Мир полон чудес, о большинстве которых многие люди не слышали и не знают. К одному из таких феноменов смело могут быть отнесены гималайские пчелы вместе с древнейшей профессией горного Непала, называемой «охотники за медом». Редкие путешественники забираются так высоко в горы и общаются с местными жителями. Еще меньше европейцев, сумевших понаблюдать за «охотой», испытать невообразимый восторг и уважение, а после рассказать об увиденном.

Гималайские пчелы: размеры и разновидности

В горах живет несколько видов этих насекомых. Примечательно, что они территориально разделены. Каждая разновидность оккупировала свой ареал и далеко за его пределы не удаляется. Особенно интересны карликовые гималайские пчелы, Apis florea. Выше километра над уровнем моря они не залетают, дом строят из одной соты, облепляющей ветвь целиком. «Урожайность» у них низкая, до килограмма меда в год, зато они являются великолепными опылителями.

Гималайские пчелы вида Apis Cerana тоже не слишком медоносны - пять кило меда с семьи. Но у них есть масса достоинств: они очень миролюбивы (колоды-ульи могут располагаться прямо в нишах стен жилых домов), не подвержены поражению клещами и хорошо защищены от атак шершней. Размеры они имеют привычные, и в Непале считаются наиболее перспективными для бортничества.

Следующий вид - Apis dorsata. Эти гималайские пчелы очень крупны, за счет чего местные порой называют их пчелиными царицами. Ульи ими строятся тоже односотовые; в каждом могу сосуществовать до сотни семей, и гнездо по весу порой достигает двух десятков килограммов. Нередко под улей пчелы занимают искусственные объекты - башни, мосты или постройки.

Лабориоза: описание

Однако наиболее привлекательны как с точки зрения медоносности, так и по биологическим характеристикам гималайские пчелы. Это такого рода, в длину их тело достигает трех сантиметров. Окраска у лабориозы не слишком характерна для пчелы: насекомое скорее черное, с белыми полосками на брюшных сегментах. Селится этот вид пчелы лишь в гималайских долинах, занимая территории от восточного Меконга до северных районов Непала, Индии и Бутана.

Крупнейшая пчела и ее поведенческие особенности

Жизнь лабориозы имеет строгое расписание. По весне пчелы поднимаются очень высоко в горы, добираясь до отметки в 4 тысячи метров. Там они оборудуют огромное гнездо, порой достигающее метра в длину и ширину. Здесь же они роятся и собирают ценный продукт, причем мед гималайских пчел этой разновидности «складируется» только в одном углу их жилища. Его с улья набирается до 60 килограммов. В конце лета пчелы сворачивают свою деятельность и спускаются в долины, на высоту от километра до полутора над уровнем моря. Здесь они и зимуют, образуя целых живые грозди, но не строя сот и снижая активность до минимума.

«Безумный мед»

Чем славятся самые большие гималайские пчелы - галлюциногенный мед. Его не купишь в ближайшем супермаркете, да и стоит он очень дорого. Особые свойства продукта объясняются тем, что только высокогорные лабориозы имеют возможность собирать нектар с цветов рододендрона. Целый ряд разновидностей этого растения при цветении выделяет андромедотоксин. В больших количествах он ядовит для людей.

Мед, собранных с рододендронов, получает очень сильные свойства. Он считается рекреационным наркотиком и сильнейшим галлюциногеном. Однако одновременно он обладает и лечебными качествами, успешно помогающими в борьбе с диабетом, гипертонией и другими серьезными заболеваниями. Разумеется, принимать «безумный мед» можно только в очень малых дозах. Превышение их может привести к смерти.

В небольших количествах медок дает опьянение, чувство расслабления, легкого головокружения и приподнятости.

Рододендроны цветут не круглогодично, и галлюциногенный мед гималайских пчел получает свои свойства только при весеннем сборе. Мед, собранный в конце лета, вкусен и полезен, но безумия с собой не несет.

Охота за медом

В есть народность, называемая гурунг. Основная профессия мужчин этого племени - охота за диким медом. Все они являются великолепными альпинистами, и для гурунгов это не спорт, а жизненная необходимость.

К охоте дети приобщаются с раннего возраста. Поначалу они лишь собирают пахучие травы и крапиву по дороге к местам, где слепили свои соты гималайские пчелы. Став чуть старше, мальчики вместе с женщинами подбирают гнезда, сорвавшиеся со скал и упущенные мужчинами.

Идти приходится за десятки километров. С собой охотники за медом несут бамбуковые корзины для добычи; в одну такую емкость можно поместить около двух центнеров меда. Помимо того, в профессиональное снаряжение входят километровые лестницы и самодельная страховка, а также сетки для защиты лица от укусов разозленных пчел.

Внизу разводятся дымные костры. Когда интенсивность пчелиных атак падает, охотник поднимается вверх на огромную высоту. Сидя на бамбуковой лестнице, одной рукой гурунг удерживает корзину, а другой срезает соты. Забираются и пустые секторы - охотникам в хозяйстве необходим воск, да и на продажу его берут охотно.

Угасание традиций

Неповторимый образ жизни гурунгов потихоньку умирает. Пчелы-лабориозы с каждым годом снижаются в численности: сказывается изменение климата и истребление высокогорных плантаций рододендронов. Сильно подкосило популярность охоты за медом и поощряемое правительством домашнее разведение пчел. Все меньше молодежи интересуется столь опасной профессией. Да и лечебные свойства «безумного меда» настолько заинтересовало фармацевтические компании, что права на «сбор урожая» передаются подрядчикам. Не упускают своего и туристические фирмы, организующие «охоту за медом» для дилетантов, что приводит к истощению и истреблению пчелиных колоний. По прогнозам, еще десятилетие максимум - и в мире не останется ни гигантских медоносных пчел, ни «красного меда», ни охотников за ним.

Рецепты Востока проверенные вековой практикой становятся все более популярными последнее время. Очередные открытия медицины очень часто оказываются близки к средствам, рекомендованным восточными целителями. И это неудивительно, ведь жизнь в нелегких климатических условиях требовала особой стойкости здоровья и духа. Большинство восточных рецептов основывается на трех китах: гармонии духа, правильном и сбалансированном питании и правильном отношении к работе и отдыху. Не в этой ли нарочитой простоте секрет современной популярности восточных рецептов и снадобий? Помните ли вы бальзам «Звездочка», которым лечили почти все болячки и похож ли он на множество нынешних лекарств, направленных на решение одной узкой проблемы?

