Курение является достаточно распространенной вредной привычкой. При этом редко кто из сотрудников, пристрастившихся к употреблению табачных изделий, способен полностью отказаться от них в рабочее время. Вместе с тем курение на рабочих местах в помещениях и большинстве общественных мест не допускается.

Табачные изделия — продукты, частично или полностью изготовленные из табачного сырья таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья, расфасованные в потребительскую упаковку для розничной торговли (абз. 5 п. 1 1 Декрета Президента Республики Беларусь от 17.12.2002 № 28 (в ред. от 06.10.2015; далее — Декрет № 28)).

Пункт 38 Положения о государственном регулировании производства, оборота и потребления табачного сырья и табачных изделий (далее — Положение о потреблении табачных изделий) налагает запрет на курение (потребление) табачных изделий, за исключением мест, специально предназначенных для этой цели:

  • в учреждениях (организациях) здравоохранения, культуры, образования, спорта, на объектах торговли и бытового обслуживания населения;
  • на объектах общественного питания, кроме объектов, реализующих табачные изделия и имеющих предназначенные для обслуживания граждан (потребителей) помещения с действующей системой вентиляции;
  • в помещениях органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций;
  • на всех видах вокзалов, в аэропортах, подземных переходах, на станциях метрополитена;
  • во всех видах общественного транспорта, вагонах поездов, на судах, в самолетах, за исключением поездов дальнего следования, пассажирских судов и самолетов, в которых предусмотрены места, специально предназначенные для курения.

Индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, иностранными организациями, в собственности, хозяйственном ведении либо в оперативном управлении которых находятся перечисленные объекты (помещения, здания, сооружения, транспорт), должны быть созданы либо выделены на этих объектах специально предназначенные для курения места, оборудованные в соответствии с требованиями законодательства.

Создаем специальное место для курения

Обязанность по созданию мест, специально предназначенных для курения, распространяется на руководителей республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, организаций независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, индивидуальных предпринимателей.

Требования к специально предназначенным местам для курения

К таким местам, согласно п. 1 постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.04.2003 № 23/21 «О требованиях к специально предназначенным местам для курения» (далее — Постановление № 23/21), предъявляются следующие требования:

Где запрещено размещать места для курения?

В соответствии с п. 2 Постановления № 23/21 запрещается размещать специально предназначенные для курения места:

Информацию о местах, где запрещено курить, и о местах, специально предназначенных для этих целей, следует включить в программу проведения вводного и первичного инструктажей по охране труда и пожарной безопасности.

Когда и сколько можно курить на работе?

Что касается времени, в которое курить допустимо, то это могут быть перерывы для отдыха, предусмотренные законодательством о труде:

  • для отдыха и питания;
  • для обогревания;
  • для отдыха на погрузочно-разгрузочных и других работах;
  • предусмотренные технологией, организацией труда, правилами его технического нормирования и охраны, а при их отсутствии — нанимателем по согласованию с профсоюзом, и др.

Кроме того, наниматель вправе установить и специальные перерывы для курения, закрепив соответствующие нормы в Правилах внутреннего трудового распорядка о периодичности и продолжительности их предоставления (например, по 10 мин через каждые 2 ч рабочего времени).

Наниматель не обязан предоставлять работникам специальные перерывы для курения. Время,
допустимое для курения, фактически может быть сведено к продолжительности перерывов, предусмотренных законодательством о труде.

Возможно ли вообще запретить курение на работе?

Вопрос о полном запрете курения на работе является достаточно спорным. Существует мнение, что такой запрет, закрепленный в локальном нормативном правовом акте, вполне допустим. Вместе с тем из норм Положения о потреблении табачных изделий прямо следует право работника курить в специально отведенных для этой цели местах, а на нанимателя возлагается обязанность такие места создавать.

Однако не стоит забывать еще об одной проблеме, возникающей в случаях, если работа курящего сотрудника предполагает частое и продолжительное общение с посетителями. Некурящему человеку может быть довольно неприятно общаться с работником, от которого пахнет табаком. И если от консультанта или администратора магазина вполне можно удалиться на «безопасное» расстояние, то в случае с курящим парикмахером, мастером по маникюру, врачом-стоматологом, массажистом, косметологом и другими работниками, находящимися в процессе работы в непосредственной близости от клиента, ситуация более проблематична, а ведь от этого зависит не только заработок курильщика, но и имидж организации в целом. В подобных ситуациях курящим сотрудникам имеет смысл задуматься о смене профессии либо оставлении пагубной привычки за пределами работы.

