Урок 5

Практическая работа «Первая помощь при кровотечении».

Цели : углубить знания учащихся о видах кровотечений и сформировать практические навыки оказания первой доврачебной помощи, дать их физиологическое объяснение; развивать мышление учащихся; воспитывать гуманизм.

Оборудование: таблицы «Виды кровотечений» и «Первая помощь», материалы для оказания первой помощи при кровотечений.

Тип урока : закрепление и применение знаний, умений и навыков.

Понятия: артериальная, венозная, капиллярная и внутренняя кровотечения.

Ход урока

I. Актуализация опорных знаний

беседа

    Какие виды кровотечений вам известны?

    Приходилось ли вам наблюдать кровотечение и оказывать первую помощь пострадавшему?

    Почему жизнь пострадавшего в значительной степени зависит от своевременной и правильно оказанной первой помощи?

Итак, правила первой помощи должен знать каждый человек.

II. Применение знаний, умений и навыков.

Выполнение практической работы «Первая помощь при кровотечениях»

Цели: закрепить знания о необходимости прекращения кровотечения, научиться оказывать первую медицинскую помощь в случае кровотечений.

Оборудование: бинт, вата, стерильные марлевые салфетки, жгут, лейкопластырь, раствор йода.

Кровотечение возникает вследствие повреждения кровеносных сосудов в случае ранения, удара или болезни. Кровотечения бывают внутренние и внешние. В зависимости от того, какие сосуды повреждены, различают венозную, капиллярную и артериальную кровотечения. Во время венозных и капиллярных кровотечений кровь темно-красная, течет непрерывно. Незначительные кровотечения можно остановить, обработав рану дезинфицирующим средством; сильнее - с помощью тугой повязки; в случае глубоких и широких ранений накладывают швы.

Кровотечение из носа останавливают с помощью холодного компресса или тампона из марли, смоченной перекисью водорода.

Во время артериального кровотечения ярко-красная кровь бьет фонтаном, пульсирует. Чтобы ее остановить, необходимо:

    прижать пальцем артерию выше места кровотечения

    наложить жгут выше места кровотечения не более чем на 2:00.

Рис. 11. Места прижатия артерий для временной остановки кровотечения

Быстрая потеря большого количества крови во время артериального кровотечения опасна для жизни.

Определите по рис.12. виды кровотечения:

а -______________________

б -_____________________

Рис. 12. Виды кровотечения.

В чем разница?

ход работы



ход работы

На рис.13 показано, как можно остановить артериальное кровотечение.

Рис.13.Остановка кровотечения из артерии

а - артериальное кровотечение;

б - временная остановка кровотечения прижатием артерии

в – давящая повязка.

Методика наложения жгута (рис.14)

Рис.14. Методика наложения жгута.

1. Место над раной, где будет наложен жгут, оберните несколькими слоями марли;

2. Обмотайте жгут два-три раза вокруг конечности;

3. Закрепите концы жгута с помощью крючка или завяжите узлом;

4. На записке обозначьте время наложения жгута, так как можно, чтобы он был на теле более 2:00;

Любые кровотечения опасны для жизни. Поэтому все пострадавшие после остановки кровотечения должны быть немедленно доставлены в больницу.

рис. 15 Венозное кровотечение.

В случае венозного кровотечения повязку накладывают туго, чтобы остановить его.

Рис.16. Остановка венозного кровотечения.

Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

Этот метод применяется для остановки артериального кровотечения при отсутствии жгута:

    При повреждении подключичных артерий

    При кровотечении из артерий предплечья и кисти;

    При повреждении бедренной артерии

    При артериальном кровотечении из ран голени и стопы.

При повреждении подключичных артерий руки заводятся максимально за спину и в таком положении связываются вместе в районе локтей.

Рис.17. Остановка кровотечений методом максимального сжатия конечностей

При кровотечениях из предплечья и ладони рука максимально сгибается в локте и фиксируется в таком положении.

При кровотечении из бедренной артерии, ногу сильно прижимают к туловищу и крепко привязывают к нему в районе бедра.

При артериальном кровотечении из ран голени и стопы ногу сгибают в колене и привязывают голень к бедру с усилием.

Методика наложения повязок (действия выполните несколько раз):

1. спиральной повязкой (рис 18.) накладывают на палец, начиная с оборота бинта вокруг запястья, далее - тыльной стороной кисти к ногтевой фаланги, спиральными оборотами от конца пальца к его основанию и обратным ходом тыльной стороной кисти; закрепляют бинт на запястье.

Рис. 18. Спиральная повязка на палец.

1. 8-образную повязку (рис.19.) Накладывают на голеностопного сустава. Первый фиксирующий ход бинта делают выше кости, далее - вниз на подошву, вокруг стопы, внутр поверхностью стопы, выше кости, вращая стопу. Закрепляют конец бинта выше кости.

Рис. 19. 8-образная повязка.

Сделайте выводы

1. Кровотечение - это...

2. Умение остановить кровотечение позволяет предотвратить...

3. Кровотечения бывают...

4. Венозное кровотечение опасна тем, что...

