» (500-600 г. н.э.) – древнего текста по аюрведе, посвященному здоровому образу жизни, профилактике и лечению заболеваний, очищению организма, сохранению молодости и отдалению старости.

В VI веке появилась еще одна удивительная личность. Это был Вагбхата, создатель «Аштанга Хридая самхиты» или восьмеричной тантры, которая до нашего времени является универсальным учебником аюрведической медицины. Вагбхата в своем каноне объединил все направления Аюрведы и сыграл для ее развития почти такую же роль, что и Дханвантари, некогда принесший на Землю эту науку.

Вагбхата родился в Синдхе в семье вайдъев; его отец, Симхагупта, был очень известным аюрведическим специалистом, заслужившим титул «вайдьяпати». Лекарственные рецепты и терапевтические методы, создателем которых считается Симхагупта, упомянуты во многих позднейших трактатах. Дядя Вагбхаты, Равигупта, был прославленным врачом и автором медицинского канона «Сиддхасара». Вагбхате с ранних лет были открыты секреты Аюрведы - отец учил его правилам сбора растений в соответствии с местом и временем (лунным и циркадным ритмами), а Вагбхата помогал готовить лечебные порошки и бальзамы. Позднее он был отдан в обучение духовному наставнику, известному аюрведическому врачу Авалоките, под руководством которого изучал философию, астрологию и аюрведическую натуропатию. Авалокита, происходящий из брахманской семьи, но исповедовавший буддизм и старавшийся ни в чем не придерживаться жестких рамок, сильно повлиял на формирование мировоззрения своего ученика. Вагбхата в своем духовном развитии прошел тот же самый путь.

Однажды, когда он уже был практикующим врачом, тяжело заболела дочь правителя Синдха. Многие известные целители брались ей помочь, но не добились успеха; принцесса постепенно угасала. Тогда во дворце появился Вагбхата.

Установив диагноз довольно редкого заболевания, он приступил к лечению и через две недели поднял принцессу на ноги. Правитель, уже не веривший в выздоровление дочери, был так счастлив, что подарил Вагбхате часть своего царства. В пятидесяти километрах к северу от современного Хайдарабада, в округе Карачи (Пакистан), по приказу царя был построен город Махаджанху, ставший столицей царства Вагбхаты. С этого времени ему присвоили титул «Раджариши», о чем упоминают комментаторы Джеджата, Нишчалакара и Бхаттачарья. Махаджанху стал центром изучения

Аюрведы. Ученики Вагбхаты собрали и переписали все известные каноны арийской и дравидийской медицины, которые затем были собраны в библиотеке Хайдарабада (почти все эти сокровища - около 80% - погибли в огне пожара во время мусульманского нашествия в XIII веке). Тысячи студентов обучались Аюрведе в Махаджанху, куда были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии. Фактически Вагбхата создал уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство. Эта удивительная страна просуществовала только около сорока лет. После вторжения саков Махаджанху была разрушена, а Вагбхата бежал в город Уджайну, где жили такие прославленные поэты и ученые, как Калидаса и Варахамихира.

Имя Вагбхаты связано и со знаменитым Наландским университетом, обучаться в котором съезжались студенты со всех стран мира. В этом университете Вагбхата провел шесть или семь лет, и, возможно, именно здесь он начал записывать свой знаменитый труд «Аштанга Хридая Самхиту». Эту работу он закончил в Керале, городе, находящемся в Южной Индии, где провел последние годы жизни. Там же он явился основателем восьми медицинских династий традиции Аштавайдья, каждая из которых занималась развитием одного из восьми разделов Аюрведы, а при лечении болезней опиралась главным образом на «Аштанга Хридая самхиту». Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только наследники врачебных династий, но и дети из других брахманских семей. Такая традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более чем где-либо в Индии. «Аштанга Хридая самхита» - это не только прославленный классический труд Аюрведы, но и связующая нить между индийской и тибетской традициями, поскольку она стала основой знаменитого тибетского трактата «Чжуд Ши».

