В самом общем понятии– это стремление объяснить тайные причины тех или иных действий и мнений. Большая часть людей даже не задумывалась о том, что сознание – это лишь малая толика от всей психики. За его пределами расположилась мощная психическая машина, которая сформировывалась на протяжении долгих тысячелетий и работа которой недоступна самосознанию, точно также, как недоступно наблюдение за работой своей печени или других жизненно необходимых органов. Но как раз в этой глубоко спрятанной, бессознательной области психики таится начальный исток многих наших мыслей и ощущений.

Что представляет собой психоанализ?

Тут сочетается духовное и физическое. Психические несоответствия нормам перерастают в болезнь организма. Также здесь же составляются симпатии либо антипатии к конкретным особям, истоки ссор, которые порой так сложно разобрать. В бессознательном созревают все наши самые главные решения, намечаются побуждения как к геройским,так и к преступным деяниям, которых совсем не ждет ни тот, кто воплотит их в жизнь, ни его ближние. Все общественные, личные отношения, психология масс – все это строится на бессознательных мотивах.

Задачи психоанализа.

Первая и, пожалуй,самая основная цель психоанализа – это толкование того противоречивого, которое появляется в голове человека и в его отношениях с окружающими. Понятно, что психоанализ совершают все особи как с нормальной, так и с отклонившейся психикой, стоит им столкнуться только с чем-то, задевающим их натуру. Определение психоанализа в специальную и целенаправленную категорию, которая может представлять собой терапевтическое общение доктора со своим пациентом появилось уже в 20 веке – наверное из-за того, что сильные и неожиданные перемены в общественных отношениях людей привели многих из них к психическим дискомфортам различного рода.

В процессе урбанизации, повышающейся мобильности, стремительного культурного развития и прочих процессах, изменились устоявшиеся психологические связи в обществе. Появились не имевшие похожего в прошлом времени ощущения потери жизненного смысла, непреодолеваемого барьера поколений, одиночества и ненужности, невозможности к реализации своего я. Из-за всего перечисленного повысилось количество , болезней психического рода, преступлений в состоянии аффекта, самоубийств, все конфликты стали острее. Психоанализ в качестве медицинского направления и раздела психологии появился тогда, на заре ХХ века. Он не был только изобретением науки, принадлежащим гениальному уму. Он помимо этого стал ответом на социологические изменения, которые потребовали специальной личностной адаптации в ситуации возникшего отдаления людей и опасной конфликтности.

Вся неповторимость психоанализа сотоит в том, что он появился на грани, связывающей медицину, науку и общение. Этим также можно объяснить и его научную революционность, сверхсильный интерес к нему массовой общественности а также ряд обвинений, упреков, решений о безнравственности и обмане, которые отовсюду повалились на бедных психоаналитиков. Психоанализ распахнул двери в новую эру человеческого самопознания.

История психоанализа.

Тернистая дорога развития психоанализа необычна и своеобразна. Встреченный упреками и недоверием в академических кругах, он, по прошествии определенного времени, заполучил популярность, которую по масштабам можно сравнивать только с известностью марксизма,например, и разных мировых религий. Будучи придуман своим изобретателем как метод излечения от неврозов и теория духовного развития, психоанализ скоро стал философией каждого человека и целой культуры, оказался в самом эпицентре общественной и политической жизни. Можно прибавить, что в нацистской Германии рукописи великого Фрейда были уничтожены огнем, а в СССР – спрятаны в специальные хранилища. Уже в 20 веке психоанализ стал известен на весь мир.

Некоторые рукописи Фрейда и его последователей были изданы в 20-30 годы в русской версии в основанной профессором. Д.А. Ермаковым «психоаналитической библиотечке». На протяжении нескольких десятков лет психоанализ был официально запрещен. И только к середине 80-х годов повсеместно начали издаваться книги Фрейда, Юнга, Адлера и других бессмертных психоаналитиков. Знакомство со структурой личности и наукой психоанализа ни для кого не пройдет бесследно, любой человек, поняв его суть, превращается в более искушенного, более самокритичного, менее склонного к слепому доверию рекламе, броским плакатам, идеологическим лозунгам. Психоанализ взращивает в людях контроль над собой,терпимость, ответственность, уважение своей и чужой свободы. А это именно те необходимые качества, в которых мы наиболее всего нуждаемся и по сей день.

