Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Надежда Тэффи
Жизнь и воротник

Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит ее и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти.

Олечка Розова три года была честной женой честного человека. Характер имела тихий, застенчивый, на глаза не лезла, мужа любила преданно, довольствовалась скромной жизнью.

Жилье, по традиции, построено женщинами. Массажная пина массажа из ветвей, трав и он наносит ему ущерб и окружает навоз коровы. Круглые их жилища расположены в большом кругу. Это защищает клетку внутри колеса, которая используется для отдыха животных ночью. Все остальное проложено краем колючих ветвей, как людей, так и их семей, защищающих охоту на гризли, леопардов и львов.

Масаи очень важно, чтобы их животные были здоровыми и сильными, потому что от них зависит их жизнь. Они пьют коровье молоко, используют навоз, чтобы построить и запечатать дом. Бычий массаж убивает только изредка - для еды они обычно выращивают несколько овец и коз. Но если кто-то убит, он потребляет все части своего тела. Уплотнения из рогов, украшения из копыт и костей, кожа превратилась в обувь, одежду, покрывала, шнуры.

Но вот как-то пошла она в Гостиный двор и, разглядывая витрину мануфактурного магазина, увидела крахмальный дамский воротник, с продернутой в него желтой ленточкой.

Как женщина честная, она сначала подумала: «Еще что выдумали!» Затем зашла и купила.

Примерила дома перед зеркалом. Оказалось, что если желтую ленточку завязать не спереди, а сбоку, то получится нечто такое, необъяснимое, что, однако, скорее хорошо, чем дурно.

Массаж - это красивые люди: высокие, тонкие и долговечные. Они накрывают свое навесное тело свободной одеждой - различными яркими оттенками красных и синих полотенец. Женщины обычно носят широкое ожерелье с вышитым ожерельем и многоцветное предположение. Некоторые несут спиртные напитки на руках и ногах. И многим мужчинам и женщинам не нравятся соски, потому что они находятся в тяжелых серьгах и различных ювелирных изделиях из бисера. На теле есть также охря, смешанная с бычьими жирами - красными пигментами минеральных порошков.

Мои последующие массажи собираются в огне и начинают танцевать. Они останавливаются в ритме в ритме. По мере того, как танец растет, плечи девочек отбрасывают равномерно катящиеся тяжелые ошейники. Затем один за другим из-под колеса выходят массивные солдаты, и каждый раз они прыгают вверх на внушительной высоте. Такие танцы иногда продолжаются до глубокой ночи, пока танцоры полностью не истощаются.

Но воротничок потребовал новую кофточку. Из старых ни одна к нему не подходила.

Олечка мучилась всю ночь, а утром пошла в Гостиный двор и купила кофточку из хозяйственных денег. Примерила все вместе. Было хорошо, но юбка портила весь стиль. Воротник ясно и определенно требовал круглую юбку с глубокими складками.

Свободных денег больше не было. Но не останавливаться же на полпути?

Смеясь и крича, они не обращают внимания на ткачей, прорезывающих шрамы, вяжущих рукавов. В течение дня женщины должны нести воду, дрова, заботиться о своих детях и, при необходимости, ремонтировать жилище. Вечером, когда солнце начинает таять на горизонте, пастухи стекают животных. Из-за своих обручей появляется облако красной пыли, освещенное последними янтарными лучами солнца. С расстояния женщины, заметившие это, изо всех сил пытаются выполнять все виды работ и собираются готовить скот.

Скот находится в безопасной гавани. Теперь люди приходят к ним. Они радуются со своими волами и питают свои рога. Маленький мальчик приходит к укропу на одной корове и вводит тонкую ложку молока прямо в рот. Среди крупного рогатого скота девочки тоже перепутались. Они идут назад, неся большие ведра тыквы, развевая молоко. Она очень любит своих кошек.

Олечка заложила серебро и браслетку. На душе у нее было беспокойно и жутко, и, когда воротничок потребовал новых башмаков, она легла в постель и проплакала весь вечер.

На другой день она ходила без часов, но в тех башмаках, которые заказал воротничок.

Вечером, бледная и смущенная, она, заикаясь, говорила своей бабушке:

– Я забежала только на минутку. Муж очень болен. Ему доктор велел каждый день натираться коньяком, а это так дорого.

