ЖАЛОСТЬ

Любовь, основанная на уважении, пробуждает активность, свободу, творчество, желание быть лучше, прибавляет силы, взращивает ответственность. Но если в любви присутствует жалость, то появляется привязанность, которая гасит свободу и активность и развивает иждивенчество. Жалость основана на материнских, животных инстинктах, на эгоистическом «моё».

Об этом говорит и такой пример: в деревне жил дед, и он очень жалел своих животных. Когда он умер, в течение девяти дней умерли и все животные.

Сострадание к животным

Каждый из нас, составляет только одну частичку того великого, таинственного, вечного, бесконечного целого, которое мы называем Жизнью.

Кроме нас самих, жизнь проявляется в миллионах окружающих нас живых существ. Каждое из этих существ, каждое из малейших из них, имеет все, совершенно равные с другими созданиями, права на свет, воздух, пищу, на свет любви и тепло дружбы, на общее внимание и участие, на всё, для чего дано ему бытие.

Чем глубже сознание у человека, чем человечнее его сердце, тем сильнее чувствует он братское единство своей жизни со всем этим миром жизней, тем полнее признает человек права всякого живого существа и тем более их уважает, тем с большей чуткостью относится он к жизни каждого из существ, тем больше стремится он содействовать счастью каждого и избегать, насколько только возможно, всего, что может причинить какому бы то ни было живому созданию несчастье или страдание.

Это чувство глубокой братской связи со всем миром жизней, это чувство справедливости и симпатии ко всякой жизни и уважения к её правам, есть одно из высших чувств человека. Без него человек - только получеловек. Рождающиеся из этого чувства внимание, симпатия и сострадание, уважение ко всем живым существам и называют "человечностью", то есть таким свойством, которое должно выражать самую основу, самую истинную природу человеческой души.

Одной из главных задач всех великих пророков человечества, всех "человечнейших" мыслителей и поэтов было будить своею проповедью это чувство в тех, которые еще не сознали его, расширять его в тех, в которых оно еще слишком узко, и обличать и бороться против всего, что стремится подавить или исказить это чувство в человечестве. Все такие пророки, мыслители и художники старались и стараются воздействовать на человека в том смысле, чтобы научить его, помочь ему, заставить его переноситься душою в центр жизни других существ, заставить его жить жизнью не своею одной, а жизнью всего окружающего его живого мира, перестрадывать его страдания и радоваться его радостям, бороться и трудиться ради общего блага, забывая в этом широком чувстве и на этом общем пути свои личные желания, ставя выше всех других своих стремлений общее счастье, служение общему началу жизни.

Видя, что большинство страданий в мире происходят не столько от стихийных бедствий, сколько от тех существ, которые заставляют страдать других от своей нравственной и умственной нечуткости, от своего рода душевной слепоты, мешающей им видеть и чувствовать единство своё со всем живым миром, препятствующей их сердцу биться одним пульсом с жизнью окружающих их существ, - видя это, проповедники человечности направляли и направляют все силы своей любви, своего разума, гения на то, чтобы пробудить спящие в душах семена общей симпатии, чтобы снять катаракты с душевных глаз, чтобы сломить душевные перегородки и соединить воедино замкнутые и оторванные друг от друга темнотой, слепотой, предубеждениями, страстями живые ключи жизней.

"Так как один и тот же Творец поселил животных, как и нас, в этой земной юдоли для служения Ему, то, стало быть, они, как и мы, члены Его семьи, и потому имеют права на дружбу и уважение с нашей стороны".

"Бог, сотворивший животных, желает, чтобы человек их любил. Каждое из них наделено своей, большей или меньшей, долей разума и души, - признайте это! Во взгляде их просвечивают смутные проблески разума. Не душите этот зародыш просветления, предвозвестника света и бессмертия. Уважайте его. Цепь из тысячи звеньев соединяет человека с насекомым: не разрывайте этих звеньев, - ни ближайшее к вам, ни дальнейшее, ни промежуточное, ибо все они связаны с Богом".

И, наконец, современный нам известный русский естествоиспытатель говорит:
"Любовь не только к человечеству, но и ко всему живому, - даже ко всему, что входит в состав вселенной, - вот высшее проявление благороднейшего свойства нравственно развитого человека".

© Горбунов-Посадов И.И. - "Сострадание к животным и воспитание наших детей"

Американский блоггер (Zen Habits) и писатель.