В этой статье мы попробуем разобраться, в чем отличие восточной философии медицины от западной, а в остальных статьях рассмотрим примеры тибетских и восточных секретов молодости и долголетия:

  1. Царский рецепт для простых людей;
  2. Еще один рецепт с чесноком.

Рецепты тибетских мудрецов пользуются особой популярностью у российских граждан. В отличие от западной философии восточная мудрость зиждется на знаниях, проверенных веками. Они утверждают, что лечение основывается немного на лекарстве и много на своем отношении к жизни. Западные врачи и лекари были склонны лечить своих пациентов в, основном полагаясь на лекарство и совсем чуть-чуть на стойкость больного. И только в крайних практически смертельных исходах они усматривали волю всевышних сил и рекомендовали пациенту и его родственникам молиться и верить.

Западная медицина становится все более финансово-заинтересованной. Никто не спорит с тем, что ряд лекарств действительно приносит облегчение и достаточно быстрое выздоровление. Однако чем эффективнее и быстро действеннее препарат работает, тем больше он обычно стоит. Особенно это касается лекарств от серьезных заболеваний, которые считаются смертельными.

Восточные целители считают, что только сила духа способна поднять человека на ноги при суровой болезни. Поэтому все медицинские трактаты свидетельствует о широком применении довольно недорогих и доступных средств совместно с аскетичным образом жизни. Чем меньше излишеств, тем сильнее дух и здоровее тело. Лекарство способствует выздоровлению, но спасает себя человек сам, а не какое-то волшебное снадобье.

Вместе с тем, рецепты восточных и тибетских целителей считаются практически волшебными, благодаря их оздоровительному действию с длительным эффектом. В этой статье будут рассмотрены некоторые из таких рецептов, которые заинтересовали наших современников благодаря своей простоте и эффективности.

Что такое молодость и почему мы так за ней гонимся?

Молодость – это состояние души и тела, свойственное людям молодым в силу их не испорченности излишествами и пороками. Когда тело противостоит болезням само и желает жить, когда оно полно энергии и чистоты – физической и душевной.

Восточная медицина во многом направлена именно на очищение тела и возвращение его к «молодому» состоянию. Конечно, с возрастом наступают необратимые изменения, накладываемые и жизненными обстоятельствами и образом жизни. Однако те, кто следует канонам восточной мудрости, более длительное время отмечают отсутствие «симптомов» старости и состояние бодрости тела и духа, полноты жизненной энергии, оставаясь до глубокой старости жизнедеятельными, активными и энергичными. «Береги свое тело смолоду!» — говорят восточные люди и эта их мудрость совершенно противоречит западной формулировке, что все нужно испробовать с младых ногтей, а потом уже пожинать плоды бурной жизни в старости. Образ жизни и свое кредо каждый человек волен выбирать самостоятельно, вместе с тем. Если вы хотите встретить преклонный возраст в ясном сознании, то хотелось бы, чтобы и телесный сосуд был достаточно крепок, чтобы ваша жизненная мудрость принималась окружающими с уважением, а не с жалостью.

Какие же рецепты приводит тибетская медицина для лечения?

Один из «простых» секретов тибетской молодости кроется в царском рецепте, в состав которого входят компоненты широко распространенных четырех трав. Название царского он получил за признание династии Рюриковичей, которые почитали его и пользовались им.

Рецепт включал в себя по 100 граммов бессмертника, зверобоя, ромашки и березовых почек. После смешения компонентов брали одну столовую ложку этого сбора и заливали 0,5 литра кипятка, настаивали около 20 минут и после процеживания и остывания до температуры 36-37 градусов добавляли чайную ложка меда. Половину полученной жидкости пили вечером спустя час после ужина (после этого кушать уже нельзя), остальную на голодный желудок с утра следующего дня, кушать можно через час. Пить настой лучше теплым – хотя бы комнатной температуры, кипятить повторно не нужно, а вот греть лучше на водяной бане. Длительность курса лечения составляет примерно 2, 5 месяца, вместе с тем после первого месяца делается недельный перерыв в приеме настоя. При необходимости курс можно было продлить на больший срок. Считалось, что действие одного курса достаточно для очищения организма на срок до 5 лет, после которого можно было повторить прием царского настоя.

Отсюда и возникновение некоторых побочных действий: возможны боли в области печени, повышение потоотделения и зуд.

К противопоказаниям можно отнести индивидуальную непереносимость компонентов настоя, также нежелательно применение детьми, кормящими и беременными женщинами без предварительной консультации врача. Не рекомендуется в период протекания хронических заболеваний в острой форме, при камнях и острых воспалительных процессах.

В целом рецепт направлен на очищение организма от шлаков и токсинов на обновление сосудов и избавление от застойных и воспалительных явлений, что в определённой мере способствует общему оздоровлению и омоложению состояния организма. Чем сильнее загрязнён организм, тем тяжелее он переносит чистку. По этой причине восточная философия предлагает быть умеренными в еде и стойкими в выполнении регулярной двигательной активности. Многие физиологи отмечают благодатное воздействие легких и простых комплексов утренней гимнастики, которые дают организму возможность проснуться и зарядиться бодростью, а также выступать в качестве профилактики заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Простота и строгое соблюдение правил – основные требования восточных целителей к адептам. Это четко можно увидеть в следующем рецепте приготовления и использования чесночной настойки.

Чесночная настойка

Чеснок – растение, наделенное чудодейственной силой. Ему приписывают и силу афродизиака и мощное воздействие на нечисть и потусторонние силы. Широко применяется он из-за ярких вкусовых качеств в кулинарии, а также используется в качестве домашнего иммуностимулятора.

Последнее кстати уже давно доказано учеными мужами и сомнениям не подвергается. Благодаря его доступности и неприхотливости чеснок может быть регулярным средством профилактики простудных заболеваний наряду с луком. Для максимальной эффективности рекомендуется употребление чеснока в период обострения простудных и сезонных заболеваний употреблять в пищу 2-3 дольки чеснока в день. В большинстве случаев это помогает избегать заражения даже при не самом крепком иммунитете. Поэтому неудивительно, что в качестве основной составляющей рецепта молодости выступает именно чеснок.

