Событие обретения Честнаго Креста. После того как свершились величайшие события в истории человечества — Распятие, Погребение, Воскресение и Вознесение Христовы, св. Крест, послуживший орудием казни Спасителя, был утерян. После разрушения Иерусалима римскими войсками в 70 г. Святые места, связанные с земной жизнью Господа, оказались в забвении, на некоторых были построены языческие храмы.

Обретение Честнаго Креста имело место в царствование св. равноапостольного Императора Константина Великого. По сообщениям церковных историков IV в., мать Константина, св. равноапостольная Елена, отправилась по просьбе царственного сына в Иерусалим, чтобы найти места, связанные с событиями земной жизни Христа, а также св. Крест, чудесное явление которого явилось для св. Константина знаком победы над противником.

Сохранились три различные версии предания об обретении св. Креста. Согласно наиболее древней (она приводится у церковных историков V в. Руфина Аквилейского, Сократа, Созомена и других и, вероятно, восходит к утраченной «Церковной истории» Геласия Кесарийского (IV в.)), Честный Крест находился под языческим святилищем Венеры. Когда святилище было разрушено, обнаружились три креста, а также табличка с Креста Спасителя и гвозди, которыми Он был пригвожден к орудию казни. Для того чтобы узнать, какой из крестов и есть тот, на котором был распят Господь, Иерусалимский епископ Макарий (+ 333) предложил приложить поочередно каждый из крестов к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего на величайшую святыню Истинного Древа Креста Господня, и Честный Крест был поднят епископом Макарием для всеобщего обозрения.

Вторая версия предания об обретении Честнаго Креста, возникшая в Сирии в 1-й пол. V в., относит это событие не к IV, а к III в. и говорит о том, что Крест был найден Протоникой, женой имп. Клавдия II (269-270), а затем спрятан и вновь найден в IV в.

Третья версия, также, видимо, возникшая в V в. в Сирии, сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место — храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо — воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима.

Несмотря на наибольшую древность первой версии предания об обретении Честнаго Креста, в средне- и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала третья версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Крестовоздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Точная дата обретения Честнаго Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в 325 или 326 г. После обретения св. Креста Император Константин начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей Святому городу торжественностью. Около 335 г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум. День Обновления (т. е. освящения) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и других построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения Честнаго Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Крестовоздвижения связано, таким образом, с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., чин Воздвижения Креста был впервые совершен в ходе торжеств при освящении иерусалимских храмов.

Уже в кон. IV в. праздник Обновления базилики Мартириума и ротонды Воскресения был в Иерусалимской Церкви одним из трех главных праздников года, наряду с Пасхой и Богоявлением. По свидетельству паломницы кон. IV в. Эгерии, Обновление праздновалось в продолжение восьми дней; каждый день торжественно совершалась Божественная литургия; храмы украшались так же, как на Богоявление и на Пасху; на праздник в Иерусалим приходило множество людей, в том числе и из отдаленных областей — Месопотамии, Египта, Сирии. Эгерия подчеркивает, что Обновление праздновали в тот же день, когда был обретен Крест Господень, а также проводит параллель между событиями освящения иерусалимских церквей и ветхозаветного храма, построеннго Соломоном («Паломничество». Гл. 48-49).

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения храмов именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из трех главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33-36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по ветхозаветному календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения храма Юпитера Капитолийского в Риме, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Крестовоздвижением и праздником Преображения, празднуемым за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как даты празднования Обновления (и соответственно 14 сентября как даты праздника Крестовоздвижения) в современной исторической науке окончательно не решен.

Обновление и Крестовоздвижение. В V в., по свидетельству церковного историка Созомена, праздник Обновления отмечался в Иерусалимской Церкви по-прежнему очень торжественно, в продолжение 8 дней, в течение которых «преподавалось даже таинство Крещения» (Церковная история. 2. 26). Согласно сохранившемуся в армянском переводе иерусалимскому Лекционарию V в., на второй день праздника Обновления Честный Крест показывали всему народу. Тем самым, первоначально Крестовоздвижение было установлено как дополнительный праздник, сопровождающий собой основное торжество в честь Обновления — аналогично праздникам в честь Божией Матери на следующий день после Рождества Христова или св. Иоанна Крестителя на следующий день после Крещения Господня.

