21 февраля 2013 года митрополит Волоколамский Иларион, глава Отдела внешних церковных связей, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия, прочитал вступительную лекцию своего курса «История Церкви» на философском факультете Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

Христианство - это историческая религия не просто в том смысле, что она появилась в какой-то момент человеческой истории. Для нас, христиан, историчность христианства связана, прежде всего, с тем, что в конкретный момент бытия человечества Бог захотел воплотиться и стать человеком.

О личности Иисуса Христа до сих пор спорят, реальность ее некоторые вообще не признают (таких сейчас осталось очень мало, а в советское время в учебниках по истории говорилось о том, что это выдуманная фигура, ее придумали евреи, которые захотели создать такое учение). Сейчас есть немало тех, которые полагают, что такая личность существовала, но считают, что Христос был обычным человеком. Так считают мусульмане, которые воспринимают Иисуса Христа как одного из пророков. Так считал, например, наш великий писатель Лев Толстой, считавший, что Христос был учителем нравственности, которому уже впоследствии, после Его смерти, приписали всякие чудеса, не существовавшие в действительности.

Самопонимание Церкви основывается на том, что Иисус Христос есть воплотившийся Бог, то есть Бог, Который восхотел стать человеком, и именно это событие воспринимается не только как начало церковной истории, но и как основной элемент ее содержательного наполнения, поэтому в каждом поколении христиан именно это событие переживается вновь и вновь. Когда мы говорим о том, что на протяжении веков Церковь празднует события земной жизни Спасителя - Рождество Христово, Его Воскресение, воспоминает на Страстной седмице страдания Христа, мы свидетельствуем, что это не просто напоминание об исторических моментах, но события Священной Истории, которые мы воспринимаем как часть собственного религиозного опыта. Именно поэтому очень трудно понять церковную историю извне, не будучи членом Церкви, не понимая смысл исторических событий.

Опять же, историю Церкви можно рассматривать с разных позиций и точек зрения. Можно приводить политические или экономические причины тех или иных событий в жизни Церкви, но если историк не ощущает общего смысла церковной истории, некой единой линии, которая проходит от Самого Христа и Его апостолов до наших дней, то ему очень трудно понять законы, по которым развивалась история Церкви, а это были иные законы, чем те, по которым развивается история человечества.

В чем было значение Боговоплощения, пришествия в мир Иисуса Христа? Прежде всего, в том, что люди совершенно по-новому смогли узнать Бога и узнать о Боге. Ведь в представлениях большинства древних верований (если говорить о монотеистических религиях) Бог представлялся неким очень далеким существом: Ему можно поклоняться и молиться, от Него можно даже иногда получать сигналы в виде громов и молний или иных явлений, однако дистанция между Ним и человеком настолько велика, что преодолеть ее совершенно невозможно. Поэтому самое главное чувство, с которым у древних людей было связано представление о Боге, - чувство страха: к Богу относились как к верховному существу, которое может, конечно, и поощрить за добрые дела, но прежде всего будет наказывать за дела злые. И все события в истории, в том числе стихийные бедствия, воспринимались именно как наказание Божие.

Такое мировосприятие сохраняется и сейчас во многих религиях. Распространено представление о том, что Бог наказывает за зло, поощряет за добро, что по окончании земной жизни человек перейдет в вечность, где это воздаяние станет окончательным: добрые люди получат в награду Царствие Божие, а злые люди получат в наказание вечные мучения. Такое представление сохраняется и в христианстве, но оно основано не на каких-то «механических» отношениях между Богом и человеком как между судьей и преступником - потенциальным или реальным. Оно основано на совершенно других взаимоотношениях - таких, которые мы пытаемся, например, выстроить в наших семьях, когда мать относится к ребенку не так, как судья относится к подсудимому, не как следователь относится к подследственному. При таком отношении многие проступки прощаются или в педагогических целях, или по любви, или по каким-то иным соображениям. И даже когда мать, может быть, и наказывает ребенка, то делает это не из мести, не из чувства правосудия, но прежде всего для того, чтобы ребенка научить.

Бог воплотился, чтобы создать совершенно новый тип взаимоотношений между Ним и человеком, чтобы Бога перестали бояться, чтобы люди увидели, что Бог не где-то далеко, не где-то на небесах за облаками, но рядом, среди людей. Это было совершенно новое религиозное ощущение, оно было свойственно апостолам и последующим поколениям христиан и выражалось в совершенно особых молитвенных формулах, в совершенно особых богослужебных традициях; оно, прежде всего, было связано у христиан с чувством единой общины, центром которой является Богочеловек Христос.

Христианская Церковь родилась из апостольской общины. Днем рождения Церкви является Тайная вечеря, когда Господь собрал учеников перед Своим страданием и по окончании обычной пасхальной трапезы (не вполне, впрочем, обычной, потому что совершалась та раньше Пасхи) Он преломил хлеб, раздал апостолам и сказал: «Примите, ешьте, это Мое Тело» (см. Мф. 26:26), а потом пустил по кругу чашу с вином, продолжив: «Пейте от нее - это Моя кровь Нового Завета, которая за вас проливается» (см. Мф. 26:28). Собственно, после этого события и произошли страдания Христа, когда Спаситель уже в буквальном смысле проливал кровь на Кресте.

В воспоминание Тайной вечери христиане стали собираться на свои богослужебные собрания, которые поначалу вообще не были похожи на богослужения. Это были трапезы, которые начинались вечером и могли продолжаться всю ночь. Они сопровождались молитвами, чтением и пением псалмов, проповедью, чтением Евангелия, когда оно было написано, - это произошло не сразу, а на определенном этапе истории христианской общины. Самым главным ощущением во взаимоотношениях с Богом стало ощущение, что Он не далекое существо, которое руководит жизнью людей, наказывает за зло и поощряет за добро, но Бог, Который находится среди нас.

