Известно, что депрессия – это актуальная проблема у людей XXI века. Развивается она из-за высоких психоэмоциональных нагрузок, связанных с ускоренным ритмом жизни. Депрессивные расстройства существенно снижают качество человеческой жизни, поэтому нужно научиться соблюдать личную психогигиену.

Причины тревожного расстройства

Относится тревожно-депрессивный синдром к группе неврозов (МКБ-10), и сопровождается различного рода физическими и психическими расстройствами. Самыми распространенными причинами депрессии являются следующие факторы:

  • наследственная предрасположенность к депрессии;
  • множество стрессовых ситуаций;
  • органические изменения состояния мозга (после ушибов, травм);
  • длительная тревожно-депрессивная симптоматика;
  • дефицит в организме серотонина и незаменимых аминокислот;
  • прием барбитуратов, противосудорожных и эстрогенных препаратов.

Симптомы заболевания нервной системы

Основной симптом тревожно-депрессивного расстройства – это постоянная беспочвенная тревога. То есть, человек ощущает надвигающуюся катастрофу, угрожающую ему или близким. Опасность тревожно-депрессивного состояния заключается в замкнутом круге: тревога стимулирует выработку адреналина, а он нагнетает негативное эмоциональное напряжение. Пациенты, у которых наблюдается такое расстройство личности, жалуются на отсутствие настроения, систематическое нарушение сна, снижение концентрации внимания, сопровождающееся ознобами и болями в мышцах.

Послеродовая депрессия у женщин

Многие женщины сразу после родов испытывают тревожно-депрессивную симптоматику, которую называют детской грустью. Состояние длится от нескольких часов до недели. Но иногда депрессия и тревога у молодых мам принимает тяжелую форму, которая может длиться месяцами. Этиология тревожного­ состояния до сих пор точно не известна, однако врачи называют основные факторы: генетику и гормональные изменения.

Виды депрессивных расстройств

От истинного страха тревога отличается тем, что является продукцией внутреннего эмоционального состояния, субъективного восприятия. Расстройство проявляется не только на уровне эмоций, но и реакциями тела: повышенным потоотделением, учащенным сердцебиением, расстройством пищеварения. Существуют несколько видов этой болезни, различающихся между собой симптоматикой.

Генерализованное тревожное

При таком синдроме пациент хронически испытывает беспокойство, не зная причины состояния. Проявляется тревожная депрессия усталостью, нарушением работы ЖКТ, двигательным беспокойством, бессонницей. Нередко депрессивный синдром наблюдается у людей с паническими атаками или алкогольной зависимостью. Развивается генерализованное тревожно-депрессивное расстройство в любом возрасте, но женщины болеют им чаще, чем мужчины.

Тревожно-фобическое

Известно, что фобия – это медицинское название преувеличенного или нереалистичного страха объекта, не представляющего опасности. Проявляется расстройство по-разному: боязнь пауков, змей, полетов на самолете, нахождения в людской толпе, острых предметов, купания, сексуальных домогательств и прочее. При тревожно-фобическом синдроме у пациента возникает стойкий страх перед такой ситуацией.

Смешанное

Когда у человека в течение месяца и более наблюдаются несколько симптомов депрессии, то врачи ставят диагноз «смешанное тревожно-депрессивное расстройство». Причем, симптоматика не обусловлена приемами каких-либо препаратов, но ухудшает качество социальной, профессиональной или любой другой сферы жизни пациента. Основные признаки:

  • заторможенность мышления;
  • плаксивость;
  • нарушение сна;
  • заниженная самооценка;
  • раздражительность;
  • трудности концентрации внимания.

Диагностика депрессивных расстройств

Основным методом диагностики депрессии у пациента остается его расспрашивание. Выявлению симптоматики депрессий способствует доверительная атмосфера, чувство сопереживания, умение врача слушать больного. Также в практике психотерапии используется специальная шкала депрессии и тревоги HADS для определения уровня патологии. Тест не вызывает у пациента затруднений, не занимает много времени, но дает специалисту возможность поставить правильный диагноз.

Лечение тревожно-депрессивного синдрома

Общая стратегия лечения тревожно-депрессивных расстройств заключается в назначении комплекса лекарственных препаратов, гомеопатических средств, фитопрепаратов и народных рецептов. Немаловажное значение имеет и поведенческая психотерапия, которая во много раз усиливает эффект медикаментозной терапии. В состав комплексного лечения тревожно-депрессивного синдрома входят и физиопроцедуры.

