Кипр — это земля с богатой историей и родина известного романтического мифа о рождении Афродиты.
Прекрасная и обнаженная, греческая богиня любви, плодородия и вечной весны появилась из пены морской. Предысторию ее появления назвать красивой довольно сложно. Согласно одной из легенд, она была «зачата» из крови оскопленного бога Урана, когда та упала в воды Средиземного моря. Кровь, соединившись с водой, образовала белоснежную пену, из которой и вышла на берег Афродита.

Там, где ступала нога ее, распускались цветы и зеленела трава. Прямых доказательств рождения богини именно здесь нет. Хотя об этом говорится в многочисленных поэмах. Но ведь и второе свое имя — Киприда , Афродита явно получила не просто так, а по названию места своего рождения.

Прикоснуться к легенде

На Кипр туристов привлекают самые разные вещи. Одни едут сюда отдохнуть от суеты больших городов и трудовых будней, другие — понежиться на среди самобытной природы, третьи приезжают за и сладостями. Но все без исключения обязательно едут посмотреть на место, где, по преданию, Афродита вышла из пены на берег.
Это достопримечательность и, в некотором роде, символ острова. Есть у символа и свое название: Камень Афродиты или же Камень грека (скала Petra tou Romiou ). Иногда туристы путают его с Купальней Афродиты. Последнее известно тем, что там богиня принимала ванны, а в первом — явилась из пены морской. С покровительницей любви и красоты связано несколько туристических :

  • Непосредственно пляж и скалы
  • Купальня Афродиты (бухта)
  • Тропа
  • Отель Афродиты

Последний, конечно, сложно отнести к достопримечательностям острова, но имя греческой небожительницы он тоже носит.

Как добраться и что посмотреть

Место рождения Афродиты на Кипре расположено рядом с Пафосом. Из Пафоса до Камня Афродиты придется преодолеть 15 километров на юго-восток, в сторону , по старой дороге нам морем (трасса В6). Но что значит это расстояние, если у вас есть возможность прикоснуться к свидетельству древней истории Кипра? Песчаный пляж Афродиты по праву считается одним из самых красивых уголков острова.

Сюда приезжают не только полюбоваться пейзажем и сделать пару фото на память. Если вы выбрались отдохнуть со своей второй половинкой, не забудьте искупаться. Как гласит легенда, купание в этих водах не только продлевает молодость и дает непобедимость, но и дарует вечную любовь парочкам. Так что это довольно популярное место у молодоженов.

Неподалеку находится одноименная бухта. В ней скалы образуют маленький грот, где и располагается Купальня Афродиты . По преданию, там она не только принимала ванны, но и предавалась любовным утехам с Дионисом и другими достойными мужами того времени. Правда, искупаться сегодня в купальне не получится, да и воду пить запрещено, но полюбоваться видом и сделать фото на память о Кипре стоит.

За купелью начинается Тропа Афродиты . Сегодня это популярный туристический маршрут на острове. Его протяженность около 7 км. На своем пути вы встретите руины Пиргоса Регина, около которых растет вековой дуб. С тропы открывается прекрасная панорама мыса Акамаса, Полиса и леса Пафоса. У руин, а затем на пути между самой купальней и деревушкой Какоскали, располагается по фонтану с чистой питьевой водой. Сама тропа соединяется с тропой Адониса.
Храм Афродиты вы найдете неподалеку от поселка Куклия, что в 15 км от . Конечно, до сегодняшнего дня во всем своем великолепии он не сохранился. В начале нашей эры первоначальный храм был разрушен мощным землетрясением. Римляне построили на его месте еще более величественное сооружение. Но и от него до наших дней дошли лишь руины.

Началом упадка храма можно считать появление на Кипре христианства в IV веке н.э. В конце XIV века, во время раскопок, здесь обнаружили множество артефактов, которые теперь выставлены в музеях Лондона, Пафоса и Нью-Йорка. От места рождения Афродиты до Храма около 8 км по трассе В6. Затем нужно повернуть по указателю и еще с километр двигаться до входа в святилище.

По следам легенды

Что касается , то имя покровительницы острова носят сразу несколько гостиниц: Aphrodite Sands Resort 4* и Aphrodite Hills Holiday Residences 5* в Пафосе, а также Aphrodite Beach Hotel 2* в Лачи. Если вы хотите провести весь свой отпуск под покровительством греческой девы, выбирайте по своим вкусам и возможностям.

