Специальный материал из официальной газеты Красноярской митрополии «Православное слово Сибири», посвященный святителю Спиридону Тримифунтскому.

СЛОВАРЬ

Десница - десная, пра­вая рука, длань, сторона. В Священном Писании явля­ется символом силы и могу­щества.

Рака - ковчег с моща­ми святого. Название соот­ветствует русскому слову «гробница»; это не гроб, a монументальный большой ларец, продолговатый, в меру длины гроба, в ко­тором помещаются мощи, чаще - вместе с гробом.

ФАКТЫ О СВЯТИТЕЛЕ СПИРИДОНЕ И ЕГО ЖИЗНИ:

Святой Спиридон почитается наравне со святителем Николаем Чудотворцем, архиепископом Мир Ликийских, и иногда этих святителей изо­бражают на иконах вдвоем;

Родился в конце III века на острове Кипр. Известно, что он был пастухом, был женат и имел детей;

Преподобный всю свою жизнь творил добрые дела: кормил нищих, предоставлял кров бездомным, помогал бедным;

После смерти жены Спиридон был избран епископом города Тримифунта. Даже будучи епископом, святой продолжал вести простую и смиренную жизнь: самостоятельно убирал хлеб, пас стада овец;

Около 348 года, во время молитвы святитель Спиридон скончался и был погребен в храме святых апостолов в Тримифунте. В середине VII века мощи его были перенесены в Константинополь, а в 1453 году - на остров Корфу Здесь, в городе Керкира, они и по­ныне хранятся в храме во имя Спиридона Тримифунтского;

Святитель и чудотворец Спиридон Тримифунтский является небесным покровителем известного дворянского рода Толстых, из которого происходил великий писа­тель, впоследствии отлученный от Церкви, Лев Нико­лаевич Толстой. В одной из двух веток этого рода по наследству передается золотой крест-мощевик с ча­стицей мощей святителя. В настоящее время храни­телем святыни является граф Николай Дмитриевич Толстой-Милославский, британский историк и политик русского происхождения.

ЧЕМУ МОЛЯТСЯ У МОЩЕЙ СВТ. СПИРИДОНА?

За праведную жизнь Господь наделил Спиридона Тримифунтского даром прозорли­вости, исцеления и изгнания бесов;

Преподобного, как правило, просят о материальном благополучии, помощи в ре­шении жилищных проблем и успехах в работе, бизнесе, помощи в нужде, в бедности и житейских затруднениях, о преодолении нищеты, об улаживании семейных конфлик­тов, о прекращении борьбы за недвижимость и наследство, о решении имуществен­ных споров и перед принятием ответственных решений;

Святитель Спиридон является покровителем гон­чарного дела и гончаров, а также патроном острова Корфу;

В 2010 году Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в своем послании благословил намерение трудового коллектива Холдинга МРСК (Россети) об­ращаться к святителю Спиридону Тримифунтскому как к своему небесному покровителю.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.

ЧУДЕСА ПО МОЛИТВАМ СВЯТИТЕЛЯ

По церковному преданию, святи­тель Спиридон совершил множество чудес: по его молитвам прекраща­лась засуха, исцелялись больные, умножалось масло в церковной лам­паде. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и ис­правлению.

На Вселенском Соборе святитель обличил ересь и доказал Единство во Святой Троице. Он взял в руки кир­пич и сжал его: из кирпича вышел огонь, потекла вода, а глина осталась в руках преподобного. «Се три сти­хии, а плинфа (кирпич) одна. Так и в Пресвятой Троице - Три Лица, а Бо­жество Едино», - сказал святитель. До сих пор на очень многих иконах святитель Спиридон Тримифунтский изображается с комком глины в руке, из которого вверх взметается пламя, а вниз течет вода.

В один из дней к Спиридону Тримифунтскому пришла женщина, кото­рая держала на руках мертвого ре­бенка. Святитель произнес молитву, и младенец ожил. Увидев это чудо, мать упала замертво, но по молитвам к Го­споду святитель вернул к жизни и ее Когда разбойники ночью забра­лись в овчарню к преподобному, то невидимая сила связала их, и воры не смогли сдвинуться с места. Утром святитель развязал разбойников, уговорил их оставить преступное ре­месло и подарил каждому по овце со словами: «Пусть же не напрасно вы бодрствовали»;

Когда на Кипре была продолжительная засуха и неурожай, по молитвам преподобного к Господу бедствие прекратилось;

Когда фашисты бомбили остров Корфу во время II Мировой войны, единственным местом, где люди могли чувствовать себя безопасно, был храм Спиридона Тримифунтского. Все здания вокруг церкви были разрушены, а в храме остались целы даже стекла.

ТЕЛО И ОДЕЯНИЕ СВЯТИТЕЛЯ

НЕТЛЕННЫЕ МОЩИ святителя Спиридона имеют постоянную тем­пературу 36.6 градусов и массу тела взрослого мужчины. У него растут волосы и ногти, а одежда изнашива­ется

На Корфу популярно предание о том, что Спиридон Тримифунтский много ходит по миру и делает добрые дела. ТАПОЧКИ , надетые на ноги святого в раке с мощами на Афоне, необъяснимым образом стаптывают­ся. Каждый год их меняют на новые, а старые отправляют в храмы по всему миру.

ШАПКА , с которой святитель Спи­ридон Тримифунтский изображается на иконах, часто интерпретируется как атрибут его прошлого - головной убор пастуха, который он попросту одевал из соображений смирения. Однако на самом деле эта шерстя­ная шапка представляет собой не что иное, как раннюю форму привычной всем нам восточной митры, обрамленной иконами и камнями.

Содействие в принесении святыни в Красноярск оказали депутат Красноярского городского совета, генеральный директор ОАО «Сибиряк» Владимир Егоров и председатель Попечительского совета Благотворительного фонда имени равноапостольного князя Владимира, который занимается принесением свв. мощей свт. Спиридона в Россию, уроженец Красноярска и певец Евгений Ананьин (Анегин).

Вера в Бога, исцеляющая и дающая силу, не раз становилась спасением в самых трудных житейских ситуациях. В русской одним из самых досточтимых святых является Спиридон Тримифунтский.

Житие чудотворца ознаменовано чередой великих исцелений, которые не поддаются простому уразумению. В церковных источниках отмечены реальные избавления праведных от болезней и даже воскрешения. Спиридон Тримифунтский также известен как помощник в решении различных материальных проблем. Православные обращаются к нему с просьбами об улучшении условий жилья, при безденежье, в трудных финансовых ситуациях.

Святыни преподобного старца

Главным чудом для верующих являются мощи святого Спиридона Тримифунтского. Божьей Милостию они нетленны. Даже скептики и атеисты удивляются тому, что останки старца сопоставимы по весу с массой тела взрослого мужчины. Преподобный ушел из жизни более 1700 лет назад, однако его ткани не утратили мягкости, их температура равна человеческой, до сих пор не остановился рост волос и ногтей. Многочисленные изыскания учёных позволили определить, что это настоящий феномен, которому нет научного обоснования.

В истории сохранилось свидетельство, что к мощам преподобного отправлялся в паломничество Николай Васильевич Гоголь. Он отметил интересный случай: один англичанин (ярый атеист, к слову), подошедший к раке посмотреть, нет ли надреза, через которое тело было набальзамировано, испытал настоящий ужас. На глазах у всех людей тело медленно поднялось и обратилось спиной к этому безбожнику. Мощи святого Спиридона Тримифунтского будто ожили на мгновение, чтобы явить всё могущество Господней силы. По сей день этот факт зафиксирован как исторический.

Где хранятся мощи

До середины VII века рака преподобного покоилась в соборе Святых апостолов города Тримифунта, затем она была перевезена в Константинополь. Когда византийская столица пала под турецким натиском, иерей Георгий Калохерет, тайно спрятав чтимые мощи святого Спиридона Тримифунтского, вывез их в Сербию, а потом на Корфу. Именно здесь они покоятся и сегодня.

До сих пор неизвестно, когда от мощей была отделена десница. По свидетельствам, которым удалось сохраниться, в 1592 году она была доставлена папе Клименту Восьмому. В 1606 году святыня была передана кардиналу Чезаре Баронио, который успел прослыть знаменитым католическим церковным историком. Чезаре передал десницу в Рим, в церковь о чём была внесена запись в архив. Там она покоилась в позолоченном хранилище конусообразной формы, высота которого достигала полутора метров. Однако усилиями церкви Керкиры (Корфу) десница в 1984 году была возвращена обратно - произошло это как раз накануне дня памяти преподобного старца.