Начиная с VI в. Крестовоздвижение стало постепенно делаться более значительным праздником, чем праздник Обновления. Если в Житии прп. Саввы Освященного, написанного в VI в. прп. Кириллом Скифопольским, еще говорится о праздновании Обновления, но не Воздвижения (гл. 67), то уже в Житии прп. Марии Египетской, традиционно приписываемом свт. Софронию Иерусалимскому (VII в.), говорится о том, что прп. Мария направилась в Иерусалим на празднование именно Воздвижения (гл. 19).

Само слово «воздвижение» (ypsosis ) среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527-565), автора похвального слова Кресту, которое должно читаться на праздник Крестовоздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября — это дата празднования Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора (PG. 87g. Col. 4072).

К VII в. тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться — возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 г., повлекшего за собой пленение Честнаго Креста персами и частичное разрушение древней иерусалимской литургической традиции. Так, свт. Софроний Иерусалимский в проповеди говорит, что он не знает, почему в эти два дня (13 и 14 сент.) Воскресение предшествует Кресту, то есть — почему праздник Обновления храма Воскресения предшествует Воздвижения, а не наоборот и что причину этого могли знать более древние епископы (PG. 87g. Col. 3305).

Впоследствии именно Крестовоздвижение стало основным праздником; праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделался предпраздничным днем перед Крестовоздвижением.

Праздник Крестовоздвижения в соборном богослужении Константинополя IX-XII вв. В Царьграде праздник Обновления иерусалимских церквей не имел такого значения, как в Иерусалиме. С другой стороны, почитание Честного Древа Креста Господня, начавшееся еще при св. равноапостольном Императоре Константине и особенно усилившееся после победного возвращения св. Креста Императором Ираклием из персидского плена в марте 631 г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста), сделало Крестовоздвижение одним из великих праздников литургического года. Именно в рамках константинопольской традиции, которая в послеиконоборческий период стала определяющей в богослужении всего православного мира, Воздвижение окончательно превзошло праздник Обновления.
По различным спискам Типикона Великой церкви, отражающего послеиконоборческую соборную практику Константинополя IX-XII вв., празднование Крестовоздвижения представляет из себя пятидневный праздничный цикл, включающий четырехдневный период предпразднства 10-13 сентября и день праздника 14 сентября. Особое значение придается также субботним и воскресным дням до и после Воздвижения, которые получили свои литургийные чтения.

Поклонение Честному Кресту начиналось уже в дни предпразднства: 10 и 11 сентября для поклонения приходили мужчины, 12 и 13 сентября — женщины. Поклонение совершалось между утреней и полуднем.

В день праздника 14 сентября богослужение отличалось торжественностью: накануне совершали праздничную вечерню с чтением паремий; ради праздника служили паннихис (торжественная служба в начале ночи); утреня совершалась по праздничному чину («на амвоне»); после великого славословия совершался . По окончании Воздвижения и поклонения Кресту начиналась Божественная литургия.

В византийских послеиконоборческих монастырских Типиконах устав праздника Крестовоздвижения получил свой окончательный вид. Корпус песнопений праздника по этим Типиконам в целом один и тот же; праздник имеет пред- и попразднство; литургийные чтения праздника, суббот и недель перед и по Воздвижением заимствованы из Типикона Великой церкви; из константинопольской же кафедральной традиции заимствован и чин Воздвижения Креста на праздничной утрене, по сравнению с той несколько упрощенный. В Иерусалимском уставе начиная с ранних его редакций XII-XIII вв. появляется указание на пост в день Крестовоздвижения. Прп. Никон Черногорец (XI в.) в «Пандектах» писал о том, что пост в день Воздвижения нигде не обозначен, но является общепринятой практикой.

Согласно принятому ныне в Православной Церкви Иерусалимскому уставу, праздничный цикл Крестовоздвижения состоит из предпразднства 13 сентября (соединенного с праздником Обновления иерусалимского храма Воскресения), праздника 14 сентября (в XX-XXI вв. — 27 сентября по новому стилю) и семи дней попразднства, включая отдание 21 сентября.