Препараты

Избавиться от депрессивно-тревожного расстройства помогает медикаментозное лечение. Препаратов с психотропным воздействием существует множество видов, каждый из которых влияет на свою клиническую симптоматику:

  1. Транквилизаторы. Мощные психотропные лекарства, применяемые, когда другое лечение депрессии не оказало действия. Помогают избавиться от внутреннего напряжения и паники, снижают агрессию, суицидальные намерения.
  2. Антидепрессанты. Нормализуют эмоциональное состояние человека с обсессивно-компульсивным расстройством (навязчивые состояния), предотвращают обострение.
  3. Нейролептики. Назначают при неадекватных эмоциях пациента. Препараты воздействуют на участок мозга, который отвечает за способность воспринимать информацию и разумно мыслить.
  4. Седативные средства. Успокоительные лекарства, которые используют для устранения нервного напряжения, нормализации сна, снижения уровня возбудимости.
  5. Ноотропы. Воздействуют на участки головного мозга для повышения работоспособности, улучшения кровообращения.
  6. Альфа- и бета-адреноблокаторы. Способны выключать рецепторы, реагирующие на адреналин. Повышают уровень глюкозы в крови, резко суживают просвет кровеносных сосудов, регулируют вегетативные процессы.

Что такое Тревожные расстройства у детей -

Тревожные расстройства известны также как эмоциональные расстройства детского возраста. Сюда относят страхи, печаль и беспокойство, которые могут проявляться параллельно с соматической симптоматикой. Но за последние 20 лет были очерчены множество специфических тревожных и депрессивных расстройств, включенных в МКБ-10 (Международная классификация болезней-10) и DSM-IV (Руководство по диагностике и статистике психических расстройств).

Эпидемиология

Примерно у 4-8% детей и подростков имеются клинически выраженные тревожные расстройства, которые отражаются на жизни человека каждый день и/или причиняют значительные страдания.

Тревожные расстройства - вторая по распространенности группа детских психических расстройств. На первом месте - поведенческие расстройства. Многие страхи и беспокойства детей не относят к расстройствам по причине того, что эти симптомы не приводят к большим страданиям или социальным нарушениям.

Что провоцирует / Причины Тревожных расстройств у детей

Если у родителей наблюдаются тревожные расстройства, то велика вероятность, что и ребенок будет подвержен им. Наследуемость тревожных расстройств умеренная, что доказано близнецовыми исследованиями. Но не уточнено, что именно наследуется - повышенный риск конкретного тревожного расстройства или более широкая подверженность тревоге в целом. Также родители с помощью воспитания, собственного нецеленаправленного примера и проч. могут спровоцировать у ребенка тревожные расстройства.

Из-за редко случающихся в жизни катастрофических событий может случиться посттравматическое стрессовое расстройство у ребенка. Тревожные расстройства других видов также могут быть спровоцированы негативными происшествиями в жизни, в основном это период финансовых затруднений вследствие родительской безработицы, окончательный разрыв с лучшим другом, переживание ссор и развода родителей.

Имеет значение, одно такое событие имело место или несколько. Пережить одно, не получив психологических последствий, ребенку гораздо легче. Если же событий несколько - одновременно или через какой-то промежуток времени - может проявиться эмоциональное расстройство.

Многие теории гласят, что тревога вызывается переживанием угрозы. Существует формулировка Боулби, что основана на теории привязанности: тревога - и особенно тревога в связи с разлукой - часто возникает в результате угрожающих или действительных разлук с ключевыми фигурами привязанности (например, когда родители, наказывают своих детей, угрожая их прогнать).

Предполагается, что темперамент также имеет значение в развитии тревожных расстройств у детей. Согласно проспективным исследованиям, у младенцев и ходунков-ползунков, темперамент которых отличается застенчивостью и торможением, повышен риск возникновения тревожных расстройств в более позднем детстве.

Симптомы Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей бывают нескольких видов. Ниже приведены основные симптомы их (без классификации по типам расстройств):

  • потливость;
  • учащенное сердцебиение;
  • затруднение дыхания;
  • тремор или дрожь;
  • ощущение комка в горле;
  • тошнота или абдоминальный дистресс;
  • боль и дискомфорт в груди;
  • чувство нереальности предметов или отделенности и удаленности собственного «Я»;
  • чувство головокружения, неустойчивости или обморочности;
  • приливы жара или ознобы;
  • страх потери контроля;
  • страх смерти;
  • страх сойти с ума;
  • мышечное напряжение или боли;
  • онемение или ощущение покалывания;
  • чувство нервозности;
  • беспокойство и неспособность расслабиться;
  • затруднения в сосредоточении внимания или «пустота в голове» из-за тревоги или беспокойства;
  • усиленное реагирование на неожиданности или на испуг;
  • затрудненное засыпание из-за беспокойства;
  • постоянная раздражительность.