Корфу - Керкира

Мощи святого Спиридона Тримифунтского на Корфу почитаются жителями острова как главная реликвия. Преподобный по праву считается небесным заступником местного населения и его покровителем. Рака, находящаяся в храме святого, стоит на самом виду, она украшена золотыми и серебряными дарами. Они были преподнесены теми людьми, которые получили помощь угодника. Рака открывается исключительно для православных верующих, католикам запрещено прикладываться к мощам. Бывают случаи, когда священнослужители не могут её открыть. И тогда они знают - преподобного старца там просто нет - он отправился помогать нуждающимся. Святые мощи Спиридона Тримифунтского помогают христианам и сейчас.

Собор с часовней на Корфу виден с любой точки острова, ибо находится он в самом центре города. В открытой раке святые мощи Спиридона Тримифунтского доступны православным ежедневно в пять часов вечера. Каждый верующий может прийти и приложиться к реликвии, там же паломники получают кусочек от тапочек старца.

Старец Спиридон и русское Православие

Святитель с незапамятных времен почитается в России. В период «солнцеворота» или, иначе говоря, «поворота солнца на лето» (25 декабря) отмечается день памяти угодника. На Руси эта дата называлась «Спиридоновым поворотом». Глубоко почитали святого в Москве и Великом Новгороде, несколько позже - в Санкт-Петербурге.

Москва

Мощи святого Спиридона Тримифунтского в Москве, отзывы о которых распространились по всей стране, известны благодаря своей исцеляющей силе. Поклониться реликвии можно в нескольких столичных храмах.

В 1633-39 гг. в Москве, с благословения патриарха Филарета, на «Козьем болоте» была возведена церковь Рождества Богородицы с приделом Божьего угодника. В народе храм так и прозвали - спиридоновским. Такое посвящение объяснялось тем, что в слободе, где разместилась церковь, разводили коз. Преподобный старец при жизни своей был пастухом и считался покровителем скотоводства. Храм стоял на углу одноимённой улицы и переулка, но святые мощи Спиридона Тримифунтского туда не попадали ни разу. К сожалению, культовое сооружение было уничтожено в 1932 году, и сейчас на этом месте располагается жилой дом.

Сегодня престол в честь преподобного возрожден в храме Успения Богородицы - в Большом Васильевском переулке (дом 2/2), неподалеку от Пречистенки. Впервые он был упомянут в 1560 году, и потому считается одним из древнейших в столице. Полагают, что каменную церковь заложил внук патриарха Филарета, - Алексей Михайлович. Это произошло примерно в 1650 году. Спустя два века Успенская церквушка была отстроена с самого начала по проекту архитектора Леграна. Именно тогда в ней установился придел в честь святителя. Храм был закрыт во времена правления большевиков, но в 90-е годы возвратился в лоно Церкви и открыт для верующих до сих пор. Сейчас он называется храм Пресвятой Богородицы на Могильцах.

Мощи святого Спиридона Тримифунтского в Москве можно найти в храме Воскресения Словущего, который расположен на Успенском Вражке, в Брюсовском переулке, дом 15/2. Эта церковь одна из немногих смогла уцелеть и оставалась открытой в период советской власти. Тут находится чтимая икона преподобного с частичкой мощей. Найти её можно в дальней части храма, ковчег же расположен в центре иконы.

Мощи святого Спиридона Тримифунтского в Москве есть и в Свято-Даниловском монастыре (ул. Даниловский Вал, 22). Тут хранится башмачок Божьего угодника, рядом с ним есть старинная икона, у которой можно помолиться старцу о помощи.

Северная столица

В Санкт-Петербурге изначально было четыре храма святейшего Спиридона. Все они были выстроены в период царствования Александра Первого, что оказалось не случайным. Император появился на свет в день памяти святого, 12 декабря, согласно старому стилю. Будущий монарх почитал преподобного как своего небесного заступника. Мощи святого Спиридона Тримифунтского в Санкт-Петербурге хранились всегда.

Храм святителя (Успенский, он же Адмиралтейский), построенный согласно проекту Монферана, был освящен в 1821 году, именно 12 декабря. В прошлом году он был возрожден, за последние 90 лет там впервые была проведена Божественная литургия. Среди реликвий собора особого внимания заслуживает бархатная туфелька Спиридона (с золотым шитьём), подушечка, которая некоторое время находилась под головой святого, и часть его ризы. Православные верующие посещают храм, чтобы преклонить колени перед частичкой мощей преподобного старца. Найти собор можно по адресу: проезд Адмиралтейский, 1.

На Васильевском острове, на пересечении 19-й линии и Большого проспекта, к столетию Финляндского полка в 1903 году была возведена часовня св. Спиридона, она приписывалась к полковой церкви. После революции молельня была закрыта, но сейчас возвращена православным. Каждый верующий может вознести здесь прошения к Богу и его угоднику.

Смогла сохраниться и церковь в Ориенбауме. Сегодня в храме ведутся восстановительные работы, но богослужения не приостановлены. Святые мощи сюда привезены не были, однако тут есть другая реликвия - частичка башмачка преподобного. Настоятель храма привёз её с Корфу. Мощи святого Спиридона Тримифунтского на Керкире по обычаю переобувают, и изношенные башмачки отдают верующим. Все почитатели преподобного верят, что он, навещая тех, кому нужна помощь, истаптывает обувь... То же самое говорят и о нашем святом Сергии Радонежском.

Саратов

Святыни преподобного Спиридона нередко привозят в регионы. В 2013 году, в канун праздника Введения в храм пресвятой Богородицы, в Россию была отправлена реликвия. Прихожане смогли преклонить колени и помолиться на мощи святого Спиридона Тримифунтского в Саратове. В городе мощевики находились 15 дней в Покровском храме. В честь этого важного для всех верующих события были проведены торжественные богослужения, совершен молебен и акафист под руководством Митрополита Саратовского и Вольского.

Екатеринбург

В 2014 году реликвии находились на Урале. Верующие были рады встретить мощи святого Спиридона Тримифунтского в Екатеринбурге. В город потянулись тысячи паломников, чтобы припасть к мощевикам и помолиться великому угоднику Божьему. Каждый православный мог поклоняться реликвии на протяжении двух недель.

В честь того, что город принял мощи святого Спиридона Тримифунтского, в Екатеринбурге было совершено несколько торжественных богослужений с участием многочисленных верующих и паломников, прибывших из различных уголков страны.

Башкирия

В Покровской церквушке села Языково хранятся два образа преподобного старца. ежегодно - в день его памяти. Многие прихожане просят привезти в храм мощи святого Спиридона Тримифунтского. Что дают их обращения к настоятелю - пока неизвестно.

Кострома

В одноименной области, в городке с красивым названием Нея, есть храм, возведенный в честь святителя Спиридона. Сотни православных со всей округи посещают его для вознесения молитв преподобному.

Некоторым верующим удалось лицезреть мощи святого Спиридона Тримифунтского в Екатеринбурге, Москве, Санкт-Петербурге, однако далее - в Новосибирск, Томск, Красноярск - они так и не были отвезены.

Икона старца

Отличить образ можно по особому головному убору - пастушьей шапке, которая сплетена из ивовых прутьев. Нередко он держит в руке плинфу - глиняный кирпич, из которого вверх исходит пламя, а вниз вытекает вода, символизируя триединство Святой Троицы. Молитва, вознесенная с чистыми помыслами к угоднику перед иконой, обязательно будет услышана.

Мощи святого Спиридона Тримифунтского. Как просить о помощи

Просить о денежном благополучии и прочих материальных благах, по канонам Христианской веры, не принято. Однако есть заступник, который помогает обрести помощь в финансовых делах - это святой Спиридон. Это уникальный случай, который, невзирая на сомнения скептиков, все же имеет место.

Получить Господне заступничество помогают мощи святого Спиридона Тримифунтского. Как просить о помощи? Надо приложиться к святыне губами, поклониться, перекреститься и произнести молитву с чистыми, сердечными помыслами.

Служители московского храма, где хранится башмачок святителя, рассказывают, что несколько лет назад, когда для поклонения в Данилов монастырь привозили десницу старца, было явлено несколько чудес. Две женщины возносили свои молитвы с просьбами о помощи. Им надо было заплатить долг за квартиру, примерно 50 тысяч рублей. По пути домой они нашли конверт, где оказалась искомая сумма - ни больше, ни меньше. Женщины уверены: именно мощи святого Спиридона Тримифунтского в Москве, фото которых будет представлено ниже, помогли в решении этой ситуации.