В древнем Израиле было очень четкое представление о том, что Бога невозможно увидеть. Есть очень интересный рассказ в книге Исход о том, как вождь израильского народа Моисей после того, как уже совершил по непосредственному повелению Бога много различных дел, был призван на гору Синай для того, чтобы Господь открылся ему неким особым образом. Бог сказал Моисею: «Ты взойдешь на гору и там увидишь меня. Но ты не узришь Меня в лицо, потому что лицо Мое человек не может увидеть и остаться в живых, а увидишь Меня сзади» (см. Исх. 33:20). Потом говорится, что Моисей взошел на гору. Он увидел облако, и Господь прошел над ним. Моисей не смог узреть лицо Его, но увидел Бога сзади. Господь открылся ему с именем, которое обозначалось четырьмя буквами, поскольку в еврейской письменности были только согласные. Это имя сейчас транслитерируется как Яхве или Иегова и означает оно «Я есмь Сущий» (см. Исх. 3:14), то есть «Я Тот, Кто существует», «Я Тот, Кто обладает полнотой бытия». Таково было откровение Бога Моисею - откровение, о котором он потом рассказал народу.

Совершенно другое откровение было получено людьми, когда Бог Сам воплотился и стал человеком, потому что Бог принял на себя человеческий облик и люди, которые не могли бы своими физическими глазами зреть Бога, увидели Его через облик человека. С этим связано и то, например, что в Ветхом Завете существовал запрет на любые религиозные изображения - ведь раз Бог невидим, то и изобразить Его нельзя, и любое изображение Бога являлось ничем иным, как плодом человеческой фантазии. Но когда Бог воплотился и стал человеком, то этого Человека, которого все видели, можно изображать. И христиане стали Его изображать сначала в катакомбах на стенах, а затем и на иконах.

Для нас, христиан, икона - это не портрет Христа, а образ Богочеловека. Через человеческие черты мы узнаем Бога, о свойствах Бога узнаем через Человека, Который был одновременно Богом и действовал так, как желал, чтобы действовали мы. В этом, собственно, и была новизна христианства: оно связано с пришествием в мир Бога, Который, вочеловечившись, открыл совершенно новый путь взаимоотношений между Ним и человеком.

История Церкви развивалась в соответствии с вектором, который был задан Самим Христом: христиане призывались не к тому, чтобы составлять какую-то секту, некое отдельное от окружающего мира явление, а к тому, чтобы жить внутри этого мира, но быть его светом, быть солью земли. Иначе говоря, христиане призваны наполнять жизнь этого мира тем особым внутренним содержанием, которое было принесено на землю Иисусом Христом.

Можно спросить: а в чем основное значение пришествия Христа? Сказал ли Он что-то принципиально новое? Если посмотреть на нравственное учение Спасителя, то можно сказать, что на восемьдесят процентов оно состоит из повторения ветхозаветных заповедей. Некоторые из этих заповедей уточняются - Христос как бы возводит человеческую нравственность на новый уровень, когда говорит, например: «Вы слышали, что сказано древним: око за око и зуб за зуб, а Я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку, подставь ему и левую» (см. Мф. 5:38-39). Так Спасителем задается некая новая ступень в нравственном развитии человечества. Но ничего принципиально нового по сравнению с ветхозаветной нравственностью Христос в этот мир не принес. И Он не позиционировал Себя как пришедшего создать новую религию и разрушить то, что существовало до Него. Наоборот, Иисус Христос всегда говорил: «Я пришел не разрушить, но восполнить» (см. Мф. 5:17), то есть как бы довершить то Откровение, которое уже было начато в эпоху Ветхого Завета.

И неслучайно поэтому, что в историю Церкви мы ретроспективно включаем и всю ее предысторию, то есть Священную историю Ветхого Завета. Если вы зайдете в православный храм, в котором стоит многоярусный иконостас, то увидите, что, как правило, на одном из его ярусов представлены апостолы Христовы, а на другом, более высоком ярусе - пророки, те учители нравственности и духовной жизни, которых Бог посылал израильскому народу для того, чтобы они приготовили людей к пришествию Христа. Их мы почитаем наравне с христианскими святыми, хотя хронологически они предшествуют христианству.

История христианства включает в себя и прошлое, и настоящее, и будущее. Она не закончится, когда завершится история земного мира. Мы рассматриваем всю историю и жизнь человеческую из перспективы вечности, и эта перспектива придает нашей жизни особый смысл и особое содержание.

Христианство дает совершенно особую перспективу не только взаимоотношениям между человеком и Богом, но и собственно человеческой жизни, которая благодаря этому наполняется смыслом и содержанием. У человека появляется мотивация к тому, чтобы не делать зла, а творить добро, жертвовать собой ради других.

Конечно, кто-то может спросить: «А почему я должен жертвовать собой ради других? Почему жизнь вот этого человека дороже, чем моя собственная?» И этот вопрос не имеет ответа, если на него отвечать не из религиозной, христианской перспективы.

Христианство наполняет жизнь человека смыслом и тогда, когда тот страдает, когда человек находится на смертном одре, переходит в иную жизнь. Вам, молодым людям, эта тема не очень еще близка. Может, вы пока не задумываетесь о смерти, потому что кажется, что она где-то далеко. Но чем старше мы становимся, тем ближе становится этот момент нашей собственной истории, и от него мы никуда не уйдем. А ведь время от времени умирают и молодые люди - или от несчастных случаев, или от болезней, или по еще какой-либо причине.

Нам не хочется говорить или думать о смерти, но это реальность окружающего нас мира, это может случиться с каждым. И христианство дает ответ на сложные вопросы, наполняет смыслом все, что происходит в нашей жизни, и не только то, что приносит нам счастье, некие позитивные переживания, но и то, что представляется нам несчастьем.

Причем христианство позволяет ответить и на те вопросы, на которые не может ответить ни одна другая религия. Например, на вопрос, почему Бог попускает зло. Христианская традиция говорит о том, что Бог не создавал зло, что оно появляется в этом мире благодаря нашей собственной деятельности, нашей злой воле и всегда является действием свободного выбора человека.

Иной раз человек спрашивает: «А где же Бог? Ведь я страдаю, а Бог будто бы этого не видит. Вот я Ему молюсь, а Он будто не слышит меня. Я болею, возношу молитвы о выздоровлении, а здоровье не возвращается. Где же Бог?» Ответ на этот вопрос дал Сам Христос в Своей жизни. И это ответ не теоретический или абстрактный, а практический и жизненный. Бог Сам прожил человеческую жизнь, Сам прошел через те страдания, через которые проходят люди. И человек не может сказать, что когда он страдает, Бог где-то далеко, потому что Господь Сам вошел в эту гущу исторического процесса, Сам прожил такую жизнь, какую проживаем мы с вами, - жизнь, наполненную страданиями, жизнь короткую.

