Готовясь к первому сентября, родители заботятся о том, чтобы у ребенка была красивая школьная форма и принадлежности для учебы хорошего качества. И, как правило, не задумываются о планировании заранее режима дня на период учебы.

Заключается в рациональном распределении времени суток на фазы деятельности, отдыха и сна с учетом растущего организма.

Родители обязаны организовать для школьника с целью обеспечения наилучших условий, как для его работы, так и для отдыха. От этого напрямую зависит его здоровье, физическое развитие, школьная успеваемость.

Режим дня ученика, организованный правильно, строится на основе строгого чередования его элементов (утренний подъем, прием пищи, приготовление домашнего задания и т.д.). При их выполнении в определенном порядке, ежедневно в один и тот же период времени, центральная нервная система образует связи, облегчающие переход от элемента к элементу, затрачивая на их выполнение минимум энергии.

Составляя школьника, необходимо учитывать его возрастные особенности, в первую очередь - Ведь простая нагрузка для учеников среднего и старшего возраста окажется непосильной для школьников младших классов.

Каждое утро ребенка-школьника должно начинаться зарядкой, прогоняющей остатки сонливости и дающей заряд бодрости на день. Основная деятельность детей школьного возраста - учеба. Важным моментом является приобщение детей к физическому труду (школьная мастерская, занятия в кружках, помощь по домашнему хозяйству, работа в саду и огороде и т.д.).

Подготовка домашних заданий занимает у младших школьников от полутора до двух часов, ученики средних классов затрачивают на это от двух до трех часов, а старшим школьникам необходимо три-четыре часа. Не рекомендуется выполнять домашние задания сразу после возвращения из школы. Перерыв между школьными занятиями и домашними должен составлять не меньше двух с половиной часов, причем большая часть времени должна отводиться на прогулки и игры на воздухе. Учащиеся первой смены подготовку домашних заданий должны начинать не ранее, чем в 16-17 часов. А режим дня школьника второй смены предусматривает начало выполнения домашних заданий с 8 - 8.30 утра. После их выполнения - прогулка на воздухе. Причем родители этих школьников должны следить за тем, чтобы домашние задания не выполнялись ими в вечернее время, после прихода из школы.

Выполняя задания дома, желательно делать десятиминутный перерыв через каждых 40-45 минут и проветривать комнату. Для выполнения домашних заданий школьнику должны быть созданы условия со спокойной обстановкой.

Режимом дня школьника также предусматривается время для деятельности по интересам (рисование, чтение, музыка, конструирование) - от одного часа для младших школьников до двух с половиной часов для старших. Школьники также в обязательном порядке должны привлекаться к посильному домашнему труду.

Соблюдение школьниками режима приема пищи в строго определенное время способствует выработке условного рефлекса, вызывающего аппетит, и лучшему усваиванию питательных веществ, а также становится залогом здоровья.

Завершается режим дня школьника вечерними гигиеническими процедурами, на что отводится 30 минут. В этот период ученик также должен привести в надлежащий вид свою обувь и форму.

Время ночного сна ребенка составляет приблизительно 10 часов. Очень важно ложиться спать и подниматься в один и тот же период времени. Школьники младшего возраста должны ложиться спать не позднее 21.00, а старшего - в 22.00 - 22.30. Ученики и первой, и второй смены должны подниматься утром в семь часов.

Ориентировочный режим дня школьника, учащегося в первую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 30 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 30 мин. до 7. 50 мин. - завтрак;
с 7. 50 мин. до 8. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 8. 30 мин. до 12. 30 мин. - школьные занятия;
с 12. 30 мин. до 13 ч. - время на дорогу из школы;
с 13 ч. до 13. 30 мин. - обед;
с 13. 30 мин. до 14. 30 мин. - сон или отдых;
с 14. 30 мин. до 16 ч. - игры на воздухе или прогулка;
с 16 ч. до 16. 15 мин. - полдник;
с 16. 15 мин. до 18 ч.- работа над домашними заданиями;
с 18 ч. до 19 ч. - на воздухе;
с 19 ч. до 19. 30 мин. - ужин;
с 19. 30 мин. до 20. 30 мин. - занятия по интересам (чтение, спокойные игры, помощь семье и т.д.);
с 20. 30 мин. до 21 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 21 ч. - сон.

Пример режима дня для младшего школьника, учащегося во вторую смену:

в 7 утра - подъем;
с 7 ч. до 7. 15 мин. - зарядка, гигиенические манипуляции, уборка своей постели;
с 7. 15 мин. до 7. 35 мин. - завтрак;
с 8 ч. до 10 ч. - работа над домашними заданиями;
с 10 ч. до 11ч. - деятельность по интересам (музыка, чтение);
с 11ч. до 11. 30 мин. - второй завтрак;
с 11. 30 мин. до 12. 30 мин. - прогулка;
с 12. 45 мин. до 13ч. - обед;
с 13 ч. до 13. 20 мин. - время на дорогу в школу;
с 13. 30 мин. до 18-19 ч. - школьные занятия;
с 18-19 ч. до 20 ч. - прогулка;
с 20 ч. до 20. 30 мин. - ужин;
с 20. 30 мин. до 21. 30 мин. - занятия по интересам;
с 21. 30 мин. до 22 ч. - подготовка к следующему дню и сну (чистка обуви и одежды, гигиенические процедуры);
с 22 ч. - сон.

Которые составлены реальными мамами и успешно ими применяются!

Конечно, все детки разные, поэтому придумать один, универсальный режим дня ребенка просто-напросто невозможно, но воспользоваться опытом и советами других мам — очень даже полезно. Представленные варианты дневного расписания исходят от реальных мам, это не книжные установки. Как научиться , читайте ниже.

Это также отличный способ оценить распорядок дня у вас дома и, возможно, вдохновившись идеями других, попробовать что-то новое. Время во всех расписаниях указано очень приблизительно — графики ежедневно «подстраиваются» под нужды и обстоятельства всей семьи.

Примерный режим дня для девочки (1 год 7 мес.)

  • 8:30 Подъем, завтрак
  • 9:00 Игры
  • 11:00 Обед
  • 11:30 Чтение
  • 12:00 Дневной сон
  • 3:00 Подъем, перекус
  • 3:30 Игры до ужина
  • 6:00 Ужин
  • 7:00 Вечерние процедуры
  • 7:30 Сон

Примерный режим дня для мальчика (1 год 9 мес.)

