Многие мамочки уверены, что грудные дети в первые месяцы жизни воспринимают мир вверх ногами. Так ли это и какими особенностями обладает зрение у новорожденных поговорим в этой статье.

Из этой статьи вы узнаете:

Удивителен тот факт, что глаза начинают развиваться у зародыша практически одновременно с зачатком сердца. Уже на 3 неделе внутриутробного развития можно определить группы клеток, которые в дальнейшем сформируют орган зрения будущего ребенка. Сначала глаза располагаются по бокам головы зародыша, отчего он больше напоминает рыбку, а не человеческий эмбрион. Свое привычное место на лице они занимают только к концу I триместра.

Вплоть до рождения глазки малыша развиваются в полной темноте. К концу беременности все анатомические структуры органа зрения плода сформированы и он полностью похож на глаз взрослого. Незавершенным остается только один отдел – сетчатка, который отвечает за восприятие изображения . Для его полноценного развития необходим свет. Именно поэтому окончательное формирование органа зрения происходит только после того, как малыш рождается.

Зрение ребенка от рождения до года

В отличие от сердца, почек и пищеварительной системы, которые к моменту рождения малыша уже полностью готовы обеспечивать его независимое от мамы существование, зрение у новорожденных совершенствуется постепенно вместе с развитием ребенка.

Особенностью глаз детей грудного возраста является то, что их размер по отношению к размеру головки намного больше, чем у взрослого. Именно это придает малышам неповторимый трогательный вид.

0-7 дней

В первые дни жизни малыша его глазки боятся света, врачи называют это состояние фотофобией . Это неудивительно, ведь долгие 9 месяцев он провел в кромешной тьме маминого живота. Веки новорожденного почти всегда плотно закрыты, и маме трудно определить, какого цвета у него глаза. Несмотря на это зрачки малыша очень хорошо реагируют на свет. Они сужаются, если поднести ребенка к окну или попытаться приподнять края века. Живой зрачковый рефлекс – один из показателей, говорящий о том, что нервная система малыша здорова.

В ответ на вспышку света, например, если включить в темной комнате лампу, веки новорожденного плотно смыкаются.

Если приподнять края век малыша на первой недели жизни, то можно заметить, что его глазные яблоки совершают частые горизонтальные движения из стороны в сторону. Это явление называется нистагм и он является нормой для детей этого возраста.

Еще один интересный факт: малыш на этом этапе жизни неспособен плакать слезами, так как слезные железы еще не выделяют слезу.

Мам и пап, конечно, волнует вопрос, когда начинают видеть новорожденные, способны ли они разглядеть лицо близкого человека.

Как бы обидно это ни звучало, но малыш на первой недели жизни неспособен не то чтобы разглядеть, но даже увидеть своих родителей. Это происходит потому, что зрительные клетки, которые расположены на сетчатке, еще только начинают совершенствовать свои функции и неспособны к четкой передаче изображения.

Кроме того, анатомические особенности глаза новорожденного делают его очень дальнозорким, то есть неспособным к четкому восприятию предметов, расположенных вблизи. Таким образом, мир предстает перед только что появившимся на свет малышом в виде неясных очертаний предметов, пятен света и тени.

Если ребенок родился в срок, у него может наблюдаться неосмысленное открывание глаз начиная с первых часов жизни. При этом складывается впечатление, что малыш сосредоточивает взгляд на находящимся перед ним предмете. На самом деле, это всего лишь непроизвольная двигательная реакция, которая не имеет ничего общего с рассматриванием.

Если приблизить к лицу малыша крупный предмет на расстояние 20-30 см, то глазки не смогут его «поймать» и проскользнут мимо. Они начнут «блуждать» из стороны в сторону, иногда совершенно независимо друг от друга, чем очень пугают родителей. Но это нормальное явление, которое проходит к концу первого месяца жизни.

7-28 дней

Начиная с конца первой недели жизни малыш учится устанавливать зрительный контакт с предметом, который расположен непосредственно перед его глазами, и может следовать за движущимся предметом глазами в течение нескольких секунд. Но голова и шея при этом все еще остаются неподвижными.

