За минувшие полвека человечество узнало о сне примерно столько же, сколько за предыдущие тысячи лет своего существования.Лишь в последние десятилетия ученые сделали большинство открытий об этом явлении. Главное из них заключалось в том, что ночью мозг не отдыхает, а активно работает, восстанавливая физические ресурсы, управляя выделением биологически активных веществ, обеспечивая консолидацию памяти.

В период интенсивного изучения сна было развенчано основное количество связанных с ним мифов. По крайней мере, сейчас ни один здравомыслящий человек не станет утверждать, что во сне душа покидает тело или что сновидения могут иметь мистическую природу. Тем не менее, именно научные достижения привели к возникновению новых заблуждений о сне…

Связь между сном и памятью впервые была установлена еще в 60-е годы. На основании этого ученые предположили, что во время сна мозг человека может быть восприимчив к обучению, и что новый материал, начитанный спящему, может запомниться и быть им воспроизведен в состоянии бодрствования. Исследователям грезилось будущее без школ и университетов, в котором каждый сможет лечь спать, включив магнитофонную запись учебника, а утром проснуться с головой, обогащенной свежими знаниями. Учиться во сне – это ж какой простор для фантазий открывается! Сколько времени можно было бы потратить на более интересные и полезные дела, нежели зубрежка!

Ученых поддержали историки. Они рассказали, что в Древней Индии буддийские монахи практиковали чтение сложных манускриптов своим ученикам, пока те спали. «Сонное» обучение начало интенсивно исследоваться…

В нашей стране обучение во сне независимо друг от друга исследовали А.М. Свядош, А.М.Вейн, Л.А. Близниченко и другие. Через некоторое время результаты их наблюдений стали противоречить друг другу. Одни ученые находили, что память во сне наиболее восприимчива после засыпания и перед пробуждением, другие отмечали, что испытуемые способны запоминать информацию только во время быстрого сна, третьи делали выводы, что обучение возможно лишь в медленные стадии. Таким образом, на вопрос, можно ли учиться во сне, ученые отвечали положительно, но вот что касается конкретной информации, выводы очень сильно отличались.

В конце концов все исследователи были вынуждены заключить, что обучение во сне возможно только в том случае, если одновременно с этим учеба происходит и в состоянии бодрствования. Иными словами, «сонное» запоминание – лишь вспомогательный элемент интеллектуального роста, но не его основа. Также стало очевидным, что обучение во сне за 5 минут категорически невозможно: чтобы “образовательный процесс” дал плоды, надо, чтобы прошло приличное количество времени, а информация повторена спящему множество раз.

Помните советскую комедию «Большая перемена»? Герой Леонова, намеренный практиковать «новую методику», попросил свою дочь почитать ему учебник по истории, пока он спит. Она же вместо того, чтобы преподать урок обучения во сне, включила радио. На следующий день его вызвали отвечать. Его монолог выглядел примерно так: «В начале XIX века Германия была аграрной страной. Сэр Джонс, ваша карта бита… Товарищ майор, нарушитель скрылся… Температура воды в Прибалтике плюс восемь»… Занимательный пример. Хотя случись это все на самом деле, после первого предложения, которое он слышал еще в состоянии бодрствования, человек, скорее всего впал бы в ступор и не знал, что ему сказать дальше. Увы, запоминание во сне очень несовершенно…

Реальную взаимосвязь между памятью и сном можно описать в следующих положениях.


Кстати, при длительном недосыпании могут пострадать даже те воспоминания, забыть которые, казалось бы, невозможно. Например, если человек проведет несколько дней без сна, он может забыть, как его зовут, сколько ему лет и кто он вообще такой. Так что в каком-то смысле обучение во сне происходит всегда – память удерживает старые воспоминания и формирует новые.

  • Чем лучше качество сна, тем лучше способность к обучению. У людей, сон которых имеет достаточную продолжительность и которые спят по постоянному режиму, усвоение материала происходит гораздо лучше.

Недавно это было в очередной раз подтверждено исследователями из Университета Брауна (США), которые просили хорошо и плохо высыпающихся участников совершать определенные манипуляции доминантной и недоминантной рукой. Это заставило руководителя эксперимента доктора Масако Тамаки справедливо заключить: «Сон – это не пустая трата времени». У испытуемых, которые высыпались нормально, результаты тестов были намного выше, чем у недосыпавших. То есть учиться во сне действительно возможно!