5. Артериальное кровотечение можно прекратить с помощью...

Закрепление знаний, умений и навыков

1. Почему в случае загрязнения раны землей делают противостолбнячную прививку? При этом вводят в организм?

2. Зачем края раны смазывают раствором йода или зеленкой?

3. От чего зависит скорость истечения крови из различных видов сосудов в случае их повреждения?

Домашнее задание

Изучить соответствующий параграф учебника. Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Кровообращение».

Опорный конспект по теме:

«Первая медицинская помощь при кровотечениях».
Кровотечение и острая массивная кровопотеря является наиболее частым осложнением травм при катастрофах.

Состояние пострадавшего во многом зависит от вида кровотечения и величины кровопотери.

Кровотечение может быть первичным – повреждение сосуда во время травмы и вторичным, которое возникает спустя некоторое время вследствие дефекта, возникает на месте ушиба.

Интенсивность кровотечения зависит от вида сосуда и характера повреждения.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и смешанные кровотечения.

Артериальное кровотечение . Кровь ярко-красного цвета, бьет пульсирующей струей. При повреждении крупных сосудов (аорта, подключичная, бедренная артерия и др.) в течение нескольких минут может произойти кровопотеря, несовместимая с жизнью. Однако при ранении даже крупного артериального ствола смертельного кровотечения может не наступить в результате того, что поврежденный сосуд сдавливается гематомой, в его просвет ввертывается внутренняя оболочка и образуется тромб.

Венозное кровотечение . Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. Цвет крови темно-вишневый. Такое кровотечение реже приводит к массовой кровопотере. Однако при ранении вен шеи, груди в их просвет в момент вдоха может поступить воздух, вызывает грозное осложнение – воздушную эмболию.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов (неглубокие порезы кожи, ссадины). Кровь из раны вытекает медленно, по каплям. При нормальной свертываемости крови прекращается самостоятельно.

Смешанное кровотечение наблюдается при одновременном ранении артерии и вен. Этот вид кровотечения характерен при повреждениях печени, селезенки, почек (паренхиматозное кровотечение). Сосуды паренхиматозных органов не спадаются, поэтому самостоятельной остановки такого кровотечения почти некогда не происходит.

В зависимости от того, куда изливается кровь из поврежденного сосуда, различают кровотечения наружные и внутренние.

Наружное кровотечение – кровь вытекает из раны или естественных отверстий человека.

Внутреннее кровотечение – кровь скапливается в тканях и замкнутых полостях тела .

Распознание наружных кровотечений обычно не вызывает затруднений. Диагностика внутренних кровотечений в ряде случаев представляет определенную сложность.

При внутритканевых кровотечениях больной жалуется на сильные боли в раненой конечности. Вследствие формирующей гематомы объем поврежденного сегмента конечности увеличивается, мягкие ткани становятся напряженными. Ниже уровня повреждения магистральной артерии отмечается бледность кожи, похолодание конечности. При этом пульс на периферических сосудах может отсутствовать.

Диагностика кровотечений в полости основывается на общих признаках массовой кровопотери, локальной симптоматики, появления крови в той или иной полости.

При любых травмах, сопровождающихся повреждением крупных кровеносных сосудов, следует хотя бы предположительно определить степень кровопотери. О вероятности степени кровопотери можно судить на основании характера и локализации травмы.

Условно принято считать, что при переломах бедренной кости кровопотеря достигает 1000-1500 мл; костей голени – 600-700 мл; плечевой кости – 300-400 мл; костей предплечья – 100-200 мл; таза – 1500-2000 мл. внутрибрюшные и внутриплевральные кровотечения могут сопровождаться кровопотерей до двух и более литров.

О величине кровопотери можно судить также по индексу Алговера: отношение частоты пульса к уровню систолического артериального давления (см. приложения).

При острой массивной кровопотере больной предъявляет жалобы на головокружение, потемнение в глазах и мелькание «мушек», зевоту, жажду, тошноту. У него отмечаются: бледность кожного покрова и видимых слизистых оболочек, холодный липкий пот, учащенное дыхание, частый и слабый пульс; по мере утяжеления состояния падает артериальное давление, наступает помрачение сознания, зрачки расширяются, дыхание приобретает патологический характер – типа Чейна-Стокса.

Борьба с острой кровопотерей реализуется путем остановки кровотечения и воспаления кровопотери.

При оказании первой медицинской и доврачебной помощи осуществляют временную остановку наружного кровотечения прижатием поврежденного сосуда на протяжении, резким сгибанием и фиксацией в этом положении конечности, наложением давящей повязки, кровоостанавливающего жгута или закрутки.

Прижатие поврежденного сосуда на протяжении – сдавливание артерии выше места ее ранения и вены – ниже места ее ранения.

Пальцевое прижатие сосуда к подлежащим костным образованиям обеспечивает немедленную остановку кровотечения, что позволяет выиграть время для остановки кровотечения другими способами.