При заступничестве преподобного верующие успешно обменивают квартиры, неожиданно получают новую жилплощадь, после продолжительных мытарств устраиваются на великолепную работу. Говорят, что при помощи старца можно решить множество житейских неурядиц, однако священнослужители предостерегают: просить необходимо разумно. Он помогает только тем, кто действительно в этом нуждается. Самой высокой силой отличаются мощи святого Спиридона Тримифунтского в Греции.

Чудеса после смерти старца

Один из византийских императоров, узнав о праведном житии епископа Спиридона, отдал приказ приближенным, чтобы тело старца было выкопано и перенесено в усыпальницу храма Св. Софии в Константинополе.

Когда останки святителя извлекли из могилы, все присутствующие замерли от удивления. Несмотря на то что тело находилось в могиле несколько десятков лет, оно не подверглось изменениям. Преподобный старец будто бы вчера был похоронен: у него остались в целостности все зубы и волосы, хорошо сохранилась кожа, можно было легко распознать черты лица.

Когда останки пресвятейшего были перемещены в Константинополь, чудеса продолжались. Паломники, которые прикладывались к раке, получали исцеление. По сей день невероятными событиями знамениты мощи святого Спиридона Тримифунтского. Отзывы полностью подтверждают.

О чём люди просили и просят старца?

Если человек далек от Бога, от всего церковного, легенды о башмачках Спиридона могут показаться ему неправдоподобными. В сознании искренне верующего дела Господни тесно переплетаются со всеми мирскими событиями. Так, тапочки, приобретенные одним дьяконом на Корфу в качестве сувенира, через год оказались изношенными. Всё это время они стояли возле иконки преподобного.

Еще при жизни святого старца по его молитве люди избавлялись от засухи, из бесноватых изгонялись демоны, больные получали исцеление, сокрушались статуи идолопоклонничества, воскресали мертвые. Однажды к нему пришла женщина, убитая горем, с мертвым малышом на руках. Она умоляла святого о заступничестве. Помолившись, Спиридон с Божьего благословения вернул дитя к жизни. Мать, потрясенная, сама упала бездыханной. Преподобный опять возвел руки к небу и сказал ей: «Воскресни и иди!» Она поднялась, будто пробудившись ото сна, и взяла сына на руки.

По молитвам человека, по его помыслам Спиридон творит чудеса до сих пор. Если верующий чист душой и возносит просьбы свои исходя из истинной нужды, ему воздастся. По прошению денег - можно получить деньги, в мольбах о работе - новое место занятости, крова над головой - собственное жильё. Спиридон защищает от междоусобиц и распрей, молитва перед иконой избавляет от нужды, улучшает благополучие, помогает получить положительный исход в деловых вопросах.

Спиридон Тримифунтский помогает нам всё время - много у него подопечных, и у каждого свои проблемы и свои просьбы. Главное, чтобы молитва исходила из самого сердца, была искренней и правдивой, а с мошенниками преподобный еще при жизни обходился очень сурово.

Святой Спиридон Тримифунтский родился на острове Кипр в обычной семье крестьян. Изначально он занимался обычным пастушьим ремеслом, и даже получая небольшие деньги, он делился с бедняками и нуждающимися. Был у Спиридона настоящий дар – возможность исцелять больных и изгонять бесов. Кроме этого, он мог с легкостью изменять погоду. Стоит также отметить тот факт, что в округе, где жил святой, царило умиротворение и справедливость. Среди людей также существует легенда, что однажды ему удалось вернуть к жизни младенца и его мать. Через какое время при царствовании Константина Великого, Спиридон стал епископом в городе Тримифунта.

Перед тем как разобраться, в чем помогает Спиридона Тримифунтского, предлагаем немного больше узнать о самом образе и о святом. Уже при первом взгляде на лике можно заметить отличие Спиридона от других святителей. Поскольку он был пастухом, то его изображают не простоволосым и в конусообразной шапке, которую именно и носили люди, занимающими скотоводством.

В чем помогает святой Спиридон Тримифунтский?

Главная сфера, в которой святой Спиридон Тримифунтский считается «лучшим» – финансы. В молитвенных обращениях люди просят помощи в улучшении материального положения. Многие возносят прошения о том, чтобы решить свой жилищный вопрос. Конечно, не стоит думать о том, что деньги просто свалятся на голову, но рассчитывать на благоприятное стечение обстоятельств можно. Важно не только верить в Высшие силы, но и в себя.

Стоит знать не только, в чем помогает икона Спиридона Тримифунтского, но и как правильно обращаться к нему. Читать молитвы можно не только в церкви, но и в домашних условиях, главное, чтобы был перед глазами образ святого. Важно заранее подумать о своем прошении, чтобы оно было четким и лучше кратким. Не стоит просить миллионов, поскольку желание должно быть максимально реалистичным. Есть информация, что обращаться к Спиридону нужно стоя, но в православной церкви нет единого мнения по этому поводу. Читать молитву необходимо 40 дней подряд, хотя есть мнение, что нужно продолжать это до того, пока желаемое не осуществится.

В чем еще помогает Спиридон Тримифунтский:

  1. Даже после смерти святой не перестает помогать людям, избавляться от разных заболеваний. Для этого они совершают паломничество к мощам Спиридона или же просто читают .
  2. Люди, жизнь которых связана с животными, обращаются к святому, чтобы он уберег скот от разных заболеваний, увеличил надой и т.д.
  3. Спиридон Тримифунтский помогает найти работу, причем ту о которой человек действительно мечтает. Поможет она решить проблемы и в бизнесе, к примеру, найти новые источники доходов и т.д.
  4. Родители обращаются к святому, чтобы защитить своего ребенка от различного зла и наставить чадо на правильный путь.
  5. Ежедневно возносить прошения к Спиридону можно даже по бытовым проблемам, которые приносят дискомфорт.

Чтобы никто не сомневался, помогает ли Спиридон Тримифунтский решить существующие проблемы, стоит сказать о том, что чудеса, совершающиеся святым, официально признаны церковью. К тому же существуют документальные подтверждения некоторых чудесных проявлений Спиридона.

Говоря о том, в чем помогает святитель Спиридон Тримифунтский, хотелось бы упомянуть об одном чуде, которое священнослужители и люди могут наблюдать каждый год. Мощи святого находятся на Кипре, и каждый год служители храма переодевают его в новые одежды и что самое удивительное – тапочки всегда выглядят поношенными. Считается, что даже после смерти Спиридон странствует по миру и помогает нуждающимся. Обувь делят на несколько частей и высылают в разные уголки мира, где верующие могут приложиться к святыне и попросить о помощи.

Святой Спиридон Тримифунтский прославился в народе многочисленными чудотворениями. Старец был богобоязненным человеком, за что был удостоин Христом дара предвидения, мог повелевать погодой, воскрешать покойных, врачевать болезни, направлять людей к добродетели. Икона святителя Спиридона Тримифунтского - это чудесный лик боголюбивого старца, безгранично любящего человечество.

Житие чудотворца

Чудотворец родился на Кипре в простой рабочей семье. Он был добрым и смиренным ребенком, пас овец. Высокого образования он не получил, но с малолетства старался жить благочестиво, беря пример добродетелей с ветхозаветных праотцов. Юноша любил принимать у себя путешественников, был кроток с людьми, помогал малоимущим. Все добродетели он перенес и в семейную жизнь, женившись на кроткой и целомудренной деве.

Читайте о святом:

К сожалению, Спиридон рано стал вдовцом. Все свое имущество и финансы отдал неимущим. В добрых делах мужчине способствовал Сам Господь, с Его святой помощью будущий святитель научился врачевать недуги, изгонять бесов, помогать людям во всех их нуждах.

Следствием богоугодной жизни Спиридона стало его назначение на должность епископа Тримифунта. Но находясь в высокой должности, святой, как и прежде, милосердствовал, творил добродетель.

В 325 году Спиридон участвовал в 1 Вселенском Соборе, где обличил философа, призывавшего принять еретическое учение Ария. Он явил собравшимся доказательство единства во Святой Троице: взяв в руки кирпич, он с силой стиснул его. В результате из кирпича вышло огненное пламя, затем из него вытекла густая струя воды, а глина осталась в руках святителя. Тем самым случилось, что кирпич один, а стихии три - то же самое и в Троице: Она имеет три Лица, но Божество Едино. Следующая далее его речь о Христе и вероучительных догматах дала благостные плоды: ранее яростный еретик-ариец в минуты стал защитником православия и принял Крещение.

