СИСТЕМА МАРКО ДРЕЙЕРА
ПО ПОДГОТОВКЕ СОБАКИ К СЛЕДОВОЙ РАБОТЕ
В НОРМАТИВАХ IPO- FH

Marco Dreyer – двукратный чемпион мира по FH (FCI 2012, 2013 гг.), многократный победитель и призер национальных соревнований по следовой работе в Германии.

Статья подготовлена по материалам семинара в Ярославле 25- 26.05.2013 г.
Перепечатка запрещена.

Система подготовки собаки к следовой работе стоит на трех «китах»: спокойствие, концентрация, последовательность .

«Спокойствие». Собака работает на следу в спокойном, уравновешенном состоянии. Это состояние тренируется на начальном этапе работы, и далее связывается со всей последующей практикой.
«Концентрация» подразумевает сосредоточенность и внимательное поведение, которое также формируется в тренинге и далее закрепляется в полевой работе.
«Последовательность» - это поэтапное обучение собаки по принципу «от простого к сложному». Сначала необходимому состоянию и концентрации, затем базовой работе и далее сложным следам, без чрезмерной физической и психической нагрузки, в форме непродолжительных, но регулярных занятий.

В системе Дрейера не используется активная коррекция собаки со стороны проводника. Активная коррекция лишает собаку самостоятельности и инициативы, что зачастую приводит к сбоям на испытаниях.

При работе на следу собака не должна быть голодна. Но, разумеется, собака должна обладать нормальной пищевой мотивацией и быть заинтересована получать и собирать корм. Сильное чувство голода ведет к ненужному возбуждению и невнимательности.

Для следовой работы используется обычный повседневный корм, с единственным условием – гранулы должны быть подходящего размера: не слишком крупные, чтобы собака могла их сразу проглотить, не жуя, и не слишком мелкие, чтобы не возникало трудностей и задержек при собирании их с земли.

Обучение следовой работе делится на несколько последовательных этапов.

1 ЭТАП
Спокойствие и концентрация


Инструменты: следовая шлейка, корм (обычный повседневный сухой корм).
Место: любое спокойное место без внешних раздражителей.
Цель: установить связь между шлейкой, одеваемой на собаку, и спокойным поеданием корма, с промежуточной концентрацией на проводнике. Задача проводника – своим поведением и техникой обеспечить спокойное состояние собаки, но в то же время сохранить заинтересованность.

Шлейка используется, прежде всего, как маркер, запускающий необходимую поведенческую программу у собаки. После достаточного тренинга надевание шлейки вызывает у собаки автоматический переход в наученное состояние внимательности и спокойствия, снятие шлейки означает окончание следовой работы и последующую разгрузку. Кроме того, шлейка позволяет лучше контролировать положение головы собаки при движении на следу.

Приучение щенка к шлейке можно начинать с возраста 10- 15 недель. Обучение (или переучивание) взрослой собаки следовой работе также начинается с приучения к шлейке. Необходимо использовать специальную следовую шлейку, желательно такую, которая может быть легко снята, когда собака лежит.

Техника работы

Если собака еще не научена концентрации на проводника, сначала нарабатывают ее (можно отдельно, можно параллельно).

Собаку с пристегнутым к удавке (или обычному мягкому ошейнику) поводком проводник высаживает перед собой. Позиция может быть не строго фронтальной, но мордой к проводнику. Внимание на проводника в спокойном состоянии подкрепляется кусочками корма, выдаваемых поштучно из рук.

Затем проводник предъявляет собаке шлейку, которую держит в одной руке; для привлечения внимания собаки можно пощелкать карабином шлейки. Как только собака проявила интерес, ее подкрепляют кормом из той же руки, в которой удерживается шлейка. После этого собака снова высаживается перед собой и в спокойном, собранном состоянии подкрепляется очередным кусочком корма. Далее проводник берет шлейку в другую руку, опять привлекает внимание собаки и подкрепляет кормом. Так повторяется несколько раз: шлейка в одной руке - интерес собаки к ней - подкрепление - усадка перед собой и внимание - подкрепление - шлейка в другой руке.

Через несколько повторений предыдущего упражнения шлейку пристегивают карабином к ошейнику собаки (еще не надевая ремень на корпус) и сразу же подкрепляют кормом. Потом шлейку снимают, снова внимание на проводника – подкрепление. Так несколько раз. Далее шлейку надевают, но не застегивают туго. Снова подкрепление снова внимание на проводника снова связь со шлейкой.

Если собака возбуждена и невнимательна при высадке перед проводником, следует негативно маркировать это поведение, вывешивая ее поводком за удавку и сразу же подкрепляя желательное поведение (успокоение, внимание). Следует также обратить внимание на то, что собака перед проводником должна находиться в состоянии внимания, но не управления. Состояние активного послушания (которое может начать взрослая собака) – нежелательно.

