Инъекции и другие мероприятия часто пугают ребенка. Надо готовить все необходимое вне поля зрения ребенка, а при непосредственном проведении процедуры стараться успокоить его. Старших детей необходимо убедить в необходимости неприятных процедур. Не следует заранее предупреждать детей о назначении им таких процедур, как зондирование, пункции и др.

Необходимо организовать и развлечения для детей, используя игрушки и книги.

Для производства оперативного вмешательства у детей необходимо получить письменное согласие родителей или опекунов. Следует объяснить им характер оперативного вмешательства, степень тяжести, риска, а также возможные результаты. Отступление от этого правила допустимо в отсутствие родителей в случае неотложной или срочной операции. Показания к операции в этих случаях должен определять консилиум в составе не менее двух врачей. Заведующий отделением и главный врач больницы должны быть поставлены в известность о принятом решении.

Срок производства операции зависит от характера заболевания. Оперативное вмешательство может быть произведено в любом возрасте, даже у новорожденного. У детей количество дополнительных исследований стараются ограничить до минимума. В большинстве случаев достаточно общих клинических исследований.

Подготовка к операции зависит от характера вмешательства, заболевания, возраста и общего состояния больного. Перед сложными оперативными вмешательствами необходимо детальное исследование с использованием методов функциональной диагностики. Большую роль в подготовке больного к операции имеет психологический фактор. В этом необходима помощь родителей, воспитателей и друзей больного.

Дети грудного возраста накануне операции получают обычное питание до 10 ч вечера. Детям более старшего возраста разрешается легкий ужин. За 3 ч до операции больному можно дать сладкий чай, который уже через 2 ч всасывается и не вызывает рвоты. Слабительные для подготовки больного к операции не назначают. Очистительную клизму ставят накануне вечером и в день операции.

«Хирургические болезни», С.Н.Муратов

— стрессовая ситуация для ребенка и членов его семьи, поэтому нужна тщательная подготовка к ней.

Для смягчения этого стресса и лучшей подготовки ребенка к операции, лучшей переносимости вмешательства во многих учреждениях работают детские специалисты-психологи, в задачу которых входит обсуждение предстоящей операции, зрительная подготовка, игротерапия, ассистирование в операционной. Такого рода специалисты хорошо знакомы с особенностями детского развития, обучены распознавать и переадресовывать эмоциональные посылы детей и их родителей. Во время зрительной подготовки ребенка к операции в кабинете детские используют соответствующий возрасту методический материал для объяснения, что будет происходить до, во время, после операции. Специалисты поощряют вопросы и проявление любых возможных страхов, разрешая неправильные представления ребенка до момента проведения оперативного вмешательства.

Утром, в день проведения операции, психологи встречаются с членами семьи, оценивают уровень тревожности, устраняют беспокойство и предлагают развивающие игрушки детям в соответствии с возрастом. Игрушки отвлекают внимание и помогают вовлечь родителей в игру во время предоперационного ожидания. В целях подготовки к операции ребенку предлагают осмотреть специальную одежду, шапочки и маски. Это позволяет ему потрогать, почувствовать и понюхать медицинские принадлежности в спокойной обстановке до проведения лечебных манипуляций, что обеспечивает лучшую их переносимость в дальнейшем. Детей младшего возраста, которым планируют ингаляционную анестезию, просят попробовать различные запахи и выбрать один из них. Затем этим запахом маскируют начало ингаляционной анестезии.

При простых вмешательствах, можно пригласить родителей в операционную для создания комфортной обстановки для ребенка во время проведения анестезии. Такая политика позволит избежать наиболее стрессового момента расставания родителей и ребенка во время проведения операции. Родителей необходимо информировать о том, что они могут увидеть, пережить и почувствовать во время анестезии ребенка. Ингаляционная анестезия проходит через несколько стадий, включая стадию возбуждения, во время которой дети кажутся крайне возбужденными. Это может встревожить и напугать неподготовленных родителей. Все мероприятия по подготовке ребенка к операции проводят детские психологи; родители знают, что кто-то присматривает за ними и их ребенком, помогает проводить хирургические манипуляции.

