Для зубных врачей основной проблемой всегда было восстановление зубов. В современных условиях стоматологи стараются сохранять каждый зуб, так как впоследствии их восстановление может оказаться непосильной проблемой. Для улучшения планирования лечения стоматологи разработали классификацию с разными клиническими обстоятельствами. Благодаря этому зубной врач может с лёгкостью определить успех терапии и обладает определёнными протоколами действий.

В 1923 году Э. Кеннеди создал классификацию недостатков рядов зубов. На сегодняшний день она является общеизвестной и называется классификация по Кеннеди. Её основным плюсом является практичность и доступность. Кеннеди делит челюсть на четыре главных класса в зависимости от нахождения недостающих зубов. Данный вид классификации помогает определить тип предстоящего протезирования.

Необходимость классифицирования

В XIX веке зубные врачи хотели выработать определённые подходы к изучению главных видов недостатков зубных рядов и поиску правильных и действенных видов лечения.

Классификация подбирает правильный вид терапии, а также быстро и точно определяет вид дефекта. Такая задача является важной и сложной по причине того, что при игнорировании характера отклонения можно нарушить правильную работу зубного ряда после протезирования.

Зачастую складывается такая ситуация, что неправильное ортодонтическое лечение приводит к нагрузке на зубной ряд и её неравномерному распределению. Таким образом, происходит перегруз мягких опорных тканей и возникают новые проблемы.

Для того, чтобы добиться максимального эффекта от терапии, стоматологи создали и классифицировали ортодонтические отклонения согласно классам и подклассам.

На сегодняшний день в стоматологии применимы следующие классификации дефектов зубных рядов:

  • Гаврилов;
  • Кеннеди;
  • Бетельман.

Классификация по Кеннеди

Э. Кеннеди является одним из первых дантистов, который проводил трудные операции с целью коррекции прикуса. Он разделил основные зубные аномалии на четыре класса и три подкласса.

С 1921 года, предложенная им система, считается наиболее востребованной и признанной во всём мире. В первом классе находятся дефекты, связанные с отсутствием жевательных зубов. Главный первый класс включает в себя следующие три подкласса:

  • отсутствие зубов ещё в одном месте;
  • отсутствие зубов в двух местах;
  • отсутствие зубов в трёх местах.

Основным способом протезирования для терапии отклонения от нормы считается лабильное крепление, в котором есть определённые устройства для крепления отсутствующих зубов.

Во второй класс входит наличие дефекта с утратой опоры дистальной. Подклассы являются аналогичными с предыдущими. Наилучшим методом коррекции является применение протеза со стороны здоровых зубов и со стороны дефекта.

В третий класс входят односторонние нарушения с дистальной опорой. Подклассы являются аналогичными. Наилучшей конструкцией для терапии является мостовидный протез разъёмной конструкции с опорными кламмерами.

В четвёртом классе отсутствуют подклассы . К нему относят случаи с отсутствием передних зубов, которые расположены во фронтальной части. Наилучшим способом лечения является установка протеза мостовидного с кламмерами опоры.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди является доступной и широко используемой в терапии по всему миру.

Классификация по Гаврилову

Евгений Иванович Гаврилов- это доктор медицинских наук СССР, разработавший систему классификации дефектов рядов зубов. Он ставил перед собой задачу достичь восстановление функциональности зубов и верной нагрузки среди частей зубного ряда. Система Гаврилова включает в себя следующие дефекты:

Классификация по Кеннеди и по Гаврилову

1 класс по Гаврилову- 2 класс по Кеннеди

По причине отсутствия дистальной опоры изготовление несъёмного протеза является невозможным из-за отсутствия фиксации. Искусственная коронка в консольной конструкции служит недолго и приводит к выпадению опоры. В таком случае вероятны такие методы лечения? как:

  • Бюгельное протезирование;
  • Протезирование по принципу зуб-имплант.

Такие методы помогают восстановить эффективность жевания и снижают нагрузку на здоровые зубы.

