Диагноз «синдром психической зависимости» ставится, если в течение достаточно длительного срока у человека наблюдается непреодолимая потребность произвести действия патологического характера. Эти зависимости, приводящие к болезням зависимого поведения, в большинстве случаев неконтролируемы. Особое опасение внушает тут факт, что последствия совершаемых действий наносят губительный вред и часто опасны для окружающих.

Синдром психической зависимости: формирование, признаки и реабилитация

Болезни зависимого поведения представляют собой две формы:

1) психофизические зависимости, связанные с употреблением психоактивных химических веществ (химическая зависимость) - алкоголя, седативных веществ, стимулирующих веществ, психодислептиков (меняющих сознание);

2) болезненные зависимости, связанные с нехимической зависимостью:

  • с нарушением влечения к пище (нервная (переедание));
  • с нарушением сексуального влечения (фетишизм, трансвестизм, вуайеризм, эксгибиционизм, садизм, мазохизм, геронтофилия, педофилия, зоофилия и т. д.);
  • с другими патологическими расстройствами влечений (пиромания (влечение к поджогам), клептомания (к воровству), шопоголизм (к покупкам), патологический гэмблинг (к азартным играм), болезненное влечение к Интернету и т. д.).

Основной характеристикой формирования синдрома психической зависимости является дезадаптивная потребность (часто сильная, иногда непреодолимая) произвести определенные действия.

Диагноз может быть установлен при наличии трех и более перечисленных ниже признаков физической и психической зависимости, возникающих в течение определенного времени (на протяжении года):

1) сильное желание или чувство труднопреодолимой тяги к этим действиям;

2) сниженная способность контролировать данные действия в ходе эпизода: его начала, окончания, последствий, о чем свидетельствует значимо отклоняющееся неадаптивное поведение, реализуемое на протяжении большего периода времени, чем намеревалось, безуспешные попытки или постоянное желание ограничить это поведение по выраженности, сократить его по времени или контролировать;

3) ещё одним признаком психической зависимости является повышение устойчивости к психотропным эффектам отклоняющегося поведения, заключающееся в следующем:

  • необходимость увеличения степени отклоняемости поведения от общепринятых стандартов и/или собственного доболезненного стиля поведения;
  • частое повторное исполнение этих действий ведет к явному ослаблению эффекта;

4) поглощенность реализацией аномального влечения, проявляющаяся в том, что человек полностью или частично отказывается от других форм наслаждения, интересов, жизнедеятельности (забываются питание, сон, сексуальные контакты, семья, учеба, хобби и тому подобное) и много времени тратит на деятельность, связанную с подготовкой и реализацией аномального влечения, и на восстановление его эффектов;

5) продолжение аномального поведения (совершение повторных эпизодов) вопреки явным признакам их вредных и опасных последствий при понимании природы и степени вреда (фактического или предполагаемого).

В реабилитации от психической зависимости используется комплексный подход. Это сочетание медикаментозных, психотерапевтических и физиотерапевтических методов. Длительность лечения порой измеряется годами, так же как годами нарабатывались болезненные нарушения обмена веществ в организме, изменения личности и ее социальных связей. Одни лекарства убирают очаги возбуждения, требующие принять новую дозу или сесть за компьютер, другие просто улучшают работу мозга, повышая его стрессоустойчивость. Психотерапия в первую очередь направлена на поиск ресурсов внутри самой личности и обучение человека новым формам поведения.

В классификации психических зависимостей выделяют синдром патологического влечения, синдром измененной реактивности и синдром психического изменения личности.

Синдром патологического влечения личности

Синдром психофизической зависимости включает в себя патологическое (болезненное) влечение и состояние психофизического комфорта/дискомфорта, связанного с ситуацией реализации патологического (болезненного) влечения.

Суть синдрома патологического влечения заключается в выраженной, часто непреодолимой потребности в совершении определенного вида деятельности (погружении в сеть при интернет-зависимости, воровстве ненужных вещей при клептомании). Часто психический комфорт при этом не является синонимом эйфории, так как представляет собой не переживание удовольствия, а уход от психоэмоционального дискомфорта. То есть аномальное (зависимое) поведение способно изменять актуальное (имеющее место) психическое состояние со знака «минус» (чувство вины, неуверенность, внутренняя неудовлетворенность, напряженность, скованность, переживание собственной дефектности, ущербности, мрачность, страх общения и другое) на знак «плюс» (успокоение, расслабление, приятная умиротворенность, чувство комфорта, «торжество победителя и властелина», эйфория, доходящая до экзальтации). Основное отличие рассматриваемого состояния от психического комфорта здоровых лиц заключается в том, что при патологическом влечении наибольшая степень комфорта переживае
тся в период исполнения аномального влечения (с момента начала подготовки), тогда как прекращение его в силу неодолимого препятствия ведет к острому переживанию психического дискомфорта.

Патологическое физическое влечение проявляется в непреодолимом (компульсивном) стремлении к аномальному поведению (азартная игра, переодевание, обнажение в присутствии лиц иного пола, садистские манипуляции). Причем степень этого влечения достигает витального уровня, сравнимого с чувствами жажды, голода. Оно может даже конкурировать с физиологическими витальными влечениями, подавляя их. Например, блокируется потребность в пище, сне, половых контактах и тому подобное. Это компульсивное влечение сопровождается вегето-висцеральной (соматической, телесной) стигматизацией: колебаниями артериального давления, пульса, нарушениями аппетита, деятельности желудочно-кишечного тракта и прочим. В данном случае включаются такие симптомы, как состояние физического комфорта в патологической (болезненной) ситуации и симптом физического дискомфорта вне ее (вегето-висцеральные расстройства, тягостное психоэмоциональное состояние), при этом снижаются продуктивность и трудоспособность.

При совершении требуемых действий психофизическое состояние изменяется. Спектр этих изменений широк: у одних восстанавливается бодрость, активность; к другим приходит успокоение, релаксация, приятная умиротворенность, чувство комфорта; у третьих возникает радость, своеобразная эйфория, достигающая степени экзальтации и торжества; у четвертых происходит не достигаемая иными стимулами эротизация. Одним из результатов аномального поведения является гомеостабилизирующий эффект - восстановление общего комфортного физического состояния, исчезновение признаков вегето-висцеральной (телесной) дисфункции (бессонницы, колебаний артериального давления, сердцебиения, ), возвращение аппетита.

Синдром измененной реактивности личности

Синдром измененной реактивности включает рост толерантности (устойчивости), симптом изменения форм патологического влечения (изменяются формы осуществления влечения) и симптом изменения психотропного эффекта реализации болезненного влечения (измененный психотропный эффект).

Рост толерантности (устойчивости) - увеличение дозировки психоактивного вещества (алкоголя, сигарет, снотворных, наркотиков и других) или нарастание степени отклоняемости поведения. Происходит увеличение продолжительности эпизодов аномального поведения. Происходит переход на новые, все более отклоняющиеся формы поведения. Взять, к примеру, переодевание при фетишном трансвестизме: человек вначале скрывает переодевание в женскую одежду и тайно демонстрирует это самому себе, затем выходит в места скопления незнакомых людей, затем демонстрирует себя в таком необычном виде знакомым и близким лицам; при садизме это может быть нарастание жестокости вплоть до кровожадности. Если в начале болезни аномальное поведение носит характер поисковой, экспериментальной деятельности, оно разнообразно, то затем эти эпизоды приобретают стереотипный характер. Измененный психотропный эффект проявляется в исчезновении эйфории; вместо эйфории наступает релаксация, стабилизация работы организма, тонизирование.

Синдром психического изменения личности

Наиболее ранним проявлением синдрома психического изменения личности выступает заострение характера: шизоидного (замкнутости), возбудимого (взрывчатости), истероидного (демонстративности) радикалов, черт неустойчивости и повышенной чувствительности. Это, в свою очередь, по кругу приводит к учащению аномального поведения как способу ухода от конфликтов. Синдром изменения личности заключается в появлении и усилении новых качеств. Как правило, это черты возбудимости (взрывчатости) со склонностью к дисфорическим (тоскливо-злобным) реакциям, агрессивности и истероидности в виде эгоцентризма, непоследовательности поступков и мыслей. Порой формируются психические защиты:

  • Рационализация - декларация социальной полезности и значимости своего поведения (садист называет себя «санитаром общества»);
  • вытеснение - снятие с себя чувства вины и освобождение от переживания негативных социальных последствий, от страха наказания;
  • перенос - исчезновение способности испытывать чувство вины с одновременным возникновением потребности обвинять в происходящем окружающих, близких, появление жалости к себе, а не к жертвам своих поступков.

Этот вид психической зависимости относится к более поздним этапам болезней зависимого поведения.