«Вопрос ведь не в том, могут ли животные рассуждать? могут ли они говорить? Но в том, способны ли они страдать?»
«Принципы морали и законотворчества», Джереми Бентам (1748-1832),
английский философ, экономист, правовед

Я уже много раз писал о сострадании, а теперь пора поговорить о сострадании к животным.

Говоря о милосердии и сострадании, мы обычно применяем эти чувства к другим людям — родственникам, друзьям, соседям, сотрудникам, незнакомцам, которые страдают и мучаются где-либо в мире.
Мы говорим о том, что надо сочувствовать, понимать их мучения, мы хотим что-то предпринять, чтобы облегчить боль этих людей.
Сделать что-то хорошее, чтобы их муки прекратились.

Но есть люди, и я среди них, которые уверены, что подобные чувства следует относить ко всем живым созданиям.
У многих из нас были раньше или есть сейчас домашние животные, и нам целиком и полностью знакомо чувство сострадания и любви к животным.
Вам не хотелось бы причинить боль вашему питомцу, правда ведь? Эту эмпатию, умение сочувствовать и сострадать необходимо распространять и на других животных, включая тех, которых люди выращивают и убивают в пищу и ради прочих своих нужд.

Большинство людей не проводят этой параллели. Для них пища – это пища, готовый продукт, а не живое, чувствующее существо, которое умертвили, чтобы её приготовить.
Большинство людей в современном мире очень далеки от страданий таких животных, ведь для получения мяса (или любого другого конечного продукта), от живого, чувствующего существа до продукта у нас на тарелке, происходит целый ряд действий: выращивание и забой животного проводится где-то в другом месте, далеко от нас; потом мясо обрабатывают, пакуют, транспортируют, разрезают, готовят, сервируют, – и получается ваше блюдо.

Если бы мы своими глазами увидели, в каких условиях живут такие животные, как с ними обращаются, чем их кормят и какие инъекции им делают, мы наверняка испытывали другие чувства. Страдания животным приносит не только их убийство (которое часто совершается самым безжалостным образом), но условия жизни этих животных, от их рождения до смерти.

В нашем обществе к животным относятся как к неодушевленным, бесчувственным предметам. А это не так. Они чувствуют и страдают, точно так же, как мы с вами.

«Величие и моральный прогресс народа можно измерить тем, как этот народ относится к животным».
- Ганди -

[О взаимосвязи жестокости к животным и насилия над людьми см. материалы данного блога - Е.К.]

В настоящее время это дает результаты, вселяющие надежду: подавляющее большинство преподавателей, участвующих в образовательной программе Гуманного сообщества (Humane Society) подтверждают, что их ученики значительно развили понимание и заботу о благоденствии животных. Есть также множество других подобных программ. Но даже если вы не профессиональный учитель, вы можете научить детей любви к животным, подавая им пример. Полученные в детстве уроки принесут плоды на протяжении всей дальнейшей жизни.

Что можно сделать :
Учите своим примером! Дети лучше всего усваивают правила поведения, наблюдая за действиями окружающих их людей.
Заботьтесь о своих домашних животных (что включает визиты к ветеринару и стерилизацию домашних питомцев); вовлекайте детей в постройку домиков и кормушек для птиц, в посещение приютов для животных. Рассказывайте о недопустимости жестокого обращения к животным.

Сочувствие ребенка к своему питомцу - очень важное качество. Относясь к животным с добротой и состраданием, ребенок учится уважать тех, кто слабее. Дети, проявляющие в поведении справедливость, доброту и милосердие к животным, более добры, благородны и тактичны по отношению к людям. Хорошее отношение к животным помогает малышу стать гуманным человеком и полноценным членом общества. Воспитание в ребенке данных качеств сводится к одному простому правилу: относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам. Если вы хотите, чтобы ребенок его усвоил, придерживайтесь его и сами.

Когда ребенок поймет, что животные - такие же живые существа, как и люди, он сможет учиться хорошему отношению к людям, ухаживая за домашним питомцем. Важно научить малыша уважать и защищать даже самое маленькое и неприглядное животное. Это научит его ценить окружающих и предотвратит жестокость.

Сочувствие предотвращает жестокость

Практика показывает, что бережное отношение детей к животным предотвращает жестокое поведение в будущем. Статистика говорит о том, что большинство преступников в детстве отличались жестоким обращением с животными. Такого же мнения придерживаются и психологи, утверждая, что человек, проявляющий жестокость по отношению к животным, склонен к такому же поведению по отношению к людям. Эта склонность является одним из основных признаков расстройств поведения.

У людей, склонных к подобным действиям, слабо развито сочувствие , и они не способны осознавать вред и страдания, которые они причиняют. Чтобы научить ребенка доброте и уважению к животным, в первую очередь необходимо научить его сочувствию.

