14 сентября (1 сентября по юлианскому календарю) Православная Церковь празднует церковное новолетие (начало церковного года), в соответствии с византийской традицией называемое также Началом индикта.

Инди́кт — это порядковый номер года внутри регулярно повторяющегося 15-летнего промежутка времени (так называемого «индиктиона»), от одной индикции (переписи) к другой. Первоначально индиктион (от лат. indictio — «объявление») означал, введенный Диоклетианом, чрезвычайный налог на зерно, который определялся на основании переписи населения, производившейся один раз в 15 лет. Необходимость для населения знать налоговый год и привела к исчислению годов по индиктам.

В 312 году, при императоре Константине Великом, 15-летний индиктион стал использоваться и в летосчислении (взамен языческого 4-х летнего периода исчисления по олимпиадам), индиктом назывался номер года внутри такого цикла. Существует несколько видов индиктов в зависимости от того, с какого числа отсчитывается начало года. Наиболее древним является греческий индикт, с началом года 1 сентября. Цикл индиктов, совместно 28-летним солнечным циклом, лёг в основу юлианского периода.

Установление же Нового года (и церковного новолетия) именно 1 сентября имеет две версии. По одной - с 1 сентября начинался налоговый год в Византийской империи (он назывался индикт). Поэтому и церковный год начинался с этой даты.

По другой версии, именно 1 сентября святой равноапостольный император Константин Великий в 312 году одержал победу над римским правителем Максентием. Именно в этой битве святому Константину было явлено изображение Креста на небе. Данная битва открыла дорогу к подписанию в 313 году Миланского эдикта - знаменательного документа, который уравнял в правах христиан и язычников, узаконив Православную Церковь. Этот документ пресек гонения на христиан и позволил им свободно развиваться.

Отцы I Вселенского Собора в 325 году в память об этом великом событии постановили начинать Новый год с 1 сентября - с дня, ставшего началом «свободы христианской».

С принятием христианства Русь усвоила византийское летоисчисление от Сотворения мира (5508 г. до Р.Х.) и индиктионы. Но до XV века гражданский год на Руси начинался с 1 марта - так исчисляли начало года все древнерусские летописцы. Только в 1492 году (в 7000 г. от Сотворения мира) произошло слияние гражданского и церковного новолетия - началом года официально стало 1 сентября, которое на протяжении двух веков отмечалось как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное». Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля.

В 1699 году Петр I ввел в России европейское летоисчисление (от Рождества Христова) и перенес гражданское новолетие на 1 января. Однако в современном гражданском календаре сентябрьский новый год сохранился в сфере образования, поскольку в старину учебный год в церковноприходских школах всегда начинался с церковного Новолетия - 1 сентября, и эта традиция распространилась на все учебные заведения.

Богослужение на Церковное новолетие (начало индикта)

В Русской Православной Церкви слово «инди́кт» сохранилось в церковном Уставе и служит для обозначения годового круга богослужения . Начало индикта, или начало новолетия, приходится на 1 сентября юлианского календаря и является церковным праздником.

В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос прочел в синагоге Назарета пророчество Исаии (Ис 61:1-2) о наступлении лета Господня (Лк. 4:16-22). «Лето Господне» в русской Синодальной Библии (как в пророчестве Исайи, так и в цитате этого пророчества в Евангелии от Луки) - это оставленное без перевода славянское слово, буквально означающее «год». В библейском контексте речь идёт о времени, называемом «День Господень». Это время, когда «Бог посетит народ Свой», то есть пошлёт давно ожидаемого Мессию, и Он устроит на земле теократическое Мессианское царство. Когда же всем знакомый «сын Иосифа» (который ещё недавно здесь плотничал и выполнял их заказы!) даёт понять, что знаменитое пророчество относится к Нему, - то это воспринимается как богохульство и вызывает возмущение («все… исполнились ярости» ). Иисуса выгоняют из города и даже хотят столкнуть с горы.

В этом чтении Господа византийцы видели Его указание на празднование дня нового года; Предание связывает само это событие с днем 1 сентября. В Менологии Василия II (X в.) говорится: «С этого времени Он даровал нам христианам этот святой праздник» .

Великий Индиктион

С понятием Инди́кта или простого Индиктио́на связано еще одно понятие - Пасхалии , Великого Индиктио́на или, как его называли на Руси, Миротворного Круга .


