Важным диагностическим мероприятием в обследовании больных сколиозом является рентгенологическое исследование позвоночника. Применение данного метода дает возможность уточнить тип и этиологию искривления, а также точно определить величину деформации во всех плоскостях, выявить наличие или отсутствие аномалий развития позвоночника, необратимых анатомических изменений и степень их выраженности, установить функциональные особенности позвоночного столба, оценить степень зрелости костных структур позвоночника.

Рентгенографию позвоночника производят в переднезадней проекции, а боковые рентгенограммы необходимы тогда, когда деформация позвоночного столба во фронтальной плоскости сочетается с резко выраженным кифозом грудного отдела, при наличии болей в позвоночнике и во всех случаях врожденного сколиоза для уточнения аномалии развития. При отсутствии клинических проявлений сколиоза нет необходимости производить рентгенографию. При нарушении осанки во фронтальной плоскости на рентгеновских снимках, сделанных в положении стоя, выявляется искривление позвоночного столба, однако признаки патологической ротации тел позвонков будут отсутствовать. На рентгенограммах, выполненных в этих случаях в положении лежа, искривления не будет.

Признаки прогрессирования сколиоза

Определение периода созревания скелета у больных сколиозом имеет важное прогностическое значение. Потенциал роста позвоночника не дает основания предполагать, что течение заболевания будет благоприятным. Вместе с тем и возраст больных не является точным отражением истинного потенциала роста позвоночника и возможности прогрессирования заболевания.

Существует много различных методов определения созревания скелета в целом. В советское время о росте позвоночника судили по апофизам крыльев подвздошных костей, производя обзорные рентгенограммы таза: на гребне подвздошной кости апофиз как центр оссификации появляется латерально и спереди, затем - по гребню кзади и медиально и достигает сочленения подвздошной кости с крестцом. Реже имеет место раздельное появление переднего, среднего и заднего ядер окостенения, которые затем сливаются в полукольцо. Возраст появления ядер окостенения на уровне передневерхних остей подвздошных костей у девочек составляет 12 лет, у мальчиков - 14. Полная оссификация ядер происходит в течение 6‑12 месяцев, но существуют индивидуальные варианты, когда этот период растягивается до трех лет. В литературе этот метод получил название «тест Риссера» и применяется довольно широко, как определяющий потенциал роста позвоночника, который отражает потенциальную вероятность прогрессирования искривления.

Однако при изучении рентгенограмм больных с идиопатическими и диспластическими сколиозами не менее III степени тяжести деформации позвоночника в динамике тест Риссера не является абсолютным признаком, позволяющим прогнозировать течение сколиоза. Необходимо отметить, что средний темп прогрессирования искривления позвоночника в возрасте 12-14 лет тем меньше, чем более выражен тест Риссера, даже при III и IV степенях возможно выраженное прогрессирование заболевания. Таким образом, предсказать величину возможного прогрессирования сколиоза у конкретного больного данный тест не позволяет, так как при одинаковом состоянии апофизов подвздошных костей у части больных искривление позвоночного столба увеличивается, а у других - нет.

Известно, что степень созревания позвоночника при сколиозе не всегда совпадает со степенью созревания костно‑суставного аппарата в целом, и локальный костный возраст не совпадает с общим костным, поэтому определение степени зрелости позвоночника производится по двум параметрам: по локальному костному возрасту и по архитектонике костной структуры позвоночного столба.

Отставание костного возраста от паспортного - признак, прогностически неблагоприятный, он говорит о возможности дальнейшего прогрессирования деформации. Однако высокой степени корреляции между степенью созревания позвоночного столба и тяжестью деформации установить не удалось.

Остеопороз позвоночника и ребер на вершине искривления также говорит о плохом прогнозе в течении заболевания, так как остеопороз является не только признаком, но и причиной прогрессирования, а он обнаруживается примерно у 45-47 % больных. Необходимо отметить, что выявление остеопороза тел позвонков на обычной рентгенограмме весьма затруднительно. Об остеопорозе судят, сравнивая интенсивность изображения тел позвонков с интенсивностью изоб‑ражения ребер, а также по наличию или отсутствию замыкающих позвонки пластинок, по общеизвестным рентгенологическим признакам возможного прогрессирования сколиоза - симптом Мовшовича (остеопороз позвонков на вершине выпуклой стороне искривления) и симптом Кона (расширение межпозвонковых щелей на вогнутой стороне искривленного позвоночника). Вместе с другими признаками (возраст появления деформации позвоночника, а также тип искривления и выраженность диспластических признаков развития и т. д.) рентгенологические признаки позволяют в определенной степени предвидеть течение сколиоза у конкретных больных.

Целью консервативной терапии в настоящее время следует считать остановку прогрессирования и прочную стабилизацию деформации позвоночника.

У детей с нарушением осанки проводят сеансы лечебной физкультуры, сочетая со школьной физкультурой и спортом. Большинство таких детей занимаются самостоятельно дома, но некоторые из них - с резкой формой нарушения осанки - должны заниматься в кабинетах лечебной физкультуры. Рациональным является создание в школах специальных групп учащихся с нарушением осанки, с которыми проводят лечебную физкультуру, из спортивных занятий таким детям рекомендуют плавание, гимнастику, спортивные игры, лыжи и верховую езду. Занятия по лечебной физкультуре с этими детьми должны ставить своей целью укрепление мышц, улучшение координации движений и воспитание правильной осанки. При всех видах нарушения осанки занятия в школе по физкультуре не противопоказаны, но при этом дети, у которых нарушение осанки сочетается с общим слабым физическим развитием или наличием последствий рахита и других отягощающих факторов, должны находиться под постоянным наблюдением педиатра и ортопеда.

На современном этапе развития системы профилактического функционального лечения сколиотической болезни у детей целесообразным является пребывание таких больных в специализированных школах‑интернатах. Только в этих организованных за последние 10-15 лет в нашей стране учреждениях нового типа создаются оптимальные условия для проведения систематического комплексного лечения этого контингента больных. В этих школах есть возможность осуществления для каждого больного индивидуального лечения, руководствуясь течением сколиотической болезни.

В комплекс консервативных мероприятий лечения ранних форм сколиоза в школе‑интернате включены следующие мероприятия.

1. Соблюдение ортопедического разгрузочного режима - лечение положением, т. е. проведение школьных занятий на специально оборудованной кушетке, сон в гипсовой кроватке, ношение ортопедического корсета.

2. Общее оздоровление организма ребенка: рациональное питание и закаливание.

3. Выработка индивидуального статико‑динамического режима. Исключаются неудобные позы, ведется наблюдение за соблюдением оптимальной двигательной активности и т. п.

4. Функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки с помощью лечебной гимнастики, плавания и электростимуляции мышц.

Важное место в лечении сколиоза занимает лечебная гимнастика. При лечении сколиозов у детей применяются упражнения общеукрепляющего характера и специальные упражнения, направленные на коррекцию деформации позвоночника и восстановление правильного положения тела. Необходимо помнить, что лечебная гимнастика при сколиозах является процессом длительным и требует большого упорства, настойчивости и сознательного отношения больного к занятиям. Основными задачами лечебной гимнастики, определяющими подбор физических упражнений и методику их применения, является создание общих благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела, исправление имеющихся дефектов и формирование правильной осанки.

Для правильного методического построения занятий по лечебной гимнастике решающим методом является полное изучение клинико‑рентгенологических данных, степени сколиоза, его этиологии и характера деформации. Для каждого больного разрабатывается индивидуальный план лечения физическими упражнениями с учетом особенностей его заболевания, локализации сколиоза, характера осанки и общего физического развития. Производится обучение больных правильному, сознательному выполнению каждого упражнения.