Для каждого крупного артериального ствола имеются типичные места, где производят его пальцевое прижатие:


  1. Из боковой поверхности лба , щеки, верхнего и нижнего века:

    • поместить большой палец кисти на 1 см спереди от козелка ушной раковины;

    • прижать височную артерию к дуге скуловой кости.

  2. Из верхней и нижней губы, подбородка, десны, языка:

    • расположить большой палец кисти на расстоянии 1 см от угла нижней челюсти спереди от него;

    • прижать челюстную артерию к краю нижней челюсти.

  3. Из шеи:

    • уложить пострадавшего без подушки, повернуть его голову в противоположную сторону от раны;

    • поместить 3 палец кисти у наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

    • на этот палец наложите указательный палец другой руки;

    • надавить по направлению к позвоночнику, прижимая сонную артерию к поперечному отростку 4 шейного позвонка.

  4. Из отделов верхней конечности или плечевого пояса:


    • большой палец кисти поместить в подключичную ямку;

    • остальные пальцы расположить в области трапециевидной мышцы сзади ;

    • прижать подключичную артерию к первому ребру.

  5. Из предплечья и нижележащих отделов:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • правой рукой захватить предплечье пострадавшего и поднять его вверх, согнув руку в локтевом суставе под углом 80 0 ;

    • левой рукой захватить плечо пострадавшего так, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы находились во внутренней борозде двуглавой мышцы плеча, а большой палец – на противоположной стороне плеча;
четырьмя пальцами левой руки прижать плечевую артерию у средней трети плечевой кости.

  1. Из нижнего отдела бедра, голени, стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • в середине паховой складки кулаком прижать бедренную артерию к лобковой кости.

  2. Из голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на живот;

    • поместить 2, 3, 4, и 5 пальцы в середину подколенной ямки;

    • с помощью другой руки захватить голень пострадавшего и согнуть ему ноги в коленном суставе под углом 120 0 ;

    • прижать подколенную артерию к головке большеберцовой кости.

Временная остановка кровотечения наложением тугой давящей повязки:


  • закрыть рану несколькими слоями стерильного бинта (салфетками) или подушечками из ППИ;

  • поверх стерильного материала положите слой стерильной ваты или скатку бинта;

  • наложить туго круговую повязку, при этом перевязочный материал, плотно прижатый к ране, сдавливает сосуды и способствует остановке кровотечения ;
Временная остановка кровотечения наложением стандартного кровоостанавливающего жгута применяется, в основном, при кровотечении из крупных сосудов конечностей.

Методика наложения жгута:


  • придать поврежденной конечности (если это возможно) возвышенное положение;

  • на обнаженную часть конечности, выше раны, наложить марлевую салфетку, сделать несколько туров бинта или использовать любую другую прокладку из одежды, платка и т. п.;

  • сильно растянутый жгут наложить на конечность выше места кровотечения на прокладку так, чтобы 1-2 обороты жгута оставили кровотечение. Последующие туры жгута накладываются с меньшим натяжением таким образом, чтобы один перекрывал другой на 1/3, что предупреждает замещение мягких тканей, развитие боли и некроза;

  • закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки ;

  • поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время наложения жгута;

  • на рану наложить асептическую повязку и ввести пострадавшего обезболивающее средство;

  • проверить правильность наложения жгута по прекращению кровотечения, пульсу на периферических артериях, цвету кожи конечности.
Примечание:

  • в зимнее время конечность, с наложенным жгутом, обернуть ватой, одеждой и т. п.;

  • время наложения жгута не должно превышать 1,5-2 часа в теплое время года и 1 час – в холодное ;

  • для предотвращения некроза тканей через каждый час, а в зимнее время – каждые полчаса, для частичного восстановления кровообращения в перетянутой конечности, жгут расслабляют на несколько минут, осуществляют при этом пальцевое прижатие артерии. Если с момента наложения жгута прошло более 2-х часов, то после расслабления жгута на несколько минут его накладывают немного выше.

Временная остановка кровотечения наложением жгута-закрутки. В качестве импровизированного жгута можно использовать косынку, платок, полотенце и т. п. Указанные предметы складывают в виде широкой ленты и ею обертывают конечность, предварительно наложив на область сосудистого пучка пелот (валик) из какого-либо плотного материала. Концы ленты связывают двумя узлами, между которыми вставляют крепкую деревянную палочку, ее вращением (закручиванием) сдавливают конечность. Палочка фиксируется куском и т. д. Закрутку накладывают по правилам наложения жгута.

Временная остановка кровотечения максимальным сгибанием конечности в суставе.


  1. При кровотечении из нижнего отдела плеча, предплечья и кисти:

    • в подмышечную впадину вложить ватно-марлевый валик, прибинтовать плечо к туловищу плотно бинтом, при этом валик сдавливает плечевую артерию и кровотечение останавливается.

  2. При кровотечении из предплечья и кисти:

    • вложить валик в локтевой сгиб ;

    • плотно прибинтовать плечо к предплечью, при этом валик сдавливает плечевую артерию, что способствует остановке кровотечения.