Оскудение содержания личности происходит в первую очередь за счет нравственных категорий, наступает снижение санитарно-гигиенических качеств. Возникают и усиливаются бессердечность, равнодушие к семье, учебе, работе, исчезают ответственность, чувство долга, игнорируются социальные правила и обязанности. Нередко происходит сужение круга интересов, падает жизненная активность. Постепенно теряется интерес ко всему, что не входит в круг болезненного поведения и не имеет к нему прямого или косвенного отношения. Весь стиль жизни становится шаблонным, стереотипным, посвященным овладевшему человеком дезадаптивному поведению. Утрачивается потребность в полноценном общении с родственниками, друзьями и знакомыми, исчезает доброжелательность, часто возникает недоброжелательно-завистливое отношение к окружающим, озлобление на людей как на таковых при одновременном усилении жалостливости к себе. Появляются озлобленность и зависть к здоровым лицам. Оскудевает и сексуальность.

Статья прочитана 3 754 раз(a).

  1. Клинический пример истории болезни пациента с симптома­тической компьютерной зависимостью на фоне органического поражения центральной нервной системы

Андрей, 1982 года рождения, работает за компьютером с 14 лет (с 9-го класса).

Анамнез жизни

Ребенок от первой беременности, которая проходила на фо­не токсикоза первой половины. Роды ускорены, после стимулирования.

Родился доношенным, в срок, массой 3450 г, 54 см, с желту­хой новорожденных. Грудное кормление с 5-х суток. Развитие: в 6 мес. - сидит, в 1 год - ходит, в 1,5 года - фразовая речь. Энурез до 8 лет. В детстве был расторможенным, актив­ным. С 2 лет посещал детский сад, в школу пошел в 7 лет, где учился хорошо. Конфликтов с одноклассниками и преподава-

телями не наблюдалось. Школу закончил с золотой медалью, после чего успешно поступил в вуз. Воспитанием преимущес­твенно занимается мать.

Со слов матери, в 1989 г. сын был консультирован в Харь­ковском НИИ неврологии и психиатрии им. Протопопова, где был поставлен диагноз: Неустойчивая психопатия. Другие не­психотические расстройства в результате эпилепсии (301.8 с 310.83) и назначена седативная и общеукрепляющая тера­пия. Рекомендованы общеукрепляющие и тонизирующие занятия, режим дня, избегать просмотра телевидения. После проведенного курса лечения в динамике отмечалось улучше­ние состояния: мальчик стал спокойнее, более

уравновешенным, послушным.

Наследственность отягощена: отец и дед по линии отца бы­ли зависимыми от алкоголя, дядя отца имел зависимость от алкоголя и совершил два суицида, второй завершенный; дед по линии матери страдал психопатией с агрессией, бытовым пьянством, двоюродный брат матери имел завершенный суи­цид.

Из перенесенных операций: в 2 года - паховая грыжа под общим наркозом; в 8 лет - аппендэктомия под общим наркозом; в 17 лет - коррекция искривления перегородки носа под об­щим наркозом.

Анамнез заболевания

С 9 лет Андрей играл на приставке. В 9-м классе родители купили сыну компьютер. Последние 2,5 года (с сентября 2001 года, с 3-го курса университета) Андрей стал увлекаться ком­пьютерными играми.

Сначала сидел за компьютером по 3-6 часов в сутки, играл в компьютерные игры, «почувствовал вкус». Затем время пребы­вания за компьютером увеличилось до 8 часов в сутки. Родители стали беспокоиться за состояние сына, но думали, что смогут справиться сами. Андрей слушал советы мамы и папы, но как только садился играть - обо всем забывал. В школе про­бовал курить гашиш, пить алкоголь. После алкоголизации появлялась головная боль и головокружение, а курение «не приносило удовольствия». Через полгода время, посвящаемое компьютерным играм, достигло 13-15 часов в сутки. Родители обратились в психиатрическую клинику, где Андрею назначи­ли амитриптилин (по 25 мг в сутки), финлепсин (по 200 мг 3 раза в сутки), леварин в течение 3 месяцев. Пациент также по­сещал занятие с психологом. Летом наступило временное улучшение состояния: время, проводимое за компьютером, со­ставляло 4-6 часов в сутки, нормализовалось поведение.

В сентябре 2002 года перешел на 4-й курс университета, по­сещал занятия, учился отлично. Потом «опять стало скучно учиться», «ничего любопытного вокруг» и симптоматика возоб­новилась. «Когда я сажусь играть, то обо всем забываю. Это другой мир, другие ощущения. Это затягивает, как алкоголь, наркотики», - говорит Андрей. На вопрос «Что чувствуешь?» отвечает так: «Чувствую, что побеждаю, силу, уверенность, собственную мощность. Лучше бороться с компьютерными ге­роями, чем с живыми». Предпочитает играть в U-Rally-2, Stronghold, Corkyl2, Quake-2, Counter Strike.

Co слов матери, «когда сын за компьютером - он весь све­тится, горит», «появляется блеск в глазах, учащается дыхание».

Постепенно время игры за компьютером увеличивалось - просыпался в 13-14 часов дня, садился играть, сидел до 24-2 ча­сов ночи. Перестал убирать за собой, пищу мать приносила прямо к компьютеру, иначе Андрей не ел совсем. Перестал за­ниматься физическими упражнениями, следить за собой, с девочками и друзьями встречаться желания не было. А объяс­нялось это так: «Нужно что-то делать, рассказывать им, напрягаться, расходовать деньги, а так сел и играешь…» Появи­лись боли в спине, тики левого глаза. Андрей ясно видел все изменения в его жизни под воздействием компьютера, одна­ко - «я могу бросить играть на компьютере, а не хочу. Стоит ли это делать, и зачем, я все равно к нему вернусь». Говорит, что не пожелает другим такого увлечения, знает, что компьютерные игры плохо влияют на зрение, меняют отношения с людьми, мировоззрение.

Попытки родителей ограничить общения сына с компьюте­ром (забирали мышку, клавиатуру, другие части компьютера, кричали, воспитывали) вызывали бурную реакцию протеста («за компьютер стоял насмерть»). Андрей спал или «барабанил» по кнопкам пульта от телевизора, переключая каналы. Его раз­дражительность, гнев, агрессивность (со слов мамы «как зверюга») серьезно тревожили родителей. Ночью смотрел теле­визор, днем спал, употреблял в пищу только сладкое и фрукты, настроение было сниженным. Со слов Андрея, при вынужден­ном перерыве возникало «ощущение опустошения, скуки», «вроде бы что-то внутри обрывается». Вышеизложенная сим­птоматика возобновилась через три дня.

В октябре 2002 года родители обратились за помощью на ка­федру психиатрии факультета последипломного образования Днепропетровской медицинской академии, где были проведе­ны анкетирование, психопатологическое, психологическое и нейрофизиологическое (компьютерная энцефалография) об­следования.

Скрининговый способ диагностики компьютерной зависи­мости показал наличие у пациента компьютерной зависимости (39 баллов). В результате анкетирования было выявлено, что Андрей чувствует за компьютером увлечение, любопытство, ве­личие и могущество. Считает, что возможна реализация своих фантазий и желаний, создание новых образов, новых представ­лений в виртуальном мире, что невозможно в реальном мире (быть не собой); «можно почувствовать что-то новенькое, по­высить настроение». Оказалось, что для него «войти» в игру психологически намного легче, чем «выйти» из нее. А. написал, что чувствует себя счастливым, находясь за компьютером, и по­лучает больше удовольствия от общения в сети, чем в реальном мире. При этом сознался, что иногда чувствовал легкую дезори­ентацию и зрительные эффекты после компьютерных игр.

Пациент посещал сеансы психотерапии и принимал амит- риптилин (50 мг в сутки), феварин (100 мг в сутки).

Во время сеансов он соглашался с тем, что компьютерные игры действительно влияют на психику, на физическое здо­ровье и забирают много времени. Компьютерная игра является высоко эмоциональной формой общения. «Предло­жите мне что-либо еще, что заинтересовало бы меня, и тогда я подумаю!».

Но он не представлял себе свою жизнь по-другому, не видел, чем можно заниматься еще, хотя в беседе звучало желание пой­ти работать, посещать спортзал. Но последующего развития эти идеи не получали. Появились проблемы с обучением, пропуски занятий, задолженности по предметам. Через время он отказал­ся пить лекарства, объясняя это сонливостью и невозможностью играть. Появился негативизм к родителям и врачам.