Диагностика Тревожных расстройств у детей

Если вы наблюдаете у ребенка несколько из выше описанных симптомов, это повод для обращения к специалисту. Врач должен провести опрос, оценить медицинскую историю ребенка и провести физический осмотр. Лабораторной диагностики тревожных расстройств у детей не существует. Но осмотр и обследование позволяют установить, являются ли тревожные проявления у ребенка симптомом соматического заболевания.

Лечение Тревожных расстройств у детей

Тревожные расстройства у детей лечат с помощью когнитивно-поведенческой психотерапии, лекарственных средств или же их сочетанием. Считается, что наибольший эффект оказывает поведенческая терапия. Методы ее заключаются в создании создание устрашающих ситуаций, которые вызывают навязчивые идеи, и принятии мер, предотвращающих нежелательные реакции.

Лекарственные средства оказывают менее длительный и менее положительный эффект.

Прогноз

Тревожные расстройства, в отличие от поведенческих, редко продолжаются по мере взросления ребенка. Но все же не стоит игнорировать их с мыслью, что «оно пройдет само».

У небольшой части детей и подростков с тревожными расстройствами будет, как минимум одно тревожное расстройство, когда они повзрослеют, а у других разовьются депрессивные расстройства. Ретроспективные исследования также показывают, что значительная часть взрослых с тревожными или депрессивными расстройствами ранее перенесли тревожные расстройства детского возраста.

Тревога может привести к развитию физических симптомов. Диагноз клинический. Лечение - поведенческая терапия и медикаментозное лечение.

Некоторое беспокойство является нормальным аспектом развития, как, например, в следующих случаях.

  • Большинство малышей начинают бояться, когда отделены от своей матери, особенно в незнакомой обстановке.
  • Страх темноты, монстров, жуков и пауков часто встречается у 3- и 4-летних детей.
  • Застенчивые дети могут первоначально реагировать на новые ситуации страхом или преувеличенной тревогой.
  • Страх травмы и смерти чаще всего встречается среди детей старшего возраста.
  • Дети старшего возраста и подростки часто нервничают, анализируя книгу на глазах у одноклассников.

Такие трудности не должны рассматриваться в качестве доказательств расстройства. Однако если проявления беспокойства стали настолько преувеличены, что сильно ухудшают функционирование или вызывают серьезные проблемы, тревожное расстройство должно быть оценено.

Причины тревожных расстройств у детей

Эти расстройства, вероятно, имеют генетическую основу, но в значительной степени модифицируются психосоциальным опытом; наследуемость полигенетическая, и только небольшое число специфических генов было охарактеризовано до сих пор.

У тревожных родителей, обычно, тревожные дети; наличие таких родителей может сделать проблемы детей острее, чем они могли быть в противном случае. Даже нормальным детям сложно сохранять спокойствие и владеть собой в присутствии тревожных родителей, и дети, которые генетически предрасположены к тревожности, имеют еще большие трудности. В 30% случаев полезно лечение тревоги у родителей в сочетании с беспокойством ребенка.

Симптомы и признаки тревожных расстройств у детей

Пожалуй, наиболее распространенным проявлением повышенной тревожности является отказ от школы. Это понятие в значительной степени вытеснил термин «страх школы». Актуальный страх школы развивается чрезвычайно редко. Большинство детей, которые отказываются идти в школу, вероятно, боятся разлуки с родителями, им свойственны социальные фобии, паника или их комбинация. Некоторые имеют специфические фобии.

Диагностика тревожных расстройств у детей

Диагноз клинический. Тщательный психосоциальный анамнез, как правило, подтверждает его.

Физические симптомы, которые вызывают беспокойство у детей, могут осложнить оценку. У многих детей тестирование на физические расстройства проводится до того, как врачи заподозрят тревожные расстройства.

Прогноз тревожных расстройств у детей

При раннем лечении многие дети учатся контролировать свою тревогу.

Лечение тревожных расстройств у детей

  • Поведенческая терапия.
  • Препараты, как правило, СИОЗС.

При поведенческой терапии дети систематически подвергаются воздействию провоцирующих тревогу ситуаций в градуированной манере. Помогая детям остаться в провоцирующей тревогу ситуации (меры профилактики), терапевт позволяет им постепенно терять чувствительность и испытывать меньше беспокойства.