Длительное пребывание в школе‑интернате позволяет последовательно осуществлять переход от простых физических упражнений к более сложным, в процессе занятий лечебной гимнастикой на основе совершенствования общей координации движений, увеличения силы и выносливости мышц и дифференцированного использования специальных корригирующих упражнений постепенно создаются новые условно‑рефлекторные связи для восстановления правильного положения тела. При сколиозе у детей отмечается ослабление мышц туловища и конечностей. Для укрепления опорно‑двигательного аппарата, а также улучшения общего физического развития в функциональной терапии при сколиозах применяют широкий спектр общеукрепляющих упражнений.

Для воспитания и закрепления правильной осанки необходимым условием является достаточная силовая выносливость мышц. Поэтому на уроках лечебной гимнастики большая часть занятий отводится специальным упражнениям, развивающим как общую, так и избирательную силовую выносливость мышц; для этого применяются динамические и статические упражнения в сочетании с упражнениями на самовытяжение, самовыравнивание. При этом подбор упражнений, направленных на воспитание силовой выносливости мышц, должен всегда содержать в себе элементы растягивания и расслабления, потому что это способствует улучшению в них кровообращения и укреплению.

При выполнении упражнений, особенно направленных на увеличение силовой выносливости основных мышечных групп, важно правильно дозировать нагрузку с постепенным постоянным ее увеличением. Нагрузку можно дозировать с помощью изменения исходных положений, за счет количества движений, изменения их темпа и амплитуды, а также использовать отягощение и сопротивление при выполнении упражнений. При определении нагрузки следует учитывать индивидуальные возможности и степень физического развития каждого больного. Для этого наряду с антропометрией определяют нормативные показатели силовой выносливости мышц туловища, для чего применяется функциональная проба, характеризующая способность мышц спины, брюшного пресса и мышц, обеспечивающих наклоны туловища, к длительным статическим нагрузкам. Показатели этой пробы являются обоснованием для назначения упражнений динамического и статического характера, направленных на воспитание силовой выносливости основных мышечных групп. При хороших показателях силы и выносливости дети выполняют упражнения с нагрузкой, равной 2 / 3 их исходных показателей, а более слабые дети с нагрузкой, соответствующей 1 / 3 их максимальных возможностей. Упражнения статического характера чередуют с динамическими упражнениями и упражнениями на расслабление.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся по общепринятой схеме урока физического воспитания, где выделяют подготовительную, основную и заключительную части. Общая численность занимающихся в группе под руководством одного инструктора должна составлять 10-12 человек. При проведении подготовительной части урока и начала основной части используются преимущественно вертикальные исходные положения для выполнения упражнений.

Большая часть времени основного раздела урока проводится в исходном положении лежа, т. е. в наиболее рациональном положении, которое является более выгодным для выполнения упражнений на развитие силовой выносливости мышц и упражнений корригирующего характера. Такое положение обеспечивает небольшую амплитуду движений, производимых туловищем при выполнении упражнений на силовую выносливость в положении лежа, что исключает возможность общей мобилизации деформации позвоночника. Упражнения на развитие силовой выносливости должны выполняться в медленном темпе. Они производятся либо без отягощения и сопротивления, либо с дополнительной нагрузкой (гантели, мячи, эспандеры, мешочки с песком и т. д.).

Специальные упражнения должны подбираться индивидуально для каждого больного, они назначаются к концу подготовительного этапа занятий и разучиваются очень тщательно, так как их выполнение требует большой точности и сознательного отношения детей. Специальные упражнения для больных могут пересматриваться и видоизменяться в процессе лечения в зависимости от задач, которые ставятся в данный момент.

При сколиозе I степени используются симметричные упражнения для развития силовой выносливости мышц туловища и восстановления правильной осанки. При сколиозе II степени наряду с общеукрепляющими упражнениями проводят специальные асимметричные упражнения корригирующего характера, на избирательную тренировку силовой выносливости мышц туловища в сочетании с упражнениями на устранение имеющихся дефектов и упражнениями на восстановление и закрепление правильного положения туловища.

При сколиозах I-II степени на фоне упражнений на самовыравнивание, самокоррекцию используются упражнения на развитие силы и выносливости мышц туловища на стороне выпуклости основной дуги искривления. Эти упражнения могут быть либо симметричного характера с асимметричным отягощением, либо асимметричные упражнения с сопротивлением и с отягощением. Развитию силовой выносливости будет способствовать работа мышц туловища в изометрическом режиме, что достигается в положении лежа при движении конечностями, головой и плечевым поясом.

При сколиозе III степени лечебная гимнастика направлена на общее укрепление организма больного, на фоне общеукрепляющих упражнений широко применяются упражнения на улучшение функции внешнего дыхания, а также на воспитание правильного положения туловища.

Корригирующие упражнения применяют менее широко. При их выполнении необходимо учитывать индивидуальные особенности деформации позвоночника, данных о его мобильности и стабильности, изменениях физиологических изгибов позвоночного столба во фронтальной и сагиттальной плоскости.

Следует отметить большую эффективность тренировки подвздошно‑поясничной мышцы при грудопоясничных сколиозах с вершиной искривления от XI грудного до первого поясничного позвонков. При использовании этой методики заболевание зачастую протекает более благоприятно.

В качестве одного из важных элементов комплексного лечения сколиоза применяется лечебное плавание, на положительное влияние которого указывают многие авторы. Лечебное плавание способствует самокоррекции искривления позвоночника, а также укреплению мышц туловища и увеличению дыхательной емкости легких, но при этом необходим индивидуальный подбор для каждого больного стиля плавания, учитывая локализацию и величину искривления.

Для улучшения трофики мышц туловища в комплекс лечения включают массаж и горячие укутывания шерстяной тканью, проводимые за 5‑10 мин до начала занятий лечебной физкультурой.

Электростимуляция мышц

Достоинства электростимуляции как метода тренировки мышц в том, что она обеспечивает селективную тренировку мышц спины. При лечении сколиоза задача состоит в укреплении мышечно‑связочного аппарата больных для предупреждения прогрессирования деформации и уменьшения искривления позвоночника. Для тренировки мышц используются специальные приборы, например «Стимул», разработанный Я. М. Коцем и Г. Г. Андриановой. При этом пару электродов накладывают на вершину искривления параллельно оси туловища. Напряжение тока подбирается каждый раз индивидуально, начиная с 2-4 В и постепенно увеличивая с каждым сеансом на 0,5-1 В, что обеспечивает постепенную физическую нагрузку и легко переносится больными. После комплексного консервативного лечения сколиоза всегда отмечается улучшение показателей всех силовых проб независимо от возраста больных и степени сколиоза (статическая выносливость разгибателей увеличивалась примерно на 19-20 %, мышц брюшного пресса - на 30-35 %). Следует отметить, что наиболее эффективной электростимуляция бывает при искривлениях позвоночника с углом кривизны, не превышающим 25°.

В комплексе лечебных мероприятий при лечении сколиозов немалое значение придается правильному рациональному протезно‑ортопедическому снабжению больных во время лечения и после выписки. При назначении корсета больным с прогрессирующими ранними формами сколиоза в случае, когда систематическое применение лечебной гимнастики и консервативных ортопедических мероприятий оказывается малоэффективным, необходимо руководствоваться функциональным состоянием и выносливостью отдельных мышечных групп путем углубленного обследования больных.

Назначение корсета больным, страдающим сколиозами

I степени, не показано, поскольку лечебная гимнастика в этих случаях способна не только улучшить мышечный тонус и выровнять нарушенное мышечное равновесие, но и мобилизовать деформацию позвоночника и исправить начинающееся искривление, а при сколиозах II и III степени проведения одной только лечебной физкультуры недостаточно. Пользование корсетом без головодержателя в комплексе с другими методами консервативного лечения в большинстве случаев также оказывается малоэффективным. Ношение корсетов с головодержателем в общеобразовательной школе психологически очень трудно, и больные снимают их. Таким пациентам назначают ношение корсета с целью стабилизировать деформацию за счет активного удержания вертикального положения туловища.

