История человечества знает немало заблуждений, которые долгое время принимались за истины. Так было и со взглядами на питание.

Вплоть до второй половины XIX столетия физиологи всего мира считали, что жизненно важными компонентами продуктов являются лишь белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли и вода. Но постепенно стали накапливаться факты, заставившие учёных пересмотреть это ошибочное утверждение. В нашем сегодняшнем сообщении речь пойдёт о витаминах.

Как открыли витамины

Каковы же факты, заставившие учёных изменить взгляды на пищевую ценность того, что мы едим и пьём:

  • Немалый опыт длительных морских путешествий показал, что даже при достаточных запасах продовольствия, моряки нередко гибли от цинги. Так, при из 265 членов экипажей от её симптомов погибли 248 человек.
  • Полна трагических страниц и история освоения Арктики, когда отважные полярники погибали не от голода и холода, а от тяжелейших симптомов, которые были свойственны цинге. Не пощадила эта болезнь отважного Витуса Беринга, героя - полярника Г. Я. Седова и многих других известных и неизвестных покорителей ледовых материков.
  • Жители Японии и Индонезии были подвержены странному заболеванию, получившему название «бери-бери», что в переводе означает «оковы». Т.е. наиболее выраженное проявление этого недуга - тяжесть в ногах и шатающаяся походка. От него страдали и заключенные некоторых тюрем. Все они питались отшелушенным рисом.

Анализируя подобные факты, ученые-физиологи пытались разобраться в вызывающих их причинах. Объяснение было получено, благодаря наблюдательности врача из Голландии Эйкмана. Наблюдая за поведением кур на птичьем дворе, он заметил, что птица, питающаяся исключительно отварным рисом, заболевает «бери-бери», но добавление в их корм отрубей достаточно быстро излечивает этих пернатых.

Дальнейшие исследования позволили открыть особую группу веществ, жизненно необходимых для человеческого организма. Поскольку они являются регуляторами обмена веществ, обеспечивая нормальное протекание физиологических и биохимических процессов, эти вещества были названы витаминами (от латинского слова vita - жизнь ). При их недостатке или отсутствии организм испытывает своеобразный «голод». И его поражают коварные недуги, вроде «бери-бери», цинги, рахита и т. д.

Спасительная роль отрубей сейчас легко объяснима. Отруби - это самая питательная и полезная часть зерновых культур. Именно витамины, содержащиеся в отрубях, спасли птичье царство от вымирания.

Друзья нашего организма

Несмотря на огромную ценность витаминов, количество этого «эликсира жизни» должно быть очень незначительным. Естественные витамины и минеральные вещества содержатся в свежих овощах и фруктах в достаточном количестве. Поэтому следует, по возможности ежедневно включать их в свой рацион.

А теперь попробуем разобраться в «витаминном царстве». Сейчас наукой признано витаминами 13 групп веществ. Для их обозначения используют буквы латинского алфавита и названия, данные им при получении:

  • Витамин А, иначе называют ретинолом или каротином. Он «отвечает» за наше зрение. Если, заходя из светлой комнаты в темную, адаптация (привыкание) длиться больше 6 секунд - пора налегать на фрукты и овощи жёлтого и красного цвета, они помогут восполнить недостаток каротина. Богаты этим витамином говяжья и свиная печень, икра, молоко . Если вы заметили шелушение и зуд кожи, сухость дыхательных путей, виновник все тот же - недостаток витамина А.
  • Витамины группы В. Их роль особенно велика в выработке белков - главного строительного материала наших мышц, для укрепления нервной и эндокринной систем. Разновидностей витаминов этой группы множество. Рассмотрим некоторые из них. Это В1 (тиамин), отсутствие которого и вызывало цингу, «бери-бери» и другие недуги. Даже его недостаток вызывает ослабление памяти, слабость, бессонницу и отсутствие аппетита. Богаты этим компонентом хлеб из цельного зерна, бобовые культуры, свинина, яйца. Если вас одолевает головокружение, заторможенность - решить проблему поможет витамин В6. Достаточно съедать в день 100 г необработанного риса, бобов или гороха и эти симптомы оставят вас в покое.
  • Если быстро устают глаза, слоятся ногти, а ночной сон не приносит желаемого отдыха - организму не хватает витамина D . Им богаты скумбрия и камбала, печень трески и куриные желтки.
  • Бесконечные простуды отравляют жизнь - значит понизился иммунитет, виноват витамин С, вернее его нехватка. Он в больших количествах содержится в чёрной смородине, шиповнике, болгарском перце, лимоне и квашеной капусте.

Словом относитесь внимательно к своему организму. Он подскажет, каких витаминов и микроэлементов ему не хватает, чтобы быть здоровым и жизнерадостным. Но более точные сведения об обеспеченности организма витаминами можно получить при помощи анализов крови и мочи .

Что ещё нужно знать о витаминах

Однако не всегда есть возможность возмещать нехватку витаминов за счёт продуктов питания. Тогда можно воспользоваться «аптечными» витаминами.

Большинство из них получают в химических лабораториях из натуральных продуктов. На аптечных прилавках можно встретить поливитамины, т. е. медицинские препараты, включающие несколько разных витаминов, а нередко минеральные и органические добавки. Иногда это целый комплекс витаминов. Тогда они носят название мультивитаминов.

По характеру всасывания и сохранности в организме витамины подразделяются на водорастворимые и жирорастворимые. Первая группа самая многочисленная, а вот в жирорастворимую группу входят лишь четыре витамина A, D, E и K.

Жирорастворимые витамины могут накапливаться в организме в печени и в жировой ткани. Это своеобразное витаминное депо, позволяет организму иметь резервы этих веществ, и при необходимости ими воспользоваться. Этот запас может сохраняться в организме от 1 до 2 лет.

Тогда как срок хранения их водорастворимых «собратьев» от нескольких дней до 6 недель. Они легко растворяются в воде, а попадают в кровь сразу из пищи и выводятся из организма с мочой, поэтому должны поступать в организм ежедневно.