Детям грудного возраста во время подготовки к операции может понадобиться премедикация антихолинергическими препаратами для предотвращения брадикардии, которая может развиться во время вводной анестезии. Вводная анестезия часто проводится ингаляционными анестетиками, такими как закись азота и галотан. После вводной анестезии устанавливают внутривенный периферический катетер для введения других медикаментов с целью поддержания анестезии. Регионарная анестезия (спинальная, эпидуральная и каудальная) также может служить дополнением к общей анестезии или использоваться отдельно у некоторых детей с хорошим эффектом. Например, у недоношенных детей часто проводят грыжесечение под спинальной анестезией, что позволяет быстрее вывести ребенка из анестезии и уменьшить риск послеоперационного апноэ. Комбинирование общей и регионарной анестезии позволяет «облегчить» общую анестезию и продлить послеоперационное контролирование боли.

Любая болезнь ребенка является для родителей большим стрессом и становится причиной постоянных переживаний. Но не менее сложно и самим детям. Не всегда они в полной мере осознают то, что им придется пережить, и не понимают важности предстоящих операций. Взрослые должны уметь правильно настроить и подготовить своего ребенка к лечению. Ведь именно их поддержка может помочь справиться со всеми трудностями. Более того, родители должны знать, как именно проходит процесс подготовки со стороны врачей.

Подготовка ребенка к плановой операции

Плановая операция представляет собой отложенное несрочное хирургическое вмешательство. В таких случаях остается время на все этапы подготовки. Прежде всего, важно ознакомиться с рядом процедур, которые Ваш ребенок будет вынужден пройти в больнице:

  • В первую очередь проводится общий анализ крови, ее проверка на свертываемость. Если неизвестна группа и резус фактор, то их тоже определяют.
  • Сдается общий анализ мочи .
  • В обязательном порядке проводится взвешивание.
  • Нередко осуществляется проверка на наличие ВИЧ-инфекции.
  • Кардиограмма.
  • Флюорография.
  • Также обязательно Вам и ребенку придется побывать на консультации у нескольких специалистов, которые подробно расскажут о результатах анализов и предстоящей операции.
  • Назначается специальная диета на реабилитационный период.
  • Не исключено, что ребенку будет противопоказано кушать за 12 часов до операции.
  • В день вмешательства будут проводиться гигиенические процедуры, в том числе и клизма, возможно очищение желудка от остатков пищи.

Также со стороны родителей требуется психологическая подготовка ребенка к операции. Это действительно важно, потому что если этого не сделать, то врачам понадобится много времени, чтобы успокоить ребенка и уговорить его приступить к операции. Поэтому существует целый ряд советов, которые помогут спокойно пережить столь сложный период:

  • То, что Вы будете рассказывать о предстоящей операции, должно соответствовать действительности. Для детей именно родители являются авторитетом, и они верят каждому слову. Поэтому не стоит обманывать, что будет не больно или о том, что все произойдет очень быстро.
  • Ориентируйтесь на возраст. До десяти лет ребенок еще не может полностью оценить ситуацию без помощи старших и начинает бояться. Очень важно попытаться привести весомые доводы, почему нужна операция, что ее результаты дадут в будущем и что грозит при отсутствии хирургического вмешательства. В подростковом возрасте все гораздо проще. Дети прекрасно понимают, что именно им придется перенести.
  • Не нужно загружать мозг ребенка неизвестными ему терминами.
  • Объясните, что Вы будете сопровождать его все время, и даже во время операции.
  • Постарайтесь до мельчайших деталей описать, как выглядит кабинет, в котором будет все происходить. Попросите врача показать все малышу. Обстановка станет знакомой - и это поможет избежать лишних переживаний.
  • Старайтесь перед проведением операции отвлечь ребенка чем-то интересным. Пусть он посмотрит любимые мультфильмы, порисует вместе с Вами, прогуляется на свежем воздухе.
  • Очень часто на стационарном лечении пребывают другие дети, которые смогут рассказать, что ничего страшного не произойдет, и бояться не стоит. Для Вашего чада это может стать значительным толчком к преодолению паники и страха. Ведь если другие смогли, то и он, конечно же, сможет.
  • Пусть любимая игрушка будет рядом. Это однозначно поможет успокоиться в стрессовой ситуации.
  • Чаще всего операции проводятся под общим наркозом. Об этом тоже нужно поговорить. Можете сказать ребенку, что он просто уснет, а когда проснется - уже все закончится. Только не забудьте упомянуть о странных ощущениях, которые могут появиться, что в этом нет ничего опасного и плохого.
  • Заранее подготовьте приятные бонусы за хорошее поведение. Это может быть желаемая игрушка, обещание похода в кинотеатр, различные сладости. Дополнительная мотивация никогда не навредит.

