Наталья Капцова


Время на чтение: 11 минут

А А

Христианская семья появляется исключительно по благословению Церкви, соединяющей влюбленных в одно целое во время таинства венчания. К сожалению, для многих таинство венчания сегодня стало модной необходимостью, и перед обрядом молодые больше думают о поисках фотографа, нежели о посте и душе.

Зачем же на самом деле венчание нужно, что символизирует сам обряд, и как принято готовиться к нему?

Значение обряда венчания для пары – надо ли венчаться в церкви, и может ли таинство венчания укрепить отношения?

«Вот мы повенчаемся, и тогда нас точно никто не разлучит, ни одна зараза!», — думают многие девушки, выбирая для себя подвенечное платье.

Конечно, в какой-то степени венчание – оберег для любви супругов, но в первую очередь, в основе христианской семьи лежит заповедь о любви. Венчание – не сеанс магии, который обеспечит браку нерушимость, независимо от их поведения и отношения друг к другу. Брак православных христиан нуждается в благословении, и освящается Церковью он только во время таинства венчания.

Но осознание необходимости венчания должно прийти к обоим супругам.

Видео: Венчание — как правильно?

Что дает венчание?

Прежде всего, благодать Божию, которая поможет двоим строить свой союз в гармонии, рожать и воспитывать детей, жить в любви и согласии. Оба супруга должны четко понимать на момент совершения таинства, что этот брак – он на всю жизнь, «в горе и радости».

Символизируют вечность союза кольца, которые надевают супруги при обручении, и хождение вокруг аналоя. Клятва верности, которая дана в храме пред ликом Всевышнего, важнее и мощнее подписей на свидетельстве о браке.

Важно понимать, что расторгнуть церковный брак реально лишь в 2-х случаях: при смерти одного из супругов — или лишении его рассудка.

Кто не может венчаться в православной церкви?

Церковь не венчает пары, не живущие в законном браке. Почему так важен для Церкви штамп в паспорте?

До революции частью государственной структуры была и Церковь, к функциям которой относилась также регистрация актов рождения, брака, смерти. И одной из обязанностей священника было проведение исследования – законен ли брак, какова степень родства будущих супругов, нет ли проблем с их психикой, и проч.

Сегодня этими вопросами занимаются ЗАГСы, поэтому в Церковь будущая христианская семья несет свидетельство о браке.

И в этом свидетельстве указана должна быть именно та пара, что собирается венчаться.

Существуют ли причины для отказа в венчании – абсолютные препятствия для церковного брака?

Пару точно не допустят к венчанию, если…

  • Брак не узаконен государством. Такие отношения Церковь считает сожительством и блудом, а не брачными и христианскими.
  • Пара состоит в 3-й или в 4-й степени бокового кровного родства.
  • Супруг – духовное лицо, и он принял священный сан. Также не допустят до венчания монахинь и монахов, которые уже принесли обеты.
  • Женщина – вдова после третьего брака. 4-й церковный брак запрещен категорически. Запрещено будет венчание и при 4-м гражданском браке, даже если церковный брак при этом будет первым. Естественно, это не означает, что Церковь одобряет вступление во 2-й и 3-й брак. Церковь настаивает на вечной верности друг к другу: двое- и троебрачие не осуждает всенародно, но считает «нечистотами» и не одобряет. Впрочем, препятствием к венчанию это не станет.
  • Вступающий в церковный брак виновен в предыдущем разводе, и причиной было прелюбодеяние. Повторно вступить в брак будет разрешено только при покаянии и исполнении наложенной епитимьи.
  • Имеет место неспособность к браку (прим. – физическая или же духовная), когда человек не может изъявлять волю свободно, болен душевно, и проч. Слепота, глухота, диагноз «бездетность», болезнь – не являются причинами для отказа в венчании.
  • Оба — или кто-то из пары — не достиг совершеннолетия.
  • Женщине – боле 60-ти лет, а мужчине – более 70-ти. Увы, высший предел для венчания тоже существует, и такой брак может быть одобрен только епископом. Возраст старше 80-ти лет – абсолютное препятствие к браку.
  • Отсутствует согласие на брак от православных родителей с обеих сторон. Впрочем, к данному условию Церковь уже давно относится снисходительно. В случае, если родительским благословением заручиться не получается — его пара получает у епископа.

И еще несколько препятствий к церковному браку:

  1. Мужчина и женщина являются по отношению друг к другу свойственниками.
  2. Имеет место духовное родство между вступающими в брак. Например, между крестными и крестниками, между крестными и родителями крестников. Брак между крестным и крестной одного ребенка возможен лишь с благословения епископа.
  3. Если усыновитель хочет вступить в брак с усыновленной дочерью. Или если усыновленный сын хочет вступить в брак с дочерью или же с матерью своего усыновителя.
  4. Отсутствие взаимного согласия в паре. Брак по принуждению, даже церковный, считается недействительным. Причем, даже в случае, если принуждение – психологическое (шантаж, угрозы и пр.).
  5. Отсутствие общности веры. То есть, в паре оба должны быть православными христианами.
  6. Если один из пары – атеист (пусть и крещенный в детстве). Просто «постоять» рядом на венчании не получится – такой брак недопустим.
  7. Месячные у невесты. День венчания нужно выбирать в соответствии со своим календарем цикла, чтобы не пришлось потом его переносить.
  8. Период, равный 40 дням после родов. Венчаться после рождения малыша Церковь не запрещает, но придется подождать 40 дней.

Ну и, кроме того, существуют и относительные препятствия к венчанию в каждой конкретной церкви — выяснять подробности следует уже прямо на месте.


Когда и как организовать венчание?

Какой день стоит выбрать для венчания?