Психоанализ – это одно из направлений в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в конце XIX – первой трети XX в.

В основе данного психологического направления лежит концепция бессознательного З. Фрейда. Толчком к глубокому изучению бессознательного явилось для Фрейда присутствие на сеансе гипноза, когда пациентке, находящейся в гипнотическом состоянии, было произведено внушение, в соответствии с которым она после пробуждения должна была встать и взять зонтик, стоящий в углу и принадлежащий одному из присутствующих. Перед пробуждением ей была дана установка забыть о том, что это внушение было проведено. После пробуждения пациентка встала, подошла и взяла зонтик, а затем раскрыла его. На вопрос, зачем она это сделала, она ответила, что хотела проверить, исправен зонтик или нет. Когда ей заметили, что зонтик не ее, она крайне смутилась.

Этот эксперимент привлек внимание Фрейда, которого заинтересовал ряд феноменов. Во-первых, неосознаваемость причин совершаемых действий. Во-вторых, абсолютная действенность этих причин: человек выполняет задание, несмотря на то что сам не знает, почему он это делает. В-третьих, стремление подыскать объяснение своему действию. В-четвертых, возможность иногда путем длительных расспросов привести человека к воспоминанию об истиной причине его действия. Благодаря этому случаю и опираясь на ряд других фактов Фрейд создал свою теорию бессознательного .

Согласно теории Фрейда, в психике человека существует три сферы, или области: сознание, предсознание и бессознательное. К категории сознания он относил все, что осознается и контролируется человеком. К области предсознания Фрейд относил скрытые, или латентные, знания. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент отсутствуют в сознании. Они инициируются при возникновении соответствующего стимула.

Область бессознательного, по Фрейду, обладает совершенно другими свойствами. Первое свойство заключается в том, что содержание этой области не сознается, но оказывает чрезвычайно существенное влияние на наше поведение. Область бессознательного действенна. Второе свойство заключается в том, что информация, находящаяся в области бессознательного, с трудом переходит в сознание. Объясняется это работой двух механизмов: вытеснения исопротивления .

В своей теории Фрейд выделял три основные формы проявления бессознательного: сновидения, ошибочные действия, невротические симптомы. Для исследования проявлений бессознательного в рамках теории психоанализа были разработаны методы их изучения – метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Метод свободных ассоциаций предполагает толкование психоаналитиком непрерывно продуцируемых пациентом слов. Психоаналитик должен найти закономерность в продуцируемых пациентом словах и сделать соответствующее заключение о причинах состояния, возникшего у обратившегося за помощью человека. В качестве одного из вариантов данного метода в психоанализе используется ассоциативный эксперимент, когда пациенту предлагают быстро и не задумываясь называть слова в ответ на слово, произнесенное психоаналитиком. Как правило, через несколько десятков проб в ответах испытуемого начинают проявляться слова, связанные с его скрытыми переживаниями.

Аналогично осуществляется анализ снов. Необходимость анализа снов, по мнению Фрейда, связана с тем, что во время сна снижается уровень контроля сознания и перед человеком предстают сновидения, обусловленные частичным прорывом в сферу сознания его влечений, которые блокируются сознанием в состоянии бодрствования.

Особое внимание Фрейд уделял невротическим симптомам. Согласно его представлениям, невротические симптомы – это следы вытесненных травмирующих обстоятельств, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу по дестабилизации психического состояния человека. Для того чтобы избавиться от невротических симптомов, Фрейд считал необходимым вскрыть этот очаг, т. е. сделать так, чтобы больной осознал причины, обусловливающие его состояние, и тогда невроз будет излечен.

