Суды в России ежедневно рассматривают споры, связанных с обжалованием гражданами решений бюро медико-социальной экспертизы.

Каковы же процессуальные особенности рассмотрения таких дел? На какие нормативные документы необходимо обратить внимание?

В силу ст. 7 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

В соответствии со ст. 8 данного Федерального закона медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Во исполнение ст. 8 данного Федерального закона Приказом от 17 ноября 2009 N 906н Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (с 08.01.2013 г. действует новый Приказ №310н о деятельности учреждений МСЭ).

Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 №1013н утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 утверждены Правила признания лица инвалидом.

Согласно пунктам 42-45 данных Правил гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро. Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

На основании пункта 46 Правил решения бюро, главного бюро, Федерального бюро могут быть обжалованы в суд гражданином (его законным представителем) в порядке, установленном законодательством РФ.

Анализ судебной практики показывает, что основания обращения инвалидов в суд многообразны. Это связано как с наличием у них большого объема субъективных прав, так и с зависимостью их правового статуса от причины и группы инвалидности, степени утраты трудоспособности и т.д.

Гражданами, обращающимися в суд, заявляются требования о незаконности принятых в отношении них комиссиями бюро медико-социальной экспертизы решений относительно: установления той или иной группы инвалидности, отказа в признании лица инвалидом, причины инвалидности, срока, на который установлена инвалидность, размера процентов степени утраты профессиональной трудоспособности.

Дела рассматриваются судами как в порядке искового производства, так и по правилам главы 25 ГПК РФ, то есть в том порядке, который был избран гражданином при обращении в суд. При разрешении заявленных требований граждан суды проверяют:

1. соблюдение порядка и процедуры принятия решений комиссиями МСЭ,
2. компетенцию комиссии,
3. а также соответствие принятого решения действующему законодательству.

Суды руководствуются нормами ст. 254 ГПК РФ, разъяснениями Верховного Суда РФ, являющимися общеобязательными и подлежащими использованию в вопросах применения норм права, изложенными в п. 5 постановления Пленума от 10.02.2009г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», согласно которым, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 30.11.2011г.) медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными уполномоченному органу, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 1 Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 17.11.2009г. N 906н, к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся находящиеся в ведении Федерального медико-биологического агентства Федеральное бюро медико-социальной экспертизы, главные бюро медико-социальной экспертизы по соответствующему субъекту Российской Федерации, главное бюро, осуществляющее медико-социальную экспертизу работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда и населения отдельных территорий, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Во исполнение ст. 7 Федерального закона N 181-ФЗ приказом Минздравсоцразвития РФ от 11.04.2011 N 295н, зарегистрированным в Минюсте РФ 22.07.2011г. N 21444, утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который определяет административные процедуры исполнения государственной функции по организации проведения медико-социальной экспертизы.

Как правило, при разрешении дела по существу суды назначают судебные комиссионные медико-социальные экспертизы.

В основном указанные экспертизы назначаются судами в главные бюро медико-социальной экспертизы одного из соседних регионов и были проведены без оплаты, так как оказание платных услуг не предусмотрено Уставами бюро. Проведение экспертизы в ФГУ «Федеральное бюро МСЭ» в г.Москве является платным, и при назначении медико-социальной экспертизы в этом Бюро расходы по её проведению судами отнесятся за счет средств федерального бюджета.

Важно!

Предусмотренный Правилами о признании лица инвалидом порядок обжалования решений бюро медико-социальной экспертизы в системе федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются дополнительной гарантией для лица, не согласного с принятым решением.

Предусмотренный в Правилах и других нормативных правовых актах, регулирующих деятельность учреждений медико-социальной экспертизы, порядок внесудебного урегулирования спора между сторонами по смыслу ст. 222 ГПК РФ не является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, поскольку гражданским процессуальным законодательством, иным Федеральным законом не установлен обязательный досудебный порядок обжалования решения бюро медико-социальной экспертизы, выбор способа защиты является правом заявителя.

