомоторика», несмотря на его значимость для психологического анализа деятельности человека, до сих пор не получил однозначной трактовки в психологии. В анализе психомоторной сферы человека широко используются разнообразные понятия: двигательная активность, физиология движений, двигательная деятельность, моторика, сенсомоторика, психомоторика, идеомоторика, моторное научение, двигательная задача, двигательные действия и операции, сенсомоторная координация, сенсомоторный интеллект, психомоторные способности и др. В монографии использован комплекс исследовательских методов: теоретических (теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных); эмпирических (наблюдение, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент), психодиагностические методики. Монография имеет практическое значение, так как в ней представлена разработанная и внедренная в практику начальной школы программа развития психомоторных способностей младших школьников.

    Дата рождения ученика…. Определение ведущей руки Раздел № Упражнение 1 2 Указание Скрещивание пальцев Скрещивание рук – «поза Наполеона » Определение в е д у щ е г о глаза 3 4 Определение ведущего уха 5 6...

    Предпросмотр: Музыкальное развитие леворукого ребенка. Монография.pdf (0,2 Мб)

    33

    Стратегии и приемы лидерства. Теория и практика

    Пособие состоит из двух взаимодополняющих частей. Первая часть «Теоретические основы лидерства» содержит описание современных представлений о феномене «лидерство» и результатов научных разработок этой проблемы. В ней рассматриваются различные теории, концепции и модели лидерства, а также вопросы взаимосвязи управления, руководства и организационного лидерства. Вторая часть «Метафорические модели и стратегии лидерства» посвящена метафорическим описаниям лидерства. В ней представлены конструкты лидерства, содержащиеся в древнекитайских трактатах «Тридцать шесть стратагем» и «Искусство войны». Также приводится ряд практических советов, полезных руководителям. Пособие предназначено для психологов, педагогов, эффективных руководителей и тех, кто стремится ими стать. Оно будет полезно и людям, стремящимся быть успешными в общении и взаимодействии с другими людьми.

    Наполеона ). Предпросмотр: Ученые записки Петрозаводского государственного университета. Серия Общественные и гуманитарные науки №2 2013.pdf (2,0 Мб)

    Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде ведущего: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

    Комментарий ведущего

    Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать.

    2. Упражнение “Карусель общения”

    Участники по кругу продолжают фразу, заданную ведущим.

    “Я люблю…”, “Меня радует…”, “Мне грустно когда…”, “Я сержусь, когда… ”, “Я горжусь собой, когда…

    3. Упражнение «Тест геометрических фигур»

    Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник, зигзаг – и разбиться на группы в соответствии с выбранной фигурой.

    Комментарий ведущего

    ПРЯМОУГОЛЬНИК: изменчивость, непоследовательность, неопределенность, возбужденность. Любознательность, позитивная установка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверенность в себе, доверчивость. Нервозность, быстрые, резкие колебания настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность. Новые друзья, имитация поведения других людей, тенденция к простудам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

    ТРЕУГОЛЬНИК: лидер, стремление к власти, честолюбие, установка на победу. Прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность. Импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску. Высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость. Остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

    ЗИГЗАГ: жажда изменений, креативность, жажда знаний, великолепная интуиция. Одержимость своими идеями, мечтательность, устремленность в будущее. Позитивная установка ко всему новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность. Непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, поведения. Стремление работать в одиночку, отвращение к бумажной работе, безалаберность в финансовых вопросах. Остроумие, душа компании.

    КВАДРАТ: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение инструкций, правил. Аналитическое мышление, внимательность к деталям, ориентация на факты. Пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность. Практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие. Профессиональная эрудиция, узкий круг друзей и знакомых.

    КРУГ: высокая потребность в общении, контактность, доброжелательность, забота о другом. Щедрость, способность к сопереживанию, хорошая интуиция. Спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность. Доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешительность. Болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому. Склонность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

    Вселенная есть асимметричный ансамбль.
    Я полагаю, что жизнь в том виде, как мы ее знаем, должна быть функцией асимметрии мира или следствий, из нее вытекающих.

    Луи Пастер

    Нам кажется, что картина мира, открывающаяся перед глазами, целостна, непрерывна. А на самом деле картинок две: то, что проецируется на правую половину сетчатки глаза, попадает в левое полушарие, а то, что приходится на левую половину сетчатки, – в правое полушарие. Медики и физиологи называют это реципрокностью, перекрестностью.

