Лица с ограниченными физическими возможностями требуют особого ухода и повышенного внимания, которых члены их семей не всегда в состоянии в полной мере обеспечить. Это, в первую очередь, связано с психологическими особенностями инвалида. Для полноценной профессиональной помощи следует обратиться к специалистам по социальному обеспечению.

Вся социальная помощь подразделяется на три комплексных подхода.

— стационарное обслуживание
— нестационарное обслуживание
— полустационарное обслуживание.

Стационарное обслуживание заключается в обеспечении лиц с ограниченными физическими возможностям, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию, социальных услуг в специализированных учреждениях (пансионаты, дома-интернаты, санатории и др.). Данные учреждения предоставляют постоянный уход за инвалидами. Это включает в себя:

— питание;
— организация досуга;
— медицинский процедуры, психологические консультации;
— способствование в трудовой деятельности согласно возрасту и состоянию здоровья;
— систему отдыха и оздоровления.

Нестационарное обслуживание подразделяется на четыре категории:

— обслуживание на дому – это организация питания (доставка продуктов и приготовление пищи); приобретение медицинских препаратов и товаров первой необходимости; способствование в получении медицинской помощи, юридических и ритуальных услуг. Кроме вышеперечисленных услуг инвалиду могут быть предоставлены дополнительные социальные услуг за частичную или полную оплату.

— медицинское обслуживание на дому – осуществление ухода и предоставление специальных медицинских услуг инвалидам, которые нуждаются в надомном обслуживании. К медицинским услугам относятся лечение тяжелых заболеваний (кроме открытой формы туберкулеза и тех заболеваний, которые требуют госпитализации) и психологическое консультирование и помощь. Данная помощь осуществляется либо социальным работником с медицинским образованием, либо вызванном на дом врачом.

— срочное разовое социальное обслуживание предоставляется инвалидам, остро нуждающимся в социальном уходе и поддержке. Может включать: разовое обеспечение продуктами, едой одеждой и предметами первой надобности; организация медико-социальной и юридической помощи.

— психологически-консультативная помощь предоставляется инвалидам, которая направлена на ресоциализацию и адаптацию в обществе. Кроме того, психолог ведет беседу с членами семьи, которая сориентирована на работу с семьями, в которых живут инвалиды. Беседы проводятся с каждым членом семьи и направлена на профилактику психологических срывов, активизацию усилий по улучшению взаимопонимания в семье.

Социальное обслуживание инвалидов


Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально- психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном, муниципальном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Нелишне бывает напомнить и успокоить, что такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда оказание таких услуг необходимо, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Действующим законодательством предусмотрен перечень социальных услуг, предоставление которых осуществляется бесплатно. Такие услуги в формах, перечисленных ниже, предоставляются:

Инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, ниже прожиточного минимума, установленного для нашей области);

Инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона.

На условиях неполной оплаты услуги из базового перечня, утвержденного постановлением Правительства РФ, оказываются:

Инвалидам, получающим пенсию (в том числе с учетом надбавок, в размере от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

Инвалидам, имеющим родственников, которые не могут по объективным причинам обеспечить им помощь и уход (при условии, что размер получаемой этими гражданами пенсии, в том числе с учетом надбавок, составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона);

Инвалидам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых составляет от 100 до 150 процентов прожиточного минимума, установленного для данного региона.

Если инвалид живет в семье, где средний доход на члена семьи на 150 процентов превышает прожиточный минимум, установленный для данного региона. Оплата также производится, если инвалиду были оказаны услуги, не входящие в базовый перечень. Порядок и условия оплаты социальных услуг в государственном и муниципальном секторах социального обслуживания определяются Правительством Российской Федерации. Тарифы на социальные услуги, оказываемые государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, определяются органами социальной защиты населения области.

Предоставление социальных услуг может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

Организация питания, включая доставку продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг;

Другие надомные социальные услуги.

Социальное обслуживание на дому осуществляется соответствующими отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях. Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется специализированными отделениями, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни. Такое обслуживание предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющим медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание. Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, направленной на достижение такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах- интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, состоянием здоровья и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в таком учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату в соответствии с действующими тарифами, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме- интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

В качестве особого вида услуг для инвалидов в целях оказания им неотложной помощи разового характера проводится так называемое срочное социальное обслуживание. Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

Разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

Разовое оказание материальной помощи;

Содействие в получении временного жилого помещения;

Организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

Организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

Иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

В комплекс мер, связанных с социальным обслуживанием населения включается также нормы права, распространяющиеся не только на инвалидов, но на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, являющимися инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди на предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи, и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, обслуживающих население. Инвалиды пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами предприятий, учреждений и организаций.

Льготы - льготами, уважение - уважением, а необходимость контроля оказывается необходимой даже в этой области. Несмотря на то, что нас с детства учат уважительному отношению к людям, оказавшимся в тяжелых жизненных условиях, и на требования закона об особых к требованиям к людям, на которых возлагается защита и реализация прав и интересов инвалидов, предусмотрена наравне с этим и система органов, осуществляющих контроль за исполнением разного рода нормативными актами, направленных на социальную поддержку инвалидов (Федеральный Закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ст. 32, а также Федеральный Закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (ст. ст. 37, 38). Так, контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне области и государства в целом в сфере социального обслуживания осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции, а также министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти, государственными предприятиями, учреждениями и организациями, имеющими в своем подчинении учреждения социального обслуживания. Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг на уровне города, района осуществляется муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования, а также органами управления социальным обслуживанием Российской Федерации и органами управления социальным обслуживанием области.

Контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг частными организациями в сфере социального обслуживания осуществляется государственными, муниципальными органами социальной защиты населения, органами здравоохранения и органами образования в пределах их компетенции.

При выявлении случаев нарушения прав инвалидов в сфере социального обслуживания, предусмотренных законами, государственных стандартов качества социального обслуживания органы социальной защиты населения, выдавшие учреждениям социального обслуживания лицензию на профессиональную деятельность в сфере социального обслуживания, вправе приостанавливать ее действие. Вопрос об окончательном прекращении такой деятельности решается учредителями или собственниками учреждений социального обслуживания либо в судебном порядке.

Возможно, организация общественного контроля за деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется общественными объединениями, занимающимися в соответствии с их учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста и инвалидов.

