• Новотроицкая СОШ.
  • Выполнила: ученица 11 класса
  • Ламонова Светлана.
  • Руководитель: учитель МХК:
  • Черкасова Р.А.
  • 2009 год.
  • Классицизм, как направление, впервые было упомянуто итальянскими мыслителями, однако свое развитие он получил во Франции, которая и считается его родоначальницей. Французский классицизм, сохраняя верность всем основным принципам этого направления, был не менее роскошен и великолепен, чем все остальное, к чему только прикасалась рука французских мастеров.
  • В отличие от него, классицизм в Германии стал куда более аскетическим направлением, пропагандирующим свободу пространства, прочно подогнанные формы и четкие, строгие силуэты. Это истинное царство рассудка, разума во всем, особенно в архитектуре.
  • Надо сказать, что русский классицизм сумел сочетать в себе черты всех вышеупомянутых направлений, добавив к ним свои неповторимые особенности. Как и все, что проходит через призму восприятия русских деятелей искусства и культуры, классицизм стал более «жизненным» и менее статичным в отечественной архитектуре и скульптуре. Кроме того, именно с классицизма начинается взлет русской науки и просвещения. Именно поэтому мы можем утверждать, что ни в одной другой стране Европы классическая идеология не оставила настолько четкого следа, как в России. Здесь с этим направлением связано появление просветительских учреждений, развитие археологии, истории, переводческой деятельности.
  • Расцвет русского классицизма относится к последней трети 18-1-й трети 19 вв., хотя уже в начале 18 в. отмечено творческим обращением (в архитектуре Петербурга) к градостроительному опыту французского классицизма 17 в. (принцип симметрично-осевых планировочных систем). Русский классицизм воплотил в себе новый, небывалый для России по размаху, национальному пафосу и идейной наполненности исторический этап расцвета русской светской культуры.
  • Ранний русский классицизм в архитектуре (1760-70-е гг.; Ж. Б. Валлен-Деламот, А. Ф. Кокоринов, Ю. М. Фельтен, К. И. Бланк, А. Ринальди) сохраняет ещё пластику, обогащённость и динамику форм, присущую барокко и рококо. Архитекторы зрелой поры классицизма (1770- 90-е гг.; В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старов) создали классические типы столичного дворца-усадьбы и крупного комфортабельного жилого дома, ставшие образцами в широком строительстве загородных дворянских усадеб и в новой, парадной застройке городов.
  • Особенность русского классицизма в архитектуре - небывалый масштаб организованного государственного градостроительства: разрабатывались регул планы более 400 городов, формировались ансамбли центров Костромы, Полтавы, Твери, Ярославля и др. городов; практика "регулирования" городских планов, как правило, преемственно сочетала принципы классицизма с исторически сложившейся планировочной структурой старорусского города.
  • Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры-настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.
  • После 1932 года в русской архитектуре было
  • разрешено только одно направление, один
  • стиль, прозванный позже «сталинским
  • ампиром». Возведенные в этом стиле
  • огромные здания с колоннами, лепниной и
  • скульптурами могли и должны были
  • прославить в веках торжество
  • коммунистической империи. Этот официальный стиль просуществовал в Советском Союзе почти четверть века. Вплоть до 1955 года. Вершиной его можно считать семь высотных зданий Москвы. Их начали возводить через три года после окончания Второй мировой войны, когда большинство городов и сел европейской части СССР еще лежали в развалинах. Но Советскому правительству необходимо было продемонстрировать Западу свою силу, свои неисчерпаемые возможности.
  • Припомним эти семь «высоток»:
  • – комплекс зданий Московского Университета на Воробьевых (тогда Ленинских) горах; гостиница «Украина» на Кутузовском проспекте; здание Министерства иностранных дел на Смоленской площади; административное и жилое здание у Красных ворот; гостиница «Ленинградская» у площади Трех вокзалов; жилой дом на Котельнической набережной; жилой дом на площади Восстания.
  • Это архитектурные вехи нового, государственного пространства столицы. Новый масштаб призван сделать Москву, наряду с преобразуемой природой: повернутыми вспять реками и ставшими цветущими садами пустынями, новым природно-географическим явлением, сомасштабным с горами и морями социалистической родины. С этого времени любое новое сооружение, будь то библиотека (Библиотека им. Ленина, ныне Государственная Российская Библиотека), театр (Театр Красной Армии, ныне Театр Российской Армии), учебное заведение (МГУ, МГТУ), издательство («Правда», с 1992 года «Пресса») стремится предстать архитектурным воплощением государства, любое учреждение посредством архитектуры пытается выглядеть составной частью государственной системы, заявить о своем присутствии в иерархии власти.
  • Имя Матвея Казакова прочно связано со всей
  • классической (допожарной) Москвой, потому что
  • именно его основные, лучшие здания придали
  • тогда лицо городу. Практически все они были
  • выстроены в стиле зрелого классицизма.
  • Казаков едва ли не единственный из крупных
  • художников эпохи Просвещения в России создал
  • то, что называется школой. С полным
  • основанием можно говорить о русском
  • классицизме казаковской школы. Кстати сказать,
  • даже дом зодчего в Златоустовском переулке был не просто жилищем семьи, но и своего рода домашним университетом искусств. Здесь под руководством Казакова много лет действовала архитектурная школа. В числе его учеников - архитекторы Родион Казаков, Еготов, Соколов, Бове, Тюрин, Бакарев.
  • Трудами многих из них восстанавливалась сожженная в 1812 году Москва, казаковская Москва. Сам архитектор не пережил тех бедственных событий. Перед вступлением французов в Москву семья увезла старого мастера в Рязань. Там встретил он известие о гибели города, которому были отданы труды всей его жизни.
  • Казаков Матвей Фёдорович.
  • В России XVIII века архитектура была, пожалуй, наиболее процветающим видом искусства, что особенно ярко воплотилось в творчестве Василия Ивановича Баженова, хотя осуществить ему удалось ничтожно малую часть своих грандиозных замыслов. Баженов был и одним из лучших практиков-строителей своего времени. Проектируемые им здания отличались и удобством планировки, и изяществом формы.
  • Баженов Василий Иванович.

