Человек - это животное или нет? Давайте порассуждаем о сходстве и различии между нами и "братьями меньшими". Под животными в данном случае подразумеваем класс млекопитающих.

Разумеется, самое очевидное и наглядное, что нас объединяет, - оба представителя природного мира относятся к живым организмам и существуют в конкретных земных условиях. Если рассматривать ответ на вопрос: "Человек - это животное или нет?" - исключительно с биологической точки зрения, то ответ, скорее всего, будет положительным. Ведь в человеческом и животном организме масса общего - в строении скелета, дыхательной и пищеварительной функции, устройстве репродуктивных органов. Даже болезни человека и животных порой очень схожи. Но на самом деле не все так просто. И на вопрос: "Человек - это животное или нет?" - ответ не столь однозначен.

Давайте разбираться

Любой живой организм для продолжения бытия нуждается:

1. В питании.

2. Защите от опасных и просто неблагоприятных факторов окружающей среды.

3. Размножении, то есть воспроизводстве подобных себе особей.

Чем человек отличен от животного по каждому из приведенных пунктов? В рамках данной небольшой статьи мы не имеем возможности подробно осветить всю совокупность сложных физиологических, психических и социальных факторов, влияющих на поведение живых существ. Но попытаемся дать хотя бы краткую характеристику основным из них.

Поговорим о питании

Здесь можно рассуждать о двух его сторонах - видах пищевых источников и способах добывания пищи. В качестве источников выступают объекты растительного мира либо живые существа. Те животные, что питаются лишь растениями, считаются травоядными. К отряду хищников принадлежат те виды, пища которых - другие животные. И третья группа - всеядных - состоит из видов, рацион которых является смешанным.

Мы не будем сейчас затрагивать классификацию животного мира с подразделением на зоологические семейства, классы, отряды и т. п. Обратим внимание лишь на динамическое равновесие, предусмотренное природой между травоядными и хищниками с поддержанием нужного численного отношения. Количество тех или иных особей в животном мире регулируется самой природой наличием тандема "жертва - хищник". То есть убийство и поедание одних представителей животного мира другими не что иное, как закономерный процесс, существующий для поддержания равновесия в мире живых существ. И с этой точки зрения человек является животным.

На заре своего существования человек относился главным образом к группе хищников. Собираемые им растительные плоды составляли относительно малую долю людского рациона. Не имея зубов и когтей - средств выживания в мире хищников, человек заменил их ручным оружием (камнями, стрелами, ловушками). Таким образом, первобытная охота на протяжении веков и тысячелетий обеспечивала род человеческий пропитанием и, соответственно, позволяла рассматривать людей как млекопитающих хищников.

Что же потом?

Но постепенно произошла так называемая неолитическая революция, суть которой - в переходе к первому примитивному земледелию и скотоводству. С этих пор жизнь людей и животных стала коренным образом различаться. Между человеком и природой стали складываться принципиально иные отношения. И хотя продолжался переход очень и очень долгое время, в течение которого охота продолжала играть огромную роль в выживании человечества, рассматривать человека всего лишь как представителя животного мира уже не представлялось возможным.

Наряду с земледелием развивалось и скотоводство, которое стало результатом приручения и одомашнивания диких животных (лошадей, свиней, гусей, коров). Человек выращивал их для получения и потребления мяса, яиц, молока. То есть продолжал оставаться хищником, но убийство других животных на лоне природы (охота) сменилось на целенаправленное выращивание и разведение "корма". Таким образом, возникновение земледелия и скотоводства можно поставить в ряд основных факторов, резко отделивших человека от прочих представителей животного мира.

Поговорим о выживании

Что общего у человека и животного в данном вопросе и чем разнятся у них способы защиты от опасностей и тягот жестокого внешнего мира? Здесь тоже имеются весьма существенные отличия. Естественные способы, существующие в мире млекопитающих, - укрытие в пещерах и норах, наличие подкожного жира или шерстяного покрова.

На заре человечества наши предки спасались от холода и диких зверей подобным образом - заворачивались в шкуры и прятались в пещерах. Затем появились первые хижины из дерева или камней. Как все мы знаем, данный процесс эволюционировал к современному строительству комфортных многоэтажных домов, призванных удовлетворить большинство человеческих потребностей. То есть умение строить искусственные жилища можно назвать вторым существенным отличием людей от представителей животного царства.

Вопросы репродукции

В половой жизни можно обнаружить много общих признаков животного и человека. И у того, и у другого она основана на действии природных инстинктов, задача которых - обеспечить сохранность вида путем реализации репродуктивной функции. В чём же тогда отличие?

Человечество в процессе своего развития данный процесс смогло "окультурить". Если основой половых потребностей человека и животного был и остается природный инстинкт, то цивилизация в процессе развития человеческого общества привела к украшению последнего множеством условностей и нюансов, недоступных представителям животного царства.

Основные этапы репродуктивных процессов человека и высших млекопитающих достаточно схожи. Состоят они в завоевании самки в ходе соперничества за неё самцами, спаривании и последующей заботе о потомстве. Если в животной среде соперничество носит любую форму - от ненавязчивого привлечения внимания до яростных баталий, нередко ведущих к убийствам, то в людской среде существуют понятия о приемлемом диапазоне поведения. Хотя порой сторонники теории сходства человека и животного это и отрицают.

Хотя многое зависит от культурного уровня действующих лиц (примитивные индивидуумы опускаются до драк, порой с поножовщиной, в борьбе за понравившуюся женщину), в человеческом социуме в целом принято завоевывать избранницу более цивилизованными методами - достижениями и демонстрацией успехов в карьере, науке или спорте, проявлениями человеческой симпатии и заботы.

Признаки в вопросах репродукции

Биологическая цель соревнований в борьбе за самку состоит в отсеивании неполноценных особей с тем, чтобы гены их не переходили последующим поколениям. Человек, выбирая себе пару, бессознательно следует тем же самым законам природы.

Как и в животном мире, среди людей приняты ритуальные испытания будущего избранника на щедрость (способен ли "самец" обеспечить будущее семейство) и мужество (будет ли он достаточной опорой и защитой своей женщине и их общим детям), только вместо примитивных поединков с соперниками здесь используются иные, более изощренные формы демонстрации собственной состоятельности - от преподнесения дорогих подарков до помощи в решении сложных жизненных вопросов.

Процесс спаривания у человека и животного достаточно схож. Эмоциональные реакции, часто приписываемые исключительно человеческим особям, при внимательном рассмотрении можно наблюдать и в животной среде.