Ситуация обострилась, когда в январе 2003 года сломался компьютер. В первые сутки у пациента отмечалось психомо­торное возбуждение. Андрей бросал в сервант вазы, выбрасывал книги, грубил, исцарапал холодильник. На вторые сутки появилась аффективная симптоматика: снизилось на­строение, исчез аппетит, непосредственно перед ночным сном отмечались трудности засыпания; тревога и напряжение росли. Некоторое время сидел перед телевизором, «щелкал каналы по 12 часов в сутки». По вечерам стал принимать горячие ванны, объясняя это желанием расслабиться и укрепить организм, по­сле чего чувствовал облегчение. Пациента ничто не радовало, все мысли были только о компьютере. На 3-й - 4-е сутки на­блюдалась суицидальная тенденция. Андрей сообщил матери, что не «хочет больше жить» и просил дать яд, чтоб не «чувство­вать больше этой скуки». Голос был монотонным, взгляд тусклым, периоды сниженного настроения сочетались с агрес­сией и злобностью, тревогой. На 5-е сутки был назначен рисполепт в дозе 1 мг в сутки и амитриптилин в дозе 50 мг в сут­ки. Первую неделю пациент не отмечал улучшения. Через неделю уменьшились тревога и напряжение, улучшились на­строение, сон и аппетит, нормализовалось поведение. В динамике через 3 месяца наблюдалось значительное улучше­ние состояния пациента: исчезла потребность во все большем времени работы за компьютером, появился контроль поведе­ния и времени, нормализовался ритм «сон-бодрствование».

Андрей пошел в университет, сдал долги по предметам, и впереди было написание курсовой работы. До апреля 2003 года состояние стабилизировалось, время работы за компьютером составляло 4-5 часов вдень, позже 23.00 уже не играл.

В дальнейшем проводились телефонные консультирования, пациент приезжал на консультации на кафедру. До июня 2003 года эмоциональные реакции во время компьютерных игр уменьшились, исчезли тики левого глаза, возобновился режим дня.

Психологическое обследование

Тест Штур на определение интеллекта показал IQ= 109. По типу темперамента - сангвиник (тест Айзенка). Уравновеше­ны интра- и экстравсртированные тенденции.

По методике определения акцентуации личности (тест Шмишека) определяется тенденция к формированию гипер- тимной, демонстративной и циклотимной личностной акцентуации. Отмечается эгоцентризм, потребность в призна­нии и одобрении, свойственны частые изменения настроения, а также зависимость от внешних событий, склонен к депрес­сии. Самооценка далека от объективности, склонен к повышенной раздражительности.

По методике диагностики межличностных отношений (тест Лири) на первый план в определении «Я-реального» выходит агрессивный тип (9 баллов). В 11-м классе для пациента была характерна пониженная самооценка, направленность на актив­ную наглядную деятельность, негативно окрашенные эмоции, неуверенность, пассивность. Стандарт и конформность мыс­лей и установок, обоснованность и обдуманность в принятии решений. Агрессивность по отношению к вышестоящим. Лег­кость в возникновении ощущения страха, опасности, недоверие. Повышенный уровень тревожности. Сенсибилизо- ванный опросник для определения рукости показал выраженную праворукость (+20 баллов).

Нейрофизиологическое обследование (энцефалограмма)

Достаточно давно у пациента на ЕЕГ отмечались признаки эпилептического механизма мозгового функционирования в виде очаговой пароксизмальной активности слева в височ­но-теменной части, умеренных общемозговых изменений ирритативного характера.

Проведено компьютерное электроэнцефалографическое исследование с использованием аппаратурно-технического комплекса ДХ-2000 до и после предложенной пациенту его лю­бимой компьютерной игры, в которую он играл в течение 15 минут. Определялся превалирующий патологический меха­низм мозгового функционирования и его динамика в процессе обследования. Рассматривался индекс пароксизмальности, а также особенности средних компонент зрительных вызванных потенциалов.

Методика проведения исследования

Проводилась регистрация суммарной биоэлектрической ак­тивности головного мозга по 16 отведениям в течение следующих временных интервалов длительностью в 30 секунд: фоновая запись ЭЭГ с открытыми глазами, 3-минутная гипер­вентиляционная нагрузка, фотостимуляция 2 и 20 Гц. Была проведена также регистрация зрительных вызванных потенци­алов после рандомизированной фотостимуляции с частотой 2 Гц, оценивались амплитудные показатели негативных и пози­тивных волн N100 и Р300 в каждом из 16 электро- энцефалографических отведений и их динамика в процессе об­следования.

Были получены следующие результаты. На фоновой ЭЭГ при гипервентиляционной нагрузке до компьютерной игры у пациента была найдена патологическая активность в виде острых волн, с амплитудой до 120-150 мкв, и полифазных ком­плексов острых волн с амплитудным превалированием в височно-теменной области справа; суммарный индекс парок- сизмальности в этой зоне мозга на фоновой записи составил 5%, а при гипервентиляции - 18%. После компьютерной игры индекс пароксизмальности в правой височно-теменной облас­ти на фоновой записи составил 4%, а при гипервенти­ляционной нагрузке - 12%.

После проведения записи зрительных вызванных потенциа­лов были получены следующие результаты, представленные в табл. 5.7.

Таблица 5.7. Амплитудные характеристики (мкв) волн ВП N100 и РЗООдо и после компьютерной игры пациента
Отведение ЕЕГ (система 10-20%) До компьютерной игры После компьютерной игры
N100 Р300 N100 Р300
Fpl 3 4 3 3
Fp2 3 5 2 3
F3 2 3 2 3
F4 3 6 2 4
СЗ 4 4 3 4
С4 3 4 3 3
Cz 4 5 3 4
Т1 6 6 3 3
Т2 8 8 9 5
ТЗ 5 7 3 6
Т4 7 11 9 6
Т5 4 3 4 4
Т6 7 12 9 6
РЗ 5 5 4 4
Р4 4 7 4 5
Ol 6 8 7 4

Данные свидетельствуют о значительном снижении ампли­туды позитивной волны Р300 в правой височно-теменной области после компьютерной игры пациента по сравнению с фоновыми величинами, а также о некотором повышении ам­плитуды! негативной волны N100 в отведениях правой височно-теменной области. Полученные результаты исследо­вания свидетельствуют о снижении степени выраженности патологического механизма мозгового функционирования у пациента после компьютерной игры (уменьшение показателей индекса пароксизмальности в височно-теменной области спра­ва при гипервентиляционной нагрузке на 6%). Результаты, полученные посредством методики ЗВП, отображают значи­тельное снижение амплитуды волны Р300 в височно-теменных отделах мозга, особенно справа и в некотором смысле, умерен­но выраженное повышение амплитуды негативной волны N100 в тех же зонах головного мозга. Это свидетельствует об умень­шении разрядных возбудимых процессов в височно-теменной области, что может быть связано с усилением процессов десин­хронизации биоэлектрической активности головного мозга и уменьшением явлений синхронизации после компьютер­ной игры. Некоторое повышение амплитуды негативной волны может свидетельствовать об умеренном повышении ак­тивности тормозных процессов в височно-теменных отделах мозга с подавляющей правосторонней латерализацией после компьютерной игры.

Таким образом, подводя итоги результатов исследования, можно прийти к выводу, что у обследованного пациента ком­пьютерная игра приводила к повышению уравновешенности возбудимых и тормозных процессов в головном мозге, что про­являлось, с одной стороны, в снижении степени выраженности пароксизмальной активности, уменьшении количества и дли­тельности ее разрядов, а с другой стороны, в улучшении общего баланса между неспецифическими активирующими и тормоз­ными системами головного мозга.

Обсуждение

У пациента формирование игровой компьютерной зави­симости проходило поэтапно. Сначала игра за компьютером носила ситуационный характер и позволяла рсализовывать неосознаваемые потребности в принятии роли (механизм формирования зависимости). Это был период легкого увле­чения и он продолжался полгода. В дальнейшем наступил этап сформированной компьютерной зависимости (2-й этап), который характеризовался появлением в иерархии потребностей новой потребности -игры за компьютером, принимающей систематический характер. На этом этапе преобладали эмоционально-волевые расстройства, отмечал­ся рост толерантности к компьютеру: потребность во все большем количестве времени работы за компьютером для достижения удовольствия; значительное снижение эффекта от пребывания за компьютером в течение того же промежут­ка времени, что и раньше.