При этом Федеральным законом не установлено запрета на одновременное обжалование решений бюро МСЭ в вышестоящие бюро и в суд.

Некоторые обратившиеся для освидетельствования лица требуют предоставление группы инвалидности на основании соответствующего диагноза, что не совсем правомерно. Стоит иметь в виду, что диагностика — не прецедент для оспаривания.

Нередко при сложных заболеваниях инвалидность не предоставляется, что подтверждается критериями основного законодательного положения, установленного Приказом Минтруда и соцзащиты граждан РФ, вступившим в силу 29.09.14 г. за № 664н.

В данном документе установлены критерии, в соответствии с которыми предоставляется статус социально защищённого лица, с вытекающими правовыми последствиями в виде пенсии, субсидий, разработки индивидуальной программы реабилитации и т.п.

На основании обозначенных критериев граждане получают положительный ответ комиссии при совокупности характеристик, указывающих на нетрудоспособность и значительные нарушения в самообслуживании. Помимо диагноза здесь учитывается множество сопутствующих явлений.

Исходя из этих положений, основанием для обжалования станут документально подтверждённые справками, актами, выписками из историй болезни случаи:


При наличии таковых, в соответствии с утверждённым Приказом (664н), граждане вправе подать жалобу:

  • при отказе в признании нетрудоспособности;
  • в случае надлежащего оформления документации;
  • уложившись в трёхдневный срок.

Как обжаловать решение МСЭ: досудебное урегулирование

Медико-социальная экспертиза работает на трёх уровнях. Первичное и повторное освидетельствование производит районное бюро, расположенное по месту жительства граждан.

При условии отказа в признании нетрудоспособности, требуется обратиться с письменным заявлением к начальнику учреждения, в котором .

Заявление пишется в форме жалобы . В верхнем правом углу указываются должность, фамилия, имя, отчество должностного лица и сведения о заявителе, соответствующие паспортным данным.

Если родители или иные родственники действуют в интересах больного, не способного позаботиться о себе, то указывают собственные личные данные и данные лица, в интересах которого действует представитель.

Родители несовершеннолетних вправе действовать непосредственно. В остальных случаях требуется нотариально удостоверенная доверенность, копия которой прикрепляется к поданному заявлению.

После наименования документа идёт основной текст, в котором стоит указать:

  1. Когда и на основании какого диагноза, лицо обратилось для освидетельствования.
  2. Перечислить членов комиссии, проводивших освидетельствование.
  3. Указать, какое решение ими принято, с дословной формулировкой, указанной в выписке.
  4. Указать, какие конкретные действия специалистов (с указанием фамилий) вызвали претензии.
  5. Пояснить, на основании каких заключений, принятое экспертами решение подлежит обжалованию.
  6. Требовать опротестования.

Требование опротестования может исходить из различных мотивов, что должно отразиться на заключительной формулировке. Варианты следующие:

  1. Просить переосвидетельствования в этом же учреждении, заменив состав комиссии.
  2. Требовать передачи материалов обследования в главное (областное) бюро .
  3. Требовать признания нетрудоспособности с предупреждением о передаче дела в суд.

Выбор варианта дальнейших действий зависит от конкретной ситуации. Если у пациента возникли претензии к общему принципу деятельности бюро, целесообразно обратиться в вышестоящую инстанцию.

В суд целесообразно обращаться только в тех случаях, когда вопрос касается явного нарушения гражданских или конституционных прав граждан.

Документы для обжалования в вышестоящей организации составляет уполномоченное лицо того бюро, в котором гражданин проходил обследование. Оно готовит мотивированную выписку , прилагает , поданных ранее на освидетельствование. Вместе с жалобой передаёт их в главное бюро.

Дополнительно допускается подача жалобы от собственного лица. Её лучше всего составить при помощи юриста медицинско-правового центра.

В ней нужно грамотно и лаконично отразить совокупность влияния общего соматического состояния больного на возможность трудиться и существовать полноценно, опираясь на имеющиеся медицинские документы.