Чудотворец Спиридон Тримифутинский

Чудеса святого Спиридона

Однажды Кипр постигла сильнейшая засуха: люди умирали от жажды и голода, ранее богатые урожаи засыхали на корню. Святой вознес мольбы Всевышнему и долгожданный ливень освятил кипрскую землю, которая вскоре дала богатый урожай, голод и людской мор прекратились.

Спиридон всегда помогал бедным людям в их нуждах . Однажды бедняк попросил у зажиточного горожанина взаймы зерен для посева и обещал вернуть долг после уборки урожая. Но богач потребовал с бедняка золото в качестве залога. Расстроенный крестьянин пришел со своим горем к чудотворцу и тот обещал помочь ему, отправив бедняка домой. Взяв в руки змею, чудотворец превратил ее в золото и отдал пахарю, чтобы тот отдал его в качестве залога и после жатвы возвратил его. Получив зерно, земледелец засеял поле и получил богатый урожай. Выкупив у богача золото, он возвратил слиток святому, который на глазах крестьянина вновь претворил золото в змею. Крестьянин был очень удивлен содеянным чудом и возблагодарил Бога.

Спиридон Тримифунтский

Однажды к Спиридону пришла горожанка-язычница. Горько плача, она положила к ногам святителя умершее тело младенца. Взмолившись Всевышнему, святой вселил жизнь в малыша. Изумленная мать, увидя свое чадо живым, тотчас умерла от радости. Но святитель приказал ей воскреснуть и встать на ноги. Женщина словно пробудилась от глубокого сна, встала и взяла на руки любимое дитя.

Окончание жизненного пути

Высота сана не была поводом для гордости святого. Наравне с бедняками он работал на поле. Во время жатвы случилось чудо и голова Спиридона покрылась прохладной росой, а волосы изменили цвет. Святитель понял, что Отец Небесный призывает его к Себе, что наступило время ухода из земной жизни в жизнь небесную. Около 348 года он предал свою душу Господу.

С честью Спиридон Тримифунтский был погребен в городе Тримифунте, а при его гробе во Славу Господа совершались и по сей день совершаются многочисленные чудеса и исцеления.

Чудотворная икона и рака с мощами

Лик святого чудотворца покоится на иконостасе каждого православного храма. Спиридон всегда откликается на сердечную молитву.

О чем можно молиться святителю Спиридону:

Мощи святителя находятся на греческом острове Корфу в церкви, освященной в его честь. Десница (правая рука) Спиридона Тримифунтского покоится в Риме. На протяжении веков тело святителя остается нетленным, его температура всегда составляет 36.6 градусов. Через стекло раки отчетливо видны волосы, кожа и зубы святого. Ученые до сих пор не в силах объяснить феномен нетленности тела святого . Священнослужители периодически меняют одежду и обувь, в которые облачен святой, потому что она часто изнашивается.

Рака с мощами Спиридона Тримифунтского

В народе существует предание, что великий святитель иногда отправляется путешествовать по миру и помогает нуждающимся.

Саркофаг находится под замком и открыт только для поклонения православным христианам. Он украшен бесчисленным количеством украшений из серебра и золота, что является благодарностью людей за спиридоновы чудотворения по их молитвам.

В Москве в одном из храмов Данилова монастыря хранится святыня - башмачок святителя, привезенный с Корфу. Периодически клирики замечают, что он изнашивается, будто бы чудотворец надевает его во времена своих странствий по свету.

Явленными чудесами отмечена икона, хранящаяся в московской церкви Воскресения Словущего. В ее центре изображен ковчег, несущий на себе часть святых мощей Спиридона. Случилось, что однажды служительница храма горячо молилась пред ликом и внезапно увидела, как открылась дверка мощей. Женщина вновь повторила просимое - дверца закрылась и просьба вскоре исполнилась.

Значение образа

Православный люд издавна почитает святой лик благодатного чудотворца. Спиридон при земной жизни благоволил неимущим, больным и нуждающимся. И по сей день помогает молящимся ему, в том числе и здоровым, обеспеченным христианам.

Икона Спиридона Тримифунтского

Он всегда был искренним в молитвах и праведным в делах.

Молитвенные просьбы

Чаще всего перед святым ликом Спиридона Тримифунтского люди испрошают разрешения проблем:

  • при потере работы и сокращении;
  • о разрешении материальных проблем;
  • о поиске достойного заработка;
  • о своевременном возращении долгов;
  • о приобретении собственного жилья;
  • о предотвращении внезапного падения скота в крестьянских селениях;
  • о сохранении урожая;
  • при судебных тяжбах;
  • в исцелении от болезней;
  • для разрешения семейных проблем;
  • для предотвращения жестокости между близкими людьми;
  • ради успеха в бизнесе;
  • при притеснениях со стороны недругов;
  • для наставления в принятии важных и судьбоносных решений.
Важно! Необходимо уяснить, что святые и их Лики «не специализируются» на исполнении прошений в каких-то отдельных областях. Обращение к небесным заступникам должно происходить с верой в Силу Отца Небесного , а не в силу отдельной иконы или молитвы.

В молитве должны присутствовать лишь чистые и честные помыслы, обращение должно быть бескорыстным и благочестивым.

Когда молитвенник чего-то просит, то обязательно нужно благодарить Бога абсолютно за все. За горе и радость, богатство и нищету. У Господа все промыслительно и по заслугам.

Внимание! Молитвенные просьбы к Высшим Силам необходимо осуществлять с чистым сердцем, бескорыстно и благочестиво.

Но важно знать, что прошение может исполниться не так быстро, как этого желает молитвенник. Возможно, его исполнения придется ждать не год и не два, а то и более. В этом случае важно не разувериться, ведь вера и терпение могут горы свернуть!

Почитание иконы происходит ежегодно 25 декабря. Именно этот день приходится на дату зимнего солнцестояния, с него и начинает прибывать солнечный день. Со времен древней Руси этот день именовался как «спиридонов поворот».

Посмотрите видео о Спиридоне Тримифунтском

Родиною дивного Спиридона был остров Кипр . Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь, подражая — Давиду в кротости, Иакову — в сердечной простоте и Аврааму — в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще беспрепятственнее и усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование императора Константина Великого и сына его Констанция . И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса.

Однажды на о. Кипре было бездождие и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою (3 Цар., гл.17): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатой урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона. Но через несколько лет за грехи людские, по попущению Божию, опять постиг страну ту голод, и богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множества хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал его в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость — подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:

— Ступай, принеси деньги, и у тебя будет всё, что только купишь.

Бедняк, изнемогая от голода, пошел к святому Спиридону и, с плачем, поведал ему о своей бедности и о бессердечии богатого.

— Не плачь, — сказал ему святой, — иди домой, ибо Дух Святой говорит мне, что завтра дом твой будет полон хлеба, а богатый будет умолять тебя и отдавать тебе хлеб даром.

Бедный вздохнул и пошел домой. Едва настала ночь, как, по повелению Божию, пошёл сильнейший дождь, которым подмыло житницы немилосердного сребролюбца, и водою унесло весь его хлеб. Хлеботорговец с своими домашними бегал по всему городу и умолял всех помочь ему и не дать ему из богача сделаться нищим, а тем временем бедные люди, видя хлеб, разнесённый потоками по дорогам, начали подбирать его. Набрал себе с избытком хлеба и тот бедняк, который вчера просил его у богача. Видя над собою явное наказание Божие, богач стал умолять бедного брать у него задаром столько хлеба, сколько он пожелает.

Так Бог наказал богатого за немилосердие и, по пророчеству святого, избавил бедного от нищеты и голода.

Один известный святому земледелец пришел к тому же самому богачу и во время того же голода с просьбою дать ему взаймы хлеба на прокорм и обещался с лихвою возвратить данное ему, когда настанет жатва. У богача, кроме размытых дождем, были еще и другие житницы, полные хлеба; но он, недостаточно наученный первою своею потерею и не излечившись от скупости, — и к этому бедняку оказался таким же немилосердным, так что не хотел даже и слушать его.

— Без денег, — сказал он, — ты не получишь от меня ни одного зерна.

Тогда бедный земледелец заплакал и отправился к святителю Божию Спиридону, которому и рассказал о своей беде. Святитель утешил его и отпустил домой, а на утро сам пришел к нему и принес целую груду золота (откуда взял он золото, — об этом речь после). Он отдал это золото земледельцу и сказал:

— Отнеси, брат, это золото тому торговцу хлебом и отдай его в залог, а торговец пусть даст тебе столько хлеба взаймы, сколько тебе сейчас нужно для пропитания; когда же настанет урожай и у тебя будет излишек хлеба, ты выкупи этот залог и принеси его опять ко мне.

