Какой ребенок не хочет засыпать под интересную историю рассказанную мамой или папой? Но многие родители слишком заняты, чтобы выделить время для чтения перед сном и позволяют детям проводить свободное время у телевизора или компьютера. Тем не менее, любой родитель не должен пропустить чтение. Вот самые сильные причины, почему необходимо регулярно выделять время, чтобы читать книги своим детям.

Польза чтения: зачем читать детям книги на ночь

1. Регулярное общение ребенка с книгой может привести к пожизненной любви к письменному слову. Представляя книги в повседневной жизни вашего ребенка, вы привьете ему привычку читать,вероятно, на всю оставшуюся жизнь. Ни для кого не секрет, что дети копируют своих родителей. Вы можете ожидать, что ребенок влюбиться в книги, если он никогда не видели вокруг кого-то, кто читает. Ваше поведение и привычки являются примером этого, поэтому убедитесь, что вы «заразили» своего ребенка чтением.

2. Книга укрепляет связь «родитель-потомок». Чтение вызывает близкое впечатление, что делает прочной связь между родителями и детьми. Это настоящий подарок для занятых родителей, которые чувствуют угрызения совести, потому что они не проводят достаточно времени с любимым ребенком. Чтение перед сном,позволяет посвятить себя полностью ребенку, без внимания на мобильный телефон и телевизор.

3. Чтение обогащает детский словарный запас новыми словами. На протяжении всей книги встречаются слова, которые вы не используетте в повседневной речи, так что они дополняют бедный словарный запас ребенка. Всякий раз, когда вы сталкиваетесь со словом, которое как вы думаете является новым для вашего ребенка, прекратите чтение и объяснить значение этого слова.

4. Выращивание любопытства, которое заставляет «рождаться» интересным вопросам и стимулировать желание учиться. Чем любопытнее дети, тем больше они хотят учиться, и разгадывать волшебный мир, который скрывают книги. Ведь книги определенно возбуждает воображение и желание проникнуть глубже и открыть для себя что-то новое. Читая, вы услышите бесчисленные вопросы, которые рождает плод детского ума. Большинство будет звучать смешно, но отвечать на них, вы будете расширять свое знание вашего любимого человека.

5. Дети проходят через ступени образования и вырастают в успешного человека. Чтение является ключевым связующим звеном в процессе образования и основой успеха. Исследования показывают, что дети, чьи родители читают им регулярно, достигают больших успехов в школе. Но чтение позволяет добиться больших успехов не только в школьные годы, оно помогает добиться успеха профессионально. «Не все люди, которые читают являются лидерами, но все лидеры читают.»

6. Книга позволяет учить детей на собственном примере. Дети могут извлечь уроки даже из магических сказок. Маленький, научиться отличать хорошее от плохого, а затем проникнуть в тайны человеческих отношений. Излагая характеры книг и их действий, вы можете начать обсуждение различных тем и через них для передачи важных уроков жизни своих детей.

7. Во время чтения концентрация увеличивается, и ребенок учится слушать, что другой говорит. Чтобы проникнуть в рассказ, ребенок находится в максимальном центре внимания и внимательно прислушивается к каждому слову. Это улучшает его концентрацию. Кроме того, в то время как вы читаете сказку, она учит, что мы должны молчать и слушать, как кто-то разговаривает.

8. Чтение развивает способность памяти и творчества. Пытаясь понять историю, дети «хранят» в своем мозгу много данных. Если вы прочитаете историю несколько раз, вы заметите, что ваш ребенок со временем выучит ее наизусть. Таким образом, вы улучшаете память. В то же время у ребенка просыпается фантазия и он становится более творческим.

9. Легче «поглотить» новые знания в веселой и непринужденной обстановке. Дети, как «губки», когда новая информация веселая. Вы можете выбрать для чтения книги с образовательным содержанием, с учетом возраста. Это позволит детям узнать о планете в удобной кровати в детстве комнате. Когда ваш ребенок освоил родной язык, вы можете начать изучение второго языка, чтением легкого материала иностранной литературы.

Каждый день выделяйте по крайней мере 20 минут, чтобы прочитать своему ребенку книгу. Но не прекращайте свой ритуал, когда ребенок начинает ходить в школу. Специалисты советуют продолжать читать в первые годы обучения в школе. После того, как ребенок только научится читать сам, поощряйте его, чтобы он прочел книгу вам или начните читать вашему ребенку меньше.

Консультация для родителей "Чтение на ночь - польза или вред"

Описание: статья предназначена для педагогов ДОУ, учителей начальных классов и родителей. Может быть использована в качестве консультации для родителей.
Цель данной статьи - помочь формировать у детей интерес к чтению.

