В организме человека имеется две почки, каждая из которых весит примерно по 170 грамм, т.е. меньше, чем 1% обшей массы тела. Каждая почка длиной около 10 см в длину, 5 см в ширину и 2,5 см в толщину. Они расположены в брюшной полости. Кровь поступает в почки по крупным почечным артериям. Почечное корковое вещество - это оболочка почки, пронизанная кровеносными сосудами и мочевыми канальцами. В почечной пирамиде находятся почечные канальцы, и она образована из специальной ткани, в которой продукты жизнедеятельности организма преобразуются в мочу. На рисунке показана почка в разрезе и обозначено ее строение.

Почки - удивительный орган. Пищеварительный тракт только перемещает вещества, которые в него поступают. Почки же фильтруют кровь, которая, по сути, напоминает просто грузовое судно, сбрасывающее с борта питательные вещества и подбирающее «мусор» со всех клеток тела. Кровь переносит весь собранный «мусор» в центральный мусоропровод организма - в почки. Почки отделяют вещества, подлежащие повторному использованию, от «мусора», который должен поступить в мочевой пузырь и выйти из организма в виде мочи.

Почки ежеминутно перерабатывают огромный объем крови - около 1,5 литра! Они бдительно не пропускают через «фильтр» клетки крови (красные и белые кровяные тельца) и крупные химические соединения, но все остальное, в том числе токсины (продукты отхода в результате обмена веществ), безжалостно изгоняется из организма. Профильтровав определенный объем крови, почки повторно абсорбируют в организм вещества, подлежащие повторному использованию - 99% необходимой организму жидкости, натрий и другие важные соединения.

Для фильтрации требуется определенное давление, чтобы жидкая часть крови поступала в почки, поэтому в почках функционирует специальный механизм - система выработки ферментов ренин-ангиотензин-альдостерон. Эта система поддерживает необходимый для работы почек уровень кровяного давления.

Итак, вернемся в тому, как функционирует почка. Кровь проходит по все меньшим и меньшим сосудам и, в конце концов, поступает в капилляры, мельчайшие кровеносные сосуды в теле человека. Но даже по ним может пройти жидкая часть крови с растворенными в ней элементами, такими как натрий, мочевая кислота и многие другие соединения.

Прежде чем попасть в капилляр, кровь проходит через приносящую артерию (артерию, по которой кровь поступает в нефрон, почечный фильтр). На рисунке изображен нефрон. В каждой почке содержится около миллиона нефронов. После завершения процесса фильтрации кровь из капилляров поступает в выносящую артерию.

Сеть капилляров внутри нефрона называется клубочком. В капсулу Боумена (луковицу вокруг клубочка) поступает вся отфильтрованная жидкая часть крови. Отсюда большая ее часть поступает обратно в кровь, насыщая организм необходимыми ему веществами. Остаток - моча - поступает в прямой почечный каналец, оттуда - в почечную лоханку, а затем через мочеточник в мочевой пузырь. Так продукты жизнедеятельности изгоняются из организма.

Повышенное кровяное давление, диабет и множество других заболеваний способствуют разрушению нефронов, что может закончиться почечной недостаточностью. Однако коварность этого состояния в том, что оно заявляет о себе только тогда, когда нефроны функционируют уже всего лишь на 10%. Развиваются симптомы интоксикации, потому что почки не справляются с выведением «мусора» из организма. Только вдумайтесь! При снижении почечной функции на 70% пациент может вовсе не замечать никаких отклонений.

15 Найдите ошибки в тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясни- те их. 1. Желудок - наиболее широкая часть пищеварительного тракта. 2. Он располагается над диафрагмой в левой части живота. 3. В слизистой оболочке желудка находится множество желез. 4. Некоторые из них выделяют серную кислоту, активизирующую работу пищеварительных ферментов. 5. К ним относятся пепсин, амилаза и мальтаза. 6. Пища из желудка поступает в двенадцатиперстную кишку через мышечный сфинктер.

