А. Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Она подчеркивала, что для понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической защиты и их роли в развитии личности. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале: гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, игр и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности - чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций, скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер-Эго относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте.Основное внимание уделялось спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого; этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.



Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия. Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа. Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка. Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны только ему самому и психоаналитику. Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Не нарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания, и торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я, сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях.В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем, противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.



Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры. Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность, чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение, выдвигаемое для пробы. Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры.

Психоанализ 3. ФрейдаОсновной предмет: Развитие личности
Методы исследования: Анализ клинических случаев,
метод свободных ассоциаций, анализ сновидении,
оговорок и т.д.
Основные понятия:
Уровни психики (сознание, предсознание,
бессознательное), структура личности (Ид, Эго, СуперЭго), психологическая защита, сексуальная энергия
(либидо), сексуальный инстинкт, инстинкт жизни,
инстинкт смерти, стадии психосексуального развития,
эрогенные зоны, принцип удовольствия, принцип
реальности, Эдипов комплекс, комплекс Электры,
идентификация, конфликт, остаточное поведение,
фиксация, генитальный характер

Психическое развитие с позиции классического психоанализа 3. Фрейда

Основы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом.

Психическое развитие = процесс
усложнения сферы влечений,
мотивов и чувств, развитие
личности, усложнение ее
структур и функций.

три уровня психики
сознание
бессознательное
предсознание

Бессознательный уровень психики - вместилище инстинктивных потребностей организма, влечений, в первую очередь сексуальных и агрессивных

Бессознательный уровень психики
- вместилище инстинктивных потребностей
организма, влечений, в первую очередь
сексуальных и агрессивных.
Бессознательное изначально противостоит
обществу.
Развитие личности - адаптация (приспособление)
индивида к внешнему социальному миру,
чуждому ему, но совершенно необходимому.

Три структурных компонента личности
Оно
Я
Сверх-Я

О н о (Ид)

примитивное ядро личности;
оно имеет врожденный характер,
находится в бессознательном и
подчиняется принципу
удовольствия.
содержит врожденные
импульсивные влечения (инстинкт
жизни Эрос и инстинкт смерти
Танатос) и составляет
энергетическую основу
психического развития.

10. Я (Эго)

- рациональная и в принципе
осознаваемая часть
личности. возникает по мере
биологического созревания
между 12 и 36 месяцами
жизни и руководствуется
принципом реальности.
Задача Эго - объяснить
происходящее и построить
поведение человека так,
чтобы его инстинктивные
требования были
удовлетворены, а
ограничения общества и
сознания не были бы
нарушены.
При содействии Эго
конфликт между индивидом
и социумом в течение жизни
должен ослабевать.
Я (Эго)

11. С в е р х - Я (С у п е р - Эго)

Сверх-Я
(С у п е р - Эго)
как структурная составляющая
личности формируется последней,
между 3 и 6 годами жизни.
представляет собой совесть, эгоидеал и строго контролирует
соблюдение норм, принятых в
данном обществе.

12.

Фундамент личности закладывается
переживаниями раннего детства, в
результате конфликта Ид и Супер-Эго

13. Периодизация возрастного развития 3. Фрейда – п с и х о с е к с у а л ь н а я теория личности

Периодизация возрастного
развития 3. Фрейда –
психосексуальная
теория личности
«Три очерка по теории сексуальности» (1905):
человек рождается с неким количеством
сексуальной энергии (либидо), которая в
строго определенной последовательности
перемещается по разным областям тела (рот,
анус, гениталии)

14. Стадии - это своего рода ступени на пути развития, и существует опасность «застрять» на той или иной стадии, и тогда компоненты детской сек

Стадий личностного развития
оральная
анальная
фаллическая
латентная
генитальная
Стадии - это своего
рода ступени на пути
развития, и существует
опасность «застрять»
на той или иной
стадии, и тогда
компоненты детской
сексуальности могут
стать предпосылками
невротических
симптомов
последующей жизни.

15. Оральная стадия (от рождения до 18 месяцев)

Главный источник
удовольствия соединяется
с удовлетворением
основной органической
потребности и включает
действия, связанные с
кормлением грудью:
сосание, кусание и
глотание.
Мать пробуждает в ребенке
сексуальное влечение, учит
его любить. Оптимальная
степень удовлетворения
(стимуляции) в оральной
зоне (грудного
вскармливания, сосания)
закладывает основы
здоровой самостоятельной
взрослой личности.

16.

Слишком много родительской нежности
ускоряет половую зрелость и делает
ребенка «избалованным», зависимым.
Недостаточная стимуляция - взрослый человек
будет использовать в качестве способов
адаптации к окружающему миру демонстрации
беспомощности, доверчивости, будет нуждаться в
постоянном одобрении своих действий со
стороны.

17.

Фиксация на оральносадистической фазе, с
прорезыванием зубов, когда
акцент смещается на
действия кусания и жевания,
приводит к таким чертам
взрослой личности, как
любовь к спорам, циничнопотребительское отношение к
другим, пессимизм.
Привязанность либидо
к оральной зоне иногда
сохраняется и у
взрослого и дает о себе
знать остаточным
оральным поведением -обжорством, курением,
грызением ногтей,
жеванием резинки и т.п.

18. Анальная стадия (от 1 - 1,5 до 3 лет)

Связана с возникновением Эго
Анальная эротика связана, по Фрейду, с приятными
ощущениями от работы кишечника, от выделительных
функций, с интересом к собственным фекалиям.
На этой стадии родители начинают приучать ребенка
пользоваться туалетом, впервые предъявляя ему
требование отказаться от инстинктивного
удовольствия.
Важен правильный воспитательный подход (внимание
к состоянию ребенка, поощрение, поддержка
опрятности)

19. Фаллическая стадия (3-6 лет)

ребенок часто рассматривает и
исследует свои половые органы,
проявляет интерес к вопросам,
связанным с появлением детей и
половыми отношениями.