Вообще, контроль за своевременной реализацией прав и интересов инвалидов осуществляют органы прокуратуры и суда.

Надзор за исполнением законодательных актов, предоставляющих дополнительные права и льготы инвалидам, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Органы прокуратуры представляют собой средство быстрого реагирования на различного рода нарушения и своевременное устранение каких-либо нарушений. Однако они не имеют возможности принудительного исполнения принятых ими решений, за исключением случаев, когда нарушение прав инвалидов связанно одновременно с нарушением уголовного и административного законодательства. Тем не менее, в силу Указа Президента "О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы" органы прокуратуры вправе обращаться к Президенту с требованием о применении мер взыскания, вплоть до освобождения от должности, к должностным лицам, уклоняющимся от выполнения федеральных законов, указов Президента и других нормативных актов.

Такой возможностью обладает только судебные органы. Действия или бездействие государственных органов, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц, повлекшие нарушения прав инвалидов, могут быть обжалованы в суд. Обращение суд в этом случае оформляется в виде жалобы, возмещение расходов, связанных с неисполнением законов, может производиться судом непосредственно при рассмотрении этой жалобы. Кроме того, в случае обнаружение в ходе судебного разбирательства, что действия должностного лица подпадают под условия, предусмотренные другими законодательными актами, судья может принять решения о возможности привлечения его к уголовной или административной ответственности, а также указать лицу, обратившемуся за защитой своих прав на привлечения допустившего нарушение лица к гражданско-правой ответственности.

Действующее в настоящий момент законодательство не представляет застывшей собой структуры. Как на уровне федерации, так и на уровне нашей области разрабатываются целевые программы, направленные на защиту инвалидов (как категории граждан, в настоящий момент особо нуждающихся в социальной поддержке государства). Оказание поддержки инвалидам будет производиться не только в виде целевых денежных выплат и адресного предоставления каких-либо льгот имущественного характера, но и создание для инвалидов социальной инфраструктуры, удобной для проживания (оборудование жилых домов средствами, удобными для перемещения инвалидов, т.е. специальными подъездными дорожками, подъемниками; создание реабилитационных комплексов, оборудованных специальными спортивными тренажерами, бассейнами; адаптация средств индивидуального, городского и междугороднего общественного пассажирского общественного транспорта, связи и информатики; расширение производства вспомогательных технических средств и бытового оборудования). Обеспечение в современных условиях занятости инвалидов должно осуществляться путем создания большего количества рабочих мест, специально оборудованных для осуществления трудовой деятельности инвалидом, увеличение доли квотирования рабочих мест на предприятии, предназначенных для приема на работу инвалидов. Дальнейшее совершенствование будет происходить и в системе социальной защиты.

В заключение можно добавить, что в настоящее время в рамках комитета социальной защиты идет подготовка законопроекта, направленного на закрепление основ социальной защиты населения Пермской области. В этом законопроекте будут закреплены, в том числе, нормы, направленные на защиту и поддержку инвалидов, постоянно проживающих на территории Пермской области. А пока на территории Пермской области действует годовая социальная программа, в которой предусматриваются меры, направленные на поддержку одиноких, малообеспеченных и неработающих инвалидов. Подробнее об условиях и порядке предоставления помощи в порядке реализации этой программы можно узнать в отделе социальной защиты вашего района.

Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения Российской Федерации устанавливает ФЗ Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” (1995 г.). Он определяет социальное обслуживание как “деятельность социальных служб и отдельных специалистов по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг по осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации ” (ст.1).

Социальное обслуживание базируетсяна принципах : равных возможностей граждан независимо от национальности, пола и возраста; доступности; добровольности; содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы; адресности, приоритета содействия граждан, находящихся в опасном или беспомощном состоянии; гуманности, доброжелательности, соблюдения конфиденциальности в работе; профилактической направленности; законности и учета международных стандартов.

Система социальных служб включает государственную, муниципальную и негосударственную службы. К государственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К муниципальной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, органы местного самообслуживания, в компетенцию которых входит организация и осуществление социального обслуживания. К негосударственной социальной службе относятся учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые благотворительными, общественными, религиозными и другими негосударственными организациями и частными лицами.

В соответствии с ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в РФ” (1995 г.), в сферу социальных услуг , оказываемых пожилым людям, входят: социально-бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуги; оказание материальной помощи и проведение социальной адаптации и реабилитации граждан.

Основные направления социального обслуживания населения:

- предоставление материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в виде денежных средств, продуктов питания и т.д., а также специальных транспортных средств, технических средства реабилитации инвалидов и лиц, нуждающихся в постороннем уходе;

Которое осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании;

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях , осуществляемое путем предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивающее создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического социального характера, питание, уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

- предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания гражданам без определенного места жительства, пострадавшим от психического или физического насилия и другим клиентам социальной службы, нуждающимся в предоставлении временного приюта;

- организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально-бытового, социально-медицинского и иного обслуживания сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению гражданам преклонного возраста и инвалидам, а также другим лицам, в том числе несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации;

- консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты;

- реабилитационные услуги лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в профессиональной, психологической, социальной реабилитации.

Существуют следующие формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- социальное обслуживание на дому , включая социально-медицинское обслуживание;

- полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

- стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и др. учреждениях социального обслуживания);

- срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальной поддержке;

- социально-консультативная помощь , направленная на адаптацию граждан пожилого возраста и инвалидов в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.

Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в стационарных учреждениях, профилированных в соответствии с их состоянием здоровья и социальным положением. Оно направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.

В Федеральном законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» (1995 г.) декларируются следующие права граждан, проживающих в стационарных учреждениях.

Статья 12. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания.

1.Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания … имеют право на:

· обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;

· уход, первичную медико-социальную и стоматологическую помощь, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания;

· бесплатную специализированную помощь, в том числе зубопротезную (без использования драгоценных металлов), в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также бесплатную протезно-ортопедическую помощь;

· социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;

· добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями;

· медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности;

· свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителями, а также родственниками и другими лицами;

· бесплатную помощь адвоката в порядке, установленном действующим законодательством;

· представления им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий;

· сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение СО, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семьи, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое жилое помещение…

· участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания.

2.Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях СО, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях … социальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения…

4.Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях СО, имеют право на свободу от наказаний . Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов…

Статья 13. Принуждение граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающзих в стационарных учреждениях СО, к лечебно-трудовой деятельности не допускается.