Эти советы кажутся очевидными, но часто родители забывают о них. Необходимо правильно воспользоваться тем временем, какое есть перед операцией. Дети должны быть полностью уверены в своей безопасности.

Подготовка ребенка к экстренной операции

К сожалению, случается, что хирургическое вмешательство необходимо здесь и сейчас, а не через несколько недель. Такая потребность возникает при обострениях уже имеющегося заболевания, сложных переломах, значительных травмах, кровотечениях. Так как времени слишком мало, подготовка к экстренной операции имеет свои особенности:

  • Проводится срочный анализ крови и мочи.
  • Часто, когда есть время, делается рентген и УЗИ.
  • Санитарная обработка минимальная.
  • Мочевой пузырь обязательно избавляется от мочи, но клизму не ставят.

Провести полную психологическую подготовку к операции невозможно. Но очень важно, чтобы близкие люди находились рядом и оказывали максимальную поддержку. Постарайтесь находиться в поле зрения ребенка, ведь Ваше присутствие невероятно важно в такой ситуации. Рассказывайте сказку, улыбайтесь, максимально сдерживайте свои негативные эмоции, ведь лицо плачущей матери только усилит детский страх. После операции не следует сразу же говорить о произошедшем.

В итоге, представленная выше информация должна помочь составить полную картину всего, что будет происходить с ребенком перед операцией. Доверьтесь лечащему врачу, поддерживайте своего малыша - и все пройдет успешно.

Диагностические и лечебные мероприятия в у детей имеют цель - обеспечить благополучный исход оперативного вмешательства. В предоперационном периоде определяют степень нарушений, вызванных основным заболеванием, исследуют функцию важнейших органов и систем (дыхательной, сердечно-сосудистой, выделительной). В одних случаях для получения указанных сведений достаточно обычного врачебного осмотра и общепринятых анализов крови, мочи, грудной клетки, например при паховой грыже, крипторхизме (см.), (см.) и пр. При других заболеваниях необходимы дополнительные исследования [ , (см.), контрастное и пр.], например при болезни Гиршспрунга, бронхоэктазах и др.

Предоперационная подготовка в случаях экстренных оперативных вмешательств должна быть краткой и направлена на устранение расстройств, угрожающих жизни и препятствующих выполнению операции.

Во всех случаях необходимо устрашив гипертермию, что достигается применением физических методов охлаждения (вентилятор, пузыри со льдом на области магистральных сосудов, влажные обертывания) и медикаментозных средств (введение внутримышечно 1 % раствора - 0,5 мл на 1 кг веса и 50% раствора анальгина - 0,1 мл на 1 год жизни). При выраженной интоксикации и обезвоживании (например, при , кишечной непроходимости) с целью дезинтоксикации и перед операцией вводят внутривенно капельно плазму, раствор Рингера; для восполнения энергетических ресурсов переливают 10% раствор глюкозы с инсулином (1 ЕД инсулина на 4 г сухой глюкозы). По показаниям назначают сердечные средства, кислород, . В случаях шока, обусловленного механической травмой или ожогом, к операции приступают лишь после выведения больного из состояния шока с помощью гемотрансфузии (переливания крови), введения жидкости, применения обезболивающих и сердечных средств, кислородной терапии.

Перед экстренным оперативным вмешательством, выполняемым под наркозом, во избежание рвоты и аспирации рвотных масс необходимо опорожнить желудок через зонд, аспирировать (отсосать) слизь из верхних дыхательных путей. Непосредственно перед операцией ребенка заставляют помочиться или спускают мочу катетером.