20.

Комплекс Эдипа - у
мальчика
обнаруживается
желание «обладать»
матерью и устранить
отца.
Идентификация себя с
отцом (подражание
интонациям,
высказываниям,
поступкам,
заимствование норм,
правил, установок)
способствует
возникновению СуперЭго, или совести,
последнего компонента
структуры личности.
Комплекс Электры – у
девочек идентификация себя с
родителем своего пола
- матерью и
подавление тяготения
к отцу.
Девочка, увеличивая
сходство с матерью,
получает
символический
«доступ» к своему
отцу.

21. Латентная стадия (от 6 - 7 лет до 12 лет)

Сексуальное затишье, до
начала подросткового возраста.
Запас энергии направляется на
несексуальные цели и занятия
- учебу, спорт, познание,
дружбу со сверстниками, в
основном своего пола.
Фрейд особо подчеркивал
значение этого перерыва в
сексуальном становлении
человека как условия для
развития высшей
человеческой культуры.

22. Генитальная стадия (12-18 лет)

Стадия, обусловленная биологическим созреванием в
пубертатный период и завершающая психосексуальное
развитие.
Прилив сексуальных и агрессивных побуждений, комплекс
Эдипа возрождается на новом уровне. Аутоэротизм
исчезает, ему на смену приходит интерес к другому
сексуальному объекту, партнеру противоположного пола.
В норме в юности происходит поиск места в обществе,
выбор брачного партнера, создание семьи.
Одна из самых значительных задач этой стадии -
освобождение от авторитета родителей, от привязанности
к ним, что обеспечивает нужную для культурного процесса
противоположность старого и нового поколений.

23. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функцион

Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда
как период, который преформирует взрослую
личность.
Фрейд был убежден, что все самое существенное
в развитии личности происходит до пятилетнего
возраста, а позже человек уже только
«функционирует», пытается изжить ранние
конфликты, поэтому каких-либо особых стадий
взрослости он не выделял.

24. Ц е н н о с т ь п с и х о а н а л и т и ч е с к о и к о н ц е п ц и и

Ценностьпсихоаналит
ическоиконцепции
Это динамическая концепция развития,
в ней показана сложная гамма
переживаний, единство душевной
жизни человека, ее несводимость к
отдельным функциям и элементам.
Важность детства, важность и
долговременность родительского
влияния

25. Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление разглядеть за внешне обычными е

Важнейшей стороной психоаналитического подхода можно
считать идею чуткого внимания к ребенку, стремление
разглядеть за внешне обычными его словами и поступками
вопросы, по-настоящему беспокоящие или смущающие его.
К.Г. Юнг критически замечает: «Надо брать
детей такими, каковы они в
действительности, надо перестать видеть в
них только то, что мы хотели бы в них видеть,
а воспитывая их, надо сообразоваться не с
мертвыми правилами, а с естественным
направлением развития»

26. Дальнейшее развитие психоаналитического направления в психологии связано с именами К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М. Кляйн, Э. Эриксон

Дальнейшее развитие
психоаналитического направления в
психологии связано с именами К. Юнга,
А. Адлера, К. Хорни, А. Фрейд, М.
Кляйн, Э. Эриксона, Б. Беттельгейма, М.
Малер и др.

27. А. Фрейд (1895-1982)

Ее труды:
«Введение в детский
психоанализ» (1927)
«Норма и патология в
детстве» (1966) и др.

28. А. Фрейд считала, что в психоанализе детей:

Можно и нужно использовать общие
со взрослыми аналитические методы:
гипноз, свободные ассоциации,
толкование сновидений, символов,
парапраксий (обмолвок, забывания),
анализ сопротивлений и перенос.
Нужно учитывать своеобразие
техники анализа детей

29. Новые технические методы

Анализ трансформаций,
претерпеваемых
аффектами
ребенка
(вместо огорчения - веселое настроение,
вместо ревности - чрезмерная нежность)
Анализ фобий животных, особенностей
школьного и внутрисемейного поведения детей
Анализ детской игры

30. При психоанализе ребенка внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его воспит

При психоанализе ребенка внешний мир оказывает
гораздо более сильное влияние на механизм
невроза, чем у взрослого. Внешний мир, его
воспитательные воздействия - могущественный
союзник слабого Я ребенка в борьбе против
инстинктивных тенденций.

31. Английский психоаналитик Мелани Кляйн (1882-1960)

32.

Основное внимание уделялось
спонтанной игровой активности ребенка
(специально созданные условия:
терапевт предоставляет ребенку массу
мелких игрушек, «целый мир в
миниатюре» и дает ему возможность
свободно действовать в течение часа).
Действие более свойственно ребенку,
чем речь
Наблюдение за различными реакциями
ребенка, за «потоком детской игры» (и
особенно за проявлениями
агрессивности или сострадания) основной метод изучения структуры
переживаний ребенка.

33.

В игре могут проявиться
разнообразные эмоциональные
состояния: чувство фрустрации и
отверженности, ревность к членам
семьи и сопутствующая
агрессивность, чувство любви или
ненависти к новорожденному,
удовольствие играть с приятелем,
противостояние родителям,
чувство тревоги, вины и
стремление исправить положение.
Регулярное высказывание
ребенку-пациенту
интерпретаций его поведения
помогает ему справиться с
возникающими трудностями и
конфликтами.