Ткнуть пальцем в календарь и выбрать число, которое у вас «счастливое» — скорее всего, не получится. Церковь проводит таинство венчания только в определенные дни – в понедельники, среды, пятницы и воскресенья, если они не выпадают…

  • На канун церковных праздников – великих, храмовых и двунадесятых.
  • На один из постов.
  • На 7-20 января.
  • На Масленицу, в сырную и Светлую седмицу.
  • На 11 сентября и накануне его (прим. – день памяти Усекновения главы Иоанна Предтечи).
  • На 27 сентября и накануне его (прим. – праздник Воздвижения Креста Господня).

Не венчают также в субботу, вторник или четверг.

Что нужно для организации венчания?

  1. Выбрать храм и поговорить с батюшкой.
  2. Выбрать день венчания. Самыми благоприятными считаются дни осенней жатвы.
  3. Внести пожертвование (его вносят в храме). За певчих вносится отдельная плата (при желании).
  4. Выбрать платье, костюм для жениха.
  5. Найти свидетелей.
  6. Найти фотографа и договориться о съемке со священником.
  7. Купить все необходимое для обряда.
  8. Подучить «сценарий». Свою клятву вы произнесете лишь единожды в жизни (дай Бог), и звучать она должна уверенно. Кроме того, лучше заранее прояснить для себя – как именно проходит обряд, чтобы знать — что за чем следует.
  9. И самое главное — подготовиться к таинству ДУХОВНО.

Что понадобится на венчании?

  • Нательные крестики. Конечно, освященные. Идеально, если это крестики, что были получены при крещении.
  • Обручальные кольца. Их тоже должен освятить священник. Раньше для жениха выбирали золотое, а для невесты серебряное кольцо, как символ солнца и луны, которая его свет отражает. В наше время никаких условий нет – выбор колец целиком и полностью лежит на паре.
  • Иконы : для супруга – образ Спасителя, для супруги – образ Божьей матери. Эти 2 иконы – оберег всего рода. Их следует хранить и передавать по наследству.
  • Венчальные свечи – белые, толстые и длинные. Их должно хватить на 1-1,5 часа венчания.
  • Платочки для пары и для свидетелей , чтобы снизу обернуть свечи и не обжечь руки воском.
  • 2 белых рушника – один для обрамления иконы, второй – на который пара встанет перед аналоем.
  • Подвенечное платье. Конечно же, никакой «гламурности», обилия страз и декольте: выбираем скромное платье светлых оттенков, которое не открывает спину, область декольте, плечи и колени. Без фаты не обойтись, но ее можно заменить красивым воздушным платком или шляпкой. Если плечи и руки остаются голыми из-за фасона платья, то накидка или шаль обязательна. Брюки и непокрытая голова у женщины в церкви недопустимы.
  • Платки для всех женщин , присутствующих на венчании.
  • Бутылка кагора и каравай.

Выбираем поручителей (свидетелей).

Итак, свидетели должны быть…

  1. Близкими вам людьми.
  2. Крещенными и верующими, с нательными крестиками.

В свидетели нельзя звать разведенных супругов и пары, которые живу незарегистрированным браком.

Если поручителей найти не удалось – это не беда, вас обвенчают и без них.

Поручители при венчании – это как крестные родители при крещении. То есть, они берут «шефство» над новой христианской семьей.

Чего не должно быть на венчании:

  • Яркого макияжа – как самой невесты, так и гостей, свидетельницы.
  • Ярких нарядов.
  • Лишних предметов в руках (никаких мобильных телефонов, букеты тоже отложить на время).
  • Вызывающего поведения (шутки-хохмы, разговоры и прочее – неуместны).
  • Лишнего шума (ничто не должно отвлекать от обряда).

Помните, что…

  1. Скамьи в церкви стоят для старых или больных людей. Будьте готовы, что придется час-полтора выдержать «на ногах».
  2. Мобильные придется отключить.
  3. Прибыть к храму лучше минут за 15 до начала обряда.
  4. Стоять спиной к иконостасу не принято.
  5. Уходить до окончания таинства не принято.

Подготовка к таинству венчания в церкви – что иметь в виду, как подготовиться правильно?

Основные организационные моменты подготовки мы обсудили выше, а теперь – о подготовке духовной.

На заре христианства таинство венчания осуществлялось за Божественной литургией. В наше же время важно совместное причастие, которое совершается до начала супружеской христианской жизни.

Что включает в себя духовная подготовка?

  • 3-дневный пост. Он включает в себя воздержание от брачных отношений (даже если супруги живут вместе уже много лет), развлечений и употребления пищи животного происхождения.
  • Молитва. За 2-3 дня до обряда нужно молитвенно готовиться к таинству утром и вечером, а также посещать богослужения.
  • Взаимное прощение.
  • Посещение вечерней службы накануне дня причащения и чтение, помимо основных молитв, «ко Св. Причащению».
  • Накануне венчания, начиная с полуночи, нельзя пить (даже воду), есть и курить.
  • День венчания начинается с исповеди (будьте честны перед Богом, от него ничего не скроешь), молитвы за литургией и совместного причащения.

Сайт сайт благодарит вас за внимание к статье! Нам будет очень приятно, если вы поделитесь своими отзывами и советами в комментариях ниже.

Венчание

Венчание – это таинство Церкви, в котором Бог подает будущим супругам, при обещании ими хранить верность друг другу, благодать чистого единодушия для совместной христианской жизни, рождения и воспитания детей.

Желающие венчаться должны быть верующими крещеными православными христианами. Они должны глубоко осознавать, что самовольное расторжение брака, утвержденного Богом, также как и нарушение обета верности, есть безусловный грех.

Таинство Венчания: как к нему готовиться?

Брачная жизнь должна начинаться с духовного приготовления.

Жених и невеста до брака непременно должны исповедаться и причаститься Святых Тайн. Желательно, чтобы они за три-четыре дня до этого дня подготовили себя к Таинствам исповеди и причастия.

Для браковенчания нужно приготовить две иконы - Спасителя и Божией Матери, которыми во время Таинства благословляют жениха и невесту. Раньше эти иконы брались из родительских домов, они передавались как домашняя святыня от родителей к детям. Иконы приносятся родителями, а если они не участвуют в Таинстве венчания - женихом и невестой.

