Данная публикация создана на основе материалов сайта «Пастырь» по результатам пастырского семинара «Церковный приход и церковная община: условия создания».

«Церковный приход» и «церковная община» - в чём разница? Является ли нормой существование прихода без общины?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин, Саратов :

Чаще всего эти слова употребляются как синонимы. И под словом «приход», и под словом «община» подразумевается Евхаристическое собрание членов Церкви, которые объединены вокруг того или иного храма. Приход ― это еще и юридическое понятие, обозначающее первичную структурную единицу в гражданском Уставе Русской Православной Церкви.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , настоятель Свято-Димитриевского храма при 1ГКБ в Москве:

Когда мы обращаемся с амвона к нашим прихожанам, мы говорим: «братья и сёстры». Эти слова – не просто установившаяся форма обращения, вроде «товарищ» в советское время или «господин» до революции, или «дамы и господа». Это обозначение сущностных отношений между прихожанами. А если они братья и сёстры - то предполагается, что они не просто люди, которые собираются в храме только на богослужение, а сразу после расходятся по домам и не имеют ничего общего. Братья и сёстры - это одна приходская семья, одна община.

Но в разных храмах церковная община может по-разному актуализироваться. Бывает, что в храме хранится какая-то значимая для многих святыня, или сам храм является местной достопримечательностью, или же это кафедральный собор города - в таких храмах, конечно, бывает очень много людей со стороны, и в них не всегда возникают общины. Хотя мы прекрасно знаем, что даже и на таких приходах создаются общины, если батюшки об этом думают и заботятся.

Поэтому, здесь речь идёт скорее о разных уровнях, как-бы вовлеченности человека в церковную жизнь. Есть ядро приходской общины; есть люди, которые находятся на её периферии; а есть те, кто приходят в храм, и даже не знают о существовании такой семьи в храме.

Протоиерей Евгений Попиченко , настоятель Успенского храма на ВИЗе в Екатеринбурге:

Приход от общины отличается примерно так же, как коллектив сотрудников отличается от семьи. В коллективе могут быть хорошие отношения; могут быть формальные. А в семье знают друг друга по имени; в семье заботятся друг о друге, переживают друг за друга. В семье есть связи, которые делают взаимоотношения тёплыми, живыми.

Приход - это место, куда люди приходят удовлетворить свои религиозные потребности, - я бы так сказал. Есть место, где удовлетворяются одни потребности, другие, третьи. У человека есть ещё религиозные потребности; и вот он приходит, и их в приходе удовлетворяет. Постоит в храме на службе, подумает, как-то свою душу в порядок приведет.

Это неплохо. Но мне кажется, в общине, которая была у Христа, - там, всё-таки, были другие взаимоотношения. Мы ведь всё равно должны искать образ. Вот у Него была община: 12 ближайших учеников. Они вместе трудились, вместе ели, у них были общие праздники, общие горести. Наверное, как-то приходили люди в приход ко Христу. Пришёл человек: «У меня вот зрения нет», «У меня вот слуха нет», «У меня вот рука иссохла. Помоги!». Если они оставались в общине, и дальше вместе совершали общее дело - тогда человек становился частью общины. О нём узнавали: «Вот, это вот Закхей». Все помнят, кто такой Закхей, кем он был, кем он стал. Он стал частью этой общины. Потом он стал учеником Христовым, потом стал святым человеком.

А были люди, которые пришли, потребили, и ушли. И Христос, мне кажется, хотел бы, чтобы всё-таки между христианами были не формальные отношения, а чтобы люди друг о друге заботились; чтобы сильные немощи немощных носили; чтобы, если человек добраться не может самостоятельно до храма - рядом был бы прихожанин, который предложил бы свою машину и своё время, и привёз бы его в храм. Это характеристика общины. Потому что у прихожан есть навык заботы друг о друге.

Является ли нормой существование прихода без общины?

Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин :

Норма - понятие относительное. Скажем, двадцать пять - тридцать лет назад общины в ее сегодняшнем виде просто не могло быть, потому что государство этого не допускало. Были открыты немногие храмы. Спасались ли люди, ходившие в эти храмы и не жившие активной общиной жизнью? Спасались. Приходили к Богу? Приходили.

Надо понимать, что и сегодня в столице, и в глубинке разное развитие приходской жизни и разные проблемы. К примеру, достаточно закрытые общины, иногда даже имеющие черты сектантства, ― это все-таки московская тенденция. В столице люди более образованные и искушенные, поэтому запросы и проблемы у них другие.

Здесь, в Саратовской области, главная тенденция, которую я могу наблюдать, такова: там, где есть хороший священник, обязательно собирается приход. В каком смысле? - Люди регулярно ходят на службу и понимают ее, заботятся о своем храме, знают и поддерживают друг друга. Даже если священник не обладает особым проповедническим даром или, как порой говорят, харизмой, но если он имеет усердие, терпение, внимание, может выслушать человека - к такому пастырю люди приходят. Важно отвечать своему предназначению, любить людей и свое служение.