К концу 2 недели жизни новорожденные начинают фиксировать, удерживать взгляд на неподвижном предмете. Это впервые можно назвать непосредственно «рассматриванием». Сначала это длится не более пары секунд, но постепенно малыш учится подолгу задерживать взгляд.

В этом же время начинают образовываться первые слезы, которые смачивают поверхность роговицы, тем самым предохраняя ее от высыхания и позволяя малышу дольше времени находиться с открытыми глазками.

2-5 месяц

С 6-недельного возраста у малыша можно отметить устойчивую фиксацию на неподвижном предмете.

Начиная со 2 месяца жизни ребенок учится следить за движущимся предметом не только с помощью глаз, но и с помощью поворота головы.

С 3 месяца жизни малыш начинает использовать слезы в качества средства выражения своих эмоций. То есть он по-настоящему плачет, когда ему больно или страшно. Обычные физиологические потребности в еде, смене подгузника груднички выражают громким криком, а не слезами.

В 4 месяца у малышей обнаруживается направленный взгляд и одновременная совместная работа уха и глаза: услышав звук, ребенок старается найти его источник с помощью глаз. С этого же возраста грудничок начинает узнавать маму не только по голосу и запаху, но и в лицо.

6 месяцев – 1 год

Глаза малыша начинают выполнять все функции, которые характерны для глаз взрослого: следят за движущимися предметами, могут определить далеко или близко они расположены, учатся распознавать глубину, координируют работу глаз с движениями рук. Острота зрения в этот период достаточна для того, чтобы видеть даже мелкие детали.

До 6 месячного возраста достаточно сложно сказать, какие цвета может различать малыш. Но именно с этого возраста можно уверенно говорить о реакции на желтый и красный цвета. Например, дети стремятся взять красно-желтую или оранжевую погремушку и равнодушны к зеленой или синей.

Развивающие игры для зрения

Как мы уже говорили, для правильного и полноценного развития сетчатки необходима постоянная стимуляция ее светом и изображением. Чем больше информации получают глазки малыша, тем быстрее и лучше устанавливаются связи между зрительными клетками и корой головного мозга.

В зависимости от возраста малыша зрение у новорожденного можно тренировать с помощью развивающих игр. Лучше всего начинать занятия со 2 месяца жизни ребенка , когда уже устанавливается навык кратковременного удержания предмета в поле зрения.

Для тренировки глазок можно использовать обычную погремушку с приятным звоном. Лучше, если она будет красно-желтого цвета.

Следует приблизить игрушку на расстояние 20-30 см от глаз малыша и удерживать ее в течение нескольких секунд. Необходимо внимательно следить за реакцией ребенка. Как только его взгляд «поймал» погремушку, медленно отведите ее вправо на 10-15 см, потом верните в исходное положение. Повторите в левую сторону.

Если малыш потерял объект из вида, привлеките его внимание, потряся погремушку. Постепенно увеличивайте количество повторов и время удерживания игрушки перед глазками.

Когда малыш научится удерживать головку лежа на животе и опираясь на предплечья, постучите погремушкой о пол прямо перед ним, привлекая внимание. После того как ребенок задержал взгляд на игрушке, медленно поводите ею в обе стороны.

Хорошим тренажером для малышей раннего возраста является музыкальная карусель на кроватку (мобиль) . Движущиеся подвески стимулируют глазки малыша и учат его удерживать в поле зрения предметы. Устанавливайте карусель таким образом, чтобы висящие игрушки находились на расстоянии 30 см от глаз малыша.

Результаты некоторых научных исследований говорят о том, что малыши до 6 месяцев все видят в черно-белом цвете, а все остальные цвета различают как оттенки серого. И только после полугода начинают определять красный цвет. Насколько это соответствует действительности, сложно сказать.

Но доказано, что малыши очень любят рассматривать структурированные объекты , раскрашенные в контрастные цвета. Например, по типу шахматной доски, зебры. Если положить перед ребенком два предмета, один из которых окрашен в пастельный тон, а другой представляет собой чередование черно-белых полос, то малыш сосредоточит свое внимание именно на структурированном объекте.