Чтение на ночь - польза или вред

Обучение чтению – одна из главных и сложных задач в начальной школе. Несмотря на то, что многие дети приходят в первый класс не только зная буквы, но и умея складывать их в слоги, обучение чтению остается сложным процессом. И если на первом (букварном) этапе важно научить ребенка переводить звуковую форму слова на основе его графической модели, то на следующем этапе важным становится осмысление предложения (а в дальнейшем – текста).
Мы все знаем, что основы культуры чтения закладываются в самом раннем возрасте семьей - самыми близкими и значимыми для ребенка людьми.

Читая малышу, мы приобщаем его к миру книг, расширяем его горизонт. Сначала его привлекают красочные картинки, затем он начинает прислушиваться к чтению. Очень немногие дети в возрасте до 1,5 лет способны удержать внимание больше 5-10 минут. Но это совсем не значит, что в этом возрасте ребенка невозможно заинтересовать чтением. Самое главное для него сейчас – это мамин голос, ее интонации. Своим отношением к книге мы закладываем в ребенке заинтересованность. В семье где нет книг или родители не читают сами очень сложно вырастить книголюба.
Многие родители читают перед сном своим детям. Как правило, такое чтение призвано успокоить и расслабить ребенка. Когда же малыш заинтересовавшись начинает задавать вопросы, родители просят его лежать спокойно и слушать, что равносильно просьбе заснуть.
Но чтение призвано решать другие задачи! Обучая чтению в школе, педагог активирует творческий потенциал ребенка. Чтение должно быть интересным и нужным (полезным). Во время чтения вопросы просто необходимы. Они раскрывают значение непонятных слов или моментов. Ребенок учится интонировать. Ведь одно и то же предложение можно произнести по-разному. Задавая вопросы, дети познают мир. Родители же просто не дают задавать вопросы, не происходит обсуждение заинтересовавшего момента. Таким образом не только гасится заинтересованность ребенка, но и формируется условный рефлекс – «книжка-сон». Давайте разберемся, что происходит.
В течение дня наш мозг испускает бета-ритмы . Бета-активность очень важна для процесса мышления, недостаточная бета-активность головного мозга может привести к эмоциональным расстройствам, депрессии, стать причиной синдрома рассеянного внимания.
Альфа-ритмы мозга обычно возникают, когда мы находимся в состоянии покоя, расслабления. Альфа-ритмы возникают в мозге при занятии творческой деятельностью. Перед отходом ко сну, в момент, когда мы закрываем глаза, альфа-волны распространяются по коре головного мозга, что приводит к погружению в сон.
Таким образом, родители формируют предпосылки будущей неуспеваемости ребенка в школе. В дальнейшем при чтении через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Человек становятся не способен воспринимать большой объём информации, обычно помня две-три страницы прочитанного.
Читая своим детям, родители должны помнить важное правило. Чтение должно быть интересным и нужным как для самого читающего так и для его слушателей. При этом оно должно быть природосообразным, то есть соответствовать физиологической зрелости ребенка.
Открывая для детей увлекательный мир книг, нельзя навредить, сделав чтение утомительным и неинтересным занятием «по принуждению».

С самого рождения мы читали Леше книжки перед сном. Перед дневным сном и перед ночным тоже. На мы узнали, что делать этого нельзя. Поскольку я к любой информации отношусь скептически, то у меня было огромное желание все перепроверить и разобраться. Добралась до этого только сейчас, спустя несколько месяцев. Доводы вроде бы и логичные, но что-то все равно меня в этом смущает. Подумаем вместе и разберемся, как читать ребенку и когда?

Основная цель чтения для людей - познание мира. Основная цель чтения родителями ребенку перед сном - усыпление ребенка, в процессе которого и книжки читаются порой тихим и монотонным голосом. Когда перед сном малыш начинает задавать интересующие его вопросы во время чтения, то родители раздражаются и просят ребенка засыпать. Чтение становится для людей с самого раннего возраста не инструментом для узнавания чего-то нового, а отличным способом достаточно быстро окунуться в сон.

Это связано с работой головного мозга, а именно, с его ритмами. Когда человек засыпает, то мозг из бета-ритма переходит в альфа-ритм, а потом и в тета-ритм. Если этот переход в течение многих лет связан с чтением, то образуется условный рефлекс, если выразиться совсем кратко - это книжка-сон. Мозг автоматически засыпает при чтении книги.