Нельзя не упомянуть и о вине. Этому благородному напитку кипрская компания КЕО, производящая алкогольные напитки, присвоила также имя Афродиты. Под ее знаком выпускают мягкое и нежное по вкусу белое полусладкое вино, крепостью 12%. Особой популярностью, как можно догадаться, пользуется у представительниц прекрасного пола.

Кипр — маленький райский уголок, где занятие по душе найдут и любители спокойного пляжного отдыха, и почитатели древней истории.


Бухта Афродиты. Место, где сбываются мечты.

На острове Кипр есть особенное место, которое по праву считается одним из самых романтичных и загадочных во всем Средиземноморье. Это бухта Афродиты.

Здесь вышла из пены морской Афродита,
И ножкой изящной на камень ступив,
Окинула взглядом прекраснейшим горы,
Шикарный свой стан волосами прикрыв.

Бухта находится на расстоянии 25 км от Пафоса по дороге на Лимассол. Греческое название этого места - Петра ту Ромиу (Petra tou Romiou) или "Камень Ромея" - в средние века греки как наследники Римской империи именовали себя ромеями.

Бухта Афродиты, даже если не верить легендам, сама по себе является очень красивым местом с великолепным и умиротворяющим пейзажем, уютной и гармоничной атмосферой.

Всю эту красоту специально оставили в первозданном виде. Здесь вы не найдете никакой инфраструктуры. В этом диком месте нет грязи от "цивилизации и рокота космодромов", здесь хочется просто любоваться всем этим и думать о прекрасном.

А теперь о легендах. В одной из них говорится о герое древнегреческого эпоса Дигенисе, который обладал невероятной силой.

Византиец с незапамятных времен охранял остров от частых нападений с моря.

Могучий воин-великан для того, чтобы потопить вражеские корабли пиратов-сарацинов, бросал в них огромные камни.

Корабли затонули, а камни остались. Один из них называют "Камень Ромея". Так и стоит он с тех пор, упавший в море, а у его подножия уже много веков пенятся изумрудные волны.

Но всё-таки большинство путешественников влечёт сюда другая, более романтичная легенда.

Она гласит, что именно на этом пляже в 1200 году до н.э. вышла из морской пены и обрела человеческое тело прекрасная Афродита.

Она - богиня красоты, любви, плодородия, вечной весны и жизни.

"Камень Ромея" и есть известный далеко за пределами Кипра "Камень Афродиты", возле которого пенорожденная богиня впервые ступила на кипрскую землю.

Пляж Афродиты и его морское дно покрыты довольно крупной галькой, местами встречаются большие подводные камни, а дно быстро набирает глубину.

Часто в акватории пляжа бывают волны, а из-за подводных течений вода здесь довольно прохладная.

Кажется, что время не властно над этим уголком природы, и что здешний прекрасный пейзаж остался неизменным еще с давних времен.

По древнему поверью, женщины, искупавшись в этих водах, обретают вечную молодость, а мужчины - мужество и отвагу.

Романтики верят, что если обплыть Скалу Афродиты три раза подряд против часовой стрелки, то сбудется загаданное желание.

На галечном берегу такое разнообразие причудливых форм камешков, что прямо поражаешься затейливости природы.

Если найти на пляже камень в виде сердца - то любовь будет сопутствовать тебе на протяжении всей жизни.

В бухте расположена нависающая над водой скала, у основания которой находится небольшой грот. Именно в нем, согласно мифу, богиня любви принимала ванны из родниковой воды, готовясь к свиданиям.

Частыми гостями пляжа являются не только туристы, приезжающие сюда на экскурсии, но и молодожены из разных стран мира. Для них поездка сюда уже стала доброй традицией.

Природная красота пляжа и окрестностей вдохновляет людей искусства на создание множества замечательных картин и фотоснимков.

Отправляться в те места лучше на целый день, предусмотрев хорошие запасы воды, удобную обувь для долгих прогулок по камням.

Кажется, будто время остановилось. Вот сейчас поднимется волна, и из белоснежной морской пены, как и тысячи лет назад, на песчаный берег выйдет красавица Афродита.