Жених и невеста приобретают обручальные кольца. Кольцо - знак вечности и неразрывности брачного союза. Одно из колец должно быть золотым, а другое серебряным. Золотое кольцо символизирует своим блеском солнце, свету которого уподобляется муж в брачном союзе; серебряное - подобие луны, меньшего светила, блистающего отраженным солнечным светом. Теперь для обоих брачующихся покупаются, как правило, золотые кольца. Кольца могут иметь также украшения из драгоценных камней.

Но все же главное приготовление к предстоящему таинству - это говение. Святая Церковь рекомендует вступающим в брак подготовить себя к нему подвигом поста, молитвы, покаяния и причащения.

Как выбрать день для венчания?

День и время венчания будущие супруги должны обговорить со священником заранее и лично.
Перед венчанием необходимо исповедоваться и причаститься Святых Христовых Тайн Возможно совершить это не в самый день Венчания.

Желательно пригласить двух свидетелей.

    Для совершения таинства Венчания нужно иметь:
  • Икону Спасителя.
  • Икону Божией Матери.
  • Обручальные кольца.
  • Венчальные свечи (продаются в храме).
  • Белое полотенце (рушник для постилания под ноги).

Что надо знать свидетелям?

В дореволюционной России, когда церковный брак обладал законной гражданской и юридической силой, браковенчание православных обязательно совершалось при поручителях - в народе их называли дружка, подружие или шаферы, а в богослужебных книгах (требниках) - восприемники. Поручители подтверждали своими подписями акт браковенчания в метрической книге; они, как правило, хорошо знали жениха и невесту, поручались за них. Поручители принимали участие в обручении и венчании, то есть во время обхождения жениха и невесты вокруг аналоя придерживали венцы над их головами.

Теперь поручители (свидетели) могут быть или же не быть - по желанию брачующихся. Поручители обязательно должны быть православными, желательно церковными людьми, должны относиться к Таинству венчания с благоговением. Обязанности поручителей при бракосочетании в своей духовной основе такие же, как восприемников в Крещении: как восприемники, опытные в духовной жизни, обязаны руководить крестниками в христианской жизни, так и поручители должны духовно руководить новой семьей. Поэтому раньше в поручители не приглашались люди молодые, не женатые, не знакомые с семейной и супружеской жизнью.

О поведении в храме во время Таинства Венчания

Часто кажется, будто жених и невеста, сопровождаемые родными и друзьями, пришли в храм не для молитвы о вступающих в брак, а на действо. Ожидая окончания Литургии, они разговаривают, смеются, ходят по храму, становятся спиной к образам и иконостасу. Всем приглашенным в храм на браковенчание надо знать, что во время бракосочетания Церковь ни о ком больше не молится, как только о двоих лицах - женихе и невесте (разве только один раз произносится молитва “за воспитавших родителей”). Невнимание и неблагоговение жениха и невесты к церковной молитве показывает, что они пришли в храм только из-за обычая, из-за моды, по требованию родителей. Между тем этот час молитвы в храме имеет влияние на всю последующую семейную жизнь. Все находящие при бракосочетании, и особенно жених и невеста, должны горячо молиться во время совершения Таинства.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию.
Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте - это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества - благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Как совершается венчание?

Жених и невеста, держа в руках зажженные свечи, изображающие духовный свет таинства, торжественно входят на середину храма. Им предшествует священник с кадильницей, указывая этим, что на жизненном пути они должны следовать по заповедям Господним, а добрые дела их будут, как фимиам, возноситься к Богу Хор встречает их пением псалма 127, в котором пророк-псалмопевец Давид прославляет благословлённое Богом супружество; перед каждым стихом хор поет: “Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе”.

Жених и невеста становятся на разостланный на полу плат (белый или розовый) перед аналоем, на котором лежат крест, Евангелие и венцы.

Жених и невеста перед лицом всей Церкви еще раз подтверждают свободное и непринужденное желание вступить в брак и отсутствие в прошлом со стороны каждого из них обещания третьему лицу вступить с ним в брак.

Священник спрашивает жениха: «Имаши ли (имя), произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, пояти себе в жену сию (имя), юже зде пред тобою видиши».
(“Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть мужем этой (имя невесты), которую видишь здесь перед собою?”)

И жених отвечает: «Имам, честный отче» (“Имею, честный отче”). И священник дальше спрашивает: «Не обещался ли еси иной невесте» (“Не связан ли ты обещанием другой невесте?”). И жених отвечает: «Не обещахся, честный отче» (“Нет, не связан”).

Потом такой же вопрос обращен к невесте: «Имаши ли произволение благое и непринужденное, и твердую мысль, пояти себе в мужи сего (имя), егоже пред тобою зде видиши» (““Имеешь ли ты искреннее и непринужденное желание и твердое намерение быть женою этого (имя жениха), которого видишь перед собою?”) и «Не обещалася ли еси иному мужу» (“Не связана ли обещанием другому жениху?”)- “Нет, не связана”.

Итак, жених и невеста подтвердили перед Богом и Церковью добровольность и нерушимость своего намерения вступить в супружество. Такое волеизъявление в нехристианском браке является решающим принципом. В христианском браке оно-главное условие для естественного (по плоти) брака, условие, после которого он должен считаться заключенным.

Теперь только, после заключения этого естественного брака, начинается таинственное освящение супружества Божественною благодатью - чин венчания. Начинается венчание литургическим возгласом: “Благословенно Царство…”, которым провозглашается сопричастность брачующихся Царству Божиему.

После краткой ектений о благосостоянии душевном и телесном жениха и невесты священник произносит три пространные молитвы.