  3. При кровотечении из верхней трети плеча и подключичной области:

    • в подмышечную впадину на стороне ранения вложить ватно-марлевый валик;

    • согнуть руки пострадавшего в локтевых суставах и завести их за спину;

    • зафиксировать руки в области локтевых суставов с помощью ремня или бинтовой повязки.

  4. При кровотечении из нижней трети бедра, голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в подколенную ямку;

    • согнуть ногу пострадавшего в тазобедренном и коленном суставах;

    • плотно прибинтовать голени к бедру.

  5. При кровотечении из верхней и средней трети бедра:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в паховую складку ;

    • согнуть бедро в тазобедренном суставе и максимально привести его к нижней части туловища;

    • плотно зафиксировать бедро ремнем или бинтованием к туловищу.
Сгибание конечности с последующей фиксацией ее в этом положении. Способ применим при кровотечении из ран, расположенных у основания конечностей. При ранении предплечья и голени конечность фиксируют в локтевом и коленном суставах ; плеча – руку заводят до отказа за спину и фиксируют, бедра – ногу сгибают в тазобедренном и коленном суставах и фиксируют в положении, приведенном к животу.

Давящая повязка . Показана при венозном кровотечении и ранениях небольших артерий. На рану накладывают несколько слоев марли, а сверху плотный ком ваты и туго бинтуют.

Конечность следует уложить в приподнятом положении, а поверх повязки положить пузырь со льдом (холодной водой) и умеренный груз – мешочки с песком. Сдавленные повязкой поврежденные сосуды могут затромбироваться, и поэтому данный способ временной остановки кровотечения может стать окончательным.

Кровоостанавливающий жгут . Жгут должен применяться по строгим показаниям. Абсолютными показаниями следует считать ранения с повреждением магистральных сосудов , локализирующиеся выше коленного и локтевого суставов. Относительными показаниями являются: отрывы, длительное сдавливание дистальных отделов конечности, когда жгут применяется с целью профилактики вторичного кровотечения и уменьшения последующей токсимии. Его накладывают выше места кровотечения и по возможности ближе к ране. Последовательность и правила наложения жгута:


  • место предполагаемого наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта;

  • жгут растягивают и делают 2-3 оборота вокруг конечности по подложенному бинту;

  • концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка;

  • конечность должна быть перетянута до полной остановки кровотечения и исчезновения пульса на дистальных артериях;

  • поверх жгута повязку накладывать запрещается;

  • после наложения жгута следует ввести обезболивающий препарат;

  • время наложения жгута указывается в записке, которую прикрепляют к одежде пострадавшего.
Вместо жгута может быть применена закрутка . При ее наложении используются подручные средства (ремень, полотенце, толстая веревка). Подручный материал свободно завязывают вокруг конечности и образуют петлю. В петлю вводят палку, отвертку. И вращательным движением петлю закручивают, пока кровотечение не остановится. После чего указанную палку (отвертку) надежно фиксируют. Для предупреждения ущемления кожи при закручивании под образующийся узел подкладывают какую-либо плотную прокладку. Все правила наложения закрутки аналогичны правилам наложения жгута.

Жгут (закрутку) можно держать на нижней конечности не более 2 ч, а на верхней – 1,5 ч. Пребывание жгута (закрутки) на конечности сверх указанных сроков приведет к необратимым изменениям, омертвлению конечности. Если эвакуация задерживается, то по истечении критического времени для частичного восстановления кровообращения в конечности жгут (закрутку) необходимо снять или ослабить на 10-15 минут, а затем наложить вновь несколько выше или ниже того места, где он находится. На этот период артериальное кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии на протяжении.

Урок проводится в форме обучающей игры. Класс это бригада скорой помощи, которую возглавляет врач (учитель). Он отвечает за работу бригады и контролирует её действия.

ТЕМА : «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи урока:

1) научить учащихся распознавать капиллярное, венозное и артериальные
кровотечения;

2) формировать умения оказывать первую медицинскую помощь;

3) углубить знания по теме «Кровь», «Кровообращение»;

4) познакомить с медицинскими профессиями;

5) совершенствовать умения учащихся делать логические выводы,

обобщения;

Цель работы : научиться распознавать и оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений.


Ход урока:

Учитель:

Назовите общую тему, над которой мы работаем с вами уже несколько уроков? (Кровеносная система)

Что такое кровь?

Назовите функции крови?

Каким главным свойством обладает кровь? (обладает текучестью)

Когда у человека появляется рана, что открывается (кровотечение), чтобы остановить кровотечение, что нужно сделать? (Оказать первую помощь)

И так из того, что вы сказали, выделим главные слова, это: кровотечение и первая помощь. Подумайте и скажите, какова тема сегодняшнего урока «Первая помощь при кровотечениях»

Какова цель нашей работы? (научиться оказывать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечений).

Учитель: в знаменитой врачебной «клятве» Гиппократ провозгласил - всё обращать к выгоде больных, «воздерживаясь - от причинения всякого вреда и несправедливости». Для каждого врача эти слова должны быть законом, необходимо использовать все средства для спасения больного.