Храм - это здание, построенное алтарем (передней частью) на восток, в котором совершаются богослужения. Внешне отличается от остальных помещений, тем, что на крыше устанавливаются купола, поверх куполов – кресты, имеется колокольня, которая используется для созыва верующих на богослужение.

Создание первого Храма и его устройства дано сами Господом

В Ветхом Завете через пророка Моисея сам Господь Бог дал людям знать, каким должен быть храм для богослужений, новозаветный православный храм устроен по этому же образу.

Особенности построения, форм, устройства и другая информация о Храмах

Православный храм может иметь различные формы и разное количество куполов, зачастую он строится в виде креста, но бывают случаи, когда храм устраивается в виде корабля, круга, восьмиугольника, при этом каждая форма имеет определенный смысл.

Передняя часть Храма всегда строится обращенной на восток, в сторону восхождения солнца.

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или иного события, Божией Матери или Святых угодников. После строительства храм освящается Патриархом или Правящим епископом.

Визуально храмы различны по размеру, но и размер определяет назначение храма в конечном итоге.

Крупные храмы могут быть двух-и трехпрестольные, т.е. иметь количество иконостасов, равное количеству освященных в храме престолов, но бывают и такие исключения, как второй - приставной престол.

Существуют приходские храмы и храмы на территории монастырей.

Приходские храмы строятся для прихожан, для населения, именно приходские Храмы рассчитаны для посещения их обычными людьми, в них, помимо богослужений, есть возможность обратиться к священнику с вопросом, советом, совершением любой существующей требы, молебна или чинопоследования, за всякой помощью.

Монастыри строятся для братии и в связи с этим могут быть полузакрытого типа, поэтому зачастую монастыри не совершают такие требы, как Крещение, Венчание, Отпевание.

Количество престолов определяет возможность служить ежедневное число литургий. На 1 престоле служится не более 1 литургии ежедневно. Соответственно 3-х престольные Храмы могут совершать 3 литургии. Единственным условием является начать последнюю литургию по позднее 11-00 утра.

Типы приходских храмов:

«Домовый храм»

Может располагаться внутри какого-либо здания, (университета, больницы и т.д.), но особенностью является лишь внешнее расположения храма, внутреннее же убранство и устройство полностью соответствует обычному храму. Обычно количество священников не более 1 чел. Службы совершаются в выходные дни и по праздникам.

«Приходской храм»

Как правило, это храм небольшого и среднего размера, как правило однопрестольный, штат священнослужителей составляют не более 2-3 человек. Службы совершаются в выходные дни и по праздникам.

«Храм соборного типа»

– это храм большого размера, зачастую 3-х престольный. Штат священнослужителей 5 и более чел. Службы ежедневные. В большие праздники и в воскресенье совершаются по 2 литургии (ранняя и поздняя).

«Собор»

– храм большого размера, зачастую 3-х престольный. Собором он называется потому, что в нем находится кафедра правящего Архиерея, он там часто служит. Штат священнослужителей 8 и более человек. Службы ежедневные. В большие праздники и в воскресение совершаются 2 литургии (ранняя и поздняя).

Внутреннее убранство и интересные нюансы:

    Передняя часть – главная часть храма – алтарь, в нем священнослужителями совершаются богослужения, здесь находятся святой престол, жертвенник, семисвечник.

    Алтарь отделяется от средней части храма иконостасом.

    Иконостас - это перегородка с изображенными на ней иконами.

    Иконы изображаются на иконостасе с определенным смыслом, а не как захочется.

    В правом приделе храма, за иконостасом, находится ризница (там священники переоблачаются и хранятся священнические одежды).

    В левом приделе храма, за иконостасом, находится пономарка, здесь хранится церковная утварь, готовится кадило и находятся в ней служащие храма - пономари.

    Средняя часть храма предназначена для верующих. На стенах храма могут изображаться Евангельские сюжеты, иконы. А также здесь располагаются иконы в красивых окладах – «киотах».

    В центральной части, перед амвоном, стоит центральный подсвечник, а перед ним на аналое лежат иконы тех святых или того события, которое вспоминается на сегодняшний день.

    В правом приделе и левом приделе в передней части Храма, перед иконостасом, в наиболее красивых окладах располагаются наиболее почитаемые иконы. Это может быть икона престольного храма, а также наиболее почитаемых святых.

    В некоторых храмах – далеко не в каждом – можно увидеть гробницу, в которой лежат мощи святого. Верующие прикладываются к этим мощам, и Святая Церковь имеет массу примеров, как с верой притекающие к мощам исцелялись от Болезней и получали сильнейшую помощь в различных обстоятельствах.

    Также можно увидеть в храме небольшие ящички в красивых ковчегах - в них хранятся мощи различных святых, к ним также верующие прикладываются.