Основой возникновения невротических симптомов Фрейд считал важнейшую биологическую потребность всех живых организмов – потребность в продолжении рода, которая проявляется у человека в форме сексуального влечения. Подавленное сексуальное влечение и является причиной невротических расстройств. Однако подобные расстройства могут быть вызваны и другими причинами, не связанными с сексуальностью человека. Это разнообразные неприятные переживания, сопровождающие обыденную жизнь. В результате вытеснения в сферу бессознательного они также образуют сильные энергетические очаги, которые проявляются в так называемых ошибочных действиях. К ошибочным действиям Фрейд относил забывание определенных фактов, намерений, имен, а также описки, оговорки и т. п. Эти явления объяснялись им как следствие тяжелых или неприятных переживаний, связанных с тем или иным предметом, словом, именем и др. В свою очередь, оговорки или случайные описки Фрейд объяснял тем, что в них содержатся истинные намерения человека, тщательно скрываемые от других.

Становление взглядов З. Фрейда прошло два основных этапа. На 1-м этапе была разработана динамическая модель психики, включающая представление о трех ее сферах: сознание, предсознание и бессознательное. На 2-м этапе (начиная с 1920-х гг.) психоанализ превращается в учение о личности, в которой выделяются три структуры: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-Эго). Структура Оно содержит врожденные бессознательные инстинкты (инстинкт жизни и смерти), а также вытесненные влечения и желания. Структура Я образуется под влиянием внешнего мира и находится под двусторонним влиянием Оно и Сверх-Я. Структура Сверх-Я содержит систему идеалов, норм и запретов, складывается в индивидуальном опыте путем идентификации со Сверх-Я родителей и близких взрослых. Борьба между структурами Сверх-Я и Оно порождает бессознательные защитные механизмы личности, а также сублимацию бессознательных влечений.

Однако очень немногие последователи З. Фрейда были согласны с ним в том, что сексуальные влечения определяют всю жизнь человека. Данное направление получило дальнейшее развитие в трудах А. Адлера, К. Юнга, Э. Эриксона, К. Хорни, А. Ассоджиолли, Э. Фромма и др.

Так, А. Адлер создает свой вариант психоанализа –индивидуальную психологию , в которой центральное место отведено проблемам целевой детерминации поведения человека, смысла жизни, условиям возникновения у личности комплекса неполноценности и средств компенсации (сверхкомпенсации) подлинных и мнимых недостатков.

Э. Эриксон на большом эмпирическом материале доказывал социокультурную обусловленность психики человека в противовес классическому психоанализу, где человек и общество противопоставлялись. Важнейшим в концепции Э. Эриксона является понятие«психосоциальная идентичность» : устойчивый образ Я и соответствующие способы поведения личности, которые вырабатываются в течение жизни и являются условием психического здоровья. Но при значительных социальных потрясениях (война, катастрофы, насилие, безработица и др.) психосоциальная идентичность может быть потеряна. Основную роль в формировании данного личностного образования играет Я (Эго), которое ориентируется на ценности и идеалы общества, становящиеся в процессе воспитания личности ценностями и идеалами ее самой.

К. Юнг , один из учеников З. Фрейда, создал свой вариант психоанализа –аналитическую психологию . Опираясь на анализ сновидений, бреда, шизофренических расстройств, а также на исследования мифологии, трудов восточных, античных и средневековых философов, К. Юнг приходит к выводу о существовании и проявлении в психологии человекаколлективного бессознательного . По К. Юнгу, содержания коллективного бессознательного не приобретаются в индивидуальном жизненном опыте субъекта – они существуют уже при рождении в видеархитипов , которые унаследованы от предков.

А согласно К. Хорни , неврозы развиваются из-за противоречий в отношениях людей, которые актуализируют у человека чувство«коренной тревоги» . Особенно большую роль в невротическом развитии личности играют взаимоотношения с родителями в детстве.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Психоана́лиз— психологическая теория, разработанная в конце 19 го начале 20 века австрийским психотерапевтом Зигмундом Фрейдом (Фройдом), ставшая одним из чрезвычайно влиятельных методов лечения психических расстройств, основанных на этой теории. Психоанализ расширялся, критиковался и развивался в различных направлениях, преимущественно бывшими коллегами и учениками Фрейда, такими как А. Адлер и К.Г. Юнг, развившими впоследствии свои школы аналитической и индивидуальной психологии, которые вместе с психоанализом составили так называемую Глубинную Психологию. Позднее идеи ПА развивались нео-фрейдистами, такими, как Эрих Фромм, Карен Хорни, Гарри Стек Салливан, Жак Лакан. Огромный вклад в ПА сделали работы В. Райха, Анны Фрейд, М. Кляйн, Д. Винникота, Х. Кохута и др. психоаналитиков.