Когда появляется потомство, в родительской паре устанавливаются отношения, завязанные на заботе о нём. И здесь при сравнении человека и животного прослеживается много совпадений. Две основные формы существующих брачных отношений - моногамный либо полигамный брак - можно проследить как в человеческой среде, так и в животном мире. Считается, что полигамные отношения более присущи миру животных (примеры встречаются у большинства видов). Но и в человеческом обществе подобные формы всегда имели место. Например, мусульманская религия не только не запрещает, но и предписывает своим последователям отношения многоженства (пример - знаменитые восточные гаремы).

И у людей, и у животных встречаются порой такие формы отношений, при которых после оплодотворения самки самец устраняется и никак не участвует в воспитании потомства. Таким образом, физиологическая основа репродуктивных отношений в животном и человеческом мире приблизительно одинакова.

Тогда чем человек отличен от животного?

Если говорить о психологической стороне отношений между людьми и животными, разница выглядит довольно существенной. Речь идёт о той самой любви, феномену которой до сих пор не найдено максимально точного определения. В зависимости от того, что понимается под любовью, не утихают споры - возможно ли подобное явление в животном мире. Если делать выводы, опираясь лишь на гармонию половых отношений, то понятие любви вполне применимо и к представителям звериного мира. Но если говорить об эмоциональной привязанности, душевной общности, взаимном совпадении интересов и прочих присущих только людям особенностях, то следует признать - любовь в высшем ее понимании существует лишь среди представителей мира людей. Да и то даётся далеко не каждому из нас.

Хотя этология (наука о животном мире) описывает случаи поистине человеческой привязанности в некоторых животных парах друг к другу, в целом взаимоотношения среди млекопитающих длятся ровно столько, сколько требуется для спаривания, производства потомства и минимально необходимой заботы о его выживании.

В дополнение к сказанному следует лишь отметить, что явление так называемой платонической любви свойственно исключительно человеку и не имеет аналогов в животном мире. Когда же речь идет о родительской любви к потомству (особенно материнской), то данное явление присуще и тем, и другим, так как основано на физиологическом инстинкте.

Перейдем к мыслительной деятельности

Само данное понятие достаточно расплывчато и состоит из ряда более узких категорий, четких определений которых, в свою очередь, не существует. Речь идёт о рассудке и разуме, мышлении, языке, воображении, знаковой системе, сознании, восприятии и т. п. В философском словаре разум и рассудок характеризуются как категории, рождающие способности к развитию мышления (нравственного и художественного), а также научного познания. Если попытаться сформулировать данные понятия более конкретным образом, то под разумом (интеллектом) следует понимать способность к различению предметов и явлений окружающего мира с установкой их свойств и соотношений, нахождением причинно-следственных связей между ними.

Помимо этого данная категория подразумевает способность к использованию информации в целях планирования и осуществления собственной деятельности по достижению намеченных целей. Интеллект считается тем более развитым, чем большее число предметов и отношений между ними способен связать воедино.

Кто умнее?

Что же из сказанного выше можно непосредственно отнести к теме нашей статьи? Попробуем уточнить, в чём существенное отличие человека от дельфинов и шимпанзе (примеры животных, наиболее "продвинутых" в плане интеллекта). Эксперименты, проводимые этологами и зоопсихологами с представителями упомянутых видов, выявили достаточно развитые способности к мышлению. В частности, у дельфинов обнаружены несомненные способности к усвоению абстрактных понятий, например о форме предметов (круглый, квадратный) и т. п.

Шимпанзе продемонстрировали способность к решению логических задач. В частности, в эксперименте с подвешиванием на высоте связки бананов в помещении, где имелись ящики, шимпанзе соображал, как получить доступ к бананам - поставить ящики друг на друга. И таких примеров достаточно много. Пределы данных способностей вместе со степенью их приближения к уровню человека исследовались многими учеными.

Но существует явление, проводящее резкую грань между миром животных и людей. Речь идет о языке. Тот же самый философский словарь понимает под языком знаковую систему различной физической природы, выполняющую общения и познания в процессе деятельности человека. Он может быть естественным, нужным в повседневной жизни для выражения мысли и общения, либо искусственным, созданным для удовлетворения определенной узкой потребности (математическая символика и т. п.).

То есть данное определение базируется на понятии знаковой системы. Точного определения у данной категории не существует, но суть ее можно кратко выразить как соотношение между явлениями и их абстрактными знаковыми обозначениями. Первые знаковые системы появились ещё в первобытном человеческом обществе как результат развития процесса совместной деятельности. Речь относится к звуковым знаковым системам. Позже человек - - на основе ее сотворил письменность (знаковую систему, использующую материальные носители). Первыми примитивными письменными символами служили наскальные изображения, картинки на шкурах животных, папирусе, глиняных дощечках, появившейся гораздо позже бумаге. Затем, с развитием цивилизации, на магнитных носителях и прочих видах запоминающих устройств.

Язык как знаковая система

Общее между всеми знаковыми системами то, что они являются выражением абстрактного моделирования мира, который нас окружает. Таким образом, знаковая система - неотъемлемый элемент определения понятия интеллекта. Что же можно сказать на эту тему применительно к высшим представителям животного мира? Существует ли язык животных?

Если говорить о шимпанзе, то у них отсутствует даже речь как звуковая знаковая система. Обезьяны издают звуки, каждый из которых - отдельный сигнал без взаимосвязи с предыдущими. Грамматических предложений такая речь не содержит. Взаимодействие сводится к сигналу, крику об опасности или угрозе сопернику в виде рычания либо рева. Те, кто работает с дельфинами, утверждают о существовании особого дельфиньего языка в ультразвуковом диапазоне акустических волн. Но даже при наличии подобного данная система звуков не позволяет осуществлять накопление информации.

Из поколения в поколение дельфины передают друг другу одни и те же сигналы без каких-то изменений, что не дает им никаких возможностей дальнейшего развития. Именно наличие или отсутствие знаковой системы на материальном носителе с возможностью накопления знаний и передачи их последующим поколениям принципиально отличает так называемый язык животных от человеческого.

Перейдём к общественным отношениям

Животному миру и человеческому обществу присуще явление объединения в группы отдельных особей. Делается это с целью облегчения усилий по выживанию в мире дикой природы. Свойственно объединяться в сообщества, как правило, травоядным. Это помогает им успешнее защищаться от хищников. Последние же главным образом относятся к индивидуалистам, и в основном сообщество их ограничивается "семьёй" - самцом с самкой и детёнышами. Объясняется это тем, что хищникам практически некого бояться.