При начальных формах прогрессирующих сколиозов обычно назначают полужесткие и мягкие корсеты. При сколиозах

II и III степени применяется корсет ЦНИИП с головодержателем.

Режим использования корсета зависит от течения болезни. Так, при прогрессировании деформации, несмотря на комплексное консервативное лечение, рекомендуется строгое ношение корсета в течение суток (занятия лечебной гимнастикой и ходьба на лыжах проводятся также в корсете). При более благоприятном течении заболевания режим ношения корсета менее строгий.

В среднем сроки пребывания в школе‑интернате составляют 3-7 лет, и у детей отмечаются достаточно хорошие результаты. При I степени сколиоза уменьшение дуги искривления составило около 18 %, сколиоз не прогрессировал у 79 % и прогрессировал - только лишь у 3 % больных. Менее эффективными являются результаты лечения детей со сколиозами II степени: в этой группе больных уменьшение дуги искривления наблюдалось только у 8 %, сколиоз не прогрессировал у 67 %, а прогрессирование деформации позвоночника отмечалось у значительного числа больных (25 %). Прогрессирование сколиозов III степени составило 64 % больных, что свидетельствует о большой эффективности лечения ранних форм сколиоза в условиях специализированных школ‑интернатов.

Показания и противопоказания к оперативному лечению сколиозов

Сколиоз - это сложная деформация позвоночника, вызывает значительные нарушения функции сердечно‑сосудистой и дыхательной систем, ограничивая тем самым трудоспособность больных и причиняя им тяжелые физические и моральные страдания. По некоторым исследованиям, средняя продолжительность жизни больных с тяжелыми формами сколиотической болезни, не проходивших лечение, составляет всего 35-40 лет. Консервативное лечение этого заболевания не дает положительного эффекта у 16 % больных, а при прогрессирующих формах сколиоза не позволяет остановить дальнейшее прогрессирование процесса, не говоря уже об исправлении деформации позвоночника, в связи с этим возникает необходимость оперативного лечения тяжелых форм сколиоза у детей и подростков. Цель оперативного вмешательства - прерывание прогрессирования деформации, ее исправление и создание более благоприятных условий для функции внутренних органов и уменьшения косметического дефекта, а также положительный результат лечения возвращает больным душевный покой, жизнерадостность и дает возможность работать в коллективе.

Хирургическое лечение тяжелых форм сколиотической болезни относится к числу наиболее сложных проблем современной ортопедии. Несмотря на значительные успехи в этой области, результаты оперативного лечения больных, страдающих сколиотической болезнью, еще далеко не всегда благоприятны. В последнее время методы оперативного лечения много раз подвергались пересмотру и появились новые виды хирургических вмешательств, обоснованные теоретически и проверенные практически.

Решение вопроса о хирургическом лечении требует патогенетического и индивидуального подхода. Необходимо, чтобы хирург знал характер и особенности течения сколиоза, четко представлял себе цель операции, предвидел результат лечения, учитывал риск предстоящего вмешательства и возможные осложнения в послеоперационный период. Целью хирургического лечения сколиоза в конечном итоге является остановка прогрессирования процесса, коррекция искривления позвоночника и его стабилизация.

У детей и подростков уже само искривление позвоночника IV степени является показанием к оперативной коррекции деформации позвоночного столба. Но в большинстве случаев при такой тяжелой степени деформации хирургические вмешательства оказываются паллиативными, поскольку улучшаются только показатели функции внешнего дыхания, а гипертензия в малом круге кровообращения сохраняется. Отсюда следует, что необходимо оперировать больных еще до того, как у них разовьется искривление IV степени, но, к сожалению, это не всегда возможно, так как больные часто обращаются к ортопеду слишком поздно. При установлении показаний к хирургическому лечению необходимо основываться на рентгенологических признаках возможного прогрессирования заболевания. К ним относится отставание локального костного возраста позвоночника от фактического, наличие I-II степени патологической перестройки межпозвонковых дисков на ранних стадиях развития сколиотической деформации, отсутствие оссификации апофизов гребней подвздошной кости, остеопороз позвонков на вершине искривления. Большое значение имеет динамическое наблюдение за течением заболевания, а использование перечисленных рентгенологических признаков в сочетании с данными клинического обследования позволяет прогнозировать течение сколиоза и выбрать наиболее рациональный метод лечения.

Показаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Прогрессирующие, несмотря на систематическое консервативное лечение, тяжелые сколиозы III-IV степени (с углом искривления › 50°). Присутствие у больного начальных или выраженных нарушений функций сердечно‑сосудистой и дыхательной систем и незаконченный рост позвоночника. Прогрессирующими считаются сколиозы, при которых последовательно сделанные рентгенограммы показывают увеличение деформации более чем на 15° в год, несмотря на проведенное консервативное лечение. Довольно трудно точно определить, при какой степени нарушения функции внешнего дыхания показано оперативное лечение, так как у детей в возрасте до 14 лет уменьшение жизненной емкости легких не более чем на 20 % от нормы является относительным показателем к операции. Нижняя граница функции как противопоказание к операции определяется индивидуально и зависит от общего состояния ребенка и наличия или отсутствия у него резервов.

2. Сколиозы определенного происхождения, которые постоянно прогрессируют до тяжелых и очень тяжелых степеней деформации. Примерами могут служить сколиоз на почве нейрофиброматоза, бурно прогрессирующие врожденные сколиозы на почве нарушения сегментации. При таких сколиозах одновременно с коррекцией деформации необходимо проведение костнопластической фиксации позвоночника независимо от возраста больного.

Раньше ортопеды не рекомендовали оперативные вмешательства при сколиозе у детей до 10-11 лет, но в настоящее время ряд ортопедов так строго не придерживаются возрастных границ, и в последнее время считается, что возрастная граница оперативного лечения прогрессирующих форм сколиотической болезни должна быть снижена. При определении показаний к хирургическому лечению сколиоза на первый план следует ставить характер клинического течения заболевания, а вовсе не возраст ребенка. При злокачественных формах сколиотической болезни, когда у детей 6-7 лет дуга искривления позвоночника превышает 60-70°, консервативное лечение у большинства таких больных безуспешно. В отличие от сколиозов на почве нейрофиброматоза, современные возможности оперативного лечения сколиоза делают возможным осуществлять те или иные хирургические вмешательства у детей такого возраста без костно‑пластической фиксации позвоночника.

Паралитические сколиозы с распространенным парезом или параличом мышц туловища, выраженной деформацией позвоночника и грудной клетки требуют восстановления недостаточной статической функции позвоночника. У таких больных протяженность костно‑пластической фиксации должна быть достаточно большой. При очень тяжелых деформациях и по индивидуальным показаниям задний спондилодез может быть выполнен и у детей младше 10 лет.

Выраженные кифосколиозы требуют оперативного вмешательства по косметическим показаниям. Такие операции производятся преимущественно у лиц женского пола, и по этим показаниям оперативное вмешательство производится и после завершения роста больных.

Выраженный прогрессирующий кифосколиоз с угрожающим или существующим парезом или параличом на почве сколиотической деформации, а также сколиозы, сопровождающиеся неврологическими расстройствами (прогрессирующий болевой синдром), и сколиозы с недостаточностью опорной функции позвоночника. В этих случаях хирургические вмешательства показаны у подростков после завершения роста или у взрослых больных.

Противопоказаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Непрогрессирующий или малопрогредиентный сколиоз I и II степени у больных любого возраста.

2. Врожденные сколиозы шейного отдела позвоночника (типа болезни Клиппеля‑Фейля), а также сколиозы, возникающие на почве некоторых нейромышечных заболеваний (болезнь Дюшенна, миопатия).

3. При сочетанной грубой патологии со стороны внутренних органов (пороки сердца, патологические изменения в печени и т. д.), у ослабленных и истощенных больных.