Статья 15.Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов … могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения СО в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию или активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными…

Сегодня в нашей стране активно развиваются реабилитационные центры для инвалидов и отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями в комплексных центрах социального обслуживания населения и центрах социальной помощи семье и детям. Созданы отделения реабилитации в детских психоневрологических домах-интернатах и в аналогичных домах-интернатах для взрослых. В этих службах и сосредоточена социальная работа с инвалидами.

Территориальная социальная работа и социально-консультативная помощь инвалидам реализуются прежде всего в мероприятиях по социальному патронажу, социальной диспансеризации и социальному сопровождению инвалидов и их семей.

АНО СПО «ОМСКИЙ КОЛЛЕДЖ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ПРАВА»

Цикловая комиссия управленческих и правовых дисциплин

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Право социального обеспечения»

Тема «Социальное обслуживание инвалидов и престарелых граждан»

Выполнил:

студент группы ЮС3-29

Донов Дмитрий Игоревич

Руководитель:

Смирнова Ирина Владимировна

Дата защиты_______________ Оценка______________

Введение

Глава 1. Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста

1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста

1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания

1.3 Виды социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста

1.3.1 Социальное обслуживание на дому

1.3.2 Полустационарное социальное обслуживание

1.3.3. Стационарное социальное обслуживание

1.3.4 Срочное социальное обслуживание

1.3.5 Социально-консультативную помощь

Глава 2. Судебная практика

Заключение

Список использованных источников

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность моей курсовой работы обусловлена, прежде всего, тем, что в современном мире постепенно растет доля людей пожилого возраста и инвалидов в составе населения, подобные тенденции характерны и для нашей страны. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании гораздо выше.

Инвалидность и старость - это не только проблема личности, но и государства и общества в целом. Эта категория граждан остро нуждается не только в социальной защите, но и в понимании их проблем со стороны окружающих людей, которое будет выражаться не в элементарной жалости, а в человеческом сочувствии и равном отношении к ним как согражданам.

Развитию социального обслуживания пожилых и инвалидов предаётся в нашей стране с каждым годом всё большее значение, оно рассматривается как крайне необходимое дополнение к денежным выплатам, значительно повышающим эффективность всей государственной системы социального обеспечения.

Государство, обеспечивая социальную защищенность инвалидов и пожилых граждан, призвано создавать им необходимые условия для индивидуального развития, реализации творческих и производственных возможностей и способностей путем учета их потребностей. Сегодня данный круг лиц относятся к наиболее социально незащищенным категориям населения.

Возможность удовлетворения потребностей пожилого человека и инвалида становится реальной и тогда, когда он наделён юридическим правом требовать от соответствующего компетентного органа предоставления того или иного блага, а данный орган юридически обязан такое благо предоставить.

Целью исследования является рассмотрение форм и методов организации социального обслуживания инвалидов и престарелых, для достижения чего поставлены следующие задачи:

1. уточнить понятие социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;

2. рассмотреть инвалидов и пожилых граждан как субъектов социального обслуживания;

3. раскрыть права инвалидов и людей пожилого возраста в сфере социального обслуживания;

4. определить сущность, формы и методы социального обслуживания инвалидов и престарелых;

5. выявить основные проблемы социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста;

Объект исследования – нормы права, направленные на социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.

Предмет исследования – социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста.

Метод исследования – изучение и исследование специальной научной литературы, нормативно-правовых актов, судебной практики.


ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1 Основные положения социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста

Неотъемлемым элементом государственной системы социального обеспечения в Российской Федерации выступает социальное обслуживание престарелых и инвалидов, которое включает различные виды социальных услуг, направленных на удовлетворение особых потребностей данной категории лиц. В настоящее время государство прилагает большие усилия для создания комплексной системы социального обслуживания населения, выделения финансовых средств на ее развитие.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Впервые в отечественном законодательстве сформулировано понятие такого социально-значимого обстоятельства как трудная жизненная ситуация.

1) Адресность. Предоставление персонифицированно конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых.

2) Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Их качество, объем, порядок и условия оказания должны соответствовать государственным стандартам, установленным Правительством Российской Федерации. Сокращение их объёма на территориальном уровне не допускается.

3) Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг.

4) Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность.

5) Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

6) Профилактическая направленность. Одной из основных целей социального обслуживания является профилактика негативных последствий, возникающих в связи с возникшей у гражданина жизненной ситуацией (обнищание, обострение заболеваний, беспризорность, одиночество и так далее)

Перечни социальных услуг определяются с учетом субъектов, которым они предназначены. Федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг для граждан пожилого возраста и инвалидов, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.95 № 1151. На его основе разрабатываются территориальные перечни. Финансирование услуг, входящих в перечни, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов.

Контрольнад деятельностью по предоставлению социальных услуг осуществляется органами социальной защиты населения, органами здравоохранения, органами образования в пределах их компетенции.

Общественный контроль осуществляют общественные объединения, занимающиеся в соответствии с учредительными документами вопросами защиты интересов граждан пожилого возраста, инвалидов, лиц с психическими расстройствами. Одним из таких объединений является Независимая психиатрическая ассоциация России

Надзор за соблюдением законности в данной сфере, осуществляют органы прокуратуры, чья помощь должна быть наиболее оперативной.

Действия или бездействие государственных органов, учреждений, организаций и должностных лиц, повлекшие нарушения прав граждан, могут быть обжалованы в суд.

1.2 Права инвалидов и лиц пожилого возраста в сфере социального обслуживания

При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на :

Уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;

Выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации;

Информацию о своих правах, обязанностях, условиях оказания социальных услуг, о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг, об условиях их оплаты;

Добровольное согласие на социальное обслуживание (в отношении недееспособных граждан согласие дается их опекунами, а при их временном отсутствии – органами опеки и попечительства);

Отказ от социального обслуживания;

Конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг (такая информация составляет профессиональную тайну указанных работников);

Защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных недееспособными, - их законным представителям. Граждане, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в этих учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими.

В случае отказа от социального обслуживания гражданам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья граждан или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях такого отказа.

