Огромный процент жителей РФ имеет вредную привычку курения. При этом многие из них признают, что они не согласны с вступившими в силу законами о запрете курения в общественных местах. По их мнению, введение таких строгих мер ущемляет их интересы и гарантированные государством права.

Последние нововведения, действующие в этой области, включают в себя установление запрета на курение в следующих местах:

  • во время пребывания в наземном или воздушном транспорте;
  • во время нахождения на территории железнодорожных и иных вокзалов;
  • в различных зданиях, принадлежащих общественным и государственным учреждениям;
  • на рабочих местах, включая территорию организации - ее подъезды, цеха и т.д.

Как только лицо будет замечено с сигаретой в вышеуказанных местах - у уполномоченного органа будут иметься абсолютно все основания для привлечения его к административной ответственности. При этом совокупность нарушений может привести к применению более серьезных санкций.

Законодательное регулирование

Государство возлагает на работодателей определенные обязанности, включая и осуществление постоянной защиты физического здоровья своих сотрудников. Из этого следует, что в интересах работодателя - юридического лица либо индивидуального предпринимателя, находится наложение запрета на курение на территории предприятия и в рабочей зоне. В том случае, если работодатель не желает накладывать полный запрет - в его обязанности будет входить организация специального места для курения.

Помимо положений нового закона о запрете курения, к виновному лицу могут быть применены и меры административной ответственности.

В случае фиксирования факта отсутствия специально отведенного места для курения в организации, на работодателя будет возложена ответственность за несоблюдение мер пожарной безопасности, а также санитарно-гигиенических норм. В роли основного наказания будет выступать денежный штраф, точный размер которого зависит от действующего порядка, а также от отдельных, дополнительных нюансов.

Если в организации отсутствует возможность по обеспечению и выделению отдельного места для того, чтобы там могли курить сотрудники, работодателю остается только ввести полный запрет на курение. Игнорирование данного факта по причине того, что в организации просто нет свободного места для оборудования в отдельной комнате, будет признано абсолютным нарушением.

Специальные места

Если работодатель пошел навстречу своим курящим сотрудникам и решил сохранить их привычку, перед ним встанет вопрос о том, как именно оборудовать место для курения, и какие действия следует для этого предпринять.

Место для курения должно отвечать одному из этих двух требований:

  • это место должно быть расположено на открытом воздухе. В таком случае допускается сооружение навеса или беседки, павильона;
  • место для курения может находиться в закрытом помещении, например, внутри предприятия в виде отдельной комнаты или кабинета. Но в этом случае оно должно быть оборудовано мощной вытяжной системой, которая будет быстро ликвидировать дым от выкуренных сигарет.

Место для курения обязательно должно быть отмечено соответствующим знаком, оповещающим сотрудников о том, что здесь курение будет являться правомерным.

Следует отметить, что к оборудованию места для курения работодатель должен отнестись со всей ответственностью. Повесить табличку с соответствующим названием комнаты будет недостаточно. Любая проверка обнаружит несоответствие помещения установленным стандартам. Курительная комната, помимо внутреннего оснащения, должна находиться и на достаточном расстоянии от рабочих мест других сотрудников, а также от помещений, предназначенных для приема пищи. В других же помещениях следует, наоборот, разместить информационные таблички, сообщающие о запрете курения в данных местах.

Как показывает практика, многие сотрудники самостоятельно выбирают себе места для курения, выходя, например, на крыльцо либо на территорию организации. В таком случае следует помнить, что отсутствие специально оборудованного места будет приравнено к нарушению действующих норм. Тогда ответственность может коснуться как и самого работодателя, так и его курящих сотрудников.

В отношении времени курения - законодательство не устанавливает определенных временных периодов для того, чтобы курящие сотрудники могли прерваться от выполнения своих обязанностей. Действующие нормы предполагают обязательное представление сотрудникам определенного времени, выделенного для отдыха и приема пищи в течение рабочего дня. Это значит, что фактически оставление сотрудником своего рабочего места с целью покурить является нарушением трудовой дисциплины и существующего распорядка. При желании работодатель может предъявить соответствующие претензии, например, если считает, что сотрудник выходит курить слишком часто, тем самым оказывая серьезное негативное влияние на рабочий процесс.

Штраф как мера ответственности

С момента, когда нормы о запрете курения вступили в свою законную силу, представитель правоохранительных органов сможет арестовать и предъявить официальные обвинения каждому курильщику, находящемуся с сигаретой в неположенном месте.

Наиболее серьезная сумма штрафа будет грозить тем, кто курит на детских площадках. Отягчающим обстоятельством будет считаться и такая ситуация, при которой нарушитель не только курит сам, но и привлекают к курению лиц, не достигших совершеннолетнего возраста. При этом самим привлечением будет считаться не только непосредственное угощение сигаретой, но и, например, содействие в покупке табачных изделий, активная пропаганда курения и т.д.

