Прочитав эту статью, Вы сможете понять есть ли у малыша до года какие-либо отклонения в развитии .
Известный немецкий педиатр Т.Хельбрюгге выделил несколько особо важных признаков в развитии ребенка: сидеть,ползать, ходить, держать предмет, разговаривать и общаться с окружающими людьми, которые не соответствуют его возрасту и должны насторожить родителей. Возможно, ребенку необходимо тщательное медицинское обследование.

Отклонения от нормы в развитии двигательных умений ребенка (все данные указаны на конец месяца) .

Месяца.

1 В вертикальном положении кроха не может на несколько секунд удержать голову.
2 Не может поднять головку на несколько сантиметров от поверхности и удержать ее. Делает несимметричные, хаотичные движения ногами и руками.
3 Лежа на животе, не удерживает голову в течение 40-60 сек. Не умеет удержать голову на 30 сек. находясь в вертикальном положении.
4 Когда лежит на животике, не может приподняться, опираясь на предплечья. В то время, когда кроху поднимают из положения лёжа, головка его отклоняется назад. Когда ребенка поддерживают в вертикальном положении под ручками, он даже не пытается опереться на пальцы ног.
5 Ребенок плохо поворачивается с живота на спинку. Плохо держит головку, особенно тогда, когда его приподнимают за руки из положения лёжа.
6 Когда лежит на животе, не дотягивается до игрушки. Если кроху придерживают в вертикальном положении под мышками не перебирает ножками "пританцовывая".
7 При поддержке за ручки не пытается сесть.
8 Не ползает назад. Не может стоять при поддержке за руки даже короткое время.
9 Ребенок лежа на животе, не может повернуться вокруг своей оси и ползти вперед. Когда малыш сидит, плохо держит равновесие и не может повернуться вокруг себя.
11 Не умеет ползать на четвереньках. Не может сидеть протянув вперед ножки. Не может передвигаться, держась за опору.
12 Не умеет сделать 3-5 шагов, держась за руки взрослого.

Кроме развития умений сидеть, ползать, стоять и ходить, очень главным для ребенка в процессе изучения окружающего пространства является руки, прежде всего, движений хватания. Новорожденный малыш рождается на свет с хватательным рефлексом, который проявляет себя как сжимание и разжимание пальцев при нажатии на ладонь. Через некоторое время этот рефлекс пропадает, и формируются осознанные хватательные движения. Помочь хорошо развить у ребенка моторику рук помогут специальные занятия о которых Вы сможете прочесть в статье "Развитие детей по системе Монтессори "

Отклонения ребенка в развитии мелкой моторики.

Конец 3 месяца. Малыш не тянется полуоткрытой ручкой к предмету яркой окраски, который взрослые держат перед ним, не рассматривает свои ручки.
Конец 5 месяца. Ребенок не может потянуться к заинтересовавшей его игрушке.
Конец 6 месяца. Не может схватить и удержать кубик.
Конец 8 месяца. Не умеет удержать между указательным и большим пальцами предмет размером с пуговицу.
Конец 9 месяца. Не пытается сам пить из кружки, сдергивать с головы шапочку.
Конец 12 месяца. Не может удержать одной рукой два маленьких кубика, подать игрушку взрослому.

К числу наиболее опасных отклонений от нормы, способных спровоцировать отставание речевого и познавательного развития ребенка, относятся нарушения в развитии слуха и зрения . Поэтому при при первых же появившихся у вас подозрениях необходимо обратиться к специалистам для проведения полного медицинского обследования ребенка.

Отклонения ребенка в развитии зрения (данные указаны на конец месяца).

Месяц.

1 Ребенок не следит глазами за движениями света (Например: свечка, фонарик). Не смотрит в глаза наклонившегося к нему человека.
2 Не следит глазами за игрушкой. Не повторяет за взрослым его мимику.
3 Не изучает свои руки, не подносит их к глазам, не перебирает (не двигает) пальцами. Малыш не улыбается в ответ на улыбку и доброжелательную мимику взрослого человека.
5 Ребенок не протягивает руки и не хватает заинтересовавшую его игрушку.
6 Не умеет переложить игрушку из одной руки в другую.
7 Не может стучать кубиком по столу или другой поверхности.
8 Не берет двумя пальцами протянутые к нему игрушки.
9 Не умеет стучать кубиками друг об друга.
10 Не сбрасывает игрушки со стола или не выбрасывает из манежа.
12 Не интересуется игрушкам (погремушками, машинкам, куклам). Не пытается найти игрушку, которую спрятали у него на глазах. Не повторяет движения взрослого игрушками (не ставит кубик на кубик). Не умеет выложить кубики в одну линию.

Отклонения в развитии слуха у ребенка (данные на конец месяца) .

Месяц.

1 В ответ на неожиданный и громкий звук не проявляет реакцию торможения сосательных или двигательных движений (ребенок не вздрагивает, не моргает).
2 Ребенок не прислушивается к звуку колокольчика (который находится на расстоянии 1,5 метра от него).
3 Не ищет глазками и не поворачивает голову вправо и влево в направлении звучащего предмета или звука. Не реагирует на музыкальные игрушки.
5 Не прекращает плакать, если слышит пение мамы или музыку.
6 Не реагирует на шуршание бумаги, которую не видит.
7 Не поворачивает голову в сторону звука или говорящего человека. Не улыбается, когда с ним разговаривают.
8 Не прислушивается к разговору взрослых. Не реагирует (не замирает) в ответ на новый непривычный для него звук. Ребенок не проявляет интерес к музыке. Лепет у малыша отсутствует.
9 Не проявляет реакции на свое имя. Не понимает слово "нет", запрета. Не играет в "разговор".
10 Не лепечет, либо лепет монотонно окрашен. Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.
12 Не показывает по просьбе взрослого на картинки, людей, животных или знакомые предметы. Не повторят за взрослым простые звуки, односложные слова. Не реагирует на тихие звуки. Ребенок не поворачивается как в сторону тихих, так и громких звуков. Не проявляет интереса к окружающим звукам и музыке. Даже не пытается говорить.