Перед плановыми операциями по поводу заболеваний и предоперационная подготовка включает общеукрепляющие мероприятия: рациональное питание, витаминотерапию, по показаниям проводят , плазмы. Кроме того, проводится, терапия, направленная на максимально возможное уменьшение расстройств, вызванных заболеванием. Например, при болезни Гиршспрунга с помощью повторных сифонных клизм добиваются снижения каловой интоксикации, обусловленной хроническими запорами. При бронхоэктазах перед операцией стремятся к максимальному освобождению бронхов от мокроты и уменьшению воспалительных изменений в бронхах (ЛФК, ингаляции с антибиотиками и щелочными растворами, отхаркивающие средства, лечебные и пр.). При гидронефрозе (см.) в случаях, осложненных (см.), перед операцией проводят курс антибактериальной терапии с применением сульфаниламидов, нитрофурана. В ряде случаев в порядке предоперационной подготовки проводят паллиативные вмешательства, обеспечивающие лучшие условия выполнения радикальной операции (например, гастростомия при рубцовой непроходимости , каловый при тяжелых, не поддающихся консервативному лечению запорах и пр.).

В день операции детей не кормят, накануне - гигиеническая ванна и очистительная клизма.

Подготовка к операции имеет свои особенности, связанные с изменчивостью температурной реакции, низкой , пониженной сопротивляемостью инфекции. Новорожденного помещают в кувез (см.) с температурой 24-26°, где поддерживается высокая влажность и подается кислород. Перед операцией назначают викасол внутримышечно - 0,3% раствор по 0.2 мл 3 раза в день.

Предоперационный период у детей . В целях сокращения пребывания ребенка в стационаре (опасность внутрибольничной инфекции) подготовку и обследование начинают в поликлинике.

При поступлении ребенка в стационар врач тщательно осматривает его кожу и слизистые оболочки в целях раннего выявления различных инфекционных заболеваний (корь, скарлатина, ветряная оспа, гепатит и др.). Особое внимание обращают на хронические очаги инфекции (тонзиллит, кариозные зубы, пиодермия), являющиеся противопоказанием к плановой операции. При обезвоживании, токсикозе, анемии, гипопротеинемии, нарушении свертываемости крови и др. в подготовку включают соответствующие мероприятия. В срочных случаях (например, кровотечение, асфиксия новорожденного при атрезии хоан, диафрагмальной грыже и др.) операцию проводят без подготовки. Подготовка бывает интенсивной, но непродолжительной (например, при перитоните) и длительной (при болезни Гиршспрунга, бронхоэктатической болезни и др.).

Нарушения водно-солевого обмена устраняют посредством капельных или одномоментных вливаний изотонического раствора хлорида натрия. Чем ребенок младше, тем большую опасность представляют одномоментные вливания, которые проводят медленно, не превышая 25% суточной дозы. Для ликвидации анемии производят переливание крови, причем у детей преимущество отдают прямому переливанию или переливанию свежецитратной крови; иногда целесообразно переливать отдельные ингредиенты (эритроцитную массу, тромбоцитную массу, плазму и др.).

Пневмония является временным противопоказанием к операции и требует интенсивного лечения. Температуру свыше 38,5" во избежание тяжелых реакций на наркоз и операционную травму необходимо снизить до операции. Для этого, сочетают методы гипотермии физические (охлаждение тела, промывание желудка и клизмы холодной водой, пузыри со льдом на паховые области) и медикаментозные (внутримышечные инъекции 1% раствора амидопирина, нейроплегических средств).

Шок ликвидируют комплексными мерами с учетом основного фактора шоковой реакции. Обеспечивают адекватную легочную вентиляцию. По показаниям проводят интубацию, трахеостомию и искусственное дыхание. Нормализуют кровяное давление путем гемотрансфузии, вазо- и кардиотоническими средствами. Проводят общее и местное обезболивание (поверхностный наркоз, местная, проводниковая анестезия, блокады - ваго-симпатическая, поясничная, пресакральная). При острой интоксикации, связанной с гнойно-воспалительным очагом или инфекционно-токсическим состоянием, проводят до операции лечение антибиотиками и сульфаниламидами, учитывая необходимость создать высокую концентрацию антибактериального вещества в очаге поражения (их вводят внутриартериально, внутривенно, в костномозговой канал и др.). Перед плановыми «чистыми» операциями применение антибиотиков ограничивают строгими показаниями (перед операцией на толстом кишечнике).