34. Современные психоаналитики о развитии, и воспитании детей

35. Дж. Боулби

Теория привязанности: мать важна не
только потому, что она удовлетворяет
первичные органические потребности
ребенка, в частности утоляет голод, но
главное - она создает ребенку первое
чувство привязанности
Разнообразные нарушения первичной
эмоциональной связи между матерью и
ребенком, «расстройства привязанности»
создают риск возникновения личностных
проблем и психических заболеваний
(например, депрессивных состояний).

36. Р. Шпиц

Взаимоотношения между ребенком
и матерью в самом раннем возрасте
оказывают влияние на
формирование его личности в
последующем
Важны такие понятия как
«привязанность», «безопасность»,
установление близких
взаимоотношений детей и взрослых,
создание условий для налаживания
взаимодействия детей и родителей
в первые часы после рождения.

37. Э. Фромм

Материнская любовь безусловна:
ребенок любим просто за то, что
он есть.
Отцовским любовь - по большей
части обусловленная любовь, ее
нужно и можно заслужить

38. К. Бютнер

Влияние
видеофильмов,
мультфильмов, игр,
индустрии игрушек на
внутренний мир детей
постоянно растет, и
часто оно может быть
оценено резко
негативно

39. Ф. Дольто

«На стороне ребенка», «На стороне
подростка».
Проблемы: характер воспоминаний
детства, самочувствие ребенка в
детском саду и школе, отношение к
деньгам и наказаниям, воспитание
в неполной семье, норма и
патология родительско-детских
отношений, зачатие в пробирке.

40. Заключение

Детский психоанализ
влияние на организацию работы с
детьми в образовательной и социальной
сферах, на работу с родителями.
многочисленные программы раннего
вмешательства, варианты терапии
взаимоотношений «родители -
ребенок», «отец - мать - ребенок» для
родителей и детей «групп риска»
центры психоаналитической терапии
детей.

41.

Презентацию подготовила
студентка группы 673(2н)
Минькина Катя

Попытки организовать аналитическую работу с детьми с позиций традиционного психоанализа натолкнулись на реальные трудности: у детей не выражен

интерес к исследованию своего прошлого, отсутствует инициатива обращения к психоаналитику, а уровень вербального развития недостаточен для

оформления своих переживаний в словах. На первых порах психоаналитики в основном использовали как материал для интерпретации наблюдения и

сообщения родителей.

Позже были разработаны методы психоанализа, направленные именно на детей. Последователи Фрейда в области детского психоанализа А. Фрейд и М.

Кляйн создали собственные, различающиеся варианты детской психотерапии.

А. Фрейд (1895-1982) придерживалась традиционной для психоанализа позиции о конфликте ребенка с полным противоречий социальным миром. Ее труды

«Введение в детский психоанализ» (1927), «Норма и патология в детстве» (1966) и др. заложили основы детского психоанализа. Она подчеркивала, что для

понимания причин трудностей в поведении психологу необходимо стремиться проникнуть не только в бессознательные слои психики ребенка, но и получить

максимально развернутое знание обо всех трех составляющих личности (Я, Оно, Сверх-Я), об их отношениях с внешним миром, о механизмах психологической

защиты и их роли в развитии личности.

А. Фрейд считала, что в психоанализе детей, во-первых, можно и нужно использовать общие со взрослыми аналитические методы на речевом материале:

гипноз, свободные ассоциации, толкование сновидений, символов, парапраксий (обмолвок, забывания), анализ сопротивлений и перенос. Во-вторых, она

указывала и на своеобразие техники анализа детей. Трудности применения метода свободных ассоциаций, особенно у маленьких детей, частично могут быть

преодолены путем анализа сновидений, снов наяву, мечтаний, и рисунков, что позволит выявить тенденции бессознательного в открытой и доступной

форме. А. Фрейд предложила новые технические методы, помогающие в исследовании Я. Один из них - анализ трансформаций, претерпеваемых аффектами

ребенка. По ее мнению, несоответствие ожидаемой (по прошлому опыту) и продемонстрированной (вместо огорчения - веселое настроение, вместо ревности -

чрезмерная нежность) эмоциональной реакции ребенка указывает на то, что работают защитные механизмы, и таким образом появляется возможность

проникнуть в Я ребенка. Богатый материал о становлении защитных механизмов на конкретных фазах детского развития представляет анализ фобий

животных, особенностей школьного и внутрисемейного поведения детей. Так, А. Фрейд придавала важное значение детской игре, полагая, что, увлекшись

игрой, ребенок заинтересуется и интерпретациями, предложенными ему аналитиком относительно защитных механизмов и бессознательных эмоций,

скрывающихся за ними.

Психоаналитик, по мнению А. Фрейд, для успеха в детской терапии обязательно должен иметь авторитет у ребенка, поскольку детское Супер - Эго

относительно слабо и неспособно справиться с освобожденными в результате психотерапии побуждениями без посторонней помощи. Особое значение имеет

характер общения ребенка со взрослым: «Чтобы мы ни начинали делать с ребенком, обучаем ли мы его арифметике или географии, воспитываем ли мы его

или подвергаем анализу, мы должны прежде всего установить определенные эмоциональные взаимоотношения между собой и ребенком. Чем труднее работа,

которая предстоит нам, тем прочнее должна быть эта связь», - подчеркивала А. Фрейд. При организации исследовательской и коррекционной работы с

трудными детьми (агрессивными, тревожными) основные усилия должны быть направлены на формирование привязанности, развитие либидо, а не на прямое

преодоление негативных реакций. Влияние взрослых, которое дает ребенку, с одной стороны, надежду на любовь, а с другой стороны, заставляет опасаться

наказания, позволяет в течение нескольких лет развить у него собственную способность контролировать внутреннюю инстинктивную жизнь. При этом часть

достижений принадлежит силам Я ребенка, а остальная - давлению внешних сил; соотношение влияний определить невозможно.