    Только благодаря связям между полушариями мозга обе полукартины сливаются воедино.

    Перекрестно передается звук в половинки мозга слуховым аппаратом. Крест-накрест идет управление мышцами тела и воспринимаются тактильные ощущения. Какая удивительная симметрия! – невольно хочется воскликнуть.

    Функции распределены между полушариями и равномерно, и не очень...

    Но и асимметрии в нашем мозге и теле ничуть не меньше (помимо сердца, желудка и прочих органов).

    В одной из французских клиник в середине XIX в. скончались двое больных, страдавших расстройством речи. Знаменитый французский антрополог и анатом Поль Брока провел вскрытие трупов и обнаружил, что у обоих пациентов было одно и то же поражение левого полушария: кровоизлияние в заднелобную область. Случайность? Оказывается, нет.

    Еще десять лет спустя его соотечественник Клодт Вернике заметил, что при кровоизлияниях в височную область того же полушария больной перестает понимать речь, хотя и может говорить: она превращается для него в бессмысленный шум. «Говорящее» полушарие из уважения к столь важному делу, как речь, назвали доминантным, господствующим, а «безмолвное» – субдоминантным, подчиненным. (Немалую роль, должно быть, сыграла в этом традиция, которая связывала способность мыслить с одним умением говорить. «До сих пор еще можно встретить утверждения о том, что язык является единственным средством мышления», – читаем мы в книге по психологической лингвистике.) Терминология способствовала тому, что наибольшее внимание исследователи уделяли доминантному полушарию, и только в самые последние годы выяснили: и субдоминантное достойно самого пристального изучения.

    Тесты:

    Реквизит: листки бумаги, ручки.

    Из нейропсихологии мы знаем, что два полушария человеческого мозга работают по разному: левое полушарие отвечает за логические и лингвистические стороны умственных операций, а правое полушарие - за их образность, целостность и эмоциональность. Такая функциональная асимметрия человеческого организма проявляетс в разных формах поведения, при этом те или иные поведенческие реакции могут строиться по правому или левому типу.

    Сейчас мы проделаем несколько тестов и узнаем, какие типы реакций преобладают у каждого из вас. Приготовьте лист бумаги и карандаш. Вы проделаете несколько упражнений, в каждом из них вы будете отмечать на листке, какой тип реакции - правый или левый - проявился у вас.

    Их можно отмечать, например, буквами "П" и "Л".

    Итак, приготовьте листки бумаги и ручки, чтобы отмечать правый и левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

    Приступаем к первому заданию. Поместите руки перед собой и переплетите пальцы. Посмотрите, какой из двух больших пальцев оказался сверху - правый или левый. Если сверху оказался правый палец, то это правый тип реакции, так и отметьте в своем листке. Если сверху левый палец, то тип реакции у вас левый. Итак, переплетите пальцы и в зависимости от того, какой из двух больших пальцев оказался сверху, отметьте в своем листке правый или левый тип реакции. Пожалуйста. (Гонг).

    Приступаем ко второму заданию. Ваши глаза открыты. Сложите указательные пальцы рук перед глазами так, словно вы прицеливаетесь из ружья, при этом поймайте и зафиксируйте глазами точку, в которую вы стреляете (не закрывайте глаза). Итак, сложите пальцы рук в ствол ружья и прицельтесь в точку. Начали. (Гонг).

    А сейчас закройте сначала один, а затем другой глаз. Посмотрите, в каком из этих двух случаев точка прицела сместится. Если точка сместилась при закрытом правом глазе, то тип вашей реакции - правый, если точка сместилась при закрытии левого глаза - тип реакции левый. Итак, пожалуйста, закрываем сначала один, а затем другой глаз и фиксируем, в каком случае точка прицеливания сместится. (Гонг).

    Сейчас мы приступаем к третьему заданию. Это так называемая поза Наполеона. Скрестите руки на груди и посмотрите, какая рука оказалась сверху, правая или левая. Результат зафиксируйте. Итак, складываем руки на груди и смотрим, какая рука оказалась сверху. Пожалуйста. (Гонг).

    Наконец, четвертое задание. Сначала мы попросим вас немного поапплодировать. Итак, все хлопаем в ладоши. (Гонг).