Миротворный круг (схема Зелинского)

Великий Индиктио́н , в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Это период времени продолжительностью в 532 года - такое число получится, если солнечный круг, состоящий из 28 лет, помножить на лунный круг, состоящий из 19 лет (28×19=532). Дело в том, что через 532 года все церковные праздники - неподвижные (например, Рождество Богородицы, дни памяти святых) и подвижные (Пасха и связанные с ней) возвращаются на те же числа месяца и дни недели . Это определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Так по византийскому счету от Сотворения мира (5508 год до Р.Х.) сейчас идет 15-й Великий индиктион, который начался в 1941 году .

Миротворный круг юлианского календаря представляет собой совершенное творение в области летоисчисления, гармонично сочетающее в себе систему религиозных, астрономических и гражданских аспектов измерения времени. А.Н. Зелинский наглядно представил Миротворный круг в виде круговых таблиц (см. рис.), по которым без сложных вычислений определяется дата Пасхи. Шкала Миротворного круга простирается в прошлое и будущее, отражая вечное круговое течение времени и циклическую повторяемость астрономических явлений по числам юлианского календаря.

Тропарь Индикту (церковное новолетие), глас 2:
Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Кондакт, глас 2:
В Вышних живый, Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

Последним праздником завершающегося года является Успение, а первым праздником нового года - Рождество Пресвятой Богородицы.

Еще в Ветхом Завете Господь Бог наш повелел каждый год особенно праздновать наступление седьмого месяца, чтобы люди в сей день, освободившись от житейской суеты, служили Единому Богу. В этом именно месяце, когда начали убывать воды потопа, Ноев ковчег остановился на горах Араратских. В этом же месяце святый пророк Моисей сошел с горы с лицом, осиянным славою Божественною, и принес новые скрижали, на которых был начертан Закон, данный Самим Господом. И в этом же месяце совершилось освящение Храма Господня, созданного царем Соломоном, и внесен был туда Ковчег Завета. В Ветхом Завете есть много других указаний о большом значении седьмого месяца (нынешнего сентября), считая по Библейской хронологии сотворение мира в марте месяце.

В VI в., в царствование Юстиниана I (527–565), в христианской Церкви вводится календарное счисление по индиктам или индиктионам (от лат. indictio - объявление), 15-летним периодам наложения дани. Под indictio в Римской империи понималось обозначение цифры податей, которые следовало собрать в данном году. Таким образом, финансовый год в империи начинался «указанием» (indictio) императора, сколько нужно собрать податей, при этом каждые 15 лет производилась переоценка имений (по мнению В. В. Болотова индиктионы имели египетское происхождение). Официальное византийское счисление, так называемые индиктионы Константина Великого или Константинопольское счисление, начиналось с 1 сентября 312 г.

В Византии церковный год не всегда начинался с 1 сентября - и на латинском Западе, и на Востоке было хорошо известно мартовское летосчисление (когда началом года считается 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения)). В целом, торжественное празднование новолетия 1 сентября можно считать поздневизантийским явлением.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того, через 532 года круги Солнца и Луны снова начинаются вместе, то есть повторяется природная ситуация дня подвига Иисуса Христа, когда полнолуние бывает в пятницу. Временной интервал в 532 года называют индиктионом. 1 сентября 2007 года (14 сентября по новому стилю) наступает 7516 год от сотворения мира.

С 1492 года на Руси отмечали Новолетие как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в Новолетие было воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что Он пришел «исцелять сокрушенных сердцем… проповедовать лето Господне благоприятное».

На Руси в XVII веке день новолетия царь Алексей Михайлович, а за ним бояре и весь народ московский посвящали делам милосердия. Ни один нищий не отходил от домов без утешения – их всех богато оделяли милостыней, одеждой и обувью, кормили сытным праздничным обедом. Простой народ наделяли гостинцами и подарками, посещали заключенных в темницах.

Прекращение совершения чина летопроводства связано с изданием Петром I указа о переносе начала гражданского нового года на 1 января. В последний раз чин был совершен 1 сентября 1699 г. в присутствии Петра, который, сидя на установленном на кремлевской соборной площади престоле в царской одежде, принимал от Патриарха благословение и поздравлял народ с новым годом. 1 января 1700 г. церковное торжество ограничилось молебном после литургии, чин же летопроводства не совершался.