  • 7:00 Подъем, завтрак
  • 8:30 Ребенок самостоятельно играет у себя в комнате
  • 9:30 Перекус, игра с мамой или в группе
  • 11:30 Обед
  • 12:30 Дневной сон
  • 3:00 Подъем, перекус
  • 3:30 Прогулка в парке/ игры на улице
  • 5:30 Ужин
  • 7:00 Вечерние процедуры
  • 7:30 Сон

Примерный режим дня для мальчика (2 года 6 мес.)

  • 7:30 Подъем чтение, игры
  • 8:15 Завтрак, свободное время
  • 12:00 Обед
  • 1:30 Дневной сон
  • 3:00 Подъем
  • 3:15 Перекус
  • 5:45 Ужин
  • 7:15 Подготовка ко сну
  • 7:30 Чтение с мамой или папой
  • 8:00 Сон

Примерный режим дня для девочки (3 года 2 мес.)

  • 7:45 Подъем, завтрак, сборы
  • 8:30 Занятия
  • 9:15 Прогулка в парке
  • 10:00 Игры дома
  • 12:00 Обед
  • 1:30 Дневной сон
  • 4:30 Подъем, перекус
  • 6:00 Ужин
  • 7:30 Ванные процедуры
  • 8:00 Время перед сном (чтение книги)
  • 8:30 Сон

Примерный режим дня для мальчиков (1.5 года и 2 года и 8 мес.)

  • 7:30 Подъем, смена подгузника, завтрак
  • 8:30 Занятия/поделки/развивающие игры
  • 9:30 Свободное время
  • 10:30 Перекус, игры дома или на улице, по возможности
  • 12:00 Обед
  • 1:00 Дневной сон
  • 3:30 Подъем, небольшой перекус, мультики/передачи и игры
  • 5:15 Ужин
  • 6:00 Ванные процедуры
  • 6:30 Процедуры перед сном: чистим зубы, читаем книгу, обнимаемся
  • 7:15 Сон

Сколько детям 2-3 лет нужно спать?

При любом расписании большинство малышей 2-3 лет должны спать около 14 часов в день. Некоторым требуется больше сна, некоторым — меньше, но в любом случае это количество часов вкладывается во все расписания. Некоторые детки дольше спят ночью и меньше днем, другие — наоборот. Но 14 часов — универсальное требуемое количество сна для ребенка такого возраста. Детальнее об этом вы можете почитать в нашей статье " ".


Какое идеальное время дневного сна для ребенка?

Большинство мам согласятся, что идеальный вариант — это, когда ребенок просыпается за 4 часа до основного сна и спустя 1 час после обеда.


Какое идеальное время для подъема и отхода ко сну?

Лучшим временем для подъема считается промежуток между 6 и 8 утра, а временем отхода ко сну — 6-8 вечера. Подстраивайте это время к расписанию семьи. Например, если малышу нужно рано проснуться (в 6 часов), потому что он ходит в садик, то ложиться ему следует около 6.30 вечера. Если вы хотите больше времени посвятить вечером друг другу, или один из родителей поздно возвращается домой с работы, возможно, вам больше подойдет график более позднего отхода ко сну (8 вечера) и более позднего подъема (7.30-8 часов)


Свободное время для игр

Когда вам нужно что-то сделать по дому или по рабочим вопросам, очень полезно будет развить у ребенка навык хотя бы час играть самостоятельно.

Режим дня школьника представляет собой распорядок бодрствования и сна, чередования различных видов деятельности и отдыха в течение суток.
От того, насколько правильно организован режим дня школьника, зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе.
Большую часть суток школьники находятся в семье. Поэтому родители должны знать гигиенические требования к режиму дня школьника и, руководствуясь ими, помочь своим детям в правильной организации распорядка дня.
Организм ребенка для своего роста и развития нуждается в определенных условиях, так как его жизнь находится в теснейшей связи с окружающей средой, в единстве с ней. Связь организма с внешней средой, приспособление его к условиям существования устанавливаются при помощи нервной системы, путем так называемых рефлексов, т. е. ответной реакции нервной системы организма на внешнее воздействие.
Внешняя среда включает в себя естественные факторы природы, такие, как свет, воздух, вода, и социально-бытовые факторы - жилище, питание, условия занятий в школе и дома, отдых.
Неблагоприятные изменения во внешней среде приводят к заболеваниям, отставанию физического развития, снижению работоспособности и успеваемости школьника. Родители должны правильно организовать условия, в которых школьник готовит домашние задания, отдыхает, питается, спит так, чтобы обеспечить наилучшее осуществление данной деятельности или отдыха.
В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня. Этому основному положению должны быть подчинены все элементы режима.
Режим дня школьника строится с учетом возрастных особенностей и прежде всего с учетом возрастных особенностей деятельности нервной системы. По мере роста и развития школьника совершенствуется его нервная система, повышается ее выносливость к большей нагрузке, организм привыкает к выполнению большей работы без утомления. Поэтому обычная для школьников среднего или старшего школьного возраста нагрузка является чрезмерной, непосильной для младших школьников.
В настоящей статье речь идет о режиме дня для здоровых школьников. У детей с ослабленным здоровьем, зараженных глистами, с туберкулезной интоксикацией, больных ревматизмом, а также у детей, выздоравливающих после таких инфекционных заболеваний, как корь, скарлатина, дифтерия, выносливость организма к обычной нагрузке снижена и поэтому режим дня должен быть несколько иным. При организации режима дня школьника важно обратиться за советом к школьному или участковому врачу. Врач, руководствуясь состоянием здоровья школьника, укажет на особенности необходимого для него режима.

Правильно организованный режим дня школьника предусматривает:

1. Правильное чередование труда и отдыха.
2. Регулярный прием пищи.
3. Сон определенной продолжительности, с точным временем подъема и отхода ко сну.
4. Определенное время для утренней гимнастики и гигиенических процедур.
5. Определенное время для приготовления домашних заданий.
6. Определенную продолжительность отдыха с максимальным пребыванием на открытом воздухе.

7.00 - Подъем (позднее пробуждение не даст ребенку время хорошо проснуться - может долго сохраняться сонливость)

7.00-7.30 - Утренняя зарядка (поможет легче перейти от сна к бодрствованию и зарядит энергией), водные процедуры, уборка постели, туалет

7.30 -7.50 - Утренний завтрак

7.50 - 8.20 - Дорога в школу или утренняя прогулка до начала занятий в школе

8.30 - 12.30 - Занятия в школе

12.30 - 13.00 - Дорога из школы или прогулка после занятий в школе

13.00 -13.30 - Обед (если по каким-то причинам вы исключаете горячие завтраки в школе, то ребенок обязательно должен ходить на обед, если он посещает группу продленного дня)

13.30 - 14.30 - Послеобеденный отдых или сон (современного ребенка сложно уложить спать после обеда, но спокойный отдых необходим)

14.30 - 16.00 - Прогулка или игры и спортивные занятия на воздухе

16.00 - 16.15 - Полдник

16.15 - 17.30 - Приготовление домашних заданий

17.30 - 19.00 - Прогулки на свежем воздухе

19.00 - 20.00 - Ужин и свободные занятия (чтение, музыкальные занятия, спокойные игры, ручной труд, помощь семье, занятия иностранным языком и пр.)