Сегодня на уроке

работает медицинская бригада, в состав которой входит врач Елена Анатольевна, медсестра Камила, санитар Павел.

Начнём свой рабочий урок с планерки:

1. Как называются красные кровяные клетки? (эритроциты)

2. Почему кровь имеет красный цвет? (гемоглобин)

3. Самые мелкие кровеносные сосуды (капилляры)

4. Самый крупный кровеносный сосуд (аорта)

5. Какие ещё есть сосуды в организме человека? (вены)

Существуют 3 вида кровотечения:

Если повреждены сосуды капилляры…это капиллярное кровотечение

Если повреждены вены…венозное

Аорта ….артериальное

(На доске заполняется схема и вывешиваются рисунки рук)

Учитель: Чтобы отправиться на выезд и оказать первую помощь при остановке кровотечения, медицинская бригада скорой помощи должна знать признаки кровотечений и как оказать первую помощь выполнит задание в рабочей тетради, заполнить таблицу, воспользуемся текстом учебника на стр задание

Вы должны выделить признаки каждого кровотечения и как оказать первую помощь пострадавшему

ФИЗМИНУТКА Вы проделали большую работу и немного устали, давайте отдохнем. Сели правильно, закрыли глаза, сделали глубокий вдох и выдох открыли глаза и приступили к работе

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Учитель: В организме человека около 5л крови, потеря 1/3 угрожает жизни. От ваших правильных действий зависит здоровье человека

К вам доставили пациента с определенными симптомами кровотечения. Какую первую помощь вы будете оказывать?

Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия.

Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия.

Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия.

На столе разложены предметы. Наложите жгут с помощью подручных средств носового платка и карандаша, воспользуйтесь рисунком учебника.

Давайте подведем итоги и посмотрим краткий курс остановки разных видов кровотечений:





Правила наложения жгута




Первая помощь при внутреннем кровотечении.

Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость



Учитель : спасибо за вашу активную работу. Я как Врач бригады скорой медицинской помощи ставлю оценки за работу своим помощникам.

Ребята! Пожалуйста, на листочках, отметьте символами своё отношение к уроку:

Если вам было интересно и всё понятно, поставьте!!;

Если интересно, но не всё понятно, поставьте!?;

А, если вам было не интересно и не понятно, поставьте 00

Домашнее задание: параграф, в рабочей тетради выполнить задание, творческая работа сделать памятку по оказанию первой помощи при кровотечениях

Урок окончен. Спасибо всем.

Тема урока:

10 класс

Данная работа представляет собой методическую разработку для проведения урока по теме «Первая помощь при кровотечении» (Раздел 5. Первая медицинская помощь при травмах и несчастных случаях) в 10 классе в соответствии с программой предметного курса «Начальная военная подготовка и медико-санитарная подготовка 10-11 класс» (к действующей программе среднего общего образования. Авторы: М.П.Черникова,

В.В. Горохова), Донецк 2015 год.

Разработка содержит:

    конспект урока с поэтапным описанием методов и форм работы учителя и учащихся, продолжительностью этапов урока (в виде таблицы) и ожидаемыми результатами;

    презентация: «Как правильно оказать первую медицинскую помощь при кровотечении», (созданы в Power Point );

    видеофайл «Первая медицинская помощь при кровотечении» (формат МР 4);

    Приложение: № 1-карточки с заданиями для групповой работы; № 2-алгоритм практического задания в группе; № 3-карточки с описанием жизненных ситуаций; № 4-рефлексия (вопросы-размышления); № 5-подведение итогов (логическое завершение урока); № 6-раздаточный материал в виде схем и рисунков (интернет-ресурсы);

В ходе создания данной работы были использованы программные продукты Windows : Word , Power Point . Видеоматериал и презентация были взяты с ресурса YouTube .

Минимальные требования для корректного просмотра данной работы Windows 2003.

Урок знакомит учащихся с мерами по оказанию доврачебной помощи. Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников. Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания. Домашнее задание имеет творческий характер.

Тема: Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Цели и задачи:

    формирование первичных навыков определения типа кровотечения; изучение алгоритма оказания первой медицинской помощи при кровотечении;

    развитие навыков в оказании первой медицинской помощи на практике и способности самостоятельно принимать решение в экстремальных ситуациях;

    воспитание гуманизма, сострадания, милосердия, готовности прийти на помощь, как в боевой, так и в мирной (бытовой) обстановке, бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: изучение нового материала с элементами практической работы

Форма работы: урок с использованием информационных технологий

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Как правильно оказать первую медицинскую помощь», видеофайл «Первая помощь при кровотечении», раздаточный материал: виды кровотечений, первая помощь при разных видах кровотечений (приложение 4), аптечка: бинты узкие и широкие, стерильные марлевые салфетки, пакет перевязочный, перчатки, ткань, косынка, йод, перекись водорода, лейкопластырь, жгут, ремень, ножницы, градусник, лекарства, ручка, фломастер, бумага.

Ход урока

Актуализация опорных знаний, полученных ранее, формирование мотивации учащихся на изучение темы.