Песнопения праздника. По сравнению с гимнографией других двунадесятых праздников, далеко не все песнопения Крестовоздвижения связаны именно с этим событием, многие из них входят в состав крестных песнопений Октоиха (на службах сред и пятниц всех гласов), а также в последования других праздников в честь Креста: Происхождения Честных Древ 1 августа, Явления знака Креста на небе 7 мая, Крестопоклонной недели Великого поста, то есть составляют единый корпус гимнографических текстов, посвященных Кресту Господню.

Ряд песнопений в последовании праздника В. традиционно включают моления за Императора и прошения о даровании ему и его воинству победы. В современных русских изданиях многие строки, содержащие прошения об Императоре, или удалены, или переформулированы, что было обусловлено историческими обстоятельствами. Причину появления таких прошений следует видеть в православном понимании Креста как знамения победы (что сделало Крест частью византийской воинской символики), а также в том, что обретение Креста и установление праздника Воздвижения состоялось благодаря, в первую очередь, святым равноапостольным Константину и Елене. Последнее подтверждается наличием особой памяти св. Константина и Елены в Синайском Канонаре IX-X вв. 15 сентября, то есть на следующий день после Воздвижения (установление этой памяти выражает ту же идею, что и установление памяти Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова или памяти св. Иоанна Предтечи на следующий день после Крещения Господня — сразу после события прославляются те лица, которые имели первостепенное значение для его осуществления).

Гимнографическое последование Крестовоздвижения содержит тропарь Спаси, Господи, люди Твоя... , кондак Вознесыйся на Крест волею... , канон прп. Космы Маюмского, большое количество стихир (22 самогласна и 5 циклов подобнов), 6 седальнов и 2 светильна. Канон в последовании Крестовоздвижения только один, но девятая песнь в нем включает не один, а два ирмоса и два цикла тропарей, причем четыре последние буквы акростиха из восьмой песни и первой группы тропарей из девятой песни канона продублированы во второй группе тропарей девятой песни. Необычность такой структуры канона объясняет предание, сохранившееся на Афоне, согласно которому прп. Косма Маюмский, придя в Антиохию на праздник Крестовоздвижения, услышал в одном храме, что его канон поют не на тот напев, который он сам имел в виду, составляя канон. Прп. Косма сделал певцам замечание, но они отказались исправить ошибку; тогда преподобный открыл им, что он и есть составитель канона, и в доказательство составил еще одну группу тропарей девятой песни. В рукописях сохранились византийские толкования на этот сложно написанный канон, на основе которых написал свое толкование (имеющее большую известность в греческих Церквах) прп. Никодим Святогорец.

По материалам статьи диакона Михаила Желтова и А.А. Лукашевича
«Воздвижение Креста Господня» из 9 тома «Православной Энциклопедии»

В пятницу, 27 сентября , верующие отмечают Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - один из 12 главных после Пасхи праздников православной церкви. В народной традиции этот день связан с окончанием уборки урожая, подготовкой к зиме и осенним равноденствием. Подробности - в материал Федерального агентства новостей .

История праздника

Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня - один из немногих церковных праздников, получивший начало одновременно с событием, в честь которого он установлен.

Дело в том, что после распятия, погребения, воскресения и вознесения Иисуса Христа крест, ставший орудием его казни, был утерян. В IV веке византийский император Константин , бывший ревностным христианином, решил во что бы то ни стало найти этот крест, и отправил на поиски в Иерусалим свою мать - царицу Елену .

По преданию, после длительных расспросов и тщательных поисков Елена нашла возле Голгофы три креста, на одном из которых был распят Иисус Христос. Также при раскопках были обнаружены четыре гвоздя, которыми, как полагали те, кто их нашел, Иисус был прибит к кресту, и дощечка с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», сделанной по приказу Понтия Пилата .

Вопрос, какой из трех найденных крестов является тем, на котором погиб Спаситель, отпал сам собой, потому что настоящий крест оказался целительным и животворящим - после приложения к нему исцелилась тяжелобольная женщина и ожил покойник, которого в этот момент несли мимо.

В честь обретения святого креста император Константин распорядился установить знаменитый храм Воскресения Христова, в котором размещается и Голгофа, и гроб Господень. Величественный храм строился около десяти лет. Царица Елена не дождалась его освящения, она умерла в 327 году, а храм был освящен только в 335 году. Это произошло 13 (26) сентября, а на следующий день 14 (27) сентября был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста.

