Среди 27 заданий КИМа по русскому языку в 2019 году традиционно будут и вопросы по орфоэпии, поэтому на этапе подготовки важно выучить все слова, входящие в орфоэпический минимум ЕГЭ, составленный ФИПИ.

Орфоэпия – раздел русского языка, изучающий нормы и правила произношения слов и расстановки ударения.

Орфоэпические нормы в устной речи

Соблюдение орфоэпических норм – важный параметр оценки устной речи, ведь неправильное произношение слов и неверное ударение режут слух окружающих и характеризуют говорящего, как человека неграмотного и необразованного.

Среди миллионов слов, звучание которых у каждого на слуху, есть небольшая группа, запоминание которых для многих людей является проблематичным.

Стоит заметить, что нормы орфоэпии не являются чем-то статичным. С течением времени произношение некоторых слов меняется под влиянием самых различных факторов. Все современные нормы собраны в орфоэпический словарь, но для успешной сдачи в 2019 году ЕГЭ по русскому языку выпускникам 11-х классов будет достаточно хорошо знать орфоэпический минимум, в который вошли около 300 слов.

Структура КИМа 2019 года

ЕГЭ по русскому языку длится 3,5 часа (210 минут).

Билет 2019 года по русскому языку будет включать в себя 27 заданий, 5 из которых будут направлены на проверку того, как выпускник владеет языковыми нормами устной речи. Среди этих заданий ЕГЭ 2019 года обязательно попадутся вопросы на расстановку ударения в словах, входящих в орфоэпический минимум.

Все задания билета будут разделены на уровни сложности следующим образом:

Таким образом, за правильное выполнение 27 заданий экзаменуемый сможет набрать 58 первичных баллов.

Список слов для заданий по орфоэпии

Специально для учащихся 11-х классов, проходящих этап подготовки к ЕГЭ 2019 года, в ФИПИ составили орфоэпический минимум – мини-словарик, в котором указаны все ударные гласные в сложных для запоминания словах.

Предлагаем вашему вниманию такой словарик с удобным разделением слов по алфавиту и указанием правильного ударения.

Среди 27 заданий КИМа по русскому языку в 2019 году традиционно будут и вопросы по орфоэпии, поэтому на этапе подготовки важно выучить все слова, входящие в орфоэпический минимум ЕГЭ, составленный ФИПИ.

Орфоэпия – раздел русского языка, изучающий нормы и правила произношения слов и расстановки ударения.

Орфоэпические нормы в устной речи

Соблюдение орфоэпических норм – важный параметр оценки устной речи, ведь неправильное произношение слов и неверное ударение режут слух окружающих и характеризуют говорящего, как человека неграмотного и необразованного.

Среди миллионов слов, звучание которых у каждого на слуху, есть небольшая группа, запоминание которых для многих людей является проблематичным.

Стоит заметить, что нормы орфоэпии не являются чем-то статичным. С течением времени произношение некоторых слов меняется под влиянием самых различных факторов. Все современные нормы собраны в орфоэпический словарь, но для успешной сдачи в 2019 году ЕГЭ по русскому языку выпускникам 11-х классов будет достаточно хорошо знать орфоэпический минимум, в который вошли около 300 слов.

Когда проводят экзамен?

Важный этап экзаменации по русскому языку обычно спланирован по весне, длится до начала лета.

Уже в марте-апреле педагоги организуют ранний этап, некоторые школьники предварительно напишут экзамен, в частности те, кто:

  • окончил школу в прошлом году;
  • получил справку, а не аттестат о завершении получения среднего образования;
  • выпускается из вечерней школы;
  • планирует продолжать учебу за рубежом;
  • относится к абитуриентам текущего года, что предварительно завершили учебный план;
  • задействован в мероприятиях местного или международного масштаба, в момент проведения официального этапа экзаменации;
  • учится в 11 классе, но должен пройти в это время лечение, реабилитацию, прочее.

В начале осени экзамен станут сдавать ребята, заработавшие невысокие баллы, или пропустившие экзамены по уважительной причине, но данный факт должен подтверждаться документально.

Как проводится экзамен?

Очевидно, что любой из билетов рассчитан на 26 заданий, будут встречаться тестовые вопросы, а в конце следует написать сочинение на определенную тему.

В потенциальном будущем, министры хотели бы ввести задание, позволяющее предопределить знание лексических аспектов. Еще пару лет назад чиновники заговорили о том, что рационально ввести такой этап в экзамене, как «Говорение».

Может быть, что непосредственно в следующем году, специалисты в дополнение к ранее перечисленным заданиям, станут проверять у подростков умение передавать личные мысли в устном виде, подводить итоги, а также давать аргументированный ответ, отстаивая позицию.