Допустимо ли отказать в приеме на работу курящему кандидату?

Если полностью запретить курить сотрудникам нельзя, возможно, изначально следует отказывать курящим в приеме на работу?

Многим нанимателям, явно отдающим предпочтение некурящим работникам, положительный ответ на этот вопрос помог бы значительно упростить процесс подбора персонала и избавить от решения ряда проблем в процессе дальнейшей совместной деятельности. Вместе с тем не стоит забывать о недопустимости дискриминации в сфере трудовых отношений.

Исходя из ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь, под дискриминацией в сфере трудовых отношений следует понимать ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального и социального происхождения, языка, религиозных или политических убеждений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, возраста, места жительства, недостатков физического или психического характера, не препятствующих исполнению соответствующих трудовых обязанностей, иных обстоятельств, не связанных с деловыми качествами и не обусловленных спецификой трудовой функции работника.

Таким образом, отказать в приеме на работу только на основании того, что потенциальный сотрудник курит, наниматель не вправе . По этой же причине считать работника, неоднократно замеченного с сигаретой в период предварительного испытания, не выдержавшим указанного испытания, также будет неверно. Личностные и иные качества, не связанные
с рабочей деятельностью и не влияющие на профессионализм сотрудника, не могут служить причиной прекращения с ним трудовых отношений.

Ответственность за курение

За курение в рабочее время, а также в местах, где оно запрещено, наниматель может применить к работнику одну из мер дисциплинарной ответственности, предусмотренную в ст. 198 ТК (замечание либо выговор), либо лишить работника полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев согласно подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5
«Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций».

Если работник нарушил правила пожарной безопасности, вследствие чего возник пожар и нанимателю был причинен материальный ущерб, он может быть привлечен к материальной ответственности, установленной гл. 37 ТК.

Кроме того, согласно ст. 17.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП), на лицо, осуществляющее курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, может быть наложен штраф в размере до четырех базовых величин .

В случае если лицо, ответственное за выполнение правил пожарной безопасности, нарушило законодательство о пожарной безопасности и указанное нарушение повлекло возникновение пожара, ему в соответствии
с ч. 2 ст. 23.56 КоАП грозит штраф в размере
от 30 до 50 базовых величин .

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности установлена ст. 304 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Применение норм административной либо уголовной ответственности не исключает возможность привлечения виновного работника к дисциплинарной и материальной ответственности.

При этом следует учесть, что наложение штрафа за курение в неустановленных местах и нарушение норм пожарной безопасности, установленных законодательством, — прерогатива специально уполномоченных государственных органов. Наниматель не вправе производить удержания сумм указанных штрафов из заработной платы работника-нарушителя.

Как можно поощрить работников за отказ от курения?

Стимулировать отказ от курения и ведение здорового образа жизни возможно путем выплаты денежной премии и (или) предоставления дополнительных поощрительных отпусков за счет собственных средств.

В соответствии со ст. 160 ТК дополнительные поощрительные отпуска могут устанавливаться коллективным договором, соглашением или нанимателем всем работникам, отдельным их категориям (по специальностям и видам производств, работ, структурных подразделений), а персонально — трудовым договором.

Поскольку продолжительность поощрительного отпуска, предусмотренного ст. 160 ТК, законодательством не ограничена, наниматель вправе самостоятельно определить количество дней отдыха, дополнительно предоставляемых некурящим сотрудникам. 

БОРЕМСЯ С КУРЕНИЕМ НА РАБОТЕ

Некоторые работники организации довольно часто ходят на перекур, а иногда и вовсе курят в служебных кабинетах. Как решить эту проблему? Установлена ли ответственность за курение на рабочем месте? Можно ли мотивировать персонал вести здоровый образ жизни?

Бороться с курением непросто. Запрет курения на рабочем месте — это серьезная задача для большинства работодателей: кто-то решает ее штрафами за курение на рабочем месте, кто-то, наоборот, поощряет некурящих, выплачивая им дополнительную премию, а некоторые работодатели и вовсе не принимают на работу курящих сотрудников.