Воздвиженье у славян

В народном календаре славян в этот день отмечается Воздвиженье - третья и последняя встреча осени, конец сбора урожая и начало подготовки к зиме. С этого дня начиналась заготовка капусты, поэтому в некоторых регионах праздник называли Капустником.

Считалось, что в день Воздвижения Честного и Животворящего Креста разыгрывается битва между «честью» и «нечистью», «правдой» и «кривдой», светом и тьмой, но все плохое отступает перед божьим крестом. Поэтому в деревнях крестьяне защищали свои дома, хозяйство и домашний скот связанными крест-накрест ветками ивы или рябины. Также кресты рисовали и выжигали на дверях и воротах, чтобы уберечься от бед.

Народные поверья и приметы

Согласно народным приметам, Воздвиженье - последний день бабьего лета, после него тепла не будет. Последние птицы в этот день улетают на зимовку в теплые края, а медведи в своих берлогах впадают в спячку.

Верили, что, если увидеть в этот день последнюю стаю птиц, улетающих на юг, и загадать при этом желание, то оно обязательно сбудется.

Чего нельзя делать в Воздвиженье

В народе старались не ходить в лес на Воздвиженье, потому что верили, что в этот день «змеи и гады уходят в землю», а кто пойдет в лес в это время, тот пропадет. По этой же причине в этот день держали запертыми двери - чтобы «гады» в дом не заползли.

Считалось, что ничего нового и важного на Воздвиженье не надо совершать, потому что все пойдет прахом.

Итак. 326 год нашей эры. В Риме уже которое поколение правят императоры-христиане, христианская культура становится доминирующей в Европе, и буквально в прошлом году закончился Первый Вселенский Собор (Никейский), на котором были сформированы основные догматы и положения христианства – «Символ веры». Но каждому «символу» нужно какое-то материальное подтверждение, так что императрица Елена – мать будущего великого императора Константина I, снаряжает экспедицию в Палестину. Как раз по местам, упомянутым в Библии.

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы провести логичную параллель. И задуматься, что древесина, пусть и довольно прочная, 300 лет в земле без повреждений пролежать не может. Точнее, может, но при соблюдении ряда специфических условий, которые императоры и священники тех времён вряд ли знали. Но факт остаётся фактом – кресты были обнаружены. По крайней мере, когда в средние века комиссия иезуитов изучала подлинность исторически-религиозных событий, в делах, предшествующих основанию праздника Воздвижения Креста Господня, никто даже и не сомневался.

Проблема была в малом – понять, какой именно крест «тот самый!». Выяснили это экспериментально – прикосновение к одному из крестов исцелило какую-то даму. Так что в подлинности креста сомнений не было. И что с ним сделали? Разобрали на «запчасти» — щепки и гвозди, и в таком виде перевезли в Константинополь, где разместили в огромном и величественном храме Воскресения Христова. Впрочем, ненадолго.

Дальнейшая история Креста Господня

В самом начале VII века Константинополь осадила армия персидского царя Хосрова II. Зороастрийца, поэтому не испытывающего к авраамическим реликвиям решительно никакого пиетета. Но понимающего их значение для всего населения христианской Европы. И решившего, что лучший способ дополнительно унизить византийцев и примкнувших к ним – лишить их парочки священных реликвий.

14 лет остатки Креста Господня хранились где-то в Персии. И только успешная военная компания императора Ираклия I позволила вернуть его обратно в Константинополь. Это событие, кстати, тоже выпало на 27 сентября, поэтому вместе с Воздвижением Креста Господня празднуют ещё и «обретение» или «возвращение» его.

Мы также полагаем, что вам было бы интересно узнать более подробно о мельком упомянутом выше храме Гроба Господня. Это крайне интересное с культурной, исторической, религиозной и даже мистической точек зрения место.

Смысл праздника.

В некоторых местах трудолюбивые жители Израиля уже самостоятельно успели основать церкви – всё же Библию читали не только императоры и первосвященники, но некоторые крайне важные с исторической и религиозной точки зрения места были незаслуженно забытыми. В общей сложности Елена, которую после смерти назвали «равноапостольной», отыскала и обновила что-то около 8- подобных мест. И особое место среди них заняла небольшая пещера на склонах Голгофы. Пещера Гроба Господня. Возле нее, по счастливой «случайности», было обнаружено 3 креста.