  • В очень небольшой степени мозг во сне способен к активному запоминанию , так как спящий (особенно в поверхностные стадии сна на границе циклов) частично способен получать сигналы из окружающей среды, а мозг – обрабатывать информацию без участия сознания.

Зарубежные ученые провели эксперимент. Спящим участникам подносили к носу источники запахов, приятных и неприятных. Люди на это соответствующим образом реагировали: в первом случае «принюхивались», во втором задерживали дыхание. Это повторялось несколько ночей подряд, притом во время воздействия тем или иным запахом подавался звуковой сигнал, для каждого запаха свой. В дальнейшем на участников действовали только звуковым сигналом, и при этом они проявляли такую же реакцию, как и при вдыхании запаха. В общем-то, это была демонстрация не столько обучения, сколько способности организма вырабатывать условные рефлексы во время сна. Но опыт доказывает, что в это время человек восприимчив, следовательно, гипотетически он может и учиться во сне.

  • При помощи некоторых воздействий можно добиться улучшения активного запоминания во сне.

По
дтвердить это смогли немецкие сомнологи. Днем испытуемым начитывали новый материал, одновременно с этим ароматизируя помещение определенным запахом. Ночью половине участников просто повторяли этот материал, а на другую половину спящих параллельно с чтением воздействовали тем же запахом, что те ощущали во время дневного «урока». Вторые запоминали все на порядок лучше. Есть предположение, что это можно объяснить активацией гиппокампа. Он не только реагирует на запахи, но и отвечает за память… Так что можно сказать, что анатомическое образование, отвечающее за способность учиться во сне, найдено – это гиппокамп!

Все это подводит нас к очевидному выводу. Во сне главным образом происходит запоминание старых, а не усвоение новых знаний. Так что если спящему человеку начитывать, нашептывать и даже напевать на ухо абсолютно незнакомую ему информацию, то проснувшись, он не начнет разговаривать на китайском, профессионально разбираться в сборке мотоциклов или цитировать Горация в подлиннике.

Возможно ли учиться во сне? Несомненно. Можно даже сказать, что сон – одна из главных причин, почему мы вообще способны учиться. Он не улучшает, он формирует память и улучшает запоминание во сне! Однако переносить обучение только на период сна – задача с такой же перспективой, как укладывание книги под подушку в расчете, что за ночь все знания перейдут из нее в голову спящего. Так что продолжайте учиться так, как вы делали это всегда – в состоянии бодрствования. Но при этом не забывайте полноценно спать каждую ночь – это сделает ваши успехи в обучении гораздо более заметными.

Обучение во время сна является очень удобным и неэнергозатратным процессом. Мозг воспринимает и записывает информацию на подкорку, пока ваше тело отдыхает. Но эффективность гипнопедии не подтверждена. Нельзя быть уверенным, что испытуемые на многочисленных экспериментах не просыпались ночью и не прослушивали материал бодрствуя.

Человеческий мозг является наименее изученным органом. Он отвечает за множество функций происходящих в организме, а также запоминает, воспроизводит, хранит и обрабатывает полученную информацию.

Всё, что мы на данный момент помним, является лишь небольшой частью от общего объёма информации. Поэтому во время стресса или сна человек может неожиданно вспомнить лица, события, фразы. Благодаря защитным функциям мозга в подсознании хранится, но не воспроизводится всё, что мы когда-либо видели или слышали.

Ещё одна особенность мозга – это постоянная его работа. Даже во время сна, когда все тело отдыхает и восстанавливается, он продолжает обрабатывать полученные знания за день. Сновидения являются продуктом подсознания, поэтому яркие картинки – это комбинация мыслей и событий происходящих с нами.

Вы могли заметить, что при засыпании под телевизор, вам снятся события, персонажи и диалоги, происходящие на экране. Это и есть работа глубинного разума. Данная особенность мозга подтверждает, что учиться во сне легче и продуктивнее, особенно если речь идет о новой, сложной для восприятия информации.

Важно знать! Практику запоминания уроков во время сна начали внедрять еще в древнегреческих школах. Нерадивые ученики спали и прослушивали информацию одновременно, что способствовало обработке новых знаний на уровне подсознания.