Также по результатам исследования, что у малышей, рассматривающих черно-белые картинки, скорее устанавливаются связи между нейронами, они раньше начинают осознавать увиденное, развиваются более спокойными, внимательными.

Стимуляция коры головного мозга при рассматривании черно-белых картинок входит в курс лечения детей с ДЦП, повреждениями головного мозга, задержкой умственного развития.

Для этого можно использовать готовые картонные черно-белые картинки, продающиеся в отделах развивающих игрушек, или распечатать их с интернета. Хорошим вариантом для малышей первых 4 месяцев жизни является обычное одеяло или пододеяльник, выполненные в черно-белой гамме, на которые можно просто класть ребенка. При желании можно найти в продаже музыкальную карусель с подвесками в черно-белой гамме или сшить их самим из кусочков ткани.

С помощью органа зрения человек получает до 90% информации о внешнем мире . Поэтому так важно начинать заботиться о глазах начиная с первого дня жизни малыша. Знание того, как развивается и совершенствуется зрение у новорожденных, поможет родителям вовремя заметить даже малейшие нарушения в работе глаз ребенка и обратиться к врачу за помощью.

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

Развитие зрительной системы

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Родительский контроль

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Динамическое наблюдение за ребенком

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1-+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Когда надо обратиться к врачу срочно

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

Дата: 02.01.2016

Комментариев: 0

Комментариев: 0

  • Формирование зрения ребенка в первый год жизни
  • Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Зрение у новорожденных далеко от идеала. Его совершенствование будет происходить еще около 8 месяцев после рождения. Только родившийся малыш совсем не так видит окружающие его предметы, как взрослые. Это связано с тем, что на момент рождения сетчатка глаза еще не полностью сформировалась, как и зрительный центр в головном мозге.

Если говорить иначе, то ребенок физически полностью готов к тому, чтобы видеть все вокруг полноценно, но его мозг еще не способен обрабатывать получаемые данные от глаз. Острота зрения новорожденного ограничивается способностью определять место нахождения источника света и улавливать движущиеся объекты недалеко от него.

Формирование зрения ребенка в первый год жизни

Не все родители знают, что младенец способен фокусировать свой взгляд только на расстоянии 20-30 см от себя. Кроме того, глазные мышцы еще не полностью окрепли, что проявляется в виде косоглазия. Глаза ребенка могут косить или расходиться в разные стороны. Первый офтальмологический осмотр происходит еще в роддоме, где врач оценивает качество зрения и проверяет его на наличие различных патологических заболеваний. Зрительные функции проверяются повторно через месяц в детской поликлинике, при плановом осмотре. Нормальное развитие зрения у новорожденных происходит поэтапно, в соответствии с месяцами их жизни.

Этапы развития по месяцам:

  1. В 1-й месяц жизни зрение младенцев способно фокусироваться только на крупных и ярких предметах. Чтобы ребенок увидел игрушку на расстоянии 25 см и смог ее полноценно рассматривать, ее размер должен быть не менее 15 см. Изначально ребенок способен смотреть только по горизонтали. Рассматривать предметы, вертикально фокусируя взгляд, малыш научится немного позже.
  2. На 2-м месяце качество зрения улучшается и груднички начинают различать цвета. Предполагается, что изначально они могут видеть красный, желтый, белый и черный цвет. Для совершенствования зрительного аппарата врачи рекомендуют над кроватью ребенка повесить яркие игрушки или черно-белые картинки в виде полос или клеток.
  3. К 3-4 месяцу начинает развиваться моторика, что позволяет ребенку дотягиваться и брать в руки видимые им яркие предметы. Он начинает развивать понимание размера и формы окружающих его объектов.
  4. Зрение новорожденного на 5-6 месяце жизни развито настолько, что малыш может четко видеть черты лица окружающих его людей. Он запоминает предметы и способен узнавать их, увидев даже только их часть. Движения становятся более скоординированными.
  5. Формирование зрительной функции у основной массы детей заканчивается к 7-ми месяцам. У некоторых этот период может длиться немного дольше. К этому моменту полностью крепнут глазные мышцы, поэтому косоглазие в таком возрасте уже считается патологией. Дети начинают видеть полноценно, как взрослые.