Он по человеческим меркам был большим неудачником, потому что Его не поняли, не приняли, Его подвергли допросам и ложно обвинили, Он был предан смертной казни. Но в перспективе вечности и в перспективе истории каждого человека эта жизнь и эта смерть имела совершенно особый смысл. В человеческом плане ее можно поставить в один ряд с другими жизнями и смертями тысяч и миллионов людей, но когда мы признаем, что Христос Богочеловек, что Он именно как Бог принял на Себя человеческую жизнь и страдания, тогда понимаем, что совершенно другие взаимоотношения складываются между нами и Богом. Бог уже не где-то далеко, а здесь, среди нас. Бог не смотрит безучастно или с какого-то большого расстояния на нашу жизнь, наши страдания, борьбу, болезни, проблемы, а вместе с нами страдает, вместе с нами болеет, переживает, вместе с нами умирает и открывает нам путь к воскресению и вечной жизни.

Этот христианский опыт очень по-разному переживался христианами на протяжении веков. Кто-то из христиан принимал такой жизненный подвиг, чтобы в максимальной степени постараться уподобиться Христу. Таких людей мы сейчас называем святыми, Церковь прославляет их память. Это, например, монахи, которые добровольно отказывались от семейного счастья, предавались аскетическим подвигам, соблюдали строгий пост и достигали таких высоких духовных состояний, что могли реально помогать людям в трудных жизненных обстоятельствах. Тем, кто не находил смыл в своей жизни, они помогали этот смысл обрести.

Таким образом христианство всегда приносило людям успокоение, счастье и осознание смысла собственной жизни. Это осознание может приходить от Самого Христа через собственный религиозный опыт человека, через чтение Евангелия, через участие в церковной жизни, в таинствах Церкви. Но оно может приходить и через других людей, через святых, которые были такими же людьми, как мы с вами, но решили подняться до той высокой нравственной планки, которую Сам Господь поставил в Евангелии, и на этом пути прошли до максимально возможного на человеческом уровне совершенства. На этих святых людей мы сегодня равняемся.

В своем историческом бытии Церковь накопила великие сокровища, которые все в совокупности мы называем словом «Предание». Что такое Предание Церкви? Это совокупность опыта всех поколений христиан от Самого Христа до наших дней. Источниками христианского вероучения являются Священное Писание и Священное Предание. Иной раз протестанты нам, православным, говорят: «А вот почему у вас есть что-то такое, чего нет в Писании? Допустим, в нем об иконах ничего не сказано, а у вас иконы есть». Мы отвечаем, что Священное Писание - не единственный авторитетный источник, поскольку само оно является частью Предания Церкви и появилось на определенном этапе развития Церкви. Было время, когда Евангелия еще не были написаны и у Церкви не было Священного Писания, и Церковь при этом жила вполне полнокровной и полноценной жизнью.

Евангелия и апостольские послания отражают начальный этап жизни Церкви. В этом смысле они для нас, христиан, особенно дороги и значимы, потому что именно из Евангелия мы узнаем о Христе. При этом в Евангелии мы читаем свидетельства тех людей, которые сами видели Христа, слышали Его, с Ним общались.

Но жизнь Церкви продолжалась и после этого, и на церковной почве зародилось свое богословие, своя культура, свое богослужение. Церковное богословие - не просто теоретическое осмысление каких-то аспектов религиозной жизни, но то, что рождалось, прежде всего, из опыта молитвы, из богослужения, из жизненного опыта людей; оно не является отвлеченной наукой. Богослов - это не человек, который сидит в кабинете, читает книги и на основе прочитанного составляет свои сочинения. Как говорили отцы Церкви IV века, богослов - это тот, кто умеет молиться. Если человек молится, то Сам Господь открывает ему то, что необходимо для его собственной жизни и для того, чтобы он свой опыт мог передать другим людям.

Конечно, у Церкви есть и своя культура, которая родилась из ее истории, из ее самопонимания. Эта культура включает в себя храмовую архитектуру, иконопись, церковное пение, литургическую поэзию и многое другое. Я думаю, что вы хорошо знаете видимые отличия христианских храмов от мечетей, внутреннего убранства церкви от интерьера синагоги. Эти различия всегда имеют под собой богословские основания и связаны с содержанием христианской веры - веры во Христа как Богочеловека, как Воплотившегося Бога.

На протяжении истории делались многократные попытки пересмотреть, переосмыслить христианство, «освободить» его от мистики, от чудес. Упоминавшийся уже мною Лев Николаевич Толстой поставил перед собой именно такую задачу. Он считал себя христианином, и его конфликт с Церковью был связан именно с тем, что Толстой выдавал свое учение за христианство, но как бы очищенное от позднейших наслоений. Он, в частности, отрицал догмат о Воскресении Христа и говорил, что такого события не могло произойти, поскольку оно не умещается в рамки физических законов, так же, как рождение Христа от Девы. Он говорил также о том, что невозможно ходить по воде и совершать другие чудеса. Толстой даже написал собственное «евангелие» на основе четырех Евангелий, выбросив все повествования о чудесах, о Воскресении Христовом. Церковь осудила Толстого, потому что это было не просто искажение христианского вероучения, но, по сути дела, антихристианское учение.

Суть христианства заключается не в нравственности, а в личности Христа Богочеловека. Ключевым догматом нашей веры является догмат о Воскресении Христа. Апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то вера наша тщетна, и наша проповедь тщетна» (см. 1 Кор. 15:12-14). Нам нечего проповедовать, если Христос не воскрес.

Воскресение Христово имеет для нас смысл потому, что Христос был воплотившимся Богом, но воскрес Он как человек, то есть Он в Своей человеческой жизни и в Своем человеческом естестве преодолел смерть и тем самым, как мы говорим, открыл путь к воскресению для всякой плоти. Иными словами, смерть перестает быть страшной для человека после того, как человек познал Христа. Тогда он понимает своим внутренним опытом через молитву, через богослужение, через религиозную жизнь, что смерть вписывается в эту жизнь совершенно естественным образом и является неотъемлемой ее частью. Смерть - не некая грустная и трагическая реальность, а переход из временного состояния в состояние вечное. И тогда, конечно, вся жизнь человека обретает совершенно новый смысл и новое содержание.