Нарушение поступления витаминов может вызвать три патологических состояния:

  • их отсутствие - авитаминоз;
  • их недостаток - гиповитаминоз;
  • их избыток - гипервитаминоз.

Гипервитаминоз - это, по сути, отравление организма при передозировке или индивидуальной непереносимости витаминов. Причем признаки этой патологии для каждого витамина различны. Чаще всего они могут быть вызваны жирорастворимыми витаминами, т.к. только они имеют способность накапливаться в организме.

Как сохранить эти хрупкие сокровища

Если синтетические витамины защищены от разрушения, то живые витамины, содержащиеся в продуктах, легко теряют свои свойства. Их главные враги - солнечный свет, кислород, время и высокая температура. Поэтому очень важно правильно хранить овощи и фрукты, а при приготовлении пищи использовать запекание и приготовление на пару.

И если у вас нет возможности употреблять свежие овощи и фрукты, не пренебрегайте замороженными ягодами.

Ведь они обрабатываются сразу после сбора и по максимуму сохраняют свое витаминное богатство.

Если это сообщение тебе пригодилось, буда рада видеть тебя

Класс: 10

Презентация к уроку


























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель.

  • На основе межпредметных связей с биологией, опираясь на жизненный опыт учащихся, обобщить знания учащихся о витаминах, раскрыть важнейшую роль витаминов для здоровья человека.
  • Развить понятие об авитаминозах, гиповитаминозах и гипервитаминозах на примере важнейших представителей водо- и жирорастворимых витаминов.
  • Образовательные: расширить представления учащихся об истории открытия витаминов. Обобщить имеющиеся знания о важнейших представителях витаминов. Показать значимость витаминов для здоровья человека.
  • Воспитательные: прививать учащимся культуру здорового образа жизни, используя полученные на уроке знания о витаминах.
  • Развивающие: формировать познавательные потребности школьников, ИКТ-компетенции, прививать интерес к предмету, развивать творческую активность.

Методические задачи урока.

Основа урока – использование некоторых элементов кейс-технологии.

1. Учить школьников находить, обрабатывать, обобщать полученную информацию.

2. Развивать навыки использования компьютерных программ (Microsoft PowerPoint) для оформления результатов.

3. Развивать навыки исследовательской деятельности.

Оборудование и реактивы: компьютер, проектор, экран, ноутбуки учащихся, презентация учителя и учащихся, коллекция витаминных препаратов, аскорбиновая кислота, рыбий жир, FeCl 3 - 1%, крахмальный клейстер, 5% р-р йода, раствор брома, этанол, р-р щелочи (NaOH).

Тип урока. Урок самостоятельного изучения и первичного закрепления полученных знаний

Кейсы учащихся:

Поиск определений слова “витамины” в различных источниках информации – весь класс.

Подготовка сообщений по темам: “Витаминные препараты”, “Сохранение витаминов при кулинарной обработке пищи”, “Хранение продуктов” - 6учащихся.

Оформление компьютерных презентаций в Microsoft Power Point по наиболее значимым витаминам – 6 учащихся.

Заполнение таблицы в ходе урока – весь класс.

I. Организационный момент

На нашем сегодняшнем занятии речь пойдёт об одной из важнейших и незаменимых сторон жизни человека – о здоровье. Чтобы быть здоровым, надо соблюдать много условий, но главное из них это правильное питание. Причём, на каждом этапе жизни оно должно быть различным.

Скажите, что получает человек вместе с пищей?

Верно, но кроме белков, жиров, углеводов, минеральных соединений и воды, в пищу человека входят особые вещества, крайне необходимые для жизни, нормального роста и развития организма. Кто догадался, что это за особые вещества?

Верно, ребята – это витамины . Даже в наше цивилизованное время можно почувствовать недостаток витаминов. Особенно весной и осенью наш организм быстро утомляется, снижается иммунитет. Слад 1

II. Актуализация знаний

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа сильно заболела. Умирающие моряки попросили капитана всадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Колумб сжалился над страдальцами, причалил к ближайшему острову, оставил больных вместе с запасом провианта, ружья и пороха на всякий случай. Через несколько месяцев, на обратном пути, его корабли вновь подошли к берегу, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было их удивление, когда они встретили своих товарищей живыми и здоровыми! Остров назвали “Кюрасао”, по-португальски это означает “оздоравливающий”. Как вы думаете, что же спасло моряков от гибели?

Верно, витамины. Вот об этом мы и поговорим на сегодняшнем занятии. Может, кто-то догадался, что именно послужило источником витаминов для моряков? Если нет, то вы узнаете об этом в конце урока. Слад 2

III. Новая тема

1. Введение в понятие

Итак, что же такое витамины? Какие определения вы нашли и в каких источниках?

Учащиеся зачитывают различные варианты определения понятия “витамины”.

Обобщая всё вами сказанное, давайте запишем определение витаминов.

Работа в тетради

Витамины – низкомолекулярные органические соединения различной химической природы, катализаторы, биорегуляторы процессов, протекающих в живом организме. Слайд 3

Находясь в продуктах питания в незначительных количествах, они оказывают выраженное влияние на физиологическое состояние организма, так как являются компонентом молекул ферментов. Они принимают участие в сложных цепях химических превращений. Большинство витаминов в соединениях с белками образуют ферменты, которые являются непосредственными участниками обмена веществ в организме.

2. Краткая история открытия витаминов

Что же привело к открытию витаминов – этих веществ, обладающих чудесными свойствами предупреждать и излечивать тяжелые болезни качественной пищевой недостаточности? А привели множественные факты из жизни людей.

У Джека Лондона есть замечательный рассказ, написанный им в 1911 году, “Ошибка господа бога”, в котором автор рисует яркую картину того, как от истощения, вызванного цингой, гибнут люди, несмотря на то, что у них имеется достаточный запас пищи. Прочтите отрывок из рассказа в учебнике.

Работа с учебником. Учащийся читает вслух отрывок на с.276.

В этом маленьком отрывке из рассказа ясно показана причина заболевания. Какова она, на ваш взгляд?

– Да, верно – это отсутствие в консервированных продуктах веществ – витаминов.

Кто был основателем открытия витаминов?