Отсюда у школьников и взрослых людей возникают проблемы с чтением и познавательной активностью. Через пару страниц мозг автоматически отключается, переставая запоминать информацию и как-то вникать в прочитанное (альфа-ритм). Люди становятся не способны воспринимать большой объем информации, обычно помня две-три страницы прочитанного. Давно ловлю себя на мысли, читая текст во второй раз, что читала уже его, даже слова помню, фразы отдельные, а смысла не уловила (уснула, одним словом). Поэтому для многих людей чтение становится неинтересным занятием уже в детском возрасте.

Чтение - это процесс узнавания чего-то нового, активный, ведущий к знаниям, заставляющий искать дальше ответы на свои вопросы, что не всегда возможно сделать уже лежа в кровати. Получается, нельзя читать непосредственно перед сном, то есть перед засыпанием. И плохо, когда ребенок засыпает постоянно под чтение родителем книжки. Перед сном лучше спеть колыбельную, обсудить события прошедшего дня, послушать аудиокнигу, но не связывать сон с чтением.

Мы несколько месяцев пытались уйти от чтения перед сном, но руки так и тянутся к книге. Потом я поняла, что у нас чтение не перед сном, а где-то за час-полтора, но сидя в кровати. Я стала замечать, как этот процесс часто затягивается, мы даже можем пойти делать опыт (если читаем что-то по теме, например "Чевостика"). И к этому надо быть готовым (как и к ответам на вопросы ребенка), либо выбирать подобную литературу для чтения в другое время, а вечером читать истории и сказки. После чтения мы обычно ложимся, выключаем свет и обсуждаем с Лешей прошедший день, делимся впечатлениями, разбираем какие-то негативные моменты за день, вспоминаем хорошее и засыпаем. Так мы делаем чуть ли не с годика.

Как читать ребенку?
1) Читать с выражением, эмоционально.
2) Хотя бы иногда двум родителям читать ребенку вместе по ролям.
3) Чтение должно быть с той скоростью, с которой разговаривает сам ребенок. Это скорость его мышления. Если читать быстро, то ребенок не успевает уловить и осмыслить прочитанное.
4) Читать литературу, которая понятна ребенку и по возрасту.
5) Советоваться при выборе книги с ребенком. Самостоятельный выбор всегда интереснее.
6) Обсуждать прочитанное по иллюстрациям, подмечая детали на иллюстрациях в книгах. Особенно это актуально при чтении длинной книги, чтобы вспомнить прочитанное перед тем, как продолжить читать.
7) По возможности читать тогда, когда ребенок сам об этом просит.
8) Просто идея. Рисовать свои иллюстрации к книгам без картинок. Интересно будет через несколько лет открыть книгу и пересмотреть их все.

Сегодня чтение книг детям перед сном редко осуществляется родителями. Но существует огромная польза этой техники.

Преимущества, которые мы можем получить, рассказывая истории детям перед сном, помогают не только в интеллектуальном, но и эмоциональном плане.
Сказки про фей или обычные истории, чтобы помочь уснуть, полезны не только младенцам и маленьким детишкам: в будущем, уже подростками, они смогут воспользоваться этим преимуществом.

Вот несколько полезных моментов, которые могут быть получены благодаря чтению книг детям перед сном.

Помогает детям развивать коммуникативные навыки и язык

Учить детей разговаривать, можно начиная с беременности, потому что родители, разговаривающие со своими детьми, отвечают мозгу детей, который пытается ухватить звуки и язык, используемые их матерью.
Если читать детям истории перед сном, то это будет побуждать детей разговаривать и развивать лингвистическую компетенцию. Это забавная и приятная техника обучения детей.

Помогает успокоить ребёнка, который плачет

Читать истории перед сном — эффективное средство, чтобы облегчить стресс. Обычно родители читают истории в расслабленной и комфортабельной атмосфере, да ещё с использованием различной интонации, что позволяет заинтересовать ребёнка в том, что он слушает. В конечном счёте, дети чувствуют себя в своей тарелке, потому что уровень стресса сокращён.

Помогает улучшить мышление детей

У детей, которые едва начинают учиться читать, чтение одной и той же истории может помочь изучить язык, улучшить память и развить воображение. На протяжении первого слушания истории дети не могут уловить всё. Но, если она повторяется несколько раз, ребёнок поймёт структуру и последовательность истории.
Родителям следует уделять внимание к природе книги, которую собираются читать детям. Например, родителям не надо бы читать истории, слишком будоражущие или устрашающие детей. Чтение должно быть забавным и положительным, чтобы было полезным.