Одним из самых известных тибетских рецептов молодости является чесночная настойка. Считается, что идеальным временем для закладки настойки будет начало лунного месяца – т.е. делать настойку лучше на молодую луну, а вот заканчивать на убывающую.

Особенность чеснока состоит в том, что он довольно долго сохраняет свои полезные свойства, но все же до весны дольки чеснока начинают усыхать, прорастать и это негативно сказывается на пользе чеснока для здоровья. Использование чесночных долек в настойке позволяет не только сохранить его положительные для здоровья качества, но и даже умножить их: при правильном хранении польза от чесночной настойки повышается, максимальная эффективность приписывается трехлетней настойке. При этом хранить настойку желательно в темной стекленной таре, можно также оклеить темной бумагой бутыль, если стекло незатемненное.

Тибетская медицина делает оговорку по поводу этого снадобья: запрещено употребление детьми, беременными и кормящими женщинами, людьми, имеющими склонность к эпилепсии из-за спиртовой составляющей настойки.

Как же готовится этот эликсир? Очистите 350-400 граммов чеснока – возьмите красивые дольки без крапинок и следов повреждений, только свежий (прорастающий чеснок будет бесполезен!) — и измельчите его (можно теркой или в ступке), из полученной массы отбирается 200 граммов сока и жмыха и соединяется с 200 граммами медицинского или этилового спирта. Примерно на 10 дней нужно убрать в закрытой стеклянной посуде в темное и прохладное место, после чего процедить настой и оставить еще на 3 дня доходить. После этого вы можете использовать настойку в лечебных целях с учетом следующих правил.

Определенная доза настойки капается в 50 мл молока и выпивается за 1-1,5 часа до еды (завтрак, обед, ужин). При этом в день употребляем смесь не более трех раз

Применение настойки проводится 1 раз в пять-шесть лет.

Настойку нужно употреблять по схеме: начиная с утра одного дня и доводя количество с 1 до 15 капель. Первый раз 1 каплю в молоко, на второй раз 2 капли и так каждый раз прибавляем еще по 1 капле. На 5 день к ужину должно получиться 15 капель, на шестой день мы начинаем убавлять дозировку: с утра 15 капель, в обед – 14 капель и далее минус одна капля каждый прием пищи. На одиннадцатый день настойку капают по 25 капель в молоко и употребляют 3 раза в день до окончания содержимого.

Тибетская медицина – это целостная система знаний о теле и душе. Она воплощает в себя богатый опыт и практические методики целительства. Основано данное направление медицины на учении аюрведы, которое, взяв лучшее из традиционной индийской медицины, органично впитало в себя знания многих культур, в том числе древнегреческой и китайской. Тибетская медицина включает в себя три аюрведические типа конституции человека. В аюрведе они называются Вата(Воздух), Пита(Огонь) и Капха(Вода), а в тибетской традиции – Лунг, Три и Бадкан.

Холистическое здравоохранение основано на знании о потребностях орган изма, на осознании его внутренних сил и возможностей и, что самое главное, на планировании действительно полезных и реально выполнимых действий по поддержанию хорошего самочувствия.

Для осуществления этой цели надо брать в расчет не только физические параметры, но и состояние души и ума. Ментальные факторы определяют наше отношение к жизни, способы взаимодействия с внешней средой, социальным окружением и в значительной степени влияют на здоровье. Депрессивные состояния могут быть прямым результатом неудовлетворения духовных потребностей, сопротивлением психосоциальным установкам или недостаточному питанию.

Тибетские буддисты-целители предлагают специальный тест, с помощью которого можно определить тип конституции собственного тела. В основу теста заложены реакция организма на изменения психофизиологических потребностей и взаимосвязь организма с окружающей средой. Изучив предпочтения и возможности собственного организма, можно определить его сильные и слабые места. В принципе, первичная диагностика и определение собственного конституционного типа могут проводиться самим пациентом. Проведение тибетского конституционно-типологического теста(или иной методики самотестирования) имеет несомненные достоинства и аналогичен тесту, проводимому в аюрведе.

Человек многое узнает об особенностях собственного организма и на основе этих знаний составляет индивидуальный оздоровительный план. Критический самоанализ необходим потому, что здоровье нельзя рассматривать как кратковременный результат. Напротив, оно является делом всей жизни и формируется в процессе постоянной работы.

2. КАК CАМОМУ ОЦЕНИТЬ СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ?

Подобно уровню жизни, состояние здоровья является индивидуальной категорией. Сама по себе забота о собственном организме не может являться залогом отменного здоровья. Существует немало иных факторов, определяющих состояние здоровья, которые не подчиняются воле человека. Среди них можно выделить экономическое положение региона, уровень грамотности самого человека, социальные и культурные привычки и наличие в обществе специально подготовленного персонала. Человек может предпринимать все возможные меры для поддержания хорошей физической формы – правильно питаться, заниматься физкультурой и даже думать и действовать в позитивном направлении. И все же на его здоровье будут воздействовать окружающая среда, санитарное состояние местности, здоровье соседей, коллег по работе и т.д. Более того, не имея возможности регулярно проходить медицинское обследование, человек не может объективно судить о состоянии собственного здоровья.

Прекрасное самочувствие сегодня не гарантирует от болезни уже на следующей неделе. Ни один врач и никакие профилактические меры не могут полностью застраховать человека от болезни. Следует помнить, что лучше ожидать жизненные невзгоды и воспрепятствовать им, чем бояться их и сдаваться. При этом многие жизненные проблемы вовсе не обязательно преодолевать. Способность к анализу жизненных невзгод, т.е. к тому, что буддисты называют «мышлением позитивной отстраненности», значительно упрощает существование. Следовательно, столкнувшись с неудачей и оценив ее в конструктивном ключе, нужно на некоторое время абстрагироваться от грустных мыслей по поводу этой неудачи.