АНАТОМИЯ. МОЧЕВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА.

31 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Мочевыделительная система человека содержит почки, надпочечники, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2. Основным органом выделительной системы являются почки. 3. В почки по сосудам поступает кровь и лимфа, содержащие конечные продукты обмена веществ. 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в почечных лоханках. 5. Всасывание избытка воды в кровь происходит в канальце нефрона. 6. По мочеточникам моча поступает в мочевой пузырь.

Ошибки допущены в предложениях: 1. Мочевыделительная система человека содержит почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. надпочечники - эндокринная система 3. В почки по сосудам поступает кровь, содержащие конечные продукты обмена веществ. (и лимфа - убрать) 4. Фильтрация крови и образование мочи происходят в нефронах.

АНАТОМИЯ. НЕРВНАЯ СИСТЕМА (5)

14 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, объясните их. 1. Нервная система делится на центральную и соматическую. 2. Соматическая нервная система делится на периферическую и вегетативную. 3. Центральный отдел нервной системы состоит из спинного и головного мозга. 4. Вегетативная нервная система координирует деятельность скелетной мускулатуры и обеспечивает чувствительность.

33 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки чувствительных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков двигательных нейронов. З. При слиянии передних и задних корешков образуется спинномозговой нерв. 4. Общее количество спинномозговых нервов - 31 пара. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную

Ошибки допущены в предложениях: 1. Передние корешки спинного мозга включают в себя отростки двигательных нейронов. 2. Задние корешки состоят из отростков чувствительных нейронов. 5. Спинной мозг имеет полость, заполненную спинномозговой жидкостью.

13 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. Зрительная зона находится в лобной доле. 5. Слуховая зона находится в теменной доле.

27 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Кора больших полушарий образована серым веществом. 2. Серое вещество состоит из длинных отростков нейронов. 3. Каждое полушарие разделяется на лобную, теменную, височную и затылочную доли. 4. В коре располагается проводниковый отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в теменной доле. 6. Зрительная зона находится в затылочной доле коры головного мозга.

Ошибки допущены в предложениях: 2. Серое вещество состоит из тел и коротких отростков нейронов. 4. В коре располагается центральный отдел анализатора. 5. Слуховая зона находится в височной доле.

32 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Головной мозг человека состоит из переднего, среднего и заднего отделов. 2. Мост и мозжечок входят в состав переднего мозга. 3. Продолговатый мозг является непосредственным продолжением спинного мозга. 4. Продолговатый мозг регулирует координацию движения. 5. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в промежуточном мозге. 6. Мозжечок снаружи покрыт корой.

Ошибки допущены в предложениях: 2. Мост и мозжечок входят в состав заднего мозга. 4. Мозжечок регулирует координацию движения. 5. Центры чихания, кашля, слюноотделения расположены в продолговатом мозге.

АНАТОМИЯ. ОРГАНЫ ЧУВСТВ (1)

3 Чем представлены светопреломляющие структуры в органе зрения человека? 1) Роговица - прозрачная сферическая структура. 2) Хрусталик в виде двояковыпуклой линзы. 3) Стекловидное тело - заполняет внутреннюю часть глаза. 4) Прозрачная жидкость, заполняющая передние и задние камеры.

АНАТОМИЯ. ИММУНИТЕТ.

16 Найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их и объясните свои исправления. 1) В 1883 г. И. П. Павлов сообщил об открытом им явлении фагоцитоза, которое лежит в основе клеточного иммунитета. 2) Иммунитет - это невосприимчивость организма к инфекциям и чужеродным веществам - антителам. 3) Иммунитет может быть специфическим и неспецифическим. 4) Специфический иммунитет - это реакция организма на действие неизвестных чужеродных агентов. 5) Неспецифический иммунитет обеспечивает организму защитутолько от известных организму антигенов.