В дальнейших лекциях, которые вы услышите, и в фильмах, которые вы посмотрите, будет много сказано об историческом развитии Церкви, о том, как развивалось богословие, о христианских мыслителях, о христианском искусстве, о смысле иконы, о том, почему в Церкви богослужение совершается так, а не иначе.

В этой начальной лекции мне хотелось рассказать, прежде всего, о Христе и том, в чем заключается основной смысл христианства как богооткровенной и богочеловеческой религии и в то же время религии исторической.

Христианство самая распространенная религия на земном шаре. По данным ЮНЕСКО, в мире свыше 1 млрд. 300 млн. ее приверженцев, проживающих на всех континентах и почти во всех странах.

Согласно общепринятому мнению, христианство возникло в Iв.н.э. в восточных провинциях Римской империи (в Иудее). Основателем христианства считают Иисуса Христа. Вопрос о том, был ли Иисус Христос исторической личностью или мифологическим персонажем, является до сих пор дискуссионным. Большинство религиоведов считают его исторической личностью, проповедывающим новую религию. Греческое слово«Христос» есть буквальный перевод слова «Мессия» (с древнееврейского – помазанник).

Основные положения христианского вероучения сформулированы

    в Библии («Священное Писание ») и

    в постановлениях Вселенских Соборов, сочинениях отцов церкви и т.д. («Священное Предание »).

Священное Писание

Библия (греч. - книги) состоит из двух больших частей: Ветхого Завета и Нового завета. Христиане признают боговдохновенными обе эти части.

    Ветхий Завет (39 книг)

    Новый Завет состоит из 27 канонических книг:

    четырех Евангелий (от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна), повествующих о жизни, учении, смерти и воскресении Христа;

    книги Деяний святых апостолов, описывающей проповеднические подвиги апостолов, вдохновленных Святым Духом, сошедшим на них на 50-й день после Пасхи;

    21 послания святых апостолов;

    Апокалипсиса (с древнегреческого - «Откровения последних событий»), изображающего картины «конца времен», второго пришествия и Страшного суда.

Священное Предание

Постановления семи Вселенских соборов

    1-го Никейского (325г.), сформулировавшего первую часть Символа веры дав определение божественности Иисуса Христа;

    1-го Константинопольского (381 г.), сформулировавшего вторую часть Символа веры дав определение божественности Святого Духа;

    Эфесского (431г.), давшего определение Иисуса Христа как слова Божьего, а Марии как Божьей Матери;

    Халкидонского (451 г.), давшего определение Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном лице;

    2-го Константинопольского (553 г.), еще раз твердившего учение о Светой Троице и об Иисусе Христе;

    3-го Константинопольского (680г.), подтвердившего истинное Человечество Иисуса Христа через признание его человеческой воли и поступков,

    2-го Никейского (787 г.), провозгласившего икону как истинное выражение христианской веры и признавшего ошибочность иконоборческого движения.

Символ веры (лат кредо) состоит из 12 частей или«членов», и начинается словами«Верую во единого Бога-Отца. Вседержителя. Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым...». Далее Символ веры констатирует, что христианин верит и в единого Бога-Сына, ради нашего спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, распятого за нас при Понтии Пилате и воскресшего на третий день и вознесшегося на небеса к своему отцу, и во второе пришествие для суда над живыми и мертвыми. Христианин также верит в Святого Духа, исходящего от Бога-Отца и говорившего через пророков; в единую Святую Соборную Апостольскую Церковь, в крещение, ради оставления грехов, в воскресение из мертвых и жизнь будущего века.

Как и в любой религии, в христианстве сформировался свой особый культ . Он включает в себя богослужения, таинства, обряды, посты, праздники, культ креста, святых и мощей.

Большую роль в христианском культе играют таинства . Православная и католическая церкви признаютсемь таинств :крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение .

    Крещение символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. По христианскому вероучению, в таинстве крещения «прощается человеку первородный грех». Сам ритуал совершается в храме посредством погружения в воду или обливания. Чтобы сохранить душевную чистоту, полученную в крещении, чтобы возрастать и укрепляться в жизни духовной, нужна особая помощь Божия, которая, как считают христиане, подается в таинстве миропомазания.

    Миропомазание заключается в том, что тело человека смазывают особым ароматическим маслом (миро). Перед миропомазанием священник читает молитву о ниспослании на человека Духа Святого, а затем смазывает ему крестообразно лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки и ноги.

    Таинство причащения , или святой евхаристии (что означает «благодарственная жертва»), занимает важное место в христианском культе. Это таинство состоит в том, что верующие вкушают так называемое причастие, состоящее из хлеба и вина, веря в то, что они вкусили тела и крови Христовой и тем самым как бы приблизились к божеству.

    Покаяние (исповедь) Православным и католикам вменяется в обязанность периодически исповедовать свои грехи перед священником, что является непременным условием для отпущения грехов, прощения виновного церковью от имени Иисуса Христа. Ритуал исповедования и отпущения грехов составляет основу таинства покаяния. Верующий исповедуется в грехах священнику, выступающему посредником между человеком и Богом.

    Таинство брака , во время которого молодожены напутствуются на совместную жизнь от имени Иисуса Христа. Освящая брачный союз людей, христианская церковь как бы берет новую семью под свое покровительство. Она поучает, как должны вести себя в семье муж и жена, как они должны воспитывать детей и т.д.

    Таинство елеосвящения (соборование) совершается над больным человеком и состоит в смазывании его деревянным маслом елеем. При этом священник читает молитву о ниспослании больному выздоровления.

    При посвящения в духовный сан совершается таинство священства , во время которого епископ черезобряд рукоположения передает посвящаемому особого рода благодать, которой с этого момента новый священнослужитель будет обладать всю свою жизнь.

Направления христианства

Становление и развитие христианства представляло собой противоречивый процесс порождавший множество расхождений во взглядах отдельных христиан и общин. Вызванные различиями социальной и религиозной жизни христианских общин, эти расхождения приводили к образованию различных направлений в христианстве и церковным расколам.

Самым крупным был раскол в XIв., обусловленный разделением Римской империи на Западную и Восточную. На западе в связи с упадком, а потом и упразднением власти императора и распадом империи (около 476 г.), необычайно вырос авторитет главы церкви - римского епископа, получившего наименование папы. На востоке, где империя сохранилась, патриархи церквей (константинопольский, антиохийский, александрийский, иерусалимский) не могли получить такой власти.