4. Врожденные пороки органов дыхания и сердечно‑сосудистой системы в стадии декомпенсации (декомпенсация сердечно‑сосудистой системы III степени и снижение показателей функции внешнего дыхания более 70 % от возрастной нормы).

5. Ранее не леченные тяжелейшие ригидные кифосколиозы IV степени при наличии длительного анамнеза (8‑10 лет).

Показания и противопоказания к хирургическому лечению сколиозов изложены в общих чертах, так как к каждому конкретному больному необходим сугубо индивидуальный подход с учетом особенностей течения заболевания.

← + Ctrl + →
Пороки с прогрессирующей деформацией позвоночника Как исправить осанку ребенку

Сейчас все больше и больше детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе болезни позвоночника. К подобным заболеваниям относят , искривления позвоночника (сколиоз), остеохондроз, артрит и другие. Детские болезни позвоночника часто связаны с нарушениями обмена веществ, вредными привычками, которые дети пробуют уже в малом возрасте, дисгармоничным питанием и неправильным образом жизни (игнорирование спорта, долгое времяпрепровождение за компьютером и игровыми приставками).

Кифозом называют искривление позвоночника, произошедшее в сагиттальной плоскости выпуклостью сзади. Различают разные виды кифоза: поясничный, нижнегрудной, верхнегрудной, тотальный.

Встречается врожденный кифоз: локализуется в грудном и верхнепоясничном отделе. Выявить деформацию можно рано, как только ребенок начнет сидеть. С течением времени, с ростом малыша, деформация значительно увеличивается, при этом никаких неврологических симптомов не наблюдается, боли у ребенка тоже не бывает. К моменту полового созревания деформация становится явно выраженной, а рост ребенка при этом задерживается.

Кифозы, которые приобретены со временем, могут быть результатом остеохондропатий, рахита, компрессионных переломов тел позвонков.

Кифоз как результат рахита вызван общей мышечной гипотонией (при тяжело протекающем рахите). Развивается он быстро и характерным является искривление поясничного и нижнегрудного отделов.

Существует еще один вид искривления позвоночника - лордоз. Искривление происходит в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз поясничного и шейного отделов позвоночника - это результат формирования вертикального положения человека. Чрезмерный или патологический лордоз как правило локализуется в поясничном отделе позвоночника и может быть связан с патологическими изменениями в поясничных позвонках и тканях, окружающих их, при этом он может быть как приобретенного, так и врожденного характера (клиновидные позвонки, спонтанный спондилолистез и др.).

Врожденный лордоз у детей-подростков, если заболевание протекает скрыто, может проявляться в виде болевых ощущений в пояснице и быстрой утомляемости. Если у ребенка компенсаторный лордоз, то он, скорее всего, протекает без симптомов.

Наиболее распространенный вид деформации у детей - это сколиоз. Под сколиозом понимается искривление позвоночника, произошедшее во фронтальной плоскости, которое вызвано патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонными к увеличению деформации со статико-динамическими нарушениями и нарушениями в работе внутренних органов. Сколиозы могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Если сколиоз врожденный, то его происхождение обусловлено аномалиями развития позвоночника и ребер (добавочные ребра, клиновидные, добавочные полупозвонки и позвонки, синостозы остистых отростков), дисплазией пояснично-кретцового отдела позвоночника, которая определяет понятие «диспластический сколиоз».

Приобретенные сколиозы обычно выражаются как симптомы других заболеваний. Статические сколиозы обычно встречаются у людей с укороченными нижними конечностями, контрактурами тазобедренного и коленного суставов, односторонним врожденным вывихом бедра. Миопатические и неврогенные сколиозы образуются из-за нарушения равновесия мышц спины, при сирингомиелии, рахите, нейрофиброматозе, деформирующей мышечной дистонии. Встречаются сколиозы, обусловленные послеожоговыми рубцами туловища, заболеваниями и операциями грудной клетки или полости. Кроме этого, причиной сколиоза может стать опухоль позвоночника и паравертебральной локализации, нарушения обмена веществ.

Патологии спины различного характера могут развиться как у подростков, так и у совсем маленьких детей. Родителям необходимо знать первые симптомы заболеваний, чтобы вовремя заметить проблему и не допустить развития осложнений.

Почему у детей и подростков возникают заболевания спины

Дети и подростки имеют повышенный риск развития заболеваний спины. Происходит это из-за следующих факторов:

  • скачкообразного увеличения роста и массы тела, что повышает нагрузку на позвоночный столб;
  • сниженной физической активности;
  • ношения тяжёлого школьного рюкзака.

Малоподвижный образ жизни современных детей и подростков связан не только с длительным пребыванием в школе, но и с появлением в повседневной жизни технических новинок: компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Именно по этой причине многие дети проводят свободное время пассивно. Длительное пребывание ребёнка в положении сидя увеличивает нагрузку на позвоночник, формирует неправильную осанку, приводит к атрофии мышц.

Во время сидения за компьютером дети часто сутулятся, что приводит к формированию неправильной осанки

Под воздействием большого веса рюкзака ребёнок вынужден наклоняться вперёд, чтобы удержать равновесие. Это способствует искривлению позвоночного столба.

Тяжёлые школьные рюкзаки перегружают позвоночник ребёнка, что приводит к развитию сколиоза и других заболеваний спины

Вес школьного рюкзака должен составлять не более 15% от веса ребёнка. Ежедневно проверяйте его содержимое. Очень часто дети и подростки берут в школу много ненужных вещей.

Классификация возможных патологий

В зависимости от причины появления различают следующие болезни спины:

В зависимости от места локализации разграничивают заболевания следующих отделов позвоночника:

  • шейного;
  • грудного;
  • крестцово-поясничного;
  • копчика.

Позвоночник состоит из пяти отделов, в каждом из которых могут развиваться патологические процессы

Симптоматика

Симптомы заболеваний спины могут быть различными в зависимости от причин появления и места локализации. Важно заметить тревожные признаки на начальной стадии развития болезни, тогда и лечение будет быстрым и эффективным.

Таблица: болезни спины и их признаки

Фотогалерея: заболевания спины у детей и подростков

При кифозе позвоночник искривляется в передне-задней плоскости При сколиозе позвоночный столб отклоняется в сторону от вертикального положения Грыжа приводит к сдавливанию межпозвоночных нервов, что вызывает болевой синдром Болезнь Бехтерева вызывает очень сильную деформацию позвоночника Воспаление седалищного нерва характеризуется болями в пояснице, ягодицах и задней поверхности бёдер При остеохондрозе поражаются диски позвонков и близлежащие к ним ткани Спина Бифида - патология, при которой часть спинного мозга выпирает наружу, образуя нарост

Дифференциальная диагностика

Дифференциальная диагностика необходима для постановки точного и верного диагноза. Многие заболевания спины имеют похожие признаки, и отличить один недуг от другого бывает очень сложно. В таких ситуациях применяются различные методы обследования организма, позволяющие подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз.

Согласно данным мировой статистики, более 30% всех злокачественных образований не выявляется при обследовании: ошибочно ставится другой диагноз. Пациенты проходят курс лечения от несуществующего заболевания, а в это время онкология прогрессирует.