Вернуться к оглавлению

Процесс формирования зрительного аппарата у недоношенных

Стоит отметить, что у недоношенных детей процесс созревания зрительного аппарата отличается от доношенных детей. Очень большое значение играет степень недоношенности. У недоношенных деток организм полностью сформировался, но еще недостаточно окреп. Многие факторы окружающего мира способны негативно сказываться на здоровье: свет, звук, температура и прочее. Веки у грудничков, родившихся раньше срока, неспособны полноценно защищать глаза от света, что требует в послеродовой период поместить малыша в специализированный инкубатор. Внутри него создаются все условия, которые помогают младенцу окрепнуть. На глаза могут накладывать повязку или накрывают инкубатор светонепроницаемыми простынями.

Согласно медицинским данным, воздействие яркого света на глаза недоношенных детей мешает развитию сенсорных функций.

Также существует риск развития ретинопатии. Это заболевание, которое характеризуется поражением сетчатки глазного яблока, вызываемое нарушением процесса кровоснабжения сетчатки.

Если нет осложнений, то недоношенные дети, после того как окрепнут, практически ничем не отличаются от малышей, рожденных в срок. Даже наоборот. Недоношенные малыши на момент достижения ими срока плановых родов (даты своевременных родов) способны видеть на расстоянии 30,5 см. А уже в полгода, с учетом срока недоношенности, их глаза и мозг способны обрабатывать получаемую картинку практически так, как это происходит у взрослых.

Несмотря на то что все малыши осматриваются врачом-офтальмологом, родители тоже должны знать, как проверить зрение у новорожденного, чтобы в случае того или иного отклонения от установленных норм обратиться к врачу. Каждый ребенок индивидуален, поэтому у некоторых детей формирование зрительного аппарата может происходить быстрее, а у других — медленнее. При любом подозрении на патологию родители должны обратиться за дополнительной консультацией к специалисту, так как чем раньше будет выявлена проблема, тем проще будет провести лечение.

В большей степени здоровье глаз детей, как недоношенных, так и родившихся в срок, зависит от условий, которые создаются для их развития.

Что видят малыши

Со дня появления на свет зрение помогает ребенку постепенно развиваться физически, умственно и эмоционально, позволяя ему получать визуальную информацию. Пусть сначала он видит совсем немного, затем он постепенно расширяет поле зрения и изучает мир вокруг.

Когда развивается зрение

Хотя глаза физически способны видеть сразу же после рождения, мозг новорожденного еще не готов обрабатывать всю поступающую визуальную информацию. Постепенно его мозг развивается, и с ним вместе – способность четко видеть, которая помогает понимать и узнавать окружающий мир. В самом начале жизни малыш может разглядеть лишь ваше лицо, склоненное над ним, но месяц за месяцем дальность его зрения растет.

Как развивается зрение

В самом начале новорожденный малыш может сфокусироваться только на объекте на расстоянии 20-30 см от себя – то есть различить ваше лицо, когда вы держите его на руках. Кроме этого, младенец может заметить свет, очертания и движения, но все это выглядит для него размыто. В этот период самое интересное для него – ваше лицо (чуть позже его начнут интересовать контрастные узоры).

При рождении ребенок еще не знает, как использовать оба глаза одновременно, поэтому его зрачки могут иногда блуждать независимо или сходиться к переносице. На первом или втором месяце жизни младенец научится фокусироваться и следить глазами за движущимся объектом. Погремушка, которую вы двигаете перед его лицом, будет завораживать его – он открывает в себе новую способность. Также малыша может радовать такая простая игра с вами – поднесите малыша к лицу, посмотрите ему прямо в глаза и медленно переводите взгляд из стороны в сторону, а он будет следить за вашими глазами.

Даже новорожденный ребенок видит цвета, но ему сложно различать похожие тона, например, красный и оранжевый. Поэтому совсем маленьким детям нравятся черно-белые или контрастные узоры. В следующие несколько месяцев мозг младенца учится различать цвета. Он начнет предпочитать яркие простые цвета и более сложные узоры. Помогайте развитию малыша, показывая ему картинки, фотографии, книги и игрушки. Также в этот период он будет развивать навыки слежения за предметами.