1 класс по Кеннеди-2 класс по Гаврилову

Применяют аналогичные способы протезирования. В двусторонних концевых дефектах функция и фиксирование протезов является лучшим из-за одинаковой нагрузки с обеих сторон. Если стоит выбор конструкции, то бюгельный протез является предпочтительнее. Благодаря металлической дуге происходит уменьшение размера пластины, а нёбо остаётся открытым.

Протезирование такого типа вероятно при применении имплантов. При недостатке ткани, её возможно нарастить при помощи определённой операции.

3 класс по Кеннеди- 3 класс по Гаврилову

В данном случае восстанавливают дефекты несъёмными и съёмными конструкциями. Выделяют следующие способы:

  • съёмный бюгельный протез, который является недостаточно комфортным, но жизнеспособным;
  • бюджетным вариантом является мост с опорой на зубы. Его плюсом является несъёмная конструкция, а минусом является сильная нагрузка;
  • наиболее комфортным вариантов является установка имплантов из-за отсутствия необходимости обтачивания и нагрузки на опорные зубы.

3 класс по Кеннеди- 4 класс по Гаврилову

Способы являются аналогичными, однако протезы бюгельные становятся в один ряд по уровню комфорта и функциональности с несъёмными конструкциями по причине их правильного распределения нагрузки.

4 класс по Кеннеди- 5 класс по Гаврилову

Протезы мостовидного или съёмного типа способны возобновить функции утраченных зубов при помощи кламмеров. Их основным недостатком является явная видимость, а это не является эстетичным. Протезы мостовидного типа являются удовлетворительными. Наиболее эстетическими конструкциями являются имплантаты, которые абсолютно восстанавливают функцию жевания, а также эстетику.

6 класс по Гаврилову

Строго индивидуальным является планирование при комбинированных проблемах зубов. Данный вид классификации у Кеннеди не показан.

7 класс по Гаврилову

Данный тип дефектов зубов у Кеннеди причисляют к концевым двусторонним. План терапии и проявления клинические в описанных случаях вполне могут отличаться. В виде опоры для фиксирования протеза предлагалось использовать одиноко стоящие зубы. Благодаря внедрению имплантации необходимость сохранения последнего зуба отпала. Протезирование такого вида происходит благодаря имплантатам.

Таким образом, классификация Кеннеди является классической для ортопедической стоматологии , так как здесь дефекты ряда зубов подразделяются на четыре класса. Однако к одному классу необходимо относить отсутствие пары зубов с двух или с одной стороны, а это не является удобным на практике. Таким образом, многие зубные врачи применяют подробную классификацию Гаврилова. Данные системы имеют разную нумерацию, поэтому при постановке диагноза стоматологу необходимо указать применимую классификацию.

Нередко у одного пациента может наблюдаться сразу несколько дефектов зубного ряда.

Зачем нужно классифицирование?

Еще с 19 века многие стоматологи озадачились вопросом создания определенной классификации всех основных типов дефектов зубных рядов с тем, чтобы выработать универсальные подходы к их изучению и подбору корректных и эффективных методов терапии.

Классификация позволяет быстрее и более точно определить тип имеющегося дефекта, подобрать оптимальный путь его лечения, к примеру, наиболее подходящий в конкретном случае вариант протеза.

Это очень сложная и важная задача, так как, если не учитывать характер отклонения, то можно, например, нарушить нормальное функционирование зубных рядов уже после протезирования.

Нередко бывает так, что после некачественного нагрузка на зубы распределятся неравномерно и они, а также находящиеся рядом опорные мягкие ткани, постоянно перегружаются, что может вызвать другие проблемы.

Чтобы избежать осложнений и добиться максимальной эффективности лечения видные дантисты разработали и систематизировали все ортодонтические патологии по классам и подклассам.

Наиболее часто в современной стоматологии используются классификации дефектов зубных рядов по Кеннеди, Бетельману и Гаврилову. Также пользуются популярностью систематизации по Эйхнеру, Жулеву, Оксману и некоторым другим медикам.

Выбор дентального протеза дело непростое — от разбегаются глаза…

Эдуард Кеннеди – американский дантист, который одним из первых начал проводить довольно сложные .

Имея большой опыт практической работы он решил разделить все наиболее часто встречающиеся зубочелюстные аномалии на 4 класса, а также три подкласса.