Первобытному человеческому обществу, как и травоядным, свойственно было объединение в целях борьбы с хищными зверями и совместной охоты на мамонтов и прочих крупных животных. С развитием цивилизации спустя сотни и тысячелетия деятельность человеческих сообществ значительно менялась. Изменения эти зависели не только от хода исторического развития, но и от огромного числа прочих факторов, например климата, географического положения и т. п.

В течение веков и тысячелетий сменилось несколько общественно-экономических формаций, различающихся между собой способами производства и формами власти, но любая из них рассматривалась как вариант существования человеческого общества в виде единого "социального организма". Действия и стремления отдельных индивидуумов сводились к действиям крупных масс или классов и определялись позицией в существующей системе общественных отношений.

По закону джунглей

В самых общих чертах весь процесс жизнедеятельности каждого конкретного индивидуума и всего общества в целом (неважно, идет ли речь о животных или о людях) сводится к поддержанию жизни в условиях ограниченных природных ресурсов и ведется в форме естественной борьбы за выживание, удел одних в которой - погибнуть, других - выжить и дать потомство. Результатами многовекового процесса приспособления к жестким условиям существования стал высокоразвитый инстинкт самосохранения наряду со способностью к регулированию собственного поведения при изменившихся условиях внешней среды, а также приобретение достаточного уровня агрессивности для противостояния конкурентам.

Природный инстинкт ведет к владению чем-либо, например ареалом охоты для львиной семьи или отдельным тщательно охраняемым жилищем для любого млекопитающего. Примеров этому в животном мире не перечесть. Каждая птица охраняет собственное гнездо, стая бездомных собак в городе изгоняет чужаков с территории своего квартала. Любое из этих явлений имеет отношение к инстинкту собственности.

То же самое мы можем наблюдать и у людей. Уже приглядываясь к поведению малышей на детской площадке, можно видеть борьбу за игрушки и стремление лидировать среди себе подобных. Любой взрослый человек стремится к обладанию имуществом и всеми силами пытается обеспечить себе отдельное жильё - ютиться в коммуналке с соседями не хочет никто. Отсюда вывод - всё вышеперечисленное составляет глубинную природную сущность человека, заложенную в психике на уровне основных инстинктов.

О различии между людьми и животными в данном смысле говорить не приходится. И вопрос: "Человек - это животное или нет?" - в данном контексте даже не ставится. Лишь людей мы имеем в виду, говоря о духовности, развитии личности и индивидуальности, вере в Бога, нравственности и прочих высших категориях. Само собой разумеется, что данные понятия к животному миру неприменимы по определению.

Собака - преданный друг

Как писали читатели газеты, уже за одно это она заслуживала памятника. Памятники, посвященные нашим четвероногим друзьям, существуют во многих странах.

Так, на всю Японию, а потом и на весь мир стала известна история о преданном псе Хатико. Он почти десять лет ожидал на железнодорожной станции возвращения умершего хозяина-профессора. После того как о Хатико написали газеты, толпы людей хлынули на эту станцию, чтобы увидеть верного пса.

После смерти Хатико у вокзала был воздвигнут памятник, который стал местом встречи влюбленных. А сам образ пса для многих людей из разных стран стал примером беззаветной любви и верности.

Защитники детей

Почти каждый из вас, у кого в доме была или есть кошка, знает, как ревностно этот пушистый домашний зверь защищает своих детенышей. Даже хозяйку может царапнуть, если та протянет руку к ее малышу.

Однако не всегда мы знаем, как независимые и внешне равнодушные коты и кошки способны любить своих хозяев, особенно младших членов семьи. Больше того, случается с риском для собственной жизни, а то и ценой ее, они способны спасать детей от опасности.

Известен такой случай. В саду рядом со своей маленькой хозяйкой на солнце нежился кот. Вдруг он насторожился. Девочка проследила за его взглядом и увидела большую гадюку. Та уже подняла голову, готовая к нападению. Отважный кот молнией взвился в воздух и вступил в единоборство с ядовитой змеей. Ему пришлось несладко, но маленькая беззащитная хозяйка была спасена.

А вот еще пример самоотверженности кошки. Однажды во двор забрела чужая свирепая собака и напала на маленькую девочку. Малышка закричала, и на ее испуганный голос из дома выскочила пушистая защитница. Она молниеносно ринулась к собаке и вцепилась ей в морду. Кошка мужественно боролась. Она не разжала когтей даже тогда, когда собака стала сильно трепать ее лапами.

Девочка осталась цела и невредима, но преданная домашняя кошечка, ставшая спасительницей, серьезно пострадала. Ветеринарные врачи приложили немало усилий, чтобы сохранить жизнь отважной кошке.

Домашняя кошка

Домашняя кошка оттого и зовется домашней, что живет рядом с человеком, в его доме, и не только верно ему служит, но и дарит тепло, ласку, а порой оказывает и лечебное воздействие. И у каждой кошки - свои привычки, свой нрав, своя степень независимости и даже свои пищевые пристрастия.

Кошки, которые имеют возможность гулять на свободе, имеют свои охотничьи территории и занимают небольшие участки. А вот коты стараются захватить участки побольше. Они решительно прогоняют от своих границ всякого нарушителя. Но случается, что коты, схожие по характеру, не дерутся, а дружат. У обитающих поблизости кошек и котов даже бывает общий участок для встреч. Здесь они могут пребывать часами и о чем-то мирно «беседовать».

Чем больше люди узнают о домашних кошках, тем больше их удивление. Это симпатичное пушистое животное не так открыто и внешне не столь доброжелательно, как собака, но при этом оно способно по-настоящему любить своего хозяина и даже чувствовать, когда ему плохо. Тогда кошка бывает с ним особенно ласкова, каким-то образом «узнает», где у хозяина больное место, и ложится, тесно прижавшись к нему всем своим теплым и мягким телом.

Верность домашних кошек

Вот, например, жила в одном доме милая кошечка-домоседка. Поскольку она ничем особенным не выделялась (ни красотой, ни породой), то была без особых сожалений подарена людям, которые жили в другой области. Но не понравились ей новые хозяева. И кошечка, решив возвратиться, отправилась в дальний путь — почти за двести пятьдесят километров.

Только через несколько месяцев она добралась до дома. Прежде кошка не бывала дальше своего двора, но теперь нашла родной дом среди тысяч и тысяч чужих строений. При этом кошка - ранее изнеженное домашнее создание - появилась перед своими бездушными хозяевам настолько истощенной и обессиленной, что вместо мяуканья только беззвучно открывала рот. Тело ее, покрытое ранами и струпьями, имело самый плачевный вид: подушечки лап оказались стертыми, на воспаленных пальцах едва виднелись поломанные когти. Но зато она снова была в своем доме!