20.30 - Приготовление ко сну (гигиенические мероприятия - чистка одежды; обуви, умывание)

Ребенок должен спать около 10 часов. Они должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20.30 - 21.00, а старшие - в 22.00, самое позднее - в 22.30.

Вы можете менять занятия местами. основываясь на предпочтениях и приоритетах вашего ребенка, главное сохранять чередование отдыха и труда.


Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики , которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Комплекс упражнений утренней гимнастики лучше всего согласовать с преподавателем физической культуры. По совету школьного врача в гимнастику включаются такие упражнения, которые исправляют нарушения осанки.
Гимнастические упражнения следует проводить в хорошо проветренной комнате, в теплое время года - при открытом окне или на свежем воздухе. Тело по возможности должно быть обнажено (заниматься надо в трусиках и тапочках), чтобы организм одновременно получал воздушную ванну. Гимнастические упражнения усиливают работу сердца и легких, улучшают обмен веществ, благотворно действуют на нервную систему.
После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Начинать водные процедуры следует только после беседы со школьным врачом о состоянии здоровья школьника. Первые обтирания следует проводить водой температуры 30-28°, а через каждые 2-3 дня снижать температуру воды на 1° (не ниже 12-13°), при этом температура в комнате должна быть не ниже 15°. Постепенно от обтираний можно перейти к обливанию. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Следовательно, утренний туалет, кроме гигиенического значения, имеет и закаливающее действие, укрепляет здоровье, повышает сопротивляемость простудным заболеваниям. Весь утренний туалет должен занимать не более 30 минут. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.
Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома . Но для всестороннего развития детей очень важно также приучать их к физическому труду; работе в школьной мастерской, на производстве, в кружках «Умелые руки», в саду, огороде, помощи матери по хозяйству. При этом дети приобретают не только трудовые навыки, но и получают физическую закалку, укрепляют свое здоровье. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника.
Для школьников младшего, среднего и старшего возраста, исходя из возрастных особенностей их центральной нервной системы, устанавливается определенная продолжительность учебных занятий в школе. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников младших классов нужно отвести 1 1/2-2 часа, средних классов - 2-3 часа, старших классов 3-4 часа.
При такой длительности выполнения домашних заданий, как показали специальные исследования, дети все время работают внимательно, сосредоточенно и к концу занятий остаются бодрыми, жизнерадостными; сколько-нибудь заметных признаков утомления не отмечается.
Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.
Увеличение продолжительности приготовления учебных заданий часто зависит от того, что многие родители заставляют своих детей готовить домашние уроки тотчас по приходе из школы. В этих случаях школьник после умственного труда в школе, не успев еще отдохнуть, сразу получает новую нагрузку. В результате у него быстро появляется усталость, скорость выполнения заданий снижается, запоминание нового материала ухудшается и, чтобы хорошо подготовить все уроки, прилежный школьник сидит за ними многие часы.
Например, мать мальчика Вовы считает, что ее сын, который учится во 2-м классе первой смены, должен, придя из школы, поесть и выполнить задания на дом, а потом идти гулять. Вова К., очень аккуратный, исполнительный мальчик, по совету своей матери готовит задания сразу по приходе из школы, но с некоторых пор выполнять задания стало для него мукой, он сидит непрерывно но 3-4 часа, нервничает из-за того, что плохо усваивает учебный материал. Это сказалось и на здоровье, и на успеваемости. Мальчик похудел, побледнел, стал плохо спать, на уроках в школе стал рассеянным, успеваемость его снизилась.
Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 2 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.
Учащимся, занимающимся в первую смену, начинать готовить домашние задания можно не раньше чем с 16-17 часов. Для учащихся второй смены на подготовку домашних заданий следует отвести время, начиная с 8-8 1/2 часов утра; нельзя допускать, чтобы они готовили уроки вечером после возвращения из школы, так как работоспособность к концу дня понижается.
При выполнении домашних заданий, так же как и в школе, через каждые 45 минут следует делать перерыв на 10 минут, во время которого нужно проветрить комнату, встать, пройтись, хорошо сделать несколько дыхательных гимнастических упражнений.
Часто дети тратят много времени на приготовление домашних заданий потому, что родители не помогают им правильно организовать домашнюю работу, не создают для этой работы такие условия, которые позволяли бы сосредоточиться и работать без отвлечения внимания. Учащимся во многих случаях приходится готовить задания, когда в комнате громко разговаривают, спорят, включено радио. Эти посторонние внешние раздражители отвлекают внимание (что у детей происходит особенно легко), тормозят и дезорганизуют налаженную деятельность организма. В результате не только удлиняется время приготовления уроков, но и увеличивается утомление ребенка, а кроме того, у него не создаются навыки сосредоточенной работы, он приучается отвлекаться во время работы посторонними делами. Бывает и так, что родители во время приготовления ребенком домашних заданий прерывают его, дают мелкие поручения: «поставь чайник», «открой «верь» и т. д. Это недопустимо. Надо создать для школьника спокойные условия занятий и требовать, чтобы он работал сосредоточенно и не засиживался за уроками больше положенного времени.
Каждый школьник нуждается в определенном, постоянном месте за общим или специальным столом для выполнения домашних уроков, так как в одной и той же постоянной обстановке быстрее сосредоточивается внимание на учебном материале, а следовательно, успешнее идет его усвоение. Рабочее место должно быть таким, чтобы школьник мог свободно расположиться со своими пособиями. Размеры стола и стула должны соответствовать росту учащегося, в противном случае происходит быстрое утомление мышц, ребенок не может сохранять правильную позу за столом во время выполнения заданий. Длительное сидение в неправильной позе влечет за собой искривление позвоночника, появление сутулости, впалой груди, неправильное развитие органов грудной клетки. Если у школьника есть специальный стол для занятий, то до 14-летнего возраста следует своевременно менять высоту стола и стула. Для учащихся ростом 120-129 см высота стола должна быть 56 см, а высота стула - 34 см, для учащихся ростом 130-139 см - высота стола 62 см, стула - 38 см.