С тех времен празднование церковного новолетия 1 сентября не совершается с былой торжественностью, хотя Типикон доныне полагает этот день малым Господским праздником «Начала индикта, сиречь новаго лета», соединенным с праздничной службой в честь прп. Симеона Столпника, память которого выпадает на эту же дату.

Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея Господи, сохраняя в мире люди и град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны.

Кондак, глас тойже

В вышних живый Христе Царю, всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, благослови ныне венец лета, соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, Многомилостиве.

14 сентября по новому или 1 сентября по старому стилю – первый день нового церковного года – новолетие. Последним праздником в церковном году является , а первым – .

Церковное новолетие – начало индикта (порядкового номера года внутри регулярно повторяющегося пятнадцатилетнего временного промежутка, называемого индиктионом, от одной индикции к другой). Индиктионные циклы не нумеруют, но применяют для соотношения с другой системой датирования.

История индикта

Изначально «индикция» подразумевала обязательные поставки запасов еды правительству. Дата и место происхождения индикционного цикла неизвестны, но уже при императоре Диоклетиане (284–305) в Римской империи каждые 15 лет проводилась переоценка имущества для установки размера взимаемого налога. Необходимость для населения знать наступление налогового года и привела к расчету годов по индиктам. Сначала начинался индикт с 23 сентября – даты рождения Октавиана Августа (первого римского императора), но в 462 году для удобства начало года было перенесено на 1 сентября. С 537 года стала обязательной датировка годов по индиктам, получив широкое распространение в церковном и гражданском делопроизводстве.

В Византии церковный год начинался с 1 сентября не всегда - и на латинском Востоке, и на Западе одно время существовало мартовское летосчисление (тогда за начало года брали 1 марта или 25 марта (дата праздника Благовещения). Празднование новолетия 1 сентября – поздневизантийское явление.

В русском православном календаре под 1/14 сентября значится «Начало индикта – церковное новолетие», которое отмечается в церквях благодарственным молебном. Этот Новый год по «сентябрьскому стилю» был государственным в России до 1700 года.

На Руси индиктом называли само пятнадцатилетие и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка. Через 532 года круги Луны и Солнца снова начинаются вместе и повторяется природная ситуация дня подвига Спасителя, когда полнолуние бывает в пятницу. Интервал времени в 532 года называют индиктионом.

Новолетие как церковно-государственный праздник на Руси начали отмечать с 1492 года. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание проповеди Иисуса Христа в Назаретской синагоге, когда Он сказал о том, что пришел «проповедовать лето Господне благоприятное…исцелять сокрушенных сердцем».

В XVII веке на Руси день новолетия был посвящен делам милосердия. Нищим давали милостыню, одежду и обувь, кормили вкусными и сытными праздничными блюдами. Наделяли подарками и гостинцами простой народ, посещали в темницах заключенных.

С изданием Петром I указа о переносе начала нового года на 1 января прекратилось совершения чина летопроводства. В последний раз он был совершен 1 сентября 1699 г. 1 января 1700 г. чин летопроводства не совершался, а церковное торжество ограничилось молебном после литургии.

С того времени празднование 1 сентября церковного новолетия не происходит с былой торжественностью, хотя и сейчас этот день считается малым Господским праздником.

Православное новолетие: история возникновения

По библейскому исчислению новолетие начинается с 1 марта. Царь Петр I ввел дату наступления нового года 1 января, а церковное новолетие исчисляется с 1/14 сентября. Пришло это к нам из Византии вместе с принятием крещения Руси в 988 году.

В этот день Церковь вспоминает, как Иисус прочел в синагоге города Назарет пророчество Исаии о наступлении лета благоприятного . В этом чтении Спасителя византийцы видели указание на отмечание дня нового года. По преданию, это событие связано с днем 1 сентября. Считается, что с этого времени Господь даровал христианам этот святой праздник.

Согласно церковно-богослужебной книге Типикон, чин летопроводства имеет такой порядок: после утрени епископ с процессией под пение «большого» Трисвятого выходит на городскую площадь. После того, как процессия достигнет площади, диакон возвещает ектению, и поются три антифона. Затем епископ произносит возглас, трижды благословляет народ и садится на седалище. Потом следуют прокимен и Апостол; по Апостоле епископ, трижды благословив народ, начинает читать Евангелия. Далее произносятся литийные прошения, по окончании которых и главопреклонной молитвы певцы поют тропарь 2 гласа и процессия возвращается в храм для проведения Божественной литургии.