Первая молитва обращена к Господу Иисусу Христу. Священник молится: “Благослови брак сей: и подай рабам Твоим сим жизнь мирную, долгоденствие, любовь друг к другу в союзе мира, семя долгожизненное неувядаемый венец славы; сподоби их увидеть чада чад своих, ложе их сохрани ненаветным. И даруй им от росы небесной свыше, и от тука земного; исполни дома их пшеницы, вина и елея, и всякой благостыни, так чтобы они делились избытками с нуждающимися, даруй и тем, которые теперь с нами, все, потребное ко спасению”.

Во второй молитве священник молит Триединого Господа, чтобы Он благословил, сохранил и помянул брачующихся. “Даруй им плод чрева, доброчадие, единомыслие в душах, возвысь их, как кедры ливанские” как виноградную лозу с прекрасными ветвями, даруй им семя колосистое, дабы они, имея довольство во всем, изобиловали на всякое благое дело и Тебе благоугодное. И да узрят они сыновей от сынов своих, как молодые отпрыски маслины, вокруг ствола своего и благоугодивши пред Тобою, да воссияют как светила на небе в Тебе, Господе нашем”.

Затем, в третьей молитве, священник еще раз обращается к Триединому Богу и умоляет Его, чтобы Он, сотворивший человека и потом из ребра его создавший жену в помощницы ему, ниспослал и ныне руку Свою от святого жилища Своего, и сочетал брачующихся, венчал их в плоть едину, и даровал им плод чрева.

После этих молитв наступают важнейшие минуты венчания. То, о чем священник молил Господа Бога пред лицом всей церкви и вместе со всею церковью - о благословении Божием, - теперь видимо совершается над брачующимися, скрепляет и освящает их супружеский союз.

Священник, взяв венец, знаменует им крестообразно жениха и дает ему целовать образ Спасителя, прикрепленный к передней части венца. Венчая жениха, священник произносит: “Венчается раб Божий (имя рек) рабе Божией (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Благословив таким же образом невесту и дав ей приложиться к образу Пресвятой Богородицы, украшающему ее венец, священник венчает ее, произнося: “Венчается раба Божия (имя рек) рабу Божию (имя рек) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Украшенные венцами, жених и невеста предстоят лицу Самого Бога, лицу всей Церкви Небесной и земной и ожидают благословения Божия. Настает торжественнейшая, святейшая минута венчания!

Священник говорит: “Господи, Боже наш, славою и честью венчай их!”. При этих словах он, от лица Бога, благословляет их. Это молитвенное возглашение священник произносит трижды и трижды благословляет жениха и невесту.

Все присутствующие в храме должны усиливать молитву священника, во глубине души должны повторять за ним: “Господи, Боже наш! Славою и честью венчай их!”.

Возложение венцов и слова священника:

“Господи наш, славою и честью венчай их” - запечатлевают Таинство брака. Церковь, благословляя брак, провозглашает венчающихся родоначальниками новой христианской семьи - малой, домашней церкви, указывая им путь в Царство Божие и знаменуя вечность их союза, нерасторжимость его, как сказал Господь: Что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Затем читается Послание к Ефесянам святого апостола Павла (5, 20-33), где брачный союз уподобляется союзу Христа и Церкви, за которую предал Себя возлюбивший ее Спаситель. Любовь мужа к жене-это подобие любви Христа к Церкви, а любовно-смиренное повиновение жены мужу-подобие отношения Церкви ко Христу Это-взаимная любовь до самоотвержения, готовность пожертвовать собою по образу Христа, отдавшего Себя на распятие за грешных людей, и по образу истинных последователей Его, страданиями и мученической смертью подтвердивших свою верность и любовь к Господу.

Последнее изречение апостола: а жена да боится своего мужа - призывает не к страху слабого перед сильным, не к боязни рабыни по отношению к господину, но к страху опечалить любящего человека, нарушить единение душ и телес. Тот же страх лишиться любви, а значит, присутствия Божия в семейной жизни, должен испытывать и муж, глава которому - Христос. В другом послании апостол Павел говорит: Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (1 Кор. 7, 4-5).

Муж и жена - члены Церкви и, будучи частицами полноты церковной, равны между собой, повинуясь Господу Иисусу Христу.

После Апостола читается Евангелие от Иоанна (2, 1-11). В нем благовествуется о Божием благословении супружеского союза и освящении его. Чудо претворения воды в вино Спасителем прообразовало действие благодати таинства, которым земная супружеская любовь возвышается до любви небесной, соединяющей души о Господе. О нравственной перемене, необходимой для этого, говорит святой Андрей Критский “Брак честен и ложе непорочно, ибо Христос благословил их в Кане на браке, вкушая пищу плотию и претворив воду в вино,- явив это первое чудо, чтобы ты, душа, изменилась” (Великий канон, в русском переводе, тропарь 4, песнь 9).

После прочтения Евангелия произносятся от лица Церкви краткое прошение о новобрачных и молитва священника, в которой мы молимся Господу о том, чтобы Он сохранил сочетавшихся в мире и единомыслии, чтобы брак их был честным, ложе их - нескверным, сожительство непорочным, чтобы сподобил их дожить до старости при исполнении от чистого сердца заповедей Его.

Священник возглашает: “И сподоби нас, Владыко, со дерзновением неосужденно смети призывати Тебе, Небеснаго Бога Отца, и глаголати…”. И новобрачные вместе со всеми присутствующими поют молитву “Отче наш”, основание и венец всех молитв, заповеданную нам Самим Спасителем.

В устах бракосочетавшихся она выражает решимость служить Господу своею малой церковью, так чтобы и через них на земле воля Его исполнялась и царила в их семейной жизни. В знак покорности и преданности Господу они преклоняют головы под венцами.

После молитвы Господней иерей прославляет Царство, силу и славу Отца, и Сына, и Святого Духа, и, преподав мир, повелевает преклонить головы пред Богом, как пред Царем и Владыкою и вместе с тем и перед Отцом нашим. Затем приносится чаша с красным вином, или, вернее, чаша общения, и священник благословляет ее на взаимное общение мужа и жены. Вино при венчании подается в знак радости и веселья, напоминая о чудесном превращении воды в вино, совершенном Иисусом Христом в Кане Галилейской.