Непосредственная подготовка к операции заключается в очистительной клизме, гигиенической ванне. В день операции ребенка не кормят; грудным детям за 3 часа до вмешательства дают 100-120 мл 5% раствора глюкозы. Перед экстренной операцией обязательно очищение желудка путем введения зонда или промывания во избежание регургитации, рвоты во время наркоза и аспирации пищевых масс.

Новорожденного ребенка готовят к операции в роддоме сразу по установлении диагноза. Прекращают кормление, вводят витамин К в дозе 2,5 мг в сутки, при рвоте вставляют постоянный желудочный зонд. Назначают оксигенотерапию (концентрация кислорода не более 30%). Ребенка укладывают в кювез или обкладывают грелками, предупреждая охлаждение. По показаниям (при атрезии пищевода, диафрагмальной грыже) ребенку придают положение полусидячее или на боку, периодически отсасывают слизь из пищевода, носоглотки и трахеи.

При подготовке к операции детей старшего возраста учитывают их нервно-психический статус, отношение к предстоящему вмешательству. Особо возбудимые, нервные дети нуждаются в психологической и медикаментозной подготовке. Дети, настроенные негативно, остро боящиеся вмешательства и не поддающиеся суггестивной терапии, подлежат выписке на некоторое время домой, если операция назначена в плановом порядке.

Премедикация назначается врачом-анестезиологом. Для премедикации у детей часто используют холинолитики (атропин, метацин) и анальгетики (промедол, омнопон). Морфин у детей применять нецелесообразно из-за выраженных побочных эффектов (тошнота, рвота, угнетение дыхания). Холинолитики и анальгетики вводят за 45 мин. до операции под кожу, за 30 мин.- внутримышечно, за 5 мин. до операции - внутривенно.

Беспокойным, невропатичным детям назначают за 1-3 дня до операции 2 раза в сутки мепротан (андаксин), триоксазин, обливон и др.

По специальным показаниям используют антигистаминные препараты (дипразин, супрастин, димедрол и т. п.), значительно улучшающие течение анестезии благодаря выраженному седативному противошоковому и противоаллергическому действию. Применение их целесообразно при травматических операциях, исследованиях с использованием контрастных веществ, а также у детей, страдающих аллергическими заболеваниями. Антигистаминные препараты вводят внутримышечно за 90 мин. до наркоза. Дозировка - см. таблицу.

Дозировка веществ, используемых для премедикации у детей
Возраст Доза препаратов, в мг
атропин, метацин промедол, омнопон дипразин мепротан
Новорожденные 0,05 0,5 2-3 -
1-6 мес 0,1-0,15 0,5-1,0 5 -
6-12 мес 0,1-0,2 0,7-1,0 10 -
1-3 года 0,1-0,3 1,0-3,0 15-20 25-50
3-6 лет 0,4-0,5 4,0-6,0 25-30 75-100
6-10 лет 0,5-0,7 7,0-9,0 35-40 150-200
11-14 лет 0,7-0,8 10,0-15,0 45-60 250-300

После введения препаратов с целью премедикации, особенно антигистаминных веществ, ребенка укладывают в постель и транспортируют в горизонтальном положении.

Дозировка веществ, используемых в премедикации, не должна быть стандартной. Более крупные, здоровые дети получают увеличенные, а слабые - уменьшенные дозы (примерно на 1/3). Если премедикация оказывается недостаточной (ребенок возбужден, плачет, саливация не уменьшена), в наркозной комнате или операционной ему внутривенно вводят дополнительно половину возрастной дозы атропина и промедола.

Хирургия новорожденных - это, прежде всего лечение врожденных пороков развития и гнойно-воспалительных заболеваний, требующих чаще всего экстренных или отсроченных и реже плановых оперативных вмешательств.