И все-таки пора возвращаться в реальность.

Зайдем в кафе, которое неподалеку от бухты, чтобы отведать вкусной кипрской рыбки.

Кто такая Афродита?

Афродита - одна из самых почитаемых и любимых греческих богинь. Важность ее может подтвердить то, что она входила в ряд двенадцати великих олимпийцев. Афродита - богиня любви, красоты. Она является покровительницей брака и деторождения, олицетворением вечной весны. Силам Афродиты были послушны не только люди, но и бессмертные боги, за исключением Афины, Артемиды и Гестии. Женщин она благословляет красотой и дарит им счастливый брак, а в сердцах мужчин разжигает огонь истинной и вечной любви.

Распространены две версии ее появления. Согласно варианту, предложенному Гомером, Афродита была ребенком верховного бога Зевса и нимфы по имени Диона, и родилась обычным образом. Версия, предложенная Гесиодом, более мистична. Согласно ей, Афродита появилась после оскопления Кроносом Урана. Его кровь попала в морские воды и, смешавшись с пеной, породила прекраснейшую из когда-либо существовавших богинь. Ветер принес ее к берегам Кипра, где богиню встретили Оры. Они увенчали Афродиту драгоценной диадемой и облачили в сверкающие златотканые одежды. Где бы ни ступала богиня, распускались благоухающие цветы. Когда Афродита появилась на Олимпе, все боги были восхищены ее красотой. Она сделала своим избранником Гефеста, покровителя огня и кузнечного ремесла. Их союз красоты и мастерства является олицетворением искусства. Но брак этот оказался не слишком счастливым. Гефест все время проводил со своей кузиной, тогда как Афродита общалась с любовниками. От одного из них, Ареса, богиня произвела на свет трех детей. Плодом ее связи с Гермесом стал Гермафродит, сочетающий в себе красоту обоих родителей. Также сыном Афродиты считают Эроса.

Неожиданно левую руку сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро член детородный, и бросил назад его сильным размахом... Член по морю долгое время носился; и белая пена взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене в той зародилась... (с)


Вот так-то и появилась на свет богиня Афродита .

Несмотря на столь захватывающую для сердца каждой феминистки историю зачатия, в изображении сюжета рождения Афродиты, художники - что совершенно естественно - предпочитали писать другой момент: появление полностью обнаженной богини из морских волн, с каплями, стекающими по её телу, прядями длинных волос, прилипших к её груди, и так далее.


И тут я наверно вас удивлю - сюжет этого ню не теряет популярность уже две с половиной тысячи лет. Афродита Анадиомена - этот эпитет означает "выныривающая, выходящая из моря" , будет выходить из-под кистей придворного художника Александра Македонского, а также любимого живописца Наполеона III, и - Пабло Пикассо. У каждого, разумеется, в своем варианте. И будет их немало:

СОЗДАТЕЛЬ Считается, идея Афродиты Анадиомены пришла в голову одному из величайших художников античности - Апеллесу. Он был придворным мастером Александра Макендонского, и писал его так хорошо, что царь, говорят, воскликнул: "Отныне никто не будет писать мои портреты, кроме тебя!" . Понять чувства модели можно - например, для города Эфеса художник написал его сидящим на троне в виде Зевса и держащем пучок молний в руках. Правда, прежде чем стать постоянным живописцем двора, Апеллесу пришлось потрудиться - первый портрет Александра царю не понравился. Зато когда к картине подвели Буцефала, верного жеребца полководца, конь радостно заржал при виде любимого лица. "О царь, - усмехнулся мастер, - твой конь оказался лучшим ценителем живописи, чем ты".
Вот так надо проходить собеседования.

За "Александра-Громовержца" ему заплатили уже 20 талантов золота.
Из таких баек, к сожалению, и состоит практически вся история античной живописи - ведь из картин ничего не сохранилось. (Кое-что известно, правда, по римским копиям).


Создав свою "Афродиту Анадиомену" , Апеллес стал первопроходцем. Изображение обнаженного женского тела в те времена, 4 в. до н.э., было достаточно смелым - вспомним Праксителя, который, изваяв нагую "Афродиту Книдскую" с гетеры Фрины, должен был оправдываться перед афинским судом; вдобавок, шокированные заказчики статую не приняли (заказчики всегда мерзавцы) и ему пришлось сплавить её другим. Как обстояло дело с живописью, не очень понятно - тем не менее, картина Апеллеса сразу стала знаковой и вызвала множество подражаний.