2 ЭТАП
Обучение команде «Ищи» (such)


Инструменты: следовая шлейка, корм.
Место: любой не затоптанный участок земли (лужайка, газон, пустырь, пашня и т.п.). Спокойное место без отвлекающих факторов.
Цель этапа: связать вербальную команду «Ищи» со спокойным и внимательным поиском кусочков корма на земле.

Техника работы

Собака в следовой шлейке высаживается перед проводником. Как только собака сконцентрировалась, ее поощряют кусочком корма. Затем проводник выбрасывает рукой один кусочек корма на землю недалеко от себя и одновременно с командой «Ищи» побуждает собаку искать его на земле, обозначая рукой направление поиска. На начальном этапе можно помогать более активно: показать кусочек на земле рукой и т.п., но постепенно эту помощь следует уменьшать. Как только собака подобрала корм, ее снова высаживают перед собой, ждут концентрации, после чего выбрасывают корм другой рукой, говорят «Ищи» и посылают на поиск.

Необходимо, чтобы собака искала корм носом, а не отслеживала глазами, куда он упал. Для этого, пока собака подбирает корм с одной стороны, проводник выбрасывает другой рукой кусочек в противоположную сторону и после высадки собаки перед собой посылает ее на поиск жестом и командой «Ищи».

Эта работа проводится так долго, пока собака не начинает уверенно искать корм в указанном направлении по команде проводника после промежуточной концентрации на нем во фронтальном положении.


Работа со щенком должна занимать не более 5 минут за один подход, а с взрослой собакой – примерно 10 минут. Но можно сделать несколько подходов в один день.

3 ЭТАП
Работа в следовом кругу


Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковая баночка для корма для конца следа, приспособление для прокладки следа по окружности.
Место: пашня, трава, подходящая для прокладки следа. Спокойное место без отвлекающих факторов.
Цель этапа: научить собаку внимательной спокойной работе по криволинейному следу, с прорабатыванием всех отпечатков и укладке перед баночкой в конце следа.

Почему используется след круговой траектории? Криволинейный след сразу же приучает собаку быть внимательной и хорошо работать носом, т.к. прямая траектория гораздо проще, собака разгоняется и не учится внимательно прорабатывать отпечатки. Обучение начинается с кругов малого радиуса (1- 2 м), что дает большую кривизну и сложность и соответствующий опыт. Это как если учиться ездить на велосипеде по малому кругу: это можно делать только медленно и с хорошей координацией движений, после чего езда по кругу большего размера не создаст никаких трудностей. Кроме того, хождение по круговому следу приучает собаку к изменению направления ветра в пределах одного упражнения. И наконец, траекторию кругового следа проводнику легче отслеживать, т.к. собака своим корпусом не загораживает ближайшие отпечатки.

На начальной стадии работы в круге след прокладывают сплошной, однорядный, «пятка к носку» (см. рис.2). Однорядный след (без смещения правого и левого отпечатка друг относительно друга) важен для того, чтобы в дальнейшем избежать рысканья «влево- вправо». В дальнейшем, по мере усвоения навыка, начинается увеличение интервала между отпечатками по ширине и по направлению движения (см. рис. 3).

Рис. 1. Схема кругового следа


Рис. 2. Расположение отпечатков на кругу


Рис. 3 . По мере приобретения опыта расстояние между отпечатками увеличивается.


Рис. 4. Начало следа маркируется парным отпечатком

Корм укладывают в каждый отпечаток, в носок (для того чтобы собака привыкала пронюхивать весь отпечаток).

В конце следа в почву заглубляется (закапывается) примерно на 2/3 высоты баночка с кормом. После обучения собаки укладке перед баночками их можно закапывать глубже (оставляя на поверхности только крышку).

Техника работы
Проводник с собакой в шлейке и на поводке, распущенным не более чем на 1м, пропущенным между задними ногами собаки, подходит к началу следа (при правильной прокладке практически под прямым углом), посылает собаку на поиск командой «Ищи» и следует за ней.

Если собака собирает корм из каждого отпечатка и не ускоряется, каких- либо дополнительных воздействий не требуется. Если собака начинает торопиться, пропускать куски, необходимо:
- либо фиксацией поводка не пускать ее дальше, пока не будет подобран очередной кусок;
- либо (если пассивное удержание поводка не помогает) небольшими маркирующими рывочками одернуть собаку назад и к низу и побудить ее нюхать каждый отпечаток.