Переход к внеутробному существованию ребенка является достаточно сильным стрессом, требующим определенного периода адаптации. В обычных условиях, для нормально родившегося новорожденного, этот период занимает 7-10 дней.

Почему новорожденные дети попадают в стационар?

Ведущими клиническими синдромами при поступлении новорожденных в хирургический стационар чаще всего являются: сердечно-сосудистая недостаточность с нарушением общей и мозговой гемодинамики, почечная недостаточность, метаболические нарушения. Около трети новорожденных с пороками развития желудочно-кишечного тракта имеют сочетанные пороки развития (сердца, почек и др.) и около половины - нарушения мозгового кровообращения 2-3 степени. Поэтому, новорожденные и, особенно недоношенные дети, являются пациентами с очень высокой степенью операционно-анестезиологического риска, а анестезиологическое пособие у них - самым сложным разделом педиатрической анестезиологии и реаниматологии. Из выше сказанного становится понятным, почему анестезиологическое пособие новорожденным (клиническая, биохимическая, электрофизиологическая оценка состояния, предоперационная подготовка и проведение анестезии) должен оказывать высококвалифицированный специалист, хорошо знающий основы неонатологии.

Диагностика дыхания у детей

Диагностика органов дыхания перед анестезией

Состояние дыхательных путей ребенка представляет особый интерес для анестезиолога, т.к. именно по ним поступают в организм ингаляционные анестетики, и их функционирование может значительно изменяться как во время общей анестезии, так и после ее окончания. При осмотре необходимо обращать внимание на нарушение проходимости верхних дыхательных путей - аденоиды, искривление носовой перегородки, атрезия хоан, синдром Пьера-Робина (микрогнотия, макроглоссия, расщелина мягкого и твердого неба), хронический тонзиллит. Все это имеет значение для выбора способа обезболивания, особенно у детей младшего возраста.

Диагностика респираторно-вирусной инфекции у ребенка

Очень важно своевременное выявление симптомов острой респираторно-вирусной инфекции: кашель, ринит, повышенная секреция слизистых оболочек верхних дыхательных путей, одышка и ее характер, цианоз носогубного треугольника, раздувание крыльев носа и др. При наличии у ребенка респираторно-вирусной инфекции плановое оперативное вмешательство необходимо отменить, вплоть до полного его выздоровления. При оказании экстренной хирургической помощи на фоне ОРВИ необходимо провести тщательный туалет трахеобронхиального дерева, ингаляционную и противоотечную терапию, назначить антибиотики и антигистаминные препараты. Иногда целесообразно использовать интубационную трубку на размер меньше возрастной, предварительно смазав ее гормональной мазью или кремом.

При поступлении детей на плановое хирургическое лечение по поводу пороков развития дыхательной системы, опухолей или воспалительных заболеваний легких и средостения, пороков развития грудной клетки, помимо тщательного клинического осмотра, необходимо определить характер и степень выраженности дыхательной недостаточности, компенсаторные возможности внешнего дыхания, механических свойств легких, внутрилегочного газообмена.

Реакция дыхания на физическую нагрузку

Важную диагностическую роль играет реакция дыхания на физическую нагрузку, требующую повышения энергетических потребностей организма и сопровождающуюся напряжением всех звеньев системы дыхания. Особенно это имеет значение для детей, которым предстоит травматичное и длительное оперативное вмешательство и сложное комбинированное анестезиологическое пособие. Оценка этой реакции производится путем сопоставления динамики потребления кислорода, вентиляции, газового состава и кислотно-основного состояния крови, при одновременном расчете энергозатрат.

Важность предоперационной диагностики

Своевременная предоперационная диагностика нарушений функционального состояния легких и соответствующая их коррекция в предоперационном периоде - создание дренажного положения, оксигено- и ингаляционная терапия, санация трахеобронхиального дерева и назначение бронхолитических препаратов, лечебная физкультура и вибрационный массаж, антибактериальная и противоотечная терапия, назначение по показаниям энергетических субстратов и мембраностабилизирующих препаратов является основой для благоприятного течения как оперативного вмешательства и анестезиологического обеспечения, так и профилактики послеоперационных легочных осложнений.