В легких случаях поведенческая терапия сама по себе, как правило, достаточна, но лекарственная терапия может быть необходима в более тяжелых случаях или когда доступ к терапевту, имевшему опыт работы с поведением ребенка, ограничен. СИОЗС, как правило, являются препаратами выбора.

Большинство детей переносят СИОЗС без труда. Иногда могут возникнуть расстройства желудка, диарея или бессонница. Некоторые дети имеют поведенческие побочные эффекты.

СОЦИАЛЬНАЯ ФОБИЯ

Социальная фобия является постоянной боязнью смущения, насмешки и унижения в социальных условиях. Лечение - поведенческая терапия, а в тяжелых случаях СИОЗС.

Отказ от школы часто является первоначальным проявлением социальных фобий. Жалобы часто сфокусированы на соматических проблемах, У некоторых детей в анамнезе имеется множество визитов к врачу и оценок в ответ на эти соматические жалобы.

Такие дети боятся, что они будут унижены перед своими сверстниками, если дадут неправильный ответ, скажут что-то неуместное, и реагируют смущением или даже рвотой. В тяжелых случаях дети могут отказаться разговаривать по телефону или даже выходить из дома.

Лечение

  • Поведенческая терапия.
  • Иногда анксиолитики.

Дети не должны пропускать занятия в школе: это только усиливает их нежелание посещать ее.

Если дети и подростки недостаточно мотивированы, чтобы участвовать в поведенческой терапии или реагируют на нее неадекватно, анксиолитики, такие как СИОЗС, могут помочь. Лечение СИОЗС может уменьшить беспокойство и облегчить участие детей в поведенческой терапии.

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте-чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо-связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей. Статистический анализ клинического мате-риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой-ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90-98% и 14-20% соответственно). Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд-ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого-ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления. Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак-тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз-мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка. Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь-ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя-щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей. В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо-патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля-ется доминирующим в последующей психической патологии у де-тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси-хопатии.

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани-зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи-ческому формированию личности. Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со-гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако-вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак-тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения. В соответствии с рассматривае-мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа-ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом. В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития. Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви-дуальные свойства личности. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10-14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив-ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни-женным самоконтролем.

Ю.М. Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре-бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ-ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин-теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра-дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль-ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо-следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова-нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую-щим режимом (мальчики в возрасте 11 -14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей. Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб-ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом. Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль-но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха-рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб-лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно-родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей. 1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль-ных ролей и общественных норм поведения. Для этих семей при-суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа - эксплозивные) с бы-стрым формированием измененных форм опьянения. После 5-10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея-тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры-вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита-тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре-обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга. 2) Алкогольно-невроти-ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев-ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля-ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал-коголя. 3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль-ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи-лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты-вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди-мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец-школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо-дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания. Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме-бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет - сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой». При беседе на вопрос: «А на чем же с бра-тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком-нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты». У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на-блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль-шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на-грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб-лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст-никами - значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж-дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за-пущенности. Последняя есть результат плохого воспитания, не на-рушающего психического развития ребенка. Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож-ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста-точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель-ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару-шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов. Перво-начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре-небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами - игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно-стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей - сенсорных, эмоциональных, социаль-ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни-версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует отметить, что диагностировать какие-либо нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности. Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы какие-либо аномалии психического развития. Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача-стую этот подросток терроризировал других детей. Разнообразные воспитательные воздействия желаемых положительных сдвигов в его поведении не приносили. Все это привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по-ступков до противоправных действий. Но даже в этом случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва-ется в связи с недостижением им соответствующего возраста (14 лет). Также это усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей. Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение - с другой. Поэ-тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при-знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор-мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников. Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди-каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра-ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ-лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче-ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу. Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 -14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан-серах, свободно ходят по улицам города. Однако, избежав наказа-ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер-наты - это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз-дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными - психоло-гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро-ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со-циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи-тают необходимым скоординировать действия между многочислен-ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.

Обновление: Октябрь 2018

Знаете ли вы, что множества болезней можно было бы избежать, если бы родители обращали внимание на уровень тревожности ребенка? А то, что ее симптомы легко принять за «капризность», «избалованность» или гиперактивность? А вы знаете, что самое важное в борьбе с повышенной тревожностью – это обеспечение ребенка уверенностью, что родительская любовь будет постоянной, и не зависит от его успеваемости и поведения в обществе?