Собака, с которой была проведена в достаточном объеме работа на этапах 1 и 2, как правило, будет демонстрировать спокойное поведение и потребует минимальной помощи со стороны проводника. Темп движения не должен быть быстрым. Главное – внимательность собаки и спокойное состояние.

Если собака отклоняется от траектории следа в сторону, следует остановиться и удерживать ее поводком до тех пор, пока она не вернется на траекторию следа. Здесь рывки не используются. Можно помочь командой «Ищи» и наведением на след. То же, как если собака подняла голову – говорим «Ищи» и побуждаем возобновить пронюхивание отпечатков.

В конце следа собаку побуждают лечь перед заглубленной баночкой. Если собака знает команду «лежать», можно использовать ее, если не знает – применить механическое воздействие. Как правило, 3- 4 раз бывает достаточно, чтобы объяснить собаке укладку перед баночкой. Как только собака правильно легла (если неправильно, ее нужно поправить), проводник подходит, открывает баночку и высыпает корм перед собакой. Проводнику следует подходить и становиться над собакой, пропуская ее между ног, т.к. это способствует в дальнейшем корректной укладке на предметах.

После этого с собаки (пока она еще лежит) снимается шлейка, что означает окончание следовой работы. Как только шлейка снята, собаку можно эмоционально разгрузить (отыграть мячом, немного повозиться с ней и т.п.), после чего увести с поля.
Работа с круговым следом начинается с окружности радиусом 2 м. По мере приобретения собакой опыта, радиус дискретно увеличивается, шагами по +1м. При хорошем прохождении следа можно увеличивать радиус на 1м в неделю (примерно при 3 следах в неделю). Левый и правый круги чередуются.

Максимальный радиус кругового следа 10 м, что соответствует примерно 62 шагам.

Покрытие не имеет особого значения, но на этом этапе нужно избегать колючих поверхностей (типа стерни), чтобы не провоцировать собаку поднимать голову.

Выдержка после прокладки следа 5 минут – этого достаточно, вне зависимости от радиуса круга.
После того, как собака научилась ходить круговой след радиусом 10 м, следует вернуться на радиус 5 м и класть корм в отпечатки вариабельно:
2+/1-
3+/1-
4+/1- .

След по- прежнему прокладывается сплошной, без разбега между отпечатками по длине и ширине. Если собака начинает нервничать в пустых отпечатках, следует уменьшить размер круга, удерживать собаку от ускорения темпа.

После того, как 5- метровый круг с вариабельным подкреплением успешно усвоен, радиус круга увеличивают на +1 м и также увеличивают число пустых отпечатков:
3+/2-
4+/2-
5+/2- .

Если здесь собака показывает излишнее возбуждение, нужно вернуться на предыдущий шаг.

Круг радиусом 7 м – 3 пустых отпечатка;
8 м
– 4 пустых;
9 м – 5 пустых;
10 м – 6 пустых.

Одновременно с увеличением размера круга увеличивают и выпуск поводка, подводя к тому, что на круге максимального размера собака могла ходить на полностью выпущенном поводке.

Так скоро, как собака станет способной пройти круговой след 10 м радиуса без корма в отпечатках, сохраняя спокойствие и концентрацию, круговой след повторяется несколько раз, после чего происходит переход на следующий этап - прямые и углы.

Важное замечание: почему собаку не сдергивают сильными рывками назад? Когда проводник делает сильный рывок за поводок тянущей вперед собаки, непосредственно перед самим рывком он на короткое время ослабляет натяжение движением руки вперед. Собака со временем научается воспринимать ослабление натяжения как сигнал к последующему неприятному воздействию, и поэтому стремится его избежать, еще сильнее натягивая поводок и ускоряясь. Это, в конце концов, приводит к тому, что собака стремиться тянуть все время. Поэтому, если собака ускоряется, необходимо либо просто зафиксировать поводок и удерживать ее, либо применять легкие рывочки- маркеры, которые собака не будет стремиться избегать.

4 ЭТАП
Работа с прямыми и обучение углам

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковые баночки для корма.
Место: пашня, трава, подходящая для прокладки следа.
Цель этапа: научить собаку внимательной спокойной работе по прямому следу с углами без корма в отпечатках.

Техника работы

Сначала прокладываются следы простой конфигурации (рис.5, схемы 1- 2).


Рис. 5. Работа на прямых с углами:

(1) Начальная конфигурация следа, с промежуточным подкреплением баночками.
(2) Альтернативная конфигурация.
(3) Увеличение остроты углов.
(4) Отработка прохождения углов.
(5) Окончательная конфигурация следа (подготовка к IPO- 3).