При психоанализе ребенка, подчеркивает А. Фрейд, внешний мир оказывает гораздо более сильное влияние на механизм невроза, чем у взрослого. Детский

психоаналитик с необходимостью должен работать над преобразованием среды. Внешний мир, его воспитательные воздействия - могущественный союзник

слабого Я ребенка в борьбе против инстинктивных тенденций.

Английский психоаналитик М. Кляйн (1882-1960) разработала свой подход к организации психоанализа в раннем возрасте. Основное внимание уделялось

спонтанной игровой активности ребенка. М. Кляйн, в отличие от А. Фрейд, настаивала на возможности прямого доступа к содержанию детского

бессознательного. Она считала, что действие более свойственно ребенку, чем речь, и свободная игра выступает эквивалентом потока ассоциаций взрослого;

этапы игры - это аналоги ассоциативной продукции взрослого.

Психоанализ с детьми, по Кляйн, строился преимущественно на спонтанной детской игре, проявиться которой помогали специально созданные условия.

Терапевт предоставляет ребенку массу мелких игрушек, «целый мир в миниатюре» и дает ему возможность свободно действовать в течение часа.

Наиболее подходящими для психоаналитической игровой техники являются простые немеханические игрушки: деревянные мужские и женские фигурки разных

размеров, животные, дома, изгороди, деревья, различные транспортные средства, кубики, мячи и наборы шариков, пластилин, бумага, ножницы, неострый

нож, карандаши, мелки, краски, клей и веревка. Разнообразие, количество, миниатюрные размеры игрушек позволяют ребенку широко выражать свои

фантазии и использовать имеющийся опыт конфликтных ситуаций. Простота игрушек и человеческих фигурок обеспечивает их легкое включение в сюжетные

ходы, вымышленные или подсказанные реальным опытом ребенка.

Игровая комната также должна быть оборудована весьма просто, но предоставлять максимальную свободу действий. В ней для игровой терапии необходимы

стол, несколько стульев, маленький диван, несколько подушек, моющийся пол, проточная вода и комод с выдвижными ящиками. Игровые материалы каждого

ребенка хранятся отдельно, заперты в конкретном ящике. Такое условие призвано убедить ребенка в том, что его игрушки и игра с ними будут известны

только ему самому и психоаналитику.

Наблюдение за различными реакциями ребенка, за «потоком детской игры» (и особенно за проявлениями агрессивности или сострадания) становится

основным методом изучения структуры переживаний ребенка. Ненарушаемый ход игры соответствует свободному потоку ассоциаций; прерывания и

торможения в играх приравниваются к перерывам в свободных ассоциациях. Перерыв в игре рассматривается как защитное действие со стороны Я,

сопоставимое с сопротивлением в свободных ассоциациях. В игре могут проявиться разнообразные эмоциональные состояния: чувство фрустрации и

отверженности, ревность к членам семьи и сопутствующая агрессивность, чувство любви или ненависти к новорожденному, удовольствие играть с приятелем,

противостояние родителям, чувство тревоги, вины и стремление исправить положение.

Предварительное знание истории развития ребенка и имеющихся у него симптомов и нарушений помогает терапевту в интерпретации значения детской игры.

Как правило, психоаналитик пытается объяснить ребенку бессознательные корни его игры, для чего ему приходится проявлять большую изобретательность,

чтобы помочь ребенку осознать, кого из реальных членов его семьи представляют фигурки, использованные в игре. При этом психоаналитик не настаивает на

том, что интерпретация точно отражает переживаемую психическую реальность, это скорее метафорическое объяснение или интерпретативное предложение,

выдвигаемое для пробы.

Ребенок начинает понимать, что в его собственной голове есть нечто неизвестное («бессознательное») и что аналитик тоже участвует в его игре. М. Кляйн

приводит подробное описание деталей психоаналитической игровой техники на конкретных примерах.

Так, по обращению родителей М. Кляйн проводила психотерапевтическое лечение семилетней девочки с нормальным интеллектом, но с негативным

отношением к школе и неуспешностью в учебе, с некоторыми невротическими нарушениями и плохим контактом с матерью. Девочка не хотела рисовать и

активно общаться в кабинете терапевта. Однако, когда ей был предоставлен набор игрушек, она начала проигрывать волновавшие ее отношения с

одноклассником. Именно они и стали предметом интерпретации психоаналитика. Услышав истолкование своей игры со стороны терапевта, девочка стала

больше доверять ему. Постепенно, в ходе дальнейшего лечения, улучшились ее отношения с матерью и школьная ситуация.

Иногда ребенок отказывается принять истолкование психотерапевта и может даже прекратить игру и отбросить игрушки, услышав, что его агрессия

направлена на отца или брата. Подобные реакции, в свою очередь, также становятся предметом интерпретации психоаналитика.

Изменения характера игры ребенка может прямо подтверждать правильность предложенного толкования игры. Например, ребенок находит в ящике с

игрушками испачканную фигурку, символизировавшую в предыдущей игре его младшего брата, и отмывает ее в тазу от следов своих прежних агрессивных

намерений.

Итак, проникновение в глубины бессознательного, по мнению М. Кляйн, возможно с использованием игровой техники, через анализ тревожности и защитных

механизмов ребенка. Регулярное высказывание ребенку-пациенту интерпретаций его поведения помогает ему справиться с возникающими трудностями и

конфликтами.

Некоторые психологи считают, что игра целебна сама по себе. Так, А.В. Винникот подчеркивает созидательную силу именно свободной игры (play) в сравнении

с игрой по правилам (game).