Если вы мало что знаете о таком понятии как «тревожность», но вас настораживает поведение собственного ребенка, наша статья – для вас. В ней мы рассмотрим причины этого состояния, его опасности, а также способы, позволяющие ребенку избавиться от такого постоянного внутреннего напряжения.

Что такое тревожность и чем она отличается от страха

Тревожность – это когда ребенок испытывает такое негативное эмоциональное состояние, которое можно охарактеризовать как сильное волнение и беспокойство. Причем видимая причина такой тревоги чаще всего не сильно значительна: ответ у доски, контрольная работа, выступление или концерт.

Повышенная тревожность – это такая особенность психики ребенка, когда тревога возникает в ответ на малейший раздражитель. Она отличается от страха тем, что здесь ребенок сам не может назвать причин своего состояния. Он напряжен, как пружина, он испытывает множество эмоций, в том числе и страх, но не связывает это ни с высотой, ни с замкнутым пространством, ни с темнотой или другими какими-то явными ситуациями. То есть, если он может сказать, чего он боится, то это – страх (фобия), если не может, то это – тревожность.

Чем опасна повышенная тревожность

Увеличение темпа взрослой жизни, изменение жизненных ценностей взрослых и рост стоимости различных товаров сказались не только на нашем эмоциональном состоянии, но и на психике наших детей. Так, по сравнению с 80-ми годами 20 столетия количество детей с постоянной повышенной тревожностью возросло более, чем в 7 раз. И эта цифра продолжает расти.

Ученые выяснили, что такая эмоциональная неустойчивость, неуверенность в себе и беспокойство значительно ухудшают интеллектуальное развитие ребенка: он начинает бояться экспериментировать, познавать окружающий мир опытным путем, а ждет готового решения.

Сказывается повышенная тревожность и на иммунитете малыша. Путем гиперстимуляции надпочечников подавляется нормальная работа гипоталамуса, а это увеличивает и восприимчивость к инфекциям, и нарушает общий гормональный баланс. А поскольку гормоны играют ведущую роль в регуляции функции организма, это нарушение постепенно приводит к повышению артериального давления, за которым может последовать ухудшение работы внутренних органов.

Длительно существующая тревожность за счет артериальной гипертонии ухудшает и функционирование почек. Это приводит к изменению химического состава крови, из-за чего страдают все внутренние органы, но в большей мере – сердце, стенки сосудов и работа нервной системы.

Исходя из этого, осложнениями постоянной тревожности становятся:

  • вегето-сосудистая дистония;
  • кардиопатии;
  • неврозы;
  • психозы и психопатии;
  • гастриты;
  • язвенная болезнь;
  • мигрень.

Какой бывает тревожность

Существуют такие разновидности этого состояния:

  1. Ситуативная тревожность. Она возникает только при ожидании определенных ситуаций или при попадании в них. Такие ситуации являются стрессовыми только для определенного ребенка, связаны с его негативным жизненным опытом.
  2. Личностная тревожность. Возникает при определенных ситуациях, которые у большинства детей или тревогу не вызывают, или она не настолько выражена. Личностная тревожность связана с особенностями личности ребенка: его темпераментом, характером, интеллектуальным развитием. Она влияет на самооценку, социальную роль в классе и общение ребенка с учителями.

Причины повышенной тревожности

Основной корень тревожности у детей и подростков – это отношение к ним со стороны родителей. Вызвать данное состояние может гиперопека, когда каждый шаг ребенка контролируется и исправляется. Но и недостаточное уделение времени малышу тоже провоцирует тревожность. Чаще всего такой хронический стресс возникает у детей, чьи родители заняты активным построением карьеры: они каждый раз по-разному реагируют на успехи ребенка, то отталкивая его от себя, то приближая. В результате у ребенка возникает внутренний конфликт, в основе которого – непонимание, как относиться к родителям, боязнь, что родительская любовь может быть непостоянной.

Другими причинами тревожности становятся:

  • тревожность у родителей (например, из-за увольнения, постоянной нехватки денег, развода);
  • переезд;
  • смена школы или детского сада;
  • разными требованиями от родителей и воспитателей (учителей). Например, родители учат, что нужно постоять за себя, а воспитатели – что нужно терпеть или жаловаться им;
  • завышенными требованиями к ребенку: желанием его отдать в «достойную» школу, на максимальное количество кружков, требования одних положительных оценок, контроль выполнения всех уроков;
  • неадекватыми, противоречащими морали ребенка, требованиями: «сдать» товарища, скрыть увиденное, соврать.