Архитектурные принципы барокко и классицизма были универсальными для всех стран Западной и Восточной Европы, включая Россию. Однако в каждом регионе архитекторы трактовали универсальные принципы немного по-разному. Сегодняшний материал посвящен различию между постройками XVII и XVIII веков в разных странах Западной Европы.

Архитектура Ренессанса породила сразу два противположных направления, барокко и палладианство, ранний классицизм. Творцы эпохи барокко отвергали классические представления о строгости и обязательному следованию порядку. Для зданий в этом стиле характерны богатство убранства, криволинейные формы, искаженные перспективы. Архитекторы стремились к слиянию разных сфер искусства: так, в ансамблях барокко сливается скульптура, архитектура и садово-парковое искусство.

Барокко возникло в Италии, а оттуда распространилось по всей Западной Европе. Стоит выделить двух главных деятелей, принявших наследие позднего ренессансного стиля маньеризм — это Джованни Лоренцо Бернини и Франческо Борромини.

Бернини проектировал не только церкви, капеллы и светские здания, он также работал над созданием крупых объектов, сочетающих архитектуру и скульптуру, например, фонтанов и надгробных памятников. Самые известные его работы — проект площади Святого Петра в Ватикане, а также украшение собора Святого Петра и кафедра там же. Бернини работал над обликом Рима: он соединил улицы и центральные площади. Овальной формы арена, образованная из двух массивных полукруглых колоннад на площади Петра, где жители города могли приветствовать папу — подлинный шедевр барокко. Также он спроектировал несколько фонтанов, всегда бывших предметами его интереса, в частности, фонтан Тритона и фонтан Четырех рек в Риме.