И подобных случаев с кошками, как и рассказов о возвращении домой собак, еще немало. О них время от времени можно прочесть в печати. А ведь сколько трогающих сердце историй не нашло отражения в прессе!

Что же за таинственный компас влечет кошку к дому? Возможно, если она находится на небольшом расстоянии от дома, то найти дорогу ей помогают великолепная зрительная память и знакомые запахи. Но как кошка умудряется найти дорогу, когда ее увозят за десятки и сотни километров от родных мест?

Чтобы ответить на этот вопрос провели эксперименты с несколькими кошками. Их отвезли далеко за город и некоторое время продержали в вольере с выходами в разные стороны. Наконец, все дверцы открыли. И каждая кошка покинула вольер именно через тот выход, который смотрел на ее далекий, невидимый, но такой желанный дом.

Вот вам и «простая» киска!

Наука от старца

Многие из вас привыкли к тому, что в вашей квартире живет пушистое мяукающее существо. А как вы относитесь к нему не только во времена трогательного и нежного детского возраста, веселой игривости, или в пору его зрелой красоты и прыти? Заботитесь ли, когда оно заболеет, состарится?

Как-то один старец поинтересовался у своих домашних:

А где это наш кот? Что-то его не видно.

Ему ответили:

Да стар он стал, беззубый и мышей уже не ловит. Так что отнесли его в овраг, услышал он в ответ.

Старец помолчал, уж очень его огорчила людская неблагодарность и бессердечие, а затем сказал:

Отыщите-ка кота, вымойте, постелите ему чистую подстилку. И пусть живет на кухне, кормите его до самой смерти.

Проказливая, но верная

Владельцы коров знают, что они, подобно собакам и кошкам, способны быть верными своим хозяевам. Не перенеся разлуки, коровы могут находить обратную дорогу к родным им людям из очень дальних краев. Вот, например, какой любопытный случай, который произошел на юге Америки с коровой по кличке Джулия.

Эта замечательная корова была большой любительницей апельсинов и мандаринов, которые растут в тех местах. Чтобы полакомиться и вообще прогуляться на свободе, Джулия могла перепрыгнуть через ограду высотой более метра. Хозяину надоели частые проделки коровы, и он продал ее соседнему фермеру. А тот жил в тридцати километрах от него.

Но на новом месте Джулия пробыла недолго. Дождавшись ночи, она умело (опыт-то у нее был) перепрыгнула через забор и отправилась в обратный путь. На пути были болота, канавы, холмы, пришлось даже переплыть реку. Однако, преодолев все эти препятствия, верная корова вернулась к старому владельцу.

А как же люди? Всегда ли они отвечают любовью на чувства животных? Вот достоверная история о том, что корова заслуживает ответной доброты и уважения людей.

Одна женщина купила корову - дойную, но с характером. Стала ее новая хозяйка доить. Корова стояла как-то неудобно, и женщина грубовато ударила животное по ноге. И, представьте себе, корова обиделась и не дала молока. Тогда рассерженная хозяйка выгнала ее из сарая во двор.

Тем временем в гости к хозяйке пришла ее сестра и увидела посреди двора корову, которая стояла и плакала. Слезы прямо так и катились у нее из глаз. Подошла сестра к корове. А та, конечно, сказать ничего не может, но видно, что жалуется. Сестра в дом вошла и спрашивает:

А почему корова плачет?

Да это я с ней грубовато разговаривала и еще по ноге ударила. Вот она мне молока и не дала.

Ну что теперь поделаешь, надо с ней как-то помириться. Отрежь хлеба, посыпь солью и дай обиженной.

Послушала хозяйка совета сестры и предложила корове подсоленный хлеб, да еще и ласково погладила. Корова и успокоилась. После этого у нее всегда было много вкусного молока - не одной семье хватало. Вот как бывает!

Любовь лошадей к человеку

Итак, существует мнение, что самыми верными домашними животными являются собаки и кошки. Однако порой и лошади своей преданностью, пожалуй, не уступят им.

О понятливости, глубине внутренней жизни и преданности лошадей их хозяину и другу поведано много замечательных историй.

Так, в былые времена на поле боя лошадь не раз помогала упавшему всаднику возвратиться в седло. Или же она освобождала его ногу, запутавшуюся в стремени. А если всадник погибал, конь мог печально стоять над распростертым на земле телом, обнюхивая его, и не желал уходить. Вот какой случай верности хозяину остался в истории.

Было это двести лет назад, когда в русской армии сражались казачьи и гусарские конные полки. Один гусар, сраженный в бою наповал пушечным ядром, упал под ноги своего коня. Почуяв, что хозяин замер у его ног, тот остановился. Долго стоял верный друг у бездыханного тела, а потом прилег рядом с ним.

Когда сражение закончилось, пришли товарищи убитого, намереваясь убрать тело. Но как только они приблизились, конь вскочил на ноги, стал с яростью бросаться на людей. Те были вынуждены отступить. Так повторялось несколько раз. Конь ревностно охранял покой своего хозяина. Всю ночь он оставался возле его тела, не отходя ни на шаг. Утром он, видно, все-таки понял, что хозяин мертв. Постояв немного, конь вдруг поднял голову и, вытянув шею, пронзительно, жалобно заржал.

«Боль невосполнимой утраты была в этих звуках, — написал автор, поведавший об этом случае. — А мы-то привыкли считать, что на подобную скорбь способен лишь человек».

Достоинства лошади

Очень трудно показать во всей полноте великую роль лошади в жизни человека. Тысячелетиями там, где ему недоставало своих сил, выручала сила лошадей. С помощью лошади люди быстрее передвигались, перевозили грузы и пахали землю. Именно лошадь помогала им осваивать новые земные просторы.

Домашняя лошадь, как и собака, благодаря своему уму, верности и силе, отдаваемой людям, всегда считалась их настоящим другом. А какими душевными качествами и способностями наделено это замечательное животное! И, конечно же, всегда покоряла и поныне покоряет сердца людей дарованная лошадям красота.

Вот как говорил о достоинствах лошади всемирно известный естествоиспытатель Альфред Брэм:

«Лошадь - верный слуга и спутник человека везде: дома, в поле и на войне; лошадь - воплощение красоты и грации. Посмотрите, в самом деле, на чистокровного скакуна. Его трепещущие ноздри пылают и дымятся; быстрые ноги в нетерпении роют землю; огненный взгляд мечет молнии; красивая разметавшаяся грива трепещет и волнуется; длинный пушистый хвост распускается султаном. Благородный конь как будто сам гордится своей красотой».

