Правильная работа нервной системы очень важна для нормального функционирования организма в целом. К сожалению, дети зачастую страдают нервными расстройствами не меньше взрослых. И если вовремя не обратить внимание на имеющуюся проблему, то она может перерасти в серьёзное заболевание с соответствующими последствиями. Рассмотрим, какие бывают неврологические болезни у детей, по каким причинам они возникают и какими методами лечатся.

Нарушения работы нервной системы у детей могут быть как слабо выраженные, так и сопровождающиеся такими серьёзными диагнозами, как: эпилепсия, ДЦП, нервный тик, синкопе, задержка речи, проблемы с концентрацией внимания, неврологический энурез, заикание и др.

При сложных формах заболевания лечение очень длительное и не всегда результативное. Детские неврологические болезни имеют в своей основе такие причины:

  • нездоровый образ жизни мамы, а также всевозможные патологии во время беременности;
  • родовые травмы;
  • приобретённая межрёберная невралгия может возникать из-за неправильного взятия на руки;
  • нарушения позвоночника;
  • регулярное ношение малыша в сумке-кенгуру;
  • переохлаждение.

Детские неврологические заболевания, симптомы и лечение

Нарушения в работе нервной системы могут проявляться как сразу после рождения, так и спустя какое-то время. Стоит насторожиться, если кроха постоянно плачет. Дети капризничают в двух случаях: при неправильном уходе и наличии физических или психических расстройств. В любом случае лучше лишний раз показать малыша педиатру. А он решит - необходим ли в конкретном случае консультация и наблюдение невропатолога или нет.
Детская неврология имеет такие симптомы:

  • сильные переживания ребёнка по разному поводу;
  • чрезмерное погружение в мир фантазий во время игры;
  • общение с воображаемыми друзьями;
  • постоянные головные боли;
  • нервный тик;
  • отсутствие аппетита;
  • навязчивые стражи, истерики, плаксивость;
  • бессонница;
  • невротическое недержание мочи;
  • в более старшем возрасте быстрая утомляемость, нарушения позвоночника, частые мигрени и т.п;
  • в подростковом возрасте фанатическое увлечение каким-либо неординарным занятием (субкультура религия и т.д.).

Детская невропатология чаще всего встречается у робких детей с заниженной самооценкой и находящихся постоянным строгим контролем родителей или, наоборот, предоставленных с раннего детства самим себе.
Лечение отклонений, как правило, назначает невролог для детей. К основным методам борьбы с недугом являются:

  • медикаментозное лечение;
  • физические упражнения;
  • соблюдение диеты;
  • различные терапии (фито, магнито, мануальная и т.д.);
  • физиотерапевтические процедуры;
  • лечебный массаж;
  • хирургическое вмешательство при сложных случаях (операции на головном и спинном мозге).

Будьте внимательны к своим детям. Для профилактики заболеваний нервной системы ребёнку в первую очередь необходима комфортная эмоциональная обстановка дома. Любовь и забота помогут избежать многих эмоциональных расстройств.

Ежедневно ребенок осуществляет взаимодействие с окружающей средой, то есть растет и развивается, что обязательно контролируется нервной системой. Это объясняет важность отведенной ей в детском организме роли. Мельчайшее нарушение в работе НС может обернуться неприятными заболеваниями неврологического характера, которые в детском возрасте являются весьма распространенными. Отсутствие представления родителей о симптоматике таких нарушений способствует несвоевременному обращению к специалисту и отложенному началу терапии, что недопустимо.


Фото: Нарушения в нервной системе ребенка

Неврологические заболевания признаны патологией, при которой происходит нарушение в работе центральной и периферической нервных систем.

Когда можно заметить нарушения?

Появление первых признаков одного из неврологических недугов может быть отмечено еще в раннем младенчестве . Регулярный плач грудничка должен стать первым сигналом для родителей, побуждающим безотлагательно посетить специалиста. Вместо этого большинство мам и пап предпочитают списывать такое поведение малыша на банальную капризность. А ведь все мы знаем, что груднички могут плакать по нескольким причинам: при неправильном уходе и недомогании.