Что конкретно на ней было изображено - неясно, старый сплетник Плиний Старший в своей "Естественной истории" больше места посвятил рассказам о её перемещениях и цене. Считается, что фреска "Рождение Венеры" из Помпей может быть копией Апеллеса, но это - лишь допущение, которое не очень сочетается со словами источников. А они описывают картину так: новорожденная богиня, выходя из волн, отжимает волосы .

ЭВРИКА Идея изобразить Афродиту именно так пришла в голову Апеллесу, как говорят, внезапно: его вдохновила уже упоминавшаяся гетера Фрина , натурщица Праксителя. Фрина была очень умна, красива, и зарабатывала огромные деньги - например, после того, как царь Лидии провел с ней ночь, ему пришлось повысить в своей родной стране налоги, чтобы восполнить дефицит бюджета. При всем при этом она была стыдлива: обнаженной её увидеть было практически невозможно. Общественные бани она не посещала, одевалась в плотные, а не прозрачные одежды, прикрывала волосы, прятала запястья, да и мужчин наедине предпочитала принимать в темноте. (Моя версия - она просто берегла свою эксклюзивность).

При зрелище Фрины, выходящей из волн залива обратно на сушу, Апеллеса посетило вдохновение и он придумал образ "Афродиты Анадиомены" . Одни говорят, что Фрина позировала ему для этой картины, так же как она позировала для скульптуры Праксителю. Другие упоминают имя Кампаспы - бывшей любовницы Александра Македонского. Согласно легенде, царь как-то попросил художника написать её обнаженной. В процессе позирования Апеллес так проникся её красотой, что влюбился в неё без памяти. Александр подарил свою наложницу мастеру, продемонстрировав тем самым свое благородство (и свойственную ему прохладцу в отношениях с женщинами).

Картина отправилась в Асклепион - храм бога Асклепия на острове Кос, где она и находилась несколько столетий. Судьба полотна с началом Римской Империи оказалась не очень счастливой: около рубежа нашей эры её забрал император Август, правда, простив взамен жителям острова налогов на сумму в 100 талантов. Он поместил её в Риме, в храме Юлия Цезаря. К этому времени картина была уже повреждена в нижней части, но за реставрацию ее никто не брался. А император Нерон, известный перфекционист, заменил погибающее произведение одной из работ некоего мастера Доротея. С тех пор так никто и не знает, что там было. Но многие предлагают свои толкования.

АТРИБУТИКА Поговорим об атрибутике, которая сопровождала новорожденную богиню в её изображениях. Самым символически наполненным в этом смысле является полотно Сандро Боттичелли "Рождение Венеры" , который чрезвычайно тщательно изучал все доступные ему античные свидетельства.

Безусловно, в "Рождении Венеры" должно присутствовать море (вспомним, что именно его оплодотворили отрезанные гениталии Урана, т.е. оно выступило как бы матерью. Не зря в позднем варианте мифа Афродита - дочь Зевса, верховного бога уже следующего поколения, именно от океаниды Дионы). Присутствуют морские атрибуты - дельфины, рыбы, нимфы-нереиды. Богиню на берегу встречают её служанки - оры и хариты, и гостеприимно обдувают ветра. Под ногами распускаются цветы. Иногда присутствуют обычные её спутники - амуры и купидончики.

И два главных признака Афродиты Анадиомены - ракушка, на которой Афродита проплыла от острова Кифера (где она появилась) до острова Кипр (где она высадилась); а также пряди мокрых волос, которые богиня выжимает от морской пены.

Эти же детали, только не столь жестко структурированные, мы видим на картинах мастеров и позднего времени. Например, у академиста Бугро при рождении богини присутствует огромное количество народу - какие-то кентавры, тритоны, как минимум, дюжина амуров, черный дельфинчик и проч. Буше более камерен - у него Венера возлежит то ли на синем атласе, то ли на волнах, и только рыба, таращась большим глазом, дает более явный намек на сюжет картины. В отличие от картины Боттичелли, где ракушка под ногами Венеры является композиционным фокусом картины, у Буше её нет, а у Бугро она теряется.