Таблица: дифференциальная диагностика заболеваний спины у детей и подростков

Предполагаемый диагноз Заболевания, с которыми
следует дифференцировать (отличать) предполагаемую болезнь
Методы исследования и результаты
Юношеский кифоз (искривление позвоночника в передне-задней плоскости)
  • нарушение осанки;
  • посттравматические деформации.
  • Рентген в боковой проекции. Выявляет:
    • грыжи в телах позвонков;
    • уменьшение промежутков между позвоночными дисками;
    • наличие трёх или более клиновидных позвонков.
  • МРТ. Показывает:
    • деформацию тел позвонков;
    • грыжи в телах позвонков.
  • нарушения осанки;
  • туберкулёзное поражение позвонков.
  • Внешний осмотр в положениях стоя, сидя, лёжа. Показывает:
    • асимметричность лопаток и треугольников талии;
    • боковое искривление позвоночного столба.
  • Тест в наклоне с применением сколиозометра (прибора для измерения линейных показателей искривления позвоночника). Определяет:
    • асимметрию лопаток;
    • образование рёберного горба.
  • Рентгеновский снимок позвоночника в положении стоя и лёжа. Уточняет угол отклонения позвоночного столба от вертикальной оси.
Остеохондроз (поражение межпозвоночных дисков и тканей позвонков)
  • опухоли позвоночника;
  • болезнь Бехтерева;
  • воспаление мышц спины;
  • врождённое срастание позвонков.
  • Механическое воздействие на больной участок при помощи постукивания пальцами руки, покалывания иголкой. Сниженная чувствительность - признак остеохондроза.
  • Биохимическое исследование крови. Определяет:
    • сниженный уровень кальция;
    • повышенную СОЭ (скорость оседания эритроцитов).
  • Рентгенография. Выявляет:
    • подвижность позвонков;
    • отложение солей в межпозвоночных дисках;
    • образование уплотнений (остеофитов) на границе с поражёнными участками.
Миозит (воспаление скелетных мышц спины)
  • туберкулёз;
  • радикулит;
  • системная красная волчанка;
  • ревматоидный артрит;
  • склеродермия.
  • Ревмопробы. Оцениваются показатели:
    • С-реактивный белок (повышен при воспалительном процессе);
    • ревмофактор (повышен при аутоиммунных процессах);
    • антистрептолизин-О (повышен при развитии инфекции, вызванной стрептококком).
  • Магнитно-резонансная томография. Определяют локализацию воспалительного процесса.
Межрёберная невралгия (сдавливание межрёберных нервов)
  • стенокардия;
  • инфаркт миокарда;
  • пневмония.
  • Электрокардиограмма, которая поможет исключить стенокардию и инфаркт миокарда.
  • Рентген грудной клетки при подозрении на пневмонию.
Спондилоартроз (поражение межпозвонковых суставов)
  • остеохондроз;
  • миозит;
  • опухоли позвоночника.
  • Рентгенография. Выявляет:
    • склерозирование поверхности суставов;
    • сужение щелей суставов.
Межпозвоночная грыжа (доброкачественное образование, расположенное между позвонками)
  • ревматоидное поражение дисков;
  • болезнь Бехтерева;
  • злокачественные и доброкачественные опухоли.
  • Рентгенография. Уточняет место локализации образования и его размер.
  • Ультразвуковое исследование. Определяет структуру образования.
  • Биопсия хрящевых тканей. Производится при подозрении на онкологию.
Компрессионный перелом позвоночника (перелом позвонка)
  • остеохондроз;
  • межпозвоночная грыжа;
  • миозит.
  • Рентгенография, сделанная прямо и сбоку. Определяет:
    • факт перелома позвонка;
    • степень повреждения.
  • Компьютерная томография, позволяющая уточнить диагноз.
Ревматоидный артрит Анализ крови на ревматоидный фактор (особый вид антител, способствующий разрушению сосудов и суставов). При возникновении ревматоидного артрита этот показатель будет повышен.
Злокачественные опухоли
  • межпозвоночные грыжи;
  • туберкулёзный спондилит (поражение позвоночника бактериями туберкулёза);
  • нарушение спинального кровообращения.
  • Биопсия. Определяет характер патологического образования.
  • Контрастная томография. В канал позвоночника вводится контрастное вещество, что позволяет дифференцировать поражённые раком области от здоровых участков.

Лечение заболеваний позвоночника

Для лечения болезней спины применяется два основных метода:

  • консервативный;
  • хирургический.

Консервативное лечение используется при неосложнённых заболеваниях и включает в себя следующие элементы:

  • медикаментозную терапию;
  • физиотерапию;
  • оздоровительную физкультуру;
  • лечебный массаж;
  • использование ортопедических корсетов;
  • диетическое питание.

Медикаментозная терапия

При заболеваниях спины у детей и подростков применяются различные медикаменты:

  • Нестероидные противовоспалительные препараты (Диклофенак, Ибупрофен) для перорального приёма. Оказывают обезболивающее, жаропонижающее и противовоспалительное действие. Применяются при острых и хронических воспалительных процессах спины: остеохондрозе, миозите, радикулите.
  • Спазмолитики (Папаверин, Но-Шпа). Уменьшают количество и интенсивность спазмов мышц спины, устраняют болевой синдром.
  • Витаминные комплексы. Восполняют недостаток необходимых витаминов в организме.
  • Средства для местного применения, выпускающиеся в виде мазей (Долгит, Нурофен, Диклофенак). Снижают боль в спине, обладают противовоспалительными свойствами. Способствуют расширению сосудов, активизации метаболизма, улучшению кровообращения. Используются при межпозвоночной грыже, остеохондрозе, травмах спины.

Перед применением лекарственных средств обязательно проконсультируйтесь с врачом. Только специалист может подобрать правильную терапию для вашего ребёнка.

Фотогалерея: лекарственные средства, назначаемые при заболеваниях спины

Ибупрофен обладает системным противовоспалительным и обезболивающим действием Но-шпа снимает спазмы, облегчая боль в спине Диклофенак - наружное средство с противовоспалительным и обезболивающим эффектом Нейромультивит - один из витаминных комплексов, применяемых в комплексной терапии заболеваний спины у детей

Физиотерапия

Физиотерапия включает в себя много методов, самыми эффективными при заболеваниях спины являются:

  • электростимуляция;
  • лекарственный электрофорез.

Электростимуляция основана на применении электрического тока, под воздействием которого улучшается состояние тканей спины.

Возможности этого метода таковы:

  • восстановление мышечного тонуса;
  • улучшение кровообращения в спине;
  • усиление обменных процессов.

При электрофорезе под воздействием электрических импульсов осуществляется доставка лекарственных веществ к поражённым участкам спины.

При помощи электрофореза лекарственное вещество быстро доставляется к месту, где оно необходимо

Достоинства метода:

  • быстрое проникновение лекарства внутрь организма;
  • длительный лечебный эффект.

Ортопедические корсеты

Ортопедические корсеты применяются при следующих заболеваниях спины:

  • сколиоз 1 и 2 степени;
  • кифоз 1 и 2 степени;
  • остеохондроз;
  • нестабильность шейного отдела позвоночника.

Ортопедический корсет поддерживает спину ребёнка в верном положении

Полезные свойства корсетов:

  • поддерживают позвоночный столб в нужном положении;
  • формируют правильную осанку;
  • разгружают позвоночник;
  • помогают снизить болевой синдром в спине.

К выбору ортопедического корсета для ребёнка нужно подойти ответственно. Корсеты выпускаются различных моделей и размеров. Сделать правильный выбор поможет лечащий врач-ортопед.

Лечебная гимнастика

Комплекс лечебной гимнастики подбирается для каждого пациента индивидуально врачом и зависит от следующих факторов:

  • вида заболевания;
  • наличия или отсутствия осложнений;
  • физических показателей пациента.

Но существуют общие правила, которых необходимо придерживаться при выполнении оздоровительной физкультуры:

  • перед основным комплексом упражнений выполнять разминку, которая поможет подготовить мышцы к более тяжёлой нагрузке;
  • все движения производить плавно, в медленном темпе;
  • не применять гантели и другие утяжелители без разрешения лечащего врача.

Примерный разминочный комплекс упражнений, который можно применять при любом заболевании спины:


Полезными свойствами обладает лечебная физкультура в воде:

  • расслабляет позвоночник;
  • снижает болевой синдром;
  • повышает эффективность упражнений;
  • укрепляет мышцы спины и всего тела;
  • улучшает работу лёгких.

Видео: ЛФК в воде при сколиозе у детей

Массаж применяется для лечения практически всех патологий спины. Но ощутимый эффект от процедуры можно получить только на начальной стадии заболевания.