Священник троекратно дает молодой паре испить вина из общей чаши - сначала мужу, как главе семьи, потом жене. Обычно вино отпивают по три маленьких глоточка: сначала муж, потом жена.

Преподав общую чашу, священник соединяет правую руку мужа с правой рукой жены, покрывает руки их епитрахилью и поверх нее кладет свою руку Это означает, что через руку священника муж получает жену от самой Церкви, соединяющей их во Христе навеки. Священник трижды обводит новобрачных вокруг аналоя.

При первом обхождении поется тропарь “Исаие, ликуй…”, в котором прославляется таинство воплощения Сына Божия Еммануила от Неискусобрачной Марии.

При втором обхождении поется тропарь “Святии мученицы”. Увенчанные венцами, как победители земных страстей, они являют образ духовного брака верующей души с Господом.

Наконец, в третьем тропаре, который поется при последнем обхождении аналоя, прославляется Христос как радость и слава новобрачных, надежда их во всех обстоятельствах жизни: “Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвале, мучеников радование, ихже проповедь. Троица Единосущная”.

Это круговое хождение означает вечное шествие, которое началось в этот день для этой четы. Супружество их будет вечным шествием рука об руку, продолжением и явлением совершенного сегодня таинства. Помня об общем кресте, возложенном сегодня на них, “тяготы друг друга нося”, они всегда будут исполнены благодатной радости этого дня. По окончании торжественного шествия священник снимает венцы с супругов, приветствуя их словами, исполненными патриархальной простоты и потому особенно торжественными:

“Возвеличися, женише, якоже Авраам, и благословися якоже Исаак, и умножися якоже Иаков, ходяй в мире и делаяй в правде заповеди Божия”.

“И ты, невесто, возвеличися якоже Сарра, и возвеселися якоже Ревекка, и умножися якоже Рахиль, веселящися о своем муже, хранящи пределы закона, зане тако благоволи Бог”.

Затем в двух последующих молитвах священник просит Господа, благословившего брак в Кане Галилейской, воспринять и венцы новобрачных неоскверненными и непорочными в Царствии Своем. Во второй молитве, читаемой священником, с приклонением голов новобрачных, эти прошения запечатлеваются именем Пресвятой Троицы и иерейским благословением. По окончании ее новобрачные целомудренным поцелуем свидетельствуют святую и чистую любовь друг к другу.

Далее, согласно обычаю, новобрачных подводят к царским вратам, где жених целует икону Спасителя, а невеста - образ Божией Матери; затем они меняются местами и прикладываются соответственно: жених - к иконе Божией Матери, а невеста - к иконе Спасителя. Здесь же священник дает им крест для целования и вручает им две иконы: жениху - образ Спасителя, невесте - образ Пресвятой Богородицы.

Соединение двух жизней - торжественный и ответственный момент. Сегодня многие решают оформить свой брак не только в ЗАГСе, но также перед лицом Господа. Что нужно для венчания в церкви, кроме желания молодых? Узнаете из нашего материала.


Двое соединяются в единстве

Перед тем, как утвердиться в решении венчаться, необходимо понимать:

  • Церковный брак расторгнуть нельзя! Никакого «развенчивания» не существует в принципе. То, что некоторые архиереи идут навстречу людям, которые уже развелись и живут в других семьях - по слабости современных «христиан». Это делается, чтобы люди не впадали в большие грехи. Поэтому надо осознать, что венчание - навсегда!

Основные требования для тех, кто желает венчаться в церкви:

  • новобрачные должны быть крещены в православной церкви (это можно сделать и перед венчанием);
  • люди должны вступить в гражданский брак (в ЗАГСе) - во многих храмах требуется свидетельство (если люди не являются постоянными прихожанами);
  • перед венчанием необходимо исповедаться и причаститься.

Это то, что касается духовной стороны. Также в приходах, где ответственно относятся к прихожанам, священник обязательно проводит предварительную беседу с молодыми. Он объясняет им весь смысл этого обряда, который является не только данью традиции. Венчаться не следует только ради красивых фотографий или потому, что «так принято». Это профанация Таинства.


Что понадобится для обряда

Венчание в православной церкви проводится по определенным правилам. Порядок действий и необходимые молитвы записаны в специальной книге - Требнике, которая есть у священнослужителя. Волноваться об этом не стоит, хотя необходимо понимать, какой этап Таинства проводится.

Обычно за подобные требы предусмотрено пожертвование. Обо всем можно договориться непосредственно в храме. «Цена» может сильно различаться, в зависимости от храма. Потребуются и другие затраты.

  • Иконы Спасителя и Богородицы - нужны для того, чтобы родители благословили ими детей.
  • Полотенце - по правилам, в церкви молодые становятся на белый рушник.
  • Особые свечи - для жениха и невесты, обычно продаются в лавке.
  • Кольца - используются в православном обряде венчания.

Это основные моменты, все остальное готовят в храме. Важно определиться с датой, подготовиться к этому событию духовно. Также надо решить, сколько будет певчих, им обычно необходимо платить отдельно. Певчие, как правило, не состоят в штате церкви, а приходят лишь на службы или требы (венчания, отпевания, крещение).


Правила проведения обряда

Венчание в церкви проводится установленным порядком. Обычно оно следует за Литургией, где молодые должны причаститься. Перед этим следует говеть (поститься), читать определенные молитвы - об этом есть . Такая духовная подготовка необходима, чтобы с чистой душой воспринять Таинство брака.

Свидетели раньше играли не только роль тех, кто держит венцы. Они поручались за новобрачных, обычно это были те, кто давно с ними знаком. Поручители брали на себя обязанность присматривать за духовной обстановкой в новом союзе. Ведь это - малая церковь, которая создавалась с целью родить и воспитать детей в благочестии. Поэтому свидетели были людьми солидного возраста, имеющие собственные семьи. Сегодня это, скорей, дань традиции - венчание проведут и без свидетелей.