Бедный земледелец взял из рук святительских золото и поспешно пошел к богатому. Корыстолюбивый богач обрадовался золоту и тотчас же отпустил бедному хлеба, сколько ему было нужно. Потом голод миновал, был хороший урожай, и, после жатвы, земледелец тот отдал с лихвою богачу взятый хлеб и, взяв от него назад залог, отнес его с благодарностью к святому Спиридону. Святой взял золото и направился к своему саду, захватив с собою и земледельца.

— Пойдем, — сказал он, — со мною, брат, и вместе отдадим это Тому, Кто так щедро дал нам взаймы.

Вошедши в сад, он положил золото у ограды, возвел очи к небу и воскликнул:

— Господи мой, Иисусе Христе, Своею волею всё созидающий и претворяющий! Ты, некогда Моисеев жезл на глазах у царя Египетского превратил в змия (Исх.7:10), — повели и этому золоту, ранее превращенному Тобою из животного, опять принять первоначальный вид свой: тогда и сей человек узнает, какое попечение имеешь Ты о нас и самым делом научится тому, что сказано в Св. Писании, — что «Господь творит всё, что хочет» (Пс.134:6)!

Когда он так молился, кусок золота вдруг зашевелился и обратился в змею, которая стала извиваться и ползать. Таким образом, сначала змея, по молитве святого, обратилась в золото, а потом также чудесно из золота опять стала змеею. При виде сего чуда, земледелец затрепетал от страха, пал на землю и называл себя недостойным оказанного ему чудесного благодеяния. Затем змея уползла в свою нору, а земледелец, полный благодарности, возвратился к себе домой и изумлялся величию чуда, сотворенного Богом по молитвам святого.

Один добродетельный муж, друг святого, по зависти злых людей, был оклеветан пред городским судьею и заключен в темницу, а потом и осужден на смерть без всякой вины. Узнав об этом, блаженный Спиридон пошел избавить друга от незаслуженной казни. В то время в стране было наводнение и ручей, бывший на пути святого, переполнился водою, вышел из берегов и сделался непереходимым. Чудотворец припомнил, как Иисус Навин с ковчегом завета посуху перешел разлившийся Иордан (Иис.Нав.3:14-17), и, веруя во всемогущество Божие, приказал потоку, как слуге:

— Стань! так повелевает тебе Владыка всего мира, дабы я мог перейти и спасен был муж, ради которого я спешу.

Лишь только он сказал это, тотчас поток остановился в своем течении и открыл сухой путь — не только для святого, но и для всех, шедших вместе с ним. Свидетели чуда поспешили к судии и известили его о приближении святого и о том, что совершил он на пути, и судия тотчас же освободил осужденного и возвратил его святому невредимым.

Провидел также преподобный и тайные грехи людские. Так, однажды, когда он отдыхал от пути у одного странноприимца, женщина, находившаяся в незаконном сожительстве, пожелала умыть по тамошнему обычаю, ноги святому. Но он, зная ее грех, сказал ей, чтобы она к нему не прикасалась. И это он сказал не потому, что гнушался грешницею и отвергал ее: разве может гнушаться грешниками ученик Господа, евшего и пившего с мытарями и грешниками? (Мф.9:11) Нет, он желал заставить женщину вспомнить о своих прегрешениях и устыдиться своих нечистых помыслов и дел. И когда та женщина настойчиво продолжала стараться прикоснуться к ногам святого и умыть их, тогда святой, желая избавить ее от погибели, обличил ее с любовью и кротостью, напомнил ей о ее грехах и побуждал ее покаяться. Женщина удивлялась и ужасалась тому, что самые, по видимому, тайные деяния и помыслы ее не скрыты от прозорливых очей человека Божия. Стыд охватил ее и с сокрушенным сердцем упала она к ногам святого и обмывала их уже не водою, а слезами, и сама открыто созналась в тех грехах, в которых была обличена. Она поступила так же, как некогда блудница, упоминаемая в Евангелии, а святой, подражая Господу, милостиво сказал ей: Лук. 7:48 — «прощаются тебе грехи» , и еще: «вот, ты выздоровел; не греши больше» (Иоан.5:14). И с того времени женщина та совершенно исправилась и для многих послужила полезным примером.

До сих пор говорилось только о чудесах, какие совершил святой Спиридон при жизни; теперь должно сказать и о ревности его по вере православной.

В царствование Константина Великого, первого императора-христианина, в 325 году по Р. Хр., в Никее собрался 1-й Вселенский собор, для низложение еретика Ария, нечестиво называвшего Сына Божия тварью, а не творцом всего, и для исповедания Его Единосущным с Богом Отцом. Ария в его богохульстве поддерживали епископы значительных тогда церквей: Евсевий Никомидийский, Марис Халкидонский, Феогний Никейский и др. Поборниками же православия были украшенные жизнью и учением мужи: великий между святыми Александр, который в то время был еще пресвитером и вместе заместителем святого Митрофана, патриарха Цареградского , находившегося на одре болезни и потому не бывшего на соборе, и славный Афанасий , который еще не был украшен и пресвитерским саном и проходил диаконское служение в церкви александрийской; эти двое возбуждали в еретиках особое негодование и зависть именно тем, что многих превосходили в уразумении истин веры, не будучи еще почтены епископскою честью; с ними вместе был и святой Спиридон, и обитавшая в нем благодать была полезнее и сильнее в деле увещания еретиков, чем речи иных, их доказательства и красноречие. С соизволения царя, на соборе присутствовали и греческие мудрецы, называвшиеся перипатетиками ; мудрейший из них выступил на помощь Арию и гордился своею особенно искусною речью, стараясь высмеять учение православных. Блаженный Спиридон, человек неученый, знавший только Иисуса Христа, «притом распятого» (1 Кор.2:2), просил отцов позволить ему вступить в состязание с этим мудрецом, но святые отцы, зная, что он человек простой, совсем незнакомый с греческою мудростью, запрещали ему это. Однако, святой Спиридон, зная какую силу имеет премудрость свыше и как немощна пред нею мудрость человеческая, обратился к мудрецу и сказал:

— Философ! Во имя Иисуса Христа, выслушай, что я тебе скажу.

Когда же философ согласился выслушать его, святой начал беседовать.

— Един есть Бог, — сказал он, — сотворивший небо и землю и создавший из земли человека и устроивший все прочее, видимое и невидимое, Словом Своим и Духом; и мы веруем, что Слово это есть Сын Божий и Бог, Который умилосердившись над нами заблудшими, родился от Девы, жил с людьми, пострадал и умер ради нашего спасения и воскрес и с Собою совоскресил весь род человеческий; мы ожидаем, что Он же придет судить всех нас праведным судом и каждому воздаст по делам его; веруем, что Он одного существа с Отцом, равной с Ним власти и чести… Так исповедуем мы и не стараемся исследовать эти тайны любопытствующим умом, и ты — не осмеливайся исследовать, как всё это может быть, ибо тайны эти выше твоего ума и далеко превышают всякое человеческое знание.

Затем, немного помолчав, святой спросил:

— Не так ли и тебе всё это представляется, философ?

Но философ молчал, как будто ему никогда не приходилось состязаться. Он не мог ничего сказать против слов святого, в которых видна была какая-то Божественная сила, во исполнение сказанного в Св. Писании: «ибо Царство Божие не в слове, а в силе» (1 Кор.4:20).

Наконец, он сказал:

— И я думаю, что всё действительно так, как говоришь ты.

Тогда старец сказал:

— Итак, иди и прими сторону святой веры.

Философ, обратившись к своим друзьям и ученикам, заявил:

— Слушайте! Пока состязание со мною велось посредством доказательств, я выставлял против одних доказательств другие и своим искусством спорить отражал всё, что мне представляли. Но когда, вместо доказательств от разума, из уст этого старца начала исходить какая-то особая сила, — доказательства бессильны против нее, так как человек не может противиться Богу. Если кто-нибудь из вас может мыслить так же, как я, то да уверует во Христа и вместе со мною да последует за сим старцем, устами которого говорил Сам Бог.

И философ, приняв православную христианскую веру, радовался, что был побежден в состязании святым на свою же собственную пользу. Радовались и все православные, а еретики потерпели великое посрамление.

По окончании собора, после осуждения и отлучения Ария, все бывшие на соборе, а равно и святой Спиридон, разошлись по домам. В это время умерла дочь его Ирина; время своей цветущей юности она в чистом девстве провела так, что удостоилась Царства Небесного. Между тем к святому пришла одна женщина и, с плачем, рассказала, что она отдала его дочери Ирине некоторые золотые украшения для сохранения, а так как та в скором времени умерла, то отданное пропало без вести. Спиридон искал по всему дому, не спрятаны ли где украшения, но не нашел их. Тронутый слезами женщины, святой Спиридон вместе с своими домашними подошел к гробу дочери своей и, обращаясь к ней, как к живой, воскликнул:

— Дочь моя Ирина! Где находятся украшения, вверенные тебе на хранение?