Конечно, в первую очередь тревожность у детей проявится в том случае, если у них есть определенные особенности нервной системы. Но если раздражитель довольно силен, то даже здоровый ребенок, которого любят в семье (или, наоборот, очень ценят друзья и воспитатели), может стать тревожным.

Тревожность у детей дошкольного возраста чаще развивается у мальчиков: они боятся наказания. У девочек ухудшение их психического самочувствия, в основном, наблюдается позже – ближе к подростковому возрасту. У них это связано с взаимоотношениями со сверстниками, учителями, мальчиками из старших классов.

Как заметить, что ребенок тревожен

Проявления страхов и тревожности ребенка зависят от его возраста.

Тревожность у детей до 1 года

У таких маленьких детей тоже может тревожное состояние. Оно, в основном, связано с родовыми травмами, патологиями нервной системы или развившимся острым заболеванием. Проявляется тревожность:

  • беспокойным поведением, из-за которого ребенка часто приходится носить на руках;
  • частым плачем;
  • плохим сном;
  • ухудшением аппетита.

Такое состояние редко лечится отдельно от своей причины.

Тревожность у детей дошкольного возраста

Это состояние у детей младшего возраста обычно связано с первыми попытками социализации – на развивающих занятиях, в детском саду. Если ребенку трудно находить контакты со сверстниками, он начинает капризничать, часто плачет, плохо засыпает, начинает грызть ногти, выдергивать или крутить волосы (причем не всегда свои).

Тревожность у детей старшего дошкольного возраста, в основном, связана с боязнью, что мама забудет их забрать их из детского сада. Вторая причина – это конфликты со сверстниками и воспитателями, третья – страхи, вызванные просмотром отдельных мультфильмов, видео.

В этом возрасте симптомы не всегда заметны: ребенок ведет себя очень примерно, не шумит и не кричит, не пристает с вопросами и разговаривает тихо. Как вариант – он может плакать целыми днями в ожидании мамы.

Заподозрить тревожность можно по тому, что он боязливо озирается, не смотрит взрослым в глаза, присаживается на краешек стула. У него не проходит (или вновь появился) энурез или даже недержание стула. Малыши с повышенной тревожностью сопротивляются обучению новым играм, не хотят выполнять какие-то новые дела (помогать маме с готовкой). От них можно услышать, что они глупые, некрасивые или неловкие.

Школьная тревожность

Первая тревожность у детей школьного возраста связана с самим поступлением в школу – там новый коллектив, новые правила, совершенно непривычный распорядок дня. За него уже не заступается учитель, напротив, ему приходится выходить к доске и отвечать уроки перед лицом всего класса. Изменяется и поведение родителей: если раньше они ему разрешали погулять и почти ничего не требовали, то теперь отпускают гулять и играть только после того, как сделаны все уроки.

Явные симптомы тревожности у младших школьников можно заметить примерно через 1,5 месяца от начала учебы (после летних или зимних каникул). Они примерно такие же, как и в старшем дошкольном возрасте:

  • низкая самооценка;
  • быстрая утомляемость;
  • робкое поведение;
  • беспокойство;
  • плохая концентрация на выполняемых заданиях;
  • плохой сон, снятся кошмары;
  • смущение;
  • часто жалуется на головные боли, ощущение боли в животе;
  • частые расстройства желудка;
  • может быть тошнота или рвота – перед посещением школы, особенно если планируется контрольная работа, или после произошедшего в школе инцидента;
  • повышение потоотделения при волнении;
  • снижение аппетита.

В старшем возрасте школьная тревожность описывается подростком как ощущение собственного напряжения, повышенная эмоциональная чувствительность, плохой аппетит. Подростка легко смутить и расстроить, он боится сложностей и не может выполнить задания, требующие умственных усилий и концентрации. Подростковая тревожность связана с изменением гормонального баланса, появлением изменений внутри коллектива, желанием добиться признания и уважения от сверстников.

Кто занимается диагностикой и лечением повышенной тревожности

Выявление тревожности – это удел специалистов, занимающихся психикой ребенка. Это:

  • психолог: он работает в детских садах и школах, должен проводить плановые беседы и тестирование детей, выявляя признаки тревожности, депрессии, агрессии и других состояний. Он может справиться с тревожностью легкой степени, если дома родители станут выполнять его требования;
  • психотерапевт. Это врач, чьей задачей является немедикаментозное лечение тревожности;
  • психиатр – это врач, который занимается тяжелой степени повышенной тревожности, которая осложнилась психозом, неврозом, депрессией или другими серьезными состояниями.