    К потолку на цепочке закрепляется обычно большая люстра, она правильно называется паникадилом, имеет много рядов ламп, которые зажигаются в торжественные моменты службы и ярко освещают весь храм.

    Возле икон можно увидеть подсвечники, они нужны для того, чтобы верующие ставили свечи, принося таким образом жертву святым.

    В каждом храме есть некоторые свои традиции, например где-то свечи возжигают исключительно на службе, в каких-то храмах разрешают возжигать в любой момент. Если зажечь и поставить свечу по каким-либо причинам не представляется возможным, то ее можно положить на желаемый подсвечник, и она обязательна будет зажжена служащими в церкви на одном из Богослужений.
    Предрассудки, что незажженные свечи вновь передаются в лавку на продажу, совершенно не верны.

    В правом или левом приделе можно увидеть аналой с лежащими на нем Евангелием, Крестом - это место исповеди. Желающие подходят на исповедь к священнику по одному и каются во грехах, день и время исповеди указывается в расписание конкретного храма.

    В задней части храма располагается большое распятие Креста и сразу за ним большой стол, туда люди кладут продукты, на столе также стоит большой плоский подсвечник и много свечей - это место называется «Кануном». Это единственный подсвечник, куда ставят свечи за умерших (усопших) людей. Продукты же передаются туда в качестве поминания усопших. В конце каждого дня священнослужители и служащие храма таким образом поминают за трапезой усопших. Важно! Не принято передавать за усопших мясные и молочные продукты.

    В храме также можно увидеть бак с водой - это не обычная вода, а освященная, каждый желающий может набрать необходимое количество и взять с собой. Пьют святую воду натощак (голодный желудок) по полстакана.

    В задней части храма еще находятся церковная лавка и регистратура, там, где есть возможность, их разделяют.

Церковная лавка

В церковной лаве можно купить все необходимое для православного человека: иконы, тематические книги, свечи, цепочки, кресты, все для Крещения, все для Венчания, все для отпевания, и т.д.

В регистратуре

В регистратуре как правило, можно о чем-то спросить, можно подать записки о здравии, о упокоении, заказать сорокоусты, внести целевые пожертвования.

Если у Вас возник простой вопрос -

ответа можно попросить в регистратуре, если ситуация сложнее, то обращайтесь напрямую к священникам. Если в храме священника Вы не увидели, то можно спросить у служащих, есть ли дежурный священник или, возможно, его телефон.

Если Вы хотели бы, скажем, оказать крупную помощь храму, то здесь лучше спрашивать настоятеля конкретного храма.

Дорогие друзья, обращаю Ваше внимание, что автор проекта просит помощи каждого из Вас . Служу в бедном поселковом Храме, очень нужна различная помощь, в том числе средства на содержание Храма! Сайт приходского Храма:

В учебниках по догматике мы можем найти различные определения того, что есть Церковь. Например, великий богослов XIX в. святитель Филарет Московский (Дроздов) формулирует так: “Церковь есть от Бога установленное общество человеков, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и Таинствами”. Но все же любое словесное определение будет всегда недостаточным, потому что в Церкви происходит жизнь духовная.

Церковь - это живой организм (по апостолу Павлу, 1Кор. 12), Тело Христово, и как в теле есть разные члены, так и Христос - Глава Церкви, мы же все ее члены. Это не образ ап. Павла, а духовная реальность.

Христос собрал апостолов, и это была первая Церковь, в которой уже была иерархия: Сам Христос, 12 ближайших Его учеников, следующий круг семидесяти апостолов и - народ Божий, те тысячи людей, которых Господь накормил хлебами. И те, что уверовали в Него после проповеди Петра на Пятидесятницу и сделались христианами.

Внутреннее содержание Церкви - собранность вокруг Христа . А внешнее оформление Церковь получила, когда Дух Святой сошел на апостолов, и они стали не только учениками Христовыми, но возглавителями церковного народа, общепризнанными распространителями веры Христовой. В этом смысле апостолы - это первые епископы Церкви, а Дух Божий дал им необходимые для этого служения дары, в том числе - духовную власть для устроения Церкви на земле.

По их проповеди и проповеди учеников апостолов, разошедшихся по разным странам, стали появляться и умножаться верующие по всей земле. Так вслед за Иерусалимской образовались Коринфская, Афинская, Римская, Мир Ликийская, Антиохийская и другие Церкви со своими приходами и их предстоятелями.

На самом деле это все одна Церковь. Хотя в каждой Церкви могут сложиться свои традиции, отличающиеся от других. (Как правило, это связано с деталями обрядов,но не только.)

К настоящему времени сложились 15 Поместных Церквей: Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешских земель и Словакии, Американская. Также есть автономные , например, Японская. Все эти Церкви братские. Они разделены лишь по территориальному признаку. Внутри каждой Поместной Церкви существуют епархии - области (разные по размерам в различных странах). Епархия в свою очередь состоит из приходов . Можно нарисовать такую схему:

Поместные Церкви

Приходы (и монастыри)

Православные семьи

Все верующие христиане

(епископы, священники монашествующие и миряне)

Получается, что человек находится сразу во всем: и в своей семье, и в приходе, и в епархии, и в поместной Церкви, и в Церкви Христовой. Он как бы входит в Тело Христово через эти ступени.