А. Фрейд дополнила психоаналитическое учение концепцией целостности психической системы («Я» в качестве ее центра). В учении о психических структурах личности она прослеживает становление «Оно», «Я» и «Сверх-Я» ребенка, изучает соотношение их влияния на психику. Главной заслугой А. Фрейд в этой области яв­ляется выделение так называемых генетических линий развития .


· Разрабатывая и наполняя конкретным психологи­ческим содержанием основные положения классичес­кого психоанализа, А. Фрейд подробно описала законо­мерности смены фаз нормального развития ребенка.

· Она также рассмотрела широкий спектр психических нарушений - от «обыкновенных» трудностей воспита­ния (страхи, капризы, нарушения сна и аппетита) до тя­желых аутических расстройств - и предложила практи­ческие методы их лечения.

· Она выделила несколько линий индивидуального развития : от инфантильной за­висимости в детстве до любви во взрослой жизни, от эгоизма к дружбе, от грудного вскармливания к рацио­нальному питанию и т. д. По ее мнению, выявление до­стигнутого уровня развития по каждой линии, а также учет гармонии между ними позволяют поставить диа­гноз и дать рекомендации для решения практических вопросов: какой возраст наиболее благоприятен для по­ступления в детский сад и в школу, каков оптимальный срок появления второго ребенка в семье и т. п.

· Анна Фрейд считала, что психоаналитик, работающий с детьми, должен ставить перед собой сразу три дополнительных задачи одновременно:

1. Убеждать ребенка-невротика, что он болен.

2. Вновь и вновь завоевывать его доверие.

3. Убеждать ребенка пройти курс лечения.

· Взрослый человек приходит к психоаналитику, потому что им движет страдание. Он платит за лечение, и эта плата заставляет его проникнуть вглубь своих проблем. Наконец, взрослый человек идет к тому психоанали­тику, которому доверяет. Ребенок еще не способен сравнивать себя с други­ми, не осознает тяжести своего психического состояния, и ему непривычно раскрывать себя перед незнакомым человеком. Поэтому Анна Фрейд не счи­тала тратой времени играть с ребенком, вышивать, вязать, чтобы стать в его глазах «необходимой».

· Первоначально Анна Фрейд использовала игру как способ установления контакта с ребенком. Но рабртая с детьми, пережившими бомбежки Лондо­на во время Второй мировой войны, она сделала удивительное открытие. Ребенок, который имел возможность выразить в игре свои переживания, ос­вобождался от страхов и невроз у него не развивался. Анна Фрейд подробно описала различия в реакциях на бомбежку Лондона у взрослых и детей в книге «Дети и война» (1944). Взрослые стремились вновь и вновь рассказы­вать о своих чувствах психотерапевту, а дети молчали. Их реакция на пере­житый страх выражалась игрой: ребенок строил дома из кубиков, сбрасывал на дома воображаемые бомбы-кубики, дом горел, завывали сирены, приез­жали машины «скорой помощи», уводили в больницу убитых и раненых. Подобные игры могли продолжаться несколько недель...



· Уже на стадии завоевания доверия можно многое узнать о ребенке, ана­лизируя его фантазии, рисунки и сновидения, о которых маленький пациент рассказывает по собственному желанию. Единственная трудность, с которой может справиться не каждый психоаналитик, - неспособность ребенка к свободному ассоциированию, потому что весь психоанализ построен на мето­де ассоциаций. Когда доверие завоевано, Анна Фрейд рекомендует разбирать с малень­ким пациентом те его поступки, из-за которых он испытывает постоянную тревогу. Цель подобных бесед - осознание ребенком того, что многие его плохие поступки не приносят ему никакой пользы, а только вредят. Ребенок должен знать, что все, о чем он рассказывает психоаналитику, останется тайной. Взрослое окружение ребенка должно смириться с тем, что психоана­литик на какое-то время займет значительное место во внутреннем мире ре­бенка. Ребенок и психоаналитик заключают своеобразный союз против про­блем.

· Когда к психоаналитику приходит взрослый, то лечение начинается с анализа прошлого. Но у ребенка прошлого или нет, или оно невелико! Об­ращаться к памяти малыша бессмысленно. Что же делать? Во-первых, под­держивать постоянный контакт с семьей малыша. Во-вторых, записывать все детские воспоминания маленького пациента. В-третьих, уделить особое внимание анализу сновидений . Как это ни удивительно, но дети не хуже взрослых понимают правила истолковывания сновидений. Как пишет сама Анна Фрейд, ребенок «забавляется этим исследованием отдельных элемен­тов сна, похожим на игру в кубики, и очень гордится, когда у него что-то получается...» Многие дети умеют не только фантазировать, но и рассказывать истории с продолжениями. «Из таких рассказов с продолжением врач лучше понима­ет внутреннее состояние ребенка», - считает Анна. Рисунок - самое бога­тое поле для интерпретаций психоаналитика. В рисунке символически отра­жаются тревоги малыша, чувства к окружающим, желания, мечты и идеалы.

Фрейд считал, что половое влечение и его следствия формируют как отдельные личности, так и цивилизации. Его идеи стали частью растущего сопротивления ханжеству и невежеству в западных странах. Европу ждало пробуждение.

Знание о половых проблемах не означало для Фрейда сексуальной вседозволенности, хотя многие люди, в том числе некоторые ученики, не смогли увидеть этой разницы. Сам Фрейд жил строгим пуританином и одобрительно отзывался (в 1908 году) о немногих героях, которые могут справиться со своими животными инстинктами. Он знал, что принадлежит к этой элите.

Фрейд старался всеми силами доказать, что область половой жизни была навязана его профессиональному вниманию. О своих собственных чувствах он не упоминает. Из его идеи о том, что важна не сила страсти, а сила характера, необходимая для того, чтобы с ней справиться, вытекает, что чем человек чувственнее, тем больше его заслуга, если он ведет себя противоположно своим желаниям. Однако Фрейд редко выражал эту идею подобным образом.