Православное новолетие: традиции и обряды

В этот день празднуется не только церковное новолетие, но и почитается память Симеона Столпника и 40 мучениц, которые пострадали вместе со своими учителями при императоре Ликинии в г. Андрианополе.

Святого Симеона в народе называли . С этого дня заканчивалось лето, и наступала осень. В одних местах завершали сев озимых, в других только начинали. Крестьяне обрабатывали лен и коноплю. В южных областях земледельцы отправлялись на бахчи и снимали с гряд арбузы и дыни. В отдельных местностях активно капали картофель.

С этого периода начинались осенне-зимние посиделки – работы в избах при огне. Существовал обычай добывания нового огня. Обряд символизировал наступление нового витка жизни и переход в новое состояние людей и природы. Накануне Семенова дня в избах гасили огонь. Утром зажигали новый, «живой огонь», добытый путем трения.

Часто в этот день устраивали новоселье. С Семёна до отсчитывались свадебные недели, открывалась пора сватовства. К девушкам, достигшим возраста невест, внимательно приглядывались. Женщины (родственницы холостых парней) заглядывали в избы, где проводились посиделки, наблюдали за тем, как работают будущие невесты, опрятно ли они одеты, как они общаются между собой.

В Древней Руси Семенов день имел юридическое значение. Он предназначался для взноса податей государству и для явки в суд к судебному свидетельству и по делам тяжбы. С этого дня обычно начинались и заканчивались все условия и договоры, заключаемые жителями сел между собой и с торговыми людьми.

В новолетие торжественно «подстригали» подрастающих мальчиков и «сажали их на коня». Этот обряд знаменовал окончание поры младенчества.

Видео: церковное Новолетие

Христианский новый год 2018 (7527 от сотворения мира)

«Начало инди́кту, си́речь новому лету ».14 сентября (1 сентября по старому стилю) начинается новый год по православному церковному календарю - 7527 год от сотворения мира. Этот день по церковной традиции называется началом инди́кта или новолетием . Пожалуй, новолетие является самым незаметным . Готовые праздновать гражданский Новый год и первого, и четырнадцатого января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мирскими, мы плохо знаем, когда же начинается наш православный церковный год . А ведь даже традиция начинать учебный год 1 сентября также происходит от древних церковных обычаев!

Народные традиции и суеверия

Служба «новому лету» соединяется с молитвенной памятью святых, приходящихся на этот день: Симеона Столпника и 40 мучениц , пострадавших вместе со своим учителем, диаконом Аммоном , в г. Андрианополе при императоре Ликинии .

С почитанием 14 сентября (1 сентября по старому стилю) памяти преподобного отца Симеона Столпника на Руси были связаны бытовые традиции. На языке народа этот день носит название «Семена-летопроводца » или просто «Семина дня ». Название «летопроводца » присвоено дню преподобного отца Симеона потому, что около этого времени наступает конец лета, о чем можно заключить и по народным земледельческим поговоркам: «Семин день - севалка с плеч », или «Семин день - семена долой » (т. е. конец посеву), «В Семин день до обеда паши, а после обеда пахаря с поля гони » (намек на то, что с наступлением сентябрьских дней ясная утренняя погода к полудню часто сменяется холодом и ненастьем). Время с Семина дня по 8-ое сентября называлось «бабьим летом » - это начало женских и девичьих сельских работ, так как с этого дня женщины начинают «засиживать » вечера. «Семин день» являлся срочным днем для взноса оброков, пошлин и податей, и с этого же дня обыкновенно начинались и прекращались все условия и договоры, заключаемые крестьянами между собой и с торговыми людьми.

Как отмечают новолетие старообрядцы

Как видим, в разные времена началом нового года считалось то 1 марта, то 1 сентября, а теперь 1 января. Но церковный календарь не меняется, и православные люди каждый год отмечают новолетие 1 сентября. Происходит это незаметно для стороннего наблюдателя - ни петард, ни фейерверков, ни пышных застолий. Но верующий человек, с детства привыкший любое дело начинать с молитвой, понимает: в первую очередь надо не столы накрывать, а испросить Божие благословение, чтобы наступающий год стал «летом благоприятным ». Вот как говорится об этом в тропаре празднику новолетия :

В сеz2 тва1ри содётелю, и14же времена2 и3 лёта свое1ю o31бластiю положи1выи, бл\гослови2 вэне1цъ лёту бл\гости твоеz2 гдcи, сохранz1z в8ми1рэ градъ и3 лю1ди твоеz2, мл\твами бцdы, по вели1цэй твое1й ми1лости.