АНАТОМИЯ. ГОРМОНЫ. ВИТАМИНЫ

34 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Железы внутренней секреции имеют протоки, по которым секрет поступает в кровь. 2. Эти железы выделяют биологически активные регуляторные вещества - гормоны. 3. Все гормоны по химической природе являются белками. 4. Гормон поджелудочной железы - инсулин. 5. Он регулирует содержание глюкозы в крови. 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови уменьшается.

Ошибки допущены в предложениях: 1. Железы внутренней секреции не имеют протоки, и секрет поступает в кровь. 3. НЕ все гормоны по химической природе являются белками, есть стероиды - липиды и др. . 6. При его недостатке концентрация глюкозы в крови увеличивается.

21 Что представляют собой витамины, какова их роль в жизнедеятельности организма человека? 1) витамины - биологически активные органические вещества, необходимые в небольших количествах; 2) они входят в состав ферментов, участвуя в обмене веществ; 3) повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды, стимулируют рост, развитие организма, восстановление тканей и клеток.

ЗАЩИТА ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

17 Какое воздействие оказывает гиподинамия (низкая двигательная активность) на организм чело- века? 1) гиподинамия вызывает застой венозной крови в нижних конечностях, что может привести к ослаблению работы клапанов и расширению сосудов; 2) понижается обмен веществ, что приводит к увеличению жировой ткани, избыточной массе тела; 3) происходит ослабление мышц, увеличивается нагрузка на сердце и снижается выносливость организма.

2 Какие физиологические изменения могут происходить у человека, работающего всю жизнь на то- карном станке? Приведите не менее трех примеров. Элементы правильного ответа: - варикозные изменения вен; - застой крови в большом круге кровообращения; - нарушения осанки; - ухудшение зрения; - отложение солей в суставах.


ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ (3)

18 Докажите, почему вегетативное размножение растений относят к бесполому. Приведите не менее трѐх доказательств. 1) в размножении участвует одна особь; 2) потомки являются копиями родительской особи; 3) новый организм образуется из соматических клеток (вегетативных органов).

17 Найдите ошибки в приведѐнном тексте, исправьте их, укажите номера предложений, в которых они сделаны, запишите эти предложения без ошибок. 1. Все живые организмы - животные, растения, грибы, бактерии, вирусы - состоят из клеток. 2. Любые клетки имеют плазматическую мембрану. 3. Снаружи от мембраны у клеток живых организмов имеется жесткая клеточная стенка. 4. Во всех клетках имеется ядро. 5. В клеточном ядре находится генетический материал клетки - молекулы ДНК.

48 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. (1) Происхождение жизни на Земле по-разному объясняют несколько различных гипотез. (2) Гипотеза самозарождения указывает на возможность появления живых существ только от живых родителей. (3) Еѐ приверженцами были Р. Гук, Л. Пастер и ряд других учѐных. (4) Креационизм – ещѐ одна гипотеза, утверждающая, что жизнь существовала вечно. (5) А.И. Опарин и английский биолог Дж. Холдейн предположили, что органические вещества и организмы возникли абиогенным путѐм из неорганического вещества в результате длительной эволюции. (6) Жизнь возникла на Земле примерно 3,5 млрд лет назад.

Ошибки допущены в предложениях 2, 3, 4. (2) – Гипотеза самозарождения предполагала рождение живого из неживого (например, из дынного дерева или бараньей подливки). (3) – Р. Гук и Л. Пастер опровергли гипотезу самозарождения. (4) – Креационизм рассматривает жизнь как результат божественного творения


ЭВОЛЮЦИЯ (2)

АРОМОРФОЗ И ИДИОДАПТАЦИЯ

29 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Ароморфоз - направление эволюции, для которого характерны мелкие адаптационные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые виды в пределах одной группы. 3. Благодаря эволюционным изменениям организмы осваивают новые среды обитания. 4. В результате ароморфоза произошѐл выход животных на сушу. 5. К ароморфозам также относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската. 6. Они имеют уплощѐнную форму тела и окраску под цвет грунта.