Таким же образом стоит поступать при обжаловании решения главного бюро, в федеральном. Алгоритм и форма составления жалобы – те же.

Все услуги, предоставляемые МСЭ, оказываются безвозмездно . Оплата может потребоваться лишь за дополнительные услуги, которые бюро не оказывает. Но граждане могут их принимать по собственному усмотрению, без требований со стороны учреждения.

Порядок обжалования решения в суде

Суды правомерно отказываются от принятия исковых заявлений граждан, если для решения вопроса имеются другие варианты. Поэтому в суд целесообразно подавать жалобу после того, как истец исчерпал иные возможности. Это требует доказательств со стороны заявителя. В качестве доказательства здесь будут выступать мотивированные выписки МСЭ.

Заявление подаётся в районный суд по месту нахождения ответчика, то есть того бюро, которое отказало в признании группы. Его требуется подать не позднее чем через месяц после получения мотивированной выписки. Его допускается подавать как при личном обращении, так и почтовым отправлением.

Исковое заявление составляется по определённому образцу, который можно найти как на стенде в здании суда, так и на его официальном сайте.

В верхнем правом углу формата А-4 указывают наименование суда, сведения о судье, ответственном за ведение дел на участке. Ниже указывают сведения об истце, подающем иск и об ответчике, несущем ответственность зща оспариваемое истцом решение.

После наименования документа указывают:

  1. Даты обращения в бюро МСЭ, с обозначением их принадлежности (наименования).
  2. Вопросы, с которыми обращались, с перечислением установленных диагнозов и сопутствующих соматических (психических) состояний.
  3. Перечислить решения каждого бюро, с выпиской конкретной формулировки.
  4. Пояснить, в чём причина несогласия с принятым решением.
  5. Сослаться на медицинскую документацию, которая прилагается к заявлению.
  6. Подтвердить, что были предприняты, все доступные меры для решения вопроса внесудебным путём, сославшись на выданные мотивированные выписки с отказом.

В заявлении стоит опираться на факты, которые подтверждаются документально. Основное внимание уделить текущему состоянию, которое нельзя признать соответствующим норме. Указать, что в таком состоянии невозможно осуществлять полноценную жизнедеятельность , так как оно имеет значительные отклонения от нормы.

После основной текстовой части требуется просить суд о признании иска и установлении соответствующей критериям, группы (указать требуемую группу).

По требованию суда будут приглашены специалисты не только в качестве ответчиков, но и в качестве экспертов по вопросу. К заседанию требуется готовиться тщательно.

Сроки рассмотрения иска по данному вопросу составляют 1-2 месяца , если не потребуется дополнительных заседаний.

Документы прилагаются к заявлению в виде копий и даются перечнем. В их число входят все без исключения справки, характеристики, акты и т.п., подтверждающие болезненное состояние лица. Кроме этого:

  • копия паспорта;
  • доверенность представителя и копия паспорта;
  • выписки МСЭ;
  • квитанция об оплате госпошлины (при необходимости).

В соответствии со ст.333 и 333.36 НК РФ от пошлины освобождаются лица, подтверждающие право нетрудоспособности на основании производственной травмы и лица, взыскивающие моральный ущерб на основании недобросовестных действий МСЭ. Остальные выплачивают 300 рублей.

Особенности и нюансы

Некоторые случаи нарушений со стороны деятельности бюро требуют отдельного рассмотрения. К примеру, на повторном освидетельствовании лицу изменили причину инвалидности. Стоит ли подавать жалобу? Стоит, если здесь произошла техническая ошибка или эксперты сочли возможным ущемить инвалида в правах переводом на другую группу.

Однако стоит рассмотреть варианты правомерных действий учреждения МСЭ, изменяющих причину инвалидности:

  1. Первый год гражданин получил нетрудоспособность на основании «общего заболевания», когда диагностика не была достоверно установлена или причин заболевания было несколько. На переосвидетельствовании клиническая картина была установлена достоверно.
  2. Ребёнок инвалид достиг совершеннолетия, критерии освидетельствования изменились.
  3. У гражданина стало доминировать другое заболевание, с новой симптоматикой и другой картиной общего состояния.