Информация об орфоэпическом минимуме

Не секрет, что разница отечественного языка с прочими в том, что ударение в словах иногда делается на разные слоги, для сравнения: французы всегда ставят ударение на последний слог. Соответственно, верно определять ударение умеют далеко не все школьники. Чтобы успешно сдать орфоэпический минимум по русскому языку, рационально выучить более 300 слов.

Полный их перечень для нового учебного года, обычно официально публикуют на портале ФИПИ.
Наибольше затруднений у ребят вызывают слова, представленные далее: алфавИт, аэропОрты, бАнты, вЕрба, вероисповЕдание, вОвремя, давнИшний, диспансЕр, дОверху, дозвонИться, дОнизу, жалюзИ, завИдно, избалОванный, издрЕвле, каталОг, квартАл, киломЕтр, красИвее, мусоропровОд, облегчИть, опломбировАть, оптОвый, Отрочество, партЕр, прАвы, придАное, сверлИт, сирОты, слИвовый, срЕдства, столЯр, тОрты, цепОчка, шАрфы.

Как заработать максимум баллов?

Первая часть выбранного задания включает 25 заданий, прекрасное их выполнение предусматривает 34 балла, это практически 60% от общего результата экзамена по русскому языку.

Что касается задания №26, это сочинение, его оценивают в 24 балла, это и есть завершающие 40%. Нужно ответственно готовиться к проверке, сосредотачиваться на теме, времени, личной уверенности. И исключительно знания позволят заработать наивысший балл!

Список слов для заданий по орфоэпии

Специально для учащихся 11-х классов, проходящих этап подготовки к ЕГЭ 2019 года, в ФИПИ составили орфоэпический минимум – мини-словарик, в котором указаны все ударные гласные в сложных для запоминания словах.

Предлагаем вашему вниманию такой словарик с удобным разделением слов по алфавиту и указанием правильного ударения.

Секреты эффективной подготовки

Итак, у вас уже есть орфоэпический минимум, который поможет подготовиться к ЕГЭ 2019 года по русскому языку.

Если несмотря на многочисленное вычитывание слов вам не удается запомнить правильное ударение, попробуйте изменить тактику. Вместо того. что бы зубрить словарик. Придумайте простую рифму к сложному слову. Так вы всегда сможете безошибочно определить на какой слог должно падать ударение.

Вот пример таких стихов.

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

Отрочество

Пояснение (см. также Правило ниже).

Ошибка в слове «принЯл».

Запомним два ряда слов сразу. Это слова группы «принять» и «начать».

Нам нужно начАть изучать ударенья. Я нАчал. Мама началА. Мы вместе нАчали, ура! И мы наЧАВшие теперь.

Нам нужно бы принЯть решенье. Я прИнял. Мама принялА. Мы вместе прИняли, ура! И мы приНЯВшие теперь.

Люблю я эти ЧАВ и НЯВ: все формы- с ударением. Как ни крути - наЧАВ, приНЯВ, приНЯВший - просто наслаждение!

Ответ: принял.

Ответ: принял

Актуальность: 2016-2017

Сложность: обычная

Правило: Задание 4. Постановка ударения

ОР-ФО-ЭПИ-ЧЕ-СКИЕ НОРМЫ (по-ста-нов-ка уда-ре-ния) про-ве-ря-ют-ся в за-да-нии 4.

От уча-щих-ся тре-бу-ет-ся вы-пи-сать одно из четырёх слов, в ко-то-ром не-вер-но вы-де-ле-но уда-ре-ние - удар-ная глас-ная обо-зна-че-на боль-шой бук-вой. В ответ впи-сы-ва-ет-ся слово без из-ме-не-ний, без вы-де-ле-ний боль-ши-ми бук-ва-ми. Об-ра-ти-те вни-ма-ние на букву Ё: если слово с ошиб-кой со-дер-жа-ло эту букву, её нужно пи-сать и в от-ве-те. На-при-мер, из четырёх слов:

запЁртый

пер-вое имеет не-вер-но вы-де-лен-ное уда-ре-ние. Вы-пи-сы-ва-ем это слово в ответ без из-ме-не-ния, с бук-вой Ё. Об-ра-ща-ем вни-ма-ние на то, что во-прос о воз-мож-ном на-пи-са-нии Е вме-сто Ё ре-ша-ет-ся про-сто: перед каж-дым эк-за-ме-ну-е-мым на эк-за-ме-не будет бланк, в ко-то-ром ука-за-ны ВСЕ раз-решённые буквы и знаки. На дан-ный мо-мент вре-ме-ни в об-раз-цах блан-ках буква Ё есть.

Для тре-ни-ров-ки в от-ра-бот-ке на-вы-ка по-ста-нов-ки уда-ре-ния РЕ-ШУ-ЕГЭ пред-ла-га-ет как слова из Ор-фо-эпи-че-ско-го ми-ни-му-ма ФИПИ (2019 год), так и слова, не во-шед-шие или вы-шед-шие из него.