А вот как об удивительной красоте лошадей написал в своем сочинении один школьник:

«Летом мы со старшим братом были у бабушки в деревне. Однажды на рассвете мы отправились на рыбалку.

Пришли на место. Закинули удочки. Но я смотрел не на поплавок, а на то, как у другого берега ребята купали лошадей. Искупали, сели на них верхом и поскакали по крутому берегу. В это время появилось солнце! И так прекрасны в золотых его лучах были кони!

Они скакали, едва касаясь копытами земли. Их хвосты и гривы, развеваясь на ветру, казались золотыми…

Несколько минут я стоял как завороженный, хотя кони были уже далеко».

Ее понятливость

Часто коневоды в отношении лошадей используют термин понятливость. И действительно, людей всегда поражало осмысленное поведение этих животных.

Важным качеством лошади как помощника человека является ее отличная память. Лошадь прекрасно запоминает местность и предметы на ней. Те, кому случалось довериться своему коню на ночных дорогах, хорошо знают, что он всегда безошибочно выведет к дому.

Когда хозяин отправляется в путь, лошади сначала не знают, куда именно. Но постепенно они начинают понимать, что дорога ведет туда, где год или два назад они паслись на хорошей траве. И тогда лошади оживляются и прибавляют шагу. Даже если ими не руководить, память позволяет им направиться точно в нужное место.

Но если зимой направить лошадей к лугу, где они паслись летом или весной, то тут они уже пойдут неохотно - ведь в это время там нет травы. Иначе говоря, эти сообразительные животные способны различать времена года.

Лошади не только легко запоминают маршрут, но и прекрасно ориентируются на местности. Благодаря этому они могут вполне самостоятельно возвратиться табуном домой с самого дальнего пастбища, даже если оказались там впервые. Хотя в степи дорог как таковых нет.

У лошадей очень тонкое обоняние. Нередко для ориентации они пользуются нюхом и могут ощутить собственные запахи, оставленные когда-то в пути. А из опыта мексиканских ковбоев, которые верхом на лошадях пасут коровьи стада, известно, что с помощью нюха лошади способны даже найти потерявшуюся и далеко ушедшую корову.

Но все же чаще лошади пользуются своей отличной зрительной памятью. Она помогает им при выездах в лес, где разветвляется и пересекается множество троп и дорог. Стоит лошади лишь однажды пройти по какой-либо из них, и она безошибочно приведет в определенное место даже через несколько лет. Причем за это время в упряжке, кроме ее одной, могут смениться все лошади. Тогда конь-ветеран становится вожаком. Он ведет за собой всю упряжку, а остальные лошади покорно слушаются его.

Птицы на службе у людей

Иногда между человеком и прирученными птицами тоже устанавливаются удивительные взаимоотношения. Случалось, некоторые птицы служили людям не хуже сторожевых собак.

Еще древние римляне, отдавая должное уму, осторожности и чуткости гусей, использовали их в качестве охраны. Преданные птицы зорко стерегли территорию. И недаром гуси увековечены в мифе о спасении ими Рима. Ведь именно гуси подняли шум, сигнализируя о появлении врагов у стен этого города.

А в африканских деревнях часто держат птицу-секретаря как сторожа от змей. Обычно птица питается саранчой, термитами и грызунами, но при этом она не прочь поживиться и змеями. Секретарь, не раздумывая, нападает на самых крупных, ядовитых и опасных. От их укусов птица защищается взмахами широких крыльев, одновременно нанося мощные удары сильными ногами. При встрече с секретарем у змеи мало шансов остаться в живых.

Об этом знают местные жители, поэтому они берут из гнезда птенцов птицы-секретаря и их выхаживают. Те быстро привыкают к людям и становятся ручными. И тогда подросшие секретари верно защищают не только своих хозяев, но и зорко охраняют домашнюю птицу от наземных и воздушных хищников.

Истории, рассказанные писателями

Стрекоза и подорожник

«Любопытный разговор произошел между стрекозой, присевшей отдохнуть на полевой цветок у дороги, и подорожником:

Зачем ты растешь на самой тропинке, где люди ходят?

Чтобы меня заметил человек.

Зачем тебе нужно, чтобы тебя человек заметил?

Чтобы полечить его рану.

А если у него нет раны?

Тогда есть у другого человека.

А если тебя не заметят?

Один не заметит, другой не заметит, но какой-нибудь да заметит, и я подарю ему свой листок. Если надо, и всего себя отдам для раненого человека.

Ну а если тебя просто затопчут?

Что ж, стерплю.

За что ты так любишь этого своего человека?

За то, что я ему нужен, - сказал подорожник» (Вячеслав Брэйэр).

Укор хозяину

«Но всегда ли люди заслуживают любви верных животных?

Когда-то в одном городе жил довольно зажиточный купец. Однажды собрался он на далекую от дома ярмарку, где должен был получить за товар большие деньги. Была у купца любимая лошадь, на которой он всегда ездил по делам. И на этот раз купец не изменил привычке.

Получил он деньги и отправился в обратный путь. Случилось проезжать ему лесом; там и напали на него разбойники. Плохо пришлось бы купцу, да, спасибо, лошадь выручила. Вырвалась она от разбойников и поскакала с хозяином во весь опор домой. Пообещал хозяин на радостях, что никогда не забудет этой услуги: будет до самой смерти кормить и холить верную лошадь.

Хозяина лошадь спасла, да себя, видно, скорым бегом по глубокому снегу подорвала. Стала она хромать, да еще вдобавок и ослепла.

Слепая и хромая лошадь не нужна стала купцу. Сначала он велел ее поменьше кормить, а потом и этого пожалел - приказал лошадь на улицу выгнать и ворота затворить.

А дело было зимой. Долго, опустив голову, стояла лошадь у ворот и ждала, что ее обратно впустят. Настала ночь, лошадь продрогла, оголодала, а все от ворот не отходила. Потом поняла, что она ничего тут не дождется, и побрела по улице. Слепая лошадь шла, вытянув шею и обнюхивая землю. Она искала губами корм - траву или клочок сена. Только бедная ничего не находила - везде лежал снег. Так добрела она до площади, на которой стоял столб с колоколом.

В этом городе с давних пор существовал обычай, что всякий, с кем случалась беда и кому нужна была помощь, приходил и звонил в колокол. На звон собирались на площади жители и старейшины города, чтобы разобраться в чем дело, и решить, как человеку помочь.

Лошадь добрела до столба, поймала зубами веревку от колокола и стала с голода ее жевать. Веревка задергалась - и по всему городу пошел громкий и протяжный колокольный звон. Собрались на площади жители города, видят, стоит лошадь и звонит в колокол.