В конце работы мы все собрались у костра, согревая прохладу вечернего воздуха. Это нос, который пахнет ароматом мяса, его занял соседний охотник. Ухоженный поселившийся старец начинает рассказывать о прошлом Масаи, о подвигах массовых убийств, которые жили в прошлом. Когда он услышал рыкающий лев на расстоянии, он кратко проклинает, но сразу и не беспокоясь, он продолжает небольшое и интересное повествование. Когда старший заканчивает, люди исчезают в темноте один за другим и судороги в своем купольном доме.

Ночью наступает тишина, слышится только легкое дыхание спящего гула. Похоже, ты в лесу, в котором мы находимся. Солнце течет в сельской местности. В позднем утреннем воздухе маленькие дети, чей весь «наряд» - это просто вышитая бисером талия. Ожерелья на шее. Восстание для масс очень приятное, поскольку они являются будущим племени.

Бабушка была добрая, и на следующее же утро Олечка смогла купить себе шляпу, пояс и перчатки, подходящие к характеру воротничка.

Следующие дни были еще тяжелее.

Она бегала по всем родным и знакомым, лгала и выклянчивала деньги, а потом купила безобразный полосатый диван, от которого тошнило и ее, и честного мужа, и старую вороватую кухарку, но которого уже несколько дней настойчиво требовал воротничок.

Дети воспитываются в целом - если кто-то не слушает, его могут разорвать или наказать кого-либо из пожилых людей. Дети учат уважать старших. Они быстро привыкают к племенному образу жизни. В первый год жизни детей не беспокоит. Взрослых девочек учат домашнее задание, а мальчики заботятся о животных и защищают их. Родители дают детям все знания о традиционных лекарствах и изучают ритуалы и традиции, которые являются массовыми в их жизни.

Молодые люди знакомятся с обычаями и ритуалами, которые покажут переход от детства к взрослой жизни. Ритуалы связаны с отказом от болезни и неудачи, брака и смерти. Масаи считает, что те, кто этого не сделает, будут прокляты. Родители могут договориться о свадьбе дочери, даже когда она всего лишь ребенок. Девочке обещали мужчину с довольно большим стадом, чтобы она заплатила за проезд своего отца. Обычно девушка выезжает на гораздо более старшего мужа и больше не становится его первой женой.

Она стала вести странную жизнь. Не свою. Воротничковую жизнь. А воротничок был какого-то неясного, путаного стиля, и Олечка, угождая ему, совсем сбилась с толку.

– Если ты английский и требуешь, чтоб я ела сою, то зачем же на тебе желтый бант? Зачем это распутство, которого я не могу понять и которое толкает меня по наклонной плоскости?

Когда мальчики растут, мальчики-мальчики много общаются со своим молодым поколением. Их приятные отношения могут длиться вечно. Все вместе они становятся воинами от неопытных мальчиков. Взрослые должны будут защищать свои дома, поддерживать коммунальные источники воды и защищать стадо от зверей и воров. Они не ходят нигде без острого копья.

Когда солдатам около 30 лет, они должны пройти последний этап, чтобы стать зрелыми. Они воспринимаются взрослыми как захватывающий ритуал. Для мужчин, достигших такого статуса чести, самое главное - искать своих жен и увеличивать их стадо. В случае необходимости им будут предложены разумные советы или разрешение споров.

Как существо слабое и бесхарактерное, она скоро опустила руки и поплыла по течению, которым ловко управлял подлый воротник.

Она обстригла волосы, стала курить и громко хохотала, если слышала какую-нибудь двусмысленность.

Где-то, в глубине души, еще теплилось в ней сознание всего ужаса ее положения, и иногда, по ночам или даже днем, когда воротничок стирался, она рыдала и молилась, но не находила выхода.

Раз даже она решилась открыть все мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал.

Так дело шло все хуже и хуже.

Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь?

Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми, И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие – ни за что на свете.

Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал.

Однажды ее пригласили на вечер.

Прежде она нигде не бывала, но теперь воротник напялился на ее шею и поехал в гости. Там он вел себя развязно до неприличия и вертел ее головой направо и налево.

За ужином студент, Олечкин сосед, пожал ей под столом ногу.

Олечка вся вспыхнула от негодования, но воротник за нее ответил:

– Только-то?

Олечка со стыдом и ужасом слушала и думала:

– Господи! Куда я попала?!

После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился прежде, чем Олечка успела сообразить, в чем дело.

Едва сели на извозчика, как студент зашептал страстно:

– Моя дорогая!

А воротник пошло захихикал в ответ.

Тогда студент обнял Олечку и поцеловал прямо в губы. Усы у него были мокрые, и весь поцелуй дышал маринованной корюшкой, которую подавали за ужином.