В за-да-ния с по-вы-шен-ным уров-нем слож-но-сти на-ря-ду со сло-ва-ми с явно оши-боч-ным уда-ре-ни-ем вклю-че-ны слова, име-ю-щие два ва-ри-ан-та уда-ре-ния.

Ор-фо-эпи-че-ский слов-ник ФИПИ 2019

Важ-ной сто-ро-ной ор-фо-эпии яв-ля-ет-ся уда-ре-ние, то есть зву-ко-вое вы-де-ле-ние од-но-го из сло-гов слова. Уда-ре-ние на пись-ме обыч-но не обо-зна-ча-ет-ся, хотя в от-дель-ных слу-ча-ях (при обу-че-нии рус-ско-му языку не-рус-ских) его при-ня-то ста-вить.

От-ли-чи-тель-ные осо-бен-но-сти рус-ско-го уда-ре-ния - его раз-но-мест-ность и по-движ-ность.Раз-но-мест-ность за-клю-ча-ет-ся в том, что уда-ре-ние в рус-ском языке может быть на любом слоге слова (книга, под-пись - на пер-вом слоге; фо-нарь, под-по-лье - на вто-ром; ура-ган, ор-фо-эпия - на тре-тьем и т. д.). В одних сло-вах уда-ре-ние фик-си-ро-ва-но на опре-делённом слоге и не пе-ре-дви-га-ет-ся при об-ра-зо-ва-нии грам-ма-ти-че-ских форм, в дру-гих - ме-ня-ет своё место (срав-ни-те: тОнна - тОнны и стенА - стЕну - стЕ-нам и сте-нАм). По-след-ний при-мер де-мон-стри-ру-ет по-движ-ность рус-ско-го уда-ре-ния. В этом и со-сто-ит объ-ек-тив-ная труд-ность усво-е-ния ак-цент-ных норм. «Од-на-ко, - как спра-вед-ли-во от-ме-ча-ет К.С. Гор-ба-че-вич, - если раз-но-мест-ность и по-движ-ность рус-ско-го уда-ре-ния и со-зда-ют не-ко-то-рые труд-но-сти при его усво-е-нии, то зато эти не-удоб-ства пол-но-стью ис-ку-па-ют-ся воз-мож-но-стью раз-ли-чать с по-мо-щью места уда-ре-ния смысл слов (мУка - мукА, трУ-сит - тру-сИт, по-грУ-жен-ный на плат-фор-му - по-гружЁнный в воду) и даже функ-ци-о-наль-но-сти-ли-сти-че-скую за-креплённость ак-цент-ных ва-ри-ан-тов (лав-рО-вый лист, но в бо-та-ни-ке: се-мей-ство лАв-ро-вых).

Осо-бен-но важ-ной в этом плане пред-став-ля-ет-ся роль уда-ре-ния как спо-со-ба вы-ра-же-ния грам-ма-ти-че-ских зна-че-ний и пре-одо-ле-ния омо-ни-мии сло-во-форм». Как уста-нов-ле-но учёными, боль-шая часть слов рус-ско-го языка (около 96%) от-ли-ча-ет-ся фик-си-ро-ван-ным уда-ре-ни-ем. Од-на-ко остав-ши-е-ся 4% и яв-ля-ют-ся наи-бо-лее упо-тре-би-тель-ны-ми сло-ва-ми, со-став-ля-ю-щи-ми ба-зис-ную, ча-стот-ную лек-си-ку языка.

При-ведём не-ко-то-рые пра-ви-ла ор-фо-эпии в об-ла-сти уда-ре-ния, ко-то-рые по-мо-гут пре-ду-пре-дить со-от-вет-ству-ю-щие ошиб-ки.

Имена су-ще-стви-тель-ные

аэро-пОр-ты, не-по-движн. уда-ре-ние на 4-ом слоге

бАнты, не-по-движн. уда-ре-ние на 1-ом слоге.

бО-ро-ду, вин.п., толь-ко в этой форме ед. ч. уда-ре-ние на 1-ом слоге

бух-гАл-те-ров, род. п. мн. ч., не-по-движ-ное уда-ре-ние на 2-ом слоге

ве-ро-ис-по-вЕ-да-ние, от веру ис-по-вЕ-дать

граж-дАн-ство

де-ше-вИз-на

дис-пан-сЕр, слово при-шло из англ. яз. через по-сред-ство франц.яз., где удар. все-гда на по-след-нем слоге

до-го-ворЁнность

до-ку-мЕнт

жа-лю-зИ, из франц. яз., где удар. все-гда на по-след-нем слоге

знА-чи-мость, от прил. знА-чи-мый

Иксы, им. п. мн. ч., не-по-движн. уда-ре-ние

ка-та-лОг

мо-но-лОг

не-кро-лОг

квар-тАл, из нем. яз., где уда-ре-ние на 2-ом слоге

ки-ло-мЕтр, в одном ряду со сло-ва-ми

сан-ти-мЕтр, де-ци-мЕтр, мил-ли-мЕтр…

кО-ну-сы, кО-ну-сов, не-по-движ. уда-ре-ние на 1-м слоге во всех па-де-жах в ед. и мн. ч.