1.3 Виды социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста

1.3.1 Социальное обслуживание на дому

Социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

Противопоказаниям к принятию на обслуживание являются: психические заболевания в стадии обострения, хронический алкоголизм, венерические, карантинные инфекционные заболевания, бактерионосительство, активные формы туберкулеза, а также иные тяжелые заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

На основании документов, представленных гражданами или их законными представителями (заявления, медицинского заключения, справки о доходах), а также акта материально-бытового обследования Комиссия по оценке нуждаемости в социальном обслуживании выносит решение о принятии на обслуживание.

Обслуживание на дому осуществляется путем предоставления платных социальных услуг, входящих в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказываемых государственными учреждениями, а также дополнительных социальных услуг, не входящих в эти перечни. Эти услуги выполняет социальный работник, посещающий обслуживаемого.

С обслуживаемым или его законным представителем заключается договор на оказание социальных услуг на дому, в котором указываются виды и объем предоставляемых услуг, сроки, в которые они должны быть предоставлены, порядок и размер их оплаты, а также другие условия, определяемые сторонами.

В соответствии с федеральным перечнем услуг данными учреждениями оказываются следующие виды обслуживания:

1) услуги по организации питания, быта и досуга (покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов), помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, доставка воды; топка печей, сдача вещей в стирку и химчистку; содействие в организации ремонта и уборке жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; помощь в организации досуга и так далее.;

2) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги (обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, содействие в оказании медицинской помощи, проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, содействие в обеспечении лекарствами); содействие в получении протезной помощи;

3) содействие в получении образования инвалидам;

4) содействие в трудоустройстве;

5) правовые услуги;

6) помощь в организации ритуальных услуг.

Гражданам могут быть предоставлены и другие (дополнительные) услуги, но на условиях полной или частичной оплаты для всех категорий граждан, нуждающихся в социальном обслуживании. К числу таких дополнительных услуг, оказываемых гражданам на дому, относятся:

1) наблюдение за состоянием здоровья;

2) оказание экстренной доврачебной помощи;

3) выполнение медицинских процедур;

4) оказание санитарно-гигиенических услуг;

5) кормление ослабленных больных;

6) проведение санитарно-просветительной работы.

1.3.2 Полустационарное социальное обслуживание

Полустационарное социальное обслуживание включает : социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов и престарелых, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

Получателями государственной услуги могут быть лица, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, соответствующие одновременно следующим условиям:

1)наличие гражданства Российской Федерации, а для иностранных граждан и лиц без гражданства – наличие вида на жительство;

2)наличием регистрации по месту жительства, а при отсутствии последней – регистрацией по месту пребывания;

3)наличие инвалидности либо достижение пожилого возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет);

4)отсутствие заболеваний, являющихся медицинскими противопоказаниями к полустационарному социальному обслуживанию в отделениях дневного пребывания.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения социального обслуживания на основании личного письменного заявления гражданина пожилого возраста или инвалида и справки учреждения здравоохранения о состоянии его здоровья.

Полустационарное социальное обслуживание осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Для лиц без определенного места жительства и занятий в системе органов социальной защиты создаются специальные учреждения полустационарного типа - дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, центры социальной. В указанных учреждениях предоставляются:

Талоны на одноразовое (один раз в сутки) бесплатное питание;

Первая доврачебная помощь;

Предметы личной гигиены, санитарная обработка;

Направление на лечение;

Содействие в обеспечении протезирования;

Оформление в дом-интернат;

Оказание содействия в оформлении и перерасчете пенсии;

Содействие в трудоустройстве, в оформлении документов, удостоверяющих личность;

Содействие в получении страхового медицинского полиса;

Оказание разносторонней помощи (консультации по юридическим вопросам, бытовые услуги и так далее)

Противопоказания к приему на обслуживание на дневное отделение:

Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг.

1.3.3 Стационарное социальное обслуживание

Стационарное социальное обслуживание инвалидов и престарелых, содержащихся в учреждениях социальной защиты населения имеет следующие особенности:

Стационарное социальное обслуживание осуществляется в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, домах-интернатах для инвалидов, психоневрологических интернатах.

В дома-интернаты принимаются граждане пенсионного возраста (женщины с 55 лет, мужчины - с 60 лет), а также инвалиды I и II групп старше 18 лет при условии, если у них нет трудоспособных детей или родителей, обязанных их содержать;

В дома-интернаты для инвалидов принимаются только инвалиды I и II групп в возрасте от 18 до 40 лет, не имеющие трудоспособных детей и родителей, обязанных по закону их содержать;

В детский дом-интернат принимаются дети от 4 до 18 лет с аномалиями умственного или физического развития. При этом не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами;

В психоневрологический интернат принимаются лица, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи, независимо от того, есть ли у них родственники, обязанные по закону их содержать, или нет;

В специальные дома-интернаты направляются лица, систематически нарушающие правила внутреннего распорядка, а также лица из числа особо опасных преступников, а также занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством;

В стационарных учреждениях осуществляется не только уход и необходимая медицинская помощь, но и реабилитационные мероприятия медицинского, социального, бытового и лечебно-трудового характера;

Заявление о приеме в дом-интернат вместе с медицинской картой подается в вышестоящую по подчиненности организацию социального обеспечения, которая и выдает путевку в дом-интернат. Если лицо является недееспособным, то помещение его в стационарное учреждение осуществляется на основании письменного заявления его законного представителя;

В случае необходимости с разрешения директора дома-интерната пенсионер или инвалид может на срок до 1 месяца временно выбыть из учреждения социального обслуживания. Разрешение на временный выезд выдается с учетом заключения врача, а также письменного обязательства родственников или иных лиц об обеспечении ухода за престарелым или инвалидом.

1.3.4 Срочное социальное обслуживание

Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке.

За помощью могут обращаться: неработающие одинокие и одинокопроживающие малоимущие пенсионеры и инвалиды; семьи, состоящие из пенсионеров, при отсутствии трудоспособных членов семьи, если среднедушевой доход за расчётный период, ниже прожиточного минимума пенсионера, который изменяется ежеквартально; граждане, потерявшие близких родственников, не имеющих бывшего места работы для оформления документов на получение пособия на погребение.

Обратившийся за помощью должен иметь следующие документы: паспорт, пенсионное удостоверение, трудовую книжку, справку об инвалидности (для граждан, имеющих инвалидность), справка о составе семьи, справка о размере пенсии за три последних месяца.

Срочное социальное обслуживание включает следующие социальные услуги из числа предусматриваемых федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:

1)разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

2)обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

3)разовое оказание материальной помощи;

4)содействие в получении временного жилого помещения;

5)организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;

6)организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;

7)иные срочные социальные услуги.