Приход состоит из людей, которые хорошо знают друг друга, общаются и могут иметь конкретное дело в своем приходе. Даже кафедральный собор, где служит архиерей, управляющий всей епархией, является приходом, имеет свои приходские дела, хор, крестины, отпевания…

До революции 1917 года в нашей стране приходское деление было территориальным и даже приписным. Приход имел четкие границы. Христианин должен был посещать службы в своем приходе, вносить туда свою лепту. В некоторой степени это было связано и с материальным положением прихода.

В советское время случилось так, что, когда большинство существовавших ранее приходов закрыли, в оставшихся стали собираться не только близживущие верующие, но и приходящие, а часто и приезжающие издалека. Патриарх Тихон отменил своим указом границы приходов. Сейчас как правило люди идут в один из близлежащих храмов, но в то же время есть немало прихожан, приезжающих “за тридевять земель” по самым разным причинам: привели знакомые, батюшка понравился, какое то приходское дело, сложившиеся жизненные обстоятельства…

Приход - это особая единица еще и потому, что именно в приходской церкви совершается служба , возглавляемая священником (или архиереем), а участвуют в ней все члены прихода.

Богослужения в православных храмах очень красивы. Иконостас, священнослужители в красивых облачениях, пение хора, точные движения алтарников (в архиерейской службе - иподиаконов) - все подчинено строгому порядку богослужения, сложившемуся за многие века и обогащаемому новыми молитвами, по мере того как Церковь прирастает новыми святыми.

Центром приходской жизни в Православной Церкви является литургия. Каждое воскресенье и по большим праздникам мы собираемся в нашем деревенском храме и молим Господа о даровании нам Духа Святого, чтобы приобщиться Святой Церкви Христовой во всей ее полноте с древних времен и до нынешних дней.

На литургии мы причащаемся Тела и Крови Христа, и таким образом, реализуется суть Церкви - собранность вокруг Христа. Это реальная жизнь верующего человека. Именно поэтому мы стремимся в Церковь. Все, что делается в приходе, все - вокруг Евхаристии (Евхаристия, по греч. Благодарение - последование освящения Святых Даров).

Изначально служба проходила как бы стихийно. Господь взял своих учеников, пошел с ними на гору, помолился - это уже богослужение, потому что это молитва со Христом. Но, например, к Тайной Вечере апостолы готовились . Они приготовили все для Пасхального иудейского обряда - горницу, трапезу… А Христос, благословив хлеб и вино, сделав их Своими Телом и Кровью - совершил первую Евхаристию .

Сразу после Пятидесятницы ученики стали собираться вместе, трапезничали, пели псалмы, вспоминали Господа и все, что Он говорил им, молились за болящих, за путешествующих. В конце трапезы просили Духа Святого, чтобы специально приготовленный хлеб Он сотворил Телом и Кровию Господа Иисуса Христа. И так теснейшим образом соединялись с Ним Самим.

Молитвы в разных общинах по своей сути были одинаковые - воспоминание, благодарение и совершение Таинства Тела и Крови. А слова каждый находил свои и не рациональным образом, а в Духе , который подсказывал точные и живые слова молитв. Тексты этих молитв иногда записывались.

К IV в. в Римской империи существовало около 200 записанных чинов литургии. Среди них оказались и не очень удачные (а то и еретические, искажающие Истину). Появилась опасность не совершения Евхаристии, не соединения со Христом

Свт. Василий Великий из Каппадокийской Церкви собрал различные чины, существовавшие к тому времени, и составил литургию, в которой, как теперь видно, все сформулировано идеально. Насколько возможно на человеческом языке обозначить вещи высочайшие, настолько он это сделал.

Через несколько десятков лет после свт.Василия Великого свт.Иоанн Златоуст еще сократил литургию, гениально выразив все то же самое в более кратких словах. В настоящее время чаще всего служится литургия Иоанна Златоустого.

Итак, на заре христианства литургия совершалась харизматическим образом. Люди приносили из дома хлеб и вино, необходимые для богослужения. Священник, принимая эти приношения, совершал над ними молитвы, прося Господа принять и благословить их в жертву, а также помянуть просителей и их сродников. Из этих просфор избирался один лучший хлеб и лучшее вино, которые во время литургии становились Телом и Кровью Иисуса Христа. Оставшийся хлеб употреблялся на трапезе и раздавался малоимущим.

Так как в условиях гонений эти собрания христиан проходили по ночам, в подвалах, в римских катакомбах, нужно было освещать помещение. Люди приносили масло для светильников, свечи.