крАны, не-по-движн. уда-ре-ние на 1-ом слоге

кре-мЕнь, крем-нЯ, удар. во всех фор-мах на по-след-нем слоге, как и в слове огОнь

лЕк-то-ры, лЕк-то-ров, см. слово бант(ы)

мЕст-но-стей, род. п. мн. ч., в одном ряду со сло-во-фор-мой пО-че-стей, чЕ-лю-стей…, но но-во-стЕй

му-со-ро-про-вОд, в одном ряду со сло-ва-ми га-зо-про-вОд, неф-те-про-вОд, во-до-про-вОд

на-мЕ-ре-ние

не-кро-лОг, см. ка-та-лОг

нЕ-на-висть

нО-во-сти, но-во-стЕй, но: см. мЕст-но-стей

нО-готь, нОгтя, не-по-движн. уда-ре-ние во всех фор-мах ед. ч. От-ро-че-ство, от Отрок - под-ро-сток

пар-тЕр, из франц. яз., где удар. все-гда на по-след-нем слоге

порт-фЕль

пО-руч-ни

при-дА-ное

при-зЫв, в одном ряду со сло-ва-ми позЫв, отзЫв (посла), созЫв, но: Отзыв (на пуб-ли-ка-цию)

си-рО-ты, им. п. мн. ч., уда-ре-ние во всех фор-мах мн. ч. толь-ко на 2-ом слоге

срЕд-ства, им. п. мн. ч.

созЫв, см. при-зЫв

сто-лЯр, в одном ряду со сло-ва-ми малЯр, доЯр, шко-лЯр…

та-мОж-ня

тОрты, тОр-тов

це-пОч-ка

шАрфы, см. бАнты

шофЁр, в одном ряду со сло-ва-ми киоскЁр, кон-тролЁр…

экс-пЕрт, из франц. яз., где уда-ре-ние все-гда на по-след-нем слоге

Имена при-ла-га-тель-ные

У пол-ных форм имён при-ла-га-тель-ных воз-мож-но толь-ко не-по-движ-ное уда-ре-ние на ос-но-ве или на окон-ча-нии. Ва-ри-а-тив-ность этих двух типов у одних и тех же сло-во-форм объ-яс-ня-ет-ся, как пра-ви-ло, праг-ма-ти-че-ским фак-то-ром, свя-зан-ным с раз-гра-ни-че-ни-ем ма-ло-упо-тре-би-тель-ных или книж-ных при-ла-га-тель-ных и при-ла-га-тель-ных ча-стот-ных, сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ных или даже сни-жен-ных. В самом деле, ма-ло-упо-тре-би-тель-ные и книж-ные слова чаще имеют уда-ре-ние на ос-но-ве, а ча-стот-ные, сти-ли-сти-че-ски ней-траль-ные или сни-жен-ные - на окон-ча-нии.

Сте-пень осво-ен-но-сти слова про-яв-ля-ет-ся в ва-ри-ан-тах места уда-ре-ния: круж-кО-вый и круж-ко-вОй, за-пАс-ный и за-пас-нОй, око-ло-зЕм-ный и око-ло-зем-нОй, мИ-ну-со-вый и ми-ну-со-вОй, очИст-ный и очист-нОй. По-доб-ные слова не вклю-ча-ют-ся в за-да-ния ЕГЭ, так как оба ва-ри-ан-та счи-та-ют-ся пра-виль-ны-ми.

И всё же выбор места уда-ре-ния вы-зы-ва-ет за-труд-не-ния чаще всего в крат-ких фор-мах при-ла-га-тель-ных. Между тем есть до-воль-но по-сле-до-ва-тель-ная норма, со-глас-но ко-то-рой удар-ный слог пол-ной формы ряда упо-тре-би-тель-ных при-ла-га-тель-ных остаётся удар-ным и в крат-кой форме: кра-сИ-вый - кра-сИв - кра-сИ-ва - кра-сИ-во - кра-сИ-вы; не-мЫс-ли-мый - не-мЫс-лим - не-мЫс-ли-ма - не-мЫс-ли-мо - не-мЫс-ли-мы и т. п.