Диагностика тревожности

Понять, какого уровня тревожность у ребенка, можно по тестированию, которое проведет ему любой из указанных специалистов (в основном, этим занимаются психолог или психотерапевт). Это тесты Дорки, Филипса, CMAS, Спилберга-Ханина.

Тест Филлипса

По тесту тревожности Филлипса судят об уровне и характере тревожности у ребенка младшего и среднего школьного возраста (3-7 классы). Вначале он проводится школьным психологом для всего класса, чаще всего неанонимно. По результатам исследования специалист оценивает:

  • насколько велика общая школьная тревожность;
  • насколько сильно школьники переживают стресс;
  • как сильно школьники хотят получать хорошие оценки;
  • величину страхов, связанных с самовыражением;
  • насколько детям страшны контрольные работы;
  • насколько дети испытывают затруднения во взаимоотношениях с учителем;
  • насколько важно детям соответствовать ожиданиям со стороны одноклассников и учителей.

Тест можно проводить и индивидуально – для повторной проверки тех учеников, которые выказали средний и высокий уровень тревожности. Так психолог может выявить, где именно локализуются проблемы ребенка: во взаимоотношениях с учителем, со сверстниками, или, может, он боится не оправдать ожиданий родителей, или у него низкий уровень сопротивляемости стрессам, или – страх самовыражения.

Тест Филлипса состоит из 58 вопросов. Детей просят ответить односложно – «да» или «нет». Далее ответы сверяют с имеющимися ключами, и если было прописано «нет», а ребенок ответил положительно или, наоборот, на отрицательный вопрос ответил «да», это считают проявлением тревожности.

Вопросы приблизительно следующие:

  1. Бывает ли, что ты начинаешь дрожать, когда тебя спрашивает учитель?
  2. Снится ли тебе, что ты в школе, но на вопрос учителя ответить не можешь?
  3. Получаешь ли ты такие оценки, каких от тебя ждут родители?
  4. Доволен ли ты отношением к тебе учителей?
  5. Одеваешься ли ты в школу так же хорошо, как и другие одноклассники?
  6. Смеются ли над тобой одноклассники, когда вы играете в разные игры?
  7. Пугает ли тебя, когда учитель говорит, что будет делать проверку знаний?

Методика тревожности Филипса предполагает такую оценку результатов:

  • если несовпадений от 29 до 43 – это повышенная тревожность у ученика;
  • если – больше 43, то тревожность расценивается как высокая.

Кроме того, номера неправильных ответов сравниваются со специальной таблицей из 8 факторов, где каждый из них показывает отдельную проблему. Например, о страхе ситуации проверки знаний говорят вопросы №№ 2, 7, 12, 16, 21, 26. Если именно на них ребенок ответил неправильно (более 3 неверных ответов), это говорит о том, что у него имеется такой страх.

Тест Дорки

По результатам этого теста проводится диагностика тревожности у детей до 12 лет. Он состоит из 14 вопросов, к некоторым из них прилагаются ситуативные картинки персонажей, на которых нет лиц. Ребенок сам должен ответить, какое лицо будет на месте пробела – грустное или веселое.

Примеры вопросов:

  1. Ребенок идет рядом с мамой, которая везет коляску с младшим братиком. Какое лицо будет у старшего брата (сестры) – грустное или веселое?
  2. Ребенок ест и пьет в одиночестве. Какое у него будет настроение?
  3. Мама заставляет ребенка убрать за собой игрушки. Это грустно или весело?
  4. Ребенок умывается сам – без помощи мамы или папы. Какое у него будет лицо?

Результат = (количество грустных эмоций/14)*100%.

Если он – более 50%, то уровень тревожности – повышенный,

от 20 до 50% — средний уровень,

результат – менее 20% — низкий уровень.

Тест CMAS

Это тест переводится как «Шкала явной тревожности для детей» (The Children’s Form of Manifest Anxiety Scale). Она дает возможность выявить тревожность у детей, проанализировать эмоциональные проблемы ребенка, предотвратить нервные срывы, связанные с экзаменами, соревнованиями. Ее используют для определения оптимального расписания занятий и решения о целесообразности посещения группы продленного дня.

Тест применяется для детей 7-12 лет. Для 7-8-летних его проводят индивидуально, с 9-летнего возраста применяется групповое тестирование.

Тест состоит из 53 вопросов, на которые нужно отвечать «верно» или «неверно» (точнее, ставить плюсик в соответствующей графе). Примеры вопросов по шкале тревожности детей:

  • Тебе хочется быть во всем лучше всех.
  • Ты беспокоишься о том, что тебе скажут родители.
  • Ты многого боишься в глубине души.
  • Тебя легко обидеть.
  • Часто потеют руки.
  • Часто бывает ощущение, что сильно бьется сердце.
  • Часто болит живот.