Фото: Капризы грудничка

Когда ребенок становится старше, истерики могут быть привычной реакцией на сложные ситуации и встречающиеся на пути трудности. Родители снова пытаются отгородиться от проблемы, пеняя на несносный характер чада. К врачу, разумеется, в таких случаях не обращаются. На самом деле ошибочно списывать всевозможные нарушения в поведении ребенка любого возраста на особенности характера. Чаще проблема заключается в чем-то более сложном, к примеру, неврозе, выявить который способен только квалифицированный специалист.

К каким последствиям может привести промедление?

НС сравнима с часовым механизмом: стоит мелкой детали выйти из строя, и полноценная работа окажется нарушена. Если у ребенка наблюдается проблема неврологического характера, да еще и в запущенном виде, вскоре могут проявиться осложнения . Самое оптимистическое из их числа ̶ нарушение в работе психомоторного аппарата. Если продолжать бездействовать, ребенок может стать гиперактивным и примерить на себя синдром дефицита внимания, а то и вовсе стать заложником нервного тика. Поведение ребенка при этом становится действительно сложным, в некоторых случаях даже неадекватным.


Фото: Плачущий ребенок

Причины развития патологии

Предугадать, каким образом откликнется НС на негативное внешнее воздействие не в силах даже опытные медики. К возможным причинам нарушения нормального психоэмоционального состояния ребенка относят:

наследственный фактор; опухоли головного мозга; болезни внутренних органов хронического характера; низкий иммунитет; черепно-мозговые травмы; инфекции; реакцию на прием лекарственных препаратов.

Это не полный список. По некоторым данным, на состояние нервной системы могут повлиять даже экологическая обстановка и половая принадлежность.

Группа риска

Медики выделяют группу детей, которые более остальных подвержены неврологическим расстройствам. В первую очередь это дети со слишком низкой или, напротив, завышенной самооценкой . Даже в самом раннем возрасте им сложно нормально развиваться в социуме, отчего проявляется замкнутость. Также в эту группу относят детей с признаками индивидуализма, тревожных и обидчивых . Нередко болезни неврологического характера настигают детей с повышенной степенью внушаемости и слишком робких .

Нежеланных детей тоже можно отнести к группе риска.


Фото: Недоношенный малыш

Неврологические заболевания у детей: симптомы

Распознать проблемы в работе НС ребенка порой сложно даже опытному специалисту при клиническом осмотре. Далеким от медицины родителям такое дело покажется и вовсе не выполнимым. А вот наблюдать за поведением ребенка с первых же дней его жизни ̶ их прямая обязанность.


Фото: Осмотр ребенка врачом

Грудные дети обязательно должны проходит осмотры у невролога, что позволяет выявить заболевание на ранней стадии и как можно раньше приступить к его лечению. Пропускать назначенный к доктору визит недопустимо!

К числу явных проявлений нервного расстройства относят:

  • нервный тик;
  • навязчивые состояния;
  • страхи;
  • нарушение речи;
  • плаксивость и истерики;
  • снижение аппетита или полный отказ от пищи;
  • заикание;
  • энурез;
  • бессонницу;
  • ипохондрии;
  • обмороки;
  • нарушение координации движений;
  • покалывание в разных частях тела.

Родителям следует обратить внимание на состояние ребенка, если он постоянно или с заметной регулярностью жалуется на головокружение, шум в ушах и проблемы с глотанием. Насторожить должна и повышенная утомляемость без видимых на то причин.

Заметив один, а в особенности несколько признаков у своего ребенка, родителям следует незамедлительно отправиться на прием к детскому неврологу. Консультация специалиста рекомендована еще и потому, что нередко представленные симптомы указывают вовсе не на неврологические проблемы, а заболевания пищеварительного тракта, вирусную инфекцию или проблемы с эндокринной системой . Это объясняется неразрывной связью нервной системы со всем организмом.