Предоперационная подготовка ребенка

Анестезия детей при операции

Новорожденные и, особенно недоношенные дети, с нарушениями кровообращения, газообмена и метаболизма, для проведения предоперационной подготовки должны поступить в отделение реанимации и интенсивной терапии. Они помещаются в инкубатор, где создается определенный микроклимат с оптимальной температурой, влажностью и концентрацией кислорода. Осмотр и необходимые манипуляции (пункция или катетеризация вены, постановка зонда в желудок или мочевой пузырь и др.) лучше проводить на реанимационном столике, где есть возможность поддерживать адекватный температурный режим.

Минимально необходимое обследование включает определение: группы крови и резус-фактора, общего анализа крови и мочи, КОС и газов крови, Нb, Ht, глюкозы крови, основных электролитов (К+, Na+, Ca2+). В первую очередь осуществляется венозный доступ, предпочтение следует отдать пункции периферической вены.

Правильная оценка тяжести состояния больного, выявление имеющихся нарушений, диагностика сочетанных пороков развития и заболеваний определяют объем и характер предоперационной подготовки, выбор метода обезболивания и в определенной степени прогнозируют тяжесть течения послеоперационного периода и исход заболевания.

Подготовка к проведению общей анестезии ребенка

Для обеспечения безопасного и эффективного наркоза у детей врач-анестезиолог должен составить для себя детальный план предстоящей анестезии. С этой целью необходимо проведение следующих предварительных мероприятий:

  • беседа с родителями;
  • предоперационный осмотр;
  • оценка лабораторных данных.

Как должна вестись подготовка к проведению общей анестезии ребенка?

Беседа с родителями позволит выяснить подробный анамнез жизни ребенка, получить специальную информацию представляющую интерес для анестезиолога и на основании полученных данных, определить тактику и вид анестезии. Кроме этого, желательно ознакомить родителей с возможными видами предстоящего наркоза, предупредить о возможных осложнениях в ходе операции и анестезии, получить их добровольное согласие на определенный вид обезболивания, что является целесообразным как этической, так и с юридической точек зрения.

Например, одним из абсолютных противопоказаний к выполнению эпидуральной блокады у детей, является отказ родителей от данного вида обезболивания.

Наиболее значимые сведения из анамнеза жизни ребенка с точки зрения анестезиолога:

  • Наблюдается ли ребенок у каких-либо специалистов помимо основного заболевания;
  • Подвергался ли ранее оперативным вмешательствам под общей анестезией и были ли осложнения связанные с наркозом;
  • Подвергался ли ранее переливанию препаратов крови и была ли реакция на переливание;
  • Получает ли ребенок какую-либо терапию, в частности, кортикостероиды, противосудорожные или седативные препараты;
  • Имеется ли предрасположенность к развитию аллергических реакций при приеме лекарственных препаратов;
  • Имеются ли в семейном анамнезе эпизоды развития злокачественной гипертермии при проведении оперативных вмешательств под общей анестезией.

Предоперационный осмотр позволит оценить общее состояние ребенка, назначить, при необходимости, дополнительные методы исследования и консультации узких специалистов, провести коррекцию имеющихся нарушений и осуществить подбор препаратов для премедикации и предстоящей анестезии.

При осмотре ребенка необходимо оценить соответствие психо-физического развития его возрасту, состояние костно-мышечной системы, цвет и состояние кожных покровов (влажность, тургор, имеющиеся высыпания, петехии и геморрагии и др.) и слизистых.

Соответствие массы тела и роста ребенка его возрасту, психомоторное развитие, видимые нарушения со стороны костно-мышечной системы, поведенческие реакции сразу позволяют составить общее представление о состоянии больного и указывают врачу на характер возможно имеющейся патологии.

Подготовка ребенка к операции и анестезии

Детский врач любой специальности должен всегда помнить, что госпитализация и последующие медицинские процедуры могут стать причиной серьезных психо-эмоциональных расстройств у детей (страхи, ночной энурез и др.). Длительность и выраженность подобных расстройств определяется различными факторами, наиважнейшим из которых является возраст ребенка.