Большинство родителей начинает беспокоиться если ребенок плохо говорит или не говорит вовсе после 2-2,5 лет. В некоторых случаях после проведения полной диагностики (выявления причин задержки речевого развития) оказывается, что нарушения речи у ребенка связаны с серьезными повреждениями центральной нервной системы или органов слуха. Специалисты,которые работают с маленькими детьми, знают о том, что по характеру предречевых характеристик речи ребенка, по его поведению можно прогнозировать особенности формирования речи. Родители должны обратиться к врачу, если заметят у ребенка признаки, описанные ниже.

Отклонения в развитии речи у ребенка (данные на конец месяца).

Месяц.

1 Не кричит когда хочет есть, когда мокрый или других неприятных ощущениях.
4 Ребенок не улыбается, когда с ним разговаривают.
5 Не умеет произносить звуки или слоги (ба-ба-ба, дя-дя-дя, тя-тя-тя). Не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать взглядом предметы или людей, которые она называет ("Где бабушка?", "Где киса?")
7 Кроха не пытается привлечь к себе внимание какими-либо звуками.
9 В речи у малыша не появились повторяющиеся одинаковые слоги, звучащие как одно слово (ма-ма, ням-ням,да-да)
10 Не может повторить за родителями около восьми различных звуков или слогов. Не умеет покачать головой в стороны в знак отрицания (нет-нет), помахать ручкой до свидания (пока-пока).
12 Не может произносить не одного понятного "детского слова", которым ребенок называет одни и те же предметы, людей и ситуации. Не прислушивается к музыке. Не умеет выполнить простую просьбу (например: дай мяч).

Постепенно ребенок овладевает нужными для жизни навыками общения с окружающими людьми , простыми способами самообслуживания (учиться самостоятельно есть, пить, одеваться), начинает осознавать себя как личность . Все это в психологии принято называть социализацией ребенка . Но случается, что ребенок не может приобрести эти умения, он избегает общения с людьми (и даже с мамой), не усваивает простейших бытовых процедур, не использует речь как средство общения с окружающими людьми. У ребенка развиваются как называемые коммуникативные нарушения (нарушения общения).

Отклонения ребенка в социальном развитии.

Конец 1 месяца . Не перестает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе.
Конец 2 месяца. Не смотрит на мать, когда она с ним заговаривает.
Конец 3 месяца. Ребенок не улыбается, если к нему подходит взрослый, который заговаривает с ним или улыбается ему.
Конец 4 месяца. Не радуется, когда с ним играют.
Конец 5 месяца. Не прекращает плач, когда с ним заговаривают. Не различает недовольных интонаций взрослого и доброжелательной.
Конец 6 месяца. Не просится на руки (протягивая свои руки к взрослому).
Конец 7 месяца . Не проявляет нежность и ласку по отношению к маме или другим близким (не прижимается к телу, щеке).
Конец 9 месяца . Не различает близких и чужих людей. Не пугается или не стесняется чужих людей, не расстраивается или сердится, когда у него забирают игрушку.
Конец 10 месяца. Не повторяет или не имитирует действия, вызвавшие смех окружающих.
Конец 11 месяца . Не поддерживает чашку, когда пьет. Не может самостоятельно есть печенье или сухарь.
Конец 12 месяца. Ребенок не может самостоятельно кушать ложкой густую пищу. Не строит забавные гримассы, заметив своё отражение в зеркале.

По материалам книги "Ваш ребенок" О.Жуковой.

Е . М . МАСТЮКОВА

РЕБЕНОК

ОТКЛОНЕНИЯМИ

РАЗВИТИИ

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ

МОСКВА «ПРОСВЕЩЕНИЕ» 1992

ББК 74.3 М32

Рецензент методист я/с № 000 Хорошевского р-на Москвы

М32 Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция.-М.: Просвещение, 1992.- 95 с: ил.- ISBN -4.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Для успешной лечебно-коррекционной и педагогической работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, важное значение имеет знание причин и характера нарушений развития.

Хорошо известно, что дети, страдающие одним и тем же заболеванием, по-разному отстают в развитии. Это связано с геноти-пическими особенностями их центральной нервной системы, с различными влияниями окружающей среды, а также с тем, насколько своевременно поставлен правильный диагноз и начата лечебно-коррекционная и педагогическая работа.

Под причиной отклонения в развитии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего неблагоприятного фактора, который определяет специфику поражения или нарушения развития психомоторных функций.

Известно, что почти любое более или менее длительное неблагоприятное воздействие на развивающийся мозг ребенка может привести к отклонениям в психомоторном развитии. Их проявления будут различны в зависимости от времени неблагоприятного воздействия, т. е. от того, на каком этапе развития мозга оно имело место, его длительности, от наследственной структуры организма и прежде всего центральной нервной системы, а также от тех социальных условий, в которых воспитывается ребенок. Все эти факторы в комплексе определяют ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения, слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. В ряде случаев может быть несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте.

Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребенка. Например, сложный дефект имеет место у ребенка с одновременным поражением зрения и слуха, или слуха и моторики и т. п.

При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Например, у ребенка с нарушениями умственного развития могут наблюдаться нерезко выраженные дефекты зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоциональные и поведенческие расстройства.

Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития. Нередко наблюдается их сочетание.

Особенностью детского мозга является то, что даже его небольшое поражение не остается частичным, локальным, как это имеет место у взрослых больных, а отрицательно сказывается на всем процессе созревания центральной нервной системы. Поэтому ребенок с нарушением речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата при отсутствии ранних коррекционных мероприятий будет отставать в психическом развитии.

Описанные выше нарушения развития являются первичными. Однако- наряду с первичными часто имеют место так называемые вторичные нарушения, структура которых зависит от характера ведущего дефекта. Так, отставание психического развития у детей с общим системным недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости словесной (вербальной) памяти и мышления, а у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности.

У детей с недостатками слуха нарушается развитие понимания обращенной речи, с трудом формируются активный словарь и связная речь. При дефектах зрения ребенок испытывает затруднения при соотнесении слова с обозначаемым предметом, он может повторять многие слова, недостаточно понимая их значение, что задерживает развитие смысловой стороны речи и мышления.

Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте. К ним относятся речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности.

Большую роль в возникновении вторичных отклонений в развитии играет недостаточность или отсутствие ранних лечебно-коррекционных и педагогических мероприятий и особенно психическая депривация ". Например, обездвиженный ребенок с детским

Психическая депривация - психическое состояние, которое возникает в условиях, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения его основных психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. (См.: Лангмейер И., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте - Прага, 1984.)

церебральным параличом, не имеющий опыта общения со сверстниками, отличается личностной и эмоционально-волевой незрелостью, инфантильностью, повышенной зависимостью от окружающих.

Невыявленные отклонения в развитии, например слабо выраженные дефекты зрения и слуха, прежде всего задерживают темп психического развития ребенка, а также могут способствовать формированию вторичных эмоциональных и личностных отклонений у детей. Находясь в массовых дошкольных учреждениях, не имея к себе дифференцированного подхода и не получая лечеб-но-коррекционной помощи, эти дети длительное время могут пребывать в ситуации неуспеха. В таких условиях у них часто формируется заниженная самооценка, низкий уровень притязаний; они начинают избегать общения со сверстниками, и постепенно вторичные нарушения все более усугубляют их социальную дезадаптацию.

Таким образом, ранняя диагностика, медицинская и психолого-педагогическая коррекция позволяют добиться значительных успехов в формировании личности детей с отклонениями в развитии.

ПРИЧИНЫ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

Возникновение аномалий развития связано с действием как разнообразных неблагоприятных факторов внешней среды, так и с различными наследственными влияниями.

В последнее время получены данные о новых наследственных формах умственной отсталости, глухоты, слепоты, сложных дефектов, патологии эмоционально-волевой сферы и поведения, в том числе и раннего детского аутизма (РДА).

Современные достижения клинической, молекулярной, биохимической генетики и цитогенетики позволили уточнить механизм наследственной патологии. Через специальные структуры половых клеток родителей - хромосомы - передается информация о признаках аномалий развития. В хромосомах сосредоточены функциональные единицы наследственности, которые носят название генов.

При хромосомных болезнях с помощью специальных цитологических исследований выявляют изменение числа или структуры хромосом, что обуславливает генный дисбаланс. По последним данным, на 1000 новорожденных приходится 5-7 детей с хромосомными аномалиями. Хромосомные болезни, как правило, отличаются сложным или осложненным дефектом. При этом в половине случаев имеет место умственная отсталость, которая часто сочетается с дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи. Одним из таких хромосомных заболеваний, затрагивающих прежде всего интеллектуальную сферу и часто сочетающихся с сенсорными дефектами, является синдром Дауна.

Аномалии развития могут наблюдаться не только при хромосомных, но и при так называемых генных болезнях, когда число

и структура хромосом остаются неизменными. Ген представляет собой микроучасток (локус) хромосомы, который контролирует развитие определенного наследственного признака. Гены стабильны, но их стабильность не абсолютна. Под влиянием различных неблагоприятных факторов окружающей среды происходит их мутация. В этих случаях мутантный ген программирует развитие измененного признака.

Если мутации возникают в единичном микроучастке хромосомы, то говорят о моногенных формах аномального развития; при наличии изменений в нескольких локусах хромосом - о полиген ных формах аномального развития. В последнем случае патология развития обычно является следствием сложного взаимодействия как генетических, так и внешних, средовых факторов.

В связи с большим разнообразием наследственных заболеваний ЦНС, обуславливающих аномалии развития, их дифференциальная диагностика весьма затруднена. Вместе с тем необходимо отметить, что правильный ранний диагноз заболевания имеет первостепенное значение для проведения своевременных лечебно-коррекционных мероприятий, оценки прогноза развития, а также для предупреждения в данной семье повторного рождения детей с отклонениями в развитии.

Наряду с наследственной патологией нарушения психомоторного развития могут возникать в результате воздействия на развивающийся мозг ребенка различных неблагоприятных факторов окружающей среды. Это - инфекции, интоксикации, травмы и т. п.

