реализация мероприятий по поддержанию оптимального психического состояния специалистов, участвующих в ликвидации чрезвычайной ситуации, а также оказание экстренной психологической помощи пострадавшему населению.


  • - использование инженерных средств в процессе проведения аварийно-спасательных работ в соответствии с их технологией...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне ЧС и обеспечение безопасности личного состава формирований, пострадавших и...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - структурное подразделение центрального аппарата МВД России, предназначенное для разработки и осуществления мер по защите жизни и здоровья населения и материальных ценностей от пожаров, осуществления...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - средства механизации аварийно-спасательных работ, а также вспомогательные и другие специальные средства, используемые силами ликвидации ЧС при выполнении АСДНР в зонах...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - определение возможности выполнения аварийно-спасательными службами и спасателями возложенных на них задач...
  • - предназначен для десантирования в район бедствия связок по 3-5 спасательных плавсредств в упаковке с транспортных самолетов типа ИЛ-76, снабженных оборудованием для десантирования парашютно-грузовых систем...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс инженерных мероприятий и задач, выполняемых в целях создания аварийно-спасательным силам благоприятных условий в ходе проведения наиболее сложных работ по спасению пострадавших, локализации и...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - комплекс специальных правил, приемов и способов выполнения работ, направленных на создание условий для эффективного ведения АСДНР в зоне чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности личного состава...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - составная часть средств механизации ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций, очагах поражения...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - средства механизации аварийно-спасательных работ, а также вспомогательные и другие специальные средства, используемые силами ликвидации чрезвычайных ситуаций при выполнении АСДНР в зонах аварий, катастроф...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - "...1.1.5. Сопровождение массовых мероприятий - комплекс мероприятий, осуществляемый специалистами психологической службы в местах массового скопления людей и направленный на профилактику массовых негативных реакций.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...Комплекс спасательных средств: совокупность систем и устройств, предназначенных для спасения экипажа аварийного объекта на акватории, а также для оказания помощи аварийному объекту.....

    Официальная терминология

  • - "...50) "район поисково-спасательных работ" - участок земной или водной поверхности и воздушное пространство над ним, в границах которых проводятся поисково-спасательные работы;.....

    Официальная терминология

  • - см. Аккомпанемент...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

"Психологическое сопровождение поисково-спасательных работ" в книгах

Глава 12. Поисково-ударные действия

Из книги Истребитель подводных лодок автора Макинтайр Дональд

Глава 12. Поисково-ударные действия Зимой 1943/44 года и последовавшей за ней весной эскорты конвоев, которые следовали в Англию, часто усиливались кораблями нового класса, непрерывным потоком поступавшими с американских судостроительных верфей.В США они

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ

автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВОДНЫХ АППАРАТОВ ДЛЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ К сожалению, при проведении глубоководных спасательных работ подводные аппараты по своим возможностям ничем не превосходят водолазов. Как признал в 1964 г. руководитель американского проекта «Человек в

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ

Из книги Подъём затонувших кораблей автора Горз Джозеф

ТРУДНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ СПАСАТЕЛЬНЫХ РАБОТ НА БОЛЬШИХ ГЛУБИНАХ Пенопласты и гранулы, несомненно, представляют собой многообещающее новое средство судоподъема, правда, только с небольших глубин. Как это ни грустно, но ни полиуретан, ни полистирол никогда не использовались

Психологическое сопровождение

Из книги автора

Психологическое сопровождение целостная, комплексная система взаимодействия психолога с человеком на уровне его субъективных психологических проблем для оказания ему психологической помощи и социальной поддержки. Процесс психологического сопровождения

Поисково-вызывная сигнализация

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПО) автора БСЭ

4.10. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ

Из книги Промальп в ответах на вопросы автора Гофштейн Александр Ильич

4.10. Комплектация снаряжения бригады с точки зрения обеспечения спасательных работ В верхней зоне всегда должен находиться аварийный комплект для обеспечения возможной экстренной эвакуации или проведения спасательных работ.Состав комплекта:- аптечка;- 2 основные

На плаву без спасательных средств

Из книги автора

На плаву без спасательных средств Ваши действия будут зависеть от того, умеете ли вы плавать или не умеете, холодная вода или теплая и как далеко до берега.Ваши действия:1. Если вы умеете плавать, то, оказавшись в холодной воде далеко от берега, ждать спасения лучше

Что такое психологическое сопровождение и насколько это необходимо?

Из книги Все, что нужно знать будущей маме. Готовимся к рождению малыша автора Сергеева Оксана Михайловна

Что такое психологическое сопровождение и насколько это необходимо? Сейчас довольно распространена услуга психологического сопровождения, которую оказывают в школах материнства. Суть ее в следующем: с вами в роды идет акушерка или другой квалифицированный специалист,

Поисково-спасательные операции

Из книги Опасное небо Афганистана [Опыт боевого применения советской авиации в локальной войне, 1979–1989] автора Жирохов Михаил Александрович

Поисково-спасательные операции Эвакуация экипажа, потерпевшего бедствие (или сбитого), производилась методом посадки спасательного вертолета рядом со сбитым вертолетом. В отдельных случаях эвакуация осуществлялась с режима висения вертолета.В случае отсутствия

Поисково-спасательная операция

Из книги Балканы 1991-2000 ВВС НАТО против Югославии автора Сергеев П. Н.