При массаже производится дозированное механическое воздействие на определённые участки тела. Применяются различные приёмы и методики, которые способствуют:

  • уменьшению болей в спине;
  • усилению кровообращения в поражённых местах;
  • расслаблению мышц спины;
  • улучшению работы нервной системы.

Массаж не только оказывает лечебное воздействие на спину, но и помогает ребёнку расслабиться и успокоиться

Существуют некоторые противопоказания, при которых производить массаж не рекомендуется:

  • высокая температура;
  • туберкулёз в активной фазе развития;
  • гнойное и грибковое поражение кожи;
  • высокое артериальное давление;
  • увеличение лимфоузлов;
  • острая стадия аллергии;
  • сердечная недостаточность.

Производиться массаж должен только специалистом. Выполнение его самостоятельно в домашних условиях может навредить ребёнку.

Диета

При возникновении заболеваний спины необходимо наблюдать за весом ребёнка. При избыточной массе тела увеличивается нагрузка на позвоночный столб и мышцы спины.

Необходимо убрать из меню:

  • жирную, жареную, острую и солёную еду;
  • продукты с высоким содержанием легкоусвояемых углеводов (сладости, выпечку).

Активно следует включать в рацион:

  • продукты, в которых содержится много белка (рыбу и морепродукты, телятину, творог), он служит основным строительным материалом для организма;
  • свежие фрукты и овощи, они богаты витаминами и полезными веществами;
  • продукты с высоким содержанием витамина С, который повышает иммунитет и принимает участие в формировании костей;
  • продукты, в состав которых входит витамин Е, он укрепляет скелетную мускулатуру и стенки мелких кровеносных сосудов.

Фотогалерея: полезные продукты при заболеваниях спины

В состав свежих фруктов входит много витаминов Мясо содержит много белка, небходимого ребёнку для нормального роста и развития Шпинат содержит витамин Е, который защищает костную ткань и кровеносные сосуды от повреждений В состав шиповника входит витамин С, повышающий защитные силы организма

Хирургическое лечение

Хирургическим способом лечат следующие заболевания спины:

  • межпозвоночную грыжу;
  • стеноз позвоночного канала;
  • нестабильность шейного отдела позвоночника;
  • остеохондроз;
  • болезнь Бехтерева;
  • кифоз 3–4 степени;
  • сколиоз 3–4 степени;
  • перелом позвонка;
  • злокачественные опухоли позвоночника.

«Золотой» стандарт современной хирургии - эндоскопический (малоинвазивный) метод оперативного вмешательства, который всё чаще применяется для устранения патологий спины. Преимущества такого вида вмешательства:

  • атравматичный метод;
  • короткий реабилитационный период;
  • низкая кровопотеря во время операции;
  • применение местной анестезии;
  • использование видеооборудования в процессе операции.

Для удаления межпозвоночной грыжи применяется метод эндоскопической дискэктомии:


При переломе позвонка применяется малоинвазивная процедура - кифопластика: в полость сломанного позвонка вводится специальный баллон, который заполняется костным цементом.

Позвонок выравнивают по высоте при помощи ввода в его полость специального баллона

Народные средства для устранения болевого синдрома в спине

Снять боли в поясничном отделе поможет укутывание поражённой области шерстяным поясом, вымоченным в солевом растворе:

  1. Растворить две столовые ложки соли в литре воды.
  2. Опустить в раствор шерстяной пояс на 40–50 минут. Ткань за это время впитает соль.
  3. Достать пояс из раствора, слегка отжать и повесить сушиться. После высыхания его можно использовать.
  4. Применять при появлении болей в спине, носить в течение двух часов.

Шерстяной компресс поможет снизить болевой синдром в спине

Помогает уменьшить болевой синдром и следующий народный способ:

  1. Взять редьку, очистить и натереть на крупной тёрке.
  2. Полученную массу поместить в эмалированную посуду, слегка нагреть.
  3. Выложить нагретую редьку на чистую льняную ткань, равномерно распределить по поверхности материи.
  4. Сложить ткань пополам так, чтобы редька оказалась внутри компресса.
  5. Прикладывать к поражённому участку во время болевых приступов, держать на протяжении 30 минут.

Перед использованием народных средств обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.

Прогноз и возможные последствия

Большинство заболеваний спины прекрасно поддаётся лечению на ранней стадии развития. Очень важно вовремя выявить патологию и обратиться за медицинской помощью к квалифицированному специалисту.

Запущенные болезни требуют длительного лечения, и не всегда результат может быть положительным.

Так, сколиоз 1–2 степени прекрасно лечится консервативными способами. При несвоевременной терапии болезнь прогрессирует:

  • 3 степень сколиоза лечится только хирургическим путём;
  • 4 степень приводит к инвалидности.

При 4 степени сколиоза происходит сильная деформация позвоночника, ребёнок становится инвалидом

На начальной стадии развития рака позвоночника поражается небольшой участок костной ткани, далее количество злокачественных клеток растёт, онкология распространяется на мышцы, спинной мозг. При отсутствии лечения раковые клетки гематогенным способом (с током крови) попадают во внутренние органы. 1–2 степень рака операбельна и поддаётся лечению. При 3–4 степени онкологии прогноз печален: вероятность победить заболевание сводится к нулю.

Профилактические медицинские осмотры и своевременная диагностика заболеваний помогут избежать тяжёлых патологий спины.

Профилактика

Снизить риск заболеваний спины у детей и подростков возможно, если выполнять некоторые правила:


Ответственность за здоровье детей несут родители. Именно по причине невнимательности взрослых часто болезни спины у детей на ранней стадии не выявляются. Родители начинают бить тревогу, когда симптоматика становится выраженной, а заболевание находится в запущенной стадии. Профилактические медицинские осмотры снижают этот риск и позволяют своевременно корректировать развивающиеся патологии.

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Городской отдел образования городского округа

Сибай Республики Башкортостан»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Экологический проект

Искривление позвоночника детей школьного возраста

и

меры профилактики данного заболевания.

Работу выполнили ученицы 8б класса

Муллагулова Карина и Гордеева Анастасия.

Руководитель : учитель биологии

Симонова Нелля Салаватовна

Сибай 2012 г.

1. Введение

- Актуальность:

Данное заболевание встречается чаще, чем об этом думают. Сколиоз не всегда проявляется внешне. Но сколиоз и сутулость ведет к ряду тяжелейших заболеваний, влияет на работу внутренних органов, делает фигуру некрасивой, а так же противопоказано для некоторых профессий. Надо отметить, что к заболеванию не уделяется должное внимание, многие вообще не знают, если у него это заболевание или нет; не знают, как влияет это заболевание на работу организма.

- Цель исследования:

Выявить, сколько учащихся имеют заболевание сколиоз, и определить меры профилактики.

2. Обзор литературы

Сколиоз ( греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой ) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.
Сколиоз приносит вред тем, что, искривляя позвоночник, зажимает коммуникацию нервной системы, а при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или передавленность внутренних органов.

При развитии сколиоза - межпозвонковые диски, подвергаясь с одной стороны высокому давлению, а с другой низкому, сдвигаются в сторону низкого давления, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела. Сдвинутые, даже минимально, межпозвонковые диски, раздражают окружающие их нервные корешки, в том числе и вегетативные, которые регулируют обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах, что приводит к развитию многих болезней: кардиалгии, дисфункции желчного пузыря и простаты, бронхоспазмам, ангиоспазмам с последующим развитием инфаркта, холецистита, простатита, бронхиальной астмы.

Приобретенный S -образный сколиоз, если Вы не обратились в центр, и опытный мануальный терапевт не вылечил его, как правило, прогрессирует. Но сколиоз мало кто замечает, так как он всегда прогрессирует в противоположной стороне, но уже ниже от первоначального искривления. Так происходит стабилизация или балансировка организма. Но это уже S образный сложный сколиоз.
Ускорение в разрастании S сложного сколиоза зависит от интенсивности нагрузки.