Мысль о том, что неврозы имеют «сексуальную этиологию», как рассказал Фрейд в 1914 году, принадлежит совсем не ему. На него повлияли трое учителей: Брейер, который однажды сказал ему, что «тайны супружеского алькова» могут играть важнейшую роль; Рудольф Хробак, ведущий гинеколог, который сказал, что единственный полезный рецепт для женщины с больными нервами и мужем-импотентом – это «взять нормальный пенис и повторить дозу»; и Шарко со своим восклицанием: «Но в таких случаях это всегда зависит от гениталий – всегда, всегда, всегда!»

Без сомнения, со стороны Фрейда было благоразумно молчать о своих собственных наклонностях. Его последователи старались не распространяться об этом, но даже при самом поверхностном рассмотрении жизни Фрейда становится очевидно, что этот человек глубоко и лично интересовался сексом. Юнг, друг, который превратился во врага, сказал, что Фрейд потерял Бога и заменил его другим привлекательным образом – сексом, но это едва ли больше чем попытка уязвить его.

Его мысли по поводу актуальных неврозов – неврастении и тревожности, возникающих при «ненормальной» половой жизни, – были разработаны уже после женитьбы. Он не просто принимает моралистскую точку зрения, распространенную в то время и десятилетия спустя, что «контроль рождаемости» и мастурбация вредны, но приводит и факты, подтверждающие это. Он считал, что неврастения и неврозы тревожности возникают при подавлении половой функции. Фрейд был на пути к этой идее еще в 1887 году, когда рассказал Флису о своей пациентке, госпоже А. Уже к 1892 году он подробно обсуждал с другом ее случай и втайне попросил его найти для нее контрацептив, который бы ей не повредил. Многочисленные случаи из его практики свидетельствовали, что презервативы, прерванное половое сношение и сношение без оргазма мужчины являются главными виновниками. Эти случаи никогда не были им подробно описаны или хотя бы подсчитаны.

Фрейд считал, что симптомы – несварение желудка, боль в спине, усталость, тревога и т. п. – вызываются отравляющими веществами, которые организм вырабатывает в случае подавления половой функции. Перспективы у образованных классов были мрачные, и, по мнению Фрейда, низшие слои населения вскоре должны были оказаться в плачевном состоянии. Опубликованные работы на эту тему появились у него ближе к концу века, но уже в феврале 1893 года он пишет об этом Флису в апокалиптическом настроении. Актуальные неврозы «легко предотвратить и совершенно невозможно вылечить». Одно из решений, призванных исключить мастурбацию, вело за собой риск заболеть сифилисом, потому что пришлось бы прибегать к услугам проституток. Альтернатива – «свободные половые отношения между молодыми мужчинами и несвязанными молодыми женщинами» – представлялась возможной лишь при наличии «безвредных способов контрацепции». Фрейд был против презервативов, считая, что они опасны и неприменимы для тех, кто уже страдает неврастенией.

В отсутствие такого выхода общество, похоже, осуждено на то, чтобы стать жертвой неизлечимых неврозов, сводящих на нет радость жизни, разрушающих семьи и передающих эти беды всему новому поколению. Низшие слои общества пока ничего не знают о мальтузианстве [контрацепции], но вскоре они придут к нему естественным путем и окажутся жертвой той же злой судьбы.

Навязчивая озабоченность Фрейда презервативами и мастурбацией (а также не менее вредным воздержанием) была куда менее серьезна, чем та работа, которую он проводил с истериками, пытаясь пролить свет на психические процессы и природу человеческого сознания. Это видно в каждом письме Флису: Фрейд изобилует обобщениями. «Каждый» случай неврастении связан с половыми проблемами, пишет он; «любое количество» связано с прерванными половыми сношениями.

Данные, как считал Фрейд, позволяют ему сделать такие выводы, которые он затем высказывал своим пациентам. «Они восклицают, словно громом пораженные: "Никто раньше меня об этом не спрашивал!" – и уходят приверженцами новой веры». Нам приходится верить Фрейду на слово, что так действительно и было. Он ставил диагноз невроза, задавал пациенту вопросы о его половой жизни, обнаруживал в его прошлом мастурбацию или попытки контролировать рождаемость, и – оп-ля! – решение было готово.

Фрейд обладал более широкими взглядами, чем врачи-догматы, считавшие контрацепцию и мастурбацию извращениями, которые разлагают моральный облик человечества и становятся причиной болезней. И все же многие годы его идеи о половой жизни человека были столь же ошибочны, а может, и более опасны, потому что являлись частью сложных теоретических выкладок. Его осуждение (сначала в письмах Флису, а затем и в статьях) презервативов, прерванного полового сношения и тому подобного наводит на мысль, что он лично интересовался этой проблемой. Мрачное пророчество о «разрушении семьи», высказанное Флису в начале зимы 1893 года, шло из глубины души.

Фрейд считал себя неврастеником, о чем даже упоминал в своих письмах. Во время военных маневров он писал об этом Брейеру; сообщал он об этом и своей невесте, когда был в Париже в феврале 1886 года: «Моя усталость – это нечто вроде небольшой болезни. Ее называют неврастенией». Эрнест Джонс, который читал неопубликованные письма Фрейда, утверждает, что в те дни у Фрейда были такие симптомы, как перемены настроения и «необычное ощущение усталости». Фрейду наверняка приходило в голову, что вынужденное воздержание во время долгого периода помолвки было одной из причин – а возможно, и главной причиной. Он говорил Марте, что, когда он с ней, его усталость исчезает «как по мановению волшебной палочки».