Поисково-спасательная операция Ночь на 2 мая 1999 г. стала самой кошмарной в жизни летчика истребителя F-16 с позывным «Hammer 34». Пилот катапультировался из объятого пламенем истребителя и после приземления был вынужден скрываться от сербов в густом лесу. «Hammer 34» перед тем, как

Поисково-прицельная система 2КН-К

Из книги Противолодочные самолеты автора Артемьев Анатолий Михайлович

Поисково-прицельная система 2КН-К Поисково-прицельная система, в отличие от системы «Беркут», предназначалась для обнаружения шумов ПЛ не только в звуковом, но и инфразвуковом диапазоне частот. Разработчикам системы «Коршун» пришлось встретиться с огромными

Из книги Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение автора Баенская Елена Ростиславовна

Елена Ростиславовна Баенская,Ольга Сергеевна Никольская,Мария Михайловна Либлинг,Игорь Анатольевич Костин,Мария Юрьевна Веденина,Александр Владимирович Аршатский,Оксана Сергеевна Аршатская Дети и подростки с аутизмом. Психологическое сопровождение

8.4.3. Медико-психологическое сопровождение

автора

8.4.3. Медико-психологическое сопровождение В периоде ликвидации последствий ЧС для того, чтобы отсрочить наступление переутомления, а также для профилактики острых и посттравматических стрессовых реакций, применяются различные психотехнологии. Среди них особое

11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

11.3. Медико-психологическое (психо-физиологическое) сопровождение военнослужащих в условиях боевых действий Развитие военного искусства, военной техники и вооружения (высокоточное оружие, автоматизированные системы управления, роботизация и др.) существенно повысило

11.3.1. Медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение

Из книги Психиатрия войн и катастроф [Учебное пособие] автора Шамрей Владислав Казимирович

11.3.1. Медико-психологическое (психофизиологическое) сопровождение Медико-психологическое сопровождение военнослужащих в процессе профессиональной деятельности – это комплекс медицинских и психологических мероприятий, направленных на оценку, коррекцию и

Спасение людей – смыслообразующая

основа жизни пожарного и спасателя,

доминирующий мотив профессии.

«Морально-психологическая составляющая -неотъемлемая часть подготовки современных пожарных и спасателей».

    Отличительные особенности профессий пожарного и спасателя.

В сознании современного российского общества профессии спасателя и пожарного давно и не без оснований стоят в ряду наиболее значимых и гуманных. И это понятно, ведь их главное предназначение – сохранение жизни и здоровья людей, материальных ценностей, ликвидация различных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Ни для кого не является секретом, что в настоящее время чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия оставляют после себя огромное количество негативных последствий, принося людям физические, морально - психологические страдания, а также материальный и экономический ущерб.

Работа пожарного и спасателя призвана исключить, либо минимизировать потери от случившегося ЧП. Профессии пожарный и спасатель относятся к тем видам деятельности, отличительная особенность которых - постоянное соприкосновение с опасностью и риском для жизни.

Чрезвычайные ситуации и экстремальные условия деятельности пожарных и спасателей в связи с угрозой для жизни, физического и психического здоровья сотрудников, а также с угрозой для жизни, здоровья, благополучия окружающих, с массовыми человеческими жертвами и значительными материальными потерями – это неотъемлемая часть профессии.

Можно с уверенностью утверждать, что не каждому человеку дано овладеть этими профессиями. Поэтому в процессе отбора кандидатов, остро встает вопрос о необходимсти обращать самое серьезное внимание на психологические особенности людей, на их способность к правильным действиям в той или иной экстремальной ситуации.

Психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ направлено;

а) на реализацию поддержки оптимального рабочего состояния сотрудников аварийно – спасательных подразделений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;

б) на оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зоне ЧС техногенного и природного характера.

Таким образом, психологической подготовкой спасателей и пожарных является: обучение навыкам и умениям оказания экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций любого характера и обучение психологической самопомощи.

2. Факторы, влияющие на психологическое состояние пожарных и спасателей.

Специфика этих профессий имеет «оборотную сторону» . Нам известно, что спасатели и пожарные в процессе своей деятельности систематически подвергаются сильнейшему воздействию поражающих и психотравмирующих факторов, возникающих в процессе работы по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В их числе, прежде всего постоянная угроза для собственной жизни и здоровья .

Пожарные и спасатели работают в условиях возможных обрушений конструкций зданий и сооружений, взрывов, выбросов пламени, а также радиационного, химического и биологического воздействия. При этом для принятия правильного решения отпущено очень мало времени, т.к. обстановка в зоне ЧС постоянно меняется и подчас далеко не в лучшую сторону. Высокая ответственность за их правильность, осознание цены ошибки, также является дополнительной психологической нагрузкой.

Кроме того, в процессе профессиональной деятельности спасатели и пожарные испытывают экстремальные физические нагрузки , поскольку им приходится в течение долгого времени выполнять тяжелые физические работы, в условиях отсутствия полноценного отдыха, нередко в средствах индивидуальной защиты, в задымленных помещениях, при высоких или низких температурах, в сочетании с шумовыми и световыми раздражителями и пр. Вид погибших и пострадавших, а также необходимость контактировать с их родственниками увеличивают и без того огромную эмоциональную напряженность, способствуют ее накоплению. Периодические нарушения режима бодрствования и сна в связи с дежурствами и в ходе ликвидаций чрезвычайных ситуаций являются существенным неблагоприятным фактором.

Перечисленные воздействия могут по-разному восприниматься каждым человеком (индивидуальное восприятие), но в совокупности они, как правило, негативно отражаются на психоэмоциональном состоянии личности, вызывая стрессовые явления.

Влияние этих факторов становится определяющим при отборе кандидатов на должности пожарных и спасателей.

Таким образом:

Для более эффективного выполнения задач, поставленных перед пожарными и спасателями в условиях сложившейся чрезвычайной ситуации, помимо высоких требований к уровню знаний, умений и специальных навыков, физической подготовке, особое внимание необходимо уделять подготовке спасателей и пожарных к действиям в неблагоприятной морально-психологической обстановке.

Профессиональные важные качества спасателя

Понятие о профессионально-важных качествах, их роль в обеспечении успешной деятельности спасателя.

Профессиональная деятельность спасателей предъявляет высокие требования к их профессионально важным качествам.

Наблюдались многочисленные случаи несоответствия профессионально важных качеств спасателей стоящим перед ними задачам при проведении работ по ликвидации крупных ЧС последних лет (авария на Чернобыльской АЭС, землетрясения в Армении, Нефтегорске, железнодорожная авария под Уфой и др.). Это проявлялось в виде растерянности, а подчас и полном непонимании ими сложившейся обстановки. Принимаемые решения зачастую были непродуманными, носили стереотипный характер и иногда приводили неоправданным потерям. Спасатели нередко оказывались неспособными к выполнению АСР в условиях экстремальных физических и психических нагрузок. Их поведение характеризовалось зависимостью от воздействия психотравмирующих условий ЧС. В результате этого профессиональная деятельность ряда спасателей не соответствовала требованиям сложившейся обстановки, резко снижалась их работоспособность, среди данной части спасателей росло число физических и психических травм, что не только делало бессмысленным их дальнейшее участие в проведении АСР, но и требовало привлечения дополнительных сил и средств для оказания им всесторонней помощи.

С целью устранения указанных недостатков научными работниками МЧС России был проведен ряд исследований по определению профессионально важных качеств спасателей, то есть тех индивидуальных психологических свойств, которые позволят спасателям быстро, эффективно и качественно выполнять свой профессиональные обязанности в различных условиях, в том числе и при ликвидации ЧС. В основу этих исследований было положено изучение механизмов отрицательного влияния условий профессиональной деятельности спасателей (прежде всего связанных с ликвидацией различных ЧС), и выявление тех человеческих качеств, которые позволяют избежать или свести до минимума это влияние.

В результате проведенных исследований была определена структура профессионально важных качеств спасателей.

Структура состоит из пяти групп однородных профессионально важных качеств:

психологические качества;

медицинские (физиологические) качества;

эргономические качества;

социально-психологические качества;

инженерно-психологические качества.

Рассмотрим профессионально важные качества спасателей по каждой из названных групп.

К группе психологических относятся такие качества спасателей, как внимание, память, мышление, воля и самоотношение.

Наличие такого качества, как внимание позволяет спасателям осуществлять контроль за соблюдением порядка деятельности, работой технических средств, изменениями обстановки в зоне ЧС.

При этом наиболее важными характеристиками внимания являются:

объем внимания - способность удерживать в центре внимания несколько объектов наблюдения;

устойчивость внимания - способность сосредоточить внимание на конкретном объекте, не отвлекаясь на посторонние раздражители;

переключаемость внимания - способность, при необходимости, быстро переключать внимание с одного объекта на другой.

Память позволяет спасателям использовать на практике имеющийся опыт, знания, умения и навыки в реальных условиях выполнения АСР.

Основными характеристиками памяти для спасателей являются:

оперативная (кратковременная) память - способность в течение длительного времени удерживать в памяти большой объем информации;

долговременная память - способность запоминать на непродолжительное время один раз увиденную или услышанную информацию;

непроизвольное запоминание - способность запоминать информацию без специальных волевых усилий, направленных на ее запоминание.

Недостаточный уровень развития качества внимания и характеристик памяти у спасателей может привести к нарушениям порядка выполнения работ, ошибкам, ослаблению контроля в процессе деятельности, которые, в свою очередь, могут повлечь за собой травматизм и выход из строя технических средств.

Возможные последствия недостаточного развития характеристик мышления, наряду с указанными для внимания и памяти, могут также вызвать неспособность специалистов к своевременному принятию решений и затруднения при адаптации специалистов к условиям ЧС.

Качество мышления определяет способность спасателей к принятию обоснованных решений, связанных с необходимостью учета при выполнении АСР изменений, происходящих в условиях ЧС. Конечные результаты выполнения работ по ликвидации ЧС и работоспособность спасателей находятся в зависимости от таких аспектов деятельности, как прогнозирование развития событий с учетом их вероятности, определение характера и объема информации, необходимой для принятия решения, выявление и анализ основных взаимосвязей, характеризующих проблему.

К числу характеристик мышления , относятся продуктивное и репродуктивное (математическое) мышление, а также свойства речи для успешного взаимодействия спасателями и местным населением, оказавшимся в зоне бедствия (очаге поражения). Способности спасателей к различным взаимоотношениям определяются профессионально важными качествами социально-психологической группы . Из качеств данной группы для спасателей являются: когнитивный стиль и коммуникабельность.

Когнитивный стиль определяет такие особенности деятельности спасателей, как: способность отвлечься в ходе решения задач деятельности от внешних условий; умение выделять в ситуации существенные, а не наиболее заметные черты; ориентация при принятии решения на объективную ситуацию, а не на имеющиеся знания и опыт, если они вступают в противоречие; ориентация на постоянный контакт (взаимодействие) с другими людьми. При недостаточном уровне развития у спасателей характеристик когнитивного стиля наиболее существенными негативными последствиями могут быть нарушения внутригруппового и межгруппового взаимодействия, неспособность спасателя к самостоятельным действиям, постоянная потребность в руководстве и посторонней помощи в процессе решения профессиональных задач.

Коммуникабельность характеризует такие особенности поведения и деятельности спасателей, как направленность на общение и интерес к людям. От этого качества зависит способность спасателя выполнять свою работу в коллективе. При этом недостаточный уровень развития коммуникабельности характеризует неспособность и отсутствие стремления к общению, скованность и плохую ориентацию в незнакомых ситуациях деятельности, низкий уровень проявления инициативы и тенденцию к избеганию принятия самостоятельных решений.

Еще одну группу профессионально важных качеств спасателей, составляют инженерно-психологические качества. С их помощью осуществляется учет операторской составляющей деятельности спасателя, которая проявляется при работе с пультами управления техническими средствами, контрольно-измерительной аппаратурой и т.д. К инженерно-психологической группе отнесено качество состояния опорно-двигательной системы и его характеристики.