Кеннеди предложил свою систему в 1921 году и с тех пор она является наиболее часто используемой и признанной всеми мировыми специалистами.

Первый класс включает дефекты, когда у человека отсутствуют жевательные зубы с обеих сторон дуги. Помимо основного 1 класса, в нем есть еще 3 подкласса:

  • отсутствие зубов не только по бокам дентального ряда, но и где-либо еще в одном месте;
  • отсутствие некоторых зубов в 2-х местах (не считая боковых позиций);
  • отсутствие зубов в целых 3-х местах помимо основных боковых жевательных.

Главным вариантом протеза для лечения отклонения от нормы первой группы выступает так называемое лабильное крепление, в котором предусмотрены специальные приспособления для установки недостающих зубов, которые должны дополнить поврежденный дентальный ряд.

Второй класс по Кеннеди включает в себя случай наличия одностороннего дефекта совместно с потерей дистальной опоры. Подклассы здесь точно такие же, как и в предыдущем варианте: 1-й подразумевает наличие одного потерянного зуба, помимо основного дефекта, 2-й – двух, 3-й – трех.

Лучший способ коррекции – использование протеза с палатинальной фиксацией со стороны здоровых зубов, а также крепления лабильного типа со стороны, где находится непосредственно дефект.

Третий класс включает в себя одностороннее нарушение, но при этом дистальная опора присутствует. Подклассы все те же, что и в предыдущих вариантах. Лучшая конструкция для лечения – специальный съемной конструкции с применением опорных .

Четвертый класс не имеет подклассов и касается случая, когда отсутствуют передние зубы, находящиеся во фронтальной части зубного ряда. Лучший вариант лечения здесь тот же, что в третьем классе – установка мостовидного протеза с опорными кламмерами.

Систематизация по Эйхнеру

Более простой вариант деления аномального зубочелюстного развития, нежели предыдущий. Эйхнер выдвинул предположение, что в зубной дуге человека присутствуют четыре так называемые защитные зоны, имеющие названия моляров и премоляров для правой и левой сторон. Именно они ответственны за удержание межальвеолярной высоты.

В случае дефектов с зубами, их можно поделить три такие группы:

  • первая группа А – включает ряды, которые имеют зубы-антагонисты во всех четырех премолярных и молярных зонах;
  • вторая группа В – в некоторых защитных зонах зубы отсутствуют, это может касаться как одной зоны, так и сразу нескольких;
  • третья группа С – во всех 3-х зонах зубы-антагонисты потеряны.

Система Гаврилова

Гаврилов Евгений Иванович является видным научным деятелем СССР, доктором медицинских наук, который также разработал свою систему классификации дефектов зубных рядов. В своей работе он пытался добиться не только красивого внешнего вида зубов, но и полного восстановления их функциональности, а также правильного распределения нагрузки между всеми частями зубного ряда.

Классификация по Гаврилову предполагает наличие таких разновидностей дефектов:

  • односторонние, а также двухсторонние ряды зубов с имеющимися на их концах нарушениями (случай, когда испорченными или вообще отсутствующими являются крайние большие зубы или с одной, или с обеих сторон);
  • односторонние, а также двухсторонние ряды, в которых наблюдаются включенные боковые дефекты (в этом случае проблемы присутствуют с боковыми зубами на одной или обеих сторонах);
  • дефекты на передних зубах;
  • комбинированный вариант, когда встречаются признаки нескольких или всех упомянуты выше групп (дефекты с боковыми зубами и с передними, задними, крупными и боковыми, задними и передними);
  • также выделяется вариант с одиночно сохранившимися зубными единицами, то есть, фактически полной .

Эта структуризация нередко используется многими стоматологами, так как дает возможность подобрать оптимальные варианты протезов в самых разнообразных случаях.

Классы и подклассы Бетельмана

Дантист Бетельман предложил свой способ определения необходимых для установки протезов при тех или иных дефектах. Он поделил все зубочелюстные отклонения на две большие группы, каждая из которых в свою очередь состоит из двух подклассов.

Выглядит классификация по Бетельману следующим образом:

  1. Первый класс – имеются дефекты зубных рядов с одним либо же несколькими концевыми дефектами. Это значит, что проблемные зубы находятся на концах рядов. Соответственно, здесь есть два подкласса: 1 подкласс – в ряду присутствует только односторонний концевой дефект, 2 подкласс – у больного наблюдается двухсторонние концевые дефекты.
  2. Второй класс – наблюдаются включенные дефекты, один или несколько. Включенные значит, что концевые зубы на месте, а вот те, которые находятся в других частях ряда, отсутствуют. 1 подкласс 2-го класса обозначает наличие одного или нескольких включенных дефектов, при которых отсутствует не больше трех соседних зубов; 2 подкласс включает дефекты, при которых есть одно или несколько повреждений протяженностью на 3 и больше зубных едениц.

Такой подход более простой, чем у того же Кеннеди, но хорошо систематизирует типовые отклонения в строении зубочелюстной системы.

Особенности системы Жулева

Жулев Е. Н. – представитель Нижегородской медицинской академии, профессор, который в 1989 году выдвинул свой вариант систематизации зубочелюстных отклонений. Его система состоит из пяти классов:

Существует множество других, менее известных классификаций по классам, но ими пользуются довольно редко, так как указанные выше системы Кеннеди, Гаврилова и некоторых других медиков вполне хорошо справляются с поставленной задачей – выбор наиболее подходящего протеза для типичных часто встречающихся зубочелюстных дефектов.

Используя подобные системы стоматологи существенно облегчают жизнь себе и пациенту и могут подобрать наиболее оптимальный вариант устанавливаемого протеза, который будет по максимуму учитывать анатомические особенности конкретного человека.

Конечно, каждый случай уникален и предугадать все возможные оригинальные комбинации отклонений нелегко, но в большинстве случаев указанные системы классификации довольно неплохо решают поставленные перед дантистами задачи.

Ортопедическое лечение врач планирует индивидуально для каждого пациента, учитывая количество и место расположения отсутствующих зубов, состояние пародонта и уровень здоровья. Но все же есть общие закономерности выбора конструкции протеза в зависимости от протяженности и локализации дефекта. Для записи в карту и профессионального общения стоматологов удобнее использовать условное обозначение клинической ситуации, а не полное ее описание. Классификация дефектов зубных рядову прощает алгоритм выбора плана лечения и заполнение документации.

Какая классификация лучше?

Классика ортопедической стоматологии -классификация по Кеннеди. В ней дефекты зубных рядов делятся на 4 класса: одно- и двусторонние концевые, включенные в боковых и во фронтальном участке. При этом отсутствие нескольких зубов в боковом участке с одной стороны и с обеих сторон приходится относить к одному классу, что на практике не всегда удобно. Поэтому некоторые стоматологи в клинике используют более детальную классификацию Гаврилова. Классы в этих системах могут не совпадать по номерам, поэтому при формулировке диагноза врач обязательно должен указывать, какую классификацию он использует, по Гаврилову или по Кеннеди.

I класс – жевательные зубы отсутствуют с обеих сторон, зубной ряд укорочен и заканчивается на 5 6 зубе с каждой стороны;

II класс – укорочение зубной дуги с одной стороны, моляры отсутствуют справа или слева;

III класс – отсутствует несколько зубов в боковом участке, но замыкающие – сохранены;

IV класс – отсутствие резцов или клыков в переднем участке челюсти.

Если есть несколько изолированных дефектов присваивается более низкий класс. Например, если отсутствует два зуба в переднем участке и три моляра справа – дефект относят к первому классу. В этом отношении классификации Кеннеди не совсем удобна. К одной группе относят в корне различные клинические ситуации, план протезирования при которых будет различным.

1 класс – отсутствие жевательных зубов справа или слева;

2 класс – утрата дистальной опоры зубного ряда с обеих сторон;

3 класс – отсутствует несколько жевательных зубов при наличии замыкающих с одной стороны;

4 класс – отсутствие нескольких моляров с сохранением дистальных опор с двух сторон;

5 класс – отсутствие нескольких резцов и/или клыков;

6 класс – комбинированные дефекты зубных рядов;

7 класс – на челюсти сохраняется один зуб.

Классификация по Гаврилову более подробна в сравнении с систематикой Кеннеди и лучше отражает клиническую ситуацию, поэтому при постановке диагноза с ее использованием планировать лечение проще.

По Кеннеди и Гаврилову

II класс по Кеннеди – 1 по Гаврилову

Поскольку дистальная опора отсутствует изготовить несъемный мостовидный протез невозможно, его попросту не к чему фиксировать. Предложенные ранее консольные конструкции с нависающей искусственной коронкой не выдержали проверки временем. Служат они недолго и, кроме того, приводят к расшатыванию и выпадению опоры.

Возможны следующие варианты ортопедического лечения:

  • частичный пластиночный съемный протез недостаточно хорошо фиксируется и опрокидывается во время жевания, так как нагрузка приходится на одну сторону пластинки;
  • бюгельный протез за счет наличия литыхкламмеров и металлической дуги окидывается в меньшей степени и менее агрессивно действует на опорные зубы;
  • протезирование на имплантатах по принципу один зуб – один имплантат подразумевает изготовление несъемной конструкции. При этом полностью восстанавливается эффективность жевания и не возникает дополнительной нагрузки на сохранившиеся зубы. При отсутствии специальных противопоказаний это – методика выбора.

I класс по Кеннеди – 2 по Гаврилову

Используют те же варианты протезирования, что и в предыдущем случае. Двусторонние концевые дефекты отличаются тем, что в этом случае фиксация и функция съемных протезов лучше за счет равномерного распределения нагркзки по двум сторонам. При выборе несъемной конструкции бюгельный протез предпочтителен, особенно на верхней челюсти. Наличие металлической дуги позволяет уменьшить величину пластинки и оставить открытым небо.

Несъемное протезирование возможно при условии использования имплантатов. Если зубы были утрачены давно и лечение не проводилось костной ткани может быть недостаточно, однако в этом случае ее можно нарастить с помощью специальной операции. При хороших гигиенических навыках и отсутствии противопоказаний эффективность протезирования на имплантатах и в этом случае превосходит таковую при съемном протезировании.

III класс по Кеннеди – 3 по Гаврилову

Возможно восстановление дефекта как съемными, так и несъемными конструкциями:

  • мост с опорой на зубы, ограничивающие дефект – бюджетный вариант. Преимущество – конструкция несъемная, недостаток – повышенная нагрузка на опорные зубы. Заболевания пародонта и подвижность оставшихся зубов способны существенно сузить показания к такому лечению.
  • съемный бюгельный протез – жизнеспособный вариант протезирования, однако не вполне комфортный. Во-первых, конструкция съемная, во-вторых, – при одностороннем дефекте сработает эффект опрокидывания.
  • установка имплантатов вновь лидирует по уровню комфорта и физиологичности. Нет нагрузки на опорные зубы, не требуется их обтачивание с удалением здоровых тканей, функция жевания полностью восстанавливается.

III класс по Кеннеди – 4 по Гаврилову

Варианты те же, но бюгельные протезы в отношении удобства носки и восстановления функции догоняют несъемные конструкции из-за двустороннего равномерного распределения нагрузки.

IV класс по Кеннеди – 5 класс по Гаврилову

Съёмные и мостовидные протезы вполне могут восстановить функцию утраченных зубов, но для того, чтобы их фиксация была адекватной, придется использовать кламмеры, которые будут отчетливо видны на зубах. А ведь в переднем участке нужна эстетика. Мостовидные протезы при достаточно прочной опоре в функциональном плане удовлетворительны, но также могут скомпрометировать эстетику, особенно при атрофии альвеолярного отростка, когда между шейкой искусственного зуба и десной образуется существенный зазор.

Имплантаты помогают полностью восстановить жевательную эффективность и эстетику передних зубов. Это единственная локализация, при которой одномоментная с удалением зуба установка имплантата предпочтительна. При этом создаются оптимальные условия для заживления, не происходит потеря десны и костной ткани. Эстетический результат таких конструкций – вне конкуренции.

6 класс по Гаврилову

При комбинированных дефектах планирование строго индивидуально. Этот вариант в классификации Кеннеди не отражен.

7 класс по Гаврилову

Эта разновидность дефектов зубных рядов в классификации по Кеннеди относят к двусторонним концевым в то время как клинические проявления и план лечения в этих двух случаях могут радикально отличаться. Одиночно стоящие зубы ранее предлагалось использовать как опору для фиксации съемного протеза, особенно на нижней челюсти, где условия для этого, мягко говоря, оставляют желать лучшего. С появлением имплантации необходимость правдами и неправдами сохранять последний зуб отпала. Протезирование при одиночно стоящих зубах, как и на полностью беззубых челюстях с помощью проводится с помощью имплантатов.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди и Гаврилову. Из классификации зубной адентии была принята классификация, предложенная в 1923 г. J. Kennedi. По Кеннеди классификация зубных рядов с дефектами - включает четыре класса.
Классификация дефектов зубного ряда Kenedy оригинальна, однако не лишена недостатков: обширна, но все же не охватывает всего разнообразия дефектов. Особенность двусторонних концевых протезов состоит в том, что мнимый недостаток классификации Кеннеди становится преимуществом.

Классификация зубных рядов с дефектами по Кеннеди Кеннеди (Eduard Kennedy -американский дентальный хирург) классификация зубных рядов с дефектами - включает четыре класса. К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами, ко второму - зубные ряды с односторонними концевыми дефектами, к третьему -зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе, к четвертому - зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).

Классификация дефектов зубных рядов Кеннеди (1923)

1 класс - потеря жевательных зубов с обеих сторон. Основная конструкция
протеза - лабильное крепление. От основного бюгеля отходят ответвления
для укрепления на них искусственных зубов, восстанавливающих зубной
ряд.
2 класс - односторонний дефект зубного ряда при потере дистальной
опоры. Основная конструкция протеза - палатинальная фиксация протеза со
стороны челюсти с сохранившимися зубами и лабильное крепление протеза
на стороне дефекта зубного ряда.
3 класс - односторонний дефект при
наличии дистальной опоры. Основная конструкция протеза - съемный
мостовидный протез на опорных кламмерах.
4 класс - дефекты во
фронтальном участке зубного ряда. Конструкция протеза - съемный
мостовидный протез с опорными кламмерами.

Подробно о классификации Кеннеди:
классификация зубных рядов с дефектами - включает четыре класса.
К первому относятся зубные ряды с двусторонними концевыми дефектами,
ко второму - зубные ряды с односторонними концевыми дефектами,
к третьему -зубные ряды с односторонним включенным дефектом в боковом отделе,
к четвертому - зубные ряды с включенными дефектами переднего отдела. Если зубной ряд имеет несколько изъянов, относящихся к разным классам, его относят к меньшему по порядку классу (1923).

Классификация дефектов зубных рядов Е.И. Гаврилова (1966)

В ней выделяется четыре группы
дефектов:
1. Концевые односторонние и двусторонние.
2. Включенные (боковые односторонние, двусторонние и передние).
3. Комбинированные.
4. Челюсти с одиночно сохранившимися зубами.

В клинике используют следующую классификацию Е.И.Гаврилова (1968), им было предложено
различать следующие типы изъянов зубных рядов:

1) односторонние концевые;

2) двусторонние концевые;

3) односторонние включенные дефекты боковых отделов;

4) двусторонние включенные дефекты боковых отделов;

5) включенные дефекты переднего отдела зубных дуг;

6) комбинированные дефекты;

7) челюсти с одиночно стоящими зубами.

Изменения последовательности зубного ряда могут нести в себе нарушения непрерывности и единства зубов в верхней или нижней челюсти, причём причины такого явления могут быть совершенно разными. Это и травмы, и ушибы, инфекционные заболевания полости рта, отсутствие должного лечения кариеса, в результате чего возникают осложнения.

Классификация дефектов зубных рядов по Кеннеди

Есть несколько способов описания данной патологии. Наиболее распространённой является классификация по Кеннеди. Она основывается на следующих дефектах:

  • первая группа - зубной ряд ограничивается с двух сторон 5-м или 6-м зубом, при этом жевательных коронок нет;
  • вторая группа - зубной ряд укорочен за счёт отсутствия моляров с одной или другой стороны;

  • третья группа - жевательная коронка сохранена, однако отсутствуют зубы в боковой зоне;

  • четвертая группа - нарушено строение переднего участка челюсти, в частности, отсутствуют клыки или резцы.

Если для диагностики используется классификация Кеннеди, ортопедия подразумевает утрудненное лечение, поскольку, если имеется сразу несколько аномалий, то заболеванию присваивается более низкая группа. Из-за этого изменяется и план протезирования. К одной и той же группе могут относиться разные клинические случаи.

Причины возникновения дефектов зубных рядов

Есть несколько причин, которые приводят к появлению проблемы (для их устранения необходимо отнести патологию к определенной группе, для чего и существует классификация по Кеннеди):

  1. Врождённые аномалии, в частности адентия (отсутствие зубов) по причине болезни матери во время беременности, из-за чего зачатки зубов могут отсутствовать, также могут быть погрешности в структуре эмали, что передается по наследству.
  2. Наличие вредных привычек. У детей - использование пустышки и искусственное вскармливание, сосание пальцев, у взрослых к потере зубов может привести привычка раскусывать орехи, например фисташки.
  3. Кариес, в том случае если его не лечить. Регулярное посещение зубного врача поможет сохранить зубной ряд в целости и сохранности.
  4. Воспалительные процессы. При образовании гнойных воспалений зуб необходимо немедленно удалять. Привести к такому может пародонтит, киста, периодонтит и другие стоматологические заболевания.
  5. Механические травмы, что особенно актуально в возрасте 6-9 лет. В этот период происходит смена молочных зубов на коренные, и сильный удар может привести к повреждению корня.
  6. Детские заболевания, такие как рахит, пневмония, острые респираторные заболевания, которые появляются в период формирования зубов. Они оказывают негативное влияние на структуру центральных резцов.
  7. Наличие новообразования в пародонте. Если оно обнаружено, то необходимо немедленное удаление зубов. Возникать новообразования могут в результате нарушения работы щитовидной железы, желудочно-кишечного тракта, а также при недостатке витаминов.

Симптомы наличия дефектов

Классификация дефектов по Кеннеди говорит о том, что проблема возникает в результате потери зуба или его развития. Признаки зависят от многих факторов:

  • точного места расположения могут быть боковые или передние зубы на нижней или верхней челюсти);
  • параметров изъяна;
  • вида дефекта (может быть включенным или концевым);
  • структуры прикуса;
  • возраста пациента;
  • состояния десен и присутствующих зубов;
  • времени с момента потери зубов до начала лечения;
  • причины появления дефекта.

Чтобы выявить дефект, необходимо прийти на прием к зубному врачу, который проведет осмотр и определит проблему. Основными жалобами со стороны пациентов, которые заставляют людей идти к врачу, являются:

  • нарушения прикуса;
  • отсутствие возможности полноценно пережевывать пищу;
  • деформация челюстной кости;
  • в некоторых случаях нарушения дикции.

Устранение дефекта зависит от группы заболевания, для чего нужно использовать определенную схему, и чаще всего используется классификация по Кеннеди. Перед протезированием или имплантацией дантист обязательно проводит профессиональную чистку зубов, во время которой устраняет кариес и ликвидирует любые воспалительные процессы.

Способы профилактики

Взрослый человек может самостоятельно предпринимать меры, позволяющие предупредить появление дефектов, диагностировать которые поможет классификация по Кеннеди. Главным врагом в данной ситуации является кариес, поэтому необходима адекватная гигиена полости рта и регулярное посещение дантиста. Это касается и детей. Родители могут игнорировать гигиену полости рта ребенка с молочными зубами, поскольку считают, что они все равно выпадут и в уходе не нуждаются. Но это не так. Также при обнаружении и их необходимо вовремя лечить. Игнорирование любых проблем в ротовой полости может усугубить ситуацию и привести к потере зуба.