ПА существует уже более ста лет. За это время он претерпел огромную эволюцию как в теории, так и в практике. Классическая теория, выдвинутая 3. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология X. Кохута (психология Самости). Очень многое изменилось во взглядах на процесс развития. С одной стороны, большее внимание стало уделяться ранним этапам развития: акцент сместился с эдипова на доэдипов период. С другой стороны, в отличие от классической теории, которая уделяла большое внимание влечениям, современные психоаналитические теории стали учитывать и другие факторы: развитие объектных отношений, развитие Я и др. Кроме того, модель внутрипсихического конфликта была дополнена и обогащена моделью дефицита. Теперь считается общепринятым, что неудачное, травматическое прохождение ранних этапов развития, нарушение объектных отношений в диаде “мать — дитя” приводит к формированию дефицита в душевной жизни.

Изменение взглядов на процесс развития психики повлекло за собой пересмотр психоаналитической техники. Так, например, благодаря работам Эго-психологов, разрабатывавших теорию защитных механизмов, был сформулирован важный технический принцип анализа от поверхности в глубину. Смещение интерпретативной активности с полюса влечений к защитному полюсу внутрипсихического конфликта позволило сделать психоаналитическую технику работы с сопротивлением более гибкой и менее болезненной для пациентов. В результате развития теории объектных отношений и пересмотра теории нарциссизма Я-психологией возникли большие изменения в понимании переноса и контрпереноса, что позволило значительно расширить круг пациентов, которым теперь может помочь психоаналитическое лечение.

ПА давно уже стал неотъемлемой частью современной культуры. Он является не только методом психотерапии, но и довольно богатой теоретической и литературной традицией, с которой русскоязычный читатель, интересующийся проблемами глубинной психологии и психотерапии, пока еще мало знаком. В течение нескольких десятков лет мы были оторваны от мировой психоаналитической мысли, несмотря на то, что в начале века психоанализ в нашей стране имел большие перспективы (об этом свидетельствовал тот факт, что почти треть членов Международной Психоаналитической Ассоциации разговаривала на русском языке). У русского ПА был достаточно большой потенциал как в клинической, так и в теоретической области. В России в то время существовала развитая психиатрия, которая могла стать базой для клинического психоанализа. Если говорить о теории, то вклад русских психоаналитиков можно проиллюстрировать тем, что во многом благодаря работе Сабины Шпильрейн “Деструкция как причина становления” 3 Фрейдом был предложен новый взгляд на теорию влечений.

Но, получив стремительное развитие в 10-20-е годы 20 в, ПА в нашей стране затем был уничтожен. Только в последние двадцать лет он вышел из подполья и начался медленный процесс восстановления. В начале 90-х годов огромными тиражами были вновь переизданы основные работы 3 Фрейда. Позднее отечественный читатель смог познакомиться и с другими, более современными психоаналитическими текстами. Но в нашей стране все еще мало знают о том, что произошло с ПА за последнее столетие, Книги, которые переводятся и издаются на русском языке,— всего лишь осколки зеркала, в котором отражается история психоаналитической мысли. К сожалению, пока, все еще ждут своего издания работы многих выдающихся теоретиков и практиков психоанализа, таких, как Р.Фейерберн, М. Балинт, В. Бион, М. Маллер, Фоукс и многих других.

Основные положения Современного ПА по прежнему базируются на классическом ПА:

  • человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
  • эти влечения преимущественно бессознательны;
  • попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлениюв форме защитных механизмов;
  • помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
  • конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия и так далее;
  • освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание

Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории.

Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.

Основным методом ПА является метод свободных ассоциаций, основной предмет изучения - бессознательное.