При работе школьника за общим столом разница в высоте стола от пола и высоте стула от пола должна быть не более 27 см и не менее 21 см. Чтобы обеспечить такое положение младшим школьникам, можно положить на стул одну-две хорошо выстроганные доски, а под ноги подставить скамеечку для опоры. Родители должны следить за посадкой учащегося во время приготовления домашних уроков и при свободных занятиях. Правильная посадка школьника обеспечивает нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение и способствует выработке хорошей осанки. При правильной посадке 2/3 бедра школьника помещаются на сиденье стула, ноги согнуты под прямым углом в тазобедренных и коленных суставах и опираются о пол или скамеечку, оба предплечья свободно лежат на столе, плечи находятся на одном уровне. Между грудной клеткой и краем стола должно быть расстояние, равное ширине ладони школьника, расстояние от глаз до книги или тетради - не менее 30-35 см. Если высота стола и стула соответствует размерам тела учащегося, то, контролируя правильность посадки, можно легко приучить детей сидеть прямо.
Для роста и развития организма ребенка необходим чистый, свежий воздух. Большое значение он имеет для повышения умственной работоспособности, улучшения работы мозга и сохранения бодрости. Поэтому перед занятиями, а также во время 10-минутных перерывов нужно проветривать комнату, а в теплое время года следует заниматься при открытой форточке или при открытом окне. Другим важным условием для занятий является достаточное освещение рабочего места, как естественное, так и искусственное, так как выполнение домашних заданий (чтение, письмо) связано с большим напряжением зрения. Свет из окна или от лампы должен падать на учебники (тетради) слева от сидящего ученика, чтобы не падала тень от руки. На окне не должно быть высоких цветов и сплошной занавески, так как это ухудшает освещение рабочего места. При занятиях в условиях искусственного освещения стол необходимо дополнительно освещать настольной лампой, ставя ее спереди и слева. Электрическая лампа должна быть мощностью 75 ватт и закрыта абажуром для предупреждения попадания лучей света в глаза.
Выполнение всех перечисленных условий способствует сохранению высокой работоспособности.
Успешность приготовления домашних заданий и успешность занятий в школе зависят также от своевременности выполнения других элементов режима. Так, важным элементом режима дня школьника является отдых.
При длительной напряженной умственной работе утомляются, истощаются нервные клетки головного мозга , в работающих органах процессы распада веществ начинают преобладать над пополнением их, поэтому снижается работоспособность. Чтобы это не произошло, организму следует предоставлять своевременный отдых. Во время отдыха в тканях усиливаются процессы восстановления веществ, ликвидируются происшедшие сдвиги обмена и восстанавливается должная работоспособность. Особенно большое значение при умственном труде, в котором участвуют прежде всего клетки коры головного мозга, обладающие быстрой утомляемостью, имеет чередование умственного труда с другими видами деятельности.
Крупнейшим русским ученым И. М. Сеченовым было доказало, что лучшим отдыхом является не полный покой, а так называемый активный отдых, т. е. смена одного вида деятельности другим. При умственном труде возникает возбуждение в работающих клетках коры головного мозга; в то же время другие клетки коры головного мозга находятся в состоянии торможения - они отдыхают. Переход на другой вид деятельности, например движения, вызывает возникновение возбуждения в ранее неработавших клетках, а в работавших клетках возникает и усиливается тормозный процесс, во время которого клетки отдыхают, восстанавливаются.
Односторонняя умственная сидячая работа школьников не создает условий для полноценного физического развития и здоровья. Смена умственного труда физическим, в котором весь организм ребенка или его части вовлекаются в движение, способствует быстрому восстановлению работоспособности. Наилучшим активным отдыхом для школьника является подвижная деятельность, особенно на воздухе. Пребывание детей на открытом воздухе имеет большое оздоровительное значение. Свежий, чистый воздух укрепляет организм школьника, улучшает процессы обмена веществ, деятельность сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, повышает его сопротивляемость к инфекции. Лучшими видами подвижной деятельности, быстро рассеивающими усталость и утомление, являются движения, избранные самими детьми, совершаемые ими с удовольствием, радостью, эмоциональным подъемом. Такими движениями являются подвижные игры и спортивные развлечения (в теплое время года - игры с мячом, прыгалкой, городки и др.; зимой - катание на санках, коньках, ходьба на лыжах).
Как показывает опыт, при желании и настойчивости родителей почти в каждом дворе зимой можно залить каток, а летом организовать площадку для игр с мячом.
Родители должны поощрять желание школьников среднего и старшего возраста заниматься спортом в одной из спортивных секций при школах, домах пионеров или при юношеских спортивных школах. Эти занятия делают школьника крепким, выносливым и оказывают положительное влияние на его работоспособность и успеваемость.
Для подвижных игр на открытом воздухе учащимся первой смены нужно отводить время после обеда до начала приготовления домашних уроков, а учащимся второй смены - после приготовления домашних уроков до ухода в школу. Общая продолжительность пребывания на открытом воздухе, включая дорогу в школу и обратно, должна составлять для младших школьников не менее 3 - 3 1/2 часов, для старших - не менее 2 - 2 1/2 часов.
Подвижным играм, спортивным развлечениям на воздухе следует уделять больше времени в выходные дни, сочетая их с прогулками за город, в лес, с экскурсиями. Многие родители неправильно думают, что вместо игр на открытом воздухе детям лучше заняться чтением художественной литературы или выполнением работ по хозяйству. Им следует напомнить старое педагогическое правило: «Характер детей образуется не столько в классной комнате за партой, сколько на лужайке, в подвижных играх».
В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности , такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 - 1 1/2 часа, а старшим - 1 1/2 - 2 1/2 часа.
Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим - прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.
Некоторые родители совсем не привлекают детей к работам по обслуживанию семьи и даже к обслуживанию самого себя (чистка ботинок, платья, уборка постели, пришивание воротничка, пуговиц и др.). Этим они долускают большую ошибку.