Идти на «крайние» меры работодателей вынуждает ущерб, причиняемый курением на рабочем месте. Приходится тратить дополнительные средства на:

— оплату больничных листов (согласно исследованиям рисков, обусловленных различными вредными привычками, люди, выкуривающие одну или более пачек сигарет в день, на 18% чаще обращаются с просьбой оплатить бюллетень, чем некурящие; заядлые курильщики на 25% чаще нуждаются в амбулаторном лечении и на 29% чаще, чем некурящие, обращаются с просьбой об оплате больничных);

— ремонт оборудования, которому табачный дым причиняет значительный вред;

— уборку помещений, в которых курят работники.

Большим минусом курения является снижение производительности труда: если посчитать, заядлый курильщик может тратить на перекуры до полутора часов в день. Отметим, что курение именно на рабочем месте значительно ухудшает экологию офисов и производственных помещений. К тому же курящие коллеги вызывают раздражение у прочих, которым приходится быть пассивными курильщиками. А как известно, пассивное курение очень вредно.

Поэтому все больше руководителей разрабатывают и внедряют различные программы, направленные на борьбу с курением.

Правомерен ли запрет работодателя на курение?

В ст. 6 Федерального закона от 10.07.2001 N 87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее — Закон N 87-ФЗ), которым определены правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения, установлено: в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах, в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях образовательных организаций, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных местах для курения табака.

На работодателя возложена обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения. Однако это не означает, что работодатель не может запретить курение в течение рабочего времени вне специально отведенных для этого мест.

Статьей 107 ТК РФ установлено, что работодатель в течение рабочего дня (смены) должен предоставлять различные перерывы, в том числе перерыв для отдыха и питания, который в рабочее время не включается. Перерыв для курения трудовым законодательством не предусмотрен. Поэтому, если работодатель установит локальным нормативным актом запрет на курение во время рабочего дня (смены), это не будет нарушением трудового законодательства.

Разрабатывая такой локальный акт, помните, что во время перерыва на курение работники творческих профессий могут продолжать думать над решением той или иной задачи, поэтому для них запрет на курение в специально оборудованных местах может негативно сказаться на производственной деятельности. Конечно, есть категории персонала, которым в силу технологии производства нельзя покидать рабочее место и ни о каком перекуре речи быть не может, например рабочие конвейера, токари и другие подобные профессии. Поэтому перед установлением запрета проанализируйте специфику работы.

Ответственность работодателя

Законом N 87-ФЗ предусмотрена ответственность за нарушение запрета на и невыполнение обязанности организовать специальные места для курения. В частности, ст. 6 позволяет привлечь работодателя к административной ответственности согласно законодательству. Но, к сожалению, КоАП РФ такая ответственность до сих пор не установлена. Единственная статья — 11.17 «Нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте» — предусматривает предупреждение или наложение административного штрафа в размере 100 руб. за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородного поезда, в не установленных для курения местах в поезде местного или дальнего сообщения, либо на судне морского или внутреннего водного транспорта, либо на воздушном судне при продолжительности полета менее трех часов.

В некоторых субъектах РФ пытались ввести штрафные санкции в КоАП субъекта РФ за табака, в городском, пригородном транспорте, в закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, образовательных организациях и организациях культуры, помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах, причем размер штрафа варьировался от 100 до 300 руб. Но судебные инстанции признавали такие нормы кодексов противоречащими федеральному законодательству. Почему? Наряду с КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях составляют также законы субъектов РФ, устанавливающие административную ответственность, но субъект РФ не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения РФ, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона.

А вот за что штраф более реален, так это за отсутствие приказа по организации, который определяет места для курения. Данный документ необходим для соблюдения правил пожарной безопасности. Если его нет, возможен административный штраф по ст. 20.4 КоАП РФ:

— от 1000 до 2000 руб. (для лиц, ответственных за пожарную безопасность);

— от 10 000 до 20 000 руб. (для организации).

Причем к юридическому лицу может быть применено такое наказание, как приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Специальное помещение для курильщиков

Итак, как мы выяснили, работодатель должен организовать помещение для курения. Многие работодатели этим пренебрегают, в результате сотрудники курят прямо на рабочих местах. Иногда просто у входа ставится дополнительная урна для окурков и руководитель считает, что тем самым выполнил обязанность, возложенную на него Законом N 87-ФЗ. Однако это не так.