Здоровье и благополучие не следует определять как устранение физических и психологических недугов и неприятностей с помощью лечебных процедур, прописанных врачом. В фундаментальном трактате по тибетской медицине, «Четырех тантрах», здоровье и благополучие определяются следующими факторами:
- отсутствием серьезных психофизиологичсеских паталогий;
- приверженностью оздоровительной программе, основанной на качествах личности, конституционном типе, потребностях тела и способности удовлетворять эти потребности;
- пониманием переменчивой и преходящей природы бытия и осознанием жизненной цели в рамках этого понимания;
- адекватным восприятием перемен и напряженности во взаимоотношениях с другими людьми и окружающей средой, климатом, умением принять как данность процесса старения;
- чувством моральной ответственности, стремлением к знанию и самосовершенствованию;
- чувством удовлетворенности достигнутым, признательностью за воплощенье в человеческом облике.

Хорошее самочувствие - это результат процесса, длящегося всю жизнь. И все же сознательное отношение к собственному организму не означает, будто человек должен постоянно следить за тем, что он ест, о чем думает и что делает. Программа личного оздоровления должна быть построена таким образом, чтобы правила и рекомендации соблюдались, но не определяли жизнь человека.

Факторы жизни, влияющие на здоровый образ жизни человека:

Конституциональный тип тела и его функции

Познайте особенности собственного тела – его структуру и функции. Изучите системы пищеварения и кровообращения, узнайте о слабых местах своего организма и его защитных механизмах.

Окружающая среда и жилище

Изучите особенности места Вашего проживания: высоту над уровнем моря, температурный режим, атмосферное давление и влажность воздуха. Заведите дневник о сезонных переменах и, что более важно, для записей о реакции Вашего организма на эти перемены.

Сезонные влияния

Изучите влияние различных времен года на Ваше физическое и эмоциональное состояние. Является ли холодная влажная и сухая зима причиной депрессивных состояний, болей в суставах, плохого пищеварения и т.д.? Становится ли сухое жаркое лето причиной высыпаний на коже, появления чувства дискомфорта и др.?

Конституциональный тип человека

Проведите конституциональный типологический тест и, в соответствии с его результатами, составьте индивидуальную оздоровительную программу.

Ваш возраст

Возраст представляет собой один из аспектов конституционального развития. Определенные возрастные рамки можно соотнести с тем или иным конституциональным типом. Физический этап развития осуществляется в период младенчества и до восьми лет. Этот период роста и формирования организма соответствует конституциональному типу, называемому «Водой»(Бейгэн). Между восемью и сорока пятью годами происходит экстравертный этап развития, называемый «Огнем»(Трипа). И наконец, после сорока пяти лет следует интровертный этап, именуемый «Воздухом»(Лунь).

Конституциональная ущербность, или ослабленные органы и неустойчивая эмоциональная сфера

Определите органы, наиболее подверженные заболеваниям или травмам. Например, Вы можете обнаружить, что самым слабым звеном Вашего организма являются почки и мочеполовая система. Точно так же можно определить, что у Вас есть склонность предаваться унынию. В данном случае следует отнестись с особым вниманием не только к мочеполовым органам, но и к родственным системам, в частности, к селезенке и лимфатической системе.

Пищеварение и усвояемость

Внимательное отношение к процессам пищеварения и выделения поможет Вам выбрать оптимальный режим питания. Вы станете более благоразумны в выборе продуктов питания и способа их приготовления.

Вес тела и сила

Определите, каким весом и силой должно обладать тело в соответствии с конкретным возрастом и ростом.

В течение двух недель делайте записки обо всех продуктах, которые Вы потребляли, и при этом отмечайте их влияние на Ваш организм. Например, обратите внимание на продукты, вызвавшие несварение желудка или повышенное газообразование, и т.д. При этом следует иметь в виду, что эти продукты могут не вызывать негативных последствий, если будут правильно приготовлены.

Поведение

В течение дня отмечайте и анализируйте свои мысли, чувства и поступки. Постарайтесь понять, как окружающая среда и смена времен года влияют на Ваше поведение.

3. ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЫ

I. Тибетская диагностическая процедура

Процедуры, которым подвергается пациент, пришедший на прием к тибетскому целителю:

1. Прощупывание пульса на лучевых артериях обоих запястий.
2. Изучение мочи в лучах яркого cвета.
3. Физическое исследование:
Осмотр пяти органов чувств:
- языка;
- глаз;
- ушей;
- носа и губ;
- кожи.

Изучение функционального взаимодействия между пятью чувствами и объектами:
- восприятия вкуса;
- восприятия формы и цвета;
- восприятия звука;
- восприятия запаха;
- восприятия осязания.

Анализ пяти чувств:
- слюны;
- рвотных масс;
- мочи;
- состава крови;
- фекалий.

Ощупывание живота и акупрессурных точек:
- пальпация живота;
- ощупывание акупрессурных точек.

2. Опрос и история болезни:
Вопросы о режиме питания.
Вопросы о поведении, психологических и эмоциональных переживаниях.
Вопросы о реакции организма на медикаментозное воздействие.

II.Тибетский конституционально-типологический тест

Четыре основных этапа составления индивидуальной оздоровительной программы

На первом этапе человек должен узнать о себе как можно больше. Следует припомнить все проблемы со своим здоровьем – как в прошлом, так и в настоящем – и определить собственный конституционный тип.

На втором этапе предстоит выяснить оптимальную поведенческую модель(мышления, физической активности и способа взаимоотношений с другими людьми) в рамках конкретной конституциональной типологии, изменяющаяся согласно возрасту.

На третьем этапе определяется оптимальный режим питания.

На четвертом этапе следует определить реальные цели своей программы. Наряду с общими для всех людей оздоровительными целями нужно учитывать индивидуальную специфику конкретного человека. Наиболее важной целью можно назвать всеобщее стремление к продолжительной, не обремененной болезнями жизни, то есть к увеличению срока жизни и неизменно хорошему самочувствию. Индивидуальные цели специфичны и зависят от особенностей каждого организма, например, избавление от лишнего веса, необходимость излечить недуги, вызванные увеличением щитовидной железы в результате плохого обмена веществ или нарушения гормонального обмена.