Помогает детям полюбить книги

Чтение детям перед сном может привести их к тому, что они полюбят книги и сам процесс чтения. Если ребёнок любит книги, тогда книга будет рассматриваться как чудесный друг или игрушки. Книги — активная среда, они могут сохранить мозг ребёнка могучим и помогают детям стать более творческими.

Помогает детям развивать способности к слушанию

Если ребёнок хочет понять содержание прочитанной книги, он должен сначала послушать историю. Следовательно, дети будут готовить свой ум, чтобы поглотить слова, произносимые родителями и создать свои собственные, чтобы их понять. Таким образом, дети внимательно слушают и пытаются овладеть этой компетенцией. Кроме того, этот подход позволяет также улучшить общение между родителями и детьми.

Помогает детям хорошо спать

Когда дети привыкают к слушанию историй перед сном, этот ритуал становится для ребёнка сигналом, что пора спать. Это условие поможет ребёнку хорошо спать и просыпаться вовремя каждый день, по этой причине рекомендуется проводить сеансы чтения в конкретное время, потому что ребёнок ещё мал.

Один из самых повторяющихся мотивов в иллюстрациях к книжкам моего детства: лежащий в постели ребёнок и бабушка или мама, сидящая с раскрытой книжкой на коленях. Он отображал реалии уже не моего поколения - когда-то детям на ночь читали сказки или просто интересные книжки. Сейчас детям на ночь в лучшем случае показывают мультик.

А ведь это чтение у постели - не просто примитивный аналог мультфильма, но нечто гораздо большее и важное для малыша! Многие мамы, пытающиеся научить своего ребёнка читать, жалуются, что у него нет никакого интереса к этому. О том же порой говорят и родители первоклассников. Дело же не в отсутствии интереса к учёбе как таковой, но в отсутствии интереса к процессу чтения. Другими словами, у детей часто нет мотивации.

Отчего же так? Оттого, что ребёнок не привык извлекать удовольствие из чтения . Конечно, я говорю не о том, чтобы с удовольствием читать самому, прежде чем он выучит буквы, а о том, что в принципе книжки нет среди его основных развлечений. Такое всегда или почти всегда связано с тем, что родители сами не любят читать ему книжку, делая это без удовольствия, с трудом выкроив десять минут в течение дня, или попросту заменяя ему книжку мультиками, обучающими или нет.

Иногда это бывает связано не с родителями, а с непоседливостью ребёнка. Эта проблема в некоторых случаях отлично решается правильным выбором времени для чтения.

Вы уже догадались, что это время - вечером, перед сном. Когда малыш, уже умиротворённый, усталый, лежит в постельке, и вы, уже освободившись от дневных забот (которых хватает и в выходные дни), присаживаетесь рядом, выбираете вместе книжку, открываете её и следующие двадцать-тридцать минут посвящаете чтению и - друг другу.

Это и есть вторая, очень важная польза от чтения .

Особенность нашего времени такова, что родные, близкие люди мало проводят времени друг с другом, мало общаются и почти всегда делают это мимоходом или по праздником. Дети словно отдаляются от родителей, эмоциональная связь с ними слабеет. Родитель фактически превращается в человека, который с утра второпях поднимает, кормит, одевает, отводит в садик или школу, или усаживает перед телевизором, потом приводит из садика-школы или снова кормит, раздаёт указания и запреты, а вечером загоняет в постель.

Что делать? Условия нашей жизни таковы, что мы не можем бросать работу или другие важные дела, чтобы наслаждаться только общением с малышом .

Но есть очень простой и практически необременительный способ удерживать и укреплять вашу связь с ребёнком. С утра, поднимая малыша, говорить «Доброе утро!» (две секунды, которые ничего не изменят, кроме того, что ребёнок почувствует ваше внимание), поцеловать или погладить по голове, прощаясь перед ежедневным расставанием, и выкроить вечером полчасика на то, чтобы почитать ему книжку перед сном. Спокойствие вечера, доверительная атмосфера, общее дело, превращаясь в ежедневный ритуал, прочно свяжут вас узами, которые должны соединять родных людей, яснее всяких слов и подарков покажут ребёнку вашу любовь.

Кроме того, даже развлекательные книги, прочитанные в такой уютной атмосфере и оттого вызывающие сильные, глубокие эмоции, гораздо лучше способствуют развитию, расширению кругозора, стимуляции воображения и мышления и, наконец, интереса к обучению, чем любой развивающий мультфильм или программа - большая эффективность живого общения (а такое чтение - форма общения!) в этом отношении уже доказана учёными при помощи наблюдений и опытов.