При оценке откладываются те бланки, где все «верно», «неверно», подчеркнуто оба ответа или имеется множество исправлений как неправдоподобные. Далее проводится сравнение ответов с ключами по двум субшкалам – тревожности и «социальной желательности». Потом оба этих балла сравниваются со стандартами для определенного пола и возраста, и уже на основании этого делается оценка, находится ли тревожность в пределах нормы, она несколько повышена, явно повышена или очень высока.

Шкала Спилберга-Ханина

Она предназначена для оценки ситуативной и личностной тревожности самим ребенком (подростком). Здесь нужно ответить на 40 вопросов, обводя нужный вариант. Далее баллы суммируются – и можно оценить оба вида тревожности.

Другие шкалы

Для определения тревожности и конкретных ее источников у детей могут применяться и другие тесты и шкалы. Это могут быть авторские наборы вопросов, рисуночный тест, наблюдение за ребенком во время выполнения каких-то заданий, требующих концентрации.

Лечение тревожности

Что же делать, если у вашего ребенка – повышенная тревожность? Для этого применяются различные методы.

Коррекция режима дня и взаимоотношений в семье

  • работа над собой самим родителям – с целью снижения их собственной тревожности;
  • контроль над высмеиванием, одергиванием, критикой ребенка. Взрослым нужно понять, что он такой же человек и тоже имеет право на ошибку. Кроме того, он более раним, и ему гораздо нужнее поддержка общества и родителей;
  • увеличение времени общения родителей и ребенка – в том числе на прогулках, праздниках, пикниках на природе;
  • сочинение мотивирующих сказок, где герой волновался, но у него все получилось. В таких случаях предварительно устанавливается зрительный контакт: взрослый наклоняется к ребенку так, чтобы его глаза были на одном уровне с глазами ребенка;
  • поглаживающий массаж;
  • частые телесные контакты с ребенком;
  • домашние театрализованные представления;
  • игры на разрывание бумаги;
  • игры с тестом, пластилином;
  • сочинение историй с помощью рисунков и предметов;
  • заведение домашнего животного, о котором будет заботиться сам ребенок;
  • выполнение дыхательных упражнений в форме игры, направленное на снятие мышечного напряжения. Это может быть надувание воображаемого воздушного шарика, игра на воображаемой дудочке, пускание кораблика в плавание по воде

Тревожного ребенка нельзя наказывать за его страхи, его нельзя сравнивать с другими детьми. Все новые игры вводятся постепенно, начиная с элементов, хорошо знакомых малышу. Те игры, которые требуют закрытия глаз, могут быть применены в последнюю очередь, когда он будет к этому готов.

Также нельзя применять соревнования на скорость. Родители должны снизить свои требования к малышу, подавать ему хороший собственный пример, уменьшить количество замечаний.

Коррекция тревожности силами воспитателей детского сада или школьного психолога

В детском саду и младшей школе возможны:

  • фиксация ежедневных достижений ребенка в месте, доступном для родителей, чтобы они могли с ними ознакомиться и еще раз похвалить своего малыша;
  • чтение мотивирующих сказок;
  • ролевые игры, сюжетом которых является основной страх ребенка. Такие истории можно рисовать: воспитатель говорит, что нарисовать, а ребенок рисует;
  • подвижные игры, но – не на скорость.

Психотерапия

Если тревожность выражена, коррекция тревожности у детей обязательно включает занятия с психотерапевтом. В зависимости от состояния ребенка, врач может применять одну или несколько следующих методик:

  • групповая психотерапия – занятия в группах;
  • индивидуальная психотерапия;
  • семейная психотерапия – занятия со всеми живущими с ребенком членами семьи;
  • арт-терапия – занятия различными видами творчества со специалистом;
  • канис-терапия – лечение общением со специально обученными собаками;
  • обучение ребенка и родителей различным релаксационным техникам;
  • психоанализ;
  • гипноз.

Медикаментозное лечение

В некоторых случаях, если тревожность существовала уже давно и приняла угрожающий характер, могут быть назначены специальные медикаменты: антидепрессанты, успокоительные, транквилизаторы. Такие назначения делает только врач-психиатр, а родители должны помнить сами и предупредить школьных учителей, что прием подобных препаратов будет сопровождаться некоторой заторможенностью или более спокойной реакцией на обычные раздражители. Учителя должны, забыв, возможно, личную неприязнь к ребенку, помочь уберечь его от насмешек сверстников.