Эти и подобные причины допустимы и закономерны. Однако если изменение причины возникло на их основании, уполномоченное лицо выдаст мотивированную выписку с пояснением.

В числе жалоб остро стоит вопрос об инвалидности детей с таким пороком как «заячья губа» и расщелина нёба. Дело в том, что существующий перечень не внёс в число критериев на получение инвалидности лиц, страдающих этим заболеванием. Обжалование по расщелине губы происходит следующим образом.

Дефект удачно оперируется, в результате чего наступает достаточная реабилитация. Однако операция является достаточно дорогостоящей, что не позволяет некоторым семьям рассчитать семейный бюджет, выделив средства на лечение.

Как следствие – дети страдают . Нередко заболевание кардинально нарушает процесс приёма пищи малышом. В таких случаях целесообразно опираться не на диагностический критерий, а на общее состояние малыша, которому недоступны элементарные виды жизнедеятельности.

Кроме этого получение инвалидности по этому заболеванию допускает субсидирование на проведение операции в рамках индивидуальной программы реабилитации.

Заключение

Государственная политика в области оказания помощи здоровью имеет массу недочётов. Они связаны, в том числе, с общим экономическим состоянием. Но на законодательном уровне рассматриваются новые возможности внедрения форм реабилитации и социальной поддержки.

А вот и один из примеров отказа:

В первую очередь, следует понимать, что любые свои аргументы против вынесенного экспертами решения вам придется подтверждать документально. Выписные эпикризы, акты, выписки из истории болезни, справки – все это придется предоставить в полном объеме.

Часто основанием для обжалования становятся:

  • нарушение здоровья, выражающиеся в диапазоне от умеренных до значительных;
  • потеря возможности самообслуживания или ведения трудовой деятельности, сопряженная с получением травм или явившиеся последствием перенесенных заболеваний (установлением инвалидности может заниматься ВТЭК);
  • проявления последствий нескольких перенесенных заболеваний/травм, повлекшие за собой существенное ухудшение возможностей для нормального жизнеобеспечения человека;
  • сопряженные с утратой коммуникативных навыков расстройства психики;
  • зафиксированные и существенные случаи уродства (врожденного, приобретенного);
  • ампутация конечностей или их врожденное отсутствие.

ВАЖНО! Сам по себе диагноз не является основанием для вынесения экспертами решения о присвоении инвалидности или группы нетрудоспособности. Его наличие лишь свидетельствует о том, что у человека выявлены проблемы со здоровьем.

Памятка, когда суд неизбежен

Если же суда избежать не удалось, то нужно изучить алгоритм дальнейших действий.

Куда обращаться?

Если меры внесудебного урегулирования с обращением в федеральное или региональное бюро МСЭ не дали желаемого результата, заявитель всегда может обратиться в органы судебной власти для обжалования вынесенного решения.

Важно учесть, что и на стадии первого отказа (при прохождении экспертизы в территориальном филиале МСЭ) вы уже сразу можете обращаться в суд, а не в вышестоящие инстанции досудебного урегулирования.

Как долго происходит рассмотрение?

Как и в случае с досудебными спорами, подавать заявление в суд необходимо в течение месяца после вынесения решения, с которым не согласен истец.

Необходимые бумаги

Исковое заявление – в нем можно требовать не только отмены решения МСЭ, но и компенсации морального вреда . Согласно ст. 131 ГПК РФ в тексте документа должны в обязательном порядке указываться сведения об органе судебной власти, данные истца, с указанием места жительства (если действует представитель – сведения о нем), информация об ответчике (органе МСЭ), изложение подробных исковых требований, обстоятельств и оснований для их предъявления.