Второй творец эпохи итальянского барокко, Франчески Борромини, полностью отошел от классических канонов и прежних правил. Он проектировал помещения невероятной сложности, и именно он считается наследником традиций Микеланджело Буонаротти. Для него была характерна усложненная планировка интерьеров, включая перепады уровней, а также отсутствие прямых линий и изобилие причудливых архитектурных деталей. Он спроектировал палаццо Барберини и также отдельные элементы собора Святого Петра.

Во Франции барокко естественным образом сливается с классицизмом, используя лучшее из двух архитектурных стилей: гармонию планировки классицизма и богатое убранство барокко. Пример тому — знаменитый Версальский дворей и его роскошная внутренняя отделка.

Стиль барокко встречается и в Австрии. Сначала в нем работал итальянский архитектор Сантино Солари, построивший дворец в Зальцбурге, а дворец Шенбрунн строил уже австрийский архитектор фон Эрларх. В Германии стиль барокко наиболее полно был представлен в Дрездене работами архитектора Маттеуса Пеппельмана — зданиями Цвингера (комплекс для празднеств под открытым небом) и Фрауэнкирхе.

Прежде, чем мы перейдем к истории развития классицизма в Европе, напомним основные принципы, по которым строилась архитектура этого стиля. Ей была свойственна строгость формы и геометризм интерьеров, мягкость цветов и лаконизм внешней и внутренней отделки сооружений. Для классицистической архитектуры характерна симметрично-осевая композиция зданий. В оформлении домов использовались характерные элементы: колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенах и статуи на крышах. Окна делались прямоугольными, вытянутыми вверх без кричащего оформления. Дома окрашивали в светлые пастельные тона.

История классицизма в Западной Европе началось с уже знакомого нам по прошлым материалам итальянского архитектора Андреа Палладио. Он изучал древнегреческие и древнеримские храмы и написал несколько трактатов со схемами архитектурных ордеров. Напомним, что ордер — это четкая последовательность вертикальных и горизонтальных элементов. Ордер включает в себя систему пропорций, предписывает состав и взаиморасположение элементов. В раннем классическом стиле (позже его назвали палладианским) были построены светские особняки знатных горожан Венеции, в частности, вилла Ротонда и вилла Капра. Именно Палладио сформулировал основные принциаы классицизма для архитектуры Западной Европы.

Второй известный теоретик раннего классицизма — Винченцо Скамоцци, ученик Палладио. Его труд «Идея универсальной архитектуры» оказал большое влияние на английского архитектора Иниго Джонса, с подачи которого палладианство (и классицизм) стал главенствующим стилем в английской архитектуре. Творчеству Джонса приписывают начало регулярного градостроительства в Лондоне по итальянским образцам: он создад в Ковент-гардене первую площадь современного образца. Больше всего Джонс известен по проектированию Квинс-хаус в Гринвиче и собору Святого Павла.

Дальнейшему развитию архитектуры классицизма в Британии способствовал шотландский архитектор Роберт Адам. Он разработал собственный, «Адамов стиль», добавив к классическим канонам изящное оформление интерьеров.

Одновременно с этим французский архитектор Жан-Жермен Суффло предложил использовать классицистический стиль как основу городской застройки. Самый известный его проект — здание Пантеона в Париже. Среди других деятелей классицизма во Франции стоит отметить Франсуа Мансара, которых хоть и построил множество зданий в стиле барокко, тем не менее, придерживался регулярной планировки. Кстати, в своих проектах он использовал традиционную для французских домов крутую крышу с изломом, что позволило сделать помещения под крышей обитаемыми. Отсюда и пошло название таких пространств — Мансаровая крыша, мансарда.

Самый знаменитый памятник классицизма (и одновременно барокко) во Франции, дворцово-парковый комплекс Версаль, проектировали архитекторы Луи Лево и Жюль Арден-Мансар, внук Франсуа.