В зависимости от времени воздействия этих факторов выделяют внутриутробную, или пренатальную, патологию (воздействие в период внутриутробного развития); натальную патологию (повреждения в родах) и постнатальную (неблагоприятные воздействия после рождения).

В настоящее время установлено, что внутриутробная патология часто сопровождается повреждением нервной системы ребенка в родах. Это сочетание в современной медицинской литературе обозначается термином перинатальная энцефалопатия. Причиной перинатальной энцефалопатии, как правило, является внутриутробная гипоксия1 в сочетании с асфиксией2 и родовой травмой.

Возникновению внутричерепной родовой травмы и асфиксии способствуют различные нарушения внутриутробного развития плода, снижающие его защитные и адаптационные механизмы. Родовая травма приводит к внутричерепным кровоизлияниям и к гибели нервных клеток в местах их возникновения. У недоношенных детей внутричерепные кровоизлияния часто возникают по причине слабости их сосудистых стенок.

Наиболее тяжелые отклонения в развитии возникают при клинической смерти новорожденных, которая возникает при сочета-

1 Гипоксия - кислородная недостаточность организма.

2 Асфиксия - кислородное голодание плода во время родов.

нии внутриутробной патологии с тяжелой асфиксией в родах. Установлена определенная зависимость между длительностью клинической смерти и тяжестью поражения ЦНС. При клинической смерти более 7-10 минут часто возникают малообратимые изменения со стороны ЦНС с проявлениями в дальнейшем детского церебрального паралича, речевых расстройств, нарушений умственного развития.

Напомним, что тяжелые родовые травмы, гипоксия и асфиксия в родах могут быть как единственной причиной аномального развития, так и фактором, сочетающимся с внутриутробным недоразвитием мозга ребенка.

Среди причин, обуславливающих отклонения в психомоторном развитии ребенка, определенную роль может играть иммуно логическая несовместимость между матерью и плодом по резус-фактору и антигенам крови.

В настоящее время установлено, что существует много вариантов функциональных, парциальных (частичных) отклонений, проявляющихся прежде всего в отставании развития речи или моторики, которые обусловлены особенностями созревания мозга. Подход к лечению и преодолению этих отклонений сугубо индивидуален, и далеко не всем детям показано интенсивное стимулирующее лечение.

ВОЗРАСТНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХОМОТОРНОГО

РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ

Для того чтобы как можно раньше выявить у ребенка отклонения в развитии, важно не только иметь представление об их причинах, но и знать основные закономерности нормального психомоторного развития.

Психическое развитие осуществляется под влиянием биологических и социальных факторов в их неразрывном единстве. Соотношение этих факторов в формировании различных функций неоднозначно. Становление таких жизненно важных функций, как регуляция дыхания, сердечно-сосудистой деятельности, пищеварения, в основном предопределяется биологическими факторами (генетической программой развития). Формирование же функциональных систем, связанных с высшей нервной деятельностью, в значительной степени обусловлено особенностями социального окружения, обучения и воспитания.

было выдвинуто положение о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка. Он подчеркивал, что высшие психические функции (произвольное внимание, активное запоминание, мышление и речь) проходят длительный путь своего формирования и преимущественно зависят от окружающей социальной среды. При этом среда выступает не только как условие, но и как источник развития.

Особенности психического развития в норме и патологии в значительной степени связаны с закономерностями созревания мозга, которое также обусловлено взаимодействием генетических и средовых факторов.

Закономерности развития мозга и созревания функциональных систем определяют преемственность этапов нервно-психического развития ребенка. Это определяется важным принципом эволюции мозга, а именно принципом гетерохронности его развития. Как указывал, каждая психическая функция имеет свой оптимальный этап формирования, который соответствует периоду главенствующего положения этой функции в психике. Интенсивное и неравномерное развитие психических функций в эти периоды обуславливает их повышенную ранимость. Неравномерность созревания проявляется в парциальных (частичных) задержках развития. Например, при нормальном психическом развитии у ребенка может наблюдаться удовлетворительное понимание речи и временное отставание в становлении активной, разговорной речи. Про таких детей родители обычно говорят: «Все понимает, но не говорит». Безусловно, при таком неравномерном развитии речи ребенок должен быть тщательно обследован врачом-психоневрологом и логопедом .

Наряду с неравномерностью созревания отдельных функцио-

нальных систем и их звеньев важное значение для нормального психического развития имеет их взаимодействие, иначе не возникнет полноценного соединения систем в единый ансамбль, что приведет к специфическим отклонениям в развитии. Несмотря на различный темп созревания каждой функциональной системы на разных этапах возрастного развития ребенка, его мозг во все периоды жизни работает как единое целое, что предполагает формирование межсистемных связей.

Развитие межсистемных связей в нормальном онтогенезе начинается в первые месяцы жизни ребенка. Затем их развитие осуществляется все интенсивнее. При этом наиболее активно формируются связи с двигательно-кинестетическим анализатором: поворот головы в сторону звука - слухо-моторные связи, манипуляции с игрушкой- зрительно-тактильно-кинестетические и зрительно-тактильно-моторные, самоподражание звукам - слухо-вокальные. И наконец, развивается одна из узловых функций первого полугодия жизни - зрительно-моторная координация, которая будет совершенствоваться на протяжении всего дошкольного возраста.