К заявлению прилагается перечень сопутствующих документов. В частности, копии судебного иска по числу ответчиков, бумаги подтверждающие основания требований истца (с копиями, если это необходимо), квитанция об уплате государственной пошлины.

Госпошлина

Составляет 300 рублей. Оплачивается до подачи искового заявления, реквизиты можно получить в органе судебной власти, куда обращается истец.

Сроки рассмотрения судом поданого иска – 2 месяца со дня регистрации документов (ст.154 ГПК РФ).

Статья 154 ГПК РФ. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел

  • Гражданские дела рассматриваются и разрешаются судом до истечения двух месяцев со дня поступления заявления в суд, если иные сроки рассмотрения и разрешения дел не установлены настоящим Кодексом, а мировым судьей до истечения месяца со дня принятия заявления к производству.
  • Дела о восстановлении на работе, о взыскании алиментов рассматриваются и разрешаются до истечения месяца.
  • Федеральными законами могут устанавливаться сокращенные сроки рассмотрения и разрешения отдельных категорий гражданских дел.

Как правильно составить заявление-жалобу?

Если отказ вынесен в признании нетрудоспособности, жалобу можно оформить непосредственно на имя начальника учреждения, в котором была проведена экспертиза. Этот способ позволяет решить проблему в досудебном порядке. Чтобы к составлению заявления-жалобы не возникло претензий, стоит следовать определенным правилам при его написании.

Данные о заявителе в обязательном порядке указываются в верхнем правом углу листа («от Иванова Ивана Ивановича, 11.01.1990 года рождения, проживающего по адресу»). Здесь же указываются сведения о лице, к кому обращается заявитель (заведующему бюро МСЭ Петрову Петру Петровичу).

  • дату обращения лица, проходившего освидетельствование, его диагноз;
  • данные экспертов, проводивших освидетельствование;
  • дословную (в виде цитаты) формулировку вынесенного решения;
  • суть претензий (с конкретными примерами, указанием специалистов);
  • необоснованные, по мнению заявителя, заключения, подлежащие пересмотру;
  • требования по опротестованию решения.

В заключительной части указывается одно из возможных требований: о проведении переосвидетельствования иным составом экспертов, передаче дела на рассмотрение в выше стоящую инстанцию, признании инвалидности – с указанием возможности перевода дела в судебную плоскость.

Особенности и нюансы

Учреждение МСЭ изменяет причину инвалидности

Что делать в этом случае? Причин для изменения сведений может быть несколько . Наиболее распространенная из них – уточнение диагноза, который ранее был не ясен. Если в ходе переосвидетельствования были установлены достоверные причины возникновения выявленного заболевания, данные об этом будут отражены в документах МСЭ.

Еще один распространенный момент – изменение критериев освидетельствования по достижению инвалидом совершеннолетнего возраста. Причиной для изменения диагноза, на основании которого дается статус временной нетрудоспособности, может стать и изменение состояния здоровья самого пациента.

В этом случае эксперты в обязательном порядке дают обоснование своим действиям, повлекшим внесение изменений в перечень причин инвалидизации. Если гражданин не согласен с таким решением, он может подать жалобу или обратиться в суд в установленные сроки.

Обжалование решения МСЭ по расщелине губы

На текущий момент это заболевание не является причиной для получения инвалидности , поскольку дефект успешно поддается оперативному лечению и может быть скорректирован в достаточной степени для полноценной реабилитации человека в обществе.

Но далеко не всегда у семьи есть возможность оплатить дорогостоящее лечение. В этом случае развитие заболевания может повлечь за собой серьезные проблемы с приемом пищи, причиняя ребенку физические и нравственные страдания.

Здесь при отказе в выдаче инвалидности акцент в обжаловании решения следует сделать именно на неспособности человека вести полноценную жизнь. В качестве аргумента в пользу выдачи инвалидности может послужить и шанс на полноценную и бесплатную (субсидированную государством) операцию и последующую реабилитацию пациента.