На следу укладываются баночки с едой. Подкрепление в отпечатках на этом этапе уже не используется. Техника прохождения следа аналогична работе в кругах. Когда собака корректно укладывается перед баночками, проводник открывает банку, дает съесть корм. При переходе на этот этап можно уже начинать давать расстояние между отпечатками, но сначала только по длине, не раздвигая по ширине левые и правые отпечатки (см. рис. 3).

Здесь же собаку начинают учить прохождению углов. Сперва прокладываются простые тупые углы, которые по мере приобретения опыта становятся более острыми (см. рис. 5, схема 3). После угла устанавливается баночка – примерно на расстоянии длины корпуса собаки от угла. Углы сперва делают закрытыми отпечатки один к другому. По мере приобретения собакой опыта угол постепенно раскрывается.

Баночки также устанавливаются и в конце следа, а начальном этапе и на прямых. Таким образом, цель для собаки на следу – это поиск и обозначение баночек, что в дальнейшем трансформируется в обозначение предметов.

На этом этапе собака работает до тех пор, пока не станет демонстрировать стабильного прохождения следового трека с четким прохождением углов и в нужном состоянии (спокойствие, внимательность). След постепенно усложняется от конфигурации 1- 2 к 4 и 5 (см. рис. 5). Конфигурация 5 с длинной 800 шагов используется при подготовке к сдаче IPO- 3.

Если собака начинает терять концентрацию и спокойствие, необходимо вернуться на базовую работу – круговой след. Но начатый след необходимо все равно доработать до конца.

5 ЭТАП
Обозначение предметов

Инструменты: следовая шлейка, следовой поводок, корм, пластиковые баночки для корма, предметы из разных материалов (дерево, кожа, металл, пластик).
Место: любая поверхность, подходящая для прокладки следа.
Цель этапа: научить собаку обозначать найденные на следу предметы.

Техника работы

Обучение предметам проводится на прямых следах. Прямой след нужен для того, чтобы научить собаку корректно ложиться перед предметом (не диагонально и др.).



Рис. 6. Схема следа для обучения предметам

Предпосылкой для работы с предметами являются баночки, перед которыми собака укладывается во время обучения на предшествующих этапах.

Как правило, делается прямая длиной 30 м, на которой равномерно раскладывается 8- 10 предметов, рядом с баночками. Но в отличие от предыдущего этапа, здесь собаке корм дается не из баночки, а из руки. Проводник следует за собакой на коротком поводке (0,5 м). Над предметом собаке помогают лечь (командой или механическим воздействием), встают над собакой и подкрепляют кормом. Укладка собаки также поощряется похвалой. Если собака легла далеко от предмета, она не поощряется; проводник стоит за собакой с поводком и посылает ее дальше командой «Ищи», пока она не займет правильного положения перед предметом. Маркером для собаки, что она все сделала верно, является положение проводника над ней (сверху) и выдача корма. Далее предмет поднимается вверх и убирается, проводник берет поводок и посылает собаку на поиск остальных предметов. Если собака пытается встать раньше команды на поиск, это пресекается запрещающей командой («но- но- но») и механически.

Если собака после команды на поиск систематически пытается проскочить несколько первых отпечатков без пронюхивания, следует уменьшить расстояние между предметами на прямой.

После обозначения последнего предмета, как обычно, следует снятие шлейки – маркер окончания работы.

1 стадия обучения: Предмет + Баночка + корм из руки;
2 стадия обучения: Предмет + корм из руки.

Эта схема отрабатывается до тех пор, пока собака самостоятельно, без помощи проводника, не станет укладываться на всех предметах, после чего число предметов уменьшают, а конфигурацию следа усложняют (рис. 7).


Рис 7. Последовательность этапов обучения предметам

Таким образом, предмет становится мотивационным объектом, который собака стремится найти и обозначить, т.к. на нем она получает подкрепление. Поиск предметов продолжается для собаки до тех пор, пока с нее не снимут шлейку – маркер окончания работы.

Главное в работе с предметами, как и на других этапах обучения, - это спокойствие и планомерность. В этом суть системы обучения следовой работе Марко Дрейера.

ДОПОЛНЕНИЕ
Работа с пересечениями в нормативе FH

Наработка прохождения пересечений основного следа также производится с использованием баночек с кормом. Основной и пересекающий след может прокладывать один человек (напр., сам проводник), но с временным интервалом (примерно 30 мин.), но желательно (в соответствии с нормативом) использовать чужой основной след.



Рис. 8. Схема следа для обучения прохождению пересечений

Баночки с кормом укладываются на расстоянии 1 метр от пересечения. Проводник следует за собакой на коротком поводке. Если собака уходит на пересечении, то проводник удерживает ее поводком до тех пор, пока она не вернется на правильную траекторию. Можно помочь собаке командой «Зух» и подсказать направление. Как только собака прошла пересечение и легла перед найденной баночкой, проводник подходит, открывает баночку и подкрепляет собаку кормом. В остальном работа та же, что и в основном обучении.