Срочное социальное обслуживание осуществляется муниципальными центрами социального обслуживания или отделениями, создаваемыми для этих целей при органах социальной защиты населения.

1.3.5 Социально-консультативную помощь

Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

Социально-консультативная помощь инвалидам ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

Выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;

Профилактику различного рода социально-психологических отклонений;

Работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;

Консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройства инвалидов;

Обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов;

Правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;

Иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.

Организацией и координацией социально-консультативной помощи занимаются муниципальные центры социального обслуживания, а также органы социальной защиты населения, которые создают для этих целей соответствующие подразделения.


ГЛАВА 2. СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Актуальность споров в сфере социального обслуживания не снижается, проблема защиты прав инвалидов и престарелых граждан по-прежнему остается острой т.к. в нашем современном обществе достаточно остро стоит вопрос о правоприменении законодательства так как на сегодняшний день очень часто нарушаются права и законные интересы инвалидов и граждан пожилого возраста.

А также существует ещё одна проблема в том, что современное российское законодательство в сфере социального обслуживания и лиц пожилого возраста чрезвычайно мобильно и нуждается в существенных изменениях и дополнениях.

Рассмотрим судебную практику по защите нарушенных прав ребёнка инвалида.

Романова Л.В., являясь законным представителем своей дочери – Романовой Л.С., 1987 года рождения, обратилась 19 октября 2000 года в Ленинский районный суд г. Владимира с жалобой на действия департамента социальной защиты населения Владимирской области, отказавшего ей в выплате ее ребенку-инвалиду Романовой Л.С. компенсации транспортных расходов, предусмотренной п.8 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Поскольку Романовой поставлен вопрос о взыскании указанной компенсации в ее пользу, с ее согласия ее требования рассмотрены в порядке искового производства и в дело в качестве соответчиков были привлечены Главное финансовое управление Администрации Владимирской области и Министерство финансов Российской Федерации.

В судебное заседание Романова не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием её представителя. Ранее в судебном заседании она пояснила, что ее дочь тяжелобольная, является инвалидом и с детства страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата и без посторонней помощи передвигаться не может. В связи с необходимостью лечения ей приходится возить ребенка на такси в больницы т.к. собственного транспорта она не имеет. Статья 30 Федерального Закона"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" вступила в законную силу 1.01.1997 г. и с этого момента ее дочери должны были назначить компенсацию транспортных расходов как инвалиду, имеющему медицинские показания на обеспечение спецавтотранспортом, но не получившему его. На ее неоднократные обращения в Департамент социальной защиты населения ей ответили отказом в выплате компенсации, что Романова считает незаконным. Размер компенсации считает должен равняться за 1997г. – 998 руб. 40 коп., а 1998г. –1179руб. за 1999г. - 835 руб., за три квартала 2000г. - 629руб. 40 коп. так как такие суммы выплачивались инвалидам Великой Отечественной Войны, а в отношении детей – инвалидов сумма компенсации на сегодняшний день не определена. Всего за период с 1.01.1997 по 19.10.2000 просит взыскать 3 641 рубль.

Представитель Романовой – А.С. Феофилактов в судебном заседании иск поддержал и пояснил, что ее дочь в соответствии с Перечнем категорий инвалидов, для которых необходимы модификации средств транспорта связи и информатики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.11.93 №1188 нуждается в индивидуальном транспортном средстве т. к. страдает соответствующим заболеванием. На основании п.5 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она должна быть обеспечена спецавтотранспортом, но поскольку ей он не был предоставлен то в соответствии с п.8 этой же статьи ей должна быть выплачена компенсация. Размер и порядок выплаты, которой Правительством не установлены, хотя статья вступила в законную силу 1.01.1997. Считает необходимым применение прямого действия закона, а также в порядке ст. ст.1, 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР по аналогии Постановления Правительства Российской федирации от 14.11.99 № 1254, Распоряжения Главы администрации Владимирской области от 28.09.95 №1120-р которыми установлены аналогичные компенсации для инвалидов ВОВ.

Представитель ответчика Департамента социальной защиты населения – Н.В. Голубева иск не признала, пояснив, что ребенок Романовой не имеет права на данную компенсацию т.к. является "ребенком- инвалидом", а п.8 ст. 30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" говорит об "инвалидах". Пояснила суду, что согласно Постановлению Правительства от 3.08.92 г. № 544 ребенок Романовой не обеспечивается спецавтотранспортом в связи с тем, что имеет по состоянию здоровья противопоказания к управлению им. Кроме того, ребенок Романовой согласно заключению медико-социальной экспертизы нуждается не в спецавтотранспорте, а в мотоколяске, которая таковым не является. Также считает, что спорная компенсация не должна выплачиваться детям-инвалидам и в связи с тем, что Правительством не разработан порядок предоставления данной льготы. Считает, что Департамент социальной защиты населения не является надлежащим ответчиком по делу т.к. выплат инвалидам не производит. По запросу суда представлен расчет компенсации транспортных расход из расчета размера установленного для инвалидов Великой Отечественной Войны.

Представитель Главного финансового управления В.Е. Щелков иск не признал, поддержав доводы представителя Департамента социальной защиты населения, а также пояснил, что главное финансовое управление не предоставлялись средства для выплаты компенсаций инвалидам. Ранее за счет областного бюджета выплачивались компенсации транспортных расходов инвалидам Великой Отечественной Войны, сейчас эти полномочия переданы федеральному бюджету, обязанность Главного финансового управления выплачивать эту компенсацию правовыми актами не предусмотрена. Считает Главное финансовое управление ненадлежащим ответчиком по делу.