Русский текст с переводом :

Всея твари Содетелю, иже времена и лета Своей областию положивыи, благослови венец лету благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град и люди Твоя, молитвами Богородицы, по велицей Твоей милости.

Господи, сотворивший весь мир, определивший течение времени, благослови завершение года благого Твоего, сохраняя сей город и людей в мире, по молитвам Богородицы и Твоей великой милости.

Евангелие, читаемое за службой, рассказывает о начале проповеди Исуса Христа. Господь вошел в синагогу г. Назарета и прочел пророчество Исаии (Ис. 61: 1–2):

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное .

Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами (Лк. 4: 16–21).


По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1 8 сентября. К сожалению, в настоящее время праздник церковного новолетия проходит незамеченным даже для большинства старообрядцев и далеко не в каждом приходе совершается в этот день служба. Не секрет, что многие старообрядцы торжественно встречают гражданский новый год, установленный Петром I - в дни строгого поста перед Рожеством! Будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему, восстановится многовековая традиция отмечать новолетие 14 сентября и в каждом храме совершать службу, чтобы все могли услышать, какими словами Церковь молится в этот день:

подаждь земли Твоей благоплодие… венец лету благослови, сохраняя в мире православных множества.

Пожелаем и мы всем читателям нашего сайта встретить новолетие в храме.

Церковное новолетие - это важный этап для христианского мира. Еще его называют началом нового церковного года, началом индикта. Такое событие открывает собой начало истории Нового Завета.

Это непереходящий праздник, если можно так сказать. Индикт имеет множество значений, но почти в каждом случае это слово означает начало какого-то периода. В православии индиктом называют начало церковного года и круга богослужений. Именно с 14 сентября начинается церковный календарь .

Смысл праздника

Каждый праздник в христианстве отсылает нас к каким-то событиям из Евангелия. Любое торжество или пост отображает какую-то историю из Нового Завета. Связаны праздники со святыми апостолами, Иисусом Христом и Девой Марией.

Новозаветная история Иисуса Христа начинается не с его рождения, а с рождества Богородицы . В православии Небесную Заступницу считают началом всех начал, ибо без нее не было бы Христа, не было бы Спасения. Новолетие как бы показывает нам, что всё повторяется снова и снова. Мы ежегодно должны вспоминать каждый этап этой истории, чтобы отдавать ему должное. Каждый праздник имеет свой смысл, изучая который, мы изучаем историю спасения наших душ.

Ни одно из событий в жизни Христа и Богородицы не было случайным. Именно это показывает нам новолетие. Церковь чтит этот праздник, поэтому 14 сентября всегда проходят особые службы в храмах. Это своего рода Новый год для церкви и всех христиан.

Как праздновать новолетие

Церковнослужители уверяют в том, что это один из самых лучших моментов для того, чтобы сходить в храм и причаститься. В этот день люди просят прощения у всех, кого обидели в течение церковного года, дарят подарки, связанные с верой и религией: иконы, календари и многое другое.

В народе всегда верили, что православный Новый год должен означать обновление духовного характера. Люди очень ответственно относились ко встрече новолетия. В этот день провожали лето и встречали осень. Даже в ранний период истории Руси примерно в это время люди встречали осень песнями и танцами. Начало индикта в христианстве не является праздником типично позитивным. Он, скорее, имеет знаковый характер. Он олицетворяет собой период духовного обновления.

Что касается молитв в новолетие, то тут ограничений и наставлений нет. В этот важный день можно читать любые молитвы, которые позволят вам укрепить свою веру и вступить в новый этап. Это может быть как «Отче наш», так и «Символ веры» или какая-то другая общая молитва. Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

13.09.2017 04:34

Воздвижение является одним из великих церковных событий. Чтобы беды и неудачи обошли вас стороной, соблюдайте...

Рождество Пресвятой Богородицы, как и Рождество Христово, - один из важных православных праздников. С этим...