Ирина, как бы пробудившись от крепкого сна, отвечала:

— Господин мой! Я спрятала их в этом месте дома.

И она указала место.

Тогда святой сказал ей:

— Теперь спи, дочь моя, пока не пробудит тебя Господь всех во время всеобщего воскресения.

На всех присутствовавших, при виде такого дивного чуда, напал страх. А святой нашел в указанном умершею месте спрятанное и отдал той женщине.

По смерти Константина Великого, империя его разделилась на две части. Восточная половина досталась старшему сыну его Констанцию. Находясь в Антиохии, Констанций впал в тяжкую болезнь, которую врачи не могли исцелить. Тогда царь оставил врачей и обратился ко Всемогущему целителю душ и телес — Богу, с усердною молитвою о своем исцелении. И вот в видении ночью император увидел Ангела, который показал ему целый сонм епископов и среди них особенно — двоих, которые, по-видимому, были вождями и начальниками остальных; Ангел поведал при этом царю, что только эти двое могут исцелить его болезнь. Пробудившись и размышляя о виденном, он не мог догадаться, кто были виденные им два епископа: имена и род их остались ему неизвестными, а один из них тогда, кроме того, не был еще и епископом.

Долгое время царь был в недоумении и, наконец, по чьему-то доброму совету собрал к себе епископов из всех окрестных городов и искал между ними виденных им в видении двоих, но не нашел. Тогда он собрал епископов во второй раз и теперь уже в большем числе и из более отдаленных областей, но и среди них не нашел виденных им. Наконец, он велел собраться к нему епископам всей его империи. Царское приказание, лучше сказать, прошение достигло и острова Кипра и города Тримифунта, где епископствовал святой Спиридон, которому все уже было открыто Богом относительно царя. Тотчас же святой Спиридон отправился к императору, взяв с собою ученика своего Трифиллия , вместе с которым он являлся царю в видении и который в то время, как сказано было, не был еще епископом. Прибыв в Антиохию, они пошли во дворец к царю. Спиридон был одет в бедные одежды и имел в руках финиковый посох, на голове — митру, а на груди у него привешен был глиняный сосудец, как это было в обычае у жителей Иерусалима, которые носили обыкновенно в этом сосуде елей от святого Креста. Когда святой в таком виде входил во дворец, один из дворцовых служителей, богато одетый, счел его за нищего, посмеялся над ним и, не позволяя ему войти, ударил его по щеке; но преподобный, по своему незлобию и памятуя слова Господа (Мф.5:39), подставил ему другую щеку; служитель понял, что пред ним стоит епископ и, сознав свой грех, смиренно просил у него прощения, которое и получил.

Едва только святой вошел к царю, последний тотчас узнал его, так как в таком именно образе он явился царю в видении. Констанций встал, подошел к святому и поклонился ему, со слезами прося его молитв к Богу и умоляя об уврачевании своей болезни. Лишь только святой прикоснулся к голове царя, последний тотчас же выздоровел и чрезвычайно радовался своему исцелению, полученному по молитвам святого. Царь оказал ему великие почести и в радости провел с ним весь тот день, оказывая великое уважение к своему доброму врачу.

Трифиллий тем временем был крайне поражен всей царской пышностью, красотой дворца, множеством вельмож, стоящих перед царем, сидящим на троне, — причем всё имело чудный вид и блистало золотом, — и искусной службе слуг, одетых в светлые одежды. Спиридон сказал ему:

— Чему ты так дивишься, брат? Неужели царское величие и слава делают царя более праведным, чем другие? Разве царь не умирает так же, как и последний нищий, и не предается погребению? Разве не предстанет он одинаково с другими Страшному Судии? Зачем то, что разрушается, ты предпочитаешь неизменному и дивишься ничтожеству, когда должно прежде всего искать того, что невещественно и вечно, и любить нетленную небесную славу?

Много поучал преподобный и самого царя, чтобы памятовал о благодеянии Божием и сам был бы благ к подданным, милосерд к согрешающим, благосклонен к умоляющим о чем-либо, щедр к просящим и всем был бы отцом — любящим и добрым, ибо кто царствует не так, тот должен быть назван не царем, а скорее мучителем. В заключение святой заповедал царю строго держать и хранить правила благочестия, отнюдь не принимая ничего противного Церкви Божией .

Царь хотел возблагодарить святого за свое исцеление по его молитвам и предлагал ему множество золота, но он отказывался принять, говоря:

— Нехорошо, царь, платить ненавистью за любовь, ибо то, что я сделал для тебя, есть любовь: в самом деле, оставить дом, переплыть такое пространство морем, перенести жестокие холода и ветры — разве это не любовь? И за всё это мне взять в отплату золото, которое есть причина всякого зла и так легко губит всякую правду?

Так говорил святой, не желая брать ничего, и только самыми усиленными просьбами царя был убежден — но только принять от царя золото, а не держать его у себя, ибо тотчас же роздал всё полученное просившим.

Кроме того, согласно увещаниям сего святого, император Констанций освободил от податей священников, диаконов и всех клириков и служителей церковных, рассудив, что неприлично служителям Царя Бессмертного платить дань царю смертному. Расставшись с царем и возвращаясь к себе, святой был принят на дороге одним христолюбцем в дом. Здесь к нему пришла одна женщина-язычница, не умевшая говорить по-гречески. Она принесла на руках своего мёртвого сына и, горько плача, положила его у ног святого. Никто не знал ее языка, но самые слёзы ее ясно свидетельствовали о том, что она умоляет святого воскресить ее мёртвого ребенка. Но святой, избегая тщетной славы, сначала отказывался совершить это чудо; и всё-таки, по своему милосердию, был побежден горькими рыданиями матери и спросил своего диакона Артемидота:

— Что нам сделать, брат?

— Зачем ты спрашиваешь меня, отче, отвечал диакон: что другое сделать тебе, как не призвать Христа — Подателя жизни, столь много раз исполнявшего твои молитвы? Если ты исцелил царя, то неужели отвергнешь нищих и убогих?

Еще более побуждаемый этим добрым советом к милосердию, святитель прослезился и, преклонив колена, обратился к Господу с теплою молитвою. И Господь, чрез Илию и Елисея возвративший жизнь сыновьям вдовы сарептской и соманитяныни (3 Цар.17:21; 4 Цар.4:35), услышал и молитву Спиридона и возвратил дух жизни языческому младенцу, который, оживши, тотчас же заплакал. Мать, увидев свое дитя живым, от радости упала мёртвою: не только сильная болезнь и сердечная печаль умерщвляют человека, но иногда тоже самое производит и чрезмерная радость. Итак, женщина та умерла от радости, а зрителей ее смерть повергла, — после неожиданной радости, по случаю воскрешения младенца, — в неожиданную печаль и слёзы. Тогда святой опять спросил диакона:

— Что нам делать?

Диакон повторил свой прежний совет, и святой опять прибег к молитве. Возведя очи к небу и вознеся ум к Богу, он молился Вдыхающему дух жизни в мертвых и Изменяющему всё единым хотением Своим. Затем он сказал умершей, лежавшей на земле:

— Воскресни и встань на ноги!

И она встала, как пробудившаяся от сна, и взяла своего живого сына на руки.

Святой запретил женщине и всем присутствовавшим там рассказывать о чуде кому бы то ни было; но диакон Артемидот, после кончины святого, не желая умолчать о величии и силе Божиих, явленных чрез великого угодника Божия Спиридона, поведал верующим обо всем происшедшем.

Когда святой возвратился домой, к нему пришел один человек, желавший купить из его стада сто коз. Святой велел ему оставить установленную цену и потом взять купленное. Но он оставил стоимость девяноста девяти коз и утаил стоимость одной, думая, что это не будет известно святому, который, по своей сердечной простоте, совершенно чужд был всяких житейских забот. Когда оба они находились в загоне для скота, святой велел покупателю взять столько коз, за сколько он уплатил, и покупатель, отделив сто коз, выгнал их за ограду. Но одна из них, как бы умная и добрая раба, знающая, что она не была продана своим господином, скоро вернулась и опять вбежала в ограду. Покупатель опять взял ее и потащил за собою, но она вырвалась и опять прибежала в загон. Таким образом до трех раз вырывалась она у него из рук и прибегала к ограде, а он силою уводил ее, и, наконец, взвалил ее на плечи и понес к себе, при чем она громко блеяла, бодала его рогами в голову, билась и вырывалась, так что все видевшие это удивлялись. Тогда святой Спиридон, уразумев, в чем дело и не желая в то же время при всех обличить нечестного покупателя, сказал ему тихо:

— Смотри, сын мой, должно быть, не напрасно животное это так делает, не желая быть отведенным к тебе: не утаил ли должной цены за него? не потому ли оно и вырывается у тебя из рук и бежит к ограде?