Ко-ли-че-ство при-ла-га-тель-ных с по-движ-ным уда-ре-ни-ем в рус-ском языке не-ве-ли-ко, но они часто ис-поль-зу-ют-ся в речи, и по-это-му нормы уда-ре-ния в них нуж-да-ют-ся в ком-мен-та-ри-ях.

Уда-ре-ние не-ред-ко па-да-ет на ос-но-ву в форме мно-же-ствен-но-го числа, а также в един-ствен-ном числе в муж-ском и сред-нем роде и на окон-ча-ние в форме жен-ско-го рода: прА-вый - прав -прАво - прАвы - правА; сЕрый - сер - сЕро - сЕры - серА; стрОй-ный - стрО-ен - стрОй-но - стрОй-ны - строй-нА.

По-доб-ные при-ла-га-тель-ные, как пра-ви-ло, имеют од-но-слож-ные ос-но-вы без суф-фик-сов либо с про-стей-ши-ми суф-фик-са-ми (-к-, -н-). Од-на-ко так или иначе воз-ни-ка-ет не-об-хо-ди-мость об-ра-ще-ния к ор-фо-эпи-че-ско-му сло-ва-рю, так как ряд слов «вы-би-ва-ет-ся» из ука-зан-ной нормы. Можно, на-при-мер, го-во-рить: длИн-ны и длин-нЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Сле-ду-ет также ска-зать и о про-из-но-ше-нии при-ла-га-тель-ных в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни. Су-ще-ству-ет такая норма: если уда-ре-ние в крат-кой форме жен-ско-го рода па-да-ет на окон-ча-ние, то в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни оно будет на суф-фик-се ее: силь-нА - силь-нЕе, боль-нА - боль-нЕе, живА - живЕе, строй-нА - строй-нЕе, правА - пра-вЕе; если же уда-ре-ние в жен-ском роде стоит на ос-но-ве, то в срав-ни-тель-ной сте-пе-ни оно и со-хра-ня-ет-ся на ос-но-ве: кра-сИ-ва - кра-сИ-вее, пе-чАль-на - пе-чАль-нее, про-тИв-на - про-тИв-нее. То же ка-са-ет-ся и формы пре-вос-ход-ной сте-пе-ни.

Гла-го-лы

Одна из наи-бо-лее на-пряжённых точек уда-ре-ния в упо-тре-би-тель-ных гла-го-лах - это формы про-шед-ше-го вре-ме-ни. Уда-ре-ние в про-шед-шем вре-ме-ни обыч-но па-да-ет на тот же слог, что и в ин-фи-ни-ти-ве: си-дЕть - си-дЕ-ла, сто-нАть - сто-нА-ла, прЯ-тать - прЯ-та-ла, на-чи-нАть - на-чи-нА-ла. Вме-сте с тем груп-па упо-тре-би-тель-ных гла-го-лов (около 300) под-чи-ня-ет-ся дру-го-му пра-ви-лу: уда-ре-ние в форме жен-ско-го рода пе-ре-хо-дит на окон-ча-ние, а в осталь-ных фор-мах остаётся на ос-но-ве. Это гла-го-лы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Ре-ко-мен-ду-ет-ся го-во-рить: жить - жил - жИло - жИли - жилА; ждать - ждал - ждАло - ждАли - ждалА; лить - лил - лИло - лИли - лилА. Так же про-из-но-сят-ся и про-из-вод-ные гла-го-лы (про-жить, за-брать, до-пить, про-лить и т. п.).

Ис-клю-че-ние со-став-ля-ют слова с при-став-кой вы-, ко-то-рая при-ни-ма-ет уда-ре-ние на себя: вЫ-жить - вЫ-жи-ла, вЫ-лить - вЫ-ли-ла, вЫ-звать - вЫ-зва-ла.

У гла-го-лов класть, красть, слать, по-слать уда-ре-ние в форме жен-ско-го рода про-шед-ше-го вре-ме-ни остаётся на ос-но-ве: слАла, по-слА-ла, стлА-ла.

И ещё одна за-ко-но-мер-ность. До-воль-но часто в воз-врат-ных гла-го-лах (в срав-не-нии с не-воз-врат-ны-ми) уда-ре-ние в форме про-шед-ше-го вре-ме-ни пе-ре-хо-дит на окон-ча-ние: на-чАть-ся - на-чал-сЯ, на-ча-лАсь, на-ча-лОсь, на-ча-лИсь; при-нЯть-ся - при-нял-сЯ, при-ня-лАсь, при-ня-лОсь, при-ня-лИсь.