У новорожденного ребенка, наряду с набором первичных врожденных рефлексов, обеспечивающих жизненно важные функции сосания, глотания, дыхания, регуляции мышечного тонуса, отмечается преобладание восприятия контактных раздражений. На различные4 тактильные раздражители ребенок отвечает общей и местной двигательной реакцией. При этом наиболее развиты у него защитные рефлексы, возникающие при раздражении глаз или области рта. Так, при болевом раздражении в области глаз ребенок зажмуривает глаза, в области угла рта - поворачивает голову в противоположную сторону. Кроме того, у него хорошо выражены все безусловные рефлексы, связанные с кормлением. Угнетение или чрезмерная выраженность безусловных рефлексов свидетельствуют о поражении нервной системы.

Одним из важных показателей нормального психомоторного развития и формирования межфункциональных связей является, в частности, фиксация взора ребенка на своей руке, которая в норме возникает в возрасте 2-3 месяцев, а затем направление руки к объекту. С 12-13 недель ребенок начинает вскидывать руки на зрительный стимул и направлять их к объекту. Он также направляет руки ко рту, следит за движением своих рук. К 4 месяцам у ребенка формируется реакция активного осязания под контролем зрения. Это проявляется в том, что после зрительного сосредоточения на каком-либо предмете он направляет к нему /)бе руки и начинает ими водить по этому предмету. В возрасте 5-5,5 месяцев ребенок начинает захватывать предметы.

Зрительно-моторная координация становится узловой функцией с 5-го месяца жизни ребенка. Это проявляется в том, что ребенок тянется к видимому и близко расположенному предмету, контролируя движения руки взглядом. На этом же этапе у ребенка формируются зрительно-тактильно-моторные связи, что проявляется в тенденции тянуть в рот находящуюся в руке игрушку.

Развитие трехзвеньевой связи типа зрительно-моторно-тактиль-ной служит основой для формирования в дальнейшем манипуля-тивной и игровой деятельности.

На основе зрительно-моторного манипулятивного поведения у ребенка уже со второго полугодия жизни формируется активная познавательная деятельность .

Уже в процессе наблюдения за ребенком раннего возраста можно отметить те особенности его поведения, которые характерны для отставания психомоторного развития. В особо тяжелых случаях ребенок вообще может не проявлять интереса к окружающему; или же его действия с предметом могут иметь характер стереотипии - длительных и однообразных повторений одних и тех же действий: он однообразно стучит предметом о предмет, раскачивается, размахивает руками перед глазами и т. д. Подобное поведение характерно для детей с различными отклонениями в психическом развитии. Оно может наблюдаться у умственно отсталых детей, а также у детей, страдающих ранним детским аутизмом или задержкой психического развития вследствие эмоциональной депривации.

В основе формирования и развития психики ребенка лежит разнообразная деятельность, взаимодействие с внешним миром, и прежде всего - с окружающими взрослыми.

Ьсли у малыша имеется двигательная или сенсорная недостаточность, то у него прежде всего нарушено формирование восприятия предметов окружающего мира. Несформированность предметных действий задерживает становление предметного восприятия. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики под контролем зрения. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, если он хорошо держит голову, устойчиво сидит и когда у него сохранно зрительное восприятие. Только в этих условиях развивается описанное выше зрительно-моторное манипулятивное поведение. По мере действия с предметами у малыша развивается активное осязание, появляется возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция - стереогноз - имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с отклонениями в развитии, особенно при наличии двигательных и зрительных нарушений, спонтанное развитие этой функции нарушено, и необходимы специальные коррекционные занятия по ее формированию.

На каждом возрастном этапе та или иная психическая или моторная функция имеет ведущее (доминирующее) значение в общем поступательном характере психомоторного развития. У ребенка первых месяцев жизни такой функцией является зрительное восприятие. К 3 месяцам ведущую роль в психическом развитии ребенка начинает играть слуховое восприятие.

Реакция на звуковой раздражитель с возможностью локализации звука в пространстве появляется у здорового ребенка в возрасте 7-8 недель, более отчетливо - в 10-12 недель, когда ребенок начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражи-

теля. Спустя некоторое время такая же реакция возникает на звучащую игрушку. В возрасте 8-10 недель ребенок поворачивается к источнику звука, расположенному над головой, а к 3 месяцам он быстро локализует звук любого направления не только в положении лежа, но и в вертикальном положении на руках у взрослого.

К 3 месяцам слуховые реакции начинают приобретать доминантный характер: если заговорить с двигательно возбужденным и кричащим ребенком или погреметь звучащей игрушкой, он замирает и перестает кричать. Если в момент появления звукового раздражителя ребенок был спокоен или спал, он вздрагивает.

Отсутствие слуховых реакций, их несимметричность либо чрезмерная длительность латентного периода могут указывать на нарушения слуха. Такой ребенок срочно нуждается в специальном обследовании - электрокорковой аудиометрии. При этом следует иметь в виду, что отсутствие или слабость реакций на звуковые раздражители чаще всего обусловлены снижением слуха, в то время как неравномерность реакций на звуки, расположенные с разных сторон, может быть обусловлена и особенностями поведения взрослых. Так, если взрослый подходит к кроватке ребенка всегда с одной стороны, то и поворот на звук в эту сторону будет проявляться более четко. Если в этих случаях дать указание родителям о необходимости речевого контакта с ребенком с другой стороны, то быстро можно отметить одинаковость слуховых реакций.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные отклонения от нормального физического или психического развития и вследствие этого нуждающиеся в воспитании и обучении в специальных условиях, которые обеспечивают коррекцию и компенсацию недостатков развития. В Республике Беларусь проживают 126 785 детей с особенностями психофизического развития в возрасте от 0 до 18 лет, что составляет 7,14% от общей численности детей в республике. Ребенок с ОПФР – лицо, имеющее физическое и (или) психическое нарушения, препятствующие получению образования без создания для этого специальных условий. К основным видам аномального развития относят: умственная отсталость, сенсорные нарушения, расстройства речи, поведения, эмоционально-волевой сферы, опорно-двигательного аппарата, психические расстройства и др.