На 3-м этапе зависимости наблюдаются признаки как пси­хической, так и физической зависимостей. Постоянное «злоупотребление» компьютерными играми, безуспешные по­пытки контролировать работу за компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения преобла­дают агрессивность, злобность, психомоторное возбуждение, непроизвольные «печатающие движения» пальцев рук, имеет место депрессивный синдром. Появились признаки дезадапта­ции, социальные и психологические проблемы, связанные с обучением, отношением с родителями, друзьями. Периоды легкой дезориентации и зрительные эффекты после компью­терных игр свидетельствуют о существенном влиянии избыточной работы за компьютером. В дальнейшем клиничес­кая картина характеризовалась снижением толерантности к компьютеру при сохранении постоянства работы за ним, а так­же наличием психопатологической симптоматики неврозоподобного и аффективного регистров. В процессе лече­ния пациента рисполептом и амитриптилином нам удалось достичь ремиссии, которая согласно катамнестическим иссле­дованиям продолжается уже в течение полутора лет. Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд санкционирующих компьютерозависимое поведение факто­ров: генетическую отягощенность (алкоголизм и суициды у родственников), органический фон (перенесенные операции под общим наркозом), диагноз в детстве (неустойчивая психо­патия, другие непсихотические расстройства в результате эпилепсии), характерологические особенности (эмоциональ­ная неустойчивость, изменения настроения).

Следует отметить интересный момент, выявленный при нейрофизиологическом (электроэнцефалографическом) ис­следовании нашего пациента. Сначала в состоянии абстиненции на ЭЭГ были отмечены более выраженная па­роксизмальная активность, преимущество возбудимых процессов над тормозными (по вызванным потенциалам), а также повышенная активность медиобазальных структур ви­сочных областей мозга. Мы купировали абстиненцию пациента, предоставив возможность играть в компьютерную игру, время игры составляло 30 минут, после чего наблюдали следующие изменения на ЭЭГ: уменьшились проявления па­роксизмальной активности, увеличились явления десинхронизации за счет повышения активности неспецифи­ческих активирующих систем мозга, были уравновешены тормозные и возбудимые процессы, несколько снизилась об­щая активность медиобазальных структур головного мозга.

С целью коррекции поведения, когнитивных функций и стабилизации настроения мы применяли сочетание медика­ментозной (рисполепт и амитриптилин) терапии и системы поэтапной коррекции компьютерной аддикции.

  1. 2. Клинический пример истории болезни пациента с первичной компьютерной зависимостью

Максим, 1991 года рождения. Работает за компьютером с 10 лет (с 4-го класса).

Анамнез жизни

Родился в семье рабочих единственным ребенком. Беремен­ность протекала на фоне сильного токсикоза. Роды своевременные, стремительные. Вес при рождении - 3250 г, рост - 52 см. До года находился на грудном вскармливании. Психомоторное развитие соответственно возрастным нормам.

В 6 мес. - сидит, в 1 год 2 мес. - ходит. Первые слова - до года, фразовая речь - в два года.

С детства был общительным, имел несколько близких дру­зей. Воспитывался дома, детский садик не посещал. Родного отца мальчик не помнит, потому что отец ушел из семьи, когда сыну был I год. Через год мать вышла замуж второй раз. Отно­шения с отчимом были хорошими. Мальчик считал его своим отцом, очень его полюбил.

В школу пошел в 6 лет на Кубани. Учился хорошо, старатель­но, был любимым учеником в классе. Одно время пробовал заняться боксом - не понравилось. Родители ничего мальчику не запрещали. До 8 лет был страх темноты, поэтому спал со включенным светом. Когда Максиму исполнилось Юлет, роди­тели решили расстаться. В разводе он обвиняет обоих родителей, но позже смирился с этим.

В 1997 году Максим с матерью переехали к бабушке в г. Днепропетровск, где он и пошел в новую школу. Не имел за­интересованности к обучению, «тосковал» за старой школой, учился удовлетворительно. В компании одноклассников на­учился курить, алкоголем не интересовался. Со слов матери, сын по характеру спокойный, добрый, общительный, немного застенчивый. Наследственность психическими заболевания­ми, алкоголизмом не отягощена. До трех лет болел ОРЗ, перенес ларингит, тонзиллит; в 1993 году - ветряную оспу.

Анамнез заболевания

С начала 2000 года Максим начал пропускать занятия в шко­ле, «было неинтересно», стал посещать компьютерный клуб.

«Компьютер я полюбил сразу, как только попал в клуб», - говорит Максим. Сначала деньги просил у матери - 2,50 грн. за час. С каждым днем все больше хотелось проводить време­ни за компьютером, играл в разные игры, искал информацию, изучал управление компьютером, возможности

Интернета. Начал ходить в клуб по ночам, а днем отдыхал, сле­довательно, учебные занятия не посещал. Общался с такими же «компьютерщиками». Несмотря на беседы с бабушкой и ма­мой, он убегал с уроков, не ночевал дома, хоть и обещал приходить вовремя. Мог взять деньги без разрешения, а затем начал выносить вещи. На вырученные деньги от продажи посе- шал компьютерный клуб. Стал эмоционально лабильным, кричал по ночам. Мать обратилась к психиатру. В марте 2000 го­да в городском ПНД амбулаторно было проведено лечение (седативная терапия, психотерапия), после чего мальчик стал спокойнее, более уравновешенным.

С начала 2001 года Максим опять начал выносить деньги без разрешения, выносил вещи из дома, на вырученные деньги по­сещал компьютерный клуб. Мальчик хоть и считает себя общительным человеком в реальном мире, но говорит, что «в Интернете намного интереснее: можно общаться с людьми из разных уголков планеты, быть не собой, никто не видит, какой я в действительности; познаешь много любопытного, нового». Максим имел свое имя в клубе - «хакер», что ему очень нрави­лось («звучит сильно»).

«Сначала я сидел за компьютером недолго, но время пробе­гало так быстро, что ночь сменяла день, а ехать домой было уже поздно, поэтому и оставался в клубе». Позже, Максим уже не мог остановить свое влечение, прервать волевым усилием. Бе­гал в клуб. Мог не спать целыми ночами, «сидеть» за компьютером по 12-14 часов в сутки. Не было времени даже ку­шать, иногда друзья угощали чем-то. Когда не было еды, курил по 4-5 сигарет, но если пропускал компьютерный клуб, то ку­рил по 15-20.

Мать всячески пыталась ограничить эти посещения: то иг­норировала молчанием, то кричала. Однажды зафиксировала мальчика к батарее наручниками и оставила его дома. Каким-то образом ему удалось вытянуть руку, натянув рукав свитера, и пойти в Интернет- клуб. Тогда мать решила сделать по-другому, она попросила охранника клуба под любым предлогом не пус­кать ее сына. Каково же было удивление охранника, когда ночью на улице он увидел сидящего Максима на цементной по­верхности под дверью клуба. Увиденное настолько его поразило, что он пустил мальчика к «предмету увлечения».

Было время, когда компьютерный клуб не работал два дня. Парень переживал неприятные ощущения, стал плаксивым, эмоционально лабильним, по ночам кричал, настроение было сниженным. Было только одно желание - скорее сесть за ком­пьютер. Когда Максим вернулся к компьютеру, то

раздражительность, обида исчезли, настроение нормализова­лось.

III и IV четверти 7-го класса в школу не ходил совсем. Мать привела сына в конце года сдавать зачеты и экзамены по всем предметам. С целью решения вопроса о последующем обуче­нии в школе и диагностике состояния Максим был направлен в КУ «МКПНЦ». При госпитализации были жалобы (со слов ма­тери) на пропуски школы, уходы из дома, раздражительность, кражи денег дома, нарушения сна.

В первые дни пребывания в детском отделении у пациента отмечались эмоциональная лабильность, волнение, раздражи­тельность. Было тяжело заснуть, просыпался ночью, «думал о компьютере». Отмечал, что «желает действовать самостоятель­но и свободно, чтобы иметь возможность отдаваться своим увлечениям, делать все, что сам считает правильным, заслужи­вающим внимания». Настроение было сниженным, общался избирательно. На занятиях заинтересованности к обучению не проявлял. Скрининговый способ диагностики компьютерной зависимости показал наличие у пациента компьютерной ад- дикции (38 баллов). Было проведено психологическое и нейрофизиологическое обследования.