Методика быстрого обучения во время ночного отдыха

Популярность гипнопедии0 пришла в шестидесятых годах прошлого века. Такую технику запоминания даже отразили в одном из культовых советских фильмов «Большая перемена». По сюжету мужчина не успевает подготовиться к экзамену и просит свою дочь озвучить материал, пока он будет спать. Прочитав конспекты, девочка уходит и оставляет включенным радио. На следующий день студент восстанавливает в памяти смесь из понятий предмета и услышанного романа по приемнику.

После множества экспериментов учёные пришли к выводу, что лучше всего мозг поддается обучению во время фазы быстрого сна. Поэтому нет смысла включать аудиозаписи на всю ночь. Достаточно заснуть под 5-10 минутный ролик.


Внимание! Чтобы не навредить своему здоровью, необходимо подробно изучить особенности методики. Противопоказанием является бессонница или хроническое недосыпание.

Противники гипнопедии считают, что нельзя мешать работе мозга во время ночного отдыха. Хотя вред ускоренного обучения не подтвержден, существует вероятность развития нарушений памяти и зрения, изменение психологического состояния (подавленность, раздраженность, агрессивность).

Правила применения методов ускоренного освоения знаний

Из-за большого количества информации бывает недостаточно дня для ее запоминания и обрабатывания. С помощью обучения во сне можно значительно сократить время на мыслительные процессы. Главное требование – это прослушивание материала, с которым вы заранее ознакомились.

Профессор Близниченко проводил эксперименты, на их основании он выработал методику, позволяющую выучить новый материал за сутки. Группы собирались в специально оборудованных классах и проживали в университете год.

Основные этапы ускоренного учения:

  1. За несколько часов до сна необходимо читать материал для запоминания. Если есть возможность, пишите небольшой конспект.
  2. После прочтения обязательно прослушать его в аудио формате, включив громко звук.
  3. При прослушивании необходимо повторять, сказанное диктором.
  4. Спустя полчаса ложитесь спать, для этого выключите свет и телевизор. В это время необходимо оставить только аудиозапись.

Наутро необходимо закрепить изученный материал. В ходе эксперимента методика сработала у 9 человек из 10. Такое освоение информацией проходило под контролем профессора. Поэтому не рекомендуется самостоятельно записывать и прослушивать записи.

Особенности мозговой деятельности во сне

Во время ночного отдыха наш мозг работает, и его деятельность проходит несколько стадий. Изучение особенностей структуры сна позволило разработать техники, по которым возможно учить сложные предметы, не просыпаясь.

Фазы сна и характер мозговой деятельности:

  1. Альфа-сон или состояние дремоты. Человек может воспринимать окружающую реальность, дыхание учащается, тело расслабляется.
  2. Быстрый сон. Человек отстраняется от внешнего мира, погружается в сновидения, мозг в это время обрабатывает полученную за день информацию. При появлении громких звуков можно легко проснуться.
  3. Дельта-сон или глубокая фаза. Полное расслабление всех мышц, восстановление сил и энергии. Мозг фильтрует произошедшие за день события и полученный материал. Происходит передача информации из гиппокампа (сознательная память) в кору головного мозга. Наиболее значительные моменты остаются в подсознании и хранятся там вечно.

Обучение во сне за 5 минут происходит во время быстрой фазы, которая непродолжительна. Циклы периодически сменяют друг друга до 4-5 раз за ночь. Поэтому все методики гипнопедии разработаны на основании прослушивания аудио файлов перед отдыхом и 10-15 минут во время сна.

Важно знать! Включать тренинги на всю ночь не целесообразно, это даже может спровоцировать бессонницу. При недосыпании не рекомендуется пользоваться методикой, так как фазы сна смещены, а их длительность сокращается. Человек, отдыхающий менее 6 часов в сутки, страдает от нарушений памяти.

Понятие о гипнопедии

Гипнопедия занимается изучением особенностей восприятия человеческим мозгом информации во время сна. Данная наука не означает в прямом смысле гипноз, потому что в ней используются другие методы. Человека не принуждают к сновидению, засыпание происходит естественно.

  • устранение психических отклонений;
  • возвращение утерянной памяти после пережитого стресса;
  • исцеление от неврологических заболеваний;
  • усвоение новой информации и навыков;
  • закрепление знаний, трудных для запоминания.