Покупатель устыдился, открыл свой грех и просил прощения, а затем отдал деньги и взял козу, — и она сама кротко и смирно пошла в дом купившего ее впереди своего нового хозяина.

На острове Кипре было одно селение, называвшееся Фриера. Пришедши туда по одному делу, святой Спиридон вошел в церковь и велел одному из бывших там, диакону, сотворить краткую молитву: святой утомился от долгого пути тем более, что тогда было время жатвы и стояли сильные жары. Но диакон начал медленно исполнять приказанное ему и нарочно растягивал молитву, как бы с некоею гордостью произносил возгласы и пел, и явно похвалялся своим голосом. Гневно посмотрел на него святой, хотя и добр был от природы и, порицая его, сказал: «замолчи»! — И тотчас же диакон онемел: он лишился не только голоса, но и самого дара слова, и стоял, как совершенно не имеющий языка. На всех присутствовавших напал страх. Весть о случившемся быстро разнеслась по всему селению, и все жители сбежались посмотреть на чудо и пришли и ужас. Диакон упал к ногам святого, знаками умоляя разрешить ему язык, а вместе с тем умоляли о том же епископа друзья и родственники диакона. Но не сразу святой снизошел на просьбу, ибо суров был он с гордыми и тщеславными, и, наконец, простил провинившегося, разрешил ему язык и возвратил дар слова; при этом он, однако же, запечатлел на нем след наказания, не возвратив его языку полной ясности, и на всю жизнь оставил его слабоголосым, косноязычным и заикающимся, чтобы он не гордился своим голосом и не хвалился отчетливостью речи.

Однажды святой Спиридон вошел в своем городе в церковь к вечерне. Случилось так, что в церкви не было никого, кроме церковнослужителей. Но, несмотря на то, он велел возжечь множество свечей и лампад и сам стал пред алтарем в духовном умилении. И когда он в положенное время возгласил: «Мир всем!» — и не было народа, который бы на возглашаемое святителем благожелание мира дал обычный ответ, внезапно послышалось сверху великое множество голосов, возглашающих: «И духу твоему». Хор этот был велик и строен и сладкогласнее всякого пения человеческого. Диакон, произносивший ектении, пришел в ужас, слыша после каждой ектении какое-то дивное пение сверху: «Господи, помилуй!». Пение это было услышано даже находившимися далеко от церкви, из коих многие поспешно пошли на него, и, по мере того, как они приближались к церкви, чудесное пение всё более и более наполняло их слух и услаждало сердца. Но когда они вошли в церковь, то не увидали никого, кроме святителя с немногими церковными служителями и не слыхали уже более небесного пения, от чего пришли в великое изумление.

В другое время, когда святой также стоял в церкви на вечернем пении, в лампаде не хватило елея и огонь стал уже гаснуть. Святой скорбел об этом, боясь, что, когда погаснет лампада, прервется и церковное пение, и не будет, таким образом, выполнено обычное церковное правило. Но Бог, исполняющий желание боящихся Его, повелел лампаде переполниться елеем чрез края, как некогда сосуду вдовицы во дни пророка Елисея (4 Цар.4:2-6). Служители церковные принесли сосуды, подставили их под лампаду и наполнили их чудесно елеем. — Этот вещественный елей явно служил указанием на преизобильную благодать Божию, коей был преисполнен святой Спиридон и напояемо было им его словесное стадо.

На о. Кипре есть город Кирина. Однажды сюда прибыл из Тримифунта святой Спиридон по своим делам вместе с учеником своим, Трифиллием, который был тогда уже епископом Левкусийским, на о. Кипре. Когда они переходили через гору Пентадактил и находились на месте, называемом Паримна (отличающемся красотою и богатою растительностью), то Трифиллий прельстился этим местом и пожелал и сам, для своей церкви, приобрести какое-либо поместье в этой местности. Долго он размышлял об этом про себя; но мысли его не утаились от прозорливых духовных очей великого отца, который сказал ему:

— Зачем, Трифиллий, ты постоянно думаешь о суетном и желаешь поместьев и садов, которые на самом деле не имеют никакой цены и только кажутся чем-то существенным, и своей призрачною ценностью возбуждают в сердцах людей желание обладать ими? Наше сокровище неотъемлемое — на небесах (1 Пет.1:4), у нас есть храмина нерукотворенная (2 Кор.5:4), — к ним стремись и ими заранее (чрез богомыслие) наслаждайся: они не могут переходить из одного состояния в другое, и кто однажды сделается обладателем их, тот получает наследие, которого уже никогда не лишится.

Эти слова принесли Трифиллию великую пользу, и впоследствии он своею истинно христианскою жизнью достиг того, что сделался избранным сосудом Христовым, подобно Апостолу Павлу, и сподобился бесчисленных дарований от Бога.

Так святой Спиридон, сам будучи добродетельным, направлял к добродетели и других, и тем, кто следовал его увещаниям и наставлениям, они служили на пользу, а отвергавших их постигал худой конец, как это видно из следующего.

Один купец, житель того же Тримифунта, отплыл в чужую страну торговать и пробыл там двенадцать месяцев. В это время жена его впала в прелюбодеяние и зачала. Вернувшись домой, купец увидел жену свою беременною и понял, что она без него прелюбодействовала. Он пришел в ярость, стал бить ее и, не желая с нею жить, гнал ее из своего дома, а потом пошел и рассказал обо всем святителю Божию Спиридону и просил у него совета. Святитель, сокрушаясь душевно о грехе женщины и о великой скорби мужа, призвал жену и, не спрашивая ее, действительно ли она согрешила, так как о грехе свидетельствовали уже самая беременность ее и плод, зачатый ею от беззакония, прямо сказал ей:

— Зачем осквернила ты ложе мужа своего и обесчестила его дом?

Но женщина, потеряв всякий стыд, осмелилась явно солгать, что она зачала не от кого другого, а именно от мужа. Присутствовавшие вознегодовали на нее еще более за эту ложь, чем за самое прелюбодеяние, и говорили ей:

— Как же ты говоришь, что зачала от мужа, когда его двенадцать месяцев не было дома? Разве может зачатый плод двенадцать месяцев и даже более оставаться в чреве?

Но она стояла на своем и утверждала, что зачатое ею дожидалось возвращения своего отца, чтобы родиться при нем. Отстаивая эту и подобную ложь и споря со всеми, она подняла шум и кричала, что ее оклеветали и обидели. Тогда святой Спиридон, желая довести ее до раскаяния, кротко сказал ей:

— Женщина! В великий грех впала ты, — велико должно быть и покаяние твое, ибо для тебя всё-таки осталась надежда на спасение: нет греха, превышающего милосердие Божие. Но я вижу, что в тебе прелюбодеянием произведено отчаяние, а отчаянием — бесстыдство, и было бы справедливо понести тебе достойное и скорое наказание; и всё-таки, оставляя тебе место и время для покаяния, мы во всеуслышание объявляем тебе: плод не выйдет из чрева твоего, пока ты не скажешь истины, не прикрывая ложью того, что и слепой, как говорится, видеть может.

Слова святого в скором времени сбылись. Когда женщине наступило время родить, ее постигла лютая болезнь, причинявшая ей великие мучения удерживавшая плод в ее чреве. Но она, ожесточившись, не захотела признаться в своем грехе, в котором и умерла, не родивши, мучительною смертью. Узнав об этом, святитель Божий прослезился, пожалев, что он судил грешницу таким судом, и сказал:

— Не буду я больше произносить суда над людьми, если сказанное мною так скоро сбывается над ними на деле.

Одна женщина, по имени Софрония, благонравная и благочестивая, имела мужа — язычника. Она не раз обращалась к святителю Божию Спиридону и усердно умоляла его постараться обратить ее мужа к истинной вере. Муж ее был соседом святителя Божия Спиридона и уважал его, а иногда они, как соседи, бывали даже друг у друга в домах. Однажды собралось много соседей святого и язычника; были и они сами. И вот, вдруг святой говорит одному из слуг во всеуслышание:

— Вон у ворот стоит вестник, присланный от работника, пасущего мое стадо, с вестью, что весь скот, когда работник заснул, пропал, заблудившись в горах: ступай, скажи ему, что пославший его работник уже нашел весь скот в целости в одной пещере.