Учащиеся получают положительный настрой на необходимость оказывать первую помощь пострадавшим

Объяснение нового материала

До 21 мин

Беседа, групповая работа с инструкцией «Шпаргалка», «Научи другого», практическая игра «Эрудит»

Усвоение материала о видах кровотечения, правилах оказания первой медицинской помощи

Ученики должны знать алгоритм оказания первой медицинской помощи при различных видах кровотечения

Закрепление изученного материала

Подведение итогов, рефлексия

Домашнее задание

До 15 мин

4 мин

1 мин

Игра «Спасатель», просмотр видеофильма.

Учащиеся высказывают свои мнения

Закрепление полученных в ходе урока знаний о видах кровотечения, способах остановки кровотечения.

Учащиеся на практике учатся оказывать первую помощь при различных видах кровотечения.

Логическое завершение урока

1. Организационный этап.

2 . Актуализация опорных знаний, активизация познавательной деятельности, мотивация.

Учитель. Из всех критических состояний, возникающих в повседневной жизни, наиболее грозными и опасными остаются кровотечения.

Кровотечение - это выход крови из просвета кровеносного сосуда вследствие его повреждения или нарушения проницаемости его стенки.

Актуальность данной патологии определяется, прежде всего, ростом абсолютного числа тяжелых повреждений в условиях бурного развития техники и транспорта, боевых действий в отдельных регионах. Различные повреждения являются весомыми составляющими кровопотери и шока, которые часто приводят к гибели пострадавших на месте происшествия, во время транспортировки или в стационаре.

Помощь больному с кровотечением в автономных условиях крайне ограничена. Поэтому прогноз зависит от характера и тяжести кровотечения, кровопотери, от того, насколько правильно и вовремя оказана первая медицинская помощь.

    В результате чего у нас могут возникнуть кровотечения? (слайд 3)

    Какие бывают виды кровотечений?

3.Изучение нового материала.

1. Рассмотрите рисунки. Что вы на них видите? (слайд)

1.Определение кровотечения (слайд 2).

(в конспект записать тему урока и определение)

2.Виды кровотечений (записать в тетрадь виды кровотечений ) (слайд 4)

3.Характеристика различных видов кровотечений, способы остановки кровотечений (слайды 5-9)

«Шпаргалка»

Для выполнения следующего вида работы учеников объединить в группы по 2-3человека. Раздать каждой группе карточки с вопросами (приложение №1) , выдать инструкции с характеристикой различных видов кровотечений, способами остановки кровотечений (приложение № 4).

Учитель: С помощью инструкции составьте «шпаргалки» по карточкам, которые вы получили, найдите ответы на заданные вопросы.

Каждая группа зачитывает свою «шпаргалку», не называя вид кровотечения. Задача всех остальных учеников определить, о чем идет речь (слайд 10-11).

«Эрудит» (приложение № 2)

4.Закрепление.

Учитель: Человек без ущерба для здоровья может потерять до пол-литра крови. Потеря крови свыше одного литра уже несет опасность для организма, а утрата крови в объеме два литра требует ее немедленного восполнения - иначе возможен смертельный исход. Вот почему нам так важно знать, как остановить кровотечение.

«Спасатель» (приложение №3)

На столе учителя разложены карточки с творческими заданиями (различные жизненные ситуации). Учащиеся выбирают определенный вариант. Работают в группах, находят правильное решение и демонстрируют всем алгоритм оказания первой помощи при кровотечении (в зависимости от ситуации).

Просмотр видеофрагмента «Первая помощь при кровотечении»

5.Рефлексия (приложение № 4)

6.Подведение итогов (приложение № 5)

Объявление оценок учащимся.

7.Домашнее задание. В качестве домашнего задания я предлагаю вам составить свои ситуационные задачи по сегодняшней теме, которые могут случиться в быту, и разработать алгоритм их решения.

Приложение № 1 «Шпаргалка», « Научи другого».

Карточки:

1. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки артериального кровотечения?

    Каковы способы остановки артериального кровотечения?

2. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки венозного кровотечения?

    Каковы способы остановки венозного кровотечения?

3. Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки капиллярного кровотечения?

    Каковы способы остановки капиллярного кровотечения?

4. Используя тест инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки внутреннего кровотечения?

5.Используя текст инструкции, ответьте на вопросы:

    Каковы признаки кровотечения из носа?

    Какую первую помощь можно оказать пострадавшему?

Приложение № 2. « Эрудит»

Учитель: У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие различные средства, препараты на все случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных видах кровотечения. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны

Приложение № 3. « Спасатель»

Группа 1. Дети во дворе играли в прятки. Задев друг друга во время бега,

ребята упали. Один из них сильно повредил колено. Рана обширная, сочится, как из сот, кровь. Определите вид кровотечения. Окажите ПМП.

Группа 2 . Парень ехал на велосипеде по обочине дороги, случилось неприятное падение. Он повредил ногу ниже колена. Из раны с большой скоростью фонтанчиком вытекала кровь. Определите вид кровотечения. Какова первая помощь?