Гипноз во время сна в зависимости от целей проводят индивидуально или вместе с группой. В ходе многочисленных экспериментов была подтверждена эффективность такого обучения. Минусом является дорогостоящая аппаратура, участие большого количества специалистов и длительное время на исследование. Гипнопедия не может заменить обычный учебный процесс.

Плюс такого запоминания – регулируемый режим дня. Человеку необходимо ежедневно ложиться в 10 вечера и просыпаться в 6 часов утра. Эффективна методика будет в случае непродолжительного прослушивания знакомой информации перед сном и во время быстрой фазы.

Науки, которым можно обучаться во время сна

Как и чему учиться во сне? Исследователи рекомендуют обратить внимание на науки, которые сложнее всего даются для запоминания. Если вам необходимо зазубривать длинные тексты, формулы, таблицу умножения, правила, воспользуйтесь гипнопедией.

Учащийся в школе или институте во время сна может улучшить знания следующих наук:


Можно научиться танцевать с помощью гипнопедии, если перед сном включать музыку, под которую поставлена связка движений.

Воздействие музыки на подсознание

Чтобы подтвердить возможности мозга запоминать информацию во время сна, учёные проводили эксперименты. Класс с испытуемыми был поделён на две группы. Для первой половины людей ночью воспроизводились звуки, вторая же спала в тишине. Студенты, которые провели ночь под музыкальное сопровождение, наутро узнавали ранее неизвестные для себя мелодии.

Также была предложена методика, помогающая учиться игре на гитаре более продуктивно. Ученики запоминали музыку с помощью повторения записи аккордов во время сна.

Современные аудио уроки иностранного языка или психологические тренинги применяют тихую и спокойную музыку для более эффективного запоминания. Голос диктора должен быть четким и хорошо накладываться на мелодию.

Использование запахов для лучшего запоминания

Доказано, что во время сна человеческий мозг может воспринимать и различать запахи. Эксперименты проводились нейробиологами, которые следили за активностью человека, когда в класс пускали резкий или приятный аромат.

Благодаря исследованиям, было подтверждено, что с помощью ароматерапии можно проводить пятиминутный курс обучения во сне. Рекомендуется днем, когда вы изучаете новую информацию, вдыхать определенный аромат (подожгите специальные свечи). Во время засыпания наполните комнату тем же запахом. Не забывайте об осторожности при обращении с огнем и не оставляйте горящие свечи на ночь без присмотра.

Мнения ученых о методах быстрого обучения во сне

Учение школьной или университетской программы во сне не может заменить дневные занятия. С помощью гипнопедии закрепляются уже имеющиеся знания или облегчается понимание нового материала. Ежегодно ученые проводят массу экспериментов, которые подтверждают или опровергают эффективность методики.

Особенности обучения во сне, которые необходимо знать, перед тем как экспериментировать над собой:

  1. Наладьте режим дня, спите не менее 8 часов в сутки.
  2. Перед сном должна быть подготовка: прочитайте стих, правила, формулы, ознакомьтесь с таблицей, которую вы планируете прослушать во время сна. Как только проснетесь, сразу повторите новую информацию.
  3. Не надейтесь на метод, заменяя обычное обучение ночным прослушиванием аудиозаписи.
  4. Не включайте запись на всю ночь. Мозг способен воспринимать информацию только в период быстрой фазы. Данный цикл сна возникает 4-5 раз и длится максимум 15 минут.
  5. Специалисты, которые проводят сеансы гипнопедии, рекомендует ученикам верить в действенность методики. Таким образом создается «эффект плацебо»

Совет! Не обязательно слушать новую информацию перед сном или во время него. Можно включать запись, пока вы ведете машину, летите в самолете, бегаете по утрам в парке или плаваете в бассейне.

Большинство аудиокурсов быстрого изучения английского языка, предлагаемых в интернете или книжных магазинах, являются авторскими техниками, которые не подтверждены научно.

Гипнопедия является популярной методикой среди школьников и студентов, которые не хотят тратить много времени на учебу. При правильном использовании особенностей сна можно улучшить память и ускорить мыслительные процессы. Не забывайте, что такие эксперименты не должны влиять на качество и длительность сновидений.