В древнем богословии сложились две основные школы, “враждовавшие” друг с другом: Александрийская школа, толковавшая Священное Писание чисто символически, и Антиохийская, трактовавшая его исторически. Третья школа - Каппадокийская - объединила и примирила эти два направления. Она учила, что и в Священном Писании, и в богослужении все является и символом, и реальностью одновременно.

У Бога все неслучайно. Иногда даже трудно определить, что является сначала: прикладной смысл или символический. Господь много говорит о свете , о том, что душа человека должна быть подобна светильнику… Поэтому свеча нужна и для того, чтобы осветить помещение, и в то же время этот свет напоминает нам о Свете Божественном, и о том, что душа наша должна обрести этот Свет.

Псалмы и молитвы знали все. Евхаристическую молитву произносил предстоятель, Молились все едино, и Святые Дары освящались по молитве всей Церкви.

С ростом Церкви стали появляться люди, которые занимались подготовкой службы более профессионально. Появилось много новых песнопений и хоры, которые обладали особыми талантами для их исполнения. У больших соборов были свои пекарни, виноградники и т.п..

Получилось такое, с одной стороны, печальное, с другой стороны, совершенно неизбежное разделение. Действительно, для людей проще вносить свою лепту и содержать работников храма, которые на эти пожертвования приобретут все необходимое и подготовят богослужение.

Сейчас, даже часто посещающие храм, порой не представляют, какая сложная приходская жизнь происходит только вокруг богослужения. Попытаемся перечислить, что необходимо для приготовления богослужений в нашем небольшом приходе:

Храм нужно убирать, украшать цветами;

Выпечь просфоры;

Регент должен знать порядок служб и готовить к ним хор;

В алтаре батюшке помогают алтарники, и их обязанности сложны и многообразны;

Нужно сшить облачения для храма и церковнослужителей; и в приходе есть люди, которые занимаются этим профессионально;

Есть люди, которые эти облачения стирают, гладят и готовят к службе;

Есть люди, которые привозят свечи и утварь.

А ведь существует и еще множество других дел:

Иконописец пишет иконостас Храма, реставратор занимается восстановлением старых и поврежденных икон;

Есть люди, которые готовят трапезу, всех кормят, а потом убирают трапезную, моют посуду;

Осуществление строительных, восстановительных и ремонтных работ требует огромных усилий и времени;

Кто-то занимается огородным хозяйством;

Кто-то убирает дом причта, территорию;

Сторож сторожит…и т.д., и т.п.

Частью этими делами занимаются постоянные работники храма. Но слава Богу, никогда не может произойти полное разделение и никогда не прекратится помощь всех прихожан. Многие помогают - кто регулярно, кто изредка, а кто и тайком.

В этом и последующих номерах газеты мы постараемся рассказать о всех сторонах приходской жизни в нашем храме. Может быть, кто-то захочет ближе связать себя с ней - тут не нужно стесняться. Всегда найдется дело, в котором вы сможете помочь.

Приход - это большая семья, где у каждого члена - свои обязанности, каждый нужен, и о каждом необходимо свое попечение. И как члены одного Тела Христова, все должны знать друг друга и заботиться друг о друге.

И когда во время службы прозвучит прошение ектении: «Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих…” , вспомните, пожалуйста, - ведь это конкретные люди, которые стоят рядом с вами и тоже молятся о себе, своих сродниках, обо всех нас.

Священник Леонид Царевский


Введение.

Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь (далее Православная Церковь) это та первоначальная и подлинная Ново-Заветная Церковь, которая была основана самим Иисусом Христом и Его апостолами.

Это описано в «Деяниях Святых Апостолов» (в Священном Писании — Библии). Православная Церковь состоит из национальных Поместных Церквей (в настоящее время около 12) которые возглавляются местными патриархами. Все они административно независимы друг от друга и равны между собой. Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос, а в самой Православной Церкви нет правления или какого-нибудь общего административного органа. Вселенская Православная Церковь существует без перерыва, с ее начала и до сих пор. В 1054 году Римская Церковь отделилась от Православной. Начиная с 1517 года (начало Реформации) было основано много Протестантских Церквей. После 1054 года, Римская Церковь ввела много изменений в учении Церкви, а Протестантские Церкви еще больше. В течение многих веков инославные (христианские но не православные) церкви изменили первоначальное учение Церкви. История Церкви была тоже забыта или нарочно изменена. Все это время, учение Православной Церкви не изменилось и сохранилось в ее первоначальном виде до теперешнего времени. Кто-то из недавно перешедших в Православие (converts), очень удачно сказал, что существование Православной Церкви это один из самых больших секретов нашего времени — это конечно на Западе. Учение Православной Церкви можно охарактеризовать полнотой , так как оно содержит все что нужно для жизни и спасения человека. Оно целостно согласовано с природой и со всеми науками: психологией, физиологией, медициной и т.п. Во многих случаях оно оказалось впереди всех наук.