Несмотря на настойчивые притязания на первенство во всем христианском мире Римского папы, восточные патриархи не желали подчиниться его власти. Организационные и догматические разногласия между восточной и западной церквами постепенно нарастали и привели к разрыву в 1054 г. С тех пор восточная ветвь христианства (православие ) и западная (католичество ) стали развиваться независимо друг от друга.

Ещё один раскол христианства произошел в период Реформации XVIв., когда из недр католицизма выделилось новое крупное направление в христианстве -протестантизм . В результате широкого антикатолического движения в Европе, явившегося одним из этапов борьбы нарождающейся буржуазии против феодализма - от католицизма откололось несколько европейских церквей получивших независимость.

Таким образом, с XVIв. в христианстве существуют три основных направления: католицизм , православие и протестантизм .

У этих трёх конфессий общим является Священное Писание, а различие проходит по содержанию Священного Предания, культовой практике и организации Церковного устройства.

Православие

Православие - одно из трех основных направлений христианства – исторически сложилось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV – XV веках.

Основой вероучения признаны Священное Писание (Библия) и священное предание (решения семи Вселенских Соборов IV- VIII веков, а также труды отцов церкви, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст).

В Символе веры, принятом на Никейском и Константинопольском Вселенских Соборах, эти основы вероучения сформулированы в 12 частях или членах:

«Верую во единого Бога, Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.

И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божьего, единородного, от Отца рождённого прежде всех времён, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, не сотворённого, единосущного Отцу, Которым всё сотворено. Ради нас, людей, и для нашего спасения сошедшего с Небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы, и вочеловечившегося.

И распятого за нас при Понтии Пилате, и страдавшего, и погребённого.

И воскресшего в третий день, по Писанию.

И вознёсшегося на Небеса, и воссевшего одесную Отца.

И вновь грядущего во Славе, дабы судить живых и мёртвых, и Царству Его не будет конца.

И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном равно поклоняемого и славимого, говорившего через пророков.

Во единую святую, соборную и апостольскую Церковь.

Признаю одно Крещение, для прощения грехов. Ожидаю воскресения мёртвых, И жизни будущего века. Аминь.»

В первом члене говорится о Боге как Творце мира – первой ипостаси Святой Троицы.

Во втором – о вере в Сына Божия, Иисуса Христа.

Третий – это догмат Боговоплощения, согласно которому Иисус Христос, оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии.

Четвертый член Символа веры – о страдании и смерти Иисуса Христа. Это догмат искупления.

Пятый – о воскресении Иисуса Христа.

В шестом говорится о телесном вознесении Иисуса Христа на небо.

В седьмом – о втором, грядущем пришествии Иисуса Христа на землю.

Восьмой член Символа веры – о вере в Духа Святого.

В девятом – об отношении к церкви.

В десятом – о таинстве крещения.

В одиннадцатом – о будущем всеобщем воскресении мертвых.

В двенадцатом члене – о жизни вечной.

Важное место в православии занимают таинства, во время совершения которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, покаяние (исповедь), брак, священство, елеосвящение.

Католицизм

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III – V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между Западной и Восточной частями Римской империи.

Начало разделения Христианской Церкви на католическую и православную было положено соперничеством между Римскими Папами и Константинопольскими Патриархами за главенство в христианском мире.

Основой католического вероучения, также, как и православного, являются Священное Писание и священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов католической церкви, а кроме того – папские послания и постановления.

Организация католической церкви отличается строгой централизацией. Римский папа – глава этой церкви – определяет доктрины по вопросам веры и морали. Сформировалось своеобразное учение о роли церкви в деле спасения. Считается, что основа спасения – вера и добрые дела. Церковь, по католическому учению (в православии этого нет), обладает сокровищницей “сверхдолжных” дел – “запасом” добрых дел, сотворенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми.

Церковь имеет правораспоряжаться этой сокровищницей, уделять из нее часть тому, кто в ней нуждается, то есть – отпустить грехи, даровать прощение кающимся. Отсюда учение об индульгенциях – об отпущении грехов за деньги или за какие-либо заслуги перед Церковью. Отсюда право папы сокращать срок пребывания души в чистилище.

Догмат о чистилище (место – промежуточное между раем и адом) есть только в католическом вероучении. Души грешников, на которых не лежат слишком большие смертные грехи, горят там в очищающем огне, а потом получают доступ в рай. Срок пребывания души в чистилище может быть сокращен добрыми делами (молитвами, пожертвованиями в пользу церкви), которые совершают в память об умершем его родные и близкие на земле.

Православная и протестантские церкви учение о чистилище отвергают. Кроме того, в отличие от православного вероучения, в католическом есть следующие догматы: о непогрешимости папы – принят на I Ватиканском соборе в 1870 году (Это привело к. расколу в католической церкви, т.е. к образованию национальных старокатолических церквей которые вернулись к вероучению первых семи Вселенских соборов и нередко именуются православными западного обряда.); о непорочном зачатии Девы Марии.

Католическое вероучение, как и православное, признает семь таинств, но понимание этих таинств в некоторых деталях не совпадает. Причащение производится пресным хлебом (у православных – квасным). Для мирян допускается причащение как хлебом и вином, так и только хлебом. При совершении таинства крещения окропляют водой, а не погружают в купель. Миропомазание (конфирмация) проводится в возрасте 13 –16 лет, а не в младенчестве. При этом подросток получает еще одно имя, которое он выбирает себе сам, а вместе с именем – образ святого, поступкам и идеям которого он намерен сознательно следовать. Таким образом, совершение этого обряда должно служить укреплению в вере. В отличие от православных священнослужителей, которые могут быть женатыми, у католиков безбрачие (целибат), обязательно для всего духовенства.

На II Ватиканском соборе (в 1962 – 1965 годах) начался процесс обновления католической церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, разрешение проведения богослужений на любом языке, а не только на латыни, и активное миссионерское служение мирян.

Протестантизм

История протестантизма начинается с Мартина Лютера, который будучи профессором теологии в Виттенбергском университете (1483 - 1543 г.г.), в 1517 г. обнародовал 95 тезисов обосновавших необходимость реформ в католической церкви.