Так, мать двух школьников, несмотря на то, что они уже в 6-м классе, считает, что дети ее еще малы для работы по дому. Мать сама убирает квартиру, ходит за продуктами, моет посуду, не привлекая к этому детей. Раньше у детей появлялось желание сделать для дома что-нибудь самим, но во всем их предупреждала заботливая мать. А сейчас, подрастая, они предъявляют матери претензии: почему не так выглажена одежда, почему плохо убрано в комнате. Дети выросли эгоистами, людьми, не умеющими ничего делать. Такие родители забывают, что трудовая деятельность не только способствует правильному воспитанию ребенка и дисциплинирует его, она содействует улучшению его физического развития и здоровья. Каждого школьника надо приучать помогать семье и прививать любовь к труду.
Для правильного роста и развития ребенка необходимо достаточно калорийное питание , полноценное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов.
Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время - через 3-4 часа (4-5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи.
Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.
Для иллюстрации можно привести пример со школьником. У него не было определенных часов для приемов пищи: в одни дни он обедал тотчас по приходе из школы, в другие дни, не пообедав, с куском хлеба выбегал на улицу, затем забегал домой то за конфетой, то за печеньем. Родители часто давали ему деньги на покупку мороженого, которое он съедал тут же на улице. Вернувшись с такого гуляния, мальчик не только забывал об обеде, но отказывался и от ужина. Мать мальчика, пытаясь найти причину потери аппетита у сына, ходила с ним от одного врача к другому, думая, что мальчик серьезно болен. Причина была одна: нерегулярное питание, беспорядочная еда сладостей. В этом случае достаточно было матери установить для мальчика точное время приемов пищи, как аппетит восстановился. Большое значение для возбуждения аппетита имеет обстановка, в которой происходит прием пищи. Вид стола с аккуратно расставленными тарелками и приборами, запах вкусно приготовленной пищи возбуждают аппетит, вызывая так называемую психическую фазу отделения пищеварительных соков.
Нужно приучить школьника мыть руки перед каждым приемом пищи, есть не спеша, не разговаривая, не читая во время еды. Регулярный прием полноценной пищи при соблюдении всех гигиенических правил является залогом здоровья.
День школьника должен завершаться вечерним туалетом и последующим сном . На вечерний туалет отводится не более 30 минут. За это время школьник должен привести в порядок школьную форму и обувь. Затем нужно умыться, почистить зубы, вымыть ноги водой комнатной температуры.
К вечеру, после напряженных часов бодрствования и восприятия множества раздражений из внешнего мира, в коре головного мозга быстрее возникает тормозной процесс, который легко распространяется на другие участки нервной системы, обусловливая сон.
Это торможение называют охранительным, так как оно охраняет нервную систему от чрезмерной работы, от истощения. Как уже говорилось, чем младше ребенок, тем его нервная система обладает меньшей выносливостью к внешним раздражителям и тем больше его потребность в сне.
Так, общая продолжительность сна для 7-летних школьников должна составлять 12 часов в сутки, кз которых один час лучше отводить на послеобеденный сон. Продолжительность сна для детей 8-9 лет составляет 10 1/2-11 часов, для 10-11 лет - 10 часов, для 12-15 лет - 9 часов и для учащихся старшего возраста - 9 - 8 1/2 часов. Ночной сон является продолжительным отдыхом, устраняющим то утомление, которое появляется к концу дня, и восстанавливающим силы организма. В нервных клетках под влиянием тормозного процесса усиливаются процессы восстановления. Клетки опять получают способность воспринимать раздражения из внешней среды и давать на них соответствующую реакцию. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности.
Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать , тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.
Учащиеся как первой, так и второй смены должны вставать в 7 часов утра и ложиться в 20 часов 30 минут - 21 час, а старшие - в 22 часа, самое позднее - в 22 часа 30 минут.
Полноценность сна определяется не только его продолжительностью, но и глубиной. Сон достаточной продолжительности, но не глубокий, со сновидениями, разговором во сне не дает полного отдыха. Чтобы сон ребенка был, глубоким, необходимо, чтобы перед сном школьник не занимался шумными играми, спорами, рассказами, вызывающими сильные переживания, так как это мешает быстрому засыпанию и нарушает глубину сна. Глубокому сну препятствуют также внешние раздражители: разговоры, свет и др.
Спать ребенок должен в отдельной кровати, соответствующей размерам его тела; это создает возможность в течение всего сна поддерживать мускулатуру тела в расслабленном состоянии.
Одним из основных условий сохранения глубины сна детей является сон в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха не выше 16-18°. Еще лучше приучить школьника спать при открытой форточке. В этом случае кровать должна стоять не ближе чем 2 м от окна, чтобы холодная струя воздуха не попадала на ребенка, или же надо завешивать форточку марлей.
Соблюдение всех этих условий способствует полноценному сну ребенка и полному восстановлению его сил к следующему трудовому дню.
При составлении распорядка дня школьника родители могут руководствоваться схемами режима дня. На основании этих схем режима дня каждый школьник с помощью родителей может составить распорядок своего дня, вывесить это расписание на видном месте и строго его придерживаться. Школьникам необходимо напомнить слова М. И. Калинина, который говорил, что надо так организовать свою учебу, свой день, чтобы успевать и отлично учиться и гулять, и играть, и заниматься физкультурой.
Особенно трудным и ответственным временем в жизни каждого школьника является период экзаменов , поэтому в этот период режим должен соблюдаться особенно четко. Ни в коем случае нельзя увеличивать часы занятий за счет сна и прогулок, нарушать режим питания, так как это ведет к утомлению и ослаблению нервной системы и всего организма. К сожалению, очень часто во время экзаменов школьники, особенно десятиклассники, нарушают режим и занимаются много часов подряд без отдыха и сна, думая, что это поможет им лучше подготовиться к экзаменам. Но они не правы - утомленный мозг плохо воспринимает и запоминает прочитанное и на усвоение того же материала приходится тратить больше времени, а результат получается плохой.
Так, например, девочка накануне экзамена, чувствуя, что мало времени остается для повторения пройденного материала, занималась до 2 часов ночи. В результате недосыпания нескольких часов утром болела голова, девочка стала очень раздражительна, волновалась, хотя и успела повторить весь материал. Во время экзамена она не могла вспомнить то, что хорошо знала. После этого случая школьница взяла за правило никогда не заниматься поздно и соблюдать режим труда и отдыха во время экзаменов.
Родители должны знать и внушить своим детям, что необходимо серьезно работать в течение года, тогда экзамены не будут трудны. А в период экзаменов родителям следует помочь детям в организации режима занятий, обеспечить тишину, правильное питание, своевременный сон.