©M.Yugov, 2013.

На вопрос Как собаку учат брать след или этому научаются только определенной породы собаки? заданный автором Екатерина Бочагова лучший ответ это Если вы имеете ввиду след человека, то тут важно чтобы собака шла не на охотничьих реакциях и верхним чутьем, а на защитных и нижним. Поэтому сначала обучают идти по следу хозяина, а потом по чужому. Никакой прокладки следа собака видеть не должна, никаких шарканий, вообще прокладка следа для неопытной собаки это отдельная тема. На соревнованиях прокладчик идет в обычном темпе и не имеет права останавливаться. В идеале начинают заниматься с щенком 4 мес. , только на кормовой дорожке (лакомство в каждый след) . Сложность в том, чтобы научить собаку пронюхивать КАЖДЫЙ СЛЕД, идти в ровном темпе без ускорения, проходить уверенно углы (без петли) и обозначать предметы на следу, не отвлекаться на животных и пересекающий след. Вот собственно для такой работы охотничьи породы не годятся, у них другой тип поиска. Из служебников хорошо ходят немцы, бельгийцы, ризены, доберманы и ротвейлеры. А вообще больше от способностей конкретной собаки зависит.
Источник: Занятия на следу со своими собаками и общение с призером Чемпионата Мира по следовой службе Лысенковым Ю. (НО Арго Гарливиентис)

Ответ от сложносокращенный [гуру]
Собак учат брать след с прикорма на следу, вот поэтому категорически нельзя наказывать щенка, который будет ставиться на след, за подбирание еды на улице, чем грешат многие любители. По горячему следу хозяина собаку легко научить ходить, а вот все трудности вылезают, когда переводят на след чужого человека, сразу все огрехи проявляются. Усложняют задачу: увеличение протяженности следа, разный тип грунта, сильный ветер (влияет на работу даже нижним чутьем) , обозначение предметов мелкого размера, фактор настороженности (след чужака) , увеличение давности следа (холодный) , его пересечение посторонними. Для всего этого у собаки должна быть идеальная нервная система, которая позволит концентрироваться и не получить при этом стресс (если след очень длинный) , т. к. нервное и физическое напряжение велико. Для такого использования нужен соответствующий экстерьер: нормальной длины морда, длинная шея, соразмерные пропорции конечностей. По многим критериям идеальными считаются немецкие овчарки (сочетание экстерьера, нервной системы, управляемости, способности держать стресс) - это что касается ТЩАТЕЛЬНОЙ проработки следа. Для быстрого розыска, но поверхностного очень хороши бладхаунды, но работают в другой манере (как охотники) . Применяют за рубежом чаще эти две породы, но для разного поиска.


Ответ от Невролог [гуру]
Все собаки умеют пользоваться носом -но не любая собака будет РАБОТАТЬ всегда, везьде, в любую погоду.
Поэтому все же лучшие нюхачи среди немцев, ИМХО


Ответ от Пробросаться [гуру]
У меня стаффка ходила. Учили так: бутылка с разбавленной кровью. Человек идёт по прямой и капает кровью за собой. В повороте ставит вешку для контроля, "натаптывает" и "кровит" побольше. Чтоб собака работала заинтересована, когда находит человека, получает комманду "фас" (это для рабочих овчаров) . Или что-то дико вкусное или дико интересное для собаки. Моя просто была счастлива до соплей что нашла приятеля.
С каждым занятием кровью поливаем всё меньше и меньше. Потом просто "кровим" в повороте, ну а потом уже просто "натаптываем".
Ну и во время занятий приучаем собаку к команде "нюхай".
Перед обучением хождению по следу собака должна знать что такое выборка.


Ответ от Ксения Петрова [гуру]
любая собака не сгодится. . как пример - фоксы отлично нюхают и очень энергичные, но увидев зверушку тут же срываются и уходят за ней в точку. на следовую работу в спец. учреждениях используют немецких овчарок и ротвейлеров (реже) . методики относительно не сложные, но новичку и человеку без опыта справиться практически нереально.
лучше всего купить уже обученную собаку (недешево и потребуются тренировки, иначе через полгода максимум - навыки растеряются) или дрессировать с опытным кинологом (есть в милицейских питомниках, а также в МЧС и таможнях) .
на лакомство лучше не ставить, особенно если собака пищевик (как показывает опыт - нестабильно работает) . лучше всего на аппортировочный предмет.