1. Начало Церкви. История Христианской Церкви начинается от сошествия Святого Духа на апостолов (Деяния 2:1-4) (этот день считается большим праздником в Православной Церкви). Святой Дух сошел на апостолов и они стали храбрее, смелее, мужественнее и начали говорить на разных языках, на которых раньше не говорили для проповеди Евангелия. Апостолы — в основном рыбаки, без всякого образования, начали правильно проповедовать учение Иисуса Христа в разных местах и городах.

2. Пять древних церквей. Последствие апостольской проповеди было возникновение христианских обществ в разных городах. Позже эти общества стали Церквами. Таким образом было основано пять древних церквей: (1) Иерусалимская, (2) Антиохийская, (3) Александрийская, (4) Римская и (5) Константинопольская Церкви. Первая древняя Церковь, была Иерусалимская Церковь, а последняя Константинопольская Церковь. [Антиохийская Церковь сейчас также называется Сирийская Церковь. А город Константинополь, (сейчас Истанбул) находится в Турции].

Во главе Православной Церкви находится Сам Иисус Христос. Каждая древняя Православная Церковь руководилась своим патриархом (патриарх Римской Церкви назывался папой). Отдельные Церкви тоже называются патриархатами. Все церкви были равны между собой. (Римская Церковь считает, что была руководящей церковью и Римский папа был во главе всех пяти церквей). Но первая из древних Церквей, которая основалась была Иерусалимская, а последняя Константинопольская.

3. Гонения на христиан. Первые христиане были древние евреи и испытывали большие гонения от еврейских начальников, которые не последовали за Иисусом Христом и не признавали Его учение. Первый христианский мученик, святой апостол и первомученик Стефан, был евреями забит камнями до смерти, за христианскую проповедь.

После падения Иерусалима начались, во много раз ужаснее, гонения на христиан от язычников-римлян. Римляне были против христиан, так как христианское учение было полной противоположностью обычаям, нравам и воззрениям язычников. Христианское учение вместо эгоизма проповедовало любовь, на место гордости ставило смирение, вместо роскоши, учило воздержанию и посту, искореняло многоженство, способствовало освобождению рабов и вместо жестокости призывало к милосердию и благотворительности. Христианство нравственно возвышает и очищает человека и направляет всю его деятельность к добру. Христианство было запрещено, строго каралось, христиан мучили, а потом убивали. Так было до 313 года когда император Константин не только освободил христиан, но и сделал христианство государственной религией, вместо язычества.

4. Святые в Церкви. Святые, это те боголюбивые люди, которые отличились благочестием и верой, были отмечены за это разными духовными дарами от Бога и верующие их глубоко почитают. Мученики, это святые которые за свою веру много потерпели или были замучены до смерти. Святые мученики изображаются на иконах с крестом в руках.

Имена святых мучеников, а также и других святых записаны в православных календарях для почитания. Православные христиане помнят своих святых, изучают их жизнь, берут их имена в пример для себя и своих детей, празднуют дни памяти их, вдохновляются их примерами и всячески стараются им подражать, а также молятся им, чтобы они молились за них Господу Богу. Православные русские люди празднуют «День Ангела» или «именины», а это есть день святого чье имя они носят. День своего рождения не полагается праздновать или празднуется скромно в кругу своей семьи.

5. Святые Отцы и Учители Церкви. С апостольских времен до теперешнего времени, идет непрерывный ряд святых отцов и учителей Церкви. Отцами Церкви, называются церковные писатели, которые прославились святостью жизни. Церковные писатели, которые не являются святыми называются учителями Церкви. Все они в своих творениях сохранили апостольское предание и объяснили веру и благочестие. В трудные времена, они защищали христианство от еретиков и лжеучителей. Вот несколько самых известных из них имен: св. Афанасий Великий (297-373 гг.), св. Василий Великий (329-379 гг.), св. Григорий Богослов (326-389 гг.) и св. Иоанн Златоуст (347-407 гг.).

6. Вселенские Соборы. Когда нужно было разрешить какой-нибудь спорный вопрос или выработать какой-то общий подход, то в Церкви созывались соборы. Первый церковный собор был созван апостолами в 51 году и называется Апостольским Собором. Позже, по примеру Апостольского Собора, начали созываться Вселенские Соборы. На этих соборах присутствовало много епископов и других представителей всех церквей. На соборах все церкви были равны между собой и после прений и молитв решались разные вопросы. Постановления этих соборов записаны в Книгу Правил (Канонов) и стали частью учения Церкви. Кроме Вселенских Соборов проводились и местные соборы, решения которых потом утверждались Вселенскими Соборами.