Именно З. Фрейд вывел две модели (топики) психики, которые стали базовыми для всех видов психотерапии. Первая топика - сознание- предсознательное-бессознательное.

Вторая топика - Сверх Я - Я - Оно или Супер Эго - Эго- Ид

Первая топика З. Фрейда

Историки психоанализа, будь то психоаналитики или иные психологи, указывают, что в течение длительного периода развития психоанализа Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Согласно этой модели психологии личности, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное. Рассматривая их в единстве, Фрейд, как психолог и психотерапевт, использовал эту "психическую карту", чтобы показать степень сознаваемости таких психических явлений, как мысли, сны, фантазии и раскрыть суть таких феноменов, как невроз, депрессия, страх - результатов стресса или отклонений в развитии, требующих психологической помощи - профессиональной консультации психолога и психотерапии.

Вторая топика З.Фрейда

Позднее З. Фрейд ввел в анатомию личности три основные структуры: Оно , Я и Сверх-Я (в английских переводах Фрейда и англоязычном ПА используются латинские эквиваленты этих терминов - Ид, Эго и Суперэго). Данное трехчастное деление личности известно как структурная модель психической жизни, хотя Фрейд полагал, что эти составляющие следует рассматривать скорее как некие процессы, чем как особые "структуры" личности. Фрейд понимал, что предложенные им конструкты гипотетичны, поскольку уровень развития нейроанатомии в то время не был достаточным для того, чтобы определить их локализацию в центральной нервной системе. Сфера Оно полностью неосознаваема, в то время как Я и Сверх-Я действуют на всех трех уровнях сознания. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная его часть сформирована импульсами, исходящими от Оно. Фрейд рассматривал Оно в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме. Он писал, что Оно "прямо связано с соматическими процессами, проистекает из инстинктивных потребностей и сообщает им психическую экспрессию, но мы не можем сказать, в каком субстрате осуществляется эта связь". Оно выполняет роль резервуара для всех примитивных инстинктивных побуждений и черпает свою энергию прямо из телесных процессов. Оно подчинено принципу удовольствия. В отличие от Оно, природа которого выражается в поиске удовольствия, Я подчиняется принципу реальности , цель которого - сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом и/или будут найдены соответствующие условия во внешней среде. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход грубой энергии Оно в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации"; на языке структурной модели психоанализа - посредством формирования Сверх-Я. Фрейд подразделял Сверх Я на две подсистемы - Я-идеал и Совесть.

В настоящее время теория психоанализа используется в двух аспектах КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ и ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ.

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ

ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОАНАЛИЗ- использование психоаналитических идей и концепций в различных сферах теоретического знания и практического действия людей. Принято проводить различие между клиническим психоанализом, имеющим дело с психическими заболеваниями и предполагающим соответствующую работу с пациентами, и прикладным психоанализом. Последний ассоциируется, как правило, с использованием психоаналитических идей и концепций в сферах философии, социологии, экономики, политики, педагогики, религии, искусства, включая изучение различных проявлений индивидуального и коллективного бессознательного, биографии ученых, политиков, писателей, художников.

В основе возникновения прикладного психоанализа лежит исследовательская деятельность З. Фрейда. Уже на первоначальных стадиях становления и развития психоанализа как такового выдвинутые им представления о бессознательной деятельности человека нашли свое отражение не только в клинической практике, но и при интерпретации художественных произведений. Так, в письмах к берлинскому врачу В. Флиссу, написанных З. Фрейдом в 90-х годах ХIХ века, содержатся размышления, относящиеся к своеобразной трактовке таких мировых шедевров, как «Царь Эдип» Софокла и «Гамлет» Шекспира, что получило свое дальнейшее развитие в его первом фундаментальном психоаналитическом труде «Толкование сновидений» (1900) и в последующих его работах. В дальнейшем он уделил значительное внимание психоаналитическому пониманию остроумия, первобытной религии, искусства, культуры в целом, чему был посвящен ряд работ, знаменовавших собой начало развития того, что сегодня принято называть прикладным психоанализом. К их числу относятся такие работы, как «Остроумие и его отношение к бессознательному» (1905), «Художник и фантазирование» (1905), «Бред и сны в «Градиве» И. Иенсена» (1907), «Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве» (1910), «Тотем и табу» (1913), «Будущность одной иллюзии» (1927), «Достоевский и отцеубийство» (1928), «Недовольство культурой» (1930), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1938) и др. Как подчеркивал З. Фрейд, целью подобного рода исследований является разъяснение с позиций психоанализа «связи между внешними событиями и реакциями на них человека посредством деятельности влечений».