Представитель Министерства финансов Российской Федерации - начальник управления отдела правового обеспечения управления федерального казначейства по Владимирской области О.И. Матвиенко по доверенности иск не признала. Пояснила, что в бюджете не предусмотрены средства для выплаты компенсаций, на которую претендует Романова, так как Правительством Российской Федерации не разработан порядок и условия ее назначения. Также просит суд применить ст.129 Федерального Закона "О федеральном бюджете на 2000 год", а также ст.239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которым законы необеспеченные финансированием не подлежат исполнению. Кроме того, поддерживает доводы представителей Департамента социальной защиты населения и Главного финансового управления, считает Министерство финансов Российской Федерации ненадлежащим ответчиком, так как его не уполномочивали выплачивать указанные компенсации детям – инвалидам.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Ребенок Романовой является инвалидом детства и страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата, что подтверждается заключением медико-социальной экспертизы от 1.07.1997г. В силу п.5 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ее ребенок должен быть обеспечен спецавтотранспортом, но на момент рассмотрения спора автотранспорт Л.С.Романовой предоставлен не был и по заявлению она поставлена на очередь Департамента социальной защиты населения как нуждающаяся в спецавтотранспорте, в связи, с чем ей как инвалиду должна выплачиваться компенсация транспортных расходов. Согласно представленным в суд документам дочь Романовой неоднократно проходила лечение в различных медицинских учреждениях области и за ее пределами, в связи с чем ею неслись дополнительные расходы на проезд в такси, расчет затрат представлен, хотя доказательств оплаты ею не представлены, так как ею использовались частные такси. Довод представителя Департамента социальной защиты населения о том, что Романова не попадает под действие п.8 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" так как является ребенком - инвалидом, а не инвалидом судом не принимается так как согласно ст. 1 этого же закона инвалидом признается лицо страдающее тяжелой формой заболеваний вследствие чего нуждающееся в социальной защите, без указания на его возраст, а дети-инвалиды являются отдельной категорией инвалидов.

Несостоятелен также довод о том, что дочь Романовой нуждается не в автотранспорте, а в мотоколяске т.к. спецавтотранспорт ей положен по п.5 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", а мотоколяска назначена на основании письма Минсоцзащиты от 29.05.87 №1-61-11, которое с момента введения в действие Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" может применяться только в части не противоречащей этому закону. По этой же причине суд считает необоснованным довод ответчика о том, что Романовой не положен автотранспорт в соответствии с Постановлением Правительства от 3.08.92г. №544 т. к. согласно указанной норме закона дети-инвалиды обеспечиваются автотранспортом с правом управления родителями.

Довод ответчиков о том, что в иске должно быть отказано в связи с отсутствием установленного порядка предоставления инвалидам компенсаций транспортных расходов (что предусмотрено п.9 ст.30 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации") является несостоятельным, поскольку закон обладает прямым действием и вступил в законную силу с 1.01.97 года, за исключением статей сроки введения которых особо оговорены (ст.35 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Кроме того, статьей 36 Федерального Закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительству предписано привести свои правовые акты в соответствие с данным законом. Однако, судом установлено, что в настоящее время отсутствует акт Правительства о порядке и размерах вышеуказанных компенсаций. Исходя из того, что в соответствии с ст.18 Конституции Российской Федерации права человека являются непосредственно действующими суд считает, что требования Романовой должны быть удовлетворены с привлечением в порядке ст.10 (абзац 4) Гражданского процессуального кодекса РСФСР по аналогии правовых актов о выплате аналогичных компенсаций другим категориям инвалидов, а именно Постановления Правительства Российской Федерации от 14.11.99г. №1254, а также Распоряжения Главы Администрации Владимирской области от 28.09.95г. № 1120-Р. Аналогия применяется следующим образом: 1. компенсация Романовой назначается с момента ее обращения в органы соцзащиты для обеспечения спецавтотранспортом или соответствующей компенсацией, т. е. С 1.07.97г.; 2. Размер компенсации определяется исходя из размера такой же компенсации для инвалидов Великой Отечественной Войны то есть в 1997г. из расчета 14 минимальных пенсий в год (указанное распоряжение) в третьем квартале – 69руб.58коп.*3.5= 243руб. 53коп. в четвертом квартале – 76руб.53коп.*3.5=267 руб. 86коп.; в 1998 из такого же расчета 84руб.19коп.*14=1179 руб.; в 1999г. согласно указанному постановлению 835 руб.; за три квартала 2000 г. из расчета 835руб. в год – 626 руб. 25коп. Общая сумма составляет 3 151рубль 64 копейки. Данные расчетов подтверждаются расчетом представленным Департаментом социальной защиты населения.

Довод представителя Министерства финансов Российской Федерации о том, что в иске должно быть отказано на основании Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федеральным Законом "О федеральном бюджете на 2000" судом не принимается т.к. в подобном толковании эти документы ограничивают права граждан на получение социальных пособий и противоречат ст. ст. 2, 18, 55 Конституции Российской Федерации.

Поскольку в соответствии со ст. 48 Гражданского процессуального кодекса РСФСР права и охраняемые законом интересы несовершеннолетних защищают их родители суд считает компенсацию подлежащей взысканию в пользу Романовой Любовь Вениаминовны так как она является законным представителем своей дочери Романовой Лидии Сергеевны.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 191 – 197 Гражданского процессуального кодекса РСФСР суд решил:

1. исковые требования Романовой Любовь Вениаминовны удовлетворить частично;

2. взыскать с Министерства финансов Российской федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Романовой Любовь Вениаминовны в качестве компенсации транспортных расходов её несовершеннолетней дочери – инвалида за период с 1.07.1997 по 19.10.2000 3 151 рубль 64 копейки.

3. в удовлетворении иска к Департаменту социальной защиты населения Владимирской области и Главному финансовому управлению Администрации Владимирской области отказать.

4. расходы по госпошлине отнести на счет государства.

Анализ практики показывает, что в основном споры указанной категории разрешаются правильно. Выносимые решения в основном отвечают требованиям ст. 196-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды правильно применяют нормы материального права, но также необходимо отметить, что некоторые ошибки допускаются из года в год, что свидетельствует о том, что судьи невнимательно следят за сложившейся судебной практикой. Не всегда правильно определяется предмет доказывания, не в полном объеме устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для дела. Допускаются ошибки и при применении и толковании норм материального права.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цели и задачи поставленные в моей курсовой работе были полностью достигнуты и исследованы.

Из всего изложенного в моей курсовой можно сделать вывод, что важнейшей задачей государства на современном этапе является создание эффективной системы социального обслуживания как комплекса услуг различным категориям населения, находящимся в зоне социального риска.

Социальное обслуживание призвано помогать клиентам в решении возникших у них социальных проблем по восстановлению или усилению их способности в самообеспечении и самообслуживании, создавать необходимые условия для жизнеспособности лиц с ограниченными возможностями.

Основная цель формирования этой системы – повышение уровня социальных гарантий, оказание адресной помощи и поддержки нетрудоспособным гражданам, прежде всего на территориальном уровне и с учетом новых социальных гарантий.