Верно, начало изучения витаминов было положено русским врачом Н. И. Луниным, который еще в 1888 г. установил, что для нормального роста и развития животного организма, кроме белков, жиров, углеводов, воды и минеральных веществ, необходимы еще какие-то, пока неизвестные науке вещества, отсутствие которых приводит организм к гибели.

В 1912 г. польский врач и биохимик К. Функ выделил из рисовых отрубей вещество, излечивающее паралич голубей, питавшихся только полированным рисом. Химический анализ выделенного К. Функом вещества показаал, что в его состав входит азот. Открытое им вещество Функ назвал витамином (от слов “вита” – жизнь и “амин” – содержащий азот). Слайд 4

Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось. В наши дни принято обозначать витамины их химическими названиями: ретинол, тиамин, аскорбиновая кислота, никотинамид, - соответственно-А, В, С, РР. Привычные нам буквенные обозначения – это дань традиции. Витамины называют чудесной азбукой здоровья, их и их производных сегодня известно около 80 видов.

Чтобы узнать, почему знания об этих веществах очень важны для человека, вам предстоит на уроке поработать и заполнить таблицу.

3. Роль витаминов для здоровья человека

В начале урока мы говорили, что большое значение для здоровья человека имеют витамины. Почему?

Дело в том, что для нормальной жизнедеятельности человека витамины необходимы в небольших количествах, но так как в организме они не синтезируются в достаточном количестве, то должны поступать с пищей в качестве ее необходимого компонента. Отсутствие или недостаток в организме витаминов вызывает гиповитаминозы (болезни в результате длительного недостатка) и авитаминозы (болезни в результате отсутствия витаминов). Вредны все крайности: как недостаток, так и избыток витаминов. При приеме витаминов в количествах, значительно превышающих физиологические нормы, могут развиваться гипервитаминозы . Это часто наблюдается у ребят, которые занимаются столь модным сейчас бодибилдингом. Слад 5

4. Классификация витаминов, их свойства, значение и нахождение в продуктах

Важнейшими признаком классификации является способность витаминов растворяться в воде или жирах. По этому признаку различают два класса витаминов:

1. Водорастворимые. К ним относятся витамины С, РР, группы В, Н и другие.

2. Жирорастворимые. К ним относятся витамины групп А, D, Е и К.

Водорастворимые витамины

Основным источником этого класса витаминов служат овощи и фрукты. Они содержат вместе с витаминами также и фитонциды, обладающие антисептическим и дезинфицирующим действием и эфирные масла, способствующие санации пищеварительной системы.

Витамин С (аскорбиновая кислота)

Все витамины жизненно важны. Однако витамин С, аскорбиновая кислота, в ряду своих собратьев особый – это витамин над витаминами. Он единственный напрямую связан с белковым обменом. Аскорбиновая кислота – вещество, влияющее на активность ферментов.

О витамине С

Демонстрационный опыт 1

Проведем опыт. В раствор аскорбиновой кислоты опускаем универсальный индикатор. (Индикатор окрасился в красный цвет.)

Демонстрационный опыт 2 “Обнаружение витамина С в яблочном соке”

Нальём в пробирку 2 мл сока и добавим воды на 10 мл. Затем вольём немного крахмального клейстера (1 г крахмала на стакан кипятка). Далее по каплям добавляем 5 %-ный раствор йода до появления устойчивого синего окрашивания, не исчезающего 10–15 с.

Техника определения основана на том, что молекулы аскорбиновой кислоты легко окисляются йодом. Как только йод окислит всю аскорбиновую кислоту, следующая же капля, прореагировав с крахмалом, окрасит раствор в синий цвет.

Витамины группы В (В1-тиамин, В2-рибофлавин, В5-пантотеновая кислота, В6-пиридоксин, В9-фолиевая кислота, В12-цианкобаламин)

Сообщение и презентация учащихся о витаминах группы В

Витамин РР (ниацин)

Сообщение и презентация учащихся

Витамин Н (биотин)

Сообщение и презентация учащихся

Жирорастворимые витамины

Отличительными особенностями этого класса является:

усваивание организмом только в присутствии жиров и желчи, так как растворяются в них;

способность накапливаться в организме при поступлении в него в больших количествах, что может привести к развитию гипервитаминозов;

наличие аналогов с близкой структурой и идентичным биологическим действием. Так, у витаминов А и К обнаружено по два аналога, у витамина Е – четыре, а у витамина D – десять

Так как эти витамины нерастворимы в воде и экстрагируются органическими растворителями, их относят к липидам.

Витамин А (ретинол)

Сообщение и презентация учащихся

Демонстрационный опыт 3 “Определение витамина А в подсолнечном масле”

В пробирку нальём 1 мл подсолнечного масла и добавим 2-3 капли 1 %-ного раствора FeClз.

При наличии витамина А появляется ярко-зеленое окрашивание.

Витамин Д (кальцифрол)

Сообщение и презентация учащихся

Демонстрационный опыт 4 “Определение витамина D в рыбьем жире или курином желтке”

В пробирку с 1 мл рыбьего жира прильём 1 мл раствора брома. При наличии витамина D появляется зелено – голубое окрашивание.

Витамин Е (токоферол)

Витамин К (фитоменадион)

Сообщение и презентация учащегося

5. Витаминные препараты и правила их приема

Медицинская промышленность выпускает огромное количество витаминов и витаминных препаратов. Перед вами (показ выставки) только небольшая часть того, что можно встретить в аптеках. Как разобраться в этом изобилии? - Не смотря на то, что витаминные препараты не являются лекарствами, важно знать правила их приема. Слайд 11

Сообщение учащегося (ответ на вопрос 5 с.161)

6. Сохранность витаминов в пище

А что предпочитаете вы, ребята, принимать в пищу медицинский препарат или натуральные овощи и фрукты?

Мы уже заем, что в наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Ведь натуральные витамины полезнее, они легче усваиваются организмом, никогда не вызывают гипервитаминозов, т.е. ими нельзя перенасытить организм - никогда не вызывают токсемии - отравления. Слайд 12

Сохранение витаминов в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности хранения.