Олечка чуть не заплакала от стыда и обиды, а воротник ухарски повернул ее голову и снова хихикнул:

– Только-то?

Потом студент с воротником поехали в ресторан, слушать румын. Пошли в кабинет.

– Да ведь здесь нет никакой музыки! – возмущалась Олечка.

Но студент с воротником не обращали на нее никакого внимания. Они пили ликер, говорили пошлости и целовались.

Вернулась Олечка домой уже утром. Двери ей открыл сам честный муж.

Он был бледен и держал в руках ломбардные квитанции, вытащенные из Олечкиного стола.

– Где ты была? Я не спал всю ночь! Где ты была? Вся душа у нее дрожала, но воротник ловко вел

свою линию.

– Где была? Со студентом болталась! Честный муж пошатнулся.

– Оля! Олечка! Что с тобой! Скажи, зачем ты закладывала вещи? Зачем занимала у Сатовых и у Яниных? Куда ты девала деньги?

– Деньги? Профукала!

И, заложив руки в карманы, она громко свистнула, чего прежде никогда не умела. Да и знала ли она это дурацкое слово – «профукала»? Она ли это сказала?

Честный муж бросил ее и перевелся в другой город.

Но что горше всего, так это то, что на другой же день после его отъезда воротник потерялся в стирке.

Кроткая Олечка служит в банке.

Она так скромна, что краснеет даже при слове «омнибус», потому что оно похоже на «обнимусь».

– А где воротник? – спросите вы.

– А я-то почем знаю, – отвечу я. – Он отдан был прачке, с нее и спрашивайте.

о нравственных и материальных ценностях в жизни человека по рассказу Надежды Тэффи «Жизнь и воротник».

Урок литературы в 8 классе.

Цель: формирование нравственных ориентиров на распознавание истинных и ложных ценностей в жизни через философское осмысление рассказа Надежды Тэффи.

Ход урока

На доске эпиграф

«Как много красивых и ненужных вещей…»

Сократ (в торговой лавке)

I этап урока

Актуализация проблемы

Просмотр ролика (1, 28)

Ребята, вы узнали фильм и его героя? (Горлум, «Властелин колец»).

Что произошло с персонажем? Почему он гибнет? (Страсть к кольцу поглотила и уничтожила Горлума).

Как вы считаете, почему это случилось? (Вещь стала управлять героем)

А давайте проведем небольшой эксперимент. Кто готов в нем поучаствовать? (ученик выходит к доске)

Примерь (даю примерить ей или ему галстук или колье)

Как изменилась девушка или молодой человек? (стала наряднее)

Это изменение внешнее или внутреннее? (внешнее больше, хотя и внутреннее тоже: ей веселее, чувствует себя привлекательнее)

Может ли измениться характер, жизнь человека из-за вещей? (возможно два варианта ответа)

Обобщение

Какое трепетное отношение к вещам формируется в современном обществе. Рекламные ролики, газетные и журнальные статьи, телепередачи формируют культ вещей. Внешний блеск, материальное становится иногда важнее внутреннего содержания.

II этап урока

Акцент на тему и цель урока

Мир вещей обманчивый и предательский. Он втягивает человека и не выпускает его обратно, заставляя служить вещам. Люди совершают покупки для улучшения качества жизни, повышения своего социального статуса; покупают, чтобы быть счастливыми. Покупают - и незаметно для себя становятся рабами вещей.

Кто такой раб? (Послушать ответы). А вот какой ответ дает нам словарь.

Раб – человек, превращенный в чью-либо собственность, находящийся в полной его власти, безответное и бесправное существо, полная собственность своего господина.

Давайте определим, кого можно назвать рабом вещей? Как вы это понимаете значение словосочетания «раб вещей»? (Послушать ответы)

Раб вещей - человек, находящийся в полной зависимости от вещей.

Зависимость, рабство и свобода живут внутри нашего сердца.

Определение темы урока, задачи.

Наш урок – урок - размышление.

Как понимаете свою задачу?

Значит, вы сегодня будете размышлять. О чем?

Сегодня на уроке мы не только познакомимся с новым автором и новыми героями, но и попытаемся понять, как вещи могут повлиять на жизнь человека.

Сейчас я перечислю вам некоторые интересные факты из жизни этой писательницы, а вы попытаетесь определить её имя или хотя бы время, в которое она творила.

13-летней девочкой ходила к Л.Н.Толстому просить за князя Андрея, чтобы тот не умирал… Но от волнения не смогла внятно сформулировать мысль и получила от писателя только автограф;

Среди её читателей и почитателей были Николай II, Григорий Распутин, Владимир Ильич Ленин;

Е.Шварц называл её "королевой русского юмора";

Саша Чёрный писал: "Аполлон сжалился и послал нам _________. Не женщину – писательницу, а писателя большого, глубокого и своеобразного".