При назначении штрафов следует помнить о том, что сделать это может только уполномоченное лицо. Именно поэтому данное наказание не может быть осуществлено, например, самим работодателем. Также вычитание любой суммы из заработной платы сотрудника будет признано абсолютно незаконным действием работодателя.

В погоне за отказом от пагубных привычек в отношении своих сотрудников работодателю следует проявлять максимальную осторожность. Не допускается дискриминация курящих работников, например, уменьшение размера их заработной платы, лишение премиальных выплат и т.д. Обиженный сотрудник всегда сможет обратиться в судебное учреждение для защиты собственных интересов. В таком случае к работодателю могут быть применены достаточно серьезные меры ответственности за проявление дискриминации.

Какая ответственность может грозить работнику?

Как уже было сказано выше, работодатель не может использовать такую меру как наложение штрафа в качестве наказания сотрудника за курение. Однако руководитель может применить иные санкции, предусмотренные действующими законодательными нормами. К таким санкциям относятся: замечание, выговор и последующее увольнение. Последняя мера должна применяться лишь в исключительных случаях, например, если на сотрудника не действуют ранее предпринятые меры в виде замечания и выговора, и он продолжает нарушать действующий порядок. Увольнение также может быть использовано и в том случае, если нарушения повторились три и более раз одним лицом.

При получении на руки документа от руководителя, свидетельствующего о назначении определенного штрафа, сотрудник имеет полное право отказаться от подписания данного документа и обратиться в учреждение, уполномоченное разрешать трудовые споры.

Как видно из всего вышеизложенного, курение не только является вредной привычкой, но и может доставить серьезные проблемы в области трудовых правоотношений между работником и его работодателем. Помимо этого, постоянное отвлечение на сигарету часто негативно сказывается на рабочем процессе. Сотрудник, постоянно выходящий покурить, в день может терять 1-1,5 часа, не выполняя в это время свои прямые обязанности. Именно поэтому в большинстве случаев установление полного запрета на курение в той или иной организации станет максимально оптимальным решением.

Если же работодатель не может запретить курение по определенным причинам, следует внимательно отнестись ко всем существующим требованиям по поводу оборудования специального помещения.

К такому пришли эксперты службы Правового консалтинга компании "Гарант". Специалисты пояснили, что, юрлица вправе устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками (п. 3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. № 15-ФЗ " ", далее – закон о запрете курения).

При этом, как отмечают эксперты, работодатель, вправе установить в локальном нормативном акте запрет на курение в рабочее время при исполнении трудовых обязанностей вне зависимости от места нахождения работника. Это имеет принципиальное значение для работников с разъездным характером работы, за которыми конкретное рабочее место не закреплено.

Таким образом, устанавливая в локальном нормативном акте организации запрет на курение только на ее территории, работника нельзя будет привлечь к дисциплинарной ответственности за курение за пределами организации. Даже если это произойдет в рабочее время при исполнении трудовых обязанностей. Исключением станет нарушение им правил техники безопасности при выполнении работ по обслуживанию объектов газового хозяйства и т. д.

В частности, в рассмотренном экспертами случае работодателю стало известно, что работник с разъездным характером работы курил в ходе выполнения трудовых обязанностей на лоджии квартиры клиента, в то время как курение было запрещено только на территории организации. Специалисты пояснили, что в данном случае работодатель не вправе привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности.

Переносится ли дата увольнения, если срок действия трудового договора истекает в день сдачи работником крови и ее компонентов? Узнайте в "Энциклопедия решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите

Вредной привычкой: люди курят как во время отдыха, так и на работе.

Для ограничения негативного воздействия табачного дыма на некурящих работников, а также для устранения других негативных последствий курения во время рабочего дня законодательно были специальные правила.

Какие нормы регулируют курение в рабочее время? Какова за их нарушение?

Право курить на работе

Федеральный закон от 10.07.2001 № 87‑ФЗ «Об ограничении курения табака» (далее – Федеральный закон № 87‑ФЗ ) определяет правовые основы ограничения курения табака в целях снижения заболеваемости населения. Непосредственно под курением табака понимается вдыхание дыма тлеющих табачных изделий. Окружающий табачный дым определяется как табачный дым, содержащийся в атмосферном воздухе закрытых помещений, в которых осуществляется курение табака.

К сведению:

Табачные изделия – это изделия для курения, жевания или нюхания, упакованные в потребительскую тару, в том числе сигареты с фильтром, сигареты без фильтра, папиросы, сигары, сигариллы, табак трубочный, табак курительный, махорка (крупка курительная).