Сообщение учащегося о кулинарной обработке (ответ на вопрос 4 с.161)

Наименее устойчивы витамины А, В1, В2. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. Высокая температура значительно снижает содержание в пище витамина группы В. Витамин С легко разрушается при нагревании и при соприкосновении с воздухом. Соприкосновение с металлом тоже разрушает витамин С.

А вот вам и рецепты некоторых, очень полезных по содержанию в них витаминов, салатов и напитков.

Сообщение учащегося. Рецепты приготовления. Печатный вариант раздаёт учащимся.

Сообщение учащегося (ответ на вопрос 3 с.160)

IV. Итог урока

Давайте вспомним начало урока, когда я вам рассказала историю про экспедицию Колумба. Кто догадался, что это за источник? А какого витамина? Подскажу, что это плод тропического растения. В большом изобилии он растет на острове Кюрасао.

В нем содержится много витамина С. В народной медицине его применяют как профилактическое средство против гриппа. Это… лимон!

Итак, вы сегодня многое узнали о витаминах. Ваши заполненные по ходу урока таблицы, вы сдадите. Я их проверю и поставлю отметки.

V. Первичный контроль

А вот, что вы запомнили – сейчас проверим. Я буду задавать вам вопросы, а вы поднимать соответствующую табличку.

Тест (отвечают при помощи табличек А, В, С, D). Слайд 14

  1. Витамин роста (А).
  2. Витамин, при отсутствии которого возникает куриная слепота (А).
  3. Витамин, отсутствие которого вызывает болезнь Бери-бери (В).
  4. Рахит возникает у детей при отсутствии витамина (D).
  5. Витамин, отсутствие которого вызывает цингу (С).

– Надеюсь, что эти болезни обойдут вас стороной, а для этого, чтобы не случилась с вами беда, ешьте витамины всегда!

Поскольку отсутствие витаминов может вызвать что?

Правильно – авитаминоз, обычно это случатся весною. Вот я и предлагаю вам узнать, на сколько вы здоровы.

Тест “Есть ли у меня авитаминоз?” Слайд 15

  1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой?
  2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние?
  3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года?
  4. Свойственными ли вам весной раздражительность, утомляемость?
  5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью?
  6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением?
  7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку?
  8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам?
  9. Каждый день у вас на столе бывает зелень?
  10. Вы много времени проводите на свежем воздухе?

Интерпретация:

За каждый ответ “А” - 1 балл, за каждый ответ “Б” - 0 баллов

А – да Б - нет

  • 0 баллов. Вы – идеальный человек! На вас следует равняться.
  • 1–2 балла. Риск авитаминоза невысок.
  • 3–5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.
  • 6–8 баллов. Авитаминоз – фон вашей жизни.
  • 9–10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни

VI. Домашнее задание

Всем ребятам, у кого выявлен недостаток витаминов, я предлагаю, опираясь на материал сегодняшнего урока составить меню завтрака, в котором бы было наибольшее содержание витаминов.

На этом урок закончен. Я хочу пожелать вам здоровья! Чтобы вы бережно относились к своему организму, а знания нашей сегодняшней темы урока позволили вам правильно питаться, применяя витамины.

Литература

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень – М.: Дрофа, 2010.
  2. Габриелян О.С., Яшукова А.В. Химия. 10 класс. Базовый уровень: методическое пособие. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Габриелян О.С.. Ватлина Л.П. Химический эксперимент в школе. 10 класс. – М.: Дрофа, 2005.
  4. Габриелян О.С., Остроумова И.Г. Настольная книга учителя химии. 10 класс. М.: “Блик и К”, 2001.
  5. Материалы Интернет-сайтов для примерных сообщений по витаминам:
  6. www. nsportal. ru
  7. www. openclass. ru
  8. www. wikipedia. ru

Министерство образования и науки Челябинской области

ГОУ СПО (ССУЗ) Катав-Ивановский индустриальный техникум

Специальность 230103

Доклад

По дисциплине: «Химия»

На тему: «Витамины»

Выполнила:.

Катав-Ивановск

План

История изучения

Общие сведения

Витамины для человека – нормы

ИЗ ИСТОРИИ О ВИТАМИНАХ

Впервые с витаминами столкнулся русский ученых Лунин. Он провел эксперимент с мышами, разделив их на 2 группы. Одну группу он кормил натуральным цельным молоком, а другую держал на искусственной диете, состоящей из белка-казеина, сахара, жира, минеральный солей и воды.

Через 3 мес. мыши второй группы погибли, а первой остались здоровыми. Этот опыт показал, что помимо питательных веществ для нормальной жизнедеятельности организма необходимо еще какие-то факторы.

Немного позднее голландский ученый Эйкман - врач, который работа на острое Ява обратил внимание на то среди населения те, кто питался полированным очищенным рисом, болели заболеванием, связанным с поражением нервной системы полиневрит. Эти же случаи были отмечены в тюрьме, среди заключенных. Это заболевание было названо Бери-Бери. В 1911 году поляк Казимир Функ выделил из кожуры риса вещество, которое предупреждало заболевание Бери-Бери. Это вещество содержало аминогруппу и он его назвал витамин (вита - жизнь, амин - амин, то есть жизненный амин) . К настоящему времени известно более 30 витаминов. Некоторые из них не содержат аминогруппу, но по традиции они тоже называются витаминами.

Витамины - это низкомолекулярные биологические активные вещества, обеспечивающие нормальное течение биохимических и физиологических процессов в организме. Они является необходимой составной пищи, и оказывают действие на обмен веществ в очень малых количествах. Суточная потребность в витаминах измеряется в миллиграммах, микро граммах. Некоторые витамины могут вообще не синтезироваться в организме или синтезироваться в недостаточных количествах и должны поступать извне. Витамины содержатся в продуктах растительного и животного происхождения, поэтому важно знать содержание витаминов в продукте. Из пищевых продуктов витамины выделяют, используя полярные и неполярные растворители.

Все витамины разнообразные по химическому строению, и свойствам. И их разделяют на 2 группы по растворимости:

1. Водорастворимые витамины - С, группа В, и др.