Подготовка детей к проведению операции и анестезии

Младенцы до 6 месяцев жизни не подвержены эмоциональному стрессу, связанному с отрывом от родителей. С этой точки зрения, вероятно, дети этого возраста являются идеальными пациентами для врача, однако длительная разлука с родителями может привести к сложностям во взаимоотношениях между ними в будущем. Дети в возрасте от 6 месяцев до 4-х лет, особенно не посещающие детские дошкольные учреждения, пожалуй, наиболее чувствительны к изменениям связанных с госпитализацией. Им трудно объяснить необходимость их нахождения в больнице, они остро переживают разрыв с родителями и домом, и нет ничего удивительного в том, что именно у детей этой возрастной группы чаще всего возможно развитие отрицательных изменений в психическом статусе и поведении. Дети школьного возраста обычно значительно легче переносят госпитализацию и разлуку с родителями, т.к. любознательность и интерес к происходящему берут верх над отрицательными эмоциями. В подростковом и юношеском возрасте основные проблемы связаны с ограничением свободы, душевными переживаниями и страхом перед предстоящим наркозом и операцией.

Очевидно, что характер и объем предстоящей операции также является важным фактором оказывающим влияние на психическое состояние детей. Большие по объему и травматичности хирургические вмешательства, операции на голове и лице, ампутации конечностей, операции на половых органах и др. оказывают сильное негативное психоэмоциональное воздействие и могут потребовать привлечение психотерапевта для последующей психологической реабилитации.

Кроме этого, длительность пребывания в больнице, повторные госпитализации и оперативные вмешательства, особенно, если с предыдущими медицинскими манипуляциями у ребенка связаны неприятные воспоминания, также негативно воздействуют на психический статус ребенка.

Желательно, чтобы психологическая подготовка ребенка к операции и анестезии начиналась родителями еще на догоспитальном этапе. Очень важно, чтобы естественное волнение родителей за исход операции и лечения не передавалось ребенку. Напротив, родители должны постараться внушить ребенку, что, попав в больницу, он не останется один, что они всегда будут рядом и ни в коем случае, в его присутствии, не высказывать сомнения в благополучном исходе. Проведенная родителями психологическая подготовка, без сомнения, оказывает благотворное влияние на ребенка и помогает легче перенести стрессовую ситуацию.

После предварительной подготовки родителями, ребенок как бы передается "с рук на руки" врачу-анестезиологу, и естественно, первая встреча врача-анестезиолога с ребенком должна происходить в присутствии родителей. Длительность собеседования должна определяться возрастом ребенка, характером имеющейся патологии и особенностями предстоящей операции и анестезии.

Общаясь с ребенком во время первичного осмотра, врач-анестезиолог должен изъясняться просто, понятно для ребенка, проявлять доброжелательность, заверить его, что в больнице ему ничего не угрожает. Ребенка сразу располагает к себе улыбающийся врач, который обращается к нему по имени и предлагает поговорить, подружиться. Хорошо, когда анестезиолог привлекает к беседе других детей, делает из них своих единомышленников, свидетелей и помощников, а своему подопечному "поднимает авторитет". Но при этом необходимо узнать все страхи ребенка и осторожно их рассеять, выяснить, что он знает о наркозе, дать подышать через наркозную маску, поиграть с ней ему и товарищам по палате, объяснить, что совсем не так уж страшно и больно, когда делают укол. Старших детей важно заверить, что они будут спать всю операцию, ничего не почувствуют и проснутся в палате. Не следует уходить от ответа, если ребенок интересуется, что ему будут делать во время операции. Если ребенку уже проводились операции под общей анестезией и у него остались неприятные воспоминания, например, неприятный запах ингаляционного анестетика, то можно предложить ему провести внутривенную индукцию, и наоборот. Однако, в случае, если врач считает, что целесообразнее для данного ребенка проведение того или иного вида индукции, не следует предоставлять возможность выбора ребенку. Перед уходом анестезиолог должен повторить, что никто без него не возьмет ребенка на операцию.

После общения с ребенком анестезиолог должен четко представлять, какую премедикацию, каким путем и где (палата, наркозная комната или прямо в операционной, если совершенно нет времени в связи с кровотечением) он решает назначить.