1-ый Вселенский Собор состоялся в 325 году в городе Никея. Присутствовало 318 епископов, среди них был св. Николай, Архиепископ Мир Ликийский. Кроме них было еще много других участников собора — всего около 2000 лиц. 2-ой Вселенский Собор состоялся в 381 году в Константинополе. На нем присутствовало 150 епископов. Символ Веры, самое короткое определение Христианской веры, был утвержден на 1-ом и 2-ом Вселенских Соборах. Он состоит из 12 членов, которые точно определяют Христианскую веру и которые нельзя было менять. С того времени Православная Церковь употребляет неизмененный Символ веры. Западная Церковь (Римская и Протестантские общества)впоследствии, все-таки изменили 8-ой член первоначального Символа веры. 7-ой Вселенский Собор состоялся в 787 году тоже в городе Никея. На нем присутствовало 150 епископов. На этом соборе было утверждено почитание икон. 7-ой Вселенский Собор был последним на котором присутствовали все Церкви до сего дня и более не созывался.

7. Священное Писание (Библия). Священные книги, входящие в состав Священного Писания, употреблялись христианами с самого начала Церкви. Они были окончательно утверждены Церковью в 51-ом году (85-ое правило Апостольского Собора), в 360-ом году (60-ое правило поместного Лаодикийского Собора), в 419-ом году (33-ье правило поместного Карфагенского Собора), а также в 680-ом году (2-ое правило 6-го Вселенского Собора в Константинополе).

8. Апостольская преемственность. Апостольская преемственность это очень важный признак Истинной Церкви. Это значит что Иисус Христос выбрал и благословил Своих апостолов на продолжение Его проповеди, а апостолы благословили своих учеников, которые благословили епископов и которые благословили священников и так до наших дней. Таким образом первоначальное благословение Иисуса Христа, а значит Святой Дух и утверждение, на каждом священнике в Церкви.

Апостольская преемственность существует в Единой Святой Соборной и Апостольской Православной Церкви (в составе которой целый ряд Поместных Православных Церквей, в т.ч. и Русская — самая большая) и в Римской Церкви. Протестантские Церкви ее утеряли. Это одна из многих причин почему в глазах Православной Церкви, Протестантские Церкви не Церкви, а христианские общества.

9. Римская Церковь отделяется, 1054 год. С самого начала христианства, в Римской Церкви появилось стремление к первенству в Церкви. Поводом к этому была слава Рима и Римской Империи, а вместе с ней и распространение Римской Церкви. В 1054 году Римская Церковь отделяется от других церквей и становится известной под именем Римская Католическая Церковь. (Римская Церковь считает что Православные Церкви отделились от нее и называет это происшествие Восточной Схизмой). Хотя имя «Православная Церковь» употреблялось и раньше, оставшиеся церкви для того чтобы подчеркнуть их настойчивость на первоначальном учении, стали себя называть Православными Церквами. Употребляются и другие сокращенные имена как: Православная Христианская, Восточная Православная, Восточная Православная Кафолическая и т.п. Обыкновенно слово «Кафолическая» пропускается, это означает — «Вселенская». Правильное полное название такое: Единая Святая Соборная и Апостольская Православная Церковь.

10. Православная Церковь после 1054 года. После 1054 года, Православная Церковь не вводила никакие новые учения или изменения. Новые национальные Православные Церкви создавались церквами матерями. Мать церковь, основывала новую дочерь церковь. Потом, сперва подготавливала местных священников, потом епископов, а после этого постепенно давала все больше и больше независимости, покамест не была дана полная самостоятельность и равноправность. Пример этого создание Русской Церкви, Константинопольской Церковью. В Православных Церквах всегда употребляется местный язык.

11. Римская Церковь после 1054 года. После 1054, года Римская Церковь ввела много новых учений и изменений, искажая постановления первых Вселенских соборов. Некоторые из них даны ниже:

  1. Было проведено 14 так называемых «Вселенских Соборов». На них не участвовали другие церкви и поэтому они не признают эти соборы. Каждый собор вводил какие то новые учения. Последний собор был 21-ый и он известен под именем Ватикан II.
  2. Учение о безбрачии (целибате) для духовенства.
  3. Плата за грехи, прошлые и будущие.
  4. Юлианский (старый) календарь был заменен Григорианским (новым) календарем. Из за этого произошли изменения в высчитывании даты Пасхи, что расходится с постановлением 1-го Вселенского Собора.
  5. 8-й член Символа Веры был изменен.
  6. Посты были изменены, сокращены или устранены.
  7. Учение о непогрешимости Римских пап.
  8. Учение о непричастности Божией Матери к первородному греху Адама.

Ни одна Церковь не смела этого делать, сохраняя единство и чистоту веры. В Православной Церкви, где находится Дух Святой, все Поместные Церкви равны — этому учил Господь Бог наш Иисус Христос, а Римская Поместная Церковь, не добившись главенства над другими, вышла из состава Вселенской Церкви. Отсюда и искажения пошли без Духа Божия…

12. Протестантские Церкви. Из за многих и явных отклонений Римской Церкви от христианского учения, а также из за того что монах Мартин Лютер не знал о существовании Православной Церкви, он потребовал в 1517 г. изменений. Этот факт стал началом Реформация, когда многие люди начали уходить из Римской Церкви в новые, так называемые Протестантские Церкви. Это было движение за улучшение Церкви, но в результате вышло еще хуже.