Многие последователи З. Фрейда стали использовать психоаналитические идеи и концепции в биографических (патографических) исследованиях, при осмыслении истории становления и развития культуры, политического и общественного устройства, что способствовало становлению прикладного психоанализа в качестве специфической деятельности, выходящей за рамки клинического анализа, медицины. Тем самым в современной психоаналитической литературе утвердилось деление на клинический и прикладной психоанализ.

Однако следует иметь в виду, что сам З. Фрейд считал подобное деление психоанализа на клинический и прикладной не корректным. В работе «Проблема дилетантского анализа» (1926) он обратил внимание на то, что «в реальности граница проходит между научным психоанализом и его применением (в медицинской и немедицинской областях)». В этом смысле клинический психоанализ также является прикладным, основанным на использовании психоаналитических идей и концепций в процессе терапевтической деятельности.

КЛИНИЧЕСКИЙ ПСИХОАНАЛИЗ (ПА)

Клинический ПА относится к психодинамическому подходу в терапии и на практике изначально применялся для лечения истерии. ПА со времен Фрейда значительно изменился, поэтому в дальнейшем будем называть его СОВРЕМЕННЫМ ПСИХОАНАЛИЗОМ или просто ПА.
По определению З. Фрейда, «любое лечение, основывающееся на понимании и применении концепций переноса и сопротивления, может быть названо психоаналитическим» . Современное определение психоанализа сходно. Психоаналитической называется такая терапия, которая признает существование бессознательных психических процессов, которая изучает мотивы человеческого поведения и развития, которая использует понятия сопротивление и перенос. Изменился и сам сеттинг проведения терапии. Во времена Фрейда ПА проводился 5-6 раз в неделю. Сейчас принято называть ПА именно терапию с такой частотой встреч, если сеттинг составляет одну-две встречи в течении недели, то данный вид психической помощи называют психоаналитически направленной терапией или психоаналитически ориентированной терапией, что, однако, не умоляет ее терапевтическое действие.
Ключевые понятия клинического психоанализа (например, терапевтические отношения, перенос, контрперенос, сопротивление, инсайт, механизмы защиты) и правила игры (такие, как приглашение пациенту давать свободные ассоциации и рассказывать материал сновидений, сосредоточенность на взаимодействии «здесь и сейчас», предложение аналитика клиенту - лечь на кушетку, все это применяется современным психоанализом со времен Фрейда.

ПОКАЗАНИЯ К ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕРАПИИ.

Различные формы истерии;-неврозы тревоги;-фобии;-невротическая депрессия;-психосоматические расстройства;-дистимия;-обсессивно-компульсивные расстройства;-конверсионные расстройства;-аффективные расстройства;-расстройства личности от слабой до средней степени тяжести;-автономные функциональные расстройства с установленной психической этиологией;-психические расстройства, вызванные эмоциональным дефицитом в раннем детстве;-психические расстройства, являющиеся следствием экстремальных ситуаций.

КОМУ ПСИХОАНАЛИЗ ПРОТИВОПОКАЗАН.

Психоанализ не может помочь человеку, который не хочет меняться.

"Меня все обижают!"

Даже когда нас действительно окружают плохие люди и они доставляют нам страдания, зачастую мы неосознанно вносим свой вклад в то, чтобы продолжать оставаться в этой ситуации, или даже ее провоцировать. Когда человек уверен, что причины всех его бед лежат в ком-то другом, помочь ему очень сложно. Ведь если от тебя ничего не зависит, значит ты и изменить ничего не можешь.