Для многих людей подобные цели имеют смысл лишь в сочетании с психологическими и духовными устремлениями. В самом деле, какой смысл лишь в здоровом и крепком теле? Достаточно ли удовлетворить свои физические и психологические потребности и поставить на этом точку или человек должен стремиться к иным ценностям и осознавать всю меру ответственности, возложенную на него как на уникальную индивидуальность?

Типы телосложения

Тибетский конституционально-типологический тест включает в себя определение характерных физических и психологических качеств.

Прежде чем оценить личный конституциональный тип, необходимо определить «среднестатистического» представителя конкретной группы. Существует семь физических типов, которые часто определяют по первым трем, представленным Ветром(Лунг), Огнем(Три) и Водой(Бадкан), соотносимым с астеническим телосложением(эктоморфность), переходным(мезоморфность) и пикническим(эндоморфность). Остальные четыре типа телосложения представляют комбинацию первых трех(сайт Аюрведа).

III. Питание

Правильное отношение к приему пищи означает знание собственной оптимальной диеты, т.е. ее соответствие индивидуальному конституциональному типу, особенностям обмена веществ и состоянию здоровья в данный момент. Однако кроме свойств и состава потребляемой пищи следует иметь представление о ее оптимальном для конституционального типа количестве, времени приема и влиянии сезонных колебаний.

При выполнении любого психологического или физического действия в нашем теле осуществляются извечный взаимообмен стабилизация пяти первоэлементов. Их баланс в значительной степени поддерживается за счет приема или голодания.

Неспособность удовлетворить потребности тела в питательных веществах приводит к заболеванию. При этом проблему может породить дефицит одного питательного вещества даже в том случае, когда остальные потребляются в достаточном количестве.

К счастью, существует множество продуктов комплексное потребление которых может удовлетворить все нужды нашего тела. Описанные ниже принципы рационального питания подобраны таким образом, что зная свой конституциональный тип(воздушный, огненный или водный), можно выбрать продукты, которые содержат питательные вещества, скорее всего, отсутствующие в Вашем рационе.

IV. Фундаментальные принципы

Тибетская система целительства необычайно богата и сложна, но ее принципы вполне доступны для понимания:

«пять великих проявлений, или пять махабхут»(пять элементов, стихий);
«двадцать свойств»;
«три ньепа, или три виновника»;
«семь тканей» или «семь составляющих тела».

Пять элементов

Необходимым условием нормальной жизнедеятельности организма является взаимодействие сердца, кровеносной, мышечной, костной системы и клеточных структур. Это взаимодействие осуществляется в соответствии с принципами «пяти элементов», или «махабхут».

В теле человека каждому из пяти элементов – Земле, Воде, Огню, Ветру и Пространству – отведена своя роль. Так, элемент Земля обеспечивает стабильность и структурную общность, а элемент Вода – текучесть и плавность. Рост, развитие и усвоение пищи являются прерогативой элемента Огонь. Подвижность суставов, мускулов, циркуляция крови и иных жидкостей обеспечиваются элементом Ветер. Элемент Пространство способствует сосуществованию и взаимодействию между другими четырьмя элементами.

Двадцать свойств

Даная система целительства выделяет десять пар свойств, которыми характеризуются все органические и неорганические процессы:

холодный - горячий;
влажный – сухой;
тяжелый – легкий;
грубый – нежный;
густой – текучий;
неподвижный – подвижный;
тупой – острый;
мягкий – твердый;
гладкий – шероховатый;
чистый – мутный.

Три Ньепа

Медицина Тибета основана на учении о ньепа, трех принципах, управляющих взаимодействием и функциями пяти элементов. Три ньепа можно рассматривать как три вида энергии, или как три физиологических процесса. В «зону их ответственности» входят физиология, психология и психопатология. Когда они уравновешены, можно говорить о хорошем состоянии здоровья; с нарушением этого равновесия возникают болезни и недуги.

В рассматриваемой традиции эти принципы называются «Лунг»(Ветер), «Три»(Огонь) и «Бадкан»(Вода). Данные термины соответствуют названиям аюрведических конституциональных типов: «Вата»(Ветер), «Пита»(Огонь) и «Капха»(Вода).

Ветер(Лунг)

Ветер представляет энергетический принцип и физиологические процессы, изначально связанные с функциями нервной системы, а также с сердцем, ушами, кишечником, суставами и кожными покровами.

Воздух обеспечивает движение, дыхание, функции органов чувств и равновесие между двумя другими непами. Таким образом, Лунг считается очень сильной непой.

Огонь(Три)

Огонь связан с глазами, печенью, желчным пузырем, тонким кишечником и функциями сердечно-сосудистой, эндокринной и секретной систем.

Огонь обеспечивает пищеварение и тепловую функцию тела. Эта непа также отвечает за усвоение и обмен питательных веществ.

Вода(Бадкан)

Вода отвечает за функционирование пищеварительной и лимфатической систем, в частности, желудка, поджелудочной железы, мочевого пузыря и почек.

Вода отвечает за структурное взаимодействие и стабильность органов, обеспечивая целостность тела и его вес. Эта ньепа также обеспечивает увлажненность тела и его защиту от избыточного жара и иссушения. Таким образом, Вода умаляет жар Огня и замедляет перемещение Ветра.

Семь тканей

Существует семь главных «посредников», с помощью которых организм получает питание. При отсутствии преград и потерь тонкой энергии обеспечиваются рост и здоровье; в противном случае появляются предпосылки для патологических изменений. «Проводниками» питательных веществ являются «семь тканей»: плазма, кровь, мышечная ткань, жировая ткань, костная ткань, костный мозг и семенная жидкость. Пропорциональное участие каждой из семи тканей в структуре организма определяет состояние здоровья. Так, избыток жировой ткани может стать причиной ожирения, повышенной утомляемости, полового бессилия или апатии. Однако ее недостаток может сделать ногти и зубы ломкими, суставы хрупкими и привести к истощению организма.

4. Как продлить срок собственной жизни?

Основным условием продолжительного срока жизни является равновесие между умом, телом и духом. Для того чтобы поддерживать этот баланс на протяжении длительного времени, необходимо знать способы гармоничного взаимодействия с окружающей средой. Подобные навыки можно приобрести за счет сознательного стремления к достижению равновесия между органами и системами организма, между эмоциями и осознанными мотивировками.