В Германии тоже изучали наследие античных мастеров и опыт итальянских коллег. Центрами распространения классицизма становятся Берлин и Мюнхен. С одной стороны, немецкий классизицм также тяготел к античным канонам. С другой — пытался найти гармонию между формой и содержанием, например, подчеркнуть значимость и величие архитектурных памятников. Ярким примером могут служить Бранденбургские ворота в Берлине авторства архитектора Лангханса.

Классицистический стиль развивался: в начале XIX века французские архитекторы черпали вдохновение в римских образцах воинской славы. Так появился ампир, имперский стиль. Здания и памятники были монументальными и должны были демонстировать величие Французской империи, могущество армии. К таким объектам принадлежит знаменитая Триумфальная арка, построенная в честь побед Наполеона архитектором Жаном Шальгреном, а также арка на площади Каррузель.

Поздний классицизм в Германии представлен работами знаменитого архитектора Лео фон Кленце. Именно ему обязан город Мюнхен своим классицистическим обликом. В частности, он спроектировал площадь с несколькими галереями: среди них была Пинакотека (картинная галерея), Глиптотека (музей античной скульптуры) и Пропилеи. Фон Кленц работал и за рубежом: в Санкт-Петербурге он построил здание Нового Эрмитажа. Позднее германский ампир стал стилем бидермайер, более близким к простым горожанам, с множеством интерьерных и экстерьерных декораций.

В Британии стиль ампир был также представлен, он известен как регентский. Свое название он получил от эпохи правления принца-регента Георга III. Самый важный представитель этого стиля — архитектор Джон Нэш. его авторству принадлежат множество объектов. В частности, это городская планировка Риджент-стрит и ландшафтного Риджент-парка, а также комплекс Трафальгарской площади в Лондоне.

В следующих материалах мы перейдем к архитектуре века девятнадцатого. Оставайтесь с нами!

Барокко связано с католической церковью даже раннее название этой архитектуры звучало как «иезуитский стиль». Более сдержанный классицизм более подходил для протестантских стран, хотя одной из стран рождения стиля наряду с Англией была Франция.

Если готика выражала мистицизм, барокко – экспрессию, то классицизм – это воплощение рационализма. Андреа ди Пьетро, получивший псевдоним Палладио (1508-1580), написал четыре книги об архитектуре, где изложил им самим сформулированные принципы архитектурной композиции. Обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности было велением времени и привлекало многих из итальянских архитекторов, достаточно вспомнить Брунеллески. Но Палладио оказался верен принципам античности в значительно большей степени.

Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Гармония здания основана на высоких стилобатах и больших ордерах. Стилобат в античной архитектуре – нижняя часть здания, основание, на котором стоит колоннада. Палладио назвал основными признаками классического строения ордер, симметрично-осевые композиции и сдержанность декора.

Классицизм имел национальные особенности. Иниго Джонс в Англии был ближе к образцам Палладио. Во Франции влияние итальянского барокко и местных традиций готики оказалось сильнее в творчестве Никола Франсуа Мансар.

Иниго Джонс (1573-1652) построил королевский дворец в Гринвиче, украшенный винтовой «тюльпановидной» лестницей, поднимающейся прямо к окулюсу, перекрытому стеклянной рамой. Наиболее полно дает представление о стиле Джонса Уилтонское поместье. Ряд архитектурных находок Джонса скопированы Дж. Кемероном в Царском Селе в России. Другой последователь ПалладиоКристофер Рен (1632-1723) изучал ориентацию столбов Стоунхенджа и сформулировал идею строгой ориентации городских улиц по сторонам света. Он автор нынешней версии собора Св. Павла на Ковент-Гарден.Уильям Кент (1684-1748) заложил основы ландшафтного английского парка.

Французскому архитектору Никола Франсуа Мансару (1598-1666) принадлежит разработка нового типа городского жилища для знати – «отеля» – с уютной и комфортабельной планировкой, включающей вестибюль, парадную лестницу, ряд анфиладно расположенных помещений, часто замкнутых вокруг внутреннего дворика. Особенностью отелей Мансара являются высокие крыши, под которыми устраивалось дополнительное жилое помещение. Дворец Мезон-Лаффит под Парижем является образцовым творением архитектора.

