Сто с лишним лет в Европе бушевали войны за «истинную веру». И только когда вконец изнуренные Тридцатилетней войной (1618-1648) противники заключили мир, религиозный фанатизм начал постепенно угасать.

Религиозные войны, которые последовали за церковным расколом, в XVI веке подарили Европе в общей сложности только 25 мирных лет, а в веке XVII – лишь около 20-ти. Причем те, кто желал реформировать папскую Церковь, относились друг к другу с еще большей ненавистью и злобой, чем к их общему недругу – Риму. Отсутствие единства между двумя главными лагерями реформаторов – лютеранами и кальвинистами подрывало и без того еще неокрепшие позиции протестантов. Стремление создать единый союз для борьбы с католичеством еще сильнее рассорило между собой реформаторов, каждый из которых считал только свою церковь истинной и святой. Все попытки хоть как-то примирить враждовавшие стороны заканчивались плачевно для желающих это сделать.

XVII век характерен возникновением среди протестантов множества движений, общин и верований. Отличаясь друг от друга различными взглядами на административное устройство Церкви и понимание Библии, все они были похожи в одном – каждая община считала лишь себя единственной истинной Церковью. Такое дробление среди реформаторов наблюдалось во всех протестантских странах. Однако особенно широко им была охвачена Великобритания.

Войны бушевали с середины XVI по середину XVII века: во Франции (1562-1598), в Германии (1618-1648), в Англии (1642-1662). Религиозные разногласия были лишь одним из многих факторов, но они подчеркивали разделение враждующих сторон.

Во Франции 1562 - 1598

Гугенотские войны - серия затяжных гражданских войн между католиками и протестантами (гугенотами), которые раздирали Францию при последних королях династии Валуа, с 1562 по 1598 годы. Во главе гугенотов стояли Бурбоны (принц Конде, Генрих Наваррский) и адмирал де Колиньи, во главе католиков - королева-мать Екатерина Медичи и могущественные Гизы. На ход событий во Франции пытались влиять её соседи - Елизавета Английская поддерживала гугенотов, а Филипп Испанский - католиков. Войны закончились восшествием Генриха Наваррского на французский престол и изданием компромиссного Нантского эдикта (1598).

Всего этих гражданских войн было девять.

В Германии 1618 - 1648

Тридцатилетняя война (1618 - 1648) - один из первых общеевропейских военных конфликтов, затронувший в той или иной степени практически все европейские страны (в том числе и Россию), за исключением Швейцарии. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками Германии, но затем переросла в борьбу против гегемонии Габсбургов в Европе.

Она представляет собой не только самый длительный, но и самый сложный конфликт XVII столетия. Историки отмечают, что самым страшным периодом двухвекового религиозного противостояния был период «Тридцатилетней войны». Эта «война вер» стала величайшей трагедией для всех европейских стран и, особенно, для Германии и Чехии. Миллионы людей, увлекаемые неодолимым порывом веры, взялись за оружие. Они пренебрегли своими повседневными трудами и заботами, чтобы установить в Германии безраздельное господство той веры, которую они считали «правой», а всех инаковерующих силой оружия заставить ее принять.

Причины, вызвавшие эту войну, были и религиозные, и политические. Католическая реакция, утвердившаяся в Европе со второй половины XVI столетия, поставила своей задачей искоренение протестантизма и, вместе с последним, всей новейшей индивидуалистической культуры и восстановление католичества и романизма.

Иезуитский орден, Тридентский собор и инквизиция были тремя могущественными орудиями, посредством которых реакция утвердилась и в Германии. Аугсбургский религиозный мир, заключенный в 1555 году между главой Священной Римской империи германской нации Карлом V и правителями протестантских земель, добивавшимися равных прав с католическими князьями, был лишь перемирием и заключал в себе ряд постановлений, стеснявших индивидуальную свободу протестантов. Недоразумения между католиками и протестантами вскоре возобновляются, приводя к крупным конфликтам на рейхстагах. Реакция переходит к наступлению.

К началу XVII века отношения обострились до того, что сформированы были два союза, католический и протестантский. У каждого из них были свои приверженцы и вне Германии: первому покровительствовали Рим и Испания, второму - Франция и отчасти Нидерланды и Англия. Протестантский союз, или уния, был составлен в 1608 г. в Агаузене, католическая лига в 1609 г. в Мюнхене; во главе первого стал Пфальц, во главе второй – Бавария.

Первый период войны – чешско-пфальцский – продолжался с 1618 по 1623 г. Из Чехии военные действия распространились на Силезию и Моравию. Под начальством Турна часть чешского войска двинулась на Вену. Фридрих надеялся на помощь своих единоверцев в Германии и на своего тестя Иакова Английского, но тщетно: пришлось одному вести борьбу. При Белой горе, 8 ноября 1620 г., чехи были наголову разбиты и Фридрих бежал. Расправа с побежденными была жестокая: чехи были лишены религиозной свободы, протестантизм искоренен, королевство тесно связано с наследственными землями Габсбургов. Теперь во главе протестантских войск стали Эрнст Мансфельд, герцог Христиан Брауншвейгский и маркграф Георг-Фридрих Баден-Дурлахский. До покорения всего Пфальца было, однако, еще далеко. Только ловким обманом Фердинанд II достиг своей цели: он убедил Фридриха отпустить войска Мансфельда и Христиана и обещал начать переговоры о прекращении войны, на деле же велел лигистам и испанцам вторгнуться со всех сторон во владения Фридриха; в марте 1623 г. пала последняя пфальцская крепость - Франкенталь. На собрании князей в Регенсбурге Фридрих был лишен курфюрстского титула, который был передан Максимилиану Баварскому, вследствие чего в коллегии курфюрстов численный перевес получили католики.

Второй период войны – нижнесаксонский-датский – продолжался с 1625 по 1629 г. С самого начала войны завязались оживленные дипломатические сношения между всеми протестантскими государями Европы, с целью выработать какие-нибудь меры против подавляющей силы Габсбургов. Стесненные императором и лигистами, немецкие протестантские князья рано вошли в сношения со скандинавскими королями. В 1624 г. начались переговоры о евангелическом союзе, в котором, кроме немецких протестантов, должны были принять участие Швеция, Дания, Англия и Нидерланды. Густав Адольф, занятый в это время борьбою с Польшей, не мог оказать протестантам непосредственной помощи; условия, поставленные им, они нашли чрезмерными и потому обратились к Христиану IV Датскому. На стороне Христиана IV были Вольфенбюттель, Веймар, Мекленбург и Магдебург. Начальствование войсками было разделено между Христианом IV и Мансфельдом. К лигистскому войску (Тилли) присоединилось и имперское, под начальством Валленштейна (40000 человек). Мансфельд был разбит 25 апреля 1626 г. при Дессауском мосту и бежал к Бетлен Габору, а затем в Боснию, где и умер, а Христиан IV потерпел поражение при Луттере 27 августа того же года. Тилли заставил короля отступить за Эльбу и вместе с Валленштейном занял всю Ютландию и Мекленбург, герцоги которого подверглись имперской опале и были лишены своих владений. В феврале 1628 г. титул герцога мекленбургского был дарован Валленштейну, в апреле того же года назначенному генералом океанийского и Балтийского морей.

25 июня 1628 г. заключен был договор Густава-Адольфа с Стральзундом; королю передан был протекторат над городом. Фердинанд, чтобы еще более склонить на свою сторону католических князей Германии, издал, в марте

1629 г., реституционный эдикт, в силу которого католикам возвращались все земли, отнятые у них с 1552 г. Исполнение эдикта началось прежде всего в имперских городах – Аугсбурге, Ульме, Регенсбурге и Кауфбейерне. В 1629 Христиан IV, истощив все ресурсы, должен был заключить сепаратный мир с императором в Любеке. За заключение мира был и Валленштейн, не без основания опасавшийся скорого вмешательства Швеции. Мир был подписан 12 мая 1629 г. Все земли, занятые императорскими и лигистскими войсками, были возвращены королю. Датский период войны окончился.

Начался третий период войны – шведский – продолжался с 1630 по 1635 г. Причины, вызвавшие участие Швеции в тридцатилетней войне, были главным образом политические - стремление к господству на Балтийском море; от последнего, по мнению короля, зависело экономическое благосостояние Швеции. Протестанты сначала видели в шведском короле лишь религиозного бойца; позже и им стало ясно, что борьба велась не de religione, a de regione. Густав-Адольф в июне 1630 г. высадился на острове Узедоме. С его появлением на театре войны совпадает раскол в католической лиге. Католические князья, верные своему принципу, охотно поддерживали императора против протестантов, но, заметив в политике императора стремление к абсолютному господству в империи и боясь за свою автономию, они потребовали от императора отставки Валленштейна и в 1630 г. Валленштейн был отставлен. В угоду князьям, император восстановил герцогов Мекленбургских в их землях; в благодарность за это князья на регенсбургском сейме согласились избрать в римские короли сына императора, будущего Фердинанда III. Все это было, разумеется, на руку Густаву-Адольфу. Ввиду нежелания Саксонии и Бранденбурга примкнуть к Швеции, король должен был с большою осторожностью подвигаться в глубь Германии.

Сначала он очистил Балтийское побережье и Померанию от императорских войск, затем поднялся по Одеру, чтобы осадить Франкфурт и отвлечь Тилли от протестантского Магдебурга. Франкфурт почти без сопротивления сдался шведам. Густав хотел, не медля, пойти на помощь Магдебургу, но курфюрсты Саксонский и Бранденбургский не давали ему пропуска через свои земли. Первым уступил Георг-Вильгельм Бранденбургский, Иоанн-Георг Саксонский упорствовал. В мае 1631 г. Магдебург пал, Тилли предал его огню и грабежу и двинулся против шведов. В январе 1631 г. Густав-Адольф заключил договор с Францией (в Бервальде), которая обязалась деньгами поддерживать Швецию в ее борьбе с Габсбургами. Курфюрст саксонский обратился за помощью к Густаву-Адольфу, который двинулся в Саксонию и наголову разбил Тилли при Брейтенфельде, 7 сентября 1631 г. Армия лиги была уничтожена, король стал протектором немецких протестантов. Войска курфюрста, присоединившись к шведским, вторглись в Богемию и заняли Прагу. Густав-Адольф весною 1632 г. вступил в Баварию. Тилли был во второй раз разбит шведами при Лехе и вскоре умер. Бавария была вся в руках шведов.

Чтобы не допустить габсбургскую политику до полного торжества, активное участие в войне принимает с 1635 г. Франция. Война велась ею и с Испанией, и с императором.

Четвертый период войны – французско-шведский – продолжался с 1635 по 1648 г. Над шведскими войсками начальствовал Иоанн Баннер. Он напал на изменившего делу протестантов курфюрста саксонского, нанес ему поражение при Виттштоке в 1636 году, занял Эрфурт и опустошил Саксонию. В феврале 1637 г. умер Фердинанд II и императором стал сын его Фердинанд III (1637-1657). 24 октября 1648 г. был заключен Вестфальский мир. Экономическое состояние Германии после войны было самое тяжелое, враги оставались в ней долго после 1648 г., и старый порядок вещей восстановлялся очень медленно. Население Германии значительно уменьшилось: в Вюртемберге, например, население с 400000 дошло до 48000, в Баварии оно также уменьшилось в 10 раз.

Тридцатилетняя война была первой войной, затронувшей все слои населения. В западной истории она осталась одним из самых тяжёлых европейских конфликтов в ряду предшественников Мировых войн XX века. Наибольший урон был нанесён Германии, где, по некоторым оценкам, погибло 5 млн. человек.

Шведы сожгли и разрушили в Германии практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи, а также треть немецких городов. Особенно легкой добычей для мародерствующих армий являлись деревни. Демографические потери войны были восполнены в Германии лишь спустя 100 лет. Немедленным результатом войны явилось то, что свыше 300 мелких германских государств получили полный суверенитет при номинальном членстве в Священной Римской империи. Эта ситуация сохранялась вплоть до конца существования первой империи в 1806 году.

Война не привела к автоматическому краху Габсбургов, но изменила расстановку сил в Европе. Гегемония перешла к Франции. Упадок Испании стал очевиден. Кроме того, Швеция стала великой державой, значительно укрепив свои позиции на Балтике.

Приверженцы всех религий (католицизма, лютеранства, кальвинизма) обрели в империи равные права. Главным итогом Тридцатилетней войны стало резкое ослабление влияния религиозных факторов на жизнь государств Европы. Их внешняя политика стала основываться на экономических, династических и геополитических интересах.

В Англии 1642 - 1662

Английская революция XVII века - процесс перехода в Англии от абсолютной монархии к конституционной, при которой власть короля ограничена властью парламента, а также гарантированы гражданские свободы. Революция приняла форму конфликта исполнительной и законодательной властей (король против парламента), вылившегося в гражданскую войну, а также форму религиозной войны между англиканами и пуританами. Религиозный характер также заключался и в том, что одной из главных целей войны было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам.

Реформация побудила людей радикально пересмотреть представления о Церкви, о государстве и об отношениях между ними. Эти события представляли собой нечто большее, чем очередную главу в истории борьбы между духовными и мирскими силами.

Средневековая церковь не могла выдержать двустороннюю атаку светского государства извне и возросшей религиозной напряженности изнутри. С появлением кальвинизма протестантское благочестие приобрело более воинственный характер и породило религиозную идеологию, послужившую основой для национальных движений в Европе.