Шримад Вагбхата

Перевод Ю.В. Сорокиной. Комментарии И.И. Ветрова

​Аштанга-Хридая-Самхита (около 500-600 г. н.э.) - древний текст — текст, посвященный здоровью, профилактике и лечению заболеваний, очищению организма, сохранению молодости и отдалению старости.
Один из трех аюрведических «первоисточников», остальные - «Чарака самхита» и «Сушрута самхита», более древние (500 г. до н.э.).
Вагбхата, потомственный врач — , создал уникальное, единственное известное в истории аюрведическое государство - город Махаджанху, ставший центром изучения . Здесь были собраны и переписаны все известные каноны арийской и дравидийской медицины. К несчастью, позднее 90% из них погибли. Тысячи студентов обучались Аюрведе в Махаджанху. Сюда были приглашены лучшие целители и ученые Северной Индии.
Позднее он поселился в Керале (южная Индия), где провел последние годы жизни и стал основателем восьми медицинских династий (традиций Ашта Вайдьян), каждая из которых занималась одним из восьми разделов Аюрведы. Династии врачей при лечении болезней опирались главным образом на Аштанга Хридайя Самхиту. Этот трактат был настолько популярен, что его заучивали наизусть не только дети этих медицинских династий, но и дети других брахманских семей. Эта традиция и по сей день существует в Керале, и труды Вагбхаты популярны здесь более, чем где-либо в .
Вагбхате приписывается создание двух крупных аюрведических трудов — "Аштанга Санграха" и "Аштанга Хридайя Самхита". В тексте "Аштанга Хридайи" он сам признает её кратким изложением "Аштанга Санграхи".
Аштанга Хридая содержит суть восьми разделов (Аюрведы) и является одним из авторитетнейших трактатов по медицине древней Индии. Он с давних пор изучается врачами не только в Индии, но и в таких странах как Аравия, Персия, Средняя Азия, Тибет и Китай. Значимость Аштанга Хридайя Самхиты подтверждается наличием большого числа комментариев к ней, составленных как индийскими учеными, так и учеными других стран.
Её можно назвать конспектом Аюрведы, одинаково необходимым как студентам, так и ученым и врачам.

“Аштанга Хридая самхита”, написанная Шримад Вагбхатой в 6 веке н.э., является квинтэссенцией всех созданных до нее аюрведических трудов, и наряду с "Чарака самхитой" и "Сушрута самхитой" по праву входит в “Брихат-трайю” - тройку самых именитых медицинских канонов Индии. "Аштанга Хридая самхита", послужившая основой для написания целого ряда медицинских трактатов, с давних пор изучается врачами не только в Индии, но и в других странах. Переведенная на китайский, тибетский, арабский, персидский, немецкий и другие языки, - она в том или ином виде была использована множеством известных ученых разных времен и стран. Известнейший канон тибетской медицины "Чжуд Ши" полностью основан на текстах Аштанга Хридая Самхиты. Несомненно то, что и Авиценна при написании своего "Канона врачебной науки" пользовался арабским переводом "Аштанга Хридая Самхиты", называвшимся "Аштанкар". Трактат Вагбхаты можно назвать конспектом Аюрведы, одинаково необходимым как студентам, так и ученым и врачам - необходимым не только как исторический источник, но и как практическое пособие. Множество занимающихся Аюрведой авторов, как в Индии, так и на Западе, при написании популярных книг в сущности пересказывают "Аштанга Хридайя самхиту", следуя ее канве. Это и понятно - Аштанга Хридая короче и несколько проще трудов Чараки и Сушруты.
Вместе с тем воспринять тексты Аштанга Хридаи далеко не просто. Опора на древнейшую традицию, в соответствии с которой излагались теоретические основы, обилие естественно понятных для представителей этой традиции терминов, которые сейчас недоступны даже самым продвинутым биологам и фармакологам, культурные и временные особенности, которые отразились в текстах Вагбхаты - все это требует очень глубоких комментариев и адаптации к современному пониманию. Кроме того, многочисленные "редакторы" и толкователи текстов со временем внесли свои дополнения и искажения в трактат, который сам Вагбхата во многом излагал для устранения накопившихся в текстах Чараки и Сушруты ошибок.
Осуществленный под руководством директора Центра Аюрведической медицины "Дханвантари" И.И. Ветрова перевод "Аштанга Хридайя самхиты" был сделан с учетом того, что ни один аюрведический канон подобной значимости еще не был издан на русском языке, и что крайне важно, адаптируя древнее знание к современным условиям, не утратить его чистый источник. Отдельные главы трактата вы можете найти на этом сайте. Некоторые из них публикуются с комментариями И.И. Ветрова, написанными для публикации глав трактата в
журнале "Аюрведа" . Oстальные главы публикуются с некоторыми сокращениями. Вы также сможете найти здесь исторические и культурологические материалы - о