Ответ от Anna Maria [активный]
брать след может каждая собака но её надо этому научить а как учить а вот как: выводите собаку на поляну а вас в руке колбаса даёте ей понюхать любой предмет и прячете его и говорите след если собака нашла предмет вы даёте ей угощение.


Ответ от Toth Olga [гуру]
Обучаются любые породы.. Мы говорим о следе человека? Так вот... Собаку кладут (привязывают) и на глазах у нее прокладывают недлинный след, шаркая ногами.. конец следа обозначают вещью, на которую кладут кусочек лакомства... Пускают собаку по следу, пытаясь заставить ее принюхаться (показываем на след, и команда "нюхай","след! ").Когда собака беспрепятственно наxодит вещь и лакомство (ну конечно, она же видела, где Вы прятали!) поощряем ее.. Потом, с каждым занятием, след удлинняют, а потом прокладывают его не на виду у собаки... В отличие от отработки "злости",следовая прекрасно обучается самостоятельно, не на площадке...

Если ваша собака хорошо выполняет команду «апорт», то можно приступать к выработке у нее навыка поиска предметов, и не только. Так, служебную собаку можно обучить брать след человека, охотничью собаку можно обучить находить гнездо или засевшего в зарослях зайца, а вашу собачку можно научить найти утерянный вами телефон, нож и многое другое. Перечень задач, по поиску, которые будут ставиться перед вашим животным, очень велик. Подводить животное к поисковой работе нужно постепенно, усложняя задачу для него и повторяя достигнутое ранее.

Начинать нужно с того, что вы бросаете, знакомый собаке предмет, недалеко от себя, но, соблюдая два условия. Первое – предмет должен упасть так, чтобы собака не видела места его падения, и второе – животное не должно видеть момента самого броска. Вы должны направить питомца по команде «апорт» и соответствующему жесту – вытянутой рукой в сторону упавшего предмета, с легким наклоном туловища. Собака может вас не понять (раньше она могла наблюдать падение предмета), и не броситься за апортом. На первых порах, вам надлежит самому, помочь собаке найти предмет, а именно – пройти в сторону предмета и даже, возможно, подвести ее к нему. При этом вы должны повторять команды «ищи» и «апорт». Для животного команда «апорт» уже знакома, оно понимает, что его нужно принести, то команда «ищи» — еще нова, и оно к ней привыкает. Наблюдая за животным, как оно, пригнув голову, носится в поисках апорта, нужно неоднократно произносить слово «хорошо» и снова подавать команды «ищи», «апорт». Как только животное найдет предмет, нужно воскликнуть «хорошо», погладить его и дать лакомство, при этом апорт отобрать. Заметив успех своей собаки в поиске предметов, усложняйте для нее занятия, но тоже, постепенно. Можно, предмет поиска завернуть в газету, закопать в землю (на небольшую глубину), подвесить (на высоту, чтобы собака не могла его достать). В комплексе с этим упражнением, можно отрабатывать команду «голос». Очень важно, чтобы собака, нашедшая то, что она должна была для вас найти, предупредила вас о находке голосом (это необходимо, для перехода к обучению собаки обыску участка местности). Вначале, нужно приучить животное облаивать высоко висящий предмет, подавая последовательно команды «голос», «апорт», «голос». Далее, собаке нужно позволить схватить предмет, на который она лаяла, а вслед за этим, дать ей лакомство. Ни в коем случае, для апортировки не применяйте металлические предметы, не допускайте, чтобы собака играла ими при подносе его к вам, иначе это приведет к непослушанию и порче предметов, зубами животного. Апортировочные вещи должны быть разнообразными, иначе ваша собака откажется, в будущем приносить что-либо, кроме знакомых ей предметов. Увидев, что ваша собака активно и целеустремленно идет на поиск предмета, правильно его ищет и находит, можете поэкспериментировать.

Пригласите на прогулку жену или ребенка. Поиграв совместно с собакой на площадке, попросите близкого вам человека спрятаться за стеной здания, при условии, что туда он может попасть, только совершая зигзагообразные движения, не видимые собакой. Собаку, в это время, отвлеките. После этого, ей можно дать команду – «ищи» и назовите имя ребенка или жены (того, кто спрятался). Возьмите собаку на длинный поводок и следуйте за ней. Вы увидите, как животное пойдет по следу и приведет вас к месту, где спрятался человек. Такие игры являются предпосылкой, для выработки у животного навыка работы по следу и выполнения команды «ищи след» или «след».

Вы замечаете, что с каждым днем, вам становится все интереснее проводить время с четвероногим другом. Ваш помощник становится все более воспитанным и обученным. Вам уже открыто завидуют те, с кем вы совершаете совместные прогулки. Но не зазнавайтесь. У вас впереди еще много работы. А ваш дружок, еще очень многому может и способен обучиться.