Сделайте все возможное, чтобы защитить себя от очевидной опасности. Живите в безопасном месте.
Сообразуйте свои жизненные привычки, рацион питания и манеру поведения с индивидуальным конституциональным типом.
Высыпайтесь. Не пытайтесь компенсировать недостаток ночного сна отдыхом во внеурочное время; вместо этого постарайтесь выспаться на следующий день.

Ответственно относитесь к половой жизни. Воздерживайтесь от сексуальных контактов с партнером, который болен или страдает сильным эмоциональным расстройством. Воздержитесь от сношений в период беременности или во время менструаций. Имейте в виду, что нарушение супружеской верности наносит непоправимый вред здоровью.

Регулярно занимайтесь физическими упражнениями.

Соблюдайте правила личной гигиены; регулярно выполняйте водные процедуры.

Делайте самомассаж.

Старайтесь придерживаться высоких этических норм. В частности, всегда выполняйте свои обещания и храните в тайне секреты, доверенные Вам другими людьми. Будьте честны при любых обстоятельствах и не полагайтесь на советы людей, добропорядочность которых вызывает сомнение.

Будьте справедливы, терпеливы и уважительны к другим людям. Делайте все возможное для разрешения спорных вопросов и устранения разногласий. Оказывайте особые знаки внимания тем, кто помог Вам, родителям и старикам.

Думайте позитивно. Самые тяжелые депрессивные состояния являются результатом наших мыслей. Такое случается, когда мы подгоняем жизненный опыт под известные стереотипы, но не смотрим правде в глаз; когда мы сдерживаем чувства вместо того, чтобы свободно проявлять их.

ОМОЛОЖЕНИЕ

На протяжении многих столетий людей пленяла перспектива обрести вечную молодость и замедлить процесс старения. Тысячи современников используют любую возможность для достижения этой цели – начиная от древних ритуальных способов и кончая траволечением, новейшими косметическими разработками и хирургическими операциями. Можно ли оставаться молодым, замедляя процесс старения? На этот вопрос тибетские источники отвечают утвердительно, но при условии, что методика омоложения организма не ограничивается косметическими процедурами или интенсивным траволечением.

Согласно теории тибетской медицины, омоложение – это процесс, в котором участвуют тело, разум и душа. Человек должен пройти три этапа и использовать при этом специфические техники. Для омоложения тела применяются специальный травяной массаж, травяная гидротерапия и травяное очищение организма. Для восстановления сил и развития психических и духовных качеств личности используются медитация, янтра-йога и уникальные буддийские методики. При соблюдении особых условий и по прошествии требуемого времени комплекс подобных оздоровительных мер дает невероятные результаты.

На протяжении столетий эта программа была частью процесса духовного роста и развития тибетских йогов, которые отдавали себе отчет в том, что для успешного осуществления практики построения мысленных образов и процесса энергетической трансформации нужно находиться в прекрасно психофизической форме. Даже современные тибетские учителя участвуют в этой программе, и многие ламы, которые давно перешагнули восьмидесятилетний рубеж, выглядят здоровыми и молодыми, что совсем не характерно для Тибета, где средняя продолжительность жизни равна сорока пяти годам.

Программа омоложения составляется в расчете на разные сроки реализации, с непременным учетом индивидуальных особенностей пациента и его пожеланий. Так, существуют программы, рассчитанные на три месяца, и на год. Пытаясь применять их, важно помнить, что на Западе очень сложно выполнить все условия, поставленные классиками тибетской медицины, так как во время лечения человек не должен испытывать стрессы и напряжение. Таким образом, если целиком исходить из требований тибетских врачей, все время, посвященное омоложению, современному человеку пришлось бы находиться вдали от городских стен, где-нибудь в тихом, идиллическом местечке.

Данная программа состоит из двух этапов, первым их которых является период очищения организма. За ним следует комплекс омолаживающих процедур, в значительной степени рассчитанный на употребление препаратов из трав.

I ЭТАП ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА

Очистительные процедуры проводятся в течение восьми дней. Все это время человек живет в живописном и тихом месте, где ему обеспечены покой и уют. Очищение является обязательным для всех пациентов в силу того, что на этом этапе не только предпринимаются меры по детоксикации организма, но и разрабатывается индивидуальная программа рационального питания, корректного поведения, специальных упражнений, медитации и духовного роста. В то же время пациентов знакомят с принципами омолаживающей методики.

Внешнее очищение

В течение первых трех дней пациент проходит сеансы гидротерапии, в ходе которых очищается кожа, усиливается кровообращение, улучшается деятельность эндокринной и секреторной систем.

Пациенту рекомендуют принимать ванны с применением травяного настоя, приготовленного по рецепту «пяти нектаров». Этот препарат весьма эффективен и может готовиться специально или применяться в консервированном виде. Для усиления действия травяных экстрактов применяется легкий массаж.

В течение восьмидневнего периода состояние пациента должно быть стабильным и врач должен предпринять все меры, чтобы обеспечить такое состояние.

Внутреннее очищение завершает процесс очищения организма.

Восьмой день посвящается обучению пациентов способам поведения на последующие девяносто дней, в течение которых они будут проводить лечение самостоятельно. Кроме того, им подробно рассказывают о методах медитации и построения мысленных образов. После этого пациентам раздают омолаживающие таблетки с инструкцией по применению этого лекарства.

II ЭТАП ОМОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМА

На втором этапе, который длится три месяца, пациент живет и работает как обычно, но при этом регулярно употребляет омолаживающие снадобья из трав.

Питание и поведение также отличны в период проведения омолаживающих процедур и согласуются с лечащим доктором.

В течение 98 дней пациент будет ощущать прилив жизненной энергии, его кожа и мышцы станут эластичными, улучшатся цвет лица и кровообращение, повысится активность пищеварительной и нервной систем. В целом программу можно обозначить как комплекс целебных и образовательных мер в сочетании с духовной практикой.

5. ОРИГИНАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ЛЕЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ТИБЕТСКОЙ МЕДИЦИНЕ

Поющие чаши, появившиеся в Гималаях и также известные под именем тибетских чаш, приобретают все большую известность на Западе. Однако происхождение и первоначальное назначение этих металлических чаш, издающих такие красивые, неземные звуки и оказывающих безусловное влияние на тело, разум и душу, до настоящего времени окутаны покровом тайны.