Ребенок развивает восприятие глубины. Раньше ему было сложно понять, где находится предмет, какого он размера или формы, чтобы протянуть руку и взять его. К 4 месяцам развитие моторики и частей мозга, отвечающих за зрение, позволяют ему координировать свои движения и схватить видимый объект. Помогайте ему практиковаться в этом, предлагая игрушки, которые легко взять в руку, вроде погремушек (иначе он будет хватать другие объекты, до которых ему легко дотянуться – например, ваши волосы, серьги или очки).

5 месяцев

Ребенку лучше удается различать небольшие объекты и движущиеся предметы. Он даже сможет понимать, что за объект перед ним, когда видит только его часть. Свидетельство того, что он начинает осознавать постоянство предметов (понимать, что вещи существуют и тогда, когда он их не видит) – то, с каким удовольствием дети играют в прятки («ку-ку»). Также младенец начинает различать похожие оттенки.

8 месяцев

Если при рождении зрение ребенка было примерно 20/200 или 20/400, то к 8 месяцам оно вполне сформировалось и имеет такую же глубину и остроту, как у взрослых. Хотя его больше интересуют близкие объекты, он вполне может различать людей и предметы в дальнем конце комнаты. Кстати, к этому возрасту глаза обычно приобретают свой постоянный цвет (в дальнейшем он может лишь немного измениться).

Ваша роль

Проследите, чтобы при каждом осмотре ребенка врач обращал внимание на глаза. Врач может проверить, нормально ли выглядят глаза малыша и насколько хорошо они двигаются, нет ли признаков проблем со зрением. Если у вас или вашего партнера в семье были случаи проблем со зрением или заболеваний глаз, расскажите об этом врачу. Обследование остроты зрения с помощью таблиц с символами или буквами впервые проводят в 3-4 года. Если у ребенка обнаружатся какие-либо проблемы, педиатр может направить его к детскому офтальмологу. Очень важно диагностировать и начать лечить глазные болезни как можно раньше, ведь в более позднем возрасте это будет сложно или вовсе невозможно сделать.

Исследования показывают, что младенцам больше всего нравятся человеческие лица, а не узоры или картинки. Поэтому дайте ребенку возможность разглядывать свое лицо вблизи (особенно новорожденному). Примерно в один месяц малышу начинают нравиться любые объекты, которые движутся у него перед глазами. В магазинах для детей полно специальных развивающих игрушек, но точно так же младенцев радуют простые игрушки или любые объекты из домашнего обихода.

Пронесите погремушку (или любой другой яркий предмет) перед лицом малыша из стороны в сторону, затем попробуйте двигать его вверх и вниз. Это привлечет его внимание, хотя следить глазами за вертикальным движением малыш научится только в 3-4 месяца. Обращайте внимание и на другие вещи, которые привлекают ребенка – например, птиц или листья на прогулке.

Развивайте у ребенка интерес к цветам – сначала основным, потом более сложным оттенкам. Для этого отлично подходят яркие мобили, цветные постеры (повесьте такой рядом с пеленальным столиком) и разноцветные детские книжки.

Когда стоит беспокоиться

Врач проверит зрение ребенка во время обычного визита, но если что-то кажется вам ненормальным, расскажите об этом. Например, это могут быть такие признаки.Ребенок не следит за объектом двумя глазами, хотя ему уже 3 или 4 месяца.
Глаза малыша недостаточно свободно двигаются в разных направлениях.
Ребенок все время двигает глазами и не может остановить взгляд на одной точке.
Ребенок постоянно косит, один или оба глаза закатываются.
Один из зрачков кажется белым.
Ребенок слишком чувствителен к свету, глаза постоянно слезятся.

Если ваш ребенок родился недоношенным, у него выше риск проблем со зрением, таких как астигматизм (размытое зрение), миопия (близорукость), ретинопатия (ненормальное развитие сосудов глаз, которое может привести к слепоте) или страбизм (косоглазие). Сообщите врачу о том, что ребенок родился недоношенным.