Ошибки допущены в предложениях: 1. Ароморфоз - направление эволюции, для которого характерны крупные изменения. 2. В результате ароморфоза формируются новые классы, отделы, типы, царства в пределах одной группы. 5. К идиоадаптациям относят формирование приспособлений к жизни на дне моря у камбалы и ската.

РУДИМЕНТЫ И АТАВИЗМЫ

20 Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите предложения, в которых сделаны ошибки, и ис- правьте их. 1. Родство человека и животных подтверждается наличием у них рудиментов и атавизмов. 2. Рудименты – это признаки, крайне редко встречающиеся у человека, но имеющиеся у животных. 3. К рудиментам человека относят зубы мудрости, аппендикс, обильный волосяной покров на теле человека, полулунную складку в уголке глаз. 4. Атавизмы – это признаки возврата к признакам предков. 5. В норме эти гены блокируются. 6. Они проявляются при нарушении индивидуального развития человека – филогенеза. 7. Примерами атавизмов служат: многососковость, рождение хвостатых людей.

ЭКОЛОГИЯ (9)

36 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Согласно В. И. Вернадскому живое вещество - это совокупность всех живых организмов планеты. 2. Живое вещество пронизывает всю атмосферу, часть гидросферы и литосферы. 3. Живое вещество выполняет в биосфере газовую и концентрационную функции. 4. В ходе эволюции живого вещества его функции изменялись, становились более разнообразными, появилась окислительно-восстановительная функция. 5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление углекислого газа, могут выполнять только растения. 6 Живое вещество организовано в биоценозы - живые компоненты экосистемы.

Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6. 2. Живое вещество пронизывает всю НИЖНУЮ ЧАСТЬ атмосферы, ВСЮ гидросферу и ВЕРХНИЙ СЛОЙ литосферы. 3. Живое вещество выполняет в биосфере НЕ ТОЛЬКО газовую и концентрационную функции. 5. Некоторые функции живого вещества, такие как усвоение молекулярного азота, восстановление углекислого газа, могут выполнять НЕ только растения, но и некоторые бактерии.

БИОГЕОЦЕНОЗЫ (4)

21 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, и исправьте их. 1. В состав пищевой цепи биогеоценоза входят продуценты, консументы и редуценты. 2. Первым звеном пищевой цепи являются консументы. 3. У консументов на свету накапливается энергия, усвоенная в процессе фотосинтеза. 4. В темновой фазе фотосинтеза выделяется кислород. 5. Редуценты способствуют освобождению энергии, накопленной консументами и продуцентами.

Ошибки допущены в предложениях: 2) 2 - первым звеном являются продуценты; 3) 3 - консументы не способны к фотосинтезу; 4) 4 - кислород выделяется в световой фазе фотосинтеза.

14 К каким изменениям в экосистеме озера может привести сокращение численности хищных рыб? Укажите не менее трѐх изменений. 1) к увеличению численности растительноядных организмов; 2) к уменьшению численности растений; 3) к последующему снижению численности растительноядных организмов вследствие нехватки корма, и распространению заболеваний.

20 Какую роль играют птицы в биоценозе леса? Приведите не менее трѐх характеристик. 1) регулируют численность растений (распространяют плоды и семена); 2) регулируют численность насекомых, мелких грызунов; 3) служат пищей для хищников; 4) удобряют почву.

ЭКОЛОГИЯ. ПОПУЛЯЦИИ. (4)

24 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Популяция представляет собой совокупность особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Популяции одного и того же вида относительно изолированы друг от друга. 3. Популяция является структурной единицей вида. 4. Популяция является движущей силой эволюции. 5. Личинки комаров, живущие в мелкой луже, представляют собой популяцию.

Ошибки допущены в предложениях: 1. Популяция представляет собой совокупность особей одного (а не разных) вида, длительное время населяющих общую территорию. 3. Популяция не является движущей силой эволюции. Движущие силы - это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. 5. Личинки комаров не являются популяцией, да и виды их могут быть разными

30 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошиб- ки, исправьте их. 1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая, пространственная структура. 3. Популяция является структурной единицей биосферы. 4. Популяция - это элементарная единица эволюции. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоѐме, представляют собой популяцию.