Воздействие звука – звуковой массаж - это процесс, идущий в первую очередь, глубоко внутри человека, побуждающий его прислушаться к себе и позволяющий ему обрести внутреннюю веру в себя. Он помогает человеку обрести утраченное чувство собственной значимости, способствует процессу физического выздоровления. Если мы допускаем, что в жизни много проблем и вопросов, мы также должны допустить, что ответы можно найти в себе. Каждый обладает способностью достигать состояния умиротворения, погружаться в молчание и познавать, что является поистине оазисом покоя в наш век, перегруженный жесткими графиками, теориями вероятностей, прогнозами, ожиданиями, оценками и так далее. Великая польза от того, что человек прислушивается к биению сердца, и своей душе, своему внутреннему «Я» заключается в том, что Вы получаете знания, не прибегая ни к каким объяснениям или доказательствам. Вы обретаете мудрость, а не информацию, которая обычно сопряжена с сомнительными интересами или закамуфлирована и задрапирована так, чтобы не обнаруживались ее скрытые дефекты.

Вы подобны музыкальному инструменту: звук хорошо настроенного инструмента ласкает слух, так и звуковой массаж ласкает тело, ум и душу.
Человек, исцеляющийся благодаря поющим чашам, восстанавливает энергетический баланс своего организма за счет удивительных звуков, издаваемых чашами, внутренне изменяя себя и свое отношение к жизни(«Поющие чаши. Упражнения для личной гармонии.» Аннеке Хойзер.).

Тибетская народная медицина считается одной из самых старейших во всем мире. Построена она на соединении и последующем приеме простейших общедоступных ингредиентов, которые показывают весьма хорошие результаты при лечении множества заболеваний. Тибетские рецепты здоровья и долголетия помогают укрепить иммунитет, способствуют восстановлению сил и очень хорошо очищают наш организм от скопившихся вредных веществ.

Для сердца и сосудов

Следующий напиток помогает очистить кровеносные сосуды, предупреждая тем самым заболевания сердца и даже инсульты. Для его приготовления понадобится всего лишь два ингредиента – это чеснок и лимон.

Приготовление и использование

  1. Килограмм спелых лимонов тщательно промываем в проточной воде и срезаем хвостики, измельчаем при помощи блендера либо пропускаем через мелкое сито мясорубки.

    На заметку! Лимоны используем обязательно с кожурой!

  2. Чеснок в количестве 300 г освобождаем от шелухи и также измельчаем.
  3. Соединяем ингредиенты в кастрюле и перемешиваем.
  4. 1,5 л воды доводим до кипения и заливаем чесночно-лимонную массу.
  5. Накрываем крышкой и варим при минимальной подаче газа около четверти часа.
  6. Снимаем кастрюлю с плиты, остужаем при комнатной температуре.
  7. Остывшую смесь перекладываем в посуду из стекла и переносим на хранение в теплое место.

Готовую смесь принимают с самого утра на голодный желудок ежедневно по 50 г в течение 25 дней. После необходимо сделать 10-дневный перерыв и повторить курс.

Для здоровья нервной системы

Среди многочисленных рецептов здоровья и долголетия есть рецепт одного средства, который помогает бороться со стрессовыми ситуациями, расслабляет и прекрасно снимает усталость. Кроме того, считается, что этот напиток не только в разы улучшает работоспособность всего организма, но и увеличивает продолжительность жизни.

Для приготовления релаксационного чая необходимо подготовить:

  • чайную ложку тертого корня имбиря;
  • 15 мл свежеотжатого лимонного сока;
  • 30 мл натурального жидкого меда;
  • острый перец в порошке на кончике ножа;
  • измельченная веточка укропа.

Приготовление и использование

  1. Вливаем в кастрюлю 2 литра воды, доводим до кипения и варим около 5-ти минут, снимаем с плиты и даем остыть при комнатной температуре.
  2. В остывшую воду помещаем все ингредиенты и перемешиваем.
  3. Готовое средство переливаем в стеклянную емкость с плотно закрывающейся крышкой.

Принимать такой чай необходимо в охлажденном виде. Его пьют по пару столовых ложек на протяжении дня либо по 150 мл за четверть часа до еды.

Для укрепления иммунитета и омоложения тела

Средство, приготовленное по данному тибетскому рецепту, называют эликсиром, успешно замедляющим процессы старения в организме и наделяющим его огромным энергетическим потенциалом. А состоит он из простейших продуктов:

  • 0,5 кг свежего жидкого меда;
  • 5 спелых лимонов;
  • 5 головок чеснока.

Приготовление и использование

  1. Лимоны разрезаем на две половинки и отжимаем из них сок.
  2. Чеснок освобождаем от шелухи и мелко рубим острым ножом.
  3. Соединяем все ингредиенты и перемешиваем.
  4. Переливаем массу в банку и плотно закрываем крышкой, оставляем на 10 суток в прохладном месте.

После того как средство настоится, его употребляют по одной столовой ложке трижды в день. Последний прием – перед ужином.

Для очищения организма

Прекрасные результаты в очищении организма показывает масляный настой чеснока и красного перца. Для его приготовления понадобится:

  • 200 г чеснока;
  • 220 г красного перца в порошке;
  • сливочное масло.

Важно! Сливочное масло обязательно должно быть свежим и иметь отличное качество!

Приготовление и использование

  1. Чесночные дольки освобождаем от шелухи и измельчаем при помощи ножа. Перекладываем массу в бутылку или банку из темного стекла.
  2. Добавляем молотый перец и тщательно все перемешиваем.
  3. Сливочное масло растапливаем на небольшом огне и заливаем им смесь из перца и чеснока.
  4. Емкость плотно закупориваем крышкой и оставляем под прямыми солнечными лучами на месяц.

Готовый настой пьют до завтрака и перед обедом, при этом его порция может составлять от половины чайной до целой столовой ложки. Препарат необходимо запивать небольшим количеством горячей воды. Хранить масляную смесь желательно в холодильнике не больше 6 месяцев.