Психический статус: выглядит соответственно возрасту. Опрятен, одет чисто. Внешне несколько ослаблен, напряжен. Во время беседы с интересом оглядывается вокруг, глазной контакт поддерживает. Взгляд бегающий. Блеск в глазах прояв­ляется при упоминании о компьютере. Мимика живая, соответствует содержанию вопроса. Ориентация при контакте прямая, дистанцию изменить не пытался. Движения быстрые, адекватные теме беседы за интенсивностью и содержанием. За­шел в кабинет, сел на предложенный стул. Осанка непринужденна, поступь свободна, ритмична. Занял всю по­верхность сидения стула. Положил ногу на ногу, периодически качает ногой; руки на бедрах. Во время обсуждения «неприят­ных» тем меняет позу, склоняет голову книзу. Иногда движения становятся более живыми, жестикулирует (направленность жестов вверх), когда речь заходит о виртуальном мире. Досту­пен речевому контакту. Охотно вступает в беседу, на вопрос отвечает по существу. В подробностях описывает свое увлече­ние компьютером, свои ощущения, интересы в сети. Говорит, что «получает большое удовольствие от компьютера», «чувству­ет себя могущественным, сильным». Не отказывается от пропусков занятий. Если не возможен контакте компьютером, «появляется ощущение пустоты». Темп речи - средний, голос умеренной громкости, модулируемый. К обследованию отно-

сится напряженно. Понимает, что госпитализация вызвана тем, что он не ходит в школу, нарушал дисциплину, заинтересован компьютерами. Самостоятельно контролировать свое поведе­ние не может. Настроение снижено, эмоционально лабилен. Обманов восприятия не отмечается. Мышление логичное, по­следовательное. Продуктивных расстройств мышления нет. Окружающее воспринимает адекватно и четко. Верно ориенти­рован в месте, времени и в личности. Уровень школьных знаний низок, не отвечает нужному уровню образования. В то же время хорошо ориентируется в социальных ситуациях, в компьютерах. Память не нарушена. Внимание отвлекаемое. Критика к своему состоянию частична. Соглашается с тем, что его называют больным, но «серьезных признаков болезни не видит». Пассивно согласен на лечение.

Соматический статус: среднего роста, нормостенического телосложения. Кожные покровы чистые, слизистые блед­но-розового цвета. Лимфатические узлы не пальпируются. Дыхание свободное, через нос, ЧД 18 в минуту. В легких дыха­ние везикулярное, хрипов нет. Тоны сердца чистые, ритмичные. АД=110 и 60 мм рт.ст. Пульс симметричный на лу­чевых артериях, одинаковый, полный, 80 за 1 минуту. Живот мягкий, безболезненный. Печень и селезенка не пальпируют­ся. Симптом Пастернацкого отрицательный с обеих сторон. Физиологические отправления в норме.

Неврологический статус: лицо симметричное. Зрачки оди­накового размера, фотореакция живая. Сухожильные рефлексы равнозначные, живые, патологические рефлексы не вызываются. Менингиальных знаков нет. Все виды чувстви­тельности сохранены. В позе Ромберга устойчив, координаторные пробы выполняет уверенно.

Психологическое обследование. При психологическом обсле­довании наблюдается изменчивость параметров психической деятельности в зависимости от направленности интересов и уровня мотивации. Во время выполнения заданий учебного ха­рактера - низкие притязания и самооценка, быстрая пресыщаемость. При нейтральном содержании заданий, осо­бенно в игровой форме, завышенные притязания и самооценка.

Аналитико-синтетическая деятельность на уровне восприя­тия имеет достаточное развитие (X ст.), моторно-зрительная координация не нарушена (XII ст). Невербальное мышление характеризуется достаточным развитием кратковременной и оперативной памяти (VI ст). При запоминании 10 слов отмеча­ются колебания внимания. Уровень абстрагирования и

объединения в норме. На наглядном уровне устанавливает при­чинно-следственные связи и выделяет главную идею рассказа в картинках. Нет трудностей в запоминании литературных тек­стов со скрытым содержанием.

Интеллектуальный показатель(1р) составляет85. Вличное- тной сфере наблюдаются элементы незрелости (нестабильность уровня притязаний и самооценки). Уровень знаний по школьной программе низкий в связи с пропусками занятий. При изучении личностной акцентуации посредством теста Шмишекабыл выставлен гипертимный тип, средняя кон­формность и умеренная эмансипация.

При нейрофизиологическом исследовании (ЭЭГ) были вы­явлены выраженные изменения с диффузным усилением медленно-волнового спектра, преобладание медленно-волно­вого спектра слева, снижение уровня функциональной активности мозга.

Обсуждение

В процессе клинического исследования, анализа анамнести­ческих данных и результатов психологического исследования, были выделены следующие признаки психического рас­стройства: стойкое, стереотипное поведение; пропуски

школьных занятий, уходы из дома, кражи вещей и денег, кото­рые повторяются; постоянная и фа за компьютером, которая имеет систематический характер. На этом этапе преобладали эмоционально-волевые расстройства, отмечался рост толеран­тности к компьютеру: потребность во все большем количестве времени работы за компьютером для достижения удовольствия; значительное снижение эффекта от пребывания за компьюте­ром в течение того же промежутка времени, что и ранее.

Наблюдаются признаки психической зависимости. Посто­янное «злоупотребление» компьютерными играми, безуспешные попытки контролировать работу за компьютером. В структуре синдрома актуализации компульсивного влечения при компьютерной зависимости преобладают раздражитель­ность, нарушение сна, непослушание, изменения настроения. Появились признаки дезадаптации, социальные и психологи­ческие проблемы, связанные с обучением, отношениями с родственниками, друзьями.

Таким образом, на основе критериев МКБ-10, можно поста­вить диагноз: Социализированное расстройство поведения, зависимость от компьютера (F 91.2).

Основным методом лечения было проведение поэтапной коррекционной работы. Использовали когнитивно-бихевио- ральную психотерапию в виде систематической десенси­билизации и рациональных влияний, аутогенную тренировку в модификациях, направленных на развитие и усиление процес­сов саморегуляции, самоконтроля и самообладания. При проведении психокоррекционной работы значительное внима­ние уделялось ликвидации и дезактуализации психо­травмирующих факторов и ситуаций.

Дополнительно были назначены ридазин, пирацетам, вита­мины. На фоне проведенной терапии пациент стал спокойнее, улучшилось настроение. Появились реальные планы на про­должение обучения в школе. С матерью решили поехать весной к отцу в Россию, что очень обрадовало Максима. Нормализо­вался сон, быстро засыпал и ночью не просыпался. В процессе лечения пациента нам удалось достичь ремиссии, которая со­гласно катамнестическим данным продолжается уже на протяжении трех лет.

Анализируя приведенные данные, следует выделить ряд санкционирующих компьютерозависимое поведение факто­ров: психотравмирующие факторы (развод родителей, переезд в новое место, смена школы, окружения), характерологические особенности (эмоциональная неустойчивость, изменения на­строения, нестабильность уровня притязаний и самооценки, незрелость л и ч ности).

Многие даже не задумывается, что психологическая зависимость возникает не только от никотина, алкоголя и наркотиков. Практически каждый из нас имеет ту или иную зависимость к предмету или человек. Суть психологической зависимости лежит в тяги к объекту желания, которую может удовлетворить только этот объект. Иногда мысли о нем могут немного подавить желание.


Психологи выделяют следующие критерии психологической зависимости (разработаны для медицинских препаратов, но подходят для всех типов психологической зависимости):


От любой психологической зависимости можно избавиться, главной проблемой на пути к исцелению, можно считать непониманием и непринятием своей проблемы. А в некоторых случаях нежелания от не избавится, даже при понимании проблемы. В наше время существуют много приемов лечения психологической зависимости, но все они сводятся к выработке антипатии к объекту зависимости.

Главное, в этом деле не переусердствовать, так как возможна выработка антипатии ко всему, загнав человека в глубокую депрессию и апатию. Также нужно стараться избавившись от одной зависимости, не обрести новую. Так, иногда, имея зависимость от веществ, вредящих здоровью (алкоголь, никотин, наркотики), человек переключается на занятия спортом, но настолько, что чрезмерные физические нагрузки начинают вредить организму.

Во время лечения психологической зависимости, сложнее всего побороть ее самому, поэтому необходима поддержка близкого человека, будь то жена, родители, или друзья. Но в таком случае необходимо обратиться к специалисту, который способен выяснить истинную проблему зависимости, и дать правильное направление для избавления от нее.

Следует заметить, что избавления от зависимости не стало для человека способом крушения его дальнейшей жизни. Ведь иногда, при лечении зависимости от человека, пациент избавляется от симпатии к остальным людям, обрекая себя на одинокую жизнь. Поэтому борьбу с психологическими зависимостями нужно вести с самого детства.

Ребенок должен понимать, что никакое вещество, человек и вещества не избавят его от проблем. Дети должны понимать, что жизнь не выстраивается как в сказке, что на жизненном пути их встретят множество проблем, которые нужно решать своим упорством и трудом, главное не переживать из-за малейших неудач.

К сожалению, многим людям с детства не заложили подобную истину. Поэтому все чаще взрослые женщины и мужчины требую психологической помощи специалиста для избавления от зависимости. Конечно, хорошо если человек сам осознает свою проблему и способен решится преодолеть его. Или же, когда рядом есть любящий человек, который заметив психологическую зависимость способен уговорить, или же заставить пройти лечение.