Обучение во сне или «гипнопедия» (от греч. hypnos (сон) и paideia (обучение) ) пришла к нам из Древней Индии, где её практиковали йоги и буддийские монахи. Суть методики заключалась в прослушивании во время сна голоса, который погружал человека в лёгкую фазу естественного сна.

Эффективность гипнопедии напрямую зависела от личности, личностных факторов, возраста, интеллектуального развития и уровня подготовленности. Говорить о внедрении данного метода в массы - затруднительно. Она больше напоминает «БАД», нежели волшебную таблетку для изучения английского языка.

На чем же авторы строят свои гипотезы

Началось все с 19-20 веков с таких известных личностей, как Свядощ А.М. и Близниченко К.В. Именно их работы послужили фундаментом для современных авторов. В основе большинства более или менее проработанных методик ключевую роль играют фазы сна. Их у нас две: фаза быстрого сна, где идёт получение или вспоминание информации (4-5 раз за ночь) и фаза медленного сна, где информация перерабатывается и усваивается. В этих фазах в работу включается декларативная и семантическая памяти. Первая хранит данные, а вторая их систематизирует.

Результаты эксперимента от Mosalingua

Эксперимент Mosalingua проводился в течение 14 дней среди мужчин и женщин разных возрастных групп. Сразу замечу, что это результаты тестов их приложения по изучению английского во сне. Так что будем полагаться на их честность и открытость данных. Приведу лишь выжимку из инфографики.

Отмечу так же еще пару интересных наблюдений, выявленных в ходе эксперимента. Мужчины во сне оказались более восприимчивыми к запоминанию информации, чем женщины (75% против 60%). Соотношение женщин и мужчин было почти равным. Наибольшую эффективность показала группа 18-30 лет (80% стали лучше запоминать слова и фразы). Сами результаты оказались вполне предсказуемыми. Переведу дословно:

Ничего не заменит активного обучения в период бодроствования, ведь запоминание новых слов и фраз на иностранном языке требует предельного внимания и концентрации. Тем не менее, для многих людей повторение ранее изученного слова или фразы во сне помогает эффективнее их запоминать.

Что обычно предлагается изучать

Современные методики предлагают для ночного изучения: слова, фразы, клише, небольшие диалоги на разные темы и даже правила чтения, которые должны воспроизводиться в спокойном умеренном темпе. Авторы не рекомендуют давать большой объём информации из-за сильной нагрузки на мозг, из-за которой ученик обычно переутомляется и недосыпает.

Типичные алгоритмы запоминания во сне

Большинство методик включают в себя 4 основных шага, которые позволяют «эффективно» выучить английский язык во сне. Обычно ученику необходимо:

  1. Прослушать аудиозапись, где слова или выражения произносились с переводом. Выписать на листе бумаги те английские слова и выражения, что звучали в записи, но без перевода.
  2. Прежде чем уже отправляться на боковую нужно несколько раз прослушать запись. Первые несколько часов нашего сна - это то время, когда мы обычно не видим снов, и мозг находится в состоянии покоя. Он не способен изучать новое, только реагировать на то, что где-то уже слышал или ощущал.
  3. Прослушав несколько раз новый материал, запись выключается. Затем обучающийся пытается расслабиться и уснуть. После чего запись включается вновь, но уже на постоянном повторе.
  4. Проснувшись, ученик пытается вспомнить и перевести слова и выражения самостоятельно на бумаге.

Методика Близниченко

А теперь сравните типовой подход, описанный выше, с методикой Близниченко. Разница, конечно есть, но ни о каком чистом изучении во сне речи не идет:

  1. Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется учеником следом за диктором; все действия сопровождаются успокоительной музыкой.
  2. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя произнесенные фразы; голос постепенно становится все тише, переходя в едва слышимый.
  3. Утром диктор вновь читает текст, но уже с нарастающим звуком; музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.

Как наш мозг работает в течение суток

Пробудившись утром и набравшись сил, мы приступаем к получению новой информации, с интересом воспринимаем её, запоминаем, делаем свои умозаключения и исследования. Именно утром наш мозг в наибольшей степени готов работать, усваивать новое, понимать, воспринимать и реагировать.