Сбор здоровья и долголетия

Тибетский сбор здоровья и долголетия включает зверобой, березовые почки, бессмертник, ромашку и мед. Данный рецепт является одним из самых лучших, так как способен показывать следующие результаты:

  • организм очищается от токсинов;
  • предотвращается образование камней в почках;
  • обмен веществ заметно улучшается;
  • повышается эластичность суставов;
  • улучшается работа сердца;
  • происходит интенсивное очищение сосудов;
  • восстанавливается и улучшается зрение.

Приготовление и использование

  1. Готовим вечером. В емкости соединяем по 100 г травы зверобоя, бессмертника, березовых почек и цветков ромашки. Травы перемалываем.
  2. Отделяем столовую ложку полученного сбора и перекладываем в стеклянную банку. Заливаем 500 мл крутого кипятка, накрываем крышкой и оставляем на ночь.
  3. С утра выпиваем чашку готового настоя и заедаем столовой ложкой свежего меда. Ждем около часа и допиваем оставшуюся порцию настоя.

Важно! Между приемами настоя есть нельзя. Завтракают только через час после употребления второй порции!

От хруста в шее и боли в пояснице

Тибетцы знают еще один рецепт отличного очищения организма, в результате которого полностью проходят боли в области поясницы и исчезает хруст в шее. А помогает в этом самый обычный белый рис.

  1. Сколько необходимо риса? Его порция будет зависеть от вашего возраста – на каждый год берется 1 столовая ложка продукта.
  2. Пересыпаем рис в стеклянную емкость.
  3. Кипятим воду, остужаем ее до теплого состояния и заливаем рис. Вода должна покрывать рис на несколько сантиметров.
  4. Закрываем емкость и отправляем в холодильник. Оставляем на ночь.
  5. Утром сливаем всю жидкость, отделяем столовую ложку риса (с горкой!) и отправляем в отдельную кастрюлю с водой.
  6. Варим эту порцию риса около 4 минут и сразу же съедаем.

Важно! Рисовую кашу необходимо варить в чистой воде без добавления соли, масла и прочих ингредиентов. Употребляют готовую кашу исключительно на голодный желудок и обязательно до 07.30!

Оставшийся в банке рис вновь заливаем теплой кипяченой водой и отправляем в холодильник. Курс лечения длится до тех пор, пока в банке не закончится весь рис.

Секрет высокой эффективности тибетских рецептов

Абсолютно все тибетские рецепты молодости и долголетия содержат исключительно натуральные ингредиенты и при этом каждый из них оказывает огромную пользу нашему организму.

Все эти продукты невероятно полезны для нашего организма и при этом каждый из них работает максимально эффективно. А если правильно их соединить, то можно получить множество рецептов для крепкого здоровья и долголетья.

Все мы, так или иначе, слышали о тибетской медицине. Но знания наши разрозненные, хотя даже та информация, которой мы обладаем, дает нам повод внимательно относиться к возможностям врачей из далекого Тибета, которые своими веками накапливаемыми знаниями и умениями способны лечить целый ряд серьезных заболеваний. Только отдались ли бы мы сами в руки такого «врача»? Вопрос неоднозначный. Какие-то коренья, снадобья, необходимость придерживаться странной диеты и т.п. отпугивает нас, делая посещение обычных, таких привычных врачей из поликлиники более надежными. А, может быть, зря? Ведь недаром знания в области традиционной тибетской медицины первоначально хранились под покровом тайны в тибетских монастырях. Интерес к восточной медицине постепенно возрастает во всем мире. Причина этому – реальные положительные результаты в лечении целого ряда заболеваний.

Основные принципы традиционной тибетской медицины:

Вера в то, что есть всего черты причины заболеваний: питание, поведение, провокации (по-нашему, порча) и карма.

Вера в существование трех конституционных типов человека, на формирование которых влияет питание и поведение матери во время беременности:

  • Ветер (худощавые, подвижные, разговорчивые люди с достаточно неустойчивым пищеварением)
  • Желчь (крепкие, точные, вспыльчивые люди с хорошим пищеварением)

В каждом человеке одновременно присутствуют два типа, третий находится в зачаточном состоянии.

Смысл жизни в еде: при переваривании пищи происходит отделение «чистой» составляющей от «нечистой». В дальнейшем «чистая» часть, пройдя многочисленные этапы дополнительного очищения в различных органах, образует кровь, мышцы, кости, хрящи, костный, головной и спинной мозг и, наконец, нематериальной субстанцией, основой жизненной силы, красоты и долголетия. «Нечистая» же часть, преодолев различные метаморфозы в организме, в конце концов участвует в образовании спермы.

Принципы питания в тибетской медицине:

  • Не есть сырые овощи и фрукты. Желательно питаться той пищей, с которой вы знакомы с детства. Если все же есть желание съесть морковку или яблоко, то лучше всего это делать днем, когда пищеварение особенно активно.
  • Зимой важно отдавать предпочтение теплым согревающим напиткам, сдобренными специями – имбирем или кардамоном.
  • Есть несовместимые продукты – яйца и рыба, а также яйца с любыми молочными продуктами, сахар и чечевица.
  • Натощак необходимо пить стакан свежевскипяченой воды.
  • Утром лучше есть теплую еду (например, кашу), на обед – мясо, на ужин – немного тушеных овощей. И уж, конечно, не ложиться спать на полный желудок. Ну, если уж это и произошло, то лучше всего спать на правом боку – это помогает лучше усваиваться пище.
  • Сначала необходимо есть пищу, которая переваривается быстрее, затем – более тяжелую пищу. Именно поэтому фрукты идеально потреблять за полчаса до плотной еды, в противном случае в желудке могут начаться процессы гниения, будут вырабатываться газы и токсины.
  • В тибетской медицине не приветствуют голодание, вегетарианство и биодобавки. Все необходимые организму витамины и аминокислоты лучше получать в натуральном виде.

Успешность тибеткой медицины успела доказать себя во многих странах мира. Уже даже и в нашей стране открываются клиники и центры тибетской медицины, где успешно лечат такие заболевания как сахарный диабет, различные заболевания позвоночника и желудка.

Но если вы даже с опаской относитесь к тибетским целителям, присмотритесь к предложенной ими системе питания. В ней, на первый взгляд, нет ничего особенного, но при этом, как показывает практика, она дает удивительные результаты.