О про-из-но-ше-нии гла-го-ла зво-нить в спря-га-е-мой форме. Ор-фо-эпи-че-ские сло-ва-ри по-след-не-го вре-ме-ни со-вер-шен-но обос-но-ван-но про-дол-жа-ют ре-ко-мен-до-вать уда-ре-ние на окон-ча-нии: зво-нИшь, зво-нИт, зво-нИм, зво-нИ-те, зво-нЯт. Эта

тра-ди-ция опи-ра-ет-ся на клас-си-че-скую ли-те-ра-ту-ру (пре-жде всего по-э-зию), ре-че-вую прак-ти-ку ав-то-ри-тет-ных но-си-те-лей языка.

ба-ло-вАть, в одном ряду со сло-ва-ми

ба-ло-вАть-ся, из-ба-ло-вАть, раз-ба-ло-вАть…,но:бА-ло-вень судь-бы

брать-бралА

брАть-ся-бра-лАсь

взять-взялА

взЯть-ся-взя-лАсь

вклю-чИть-вклю-чИшь,

вклю-чИт, вклю-чИм

влИть-ся-вли-лАсь

во-рвАть-ся-во-рва-лАсь

вос-при-нЯть-вос-при-ня-лА

вос-со-здать-вос-со-зда-лА

вру-чИть-вру-чИт

гнать-гналА

гнАть-ся-гна-лАсь

до-брАть-до-бра-лА

до-брАть-ся-до-бра-лАсь

до-ждАть-ся-до-жда-лАсь

до-зво-нИть-ся-до-зво-нИт-ся,

до-зво-нЯт-ся

до-зИ-ро-вать

ждать-ждалА

жИть-ся-жи-лОсь

за-кУ-по-рить

за-нЯть-зАнял, за-ня-лА,

зА-ня-ло, зА-ня-ли

за-пе-рЕть-за-пер-лА

за-пе-рЕть-ся-за-пер-лАсь (на ключ, на замок и т.п.)