Зависимость и психические расстройства сочетаются достаточно часто, чтобы этой теме стоило посвятить отдельную статью.

Прежде всего, потому что сами родственники далеко не всегда понимают, какие симптомы относятся к эмоционально неадекватному реагированию, а какие – уже к серьезным заболеваниям психики. Часто это становится причиной дополнительных конфликтов в и так пострадавшей из-за зависимости семье.

Кроме того, близкие зависимых с подобным «двойным диагнозом» часто попадают к некий замкнутый круг. В России до сих пор лишь немногие клиники готовы к работе с подобными пациентами. Чаще всего алкоголиков и наркоманов с психическими заболеваниями просто передают из наркологического диспансера в психиатрический и обратно, заявляя «это не наш профиль».

И, конечно, нужно учитывать, что люди, уже имеющие заболевания психики, относятся к повышенной группе риска – из-за измененного восприятия их проще уговорить «попробовать». Впрочем, иногда для этого не требуются даже уговоры. В состоянии депрессии или сложного панического расстройства человек сам может потянуться к алкоголю и даже наркотикам как к способу избавиться от постоянно довлеющих над ним проблем.

Какие психические расстройства чаще сочетаются с зависимостью?

Согласно официальным данным, более 50% зависимых страдают от того или иного психического заболевания. Причем из-за симптоматики, схожей с эмоциональными и поведенческими нарушениями при наркомании и алкоголизме, эти болезни не всегда удается обнаружить сразу. По крайней мере, родственникам пациента.

В числе самых распространенных расстройств стоит перечислить:

  • эмоциональные нарушения (депрессии, биполярное расстройство, дистимия);
  • тревожные заболевания (панические расстройства, обсессивно-компульсивный синдром, социофобия, посттравматический стресс);
  • психотические расстройства (шизофрения, посттравматический психоз, шизоаффективное расстройство);
  • нарушения питания (анорексия, булимия);
  • расстройства личности (параноидные, шизоидные и шизотипические, нарциссические, социопатийные, пограничные, истерические и т.д.);
  • расстройства поведения (дефицит внимания и иные).

Симптомы сопутствующих психических заболеваний

Как уже было упомянуто, многие симптомы пересекаются с поведенческими и эмоциональными и . Кроме того, нужно учитывать, что у каждого психического заболевания есть собственный симптомокомплекс.

Тем не менее, есть несколько общих проявлений, которые должны вас насторожить:

  • самоизоляция;
  • необъяснимые перепады настроения;
  • агрессивность;
  • пренебрежение гигиеной и состоянием здоровья;
  • проблемы с фокусированием зрения;
  • суицидальное поведение;
  • финансовые проблемы (когда человек беспорядочно тратит деньги или, напротив, отличается чрезмерной скупостью);
  • проблемы с поиском и сохранением работы (смена работы без объективных причин, неспособность соблюдать график, справляться с обязанностями по непонятным причинам);
  • нежелание соблюдать рекомендации врача;
  • безэмоциональность;
  • постоянная настороженность.

Естественно, тяжелые признаки (такие как галлюцинации, бред, нарушения речи) должны стать поводом для незамедлительной и психиатра.

Почему так важны оба специалиста? Дело в том, что, в первую очередь, нужно понять, какая болезнь была первичной. И только совместная работа специалистов позволит разработать эффективную программу терапии всех имеющихся недугов.

Почему наркотики и алкоголь вызывают психические расстройства?

Все психоактивные вещества, в первую очередь, влияют на нервную систему. Собственно, таким образом и достигаются ощущения «кайфа», «эйфории», «измененного сознания» и иные проявления алкогольного и наркотического опьянения.

И это воздействие не проходит бесследно. В какой-то момент нейроны образующие головной, спинной мозг и периферийную нервную систему:

  • начинают неправильно передавать сигнал;
  • перестают передавать сигнал вообще;
  • разрушаются;
  • вырабатывают недостаточное число нейромедиаторов.

Все это в комплексе приводит к физическим патологиям в структуре нервных тканей – то есть, создает соматическую почву для развития психических недугов.

Конкретное заболевание и его проявления зависят от того, какая именно зона пострадала от употребления психоактивных веществ.

Первичные психические расстройства

Многие психические нарушения на ранней стадии практически невозможно обнаружить, если не обратиться к специалисту.

Уже сейчас международное медицинское сообщество бьет тревогу – ведь по официальным данным, от депрессии сегодня страдает больше 30% населения планеты. И остается только догадываться о том, какой процент имеет то или иное расстройство в легкой степени.

Между тем, практически все болезни психики сопряжены с:

  • эмоциональной нестабильностью;
  • повышенной тревожностью;
  • сниженной критичностью.

Такого человека гораздо проще уговорить попробовать наркотик, выпить за компанию бокал, а потом еще один и еще.

Кроме того, на уже поврежденную нервную систему психоактивные вещества действуют гораздо сильнее. Быстрее формируется зависимость и быстрее проявляются ее симптомы. В то же время, из-за дальнейшего разрушения клеток головного мозга первичное заболевание стремительно прогрессирует.

Проблема лечения двойных диагнозов

Большинство психических расстройств требует не только специфической медикаментозной терапии, но и определенного подхода к психотерапевтической помощи:

  • некоторым пациентам необходимы программы, позволяющие здоровым зонам мозга частично взять на себя функции поврежденных клеток;
  • другим требуются специальные техники самоконтроля, переключения, сосредоточения на положительных эмоциях (особенно если мы говорим о депрессиях или тревожных расстройствах);
  • практически во всех случаях должна проводиться терапия, направленная на социальную адаптацию – в том числе потому что современное общество еще не готово к общению с подобными людьми, и они часто чувствуют отчуждение из-за особенностей своего поведения, своих реакций.

Причем важно понимать, что психическое заболевание значительно усложняет борьбу с зависимостью. Ведь у таких пациентов изначально сниженная мотивация, часто наблюдаются проблемы с памятью, вниманием, концентрацией, способностью контролировать себя, свои мысли и поведенческие реакции.

В Клинике доктора Исаева разработана уникальная программа, позволяющая помочь таким пациентам. Терпеливо, шаг за шагом мы устраняем физическую и психологическую зависимость, максимально восстанавливаем психические функции, навыки самопомощи, социального взаимодействия и помогаем пациентам вернуться к полноценной жизни, найти работу, воссоединиться с семьей и навсегда оставить употребление психоактивных веществ.

Классификация расстройств психики представляет собой одну из наиболее сложных и спорных областей психиатрии. Невозможность во многих случаях использовать надежные объективные методы диагностики, недостаточные знания о причинах и механизмах развития психической патологии привели к значительным расхождениям между психиатрами разных стран (а также между несколькими школами в пределах одной страны) в подходах к систематике. Вместе с тем социальное значение психиатрической науки, широкое развитие международных исследований требуют создания унифицированного подхода к диагностике. Противоречие между стремлением к наиболее точному теоретическому осмыслению природы психических заболеваний и потребностью в практически удобных инструментах диагностики привело к развитию 2 основных направлений в построении классификаций - нозологического (этиопатогенетического, научно-клинического) и прагматического (статистического).

Развитие теоретических представлений о природе психических расстройств в XIX - начале XX в. было связано с появлением микробиологических методов исследования и описанием ряда заболеваний, в которых удалось наиболее четко проследить связь между причиной, клиническими проявлениями, течением и исходом болезни. Так, A. Л. Ж. Бейль в 1822 г. опубликовал описание прогрессивного паралича, которое до настоящего времени признается психиатрами всех стран. Другими примерами нозологических единиц, выделение которых представляет собой удачное соединение медицинской теории и клинической практики, являются маниакально-депрессивный психоз [Байарже Ж., 1854; Фальре Ж.., 1854; Крепелин Э., 1896], алкогольный полиневритический психоз [Корсаков С.С., 1887], dementia ргаесох - шизофрения [Крепелин Э., 1898, Блейлер Э., 1911]. В это же время был высказан ряд предположений об условности разграничения психических расстройств по этиопатогенетическому принципу. Так, в теории единого психоза В. Гризингера (см. раздел 3.5) высказывалась идея об общности всех видов психической патологии, а в концепции реакций экзогенного типа К. Бонгеффера (см. раздел 16.1) - показано сходство психических нарушений, вызванных самыми различными экзогенными этиологическими факторами. В большинстве случаев современные нозологические классификации представляют собой некоторый компромисс между этими точками зрения.

Важной особенностью нозологического подхода к построению классификации является особый интерес к динамике психических расстройств - скорости развития основных проявлений болезни, типичным вариантам течения, характеру исхода болезни. Таким образом, нозологический диагноз позволяет не только выработать правильную тактику этиопатогенетического лечения, но и определить прогноз заболевания.