Фото: Неврологические проблемы у ребенка

Немного о головной боли

Хроническое недомогание, как принято называть головную боль, по распространенности среди детей занимает одно из лидирующих мест. Во многих случаях ее считают симптомом, указывающим на ряд заболеваний ̶ от банальных офтальмологических до опухоли мозга. Наличие головной боли постоянного характера ̶ тревожный сигнал, который может свидетельствовать о больших проблемах и развивающихся у ребенка неврологических отклонениях . Если боли свойственно постепенное усиление, локализация с обеих сторон головы и тупой характер, при этом у ребенка нарушаются аппетит и сон, не стоит откладывать осмотр!


Фото: У ребенка головная боль

Чтобы лечение неврологических заболеваний происходило более эффективно, родителям следует вовремя обращаться за помощью. Но прежде нужно помнить о постоянном контроле за поведением и самочувствием ребенка, которые являются главным показателем его состояния.

Рассмотрим самые частые неврологические заболевания новорожденных, их симптомы. На самом деле, симптоматику важно знать каждой маме, так как почти все неврологические проблемы поддаются коррекции и лечатся, если их вовремя выявить — на раннем сроке!

Почти у каждого младенца есть какая-то проблема по неврологической части: у одного ребеночка проблемы с тонусом или сном, у другого повышено внутричерепное давление, третий чересчур заторможен или возбудим, четвертый вегетатик - из-за нарушения регуляции сосудистого тонуса у него на кожице проступает сеточка подкожных капилляров, а ладошки и стопы постоянно влажные и холодные…

Перинатальная энцефалопатия (ПЭП), которая кодируется и как “синдром нарушений ЦНС”

Ее признаки обнаруживаются у 8–9 из 10 новорожденных. Возникают они при неблагоприятных воздействиях на нервную систему во время беременности, родов и в первую неделю после появления малыша на свет.

Если вовремя заметить намечающиеся проблемы и устранить их с помощью лекарств, фитопрепаратов, массажа и физиотерапии, то ПЭП может пройти уже к 4–6 месяцам, максимум - к году. В легких случаях - без последствий, а более серьезные или не замеченные вовремя неврологические проблемы после года нередко выливаются в так называемую минимальную мозговую дисфункцию (ММД).

Этот диагноз указывает на некоторую слабость и уязвимость нервной системы малыша, но огорчаться по этому поводу не стоит. Ведь главная опасность - угроза формирования детского церебрального паралича (ДЦП) - обошла кроху стороной! (Больше о том, что делать, если диагностирован ДЦП, читайте на с. 62.)

На первом месяце и потом еще трижды в течение года показывайте малыша неврологу. Если такого специалиста в детской поликлинике нет, попросите у педиатра направление в районный консультативно-диагностический центр.

Внутричерепное давление

Под оболочками головного и спинного мозга крохи циркулирует спинномозговая жидкость - ликвор. Она питает нервные клетки, уносит конечные продукты обмена, амортизирует удары и сотрясения. Если по каким-то причинам ликвора вырабатывается больше, чем оттекает, или же на голову крохи оказывается давление извне, как во время родов, внутричерепное давление (ВЧД) возрастает до критического уровня. А поскольку в мозговых оболочках находится много болевых рецепторов, ребенок страдал бы от невыносимой головной боли, если бы не система швов и родничков, позволяющая костям черепа расходиться, выравнивая давление.

Благодаря этому малыш сильной боли из-за внутричерепной гипертензии не чувствует, но некоторый дискомфорт ощущает и сообщает об этом маме. Нужно только уметь услышать его сигналы!

Кроха часто плачет и часто срыгивает, особенно при перемене погоды? Похоже, что ВЧД у него действительно повышено!

Мамочку должен насторожить яркий рисунок подкожных вен, просвечивающий на вис­ках и переносице малыша, а иногда и по всему своду черепа. Дополнительный повод для тревоги - белая полоска склеры, периодически появляющаяся над радужкой крохи, как будто он от удивления широко открыл глазки.