Воздвижение считается одним из самых важных православных праздников и ежегодно отмечается 27 сентября. Его история достигает IV века, когда в Палестине был обнаружен Крест Господний. Он входит в число двунадесятых праздников. В народе этот день еще называют Третьими Осенинами, имеющими свои традиции и приметы.

Главным символом этого дня является крест, на котором был распят Иисус Христос. Однажды императрица Елена отправилась на поиски места захоронения Спасителя, но перед ней оказалось три креста. Изначально никто не мог указать точно, на котором из них был распят Божий Сын, но подсказка пришла сама по себе. Одна из женщин, помогавших раскапывать место захоронения, внезапно исцелилась от тяжелой болезни после того, как прикоснулась к одному из крестов. Легенда также рассказывает о том, что однажды крест воскресил мертвого человека.

Каждое из этих событий теперь тщательно запечатлено в истории христианства, поэтому примерно в 335 году церковь решила отмечать это событие праздником Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Императрица Елена, которой удалось обнаружить крест, основала храм в честь Креста Господня, и позже была причислена к лику святых.

В современном мире хранится много фрагментов священного Креста. Конечно, большинство из них ненастоящие. В Иерусалиме находится самый крупный фрагмент. Ранее несколько частей хранилось в России, но сейчас их не сохранилось.

Как праздновать.

В день праздника принято устраивать званые обеды для всей семьи и родственников, на которых обязательно присутствуют пироги с капустой. Традиция пошла с древних времен, когда наши предки собирали новый урожай.

Стоит окропить дом святой водой, чтобы очистить его от любого зла и отвадить людей с дурными помыслами.

Наши предки верили, что в этот день можно загадать желание, которое обязательно сбудется. Загадывают его на пролетающую мимо стаю перелетных птиц.

В прежние времена в день Воздвижения рисовали мелом кресты на входных дверях и с обратной стороны, чтобы обезопасить себя и животных от нечистого духа и болезней. На сараях, где жил домашний скот, делали то же самое. К тому же использовали обереги, защищающие от зла.

Можно выполнять необходимые домашние дела: стирку, готовку, уборку, мытье посуды и купание. Церковь не запрещает таких мероприятий, если они действительно необходимы. Например, в доме есть больные родственники, требующие ухода, или маленькие дети.

В день праздника принято приносить из церкви три свечи, обходить углы дома, соединив свечи вместе, и читать защитную молитву.

На Воздвижение святая вода обладает сильными свойствами исцеления. Ею можно умыться и напоить тяжелобольных людей, чтобы те пошли на православных Воздвижение считается днем борьбы добра со злом, света с тьмой. В этой борьбе в итоге побеждает Божий крест.

Независимо от дня недели, церковь призывает в этот день придерживаться строгого поста. Совсем неслучайно Воздвижение еще в народе называют капустницей. Именно этот продукт чаще всего готовят на праздник. Хозяйки умудряются в постный день приготовить массу вкусных блюд, содержащих капусту, таких как: борщ, щи, пироги, вареники, пирожки, всевозможные салаты и т. п.

В некоторых регионах Воздвижение называют Ставров день. Такое название происходит от древнегреческого слова «ставрос», что означает крест.

В этот день нельзя начинать новых дел, которые могут оказаться проигрышными или их невозможно будет завершить по разным причинам.

Запрещено употреблять в пищу продукты животного происхождения.

По заветам предков, в этот день в лес не было хода - звери готовились к зимней спячке, и их нельзя было тревожить.

Нельзя браниться, потакать негативным эмоциям и вступать в конфликты.

Отказаться стоит от рукоделия и работы с землей.

Еременко А.Г.
кандидат культурологии, доцент,
заведующий отделом истории, этнографии и природы КГИАМЗ им. Е.Д. Фелицына

Этот день входит в число двунадесятых праздников

Сегодня, 27 сентября, православные верующие отмечают Воздвижение Креста Господня. Этот праздник установлен в память о том, что в 326 году в Иерусалиме был обретен Крест, на котором, как верят христиане, распяли Иисуса Христа. Этот день является в православие одним из важнейших, и с ним связаны многие традиции.