Восьмимесячный возраст не случайно называют переломной вехой в развитии малыша, поскольку именно с этого времени постепенно нарастающая динамика его физической и социальной активности становится все более явной. В распорядке дня 8-месячного ребенка намечается стойкая тенденция к преобладанию периодов активного бодрствования над периодами сна. Общаться с малышом день ото дня становится все интереснее, хотя и хлопотнее для мамы, неотлучно находящейся рядом с ним.

Примерный распорядок дня для ребенка в 8 месяцев

  • 6:00-8:30 Время пробуждения, первого кормления, и легкого массажа, завершающего процедуру воздушной ванны.
  • 8:30-10:00 Первый сон желательно на свежем воздухе.
  • 10:00-10:30 Вторая трапеза малыша.
  • 10:30-14:00 Активный досуг, включающий выполнение утренней гимнастики, массаж и развивающие игры.
  • 14:00-14:30 Время третьей трапезы.
  • 14:30-16:00 Второй период дневного отдыха. Лучше совместить с прогулкой.
  • 16:00-18:00 Период активного ознакомления с окружающим, время для развивающих занятий и выполнения физических упражнений.
  • 18:00-18:30 Четвертая трапеза малыша.
  • 18:30-20:00 Прогулка на свежем воздухе.
  • 20:00-22:00 Игры с близкими родственниками, процедура вечернего купания ребенка.
  • 22:00-22:30 Вечернее кормление крохи.
  • 22:30-6:00 Период ночного отдыха.

Еще несколько дополнительных вариантов с распорядком дня (вы уже подберете оптимальный вариант учитывая особенности вашего крохи):

При сравнительном изучении таблиц можно заметить, что распорядок дня, организующий жизнь ребенка в 8 месяцев, не подвергся существенным изменениям (по сравнению с предыдущим периодом). Он по-прежнему предусматривает пять кормлений с четырехчасовым интервалом между ними и две прогулки на свежем воздухе. Сократилось лишь время дневного отдыха, поскольку ребенок способен сохранять активность на протяжении 5-6 часов .

О потребности в отдыхе

Сон восьмимесячного ребенка, имеющий фазу поверхностного и глубокого сна, начинает напоминать сон взрослого человека. Крепко заснувший малыш не реагирует ни на какие внешние раздражители, его рефлекторные реакции в этот период существенно снижаются. Уровень активности мозга во время ночного сна понижается до минимальных значений .

  • Самым длительным периодом отдыха в режиме дня 8-месячного малыша является ночной сон, обычно составляющий не менее восьми часов;
  • Дневной сон становится двухфазным. Большинство малышей отправляется на полутора-двухчасовой сон два раза в течение дня, хотя нередки случаи, когда его продолжительность не превышает и сорока минут. Некоторые восьмимесячные ребятишки отдыхают всего лишь один раз в течение дня, причем продолжительность этого отдыха может составлять не менее четырех часов;
  • В среднем ребенок нуждается в одиннадцати часах сна в течение суток, хотя некоторые малыши продолжают спать по тринадцать часов.

О том, что малыш устал и нуждается в отдыхе, несложно догадаться по его поведению. Кроха становится вялым, перестает активно реагировать на происходящее, начинает зевать и тереть глазки кулачками, его дыхание становится более глубоким и ровным. Заметив все эти признаки, мама должна переодеть малыша и отправить его в кроватку .


О правильной организации сна

Чтобы сон крохи был как можно крепче и спокойнее, необходимо позаботиться о создании оптимальных условий для него.

  1. Уровень влажности в детской комнате должен быть не ниже 70%, а температура воздуха – не выше .
  2. Перед тем как уложить ребенка в кроватку, необходимо позаботиться о предварительном проветривании помещения: воздух, насыщенный кислородом, будет способствовать более глубокому дыханию малыша.
  3. Использование правильно подобранного ортопедического матраса () и аккуратно застеленная кроватка, не имеющая складок на поверхности простыни – еще одно условие продолжительного сна.
  4. Укладывать малыша необходимо в соответствии с привычным распорядком дня.
  5. Чтобы сон крохи был спокойным, следует затенить окно и приглушить громкость телевизора и радиоприемника (негромкие фоновые звуки не только не мешают, но и способствуют хорошему засыпанию малыша).
  6. Очень полезно перед укладыванием крохи сделать ему расслабляющий массаж и спеть колыбельную.
  7. Продолжительному ночному отдыху всегда способствует прогулка на свежем воздухе и процедура купания (понежившись в теплой водичке и наигравшись , кроха заснет быстрее и крепче).

Важный момент касается ребятишек, имеющих обыкновение во сне переворачиваться со спинки и спать, уткнувшись носиком в подушку. Кроху необходимо тут же перевернуть, сопровождая свои действия поглаживанием по спинке, тихим пением или монотонным ласковым бормотанием. Если малыш, испугавшись, при этом проснется, можно просто взять его на руки и, слегка покачав, снова уложить в кроватку.

Чтобы упростить контроль над сном малыша, переворачивающегося во сне, можно, полностью сняв боковую стенку кроватки, придвинуть ее к маминой постели, совместив уровни кроватей . Держа малыша за ручку, мама может либо спокойно проспать всю ночь (если кроха ведет себя спокойно), либо проснуться в нужный момент. Известно, что сон заботливых родителей отличается особой чуткостью и прерывистостью. Почувствовав движение маленькой ручки, мама проснется и проконтролирует поведение малыша.

О тонкостях кормления

Питание ребенка в 8 месяцев становится довольно разнообразным. Помимо хорошо известных ему блюд и напитков (овощных и фруктовых пюре, многозерновых и молочных каш, детского творожка, кефира, чая и соков) малыш начинает получать мясо. Для детского питания отлично подходят нежирные его сорта: куриная грудка, мясо кролика и индейки .

Вводя мясо в рацион крохи, лучше понемногу добавлять его в овощное пюре. Неплохим вариантом знакомства с новым продуктом является добавление мяса, измельченного до состояния крошки, в детские супчики, приготовленные на овощном или мясном бульоне.

Вместо мяса в супчики можно вводить желток куриного яйца, строго следя за тем, чтобы оба этих достаточно тяжелых продукта не оказались в детском желудке в течение одного дня (их следует чередовать, давая в разные дни).

Многие мамы восьмимесячных ребятишек считают, что в этом возрасте пора отучать их от грудного молока. Это ошибочная позиция. Большинство опытных педиатров утверждает, что кормить малыша грудью следует как можно дольше. Разумеется, питательности одного только материнского молока подросшему крохе уже недостаточно, поэтому прикладывать его к груди нужно хотя бы два раза в сутки: при пробуждении и при укладывании на ночь .

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Поскольку грудное молоко для 8-месячного ребенка является пищей, а не питьем, его необходимо поить специальным детским чаем или кипяченой водичкой. В течение суток малыш должен получить примерно литр твердой пищи и 600 мл жидкости (в виде соков, чаев, травяных отваров, воды и грудного молока).

Суточный рацион питания ребенка в 8 месяцев должен выглядеть примерно так:

  1. Завтрак: мамино молоко или молочная смесь.
  2. Вторая трапеза: каша (на воде или молоке), морс или детский чай.
  3. Обед: овощной супчик с добавлением мяса или желтка (вместо супчика можно сделать овощное пюре), фруктовый сок.
  4. Четвертая трапеза: пюре из фруктов или детский творожок.
  5. Кормление перед сном: прикладывание к груди или кашка (для искусственников).