Эти тезисы исходят из того, что возможна непосредственная связь человека с Богом. Бунт Лютера против духовной и светской власти, его выступления против индульгенций, против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом были услышаны и восприняты обществом чрезвычайно остро.

В ответ на обвинение его в ереси Лютер публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от католической церкви. Протестанты отказались от признания верховенства римского папы и от использования латинского языка в качестве единственного официально допускавшегося для религиозного общения языка.

Суть протестантизма заключается в следующем: Божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства – священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе Римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов.

Большинство протестантов отвергают: монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы. Если отличительной чертой католицизма является строго централизованная иерархическая церковь, то своеобразие протестантизма состоит в существовании множества различных независимых христианских движений, церквей и общин, автономных в своей религиозной жизни.

Объяснить эту множественность может помочь тезис Мартина Лютера: “Solо scriptura” (Только Писание) Признание единственным источником вероучения Священного Писания не могло не приводить к субъективизму в его толкованиях.

Множественность протестанских движений не исключает их объединения на национальном или международном уровне по принципу общей цели или одной деноминации.

Вопрос религии обсуждается и изучается в каждом государстве и обществе. Где-то он стоит особо остро и является достаточно конфликтным и опасным, где-то это скорее светская беседа в свободное время, а где-то повод пофилософствовать. В нашем многонациональном обществе, религия – это один из волнующих вопросов. Не каждый верующий хорошо осведомлен об истории возникновения православия и его истоках, однако все мы на вопрос о православии однозначно ответим, что православие – это христианская вера.

Возникновение и развитие православия

Многие писания и учения, как древние, так и современные сообщают, что православное вероисповедание – это истинное христианство, приводя свои аргументы и исторические факты. И вопрос – «вероисповедание православие или христианство» – будет волновать верующих всегда. Но будем говорить о принятых понятиях.

Христианство – самая крупная из форм общественного сознания в мире, проповедующая жизненный путь и учения Иисуса Христа. По историческим данным, христианство возникло в Палестине (входившая в состав Римской Империи), в I веке.

Распространено христианство было еврейским населением, и в дальнейшем приобретало все большего признания среди других народов, так называемых на то время – «язычников». Благодаря просветительской и пропагандистской деятельности, христианство вышло за пределы Римской империи и Европы.

Одна из путей развития христианства – является православие, возникшее в результате разделения церквей в XI веке. Тогда, в 1054 году христианство разделилось на католицизм и Восточную церковь, а восточная церковь была также поделена на несколько церквей. Самая крупная из них – православие.

Распространению православия на Руси, повлияло ее соседство с Византийской империей. С этих земель, начинается история православного вероисповедования. Церковная власть в Византии была разделена в связи с тем, что принадлежала четырем патриархам. Византийская империя со временем распадалась, и патриархи равномерно возглавляли созданные автокефальные православные церкви. В дальнейшем, автономные и автокефальные церкви распространились и на территориях других государств.

Основополагающим событием, становления православия на землях Киевской Руси, стало крещение княгини Ольги – 954 год. Это в дальнейшем привело к крещению Руси – 988 год. Князь Владимир Святославович позвал всех жителей города, и в реке Днепр был произведен обряд крещения, который проводили византийские священники. Это стало началом истории возникновения и развития православия в Киевской Руси.

Активное развитие православия на русских землях наблюдается с X столетия: возводятся церкви, храмы, создаются монастыри.

Принципы и мораль православия

Дословно, «православие» – правильное славление, или же правильное мнение. Философия вероисповедания заключается в вере в единого Бога Отца, Сына и святого духа (Бог-Троица).

Фундамент в вероучениях православия – Библия или “Священное писание” и “Священное предание”.

Связь государства и православия достаточно распределена и понятна: государство не вносит коррективы в учения вероисповедания церкви, а церковь не нацелена на контроль над государством.

Все принципы, история, и законы вряд ли присутствуют в мыслях и знаниях каждого православного человека, но это не мешает вере. Чему же учит православие на обывательском уровне? Господь – носитель высшего ума и мудрости. Учения господни неопровержимо верны:

  • Милосердие – старание облегчить печали несчастно своими силами. В милосердии нуждаются обе стороны – подающий и принимающий. Милосердие – помощь нуждающимся, угодное Богу дело. Милосердие держат в тайне и не распространяются. Также, милосердие трактуется как данное взаймы Христу. Наличие у человека милосердия означает что у него доброе сердце и он нравственно богат.
  • Стойкость и бодрствование – состоит в духовной и физической силе, постоянном труде и развитии, бодрствовании для добрых дел и служения Богу. Стойкий человек – тот, кто любое дело, доводит до конца, идя рука об руку с верой и надеждой, не падая духом. Исполнение Господних заповедей требует труда и стойкости. Одной человеческой доброты не хватит для распространения добра, тут всегда необходимо бодрствование и стойкость.
  • Исповедь – одно из Господних таинств. Исповедь помогает получить поддержку и благодать святого Духа, укрепляет веру, В исповеди важно вспомнить о каждом своем грехе, рассказать и покаяться. Выслушивающий исповедь принимает на себя обязанности прощения грехов. Без исповеди и прощения человек не спасется. Исповедь можно считать вторым крещением. При совершении грехов теряется связь с Господом, данная при крещении, при исповеди эта невидимая связь восстанавливается.
  • Церковь – учением, проповедью преподносит в мир благодать Христа. В причастии его крови и плоти соединяет человека с создателем. Церковь не оставит в горе и беде, не отвергнет никого, раскаявшегося простит, провинившегося примет и научит. Когда верующий уходит из жизни, церковь также не оставит его, а будет молиться о спасении его души. С рождения и до самой смерти, на протяжении всей жизни, в любой ситуации, церковь рядом, раскрывает свои объятия. В храме, душа человека находит успокоение и умиротворение.
  • Воскресенье – день служения Богу. День воскресенья нужно свято чтить и исполнять дела Божии. Воскресенье – день, когда стоит оставить житейские проблемы и бытовую суету и провести его с молитвой и почтением к Господу. Молитва и посещение храма – основные занятия в этот день. Нужно остерегаться общения с людьми, которые любят сплетничать, сквернословить, ябедничать. Согрешивший в воскресенье отягощает свой грех в 10 раз.