Состояние опорно-двигательной системы определяется следующими характеристиками: координация движений, быстрота двигательных реакций, точность двигательных реакций и тремор. Недостаточный уровень развития указанных характеристик может привести к частичной, а иногда и полной неспособности выполнения деятельности

Успех в учебной и боевой деятельности спасателей и пожарных во многом зависит от того, насколько и как развиты у них органы чувств, совершенны и точны реакции на опасность и меняющуюся обстановку в ЧС и на пожаре, т.е. как развиты познавательные психические процессы: ощущение, восприятие, память, мышление, внимание.

Но каждый психический процесс подчинен не только общим законам, но и носит личностный характер, индивидуален.

Но служебная и боевая деятельность пожарных – это не только познание действительности. Боевая деятельность пожарного – это, прежде всего труд в экстремальных, опасных для жизни условиях. Между познавательными процессами, чувствами, эмоциями и практическими действиями пожарных лежит звено, которое их связывает. Этим звеном является воля.

Воля – это психический процесс сознательного регулирования человеком своего поведения и деятельности, связанный с преодолением внутренних и внешних препятствий.

Воля обеспечивает выполнение двух функций побудительной и тормозной .

Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Активность порождает действия в силу специфики внутренних состояний субъекта. Пожарные идут в объятый пламенем дом, спасая жизнь людей.

Тормозная функция воли проявляется в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, спасатели, пожарные не отвечают на провокационные возгласы толпы, оскорбляющие их (пожарного) достоинство.

Важнейшими характеристиками воли или волевыми качествами личности являются сила (слабость), самообладание, решительность, смелость, настойчивость и упорство, самостоятельность и риск.

Сильная воля спасателя, пожарного означает, что он в состоянии сосредоточиться на каких-то определенных целях, длительное время напрягать усилия, преодолевать трудности и достигать цели и наоборот.

Самообладание – это умение владеть собой, своими мыслями, чувствами, подчинять свои действия основной цели, вопреки трудностями условий, обстановки.

Решительность – способность своевременно принимать обоснованные решения и без колебаний выполнять их.

Смелость – готовность бороться с трудностями и преодолевать опасность

Настойчивость и упорство –проявляются в достижении намеченной цели в условиях длительно и повторно возникающих трудностей.

Самостоятельность заключается в том, что пожарный действует согласно своим убеждениям, не поддаваясь посторонним влияниям.

Риск волевое качество пожарного, характеризующее его деятельность при неопределенности ее исхода и наличии предположений о возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха (травма, потеря престижа и т.п.).

В профессии спасателя, пожарного очень важно учитывать врожденные особенности. Такие как темперамент.

Темпераментом называют свойство человека, определяющее динамику его психических процессов и поведения. Внешне темперамент проявляется в силе, скорости, ритме и темпе движений человека, в его речи, походке, мимике, манерах и т.д.

Особенности динамики психических процессов зависят от нервной системы человека. В зависимости от сочетания этих особенностей нервных процессов различают четыре темперамента : холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический

Существуют еще личностные особенности, влияющие на профессиональную деятельность. Прежде всего характер (в переводе с греческого «печать») - это совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности. Характер проявляется в деятельности и общении и обуславливает типичные для личности способы поведения.

Характер человека не является врожденным ( в отличие от темперамента). Характер личности можно изменить в лучшую или худшую сторону, в зависимости в какой социальной среде данная личность находится.

В структуре характера выделяют четыре группы черт.

Это: - отношение к окружающему миру;

Отношение к деятельности, труду, своему служебному долгу.

Отношение к другим людям.

И отношение к самому себе.

Каждый человек наделен какими-либо способностями. Одни зарубежные психологи считают, что способности врожденны и передаются по наследству; другие отрицают это и считают, что все зависит от воспитания и от условий, в которых человек растет, развивается, работает.

В заключении хочу сказать, что незнание или неумение не являются определяющим фактором способностей, при желании и при хорошем обучении пожарные могут стать мастерами своего дела. В целях более объективного и глубокого определения способностей пожарных необходимо исходить из оценки следующих групп качеств:

Личностные качества (убеждения, идеалы, мотивы, поступков);

Профессионально важные психологические качества (ощущение, восприятие, внимание, память, представление, воображение, мышление, речь).

Боевые психологические качества (волевая устойчивость, способность к самоуправлению, готовность переносить психологические нагрузки на пожарах в экстремальных условиях, устойчивость к действию факторов среды повышенной температуры, загазованность и задымленность, влажность, шум и т.д.).

Джон Кенлон, начальник пожарной охраны г. Нью-Йорка, в 1925 году писал: «Три вещи требуются от пожарного: ловкое, крепкое тело, острая, быстрая сообразительность и безукоризненная честность….».

Требования от спасателя или пожарного крепкого здоровья, очевидно, само собой. Но и мысль спасателя, пожарного должна работать быстро, отчетливо и как бы инстинктивно. Все это говорит о том, что спасатели, пожарные должны иметь определенные природные способности. Но их надо развивать . Начальствующий состав пожарной охраны должен систематически развивать у личного состава способности по тушению пожара в сложной обстановке.

Для людей с чувствительной психикой (ранимость, тревожность, стеснительность) важны тренировки в ситуациях близких к экстремальным . Это закаляет их психику. Это закаляет их психику и в критических условиях. Психологически подготовленные специалисты с такими личностными особенностями действуют не хуже других, а часто намного лучше из-за развитого чувства сопереживания, чуткости, ответственности за других.

Зилгаринова Айсулу Борисовна

Конс у льтант-психолог

ГУ «Центр медицины катастроф» КЧС МВД РК по г. Астана.

Живя, умей все пережить,
печаль, и радость, и тревогу.

Ф.И.Тютчев

История развития человеческого общества неразрывно связана с различного рода чрезвычайными ситуациями природного, техногенного, эпидемиологического и социального характера. Чаще всего первыми спешат на помощь спасатели. Их работа заключается в непрерывном несении службы и оперативном реагировании на любые сигналы о возможных чрезвычайных ситуациях, в которых необходима помощь населению.

Экстремальные условия, в которых оказывается человек, в большинстве случаев, вызывают у него психологическое и эмоциональное напряжение, вследствие чего необходима оценка психологических условий во время ликвидации ЧС.

Профессиональная деятельность сотрудников КЧС МВД РК относится к числу наиболее трудных и динамичных, так как данной группе лиц приходится работать в условиях повышенной напряженности и дефицита времени, отводимого на выполнение заданий. При этом требуется немедленное реагирование на разнообразные внешние раздражители и на полученную информацию, поэтому специалисту психологу важно уметь своевременно раскрыть симптомы психологических проблем у спасателей.

В результате, осуществляется психологическая поддержка сотрудникам, которые нуждаются в сохранении физического и психического здоровья для дальнейшей работы в экстремальных ситуациях.

Психологическое сопровождение сотрудников КЧС МВД РК – одна из основных и комплексных задач, стоящих не только перед психологом, но и перед руководителем, для того чтобы избежать девиантного поведения среди личного состава.

Психологическое сопровождение представляет собой систему оперативных мероприятий, проводимых в ходе аварийно-спасательных работ и направленных на поддержание психологической устойчивости личного состава к высоким нервно-психическим нагрузкам, на предотвращение отрицательных состояний и посттравматических расстройств.

В ходе психологического сопровождения спасателям оказываетсяпсихологическая помощь. Данная система мер заключается в том, чтобы преодолеть психотравмирующие последствия воздействий обстановки ЧС на психику спасателей, а также восстановить их психологическую устойчивость и готовность выполнять профессиональные задачи.

Процесс психологического сопровождения сотрудников, функционирующих в экстремальных условиях, целесообразно осуществлять в три этапа:

1 этап - до ЧС, то есть психологическое ожидание подготовительного характера к ЧС, мобилизация психологических ресурсов;

2 этап - во время ЧС, психологическая адаптация к экстремальным условиям;

3 этап - после ЧС, то есть реабилитационные действия на стадии истощения внутренних ресурсов, как восстановление к прежнему укладу жизни.

Существенной характеристикой психологического сопровождения является создание условий для перехода личности к самопомощи. Условно можно сказать, что в процессе психологического сопровождения специалист создает условия и оказывает необходимую и достаточную (но, ни в коем случае не избыточную) поддержку для перехода от позиции «я не могу» к позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

К одним из основных мероприятий психологического сопровождения личного состава относятся профессионально психологический отбор, при помощи психологического и психофизиологического обследования, уравновешивание, то есть выравнивание наступивших в профессиональной деятельности нарушений из-за потери здоровья или расстройства психики во время ликвидации ЧС. Уравновешивание достигается путем развития замещающих функций, это возмещение нарушенных функций идет путем использования сохраненных или перестройки частично нарушенной жизнедеятельности, социально-трудовая реабилитация - восстановление трудоспособности и работоспособности, а также профессиональная реабилитация - восстановление профессионализма решаются проще, чем задачи психологической реабилитации - восстановление целостной активной личности, восстановление мотивационной сферы человека. Показателем успешной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности человека как субъекта труда, утраченных трудовых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта в обществе и трудовом коллективе.

Главная цель работы психолога во время психологического сопровождения личного состава заключается в предоставлении сотрудникам первичной психологической помощи относительно выхода из ситуационного психотравмирующего состояния.

Результатом психологического сопровождения личности в процессе адаптации к жизни становится новое жизненное качество - адаптивность, т.е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных ситуациях.

Психологическое сопровождение, психологическая помощь и психологическая реабилитация как элементы психологической работы тесно переплетаются с психологической подготовкой, целью которой является формирование психологической готовности и устойчивости, способности преодолевать страх и противостоять стрессовым воздействиям.

Спасатели КЧС Республики Казахстан постоянно принимают участие в спасательных операциях. На их счету десятки тысяч спасенных жизней, сотни тысяч случаев оказания помощи пострадавшим. И для того, что бы их работа была успешной, важную роль в их работе играет психологическая подготовка, которая является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки, с целью своевременной борьбы со стрессовыми факторами в процессе трудовой деятельности.

Наряду с этим одним из важнейших факторов является уровень психологической подготовки людей. К тяжелым последствиям могут привести малейшая растерянность и проявление страха, особенно в момент развития стихийного бедствия, в самом начале аварии или катастрофы. Прежде всего, это касается должностных лиц, обязанностями, которых является немедленное принятие мер, мобилизующих коллектив, показывая при этом личную дисциплинированность и выдержку.

Одно из главных в психологической подготовке спасателей является совершенствование и укрепление у них психологической готовности к выполнению спасательных операций в любой ситуации.

Психологическая подготовка спасателей призвана решать следующие основные задачи:

1. формирование и развитие профессионально важных качеств у личного состава;

2. формирование у личного состава психологической устойчивости для работы в экстремальных условиях;

3. восстанавливать нарушенные психические функции во время проведения аварийно- спасательных работ и после их окончания.

Главное в психологической подготовке спасателя является его сознательное отношение к предстоящим чрезвычайным ситуациям, психологическая готовность и устойчивость при подготовке к конкретным ситуациям, где существует риск для жизни человека. Все это может быть осуществлено благодаря формированию высокой эмоционально-волевой устойчивости, т.е. способности не поддаваться страху, сохранять самообладание в опасных для жизни ситуациях.

Устойчивость к стрессу - важный момент для сохранения нормальной работоспособности, эффективного взаимодействия с социумом и внутренней гармонией человека в трудных, стрессовых условиях.