Группа 3. В результате удара тупым предметом возникло значительное носовое кровотечение. В распоряжении имеются вата и полоска ткани (ширина 5 см, длина 50 см). Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 4. В результате ножевого ранения возникло сильное артериальное кровотечение из подколенной артерии. Никаких инструментов и перевязочного материала нет, кроме собственной одежды. Какова последовательность оказания первой помощи?

Группа 5. Молодой человек получил ножевое ранение в грудь. Под ключицей справа резаная рана размером 3x1,5 см, из которой вытекает пенистая кровь. В распоряжении оказывающего помощь имеются флакон со спиртовым раствором йода, нестерильный целлофановый мешочек, нестерильный бинт. Какова первая помощь?

Приложение № 4. Рефлексия.

На уроке мне понравилось…

На уроке мне запомнилось…

На уроке я научилась…

Приложение № 5. Подведение итогов.

Да, мы знаем теперь виды кровотечений, умеем оказывать первую медицинскую помощь при них. Но этих умений не совсем достаточно. Нужно еще иметь душу, способную сопереживать, готовую принять на себя чужую боль. Умение принять чужую боль и облегчить страдание – это и есть искусство милосердия. Овладеть им может каждый, чья душа добра, а сердце способно к состраданию. Только ЧЕЛОВЕК может овладеть искусством милосердия, и этому нужно учиться каждый день.

Как вы понимаете слова Бернарда Шоу: « Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно - научиться жить на Земле, как люди»?

Приложение № 6. Кровотечения

Цели урока: дать представление об оказании первой доврачебной помощи при кровотечениях дать представление об оказании первой доврачебной помощи при кровотечениях актуализировать знания о ранах и кровотечениях актуализировать знания о ранах и кровотечениях научить решать практические задания - ситуации научить решать практические задания - ситуации воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия воспитание милосердия, взаимопомощи и бескорыстия




Классификация ран Рана это механическое повреждение органов, сопровождается нарушением их целостности и кровотечением. Рана это механическое повреждение органов, сопровождается нарушением их целостности и кровотечением. По характеру повреждения раны бывают: поверхностные (повреждаются кожа и слизистая оболочка), глубокие (с повреждением сосудов, нервов, костей) и проникающие (в брюшную полость, грудную клетку, череп). По характеру повреждения раны бывают: поверхностные (повреждаются кожа и слизистая оболочка), глубокие (с повреждением сосудов, нервов, костей) и проникающие (в брюшную полость, грудную клетку, череп). В зависимости от того, каким предметом (оружием) нанесено ранение, различают следующие виды ран: В зависимости от того, каким предметом (оружием) нанесено ранение, различают следующие виды ран:




Любая рана характеризуется болью, зиянием и кровотечением. Под кровотечением понимается выход крови из повреждённых кровяных сосудов. Оно может быть первичным, когда возникает сразу же после повреждения сосудов, вторичным, если появляется спустя некоторое время. Под кровотечением понимается выход крови из повреждённых кровяных сосудов. Оно может быть первичным, когда возникает сразу же после повреждения сосудов, вторичным, если появляется спустя некоторое время. Основными причинами кровотечений являются: повреждение кожи и других органов острым предметом, повреждение кожи и других органов острым предметом, при ударе или падении, при ударе или падении, при автомобильной аварии, при автомобильной аварии, при нарушении техники безопасности при нарушении техники безопасности при не соблюдении правил обращения с инструментом, приборами и механизмами. при не соблюдении правил обращения с инструментом, приборами и механизмами.


Виды кровотечений и их характеристика Кровотечения могут быть наружные и внутренние. При наружном кровотечении кровь вытекает через рану кожных покровов и видимых слизистых оболочек или из полостей. При наружном кровотечении кровь вытекает через рану кожных покровов и видимых слизистых оболочек или из полостей. При внутреннем кровотечении кровь изливается в ткани, органы или полости и носит название кровоизлияний. При внутреннем кровотечении кровь изливается в ткани, органы или полости и носит название кровоизлияний. Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждении внутренних органов: печени, селезёнки, почек, лёгких (оно всегда опасно для жизни). Паренхиматозное кровотечение возникает при повреждении внутренних органов: печени, селезёнки, почек, лёгких (оно всегда опасно для жизни). В зависимости от характера повреждённых сосудов различают: В зависимости от характера повреждённых сосудов различают: капиллярное кровотечение, капиллярное кровотечение, венозное кровотечение, венозное кровотечение, артериальное кровотечение, артериальное кровотечение, паренхиматозное кровотечение. паренхиматозное кровотечение.


Виды кровотечений Капиллярное Капиллярное При небольших порезах; кровь медленно сочится из раны.При небольших порезах; кровь медленно сочится из раны. Венозное Венозное Кровь темно-вишневого цвета.Кровь темно-вишневого цвета. Течет из раны потоком.Течет из раны потоком. Артериальное Артериальное Кровь ярко-алого цвета.Кровь ярко-алого цвета. Бьет из раны фонтаном.Бьет из раны фонтаном.