Согласно церковному преданию, обретение Креста Господня произошло около горы Голгофы - места Распятия Иисуса Христа. С VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии византийским императором Ираклием. Праздник, посвященный этому событию, входит в число двунадесятых праздников - двенадцати важнейших после Пасхи - и является одним из наиболее значимых среди них, поскольку посвящен событиям, связанным с Иисусом Христом.

В прошлом этот праздник отмечался на второй день Пасхи, поскольку считается, что именно перед Пасхой крест был обретен. В 335 году праздник Воздвижения Креста Господня было решено перенести на 14 сентября, поскольку накануне этого дня в Иерусалиме освятили храм Воскресения Христова. Поскольку большая часть православных церквей отмечает праздники по юлианскому календарю или, иными словами, по старому стилю, сейчас этот праздник приходится на 27 сентября по календарю григорианскому.

В праздник православные христиане придерживаются строгого поста, избегая мяса, рыбы, молочных продуктов и яиц, а еду приправляя только растительным маслом.

В народно-христианском календаре этот день носил название Воздвиженье, и в некоторых регионах считался первым днем осени. Восточные славяне считали, что в этот день птицы улетали в теплые края, медведи забирались в берлоги, а пресмыкающиеся сползались в норы.

По традиции, с этого дня начинался период заготовки капусты, а также в него проходили девичьи посиделки, которые порой называли капустенскими вечеринками. По всей вероятности, именно к этой традиции восходит название полушутливых театральных представлений «для своих» - капустников.

Женой имп. Клавдия II ( –).

3-я версия, также, видимо, возникшая в в. в Сирии , сообщает, что св. Елена пыталась узнать место пребывания Креста у иерусалимских иудеев, и в конце концов один престарелый еврей по имени Иуда, сначала не хотевший говорить, после истязаний указал место – храм Венеры. Св. Елена повелела разрушить храм и раскопать это место. Там были найдены 3 креста; явить Крест Христов помогло чудо – воскрешение через прикосновение к Истинному Древу мертвеца, которого проносили мимо. Об Иуде сообщается, что тот впоследствии принял христианство с именем Кириак и стал епископом Иерусалима; впрочем, церковные историки не упоминают ни об одном епископе Иерусалима с таким именем в в.

Несмотря на древность 1-й версии предания об обретении св. Креста, в средне - и поздневизантийскую эпоху наиболее распространенной стала 3-я версия; в частности, на ней основано проложное сказание, предназначенное для чтения на праздник Воздвижения согласно современным богослужебным книгам Православной Церкви.

Когда был найден Крест

Точная дата обретения св. Креста неизвестна; по-видимому, оно имело место в или г. После обретения св. Креста император Константин Великий начал строительство целого ряда храмов, где должны были совершаться богослужения с подобающей этому городу торжественностью. Ок. г. была освящена воздвигнутая непосредственно возле Голгофы и пещеры Гроба Господня большая базилика Мартириум . День Обновления (т. е. освящения, греческий термин enkainia (обновление) обычно обозначает освящение храма) Мартириума, а также ротонды Воскресения (Гроба Господня) и др. построек на месте Распятия и Воскресения Спасителя 13 или 14 сентября стал праздноваться ежегодно с большой торжественностью, а воспоминание обретения св. Креста вошло в праздничное торжество в честь Обновления.

Установление праздника Воздвижения

Установление праздника Воздвижения связано, т. о., с праздниками в честь освящения Мартириума и ротонды Воскресения, по отношению к которым Воздвижение первоначально имело второстепенное значение. Согласно «Пасхальной хронике» VII в., священнодействие Воздвижения (названное здесь staurofaneia (греч.) – явление [народу] Креста) было впервые совершено в ходе торжеств при освящении иерусалимских церквей .

Выбор 13 или 14 сентября как даты праздника Обновления мог быть обусловлен как самим фактом освящения именно в эти дни, так и сознательным выбором. По мнению ряда исследователей, праздник Обновления стал христианским аналогом ветхозаветного праздника Кущей, одного из 3 главных праздников ветхозаветного богослужения (Лев 34. 33–36), отмечавшегося на 15-й день 7-го месяца по еврейскому календарю (этот месяц примерно соответствует сентябрю), тем более что освящение Соломонова храма также произошло во время Кущей. Кроме того, дата праздника обновления 13 сентября совпадает с датой освящения римского храма Юпитера Капитолийского, и христианский праздник мог быть установлен взамен языческого (эта теория не получила большого распространения). Наконец, возможны параллели между Воздвижением Креста 14 сентября и днем Распятия Спасителя 14 нисана, а также между Воздвижением и праздником Преображения за 40 дней до того. Вопрос о причине выбора именно 13 сентября как дня праздника Обновления (и соответственно 14 сентября как дня праздника Воздвижения) окончательно не решен.