2. Жирорастворимые - А, Д, Е, К.

Витамины участвуют во множестве биохимических реакций, выполняя каталитическую функцию в составе активных центров большого количества разнообразных ферментов либо выступая информационными регуляторными посредниками, выполняя сигнальные функции экзогенных прогормонов и гормонов.

Они не являются для организма поставщиком энергии и не имеют существенного пластического значения. Однако витаминам отводится важнейшая роль в обмене веществ.

Большинство витаминов не синтезируются в организме человека. Поэтому они должны регулярно и в достаточном количестве поступать в организм с пищей или в виде витаминно-минеральных комплексов и пищевых добавок.

С нарушением поступления витаминов в организм связаны три принципиальных патологических состояния: недостаток витамина - гиповитаминоз, отсутствие витамина - авитаминоз, и избыток витамина - гипервитаминоз.

ВИТАМИНЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА – НОРМЫ

Витамин

Название

Растворимость
(Ж - жирорастворимый
В - водорастворимый)

Недостаток

Верхний допустимый уровень

Суточная потребность

Куриная слепота, ксерофтальмия

Бери-бери

нет данных

Рибофлавин

Арибофлавиноз

нет данных

B 3 (PP)

Ниацин, никотиновая кислота, никотинамид

Пеллагра

Расстройства печени

Пантотеновая кислота, кальция пантотенат

боли в суставах, выпадение волос, судороги конечностей, параличи, ослабление зрения и памяти.

нет данных

Пиридоксин

нет данных

поражения кожи, исчезновение аппетита, тошнота, отечность языка, мышечные боли, вялость, депрессия

нет данных

нет данных

нет данных

Фолиевая кислота

фолиево дефецитная анемия,нарушения в развитии спинальной трубке у эмбриона

Кобаламин

Энзимовитамины В

Пернициозная анемия

нет данных

Оротовая кислота

различные кожные заболевания (экзема, нейродермит, псориаз, ихтиоз)

Пангамовая кислота

нет данных

нет данных

Аскорбиновая кислота

D 1
D 2
D 3
D 4
D 5

Ламистерол
Эргокальциферол
Колекальциферол
Дигидротахистерол
7-дегидротахистерол

Рахит, остеомаляция

α β γ токоферолы

Нервно-мышечные нарушения: спинально-мозжечковая атаксия (атаксия Фридрейха), миопатии. Анемия.

Смесь триглицеридов жирных кислот Омега-3 и Омега-6

Атеросклероз, замедление развития, ускоренное старение тканей

нет данных

нет данных

Филлохинон, Фарнохинон

Гипокоагуляция

нет данных

Биофлавоноиды, полифенолы

Хрупкость капилляров

нет данных

нет данных

Липоевая кислота

нет данных

нет данных

Список литературы

1. Алексенцев В.Г. Витамины и человек. – М.: Дрофа, 2006. – 453 с.

«ВИТАМИНЫ»

1. Витамины – это низкомолекулярные органические соединения различной химической природы и строения, обеспечивающие нормальное протекание биохимических, физиологических процессов в организме путем участия в обмене веществ целостного организма.

2. Классификация витаминов

I. По растворимости:

    Жирорастворимые витамины :

    витамин А (ретинол, антиксерофтальмический);

    витамин Д (кальциферол, антирахитичный);

    витамин Е (токоферол, антистерильный, витамин размножения);

    витамин К (филохинон, антигеморрагический).

    Водорастворимые витамины :

    витамин В 1 (тиамин, антиневритный);

    витамин В 2 (рибофлавин, витамин роста);

    витамин В 3 (пантотеновая кислота, антидерматитный фактор);

    витамин В 5 (РР) (никотиновая кислота, антипеллагрический);

    витамин В 6 (пиридоксин, антидерматитный);

    витамин В 12 (цианкобаламин, антианемический);

    витамин С (аскорбиновая кислота);

    витамин Н (биотин, антисеборейный);

    витамин Р (рутин, капилляроукрепляющий).

II. По необходимости:

    Собственно витамины (см. выше)

    Витаминоподобные вещества :

Обладают витаминным действием, но частично могут синтезироваться в организме. Иногда применяются как пластический материал для постройки тканей. Относятся фолиевая кислота, линолевая кислота, инозит, убихинон, парааминобензойная кислота, орнитин, оротовая кислота и т.д.

3. Особенности витаминов

    витамины не включаются в структуру тканей, т.к. не используются как пластический материал;

    витамины не используются в качестве источника энергии;

    витамины проявляют свою активность в низких концентрациях (суточная норма – несколько мг);

    они либо вообще не образуются в организме, либо образуются в очень маленьких количествах. Разные организмы имеют разную потребность в витаминах.

4. Патологические состояния

    Гиповитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие недостатка витамина в пище.

    Авитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие полного отсутствия витамина в пище.

    Гипервитаминоз – это патологическое состояние, развивающееся вследствие избыточного поступления витамина в организм.

Причины гиповитаминоза:

а) первичные (экзогенные) причины:

Связаны с особенностями питания и состоянием организма человека:

    Отсутствие в рационе свежих овощей и фруктов (витамины С и Р);

    Употребление исключительно рафинированных продуктов (шлифованный рис, хлеб высшего сорта);

    Использование в пищу исключительно консервированных продуктов и продуктов быстрого приготовления;

    Употребление в пищу исключительно продуктов растительного происхождения (вызывает недостаток витаминов группы В)

    Повышенная потребность организма в витаминах (беременность, лактация, онкологические заболевания).

б) вторичные (эндогенные) причины:

Они связаны с нарушением усвоения витаминов:

    Применение лекарственных препаратов, проявляющих антивитаминную активность;

    Наблюдается при острых и хронических интоксикациях;

    Болезнь печени и поджелудочной железы;

    Усиленный распад витаминов в кишечнике.

5. Групповая характеристика некоторых витаминов

Функциональные группы витаминов

Физиологическое действие витаминов

Представители

Повышающие общую реактивность организма

Регулируют функциональное состояние организма, ЦНС, обмен веществ, питание и состояние тканей

А, С, В 1 , В 2 , В 5 .