«Аштанга-хридая самхита», составленная блестящим врачом и ученым Вагбхатой (примерно 6-9 век н.э.), является квинтэссенцией многих аюрведических трудов, наряду с «Чарака самхитой» и «Сушрута самхитой» по праву входит в Брихат-трайю - тройку самых знаменитых и почитаемых медицинских канонов Индии.

В переводе с санскрита слово «хридая» означает сердце, «аштанга» означает восемь и подразумевает восемь направлений Аюрведы.

«Аштанга-хридая самхита» послужила основой для написания целого ряда медицинских трактатов, с давних пор изучается врачами Аюрведы в Индии и других странах. Переведена на китайский, тибетский, арабский, персидский, немецкий и другие языки. «Аштанга-хридая» состоит из шести разделов (стханов), каждый из которых содержит разное количество глав (адхьяя), общее число которых равняется 120. Текст Самхиты полностью изложен в стихах, но каждая глава предваряется двумя короткими прозаическими строчками. Общее количество стихов в дошедшей до нас версии равняется 7120.

Стханы (разделы) посвящены следующим темам:

1. Сутра-стхана - 30 глав, описывающих основные положения Аюрведы: принципы поддержания здоровья, предупреждение болезней, свойства продуктов питания и лекарственных средств, физиология и патология человека, различные виды болезней и способы их лечения.

2. Шарира-стхана - 6 глав, описывающих эмбриологию, анатомию, физиологию, физиогномику, психическую и психологическую конституции, сны, предзнаменования и признаки приближающейся смерти.

3. Нидана-стхана - 16 глав, описывающих причины, предварительные симптомы, характерные особенности, патогенез и прогноз важнейших хронических заболеваний, входящих в Кайа-чикитсу (профилактика и лечение внутренних болезней).

4. Чикитса-стхана - 22 главы, описывающих методы лечения наиболее значительных органических заболеваний, включая эффективные рецепты, диеты и уход за пациентом.

5. Калпа-сиддхи-стхана - 6 глав, в которых излагаются правила приготовления лекарств, назначение очистительных процедур, контроль над осложнениями, а также правила фармакопеи.

6. Уттара-стхана - 40 глав, описывающих направления Аюрведы. Этот раздел поделен следующим образом:

3 главы посвящены бала чикитса (педиатрии);

4 посвящены граха чикитса (психиатрии и проблемам одержимости);

17 - урдхваига чикитса (заболеваниям органов головы);

9 глав посвящены нетра чикитса (офтальмологии);

2 - карна чикитса (болезням уха);

2 - наса чикитса (болезням носа);

2 - мукха чикитса (болезням ротовой полости, зубов и горла);

2 - широрога (болезням головы).

Шалья чикитса (хирургия) состоит из 10 глав, дамиштра (токсикология) содержит 4 главы. Джара чикитса (причины старения и методы омоложения - расаяны) и вриша чикитса (ваджикарана - коррекция сексуальных расстройств) посвящено по одной главе.