Виды аномального развития :

    Интеллектуальная недостаточность (умственная отсталость)

    Нарушения психического развития (трудности в обучении)

    Нарушения речи

    Нарушения слуха

    Нарушения зрения

    Нарушения функций опорно-двигательного аппарата

    Тяжелые и (или) множественные физические и (или) психические нарушения

Выявляются и диагностируются новые группы детей, которые нуждаются не только в лечении, но и в специальном образовании (дети с гипердинамическим синдромом, синдромом дефицита внимания, гиперактивностью, аутистическими нарушениями, дети, прошедшие операцию кохлеарной имплантации, слепоглухие дети). При организации и осуществлении образовательного процесса и коррекционно-педагогической помощи крайне важен вопрос взаимодействия специалистов разного профиля: дефектологов (логопедов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов, тифлопедагогов);иных педагогических работников (учителей, учителей-предметников, социальных педагогов; педагогов-психологов, администраций учреждений образования и др.)социальных работников;медицинских работников;специалистов по физической реабилитации и др.

Специальное образование включает в себя: дошкольное специальное образование; школьное специальное образование; профессиональное образование.

Учреждения, обеспечивающие получение СО

1.Специальные учреждения образования

    Специальные дошкольные учреждения

    Специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты)

    Вспомогательные школы (школы-интернаты)

    Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

2.Учреждения образования общего типа

    Классы (группы) интегрированного (совместного) обучения и воспитания,специальные классы (группы)

    Пункты коррекционно-педагогической помощи

3.Детские дома-интернаты

4. Теория высших психических функций Л.С. Выготского и ее значение для специальной психологии.

Одним из центральных в категориальном СП является понятие "высшие психические функции", введенное Л. С. Выготским, которые представляют собой сложнейшие системные образования, характеризующиеся прижизненным формированием, опосредованным строением и произвольным способом регуляции. В силу этого они обладают высокой степенью пластичности за счёт взаимозаменяемости входящих в их состав элементов. Неизменным остаются цель (задача) и конечный результат. Средства достижения поставленной задачи могут быть вариативны. Пластичность высших психических функций, как одно из их свойств, лежит в основе компенсаторных процессов, восстановления нарушенных или утраченных функций путём внутренней перестройки.

На основании своей культурно-исторической теории Выготский сделал вывод о том, что высшие психические функции формируются у ребенка в результате интериоризации. Интериоризация происходит при взаимодействии со взрослым, и само это взаимодействие становится источником развития, а не его фактором, воздействующим на ребенка извне. Таким образом, Выготский предложил совершенно новую трактовку соотношения наследственности и среды.

Основную закономерность психического развития Выготский видел в хронологически последовательном формировании высших психических функций и последовательном прижизненном изменении их мозговой организации. Отсюда он делал вывод о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции в детском возрасте и у взрослого человека. Недоразвитие или нарушение одной из функций ведет к недоразвитию другой или даже нескольких функций.

Выготский выделил три категории «трудных» детей, нуждающихся в повышенном психолого-педагогическом внимании: одаренные, дефективные и примитивные, – и описал особенности их развития. К дефективным он относил детей, имеющих органические нарушения, а к примитивным – отсталых в смысле культурного и социального развития.

Выготский разделил «дефекты» на первичные и вторичные. Первичные дефекты – это органические нарушения, поражения какой-то структуры головного мозга или центральной нервной системы, не поддающиеся коррекции психолого-педагогическими средствами. Вторичные же дефекты возникают на основе первичных и выражаются в нарушениях развития, которые могут быть исправлены или скомпенсированы. Тем самым Выготский определил область компетенции педагогов, психологов и дефектологов.

Считается, что отклонения в психическом развитии ребенка различить в раннем возрасте невозможно, а любое неадекватное поведение рассматривается как детский каприз. Однако сегодня многие психические расстройства специалисты могут заметить уже у новорожденного, что позволяет вовремя начать лечение.

Нейропсихологические признаки психических отклонений у детей

Врачами выделен ряд синдромов – психических особенностей детей, наиболее часто встречающихся в разном возрасте. Синдром функциональной дефицитарности подкорковых образований головного мозга развивается во внутриутробном периоде. Его характеризует:

  • Эмоциональная неустойчивость, выражающаяся в частой смене настроения;
  • Повышенная утомляемость и связанная с ней низкая трудоспособность;
  • Патологическое упрямство и лень;
  • Чувствительность, капризность и неуправляемость в поведении;
  • Длительный энурез (часто – до 10-12 лет);
  • Недоразвитие тонкой моторики;
  • Проявления псориаза или аллергии;
  • Нарушения аппетита и сна;
  • Замедленное формирование графической деятельности (рисование, почерк);
  • Тики, гримасничанье, вскрикивания, неконтролируемый смех.

Синдром достаточно трудно поддается коррекции, поскольку из-за того, что лобные отделы не сформированы, чаще всего отклонения в психическом развитии ребенка сопровождаются интеллектуальной недостаточностью.