Это купцова лошадь. Видно, беда с ней случилась, - сказал кто-то из пришедших.

Послали городские старейшины за хозяином. Пришел купец на площадь. А там уже много народу собралось, чтобы своими глазами увидеть, как лошадь на хозяина жалуется. Стыдно стало купцу. Поклонился он людям, собравшимся на площади по звону колокола, и повинился:

Простите меня, люди добрые, обещал я кормить и холить лошадь, что спасла мне жизнь, а сам поступил с ней жестоко: слепую и хромую прогнал со двора на голодную смерть. Спасибо, что вразумила она меня.

Привел купец лошадь домой и стал заботиться о ней, как когда-то обещал.

А жители города, чтобы люди не забывали о том, что к животным нужно быть милостивыми, вырезали на камне силуэт лошади, звонящей в колокол.

Стоит до сих пор на площади города этот камень - в назидание людям» (Иван Иванович Горбунов-Посадов).

Предусмотрительный слон

«В Индии принято приручать слонов. И вот однажды хозяин такого слона отправился с ним в густые и дикие леса - джунгли. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а тот грузил их на слона.

Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и громко затрубил. Хозяин тоже огляделся, но ничего необычного не заметил. Он рассердился на слона и в сердцах стал хлестать его по ушам веткой. А слон наклонился еще ниже, изогнул хобот, как обычно делал это, чтобы поднять хозяина на спину.

Человек подумал, что, может, и стоит сесть слону на шею - так удобней будет с ним справиться. Уселся он на слона, продолжая хлестать его веткой по ушам. А слон пятится, топчется и вертит хоботом. Потом замер и насторожился.

Хозяин снова замахнулся, чтобы посильнее ударить слона, как вдруг из зарослей появился огромный тигр. Он кинулся на слона сзади, чтобы вскочить ему на спину. Но попал лапами на стволы деревьев и не удержался - те посыпались. Тигр хотел прыгнуть в другой раз. Но слон успел повернуться, схватил тигра хоботом поперек живота и сдавил, будто толстым канатом…

Хозяин не сразу опомнился от страха, но когда пришел в себя, понял, что верный слон спас ему жизнь. Достав из сумки приготовленный для себя хлеб, он весь его отдал верному и мудрому животному» (Борис Житков).

По материалам книг серии «Чтение для души». Приобрести книги серии «Чтение для души» можно .

Да, мы признаем, что человек это одомашненный примат. Но вот насколько он животное и чем отличается от тех же «диких» приматов и прочих биологических собратьев? Мы решили поговорить об инстинктах с психоаналитиком Дмитрием Ольшанским.

Что мы называем инстинктами? Физиологи называют инстинктами врожденные и безусловные формы поведения. То есть, говоря об инстинктах, мы автоматически соскальзываем на обсуждение поведения, упуская личность человека. А вопрос души и бессознательного вообще остается для нас за семью печатями.

Но разве у человека нет инстинктов? А бессознательное - это не котел бурлящих страстей и импульсов, связанных с сексом и агрессией? Конечно, нет. Понятием «бессознательное» пользовались разные авторы, поэты, художники, психологи, начиная от немецких романтиков. Было бы слишком большим упрощением полагать, что все многообразие психических процессов относится только к продолжению рода и улучшению качества жизни. Тем более что реальная жизнь каждый день опровергает этот наивный бихевиоризм.

Если жизнь животного подчиняется необходимости добывания пищи, продолжения рода и обеспечения своего потомства, то в мире людей мы ничего подобного не найдем. Всех животных привлекает одно и то же, а каждого человека - что-то свое. Это второе отличие. Поэтому в психике человека мы не находим ничего похожего на врожденные и безусловные инстинкты. Если для животного можно создать идеальные условия для сохранения и продолжения жизни, то с человеком такая история не проходит. Нет у него и никаких всеобщих инстинктов, каждый находит свой собственный способ наслаждения.

Как же это? Вот, например, человек обжигается об утюг и отдергивает руку. Почувствовав боль, любой из нас проявит инстинкт самосохранения. Это очевидно. Во-первых, вы говорите о рефлексах, а это далеко не то же самое, что инстинкты. Инстинкт - все-таки запрограммированная форма поведения, а не просто рефлекторное сокращение мышц.

Во-вторых, далеко не у всех эти рефлексы есть. Например, под гипнозом или в моменты крайнего нервного перенапряжения многие люди перестают чувствовать боль и могут держать на ладони раскаленный утюг и получать ожоги, не испытывая при этом никакой боли и не проявляя никаких рефлексов. Это говорит о том, что рефлексы не так уж несомненны, а боль - это такой же продукт психической жизни, как, например, способность видеть свое отражение в зеркале.

В мире животных мы, конечно, ничего подобного не находим, поскольку тело человека производно от его бессознательного, а тело животного - от заложенной в него поведенческой программы. Заяц, который умеет бить по барабану, никогда не задумывается, насколько он талантлив и рожден ли на свет для служения музыке, поэтому у него перед выступлением никогда не будут неметь кончики пальцев, как у многих пианистов.

Он живет прописанными инстинктивными программами, которыми успешно пользуются дрессировщики в своих манипуляциях. С человеком тоже пытаются проводить некие дрессировки, кодировки и тренинги, но они работают лишь настолько, насколько сам подопытный в них верит. Стоит только ему понять, что, скажем, энэлпишники его разводят, как эффект улетучивается сам собой.

Разве не все наши поступки так или иначе продиктованы инстинктом сохранения жизни? Мы соблюдаем правила дорожного движения, чтобы не рисковать лишний раз, а не поддаемся спонтанным влечениям, о которых вы сказали. Не думаю, что во влечениях есть что-то спонтанное. Все они четко структурированы и имеют свою логику.

Именно влечения заставляют нас порезать себе палец в наказание за неправильно взятый бемоль, например. В то же время в определенных обстоятельствах человек может пожертвовать жизнью за родину С точки зрения эволюции совершенно неверно менять жизнь на какие-то там умозрительные принципы или кончать с собой, потому что окружающие не понимают твою музыку. Примат на такое поведение не способен, это нарушает его программу. Но с точки зрения человека, именно такие поступки, выходящие за пределы здравого смысла, отличают нас от животных. Поступки, продиктованные совестью, вкусом, верой, желанием, безумием или страстью, - именно это мы считаем самым человеческим в себе и именно это делает нас людьми.

А что вы скажете о половом инстинкте? Так или иначе, он есть у всех, Половое поведение приматов, действительно, можно описать инстинктами: самец будет совокупляться с любой здоровой самкой в удобное для этого время. Однако в отношениях людей ничего подобного нет. Люди совокупляются вовсе не для продолжения рода, ими руководят сотни других мотивов.

Это и получение удовольствия, и доминирование или коллекционирование, реализация власти, самоутверждение, исполнение долга, обречение самоидентификации и так далее. Сколько людей - столько и сексуальностей. Одно это уже заставляет усомниться в существовании полового инстинкта.

Вы можете представить себе самца макаки, который совокупляется только с виолончелистками, а всех остальных самок для него просто не существует? Или гориллу, которая возбуждается от грассирующего произношения и никогда не будет совокупляться с другими самцами? Или гамадрила, который коллекционирует античные монеты и вообще ни с кем в сексуальные отношения не вступает?

А в мире людей только такие примеры мы и встречаем. Других просто нет. Самец человека никогда не будет совокупляться с любой здоровой самкой в любое подходящее для этого время. Чтобы вступить в сексуальные отношения, нам, людям, как минимум необходимо желание. У каждого из нас, конечно, есть сексуальная программа, но эта программа у каждого своя, никакой общечеловеческой сексуальности не существует, и мы ничего о ней не знаем, поэтому нам так часто сносит крышу в ненужное время и с не самым идеальным партнером. Ни наукой, ни психоанализом не найдено никаких врожденных и безусловных форм сексуального поведения у людей.

Получается, что у каждого человека своя сексуальность? Конечно. И она складывается, подобно мозаике, как картина, написанная мазками маленьких извращений, по словам Фрейда. Любой невротик имеет в своем сексуальном фантазме черты этих перверсий: фетишизм, вуайеризм, эксгибиционизм, насилие, подчинение, беспомощность, инцест - каждый так или иначе об этом фантазирует и играет в извращения И для кого-то, если у твоего партнера нет родинки на мизинце ноги, никакие сексуальные отношения не возможны. Или, если она не обладает голосом меццо-сопрано, всякое желание пропадает.

Наша сексуальность функционирует лишь благодаря тому, что каждый из нас в той или иной мере отклонен от нормы. Духовность, нравственность и любовь, с точки зрения приматов, выглядит нелепо и нецелесообразно. Вместо того чтобы добывать пищу, спариваться и вскармливать потомство, люди пишут друг другу стихи, снимают кино, изучают строение атома, смотрят сны, заводят отношения, познают себя и постоянно занимаются какой-то белибердой. Вместо эволюции, они придумали какую-то любовь, какую-то душу, которая на деле только мешает размножению.

Конечно, любовь - это извращение, если посмотреть на нее глазами наивного дарвиниста. Если посмотреть на человека с точки зрения животного, то окажется, что мы либо ошибки природы, либо ее тупиковые ветви. Мы хотим того или иного партнера именно потому, что он для нас что-то значит, в нем мы обнаруживаем первичную черту своей идентификации, ту прелесть, которую не можем ни понять, ни объяснить до конца, - именно в этом секрет сексуальности. Человек, которого мы хотим, представляет нечто для нас, то есть несет означающее, вокруг которого и строится наша сексуальность. А если его нет - тут уж никакая виагра не поможет.

Разве не очевидно, что женщинам нравятся успешные мужчины, потому что они смогут обеспечить потомство, а мужчинам нравится у женщин большая грудь и широкие бедра, потому что это говорит о способности к материнству? Да, но кому-то не нравится большая грудь. Да и вообще женщины не всем мужчинам нравятся... Ну, это уже отклонение.

Сексуальность состоит из отклонений. Влюбляться - это уже отклонение от программы хаотичного размножения. Любовная привязанность нужна для того, чтобы мужчина заботился о своей семье и своем потомстве, а не покидал женщину сразу после секса, оставляя ее одну с детьми. это эволюционная необходимость. Что-то слишком много мужчин у нас никакого понятия об эволюции не имеют.

Культуру тоже можно объяснить с точки зрения эволюции? Наверняка можно. Но было бы слишком большим упрощением думать, что Данте и Леонардо были лузерами, занимались ненужными вещами, поэтому не стали альфа-самцами и поэтому ни одна самка не родила им потомства. С эволюционной точки зрения Леонардо да Винчи - тупиковая ветвь, отбракованная особь, лишний генетический материал.

Эти великие люди сублимировали свою сексуальность для того, чтобы создать духовные и нравственные ориентиры для всего человечества.

Как индивид Леонардо, может быть, и не внес вклада в продолжение рода, по он несказанно много сделал для науки и культуры. и в этом его вклад в эволюцию человека. Действительно,говоря о природе человека и его эволюции, мы скорее имеем в виду духовные ценности. Физиологическое строение за последний миллион лет почти не изменилось, а вот психика стала принципиально иной. Я бы сказал, что цивилизация формирует психический аппарат и психическое устройство.

Мы меняемся вместе с миром. Впрочем, не всегда стоит обобщать. Психоаналитик никогда не распространяет свои выводы на все человечество, оставаясь в рамках частных случаев.

"Психология" 2013

Инстинкты имеют очень большую власть над нами. Практически никому не удается не поддаваться их влиянию. И часто в наших умах возникает вопрос: человек - какое животное?

Такие чувства, как голод, жажда, чувство самосохранения, родились вместе с нами, без них мы не могли бы выжить, это жизненно необходимо нам. Но даже в этих вещах люди стараются все окультурить, делать это красиво и цивилизованно. Животному достаточно попить из лужи или разорвать кусок вкусной еды без всяких ножей и вилок. Но человеку важно получить не только животное удовольствие, но и эстетическое, удовольствие более высокого порядка, иначе наслаждение будет неполным. Делать эти вещи как животные для человека означает скатиться на более низкий уровень. Значит нельзя сказать, что мы полностью поглощены нашими врожденными инстинктами.

Сексуальное желание – это одна из разновидностей инстинкта самосохранения. Человек хочет продлить себя хотя бы в своих потомках. Не всегда люди это осознают, тем более когда занимаются любовью совсем не с целью продления рода. Но это все тот же банальный страх смерти. Но в этом тоже есть наша доля свободы.

Животные строго следуют своим инстинктам, у них нет выбора – есть или не есть, производить потомство или нет. Они должны это делать, они так запрограммированы. Более того, если они не будут это делать, то им нечего будет делать, незачем будет жить, так как их тела не предназначены больше ни для чего другого. У нас же есть интеллект, а значит возможность размышлять и делать выбор. Мы стремимся понять – почему мы делаем это, к каким последствиям это может привести и что будет, если мы откажемся делать это. В этом разница между нами – человек может отказаться от чего-то, а животное нет. Мы можем контролировать свои инстинкты хотя бы на стадии действия (раз это невозможно на стадии их возникновения), животные в принципе не могут остановиться ни на какой из стадий. Их смысл жизни – в абсолютном следовании природным инстинктам.

Как у животных, так и людей есть понятие семьи. У многих животных семья имеет довольно развитое выражение: они находят одного партнера и живут с ним всю жизнь и вместе растят потомство. Вроде бы ничем не отличается от человеческой семьи. Неизвестно, правда, есть ли у животных понятие влюбленности, любви – вне зависимости от функции размножения. Чувства людей менее привязаны к необходимости размножаться.

Из-за столь явно выраженной разницы между животными и людьми, проблемы в их семейной жизни они тоже имеют разные. В "семьях" животных нет проблем на моральном уровне… разве что кроме периода выбора партнера, но и это во многом продиктовано инстинктами. У людей все гораздо сложнее. Животным навряд ли известно такое слово, как "развод".

В человеке помимо непосредственных чувственных впечатлений можно найти место интеллекту. Мы не бежим сразу к миске, как собака, и не совокупляемся на улице... Мы все время оцениваем: насколько это будет уместно здесь и сейчас, что о нас подумают окружающие нас люди и т.д. То, что хорошо проходит в животном мире, в мире людей приносит много проблем. Человека, ведущего себя как животное, можно назвать асоциальной личностью. Если человек не может контролировать свои инстинкты сам, то сама природа начнет ограничивать его – путем болезней, окружающего социума, которому мешает такое неконтролируемое поведение одного из его членов.

С точки зрения биологии мы не так уж сильно отличаемся от животных, ДНК человека и ДНК некоторых видов животных очень близки. Так что если основываться только на биологических данных, то нет ничего зазорного для нас следовать зову природы, идти по пути, начертанному ею для нас. Но мы все-таки видим, что разница есть, что мы стоим на другой ступени развития – и это очевидно для всех. Мы не хотели бы жить по законам животного царства, где прав тот, у кого больше масса тела, острее зубы, молниеноснее прыжок… В царстве людей ценятся совсем другие умения и качества. Мало одних только физических данных. Борьба за существование среди людей тоже имеет место быть, но она более завуалирована, не настолько напоказ. Среди животных убийство более слабого ради собственного пропитания – обычное дело, это никого не удивляет там, животные просто принимают такие правила игры, не задумываясь над этим и не пытаясь что-то изменить. Люди же постоянно стараются усовершенствовать свое общество, чтобы как можно больше его членов смогли бы удовлетворить свои потребности, причем не за счет других.

Хотя современные города можно сравнить с джунглями, где нас подстерегает множество опасностей – на улице, по дороге домой, в лифте и даже в собственном доме. Чем не животная жизнь, когда ты все время вынужден думать о собственной безопасности. Многие животные (особенно не самые крупные и хищные в своем районе обитания) не могут даже есть спокойно – они все время настороже, слушают, оглядываются. Потому что опасность подстерегает их повсюду, и никто, даже их собратья, не удивится, если более сильный и хитрый зверь пообедает ими.

Даже животные строят свои отношения не только на основе инстинкта размножения (так как они могут заниматься этим только в установленные не ими периоды). Люди же, которые создают семью только по сексуальному влечению, обречены на неудачу. Человеку просто жизненно необходимо нечто большее в отношениях, он не может все время довольствоваться только более низким, животным, уровнем. Сами люди понимают это: если главный мотив для соединения людей – лишь сексуальное удовольствие, то такие отношения сложно поддерживать долго, потребуется разнообразие, смена декораций, партнеров, какая-то новизна. Это значит, что человеку не приносят подлинного удовлетворения действия только на уровне животного.

У человека есть удивительная потребность – любить, то есть отдавать частицу себя бескорыстно. Хотя даже некоторые животные способны на это. Всем известна верность собаки, которая предана своему хозяину, кто бы он ни был и как бы он с ней ни поступал. Но навряд ли можно представить себе такую собачью преданность к себе подобному – с такими же собаками она будет вести себя по-другому, по-собачьи, без всякой любви. И только люди наделены таким даром, что они могут поступать по-человечески, а не по-собачьи со всеми – с себе подобными и с теми, кто стоит ниже их на эволюционной лестнице.

Не совсем так! Такое утверждение было актуальным еще несколько десятков лет назад. Тогда считалось, что ближайший родственник человека – человекообразная . Подтверждением этого служила так называемая шкала сообразительности среди животных. Согласно этой шкале, человекообразные приматы ближе всех стояли . Однако ряд экспериментов и опытов, проведенных в настоящее время, все отодвигают от близкого родства с человеком.

Согласно теории эволюции, человек разумный – это недоразвитая обезьяна, имеющая на одну хромосому меньше, чем, например, шимпанзе, но имеющее похожее строение черепа и передних конечностей. В настоящее время теория Чарльза Дарвина о происхождении человека от обезьяны не находит своего подтверждения, что позволяет мировым научным умам выискивать все новых «родственников» человека.

Сходство человека с дельфином

Исследователи, изучавшие мозговые , выяснили, что энцефалограмма дельфинов афалина сближает их с человеком. Дело в том, что мозг у этого вида дельфинов максимально похож на человеческий. Серое вещество у этих животных чуть больше в размерах, чем у людей, а также содержит большее количество извилин. Согласно исследованиям швейцарского профессора А. Портмана, умственные особенности дельфина заняли почетное второе место после человека (третье место у слонов, а четвертое – у обезьян).

Что объединяет человека со свиньями?

Анатомическое строение свиней позволяет называть их ближайшими родственниками человека. Дело в том, что эмбрион этого млекопитающего животного имеет закладку пятипалой конечности и мордочку, очень напоминающую человеческое лицо. Пятачок на свиной мордочке и копытца на ножках развиваются непосредственно перед родами. Кроме того, уже родившиеся свиньи обладают максимальной физиологией с людьми. Именно поэтому свиные органы (печень, почки, сердце, селезенка) используют в хирургии для трансплантации человеку.

Сходство людей с крысами

Эти грызуны тоже удивительным образом копируют человека на анатомическом уровне, но не так максимально как свиньи. Крысы имеют тот же состав крови и структуру тканей, что и человек. Любопытно, что эти грызуны являются единственными животными в мире, которые (как и человек) обладают абстрактным мышлением. Крысы умеют делать несложные умозаключения, что и позволяет им быть настолько живучими. Кроме того если крысу увеличить до размеров человека, после чего распрямить скелет, то можно увидеть, что суставы людей и крыс имеют одно и то же анатомическое строение, а кости обладают равным количеством фрагментов.