Новаторство соседствовало у Мансара и бесцеремонным отношением с бюджетом строительство. Со временем он оказался не по карману даже королю Франции. Поэтому конкурс проектов для строительству Версаля выиграл Луи Лево. Ему принадлежат идея свободно формируемого жилого пространства анфиладных комнат за счет многочисленных межкомнатных дверей, которые можно по воле хозяев открывать или замыкать (впервые использовано в проекте отеля Ламбер), что стало характерной чертой городских построек XVIII-ХХ вв. Лево – главный архитектор Версаля.

Архитектура классицизма, по-видимому, возникла на основе различных, но взаимосвязанных достижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой. Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управление природой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки технических возможностей Ренессанса.

Вторым был фундаментальный переворот в природе человеческого сознания, происшедший в результате изменений структуры общества, которые привели к появлению новой культурной формации, равно удовлетворяющей жизненным укладам как угасающей аристократии, так и крепнущей буржуазии. Тогда как технические достижения создали новую инфраструктуру и позволили увеличить производительность труда, изменения в человеческом сознании принесли новые категории знания и исторический образ мышления, который был столь рефлексирующим, что задавался вопросами собственной подлинности.

Классицизм был выражением философского рационализма, идеологией и искусством нового класса - буржуазии. Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии.

Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций, обобщенные в обширных научных исследованиях, заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве, образцом абсолютной и вечной красоты. Популяризации античных форм способствовали многочисленные альбомы, содержавшие изображения архитектурных памятников.

История искусства понимает под термином «классика» в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узком смысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусство греческой и римской античности. Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами; блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками также классические пальметты и меандры, бусы и ионики. Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы.

В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.

Возникновение классицизма

Возникновение классицизма связано с Италией, которая явилась центром идейно-теоретических изысканий в области становления в архитектуре и в искусстве новых принципов. Именно в Италии и главным образом в Риме были сосредоточены основные памятники античности, которые на протяжении веков не переставали оказывать воздействие на архитекторов. Вместе с тем было бы неверно рассматривать изолировано от других стран Европы те идеологические процессы, которые обозначились в Италии. В это время, в середине XVIII века, во всех странах Европы, и особенно сильно во Франции и Англии, отмечается усиление элементов капитализма в экономике и соответственно укрепление буржуазии в политической жизни государств. Крепнущая буржуазия ведет борьбу в области идеологической. Идейной основой класса буржуазии являлась философия просвещения, а в области искусства велись поиски нового стиля, который должен был отразить его цели и идеалы.

Естественно, буржуазия, создавая свою культуру, стремилась опереться на прошлое, использовать культуру минувших эпох. Формы античного искусства больше всего соответствовали буржуазным представлениям о новом создаваемом стиле; в основу последнего была положена античность. Древнее искусство и древняя архитектура стали предметом изучения, заимствования, подражания. Растущий интерес к античности усилил отрицательное отношение к барокко.

Происходил второй «круг» изучения и освоения античного наследия: первый был связан с эпохой Возрождения - временем первого пробуждения буржуазного самосознания, периодом борьбы со средневековыми представлениями о мире, когда гуманистическая интеллигенция обратилась к античной культуре.

Для создания нового - классицистического стиля имели большое значение многие философские труды этого времени, публикации результатов исследовательских работ в области античной культуры, а также начавшиеся в 1748 году раскопки Помпеи, расширившие представление о римском искусстве. Из общетеоретических работ следует отметить «Речи об искусстве» (1750) Ж.-Ж. Руссо, проповедовавшего натурализм и естественность в искусстве.