Утверждая реформы, основанные на понимании церкви как общины верующих, а не института с жесткой иерархической властью, религиозные реформаторы подчеркивали важную роль каждого отдельного человека и оспаривали притязания церковной иерархии на светскую власть. Английская революция 1640-1660 гг. была одним из важнейших событий европейской истории, споры, о характере которой никогда не прекращались в историографии.

В годы правления Марии Тюдор (1553-1558 гг.) многие протестанты отправились в изгнание. Ознакомившись с идеями одного из лидеров Реформации того времени Жана Кальвина из Швейцарии, они вернулись обратно на родину, когда на престоле уже была Елизавета I. Они были огорчены положением в стране и тем, что англиканская церковь заимствовала очень много из католицизма. Пуритане были религиозной сектой протестантства, которая хотела очистить Английскую церковь от католических традиций.

В парламенте пуритане образовали две партии: пресвитериане и индепенденты (англ. Independents). Пресвитериане были умеренной партией, они хотели упразднить институт священства, а во главе общин поставить выборных пресвитеров, подотчётных ассамблее. Индепенденты, в отличие от пресвитериан, были против любой церковной иерархии. Они сформировали экстремистскую революционную партию и боролись за ограничение власти монарха. Лидером Индепендентов стал Оливер Кромвель.

Лоуд также разочаровал пресвитериан в Шотландии, пытаясь настоять на том, что они обязаны пользоваться английским молитвенником. Разгневанные шотландские пресвитериане заявили, что они готовы воевать для защиты своей религии. В 1639 году шотландская армия двинулась на Лондон. В то время Карл был не способен собрать сильное войско, чтобы дать отпор шотландцам. Он был вынужден согласиться больше не вмешиваться в религиозные дела Шотландии, а также оплатить её военные расходы.

Ужасная мания «охоты на ведьм», обычная для католических и протестантских стран в период религиозных войн, в Англии была распространена меньше, чем в других странах, но достигла своего высшего развития в первой половине XVII века. В истории Англии два наиболее мрачных периода приходятся на первую половину правления суеверного Якова I и на время правления Долгого парламента (1645-1647), когда в восточных графствах были казнены 200 «ведьм», главным образом в результате крестового похода Мэтью Гопкинса, искателя «ведьм». Правительство Карла I, а также республика «круглоголовых» и протекторат, прекратили эту нелепую жестокость.

В церковно-религиозной области результатом Реставрации 1660 года было восстановление епископов, «Книги общих молитв», и англиканского отношения к религии вместо пуританского. Во время ее многие из лидеров «круглоголовых» канули в неизвестность или попали в ссылку; другие же, как Монк, Эшли Купер, полковник Берч и Эндрю Марвелл, сохранили свое положение в парламенте или рядах правительственных чиновников. Поскольку с цареубийцами было покончено, прежние «круглоголовые» не были объявлены вне закона, исключая лишь тех, кто упорно продолжал посещать тайные «сектантские молельни», как теперь называли места пуританского богослужения. После Реставрации сохранилась лишь небольшая горстка землевладельцев, посещавших тайные сектантские молельни. До начала методистского движения Уэсли конгрегации и собрания секстантов были сосредоточены почти исключительно в Сити, в рыночных городах и в промышленных округах, хотя во многих деревнях находились отдельные семьи квакеров и баптистов. Некоторые из их были бедными ремесленниками, как например, Джон Беньян; другие, особенно в Лондоне и Бристоле, были настолько богатыми купцами, что могли скупить имения сквайров, преследовавших их. И часто такие купцы действительно скупали имущество нуждающихся дворян после накопления закладных на их земли. В следующем поколении сын купца-секстанта был уже сквайром или священником. По прошествии еще одного поколения, и леди, вышедшие из этих семейств, с пренебрежением будут говорить о всех, кто посещает собрания секстантов или занят торговлей.

Английская революция была последней европейской революцией, происходившей в религиозной оболочке. Можно сказать, что сама секуляризация (т.е. освобождение из-под контроля церкви и духовенства, из-под влияния религии, придание светского характера общественно-политической жизни во второй половине XVII в.) еще происходит в религиозной оболочке. Она протекала как процесс освобождения церкви от несвойственных ей функций, как отделение от нее тех сторон жизни, которые относятся только к земной сфере интересов и занятие которыми способно удалить религию от ее истинной и высшей цели. Учение католической церкви о двойственности истины - религии и науки - превращалось в стремление представить религию безразличной к области науки. Такому стремлению были не чужды выдающиеся мыслители и ученые, являвшиеся живым воплощением этого процесса секуляризации, - Декарт и Галилей, Гобс, Локк и Ньютон. Этот процесс замедлял, конечно, абсолютизм, прогрессивная роль которого все более уходила в прошлое. Новейшая клерикальная историография пытается сгладить или вовсе отрицать конфликт между религией и наукой. Этот конфликт изображается не как столкновение основ, а лишь как противоречие между определенным уровнем научного и религиозного мировоззрений. Разумеется, тактика церкви в отношении науки не раз менялась - метод репрессий или прямых нападок сменялся поисками соглашения, столь характерными для политики церкви и в современную эпоху. Отсюда стремление отыскать эти поиски в прошлом, даже в XVI и первую половину XVII столетия, когда вековой конфликт сопровождался резким обострением конфликта между религией и набиравшим силы опытным знанием.



войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п-ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д.

Отличное определение

Неполное определение ↓

РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЙНЫ

во Франции (гугенотские войны) - войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й пол. 16 в., за религ. оболочкой к-рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто употребляется и в ист. лит-ре 19-20 вв. Предпосылками Р. в. являлись социально-экономич. сдвиги во Франции сер. 16 в.: с одной стороны - обнищание задавленных налогами (возросшими в последние годы Итальянских войн) крестьян и гор. низов, положение к-рых резко ухудшилось в связи с ростом дороговизны, связанной с "революцией цен" (последняя сильно уменьшила также и доходы ср. и мелкого дворянства), с другой стороны - все большее ущемление абсолютизмом политич. власти феод. знати. Активной силой в обоих лагерях были нар. массы городов, выступавшие против феод. и зарождавшейся капиталистич. эксплуатации, и мелкое дворянство, к-рое возглавляла феод. аристократия. Католич. лагерь в 1-й период Р. в. был представлен пр-вом, на стороне к-рого выступала значит. часть дворянства и буржуазии центр. и сев.-вост. провинций. В лагере кальвинистов находились часть родовитого дворянства и города, гл. обр. юж. и зап. окраинных провинций, отстаивавших свои феод. вольности, сопротивлявшихся централизации, проводимой абсолютизмом. Наиболее последовательно защищали абсолютизм т. н. политики, выступавшие за политич. единство Франции; чл. этой партии рекрутировались гл. обр. из рядов высш. чиновничества. Кальвинистское дворянство рассчитывало укрепить свое экономич. положение за счет секуляризации церк. владений. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи; обе клики стремились к ограничению королев. власти. Для большинства дворян религ. вопрос играл второстепенную роль, в ходе Р. в. они порой меняли свою религию. Начало Р. в датируется в ист. лит-ре по-разному: 1 марта 1562, 1559 либо 1560. В 1559 начались во мн. провинциях Франции нар. волнения, на Ю. кальвинистское дворянство начало захватывать церк. владения. В 1560 гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты, это послужило сигналом к открытым воен. действиям. 1-й период Р. в. (до 1580) - борьба гугенотов с пр-вом. Вожди католиков Гизы приняли роль "защитников" королев. власти, в действительности стремясь полностью подчинить ее себе. Вожди обоих лагерей искали помощи у иностр. держав: гугеноты - у нем. князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1562-1563, 1567-68, 1568-70) последовал Сен-Жерменский мир (1570), по к-рому гугеноты получили 4 важных города-крепости, право занимать гос. должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), к-рая привела к возобновлению Р. в. (1572-73, 1574-76), сопровождавшихся расцветом антиабсо- лютистской публицистики (см. Монархомахи). По миру в Болье (1576) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 т. н. Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-зап. провинциях, что означало отпадение Ю. от остальной части Франции. На С. Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576. На Ген. штатах в Блуа (1576) католики потребовали возобновления войны с гугенотами. После 6-й и 7-й Р. в. (мир в Бержераке 1577 и в Фле 1580) борьба гугенотов с пр-вом прекратилась. Юг остался гугенотским. Во 2-й период Р. в. (1585-96, часто датируется 1585-94, иногда концом Р. в. считают Нантский эдикт 1598) против абсолютизма выступила Католич. лига во гл. с Парижем (см. ст. Парижская лига 1584-94). Глава католич. знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католич. городами, вынудил короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником франц. короны. В этот период социальная и политич. борьба и экономич. разруха достигли своего апогея. Во время 8-й Р. в. (1585-89), т. н. войны трех Генрихов, по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат кардинал Лотарингский (1588), после чего демократич. крыло Парижской лиги добилось низложения Генриха III (1589). Генрих III пошел на соглашение с Генрихом Наваррским, и они совместно осадили Париж (последняя Р. в., 1589-96; согласно иной датировке - 1589-1594). При осаде Парижа Генрих III был убит монахом, подосланным лигой (1589). Королем стал Генрих Наваррский, но Сев. Франция и нек-рые юж. города и провинции его не признали. Исп. интервенция (в Париж был введен в 1591 исп. гарнизон) усугубила политич. анархию. Разгул феод. реакции привел к массовым крест. восстаниям (см. Кроканы). Католич. дворянство и буржуазия, напуганные размахом нар. движения, признали королем перешедшего в 1593 в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 он вступил в Париж, к 1596 подчинил почти все лигерские провинции; Р. в. кончились. Нантский эдикт 1598 урегулировал положение гугенотов. См. карту на отд. листе к стр. 689. В историографии 18-19 вв. была распространена концепция о чисто религ. характере Р. в., но уже нек-рые историки 19 в. искали политич. и социальные корни Р. в., при этом резко расходясь в оценке позиции каждого лагеря. Ж. Мишле считал гугенотов провозвестниками Вел. франц. революции, а др. франц. историк Ж. Б. Капфиг видел предтечу 1789 в Католич. лиге. Большой вклад в изучение Р. в. внес рус. историк 19 в. И. В. Лучицкий, но и он односторонне оценивал выступление гугенотов лишь как феод. реакцию против абсолютизма (как борьбу гл. обр. феодальной аристократии за политическую власть). Фундаментальные исследования о начальном периоде Р. в. принадлежат французскому историку 1-й пол. 20 в. Л. Ромье. В советской историографии Р. в. рассматриваются во всей их сложности и показывается неоднородность каждого из лагерей и различие целей, преследуемых в Р. в. разными слоями общества. Источн.: Док-ты по истории Франции сер. XVI в., в сб.: Ср. века, в. 12-15, М., 1958-59, в. 19, М., 1961; Док-ты по истории гражданских войн во Франции, 1561-1563 гг., под ред. А. Люблинской, М. - Л., 1962. Лит.: Лучицкий И. В., Феод. аристократия и кальвинисты во Франции, ч. 1, К., 1871 (дисс.); его же, Католич. лига и кальвинисты во Франции, К., 1877; Клячин В., Политич. собрания и орг-ция политич. кальвинистов во Франции в XVI столетии, К., (1888); Виппер Р., Политич. теории во Франции в эпоху Р. в., "ЖМНП", 1896, No 8; Вебер Б. Г., Происхождение Р. в. во Франции в освещении И. В. Лучицкого, в кн.: Франц. ежегодник. 1958, М., 1959; Люблинская А. Д., Франция в нач. XVII в., Л., 1959; Mari?jol J. H., Histoire de France, t. 6 - La r?forme et la Ligue, (P.), 1905; Thompson J. W., The wars of religion in France, 1559-1576, Chi., 1909, new ed., N. Y., (1957); Romier L., Les origines politiques des guerres de religion, t. 1-2, (P.), 1913-14; его же, Le royaume de С. de M?dicis, (v. 1-2), P., 1922; его же, Catholiques et huguenots а la cour de Charles IX, P., 1924; Vi?not J., Histoire de la r?forme fran?aise des origines а l´?dit de Nantes, P., 1926; Chartrou-Charbonnel J., La r?forme et les guerres de religion, P., 1936; L?vis-Mirepoix A., Les guerres de religion. 1559-1610, P., 1950; Livet G., Les guerres de religion (1559-1598), P., 1962; Vivanti C., Lotta politica e pace religiosa in Francia fra cinque e seicento, Torino, 1963. А. А. Лозинский. Львов. -***-***-***- Религиозные войны