Отработка:

Ваша собака - превосходная ищейка, она может найти по следу вас или другого человека.

  • 1. Проложите след по мокрой траве, где запах проще всего определить. Пройдите, шаркая ногами (чтобы оставить запаховую дорожку), примерно 40-50 м по прямой. Через каждые несколько метров разложите по следу лакомства с сильным запахом (кусочки сосиски) и расставьте кегли или конусы, чтобы самому запомнить путь. В конце маршрута оставьте свой носок или другой предмет с вашим запахом. Положите в носок лакомство, чтобы привлечь собаку.
  • 2. Надев на собаку ошейник (или шлейку) и поводок длиной 3,5-4 м, подведите ее к началу следа. Скомандуйте «След!» и дайте ей найти первый кусочек лакомства на пути. Сейчас, в отличие от других случаев, вести должна собака, показывая вам, куда идти. Идите медленно, позволяя ей тащить вас вперед. Не делайте собаке замечаний, если она пойдет в неверном направлении, просто не давайте ей стянуть вас со следа.
  • 3. Когда служебная собака находит по следу объект, она ложится, давая понять, что задание выполнено. Когда ваш пес доберется до конца маршрута и унюхает носок, скомандуйте ему «Лежать!» и наградите лакомствами из носка.
  • 4. Теперь проложите маршрут с поворотом на 90 градусов. Помните, что запах на пути держится не меньше дня, потому прокладывайте новые маршруты в разных местах. Обращайте внимание на направление ветра. Если собака идет по следу при встречном ветре, ее может сбивать запах, приносимый по воздуху. Удлините поводок до 6 м, чтобы собака чувствовала себя свободнее, и кладите лакомства реже. Усложните задание, пуская пса по следу не сразу, а спустя какое-то время после того, как проложите его.

Ожидаемые результаты

Не всегда можно понять: сбилась собака со следа или принюхивается к запаху, принесенному ветром. Положитесь на то, что собака знает свою работу, доверяйте ей - в данном случае вы не учитель, а, скорее, наставник. Собаки любят работу с запахами и за несколько недель могут научиться отыскивать предмет или «брать след».

На основе навыков Вопросы и проблемы

Собака вместо того, чтобы идти по следу, жмется к моим ногам.

Смолчите и дайте время, чтобы включились ее инстинкты. Чем больше вы разговариваете с собакой, тем больше она будет на вас оглядываться.

Сумеет ли собака почувствовать след, проложенный в теплой обуви.

Да, ваш запах проходит и через одежду. К тому же собака способна почуять запах раздавленных стеблей травы у вас под ногами.

Построено на этом

Хорошие ищейки могут пройти по извилистому пути со множеством поворотов и на любой поверхности найти след.

Хитрость

Идя по следу, собака делает короткие глубокие вдохи, так что воздух попадает на рецепторы, расположенные глубоко в носовой полости.

На следующий день дрессировщик, подобрав группу людей в количестве 5-6 человек и нового опытного помощника, повторяет занятия, проделанные накануне.

«Выгуляв» собаку, дрессировщик привязывает ее к дереву или к другому какому-нибудь предмету. В это время группа людей, находящихся в стороне или на отдельной поляне, укладывает свои вещи (носовые платки, фуражки и т. д.). Острые и металлические предметы в первое время обучения класть не разрешается, чтоб не причинить боли собаке. Отойдя в сторону метров на 40-50, группа людей выстраивается в шеренгу, лицом к предполагаемому движению собаки. Помощник со своей вещью становится метрах в 10 от расположенных на земле вещей.

Дрессировщик, проверив готовность группы людей, идет к собаке, отвязывает ее и подходит с нею к помощнику. Усадив возле себя собаку, дрессировщик левой рукой сжимает пасть собаки и протяжно произносит «фу-у». Помощник же в это время, зайдя к дрессировщику с правой стороны, передает ему вещь, которую дрессировщик протягивает так, чтобы она касалась мочки носа собаки, одновременно произнося «нюхай», нюхай». Как только собака начнет обнюхивать вещь, дрессировщик подает поощрительную команду «хорошо, нюхай». Потом эту вещь помощник кладет между вещами, уложенными на земле, и быстро возвращается к дрессировщику. После этого помощник протягивает дрессировщику руку, встав позади него с правой стороны, которую последний дает собаке обнюхать, одновременно поощряя «нюхай, хорошо, нюхай». Далее помощник быстро уходит и становится в шеренгу (каждый раз на новом месте).