Антигеморрагические

Влияют на нормальную проницаемость и устойчивость кровеносных сосудов, повышают свертываемость крови

Антианемические

Нормализуют и стимулируют кроветворение

Антиинфекционные

Стимулируют выработку антител, защитного эпителия

Регулирующие зрение

Регулируют остроту, расширяют поле цветного зрения

    Характеристика жирорастворимых витаминов

Особенности группы :

    эти витамины растворимы в жирорастворителях и не растворимы в воде;

    они способны накапливаться в организме;

    характерно явление существования витамеров – веществ, несколько отличающихся от витаминов, но также обладающих витаминной активностью.

Витамин А

Впервые был выделен в 1913 г. Представляет собой одноатомный непредельный циклический спирт, t° пл = 64°C. Растворяется в жирах и органических растворителях. Качественная реакция: с раствором хлорида сурьмы (III) – происходит изменение окраски с синей на розово-фиолетовую. В мягких условиях и под действием ферментов ретинол может переходить в ретиналь (альдегид) – это витамин А 2 . Его активность ниже, чем у витамина А.

:

    Наблюдается похудание и истощение, торможение роста;

    Сухость кожи, растрескивание и ороговение кожи, сухость слизистой оболочки глаза (ксерофтальмия): слеза не выделяется → сухость слизистой → отек, воспаление, конъюктивит. Конечная стадия – куриная слепота.

    Снижение иммунитета, учащается заболеваемость.

Признаки гипервитаминоза :

Воспаление глаз, выпадение волос, тошнота, головные боли, истощение. Развивается в течение 3 – 4 часов. Печень белого медведя, тюленя, моржа содержит очень много витамина А.

Биологическая роль витамина А на молекулярном уровне :

    Витамин А регулирует рост и дифференцировку быстро делящихся и размножающихся клеток и тканей (клетки костной ткани, хряща, эпителия);

    Регулирует нормальный рост и дифференцировку клеток быстрорастущего организма;

    Принимает участие в ОВР (наличие двойных связей);

    Принимает участие в синтезе антител, т.е. иммуноглобулинов;

    Принимает участие в акте световосприятия (входит в состав родопсина).

Источники витамина А :

    Сам витамин А содержится в продуктах животного происхождения – в печени, яичном желтке, цельном молоке, сливках, сметане. Печень морского окуня содержит 35% витамина А.

    Провитамин А – это каротиноиды. Их около 70, самый активный – β - каротин. Содержатся в красномякотных овощах и фруктах.

    Откладывается в запас в печени в виде сложных эфиров с пальмитиновой кислотой (на 100 г печени – 20 мкг витамина А).

Суточная потребность в витамине А – 1-2,5 мг для взрослых, 2-5 мг для детей, в каротине – 2-5 мг. Передозировка опасна.

Витамин Д

В организме представлен в виде витаминов Д 2 и Д 3 . Это кристаллическое, бесцветное вещество, растворимо в органических растворителях. Чувствительны к УФИ. Качественная реакция с SbCl 3 – оранжево-красное соединение. С органическими кислотами по ОН – группе образуют сложные эфиры.

:

    У детей – рахит. В этом случае наблюдается мягкость костей, они изгибаются под тяжестью тела и приобретают уродливую форму. Наблюдается деформация костей черепа. Все это связано с тем, что в крови понижается содержание кальция и неорганического фосфата.

    Снижается тонус мышц (атония). Выпячивается живот, вплоть до развития пупочных грыж.

    При глубоком авитаминозе у детей задерживается появление первых зубов.

    У взрослых – размягчение костной ткани и деминерализация костей. Возникает остеопороз – повышенная хрупкость и ломкость костей.

Признаки гипервитаминоза :

При большой дозе – смерть (кальцификация почек, аорты, мышц почек).

Биороль витамина Д на молекулярном уровне :

    Способствует всасыванию Са 2+ и РО 4 в стенках кишечника;

    Участвует в обмене Са 2+ между кровью и костной тканью;

    Способствует обратному всасыванию – реабсорбции - Са 2+ и фосфат-ионов в почках.

Источники витамина Д :

Содержится в продуктах животного происхождения, в основном, в печени, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире, а также в дрожжах, подсолнечном масле.

Суточная потребность – 12-25 мкг.

Витамин Е

Был получен в 1922 г. Обеспечивает развитие нормального потомства.

Признаки гипо - и авитаминоза :

    При недостатке витамина у животных развивается невынашиваемость плода;

    Нарушение развития половых процессов (сперматогенез, овогенез).

Биороль витамина Е :

    Является физиологическим антиоксидантом, т.е. он защищает мембраны клеток от перекисного окисления;

    Стабилизирует биомембраны.

Источники витамина Е :

    Растительные масла;

    Семена злаков, яичный желток, сливочное масло, мясо, салат, капуста.

Депонируется в жировой ткани, в ткани поджелудочной железы и в мышцах.

Витамин К

Выделен в 1935 г.

Признаки гипо – и авитаминоза :

У взрослых авитаминоза по витамину К не наблюдается, но он очень опасен для детей, особенно для младенцев. При этом нарушается процесс свертывания крови и в результате этого наблюдаются внутренние кровотечения, образуются внутренние и подкожные кровоизлияния.

Биороль витамина К :

    Участвует в процессах свертывания крови;

а) Необходим для образования в печени белков, участвующих в свертывании крови (регулирует образование протромбина).

б) Активирует протромбин, увеличивая в его составе количество центров, связывающих кальций.

    Повышает прочность стенок капилляров.

Источники витамина К :

Содержится в зеленых культурах (шпинат, капуста, рябина и т.д.). Также витамин К синтезируется микрофлорой кишечника.

Суточная потребность для взрослых – около 1 мг.

    Характеристика водорастворимых витаминов

Особенности группы :

    хорошо растворимы в воде;

    эти витамины не накапливаются в организме, легко из него выводятся;

    они либо поступают с пищей, либо синтезируются микрофлорой кишечника;

    характерно наличие антивитамеров;

    по химической структуре – гетероциклы;

    гипервитаминоз не характерен.