Показывайте ребенку пример доброты

Проявление доброты и уважения в повседневной жизни - это просто и интересно. Самый простой и важный способ научить ребенка сочувствию - показать ему пример. Посмотрите на себя со стороны и с этого момента никогда не кричите «Замолчи!», «Глупая собака!» и другие обидные фразы в адрес домашнего питомца. Никогда не бейте животных.

Покажите, что вы цените жизнь живых существ и заботитесь о них.

Пусть ваш питомец станет важной частью жизни: живет в доме, проводит много времени с членами семьи. Ежедневно уделяйте ему время: играйте, гуляйте с ним, расчесывайте, кормите вместе с ребенком.

Иногда животное может заблудиться и случайно попасть в ваш дом. Без злости и жестокости помогите ему выбраться на волю. Избегайте фраз, которые унижают животных, даже если они звучат как шутка. Например: «Я ненавижу кошек», «Глупый, как курица».

Помните, что игрушки влияют на ребенка. Не покупайте ребенку игрушек, которые хотя бы косвенно подразумевают жестокость по отношению к животным (например, компьютерные игры, где по сюжету необходимо убивать животных, строить зоопарки).

Проявляйте заботу о животных

Покажите ребенку, что ухаживать за питомцем и играть с ними - это весело. Сходите с ребенком в приют для бездомных животных и предложите свою помощь.

Выращивайте в саду цветы и растения. Объясните ребенку, что они необходимы для бабочек, пчел и других насекомых.

Во время прогулки в парке или лесу собирайте пластиковый и стеклянный мусор. Объясните малышу, что мусор вреден для птиц и других лесных жителей. Смотрите вместе с ребенком добрые фильмы и мультфильмы о животных («Бэмби», «В поисках Немо», «Побег из курятника», «Освободите Вилли» и другие). Читайте ему книги, в которых животные являются главными персонажами.

Классный час в 5 классе

«Милосердие к бездомным животным»

Цель: формирование у учащихся представление о милосердии.

Задачи:
Образовательная:

Помочь учащимся понять, почему так важно быть милосердным.

Развивающая:

Развивать умение оценивать поведение окружающих и собственные поступки.

Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение

Воспитательная:

Воспитывать у детей доброту, сопереживание, добросердечие, положительное отношение учащихся к бездомным животным, нуждающимся в нашей помощи.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, колонки, презентация, листы бумаги, картон, клей, ножницы, цветные карандаши, фломастеры, картинки бездомных животных.

Ход классного часа

  1. Вступление.
  • Нашу беседу мне хочется начать с одной истории, которая произошла несколько лет назад в г. Москве.

Беспородный пес по кличке «Мальчик» жил в переходе около станции метро «Менделеевская» более пяти лет, а появился еще щенком. Пса отличали обаяние и добродушный нрав. Его подкармливали продавцы торговых палаток и работники станции. Однажды пес попался на глаза молодой девушке, шедшей по переходу с собакой бойцовской породы, которую и натравила на мирно стоящую дворнягу. (слайд 1) Спасти собаку не удалось.

Обстоятельства гибели собаки возмутили всю общественность. Деятели культуры обратились к руководству московского метро с просьбой дать разрешение на установку памятника. Открытие скульптуры состоялось в 2007году. По замыслу авторов это памятник не столько конкретной собаке, сколько всем животным, пострадавшим от человеческой жестокости. Фигура собаки, как внешностью, так и размерами похожа на «Мальчика». (слайд 2) Пес лежит на гранитном постаменте с надписью: «Его надо погладить». Автор памятника скульптор Александр Цигаль, попросил милиционеров и сотрудников метрополитена разрешать фотографировать, сажать детей на бронзового пса и даже ставить около него сумки: «Пусть их Мальчик охраняет, продолжая участвовать в жизни людей». (слайд 3)

Есть у памятника и название: « Гуманному отношению к животным посвящается».

  • Скажите, какие чувства вызвала у вас эта история.

/Жалость, сочувствие, сострадание, возмущение./

  • Как можно назвать поступок девушки?

/Жестокость, бессердечность, варварство./

  • Как относились к псу продавцы торговых палаток и работники станции? (ответы)

II. Работа над понятием « Милосердие»

  • Как вы понимаете термин милосердие? Давайте попробуем, разобраться от каких слов произошло слово «милосердие»? (Милость – отзывчивость, доброта)
  • Какого человека можно назвать «милосердным»? (Милосердный человек – человек с добрым сердцем) (слайд 4)
  • Милосердие и доброта это родственные слова?(ответы)
  • По отношению к кому можно совершать добрые дела, поступки?