Женитьба поправила бы положение, если бы не новая проблема – дети. Его мать, Амалия, беременела восемь раз за десять лет. К тому времени как Фрейд женился, образованные люди все чаще стали прибегать к контрацепции, но эта тенденция обошла Зигмунда и Марту стороной. Всего за восемь с лишним лет она родила шестерых детей – почти как Амалия. Ее беременности были проблемой не только для нее, но и для самого Фрейда. Во время помолвки он упоминает в письме о «троих детях, о которых ты преждевременно начала мечтать». Трое детей – это контрацепция или сокращение половой жизни.

К 1880 году уровень рождаемости в Германии стал падать. У жен государственных служащих и интеллигентов рождалось гораздо меньше детей, чем у более бедных слоев населения. Особенно быстро начали сокращаться семьи врачей. В Австрии или любой другой стране, где государственной религией был католицизм, рождаемость снижалась не так быстро, но Фрейд не придерживался ни этой религии, ни какой-то другой.

Эрнст Саймон считает, что его принадлежность к еврейской национальности, «наследие ортодоксального иудаизма предков» повлияли на его точку зрения и он считал секс чем-то вроде обязанности перед своим народом. Трудно представить себе, что Фрейд-атеист думал об этом в таком ключе. Тот же автор отмечает, что к 1890-м годам в «среде либеральных евреев-буржуа» шестеро детей за несколько лет уже были редкостью.

Фрейд не раз высказывал надежду, что Флис откроет приемлемый способ контрацепции, и добавлял, что это принесет пользу человечеству. Впрочем, его жена продолжала беременеть, и помощь нужна была по более конкретному адресу. В июле 1893 года, три месяца спустя после рождения пятого ребенка, Фрейд писал, что считает Флиса «мессией», который найдет ответ. В мае 1895 года, когда Марта уже два месяца носила их шестого ребенка, Фрейд выражал радость по поводу того, что его друг, возможно, решил проблему контрацепции, добавляя: «Для меня спасение на пару месяцев опоздало, но, быть может, это пригодится в следующем году».

Вопрос в том, почему существующие методы предотвращения беременности не подходили Фрейдам. Все барьерные контрацептивы в то время уже существовали. В Лондоне их рекламировали в иллюстрированных брошюрках, продавали на улицах победнее и даже высылали по почте. Можно было приобрести самые разные колпачки, губки и диафрагмы. Резиновые презервативы были довольно грубыми, но те, что делались из кишок животных, использовались уже веками. Все это было доступно и в немецкоязычных странах, где производилась большая часть этой продукции.

Еще до женитьбы Фрейд исследовал проблему контрацепции. В его личной библиотеке в Музее Фрейда в Лондоне есть три брошюрки, посвященные женским методам. В первой (написанной Карлом Хассе в 1882 году) контроль рождаемости объявляется «долгом гуманности» и выражением доброго отношения к женам. В приложении содержатся практические советы по применению маточного кольца, а также цены и адрес производителя во Фленсбурге. Во второй брошюрке (1883) Карл Капельманн возражает Хассе и утверждает, что маточное кольцо неэстетично и аморально и превращает женщину в «инструмент для поллюции» и проститутку. В третьей, написанной неким доктором Отто (1884), выражена более либеральная точка зрения.

Совершая нападки на контрацепцию, Фрейд не упоминал женские приспособления, разве что косвенно. В 1898 году он пишет о необходимости найти что-то, что бы «не ранило чувства женщины». Возможно, Марта тоже находила маточные кольца и диафрагмы неэстетичными. В то же время в письмах к Флису Фрейд постоянно осуждает презервативы. Некий господин К. лишился из-за них силы, а фон Ф. пребывает в депрессии. Что касается методов, не требующих применения посторонних приспособлений, coitus reservatus «половой акт без копулятивных фрикций (лат.).» и interruptus «прерванный половой акт (лат.)», к ним Фрейд был еще более строг, чем к презервативам. Это позволяет предположить, что он предпочитает пользоваться одним из них, скорее всего, interruptus.

Возможно, после свадьбы он убедил Марту начать пользоваться маточным кольцом, но ей это не понравилось, и она решила, что контрацепцией должен заниматься он. Зигмунд, вероятно, пробовал разные методы и стал связывать их использование со своей постоянной неврастенией и фобией путешественника. Таким образом, две проблемы – стремление предотвратить беременность жены и неврозы, в которых он винил контрацепцию, – как бы дополняли друг друга.

В рождении детей у Марты можно заметить некоторые закономерности. Матильда, первый ребенок, была зачата в январе 1887 года, четыре месяца спустя после свадьбы, и родилась 16 октября. Мать кормила ее всего два-три дня, после чего наняла кормилицу, которая приехала 19 октября. Та им не понравилась, и 24 октября ее место заняла новая.

Поскольку Марта не кормила ребенка, она могла забеременеть скорее раньше, чем позже – лактация имеет контрацептивное действие «Ошибочное заключение. В действительности лактация не всегда оказывает контрацептивное действие. – Прим. ред.». В таком случае женщина может зачать уже через два месяца после родов. У Марты это могло произойти в январе или феврале 1888 года. Ее второй ребенок (сын Мартин) был зачат в марте 1889 года, то есть семнадцать месяцев спустя после рождения Матильды.

Перерывы между следующими тремя родами и зачатиями составляют соответственно пять, пять и три месяца. Это означает, что у детей были кормилицы, а супруги жили регулярной половой жизнью без предохранения. Только зачатие последнего, шестого ребенка, Анны, произошло двадцать три месяца спустя после предыдущих родов. Все это время, как Фрейд говорил Флису после события на горе Ракс в августе 1893 года, они с Мартой спали раздельно.