Зрение у новорожденных несовершенно, несмотря на то, что появляется оно задолго до их рождения. Способность видеть формируется у ребенка еще во время его внутриутробного развития, как и другие системы организма, с которыми, кстати, органы зрения находятся в тесной взаимосвязи. Если ребенок не будет полноценно видеть, он не сможет нормально развиваться и познавать окружающий мир.

Итак, предотвратить появление большинства проблем, связанных с возможностью крохи видеть, желательно как можно раньше. Ранние этапы выявления патологии позволят своевременно начать лечение и подарить малышу шанс на полноценное восприятие и постижение всего нового и ему незнакомого. При первых признаках зрительных нарушений родители новорожденного должны срочно обратиться к детскому окулисту и держать ситуацию под контролем.

Как правило, у недоношенных детей намного чаще возникают проблемы со зрением, чем у малышей, появившихся на белый свет в положенный срок. Такая категория новорожденных заслуживает еще больше внимания со стороны родителей. Если учесть, что вполне здоровый ребенок, только родившись, практически ничего не видит, то у недоношенных младенцев ситуация обстоит так же. Нельзя, конечно, сказать, что дети появляются на свет слепыми, но недоразвитость некоторых центров головного мозга к этому периоду – вполне нормальное явление.

Рассмотрим, как видит малыш при рождении:

  • Многие люди ошибочно полагают, что в младенческом возрасте у детей перевернутое зрение. Конечно, правдой это назвать нельзя, но что-то истинное в этом все-таки присутствует.
  • Малыш не видит окружающие его предметы и людей вверх ногами, но изображение, которое отображается на сетчатке, находится под 90-градусным наклоном.
  • Между тем это не мешает крохе различать свет и тень, определять силуэты и черты больших предметов.
  • Помимо этого, новорожденный малыш отчетливо видит лицо матери, которая кормит его грудью. Дело в том, что на расстоянии 20-30 см ребенку доступны все, даже самые мелкие детали.

Ребенок в первый месяц жизни нередко косит глазами, что пугает многих молодых родителей, никогда не сталкивающихся с подобным состоянием у детей. Пройдя необходимые этапы развития, зрительные мышцы придут в тонус и смогут контролировать движения глазных яблок.

У недоношенных малышей зрение так же фокусируется с огромным трудом. Определить, является ли данное состояние вариантом физиологической нормы или патологией, может только окулист уже на первом осмотре.

В большинстве случае в месяц новорожденные воспринимают черно-белые картинки намного лучше цветных.

Первые оттенки кроха начинает различать в такой последовательности:

  1. Красный.
  2. Желтый.
  3. Зеленый.
  4. Синий.

Как происходит развитие зрительных способностей у новорожденного?

Зрение новорожденного ребенка проходит несколько основных этапов развития, постепенно совершенствуясь к годовалому возрасту.

Изо дня в день, из месяца в месяц его зрительные навыки улучшаются, открывая перед крохой для постижения все новое и незнакомое:

  • В возрасте 4-5 недель глаза новорожденного способны уловить мамину улыбку и рассмотреть черты ее лица. В данный период для крохи крайне важно наличие общения с матерью, ей необходимо постараться как можно больше контактировать с ним в моменты бодрствования. В месяц даже у недоношенных малышей зрачок реагирует на изменения в освещении, сужаясь и расширяясь. Убедиться в этом можно, поднеся его к окну.

  • Спустя еще один месяц малыш может следить за движением предметов в горизонтали. Размытые образы отображаются у него более четко. Вместе с резкостью в изображении приходит и увеличение продолжительности задерживания взгляда на конкретном предмете. Наибольший интерес у крохи вызывает мамина грудь.
  • Прошел еще один месяц. Особенности зрения новорожденных, в т. ч. и недоношенных деток, позволяют им рассматривать даже мобиль для детского манежа в деталях. Малыш активно следит не только за крупными вещами, но и за предметами поменьше. Трехмесячный кроха активно узнает родственников, не путая папу с мамой. Навык распознавания цветов начинает формироваться как раз на этом этапе развития.
  • Шестой месяц жизни знаменуется высоким совершенствованием зрительных способностей ребенка. В период, когда его трехмерное восприятие улучшено, ему уже без труда удается фокусировать взгляд на близких объектах. Простые геометрические фигуры помогают развивать зрение новорожденному.
  • Двенадцатый месяц жизни позволяет крохе уверенно рассматривать узоры. Когда ему дают книжки, он с удовольствием знакомится с изображениями.