РАКУШКА Как неаппетитно объясняют продвинутые искусствоведы и культурологи, морская раковина в античном мире являлась символом вульвы. Это не странно - ту же самую ситуацию мы находим у индуистов с их йони. Упоминания о том, что на картине Апеллеса присутствовала ракушка - нет. Тем не менее Боттичелли не отказался от этого атрибута, вероятно, опираясь на множество мелких доступных ему археологических артефактов. Морской моллюск может как изображаться непосредственно, либо быть обозначенным с помощью складок одежды, как мы это видим на статуе "Венеры Сиракузской" .

На схеме - пример йони: образ богини Мудрости, используемый для визуализации тантристами из тибетской секты кагьюдпа (или чо-то типа того). Энергия, исходящая из йони богини, образует лист дерева бодхи, под которым Будда пережил просветление. Эта картина выражает стихийную природу эротической энергии.

Написала, подставила картинки - и самой стало страшно.
Душераздирающая вещь - эти ваши фрейдистские символы в коллективном первобытном бессознательном, особенно перекочевывающие в современную нам культуру.

ВОЛОСЫ Намного спокойнее ситуация с жестом рук, выжимающим мокрые волосы - его задача явно чисто эстетическая плюс контекстуальная. По этому пути пошли такие мастера, как Тициан, Рубенс, Энгр и проч. (У Боттичелли богиня всего лишь легко придерживает длинный локон, прикрывая им лоно).



Этот сюжет, в силу своего наглядного прикладного истолкования, хорошо подходит и для фонтанов. На фото из музея Метрополитен даже видны капли воды, не очень ясно, течет ли она постоянно, но на оригинале Джамболоньи, очевидно, тёк:

Большинство античных трактовок сюжета Анадиомены - именно скульптурные. При этом, поднимая руки, она как бы становится женским вариантом Диадумена ("юноши, повязывающего победную повязку"). Значительное количество вариаций именно этой позы - еще одно свидетельство того, что помпейская фреска с богиней лежащей вряд ли сильно похожа на оригинал Апеллеса, ведь он, как известно, послужил образцом для множества повторений.

НОВЫЙ МИР К cер. XIX в. этот сюжет весьма замылился. Бесчисленные вылизанные полотна выходили из мастерских академистов. Их можно понять - спрос рождал предложение, а какой сюжет еще мог дать такое хорошее оправдание изображению обнаженной женщины в стыдливую эпоху Шерлока Холмса, как не Венеры или какие-нибудь одалиски? Недостаток обнаженной натуры в эстетической копилке каждого настоящего мужчины, который сегодня восполняется средствами журналов, фотографий и интернета, компенсировать в век, когда изобретатели дошли еще только до дагерротипов, другим путем было трудно.

Тем не менее, и в изображении обнаженной натуры приличия надо было соблюдать. 1863 год: королеве Виктории 44, у нас только что отменили крепостное право и Базаров начал резать лягушек; в Штатах Скарлетт примиряет зеленую шляпку. Обнаженную натуру рисуют.

Слева - "плохой" пример, справа - "хороший":


Александр Кабанель, салонный художник, пишет свое "Рождение Венеры" и выставляет его на парижском Салоне 1863 г. Картина стала пользоваться невероятным успехом. Помимо присущих ей художественных достоинств критики хвалили саму композицию - дело в том, что Кабанель при её создании опирался на ту самую помпейскую фреску с лежащей Венерой, которую в те годы как раз только открыли. Поток похвал стал еще более интенсивным, когда император Наполеон III приобрел полотно для своей личной коллекции. Пример, что случалось с художником, если он не прикрывался античной тематикой - картина Мане "Олимпия" . Он создает её в том же году, вдохновившись, как предполагают, успехом кабанелевского ню. Но он рисует на нем реальную парижанку, называет работу именем проститутки, да вдобавок, экспериментирует с манерой живописи. И что? - дирекции парижского Салона 1864, на котором он выставил "Олимпию ", приходится поставить перед ней двух охранников, чтобы зрители не плевали и не тыкали в нее зонтиками.

Помню несколько лет назад, когда Яир Лапид вел еще развлекательные, а не новостные передачи, у него в программе прозвучала шутка юмора одного из записных остряков израильского ТВ.