Послеполуденное время - это время отдыха, когда мы должны дать себе небольшую передышку. После обеда мы возвращаемся к своим делам, наш мозг включается в работу, но теперь он хочет сменить род деятельности и заниматься уже известными нам делами, переработать уже полученную информацию.

Вечер - это время, которое мы можем посвятить себе, своему хобби, духовному развитию, семье, развлечениям. С 22.00 по 02.00 наша нервная система отдыхает, идут так называемые «золотые часы сна». С 02:00 мы начинаем видеть сны, и наш мозг вновь начинает активно работать. Во сне мы можем видеть наши страхи, переживания, мечты, события. Во сне к нам может прийти верное решение, которое не шло к нам в голову в дневное время.

Любой человек может научиться тренировать свой мозг, подстроить его под свой удобный график. Важное условие - это не только нагружать наш мозг, но и также позволять ему отдыхать. Что полезного можно почитать на эту тему:

  • «Работа мозга: укрепление и активизация, или как оставаться в своём уме» - Геннадий Кибардин.
  • «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» - Павлов И. П.
  • «Как работает мозг» - Пинкер Стивен.

Так возможно ли вообще обучение во сне

И да, и нет. Во сне вы закрепляете и усваиваете ранее полученную информацию. Новую информацию нужно получать во время бодрствования, ведь как показал эксперимент Mosalingua, только у 28% были положительные результаты в освоении новых слов во сне. Не ведитесь на лозунги о том, что можно изучить английский язык во сне, уделяя ему по 5 минут в день в течение месяца. Это не работает. Подходите к процессу обучения осознанно и используйте сон по его прямому назначению.

Экология жизни. Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Пожалуй самым часто встречающимся курсом для сна, является изучение иностранных языков. Поди как здорово, за неделю освоить новый язык практически без усилий, но почему-то тотального перехода на новый формат обучения не происходит.

Возникает вопрос - а можно ли на самом деле обучаться во время сна?


В США шт. Коннектикут есть Центр изучения нарушений сна. Ученые утверждают, что подобного рода рекламные заявления являются ничем иным, как обманом. Во время сна, наш мозг работает в несколько ином режиме. В это время он отделяет и классифицирует полученную информацию. И он же определяет что положить в долговременную память, а что можно позабыть. Поэтому, ученые советуют учиться чему-то в тот момент пока вы бодрствуете и мозг настроен на восприятие информации.

Интересное открытие сделали и израильские ученые. Они показали, что некоторые области мозга работают во время сна точно так же как и во время бодрствования. Именно поэтому мы помним наши сны и можем воспроизвести их порой до мельчайших подробностей. Однако, что касается новой информации, то, пребывая в состоянии сна, мозг человека перекрывает все пути её получения и усвоения.

Разделяют три основные стадии активности мозга во время сна. Стадия засыпания - в этот момент активность мозга начинает угасать. Стадия быстрого сна - глаза начинают быстро двигаться, в этот момент человек видит сновидения.

Затем наступает стадия глубокого сна - клетки мозга в этой стадии работают очень интересно и напоминают волну футбольных фанатов на стадионе. На долю секунды клетки возвращаются к активности, а потом снова погружаются в состояние покоя. Именно на этой стадии мозг переваривает и классифицирует новую информацию. Если на этой стадии прервать сон, скажем аудиозаписью, то человек проснется, т.к. мозг перейдет в режим активности и разбудит человека.

Но не все так плохо. Новорожденные же спят по 18 часов в сутки и при этом умудряются развиваться. Причем темпы этого развития превышают темпы развития взрослого человека! Уже другие ученые из США постановили, что именно во сне проходит адаптация к современному миру.

Американские ученые, провели занятный опыт. Они проигрывали не громкий звук, а затем осторожно дули на спящего младенца. Из 26 детей 24 связали звук с ветерком и уже через 20 минут стали плотнее смыкать веки, ожидая его. Несмотря на то, что детишки спали, обучение произошло прямо во сне.