Частое пребывание в неблагоприятных, а иногда и угрожающих жизни ситуациях требует от этих лиц умения владеть собой, быстро оценивать сложные ситуации и принимать наиболее адекватные решения, что будет способствовать более эффективному выполнению поставленных задач и уменьшению чрезвычайных происшествий и срывов профессиональной деятельности среди личного состава.

Благодаря развитию стрессоустойчивости психологами создается ориентационное поле профессионального развития личности, укрепления профессионального «Я», поддержания адекватной самооценки, оперативная помощь и поддержка, саморегуляция жизнедеятельности, освоение технологий профессионального самосохранения. Работая в экстремальных условиях сотрудники, под воздействием различных стрессогенных факторов, должны быть психологически подготовлены к трудностям в профессиональной деятельности. С помощью психологической устойчивости сотрудники сохраняют внутреннюю гармонию, благоприятные межличностные отношения, переживание благополучия в ситуациях жизненных испытаний.

Психологическая устойчивость представляет собой сложное и емкое качество личности. Важными аспектами психологической устойчивости являются стойкость, стабильность, уравновешенность, сопротивляемость (резистентность), мотивация, воля, познание и интеллект. Вырабатывая определенные качества личности, такие как ответственность, стойкость к неудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка сотрудники вместе с психологом способны сформировать психологическую устойчивость и умение владеть собой в чрезвычайных ситуациях.

Использование мероприятий по профилактике стрессовых состояний сотрудников способствует совершенствованию их подготовки к выполнению задач профессиональной деятельности, а также поддержанию на оптимальном уровне показателей психического здоровья.

Психопрофилактика, проводимая в процессе профессиональной деятельности, позволяет сохранять, поддерживать, развивать и восстанавливать психическое здоровье сотрудников, что способствует повышению уровня профессиональной готовности, а также укреплению дисциплины и правопорядка.

Сотрудники, в силу своей профессии, которые постоянно сталкиваются с кризисными ситуациями, должны обладать приемами самоконтроля, управления своим поведением и эмоциями. Включаясь в процесс занятий и тренировок, они должны активно познавать и учиться овладевать приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизации внутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.

Успешное воспитание стрессоустойчивости личного состава предполагает систематические упражнения в обстановке опасности и риска, в условиях учений, занятий, максимально приближенных к экстремальным, сочетаемых со специальными психологическими тренажами.

В процессе обучения у спасателей вырабатывают навыки и привычки поведения в различных условиях, а, следовательно, осуществляется развитие эмоционально-волевой сферы личности и ее адаптация к новым условиям; сотрудники целенаправленно ориентируются на преодоление возможных трудностей в боевых условиях, им прививается стойкость, отвага, храбрость, мужество, убежденность в правоте своих действий и др.

Невзирая на сложности стрессовых ситуаций, существуют пути выхода и методы лечения, которые активно применяются в практике психологов. Среди эффективных способов лечения и управления стрессом, возникающим в ходе профессиональной и других видов деятельности сотрудников, хорошо зарекомендовала себя аутогенная тренировка. Она является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течение всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.

Таким образом, психологическое сопровождение личного состава представляет собой процесс непрерывного отслеживания психологических условий для выполнения служебной деятельности, контроль степени усталости личного состава, осуществление психологической поддержки сотрудников и проведение психологической реабилитации с лицами, участвующих в ликвидации ЧС. Одно из важных мест занимает психологическая устойчивость спасателей - как некий фундамент для профессиональной пригодности к выполнению действий в чрезвычайных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Итак, важную роль в развитии стрессоустойчивости сотрудника играет психологическое сопровождение – для обеспечения устойчивости к стрессогенным воздействиям в экстремальных ситуациях, существующая неразрывная связь вышеуказанных понятий несет в себе большой спектр труда и действий, как психолога, так и каждого сотрудника Комитета по ЧС. Только адекватная оценка своих действий, положительный настрой, стремление к профессионализму и спасению жизней, способны построить фундамент успешной деятельности каждого сотрудника, всей системы Комитета и положить основу стабильному и успешному будущему нашей страны в целом.

Содержание организации аварийно-спасательных работ


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы характеризуются наличием факторов, которые угрожают жизни и здоровью спасателей. Поэтому важно знать основы организации аварийно-спасательных работ, учитывать , чтобы провести все мероприятия быстро, грамотно и без жертв.


Аварийно-спасательные и другие неотложные работы


Аварийно-спасательные работы при ЧС включают в себя поисково-спасательные, газоспасательные, горноспасательные, противофонтанные, медико-санитарные и другие работы. Неотложные работы направлены на оказание пострадавшему населению медицинской, доврачебной и других видов помощи, создание условий для сохранения здоровья и жизни людей.


Во время проведения аварийно-спасательных работ возникают факторы, угрожающие жизни н здоровью людей, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение служб.


Оснащение АСС и АСФ




Для проведения аварийно-спасательных и других неотложных робот любая аварийная служба и формирование должны иметь необходимое оборудование, средства связи и т.п. Для этого создается , где описываются все особенности оснащения АСС. Любая аварийная служба должна иметь автотранспорт, средства связи, средства индивидуальной защиты, средства оказания первой медицинской и доврачебной помощи. Это важно для своевременного и грамотного проведения аварийно-спасательных работ.


Организация аварийно-спасательных работ


Уровень организации аварийно-спасательных работ во время ликвидации чрезвычайной ситуации зависит от грамотной и слаженной работы начальника объекта, председателя комиссии по ЧС, органа управления (отдел, штаб) и командиров формирований, участвующих в ликвидации АС. Все структуры, входящие в , должны взаимодействовать между собой.


В случае возникновения производственной аварии немедленно оповещаются об опасности рабочие и служащие предприятия. Если имеет место утечка ядовитых веществ, важно вовремя оповестить население, так как, возможно, понадобится эвакуация.