Дисгенетический синдром, связанный с функциональной дефицитарностью стволовых образований головного мозга, может проявиться в детском возрасте до 1,5 лет. Его основными чертами являются:

  • Дисгармоническое психическое развитие со смещением этапов;
  • Лицевые асимметрии, неправильный рост зубов и нарушение формулы тела;
  • Трудности с засыпанием;
  • Обилие пигментных пятен и родинок;
  • Искажение моторного развития;
  • Диатезы, аллергии и нарушения в работе эндокринной системы;
  • Проблемы в формировании навыков опрятности;
  • Энкопрез или энурез;
  • Искаженный порог болевой чувствительности;
  • Нарушения фонематического анализа, школьная дезадаптация;
  • Избирательность памяти.

Психические особенности детей с таким синдромом трудно поддаются коррекции. Педагоги и родители должны обеспечить неврологическое здоровье ребенка и развитие его вестибулярно-моторной координации. Также следует учитывать, что эмоциональные расстройства усиливаются на фоне утомляемости и истощаемости.

Синдром, связанный с функциональной несформированностью правого полушария головного мозга, может проявиться с 1,5 до 7-8 лет. Отклонения в психическом развитии ребенка проявляются как:

  • Мозаичное восприятие;
  • Нарушение дифференциации эмоций;
  • Конфабуляции (фантазирование, вымыслы);
  • Нарушения цветоразличения;
  • Ошибки при оценке углов, расстояний и пропорций;
  • Искажение воспоминаний;
  • Ощущение множественности конечностей;
  • Нарушения постановки ударений.

Для коррекции синдрома и уменьшения выраженности психических расстройств у детей необходимо обеспечить неврологическое здоровье ребенка и уделять особое внимание развитию наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, пространственного представления, зрительного восприятия и памяти.

Также выделяют ряд синдромов, которые развиваются от 7 до 15 лет из-за:

  • Родовой травмы шейных отделов спинного мозга;
  • Общего наркоза;
  • Сотрясения мозга;
  • Эмоционального стресса;
  • Внутричерепного давления.

Для коррекции отклонений в психическом развитии ребенка необходим комплекс мер, направленный на развитие межполушарного взаимодействия и обеспечение неврологического здоровья ребенка.

Психические особенности детей разных возрастов

Самым важным в развитии маленького ребенка до 3 лет является общение с матерью. Именно недостаток материнского внимания, любви и общения многие врачи считают основой развития различных психических отклонений. Второй причиной врачи называют генетическую предрасположенность, передающуюся детям от родителей.

Период раннего детства называют соматическим, когда развитие психических функций напрямую связано с движениями. К наиболее типичным проявлениям психических расстройств у детей относят расстройства пищеварения и сна, вздрагивание при резких звуках, монотонный плач. Поэтому если малыш продолжительное время встревожен, необходимо обратиться врачу, который поможет или диагностировать проблему, или развеять страхи родителей.

Дети в возрасте 3-6 лет развиваются достаточно активно. Психологи характеризуют этот период как психомоторный, когда реакция на стресс может проявляться в виде заикания, тиков, кошмарных сновидений, невротизации, раздражительности, аффективных расстройств и страхов. Как правило, этот период достаточно напряженный, поскольку обычно в это время ребенок начинает посещать дошкольные учебные заведения.

Легкость адаптации в детском коллективе во многом зависит от психологической, социальной и интеллектуальной подготовки. Психические отклонения у детей этого возраста могут возникать из-за повышенных нагрузок, к которым они не подготовлены. Гиперактивным детям достаточно сложно привыкать к новым правилам, требующим усидчивости и сосредоточенности.

В возрасте 7-12 лет психические расстройства у детей могут проявляться как депрессивные расстройства. Довольно часто для самоутверждения дети выбирают друзей со схожими проблемами и способом самовыражения. Но еще чаще в наше время дети заменяют реальное общение виртуальным в социальных сетях. Безнаказанность и анонимность такого общения способствуют еще большему отчуждению, а существующие расстройства могут быстро прогрессировать. Кроме того, длительное сосредоточенное нахождение перед экраном оказывает воздействие на головной мозг и может вызвать эпилептические припадки.

Отклонения в психическом развитии ребенка в этом возрасте, при отсутствии реакции со стороны взрослых, могут привести к довольно серьезным последствиям, включая расстройства сексуального развития и суицид. Также важно следить за поведением девочек, которые нередко в этот период начинают быть недовольными своим внешним видом. При этом может развиться нервная анорексия, которая является тяжелым психосоматическим расстройством, способным необратимо нарушить обменные процессы в организме.

Также врачи отмечают, что в это время психические отклонения у детей могут перерасти в манифестный период шизофрении. Если вовремя не реагировать, патологические фантазирования и сверхценные увлечения могут перерасти в бредовые идеи с галлюцинациями, изменениями мышления и поведения.

Отклонения в психическом развитии ребенка могут проявляться по-разному. В некоторых случаях опасения родителей к их радости не подтверждаются, а иногда действительно необходима помощь врача. Лечение психических отклонений может и должен осуществлять только специалист, имеющий достаточный опыт для постановки правильного диагноза, а успех во многом зависит не только от правильно подобранных лекарственных средств, но и от поддержки семьи.

Видео с YouTube по теме статьи:

ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

(англ. children with abnormal behavior , problem children ). Отклонения в психическом развитии ребенка м. б. вызваны сенсорными нарушениями (глухота, тугоухость, слепота, слабовидение), поражениями ц. н. с. ( , , двигательные нарушения, тяжелые нарушения речи). Отклонения в развитии могут также выступать в различных сочетаниях.