В чем различие между православием и католицизмом?

Близкими между собой, однако в то же время, принципиально отличающимися всегда были православие и католицизм. Первоначально, католицизм – направление христианства.

Среди отличий православия и католицизма, можно выделить следующие:

  1. Католицизм исповедует, что Святой Дух исходит от Отца и Сына. Православие исповедует, что Святой Дух исходит только от отца.
  2. Католическая церковь принимает основное положение в религиозном просвещении ведущем к тому что, матери Иисуса – Марии, не коснулся первородный грех. Православная церковь считает, что Дева Мария, как и все, была рождена с первородным грехом.
  3. Во всех вопросах веры и морали католики признают главенство Папы, чего не принимают православные верующие.
  4. Приверженцы католической религии делают жесты описывающие крест слева направо, приверженцы православной религии – наоборот.
  5. В католицизме усопших принято поминать на 3-й, 7-й и 30-й день со дня кончины, в православии – на 3-й, 9-й, 40-й.
  6. Католики являются ярыми противниками контрацепции, православные принимают некоторые из видов контрацепции, использованные в браке.
  7. Католические священники придерживаются безбрачия, православным священникам разрешено жениться.
  8. Таинство брака. Католицизм отвергает разводы, православие же допускает их в некоторых отдельных случаях.

Сосуществование православия к других религий

Говоря об отношении православия к другим религиям, стоит сделать акцент на таких традиционных религиях как иудаизм, ислам и буддизм.

  1. Иудаизм. Религия исключительно еврейского народа. Невозможно иметь принадлежность к иудаизму без еврейского происхождения. На протяжении длительного времени, отношение христиан к иудеям имеет достаточно враждебный характер. Различие в понимании личности Христа и его истории сильно разделяет эти религии. Неоднократно, такая враждебность приводила к жестокости (холокост, еврейские погромы и прочее). На этой почве, началась новая страница в отношениях религий. Трагическая судьба еврейского народа заставила пересмотреть взаимоотношения с иудаизмом, как на религиозном так и на политическом уровне. Однако общая основа, в том, что Бог един, Бог Творец, участник жизни каждого человека, помогает на сегодняшний день таким религиям как иудаизм и православие жить в согласии.
  2. Ислам. Православие и ислам также имеет непростую историю взаимоотношений. Пророк Мухаммед был основоположником государства, военачальником, политическим лидером. Поэтому религия очень тесно переплетена с политикой и властью. Православие же – свободный выбор религии, не зависимо от национальности, территориальности и языка на котором говорит человек. Нужно заметить, что в Коране встречаются упоминания о христианах, Иисусе Христе, Деве Марии, эти упоминания уважительны и почтительны. Отсутствуют призывы к негативному отношению или порицанию. На политическом уровне, конфликты религий отсутствуют, но это не исключает противостояний и вражды в мелких социальных группах.
  3. Буддизм. Многие духовенства отрицают буддизм как религию, поскольку в ней нет понимания Бога. Буддизм и православие имеют схожие черты: наличие храмов, монастырей, молитвы. Стоит заметить, что молитва православного человека – это некий диалог с Богом, который представляется нам живым Существом, от которого мы ждем помощи. Молитва буддиста – это скорее медитация, размышление, погружение в собственные мысли. Это достаточно добрая религия, воспитывающая в людях доброту, спокойствие, волю. За всю историю сосуществования буддизма и православия не наблюдалось конфликтов, и говорить о том, что для этого есть потенциал – нельзя.

Православие сегодня

Сегодня, православие по численности среди христианских направлений занимает 3 место. Православие имеет богатую историю. Нелегким был путь, многое пришлось преодолевать и переживать, однако именно благодаря всему произошедшему православие находится на своем месте в этом мире.

Самую мощную, влиятельную и многочисленную из всех существующих ныне основных опережая буддизм и ислам, представляет собой христианство. Суть религии, распадающейся на так называемые церкви (католическую, православную, протестантскую и другие), а также множество сект, заключается в почитании и поклонении одному божественному существу, иначе говоря Богочеловеку, имя которого - Иисус Христос. Христиане верят в то, что он есть истиный сын Божий, есть Мессия, что ниспослан он был на Землю ради спасения мира и всего человечества.

Зародилась религия христианство в далекой Палестине в первом веке н. э. Уже в первые годы своего существования она имела много приверженцев. Главной причиной возникновения христианства, по мнению служителей культа, явилась проповедническая деятельность некоего Иисуса Христа, который, являясь по сути своей полубогом-получеловеком, пришёл к нам в человеческом образе, дабы принести людям истину, причем его существование на самом деле не отрицают даже ученые. О первом пришествии Христа (второе христианский мир только ожидает) написано четыре священные книги, которые называются Евангелиями.В написанных его апостолами (Матфеем, Иоанном, а также Марком и Лукой, учениками двух других и Петра) священных писаниях рассказывается о чудесном рождении мальчика Иисуса в славном городе Вифлееме, о том, как он вырос, как стал проповедовать.

Основными идеями его нового религиозного учения были следующие: вера в то, что он, Иисус, действительно является Мессией, что он сын Божий, что будет его второе пришествие, будет конец света и воскрешение из мертвых. Своими проповедями он призывал любить ближних и помогать бедствующим. Доказывали его Божественное происхождение и те чудеса, которыми он сопровождал свои поучения. Множество больных были исцелены его словом или прикосновением, трижды он воскрешал мертвых, ходил по воде, превращал её в вино и накормил около пяти тысяч человек всего лишь двумя рыбами и пятью лепешками.

Он изгнал из Иерусалимского храма всех торговцев, показывая тем самым, что непорядочным людям нет места в святых и благородных делах. Затем была предательство Иуды Искариота, обвинение в умышленном богохульстве и наглом посягательстве на царский престол и смертный приговор. Умер он, будучи распятым на кресте, приняв на себя муки за все грехи человеческие. Через три дня Иисус Христос воскрес, а затем вознесся на небо.О религия христианство говорит следующее: существует два места, два особых пространства, недоступных людям при земной жизни. и рай. Ад - это место страшных мучений, находящееся где-то в недрах земли, а рай - место вселенского блаженства, и только сам Бог будет решать, кого куда направить.