/Близким людям, товарищам, животным/.

  • Сегодня о чем будем разговаривать? (о милосердии)
  • Я предлагаю вам затронуть одну из важных тем: милосердие к бездомным животным. Мне хочется услышать ваше отношение к ним.
  • Предлагаю вам просмотреть видеофрагмент. Подумайте: Милосердие. Нужно ли оно в наше время?

Видеофрагмент «Задумайтесь…» (слайд 5)

  • Милосердие. Нужно ли оно в наше время? (ответы)
  • Откуда появляются бездомные животные? (ответы)
  • Сталкивались ли вы лично с жестоким обращением людей к животным? (ответы)

Работа в группах. (слайд 6)

В наше время, которое нередко называют жестким, тем не менее, реализуется немало социальных проектов, в том числе и для защиты животных: организуются приюты, различные акции и т. д. Понятно, что организовать столь масштабные социальные проекты в одиночку сложно. В этом деле нужны единомышленники.

Я предлагаю вам сделать выбор и поработать над следующими вопросами, найти себе единомышленников. А также подумать, какое участие с нашей стороны мы можем принять для облегчения участи бездомных животных.

1 вопрос : Как можно привлечь людей к проблеме брошенных, бездомных животных?

2 вопрос : Что лично вы можете сделать уже сегодня?

3 вопрос : Какое обращение можно придумать к людям?

(презентация своих работ)

III. Заключение. Рефлексия.

Упражнение «Частичка сердца для тебя».

  • А теперь ответьте, пожалуйста, на вопрос: а где же находится царство милосердия и доброты? (в сердце человека)
  • У меня в руках большое сердце, которое символизирует милосердие и доброту. У каждого из вас есть «сердечко». В течение полутора минут напишите на нем: что лично вы сделаете, проявляя милосердие. (Учитель проходит с сердцем, ребята прикрепляют свои сердечки и говорят, как они проявят доброту и милосердие).
  • Вот мы и сложили большое сердце доброты из частичек ваших сердец. Хотелось бы, чтобы все наши светлые помыслы реализовались в жизни.

И нашу беседу мне хочется закончить словами великого французского писателя Антуан а Де Сент-Экзюпери , автора сказки «Маленький принц», и задумайтесь: «Мы в ответе за тех, кого приручили...» (слайд 7)


Здесь собраны наиболее актуальные проблемы, связанные с состраданием, которые затрагиваются в текстах из вариантов ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, соответствующие этим проблемам, вы найдете под заголовками, расположенными в содержании. Также вы можете скачать таблицу со всеми этими примерами.

  1. Пример милосердия к животным наглядно демонстрирует произведение Юрия Яковлева «Он убил мою собаку» . Мальчик Саша (по прозвищу Табор) в разговоре со школьным директором рассказывает о брошенной прошлыми хозяевами собаке, которую он подобрал. В диалоге выясняется, что Саша был единственным, кому была небезразлична жизнь бездомного животного. Однако никто не обошелся с собакой жестче, чем отец мальчика. Он – так называет Саша своего отца – убил собаку, пока его не было дома. Для сострадательного ребенка этот жестокий и несправедливый поступок стал психологическим ударом, рана от которого не затянется никогда. Однако мы можем задуматься, как велика сила его сочувствия, если даже такие отношения в семье не искоренили в нем способность подать руку помощи.
  2. Истинное милосердие к животному проявил Герасим — герой . Он спас маленькую собачонку, застрявшую в речной тине. С большим трепетом герой выхаживает маленькое беззащитное существо, и благодаря Герасиму Муму превращается в «ладную собачку». Глухонемой дворник сильно полюбил спасенное им животное, и Муму отвечала ему тем же: всюду бегала за ним, ласкалась и будила его по утрам. Смерть Муму оставила в душе героя неизгладимый след. Он так мучительно переживал это событие, что больше никогда не смог полюбить кого-либо.