Таблица нарушений взаимосвязей между позвонками и внутренними органов.

Номер позвонка

Органы и части тела, функция которых зависит от правильного положения позвонка

Симптомы и патологические состояния, возникающие при неправильном положении позвонка

I. ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Гипофиз, кровоснабжение головы, кожа головы, кости лица, мозг, внутреннее и среднее ухо, симпатическая нервная система.

Головокружение, головная боль, проблема со сном, насморк, повышенное артериальное давление, мигрень, нервные срывы, амнезия (утрата памяти), хроническая усталость, нервозность.

Лоб, глаза, глазные нервы, слуховые нервы, полости, сосцевидные отростки (височные кости), язык.

Заболевание полостей, аллергия, косоглазие, глухота, глазные болезни, ушные боли, обмороки, некоторые виды слепоты.

Лицевой нерв, щёки, внешнее ухо, кости лица, зубы.

Невралгия, неврит, угри или прыщи, экзема

Нос, губы, рот, евстафиева труба

Нарушение слуха, увеличенные аденоиды, сенная лихорадка, катар.

Боль в горле, ларингит, хрипота, паратонзиллярный абсцесс.

Шейные мышцы, плечи, миндалины

Ригидность затылочных мышц, тонзиллит, боль в верхней части руки, в плечах, в затылке.

Щитовидная железа, плечевые синовиальные сумки, локтевой сустав

Гипертиреоз, нарушение подвижности в плечах и локтях, бурсит, простуда, болезни щитовидной железы

II.ГРУДНОЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Руки (от локтя до кончиков пальцев), пищевод и трахея.

Астма, кашель, затруднённое дыхание, отдышка, боль в руках (от локтя и ниже).

Сердце (включая клапаны), коронарные артерии.

Аритмия, ишемическая болезнь, функциональные сердечные заболевания и некоторые болезни груди.

Лёгкие, бронхиальные трубки, плевра, грудь, груди.

Бронхит, плеврит, пневмония, гиперемия, грипп.

Желчный пузырь, общий желчный проток.

Камни в желчном пузыре, болезни желчного пузыря, желтуха, опоясывающий лишай.

Печень, солнечное сплетение, кровь.

Болезни печени, лихорадка, низкое артериальное давление крови, анемия, нарушение кровообращения, артрит.

Желудок.

Желудочные болезни, включая: спазмы желудка, гастриты, язвы, несварение, изжога, диспепсия.

Поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка.

Диабет, язва, гастрит, расстройство пищеварения и стула.

Селезёнка, диафрагма.

Пониженная сопротивляемость, расстройство пищеварения, нарушение дыхания.

Надпочечник и надпочечные железы.

Аллергические реакции, крапивница, слабость иммунной системы.

10Г

Почки.

Болезни почек, затвердение артерий, хроническая усталость, нефрит, пиелит (воспаление почечной лоханки).

11Г

Почки, мочеточники.

Расстройство мочеиспускания, болезни кожи, например: угри, прыщи, экзема фурункулы.

12Г

Тонкая кишка, фаллопиевы трубы, лимфатическая система.

Ревматизм, боль в животе (при метеоризме), нарушение пищеварения, заболевания женских половых органов, некоторые виды бесплодия.

III. ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Толстая кишка, паховые кольца.

Запор, диарея, колит, дизентерия, некоторые виды прободений и грыж.

Слепая кишка, аппендикс, брюшная полость, низ живота, верхняя часть ноги.

Аппендицит, кишечные колики, судороги, затруднённое дыхание, ацидоз (нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме).

Половые органы, матка, мочевой пузырь, колени.

Болезни мочевого пузыря, расстройство менструального цикла (болезненная или нерегулярная менструация), выкидыши, мочеиспускание в постели, импотенция, изменения жизненных симптомов, сильные боли в коленях.

Предстательная железа, поясничные мышцы, седалищный нерв.

Боли в коленях, стопах; боли в пояснице: ишиас, люмбаго; трудное, болезненное или слишком частое мочеиспускание;.

Нижняя часть ноги, голени, лодыжки, ступни

Плохое кровообращение в ногах, опухание лодыжек, слабые лодыжки и подъёмы ступней, холодные ноги, слабости в ногах, судороги ножных мышц.

IV. КРЕСТЕЦ.

Тазобедренные кости, ягодицы.

Боли в крестце, заболевания крестцово-подвздошного сочленения, искривления позвоночника.

V. КОПЧИК.

Прямая кишка, задний проход.

Геморрой, зуд, нарушение функций тазовых органов, боли в копчике в сидячем положении.

3. Объект и методика проведения:

    Составить вопросы - тест:

2)Какой у вас портфель- ранец или сумка?

3)Есть ли у вас заболевание сколиоз?

4)Испытываете ли вы боли и напряжение в спине?

5)Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

6)На чем вы предпочитаете спать?

а) ортопедический матрац

б) мягкий матрац или перина

в) на жесткой поверхности

7)Если у вас имеется заболевание сколиоз, принимаете ли вы

какие – либо меры для устранения заболевания?

8)Знаете ли вы о мерах профилактики заболевания сколиоз?

2)Выбрать объект изучения: 10-11 классы

Мальчики: болеют- 6чел., здоровы-7чел.

Девочки: болеют-17чел., здоровы-23

3)Провести тестирование среди учащихся 10-11 классов.

4)Обработать данные.

5)Составить диаграммы и таблицы.

6)Подвести итоги.

4. Результаты исследования

Диаграмма состояния здоровья учащихся 10-11 классов во время учебы в школе

1)Занимаетесь ли вы регулярным спортом? (Да, нет)

2) Какой у вас портфель: а) ранец б) сумка

3) Испытываете ли вы боли и напряжение в спине

4)Знаете ли вы о мерах профилактики заболеваний: сколиоз и сутулость (да или нет)

5) На чем вы предпочитаете спать?

А) ортопедический матрац

Б) мягкий матрац или перина

В) на жесткой поверхности

Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

Особую тревогу в настоящее время вызывает широкое распространение среди детей дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие.

Нарушение осанки в детском и подростковом возрасте встречается у 45-50 % детей, сколиоз - у 7-12 % детей.

Наиболее распространенная форма нарушения осанки – сутулость, которая затрудняет работу сердца, легких, диафрагмы, может появиться близорукость и другие заболевания. Чаще всего нарушение осанки может быть вызвано неправильным положением сидя, стоя, лежа, а также привычкой носить тяжелый портфель в одной руке. Крайне неблагоприятно на формирование осанки сказывается не до конца излеченный рахит, мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов.

Чем раньше выявлены дефекты и чем раньше началась их коррекция под руководством опытного методиста по лечебной физкультуре, тем большего эффекта можно добиться.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность – основа профилактики нарушения осанки, сколиоза.

Очень важно правильно подобрать мебель для ребенка, она должна соответствовать его росту. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.

Если Вы обнаружите какие-либо дефекты в осанке ребенка, можете обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Также в городе работает отделение лечебной физкультуры при городской поликлиники, где опытные специалисты подберут индивидуальный комплекс лечебной гимнастики.

Необходимо соблюдать 10 золотых правил “спинальной школы” по Kramer (1986)

1. Ты должен двигаться.
2. Держи спину прямо
3. Упражняйся в ходьбе в согнутом (на корточках) положении.
4. Не поднимай тяжелых предметов.
5. Распределяй груз и держи его ближе к туловищу.
6. Избегай вращения в поясничном отделе позвоночника с одновременным наклоном вперед.
7. Не стой с выпрямленными ногами.
8. В положении лежа согни ноги.
9. Занимайся спортом: плавание, бег, велосипед.
10. Тренируй ежедневно мышцы позвоночника.