Для более эффективной работы органов социального обслуживания необходимо развитие нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания; разработка научно-методических основ деятельности сети учреждений социального обслуживания; государственная поддержка развития материально-технической базы учреждений социального обслуживания; разработка проектной документации для строительства учреждений нового типа, развитие межрегионального и международного сотрудничества и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания населения.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.

2.Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации » от 10.12.1995 г. № 195

3.Федеральный Закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов в Российской Федерации» от 2.08.1995 г. № 122

4.Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181

5.Федеральный Закон «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5

7. Азрилияна А.Н. «Новый юридический словарь»: 2008г.

8.Батяев А.А. «Комментарий к Федеральному Закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»»: 2006г.

9.Беляев В.П. «Право социального обеспечения»:2005г.

10.Буянова М.О. «Право социального обеспечения России»: 2008г.

11.Волосов М. Е «Большой юридический словарь»: ИНФРА-М, 2007г.

12.Долженкова Г.Д. «Право социального обеспечения»: Юрайт-Издат, 2007г.

13.Кошелев Н.С. «Социальное обслуживание и права населения»: 2010г.

14.Кузнецова О.В. «Социальная защита инвалидов»: права, льготы, компенсации: Эксмо, 2010г.

15.Никонов Д.А. «Право социального обеспечения»: 2005г.

16.Сулейманова Г.В. «Право социального обеспечения»:Феникс, 2005г.

17.Ткач М.И. «Популярный юридический энциклопедический словарь»: Феникс, 2008г.

18.Харитонова С.В. «Право социального обеспечения»: 2006г.

19. СПС «Гарант»

20. СПС «Консультант плюс»


ПРИЛОЖЕНИЕ № 1

Тарифы гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых в отделениях социального обслуживания на дому, специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому в государственной системе социальных служб Омской области

Наименование услуги Единица измерения Стоимость, руб.
1 2 3 4
1 Покупка и доставка продуктов питания клиенту на дом 1 раз 33,73
2 Покупка и доставка промышленных товаров первой необходимости 1 раз 15,09
3 Содействие в организации ремонта жилых помещений 1 раз 40,83
4 Доставка воды клиентам, проживающим в жилых помещениях без водоснабжения 1 раз 16,86
5 Растопка печи 1 раз 16,86
6 Оказание помощи в обеспечении топливом клиентам, проживающим в жилых помещениях без центрального отопления, газоснабжения 1 раз 40,83
7 Уборка снега клиентам, проживающим в неблагоустроенных жилых помещениях 1 раз 15,98
8 Осуществление оплаты жилья, коммунальных услуг, услуг связи за счет средств клиента 1 раз 17,75
9 Оказание помощи в приготовлении пищи 1 раз 7,99
10 Сдача вещей в прачечную, химчистку, ателье (ремонтную мастерскую) и обратная их доставка 1 раз 10,65
11 Уборка жилого помещения клиента 1 раз 19,53
12 Оказание помощи в написании и прочтении писем, телеграмм, их отправка и получение 1 раз 2,66
13 Оформление подписки на периодические издания и их доставка 1 раз 10,65
14 Оказание помощи в оформлении документов для принятия на стационарное социальное обслуживание 1 раз 68,34
15 Оформление документов, необходимых для погребения, осуществление заказа ритуальных услуг (при отсутствии у умершего клиента супруга (и), близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников или их отказе исполнить волеизъявление умершего о погребении) 1 раз 68,34
1 2 3 4
16 Оказание помощи клиенту по организации предоставления услуг организациями коммунально-бытового обслуживания, связи и другими организациями, оказывающими услуги населению, расположенными по месту жительства клиента 1 раз 19,53
17 Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья, в том числе оказание санитарно-гигиенических услуг для клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому:
обтирание и обмывание 1 раз 15,98
стрижка ногтей на руках и ногах 1 раз 14,20
причесывание 1 раз 3,55
гигиена лица после приема пищи 1 раз 5,33
смена нательного белья 1 раз 8,88
смена постельного белья 1 раз 11,54
поднос и вынос судна 1 раз 7,99
обработка катетеров 1 раз 14,20
18 Наблюдение за состоянием здоровья клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому:
измерение температуры тела 1 раз 7,10
измерение артериального давления, пульса 1 раз 7,99
19 Проведение в соответствии с назначением лечащего врача медицинских процедур для клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дома:
подкожные и внутримышечные введения лекарственных препаратов 1 раз 11,54
наложение компрессов 1 раз 10,65
закапывание капель 1 раз 5,33
втирание мази 1 раз 12,43
ингаляции 1 раз 12,43
введение суппозиториев 1 раз 7,99
перевязка 1 раз 15,09
профилактика и обработка пролежней, раневых поверхностей 1 раз 10,65
выполнение очистительных клизм 1 раз 20,41
оказание помощи в пользовании катетерами и другими изделиями медицинского назначения 1 раз 15,09
20 Проведение санитарно-просветительской работы для решения вопросов возрастной адаптации 1 раз 17,75
1 2 3 4
21 Сопровождение клиента в лечебно-профилактические учреждения, содействие в его госпитализации 1 раз 28,40
22 Оказание содействия в прохождении медико-социальной экспертизы 1 раз 68,34
23 Обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения по заключению врачей 1 раз 17,75
24 Посещение клиента в стационарных учреждениях здравоохранения 1 раз 19,53
25 Кормление клиента, состоящего на социальном обслуживании в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому, утратившего способность к передвижению 1 раз 26,63
26 Социально-психологическое консультирование 1 раз 26,63
27 Оказание психологической помощи 1 раз 26,63
28 Оказание содействия в реализации права на получение установленных законодательством мер социальной поддержки 1 раз 43,49
29 Консультирование по правовым вопросам 1 раз 26,63
30 Содействие в получении бесплатной помощи адвоката в порядке, установленном законодательством 1 раз 19,53

