Отнесение утверждения / отрицания к категории предикативности – вопрос спорный. Иногда утверждение / отрицание рассматривают внутри категории модальности. Но обычно эту оппозицию выводят за пределы категории предикативности и считают, что утверждение / отрицание связано не с предикативностью, а с предикацией, или предикативными отношениями.

Предикация – это приписывание предмету определенных признаков, действий, отношений в модальном и временном плане. Она осуществляется при помощи интонации и координации как способа грамматической связи. Поэтому наиболее ярко предикативные отношения проявляются в двусоставных предложениях. В односоставных они также устанавливаются, но проявляются менее отчетливо.

Деление предложений на утвердительные и отрицательные – это и есть классификация их по характеру предикативных отношений.

Утвердительными являются предложения, в которых утверждается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации: Замолкают птицы в саду. Сонно, сладко пахнет сыростью и травой (А.Н. Толстой); – Позади все теперь ясно. Можно со свежей головой жить дальше (Паустовский). Специальных средств выражения утверждения в русском языке почти нет. К ним можно отнести слово да и некоторые модальные слова (конечно , разумеется и т.п.) и частицы (именно и т.п.).

Отрицательные предложения делятся на общеотрицательные и частноотрицательные. К общеотрицательным относятся предложения, в которых отрицается связь между предметом речи и приписываемым ему признаком или наличие независимой ситуации. Частица не в них находится перед сказуемым или перед главным членом: Но бури севера не вредны русской розе (Пушкин); Я не приду к тебе… Не жди меня! (Полонский); Лобанова дома не оказалось (Гранин).

Частнооотрицательными являются предложения, в которых отрицается не вся ситуация в целом, а какой-то ее элемент (субъект, объект, время, место и др.). Частица не располагается перед соответствующим членом предложения: Не нами бессилье изведано слов к выраженью желаний (Фет); Но ездил он к Туркиным уже не ради ее мигрени (Чехов); Я сюда приехал не от скуки (Есенин).

К средствам выражения отрицания относятся:

1) частицы не и ни . Частица не выражает отрицание: Не привлекай меня красой! (Лермонтов); Пусть не сабельным ударом пресечется жизнь моя! (Давыдов). Частица ни (равно как и восходящий к ней союз ни…ни ) чаще усиливает его: Хорошая, искренняя женская любовь ни разу еще не улыбнулась Андрею Ильичу (Куприн); Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев (Паустовский). Самостоятельно она выражает отрицание только в некоторых односоставных предложениях: В городском саду ни души (Бунин); Ни ветра, ни бодрого, свежего звука, ни облачка (Чехов);

2) слово нет : Лиры нет для тебя! (Жуковский); В чертах у Ольги жизни нет (Пушкин);

3) отрицательные местоимения и местоименные наречия с префиксами не- и ни- , которые, как правило, усиливают отрицание, выраженное частицей не или словом нет : Однако наверняка никто ничего не знал (Куприн); Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь (Есенин); Боже мой, я никогда не была в Крыму! (Паустовский);

4) слова нельзя , невозможно , немыслимо и т.п.: Старой дружбы, словно песни, забывать нельзя (Матусовский); И ведь до конца невозможно друг друга на свете понять (Луговской);

5) конструктивные особенности и интонация в некоторых эмоционально окрашенных предложениях: Где тебе ездить на моем коне! (Лермонтов); О чем же тут было плакать? (Тургенев).

Наиболее четко делятся на утвердительные и отрицательные повествовательные предложения. В вопросительных и побудительных предложениях признаки отрицания выявить сложнее. Их характеристика дается по формальному признаку: при наличии средств выражения отрицания предложение квалифицируется как отрицательное, при их отсутствии – как утвердительное.

(Но: в русском языке есть эмоционально окрашенные вопросительные по форме предложения, которые, имея в составе частицу не , являются утвердительными: Как землю нам больше небес не любить? (Лермонтов); Что только не служит топливом для любви! (Гранин). Подробнее см. тему 15.)