    А сейчас обратите внимание, какая рука при апплодировании у вас оказывается сверху - правая или левая. Итак, смотрим, какая рука при хлопках в ладоши оказывается сверху и фиксируем этот результат на своем листке. Пожалуйста. (Гонг). Спасибо. Все задания проделаны. По количеству правых и левых типов реакции вы можете в первом приближении определить свой тип межполушарной асимметрии.

    Первое задание позволяет судить об общем характере вашего психологического склада, является ли он логическим или эмоциональным.

    Второе задание может говорить о таких чертах характера, как твердость и агрессивность.

    Третье - указывать на склонность к простодушию или кокетству. Четвертое - на решительность или нерешительность характера. Полученные результаты можете обсудить с ведущим и друг с другом. Итак, обсуждение. (Гонг).

    Спасибо. Надеемся, полученные результаты смогли хотя бы чуть-чуть привлечь ваше внимание к проблеме психологической и психофизиологической асиммерии. (Гонг).

    ТЕСТ №1
    Проделайте следующее:
    (отмечайте для себя буквой Л - левая рука или П – правая.)

    1. Переплетите пальцы рук. Палец какой руки оказался сверху? (Л или П)
    2. Определите ведущий (доминирующий) глаз. Для этого возьмите лист бумаги и сделайте в нем отверстие. Теперь посмотрите на любой предмет через отверстие двумя глазами. Затем, оставаясь в том же положении, закрывайте попеременно левый и правый глаз. Вы увидите предмет только ведущим глазом! Какой ведущий глаз?
    3. Переплетите руки на груди. Какая рука сверху?
    4. Поаплодируйте. Какая рука сверху?

    Из получившейся комбинации букв определите свой тип:
    ПППП - ориентация на общепринятое мнение, на стереотипы. Это консервативный тип характера. Тип с наиболее стабильным (правильным) поведением.
    ПППЛ - неуверенный консерватизм, слабый темперамент. При наличии одного теста на фоне противоположных остальных, соответствующая черта проявляется наиболее ярко. В данном случае - нерешительность.
    ППЛП - такому человеку присущи способности к кокетству, решительность, чувство юмора, активность, энергичность, темпераментность, артистизм. При общении с ним необходимы юмор и решительность, так как этот сильный тип характера не воспринимает слабых.
    ППЛЛ - редкий и самостоятельный тип характера. Близок к предыдущему типу, но менее решителен и энергичен, несколько мягче. Некоторое противоречие между нерешительностью (левое аплодирование) и твердость характера (правый ведущий глаз). Высокая контактность, но медленное привыкание.
    ПЛПП - деловой тип характера, сочетающий аналитический склад ума и мягкость (основная черта). Чаще встречается у женщин. Общепринятый тип деловой женщины. Медленное привыкание, осторожность. Такие люди никогда не идут на конфликт "в лоб", у них преобладает расчет, терпимость, замедленность в развитии отношений, некоторая холодность.
    ПЛПЛ - самый слабый тип характера, очень редок. Беззащитность и слабость связаны с неспособностью идти на конфликт, так и с подверженностью различным влияниям. Встречается только у женщин.
    ПЛЛП - склонность к новым впечатлениям и способность не создавать конфликтов, некоторое непостоянство. Подобным характерам свойственны эмоциональная медлительность, томность, простота, редкая смелость в общении, способность переключаться на новый тип поведения. Значительно чаще встречается у женщин.
    ПЛЛЛ - непостоянный и независимый тип характера. Основная черта - аналитичность в сочетании с остальными левыми тестами. Встречается редко.
    ЛППП - один из наиболее часто встречающихся типов характера с хорошей адаптацией к различным условиям. Основная черта - эмоциональность в сочетании с достаточной настойчивостью, которая проявляется, прежде всего, в основных стратегических вопросах жизни - брак, образование и т.д. Высокая подверженность чужому влиянию. Легко контактирует практически со всеми остальными типами характера. У мужчин эмоциональность понижена, наблюдается склонность к флегматичности.
    ЛППЛ - еще меньшая настойчивость, мягкость, уступчивость осторожному влиянию. Требует особо тщательного отношения к себе. Тип "маленькой королевы".
    ЛПЛП - самый сильный тип характера, трудно поддается убеждению - для этого требуется сильное, разнообразное влияние. Способен проявлять настойчивость, но иногда она переходит в "зацикливание" на второстепенных деталях. Сильная индивидуальность, обладает способностью к преодолению трудностей. Некоторый консерватизм из-за недостаточного внимания к чужой точке зрения. Такие люди не любят инфантильности.
    ЛПЛЛ - сильный, но не навязчивый характер, практически не поддающийся убеждению. Основная черта - внутренняя агрессивность, прикрытая внешней мягкостью и эмоциональностью. Быстрое взаимодействие, но медленное взаимопонимание.
    ЛЛПП - дружелюбие и простота, некоторая разбросанность интересов.
    ЛЛПЛ - основные черты - простодушие, мягкость, доверчивость. Это очень редкий тип.
    ЛЛЛП - эмоциональность в сочетании с решительностью (основная черта). Энергичность и некоторая разбросанность приводят к тому, что у подобных типов возможны быстро, под влиянием эмоций, принимаемые непродуманные решения. Поэтому в общении с ним важны дополнительные "тормозные механизмы".
    ЛЛЛЛ - обладатели полного набора "левых" тестов - это люди, для которых характерны способность взглянуть на вещи по новому, наибольшая эмоциональность, индивидуальность, эгоизм, упрямство. Стремление к самозащите иногда переходит в замкнутость.