В это время дрессировщик берет собаку на длинный поводок, подводит ее к расположенным на земле вещам и командует «нюхай, аппорта. Как только собака возьмет вещь, дрессировщик немедленно произносит одобряющую команду «хорошо, аппорт, хорошо», затем - «дай» и берет вещь из пасти собаки, а последнюю ласкает, оглаживает и дает лакомство.

Может случиться, что собака не возьмет вещь, тогда надо помочь ей взять ее, указав на нее рукою.

Взяв вещь (аппорт), дрессировщик идет вместе с собакой к группе людей, среди которых находится и помощник. Зайдя с конца шеренги, он движется вдоль нее, произнося команду «нюхай».

Если собака, обнюхав помощника, залает на него и будет стремиться схватить его зубами, то дрессировщик немедленно подает команду «хорошо» и предоставляет возможность собаке слегка схватить помощника. (В дальнейшей работе при нахождении искомого человека хватка собаки без команды воспрещается, допускается лишь обнюхивание).

После этого дрессировщик ставит собаку в сторону от шеренги так, чтобы она не видела ее, а помощник в это время меняет свое место в шеренге.

Дрессировщик вновь подводит собаку к шеренге и, подав команду «нюхай», снова ведет ее вдоль шеренги. При том условии, если она опять выбрала из группы помощника правильно, то дрессировщик вместе с собакой конвоирует его, как было указано выше.

Допустим, что собака не обратила внимания на помощника, тогда дрессировщик дает ей перед строем обнюхать аппорт, выбранный ею из группы предметов. Когда и это не подействует, тогда помощник имитацией испуга старается обратить на себя внимание собаки, и как только последняя дойдет до помощника, дрессировщик немедленно произносит команду «хорошо, нюхай, нюхай». Это делается очень осторожно, с учетом высшей нервной деятельности собаки, чтоб не привить последней нежелательной связи - находить нужного человека при виде его испуга, движений и т. п.

При усложнении всех этих приемов занятия проводятся один раз в сутки, т. е. без повторения одних и тех же приемов.

Чтобы закрепить у собаки вырабатываемые условные рефлексы на команды «нюхай, след», «нюхай, аппорт», «ищи», «нюхай», с целью выборки человека со следа, выборки вещей со следа, выборки вещей с человека и выборки человека по вещам необходимо комбинировать, разнообразить и усложнять приемы дрессировки, чередуя: обыск местности с отысканием следа, выборку вещей с выборкой человека, задержание с конвоированием, привлекая новых помощников, проводя занятия в различное время суток и в разное время года, меняя места занятий, с малым и большим количеством разнообразных раздражителей.

Проведя ряд занятий с удлинением следа по прямой линии до 3000 м, необходимо переходить к дрессировке с отходом вправо и влево, с овальными и острыми углами, петлями, кругами и т. д.

Дрессировщик должен помнить основное условие - применять в день один-два приема, не утомляя собаку, не допуская повторения в один и тот же день несколько раз одного и того же приема, ибо это ведет к переутомлению собаки и даже отказу от следовой работы.

Как только собака хорошо пошла по следу с наличием узлов, зигзагов, петель, необходимо проверить правильность ее работы, оставляя на этих местах помощников.

Если собака все вещи подберет, то цель дрессировки надо считать достигнутой, т. е. собака не сбивается со следа и точно идет по нему.

Может случиться, что собака во время следовой работы отвлечется на более сильный раздражитель и бросится в сторону. В таких случаях не надо бояться, что она потеряет след. Спокойно, не нервируя себя и собаку, необходимо отвлечь ее от постороннего раздражителя, пустить на полный поводок и дать возможность самой отыскать след, произнося при этом команду «ищи след».

Потом, незаметно отступая до того места, где был утерян след, зорко следить за ее поведением. Как только собака изменит направление движения, напав на след, дрессировщик немедленно произносит команду «нюхай, след, хорошо».

Горячность, окрик на собаку может повести к выходу собаки из строя, т. е. отказу от следовой работы. Это особенно надо помнить дрессировщику, так как дрессировке на след поддается не всякая собака.

Для отшлифовки работы по следу необходимо проделать следующее: помощник в определенном месте оставляет свою вещь и уходит метров за 1500. Вскоре появляется дрессировщик с предварительно «выгулянной» собакой, подводит ее к вещи помощника и произносит команду «нюхай».

После того как собака обнюхает вещь, дрессировщик берет последнюю себе и произносит команду «ищи, след».

При отыскании следа дрессировщик строго следит за поведением собаки, и если заметит изменение в ее поведении, немедленно подает команду «нюхай, след».

Если же собака свободно пойдет по следу и отыщет помощника, то надо считать, что она готова к ближнему розыску и можно ее использовать для обходно-дозорной и сторожевой службы.