Отклонения в психическом развитии возникают с момента рождения ребенка, если поражение внутриутробное, или с момента возникновения дефекта, если поражение постнатальное. Первичное нарушение - снижение слуха, зрения, интеллекта и др. - влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка (Л . С . Выготский ). При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем и дошкольном возрасте имеют сходные проявления. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка.

При любом характере первичного нарушения наблюдаются отставание в сроках формирования психических функций (процессов) и замедленный темп их развития, а также качественные отклонения в развитии. Не формируется своевременно ни один вид детской деятельности - предметно-манипулятивная, игровая, продуктивная (см. ). Напр., предметно-манипулятивная деятельность у глухих и слабослышащих детей становится ведущей к 5 г., у умственно отсталых - к концу дошкольного возраста . Существенные отклонения наблюдаются в развитии всех познавательных процессов - восприятия, наглядного и словесно-логического мышления. Нарушается развитие процесса общения ; дети плохо овладевают средствами усвоения общественного опыта - пониманием речи, содержательным подражанием , действиями по образцу и по словесной инструкции.

Дефекты речевого развития наблюдаются у всех аномальных детей. Речь может отсутствовать совсем (при глухоте, тяжелой тугоухости, алалии , умственной отсталости, детском церебральном параличе ), может развиваться с опозданием, иметь существенные дефекты - аграмматизмы , нарушения произношения, бедность лексики и семантики. В ряде случаев формально развитая речь м. б. бессодержательной, «пустой».

Следует иметь в виду, что отклонения в психическом развитии м. б. вызваны и весьма незначительными, не бросающимися в глаза нарушениями. Так, снижение слуха на шепот при сохранности восприятия голоса нормальной разговорной громкости может привести к речевому недоразвитию. В результате перенесенных ребенком вредных воздействий (родовой травмы, тяжелой инфекции и др.) может возникнуть задержка психического развития, препятствующая нормальному обучению ребенка в школе, и т. п.

Вместе с тем развитие аномального ребенка имеет те же тенденции, подчиняется тем же закономерностям, что и развитие нормального ребенка. Это является основанием для оптимистического подхода к возможностям воспитания и обучения Д. с о. в п. р. Но для того чтобы имеющиеся у них тенденции развития были реализованы, а само развитие максимально (в соответствии с характером первичного нарушения) приближено к нормальному, требуется специальное педагогическое воздействие, имеющее коррекционную направленность и учитывающее специфику данного дефекта.

Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. Последние, в отличие от первичных нарушений, имеющих органический характер и требующих мед. коррекции, поддаются педагогической коррекции. С помощью педагогических средств м. б. также достигнута значительная - восстановление или замещение нарушенной функции. В то же время, как показала отечественная коррекционная психология, спонтанная компенсация дефекта не имеет места: нарушение слухового восприятия не компенсируется за счет более интенсивного развития зрительной функции, а, напротив, влечет за собой недоразвитие зрительного восприятия; нарушение зрительной функции не ведет к усиленному по сравнению с нормальным развитию тактильно-двигательного восприятия и т. п.

Успешность предупреждения, коррекции и компенсации отклонения в психическом развитии непосредственно зависит от сроков начала, содержания и методов коррекционной работы. Отсюда чрезвычайно важное значение имеют раннее обнаружение отклонений в развитии и правильная диагностика первичного дефекта. См. . (В. И. Лубовский)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ДЕТИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ" в других словарях:

    Дети с отклонениями в психическом развитии - Дети с сенсорными нарушениями (зрения, слуха), поражениями ЦНС (умственная отсталость, задержка психического развития, двигательные нарушения, нарушения речи) или с сочетаниями различных нарушений. Последние могут возникать с момента рождения… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети жертвы вооруженных и… … Официальная терминология

    ДЕТИ, НАХОДЯЩИЕСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ. - В соответствии с Федеральным законом “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, относятся: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети инвалиды, имеющие недостатки в … Терминологический ювенологический словарь

    аномальные дети Энциклопедический словарь

    АНОМАЛЬНЫЕ ДЕТИ - дети, имеющие значительные отклонения в физическом и психическом развитии: нарушения интеллекта (олигофрения, задержка психического развития), речи, опорно двигательного аппарата, анализаторов зрительного (слепые, ослепшие, слабовидящие),… … Большой Энциклопедический словарь

    1. Сохранение в психике и поведении взрослого человека свойств, черт, качеств и особенностей, присущих детскому возрасту. 2. Форма задержки при прохождении стадий развития онтогенетического, при коей оказываются недоразвитыми и функции физические …

    Категория. Нарушение общего психического и интеллектуального развития. Специфика. Обусловлено недостаточностью, как правило, врожденной, центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый характер. Виды: легкая умственная отсталость (IQ … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. mental dysontogeny, dysontogenesis) нарушение развития психики в целом или ее отдельных составляющих, нарушение темпов и сроков развития отдельных сфер психики и их компонентов. Термин «дизонтогения» впервые введен Й. Швальбе (1927) для… … Большая психологическая энциклопедия

    - (англ. child neuropsychology) наука о формировании функциональной мозговой организации в онтогенезе. Возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Являясь разделом… … Большая психологическая энциклопедия

    Отрасль психологии, изучающая людей, для коих характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования системы нервной. Изучает различные варианты патологии… … Большая психологическая энциклопедия