Конечно, оборудование специальных помещений для курения — дело достаточно дорогое. Многие работодатели, накладывая локальным нормативным актом запрет на курение, считают, что и места для курения организовывать не обязательно. А если мы все же решили «играть по правилам»? Ведь Законом N 87-ФЗ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение обязанности по организации места для курения и, хотя в КоАП РФ специальной нормы нет, юристы считают, что работодатель в случае нарушения будет привлечен к ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чтобы оборудовать место для курения, нужно ориентироваться на следующие нормативные акты:

— Приказ МЧС России от 18.06.2003 N 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» (в соответствии с Приложением N 1 к Приказу в инструкциях о мерах пожарной безопасности должны быть определены места курения, применения открытого огня и проведения огневых работ);

— Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03»;

— СНиП 2.09.04-87 «Административные и бытовые здания»;

— СНиП 31-05-2003 «Общественные здания административного назначения» ;

— ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» .

Курительные комнаты устраиваются как изолированные помещения, подальше от мест приема пищи, медпунктов и помещений, предназначенных для отдыха персонала. Расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата — не более 60 м, а от рабочих мест на площадке предприятия — не более 150 м.

Курительные комнаты должны быть не менее 8 кв. м, причем место для курения должно выделяться именно в курительную комнату, если численность персонала более 200 чел.

Обратите внимание! В курительном помещении или специально отведенном месте необходима хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе содержатся в СНиП 31-05-2003, в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч.

Системы кондиционирования проектируются так, чтобы воздух из курительной комнаты не смешивался с воздухом, направляемым в зоны, предназначенные для некурящего персонала. Для курительной можно предусмотреть самостоятельную систему вентиляции. Также нужны отапливающие элементы: на основании СНиП 2.09.04-87 температура в холодный период года в «курилке» должна составлять не менее 16 град. Цельсия.

С помещением, его площадью и требованиями к нему разобрались. А что предписывают сделать пожарники? Необходимо в месте, отведенном для курения:

— поставить металлические урны;

— не располагать их вблизи легковоспламеняющихся материалов;

— разместить знаки пожарной безопасности.

Отмечу, что знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026-2001. К знакам, которые должны быть в помещении для курения, относятся знак М 15 «Курить здесь» (предписывающий знак, используется для обозначения места курения на производственных объектах) и знак Р 01 «Курить запрещается».

Полы и стены должны быть сделаны из негорючих материалов (например, стекло, алюминий, керамическая плитка), которые, кроме прочего, достаточно легко мыть. Можно использовать и иные материалы для отделки стен и пола (дерево, пластик и пр.), но их нужно обработать специальными огнезащитными покрытиями — красками, лаками, пропитками. Поскольку такие покрытия защищают от воспламенения лишь в течение определенного периода, обработку поверхностей придется повторять время от времени.

Наказывать или…?

В настоящее время достаточно распространена практика введения штрафов за различные «нарушения», в том числе за курение в рабочее время, причем не только на рабочем месте, но и вообще. Если даже работодатель твердо решил наказать курильщиков, формулировка «штрафы» ни в коем случае не должна использоваться в локальных актах. Можно применить к лицам, злоупотребляющим курением на рабочем месте, меры дисциплинарной ответственности — объявить выговор, сделать замечание или вовсе уволить. Для этого в правилах внутреннего трудового распорядка должен содержаться запрет на курение на рабочем месте. Также в данном локальном акте следует обозначить конкретное время перекуров и указать на возможность курения во время таких перерывов в специально отведенных помещениях или местах. Поскольку правила внутреннего трудового распорядка работник обязан соблюдать, за курение, пусть даже в специально оборудованных местах, но в рабочее время, а не в перерывы, предусмотренные правилами, его можно привлечь к дисциплинарной ответственности.

Хотелось бы заметить, что не стоит увлекаться, «повально» запрещая курение и применяя санкции за нарушения. Иначе может сложиться неудобная ситуация. Допустим, в компании, где не приемлют курение, работодатель выясняет на собеседовании о табачной зависимости кандидата и поэтому отказывает в приеме на работу. Однако анкета, в которой уточняется данное обстоятельство, в будущем может стать доказательством дискриминации.