Религиозные войны породило принятие христианства в ортодоксальной форме. Так основатель Франкского королевства Хлодвиг, приняв в 496 г. крещение, обещал отныне бороться с идолами во имя креста - «поклоняться тому, что сжигал, и сжигать то, чему поклонялся». Под этим лозунгом Хлодвиг начал в 507 г. поход против германских племён и овладел почти всей римской Галлией.

Начиная с XI в. в мире начались Крестовые походы.

Инициатива первого крестового похода принадлежала католической церкви, которая являлась самым крупным феодалом. В 1095 г. на Клермонском церковном соборе во Франции папа выступил с призывом отправиться в крестовый поход для «освобождения гроба господня» (святыни христиан) и упомянул о богатой добыче, которая ожидает крестоносцев на Востоке. Таким образом, организаторы завоевательных походов маскировали свои истинные цели «освободительной» религиозной формой .

Первый Крестовый поход (1096-1099) завершился захватом крестоносцами у сельджуков Иерусалима и образованием Иерусалимского королевства. Второй (1147-1149) и третий (1189-1192) были безрезультатны. Четвёртый Крестовый поход (1202-1204), организованный по инициативе Римского Папы Иннокентия III, был направлен против Византии, на части территории которой после захвата крестоносцами Константинополя была создана Латинская империя (1204-1261). Последние походы - пятый (1217-1221), шестой (1228-1229), седьмой (1248-1254), восьмой (1270) - существенной роли не играли. С переходом к мусульманам Акры (1291) крестоносцы полностью утратили свои владения на Востоке.

Во Франции во второй половине XVI в. вели борьбу гугеноты (протестанты) и католики. За период с 1562 по 1593 г. насчитывается десять религиозных войн. По своему политическому содержанию это была тридцатилетняя война, включавшая десять кампаний, различавшихся по стратегическим целям, времени и театрам действий.

Тридцатилетняя война, начавшаяся в 1618 г. в Германии, переросла в борьбу за господство в Европе между императором Священной Римской империи Фердинандом II, поддержанным Испанией и Баварией, и Францией, поддержанной различными протестантскими государствами, а также папой 1 .

Религия использовалась во время гражданской войны в Англии (1642-1646, 1648-1649) между парламентской и королевской армиями.

В 1644 г. английским войскам был дан «Солдатский катехизис», разъяснявший цели войны и указывавший средства достижения победы. Английским солдатам парламентской армии внушалось, что их профессия благородна. Война является религиозной, это война против врагов, которые преследовали религию, разрушали мир справедливости и свободы. Поэтому солдаты перед потомством и самим собой должны встать на защиту чести и правого дела; кто не разделяет энтузиазма «честных и благочестивых» солдат, тот малодушный трус и тайный враг бога, а потому с ним будет иметь дело сам бог. «Честные и благочестивые» солдаты победят потому, что их дело справедливое и доброе, а дело врагов - безнадёжно дурное, а бог не может поддерживать коварного врага, бог всегда на стороне справедливости. Поэтому хороший солдат должен быть религиозным, благочестивым и нравственным, такого солдата благословит бог. Одним из средств воспитания парламентских солдат являлось изучение священного писания. При этом Кромвель (командующий парламентской армией - Прим. В.М.) указывал, что божественная сила так относится к физической, как бесконечность к одному .

В результате религиозных причин в VII веке арабы-мусульмане завоевали греко-римские территории от Сирии до Испании; в XIV-XV веках мусульмане захватили Индию, государства западноевропейской цивилизации воевали с православной Россией; католики воевали с протестантами, шииты с суннитами.

Императрица Екатерина II в 1769 г. приняла решение вторгнуться в Грецию с целью освобождения христиан от «нечестивого турка». Она убеждала греков примкнуть к борьбе с «неверными». Османы, приверженцы «газавата» («священной войны») вели войны не только для захвата новых земель, но и для «выполнения религиозного долга». В Балканскую войну 1912-1913 гг. царь Болгарии Фердинанд стремился освободить христиан от турецкого гнёта. Иран в войне с Ираком ставил задачу привести к власти шиитское большинство, создать Исламскую республику. Под влиянием идей самурая Ямадзаки Ансая (1618-1682) его ученики стремились в войнах добиться распространения «японского духа» не только в Азии, но и во всём мире. Испанский король Карл V ставил перед собой следующие цели: объединить весь христианский мир, возглавить его на борьбу с неверными (турками и маврами), разгромить их, распространить христианство на всей земле