Действенное и пассивное сострадание

  1. Авторы многих произведений, вошедших в мировую и отечественную классику, наделяют своих героев ценностями, которым соответствует умение сострадать. Лев Толстой в романе «Война и мир» наделяет свою любимую героиню, Наташу Ростову, не только состраданием, но и добротой, желанием помочь нуждающимся. В этом плане показательна сцена, в которой Наташа просит своего отца пожертвовать имуществом их семьи, чтобы вывезти на подводах раненых из осажденной Москвы. Пока губернатор города бросался пафосными речами, юная дворянка помогла согражданам не словом, а делом. (Вот еще )
  2. Соня Мармеладова в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» именно из чувства сострадания жертвует собственной честью и страдает за нищих детей Катерины Ивановны. Молодая девушка наделена даром сочувствия к боли и нужде других. Она помогает не только своей семье, пьянице-отцу, но и главному герою произведения – Родиону Раскольникову, показав ему путь к раскаянию и искуплению. Таким образом, герои русской литературы, наделенные способностью к сочувствию и милосердию, демонстрируют вместе с тем готовность жертвовать собой.

Отсутствие сострадания и его последствия

  1. Очерк Даниила Гранина «О милосердии» раскрывает данную проблему. Герой рассказывает о том, что упал недалеко от своего дома в центре города, и ни один человек не помог ему. Автор, рассчитывая лишь на себя, поднимается и идет в ближайший подъезд, а потом – домой. История, приключившаяся с рассказчиком, наталкивает его на размышления о причинах бесчувственности прохожих, ведь даже ни один человек не спросил его, что с ним случилось. Даниил Гранин рассуждает не только о своем случае, но и о врачах, о бездомных собаках, о бедных. Автор говорит о том, что чувство сострадания было сильно в военные и послевоенные годы, когда дух единства народа был особенно силен, но постепенно пропал.
  2. В одном из писем Д.С. Лихачева молодым читателям автор рассуждает о сострадании, как о заботе, вырастающей вместе с нами из детства и являющейся силой, которая объединяет людей. Дмитрий Сергеевич считает, что забота человека, направленная лишь на себя самого, делает из него эгоиста. Так же филолог утверждает, что сострадание присуще нравственным людям, которые осознают свое единство с человечеством и миром. Автор говорит, что человечество нельзя исправить, но изменить себя возможно. Поэтому Д.С. Лихачев выступает на стороне деятельного добра. (Вот еще подходящие .
  3. Самопожертвование из милосердия

    1. В рассказе «Матрёнин двор» русского писателя А.И. Солженицына в образе Матрены воплощается понятие жертвенности и альтруизма. Всю свою жизнь Матрена жила для других: помогала соседям, работала в колхозе, выполняла тяжелую работу. Эпизод с горницей раскрывает высшую степень её готовности жертвовать своим ради блага других. Героиня очень любила свой дом, рассказчик говорил, что для Матрены отдать дом – означало «конец ее жизни». Но ради своей воспитанницы Матрена жертвует им и умирает, помогая перетаскивать бревна. Смысл ее судьбы, по мнению рассказчика, очень важен: на людях, подобных ей, держится вся деревня. И, несомненно, самопожертвование праведницы – это свидетельство чувства сострадания к людям, присущее женщине в высшей его степени.
    2. Авдотья Романовна Раскольника, героиня романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» , входит в число героев-жертвенников в этом произведении. Дуня готова на любые жертвы ради любимых людей. Чтобы избавить старшего брата и мать от бедности, девушка сначала идет работать гувернанткой в дом Свидригайлова, где терпит обиды и позор. Затем решает «продать себя» — выйти замуж за господина Лужина. Однако Раскольников убеждает сестру не делать этого, потому что не готов принять такую жертву.
    3. Последствия сострадания и равнодушия

      1. Способность сочувствовать и активное, деятельное добро делает человека счастливым. Герасим из повести И.С. Тургенева «Муму» , спасая маленькую собачонку, не только делает добро, но и обретает верного друга. Собака, в свою очередь, так же привязывается к дворнику. Несомненно, финал этой повести трагичен. Но сама ситуация спасения животного, побужденная чутким сердцем Герасима, наглядно показывает, как человек может стать счастливым, единожды проявив милосердие и отдав другому свою любовь.
      2. В повести Д. В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик» маленькому мальчику Пете из всей цирковой труппы сочувствовал лишь клоун Эдвардс. Он учил мальчика акробатическим трюкам, подарил собаку. Петя тянулся к нему, но клоун не мог избавить его от тяжелой жизни под руководством жестокого акробата Беккера. И Петя, и Эдвардс – два глубоко несчастных человека. В произведении нет речи о помощи мальчику. Эдвард не мог обеспечить счастливую жизнь ребенку, потому что страдал от алкогольной зависимости. И все же, его душа не лишена чуткости. В конце, когда Петя умирает, клоун впадает в еще большее отчаяние и не может контролировать свою зависимость.
      3. Интересно? Сохрани у себя на стенке!