звать-звалА

зво-нИть-зво-нИшь, зво-нИт,

ис-чЕр-пать

клАсть-клАла

крАсть-ся - крА-лась

лгать-лгалА

лить-лилА

лИть-ся-ли-лАсь

на-врАть-на-вра-лА

на-де-лИть-на-де-лИт

на-до-рвАть-ся-на-до-рва-лАсь

на-звАть-ся-на-зва-лАсь

на-кре-нИть-ся-на-кре-нИт-ся

на-лИть-на-ли-лА

на-рвАть-на-рва-лА

на-со-рИть-на-со-рИт

на-чАть-нАчал, на-ча-лА, нА-ча-ли

об-зво-нИть-об-зво-нИт

об-лег-чИть-об-лег-чИт

об-лИть-ся-об-ли-лАсь

об-нЯть-ся-об-ня-лАсь

обо-гнАть-обо-гна-лА

обо-дрАть-обо-дра-лА

обод-рИть

обод-рИть-ся-обод-рИшь-ся

обост-рИть

одол-жИть-одол-жИт

озлО-бить

окру-жИть-окру-жИт

оплом-би-ро-вАть, в одном ряду со сло-ва-ми

фор-ми-ро-вАть, нор-ми-ро-вАть, сор-ти-ро-вАть,

пре-ми-ро-вАть…

опОш-лить

освЕ-до-мить-ся-освЕ-до-мишь-ся

от-бЫть-от-бы-лА

от-дАть-от-да-лА

от-кУ-по-рить-от-кУ-по-рил

ото-звАть-ото-зва-лА

ото-звАть-ся-ото-зва-лАсь

пе-ре-зво-нИть - пе-ре-зво-нИт

пе-ре-лИть-пе-ре-ли-лА

пло-до-но-сИть

по-вто-рИть-по-вто-рИт

по-звАть-по-зва-лА

по-зво-нИть-по-зво-нИшь-по-зво-нИт

по-лИть-по-ли-лА

по-ло-жИть-по-ло-жИл

по-нЯть-по-ня-лА

по-слАть-по-слА-ла

при-бЫть-прИ-был-при-бы-лА-прИ-бы-ло

при-нЯть-прИ-нял-прИ-ня-ли-при-ня-лА

при-нУ-дить

рвать-рвалА

свер-лИть-свер-лИшь-свер-лИт

снять-снялА

со-здАть-со-зда-лА

со-рвАть-со-рва-лА

со-рИть-сорИт

убрАть-убра-лА

убыст-рИть

углу-бИть

укре-пИть-укре-пИт

ще-мИть-щемИт, за-ще-мИт

Уда-ре-ние в при-ча-сти-ях и де-е-при-ча-сти-ях

Наи-бо-лее ча-стые ко-ле-ба-ния уда-ре-ния фик-си-ру-ют-ся при про-из-но-ше-нии крат-ких стра-да-тель-ных при-ча-стий. Если уда-ре-ние в пол-ной форме на-хо-дит-ся на суф-фик-се -ЁНН-, то оно остаётся на нём толь-ко в форме муж-ско-го рода, в осталь-ных фор-мах пе-ре-хо-дит на окон-ча-ние: про-ведЁнный - про-ведЁн, про-ве-де-нА, про-ве-де-нЫ, про-ве-де-нО; завезЁнный - завезЁн, за-ве-зе-нА, за-ве-зе-нЫ, за-ве-зе-нО. Од-на-ко но-си-те-лям языка ино-гда труд-но пра-виль-но вы-брать место уда-ре-ния и в пол-ной форме. Го-во-рят: «за-вЕ-зен-ный» вме-сто завезЁнный, «пе-ре-вЕ-ден-ный» вме-сто пе-ре-ведЁнный и т. д. В таких слу-ча-ях стоит чаще об-ра-щать-ся к сло-ва-рю, по-сте-пен-но от-ра-ба-ты-вая пра-виль-ное про-из-но-ше-ние.

Не-сколь-ко за-ме-ча-ний о про-из-но-ше-нии пол-ных при-ча-стий с суф-фик-сом -Т-. Если суф-фик-сы не-опре-делённой формы о-, -ну- имеют на себе уда-ре-ние, то в при-ча-сти-ях оно пе-рейдёт на один слог вперёд: по-лОть - пО-ло-тый, ко-лОть - кО-ло-тый, со-гнУть - сО-гну-тый, за-вер-нУть - завЁрну-тый.

Стра-да-тель-ные при-ча-стия от гла-го-лов лить и пить (с суф-фик-сом -т-) от-ли-ча-ют-ся не-ста-биль-ным уда-ре-ни-ем. Можно го-во-рить: прО-ли-тый и про-лИ-тый, прО-лит и про-лИт, про-ли-тА (толь-ко!), прО-ли-то и про-лИ-то, прО-ли-ты и про-лИ-ты; дО-пи-тый и до-пИ-тый, дОпит и допИт, до-пи-тА и до-пИ-та, дО-пи-то и до-пИ-то, дО-пи-ты и до-пИ-ты.

При-ча-стия

ба-лО-ван-ный

включённый-включЁн, см. низ-ведЁнный

довезЁнный

зА-гну-тый

зА-ня-тый-за-ня-тА

зА-пер-тый-за-пер-тА

заселЁнный-за-се-ле-нА

из-ба-лО-ван-ный, см. ба-лО-ван-ный

кор-мЯ-щий

кро-во-то-чА-щий

мо-лЯ-щий

на-жИв-ший

нА-жи-тый-на-жи-тА

на-лИв-ший-на-ли-тА

на-нЯв-ший-ся

на-чАв-ший

нА-ча-тый

низ-ведЁнный-низ-ведЁн, см. включЁнный…

ободрённый-ободрЁн-обод-ре-нА

обострЁнный

от-ключённый

опре-делЁнный-опре-делЁн

от-ключЁнный

по-вторЁнный

поделЁнный

по-нЯв-ший

прИ-ня-тый

при-ручЁнный

про-жИв-ший

снЯ-тый-снятА

Де-е-при-ча-стия

Де-е-при-ча-стия часто имеют уда-ре-ние на том же слоге, что и в не-опре-делённой форме со-от-вет-ству-ю-ще-го гла-го-ла: вло-жИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, ис-чЕр-пав (НЕЛЬ-ЗЯ: ис-чер-пАв), начАв, под-нЯв, пожИв, полИв, по-ло-жИв, понЯв, пре-дАв, пред-при-нЯв, при-бЫв, при-нЯв, про-дАв, про-клЯв, про-лИв, про-нЯв, про-пИв, со-здАв.

ба-лУ-ясь

за-кУ-по-рив

на-чАв-шись

под-нЯв

Уда-ре-ние в на-ре-чи-ях

Уда-ре-ние в на-ре-чи-ях в ос-нов-ном сле-ду-ет изу-чать путём за-по-ми-на-ния и об-ра-ще-ния к ор-фо-эпи-че-ско-му сло-ва-рю.

вО-вре-мя

дО-вер-ху

до-нЕль-зя

за-вИд-но, в зна-че-нии ска-зу-е-мо-го

зА-го-дя, раз-го-вор-ное

зА-свет-ло

зА-тем-но

кра-сИ-вее, прил.и нареч. в сравн.ст.

на-дОл-го

Орфоэпический словник с сайта ФИПИ со словами, произношение которых на ЕГЭ необходимо знать точно.

Важной стороной орфоэпии является ударение , то есть звуковое выделение одного из слогов слова. Ударение на письме обычно не обозначается, хотя
в отдельных случаях (при обучении русскому языку нерусских) его принято ставить.

Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность . Разноместность заключается в том, что ударение в русском языке может быть на любом слоге слова (книга, подпись – на первом слоге; фонарь, подполье – на втором; ураган, орфоэпия – на третьем и т. д.). В одних словах ударение фиксировано на определённом слоге и не передвигается при образовании грамматических форм, в других – меняет своё место (сравните: тОнна тОнны и стенА стЕну стЕнам и стенАм).