Первая помощь при венозных кровотечениях Продезинфицировать кожу вокруг раны. Продезинфицировать кожу вокруг раны. Наложить стерильную, давящую повязку. Наложить стерильную, давящую повязку. Дать обезболивающее Дать обезболивающее Доставить в больницу Доставить в больницу


Первая помощь при артериальных кровотечениях Наложить стерильную повязку Наложить стерильную повязку Наложить жгут (Вместо жгута можно использовать любые подручные предметы (ремень, платок) Наложить жгут (Вместо жгута можно использовать любые подручные предметы (ремень, платок) Дать обезболивающее Дать обезболивающее Доставить в больницу Доставить в больницу


Штатные и подручные средства для остановки кровотечения. Штатные средства: Резиновый жгут широкий. Резиновый жгут трубчатый Бинты (для закрутки) Подручные средства: Ремень. Широкая полоска материи сложенная в несколько раз. Шарфик.Полотенце. Носовой платок. Запрещается использовать: Верёвку.Провод.






Первая медицинская помощь Первая помощь представляет собой совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни человека, который получил травму. Первая помощь оказывается любым человеком до прибытия врача, поэтому каждый должен владеть основными приемами первой помощи. Первая помощь представляет собой совокупность мероприятий, направленных на спасение жизни человека, который получил травму. Первая помощь оказывается любым человеком до прибытия врача, поэтому каждый должен владеть основными приемами первой помощи. Первая помощь ни в коем случае не заменяет квалифицированной медицинской помощи. Человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, обязан вызвать бригаду скорой помощи и доставить пострадавшего в больницу. Он должен быть уверен в правильности своих действий и во время оказания первой помощи сохранять спокойствие. Первая помощь ни в коем случае не заменяет квалифицированной медицинской помощи. Человек, оказавшийся рядом с пострадавшим, обязан вызвать бригаду скорой помощи и доставить пострадавшего в больницу. Он должен быть уверен в правильности своих действий и во время оказания первой помощи сохранять спокойствие.


Закрепление Тест Закрепление Тест 1. Что такое кровотечение? А. Истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда Б. Выход крови из организма. В. Течение крови по кровеносным сосудам 2. Назвать основные виды кровотечений по виду кровеносных сосудов. А. Артериальное, венозное, сердечное, сквозное Б. Капиллярное, венозное, наружные и внутреннее В. Артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее. 3. Назвать признаки артериального кровотечения. А. Кровь сочится из кровеносного сосуда. Б. Алая кровь фонтанирует из кровеносного сосуда. В. Темно-красная кровь, истекающая ровной струей. 4. Какую информацию необходимо зафиксировать при наложении жгута или закрутки? А. Информацию о группе крови и резус факторе пострадавшего. Б. Информацию о времени наложения жгута или закрутки В. Информацию о характере повреждения и кровопотерях. 5. Какой сосуд прижимается к костной основе при пальцевом прижатии? А. Вена Б. Капилляр В. Артерия 6. На какое время накладывается жгут или закрутка? А. Летом на 2 часа, зимой на 3 часа. Б. Летом на 2 часа, зимой на 1 час. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа.


Закрепление Тест (ответы) Закрепление Тест (ответы) 1. Что такое кровотечение? А. Истечение крови из поврежденного кровеносного сосуда Б. Выход крови из организма. В. Течение крови по кровеносным сосудам 2. Назвать основные виды кровотечений по виду кровеносных сосудов. А. Артериальное, венозное, сердечное, сквозное Б. Капиллярное, венозное, наружные и внутреннее В. Артериальное, венозное, капиллярное и внутреннее. 3. Назвать признаки артериального кровотечения. А. Кровь сочится из кровеносного сосуда. Б. Алая кровь фонтанирует из кровеносного сосуда. В. Темно-красная кровь, истекающая ровной струей. 4. Какую информацию необходимо зафиксировать при наложении жгута или закрутки? А. Информацию о группе крови и резус факторе пострадавшего. Б. Информацию о времени наложения жгута или закрутки В. Информацию о характере повреждения и кровопотерях. 5. Какой сосуд прижимается к костной основе при пальцевом прижатии? А. Вена Б. Капилляр В. Артерия 6. На какое время накладывается жгут или закрутка? А. Летом на 2 часа, зимой на 3 часа. Б. Летом на 2 часа, зимой на 1 час. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа. В. Летом на 1 час, зимой на 2 часа.


Подведение итогов Что я узнал? Нового…. Что на уроке было главным? Что на уроке было главным? Что нового узнали на уроке? Что нового узнали на уроке? Чему на уроке научились? Чему на уроке научились? Какова степень вашего участи на уроке? Какова степень вашего участи на уроке?


Заключительная часть Напоминаю тему и цель занятия. Напоминаю тему и цель занятия. Объявляю оценки Объявляю оценки Даю домашнее задание. Даю домашнее задание. Задание на дом Проэкзаменовать одного из родственников на предмет знания ПМП при кровотечениях. Проэкзаменовать одного из родственников на предмет знания ПМП при кровотечениях. Спасибо за урок! До свидания! Спасибо за урок! До свидания!