Получается интересная вещь. С одной стороны мы не можем обучаться во сне, с другой стороны - да. Жаль что последний опыт был поставлен на младенцах. Быть может взрослый человек повел бы себя как-то иначе. Есть первооткрыватели желающие повторить опыт с ветерком на своих родственниках? опубликовано

Учеба – трудоемкий, длительный, утомительный процесс. Выучить английский текст, поэму, историческую хронику сложно. У всех на слуху теория обучения во сне. Имеет ли место такой способ получения знаний? Работает гипотеза, или это теоретические догадки ученых? Выучить физику, таблицу умножения, иностранный язык в период отдыха, не прилагая усилий – фантастика. Ученые утверждают – человеческий мозг способен на такие действия. Обучение во сне по-научному называется гипнопедия.

Головной мозг остается загадкой, которая научно не освоена. Его предназначение заключается в восприятии сведений, усвоении, запоминании. Во сне отдыхает костно-мышечная система, органы и системы. Головной мозг продолжает активно работать все время. В этот период включается повышенная восприимчивость.

Сон – период, для которого характерны промежутки различной степени активности мозговой деятельности.

Степени активности мозговой деятельности

  • Фаза дремоты, погружения в сновидения.
  • “Мгновенный сон”. Реакции организма замедляются, человек видит картинки про значимые моменты жизни, волнующие проблемы, события.
  • Стадия погружения в глубокие сновидения. Мозговая деятельность наименее активна.

Обучение с высокой вероятностью успеха происходит на первой стадии. Когда человек погружается в крепкий, безмятежный сон, восприятие сведений заканчивается.

Что собой представляет гипнопедия

Ученые выяснили, что в сонном состоянии за короткий промежуток времени человеческий мозг способен усвоить информацию. Они утверждают – лучше с помощью данного метода изучать науки, которые не даются в период бодрствования. Посредством гипнопедии осваиваются точные науки: математика, физика, информатика, основы информационных технологий. Хорошо запоминаются простейшие математические действия: умножение, деление, формулы, теоремы. Если в обычный период постижение английского, русского, французского языков, истории, не вызывает сложностей, нет смысла изучать в моменты отдыха.

Техника обучения в период сновидений сравнима с гипнозом. Мощность воздействия на подсознание, психику человека гораздо слабее, чем при гипнозе.

Чтобы обучение было продуктивным, исключите отвлекающие внимание факторы. Чтобы выучить важный материал, требуется предельная концентрация внимания.

Для увеличения вероятности освоения материала необходимо:

– отсутствие причин сомневаться в собственных возможностях;

– информация интересна обучающемуся. Успех зависит от потребности поступающей информации;

– чтобы выучить материал, сонный человек полностью расслабляется;

– спокойная обстановка вокруг;

– исключите посторонние шумы, скрипы, шорохи. Причиной неудачной попытки может стать стук двери, шум шагов.

Обучение во сне: преимущества, недостатки

Обучение в период сновидений имеет достоинства, недостатки, которые необходимо учитывать, выбирая методику освоения математики, грамматических основ русского. Взвесьте все за, против, перед тем, как воспользоваться методикой.

Преимущества Недостатки
Сонный человек способен освоить материал, если тема знакома, подача материала правильная. Вид обучения до конца не изучен, неизвестно, какие реакции организма может вызвать.
Изучение, усвоение информации в сновидениях развивает мышление. Многие, кто стремится выучить желаемую тему таким путем, отмечают ухудшение качества сна, быструю утомляемость.
В сонном состоянии можно выучить формулировку, таблицу умножения, запомнить мелодию. С помощью данной методики не удастся постичь непонятную науку, которая не вызывает интереса в период бодрствования.
Обучение таким способом укрепляет память, тренирует мышление. Выучить можно не большой объем материала.

Обучение в период отдыха за 5 минут

Специалисты называют способность выучить, усвоить новую информацию техникой обучения за 5 минут. Период поверхностного сна длится от 5 до 15 минут. Лектор, поставленная запись не озвучивается дольше 8-10 минут. Специалисты рекомендуют после пробуждения воспроизвести полученную информацию. Обучение может сопровождаться звучанием музыкальных композиций.

Специалисты единогласно утверждают, что для понимания, запоминания материала повторяйте, прослушивайте в сонном состоянии, и в момент бодрствования.

Список использованной литературы:

  • The Epistemology of Descartes (fulltext) Classic philosophy on the difference between the real and the dream world
  • The International Association for the Study of Dreams Research About Dreams and Dreaming
  • Бескова И. А. Природа сновидений (эпистемологический анализ) / РАН, Ин-т философии. - М., 2005г.