Начиная с 8-месячного возраста, кроху необходимо приучать к мытью ручек перед едой: если проделывать это регулярно, в скором времени у него появится полезная привычка, ассоциирующаяся с кормлением . Этот полезный навык пригодится малышу, когда он пойдет в детский сад. Читаем статью о 4 основных полезных навыков, которым вы должны обучить ребенка перед детским садом —

Полезные советы для мам:

К 8 месяцам малыш достигает больших успехов: благодаря окрепшим мышцам он может уверенно сидеть безо всякой опоры, отлично ползает, перебираясь из комнаты в комнату, встает на ножки и начинает ходить при поддержке за обе ручки.

Чтобы закрепить эти достижения и заложить основу будущего успешного развития, кроха нуждается в регулярных физических нагрузках: выполнении утренней гимнастики и комплексов специальных упражнений на укрепление связочно-мышечного аппарата .

С комплексом гимнастических упражнений маму познакомит медицинская сестра в кабинете здорового ребенка. Выполняя упражнения на сгибание и разгибание конечностей, выполняя круговые вращения ручками и стопами крохи, мама должна быть предельно внимательной и осторожной, следя за тем, чтобы подвижный малыш не получил травму при неловком повороте.

Чтобы сделать гимнастику приятной для ребенка, после каждого упражнения следует выполнить несколько расслабляющих массажных движений. Общая продолжительность физических упражнений для 8-месячного малыша может составить 15-20 минут в день . Перед выполнением гимнастики необходимо хорошо проветрить комнату.

Длительное пребывание на свежем воздухе необыкновенно полезно для развития ребенка, именно поэтому педиатры советуют использовать любую возможность для того, чтобы малыш гулял как можно чаще и дольше. Две двухчасовых прогулки должны стать обязательным компонентом ежедневного распорядка дня.

Вдыхание воздуха, обогащенного кислородом, способствует:

  • активному развитию мозговых полушарий;
  • насыщению кислородом клеток и тканей детского организма;
  • глубокому и продолжительному сну.

Арсенал развивающих занятий для ребенка можно пополнить новыми интересными играми:

    • Ребятишкам нравится перекладывать яркие кубики, разбирать разноцветные пирамидки и выкладывать предметы из коробочек;
    • Если поместить в кроватку малыша как можно больше игрушек, он с увлечением начнет выбрасывать их из нее. В ходе этой странной (с точки зрения взрослого человека) игры у ребенка развивается координация движений, глазомер, укрепляются все группы мышц, да и энергии при этом тратится немало;
    • Малышам нравятся подвижные игры, поэтому можно дать им возможность «полетать самолетиком» на руках у папы или испытать восторг при игре в «ямку бух»;
    • Для развития координации движений и моторики мелких мышц можно предложить малышу игрушку, завернутую в мягкую оберточную бумагу (заворачивать надо украдкой от него). Удовлетворяя свою природную любознательность, он непременно займется ее разворачиванием;
  • Прививая малышу интерес к книгам, необходимо учить его внимательно рассматривать иллюстрации, сопровождая процесс комментариями о том, кто изображен на картинке. Если это животное – можно рассказать о его размерах, повадках, любимых лакомствах, продемонстрировать, какие звуки оно издает;
  • В увлекательную ролевую игру можно превратить даже привычную процедуру купания крохи. Взяв пластиковую лодочку, мама может показать малышу, как можно использовать ее для перевозки небольшой игрушки. Можно на глазах ребенка искупать его любимую куколку или резиновую игрушку, намыливая ее кусочком губки и повторяя те же слова, которые обычно используются при купании малыша. После этого кроха непременно захочет выполнить это действие самостоятельно. Ребятишки очень любят переливать водичку. Для этого в их распоряжении должны быть ведерки, леечки или маленькие бутылочки (). Водные процедуры, любимые большинством малышей, требуют большой осторожности от родителей. Следует помнить, что кроху, сидящего в ванне, не следует оставлять без присмотра даже на одно мгновение. Так же нежелательно доставать пробку, закрывающую сливное отверстие ванны, когда в ней находится ребенок. Вид стремительно убывающей воды и издаваемые при этом звуки могут напугать его и стать причиной .

Ежедневное следование установленному распорядку дня является гарантом отличного настроения, успешного развития и крепкого здоровья 8-месячного малыша.

ВИДЕО ГИД: 8 месяцев: развитие, питание, сон и режим дня, что умеет

В этом видео я расскажу и покажу, что может и умеет ребенок с 7 по 8 месяц жизни. Я затрону такие важные вопросы как прикорм, развития, наши достижения, режим дня и сон ребенка, а также некоторые другие темы. Вы сможете составить для себя некоторое представление о том, какой ребенок с 7 по 8 месяц, что он умеет и как развивается.

Мамам на заметку!


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

В прошлый раз мы выяснили, сколько сна нужно вашему ребенку - по нормам, установленным статистически, а также исходя из его индивидуальных потребностей в сне. И выбрали время подъема, которое будет неизменным на протяжении всей недели, неважно, будни это или выходные. Продолжаем обеспечивать ребенку и всей семье здоровый сон, который поможет ему лучше учиться в школе, а родителям - меньше нервничать.

После того как вы установили время подъема, определите, в какое время ребенок всегда будет принимать пищу. Питание помогает корректировать биологические часы. Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, назначьте прием пищи дома на то же время, что и там, дабы обеспечить стабильный .

Диетологи рекомендуют для детей шесть небольших приемов пищи в течение дня, каждый из которых включает немного белков, углеводов, жиров, а также фрукты и овощи. Эти приемы пищи должны быть распределены с интервалом два с половиной  три часа. Поэтому если ребенок завтракает в 7:00, второй завтрак должен приходиться на 9:30, а обед - на полдень.

Включите в режим дня время для физической активности. Лучше всего, если после пробуждения мальчик или девочка может выйти на улицу и побегать под лучами утреннего солнца. Также необходимо выделить время для активных игр во второй половине дня, ближе к вечеру. Не следует активно двигаться вечером в темноте, особенно при искусственном освещении, которое мешает производству мелатонина - гормона сна, говорящего организму, что пора спать.

Если вашему ребенку еще нет и пяти, установите время для дневного сна . Младенцы могут быть готовы к первому дневному сну уже через 45 минут после пробуждения. Малыши в возрасте до полутора лет часто нуждаются в двухразовом дневном сне. Первый сон должен начинаться через 2,53 часа после пробуждения или через четыре часа, если малыш спит один раз в день.