Жаль, что вы не смогли отгадать имя писательницы. Это Надежда Александровна Лохвицкая. Псевдоним Тэффи (1872-1952)

Тэффи. Жизнь и творчество (краткий обзор)

Тэффи Надежда Александровна
(1872 - 1952)

Сейчас вы посмотрите небольшой фильм о ней. Во время просмотра фильма обратите внимание на интересные факты из её биографии.

(6 минут)

Чем интересна ее биография? (ответы учащихся)

Исследование текста рассказа «Жизнь и воротник».

А вот рассказ ее называется «Жизнь и воротник». Как вы думаете, о чем пойдет речь?

(учащиеся отвечают, а я пишу на доске их предположения)

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент (до слов «…увидела крахмальный дамский воротник с продернутой в него желтой ленточкой»)

(смотрят фрагмент)

Перед вами лежит таблица. Попробуйте сами сформулировать вопросы, которые нам помогут при анализе этого произведения. Работаем в парах. Времени на работу 3 минуты.

Объясните, почему…?

Согласны ли вы с тем, что…?

Почему вы считаете…?

Кто?

Что?

Где?

Было ли…?


А теперь задайте эти вопросы друг другу.

А теперь ответьте на мои вопросы.

Найдите ключевую фразу в первом абзаце. («Невзрачная вещица перевернет всю судьбу»).

Согласны ли вы с этим утверждением?

Какие ассоциации вызывает у вас имя и фамилия героини?

(Героиня названа именем с уменьшительно – ласкательным суффиксом «Олечка». Обычно так зовут детей. Вероятно, ей присущи качества, характерные для детей: простота, открытость, доброта. Фамилия «Розова» вызывает ассоциации с нежным цветком розы или розовым цветом.)

Какие качества характера Олечки Розовой подчеркнуты в данном отрывке? (Честность, скромность).

(Следующая остановка после слов: «Итак, Олечка слабела все больше и больше в этой борьбе, а воротник укреплялся и властвовал»)

Что ещё потребовал воротник от Олечки?

(Ботинки, полосатый диван – отметим прием градации, записываем в тетрадь определение. Градация – это особый оборот речи, который направлен на постепенное усиление или уменьшение эмоционального значения).

Какие литературные ассоциации вызывает у вас образ воротника?

(Старуха из сказке «О рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина).

Какие поступки совершает героиня, стараясь угодить воротнику?

(Закладывает драгоценности, врет бабушке, «выклянчивает деньги» у родных).

Какие чувства испытывает героиня? Подтвердите словами текста

(«На душе у нее было беспокойно и жутко», «проплакала весь вечер», «бледная и смущенная», «рыдала и молилась, но не находила выхода»).

Какую жизнь стала вести Ольга?

(«Воротничковую жизнь»).

Как вы понимаете смысл этого выражения?

(Греховная, распутная, чужая).

Как Олечка Розова изменилась внешне?

Почему Ольга не выкинула воротничок? Какое объяснение дает этому автор?

(«Вы спросите, почему не догадалась она просто-напросто вышвырнуть за окно крахмальную дрянь? Она не могла. Это не странно. Все психиатры знают, что для нервных и слабосильных людей некоторые страдания, несмотря на всю мучительность их, становятся необходимыми. И не променяют они эту сладкую муку на здоровое спокойствие ни за что на свете».)

Слушаем текст рассказа до слов «Она ли это сказала?»

Верны ли были наши предположения?

Докажите, что власть воротника стала тотальной. (Воротник начинает управлять героиней).

Какой художественный прием теперь использует автор при описании воротника? («После ужина студент вызвался проводить ее домой. Воротник поблагодарил и радостно согласился» - метонимия).

Запишем в тетрадь определение метонимии. Это употребление слова в переносном значении, словосочетание, в котором одно слово замещается другим словом, обозначающим предмет.

На какой отвратительный и греховный поступок толкает Ольгу воротник? (Измена мужу).

Сопротивлялась ли героиня влиянию воротника в эпизоде общения со студентом? (Да. «Вспыхнула от негодования», «чуть не заплакала от стыда и обиды», «возмущалась»).

А когда Ольга вернулась домой, мы видим её или воротник? (Они слиты воедино. Наглый воротник одержал окончательную победу нал человеком).

Каким, на ваш взгляд, будет финал рассказа?