Механизм изменений в процессе психоаналитической терапии таков: человек начинает лучше осознавать свои чувства и видеть, как они влияют на его поведение, принимаемые решения, как они определяют его жизненные стратегии. Тогда он может поменять свое поведение в определенных ситуациях или отношение к отдельным людям или вещам. Чтобы получить пользу от психоанализа или психоаналитической терапии, недостаточно хотеть, чтобы изменились другие. Измениться можешь только ты сам.

"Тебе лечиться надо!"

Также нельзя кого-то насильно заставить проходить психоанализ. Большой терапевтический потенциал этого метода состоит в сотрудничестве между аналитиком и клиентом, основанном на доверии и уважении. Но невозможно доверять, уважать и сотрудничать в отношениях, к которым тебя принудили.

Если Вы считаете, что кому-то из Ваших близких нужна помощь психоаналитика, Вы можете ему предложить специалиста, показать возможности, поддержать его решение. Но не заставлять. Человек, которого заставили ходить к психоаналитику, будет сопротивляться сотрудничеству, и скорее убедится, что ему тут не помогут, чем получит пользу.

В психоанализе невозможно получить все и сразу.

Изменения: Быстро! Эффективно! На всю жизнь! Выберите любые ДВА варианта

Если Ваш основной приоритет - это очень быстрое изменение, а его глубина и устойчивость для Вас второстепенны, то, вероятно, психоанализ - не самый эффективный метод для достижения Ваших целей.

Некоторые психоаналитики могут предложить Вам фокусную краткосрочную терапию, которая может решить определенные задачи. Это имеет смысл, когда проблемы не очень серьезные и существуют в какой-то одной определенной области. Если же существует ряд проблем, затрагивающих разные области жизни, либо если одна из Ваших целей - лучше узнать себя, то эффективна более долгосрочная работа.

Психоанализ является глубинно-психологическим методом, т.е. имеет дело с бессознательными пластами человеческой психики. Его преимущество состоит в возможности менять жизнь человека на очень глубоком уровне, помогая ему осознать то, что скрыто не только от посторонних глаз, но даже от самого себя.

Психоаналитическая терапия подобна погружению в глубины океана. Этот процесс не должен быть бесконечно долгим, но он должен иметь такой темп, чтобы организм адаптировался к происходящему и не травмировался. В психоанализе темп продвижения также в большой степени зависит от возможностей и потребностей психики клиента.

Наряду с желанием избавиться от страданий и достигать позитивных изменений, психике любого человека присуще сопротивление к изменениям. Нетравматичное преодоление этого сопротивления требует времени.

Психоанализ труден для людей, не способных говорить о своих чувствах.

"Когда не знаешь слов, нечем познавать людей." (Конфуций).

Психоанализ является разговорным методом психотерапии, т.е. терапия происходит в разговоре. Для маленького ребенка научиться понимать речь и говорить - возможность перехода на качественно новый уровень понимания себя, отношений с окружающими людьми и миром. Для взрослого человека разговор о своих чувствах и нахождение названий для своих состояний - это возможность гораздо большего выражения и понимания себя.

Поэтому в психоанализе важно, чтобы клиент говорил о том, что приходит ему в голову. Известный французский психоаналитик Ж.Лакан говорил, что бессознательное структурировано как язык. Таким образом, разговор открывает в психоанализе дорогу к пониманию бессознательному.

Если разговор по каким-либо причинам невозможен, или человек испытывает сильные негативные чувства при необходимости говорить о себе, имеет смысл обратиться к другим методам психотерапии (например, арт-терапия, танцевальная терапия, психодрама и т.п.)

Иногда нужен не психоанализ

Существуют жизненные ситуации, в которых человеку по-настоящему нужна помощь, но это не психоанализ. Какие это ситуации?

  • Только что произошедшие психические и физические травмы, а также ситуации острого горя.

Здесь больше всего необходима психологическая поддержка близких. В случае, если этого недостаточно, можно подключить специалиста, который окажет кризисную помощь. Иногда имеет смысл также не отказываться от кратковременной фармакологической помощи, позволяющей облегчить чрезмерную нагрузку на психику.