Последний пример демонстрирует подвижность русского ударения. В этом и состоит объективная трудность усвоения акцентных норм. «Однако, – как справедливо отмечает К. С. Горбачевич, – если разноместность и подвижность русского ударения и создают некоторые трудности при его усвоении, то зато эти неудобства полностью искупаются возможностью различать с помощью места ударения смысл слов (мУка мукА, трУсит трусИт, погрУженный на платформу погружЁнный в воду) и даже функционально-стилистическую закреплённость акцентных вариантов (лаврОвый лист, но в ботанике: семейство лАвровых). Особенно важной в этом плане представляется роль ударения как способа выражения грамматических значений и преодоления омонимии словоформ». Как установлено учёными, большая часть слов русского языка (около 96%) отличается фиксированным ударением. Однако оставшиеся 4% и являются наиболее употребительными словами, составляющими базисную, частотную лексику языка.

Приведём некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки.

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. Вариативность этих двух типов у одних и тех же словоформ объясняется, как правило, прагматическим фактором, связанным с разграничением малоупотребительных или книжных прилагательных и прилагательных частотных, стилистически нейтральных или даже сниженных. В самом деле, малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные – на окончании.

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

И всё же выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных. Между тем есть довольно последовательная норма, согласно которой ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый красИв красИва красИво красИвы; немЫслимый немЫслим немЫслима немЫслимо немЫслимы и т. п.

Количество прилагательных с подвижным ударением в русском языке невелико, но они часто используются в речи, и поэтому нормы ударения в них нуждаются в комментариях. Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый прав прАво прАвы правА ; сЕрый – сер сЕро сЕры серА ; стрОйный стрОен стрОйно стрОйны стройнА.

Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы. Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Следует также сказать и о произношении прилагательных в сравнительной степени. Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание, то в сравнительной степени оно будет на суффиксе
-ее: сильнА – сильнЕе, больнА – больнЕе, живА – живЕе, стройнА – стройнЕе, правА – правЕе; если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва – красИвее, печАльна – печАльнее, протИвна – протИвнее. То же касается и формы превосходной степени.

Ударение в глаголах

Одна из наиболее напряжённых точек ударения в употребительных глаго-
лах – это формы прошедшего времени.

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть – сидЕла, стонАть – стонАла, прЯтать – прЯтала, начинАть – начинАла. Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить – жил – жИло – жИли – жилА; ждать – ждал – ждАло – ждАли – ждалА; лить – лил – лИло – лИли – лилА. Так же произносятся и производные глаголы (прожить, забрать, допить, пролить и т. п.).

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя: вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила, вЫзвать – вЫзвала.

У глаголов класть, красть, стлать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, стлАла.

И ещё одна закономерность. Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит
на окончание: начАться – началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь; принЯться – принялсЯ, принялАсь, принялОсь, принялИсь.

О произношении глагола звонить в спрягаемой форме

Орфоэпические словари последнего времени совершенно обоснованно продолжают рекомендовать ударение на окончании: звонИшь, звонИт, звонИм, звонИте, звонЯт. Эта традиция опирается на классическую литературу (прежде всего поэзию), речевую практику авторитетных носителей языка.

Ударение в некоторых причастиях и деепричастиях

Наиболее частые колебания ударения фиксируются при произношении кратких страдательных причастий.

Если ударение в полной форме находится на суффиксе -ённ-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание: проведЁнный проведЁн, проведенА, проведенО, проведенЫ; завезЁн-
ный
завезЁн, завезенА, завезенО, завезенЫ. Однако носителям языка иногда трудно правильно выбрать место ударения и в полной форме. Говорят:
«завЕзенный» вместо завезЁнный, «перевЕденный» вместо переведЁнный и т. д. В таких случаях стоит чаще обращаться к словарю, постепенно отрабатывая правильное произношение.

Несколько замечаний о произношении полных причастий с суффиксом -т-. Если суффиксы неопределённой формы -о-, -ну- имеют на себе ударение, то
в причастиях оно перейдёт на один слог вперёд: полОть пОлотый, колОть кОлотый, согнУть сОгнутый, завернУть завЁрнутый.

Страдательные причастия от глаголов лить и пить (с суффиксом -т-) отличаются нестабильным ударением. Можно говорить: прОлитый и пролИтый, прОлит и пролИт, пролитА (только!), прОлито и пролИто, прОлиты и пролИты; дОпитый и допИтый , дОпит и допИт , допитА и допИта , дОпито и допИто , дОпиты и допИты.

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, залИв, занЯв, запИв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, пожИв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предприняв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.