Слушаем текст до конца.

Оправдался ли наш прогноз?

Что случилось с Ольгой, с воротником?

Как вы думаете, не попадет ли она вновь под влияние какой – нибудь вещи?

Работа в группах

Ребята, а теперь давайте подумаем, над какими проблемами нас заставляет задуматься писатель. Итак, разделимся на несколько групп.

Вам необходимо будет заполнить таблицу. В первой колонке представлена цитата.

Задание для 1 группы: проанализировать цитату (1-й абзац рассказа). Дать комментарий. Определить, актуальна ли данная проблема в наше время.

(«Человек только воображает, что беспредельно властвует над вещами. Иногда самая невзрачная вещица вотрется в жизнь, закрутит её и перевернет всю судьбу не в ту сторону, куда бы ей надлежало идти».

Проблема – влияние вещей на человека. Чрезмерно увлекаясь вещами, человек теряет свою сущность.

Проблема актуальна: современные люди увлекаются телефонами, компьютерами, машинами, тратят на эти предметы много времени. А ведь его можно было потратить с пользой для других людей.)

Задание для 2 группы: анализ эпиграфа к уроку. Комментарий. Актуальность.

(«Человек без принципов и воли похож на корабль, у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (Смайлс Самюэл)

Проблема безвольных, слабохарактерных людей, не имеющих «стержня», четкой жизненной позиции. Такие люди не могут противостоять соблазну, слабостям, порокам.

Актуальность проблемы: наверняка, у каждого человека найдутся знакомые, похожие на Олечку Розову (а, может быть, кто – то узнает самого себя).

Задание для 3 группы: проанализировать следующую цитату: «Раз даже она решилась открыть всё мужу, но честный малый подумал, что она просто глупо пошутила, и, желая польстить, долго хохотал». Прокомментировать. Определить актуальность.

(Проблема взаимоотношения людей, непонимания друг друга, не способности «слушать и слышать» близкого человека.

Актуальность проблемы: современные молодые люди часто не умеют находить общий язык, понимать друг друга. Подтверждение – большое количество разводов.)

1. Проблема влияния вещи на человека

2. Проблема безвольных людей

3. Проблема непонимания людьми друг друга

Рефлексия состояния

Игра «Наши жизненные приоритеты».

Ребята, скажите, что такое материальные ценности?

А духовные?

Проблема игры – материальное и духовное в жизни человека.

Фабула: возьмите карточку и прочитайте название профессии или науки, представителем которой вы станете на некоторое время. Перед вами предмет – «______________», докажите её возможную надобность для жизни представителей вашей профессии.

А теперь возьмем духовную ценность – «любовь» - и определим, кому и в какой степени нужна духовная ценность.

(Вывод: материальная ценность нужна не всегда, важнее духовные ценности)

Вывод

Заключительное решение содержит в себе философский вывод: если предмет нужен не всем, то духовные ценности – это всеобщие ценности, всеобщее достояние.

Пирамида потребностей, пирамида ценностей.

А теперь рассмотрим пирамиду ценностей. Задумайтесь на мгновение и назовите одну самую важную для вас ценность.

Пирамида наивысших ценностей.

ЧЕЛОВЕК

Жизнь Природа

Общество Отечество Семья

Добро Истина Красота

Труд Понимание Общение Игра

Свобода Счастье Совесть Равенство Справедливость Братство.

И скажите, что вы узнали сегодня на уроке…….

Стихотворение-подарок.

Л.Л. Стрельникова

Рабы вещей

Слепые пленники судьбы!
Не вещи – мы вещей рабы,
За модой с криками восторга следуем.
Хватаем новшества веков
От «Мерседесов» до духов,
На их нехватку в производстве сетуем…


Вещами наводняем свет,
Нужды в которых вовсе нет.
Не всё, что создаётся, - безупречное.
Есть вещи нужные для нас,
Есть вещи лишние, на раз,
Проходит лёгкой модой скоротечное…

Не мы должны служить вещам,
Они пусть верно служат нам.
Мы проживём без модного и лишнего.
Пусть потеряют вещи власть,
Чтоб мы могли добрее стать
И жить не ради них, а ради БЛИЖНЕГО.

Заключительное слово учителя.

Очень хочу, чтобы вы в конце своей жизни никогда не произнесли бы с сожалением: «Эх, жизнь»

Слова благодарности, д/з:

Составить телеграмму Олечке Розовой от лица воротника с просьбой забрать его из прачечной. / Телеграмму воротнику от лица Олечки с просьбой оставить её в покое