6. Список литературы:

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389

2. Журнал «Здоровье» N 6 1986г.

3. Журнал «Здоровье» N 8 1986г.

4. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М. Г., Хирургические болезни, Медицина 1969г., стр. 256-257

5. Журнал «Сила и красота» N 8 1995г.

7.Приложение

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СУТУЛОСТИ

1. И.П. - стоя ноги вместе, руки в стороны.
Поднять руки вверх, подняться на носки. Максимально потянуться вверх, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

2. И.П. - стоя ноги вместе, руки на пояс .
Отведение плеч назад, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

3. И.П. - то же.
Наклон туловища вперед, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

4. И.П. лежа на спине, руки в замок за голову.
Поднимать прямые ноги до угла 45°, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

5. И.П. - лежа на спине, руки ладонями вниз положите под ягодицы. Поднимите одновременно обе прямые ноги вверх, затем опустите, 20-30 раз. Для ослабленных пациентов рекомендуется в течение нескольких недель поднимать ноги по очереди, подтягивая их в согнутом виде к животу.

6. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
Опираясь на локти, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночника, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

7. И.П.- лежа на животе, руки в упоре на пол.
Выпрямляя руки, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночного столба, посмотреть вверх, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища. «Лодочка»
Максимально прогнуться в спине, поднимая плечи и прямые ноги от пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

9. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка с прогибом»
Не сгибая рук, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, стараясь достать грудью до пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

10. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка в движении»
Сгибая руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, слегка подавая туловище вперед, затем, выпрямляя руки, вернуться назад. 3-5 раз.

11. И.П. - лёжа на спине. Упражнение с отягощением.
И.П. лежа на спине, под лопатки подложите книжку толщиной 2–3 см. В руках – груз. Для женщин – 0,5 кг, для физически крепких мужчин – 1,5 кг.
Движения – прямыми руками, вначале вдоль тела, – от бёдер за голову, одновременно и попеременно. Затем разведения руками, одновременно и попеременно. Увеличивайте нагрузку и амплитуду постепенно.

При выполнении упражнений следует постоянно следить за осанкой. Занятия гимнастикой не могут полностью исправить кифоз, они лишь способны предотвратить бурное прогрессирование заболевания и повысить функциональные возможности позвоночника.



М униципальное образовательное учреждение

Новичихинская средняя общеобразовательная школа



Исследование проходило в с. Новичиха Новичихинского района на 166 учащихся Новичихинской средней школы в возрасте от 6 – 7 до 17 – 18 лет. Девочек – 96, мальчиков – 70. Анализировали результаты ежегодных медицинских осмотров у медицинского работника по индивидуальным картам ребенка (учетная форма № 26).

Медицинские работники использовали следующие методы:

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Все испытуемые на основании результатов были разделены на группы по классам, полу, развитию болезней позвоночника.

2006 – 2007 гг.

2007 – 2008 гг.

2008 – 2009 гг.


2009 – 2010 гг.

Скачок в увеличении числа заболевших наблюдается в 5, 6 классах, а снижение в 10, 11 классах. Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом за уроками и т.д.


  1. 2006 – 2007 гг.

2007 – 2008 гг.


2008 – 2009 гг.

2009 – 2010 гг.

В количественном соотношении среди заболевших учащихся девочек значительно больше, т.к. они чаще мальчиков входят в группу риска, потому что ведут менее подвижный образ жизни.


3. 2006-2007гг.


2007-2008гг.



Развитие болезней позвоночника наблюдаем с нарушений осанки, переходящей в сколиоз, а у отдельных учащихся прогрессирует и до остеохондроза.

4. Всего в школе 326 ученических столов из них 11% парт 3-го номера, 77,6% парт 5-го номера, 11,4% парт 6-го номера. Отсутствуют парты 4-го номера.

В начальных классах каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом: партой и стулом в соответствии с его ростом. С переходом в среднее звено наблюдается несоответствие требованиям СанПиНа (Приложение №2) так как учащиеся сидят за партами старшеклассников в связи с кабинетной системой . Только один кабинет (№25) из 18-ти оборудован мебелью номер 5 и 6, два кабинета (№31, №32) – мебелью номер 6, а остальные кабинеты - мебелью номер 5.

Школьные парты и стулья должны «расти» вместе с ребенком, т.е. соответствовать росту школьника.

5. На основании данных анкетирования (Приложение №3) выявили, что наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Этому способствует слишком мягкая и провисающая постель (у 87,5% опрошенных), чтение и рисование в постели (75% опрошенных), ношение портфеля в одной и той же руке (95% опрошенных), привычка стоять с опорой на одну ногу (62,5% опрошенных), неудовлетворительный общий режим ребенка, т.е. пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим (у 50% опрошенных), отсутствие пятиминутных зарядок во время уроков (у 100% опрошенных) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.

6. Оценка динамики дальнейшего развития имеющихся нарушений осанки и сколиоза I степени у лиц, занимающихся в спортивных секциях (баскетбол, волейбол), в течение трех и более лет занятий спортом улучшение осанки достигнуто у 11 детей из 40 (27,5 %). Это свидетельствует о том , что дети с нарушениями осанки могут заниматься любым видом спорта. Целесообразным было бы введение небольших пятиминутных зарядок в школе.

1. Проанализировав индивидуальные карты детей по итогам ежегодных медосмотров, выявили, что ежегодно более 16% учащихся школы подвержены заболеваниям позвоночника.

Скачок в развитии болезней позвоночника приходится на момент перехода учащихся с начальной ступени обучения в среднюю, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится много сидеть.

2. Среди заболевших девочек значительно больше, потому что они ведут менее подвижный образ жизни.

3. В 3-х группах из 4-х развитие болезней позвоночника наблюдается с нарушения осанки, переходящей в сколиоз, а у отдельных учащихся прогрессирует и до остеохондроза.

4. Учащиеся среднего и старшего звена в связи с кабинетной системой не обеспечены удобным рабочим местом: партой и стулом в соответствии с его ростом.

5. Формированию неправильной позы и осанки способствуют слишком мягкая и провисающая постель, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, привычка стоять с опорой на одну ногу, неудовлетворительный общий режим ребенка, т.е. пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим, отсутствие пятиминутных зарядок во время уроков.

6. Занятие физической культурой и спортом способствует улучшению осанки. Целесообразно введение небольших зарядок в школе.
Приложение 1

Методика осмотра


Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение "прямо, руки по швам" таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в двух-трех метрах за спиной ребенка. Аналогичный осмотр Вы можете провести сами себе перед большим зеркалом.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, плечи, лопатки, талия, ямочки над крестцом, складки под ягодицами, сами ягодицы? На одной ли высоте расположены локтевые суставы? Если исследуемые ориентиры расположены несимметрично относительно горизонтальной или вертикальной оси - это признак нарушения осанки или сколиоза (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого).

Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса .

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом "горбатую спинку". Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Внимательно посмотрите - нет ли сбоку от поясничных позвонков, с одной стороны, продольного мышечного валика, а в грудной клетке - "выпирания" ребер или лопатки с одной стороны.

Попросите ребенка сложить руки на затылок в "замок" и, не опуская рук, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны выпрямленные участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед, и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не "падает" ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед? (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы).

Если Вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов - посоветуйтесь с врачом.

Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще , особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Приложение 2

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»


Номера мебели по ГОСТам 11015-93 и 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Приложение 3

Анкета


    У вас мягкая постель?
Да. Нет.

  1. Вы часто читаете или рисуете в постели?
Да. Нет.

  1. Вы носите портфель в одной и той же руке?
Да. Нет.

  1. Вы обычно стоите с опорой на одну и ту же ногу?
Да. Нет.

  1. Как Вы отдыхаете:
- сидя около телевизора?

Прогуливаясь по улице?

6. Проводятся ли у Вас на уроках пятиминутные зарядки?

Да. Нет.