Введение в практику психотропных лекарственных средств в середине XX в. привело к некоторому разочарованию в ценности нозологического диагноза. Оказалось, что в большинстве случаев психофармакопрепараты (нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы) оказывают действие независимо от предполагаемого нозологического диагноза. Это заставило психиатров обратить большее внимание на описание сиюминутных проявлений болезни, т.е. ведущего синдрома и основных симптомов. Кроме того, оказалось, что классификация психических расстройств, основанная на перечислении конкретных симптомов, более удобна при проведении статистических расчетов, поскольку в данном случае диагноз меньше зависит от клинического опыта и теоретических представлений конкретного врача. Это позволяет получить более унифицированную оценку психического состояния и успешно сопоставлять результаты исследований, проведенных психиатрами различных стран и школ.

Два указанных направления в диагностике не должны восприниматься как конкурирующие. Вероятно, наиболее полезным было бы одновременное использование нозологического и синдромологического подходов, удачно дополняющих друг друга. В российской традиции в большинстве случаев диагноз включает 2 рода понятий: 1) название нозологической единицы, которое указывает на возможность этиотропной терапии, а кроме того, определяет вероятный прогноз патологии; 2) ведущий синдром в момент обследования, который является важнейшей характеристикой текущего состояния пациента, показывает тяжесть расстройств, этап течения болезни, а также определяет круг необходимых симптоматических средств лечения, позволяет врачу выработать оптимальную тактику ведения больного в данный момент.

Принципы построения нозологической классификации

Нозологический принцип (от греч. nosos - болезнь) заключается в разделении болезней на основании общности этиологии, патогенеза и единообразия клинической картины (характерных симптомов, типов течения и исхода).

Разделение психических заболеваний по этиологическому принципу вызывает значительные трудности в связи с недостатком научных сведений о причинах психических расстройств (см. главу 1), возможностью сочетания нескольких причинных факторов в возникновении психического расстройства, отсутствием непосредственной связи между причиной болезни и ее клиническими проявлениями. С практической точки зрения удобным является разделение всех психических расстройств на вызванные внутренними причинами (эндогенные) и обусловленные внешним воздействием. Среди внешних причин выделяют факторы биологического характера, вызывающие собственно экзогенные расстройства, и психосоциальные факторы, являющиеся причиной психогенных заболеваний.

Обычно на эндогенное заболевание указывает спонтанный характер возникновения болезни, т.е. отсутствие какого-либо внешнего фактора, который мог бы вызвать расстройство психики. Однако в некоторых случаях бывает трудно определить роль того или иного внешнего воздействия в развитии болезни, поскольку, помимо собственно причинных факторов, мы наблюдаем случайные, несущественные события или условно-патогенные, например триггерные, влияния. Поэтому другим признаком эндогенных заболеваний является аутохтонное, т.е. не зависящее от изменений внешних условий, течение болезни. Течение эндогенных заболеваний обычно связано не столько с сиюминутными изменениями микросоциальной ситуации, метеорологических условий или соматического здоровья, сколько с внутренними глобальными общебиологическими перестройками в работе мозга (тесно связанными с общими биологическими ритмами). В большинстве случаев в развитии эндогенных заболеваний значительную роль играет фактор наследственности. И хотя чаще всего психические болезни не представляют собой фатальной наследственной патологии, однако практически всегда удается проследить роль наследственной предрасположенности, которая реализуется в виде особого типа психофизиологической конституции (см. раздел 1.2.3).

Понятие экзогенных расстройств охватывает широкий спектр патологии, обусловленной внешними физическими, химическими и биологическими факторами (травмой, интоксикацией, гипоксией, ионизирующим излучением, инфекцией). В практической психиатрии обычно к данным расстройствам относят и наблюдаемые при соматических заболеваниях вторичные нарушения психики. Действительно, клинические проявления соматогенных заболеваний практически не отличаются от других экзогенных причин, поскольку мозг практически одинаково реагирует на гипоксию или интоксикацию, какой бы причиной она ни была вызвана.

Психогенные заболевания обусловлены в первую очередь неблагоприятной психологической ситуацией, эмоциональным стрессом, микро- и макросоциальными факторами. Важным отличием психогенных заболеваний является отсутствие конкретных органических изменений в мозге.

Таким образом, разделение болезней на экзогенные и психогенные в некоторой степени пересекается с выделением органических и функциональных психических расстройств.

Еще одним важным принципом построения нозологической классификации является пристальное внимание к динамике патологических проявлений. В соответствии с этим принципом не каждый патологический феномен можно признать собственно болезнью (процессом, нозологией). Болезнями называют патологические процессы, обладающие отчетливой динамикой, т.е. имеющие начало, течение и исход. На практике врач-психиатр нередко имеет дело со стабильными состояниями, не имеющими процессуальной природы. Так, психический дефект (см. раздел 13.3), возникший после перенесенной травмы, интоксикации, самоповешения, инсульта может в течение всей последующей жизни больного оставаться неизменным. Кроме того, к патологии относят ряд состояний, обусловленных патологическим развитием (см. раздел 13.2). В этом случае стойкая дезадаптация человека бывает обусловлена не возникшей болезнью, а длительным пребыванием в необычных, исключительных условиях, повлиявших на весь склад личности человека, нарушивших естественный процесс его развития. Примером патологического развития являются психопатии.

Важной характеристикой болезни является тип течения. Можно выделить острые (в виде единственного эпизода в жизни) и хронические (протекающие годами, склонные к повторным приступам, нередко неизлечимые) заболевания. Хронические заболевания могут протекать с постоянным нарастанием тяжести проявлений (прогредиентное течение) или с отчетливым ослаблением симптоматики (регредиентное течение). Довольно часто удается наблюдать наличие отчетливых периодов ремиссий и обострений (приступообразное течение), иногда, на протяжении болезни отмечаются приступы с противоположной симптоматикой (фазовое или циркулярное течение). В ряде случаев (например, при церебральном атеросклерозе) у больного невозможно добиться формирования ремиссии, хотя в общем состоянии наблюдаются значительные колебания, вызванные временными изменениями гемодинамики. В этом случае говорят о волнообразном (ундулирующем) течении болезни.

В некоторых классификациях довольно четко разделяются расстройства с мягкими проявлениями (неврозы) и грубые нарушения психики (психозы).

Примером нозологически ориентированной систематики психических расстройств является классификация, разработанная в Научном центре психического здоровья РАМН [Снежневский А.В., 1983, Тиганов А.С., 1999].

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

  • Эндогенные психические заболевания
  • Шизофрения
  • Аффективные заболевания
  • Аффективные психозы (в том числе МДП)
  • Циклотимия
  • Дистимия
  • Шизоаффективные психозы
  • Функциональные психозы позднего возраста (в том числе инволюционная депрессия и инволюционный параноид)
  • Эндогенно-органические заболевания
  • Эпилепсия
  • Дегенеративные (атрофические) процессы головного мозга
  • Деменции альцгеймеровского типа
  • Болезнь Альцгеймера
  • Сенильная деменция
  • Системно-органические заболевания
  • Болезнь Пика Хорея Гентингтона
  • Болезнь Паркинсона
  • Особые формы психозов позднего возраста
  • Острые психозы
  • Хронические галлюцинозы
  • Сосудистые заболевания головного мозга
  • Наследственные органические заболевания
  • Экзогенно-органические заболевания
  • Психические нарушения при травмах головного мозга
  • Психические нарушения при опухолях головного мозга
  • Инфекционно-органические заболевания мозга
  • Экзогенные психические расстройства
  • Алкоголизм
  • Наркомании и токсикомании
  • Симптоматические психозы
  • Психические нарушения при соматических неинфекционных заболеваниях
  • Психические нарушения при соматических инфекционных заболеваниях
  • Психические нарушения при интоксикациях лекарственными средствами, бытовыми и промышленными токсичными веществами
  • Психосоматические расстройства
  • Психогенные заболевания
  • Реактивные психозы
  • Посттравматический стрессовый синдром
  • Пограничные психические нарушения
  • Невротические расстройства
  • Тревожно-фобические состояния Неврастения
  • Обсессивно-компульсивные нарушения
  • Истерические нарушения невротического уровня
  • Расстройства личности (психопатии)
  • Патология психического развития
  • Умственная отсталость
  • Задержки психического развития
  • Искажения психического развития

Основные положения МКБ-10

Международная классификация болезней (МКБ) разрабатывается Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) с целью

унификации диагностического подхода при проведении статистических, научных и социальных исследований. Раздел психических заболеваний введен в Международную классификацию вскоре после второй мировой войны при разработке ее 6-го Пересмотра. В настоящее время действует 10-й пересмотр - МКБ-10 (ICD-10), где психические расстройства и нарушения поведения составляют главу V (F).