Ошибки допущены в предложениях: 1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей одного вида, длительное время населяющих общую территорию. 3. Популяция является структурной единицей вида. 5. Личинки разных насекомых, живущие в пресном водоѐме, представляют собой несколько популяций

44 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены. Исправьте ошибки. 1. Популяция представляет собой совокупность свободно скрещивающихся особей разных видов, длительное время населяющих общую территорию. 2. Основными характеристиками популяции являются численность, плотность, возрастная, половая и пространственная структуры. 3. Популяция является структурной единицей живой природы. 4. Совокупность всех генов популяции называется еѐ генофондом. 5. Численность популяции всегда стабильна. 6. Популяции одного вида генетически неоднородны, т. е. обладают различными генофондами.

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 5. 1) 1 - популяция – совокупность особей одного вида. 3) 3 - популяция – структурная единица вида. 5) 5 - Численность популяции изменяется в зависимости от разных факторов

37 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. 1. Между видами существует репродуктивная изоляция. 2. Этот фактор способствует сохранению вида, как самостоятельной эволюционной единицы. 3. Особенно важно, чтобы изоляция возникала между генетически отдалѐнными разновидностями и видами. 4. Возможность скрещивания между ними выше, чем с близкими, родственными видами. 5. Защита от чужих генов достигается разными способами: различными сроками созревания гамет, сходными местами обитания, способностью яйцеклетки различать свои и чужие сперматозоиды. 6. Межвидовые гибриды часто бывают нежизнеспособны или бесплодны.

Ошибки допущены в предложениях 3, 4, 5. 3. Между разными видами уже существует репродуктивная изоляция. ИЛИ Изоляция возникает между особями одной популяции. 4. Возможность скрещивания между родственными видами выше. 5. Сходные места обитания не защищают от проникновения чужих генов.


ГЕНЕТИКА (2)

23 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Все организмы обладают наследственностью и изменчивостью. 2. Мутации – это случайно возникшие стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части или отдельные гены. 3. Изменения, связанные с удвоением какого-либо нуклеотида в гене, относят к геномным мутациям. 4. Внутрихромосомные перестройки могут быть связаны с удвоением гена. 5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют генными. 6. Мутации всегда полезны организму.

Ошибки допущены в предложениях: 2. Изменения, связанные с удвоением нуклеотида в гене, относят к генным (а не геномным) мутациям. 5. Если в клетке происходит изменение числа хромосом, то такие мутации называют геномными (а не генными). 6. Есть как полезные, так и вредные или нейтральные мутации

35 Найдите ошибки в приведѐнном тексте. Укажите номера предложений, в которых они допущены, исправьте их. 1. Г. Мендель скрещивал две чистые линии растений гороха. 2. Они отличались по двум признакам – жѐлтому и зелѐному цвету семян. 3. В первом поколении от скрещивания этих линий появились растения дающие только плоды с жѐлтыми семенами. 4. Во втором поколении, полученном от скрещивания гибридов первого поколения, появились растения, как с жѐлтыми, так и с зелѐными семенами. 5. При этом половина гибридов давала жѐлтые семена. 6. Окраску семян, проявившуюся в двух поколениях гибридов (жѐлтую), назвали рецессивной.

Ошибки допущены в предложениях 2, 5, 6. 2. Растения отличались по одному признаку (цвету). 5. Было 75% гибридов с жѐлтыми семенами. 6. Признак жѐлтой окраски - доминантный.

«Почему радуга разноцветная» - Как. Из каких цветов состоит радуга? Сломал. Поскорей, поскорей Выбегай из дверей По траве босиком, Прямо в небо прыжком. Физкультминутка. Поможем Вопросику раскрасить радугу правильно. Закрывай глаза! Солнечные лучи, попадая в небе на капельки дождя, распадаются на разноцветные лучики. Почему же радуга разноцветная?