Напомню, что ст. 64 ТК РФ прямо запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было — прямое или косвенное — ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. В Постановлении Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» подчеркивается, что перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, является примерным и вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, будет решаться судом.

Поэтому советую запомнить: вопросы о курении в анкете (стаже, количестве выкуриваемых сигарет и т.д.) опасны для работодателя при возникновении споров в связи с отказом в заключении трудового договора. Подобные анкеты могут принести пользу только в том случае, если служба персонала проводит опросы уже работающих сотрудников с целью выработки программы по борьбе с курением на рабочих местах.

Подведем итог

Естественно, курящие работники — это плохо. И рабочее время тратится нерационально, и табачный дым вредит некурящим. Но стоит ли категорично запрещать курение? На мой взгляд, нет. Мотивирует на здоровый образ жизни и выполнение трудовой функции скорее поощрение некурящих работников (например, в виде премии), чем штрафные санкции и меры дисциплинарного воздействия на курильщиков. Ведь последние вместо решения рабочих задач могут направить свои усилия на то, чтобы обойти установленные работодателем запреты.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Приказ о запрете курения с недавних пор довольно популярный распорядительный документ во многих организациях. Что послужило основанием для издания приказов о запрете курения и какая информация должна содержаться в подобном требовании работодателя, расскажем в этой статье.

Законодательные основы запрета курения в организациях и общественных местах

В соответствии с Рамочной конвенцией Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака в России 23 февраля 2013 года был принят федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» № 15-ФЗ.

Несмотря на то что и ранее существовали ограничения на табакокурение в общественных местах, обусловленные правилами санитарной и противопожарной безопасности, нормативами охраны труда, указанный закон установил некоторые новшества в этом вопросе, а также систематизировал прежние требования. Так, курение в ряде общественных мест запрещено (п. 1 ст. 12 закона). К примеру, запрет коснулся территорий и помещений:

  • образовательных заведений;
  • медучреждений;
  • помещений, где располагаются соцслужбы и органы госвласти.

Однако собственникам помещений даётся право организовать специальные зоны для курения (п. 2 ст. 12 закона).

Не знаете свои права?

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если работодатель собственником помещения не является, то самостоятельно вопрос об организации курилок он решить не может — придется обращаться к владельцу имущества.

Таким образом, в отношении курения на предприятии у работодателя есть 2 варианта действий: запретить курение в компании вообще или запретить это делать везде, кроме специально отведенных для этого территорий. Оформляется волеизъявление работодателя специальным приказом.

Образец приказа о запрете курения на предприятии

Скачать форму приказа

Единая форма приказа о запрете курения в организациях законом не предусмотрена, а значит, работодатели составляют такой приказ самостоятельно, исходя из практики ведения кадрового документооборота и форм документации, установленной на предприятии. Традиционно приказ о запрете курения включает следующую информацию:

  1. Наименование организации, где оформляется приказ.
  2. Дата издания, номер документа и краткое содержание (например, о запрете курения).
  3. Преамбула, которая подводит к основному распоряжению и обычно объясняет, на основании чего или с какими целями издан конкретный приказ (например, во исполнение требований федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ).
  4. После слова «приказываю» перечисляются конкретные требования работодателя. При этом, если на предприятии специальных мест для курения не отведено, то приказ ограничится запретом курить на территории и в помещениях конкретной организации, а также распоряжением по конкретным специалистам внести соответствующие изменения во внутреннюю документацию предприятия и ознакомить с приказом членов трудового коллектива. Если же курительные зоны оборудованы, то приказ дополнится пунктом об использовании исключительно этих территорий для курения. В этом же приказе могут быть расписаны санкции, применяемые к нарушителям (замечание, выговор, лишение премии и т. д.).
  5. Подписывает приказ о запрете курения руководитель организации или уполномоченный им сотрудник.
  6. Работники подтверждают факт ознакомления с документом путем проставления подписи на приказе или в специальном журнале.

Таким образом, сложностей в разработке вышеназванного приказа возникнуть не должно. Главный момент, с которым потребуется определиться: возлагается ли полный запрет на курение или разрешается курение в специальных местах. Образец приказа о запрете курения на предприятии можно найти на нашем сайте и использовать его в качестве практической помощи.