Какими бы не были аргументы, выдвигаемые при отказе гражданам в удовлетворении их требований в ходе прохождения экспертиз, выполняемых МСЭ, их всегда можно оспорить, воспользовавшись правом гражданина на подачу жалобы в судебные инстанции или вышестоящие медицинские органы власти, специализирующиеся на проведении такого рода обследований.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

экспертизы гражданина

20. Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации).

21. В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования.

22. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

23. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением врачебной комиссии медицинской организации, или по месту нахождения гражданина в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, в организации социального обслуживания, оказывающей социальные услуги в стационарной форме, в исправительном учреждении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза гражданина, находящегося на лечении в стационаре в связи с операцией по ампутации (реампутации) конечности (конечностей), имеющего дефекты, предусмотренные пунктами 14 и (или) приложения к настоящим Правилам, нуждающегося в первичном протезировании, проводится в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня поступления в бюро соответствующего направления на медико-социальную экспертизу.

Гражданам, имеющим заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, предусмотренные разделом IV приложения к настоящим Правилам, инвалидность устанавливается при заочном освидетельствовании.

Также медико-социальная экспертиза может проводиться заочно в случае отсутствия положительных результатов проведенных в отношении инвалида реабилитационных или абилитационных мероприятий.

При решении бюро (главного бюро, Федерального бюро) о заочном освидетельствовании гражданина учитываются следующие условия:

проживание гражданина в отдаленной и (или) труднодоступной местности, или в местности со сложной транспортной инфраструктурой, или при отсутствии регулярного транспортного сообщения;

тяжелое общее состояния гражданина, препятствующее его транспортировке.

24. Медико-социальная экспертиза проводится по направлению на медико-социальную экспертизу, поступившему из медицинской организации, органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, или органа социальной защиты населения, а также по заявлению о проведении медико-социальной экспертизы, поданному гражданином (его законным или уполномоченным представителем) в бюро, в случаях, предусмотренных пунктами 19 и настоящих Правил.

В бюро организуется регистрация поступивших направлений на медико-социальную экспертизу и заявлений граждан о проведении медико-социальной экспертизы.

По результатам рассмотрения поступивших документов бюро (главное бюро, Федеральное бюро) принимает решение о месте проведения медико-социальной экспертизы или о ее заочном проведении, а также определяет дату проведения медико-социальной экспертизы и направляет гражданину приглашение для проведения медико-социальной экспертизы. В случае подачи гражданином заявления о проведении медико-социальной экспертизы в электронном виде с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" приглашение для проведения медико-социальной экспертизы направляется гражданину с использованием указанной информационной системы.

Медико-социальная экспертиза проводится с письменного согласия гражданина (его законного или уполномоченного представителя).

Форма согласия гражданина на проведение медико-социальной экспертизы утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с заявленными целями.

(см. текст в предыдущей редакции)

24(1). Целями проведения медико-социальной экспертизы могут являться:

а) установление группы инвалидности;

б) установление категории "ребенок-инвалид";

в) установление причин инвалидности;

г) установление времени наступления инвалидности;

д) установление срока инвалидности;

е) определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

ж) определение стойкой утраты трудоспособности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации;

з) определение нуждаемости по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре) отца, матери, жены, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина, призываемого на военную службу (военнослужащего, проходящего военную службу по контракту);

КонсультантПлюс: примечание.

При проведении медико-социальной экспертизы в целях, указанных в пп. "и", "м", "н", направление медицинской организацией не требуется (Письмо ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 28.11.2018 N 42905/2018).

И) определение причины смерти инвалида, а также лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных или техногенных катастроф либо в результате ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление семье умершего мер социальной поддержки;

к) разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида);

л) разработка программы реабилитации лица, пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;

М) выдача дубликата справки, подтверждающей факт установления инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах;

Н) выдача новой справки, подтверждающей факт установления инвалидности, в случае изменения фамилии, имени, отчества, даты рождения гражданина;

о) иные цели, установленные законодательством Российской Федерации.

25. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

27. В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля (далее - консультанты).

27(1). Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право пригласить любого специалиста с его согласия для участия в проведении медико-социальной экспертизы с правом совещательного голоса.

28. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному или уполномоченному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

(см. текст в предыдущей редакции)

29. По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью.

Заключения консультантов, привлекаемых к проведению медико-социальной экспертизы, перечень документов и основные сведения, послужившие основанием для принятия решения, заносятся в акт медико-социальной экспертизы гражданина или приобщаются к нему.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2012 N 882)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

29(1). Акт медико-социальной экспертизы гражданина, протокол проведения медико-социальной экспертизы гражданина, индивидуальная программа реабилитации или абилитации гражданина формируются в дело медико-социальной экспертизы гражданина.

Гражданин (его законный или уполномоченный представитель) имеет право на ознакомление с актом медико-социальной экспертизы гражданина и протоколом проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

По заявлению гражданина (его законного или уполномоченного представителя), поданному в бюро на бумажном носителе, ему в день подачи указанного заявления выдаются заверенные руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо уполномоченным им должностным лицом в установленном порядке копии акта медико-социальной экспертизы гражданина и протокола проведения медико-социальной экспертизы гражданина.

(см. текст в предыдущей редакции)

Документы, сформированные в ходе и по результатам медико-социальной экспертизы, в виде электронных документов подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя бюро (главного бюро, Федерального бюро) либо усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного им должностного лица.

30. При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в главном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в главное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в бюро.

(см. текст в предыдущей редакции)

При проведении медико-социальной экспертизы гражданина в Федеральном бюро дело медико-социальной экспертизы гражданина с приложением всех имеющихся документов направляется в Федеральное бюро в 3-дневный срок со дня проведения медико-социальной экспертизы в главном бюро.

(см. текст в предыдущей редакции)

31. В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая утверждается руководителем соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро). Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

(см. текст в предыдущей редакции)

Программа дополнительного обследования может предусматривать проведение необходимого дополнительного обследования в медицинской организации, организации, осуществляющей деятельность по реабилитации, абилитации инвалидов, получение заключения главного бюро или Федерального бюро, запрос необходимых сведений, проведение обследования условий и характера профессиональной деятельности, социально-бытового положения гражданина и другие мероприятия.

(см. текст в предыдущей редакции)

32. После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

33. В случае отказа гражданина (его законного или уполномоченного представителя) от дополнительного обследования и предоставления необходимых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая отметка в протоколе проведения медико-социальной экспертизы гражданина в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы.

(см. текст в предыдущей редакции)

34. Гражданину, признанному инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации или абилитации.

При необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя инвалида (ребенка-инвалида) взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида (ребенка-инвалида).

(см. текст в предыдущей редакции)

При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.

При необходимости включения в индивидуальную программу реабилитации или абилитации ребенка-инвалида рекомендаций о товарах и услугах, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на приобретение которых направляются средства (часть средств) материнского (семейного) капитала (далее - товары и услуги), ребенку-инвалиду по его заявлению либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида взамен ранее выданной составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации ребенка-инвалида без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

Каждый, кто имел дело с освидетельствованием в медико-социальном бюро, знает, что процедура может быть весьма длительной, проблематичной и не всегда результативной, к сожалению. В связи с этим каждый житель, который имеет гражданство РФ, имеет право обжаловать результаты освидетельствования. Для этого гражданину необходимо подать заявление на оспаривание результатов экспертизы в ту же службу, где осуществлялась медико-социальная экспертиза. Далее, дело за МСБ: необходимо передать жалобу в главное бюро течении трех рабочих дней и прикрепить к нему все необходимые документы: справки, медицинские заключения, результаты прошлых МСЭ.

В главном учреждении проводят экспертизу заново в течение тридцати дней. После чего объявляется решение. По такому же принципу можно обжаловать и результат главного бюро: написать жалобу в федеральное. В данном случае, окончательно решение также принимается в течение одного месяца.