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

Система помощи клиенту в системе социального обслуживания

В социально-бытовом обслуживании нуждается большинство инвалидов. Помощь других людей требуется и тем инвалидам, которые проживают в отдельной квартире, и тем, кто проживает со своей семьей, и тем, кто находится в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания. Соответственно, социально-бытовое обслуживание инвалидов может осуществляться на дому (включая социально-медицинское обслуживание), в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания (полустационарное социальное обслуживание), а также в стационарных учреждениях социального обслуживания (стационарное социальное обслуживание). В случае необходимости инвалиды получают срочное социальное обслуживание и социально-консультативную помощь.
Согласно Федеральному закону «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» социальное обслуживание на дому является одной из основных форм социального обслуживания, направленной на максимально возможное продление пребывания инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
К числу надомных социальных услуг относятся: 1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, В Том числе сопровождение в медицинские учреждения;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в организации ритуальных услуг;
7) другие надомные социальные услуги.
При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Номенклатура учреждений (отделений) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов определена письмом Минтруда РФ от 5 января 2003 г. № 30-ГК.
Чтобы получать надомные социально-бытовые услуги, инвалиду следует обратиться с заявлением в орган социального обслуживания населения по месту своего жительства.
Отказано в предоставлении социальных услуг на дому может быть тем инвалидам, которые являются бактерио или вирусоносителями, либо больны хроническим алкоголизмом, активной формой туберкулеза, тяжелым психическим расстройством, венерическими заболеваниями либо имеют карантинные инфекционные заболевания, требующие лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Полустационарное социальное обслуживание инвалидов включает их социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание, организацию питания, отдыха, обеспечение участия инвалидов в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
К учреждениям (отделениям) полустационарного социального обслуживания инвалидов относятся:
- дом ночного пребывания;
- социальный приют;
- социальная гостиница;
- центр (отделение) социальной адаптации;
- социально-реабилитационное отделение для инвалидов;
- центр (отделение) дневного пребывания инвалидов;
- центр (отделение) временного проживания инвалидов.
Инвалид пожилого возраста или инвалид, сохранивший способность к самообслуживанию и активному передвижению, вправе подать заявление о принятии на полустационарное социальное обслуживание в учреждение социального обслуживания. У инвалида не должно быть медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание, что подтверждается справкой учреждения здравоохранения о состоянии здоровья инвалида. Заявление рассматривается руководителем учреждения социального обслуживания, который принимает окончательное решение на основании представленных документов.
Инвалидам, находящимся на стационарном социальном обслуживании, оказывается разносторонняя социально-бытовая помощь в максимально возможном объеме. Инвалиды, которые частично или полностью утратили способность к самообслуживанию и нуждаются по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении, могут быть приняты в дома-интернаты, пансионаты и другие учреждения социального обслуживания.
Стационарное социальное обслуживание включает меры по созданию для инвалидов наиболее адекватных их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию их отдыха и досуга.
Стационарные учреждения (отделения) социального обслуживания профилированы в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и социальным положением инвалидов. Не допускается помещение детей-инвалидов с физическими недостатками в стационарные учреждения социального обслуживания, предназначенные для проживания детей с психическими расстройствами.
К стационарным учреждениям социального обслуживания инвалидов относятся:
- дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;
- дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;
- специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;
- псйхоневрологический интернат;
- реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;
- дом-интернат (отделение) милосердия;
- геронтологический центр;
- геронтопсихиатрический центр;
- дом-интернат малой вместимости;
- социально-оздоровительный центр.
Инвалиды, которые проживают в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями. Они сохраняют право на жилые помещения, занимаемые ими по договору найма или аренды в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение 6 месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания. Если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, то они сохраняют право пользования таким жильем в течение всего времени пребывания в этом учреждении.
Инвалид может быть помещен в стационарное учреждение социального обслуживания по личному заявлению, заверенному подписью, либо по вступившему в силу решению суда, например, принятому на основании заявления органа социальной защиты населения. Лица, не достигшие 14 лет, и лица, признанные судом недееспособными, помещаются в такое учреждение на основании письменного заявления их законных представителей. Принудительное помещение инвалида в стационарное учреждение социального обслуживания не допускается.
В рамках срочного социального обслуживания инвалиды могут получить следующие социальные услуги:
- разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
- разовое оказание материальной помощи;
- содействие в получении временного жилого помещения;
- организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц;
- организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров;
- иные срочные социальные услуги.
Такое обслуживание нацелено на оказание неотложной помощи разового характера любым инвалидам, которые остро нуждаются в социальной поддержке.
Срочным социальным обслуживанием инвалидов занимаются службы и отделения срочного социального обслуживания, иные учреждения (отделения) социального обслуживания инвалидов, а также организации, находящиеся при них.
Отдельными видами помощи инвалиды могут обеспечиваться в социальных столовых, отделениях торгового обслуживания малообеспеченных граждан, в лечебно-производственных трудовых мастерских.
Социальная столовая создается как структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке из- за малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию. Столовые обеспечивают инвалидов горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами. Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан действует как структурное подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам. Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания инвалидов предназначены для осуществления лечебно-трудовой активирующей терапии.
Инвалидам может оказываться социально-консультативная помощь, которая направлена на их адаптацию в обществе, создание благоприятных отношений в семье и условий для общения с другими людьми. За оказанием такой помощи инвалид может обратиться в учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие социально-консультативную помощь, которыми являются консультативные центры (отделения), т. е. учреждения (отделения), предназначенные для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.
В названных учреждениях инвалиды могут получить психологическую поддержку, организацию своего досуга, консультации по вопросам обучения, профессиональной ориентации, трудоустройства, правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания.
Конкретный перечень услуг социально-бытового обслуживания, которые могут быть оказаны инвалиду по месту его жительства, определяется органами государственной власти субъектов РФ с участием общественных объединений инвалидов. Например, в Саратовской области Перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в Саратовской области, утвержден постановлением правительства Саратовской области от 20 декабря 2004 г. № 283-П.
Дееспособный инвалид в любое время имеет право отказаться от услуг учреждения социального обслуживания. Для этого необходимо подать соответствующее письменное заявление. За детей-инвалидов, не достигших возраста 14 лет, и недееспособных инвалидов заявление вправе подать их законные представители. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Данный отказ может повлечь за собой ухудшение состояния здоровья или угрозу для жизни инвалидов и оформляется письменным заявлением, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Социальное обслуживание инвалидов, осуществляемое в нестационарных условиях, может быть прекращено в случае нарушения инвалидом правил, установленных органами управления социальным обслуживанием при предоставлении данного вида услуг. Например, когда инвалид систематически не открывает дверь социальному работнику и отказывается разговаривать с ним по телефону.