Религиозные войны Религиозные войны (гугенотские войны) - войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2-й половине 16 в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков встали герцоги Гизы, во главе кальвинистов - члены боковой линии царствующей династии (Антуан Бурбон, принц Конде, затем Генрих Наваррский) и адмирал Колиньи. И те, и другие стремились к ограничению королевской власти. Начало Религиозных войн датируется в исторической литературе по-разному: 1 марта 1562 г., 1559 г., либо 1560 г. В 1559 г. начались во многих провинциях Франции народные волнения, на Юге кальвинистское дворянство стало захватывать церковные владения. В 1560 г. гугеноты во главе с принцем Конде пытались захватить в Амбуазском замке короля Франциска II. Попытка Бурбонов, рассчитывавших отстранить от правления страной Гизов и фактически встать у власти, сорвалась. Амбуазский заговор был раскрыт. 1 марта 1562 г. отрядом герцога Гиза были убиты в местечке Васси молившиеся кальвинисты. Это послужило сигналом к открытым военным действиям. Вожди обоих лагерей искали помощи у других государств: гугеноты - у немецких князей, Голландии и Англии, католики - у Испании. За первыми тремя войнами (1560-1563 гг., 1567-68 гг., 1568-1570 гг.) последовал Сен-Жерменский мир (1570 г.), по которому гугеноты получили четыре важных города-крепости, право занимать государственные должности, кальвинистское богослужение было разрешено по всему королевству. Усиление гугенотов побудило Гизов и Екатерину Медичи организовать в 1572 г. массовую резню гугенотов в Париже (Варфоломеевская ночь), которая привела к возобновлению войн (1572-73 гг., 1574-76 гг.). По миру в Болье (1576 г.) гугенотам была подтверждена свобода вероисповедания и фактически была признана образовавшаяся к 1576 г. так называемая Гугенотская конфедерация городов и дворянства в юго-западных провинциях, что означало отпадение Юга от остальной Франции. На севере Гизы попытались создать аналогичную конфедерацию - Католическую лигу 1576 г. В 1580 г. борьба гугенотов с правительством прекратилась. Юг остался гугенотским. Во второй период Религиозных войн (1585-1596 гг., часто датируется 1585-94 гг., иногда концом войн считают Нантский эдикт 1598 г.) против абсолютизма выступила Католическая лига во главе с Парижем. Глава католической знати герцог Генрих Гиз, претендовавший на наследование престола после бездетного короля Генриха III, действуя в союзе с католическими городами, вынудили короля вновь начать войну с гугенотами и их главой Генрихом Наваррским, законным наследником французской короны. В так называемой войне трёх Генрихов (1585-89 гг.) по приказу Генриха III были убиты герцог Гиз и его брат - кардинал Лотарингский. В 1589 г. Генрих III был низложен. После этого Генрих III пошёл на соглашение с Генрихом Наваррским, и они осадили Париж. При осаде Генрих III был убит монахом, подосланным Парижской лигой (1589 г.). Королём стал Генрих Наваррский, но Северная Франция и некоторые южные города и провинции его не признали. Введение в 1591 г. в Париж испанского гарнизона только усугубило политическую анархию. Начались крестьянские восстания. Католическое духовенство и буржуазия, напуганные размахом народного движения, признали королём перешедшего в 1593 г. в католицизм Генриха Наваррского (Генрих IV). В 1594 г. он вступил в Париж, к 1596 г. подчинил почти все отпавшие от центральной власти провинции; Религиозные войны кончились. Нантский эдикт 1598 г. урегулировал положение гугенотов.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Религиозные войны" в других словарях:

    Религиозные войны ряд вооружённых столкновений в Европе XVI и XVII веков между протестантами и католиками. Содержание 1 Причины 2 История 2.1 XVI век 2.2 … Википедия

    Войны между католиками и протестантами в конце XVI века. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    Во Франции (гугенотские войны) войны между католиками и кальвинистами (гугенотами) во 2 й пол. 16 в., за религ. оболочкой к рых скрывалась сложная борьба различных социальных сил. Современники называли Р. в. гражданскими войнами, это назв. часто… … Советская историческая энциклопедия

    религиозные войны - Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II Клуэ Франсуа. Портрет Франциска II религиозные войны () войны во Франции между католиками и кальвинистами () во второй половине XVI в. Современники называли их гражданскими войнами. Во главе лагеря католиков… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    Во Франции, в 1562 1594 (или 1562 1598), между католиками и гугенотами. Возглавляла и тот, и другой лагерь феодальная знать (стремившаяся ограничить королевскую власть): католиков герцоги Гизы, гугенотов Антуан Бурбон (вскоре, однако,… … Энциклопедический словарь

    Религиозные войны - войны, которые велись под религ. лозунгами (напр., крестовые походы, альбигойские войны, гуситские войны и др.). Под этими же лозунгами проходили завоевание Пиренейского п ова арабами и Реконкиста, завоевание турками Константинополя и т.д … Средневековый мир в терминах, именах и названиях

    Гугенотские войны, войны во Франции между католиками и кальвинистами (гугенотами (См. Гугеноты)) во 2 й половине 16 в.; за религиозной оболочкой этих войн скрывалась сложная борьба различных социальных сил. В исторической литературе… … Большая советская энциклопедия

    См. Реформация … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Религиозные войны - Религи озные в ойны (во Франции, ист.) … Русский орфографический словарь

    Религиозные войны: Религиозные войны (политика) вооружённые конфликты на почве религиозных разногласий. Религиозные войны (сленг), также холивар обмен сообщениями в интернет форумах и чатах, представляющий собой бессмысленные дискуссии, в… … Википедия

Книги

  • Религиозные войны во Франции XVI века , Юг Досси, Владимир Шишкин. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…
  • , Досси Юг, Шишкин Владимир. Коллективный труд ведущих отечественных и французских историков, посвященный 450-летней годовщине начала вооруженного противостояния католиков и протестантов воФранции XVI столетия, отражает…