  • Наркотическая или сильная алкогольная зависимости

В этих случаях человек, безусловно, имеет психологические проблемы и нуждается в помощи. Но в этих состояниях также играет существенную роль ощутимая химическая зависимость. Это надо понимать и предпринимать адекватные меры борьбы с ней. На этом специализируются наркологи.

Наиболее эффективным методом справляться с этими зависимостями признаны программы, построенные по принципам "Анонимных алкоголиков" (12 шагов).

  • серьезные психические заболевания (психозы, шизофрения)

Людям, страдающим тяжелыми психическими заболеваниями, возможность находиться в ремиссии предоставляет современная фармакология. Очень важно, чтобы человек, имеющий психиатрический диагноз, был в постоянном контакте с опытным психиатром, который сможет подобрать адекватную состоянию фармакологическую терапию.

Психологическая помощь в данном случае тоже очень важна, но только такой помощи недостаточно.

Хороший психоаналитик заинтересован в том, чтобы обратившийся к нему клиент получил наиболее эффективную помощь. Специалист подберет наиболее подходящий именно Вам подход или порекомендует соответствующего специалиста.

Если же у Вас есть колебания и сомнения насчет психоанализа, Вы можете обратиться за консультацией психоаналитика, которая может помочь принять решение "за" или "против".

Психоанализ (нем. Psychoanalyse ) - комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ предложен Фрейдом, как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые исследователи причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Важнейшие направления психоанализа

    Теория поведения человека, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется и к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».

    Методы исследования основных мотивов поведения человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - скрытые бессознательные мотивы, ведущие к расстройствам. Они выявляются через высказываемые пациентом свободные ассоциации.

    Метод и методики лечения психических расстройств на основе вышеуказанного анализа бессознательного, проявлений переноса и сопротивления , посредством техник интерпретации и проработки . Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, т.е. от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.

Основные представители.

Зигмунд Фрейд, Альфред Адлер, Карл Абрахам, Карл Густав Юнг, Шандор Ференци, Ганс Закс, Отто Ранк, Макс Эйтингон, Мелани Кляйн, Анна Фрейд, Жак Лакан, Салливан, Гарри Стэк, Карен Хорни, Эрих Фромм, Хайнц Кохут, Роберт Столороу.

27. Русский космизм Николая Федорова, Циолковский,

Николай Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя - 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) - русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из основоположников русского космизма и трансгуманизма.

Его именовали «московским Сократом». C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой, Достоевский, Вл. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».

Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа - весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» - смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.

Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы - смерчам, ураганам, засухам, наводнениям - которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству. Сегодняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.

Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.

Н. Ф. Фёдоров был глубоко верующим человеком, участвовал в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». В работах Фёдорова Святая Троица упоминается более сотни раз, именно в Троице он усматривал корень грядущего бессмертия человека. В социальном и психологическом плане образ Троицы был для него антитезой как западному индивидуализму, так и восточному растворению личности во всеобщем. В его жизни и трудах явлен синтез религии и науки. Религиозный публицист и философ Владимир Ильин считал Николая Фёдорова великим святым своего времени и сравнивал его с Серафимом Саровским.

Константин Эдуардович Циолковский - русский и советский учёный-самоучка, исследователь, школьный учитель. Основоположник современной космонавтики. Обосновал вывод уравнения реактивного движения, пришёл к выводу о необходимости использования «ракетных поездов» - прототипов многоступенчатых ракет. Автор работ по аэродинамике, воздухоплаванию и другим наукам.

Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Циолковский называет себя «чистейшим материалистом»: он полагает, что существует только материя, и весь космос - не более чем очень сложный механизм.

Пространство и время бесконечны, поэтому бесконечно и число звёзд и планет в космосе. Вселенная всегда имела и будет иметь один вид - «множество планет, освещаемых солнечными лучами», космические процессы периодичны: каждая звезда, планетная система, галактика стареет и умирает, но затем, взрываясь, возрождается снова - происходит лишь периодический переход между более простым (разреженный газ) и более сложным (звёзды и планеты) состоянием вещества.

Циолковский допускает существование высших по сравнению с людьми существ, которые произойдут от людей или уже находятся на других планетах.