Так как протестанты были недовольны руководством Римской Церкви, то они почти вычеркнули 1500 лет христианского опыта Церкви и оставили только Священное Писание (Библию). Протестанты не признают исповеди, икон, святых, поста — все что нужно для жизни, исправления и спасения человека. Вышло так что они задержали Священное Писание, а Православную Церковь которая выработала и утвердила Священное Писание не признали. Из за того, что они не признали Святых Отцов которые во многом объяснили христианскую веру, а пользуются только Библией, у них создалась неопределенность в учении и постепенно возникло много разных сект (церквей). Сейчас, в целом мире, около 25,000 разных сект, которые себя называют христианскими! Как было уже сказано выше, в Протестантских Церквах нет апостольской преемственности. Это одна из многих причин почему Православная Церковь не признает их церквами, а только христианскими обществами.

10 декабря 2014года, состоялось освящение закладного камня и креста в основание строительства храма в честь святителя Николая Чудотворца на улице Лесной.

Освящение совершил Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт.

Мероприятие посетили: руководитель аппарата администрации Костромской области Смирнова Марина Борисовна и первый заместитель главы администрации города Костромы Болоховец Олег Валерьевич.

В чине на основание храма Владыка молился, чтобы Господь сохранил строителей невредимыми, а основание храма незыблемым, чтобы Бог соделал Свой новый дом достойным славы Его святого имени.

Новый храм закладывается на месте разрушенной в 30-ые годы ХХ века церкви Николы Мокрого на берегу Волги.

церковь Николы Мокрого

На Лесной улице в XVII-XIX вв. сосредотачивалось большинство кожевенных предприятий города. Храм в честь святителя Николая и преподобного Феодосия Черниговского на этой улице вместе с зимней Христорождественской церковью и колокольней во имя преподобного Сергия Радонежского составляли единый комплекс, построенный в 1734 году.

Никола Мокрый – частое название для храмов, построенных вдоль набережных. Прозвище «Мокрый» могло происходить из-за постоянной сырости от наводнений и дождей. Другая версия — по иконе «Николы Мокрого», копия которой находился в киевском Софийском соборе.

Из истории

По церковному преданию из Византии в Киев была привезена древняя икона Николая Угодника с мощевиком, у которой была найдена живая девочка, утонувшая в Днепре. После чудесного спасения младенца была написана икона Святителя Николая с младенцем на руках. В честь Николы «Мокрого» есть церкви в Ярославле и Муроме. Есть изображение Николая Угодника с ребенком на руках в Нижнем-Новгороде, в настенной фреске в крестильной Свято-Преображенского собора.

Спасение утонувшего младенца

Жили в Киеве муж с женою, имевшие единственного сына — еще младенца. Благочестивые эти люди особую веру имели к святителю Николаю и мученикам Борису и Глебу. Однажды они возвращались после праздника из Вышгорода, где находились святые мощи святых мучеников. Когда плыли по Днепру на лодке, жена, державшая младенца на руках, задремала и уронила ребенка в воду. Невозможно представить себе горе бедных родителей. В своих сетованиях они с жалобой и укором обращались особенно к святителю Николаю. Скоро несчастные одумались и, решив, что, видимо, чем-то прогневали Бога, с горячей молитвой обратились к Чудотворцу, прося прощения и утешения в постигшем их горе.

На следующее утро пономарь Софийского Собора в Киеве, придя в храм, услышал детский плач. Вместе со сторожем он вошел на хоры. Здесь перед образом святителя Николая они увидели лежащего младенца, всего мокрого как будто только что взятого из воды. Весть о найденном младенце быстро долетела до родителей. Они тотчас побежали в церковь и здесь действительно узнали в ребенке свое утонувшее дитя. Радостные они возвратились домой, благодаря Бога и Его великого Чудотворца. Образ же святителя, перед которым был найден утонувший младенец, до сих пор называют «Никола Мокрый».

Слово «Мокрый» стало определением иконы. Древнейший образ Николы Мокрого, по преданию, сам уплыл в Новгород, а чтимый киевский список ушел путями Второй мировой войны за океан.

Против этого места, где утонул младенец, стоит действующая до сего дня церковь Николы Набережного в Киеве.

По легенде, эта икона – копия той, которая находилась на хорах Киевской Софии и в просторечии называлась иконой Николы Мокрого.

Образ из московской церкви был, как говорят, не просто списком киевским, но особым иконографическим изводом: у Николы влажные власы, как если бы он вышел из воды. Еще при жизни архиепископ Мир Ликийских мог чудесным образом явиться у руля претерпевающего бурю корабля. Можно сказать, что в Петербурге Никола Мокрый стал Николой Морским – соборным храмом флота. Но в почитании Николы Мокрого спасение на водах соединено с детским спасением.

С троительства храма в честь святителя Николая Чудотворца на месте освещения