Само слово «воздвижение» среди сохранившихся памятников впервые встречается у Александра Монаха (527–565), автора похвального слова Кресту, к-рое должно читаться на праздник Воздвижения согласно многим литургическим памятникам византийской традиции (включая современные русские богослужебные книги). Александр Монах писал, что 14 сентября – это дата праздника Воздвижения и Обновления, установленного отцами по повелению императора .

Впоследствии именно Воздвижение стало основным праздником и получило большое распространение на Востоке, особенно после победы императора Ираклия над персами и торжественного возвращения св. Креста из плена в марте г. (с этим событием связаны также установление календарных памятей Креста 6 марта и в Крестопоклонную неделю Великого поста). Праздник же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранился в богослужебных книгах вплоть до наст. времени, сделался предпраздничным днем перед Воздвижением.

Пост Воздвижения

Для субботы перед Воздвижением в Типиконе указаны литургийные чтения 1 Кор 2. 6–9 и Мф 10. 37–42; для недели (воскресенья) перед Воздвижением – Гал 6. 11–18 и Ин 3. 13–17; для субботы по Воздвижении – 1 Кор 1. 26–29 и Лк 7. 36–50; для недели по Воздвижении – Гал 2. 16–20 и Мк 8. 34–9. 1. Кроме чтений, неделя по Воздвижении имела и особую память сщмч. Симеона, сродника Господня , со своим последованием.

Праздник Воздвижения в Типиконах студийской традиции

Богослужение праздника Воздвижения во всех студийских памятниках совершается по праздничному чину; на вечерне бывает вход и читаются паремии (те же, что в Типиконе Великой церковь); на утрене – чтение из гл. 12 Евангелия от Иоанна, к которому прибавляется «Воскресение Христово видевше» (чем подчеркивается связь Крестной смерти Иисуса Христа и Воскресения Христова); в конце утрени бывает чин воздвижения Креста; литургийные чтения – те же, что и в Типиконе Великой церкви.

Вечером 13 сентября совершается праздничная вечерня с «Блажен муж» и тропарем 2-го гласа в конце. На утрене (с тем же тропарем на «Бог Господь») стихословятся 2 кафизмы (седальны по кафизмах заимствованы из крестных песнопений Октоиха) и поются степенны 4-го гласа (за исключением воскресений); затем – прокимен 4-го гласа из Пс 97, «Всякое дыхание» и Евангелие Ин 12. 28–36a, после которого поется «Воскресение Христово видевше», Пс 50 и канон праздника. По 3-й песни канона крестный седален Октоиха, по 6-й – кондак Воздвижения, по 9-й – «Свят Господь». Хвалитных стихир нет; стиховные заимствованы из крестных песнопений Октоиха . После стихир, «Благо есть» и Трисвятого св. Крест полагается перед алтарем и начинается поклонение ему с пением стихир. После окончания целования в главе Типикона о службе 14 сентября указаны сугубая ектения и окончание утрени, а чин воздвижения не упомянут, однако в конце Типикона этот чин выписан. На литургии указаны изобразительные антифоны с тропарями 3-й и 6-й песней праздничного канона на блаженнах.

В день попразднства 15 сентября отменяется стихословие Псалтири; последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты ; тропарь 1 гласа. На утрене – 2 канона праздника (прп. Космы (тот же, что 14 сентября), а также прп. Андрея) и вмч. Никиты. Служба на литургии та же, что и в праздник. Составитель Типикона подчеркивает, что 15 сентября, строго говоря, не является попразднством Воздвижения; праздничные особенности службы в этот день вызваны только необходимостью дать отдых братии. Свое отношение к попразднству Воздвижения. Патриарх Алексий объясняет практикой Св. Софии константинопольской, где, как он отмечает, св. Древо Креста полагается для поклонения уже 10 сентября и где праздник прекращается 14 сентября с возвращением Креста во дворец после литургии.