Как помочь ребенку в развитии зрения?

Вместе с развитием функциональности головного мозга происходит окончательное созревание зрительных возможностей.

Все образы, которые малыш может наблюдать, проходят определенный анализ, в голове у новорожденного постепенно выстраивается взаимосвязь между ними.

В это и последующее время требуется особая забота родителей:

  • Родителям необходимо уделять максимум внимания, они должны стараться, чтобы все процессы формирования зрения новорожденных и недоношенных детей протекали в гармонии.
  • Важно постоянно общаться с крохой, рассказывать ему об окружающем мире, сопровождая обучение демонстрацией цветов, игрушек, предметов.
  • Для зрительного развития ребенка особо полезными являются кроваточные мобили, подвески и другие конструкции, установленные на расстоянии не ближе, чем 30 см от органов зрения новорожденного. Преимущественными цветами должны стать яркие красные и желто-горячие оттенки. Вспомогательной палитрой могут быть синие и зеленые тона.
  • Когда ручки ребенка впервые потянутся за игрушками, важно стимулировать и поддерживать его в этом, проявлять инициативу, помогать ему. В любом случае предпочтение новорожденные отдают живому общению с родителями. Лицо самых дорогих для него людей намного лучше самой дорогой игрушки.

Стоит понимать, что описанные этапы развития у только появившихся на свет детей нельзя назвать статичными. Огромную роль играют индивидуальные особенности крохи, кроме того, у недоношенных малышей показатели могут существенно варьироваться по срокам.

К годовалому возрасту ребенок, вне зависимости от того, в срок он появился на свет или нет, имеет достаточно развитые зрительные способности, максимально приближенные к взрослым.

Как проверить зрение у малыша и на что обратить внимание?

Когда кроха появляется на свет, в роддоме сразу же проверяют его зрение, особенно это касается недоношенных детей. Затем родители показывают своего малыша окулисту в 1 месяц, в 3 и ближе к полугоду. Недоношенных крошек, особенно имеющих наследственную предрасположенность к заболеваниям органов зрения, офтальмологи проверяют практически каждый месяц. Как проверить зрение у новорожденного, сложно сказать, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Родители должны сделать это, не дожидаясь планового осмотра, если:

  • у ребенка заметен разный диаметр зрачков;
  • появилось слезотечение (у детей до 3-х месяцев отсутствие слез – абсолютно нормальный показатель);
  • происходит гнойное выделение из глаз;
  • нет реакции зрачков на дневной свет;
  • утром после пробуждения глазки у ребенка постоянно закисают;
  • явно выраженная светобоязнь;
  • малыш не способен удержать взгляд на конкретном предмете;
  • кроха не умеет следить за движущимися объектами к 3 месяцам;
  • его зрачки не в состоянии задержаться на чем-то одном;
  • глаза ребенка постоянно «бегают», мигают, как будто дергаются;
  • к двум месяцам малыш не способен сфокусировать свой взгляд на предмете, расположенном относительно близко (на расстоянии 20-30 см);
  • у ребенка слишком выпуклые глаза;
  • по достижении 3 месяцев глаза у крохи по-прежнему косят.

В экстренном случае следует идти за консультацией к доктору, если была какая-либо травма органов зрения, попадание инородных тел. О глазах детей необходимо заботиться с первых дней от самого рождения. Как только малыш подрастет, важно приучать его к проведению гигиенических процедур, акцентируя внимание на их важности для здоровья.

Не менее важно предоставить ребенку максимально интересные увлечения и занятия, чтобы не допускать его к просмотру мультфильмов, играм на компьютере, планшете.

Чрезмерная нагрузка на зрительные центры, которую несут в себе современные гаджеты, способствует появлению раздражительности, возбужденности и психических отклонений.