«Как сделать кроссворд» - Составление кроссворда. В появившемся окне выберите «в местном документе» - «Лист2». Нажмите «Сервис» - «Параметры…» и сделайте как показано на схеме. Потом закрывайте Microsoft Excel, сохраняя изменения. Работу выполнили ученицы 11 б класса Гусева Надежда и Евтеева Ольга. Далее нажмите «Сервис» - «Макрос» - «Остановить запись».

«Философское понимание природы» - Жизнь. Евтушенко. Исторические эпохи. Развитие любого общества. Человеческое общество. Сюжет романа. История взаимоотношений. Природа и общество. Немецко-французский философ. Философское понимание природы. Атомистика. Милетская философия. Совокупность естественных условий. Уровни живой природы. Представление о природе в философии Нового времени.

«Задачи по математике для 4 класса» - Верные равенства. Решение. Отметь схему. Прочитай задачу. Мотоциклист. Условие задачи. Решение задачи. Две машины. Отметь разности. Заполни таблицу. Первая строка таблицы. Учимся решать задачи. Текст задачи. Скорость движения. Электронное сопровождение. Пропущенные числа. Скорость машины. Сравни выражения.

«Бионика» - Архитектурная бионика. Затем эластичная шайба опять стягивается; так возникает вакуум. Но постепенно. Нейробионика изучает работу мозга, исследует механизмы памяти. Основные направления работ по бионике охватывают следующие проблемы: Скелет глубоководных губок рода Euplectellas построен из высококачественного оптоволокна.

««Материки» 5 класс» - Чьи гипотезы о происхождении Земли представлены этими рисунками. Великие американские озера. Мак-Кинли. Какой материк занимает третье место по площади. Сколько сейчас материков на нашей планете. Ниагарский водопад. Река Янцзы –самая длинная. Назвать самую большую пустыню материка и мира. Какой материк на втором месте по площади.

Всего в теме 23688 презентаций

РАБОТА 129

Используя §39, заполните схему в соответствии с рисунком А (с. 9).

РАБОТА 130

1. Вставьте в текст пропущенные слова: нужные вещества, шлаки.

В почечную артерию поступает кровь, содержащая питательные вещества и жидкие продукты клеточного распада
Из почечной вены выходит кровь, содержащая нужные вещества
По мочеточнику оттекает моча, содержащая шлаки

2. На рисунке Б укажите, каким цветом окрашен корковой слой почки, а каким – пирамиды мозгового слоя.

3. Напишите названия органов в соответствии с указанными на рисунке номерами.
1 – корковой слой
2 – почечная пирамида
3- почечная лоханка
4 – почечная артерия
5 – почечная вена
6 – мочеточник

4. Рассмотрите рисунок 70 Б в учебнике на с. 158. Заполните таблицу.


5. Ответьте на вопросы.
В каком слое находятся капсулы нефронов, а в каких слоях – канальцы нефронов?
Капсулы и часть канальцев нефрона образуют корковый слой, остальная часть канальцев – почечные пирамиды мозгового слоя.
Где образуется первичная моча, а где конечная?
Первичная образуется в капсулах, конечная в канальцах.

РАБОТА 131

Прочитайте в учебнике начало § 40 и заполните таблицу.


РАБОТА 132

1. Пользуясь учебником (см. §40, статья «Значение воды и минеральных солей для организма»), напишите, что произойдет, если во внутренней среде концентрация солей будет


При ответе воспользуйтесь словами: обезвоживание, разбухание. Стрелками покажите движение молекул воды: в клетку или из клетки.
2. Напишите, какие субъективные ощущения и объективные изменения в организме происходят


РАБОТА 133

Ответьте на вопросы.

1. От чего зависит жесткость воды?
От содержания солей кальция и магния

2. Зачем воду надо кипятить?
После кипячения жесткость воды уменьшается. Жесткая вода может привести к мочекаменной болезни

3. Почему кипяченую воду нельзя сохранять более суток?
Она быстро загрязняется и становится хорошей средой для размножения микробов.