Витамин В 1

Мелкие, бесцветные кристаллы, растворимы в воде и спирте, не растворимы в органических растворителях. При нагревании разрушение структуры происходит через 15 минут.

Признаки гипо – и авитаминоза :

Полиневрит (болезнь «бери-бери»)

    Нарушение деятельности со стороны ЦНС: потеря памяти на недавние события, галлюцинации;

    Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: одышка, тахикардия, сердечная недостаточность;

    Наблюдается поражение и расстройство деятельности желудочно-кишечного тракта, а именно нарушаются моторная и секреторная функции, полная атония кишечника. Это приводит к застою и гниению пищи;

    Нарушается водный обмен, развиваются отеки

    Наблюдается поражение нервов, боль на всем протяжении нерва, следствием является паралич.

У птиц – судорожное закидывание головы.

Источники витамина В 1 :

Широко распространен в дрожжах, горохе, муке грубого помола, почках, печени, нешлифованном рисе, бобах, фасоли и т.д. Синтезируется микрофлорой человеческого кишечника.

Суточная потребность – 1,3-3 мг.

Витамин В 2

Хорошо растворим в воде, растворы имеют зелено-желтую окраску. Устойчив к нагреванию (выдерживает кипячение 6 ч), но при освещении быстро разрушается.

Признаки авитаминоза :

Похудание, остановка роста, выпадение волос, появляются незаживающие трещины в уголках рта, происходит воспаление слизистой («географический язык»), воспаление кровеносных сосудов глаз (нарушение зрения), общая мышечная слабость, шелушение кожи (особенно лица), малокровие.

Биороль витамина В 2 :

    Отвечает за регенерацию тканей;

    Принимает участие в окислении высших жирных кислот;

    Входит в состав ферментов класса оксидоредуктаз.

Источники витамина В 2 :

Содержится в молочных продуктах, муке грубого помола, зеленых овощах, печени, почках, мясе, яичном желтке.

Суточная потребность – 2-4 мг.

Витамин В 3

Признаки авитаминоза :

    При недостатке витамина развиваются дерматиты;

    Происходит обесцвечивание волос;

    Изъязвление слизистой желудка и кишечника;

    Понижение иммунитета;

    Жжение ног.

Источники витамина :

Содержится практически во всех продуктах, может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Суточная норма - ≈ 10 мг.

Витамин В 5

Не очень хорошо растворим в воде, растворимость увеличивается в подкисленной среде.

Признаки авитаминоза :

При недостатке витамина образуется шершавая кожа («пеллагра»), поражаются открытые участки кожи, а также слизистая желудочно-кишечного тракта. Затем нарушается работа ЦНС. Боли в области кишечника, тошнота, жидкий стул, психозы, депрессия. Такие симптомы возникают у больных с недостаточным белковым питанием (не хватает триптофана).

Источники витамина :

Содержится в картофеле, рисе, печени, почках, молоке и т.д. Может синтезироваться в организме на основе триптофана.

Суточная потребность – 15-25 мг.

Витамин В 6

Хорошо растворим в воде. Устойчив к кислотам и щелочам, но быстро разрушается при нагревании.

Признаки авитаминоза :

    Поражение кожи, развитие дерматитов. У животных поражается кожа хвоста, лап, ушей, происходит выпадение волос, изъязвление;

    Наблюдается расстройство кроветворной системы (анемия);

    Нарушение со стороны ЦНС: эпилептические припадки (особенно у грудных детей – искусственников)

Биороль витамина :

Входит в состав ферментов, участвуя тем самым в обмене веществ.

Источники витамина :

Содержится в молоке, бобовых культурах, капусте, моркови. Незначительная часть может синтезироваться микрофлорой кишечника.

Суточная доза – 2-3 мг.

Витамин С

В кристаллическом виде устойчив, в растворе – легко окисляется растворами йода, брома, серебра. Является производным углеводов. Синтезируется в организме многих животных, кроме обезьян, летучих мышей, человека, морских свинок.

Признаки авитаминоза :

    Ломкость капилляров, кровоточивость десен;

    Общая слабость;

    Повышенная восприимчивость к инфекциям;

    Болезненность десен, их отечность и разрыхленность;

    Множественные подкожные кровоизлияния.

Биороль витамина :

    Является источником водорода в ОВР, он необходим в синтезе адреналина.

    Участвует в формировании зрелого коллагена.

Источники витамина :

Содержится в цитрусовых, черной смородине, шиповнике, чесноке, луке, хвое и т.д.

Существует 13 основных витаминов, необходимых для нормального функционирования организма. Речь идет о витаминах A, C (аскорбиновой кислоте), D, E (токофероле), K, B1 (тиамине, аневрине), B2 (рибофлавине), B3 (никотиновой кислоте, ниацине), пантотеновой кислоте, биотине (витамине H), B6 (пиридоксине, адермине), B12, B9 (фолиевой кислоте).

Все витамины делятся на две категории:
Жирорастворимые витамины хранятся в жировых тканях организма. К жирорастворимым относятся витамины A, D, E и K.

Водорастворимых витаминов девять. И организму приходится использовать их безотлагательно. Неиспользованный остаток этих витаминов выводится из организма с мочой. Витамин B12 является единственным водорастворимым витамином, который может храниться в печени годами.

Функции витаминов

Каждый из вышеперечисленных витаминов выполняет в организме свою важную задачу. Когда организм не получает достаточно того или иного витамина, наступает авитаминоз, который, в свою очередь, может стать причиной проблем со здоровьем.

Недостаток в рационе фруктов, овощей, бобовых, чечевицы, цельнозерновых и витаминизированных молочных продуктов повышает риск развития ряда заболеваний, в числе которых заболевания сердца, рак и остеопороз (разрежение кости).

Витамин A способствует здоровью зубов, костей, мягких тканей, слизистых оболочек и кожи.

Витамин B6 способствует формированию красных кровяных телец и поддерживает функционирование мозга. Этот витамин также играет важную роль в белках, которые лежат в основе многих химических реакций в организме. Употребление в пищу большого количества белка может снизить уровень витамина B6 в организме.