Шутка была о том, что самое прекрасное и самое отвратительное.
Самое прекрасное – это представьте себе: ясное небо, синее море, веселое солнышко, шикарный пляж, а из воды выходит абсолютно обнаженная Памела Андерсон. И морская влага, и пена спадает с ее телес…

А самое отвратительное (ахи магиль)? Тоже самое: море, небо, солнце, пляжик, но из воды выходит… далее следовало имя самой известной русскоязычнойдепутатки Кнессета.

Шутка сама по себе МАГИЛЬная, но… дело не в ней.

Прекрасная обнаженная выходящая из воды – это один из самых древних архетипов. Недаром Афроодиту именовали пенорожденной - Αφροδίτη Αναδυομένη .


Варианты названия: Афродита Анадиомена, Венера Анадиомена, Рождение Венеры, Venus Marina.

Очень интересен приведенный Гесиодом миф о появлении богини любви из крови и спермы оскопленного Урана, которые упали в море.

Ночь за собою ведя, появился Уран, и возлёг он
Около Геи, пылая любовным желаньем, и всюду
Распространился кругом. Неожиданно левую руку
Сын протянул из засады, а правой, схвативши огромный
Серп острозубый, отсёк у родителя милого быстро
Член детородный и бросил назад его сильным размахом.
И не бесплодно из Кроновых рук полетел он могучих:
Сколько на землю из члена ни вылилось капель кровавых,
Все их земля приняла. А когда обернулися годы,
Мощных Эринний она родила и великих Гигантов
С длинными копьями в дланях могучих, в доспехах блестящих,
Также и нимф, что Мелиями мы на земле называем.
Член же отца детородный, отсеченный острым железом,
По морю долгое время носился, и белая пена
Взбилась вокруг от нетленного члена. И девушка в пене
В той зародилась…»
Гесиод, «Теогония»

Афродита Анадиомена -«выныривающая, выходящая из моря» - самый популярный постоянный эпитет богини и наиболее прославленная ее ипостась. Это образ изобразительного искусства начиная с прославленной, но несохранившейся картины Апеллеса, многократно повторенный мастерами последующих эпох.

Самое известное изображение рождения Анадиомены – картина итальянского художника тосканской школы Сандро Боттичелли.


«Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"»

Считается, что моделью для Венеры была Симонетта Веспуччи - возлюбленная Джулиано Медичи, младшего брата флорентийского правителя Лоренцо Великолепного.

Но сюжет этот был популярен и до Эпохи Возрождения и значительно позднее.


Так или иначе, но то, что самое прекрасное может выходить из воды в пене морской – это известно. И самое ужасное тоже: откуда появляются всякие гады, чудовища и т.д. в мифах...

Может быть и совмещение… Там увидеть прекрасное в гадком, как это могли французские декаденты. Вот у Рембо есть такое стихотворение «Венера Анадиомена», которое по мнению современников было реакцией на десятистишия Франсуа Коппе, который и уродливость века представлял, согласно Рембо, зализанной и стихи Альбера Глатиньи, который был бродячим комедиантом и умер молодым от чахотки.

В этом стихотворение, которое по мнению многих стало поворотным этапом эстетики, Рембословно искореняет «литературное» представления о прекрасном и желанном, и предметом воплощеающем любовное желание становится упадочная Венера сниженная до карикатурного образа проститутки. И в то же время здесь откровенная очевидность чудовищной прекрасности поднимающейся из старой ванны, очень убогой, очень дешевой проститутки.

Venus Anadyomène

Comme d’un cercueil vert en fer blanc, une tête
De femme à cheveux bruns fortement pommadés
D’une vieille baignoire émerge, lente et bête,
Avec des déficits assez mal ravaudés;

Puis le col gras et gris, les larges omoplates
Qui saillent; le dos court qui rentre et qui ressort;
Puis les rondeurs des reins semblent prendre l’essor;
La graisse sous la peau paraît en feuilles plates:

L’échine est un peu rouge, et le tout sent un goût
Horrible étrangement; on remarque surtout
Des singularités qu’il faut voir à la loupe…

Les reins portent deux mots gravés: CLARA VENUS;
-Et tout ce corps remue et tend sa large croupe
Belle hideusement d’un ulcère à l’anus.