Создатели классификации ориентировались в первую очередь на практическое удобство при использовании классификации и на максимально возможный уровень воспроизводимости результата независимо от опыта и теоретических воззрений конкретного врача. Это заставило отказаться от использования любых понятий, не имеющих точных, одинаково принимаемых в различных странах определений. Поэтому в классификации не используются такие термины, как «эндогенный» и «экзогенный», «невроз» и «психоз». Само понятие «болезни» заменено более широким термином «расстройство». Социальная и практическая направленность классификации потребовала выделения расстройств, вызванных употреблением психоактивных веществ и алкоголя, в отдельную группу, хотя симптомы этих расстройств мало отличаются от других органических заболеваний.

МКБ-10 не отрицает в целом идеи нозологической классификации: в частности, используются такие общепринятые нозологические единицы, как «шизофрения», «органические расстройства», «реакция на стресс». Однако этиопатогенетический принцип учитывается только при условии, что это не вызывает существенных споров и разногласий. Так, при диагностике олигофрений причина органического дефекта не учитывается, поскольку во многих случаях определение ее связано с большими трудностями. Лишь в некоторых рубриках МКБ-10 регистрируется динамика расстройств (например, тип течения шизофрении). Чаще всего диагноз основан на выделении ведущего синдрома или симптома. Поскольку у одного и того же больного может быть расстройство нескольких сфер психики, допускается одновременное использование нескольких шифров. В полном тексте классификации даны подробные описания критериев включения и исключения, которые не допускают противоречивого или двойного толкования.

Каждый включенный в классификацию диагноз может быть представлен в виде шифра, состоящего из латинской буквы (в разделе психических расстройств это буква F) и нескольких цифр (до 4). Таким образом, возможно шифрование до 10 ООО психических расстройств (в действительности большая часть возможных шифров пока не используется). Некоторые часто встречающиеся в психиатрии диагнозы не включены в класс F (например, эпилепсия , нейросифилис [А52.1], интоксикации [Т36-Т65]).

ВОЗ не рассматривает МКБ-10 как теоретическую систему, поэтому разработка МКБ-10 не подменяет собой концептуальных классификаций, отражающих уровень развития научных знаний и традиции определенных психиатрических школ.

Ниже приводится сокращенный список основных рубрик МКБ-10. Звездочка (*), содержащаяся в некоторых шифрах, может быть заменена соответствующей цифрой.

КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ И ПОВЕДЕНЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ

F0 Органические, включая соматические, психические расстройства:

  • F00 - болезнь Альцгеймера
  • F01 - сосудистая деменция
  • F02 - другая деменция (болезни Пика, Крейтцфельда-Якоба, Паркинсона, хорея Гентингтона, СПИД и др.)
  • F03 - деменция неуточненная
  • F04 - амнестический (корсаковский) синдром неалкогольный
  • F05 - делирий неалкогольный
  • F06 - другие расстройства (галлюциноз, бред, кататония и пр.)
  • F07 - органическое расстройство личности
  • F09 - неуточненное

F1 Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ:

  • F10 - алкоголь
  • FI1 - опиаты
  • F12 - конопля
  • F13 - седативные и снотворные средства
  • F14 - кокаин
  • F15 - психостимуляторы и кофеин
  • F16 - галлюциногены
  • F17 - табак
  • F18 - летучие растворители

F19 - другие или сочетание вышеуказанных Характер расстройства обозначается 4-м знаком:

  • F1*.0 - острая интоксикация
  • Fl*.l - употребление с вредными последствиями
  • F1*.2 - синдром зависимости
  • Fl*.3 - синдром отмены
  • F1 *.4 - делирий
  • Fl*.5 - другой психоз (галлюциноз, параноид, депрессия)
  • Fl*.6 - амнестический (корсаковский) синдром
  • Fl*.7 - резидуальное психическое расстройство (деменция, расстройство личности)
  • Fl*.8 - другие
  • Fl*.9 - неуточненные

F2 Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства:

  • F20 - шизофрения, в частности выделяют формы:
  • F20.0 - параноидная
  • F20.1 - гебефренная
  • F20.2 - кататоническая
  • F20.3 - недифференцированная
  • F20.4 - постшизофреническая депрессия
  • F20.5 - резидуальная
  • F20.6 - простая
  • F20.8 - другие
  • F20.9 - неуточненная Также выделяют типы течения:
  • F20.*0- непрерывный
  • F20.*l- эпизодический с нарастающим дефектом
  • F20.*2- эпизодический со стабильным дефектом
  • F20.*3- эпизодический ремиттирующий
  • F20.*4- неполная ремиссия
  • F20.*5- полная ремиссия
  • F20.*8- другой
  • F20.*9- период наблюдения менее года
  • F21 - шизотипическое расстройство
  • F22 - хронические бредовые расстройства
  • F23 - острые и транзиторные бредовые расстройства
  • F24 - индуцированный бред
  • F25 - шизоаффективные психозы
  • F28 - другие неорганические психозы
  • F29 - неуточненный бредовый психоз

F3 Аффективные расстройства:

  • F30 - маниакальный эпизод
  • F31 - биполярный психоз
  • F32 - депрессивный эпизод
  • F33 - рекуррентное депрессивное расстройство
  • F34 - хронические расстройства настроения
  • F38 - другие
  • F39 - неуточненные

F4 Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства:

  • F40 - тревожно-фобическое расстройство
  • F41 - панические атаки и другие тревожные состояния
  • F42 - обсессивно-компульсивное расстройство
  • F43 - реакция на стресс и расстройства адаптации
  • F44 - диссоциативные (конверсионные) расстройства
  • F45 - соматоформные расстройства
  • F48 - неврастения, деперсонализация и другие
  • F49 - неуточненные

F5 Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами:

  • F50 - расстройства приема пищи
  • F51 - неорганические расстройства сна
  • F52 - половая дисфункция
  • F53 - расстройства послеродового периода
  • F54 - психосоматические расстройства
  • F55 - злоупотребление средствами, не вызывающими зависимости
  • F59 - неуточненные
  • F6 Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых:
  • F60 - специфические расстройства личности (психопатии), в том числе:
  • F60.0 - параноидное (паранойяльное)
  • F60.1 - шизоидное
  • F60.2 - диссоциальное
  • F60.3 - эмоционально неустойчивое
  • F60.4 - истерическое
  • F60.5 - ананкастное
  • F60.6 - тревожное
  • F60.7 - зависимое
  • F60.8 - другие
  • F60.9 - неуточненные
  • F61 - смешанные и другие расстройства личности
  • F62 - изменения личности вследствие психотравмы, психической болезни и пр.
  • F63 - расстройства привычек и влечений
  • F64 - расстройства половой идентификации
  • F65 - расстройства сексуального предпочтения
  • F66 - расстройства сексуального развития и ориентации
  • F68 - другие (симуляция, синдром Мюнхгаузена и пр.)
  • F69 - неуточненные

F7 Умственная отсталость:

  • F70 - легкая умственная отсталость
  • F71 - умеренная умственная отсталость
  • F72 - тяжелая умственная отсталость
  • F73 - глубокая умственная отсталость
  • F78 - другая
  • F79 - неуточненная

F8 Нарушения психологического развития:

  • F80 - нарушение развития речи
  • F81 - расстройства развития школьных навыков
  • F82 - нарушение развития двигательных функций
  • F83 - смешанные расстройства развития
  • F84 - детский аутизм и общие расстройства развития
  • F88 - другие расстройства развития
  • F89 - неуточненные

F9 Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте:

  • F90 - гиперкинетическое расстройство
  • F91 - расстройства поведения
  • F92 - смешанные расстройства поведения и эмоций
  • F93 - тревожные, фобические и другие расстройства
  • F94 - расстройства социального функционирования
  • F95 - тикозные расстройства
  • F98 - энурез, энкопрез, заикание, расстройства питания
  • F99 Неуточиенное психическое расстройство

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С. Н. Бокова. - Воронеж: Изд-во НПО «МО ДЭК», 1995. — 640 с.
  • Каплан Г.И., Сэдок Б.Дж. Клиническая психиатрия: Пер. с англ. - М.: Медицина, 1994. — Т.1: 672 с. — Т.2: 528 с.
  • Международная классификация болезней (10-й пересмотр): Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике: Пер. на рус. яз. / Под ред. Ю.Л. Нуллера, С.Ю. Циркина. - СПб.: Оверлайд, 1994. - 300 с.
  • Попов Ю.В., Вид В.Д.