Подробнее о том, как апеллировать решение МСЭ

На сегодняшний день есть несколько способов оспаривания результатов медико-социальной экспертизы:

  • Судебный.
  • Внесудебный.

Каким из способов апелляции воспользоваться – это Ваше решение, но оно также зависит от уровня медико-социального бюро: если на филиал можно написать жалобу и в главное бюро, и в суд, а на главное позволено писать жалобу как в федеральное бюро, так и в суд, то результаты экспертизы последней инстанции – не обсуждаются, и обжаловать заключение федерального бюро медико-социальной экспертизы можно только в суде.

Внесудебная процедура

Если Вы желаете подать жалобу на оспаривание заключения медико-социальной экспертизы, то для Вас будет актуален такой порядок:

Шаг первый – Составление письменной жалобы

Писать жалобу имеет право лишь тот человек, который проходил экспертизу непосредственно, или его опекун (доверенное лицо). Согласно 146 пункту Административного регламента от 29 января 2014 года, текст жалобы должен раскрывать информацию:

  • Полное название бюро, на которое пишется заявление, а также ФИО сотрудников, действия которых описываются в жалобе.
  • Данные заявителя – фамилию, инициалы, адрес проживания, контактный номер телефона. Дополнительно нужно указать почтовые данные.
  • Заключение МСЭ указанного бюро.
  • Аргументы, в связи с которыми заявитель желает оспаривать заключение медико-социальной экспертизы.

Когда документы подаются доверенным лицом, а не человеком, который проходит экспертизу, необходимо прикрепить доверенность, подписанную нотариусом.

Шаг второй – Подача жалобы

Срок для оспаривания – 30 дней с момента принятия заявления о неправомерности социальной экспертизы. Его можно подать тремя способами: лично, по почте, в электронном виде.

Шаг третий – повторное прохождение медико-социальной экспертизы

В течение месяца бюро должны провести экспертизу повторно и вынести новое решение. Ответ будет отправлен на следующий день после принятия решения по жалобе.

Обжалование в судебном порядке

Порядок подачи жалобы в суд гораздо сложнее, чем в первом случае. Поэтому необходимо четко придерживаться регламента.

Шаг первый – Составление заявления и сбор документов

Самое важное – это определиться со списком требований. Это может быть компенсация морального ущерба, взыскание о признании человека инвалидом и др. Соответственно, от характера требований зависит и судопроизводство, а значит и порядок обращения в суд: исковое заявление или об оспаривании результатов медико-социальной экспертизы.

Заявление об оспаривании результатов и решения бюро


Необходимо указать следующие данные:

  • Полное название суда, куда подается заявление.
  • ФИО заявителя, адрес.
  • Полное название ответчика, юридический адрес.
  • Информацию о том, какие действия считать незаконными, какие права нарушены в связи с этими действиями.
  • Подтверждение и доказательства факта нарушения порядка.
  • Дополнительно прикрепляются: копия заявления, копия квитанции об уплате государственного сбора (300 рублей), нотариально заверенная доверенность, если документы подаются представителем.

Согласно статье 333.36 НК РФ госпошлину не уплачивают инвалиды первой и второй группы.

Исковое заявление

Помимо всех вышеуказанных данных дополнительно указывают:

  • Цену иска: денежную сумму и ее расчет.
  • Копию заявления (количество копий должно соответствовать количеству ответчиков и третьих лиц).

Шаг второй – подача заявление и подготовка документов

Для подачи заявления в суд установлен срок в три месяца с момента нарушения прав, на протяжении которого гражданин может подать иск. Истец вправе сам выбирать местонахождение суда: или по своему месту проживания, или по месту жительства ответчика.

Шаг третий – участие в судовом заседании

Заявление на обжалование решения мсэ и получение компенсации рассматривается на протяжении 2-х месяцев. В случае удовлетворения жалобы бюро обязано устранить нарушения и сообщить об этом суд.