Религия христианство основана на нескольких догмах. Первое - это то, что Второе - он троичен (Отец, Сын и Святой дух). Рождение Иисуса произошло по наитию Святого духа, Бог воплотился в Деве Марии. Иисус был распят, а затем умер, искупив людские грехи, после чего воскрес. В конце времен Христос придет судить мир, и мертвые воскреснут. Божественная и человеческая природа неразрывно соединена в образе Иисуса Христа.

Определенные каноны и заповеди имеют все религии мира, христианство же проповедует возлюбить Бога всем сердцем, а также полюбить ближнего своего как самого себя. Не полюбив ближнего, вы не сможете любить Бога.

Религия христианство имеет своих приверженцев почти в каждой стране, половина всех христиан сосредоточена в Европе, включая Россию, одна четверть - в Северной Америке, одна шестая - в Южной, и значительно меньше верующих в Африке, Австралии и

Джон Чарльз Райл (1816-1900) многие годы нёс служение епископа англиканской церкви в Ливерпуле, Англия. Он был плодотворным проповедником и писателем, книги и изданные проповеди которого продолжают оказывать влияние на читателей спустя столетие после его смерти. В число его книг, опубликованных на русском языке, входят такие известные труды как «Практическая религия» и «Горница» .

Материал этой рассылки взят из проповеди Ч.Райла под названием “Что нужно?” (1895 г.). Его слова прямо противоположны современному учению англиканской церкви. Тем не менее, они являются полезным напоминанием всем, желающим жить по истинам евангельским.

(1) Истинное христианство всегда утверждало богодухновенность, достаточность и высший авторитет Священного Писания. Оно учило, что Божье написанное Слово является единственным непогрешимым правилом веры и практики в религии; что Бог повелевает не верить ничему, что не исходит из этого Слова; и что всё противоречащее ему не является истиной. Оно никогда не допускало, чтобы мнение или учение Церкви было возведено выше или на один уровень с Писанием. Оно неуклонно держалось того принципа, что, не смотря на наше несовершенство, мы можем понимать его, что Древняя Книга была предназначена быть единственным мерилом жизни и учения.

(2) Истинное христианство всегда учило о полной греховности, виновности и развращённости человеческой природы. Оно говорило людям, что они рождены в грехе, заслуживают Божий гнев и осуждение и по своей природе склонны делать злое. Оно никогда не допускало мысли, будто мужчины и женщины представляют собой просто слабые и достойные жалости творения, которые, если только захотят, могут стать хорошими и сами примириться с Богом. Наоборот, оно неуклонно утверждало опасность положения человека, его отвратительность и нужду в Божественном прощении и искуплении его грехов, в новом рождении и обращении и в полной перемене сердца.

(3) Истинное христианство всегда указывало людям на Господа Иисуса Христа как на высший объект веры и надежды в религии, как на Божественного Посредника между Богом и людьми, как на единственный источник мира в сердце и корень всей духовной жизни. Главные истины, которые оно всегда утверждало о Христе, это искупление греха, совершённое Его смертью, Его жертва на кресте, полное избавление от вины и осуждения посредством Его крови, Его победа над смертью через воскресение, Его действенное ходатайство одесную Бога и абсолютная необходимость нашей простой веры в Него. Если сказать кратко, оно говорило о Христе как об Альфе и Омеге всего христианского богословия.

(4) Истинное христианство всегда почитало Личность Бога Святого Духа и Его величественный труд. Оно никогда не учило, что все исповедующие христиане имеют благодать Духа в своих сердцах, как само собой разумеющееся явление, потому что они были крещены, или потому что присоединились к Церкви. Оно неуклонно держалось истины о том, что плоды Духа являются единственным свидетельством обладания Духом, и что эти плоды должны быть видимыми! Оно всегда учило, что нам должно родиться от Духа, быть водимыми Духом, освящёнными Духом и чувствовать действие Духа; и что близкое хождение с Богом по стезям Его заповедей, святая жизнь, любовь, самоотречение, чистота и ревность о добром являются единственными достоверными признаками присутствия Святого Духа.

Таково истинное христианство. Благо было бы миру, если бы его в нём было больше на протяжении последних девятнадцати столетий! Слишком часто и слишком во многих областях христианства так мало было видно его, что, казалось, будто Христова религия угасла и подверглась полному позору! Именно это христианство во дни апостолов было “всесветным возмутителем”! Именно оно лишало языческие храмы их поклонников, выставляло безумие греческих и римских философов и вынуждало даже языческих писателей признать, что последователи «нового суеверия» — как они сами говорили — были людьми, которые любили друг друга и жили очень чистой и святой жизнью!

Не будем никогда забывать, что его главные принципы менее всего приятны душевному человеку. Напротив, они считаются определенно непопулярными и оскорбительными. Гордому человеку не нравится, когда ему говорят, что он немощный, виновный грешник, который не может спасти свою душу и должен положиться на труд другого, что ему нужно обратиться и получить новое сердце, что он должен жить святой жизнью самоотречения и выйти из мира. И всё же, такое христианство сегодня благоденствует всюду, где совершается подлинное добро. Единственное религиозное учение, способное произвести твёрдые положительные результаты, отдаёт предпочтение тем доктринам, которые я попытался описать. Везде, где они верно преподаются, христианство может принести плоды, которые в себе имеют неоспоримые подтверждения своего Божественного происхождения.

Бесчисленное количество исповедующих христиан, которые не имеют никакой жизни или реальности в своей религии, всего лишь формальные члены Церкви Христовой. Кроме посещений церкви по воскресеньям они не показывают никаких признаков истинного христианства. Если вы проследите за их повседневной жизнью, то окажется, что у них нет ни размышлений, ни чувств, ни заботы о своих душах, о Боге или о вечности. Те мужчины и женщины, которые наполняют церкви по воскресеньям, а потом в течение недели живут мирской и плотской жизнью, являются лучшими и самыми эффективными союзниками дьявола. Истинная вера — это не просто «умственное согласие» с определёнными богословскими утверждениями, но это жизнь, горение, это активный принцип, действующий любовью, очищающий сердце, побеждающий мир и приносящий много плода святости и добрых дел. Будем же всегда жить так, как верующие каждой йоте и каждой черте Писания, как если бы умерший, воскресший, ходатайствующий и грядущий Христос всегда пребывал перед нашим взором!