  • Насторожитесь, если окружность головы у месячного крохи превышает окружность груди больше чем на 2 см. Проверьте шов между теменными костями посередине головы (его ширина не должна превышать 0,5 см), а также расстояние между противоположными краями родничков - большого (в норме - до З х З см) и малого (1 х 1 см).
  • Держите ситуацию под контролем вместе с неврологом. Благодаря компенсаторным возможностям швов и родничков часто бывает так, что на нейросонографии или УЗИ головного мозга врач обнаруживает у новорожденного внутричерепную гипертензию, а клинических признаков неблагополучия нет: кроха доволен, спокоен, хорошо развивается, крепко спит ночью… В этом случае лечение не требуется - только наблюдение у специалиста.
  • Если повышенное ВЧД начнет доставлять ребенку беспокойство, доктор назначит мочегонные, выводящие избыток жидкости из-под оболочек мозга крохи.
  • Прекрасное средство от легкой гипертензии - аптечный детский чай с хвощом, обладающий мочегонным действием.

Гипертонус и гипотонус мышц у новорожденного

Наши бицепсы и трицепсы никогда не расслабляются до конца - даже в состоянии сна в них сохраняется остаточное напряжение, его и называют мышечным тонусом. У новорожденного он очень высок: то, что для ребенка первых недель жизни норма, для полугодовалого грудничка - грубая патология.

Чтобы поместиться у мамы в животике, крохе приходилось сжиматься в комочек за счет повышенного напряжения мышц-сгибателей. Важно, чтобы оно не было чрезмерным. Мышечная гипертония порой затрагивает лишь одну половину детского тельца. Тогда лежащий на спинке малыш изгибается дугой, поворачивает голову только в одну сторону, а на животике заваливается на тот бок, где тонус выше.

Синдром мышечной гипертонии - одно из частых проявлений ПЭП. Тонус надо скорее нормализовать: иначе дитя будет отставать в двигательном развитии, столкнется с трудностями при ходьбе.

Этого можно избежать , занимаясь с младенцем массажем и гимнастикой.

Плавные покачивающие движения расслабляют зажатые мышцы. Эффекта можно достичь, покачивая кроху во время купания, а также на ручках, в коляске, креслице-качалке. Такие движения отлично расслабляют зажатые мышцы!

Принесет пользу упражнение в позе эмбриона. Уложите кроху на спину, скрестите ручки на груди, подтяните колени к животику и придержите левой рукой, а правой наклоните голову малыша, после чего плавно и ритмично покачивайте к себе и от себя и с боку на бок (5–10 раз).

Мышечная гипотония - полная противоположность гипертонусу: ручки-ножки новорожденного не прижаты к туловищу, как положено, а наполовину разогнуты, сопротивление пассивному разгибанию недостаточное. Но чтобы ребенок активно развивался физически и осваивал моторные навыки, тонус у него должен быть в норме.

Следите за видоизменениями мышечного тонуса вместе с неврологом! Если не бороться с мышечной гипотонией, младенец с опозданием научится переворачиваться, ползать, сидеть и ходить, его стопы останутся плоскими, искривятся ножки и позвоночник, в разболтанных суставах будут происходить вывихи. Вы вместе с вашим доктором должны сделать все, чтобы этого не допустить.

Нервная система ребенка – это одна из наиболее важных составляющих целостного организма. При помощи нервной системы осуществляется не только контроль за деятельностью всего организма в целом, но и взаимосвязь этого организма с внешней средой. Эта взаимосвязь осуществляется при помощи органов чувств, рецепторов на поверхности кожи ребенка.

Нервная система является очень сложным образованием в организме ребенка. Любое нарушение в ее слаженной деятельности может привести к развитию довольно серьезных заболеваний.