Аспекты изучения предложения (краткий обзор)

Современную науку отличает взгляд на предложение как на комплекс относительно независимых, но взаимосвязанных систем. Каждое предложение обладает: 1) формальной устроенностью – синтаксической структурой; 2) коммуникативной организацией; 3) грамматической семантикой. Эти три стороны предложения легли в основу трех аспектов его изучения, которые возникли в разное время и сейчас развиваются параллельно. Специально рассмотрим их ниже, а пока ограничимся краткой их характеристикой.

1. Структурный синтаксис рассматривает предложение как единицу автономную и самодостаточную, а потому доступную для изучения вне текста. Анализ формальной структуры предполагает выяснение того, по какому существующему в языке образцу построено в речи конкретное предложение. При этом не принимаются во внимание лексическое наполнение, порядок слов, интонация и контекст, в котором функционирует предложение.

Отвлеченный образец, по которому строится предложение, называется его структурной схемой, или моделью. Так, предложение Идет снег построено по схеме «существительное в именительном падеже – спрягаемая форма глагола». Такое же формальное устройство имеют предложения Светит солнце , Автобус остановился , а также Послышался знакомый голос ; Внезапно подул сильный ветер .

Кроме компонентов структурной схемы, выделяются детерминанты – распространители структурной схемы, относящиеся к предложению в целом, и присловные распространители. Например, в предложении Через минуту бричка тронулась в путь (Чехов) выделяются 2 компонента структурной схемы (бричка – подлежащее, тронулась – сказуемое), детерминант через минуту и присловный распространитель в путь .

2. В коммуникативном аспекте предложение рассматривается не само по себе, а в контексте, в ситуации употребления. Предложение в его коммуникативной функции называется высказыванием . Высказывание изучается: 1) с точки зрения его коммуникативной задачи (цели); 2) с точки зрения его коммуникативной организации.

Цель высказывания – это его функция в конкретном акте общения. (В школьном курсе изучаются 3 типа высказываний: повествовательные, побудительные, вопросительные.)

Коммуникативная организация высказывания выражается в том, что говорящий выделяет ту часть информации, которая в конкретной ситуации наиболее важна для партнера по общению. Например, в высказывании Вчера ко мне // приходила сестра (// – знак паузы) внимание обращается на то, кáкое событие произошло у меня вчера. Ср.: Сестра приходила ко мне // вчера , Сестра вчера приходила // ко мне и т.д.

Говорящий, таким образом, делит высказывание на две части: одна содержит информацию исходную, вторая – значимую, новую, актуальную. Такое членение высказывания называется его актуальным членением. Оно накладывается на формальное строение предложения.

3. Семантический синтаксис как самостоятельный аспект выделился сравнительно недавно. Его цель – изучение семантики предложения, которая понимается очень обобщенно, в отвлечении от конкретной обозначенной ситуации. Например, предложения Мальчику холодно , Отцу нездоровится имеют общую семантику: обозначаят субъект и его физическое состояние.

Выделенные стороны предложения относительно автономны, поэтому предложения, сходные с одной точки зрения, могут различаться с другой. Например, построенные по одной структурной схеме предложения Вдали // чернеет лес и Отряд // скрылся вдали имеют разную коммуникативную и семантическую структуру и относятся к разным семантическим типам.

4. Характеризуя аспекты изучения предложения, В.В. Бабайцева пишет: «Дифференциация аспектов изучения синтаксического строя языка позволила осознать и глубоко изучить разные его стороны и наглядно показала ограниченность одноаспектного подхода к такому многоаспектному явлению, каким является язык и особенно его синтаксические единицы…» Она подчеркивает, что целостное представление о предложении может дать только объединение разноаспектных характеристик. Такой взгляд на предложение характерен для структурно-семантического синтаксиса .

Это направление в отечественной науке имеет давние традиции. В работах классиков нашего языкознания намечались и так или иначе учитывались разные стороны предложения, но не было, с одной стороны, их четкого разграничения, а с другой – их объединения в одной концепции. Представители современного структурно-семантического синтаксиса не просто бережно сохраняют все достижения предшественников, но развивают традиционные теории, обогащают их интересными и плодотворными идеями, возникшими в других направлениях синтаксической науки.

В основу характеристики и классификации синтаксических единиц положены два принципа – структурный и семантический, причем ведущим, первичным является структурный, так как доступны наблюдениям, обобщениям только те значения, которые выражены грамматическими или лексико-грамматическими средствами. Например, при разграничении двусоставных и безличных предложений, включающих слово на и инфинитив, опираются на порядок слов: если инфинитив стоит первым, предложение двусоставное (Спать на свежем воздухе полезно ), если вторым – предложение безличное (Приятно гулять по росистой траве ).

В то же время учет разносторонних характеристик языковых единиц приводит к признанию существования в языке вообще, и в синтаксисе в частности, широкой зоны переходности (синкретизма) между единицами разных типов (например, между простыми и сложными, двусоставными и односоставными предложениями).

Вопросы и задания

1. Сравните определения простого предложения в «Русской грамматике», «Лингвистическом энциклопедическом словаре», доступных вам словарях лингвистических терминов. Какие различия в них вы обнаруживаете? С чем они связаны?

2. Назовите основные признаки предложения. Каким (какими) их них предложение отличается от словосочетания?

3. Изучите материал о предложении как синтаксической единице в учебниках для общеобразовательной школы и оцените его с точки зрения научности и доступности.

5. Что понимается под модальностью предложения?

6. Определите, реальными или ирреальными являются следующие предложения (предикативные части сложных предложений), и укажите средства выражения их объективной модальности:

1. – Да, старина, молоды мы были глупы и симпатичны, как телята, – сказал Виктор. Он посмотрел на часы, спохватился. – Ого, опаздываю к ужину. Поехали ко мне, – предложил он. – Не пожалеешь! (Гранин).

2. А море стало еще спокойней, черней, сильнее пахло теплым, соленым запахом и уж не казалось таким широким, как раньше.

– Эх, кабы дождь пошел! – прошептал Челкаш. – Так мы бы и проехали, как за занавеской (Горький).

7. Что такое субъективная модальность? Почему ее выражение не является обязательным?

8. Покажите на примерах, что синтаксическое время предложения и морфологическое время глагольных форм в нем совпадают не всегда.

В русском языке простое предложение разнообразно по структуре и семантике. Различия в структуре связаны со строением предикативного ядра, с соотношением главных и второстепенных членов, с их наличием/отсутствием в предложении. Наиболее важны следующие структурные противопоставления:

  • 1. Двусоставные - односоставные предложения. Они различаются способом выражения предикативного значения - аналитическим или синтетическим. В двусоставных предложениях предикативное ядро представлено двумя главными членами: Запах цветов усилился (А. Т.); Горы важно задумчивы (М. Г.), в односоставных - одним: Позади громко стонали (А. Т.); Что мне было делать? (М. Г.)
  • 2. Пераспространенные - распространенные предложения (двусоставные или односоставные). Нераспространенные представлены только предикативным ядром - главными членами предложения: Солнце спустилось (А. Т.), распространенные - главными и второстепенными: В зелёном сумраке слышался треск сучьев (А. Т.).
  • 3. Полные - неполные предложения. В полных налицо все требуемые структурой члены предложения, в неполных опущен (словесно не выражен) один или несколько членов: "Не нужно ни о чём говорить, да вы и сами понимаете. Я уезжаю". - "В Харьков?" (А. Т.)
  • 4. Членимые - нечленимые предложения. Членимые имеют в своем составе главные члены (два или один), а также содержат (или могут содержать) второстепенные. Нечленимые не членятся и не могут быть распространены, дополнены новыми членами предложения: "Есть лодка!" - кратко сказал Михаил. "Её не смоет?" - "Нет " (М. Г.).

Утвердительные и отрицательные предложения

В семантике простого предложения наиболее существенным является противопоставление утверждения и отрицания. Эти значения имеют соответствующие показатели. Таким образом, простое предложение является утвердительным или отрицательным.

В утвердительных предложениях выражается принадлежность признака предмету: Ненастный день потух { П.); Мы были окружены (А. Т.); наличие независимого признака: Гавриле стало страшно (М. Г.); В доме затопили печи (А. Т.); бытие предмета: Поворот. Усадьба Горки. Сад, подворье, белый дом (Тв.).

Отрицание принадлежности признака предмету, наличия независимого признака или бытия предмета выражается частицами не, ни в составе главного члена отрицательных предложений: Я красивых таких не видел (Ес.); Ветра не было (Л. Т.); Действительно, о поездке в старую Германию нечего было и думать (Л. Т.): Ни звука , кроме вздохов моря (М. Г.). Употребление в предложении обеих частиц выражает усиленное отрицание: Ни одной звезды не зажигалось над морем (Л. Т.). Если отрицательная частица употребляется с подлежащим или с второстепенным членом, то в предложении выражается неполное, частное отрицание: Здравствуй, племя младое, незнакомое! Не я увижу твой могучий поздний возраст (П.).

Отрицание может быть выражено путем переосмысления вопросительных слов или описательно: "Надежды ведь ты никакой на неё не имеешь?" - "Какая надежда! На что тут надеяться!" (Остр.); И говорить-то об этом тошно! Да чтоб я ихнюю власть опять устанавливал? (Ш.)

Формы предложения

Простое предложение того или иного структурного типа может иметь определенное число форм, выражающих различные грамматические значения. Это прежде всего формы модальности, времени, лица. Формы модальности создаются глагольным наклонением, а также интонацией; ср.: Отец построил дом. - Отец построил бы дом. - Пусть отец построит дом; Отец дома. - Отец дома?

Формы времени опираются на глагольное время, в том числе на связку; ср.: День угасал. - День угасает. - День будет угасать ; Мой сын был студент. - Мой сын - студент. - Мой сын будет студентом ; В доме было тепло. - В доме тепло. - В доме будет тепло ; Огня не было. - Огня пет. - Огня не будет.

Формы л и ц а создаются личным глаголом или местоимением; ср.: Я пою. - Ты поёшь. - Он {брат) поёт ; Я студент. - Ты студент. - Он {брат) студент.

Совокупность форм одного предложения составляет его парадигму. Предложение может иметь модальную, временную и личную парадигмы. Совокупность этих парадигм представляет собой предикативную парадигму предложения. Число членов парадигмы может быть различным в разных типах, подтипах, видах простого предложения. Парадигма бывает полной или неполной. Например, предложение Я еду имеет полную модально-временную парадигму, а предложение Мне ехать не имеет форм времени, но обладает модальной парадигмой: Мне бы ехать ; Мне ехать? Наличие тех или иных форм, полнота/неполнота их парадигмы является существенной стороной грамматической характеристики конкретных типов простого предложения.

1. Функциональные типы предложений.

2. Структурные типы предложений.

В русском языке выделяются разнообразные типы предложений. По характеру выражаемого в них отношения к действительности (по модальности) различаются предложения утвердительные и отрицательные с разнообразными оттенками модальных значений: предположения, сомнения, уверенности, возможности, невозможности.

Утвердительным называется предложение, в котором устанавливаемая связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, осознается как реально существующая.

Отрицательным называется предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, отрицается, осознается как не существующая в реальности.

В продолжение двух недель наши дела продвинулись (утвердительное);

К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (отрицательное);

В русском языке грамматически отрицание обычно выражается частицей НЕ, а утверждение - ее отсутствием. Отрицание бывает полным и частичным. Полное достигается постановкой частицы НЕ перед сказуемым, такое предложение называется общеотрицательным. Частица НЕ перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными.

Следует отметить, что частица НЕ даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла:

1) при повторении частице НЕ

Пр.: Я не мог не засмеяться (П.)

2) при приобретении частицей НЕ других оттенков значения:

предположения -

Пр.: Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.)

обобщения -

Пр.: Кто не проклинал станционных смотрителей? (П).

опасения –

Пр.: Как бы чего не вышло!

одобрения –

Пр.: Ну чем не работа!

необходимости –

Пр.: Как мне не плакать!

В качестве отрицательной частицы может выступать частица НИ, которая вносит дополнительный усилительный оттенок значения:

Пр.: В гостиной ни души (Ч.)

Усиление отрицания достигается и при помощи отрицательных местоимений и наречий:

Пр.: Ничто не предвещало непогоды! (Арс.)

По цели высказывания и по эмоциональной окраске предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Они служат для передачи трех основных форм мысли - суждения, вопроса, побуждения. Каждый тип характеризуется соответствующей структурой интонации и набором формальных показателей - глагольных форм, служебных слов. Предложения каждого из трех типов могут быть эмоционально окрашенными - с использованием средств интонации, частиц, т.е. восклицательными.

Повествовательными называются предложения, которые заключают в себе сообщение о каком-либо факте действительности, явлении, событии.

Пр.: Всадник сидел в седле ловко и небрежно (М.Г.)

Вопросительными называются предложения, которые служат для выражения вопроса, обращенного к собеседнику.

Грамматические средства оформления вопросительных предложений следующие:

1) вопросительная интонация - повышение тона на слове, с которым связан смысл вопроса;

Пр.: Разве ты песнею зазывала счастье ?

Разве ты песнею зазывала счастье?

Разве ты песнею зазываю счастье?

2) словорасположение (в начало предложения вносится слово, с

которым связан вопрос);

Пр.: Не град враждебный ли горит? (П.)

Но скоро ты вернешься?

3) вопросительные слова - вопросительные частицы, наречия,

местоимения;

Пр.: Откуда зарево блестит? (Л.)

Чем прикажешь заняться? (П.)

Вопросительные предложения делятся на собственно-вопросительные, вопросительно-побудительные и вопросительно-риторические.

Собственно-вопросительные предложения заключают в себе вопрос, предполагающий обязательный ответ.

Пр.: Написали ли вы свое завещание? (Л.)

Вопросительно-побудительные предложения заключают в себе побуждение к действию, выраженное посредством вопроса.

Пр.: Не поговорить ли нам сначала о делах?(Ч.)

Вопросительно-риторические предложения не предполагают и не требуют ответа. В них выражаются различные чувства и переживания говорящего- раздумье, сомнение, грусть, сожаление, печаль, радость, гнев.

Пр.: Что день грядущий мне готовит? (П.)

Побудительными называются предложения, которые выражают волеизъявление, побуждение к действию.

Они выражают:

1. приказ, просьбу, мольбу:

Пр.: Молчать! (М.Г.)

Поезжай, Петр! - командовал студент (М.Г.)

2. совет, предложение, предостережение, протест, угрозу:

Пр.: Питомцы ветреной судьбы, тираны мира! Трепещите! А вы, мужайтесь и внемлите, восстаньте, падшие рабы! (П.)

3. согласие, разрешение:

Пр.: Можешь идти, куда глаза глядят.

4. призыв, приглашение к совместному действию:

Пр.: Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! (П.)

5. желание:

Пр.: Дать бы ему сажи голландской с ромом (М.Г.)

Восклицательными называются предложения эмоционально окрашенные. Это передается специальной восклицательной интонацией.

Пр.: Прощай, письмо любви, прощай! (П.)

В русском языке предложения бывают распространенными и нераспространенными.

Нераспространенным называется предложение, состоящее только из главных членов - подлежащего и сказуемого.

Пр.: Наступила осень.

Они приехали.

Предложение, имеющее, наряду с главными, второстепенные члены, называется распространенным предложением.

Пр.: Чистое небо сияло голубизной.

Солнце поднялось высоко над деревьями.

Предложение может состоять из главных членов - подлежащего и сказуемого, и второстепенных, из которых одни относятся к подлежащему и вместе с ним образуют состав подлежащего, другие - к сказуемому и образуют с ним состав сказуемого.

В зависимости от того, сколько имеется в предложении грамматических составов, оно может быть двусоставным или односоставным.

Двусоставное предложение имеет два грамматических состава - состав подлежащего и состав сказуемого.

Пр.: В середине лета по Десне закипали сенокосы (Е. Носов);

Всю долгую жизнь тополь тянется к солнцу (Е. Носов).

Двусоставное предложение может быть неполным (не иметь в наличии обоих составов, но это не лишает его специфики двусоставного предложения, отсутствующий состав подразумевается).

Односоставное предложение имеет один грамматический состав (один главный член с пояснительными словами или без них). Обычно главный член односоставного предложения совпадает по форме либо со сказуемым, либо с подлежащим.

Пр.: Взгрустнулось как-то мне в степи однообразной (Кольцов).

Дорога.

Простое предложение имеет один или два грамматических состава и содержит в себе одну предикативную единицу.

Пр.: С обрыва подхватило ветром пригоршню сухих листьев (Е. Н).

В тот же день я уехал из города. (К. В.).

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные

Классификация предложений в русском языке

Предложения в русском языке имеют различное грамматическое значение, различное коммуникативное назначение, семантику и т.д. В зависимости от признака, положенного в основу классификации, предложения группируются в типы:

– по характеру логико-синтаксической членимости простые предложения делятся на членимые и нечленимые;

– по структурной и семантической полноте членимые делятся на полные и неполные;

– по количеству главных членов членимые делятся на двусоставные и односоставные;

– по наличию/отсутствию второстепенных членов простые предложения делятся на распространенные и нераспространенные;

– по наличию осложняющих членов делятся на осложненные и неосложненные;

– по характеру предикативных отношений – на утвердительные и отрицательные;

– по функции – на повествовательные, вопросительные, побудительные;

– по интонации – на восклицательные и невосклицательные.

Структурные типы предложений

Предложении делятся на простые и сложные. «Строительным материалом» для простых предложений являются слова (словоформы) и словосочета­ния, для сложных – два (и более) предложения. Простые предложе­ния включают только одно предикативное сочетание, сложные – не менее двух. Входя в состав сложных предложений, простые предложе­ния, хотя и в разной мере, теряют интонационную завершенность, нередко изменяют порядок слов и т. д., поэтому части сложных предложений называют также предикативными единицами (а не предло­жениями).

Простые предложения отличаются от сложных не только строением, но и значением. Сложные предложении имеют более сложную семантику, чем простые. Соединение простых предложений в сложные обогащает их речевой смысл, а иногда преобразует и их грамматические значения. Так, при соединении простых предложения На дворе гнулась и металась акация и Сердитый ветер трепал ее за волосы в сложное с помощью союза как будто реальная модальность второго предложения преобразуется в ирреальную: На дворе гнулась и меня­лась акация, как будто сердитый ветер трепал ее за волосы (А. Толстой).

Предложения реальной и ирреальной модальности. Предложения утвердительные и отрицательные

Общее значение объективной модальности, передаваемое в предложении, дифференцируется как значение временной определенности и временной неопределенности. В первом случае сообщаемое в предложении представляется как осуществляемое в реальном времени – в настоящем, прошедшем и будущем; это предложения реальной модальности: Я прямо перейду к тому, что мне еще осталось досказать (Паст.). Во втором случае сообщаемое в предложении представляется как возможное, желаемое и требуемое, т.е. реально не существующее. Эти предложения несут в себе значение временной неопределенности, то есть предложения ирреальной модальности: Будь бы боровики, настоящие грибы, стал бы я, старый человек, наклоняться за черным грибом? (Пришв.).

По характеру выражаемого в них отношения к действительности (по модальности), различаются предложения утвердительные и отрицательные. Утвердительным называется предложение, в котором устанавливается связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, эта связь осознается как реально существующая. Отрицательным называется предложение, в котором связь между предметом речи и тем, что о нем высказывается, отрицается, осознается как не существующая в реальности: В продолжение двух недель наши дела продвинулись (утвердительное); К счастью, по причине неудачной охоты, наши кони не были измучены (отрицательное).

В русском языке грамматически отрицание обычно выражается частицей не , а утверждение – ее отсутствием.

Отрицание бывает полным и частичным. Полное отрицание достигается постановкой частицы не перед сказуемым, использованием слова нет в роли сказуемого в безличных предложениях, использованием частицы ни в предложениях типа На небе ни облачка , употреблением отрицательных местоимений и наречий в односоставных предложениях типа: Некуда пойти . Такие предложения называются общеотрицательными : Я не хочу печалить Вас ничем. Сильнее кошки зверя нет.

Частица не перед другими членами предложения выражает частичное отрицание. Такие предложения называются частноотрицательными, так как в целом они заключают утверждение: Не все разлуку побеждают. В предложении Меж нами речь не так игриво льется (П.) отрицание относится к обстоятельству так и в определенном отношении ограничивает утверждение, выраженное предложением в целом.

Однако частица не даже при сказуемом не всегда служит признаком отрицательного предложения. Предложение лишается отрицательного смысла, во-первых, при повторении частицы не , это предложения с двойным отрицанием, например: Я не мог не засмеяться (П.); во-вторых, при приобретении частицей не других оттенков значения, например:

– предположения: – Обрыскал свет, не хочешь ли жениться? (Гр.);

– обобщения: – Кто не проклинал станционных смотрителей?(П.);

– опасения: – Как бы чего не вышло ! (Ч.);

– одобрения: – Ну чем не работа !;

– необходимости: – Как мне не плакать !

Не всегда наличие отрицательной частицы является признаком отрицательного предложения. Так, частица не в составе союза не только, но и не свидетельствует об отрицательном характере связей в предложении: Жить надо с расправленными крыльями. Это относится не только к художникам и поэтам, но и к любому молодому труженику. Такие предложения называют отрицательно-утвердительными: Жизнь жива и прекрасна энергичною работою, жизнь не бремя, а крылья, творчество и радость (Вересаев).

Как уже было выяснено, каждое предложение обладает модальностью, т. е. в предложении всегда выражено отношение высказанной мысли к действительности. Наиболее ярко это отношение проявляется в утверждении и отрицании связи между предметом речи и его признаком.

Утвердительными называются предложения, в которых связь между предметом речи и его признаком передается как существующая, или утверждается наличие независимого признака, или сообщается о бытии предмета.

Например: 1) Огоньки от звезды проплывают к звезде (Ошанин); 2) Ночью опять нанесло туман (Паустовский) ; 3) Росная вечерняя прохлада (Сурков).

Отрицательными называются предложения, в которых отрицается связь между предметом речи и его признаком или отрицается наличие независимого признака, бытия предмета.

Например: 1) Поэзия не подчиняется планированию (Пришвин); 2) Родина, в духовном арсенале Нет святынь, священнее, чем ты (Смирнов); 3) О путешествии нельзя было и думать (Достоевский); 4) Теперь нарисованное море невозможно было отличить от настоящего (Катаев).

Как видно из примеров, грамматическим показателем утвердительных предложений является отсутствие отрицательной частицы не, отрицательных слов нет, нельзя, невозможно. Наличие частицы не или указанных слов - показатель отрицательного предложения. Во всех приведенных отрицательных предложениях содержится полное отрицание, так как в них отрицается признак, названный сказуемым. Такие предложения называются общеотрицательными.

Иногда общеотрицательный тип предложения формирует частица ни или союз ни...ни: 1) Тут кругом ни души (Казакевич); 2) Ни дождя, ни тучи с градом (Шестериков). Такие конструкции соотносительны с безличными отрицательными предложениями, в которых сказуемое выражено словом нет: 1) Тут кругом нет ни души; 2) Нет ни дождя, ни тучи с градом. Частица ни, союз ни...ни усиливают отрицание.

Частноотрицательные предложения содержат не полное, а частичное отрицание, которое выражается употреблением частицы не перед любым членом предложения, кроме сказуемого: 1) Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи... (Некрасов); 2) Такое солнце не всегда бывает! (Жаров).

Частица не иногда употребляется в утвердительных по значению предложениях.

1. При наличии в составе сказуемого двух отрицаний:

1) Широта его взглядов не могла не изумлять меня (Горький);

2) Нельзя было не признать в нем хорошо воспитанного человека (Тургенев).

2. В восклицательных предложениях с местоименными словами кто, что, какой, как и др.: I) Кто не почитает их извергами человеческого рода!.. (Пушкин); 2) А какие только испытания не ждут их впереди! (Бондарев); 3. В вопросительных предложениях с частицей ли: Не дать ли капель вам? не нужен ли покой? (Грибоедов).

Наконец, нужно отметить, что в некоторых случаях и без частицы не предложения имеют отрицательное значение, например вопросительно-риторические: Что может быть милей бесценного родного края? (Языков).