Скачать форму приказа

Курение является весьма пагубной привычкой, и люди об этом прекрасно знают. Но по разным причинам многие не отказываются от вредного курения. Многие курильщики даже заявляют о том, что это часть их стиля жизни. В западных странах уже давно ведут борьбу с курильщиками на рабочих местах, пришли к этому и в России.

Почему работодателю выгодно бороться с курением?

Казалось бы, какая разница руководству организации, что его сотрудники курят. Необходимо лишь организовать специальные места для курения, чтобы выполнить требования противопожарной безопасности. На самом деле причин, почему руководство должно быть заинтересовано в борьбе с вредной привычкой много:

  1. Ухудшается здоровье сотрудников. Как следствие, работники чаще уходят на больничный, приходится перераспределять нагрузку между другими сотрудниками, КПД снижается.
  2. Постоянные перекуры «съедают» значительное количество рабочего дня. Следовательно, руководство оплачивает даже те часы, которые набегают в течение недели, когда сотрудник не выполнял свои обязанности.
  3. Курильщики склонны отвлекать другой персонал от работы. Есть так называемая группа пассивных курильщиков, а также лиц, для которых жизнь в курилке – это часть социализации. В итоге снижается работоспособность всех сотрудников.
  4. Отсутствие на рабочем месте сотрудника, ушедшего на перекур, может привести к тому, что будет пропущен важный звонок или не обслужен клиент. Это скажется на репутации компании.
  5. В организациях, где много курильщиков, царит неприятный запах, выветрить который практически невозможно. Это может вызывать раздражение и дискомфорт у некурящих работников, посетителей и клиентов.

Именно поэтому запрет курения на рабочих местах для организации не является социальной политикой, а имеет прямое экономическое обоснование.

Как руководству организации остаться в правовом поле при борьбе с курением?

Для того чтобы организовать юридически грамотно процесс борьбы с курением на рабочих местах, необходимо внимательно изучить ряд правовых норм. Они представлены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в ФЗ «Об ограничении курения табака». Закон о курении на рабочем месте указывает, что кроме специально оборудованных мест, работники нигде не могут вредить своему здоровью. Кроме того, согласно правилам внутреннего трудового распорядка и положениям Трудового кодекса регламентируются перерывы для отдыха и питания. Соответственно, в другое время работник так же не имеет права отлучаться со своего рабочего места. Конечно, контролировать это, особенно в условиях большого штата, крайне тяжело.

Следует все-таки ознакомить сотрудников с положениями нового закона, чтобы они понимали, что штраф за курение на рабочем месте регламентируется на федеральном уровне. Для должностных лиц он составляет 500–1000 руб. Если в каждый незаконный перекур составлять протокол об административном правонарушении, курение становится слишком дорогим удовольствием.

Места для курения работодатель оборудует на свое усмотрение, т. е. нет норм, которые бы говорили, сколько таких зон должно быть создано на конкретной площади или в расчете на количество сотрудников. Получается, даже на огромной площади может быть создано одно оборудованное место для курения, и со стороны работодателя нарушений не будет. Для работников же будет проблематично добраться до места курения, что вынудит их ограничиться в перекурах. К сожалению, есть риск, что работники в нарушение законодательных и организационных норм будут курить в туалетах или других не предназначенных для этого местах.

Как может организация стимулировать отказ от курения?

Кроме того, чтобы выполнять законодательные нормы, руководство организации может внедрять свои дополнительные программы, рассчитанные на повышение мотивации к отказу от курения. Так, не является запрещенным способом:

  1. Выплата дополнительных премий некурящим сотрудникам.
  2. Предоставление ценных подарков или путевок тем, кто отказался от курения.
  3. Предоставление дополнительного времени отдыха тем, кто принял решение расстаться с пагубной привычкой.
  4. Установление портрета сотрудника на агитационном стенде. Например, в рамках компании «Скажи никотину нет».
  5. Организация медицинской и психологической помощи работникам, решившим бросить курить.
  6. Дарение литературы, где освещены способы расставания с табаком, или средств с символикой противотабачной пропаганды (блокноты, ручки и т. п).
  7. Депремирование за нарушение требований правил противопожарной безопасности или обнаруженный факт курения в рабочее время. Причем размер депремирования может достигать 100%.

Заключение

Дополнительно необходимо внести изменения во внутренние документы организации, в том числе, вменить в обязанности сотрудников службы персонала ведение агитации за здоровый образ жизни.