Витамин B12, как и другие витамины группы B, важен для метаболизма (обмена веществ). Он также способствует формированию красных кровяных телец и поддерживает центральную нервную систему.

Витамин C является антиоксидантом, способствует здоровью зубов и десен. Он помогает в усвоении организмом железа и поддерживает в здоровом состоянии его ткани. Способствует также заживлению ран.

Витамин D называют также «витамином солнечного света», то есть «витамином хорошей погоды», поскольку он вырабатывается в организме под воздействием солнечного излучения. От 10 до 15 минут пребывания на солнце три раза в неделю достаточно для выработки необходимого человеку количества витамина D. У людей, которые живут не в солнечной местности, может наблюдаться недостаток витамина D. Получить его только из пищи весьма трудно. Витамин D помогает организму усваивать кальций и необходим для поддержания здоровья зубов и костей. Он также помогает поддерживать в красных кровяных тельцах нужный уровень кальция и фосфора.

Витамин E — это антиоксидант. Он играет определенную роль в формировании красных кровяных телец и помогает организму в использовании витамина K.

Витамин K известен мало, но без него кровь может не сворачиваться. Некоторые исследования указывают на то, что он способствует здоровью костей.

Биотин важен для белкового и углеводного метаболизма, выработки гормонов и холестерина.

Никотиновая кислота является витамином группы B, который помогает поддерживать в здоровом состоянии кожу и нервную систему. Он также обладает эффектом снижения уровня холестерина.

Фолиевая кислота совместно с витамином B12 помогает формированию красных кровяных телец. Он также необходим для выработки ДНК, контролирующей рост тканей и функционирование клеток. Во время беременности очень важно получать фолиевую кислоту в достаточном количестве. Низкий уровень фолиевой кислоты связан с такими врожденными пороками, как расщепление позвоночника (spina bifida).

Пантотеновая кислота важна для пищевого метаболизма. Она также играет свою роль в выработке гормонов и холестерина.

Рибофлавин (витамин B2) действует совместно с другими витаминами группы B. Он важен для роста тела и выработки красных кровяных телец.

Тиамин (витамин B1) помогает клеткам тела преобразовывать углеводы в энергию. В период беременности и грудного вскармливания очень важно получать углеводы в достаточном количестве. Важен также для функционирования сердца и нервных клеток.

Пищевые источники витаминов

Жирорастворимых:

Витамин A: фрукты темного цвета, темные листовые овощи, яичные желтки, обогащенное молоко и молочные продукты (сыры, йогурт, масло и сливки), печень, говядина и рыба.

Витамин D: жирные сорта рыб, в том числе лосось (семга), скумбрия (макрель), сельдь и атлантический большеголов или исландский берикс; жир из печени рыб (жир из печени трески); обогащенные злаки; обогащенное молоко и молочные продукты.

Витамин E: авокадо, темно-зеленые овощи (шпинат, брокколи, спаржа, зелень репы); маргарин (сделанный из подсолнечного, кукурузного и сафлорового масла); растительные масла (подсолнечное, кукурузное и сафлоровое); папайя и манго; семечки и орехи; пшеничные зародыши и масло из них.

Витамин K: обычная и цветная капуста, крупы, темно-зеленые овощи (брокколи, брюссельская капуста, спаржа), листовые овощи темного цвета (шпинат, браунколь, листовая капуста, зелень репы), а также рыба, печень, говядина и яйца.

Водорастворимых:

Биотин: шоколад, крупы, яичные желтки, бобовые, молоко, орехи, субпродукты (печень, почки), свинина, дрожжи.

Фолиевая кислота: спаржа и брокколи, пивные дрожжи, сушеные бобы, обогащенные крупы, зеленые листовые овощи (шпинат и салат ромэн), чечевица, и апельсиновый сок, арахисовое масло, пшеничные зародыши.

Никотиновая кислота (ниацин, витамин B3): авокадо, яйца, обогащенный хлеб и крупы, морская рыба (в частности тунец), нежирное мясо, бобовые, орехи, мясо домашней птицы.

Пантотеновая кислота: авокадо, брокколи, браунколь и другие «капустные» овощи, яйца, бобовые и чечевица, молоко, грибы, субпродукты, мясо домашней птицы, белый сладкий картофель, цельнозерновые злаки.

Тиамин (витамин B1): сухое молоко, яйца, обогащенный хлеб и мука, нежирное мясо, бобовые, в том числе горох, орехи и семечки, субпродукты, цельнозерновые.

Пиридоксин (одна из форм витамина B6): авокадо, бананы, бобовые, мясо, орехи, мясо домашней птицы, цельнозерновые (в ходе переработки теряется много этого витамина).

Vitamin B12: мясо, яйца, обогащенная пища, такая как соевое молоко, молоко и молочные продукты, субпродукты (печень и почки), мясо домашней птицы, моллюски.

Следует отметить, что витамин B12 лучше усваивается из источников животного происхождения, чем растительного.

Vitamin C (аскорбиновая кислота): брокколи, брюссельская капуста, обычная и цветная капуста, цитрусовые, картофель, шпинат, земляника, клубника, помидоры и томатный сок.

Избыток витаминов тоже вреден

Многие считают, что чем больше витаминов, тем лучше. Но на самом деле витамины в избыточных дозах ядовиты. Поэтому их употребление следует согласовывать с врачом. Существуют общие рекомендации по дневной норме витаминов, но, поскольку каждый человек индивидуален, лучше консультироваться со специалистом. Рекомендации носят общий характер, а дозировка витаминов для каждого человека зависит от множества факторов, в числе которых возраст, пол, беременность и общее состояние здоровья. И, разумеется, любая информация носит исключительно справочный характер и не более того.

Особую осторожность следует соблюдать с жирорастворимыми витаминами A, D, E и K, поскольку они хранятся в жировых клетках, фактически встраиваясь в организм и могут стать причиной вредных последствий.

Какой способ получения витаминов вы считаете самым эффективным, из витаминных комплексов или из даров природы?