Развитие нервной системы происходит неравномерно. Закладка головного мозга происходит на ранних стадиях беременности (1-я неделя внутриутробного развития ребенка). Но даже после родов процесс деления и образования новых нервных клеток не завершается. Наиболее интенсивный период формирования нервной системы ребенка приходится на первые 4 года жизни. Именно в этот период ребенок получает более 50% информации, которая помогает ему в дальнейшей жизни. Неблагоприятные влияния окружающей среды, инфекционные заболевания, травмы в этот период приводят к формированию наибольшего числа неврологических заболеваний.

Немаловажной является и двигательная активность ребенка, которая так же контролируется нервной системой. Находясь внутри матки, ребенок принимает определенную позу, которая позволяет ему занимать меньший объем. После рождения у ребенка можно выявить различные рефлексы. Наличие этих рефлексов с одной стороны связаны с незрелостью нервной системы, а с другой – помогают ребенку выжить в условиях окружающей среды. Постепенно в процессе созревания нервной системы многие из рефлексов исчезают, но некоторые, такой как глотательный, сохраняется у нас на всю жизнь.

Очень важное значение в жизнедеятельности ребенка имеют органы чувств (зрение, обоняние, осязание, слух). Эти органы помогают ребенку ориентироваться в окружающей среде, формировать представление о предметах и явлениях, общаться и познавать мир. Любые нарушения этих органов чувств приводят к тому, что ребенку становиться очень трудно воспринимать мир, общаться со своими сверстниками. Немаловажное значение для формирования общения играет речь, которая так же будет контролироваться нервной системой. Нарушение речи может быть как следствие поражения головного мозга, так и органических заболеваний органов, участвующих в формировании речи. Необходимо вовремя выявлять различные нарушения речи и лечить данные состояния, так как речь необходима не только для общения, но и правильного усвоения получаемых знаний.

В некоторых случаях достаточно тяжело распознать неврологические заболевания у детей на ранних стадиях, так как они могут скрываться за функциональной незрелостью нервной системы. В этом случае только родители способны оказать посильную помощь медицинским работникам, так как они находятся рядом с ребенком практически 24 часа в сутки, и могут сразу определить, изменилось ли поведение ребенка. Особенностью неврологических расстройств у детей является еще и то, что многие из них при ранем, своевременном, правильном, хотя и длительном лечении исчезают практически полностью.

Изучив статьи, собранные в данном разделе, Вы сможете научиться определять различные состояния у детей, которые могут свидетельствовать о наличии у ребенка патологии нервной системы и вовремя обратить на это внимание врача.

Детская неврология - сравнительно молодая ветвь медицины, которая зародилась на стыке двух областей: невропатологии и педиатрии. Тем не менее, она стала очень важной в сфере клинических дисциплин.

Данная область является одной из самых сложных в медицине. Именно в детском возрасте могут начать появляться отклонения от развития и различные патологии, влияющие на становление нервно-психической деятельности.

Безусловно, работа врача-невролога в данной области невероятно ответственна, ведь от его решения зависит дальнейшая жизнь ребенка, его социальная адаптация, физическое и психическое здоровье.

В этой статье мы рассмотрим несколько наиболее частых заболеваний, а также их диагностику и методы лечения.Обозначим самые распространенные заболевания неврологического характера у детей.

ЧМТ и травмы спины

В черепно-мозговые травмы входит сдавление, сотрясение или ушиб мозга. Как следствие ЧМТ у ребенка может проявиться астенический синдром, характеризуемый быстрой утомляемостью, раздражительностью, замкнутостью и неуверенностью в себе. Также у пациента часто появляется синдром вегетодистонии, в который входит артериальная гипертония, синусовая тахикардия, брадикардия, гипотония и нарушение терморегуляции.

Травмы спинного мозга разделяются на ушиб и сдавливание. При ушибе можно наблюдать такие стойкие неврологические нарушения, как паралич, анестез и разнообразные тазовые расстройства. Еще одним тяжелым последствием при травме является нарушение мочеиспускания.

Микроцефалия

Данное заболевание характеризует собой значительное уменьшение черепа, что сказывается на размере головного мозга. Вследствие этого у ребенка можно наблюдать умственную недостаточность в той или иной мере. Болезнь может оказаться врожденной, а может проявиться и в первые годы жизни ребенка. Это достаточно серьезный дефект, который сказывается на работе головного мозга и центральной нервной системы. В некоторых случаях микроцефалия может привести и к олигофрении.

Также при данной болезни, помимо задержки в умственном развитии могут появиться дефекты в речи и моторике, обуславливаемые спазмированием или параличом мышц.

Гидроцефалия

Еще одно название этой болезни - водянка головного мозга. Для нее характерно увеличение объемов желудочков головного мозга, порой, до критических размеров, возникающее из-за избыточного выделения спинно-мозговой жидкости и его скопления в области полостей головного мозга.

Симптомы гидроцефалии у детей чаще всего появляются при внутриутробном формировании, отчего сложно установить причины. Из-за этой болезни происходит деформация черепа - сильная выпуклость лобной доли, заметное проявление венозных сосудов на висках, а также значительное расширение родничков и синдром смещения глаз вверх, где они прячутся под надбровными дугами.

Гиперактивность

Гиперактивность выражается в излишней энергичности и подвижности ребенка, что зачастую приводит к нарушению внимания. К поведенческим особенностям поведения в большинстве случаев можно отнести нарушение сна, отсутствие аппетита, беспокойство и неврологические привычки (например, когда ребенок постоянно грызет ногти).

Оттого, что мозг ребенка, больного гиперактивностью, плохо обрабатывает информацию, поступающую к нему, он становится неуправляемым. У такого ребенка гораздо тяжелее получается освоить навыки чтения, письма и пр., а при общении со сверстниками часто возникают конфликты.

Синдром этого заболевания часто зарождается по ряду следующих причин:

  • наличие у матери хронических заболеваний во время беременности;
  • токсическое влияние матери на плод (алкоголь, курение, отравление химикатами и т.д.);
  • травмы и ушибы матери на период беременности;
  • осложнения родовой деятельности, проявляющиеся в кровоизлиянии, асфексии;
  • неестественное течение родов (кесарево сечение, стимуляция родов, быстророждение или, наоборот, замедленное протекание родовой деятельности)
  • экология в регионе проживания;
  • перенесение определенных болезней.
Олигофрения

Олигофрения (она же умственная отсталость или малоумие) - врожденная или приобретенная форма недоразвитости детской психики. Симптоматика этой болезни прослеживается в виде поражения разума из-за заторможенности развития личности на фоне патологических отклонений головного мозга. Она часто проявляется в речи и моторике ребенка, его волевых и эмоциональных качествах.

Существует несколько вариантов классификации олигофрении, но мы рассмотрим наиболее традиционную:

При этом синдром олигофрении может быть дифференцированным и недифференцированным.

Аутизм

Данное заболевание характерно тем, что у больного им ребенка возникают проблемы с социальной адаптацией и восприятием общества. Такие пациенты редко способны выразить собственные эмоции и практически не понимают чужие проявления чувств. Также для аутистов свойственны заторможенность речи, в редких формах развития - понижение умственной деятельности.

Аутизм, в первую очередь - врожденное заболевание, чья симптоматика проявляется в немного заторможенном развитии ребенка: в его плохо развитой или отсутствующей вообще речи, неумении вести себя так же, как дети его возраста, избегания зрительного контакта.

Тем не менее, у аутистов нет какого-либо характерного поведения, каждый случай рассматривается отдельно.Доподлинно неизвестны причины появления аутизма. С уверенностью можно заявить лишь то, что это заболевание передается по наследству и совершенно никаким образом не связано с психологической обстановкой в семье.

Диагностика и лечение

Ниже приводится ряд причин, из-за которых стоит обратиться за консультацией и обследованием к детскому специалисту-неврологу .