Специфика аварийных и спасательных работ заключается в том, что они должны выполняться в кратчайшие сроки. В одном случае требуется немедленное спасение людей, которые оказались под обломками здания. В другом случае первоочередным действием является ограничение развития авария для предупреждения катастрофических последствий, новых взрывов и серьезных разрушений. Часто нужно быстро восстановить нарушения коммунально-энергетических сетей, таких как газ, тепло, вода, электричество и канализация.



Психическое состояние и поведение людей, вовлеченных в ЧС, будь то непосредственно пострадавшие, их родственники или люди, ставшие случайными свидетелями, изменяется под воздействием чрезвычайной ситуации и отличается от повседневного. Изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших, являются одними из самых распространенных последствий ЧС. Причем этим изменениям подвержены не только те люди, которые пострадали физически, но и те, кто не получил травм.

Так, при разрушительном землетрясении в г. Скопле (Югославия), психогенные расстройства различной тяжести наблюдались у всех жителей города. В Ивановской области психогенные расстройства отмечались практически у всех находившихся в зоне действия сильнейшего урагана. Психические реакции людей на чрезвычайную ситуацию могут быть очень разными: в одной ЧС могут быть люди, сохраняющие способность адекватно действовать, люди, на небольшой промежуток времени утратившие способность к адекватному поведению и люди, поведение которых неадекватно и зачастую опасно для них самих или окружающих.

Можно выделить три основные группы психических реакций у пострадавших в ЧС:

Нормальные адаптивные реакции;

Невротические реакции и расстройства;

Реакции и расстройства психотического уровня, сопровождающиеся помрачением сознания, бредом или галлюцинациями.

Тяжесть психических реакций и расстройств зависит от различных групп факторов, однако, чаще всего встречаются нормальные реакции на сильное стрессовое воздействие, реже всего встречаются реакции психотического уровня. По данным различных авторов, тяжелые расстройства и реакции, характеризующиеся помрачением сознания и сопровождающиеся бредом или галлюцинациями, могут встречаться у 2-7% пострадавших.

Независимо от степени тяжести реакций и расстройств, у подавляющего числа пострадавших наблюдаются: частичная или полная утрата способности к целенаправленной деятельности; частичная или полная утрата способности к критической оценке окружающего и своего поведения; частичная или полная утрата способности вступать в контакт с окружающими.

Среди пострадавшего населения преобладает снижение или утрата способности самостоятельно удовлетворить потребности в тепле, пище, безопасности, наблюдается нарушение способности к планированию собственных действий, значительно уменьшается временная перспектива, высока вероятность эмоционального заражения паническими, агрессивными, истерическими реакциями групп пострадавших.

Также важно учитывать, что психологические последствия ЧС могут охватывать значительные отрезки времени, соизмеримые с длительностью жизни человека, в том случае, если пострадавшим не оказывается адекватная психологическая поддержка в кратчайшие сроки после чрезвычайной ситуации. Ряд исследователей отмечает нарушения соматического и психического здоровья в течение 20 лет после перенесенной экстремальной ситуации: рост смертности от разных причин, увеличение числа заболеваний у пострадавших примерно в 2 раза.


Из приведенных примеров и анализа психического состояния и поведения пострадавших в ЧС следуют три важных вывода:

1. Состояние и поведение пострадавших в ЧС таковы, что могут осложнить ведение АСДНР, а также привести к ухудшению состояния пострадавших и к увеличению их количества;

2. Адекватное взаимодействие с пострадавшими позволяет снизить вероятность негативных последствий для психического здоровья пострадавших;

3. Взаимодействие с пострадавшими, которое часто является необходимым при оказании им помощи, может оказать влияние на состояние тех, кто оказывает помощь.

Безусловно, спасатель может оказать влияние и на психическое состояние пострадавших и на их поведение. Так же существуют методы и приемы, позволяющие самому спасателю сохранить высокую работоспособность и свести к минимуму негативное влияние работы в экстремальных условиях на профессиональное здоровье спасателя.

Психическое состояние пострадавших, тяжесть и длительность последствий для их психического и соматического здоровья зависят от многих факторов , которые можно разделить на три группы:

1. Группа факторов, характеризующих ЧС;

2. Группа факторов, характеризующих личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших;

3. Группа факторов, характеризующих особенности организации помощи.

К группе факторов, характеризующих ЧС, относятся такие ее особенности, как: интенсивность, масштабность, внезапность возникновения, длительность, этап развития и т.д.

Очевидно, что чем более интенсивна, масштабна, внезапна, длительна чрезвычайная ситуация, тем у большего числа пострадавших будут наблюдаться более выраженные изменения в психическом состоянии и поведении пострадавших.

С другой стороны нельзя забывать, что даже при прогнозируемых, локальных ЧС у пострадавших могут возникнуть тяжелые психогенные последствия.

Насколько они будут тяжелы в основном определяет вторая группа факторов, характеризующая личностные особенности пострадавших и особенности групп пострадавших:

Соматическое здоровье, возраст, пол пострадавших;

Подготовленность к ЧС;

Индивидуально-психологические особенности;

Личностный смысл трагического события;

- «коллективное поведение»;

Демографические, этнические особенности населения, социально-экономические и социально-политические особенности ситуации, сложившейся в регионе до ЧС.

Как правило, психологически неустойчивы в ЧС люди, страдающие соматическими заболеваниями, психологически более уязвимы пожилые люди, подростки, юноши и матери с маленькими детьми. У тех пострадавших, у которых ослабленное нервно-психическое здоровье, могут развиться гораздо более тяжелые психогенные последствия ЧС. Тот смысл, который пострадавший приписывает произошедшей ЧС, является важнейшим фактором, оказывающим влияние не только на актуальное состояние человека, но и на дальнейший процесс совладания с ситуацией. Например, медицинские работники хорошо знают, что пострадавший может либо «помогать» оказывать ему помощь, либо наоборот, отказываться «принять» помощь.

Шансы выйти с меньшими потерями из трагической ситуации выше у тех, кто настроен бороться, выжить не смотря ни на что, доказать, что ничто не может помешать человеку реализовать свои планы, воплотить свою мечту и т.д. А тем пострадавшим, кто считает, что произошедшее - окончание всей жизни, конец всего, что дальше ничего хорошего уже не будет, нужна поддержка и помощь в нахождении другого смысла, в нахождении ресурса. Очень важно, что бы человек сам хотел справиться с трудной ситуацией. Но, нужно помнить о том, что мы пострадавшему можем в этом только помочь: сделать это за пострадавшего или вместо него невозможно.

Важным фактором являются этнические особенности групп пострадавших. Например: не секрет, что у одних народностей в большей степени развиты традиции взаимоподдержки и взаимопомощи, чем у других. А возможность получить поддержку (неважно в какой форме) или поддержать другого важна для минимизации психологических последствий ЧС.

К следующей группе факторов, оказывающих значимое влияние на психологическое состояние пострадавших и характеризующих особенности организации помощи, относятся следующие: особенности организации аварийно-спасательных работ (АСР); особенности информационного обеспечения пострадавших; особенности оказания социальной и материальной помощи пострадавшим; характер освещения в СМИ хода аварийно-спасательных и восстановительных работ; отношение различных социальных институтов к пострадавшим.

Учет влияния различных факторов на состояние и поведение пострадавших важен для прогнозирования ситуации и профилактики нежелательных явлений. Проще предотвратить или минимизировать неприятности, чем героически их преодолевать. Когда же АСДНР сопровождаются скоплением значительного числа людей, в той или иной степени вовлеченных в ЧС, прогнозирование динамики психического состояния и поведения пострадавших является не только желательной мерой, но необходимым действием по обеспечению безопасности работ. При участии в ликвидации последствий крупных ЧС за рубежом необходимо также учитывать следующие факторы: культурное и этническое своеобразие страны; история отношений с Россией; наличие межэтнического конфликта и противоборствующих сторон.

У специалистов психогенные расстройства выражаются в снижении эффективности и надежности профессиональной деятельности, увеличении количества ошибок, в том числе приводящих к авариям, нарушениям профессионального здоровья, снижению профессионального долголетия. Постоянная психоэмоциональная нагрузка на специалистов, имеющая место не только при ликвидации последствий ЧС, но и в ходе повседневной трудовой деятельности, оказывает выраженное влияние на здоровье, и проявляется не только функциональными сдвигами, но и развитием заболеваний, даже при небольшом стаже работы по специальности.

Факторы, оказывающие чаще всего негативное воздействие на спасателей, тоже можно разделить на несколько групп: объективные, социально-психологические и индивидуальные.

I. Объективные факторы, характеризующие особенности работы спасателей в ЧС:

1. Климато-географические факторы: характер рельефа местности (значительное возвышение над уровнем моря); неблагоприятный температурный режим в месте проведения работ (очень низкие или высокие температуры), ветра, снега, дожди; смена климатических поясов; смена часовых поясов.

многодневная интенсивная 16-18 часовая физическая нагрузка; низкие вкусовые и энергетические качества питания во время работ по ликвидации последствий ЧС, частое отсутствие горячей пищи и длительные перерывы между приемом пищи во время спасательных работ; отсутствие полноценного отдыха: недостаток сна; частые подъемы ночью по тревоге для выполнения внезапно возникших задач; размещение в неприспособленных для жилья помещениях; отсутствие элементарных санитарно-гигиенических удобств.

3. Особые условия работы: эвакуация трупов; опасность повторных взрывов; работа в загазованном, задымленном помещениях и т.д.; осознание обстановки как угрожающей здоровью и жизни; внезапность: неожиданное изменение обстановки в ходе выполнения задачи; новизна: наличие ранее неизвестных элементов в условиях выполнения задачи или в самой задаче; увеличение темпа действий и сокращение времени на их выполнение; дефицит времени: условия, в которых успешное выполнение задачи невозможно простым увеличением темпа действий, а необходимо изменение структуры деятельности; эмоционально насыщенные межличностные контакты; высокая цена ошибки и т.д.

II. К социально-психологическим факторам, оказывающим влияние на состояние и работоспособность спасателей, относятся следующие: организационно-управленческие недостатки в ходе работы; недостатки в информационном обеспечении: отсутствие, недостаток или противоречивость информации об условиях выполнения, содержания задачи; социально-политические аспекты ситуации работы; освещение работ в СМИ. Нетрудно представить себе, с каким знаком влияет на спасателей негативное освещение в СМИ их работы в сложнейших условиях; напряженная социально-политическая ситуация в регионе; отсутствие координации в работе подразделений; недостаток сил и средств для выполнения поставленной задачи.

Кроме того, значимое влияние оказывают факторы, характеризующее в целом подразделение, в составе которого работает спасатель: уровень профессиональной подготовки специалистов подразделения, их профессиональный опыт; сплоченность подразделения; степень доверия к командованию.

III. Группа факторов, характеризующих индивидуальные особенности, включает: сформированность профессионально важных качеств; мотивация профессиональной деятельности. А также функциональное состояние специалистов в период, предшествующий работе в ЧС и непосредственно в ходе работы. Имеет значение и нагрузка специалиста: количество, спектр и продолжительность аварийно-спасательных работ, в которых принимал участие специалист в последнее время.

У спасателей при воздействии экстремальных факторов наиболее типичной является форма адекватного ответа. Отличительной чертой адекватного типа ответа считает-ся увеличение продуктивности мышления - скорости поиска и оценки возможных выходов из ситуации. Стереотипные, жес-тко детерминированные действия дополняются другими, ос-нованными на вероятностном учете ситуационных изменений, что приводит к изменению или даже смене алгоритма дея-тельности.