У дошкольников дневной сон обычно должен начинаться примерно через пять часов после подъема. После обеда происходит естественный спад энергии, поэтому в это время хорошо вздремнуть всем, даже вам. Оптимально, если дневной сон заканчивается не позже трех-четырех часов дня (за исключением младенцев, которым нужен короткий 30-минутный отдых около 17:00).

Планируя дневной сон для ребенка, не забудьте про себя. Установлено, что короткий, максимум 20-30-минутный сон не только улучшает концентрацию внимания на оставшуюся часть дня, но и защищает от болезней сердца.

Теперь установите время отхода ко сну. Например, если ваш дошкольник просыпается в 7:00 и полтора часа спит днем, он должен ложиться спать около 20:30, чтобы в совокупности получить необходимые ему 12 часов сна. Если ребенок школьного возраста встает в семь утра, он должен ложиться спать между восемью и девятью часами вечера. Учтите, что это время засыпания, а не начала подготовки ко сну - то есть в восемь-девять часов вечера ребенок уже должен находиться в кровати и спать.

Наконец, определите время начала подготовки ко сну. На все вечерние процедуры и процесс засыпания обычно уходит от 30 до 45 минут.

Ниже даны примеры режимов дня для детей разных возрастов и взрослых с учетом разного времени пробуждения.

Примеры режимов дня для детей

Возраст Малы-
ши от года до полу-
тора лет
Малы-
ши от полу-
тора до трех лет
Дошколь-
ники (3–5 лет)
Школь-
ники (6–12 лет)
Под-
ростки (13–19 лет)
Взрослые
Средне-
суточная потреб-
ность во сне, час.
14–15 13–14 11–12 10–11 9.25 8.25
Подъем 6:30 6:30 6:30 6:30 6:30*** 6:00
Завтрак 7:00 7:00 7:00 7:00 7:00 7:00
Занятия 7:30–9:00 7:30–10:30 7:30–11:30 7:30–12:00 7:30–12:00 7:30–12:00
Второй завтрак 9:00 9:00 9:00 9:00 9:00 9:00
Дневной сон 9:30–11:00
Обед 11:30 11:00 12:00 12:00 12:00 12:00
Дневной сон 14:00–15:30* 11:30-14:30 12:30-14:00 Восста-
нови-
тельный сон*
Восста-
нови-
тельный сон*
Восста-
нови-
тельный сон*
Полдник 15:30 15:30 15:30 15:30 15:30 15:30
Различные занятия 15:30-17:00 14:30-17:00 14:00-17:00 12:30-17:00 12:30-17:00 12:30–17:00
Ужин 17:30 17:30 17:30 17:30 18:00 18:00
Различные занятия 18:00-19:15 18:00-19:15 18:00-19:45 18:00-20:00 18:30-20:30 18:30–21:00
Начало отхода ко сну (с легким перекусом) 19:00 19:15 18:00 без дневного сна; 19:15–19:30 с дневным сном 20:00 20:45 21:15
Засыпание 19:30 20:00 19:30 без дневного сна; 20:00 с дневным сном 20:30 21:15 21:45
Общее количество сна, час. 14 13,5 12 10** 9,25 8,25

* Длительность восстановительного сна составляет 20–30 минут.

** Дети младшего школьного возраста нуждаются примерно в 11 часах сна, поэтому установите для них время отхода ко сну на 20:00.

*** Начало полового созревания смещает цикл выработки мелатонина на более позднее время. Если это возможно, выберите школу с началом занятий в 8:30 или позже, чтобы подросток не был вынужден ложиться спать рано, когда его тело и мозг физиологически не готовы ко сну. Перед сном выключайте все электронные устройства и ночники, которые могут тормозить выработку мелатонина.

Разумеется, это всего лишь примеры. Вам нужно разработать свой режим дня, который соответствует потребностям вашей семьи, и корректировать его по мере необходимости. Если ребенок начал ложиться спать раньше, но его по-прежнему приходится будить по утрам, попробуйте укладывать его спать еще на 15 минут раньше в течение пяти-семи дней. Сдвигайте его время отхода ко сну на 15 минут каждые пять-семь дней до тех пор, пока он не начнет просыпаться самостоятельно.

Если ребенок не может заснуть дольше 45 минут, перенесите отход ко сну на более позднее время. Среднее время засыпания составляет от 27 до 35 минут. Хороший способ определить оптимальный режим сна для вашего ребенка и всей семьи - в течение нескольких недель вести журнал сна.

Одри нашла этот метод чрезвычайно полезным. Вот что она написала мне после частной консультации:

"Вы посоветовали мне записывать время, когда ребенок просыпается, спит днем, играет, ест, ложится спать и т.д., а затем на основе этого составить режим дня, подходящий для нашей семьи. Режим дня - потрясающая вещь! Теперь, когда я слышу „Я не хочу спать!“, „Сейчас я не голоден!“, я просто ссылаюсь на режим. У нас исчез повод для множества конфликтов. Да, мне потребовалось почти три месяца, чтобы приучить ребенка к расписанию, но это работает! Я настаиваю на неукоснительном соблюдении режима и раз в несколько месяцев немного его корректирую, потому что ребенок растет и меняется. Я поняла, что не могу менять распорядок дня ребенка так, как мне вздумается".

Таким образом, стабильный режим дня, помогающий отрегулировать работу внутренних биологических часов - залог крепкого, здорового сна.

Сколько времени займет установление нового режима дня

Работая с семьями на протяжении многих лет, я обнаружила, что родителям стоит вставать чуть раньше детей, чтобы иметь возможность несколько минут посвятить себе, прежде чем заняться ребенком. Прием пищи в установленное для всех время позволяет вам избавиться от ощущения, будто вы повар в общественной столовой. Если кто-то из родителей поздно приходит домой, вместо общего ужина можно устроить семейный вечерний "перекус". После того как подготовка ко сну завершена, некоторые родители предпочитают укладывать каждого ребенка по отдельности. Другие считают, что общая подготовка и отход ко сну - более эффективный метод с маленькими детьми.

Регулировка биологических часов требует времени. Прогресс становится заметен не раньше, чем через три-шесть недель. Также будьте готовы к тому, что примерно через семь-десять дней после того, как вы начнете внедрять режим дня, может наступить резкое ухудшение. Я не знаю, почему это происходит, но осложнения случаются в большинстве случаев. Возможно, причина в том, что в этот момент старая система рушится, и на ее месте начинает выстраиваться новая. Во время такого внезапного спада ни в коем случае не отказывайтесь от соблюдения режима. Вы все делаете правильно. Продолжайте.