В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ в целях снижения вредного воздействия табачного дыма запрещается курение табака на рабочих местах , в городском и пригородном транспорте, на воздушном транспорте при продолжительности полета менее трех часов, закрытых спортивных сооружениях, организациях здравоохранения, организациях культуры, на территориях и в помещениях в помещениях, занимаемых органами государственной власти, за исключением курения табака в специально отведенных для этого местах.

К сведению:

В соответствии со ст. 209 ТК РФ под рабочим местом понимается место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

При этом в п. 2 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ на работодателя возлагается обязанность по оснащению специально отведенных мест для курения табака.

Также положения о местах для курения содержатся и в Санитарно-эпидемиологических правилах СП 2.2.1.1312‑03 , утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 22.04.2003 № 88. Среди требований к административным и бытовым зданиям и помещениям есть такое: места для курения проектируются при работах всех групп производственных процессов и во избежание контакта некурящих с табачным дымом изолируются от всех санитарно-бытовых помещений.

Кроме того, действуют правовые нормы, которыми установлены конкретные требования к местам для курения. Например, в местах для курения должна быть хорошая система вентиляции, чтобы табачный дым не мешал остальным работникам выполнять свою работу. Требования к такой системе предусмотрены СНиП 31‑05‑2003. Общественные здания административного назначения , принятыми и введенными в действие Постановлением Госстроя РФ от 23.06.2003 № 108 , в соответствии с которыми объем наружного приточного воздуха должен быть не менее 10 об/ч в рабочее время (в режиме обслуживания) и 0,5 об/ч в нерабочее время (в режиме простоя). То есть система вентиляции должна обеспечивать объем воздухообмена 10 куб. м/ч. В соответствии с таким документом, как СП 44.13330.2011. Свод правил. Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04‑87 , утвержденным Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 № 782 , температура воздуха в курительных помещениях в холодное время года должна быть не ниже 16° C, а кратность воздухообмена не менее 10 в час. Расчетная температура и влажность в теплый период года не нормируются. Помимо этого, закрепляется, что расстояние от рабочих мест в производственных зданиях до курительных помещений должно быть не более 75 м, для инвалидов с нарушением работы опорно-двигательного аппарата и слепых – не более 60 м, а от рабочих мест на территории предприятия – не более 150 м. Что касается площади курительных помещений при уборных или помещениях для отдыха, она должна быть 0,02 кв. м на человека.

Предписывающие знаки и знаки пожарной безопасности определены ГОСТ Р 12.4.026‑2001 , принятым и введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 19.09.2001 № 387‑ст . В местах курения на производственных объектах должен быть предписывающий знак М 15 «Курить здесь». В местах же, где курение может стать причиной пожара, на дверях и стенах помещений, участках, где имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества, или в помещениях, где курить запрещается, размещается знак Р 01 «Курить запрещается».

Вопросы ответственности, связанные с курением на рабочем месте

Пунктом 3 ст. 6 Федерального закона № 87‑ФЗ устанавливается, что нарушение положений о запрете курения табака на рабочем месте, а также неисполнение работодателем обязанности по созданию специальных мест для курения влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством. Однако в КоАП РФ специальных мер ответственности за указанные деяния не предусмотрено.

Некоторые специалисты полагают, что работодателя в случае нарушения им правил о специальных местах для курения можно привлечь к ответственности по ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» КоАП РФ , согласно которой нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа в размере:

– на – от 1 000 до 5 000 руб.;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 1000 до 5000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Нарушение же законодательства о труде и охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Неисполнение же требований относительно мест для курения, предусмотренных правилами пожарной безопасности, может повлечь ответственность по ст. 20.4 «Нарушение требований пожарной безопасности» КоАП РФ . Так, за нарушение требований пожарной безопасности устанавливается предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

– на граждан – от 1 000 до 1 500 руб.;

– на должностных лиц – от 6 000 до 15 000 руб.;

– на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 руб.

В соответствии со ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о техническом регулировании» КоАП РФ нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, требований технических регламентов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере:

– на граждан – от 100 до 500 руб.;

– на должностных лиц – от 500 до 1 000 руб.;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 500 до 1000руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

– на юридических лиц – от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Что же касается работника, за нарушение им правил о курении, а именно за курение вне специальных мест или в неустановленное время, он может быть привлечен работодателем в предусмотренном порядке к дисциплинарной ответственности. Согласно ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на работника трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить к нему такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. В пункте 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03. 2004 № 2 «О применении судами РФ ТК РФ» данное определение дисциплинарного поступка конкретизировано. Так, под неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т. п.). То есть запрет на курение вне специальных мест для курения или в неположенное время должен быть предусмотрен в правилах внутреннего трудового распорядка или ином локальном акте. В противном случае работник не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

В заключение отметим, что курение на рабочем месте запрещается законом. При этом на работодателя возлагается обязанность по созданию специальных мест для курения в соответствии с установленными требованиями. Непроработанными в действующем законодательстве являются вопросы ответственности за нарушение данных положений. Так, специальные меры административной ответственности отсутствуют, могут применяться только нормы ответственности за нарушение противопожарного, санитарно-эпидемиологического и другого законодательства. За нарушение правил о курении работник может быть привлечен только к дисциплинарной ответственности в соответствии с нормами ТК РФ.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Курение является весьма пагубной привычкой, и люди об этом прекрасно знают. Но по разным причинам многие не отказываются от вредного курения. Многие курильщики даже заявляют о том, что это часть их стиля жизни. В западных странах уже давно ведут борьбу с курильщиками на рабочих местах, пришли к этому и в России.