По правилам, обряд венчания в православной церкви начинается с обручения. Раньше оно проходило отдельно, но сейчас очень редко такое встретишь. Молодые становятся перед дверями храма, как перед Самим Господом. Священник вводит их в церковь, словно первых людей - в рай, где они должны вести чистую жизнь.

  • Священник кадит, освящая молодых. Он благословляет жениха и невесту, затем вручает им свечи. После благословения следует креститься. Это совершается троекратно.
  • Огонь свечей - символ любви, чистой и горячей, которую должны питать супруги.
  • Диакон читает особые ектеньи, за которыми могут молиться все, кто пришел в храм.
  • Священник читает тайную молитву за новобрачных.

Затем приносят кольца, которые с молитвой надеваются сначала жениху, потом невесте. Трижды они будут меняться ими - в знак того, что все теперь у них общее. Кольцо - знак вечного союза, готовности жертвовать всем ради любимого (любимой). После молитвы обручение заканчивается и начинается обряд венчания.

Продолжая держать свечи, молодые проходят в центр храма, поется особый псалом. Пара становится на полотенце, перед ними на аналое (особая подставка) находятся венцы, Евангелие, крест. Венцы в православии означают не столько торжество, сколько мученичество. Ведь не так просто на протяжении всей жизни терпеть все недостатки своего супруга, быть опорой для семьи, поддерживать свою «половину». Поэтому в таинстве испрашивается особая помощь Божия.

Батюшка будет спрашивать у каждого по очереди, имеют ли они добровольное желание вступить в брак, необходимо ответить утвердительно. Также следует вопрос, не было ли обещано сердце кому-то другому. В некоторых храмах разрешают отвечать на русском, а не на церковно-славянском. Затем следуют три особые молитвы - одна Христу, две Триединому Богу.

Только после этого берутся венцы (откуда и название таинства - венчание), с молитвой возлагаются на молодых, читается Священное Писание.

Затем, после кратких молитв, обоим дается вино из одной чаши. Также в знак того, что молодых теперь ждет общая жизнь. Затем мужу и жене связывают руки, трижды обходят они за священником вокруг аналоя.

Заканчивается обряд вручением икон, наставлением от духовника. Трапеза, если она продолжает богослужение, должна быть приличной, подобающей христианскому званию, без пьянства, плясок, буйного веселья.

Как вести себя в храме

В церкви существуют негласные правила поведения, которые не следует нарушать. Обряд венчания проводится «по заказу», но это не значит, что перед вами ряженый тамада с кадилом. Не следует, подражая «звездам» телевидения, вести себя вызывающе.

  • Свидетелям и другим участникам церемонии не стоит забывать, что они находятся в доме Божием. Смех, разговоры - неуместны, если совсем нет желания молиться, лучше вообще выйти из церкви, пока не закончится Литургия. Так хотя бы вы не будете отвлекать прихожан, которые пришли отдать свой долг Господу.
  • Жениху и невесте заранее надо выучить слова, которые следует говорить во время обряда. Это простое уважение не только священнику, но и к Богу.
  • Не следует шокировать окружающих своим видом - платье невесты должно быть закрытым. Либо необходимо приобрести накидку, которая закрыла бы плечи, спину и декольте. Помаду надо стереть перед началом службы.
  • Женщинам входить в церковь следует с покрытой головой, юбки должны быть ниже колена. Слишком яркий макияж также неуместен.

Красота свадебного обряда должна навсегда запомниться молодым, но и напоминать о глубоком смысле христианского брака - любовь, терпение, жертвенность. Достойно выдержать такое испытание можно, только находясь в лоне Церкви, посещая службы, участвуя в Таинствах. Благослови вас Бог!

Правила венчания

Венчание в церкви - правила, что нужно для проведения обряда was last modified: Июль 8th, 2017 by Bogolub

Венчание – важный шаг в жизни пары, вершина брачных отношений, и готовиться к нему стоит по-особенному. Так как обряд духовный, то в первую очередь необходимо настроиться на таинство, очистить помыслы и тело для серьезного обета. Но и мирские дела – выбор костюмов, дополнительных элементов обряда, места, даты и другие организационные моменты списать со счетов не удастся.

Последние годы всё большее количество пар не только расписываются в загсе, но и решают соединить судьбы в церкви. Следует осознать глубинную важность этого шага.

Важно! Священнослужители лояльно относятся к невенчанным семьям, живущим в браке. Главное, что он был официально зарегистрированным, а не гражданским. Когда через несколько лет уверенные друг в друге супруги приходят к таинству – это воспринимается положительно. Так что торопиться с венчанием необязательно.

Происходящее во время таинства волнительно не менее, чем подготовка к нему. Чтобы в спешке не забывать важные детали, начните готовиться заранее. Продумать необходимо каждую мелочь: начиная от духовных моментов (исповедь, пост, покаяние) и заканчивая материальными – платьем невесты, составлением списка гостей, выбором даты, места, организацией празднования после обряда, закупкой всех необходимых (кагора, свечей, рушника, колец, икон).

Как подготовиться и выбрать место?

На первом этапе следует выбрать храм, в котором вы скрепите ваши судьбы в одну. Это необязательно должна быть богато украшенная церковь. Некоторые молодожёны, напротив, выбирают небольшие сельские приходы, например, те, где их крестили.


Чрезвычайно важны собственные ощущения под сенью храма. Вы должны чувствовать спокойствие и благодать, если же что-то не нравится или беспокоит, то, возможно, стоит поискать другую церковь. Не меньше внимания уделите священнику, которому предстоит проводить обряд. Батюшка должен вызывать доверие, проявлять благосклонность и понимание, научить и рассказать о важных моментах таинства, а не упрекать вас в незнании канонов.