Слуга пошел и передал посланному слова святого. Вскоре затем, когда не успели еще собравшиеся встать из за стола, пришел от пастуха другой вестник — с известием, что всё стадо найдено. Слыша это, язычник был несказанно удивлен тем, что святой Спиридон знает происходящее за глазами, как совершающееся вблизи; он вообразил, что святой есть один из богов, и хотел сделать ему то, что и некогда жители Ликаонии сделали Апостолам Варнаве и Павлу , то есть, привести жертвенных животных, приготовить венцы и совершить жертвоприношение. Но святой сказал ему:

— Я — не бог, а только слуга Божий и человек, во всем подобный тебе. А что я знаю то, что совершается за глазами, — это дает мне мой Бог, и если и ты уверуешь в Него, то познаешь величие Его всемогущества и силы.

С своей стороны и жена язычника Софрония, улучив время, стала убеждать мужа отречься от языческих заблуждений и познать Единого Истинного Бога и уверовать в Него. Наконец, силою благодати Христовой, язычник был обращен к истинной вере и просвещен святым крещением. Так спасся «неверующий муж» (1 Кор.7:14), как говорит св. Апостол Павел.

Рассказывают также о смирении блаженного Спиридона, как он, будучи святителем и великим чудотворцем, не гнушался пасти овец бессловесных и сам ходил за ними. Однажды воры ночью проникли в загон, похитили несколько овец и хотели уйти. Но Бог, любя угодника Своего и охраняя его скудное имущество, невидимыми узами крепко связал воров, так что они не могли выйти из ограды, где и оставались в таком положении, против воли, до утра. На рассвете святой пришел к овцам и, увидев воров, связанных силою Божиею по рукам и по ногам, своею молитвою развязал их и дал им наставление о том, чтобы не желали чужого, а питались трудом рук своих; потом он дал им одного барана, чтобы, как он сам сказал, «не пропал даром их труд и бессонная ночь», и отпустил их с миром.

Один тримифунтский купец имел обычай брать у святого взаймы деньги для торговых оборотов, и когда, по возвращении из поездок по своим делам, приносил взятое обратно, то святой обыкновенно говорил ему, чтобы он сам положил деньги в ящик, из которого взял. Так мало заботился он о временном приобретении, что и не справлялся даже никогда, правильно ли уплачивает должник! Между тем купец много раз уже поступал таким образом, сам вынимая, с благословения святого, из ковчега деньги и сам опять вкладывая туда принесенные обратно, и дела его процветали. Но однажды он, увлекшись корыстолюбием, не положил принесенного золота в ящик и удержал его у себя, а святому сказал, что вложил. В скором времени он обнищал, так как утаённое золото не только не принесло ему прибыли, но и лишило успеха его торговлю и, как огонь, пожрало всё его имущество. Тогда купец опять пришел к святому и просит у него взаймы. Святой отослал его в свою спальню к ящику с тем, чтобы он взял сам. Он сказал купцу:

— Ступай и возьми, если сам ты положил.

Купец пошел и, не нашедши в ящике денег, воротился к святому с пустыми руками. Святой сказал ему:

— Но ведь в ящике, брат мой, не было до сих пор ничьей другой руки, кроме твоей. Значит, если бы ты положил тогда золото, то теперь мог бы опять взять его.

Купец, устыдившись, пал к ногам святого и просил прощения. Святой тотчас же простил его, но при этом сказал, в назидание ему, чтобы он не желал чужого и не осквернял совести своей обманом и ложью. Так, неправдою приобретенная прибыль есть не прибыль, а в конце концов — убыток.

В Александрии созван был однажды собор епископов: патриарх александрийский созвал всех подчиненных ему епископов и хотел общею молитвою ниспровергнуть и сокрушить все языческие идолы, которых там было еще очень много. И вот, в то время, когда приносились Богу многочисленные усердные молитвы, — как соборные, так и частные, — все идолы и в городе и в окрестностях пали, только один особо чтимый язычниками идол остался цел на своем месте. После того как патриарх долго и усердно молился о сокрушении этого идола, однажды ночью, когда он стоял на молитве, явилось ему некоторое Божественное видение и повелено было не скорбеть о том, что идол не сокрушается, и скорее послать в Кипр и призвать оттуда Спиридона, епископа Тримифунтского, ибо для того и оставлен был идол, чтобы быть сокрушенным молитвою сего святого. Патриарх тотчас же написал послание к святому Спиридону, в котором призывал его в Александрию и говорил о своём видении, и немедленно направил это послание в Кипр. Получив послание, святой Спиридон сел на корабль и отплыл в Александрию. Когда корабль остановился у пристани, называемой Неаполем, и святой сходил на землю, — в ту же минуту идол в Александрии с его многочисленными жертвенниками рушился, почему в Александрии и узнали о прибытии святого Спиридона. Ибо, когда патриарху донесли, что идол пал, патриарх сказал остальным епископам:

— Друзья! Спиридон Тримифунтский приближается.

И все, приготовившись, вышли на встречу святому и, с честью приняв его, радовались о прибытии к ним такого великого чудотворца и светильника мира.

Церковные историки Никифор и Созомен пишут, что святой Спиридон чрезвычайно заботился о строгом соблюдении церковного чина и сохранении во всей неприкосновенности до последнего слова книг Священного Писания. Однажды произошло следующее. На о. Кипре было собрание епископов всего острова по делам церковным. Среди епископов находились святой Спиридон и упоминавшийся выше Трифиллий, — человек, искусившийся в книжной премудрости, так как в молодости своей он много лет провел в Берите , изучая писание и науки.

Собравшиеся отцы просили его произнести в церкви поучение народу. Когда он поучал, пришлось ему помянуть слова Христа, сказанные Им расслабленному: «встань и возьми одр твой» (Мрк.2:12). Трифиллий слово «одр» заменил словом «ложе» и сказал: «встань и возьми ложе твое» . Услышав это, святой Спиридон встал с места и, не вынося изменение слов Христовых, сказал Трифиллию:

— Неужели ты лучше сказавшего «одр», что стыдишься употребленного Им слова?

Сказав это, он при всех вышел из церкви. Итак поступил он не по злобе и не потому, что сам был совсем неученым: пристыдив слегка Трифиллия, кичившегося своим красноречием, он научил его смирению и кротости. К тому же святой Спиридон пользовался (среди епископов) великою честью, как самый старший летами, славный жизнью, первый по епископству и великий чудотворец, а потому, из уважения к лицу, всякий мог уважать и его слова.

На преподобном Спиридоне почивала столь великая благодать и милость Божия, что во время жатвы в самую жаркую пору дня его святая глава оказалась однажды покрытою прохладною росою, нисходившею свыше. Это было в последний год его жизни. Вместе с жнецами он вышел на жнитво (ибо был смиренен и работал сам, не гордясь высотою своего сана), и вот, когда он жал свою ниву, внезапно, в самый жар, оросилась глава его, как это было некогда с руном Гедеоновым (Суд.6:38), и все, бывшие с ним на поле, видели это и дивились. Потом волосы на главе у него вдруг изменились: одни сделались желтыми, другие — чёрными, иные — белыми, и только Сам Бог знал, для чего это было и что предзнаменовало. Святой осязал голову рукою и сказал бывшим при нем, что приблизилось время разлучения души его с телом, и стал поучать всех добрым делам, и особенно — любви к Богу и ближнему.

По прошествии нескольких дней святой Спиридон во время молитвы предал свою святую и праведную душу Господу , Которому в праведности и святости служил всю свою жизнь, и был с честью погребен в церкви Святых Апостолов в Тримифунте . Там и установлено было совершать ежегодно память его, и при гробе его совершаются многочисленные чудеса во славу дивного Бога, прославляемого во святых Его, Отца и Сына и Святого Духа, Которому и от нас да будет слава, благодарение, честь и поклонение во веки. Аминь.

Тропарь, глас 1:

Собора перваго показался еси поборник, и чудотворец, богоносе Спиридоне отче наш. Темже мертву ты во гробе возгласив, и змию в злато претворил еси: и внегда пети тебе святыя молитвы, ангелы сослужащыя тебе имел еси священнейший. Слава давшему тебе крепость, слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 2:

Любовию Христовою уязвився священнейший, ум вперив зарею Духа, детельным видением твоим деяние обрел еси богоприятне, жертвенник божественный быв, прося всем божественнаго сияния.