Почему работодателю выгодно бороться с курением?

Казалось бы, какая разница руководству организации, что его сотрудники курят. Необходимо лишь организовать специальные места для курения, чтобы выполнить требования противопожарной безопасности. На самом деле причин, почему руководство должно быть заинтересовано в борьбе с вредной привычкой много:

  1. Ухудшается здоровье сотрудников. Как следствие, работники чаще уходят на больничный, приходится перераспределять нагрузку между другими сотрудниками, КПД снижается.
  2. Постоянные перекуры «съедают» значительное количество рабочего дня. Следовательно, руководство оплачивает даже те часы, которые набегают в течение недели, когда сотрудник не выполнял свои обязанности.
  3. Курильщики склонны отвлекать другой персонал от работы. Есть так называемая группа пассивных курильщиков, а также лиц, для которых жизнь в курилке – это часть социализации. В итоге снижается работоспособность всех сотрудников.
  4. Отсутствие на рабочем месте сотрудника, ушедшего на перекур, может привести к тому, что будет пропущен важный звонок или не обслужен клиент. Это скажется на репутации компании.
  5. В организациях, где много курильщиков, царит неприятный запах, выветрить который практически невозможно. Это может вызывать раздражение и дискомфорт у некурящих работников, посетителей и клиентов.

Именно поэтому запрет курения на рабочих местах для организации не является социальной политикой, а имеет прямое экономическое обоснование.

Как руководству организации остаться в правовом поле при борьбе с курением?

Для того чтобы организовать юридически грамотно процесс борьбы с курением на рабочих местах, необходимо внимательно изучить ряд правовых норм. Они представлены в Трудовом кодексе Российской Федерации и в ФЗ «Об ограничении курения табака». Закон о курении на рабочем месте указывает, что кроме специально оборудованных мест, работники нигде не могут вредить своему здоровью. Кроме того, согласно правилам внутреннего трудового распорядка и положениям Трудового кодекса регламентируются перерывы для отдыха и питания. Соответственно, в другое время работник так же не имеет права отлучаться со своего рабочего места. Конечно, контролировать это, особенно в условиях большого штата, крайне тяжело.

Следует все-таки ознакомить сотрудников с положениями нового закона, чтобы они понимали, что штраф за курение на рабочем месте регламентируется на федеральном уровне. Для должностных лиц он составляет 500–1000 руб. Если в каждый незаконный перекур составлять протокол об административном правонарушении, курение становится слишком дорогим удовольствием.

Места для курения работодатель оборудует на свое усмотрение, т. е. нет норм, которые бы говорили, сколько таких зон должно быть создано на конкретной площади или в расчете на количество сотрудников. Получается, даже на огромной площади может быть создано одно оборудованное место для курения, и со стороны работодателя нарушений не будет. Для работников же будет проблематично добраться до места курения, что вынудит их ограничиться в перекурах. К сожалению, есть риск, что работники в нарушение законодательных и организационных норм будут курить в туалетах или других не предназначенных для этого местах.

Как может организация стимулировать отказ от курения?

Кроме того, чтобы выполнять законодательные нормы, руководство организации может внедрять свои дополнительные программы, рассчитанные на повышение мотивации к отказу от курения. Так, не является запрещенным способом:

  1. Выплата дополнительных премий некурящим сотрудникам.
  2. Предоставление ценных подарков или путевок тем, кто отказался от курения.
  3. Предоставление дополнительного времени отдыха тем, кто принял решение расстаться с пагубной привычкой.
  4. Установление портрета сотрудника на агитационном стенде. Например, в рамках компании «Скажи никотину нет».
  5. Организация медицинской и психологической помощи работникам, решившим бросить курить.
  6. Дарение литературы, где освещены способы расставания с табаком, или средств с символикой противотабачной пропаганды (блокноты, ручки и т. п).
  7. Депремирование за нарушение требований правил противопожарной безопасности или обнаруженный факт курения в рабочее время. Причем размер депремирования может достигать 100%.

Заключение

Дополнительно необходимо внести изменения во внутренние документы организации, в том числе, вменить в обязанности сотрудников службы персонала ведение агитации за здоровый образ жизни.