Если вы воцерковлены, то проблемы не возникнет. Венчайтесь у своего батюшки, к которому ходите исповедоваться. Это лучшее решение. Если же ваше знакомство с православием началось не так давно, то будьте готовы к небольшому собеседованию. Священник должен убедиться что вы, во-первых, понимаете, что представляет собой таинство, а не гонитесь за модным красивым ритуалом, а во-вторых – готовы нести узы брака. С батюшкой можно обсудить другие спорные моменты – о внешнем виде, фотосъемке в стенах храма, наилучшей дате.

Дополнительные приготовления придётся провести людям, вступающим в брак не впервые. В зависимости от ситуации потребуется или обычное покаяние с благословением на второй брак, или разрешение от архиерея.

Православные запреты в церкви

Существуют некоторые церковные запреты на брак. Одни правила соблюдаются строго, другие – имеют исключения.


Наиболее полный список причин, по которым вам могут отказать в таинстве, следующий:

  • Вы являетесь друг другу кровными или духовными родственниками;
  • Один из новобрачных несовершеннолетний или недееспособный;
  • У одного из супругов это уже 4 брак, причём считаются не только венчанные, но и светские, и гражданские;
  • Ещё не расторгнут предыдущий брак или не зарегистрирован этот – в церковь необходимо принести свидетельство из загса;
  • Кто-то из новобрачных принадлежит к другой конфессии, некрещён или атеистом. Исключения в частном порядке могут сделать для протестантов и католиков, но лишь в случае, если семья пообещает, что воспитывать детей будут в православной традиции;
  • Не венчают женщин старше 60 и мужчин после 70 лет – эти возрастные рамки ограничивают возраст возможного деторождения.

Важно! часто нарушается, так как семью, всю жизнь прожившую по христианским законам, но лишь на склоне лет пришедшую к решению сочетаться неразрывными духовными узами, церковь благословит в любом возрасте.

Как выбрать дату?


При выборе даты следует воспользоваться церковным календарём или посоветоваться с батюшкой. В любом случае невозможно назначить таинство на вторник, четверг или субботу. Полностью выпадают Великие посты, Пасхальная и Масленичная недели, двунадесятые, престольные и великие церковные праздники. Кроме того, венчание никогда не проводится ночью.

Женщинам стоит помнить и о ещё одной детали – во время месячных находиться под сводами храма строжайше запрещено, поэтому при выборе даты таинства, сверяйтесь с собственным календарём.

Если учитывать и народные приметы, то исключается май – «всю жизнь будете маяться», а наиболее благоприятным периодом является лето, особенно август.

Что делать перед таинством?

Претворяет таинство пост, исповедь и причастие.

Пост

Перед необходимо духовно очиститься и настроиться на сакральность момента. Для этого новобрачным следует три дня поститься – не есть животной пищи (молочных продуктов, мяса, рыбы, яиц). Стоит отказаться от алкоголя и по возможности от курения.

Если у вас медицинские противопоказания к такой диете или вы занимаетесь тяжёлым физическим трудом, то посоветуйтесь с батюшкой. Возможно, он сделает послабления. Смысл поста не столько в пищевых ограничениях, сколько в том, чтобы перенести фокус с плотского на духовное.

Важно! За три дня до венчания откажитесь от интимных отношений и шумных увеселительных мероприятий. Лучше посвятите это время друг другу в духовном плане, например, при совместном чтении молитв.

Исповедь


Исповедаться обоим новобрачным необходимо накануне таинства. Не стоит бояться этого момента, батюшка – не строгий обвинитель, а посредник между вами и Богом, помогающий очистить душу и примириться с собой.

На исповеди важно без утайки рассказать обо всём, что тревожит и гнетёт, о не самых красивых поступках, словах и даже мыслях. Не бойтесь, что ваши слова пойдут дальше – это совершенно исключено. После беседы со священником непременно станет легче, и в новую венчанную жизнь вы войдёте обновлёнными и счастливыми.

Причастие

Причастие вы получите в день венчания, на утренней литургии. Оно представляет собой ложечку красного вина и хлеб, которые каждый прихожанин вкушает из рук священника.

Если вы не исповедовались, то и на причастие не имеете права. Считается, что обряд позволяет почувствовать благодать, а перед венчанием это достаточно важно. Перед причастием с полночи не стоит есть, пить, курить.


Послабления возможны, например, людям со слабым здоровьем. Разрешается перекусить тем, кто опасается голодного обморока, но пища в любом случае не должна быть животного происхождения, жирной или роскошной. Лучше всего, если это будет йогурт или сладкий чай.

Подготовка набора атрибутов – список

На самом таинстве вам понадобятся следующие вещи:

  • рушник – большое полотенце белого или розового цвета, символизирующее жизненный путь, оно должно быть большим настолько, чтобы вы оба могли на него встать;
  • платочки для держания свечей;
  • бутылка церковного кагора;

Их можно купить как специальным набором, так и подобрать отдельно, именно такие, какие вам нравятся.

Иконы и крестики


Наилучший вариант – получить образа в подарок от родителей , но если это невозможно, то можно купить новые. Икона Спасителя предназначается жениху, Божьей Матери – невесте. Образами молодых благословит священник, а после обряда иконы будут защищать семью, находясь на почётном месте в доме.

Нательный крестик – обязательный атрибут для любого православного, который необходимо носить не снимая. Естественно, на важнейшее таинство его также важно иметь всем присутствующим: и новобрачным, и гостям.

Важно! Некрещёные на венчание не допускаются.

Кольца

По традиции кольца жениха и невесты отличаются материалом. Жених приносит золотое, символ Христа, солнца, мужского начала. Невеста – серебряное, знак луны, церкви и женского начала.

Поскольку во время церемонии вам предстоит обменяться украшениями трижды, то на невесте останется кольцо мужа, как знак его защиты и ответственности, а на женихе – кольцо жены, как знак её беззаветной верности и покорности.


Это правило не является обязательным, поэтому при желании вы можете выбрать одинаковые кольца – из белого или жёлтого золота, серебра, платины. А вот бижутерия совершенно не подойдёт . Строгий батюшка может отказаться класть такие украшения на алтарь для освящения.