В начале 1888 года, когда Марта снова могла забеременеть после рождения первого ребенка, Матильды, Фрейд, скорее всего, решил прибегнуть к контрацепции. Если его неврастения усугубилась как раз в это время, это вполне объясняет его эмоциональное отношение к контрацептивам. Возможно, он чувствовал себя еще более подавленным, чем обычно, и объяснял это неврозом. Нужно было найти причину, и Фрейд решил, что во всем повинна контрацепция. Он использовал ее в 1888 году, чтобы отложить появление второго ребенка, но впоследствии отказался, и третий, четвертый и пятый ребенок появились на свет один за другим.

Если это верно и Фрейд ошибочно считал контрацепцию причиной своей депрессии в 1888 году, нам все еще нужно объяснение, почему на самом деле его здоровье в этот период ухудшилось. Быть может, ответ кроется в его работе с истеричками, в частности, с фон Либен? Известно, что Фрейд был очень чувствительным человеком. В 1890-х годах его беспокойство по поводу своих теорий и карьеры привели к сердечному неврозу и постоянному страху смерти.

Нерешительный в половых вопросах, женившийся только в тридцать, возможно, он начал семейную жизнь с яркими фантазиями. Секс стал для него новым удовольствием, но он принес с собой и новые проблемы. Его пациентки были нервными, пылкими, привлекательными женщинами, которые если и не рассказывали ему прямо о сексе в своей жизни "а в этом тоже нельзя быть уверенными), то намекали на это. Было бы естественно, если бы это наводило его на мысли о сексе в своей собственной жизни.

В течение следующих десяти лет в мозгу внешне аскетичного и трудолюбивого Фрейда формируется теоретическая основа концепции эротических потребностей и расстройств человека. Когда Брейер передал ему фон Либен, потому что никто не знал, что с ней делать, этот процесс только начался. Длительная работа с такой требовательной и яркой личностью, несомненно, должна была иметь последствия. Жизнь Фрейда – дом, дети, придирчивая и аккуратная Марта с белоснежными простынями, ночное сидение за статьями при свете керосиновой лампы – была взбудоражена присутствием своенравной женщины, которую он называл (не один раз в письмах Флису) «своей примадонной» и «учительницей».

Шандор Ференци, коллега и доверенное лицо Фрейда в двадцатом веке, писал о том, как его учитель работал в ранние годы. Предположительно, эти записки были основаны на рассказах Фрейда. В мае 1932 года Ференци отмечал, что Фрейд работал со своими первыми невротиками «страстно» и «увлеченно», «если необходимо, часами лежа на полу рядом с человеком, бьющимся в невротическом припадке». Имелась ли в виду конкретная пациентка, требовавшая столько внимания, и не была ли это Анна фон Либен? Фрейд подчеркивал, что он не мог позволить ей освободиться от эмоционального гнета с другими врачами. Только с Фрейдом у нее получались «все слезы, все выражения отчаяния», необходимые для катарсиса. Как и в случае Йозефа Брейера и Берты Паппенгейм, для «лечения разговорами» было необходимо его присутствие. Не обнаружил ли он, как Йозеф с Бертой, что за такие близкие отношения приходится платить?

Психоаналитики впоследствии признают наличие элемента эротики в отношениях пациента и аналитика и будут считать его довольно распространенным. Психоаналитик, как писал Фрейд в 1914 году, знает, что работает с мощными силами и должен «продвигаться так же осторожно и добросовестно, как химик». В 1888 году он и не подозревал о существовании этих «мощных сил». Было бы неудивительно, если бы его посещения Анны фон Либен создали бы между ними некие эмоционально-интимные отношения с оттенком эротики, с которой он не мог справиться. Возможно, именно потому в «Этюдах по истерии» об Анне написано так мало. В девятнадцатом веке люди говорили о враче – любом враче – и его пациентках-истеричках с понимающей улыбкой. Аксель Мунте, наблюдая за Шарко в «Сальпетриере», сказал, что он разделяет «судьбу всех невропатологов – его окружает толпа невротических дам».

В описании ранних случаев истерии появляется тема секса, хотя и не очень явно, потому что Фрейд, по его собственному признанию, еще сам не осознавал в полной мере ее значимости. В некоторых случаях проблема секса выходит на первый план, как, например, в истории Катарины. Еще одна – это история «Девушки с зонтом», случай которой был описан в примечании к книге. Это была дочь врача, у которой были проблемы с ногой, и для ходьбы она опиралась на зонт как на трость. Под гипнозом в присутствии отца она сказала «всего одну значительную фразу», которая намекала на сексуальную психологическую травму, связанную с ним. Отец больше не приводил дочь к Фрейду. Позже Фрейд создал теорию о сексуальном совращении (соблазнении) детей, от которой впоследствии отказался. Он не мог разобраться в сексуальности своих родителей и в своей собственной.

В этот же ранний период одна пациентка проснулась от гипнотического сна и «обняла меня за шею», причем в этот момент в комнату вошел кто-то из прислуги. Фрейд описывал этот эпизод не раз. Была ли это Анна фон Либен или же Фанни Мозер, которая за свою жизнь перевидала немало врачей и, как говорили, спала не с одним из них?

После смерти Фрейда Волчий Человек объяснил одной журналистке, почему Фрейд, которого он знал не только как психоаналитика, но и как друга, предпочитал сидеть на кушетке в голове пациента. «У него была пациентка, которая хотела его соблазнить, – насмешливо заявил Панкеев, – и она постоянно задирала юбку».

Возможно, это правда, и Фрейда преследовали соблазнительницы. Если и так, они были разочарованы. Впрочем, мы можем предположить, что некоторые из них причинили ему немало страданий.