    ТЕСТ №2

    Отвечая на вопросы, записывайте цифры:

    «Левой»-1балл, «Все равно» -2 балла, «Правой» -3 балла

    1. Какой рукой вы обычно пишите?
    2. Какой рукой вы рисуете?
    3. Какой рукой вы кидаете мяч?
    4. В какой руке вы держите ракетку для тенниса, сквоша и т.д.?
    5. В какой руке держите зубную щетку?
    6. В какой руке держите нож, когда режете что-нибудь? (без вилки)
    7. В какой руке держите молоток, когда забиваете гвозди?
    8. Когда вы зажигаете спичку, какая рука держит ее?
    9. Какой рукой вы используете ластик?
    10. Какой рукой снимаете верхнюю карту колоды?
    11. Какой рукой вы продеваете нитку в иголку?
    12. В какой руке вы держите мухобойку?

    Результаты:

    33-36 = Абсолютный правша
    29-32 = Правша
    25-28 = Почти правша
    24 = Амбидекстр
    20-23 = Почти левша
    16-19 = Левша
    12-15 = Абсолютный левша

    Тест на право-левополушарное мышление

    Данный тест показывает состояние человека на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам, т. е. людям, одновременно имеющим правополушарную и левополушарную работу головного мозга. Амбидекстры - это особая группа людей, с выдающимися способностями.

    Пожалуйста, максимально серьёзно отнеситесь к этому тесту. Его можно время от времени повторять. У левополушарных логиков девушка вращается вправо. У правополушарных эйдетиков художественного типа, девушка вдруг начинает вращаться влево. У амбидекстров - при наклоне головы в соответствующую сторону - то вправо, то влево!

    Инструкция к тесту Владимира Пугача на наличие амбидекстрии

    Введение

    Данный тест показывает Ваше состояние на данный момент. Особенно это относится к амбидекстрам (лат. ambi - двойной; dextrum - правый).

    Амбидекстры и «двурукие», это не одно и тоже, хотя близкие понятия. Люди могут быть правши-левши по движениям глаз, по ведущему глазу (при стрельбе, например). А также по аудиальному каналу (к какому уху прикладывают телефонную трубку), по руке, по ноге, повороту оси сердца на электрокардиограмме и т.д.

    Тестирование

    Устройтесь поудобнее.

    Итак, на картинке вы видите силуэт вращающейся фигуры.

    1-й этап. Психологическая настройка.

    Психологическая настройка длится примерно 2 мин.

    2-й этап. Собственно тестирование.

    Если фигура устойчиво вращается только по часовой стрелке - значит, у вас преобладает левополушарная деятельность мозга. А это логика, счёт, умение говорить и излагать мысли.
    Вращение только против часовой стрелки - преимущественно правополушарная деятельность - эйдетика, интуиция, образное мышление, музыкальность, чувство ориентировки в пространстве и времени.
    Если же фигура попеременно вращается то в одну, то в другую сторону - это признак амбидекстрии, то есть, работы и правого и левого полушария мозга. Это хрупкое состояние гармонии.

    У некоторых такое переключение вращения силуэта происходит при наклоне головы вправо, затем влево, и наоборот.

    У других смена направления вращений отмечается при концентрации взгляда на лице, затем его расфокусировка, и наоборот.

    Иногда полезно рукой прикрыть нижнюю часть туловища вращающейся девушки - лучше получается.