В Типиконе указаны чтения для субботы и недели перед Воздвижением. (те же, что и в Типиконе Великой церковь); предписаний о субботе и неделе по Воздвижении в Студийско-Алексиевском Типиконе нет. Уставные особенности Воздвижения по славянским студийским Минеям XII –XIII вв. соответствуют Студийско-Алексиевскому Типикону.

II. Уставные указания о Воздвижении в Евергетидском Типиконе почти буквально совпадают с теми же указаниями в Типиконе монастыря Христа Человеколюбца . Как и в Студийско-Алексиевском Типиконе, праздничный цикл состоит из предпразднства 13 сентября, праздника 14 сентября и отдания 15 сентября В предпразднство соединяются последования предпразднства Воздвижения и сщмч. Корнилия; в отдание – Воздвижения и вмч. Никиты.

После вечерни под день предпразднства совершается «паннихис » (в Евергетидском Типиконе – служба, аналогичная совр. пасхальной «полунощнице») с каноном и седальном Воздвижения. Тропарь предпразднства – 2-го гласа; на литургии на блаженнах – 3-я песнь канона предпразднства; чтения литургии – сщмч. Корнилия.

Перед праздничной вечерней, при пении тропаря 1-го гласа «Спаси, Господи, люди Твоя»; этот же тропарь поется на службах праздника и отдания), совершается перенесение Древа Креста в алтарь. На вечерне стихословие Псалтири отменяется (но если праздник попадет на воскресенье, поется «Блажен муж»); бывают вход и паремии . После вечерни служат паннихис с канонами дня (видимо, Октоиха) и В. (4-го гласа, творение Германа). На утрене Воздвижения на «Бог Господь» – тропарь праздника и. Стихословятся 2 кафизмы: 1-я рядовая, 2-я – 13-я (избранная ради Пс 91–100, содержащих пророчества о Кресте; эта же кафизма указана для Воздвижения в одной из рукописей Студийско-Алексиевского Типикона, отражающей влияние Евергетидского Типикона); после кафизм – крестные седальны Октоиха и святоотеческие чтения. После чтений – полиелей и 1-й степенный антифон 4-го гласа (в воскресенье – степенны текущего гласа, несмотря на отмену воскресных песнопений); затем прокимен, «Всякое дыхание», Евангелие (Ин 12. 28–36a), «Воскресение Христово видевше» и Пс 50. Канон утрени – прп. Космы; в начале канона (или во время Пс 50) Древо Креста торжественно износится из алтаря и полагается на приготовленный столик возле св. врат. По 3-й песни канона – седален Креста; по 6-й – кондак Воздвижения и, «если позволяет время», 3 икоса (что является следом полного кондака); по 9-й – «Свят Господь» и особый светилен Креста. Поются хвалитные стихиры, великое славословие и совершается чин воздвижения Креста, за которым следует сугубая ектения и окончание утрени. На литургии указаны вседневные антифоны (Пс 91, 92, 94), к 3-му из которых припевается тропарь праздника; есть особый входной стих (Пс 98. 5), чтения на литургии те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Апостол – 1 Кор 1. 18–24).

15 сентября в Типиконе называется попразднством и отданием праздника Воздвижения, в этот день последование праздника соединяется с последованием вмч. Никиты; тропарь – «Спаси, Господи, люди Твоя” .На вечерне – прокимен дня; стихословие Псалтири на вечерне и утрене отменяется (кроме совпадения 15 сентября с воскресным днем; Евергетидский Типикон содержит подробные указания на случай такого совпадения). В субботы и недели перед и по Воздвижении чтения те же, что и в Типиконе Великой церковь (но Евангелие субботы после Воздвижения – Ин 3. 13–17).

III. В студийских Типиконах афоно-италийской группы праздничный цикл Воздвижения не имеет предпразднства (13 сентября празднуется память Обновления храма Воскресения в Иерусалиме и отдание праздника Рождества Богородицы), продолжительность попразднства увеличена до 7 дней. Отдание праздника Воздвижения бывает 21 сентября . Утреннее Евангелие Воздвижения согласно этим памятникам длиннее, чем в константинопольских и малоазийских, на 3 стиха: Ин 12. 25–36a.

Редакция текста от: 25.09.2014 08:47:38

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.