Кольца для венчания, в отличие от обручальных, лучше выбирать простые, без вычурного необычного декора, больших ярких камней, неожиданных элементов. Венчальные кольца не принято снимать никогда, поэтому простой элегантный дизайн избавит вас также от сложностей с подбором гардероба к этому аксессуару.

Возможны как гладкие украшения, так и с гравировкой. Это могут быть молитвы, ваши имена, дата свадьбы, слово «любовь», общая фамилия. Допустимы также и венчальные перстни.

Свечи и вино

Свечи лучше всего купить в церковной лавке, там они обычно наилучшего качества. Впрочем, подойдут и декоративные венчальные восковые свечи, предварительно освященные батюшкой.

Не забудьте приобрести платочки – чисто-белые, простые или украшенные вышивкой и кружевом. Они понадобятся вам, чтобы обернуть основание свечи, иначе воск будет капать на руки.


Кагор является традиционным вариантом вина, но подойдёт любое красное креплёное. Вино в процессе церемонии предстоит пить молодым из одной чаши – символа постоянного общения и радости брачной жизни.

Венцы

Украшенные короны, которые держат над головами молодых, а иногда и надевают, символизируют то, что в этот миг новобрачные – цари собственной жизни, дошедшие до светлого и важного момента создания освящённой семьи.

Кроме того, это и знак Царствия Небесного, ведь на мистериальном уровне жених представляет Христа, а невеста – церковь, сочетающуюся с ним браком. Вместе с тем венец – и знак мученичества, того, что брак – не только счастье, но и сложности, которые необходимо преодолеть достойно.

Венцы обычно выдают в самом храме, поэтому если вам не сказали иного, покупать их не следует.

Правила дресс-кода

Платье невесты не обязательно должно быть белым, но цвет в любом случае стоит подбирать светлый. Яркие и тёмные оттенки исключены. Не стоит надевать слишком откровенные, обтягивающие, роскошные наряды – они будут совершенно неуместны. Отличный выбор – закрытое скромное платье, скрывающее колени, зону декольте и плечи. Если рукав платья слишком короткий, то позаботьтесь о перчатках, которые придется снять перед обменом кольцами. Другой вариант – кружевной пиджак или болеро.

Важно! Невесте не стоит злоупотреблять с украшениями и макияжем. Ни в коем случае не должны быть накрашены губы, ведь вы будете целовать образа. Нельзя надевать кольца или перстни, ведь единственным украшением должно стать венчальное кольцо.

Не забудьте о том, что все женщины должны покрыть в храме голову. Невеста может накрыть волосы фатой, . Если выбор пал на фату, то она обязательно должна закрывать волосы. Лучше других подойдет вариант с креплением аксессуара на макушке и открытым лицом. Присутствующим на празднестве женщинам также нужно покрыть голову платком. Лучше – нарядным и светлым, ведь праздник – радостный.


Что касается жениха и гостей мужского пола, то им лучше всего выбрать строгие простые наряды, без ярких кричащих деталей. Обычный чёрный или тёмно-синий костюм прекрасно подойдет. Помните, что мужчины не могут находиться в храме в головных уборах.

Стоимость

Почти всех интересует вопрос, сколько стоит венчание? По церковным законам никакого прайс-листа не существует. Венчание, как и другие таинства, не покупаются и не продаются. Но после обряда по традиции прихожане имеют возможность оставить добровольное пожертвование храму, причём его сумма не регламентируется.

В наиболее известных соборах – в храме Христа Спасителя в Москве или в Казанском соборе в Санкт-Петербурге обычно оставляют от 10000 рублей. В менее известных церквях нерегламентированная цена колеблется от 500 до 5000 рублей.

Если у вас финансовые проблемы – это не помеха. Всегда можно предупредить батюшку, и вам, скорее всего, пойдут навстречу.

Какие документы нужны?


На само венчание вам понадобятся только паспорта со штампом и свидетельство о браке из загса. Вступающим в брак повторно дополнительно понадобится разрешение от архиерея и свидетельство о разводе.

Сложнее обстоят дела, если вы решили венчаться не в России, а в другой православной стране. Тогда ко всему прочему вам понадобятся:

  • свидетельство о крещении в православной вере;
  • свидетельство из вашего прихода, которым священник подтвердит, что вы можете венчаться;
  • свидетельство о рождении;
  • загранпаспорт.

Все документы нужно перевести на английский и нотариально заверить.

Выбор свидетелей

В отличие от гражданского торжества, для венчания в качестве свидетелей лучше выбрать двоих мужчин, крепких и чуть выше вас ростом , ведь им придётся долго держать на вытянутых руках тяжёлые венцы над головами новобрачных.


Вы можете выбрать родственников или близких друзей, но важно, чтобы они были крещёными православными, ведь атеисты и представители других конфессий на венчание не допускаются.

Свидетели ни в коем случае не должны быть разведёнными или живущими в гражданском браке. Лучше выбирать людей, которые вызывают у вас уважение и живут по православным законам, ведь они станут практически вторыми родителями, духовными наставниками для молодых.

Также возможен вариант женатой пары в качестве свидетелей, но это не должны быть родители жениха или невесты.

Важно! Неженатая пара, участвующая в таинстве в роли свидетелей, уже никогда не сможет обвенчаться, так как мужчина и женщина будут считаться духовными родственниками.

Полезное видео

Провести обряд венчания в православной церкви можно в любое время - в день свадьбы, через несколько дней, через неделю или года. Неважно, когда вы на этот шаг решитесь. Главное — соблюсти все условия, которые предусматривает церковь. О том, что надо учесть при венчании и подготовке к нему в видео:

Заключение

Подготовка к таинству венчания – практически такой же волнующий момент, как и сам обряд. Стоит хорошенько продумать все организационные моменты, но главное – настроиться духовно. И тогда праздник навсегда останется в душе светлым воспоминанием.