Идейным руководителем классицизма был Винкельман - основатель истории искусств как науки, автор трудов «Мысли о подражании греческому искусству» и «История искусств древности», вышедших в 1750-1760-х годах и получивших всеевропейскую известность. Он считается основоположником научной археологии. Его толкование сущности греческого искусства как «благородной простоты и спокойной величественности» определяет идеал красоты «археологического классицизма».

Крупнейший представитель европейского просвещения Лессинг своим трактатом «Лаокоон» (1766) также способствовал укреплению позиций классицизма. Вся их деятельность в значительной мере была связана с Римом. Для распространения идей и форм классицизма большое значение имела перспективная живопись (картины Паннини, позже композиции Гюбера Робера), а также знаменитые офорты на античные темы известного итальянского архитектора и гравера Д.-Б. Пиранези , которые начали выходить сериями, начиная с 1740-х годов, и приобрели широкую известность в Европе.

Расширение технических знаний, основанных на достижениях науки в XVII - XVIII вв., тотчас дало толчок многочисленным проектам строительства дорог и каналов, а также к учреждению новых технических учебных заведений, например, таких, как Школа мостов и дорог, основанная в 1747 г. Изменение образа мышления способствовало расцвету гуманитарных наук эпохи Просвещения. Появились первые работы по современной социологии, эстетике, истории и археологии: «О духе законов» Монтескье (1748), «Эстетика» Баумгартена (1750), «Век Людовика XIV» Вольтера (1751) «История древнего искусства» И. И. Винкельмана (1764).

Градостроительство и архитектура классицизма

С классицизмом связаны наиболее значительные градостроительные концепции и их реализация в натуре конца XVIII и первой половины XIX в. В этот период закладываются новые города, парки, курорты. Новую организацию расселения, направленную на преодоление социального неравенства и на создание новой социальной гармонии, предлагают в конце XIX столетия социалисты-утописты. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для классицизма.

Результат архитектурных теорий эпохи Просвещения, изложенных и повторенных во многих трактатах конца XVIII в., можно сжато определить следующим образом: размах градостроительства при полном отсутствии архитектурных шедевров. Возможно, наше суждение покажется поверхностным. Действительно, были архитекторы, которые не хотели создавать шедевры. Архитектура для них не была выражением и утверждением некой концепции мира, религиозных или политических идеалов. Ее задача-служить обществу. Этой задаче с необходимостью подчиняется строительство, декорум, типология. Так как жизнь общества меняется очень быстро, то необходимо соответствовать новым требованиям и новыми типами зданий, то есть строить не только церковь или дворец, а жилой дом среднего достатка, больницу, школу, музей, порт, рынок и так далее.

От здания-памятника приходят к зданию, выражающему определенную социальную функцию, единство таких функций создает городской организм, а его устройство-это координация этих функций. Так как социальная координация основана на принципах разумности, то градостроительные планы становятся более рациональными, то есть следуют четким прямоугольным или радиальным геометрическим схемам, которые состоят из широких и прямых улиц, больших квадратных или круглых в плане площадей. Идея взаимосвязи человеческого общества и природы выражается в городе во введении широких зон зелени, чаще всего парков возле дворцов или садов бывших монастырей, ставших государственными после революции.

Сведение архитектуры только до выполнения градостроительных задач влечет за собой упрощение и типизацию ее форм.

На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.

Стиль классицизм в архитектуре

Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.

Возникновение классицизма

Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.

Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии - он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.

Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман - немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.

Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.

Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов .

Черты классицизма в архитектуре

Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:

  • простые и геометричные формы и объемы;
  • чередование горизонтальных и вертикальных линий;
  • сбалансированная планировка помещения;
  • сдержанные пропорции;
  • симметричная отделка дома;
  • монументальные арочные и прямоугольные конструкции.

Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.

Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.

Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, - это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.

Русский классицизм

Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир , использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.

Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:

  • ранний - период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
  • зрелый - строгое подражание архитектуре античности;
  • поздний, или высокий (русский ампир) - характеризуется влиянием романтизма.

От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.

Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом - ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.

Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.

Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео: