ОЦЕНКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПО НЕМЧИНУ

Область применения

Методика предназначена для измерения степени выраженности нервно-психического напряжения.

Описание

Опросник нервно-психического напряжения (НПН) Т. А. Немчина представляет собой перечень 30 характеристик нервно-психического напряжения,разделенных на три степени выраженности. Испытуемому предлагается отметить те строки, содержание которых соответствует особенностям его состояния в настоящее время. Исследование проводится индивидуально в хорошо освещенном помещении, изолированном от посторонних звуков и шумов.

Подсчет производится путем суммирования набранных баллов. При этом за отметку, поставленную против первого пункта, начисляется 1 балл, против второго пункта – 2 балла, против третьего – 3 балла. Минимальное количество баллов, которое можно набрать, равно 30, а максимальное – 90.

Опросник предназначен для измерения степени выраженности определенного состояния, проявляющегося у человека в сложных нестандартных ситуациях. Данное состояние является системным показателем уровня соматической (телесной), нервной и психической организации человека и сопровождается эмоциями (и положительными, и отрицательным). Методика позволяет выявить начинающееся перенапряжение регуляторных системорганизма.

Количество вопросов 30 характеристик нервно-психического напряжения, разделенных на три степени выраженности.

Время прохождения теста 6-10 минут.

EFFECTON STUDIO ОПИСАНИЕ МЕТОДИК

Описание шкал

Шкала нервно-психического напряжения. Есть три степени выраженности нервно-психического напряжения. При слабом нервно-психическом напряжении состояние спокойное и уравновешенное. При умеренном – наблюдается повышение качества продуктивности психологической деятельности.При чрезмерном нервно-психическом напряжении возможно снижение концентрации внимания, а также мотивации к работе. Выявляется перенапряжение регуляторных систем организма.

Интерпретация результатов

Диапазон слабого нервно-психического напряжения располагается в промежутке от 30 до 50 баллов; умеренного - от 51 до 70 баллов; чрезмерного– от 71 до 90 баллов.

Особенности компьютерной версии

В результатах представлены:

нервно-психическое напряжение в баллах (от 30 до 90) и номинативной шкале (слабое – чрезмерное);

– текстовая интерпретация результатов.

(САН) САМОЧУВСТВИЕ, АКТИВНОСТЬ, НАСТРОЕНИЕ

Область применения

Методика предназначена для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения.

Возрастной диапазон применимости Опросник предназначен для людей старше 16 лет.

Описание

Опросник дифференцированной самооценки функционального состояния состоит из 30 пар полярных характеристик самочувствия, настроения и степени активности. По каждому признаку необходимо отмечать на 7-балльной шкале то место, которое в наибольшей мере отражает соотношение между указанными качествами в данный момент. Так же есть вариант методики с 9-балльной шкалой. Именно этот вариант используется в пакете «Состояние».

При подсчете баллов крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а позитивного – в девять баллов. Полученные результаты по каждой шкале усредняются.

Опросник САН позволяет быстро диагностировать общее функциональное состояние, прогнозировать его влияние на какой-либо вид деятельности испытуемого, например, прохождение комплексного тестирования. Методика может использоваться при профотборе, профдиагностике, психологическом консультировании. Удобство опросника заключается в высокой чувствительности к изменению какого-либо параметра – самочувствия, активности, настроения. Так, при утомлении снижаются показатели самочувствия и активности, а настроение может существенно не измениться.

Количество вопросов 30 пар противоположных по смыслу характеристик, соотношение которых определяется по 7-балльной шкале.

Время прохождения теста 5минут.

Описание шкал

Самочувствие. При хорошем самочувствии не ожидается негативного влияния на прохождение тестирования или другую деятельность, при плохом самочувствии – негативное влияние может сказаться на деятельности испытуемого. Активность. Низкая активность может указывать на усталость, высокая активность - располагает к деятельности разного рода. Настроение. При хорошем настроении не ожидается негативного влияния на прохождение тестирования или другую деятельность, при плохом настроении – негативное влияние может сказаться на деятельности испытуемого.

Интерпретация результатов

Средний балл шкалы равен 5. Оценки, превышающие 5 баллов, свидетельствуют о благоприятном состоянии испытуемого. Нормальные оценки состояния находятся в диапазоне от 6.0 до 6.5 баллов. При анализе функционального состояния важны не только отдельные показатели, но и их соотношение.

Особенности компьютерной версии В результатах представлены:

– самочувствие в баллах;– активность в баллах;– настроение в баллах;– самочувствие в номинативной шкале (плохое – отличное);– активность в номинативной шкале (низкая – высокая);– настроение в номинативной шкале (плохое – отличное);– текстовая интерпретация полученных значений по каждой шкале.

Вопрос 22. Методики, направленные на исследование речи.

Психолингвистический метод исследования речи детей (Л.В. Яссман) .

Методика рассчитана на детей 7-8 лет и состоит из тестов, направленных: 1) на исследование пониманиям активного владения грамматическим строем речи; 2) анализ процесса речепроизводства в целом. Продолжительность работы - 20-30 мин. Методика может применяться как самостоятельно, так и в качестве дополнительной при общем патопсихологическом обследовании ребенка. В возрасте 7-8 лет дети переходят к новому виду деятельности - учебной, требующей способности строить высказывание на основе осознанного уровня, учитывая речевые закономерности языка. Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, доступная не всем детям дошкольного возраста: при олигофрении и ЗПР речь в этом возрасте еще не оказывает дифференцирующего воздействия и недостаточно отвечает требованиям самовыражения и регуляции. Эти отклонения в речевом развитии являются факторами, положенными в основу психолингвистического метода исследования детей с отклонениями в развитии. Метод заключается в составлении предложений из опорных слов. Набор, предлагаемый испытуемому, состоит из слов в начальной форме. Слова предъявляются в порядке, отличном от того, в котором они должны стоять в предложении: называются сначала глагол, затем существительные. Предлоги и союзы опускаются. Задание направлено на исследование способности ребенка строить высказывание без опоры на речевые стереотипы. Процессы построения высказывания протекают на этапах внутреннего смыслового программирования и грамматического структурирования. Соответственно, в высказывании может страдать как смысловая сторона, так и нормы грамматического оформления.

1. Составление предложений из набора слов

Инструкция . Составь предложения из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя. Процедура. Предлагаются последовательно 5 наборов слов. Ответы ребенка фиксируются в протоколе.

(Данный набор является условно-нормативным. В зависимости от содержания картинок могут быть предъявлены другие наборы слов, организованные по описанным выше правилам.)

2. Составление предложений из опорных слов с одновременным предъявлением сюжетной картинки

Инструкция . Посмотри на картинку и составь предложение из слов, которые я тебе прочитаю. Свои слова употреблять нельзя. Процедура. На стол перед ребенком выкладывается соответствующая картинка, дается возможность ее рассмотреть, затем зачитывается набор слов. Если ребенок составляет свое предложение, ему напоминается условие: «Неверно, свои слова употреблять нельзя, послушай еще раз набор и составь предложение только из тех слов, которые я тебе прочитаю». При предъявлении сюжетной картинки мы снимаем затруднение в составлении смысловой схемы предложения, так как ситуация воспроизведена на картинке. Ребенку остается только передать представленный на картинке смысл при помощи развернутого высказывания. Характер ошибок позволяет судить о том, как протекает речевая деятельность на этапе грамматического структурирования, и тем самым получить представление об уровне языковой компетентности испытуемого, способности на осознанном уровне грамматически верно оформить высказывание без опоры на стереотипы.

3. Составление предложения по сюжетной картинке

Инструкция. Посмотри на картинку и составь предложение. Процедура. В каждом варианте задания предлагается до пяти предложений. В тех случаях, когда с заданием составить предложение из слов ребенок не справляется, ему предлагается тот же набор, но с опорой на картинку. Если обследуемый снова не справляется с заданием, предлагается составить предложение просто по сюжетной картинке. Необходимо учитывать отдельно дозу и роль помощи, которая заключается в совместном составлении предложений в первом варианте задания.

Оценка результатов

Анализ показывает, что в зависимости от степени и качества дефекта имеет место и различный тип нарушений в построении предложений. При оценке результатов выделяются следующие типы ответов.

Предложение составлено верно, все этапы речевой деятельности протекают нормально, что указывает на сформированную речевую компетентность ребенка и коррелирует с общим интеллектуальным развитием, соответствующим норме.

Предложение верно передает смысл, заключенный в наборе слов, но содержит аграмматизмы, что свидетельствует о нарушении этапа реализации программы. Чаще всего в данном случае исследуемые находятся в зоне ближайшего развития их речевых возможностей, что свидетельствует о легкой ЗПР, вполне поддаются коррекции.

Предложение неверно передает смысл, заложенный в наборе, что обусловлено нарушениями в установлении парадигматических и синтагматических отношений. Данное нарушение, происходящее на этапе внутреннего программирования речевого высказывания, характерно для более глубокого недоразвития интеллекта и коррелирует с нарушением способности к опосредованному запоминанию и сформированности ассоциативной деятельности.

Ответ представляет собой набор слов, что свидетельствует о нарушении на этапе ориентировки в условиях коммуникации, характерном для глубоких форм олигофрении.

Отказ от составления предложений. В случае аномального развития свидетельствует о нарушении этапа речевого намерения. У нормально развитых детей может быть следствием непонимания задания, а чаще страха перед неверным ответом, что указывает на повышенную критичность к себе со стороны ребенка и высокий уровень притязаний.

Отмечено, что дети с поражением или недоразвитием лобных долей мозга оказываются не в состоянии составить соответствующий план и прямо переходят к попыткам выполнить те или иные действия, не опираясь на какую-либо схему решения. Операции, возникающие у этих детей, легко отщепляются от исходного уровня задачи, попадают под влияние посторонних факторов и быстро теряют свой избирательный характер. В этом случае дети составляют предложение с одним из предъявленных слов или дают совершенно не относящийся к теме ответ.

Для детей с недоразвитием теменно-затылочных отделов мозга составление общей схемы решения не представляет значительных затруднений, основные трудности они испытывают в последовательной реализации программы, которая невозможна из-за дефектов содержания всех элементов задачи.

Вводные замечания

Автор методики НПН профессор Психоневрологического института им. В. А. Бехтерева Т. А. Немчин при разработке опросника НПН использовал результаты многолетних клинико–психологических исследований, проведенных на большом количестве испытуемых, находящихся в условиях экстремальной ситуации. Первый этап разработки опросника состоял в составлении и систематизации перечня жалоб–симптомов, полученных от реципиентов в стрессовой ситуации: от 300 студентов в период экзаменационной сессии и от 200 больных неврозами с ведущей симптоматикой в форме фобий, страха, тревоги перед выполнением болезненных процедур и стресс–интервью. На втором этапе разработки методики из 127 первичных признаков, относящихся к феноменологии нервно–психического напряжения, были отобраны лишь 30 признаков, которые систематически повторялись при повторных обследованиях .

Наиболее высокие частоты повторяемости 30 признаков были обнаружены в группе больных неврозами. Различная степень выраженности признаков у разных испытуемых позволила автору разделить каждый из пунктов опросника на три степени: слабо выражен, средняя степень выраженности, резко выражен, получившие условную оценку в очках соответственно 1, 2, 3. По содержанию опросника все признаки можно разделить на три группы утверждений: первая группа отражает наличие физического дискомфорта и неприятных ощущений со стороны соматических систем организма, вторая группа утверждает о наличии (или отсутствии) психического дискомфорта и жалоб со стороны нервно–психической сферы, в третью группу входят признаки, описывающие некоторые общие характеристики нервно–психического напряжения – частоту, продолжительность, генерализованность и степень выраженности этого состояния. Опросник рекомендуется использовать для диагностики психической напряженности в условиях сложной (экстремальной) ситуации или ее ожидания.

Инструкция: заполните правую часть бланка, отмечая знаком «+» те строки, содержание которых соответствует особенностям вашего состояния в настоящее время.

Фамилия, имя, отчество…………………………………………………………………….

Пол………………………………………………………………………………………………

Возраст……………………………………………………………………………………………

Вид деятельности (работа, ожидание экзамена, процедуры и др.)

……………………………………………………………………………………………………

Профессиональная принадлежность……………………………………………….

Обработка результатов и их характеристика. После заполнения испытуемым правой части опросника производится подсчет набранных баллов. При этом за знак «+», поставленный против подпункта А, начисляется 1 очко; поставленный против подпункта Б, начисляется 2 очка; поставленный против подпункта В, начисляется 3 очка. Максимальное количество очков, которое может набрать испытуемый, равно 90, минимальное количество равно 30 баллам, когда испытуемый отрицает наличие у себя каких–либо проявлений нервно–психического напряжения.




ОПРОСНИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (НПН)

1. Наличие физического дискомфорта:

а) полное отсутствие каких-либо неприятных физических ощущений;

б) имеют место незначительные неприятные ощущения, не мешающие работе;

в) наличие большого количества неприятных физических ощущений, серьезно мешающих работе.

2. Наличие болевых ощущений:

а) полное отсутствие каких-либо болей;

б) болевые ощущения периодически появляются, но быстро исчезают и не мешают работе;

в) имеют место постоянные болевые ощущения, существенно мешающие работе.

3. Температурные ощущения:

а) отсутствие каких-либо изменений в ощущении температуры тела ;

б) ощущение тепла, повышения температуры тела;

в) ощущение похолодания тела, конечностей, чувство «озноба».

4. Состояние мышечного тонуса:

а) обычный мышечный тонус;

б) умеренное повышение мышечного тонуса, чувство некоторого мышечного напряжения;

в) значительное мышечное напряжение, подергивания отдельных мышц лица, шеи, руки (тики, тремор);


5. Координация движений:

а) обычная координация движений;

б) повышение точности, легкости, координированности движений во время письма, другой работы;

в) снижение точности движений, нарушение координации, ухудшение почерка, затруднения при выполнении мелких движений, требующих высокой точности.

6. Состояние двигательной активности в целом:

а) обычная двигательная активность;

б) повышение двигательной активности, увеличение скорости и энергичности движений;

в) резкое усиление двигательной активности, невозможность усидеть на одном месте, суетливость, стремление ходить, изменять положение тела.

7. Ощущения со стороны сердечно-сосудистой системы:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений со стороны сердца;

б) ощущения усиления сердечной деятельности, не мешающие работе;

в) наличие неприятных ощущений со стороны сердца - учащение сердцебиений, чувство сжатия в области сердца, покалывание, боли в сердце.

8. Проявления со стороны желудочно-кишечного тракта:

а) отсутствие каких-либо неприятных ощущений в животе;

б) единичные, быстро проходящие и не мешающие работе ощущения в животе - подсасывание в подложечной области, чувство легкого голода, периодическое «урчание»;

в) выраженные неприятные ощущения в животе - боли, снижение аппетита, подташнивание, чувство жажды.

9. Проявления со стороны органов дыханий:

а) отсутствие каких-либо ощущений;

б) увеличение глубины и учащение дыхания, не мешающие работе;

в) значительные изменения дыхания - одышка, чувство недостаточности вдоха, «комок в горле».

10. Проявления со стороны вьщелительной системы:

а) отсутствие каких-либо изменений;

б) умеренная активизация вьщелительной функции - более частое желание воспользоваться туалетом, при полном сохранении способности воздержаться (терпеть);

в) резкое учащение желания воспользоваться туалетом, трудность или даже невозможность терпеть.

11. Состояние потоотделения:

а) обычное потоотделение без каких-либо изменений;

б) умеренное усиление потоотделения;

в) появление обильного «холодного» пота.

12. Состояние слизистой оболочки полости рта:

б) умеренное увеличение слюноотделения;

в) ощущение сухости во рту.

13. Окраска кожных покровов:

а) обычная окраска кожи лица, шеи, рук;

б) покраснение кожи лица, шеи, рук;

в) побледнение кожи лица, шеи, появление на коже кистей рук «мраморного» (пятнистого) оттенка.

14. Восприимчивость, чувствительность к внешним раздражителям:

а) отсутствие каких-либо изменений, обычная чувствительность;

б) умеренное повышение восприимчивости к внешним раздражителям, не мешающее работе;

в) резкое обострение чувствительности, отвлекаемость, фиксация на посторонних раздражителях.

15. Чувство уверенности в себе, в своих силах :

а) обычное чувство уверенности в своих силах, в своих способностях;

б) повышение чувства уверенности в себе, вера в успех;

в) чувство неуверенности в себе, ожидание неудачи, провала.

16. Настроение: \

а) обычное настроение; ]

б) приподнятое, повышенное настроение, ощущение подъ- \ ема, приятного удовлетворения работой или другой деятель- \ ностью;

в) снижение настроения, подавленность. ,

17. Особенности сна: \

а) нормальный, обычный сон; ?

б) хороший, крепкий, освежающий сон накануне;

в) беспокойный, с частыми пробуждениями и сновидениями сон в течение нескольких предшествующих ночей, в том числе накануне. $

18. Особенности эмоционального состояния в целом:

а) отсутствие каких-либо изменений в сфере эмоций и чувств; \

б) чувство озабоченности, ответственности за исполняемую \ работу, «азарт», активное желание действовать; [

в) чувство страха, паники, отчаяния.


19. Помехоустойчивость:

а) обычное состояние без каких-либо изменений;

б) повышение помехоустойчивости в работе, способность работать в условиях шума и других помех;

в) значительное снижение помехоустойчивости, неспособность работать при отвлекающих раздражителях.

20. Особенности речи:

а) обычная речь;

б) повышение речевой активности, увеличение громкости голоса, ускорение речи без ухудшения ее качества (логичности, грамотности и т.д.);

в) нарушения речи - появление длительных пауз, запинок, увеличение количества лишних слов, заикание, слишком тихий голос.

21. Общая оценка психического состояния:

а) обычное состояние;

б) состояние собранности, повышенная готовность к работе, мобилизованность, высокий психический тонус;

в) чувство усталости, несобранности, рассеянности, апатии, снижение психического тонуса.

22. Особенности памяти:

а) обычная память;

б) улучшение памяти - легко вспоминается то, что нужно;

в) ухудшение памяти.

23. Особенности внимания:

а) обычное внимание без каких-либо изменений;

ШКАЛА СНИЖЕННОГО НАСТРОЕНИЯ - СУБДЕПРЕССИИ (ШСНС)

Варианты ответов: 1 - нет, неверно; 2 - пожалуй, так; 3 - верно; 4 - совершенно верно.

341


1. Я чувствую подавленность, тоску

2. Утром я чувствую себя лучше всего

3. У меня близко слезы

4. У меня плохой ночной сон

5. У меня аппетит не хуже обычного

Опросник разработан К.Н.Поляковым, А.Н.Глушко и предназначен для выявления нервно-психической неустойчивости и некоторых акцентуаций характера.

Опросник содержит 276 высказываний и имеет следующие шкалы:

Достоверности,

Нервно-психической неустойчивости,

Истерии,

Психастении,

Психопатии,

Паранойи,

Шизофрении.

Инструкция обследуемым.

“Сейчас вам будет предложено ответить на ряд вопросов, касающихся некоторых особенностей вашего самочувствия, поведения, характера.

Будьте откровенны, долго не раздумывайте над содержанием вопросов, давайте естественный ответ, который первым придет вам в голову. Помните, что нет "хороших" или "плохих" ответов. Если вы отвечаете на вопрос "Да", поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка над цифрой знак "+"(плюс), если вы выбрали ответ "Нет", поставьте под цифрой знак "-" (минус). Внимательно следите за тем, чтобы номер вопроса анкеты и номер клетки регистрационного бланка совпадали. Отвечать нужно на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Если у вас возникнут вопросы - поднимите руку”.

Текст опросника.

1. Иногда мне в голову приходят такие нехорошие мысли, что лучше о них никому не рассказывать.

2. Запоры у меня бывают редко.

3. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.

4. Временами мне так и хочется выругаться.

5. У меня часто болит голова.

6. Иногда я говорю неправду.

7. Мое настроение зависит от общества, в котором я нахожусь.

8. Сон у меня обычно богат яркими сновидениями.

9. Люблю костюмы яркие и броские.

10. Мой аппетит зависит от настроения: то ем с удовольствием, то нехотя, через силу.

11. Часто какая-нибудь навязчивая мысль не дает мне заснуть.

12. Я сильно теряюсь, оказавшись неожиданно в центре внима-ния.

13. Критика в том виде, в котором ее осуществляют многие люди, скорее выбивает меня из колеи, чем помогает.

14. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.

15. Часто в споре я ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.

16. Я не пойду на риск, если есть только малая надежда на успех.

17. Если со мной поступают несправедливо, то я чувствую, что должен отплатить, хотя бы из принципа.

18. Судьба определенно несправедлива ко мне.

19. Мне кажется, что меня никто не понимает.

20. Временами в меня вселяется злой дух.

21. Внешний вид меня очень мало интересует.

22. Иногда я ощущаю, что моя душа покидает тело и летает где-то в космосе.

23. Раз в неделю или чаще я безо всякой видимой причины внезапно ощущаю жар во всем теле.

24. Бывает, что я пропускаю передовицы в газетах.

25. Бывает, что я сержусь.

26. Теперь мне трудно надеяться на то, что я чего-нибудь добьюсь в жизни.

27. Бывает, что я откладываю на завтра то, что можно сделать сегодня.

28. Я охотно принимаю участие во всех собраниях и других общественных мероприятиях.

29. Считаю, что одетым надо быть всегда привлекательно, т.к. "встречают по одежке".

30. Я считаю, что не следует выделяться среди окружающих чем бы то ни было.

31. В необычной и привлекающей внимание одежде я чувствую себя прекрасно.

32. Стараюсь жить так, чтобы окружающие могли сказать обо мне: "Вот это человек".

33. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.

34. Если мое удачное замечание осталось незамеченным, я больше не повторю его.

35. Если я совершил какой-то промах в обществе, то об этом забываю довольно быстро.

36. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.

37. Временами я так настаиваю на своем, что окружающие теряют со мной терпение.

38. Я не могу до конца выслушать человека, если он, по моему мнению, говорит глупые вещи.

39. Иногда мне хочется сделать что-либо опасное или ошеломляющее.

40. Если бы люди не были настроены против меня, я достиг бы в жизни гораздо большего.

41. Я считаю, что большинство людей способны солгать, чтобы продвинуться по службе.

42. Большую часть времени (жизни) я вполне доволен жизнью.

43. Я верю, что некоторые люди могут одним прикосновением исцелить болезнь.

44. Я знаю людей, которые пытаются присвоить мои мысли.

46. Мышечные судороги и подергивания у меня бывают очень редко.

47. Иногда, когда я неважно себя чувствую, я бываю раздражительным.

48. Я довольно безразличен к тому, что со мной будет.

49. В гостях за столом я держусь лучше, чем дома.

50. Если мне не грозит штраф и машин поблизости нет, я могу перейти улицу там, где мне хочется, а не там где положено.

51. Больше всего со стороны окружающих я ценю внимание ко мне.

52. Я люблю одежду модную и необычную, которая невольно привлекает взоры.

53. Бывает, что совершенно незнакомый человек мне моментально внушает доверие и симпатию.

54. Приключения и риск меня привлекают, когда в них мне достается первая роль.

55. Часто я склонен мысленно возвращаться к своим пустяковым неприятностям, и мне трудно выбросить их из головы.

56. Я часто чувствую себя одиноким и никому ненужным.

57. Я чувствую, что мои друзья и близкие не так сильно нуждаются во мне, как я в них.

58. Иногда я могу не удержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.

59. Довольно часто я действую под влиянием минутного настроения.

60. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.

61. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.

62. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы.

63. Кое-кто рад бы мне навредить.

64. Я никогда не делал в жизни ничего рискованного только ради острых ощущений.

65. Я считаю, что религия имеет такое же право на существование, как и различные науки.

66. Нередко я испытываю своеобразное чувство, будто "Я"- это не "Я".

67. Я считаю, что моя семейная жизнь такая же хорошая, как и у большинства моих знакомых.

68. Иногда у меня бывает такое чувство, что я просто должен на нести повреждение самому себе или кому-нибудь другому.

69. В детстве у меня была такая компания, где все старались всегда и во всем стоять друг за друга.

70. В игре я предпочитаю выигрывать.

71. Сейчас мой вес постоянен (я не полнею и не худею).

72. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это как бы придает вес в собственных глазах.

73. Я всегда стремлюсь быть среди людей, чтобы "показать" себя.

74. Я люблю опекать кого-нибудь, кто мне нравится.

75. Я люблю быть первым, чтобы мне подражали, за мной бы следовали другие.

76. Иногда я ощущаю комок в горле или другие необычные ощу-щения.

77. Вставая утром, я часто чувствую себя усталым и разбитым.

78. Изменения погоды влияют на мою трудоспособность и настроение.

79. В отношениях с людьми я часто испытываю трудности из-за чувства стеснительности, реальных причин для которого нет.

80. Часто я не уступаю людям не потому, что дело действительно важное, а просто из-за принципа.

81. У меня часто плохое, злобное настроение.

82. Я, наверное, человек раздражительный и вспыльчивый.

83. Часто я "завожусь с пол-оборота".

84. Большинство людей честны лишь потому, что боятся, что на обмане они попадутся.

85. По-моему, против меня что-то замышляют.

86. Я знаю, что за мной следят.

87. У меня бывают приступы плохого самочувствия, раздражительности и тоски.

88. Временами я ощущаю странные запахи.

89. Я был бы довольно спокоен, если бы у кого-нибудь из моей семьи были неприятности из-за нарушения закона.

90. Бывает, что с моим рассудком творится что-то неладное.

91. Когда я пытаюсь что-то сказать, то часто замечаю, что у меня дрожат руки.

92. Руки у меня такие же ловкие и проворные, как и прежде.

93. Среди моих знакомых есть люди, которые мне не нравятся.

94. Думаю, что я человек обреченный.

95. Я охотно слушаю те наставления, которые мне приятны и льстят.

96. Я люблю, когда окружающие уделяют мне много внимания.

97. Ужасно не люблю всякие правила и ограничения, которые меня стесняют.

98. Я долго не раздумываю в трудных ситуациях, решение возникает у меня сразу, моментально.

99. В компании я чувствую себя неловко и из-за этого произвожу впечатление хуже, чем мог бы.

100. Мне бывает трудно заснуть из-за беспокойства по поводу неудачи.

101. Иногда я замечаю, что совершенно пустяковые мысли и воспоминания целиком захватывают меня.

102. Я против того, чтобы надо мной подшучивали.

103. Меня сильно раздражают люди, которые лезут без очереди, и я им это всегда высказываю или не пускаю.

104. Меня трудно рассердить.

105. Я довольно часто совершаю поступки (чаще чем другие), о которых потом приходится сожалеть.

106. Я думаю, что большинство людей готовы пойти на нечестный поступок ради выгоды.

107. Я знаю кто виноват в большинстве моих неприятностей.

108. Я трудно доступный для контакта человек.

109. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.

110. Мои родные не понимают меня и кажутся мне чужими.

111. Были случаи, когда мне было трудно удержаться от того, чтобы не стащить у кого-либо или где-либо, например, в магазине.

112. Бывает, что я с кем-нибудь немного посплетничаю.

113. Часто я вижу сны, о которых лучше никому не рассказывать.

114. Бывало, что при обсуждении некоторых вопросов я, особенно не задумываясь, соглашался с мнением других.

115. В школе я усваивал материал медленнее, чем другие.

116. Моя внешность меня в общем устраивает.

118. Мне нравится участвовать в конкурсах художественной самодеятельности.

119. Считаю. что очень важно, чтобы результат моей работы стал известен окружающим.

120. Я считаю, что большинство людей способны солгать, если это в их интересах.

121. Мне бывает трудно изложить свои мысли словами, поэтому я редко включаюсь в беседу.

122. Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.

123. В разговоре с представительницами другого пола я часто избегаю щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.

124. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят или подгоняют.

125. Иногда пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию.

126. Если я считаю, что поступаю правильно, то мнение других людей меня мало интересует.

127. Терпеть не могу, если меня перебивают в то время, когда я занят.

128. Я считаю, что часто меня наказывали незаслуженно.

129. Я легко плачу.

130. Я предпочитаю темные и серые тона.

131. Я живу своими внутренними мыслями, и меня не интересует действительность.

132. Я не ощущаю (не воспринимаю) возражений и критики, а всегда думаю и делаю по-своему.

133. Я вполне уверен в себе.

134. Раз в неделю или чаще я бываю очень возбужденным и взволнованным.

135. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями.

136. Я ежедневно выпиваю необычно много воды.

137. Бывает, что неприличная или даже непристойная шутка вызывает у меня смех.

138. Счастливей всего я бываю, когда один.

139. В компании я не привлекаю к себе внимания.

140. В компании мое настроение куда лучше, чем дома.

141. Я способен совершить нечто выдающееся.

142. Мне нравится выступать перед кем-нибудь.

143. Думаю, что я более чувствителен к эстетическим сторонам жизни, чем большинство людей.

144. Я часто чувствую себя менее приспособленным к жизни и ее требованиям, чем другие.

145. Я гораздо больше заинтересован в поисках духовных и художественных ценностей, чем деловых и материальных.

146. В большинстве случаев я придерживаюсь формулы: "Риск - благородное дело".

147. Мне очень трудно, почти не возможно смолчать за оскорбление.

148. Мне часто что-либо так надоедает, что я чувствую себя "сытым по горло".

149. У меня никогда не было неприятностей из-за грубых нарушений дисциплины, конфликтов с товарищами и др.

150. У меня редко звенит или гудит в ушах.

151. Уверен, что за моей спиной обо мне говорят.

152. Мои идеи и мысли выглядят, как опережающие время.

153. Меня раздражает, когда меня отвлекают от важной работы, например, просят совета.

154. Мне кажется, что меня никто не понимает.

155. Кто-то пытается воздействовать на мои мысли.

156. Я любил сказки Андерсена.

157. Даже среди людей я обычно чувствую себя одиноким.

158. Меня легко привести в замешательство.

159. Я легко теряю терпение с людьми.

160. Мне часто хочется умереть.

161. Я бы согласился выступить в роли конферансье на концерте у какой-нибудь знаменитости.

162. Меня всегда раздражают люди, которые стремятся быть первыми в компании.

163. У меня портится настроение, я чувствую себя плохо, если окружающие не проявляют ко мне должного внимания.

164. Мне нравится цитировать необычные или шокирующие высказывания мудрецов или великих людей.

165. Иногда я не решаюсь осуществить свои идеи из-за боязни, что они могут оказаться нереальными.

166. Я сильно смущаюсь, если говорят о моем характере.

167. Меня смущают неприличные анекдоты и истории.

168. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-то или о чем-то.

169. Мне часто говорят, что я вспыльчив.

170. Я не очень лажу с людьми.

171. В современной жизни слишком много раздражающих препятствий, ограничений.

172. В моей жизни был один или несколько случаев, когда я чувствовал, что кто-то посредством гипноза заставляет меня совершать те или иные поступки.

173. У меня никогда не было столкновений с законом.

174. Я считаю, что пророчества и озарения имеют большой смысл.

175. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать, мечтать ("философствовать").

176. Временами я сожалею, что живу на этом свете.

177. Бывало, что я бросал начатое дело, так как боялся, что не справлюсь с ним.

178. Почти каждый день случается что-нибудь, что пугает меня.

179. К вопросам религии я отношусь равнодушно, они меня не занимают.

180. Приступы плохого настроения бывают у меня редко.

181. Я заслуживаю сурового наказания за свои поступки.

182. Мои убеждения и взгляды непоколебимы.

183. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливыми.

184. В компаниях я всегда являюсь центром внимания.

185. Я отношусь к таким людям, которые умеют восторгаться и преклоняться перед кем-либо или чем-либо.

186. Думаю, что классические музыкальные произведения, живопись оказывают на меня большее впечатление, чем на других.

187. У меня нередко бывает состояние, когда я вот-вот могу заплакать.

188. Уходя из дома, я часто беспокоюсь о том, закрыта ли дверь, выключен ли газ и т.д.

189. Меня никогда не беспокоит опасность заразиться какой-нибудь болезнью через дверные ручки.

190. Довольно часто я чувствую, что у меня все "кипит" внутри.

191. Люди меня считают спокойным и уравновешенным человеком.

192. Иногда я чувствую такую ярость, что хочется сломать дверь или разбить окно.

193. Мне кажется, что я все чувствую более остро, чем другие.

194. Человек, который вводит людей в соблазн, оставляя без присмотра ценное имущество, виноват примерно так же, как и тот, кто это имущество крадет.

195. Думаю, что каждый может солгать, чтобы избежать неприятностей.

196. Я довольно спокойно переношу вид страдающих животных.

197. У меня бывают очень необычные и своеобразные внутренние переживания.

198. Все на земле подчиняется какой-то властной "магической" силе.

199. У меня бывали периоды, когда из-за волнения я терял сон.

200. Я человек нервный и легко возбудимый.

201. Мне кажется, что обоняние у меня такое же, как у других (не хуже).

202. Все у меня получается плохо, не так как надо.

203. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

204. Большую часть времени я чувствую себя усталым.

205. В компании я люблю рассказывать разные истории с тем, чтобы завладеть общим вниманием.

206. Мне нравится заводить знакомства с влиятельными и авторитетными людьми.

207. Для меня свойственна некоторая капризность.

208. Я смущаюсь вступить в спор даже по хорошо известному мне вопросу.

209. Я чрезмерно чувствителен и легко раним.

210. Мне, безусловно, не хватает уверенности в себе.

211. Я готов отказаться от своих намерений, если окружающие считают, что я не прав или этого делать не стоит.

212. Я предпочитаю действовать импульсивно, под влиянием момента, даже если это приводит к трудностям.

213. Обычно я спокойно переношу самодовольных людей, даже если они много хвастают.

214. Я всегда в состоянии строго контролировать проявление своих чувств.

215. Я впечатлительней большинства людей.

216. Большинство людей в глубине души не любят утруждать себя ради того, чтобы помочь другим.

217. Моя мать и отец часто заставляли меня повиноваться даже тогда, когда я считал это неразумным.

218. Мне в голову приходят часто странные и необычные мысли.

219. Часто какие-нибудь мелочи позволяют мне прийти к потрясающим выводам.

220. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач и вопросов.

221. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

222. Меня очень раздражает, что я забываю, куда кладу вещи.

223. Я очень внимательно отношусь к тому, как я одеваюсь.

224. Приключенческие рассказы мне нравятся больше, чем рассказы о любви.

225. Мне очень трудно приспособиться к новым условиям жизни, работы. Переход к любым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным.

226. Мне кажется, что по отношению ко мне особенно часто поступают несправедливо.

227. Мне нравится, когда все признают меня главой или зачинщиком.

228. Я стараюсь избегать необычных высказываний и поступков, которые смущают окружающих.

229. Мне доставляет большое удовольствие совершать рискованные поступки ради забавы.

230. Я вполне могу обойти закон, если по существу не нарушаю его.

231. Я часто упускаю возможность из-за своей внутренней нерешительности.

232. Мне трудно поддерживать разговор с людьми, с которыми я только что познакомился.

233. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий.

234. Принимая решение, я больше руководствуюсь сердцем, чем разумом.

235. Редко что можно осуществить постепенными, умеренными методами, чаще необходимо применить силу.

236. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову, а не стараюсь их сначала лучше сформулировать.

237. Определенно, на мою долю выпало больше забот и беспокойства, чем положено.

238. Иногда мой слух настолько обостряется, что это даже мне мешает.

239. У меня отсутствуют враги, которые по-настоящему хотели бы причинить мне какое-нибудь зло.

240. Меня не волнует, если окружающие считают мои поступки необычными.

241. Я не могу понять людей, которые плачут в кино.

242. Считаю, что я отличаюсь от большинства людей своим необычным поведением.

243. Я часто чувствую себя несправедливо обиженным.

244. Мое мнение часто не совпадает с мнением окружающих.

245. Я часто испытываю чувство усталости от жизни и мне не хочется жить.

246. На меня обращают внимание чаще, чем на других.

247. У меня бывают головные боли и головокружения из-за переживаний.

248. Часто у меня бывают периоды, когда мне никого не хочется видеть. Никого!

249. Мне трудно проснуться в назначенный час.

250. Мне приятно иметь среди своих знакомых значительных людей, это поднимает мой авторитет.

251. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов.

252. Я остро и длительно переживаю неудачи.

253. Люди легко могут изменить мое мнение, которое перед этим казалось мне окончательным.

254. Я могу идти впереди других в мысленных рассуждениях, но не в действиях.

255. Временами я уверен в своей бесполезности.

256. Некоторые истории (анекдоты) настолько интересны, что мне бывает не просто смешно, а наступает "дикий смех и восторг".

257. Считаю, что сильному человеку можно многое простить.

258. Я считаю, что для интересного и заманчивого дела всякие правила и ограничения можно обойти.

259. Обычно меня настораживают люди, которые ведут себя несколько дружелюбнее чем я ожидал.

260. Обо мне говорят пошлые и оскорбительные вещи.

261. Когда я нахожусь в помещении, я чувствую себя как-то тревожно и неспокойно.

262. Я человек особенный и непонятный для других (не такой как все).

263. Временами мне очень хотелось покинуть дом.

264. Жизнь для меня почти всегда связана с напряжением.

265. Если в моих неудачах кто-то виноват, я не оставлю его безнаказанным.

266. В детстве я был капризным и раздражительным.

267. Мне известны случаи, когда мои родственники лечились у невропатолога или психиатра.

268. Иногда я принимаю валериану, элениум, кодеин или другие успокаивающие средства.

269. Есть ли у Вас судимые родственники?

270. Имели ли Вы приводы в милицию?

271. Оставались ли Вы в школе на второй год?

272. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

273. Я серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.

274. Я склонен принимать все слишком близко к сердцу.

275. Я слишком мнителен,без конца тревожусь и беспокоюсь обо всем.

276. Если у меня взяли в долг, я стесняюсь об этом напомнить.

Регистрационный бланк к личностному опроснику "НПН-А"

Ф.И.О.________ Дата обследования_____________

Обработку результатов проводят по семи "ключам", соответствующих шкалам: "достоверность", "нервно-психическая устойчивость", "истерии", "психастении", "психопатии", "паранойи", "шизофрении". На каждый вопрос теста обследуемый может отвечать "да" или "нет". Поэтому при обработке результатов учитывается количество ответов, совпавших с "ключом". Каждое совпадение с ключом оценивается в один "сырой" балл.

Шкала достоверности оценивает степень объективности ответов. В случае, если общее количество "сырых" баллов равно или превышает 8, то полученные данные следует считать недостоверными вследствие стремления военнослужащего соответствовать социально желаемому типу личности.

Таблица № 1

"Ключи" для обработки

Регистрационного бланка к личностному опроснику "НПН-А"

Трафарет с "Ключами"

Для обработки регистрационного бланка

К личностному опроснику "НПН-А"

НПН Истерии Психастении Психопатии Паранойи Шизофрнии

Таблица № 2

Перевод в стэны результатов,

Полученных по шкалам методики "НПН-А"

Показатели в 8, 9, 10 стэнов считаются высокими и свидетельствуют о значительной выраженности соответствующих признаков. 4, 5, 6, 7 стэнов - средние показатели и говорят о незначительной (допустимой норме) выраженности признаков. Показатели менее 4 стэнов - о практическом отсутствии указанных признаков.

Интерпретация шкал.

Шкала нервно-психической неустойчивости.

Низкий уровень поведенческой регуляции, нарушение межличностных отношений, недостаточная социальная зрелость, нарушение профессиональной деятельности, нарушения дисциплинарных и моральных норм поведения, отсутствие адекватной самооценки и реального восприятия действительности, низкие адаптационные возможности.

Высокие показатели по шкале НПН свидетельствуют о наличии у обследуемого признаков нервно-психической неустойчивости, характер которой уточняется при интерпретации профиля личности (графическое изображение результатов по шкалам опросника).

Шкала истерии.

Для лиц с высокими показателями характерны позерство, эгоцентризм, самовлюбленность, демонстративность и театральность поведения, желание быть в центре внимания, стремление показаться в глазах окружающих значительной личностью, жажда признания и оригинальности, склонность к преувеличениям. Поверхностное отношение к поставленным задачам, небрежное их исполнение. Болезненная и неадекватная реакция на общественное порицание, непризнание "заслуг". Деятельность и поведение ориентированы на внешний эффект.

Шкала психастении.

Характерны высокая тревожность, мнительность, нерешительность, неуверенность в себе, особенно в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации; повышенная ранимость и чувство неполноценности, бесконечное анализирование своих действий, склонность к сомнениям, пониженной самооценке и недовольству собой; требовательность в выполнении формальностей, деликатность и тактичность, робость, пониженная активность; трудность в принятии решений, избегание ответственных задач.

Шкала психопатии.

Повышенные возбудимость, агрессивность, неуживчивость, эксплозивность, упрямство и настойчивость; склонность к бурным реакциям протеста и прямолинейной критике; низкий уровень самоконтроля, властность, высокое чувство соперничества, стремление любой ценой отстоять, оправдать свои поступки и убеждения; непредсказуемость эмоций и поступков.

Шкала паранойи.

Склонность к образованию "выдающихся идей" и "борьбе за справедливость"; глубокое теоретизирование, прямолинейность в суждениях, высокомерие и самоуверенность; умение увлечь, организовать людей на реализацию своих идей; узость и односторонность интересов, недоверие и подозрительность, упорство в отстаивании убеждений, конфликтность в случае непризнания заслуг.

Шкала шизофрении.

Склонность к теоретическим построениям и неожиданным умозаключениям, часто не совпадающим с выводами и суждениями окружающих, оригинальность и созерцательность; эмоциональная холодность, поверхностное сопереживание, непонимание товарищей, бесцеремонность и жесткость или, наоборот, повышенная ранимость и чувствительность; стремление к погружению в собственный мир, отчужденность, замкнутость, бесплодная мечтательность, нарастающие затруднения в общении.

Следует помнить, что изолированной интерпретации может подвергаться только шкала НПН, все же остальные шкалы - как единое целое, а не как совокупность независимых шкал. Подъем по одной из шкал говорит о наибольшем присутствии признаков этой шкалы в общей характеристике нервно-психической неустойчивости личности.

Инструкция: "В этом опроснике содержатся утверждения, касающиеся вашего здоровья, взглядов, интереса, характера и др. Если Вы решите, что согласны с данными утверждениями, то на регистрационном бланке, соответственно номеру утверждения, поставьте "+". Если с ним не согласны, то поставьте знак "-".

Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость личностный опросник

2. Большинство знакомых считают меня веселым собеседником.

3. Я часто поступаю по настроению, а не по убеждению.

4. Часто какая-то навязчивая мысль не дает мне заснуть.

5. К алкоголю я равнодушен.

6. Я очень серьезно интересуюсь гимнастикой йогов.

7. Я люблю готовиться к экзаменам, контрольным и т.п. один.

8. В споре я часто ухожу от сущности вопроса и перехожу на личности.

9. Я сильно теряюсь, неожиданно оставаясь в центре всеобщего внимания.

10. Я стараюсь придерживаться принципов нравственности и морали.

11. У меня часто болит голова.

12. Я никогда не нуждаюсь в сочувствии окружающих.

13. В поездах, автобусах и т.д. я часто завожу разговор с незнакомыми мне людьми.

14. Часто пустяк, сказанный в мой адрес, способен вызвать у меня бурную реакцию.

15. Критика в присутствии окружающих меня крайне угнетает.

16. У меня часто плохое настроение.

17. Я стал сомневаться в правильности выбранной профессии.

18. Я легко осваиваюсь в любом обществе.

19. Временами меня так и подмывает вступить с кем-нибудь в спор.

20. Часто мне трудно удержаться от жалости к самому себе.

21. В детстве я был на учете у психиатра.

22. Я стараюсь жить так, чтобы окружающие сказали обо мне: "Вот это человек!"

23. Мое физическое развитие и здоровье вполне позволяют мне стать хорошим офицером.

24. Я считаю себя вполне общительным человеком.

25. Часто мне хочется сделать что-нибудь опасное или ошеломляющее.

26. Если я совершил какой-то промах, то об этом забываю быстро.

27. Иногда я принимаю бром, элениум и другие успокаивающие средства.

28. Я никогда не следую моде, а ношу что попало.

29. Я охотно участвую в организации различных мероприятий.

30. Часто я могу не сдержаться и нагрубить, даже если это повредит моим интересам.

31. Я склонен мысленно возвращаться к своим неприятностям и мне трудно выбросить их из головы.

32. Мне говорили, что я хожу во сне.

33. Я считаю, что употребление наркотиков вполне естественно.

34. Люблю носить одежду супермодную и необычную, которая привлекает взор.

35. Мне нравится общаться с людьми и я редко упускаю возможность поговорить даже с малознакомым человеком.

36. Довольно часто я действую под минутным влиянием минутного настроения.

37. В отношениях с людьми я испытываю трудности из-за собственной застенчивости.

38. Чувствую, что моих способностей, наверное, не хватит, чтобы освоить выбранную профессию.

39. У меня почти всегда что-нибудь болит.

40. Мне свойственно шутить и рассказывать разные истории.

41. Когда на меня кричат, я отвечаю тем же.

42. Употребление нецензурных выражений мне всегда неприятно.

43. Временами я не могу удержаться от соблазна украсть что-нибудь.

44. Я живу своими внутренними мыслями и меня мало интересует действительность.

45. Я считаю, что книги более занимательны, чем собеседники.

46. Часто я не уступаю людям просто из принципа.

47. Мне, конечно, не хватает уверенности в себе.

48. На медицинской комиссии я скрыл имеющиеся у меня серьезные заболевания.

49. Всегда делаю и думаю по-своему, а мнение других меня интересует мало.

50. Законы и правила общежития я стараюсь соблюдать.

51. Я предпочитаю иметь широкий круг знакомств.

52. Я люблю подшучивать над другими.

53. Когда люди наблюдают за мной, мне от этого становится не по себе.

54. У меня плохой и беспокойный сон.

55. Мои идеи и мысли выглядят, как опережающее время.

56. Я легко могу заговорить с незнакомым человеком.

57. Часто завожусь с пол-оборота.

58. Я очень смущаюсь, когда говорят о моем характере.

59. У меня были случаи потери сознания.

60. Я труднодоступный человек.

61. Я считаю, что большинство людей лгут, если это в их интересах.

62. Я с удовольствием могу гулять один.

63. Я сильно раздражаюсь, если меня торопят.

64. В разговоре с девушками я стараюсь избегать щекотливых тем, которые могут вызвать смущение.

65. Моя нервная система сильно расстроена.

66. Я не верю в Бога.

67. Обо мне часто говорят: "За словом в карман не полезет".

68. Часто я готов на все, чтобы победить в споре.

69. Бывает, что меня беспокоит чувство вины или угрызения совести из-за какого-нибудь пустяка.

70. Я имел приводы в милицию.

71. Мне кажется, что меня никто не понимает.

72. Окружающие всегда знают мою точку зрения.

73. Я предпочитаю взаимовыгодные решения в споре.

74. Я чувствую себя менее приспособленным в жизни и ее требованиям, чем другие.

75. Я бы предпочел большую часть времени сидеть, ничего не делать и мечтать (философствовать).

76. В одну из политических партий я вступил бы только под нажимом общественности.

77. Я не надеюсь, что чего-либо добьюсь в жизни.

78. В общем меня беспокоит чувство собственной застенчивости.

79. Я люблю проделывать каверзные шутки над другими.

80. В обществе меня беспокоит чувство собственной застенчивости.

81. Я способен совершить нечто выдающееся.

82. Меня уговорили поступать в этот вуз, а у самого особого

желания не было.

83. В коллективе я редко бываю инициатором чего-либо.

84. Мне часто хочется недозволенного.

85. Я считаю себя скорее мечтательным, чем практичным

человеком.

86. В детстве у меня были тяжелые травмы и заболевания.

87. Я считаю, что американский образ жизни можно принять

за образец.

88. В кругу незнакомых людей я редко заговариваю первым.

89. Меня трудно рассердить.

90. Меня беспокоит чувство, что я хуже других.

91. Временами я сожалею, что живу на этом свете.

92. Мое мнение часто совпадает с мнением окружающих.

93. У меня бывают очень странные и необычные внутренние переживания.

94. Обычно я не очень общителен.

95. Часто мне бывает трудно справиться со своими желаниями.

96. Я часто пытаюсь заглянуть в самого себя и выяснить причины появления своих мыслей.

97. В детстве я был капризным и раздражительным.

98. По своим способностям я смогу стать хорошим руководителем.

99. Если обсуждается какой-либо вопрос, я одним из первых выражаю свое мнение или соображение.

100. Я не считаю нужным скрывать свое презрение или отрицательное мнение о ком-либо или о чем-либо.

101. Иногда мне кажется, что люди догадываются, о чем думаю я.

102. Мне нравится цитировать блестящие или шокирующие высказывания знаменитых людей.

103. По отношению ко мне часто окружающие поступают несправедливо. Я люблю работать не спеша.

105. Иногда мне говорят, что я вспыльчив.

106. Меня часто беспокоят мысли о том, что я поступаю не так, как видно.

107. С большим трудом я приспосабливаюсь к новым условиям учебы, жизни и быта.

108. Мне нравится искать необычные или парадоксальные приемы решения различных задач или вопросов.

109. Часто я – инициатор какого-либо дела.

110. Я легко теряю терпение с людьми.

111. У меня бывают редко периоды, когда я теряю сон из-за волнения.

112. Очень редко критика и возражения в мой адрес бывают справедливы.

113. В компаниях я всегда являюсь центром внимания.

114. Мой вес сильно колеблется (то худею, то поправляюсь).

115. Я придерживаюсь пословицы: "Кто спешит, тот людей смешит".

116. Если кто-нибудь раздражает меня, я долго могу это терпеть.

117. Я часто упускаю возможность из-за своей нерешительности.

118. Я почти всегда ощущаю сухость во рту.

119. Меня легко привести в замешательство.

121. В современной жизни слишком много препятствий и ограничений, которые меня очень раздражают.

122. Мне часто приходится скрывать свою застенчивость ценой больших усилий.

123. Я отношусь к тем людям, которые умеют восторгаться или преклоняться перед кем или перед чем-нибудь.

124. В школе у меня были конфликты с учителями.

125. Я человек довольно общительный и веселый.

126. Довольно часто я испытываю потребность в острых ощущениях.

127. У меня есть мир мечтаний, куда я никого не пускаю.

128. Я с трудом усваивал школьный материал.

129. Иногда я чувствую, что кто-то управляет моими мыслями.

130. Я чувствую себя глубоко одиноким человеком.

131. Я охотно знакомлюсь с новыми людьми.

132. Иногда я чувствую себя глубоко одиноким человеком.

133. Я часто о чем-нибудь тревожусь.

134. Для меня характерно бурное проявление чувств.

135. Думаю, что я человек обреченный.

136. Для отдыха я предпочитаю коллективные игры и развлечения.

137. Я склонен давать категорические оценки поступкам окружающих.

138. Я остро и длительно переживаю неприятности.

139. Временами у меня бывают приступы смеха и плача, с которыми я никак не могу справиться.

140. Иногда я чувствую, что близок к нервному срыву.

141. Обычно я поступаю и говорю быстро, долго не раздумывая.

142. У меня все кипит внутри, если что-то делают не по-моему.

43. Я склонен беспокоиться о том, что меня ожидает.

144. У меня есть такие качества, по которым я определенно превосхожу других людей.

145. Мне нравится пища, приготовленная из экзотических продуктов.

146. У меня часто бывают запоры.

147. Я больше молчу и слушаю, когда нахожусь в обществе.

148. Мне доставляет совершать рискованные поступки ради забавы.

149. Временами я чувствую себя разбитым.

150. Иногда у меня появляется навязчивое желание нанести повреждение себе или окружающим.

151. Я человек особенный и непонятный для других.

152. Я люблю много говорить.

153. Редко что можно осуществить постепенными, умеренными методами, чаще необходимо применить силу.

154. Я чувствую себя неудачником, когда слышу об успехах моих знакомых и товарищей.

155. Для меня свойственна некоторая капризность.

156. Считаю, что выбранная профессия мне вполне подходит.

157. Я высказываю свои мысли так, как они приходят мне в голову и не стараюсь их сначала "причесать".

158. У меня часто бывает "мандраж" в руках или по всему телу.

. Выполняя какую-либо работу, я предпочитаю делать ее самостоятельно, а не в коллективе.

160. Люди считают меня спокойным и уравновешенным человеком.

161. Я склонен все принимать близко к сердцу.

162. У меня часто бывает приступ раздражительности.

163. У меня нет и, наверное, никогда не будет друга.

164. Я добросовестно и честно ответил на все вопросы.

Интерпретация

Утверждения той или иной шкалы отражают отношение к себе, к другим людям, к труду, к будущему, к прошлому, к неудачам, к критике, к риску, к правилам, к порядкам и т.д.

Акцентуации характера следует рассматривать как крайний вариант психической нормы. В этом состоит коренное отличие терминов "акцентуация" и "психопатия". При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ШКАЛ

Экстраверсия-интраверсия

Критерии: +2, -7, +13, +18, +24, +29, +35, +40, -45, +51,

+56, -62, +67, +72, -78, -83, -88, -94, +99, -104, +109, -115, +120, +125, +131, +136, +141, -147, -152, -159.

Признаки: высокие значения свидетельствуют о ярко выраженной устремленности человека к обществу, отсутствие застенчивости, неразборчивости в установлении межличностных контактов, частом переоценивании своих возможностей. Низкие значения говорят о замкнутости, скромности, скованности в отношениях с другими, медлительности, флегматичности.

Эксплозитивная форма

Критерии: +3, +8, +14, +25, +30, +36, +4

1, +46, +52, +57, +63, +68, -73, + 79, +84, -89, +95, +100, +105, +110, -116, +121, +126, +132, +142, +148, +153, -160.

Признаки: несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей; повышенная возбудимость, агрессивность, взрывчатость, легкость возникновения "срыва" по незначительному поводу, склонность к резкой критике, слабый контроль эмоций, импульсивность действий.

Психастеническая форма

Критерии: +4, +9, +15, +20, -26, +31, +37, +42, +47, +53, +58, +64, +69, +74, +80, +85, +90, +96, +1

01, +106, +111, +117, +122, +127, +133, +138, +143, +149, +154, +161.

Признаки: высокая тревожность, нерешительность, неуверенность в себе, легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая утомляемость, фиксация на неудачах, склонность к сомнениям и самоанализу, застенчивость, робость, пониженная активность.

Шизоидная форма

Критерии: +6, +12, +16, +28, +44, +49, +55, +60, +66, +71, +75, +77, +81, +91, -92, +93, +102, +107, +108, +124, +129, +130, +135, +144, +145, +150, +151, +157, +162, +163.

Признаки: необычность и оригинальность мышления, своеобразие логических связей и ассоциаций, эмоциональная холодность, бесцеремонность, замкнутость, отгороженность от жизни и дел коллектива, необычность восприятия окружающего.

Истероидная форма

Критерии: +3, +10,

+14, +22, -28, +34, +35, +40, +46, +49, +51, +61, +67, +72, +81, +87, +97, +100, +102, +113, +123, +134, +137, +139, +140, +144, +145, +148, +155, +157.

Признаки: эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом, жажда лидерства и оригинальности, театральность поведения, желание быть в центре внимания, внешняя выразительность переживаний, высокие претензии в отношении оценки результатов своего труда и исключительности положения.

Шкала направленности

Критерии: -1, -5, +17, -23, +32, +33,

+38, +39, +43, +48, -50, +59, +65, +66, +70, +76, +77, +82, +86, +87, +91, -98, +135, -156.+164.

Признаки: отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию, выпячивание своих моральных и психических недостатков.

Шкала надежности

Критерии: 3-36, 4-111, 7-159, 9-53, 13-35, 14-57,24-125,30-68, 37-80, 47-117, 51-131, 52-79, 74-85, 78-94, 84-95, 89-116, 90-154,138-161,146-152.

Признаки: при высоком показателе по шкале, несовпадении знаков в девяти и более парах утверждений результаты обследования следует считать недостоверными.

Нервно-психическая неустойчивость

Понятие "нервно-психическая неустойчивость" объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.

Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляется при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления нервно-психической неустойчивости связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований, правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой и учебной), предболезненными и болезненными состояниями.

Шкала нервно-психической неустойчивости

Критерии: +3, -5, +6, +8, +9, -10, +11, +12, +14, +16, +19, +20, +21, +22, +25,

+27, +28, +30, +32, +33, +34, +36, +39, +43, +44, +46, +49, -50, +53, +54, +55, -49, 2-50, +57, +58, +59, +60, +61, +65, +66, +68, +70, +71, +74, +75, +76, +77, +79, +81, +84, +86, +87, +90, +91, -92, +93, +97, +100, +101, +103, +106, +107, +108, +110, +111, +112, +113, +114, +118, +119, +121, +123, +124, +127,+128,+129,+130,+132,+134,+135,+137, +138, +139, +140, +142,+144,+145,+146, +148, +149, +150,+151,+153,+154,+155, +157, +158, -160, +161, +162, +163.

Признаки: акцентуация характера нарушение дисциплинарных и моральных норм поведения, межличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость; болезненные явления.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОБСЛЕДОВАНИЯ

Заключение составляется на основании анализа полученных числовых значений, приведенных в девятибалльной шкале, по каждой акцентуации. При этом учитываются соотношения различных значений, свидетельствующих о степени выраженности той или иной черты характера и их взаимосвязь. В таблице приведены ориентировочные нормативные оценки шкал ХАЛ и НПН применительно к девятибалльной шкале нормального распределения.

9 баллов по шкале НПН оценивается как состояние "нервно-психической неустойчивости" и только после целенаправленной беседы со специалистом-психологом, независимо от результатов других видов профотбора, кандидату выставляется IV группа психологического отбора. IV группа психологического отбора выставляется также при 8 баллах НПН и 9 баллах по любой из трех шкал: эксплозивной, психастеничной и шизоидной. Анализ шкал ХАЛ дает уточняющие характеристики типа НПН.

Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными – 2 и 8 баллов, заостренными – 3 и 7 баллов.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ АКЦЕНТУАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

Экстраверсия – выраженность этого качества характеризует устремленность человека к обществу, большому многолюдному окружению. Интересы таких людей направлены вовне. Они социально открыты и раскованы, легко устанавливают межличностные контакты, общительны и активны.

Такие люди с детства отличаются шумным поведением, общительностью, самостоятельностью и смелостью. Они веселы

и предприимчивы, любят компании и стремятся к лидерству; с повышенным жизненным тонусом, оптимизмом, с живым интересом; просты в общении, доступны и откровенны.

Они легко увлекаются и разочаровываются, не способны к систематической и устойчивой работе. Они уверены в успехе своих начинаний, если же не достигают его – всегда утешаются, быстро заменяя неудавшиеся планы новыми, в успехе которых не сомневаются.

Они отзывчивы, разносторонни и нередко производят впечатление "солнечных натур", являются "душой общества", постоянными организаторами коллективных мероприятий.

У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми, но зато недостает чувства дистанции, такта; отмечая недисциплинированность, неусидчивость и отвлекаемость.

К различным требованиям, правилам и законам относятся достаточно просто и легкомысленно, легко просматривают грань между дозволенным и запрещенным. Плохо справляются с работой, требующей усидчивости, кропотливости, тщательности. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных операциях, любят прихвастнуть, шиковать. Переоценивают свои возможности и способности. Зная и не скрывая особенности своего характера, часто стараются показать себя более конформными. Часто небрежны, невнимательны, беспечны и безработны.

Интраверсия – (противоположно описанному выше) – интересы таких людей направлены на внутренние переживания. Они скромны, замкнуты, склонны к уединению, скованы в отношениях с другими людьми, активно контакты не устанавливают; терпимы к традиционным трудностям, консервативны и педантичны; рассудительны, осторожны, серьезны, молчаливы, озабочены, задумчивы, флегматичны, медлительны, предусмотрительны, сдержанны, владеют собой, пессимистичны, дисциплинированны.

Эксплозивная форма акцентуаций (возбудимая форма) – характерным для людей этого типа является несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, т.е. они подвержены относительно более легким изменениям и колебаниям в психическом состоянии.

Многообразные нарушения эмоциональной деятельности проявляются в виде резкой неустойчивости настроения, раздражительности, вспыльчивости, невозможности сдержать себя при волнениях, легкости возникновения "срыва" по незначительному поводу, отчетливыми сосудистыми и вегетативными реакциями (бледность или покраснение кожных покровов, общая потливость, расширение зрачков, безмерное учащение пульса, нарушение ритма и глубины дыхания, диспепсические расстройства и др.). Типична двигательная реакция – возбуждение, напряжение мускулатуры лица, мимические реакции. Часто в состоянии волнения нарушается речь: начинают заикаться

, с трудом произносят слова, скандированная речь и др.

Поводы для развития аффективных реакций весьма различны: распоряжения старших, замечание равного, а нередко даже ситуации, которые не имеют прямого отношения к ним, способны вызвать бурную реакцию. Они не могут спокойно относиться к конфликту между окружающими, тотчас вмешиваются, принимают сторону "несправедливо" обижаемых, громко кричат, имеют тенденцию к агрессивным действиям.

Делая, не задумываясь, язвительные замечания в адрес окружающих, они не терпят подобных же реплик, тем более возражений и замечаний в свой адрес, а на легкие обиды реагируют, как на тяжелые оскорбления.

Характерными чертами являются непоседливость, "неспособность ожидать", постоянное легкое двигательное беспокойство. Обычно они с трудом занимаются деятельностью, требующей терпения и кропотливого труда, любое ожидание сопровождается у них тягостными переживаниями, вызывает активный протест.

У лиц с выраженной формой акцентуации, кроме аффективных расстройств, наблюдается нарушение интеллектуального опосредования ситуации и способности сдерживать себя. Мышление конкретное и поверхностное. Внимание характеризуется неустойчивостью. Из других симптомов постоянно отмечается узость интересов и тяга к хвастовству, лживость, болтливость, сосредоточенность на сексуальных переживаниях. В поведении обнаруживается демонстративность и оригинальничанье.

Они игнорируют правила и обязанности, потворствуют своим желаниям. Самоуверенны, склонны брать ответственность на себя. Характерным является также и расстройство сна: плохое засыпание и неглубокий, чуткий сон, сновидения отражают события дня и конфликты.

Психастеническая форма акцентуации – основу данной формы акцентуации составляет тревожно-мнительный характер. При выраженной форме наиболее характерными являются такие качества, как легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая истощаемость и утомляемость. Это обычно щепетильные, сентиментальные, деликатные, честные, робкие, застенчивые, снисходительные и внимательные к другим, но придирчивые к себе люди. Они вечно терзаются сомнениями в правильности своих решений и поступков, справедливости содеянного, постоянно задерживают свое внимание на неудачах. Мучительной "обработке" подвергаются обстоятельства, вытекающие из требований ежедневной будничной ситуации. Склонность копаться в себе: находить в себе недостатки парализует их активность. Так, например, вспоминая о событиях прошедшего дня, он находит массу доказательств того, что он не так поступил, не так сказал, не так решил. План наступившего дня представляется ему еще не ясным, ибо обязанности, вытекающие из реальной ситуации, являются для него источником сомнений и мучений. Воспоминания о завершенных делах окрашены мучительными чувствами неудовлетворенности, сознанием своей несостоятельности.

Постоянное недоверие к самому себе заставляет искать помощи у близких, друзей, часто у врачей.

Будучи в силу тревожно-мнительного характера лишенными твердости и уверенности в себе, они продолжают жить больше в мечтаниях, чем в реализации своих глубоких по замыслу планов. Несмотря на богатый кругозор и часто незаурядные способности, эти люди нередко остаются вне активной жизни общества, не могут устроить свою личную жизнь, оказываясь одинокими, без семьи, слывут "мудрыми чудаками".

Одной из чрезвычайно характерных черт психастеников является склонность к самоанализу и потеря чувства реального. В своих мыслях, мечтаниях они видят себя сильными, волевыми, полными планов с возможностью их реализации.

Часто под влиянием астенизирующих воздействий внешних факторов (инфекции, интоксикации) у данной акцентуации может наступить декомпенсация, проявляющая не только в плане еще большего заострения тревожно-мнительных черт характера, но и в появлении навязчивых состояний различного содержания (навязчивых мыслей – обсессий, страхов-фобий и др.)

Когда эти тревоги и опасения направлены на различные ощущения в своем теле, на правильность функционирования внутренних органов и систем, когда на передний план выступает слабость, истощаемость, утомляемость – можно говорить об ипохондрической форме психопатии. Наиболее характерной чертой этой психопатии является склонность к ипохондрическим реакциям, т.е. к необоснованным жалобам на здоровье, концентрации всех мыслей на самочувствии.

Среди типов психастенических акцентуаций встречаются такие, у которых повышенная чувствительность и ранимость выражены особенно остро. В этих случаях можно говорить о сенситивной форме акцентуации и (или) ее развитии в психопатию.

К числу наиболее типичных черт характера сенситивных акцентуаций следует отнести повышенную чувствительность, чрезмерную впечатлительность и истощаемость. У них подчеркнутое чувство собственной неполноценности. Это робкие, застенчивые и малодушные люди. Они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, падают в обморок при виде крови. Они считают себя некрасивыми, даже уродливыми, смешными, и думают, что окружающие их презирают, смеются над ними. Это не бред, а логический вывод из чувства собственной недостаточности. Они краснеют по ничтожному поводу, не могут выступать на собраниях. Смущение и страх овладевают ими во время экзамена и при любом сколько-нибудь ответственном выступлении.

Им свойственны пассивно-оборонительные формы поведения. В силу этого они легко декомпенсируются, дают срывы, у них легко нарушается сон, возникают головные боли, раздражительность, неприятные телесные ощущения.

Недостаточное развитие лиц с психической формой акцентуации характера является благоприятной соматической основой, а слабый тип высшей нервной деятельностинеобходимым условием для формирования этой формы акцентуации.

Следует отдельно подчеркнуть, что в условиях сложной жизненной ситуации, требующей выявления гражданских качеств (в период стихийных бедствий, войны), такой человек способен проявить черты мужества, собранности. При этом мнительность, нерешительность, нерешительность с бесплодным мудрствованием и другие качества на какой-то период полностью исчезают.

Акцентуация по шизоидному типу – основной чертой выраженной шизоидной акцентуации является бросающееся в глаза своеобразие их личности. Для них характерны замкнутость, малая общительность, отгороженность от реального, эгоцент-ричность, трудность в установлении контакта с людьми. Они отличаются низкой социальной интуицией и низкой "откликаемостью": мало способны понять настроение группы, почувствовать отношение, не высказанное вслух, не способны к сопереживанию. Интерес к реальной действительности понижен и плохо в ней разбираются, они больше живут своим внутренним миром и измышлениями. Внешний вид их мало беспокоит.

Они отличаются странностями в поведении. Их поступки часто недостаточно мотивированы для постороннего, поведение чудаковатое, действия бывают неожиданны и непонятны для окружающих. Шизотики склонны к сложным логическим построениям на основе заинтересовавшей их детали, часто малозначительной. Увлечения их могут быть стойкими и необычными, но никогда – демонстративными. Необычность, небанальность и оригинальность мышления основана на чрезвычайном своеобразии логических связей и ассоциаций.

Эмоционально они большей частью холодны, их мало трогают несчастья окружающих. Часто они бывают упрямы, прямолинейны, недоступны влиянию окружающих, обидчивы, самолюбивы. Они плохо приспосабливаются к жизни, не уживаются с окружающими, часто растрачивают свои силы на непродуктивные занятия (коллекционирование и т.д.). Многое, впрочем, зависит от внешних условий. Иногда они обладают очень хорошими способностями, большей частью односторонними (к музыке, живописи, математике и др.), гибкостью ума, изобретательностью. Тогда для них ничего, кроме интересующего предмета, не существует, и они могут давать действительно ценную продукцию и занять определенное место в жизни.

Следует отметить, что существует известное разнообразие шизоидных характеров, среди них можно отметить и холодных эгоистов, педантов и художественно одаренных мечтательных натур, фантазеров, реформистов и т.п. Основное, что объединяет эти характеры – это их дисгармоничность, отсутствие нужной пропорции в соотношении ума, чувства воли, как бы расширение целостной личности

.

Истероидная форма акцентуации – главной чертой данной акцентуации характера являются эгоцентризм, стремление выделиться к позерству, демонстративному поведению, постоянная игра в "тонкую натуру", не понятую окружающими; ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие, на худой конец приемлемо даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным.

Все остальные качества определяются этой чертой характера. Эти лица поистине не бывают одними и теми же даже в течение короткого времени. Поведение, чувства, намерения, высказывания определяются в основном внешней ситуацией. Стремление во что бы то ни стало выделиться, обратить на себя внимание, быть центром окружающих – вот главное содержание страстных желаний этого характера. Часто эти желания приводят к фантазированию и лжи.

Вследствие недостаточного контроля рассудка над воображением эти лица слабо отличают пережитое в воображении от пережитого в действительности и в своих рассказах невольно примешивают вымысел к истине.

Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание.

Привязанности их чрезвычайно лабильны: переход от "безграничной" любви к "жгучей" ненависти может произойти в течение нескольких минут под влиянием ситуации, противоречащей их желаниям и намерениям. Богатое воображение, живая фантазия, облегченное течение ассоциаций в сочетании с зажигательными поэмами, среди которых произведения великих поэтов могут выдаваться за собственное творчество.

В такой же степени, как и привязанности, неустойчивы и волевые действия. Охваченный желанием посвятить себя тому или иному делу, такой человек быстро остывает в своих намерениях, не будучи способным к длительному волевому напряжению, особенно если это не обещает немедленной славы и восторга со стороны общества. Больше всего такой человек боится, что его сочтут скучным и банальным, похожим на других. "Серая" жизнь его не удовлетворяет, а занять престижное положение, которое тешило бы заостренное самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Самооценка очень далека от объективности, она контрастирует с реальными возможностями и мнением окружающих. Они обычно представляют себя такими, какими в данный момент, скорее всего, обратят на себя внимание.

Заметную позицию в группе они пытаются занять также путем выдумывания привлекающих к ним историй о своих успехах, заслугах, способностях, знакомствах и т.п. Этой цели служит собирание необычных коллекций, занятий йогой и др.

Шкала "шизоидная форма"


1___2___3___4___5___6___7___8

Шкала "НПП"

Ф_________И________ О________ Дата_______ Гр.№__


1___2___3___4___5___6___7___8

Шкала "эксплозивная форма"

Ф_________И________ О________ Дата_______ Гр.№__


1___2___3___4___5___6___7___8

Шкала направленности

Ф_________И________ О________ Дата_______ Гр.№__