Личность можно рассматривать как совокупность всевозможных индивидуальных особенностей, социально значимых черт, идентифицирующих человека как члена общества и характеризующих его персональные качества. На этом месте среднестатистический человек начинает путаться в терминах, полагая, что гендерная идентичность - это исключительно сексуальная ориентация, и если она отличается от общепринятой, то непременно подлежит исправлению. На деле всё несколько сложнее, и многие люди с удивлением обнаруживают в себе черты противоположного гендера, признавая это совершенно нормальным.

Определение гендерной идентичности человека

В первую очередь стоит отметить, что гендер - это не пол, а набор характеристик, дополняющих половое самоопределение. Поэтому половую принадлежность называют мужской и женской, а гендер, соответственно, маскулинным и феминным. Сомнений в половой принадлежности не бывает: она определяется физиологическими признаками, набором хромосом и соответствующим типом гениталий, тогда как гендерная идентичность - это характеристики, не привязанные к биологическим признакам.

Если рассуждать упрощённо, то именно гендер отвечает за реализацию «настоящих женщин» и «настоящих мужчин». Согласно стандартным стереотипным рассуждениям, представитель каждого пола должен отвечать неким идеальным представлениям общества о себе. Женщина обязана быть хрупкой, красивой, сексуально привлекательной, интересоваться сугубо воспитанием детей и ведением домашнего хозяйства, а мужчина традиционно представляется в роли добытчика, кормильца, воина и даже господина, наличие «правильного» внешнего вида обязательно. Откуда в каждом отдельном человеке появляется такое восприятие гендера?

Врождённое или приобретённое?

Сторонники теории «биология как судьба» настаивают на врождённости всех необходимых гендерных черт в каждом ребёнке. Любые отклонения от шаблона воспринимаются как извращение или болезнь. Однако становление гендерной идентичности во многом зависит от социума, и даже если ребёнок воспитывается исключительно в семье, он видит соответствующее поведение родителей и других родственников.

Если родители разочарованы тем, что родился ребёнок не того пола, о котором мечталось, может появиться полусознательное стремление «переделать» отпрыска под сложившийся в мечтах образец. Подобные случаи отмечаются не только в художественной литературе, но и в реальной жизни. Формирование гендерной идентичности происходит под давлением, причём чаще девочек воспитывают как мальчиков, чем наоборот. Во многом это обусловлено бытующей в нашем обществе установкой, что у настоящего мужчины обязательно должен родиться сын. Отсутствие ребёнка нужного пола побуждает отцов и матерей сублимировать, подстраивая «неудавшегося потомка» под какой-то умозрительный образец.

Детство сквозь призму гендера

В раннем детстве малыши не осознают ни половой, ни гендерной принадлежности, лишь к двум годам впитывая отличия между мальчиками и девочками. Внезапным открытием становится наличие или отсутствие пениса. Далее следует родительское объяснение, почему юбки и бантики можно носить исключительно, если пениса нет, а играть с машинками и пистолетиками, если он есть. Безусловно, гендерная идентичность ребёнка всегда опирается на полученные извне сигналы одобрения или порицания, закрепляется на подсознательном уровне. Замечено, что уже в детском саду малыши транслируют впитанные установки сверстникам и даже игрушки иногда выбирают не по собственным предпочтениям, а по принципу правильности для своей половой принадлежности.

Почему же тогда начинает «сбоить» гендерная идентичность подростков? Пубертатный возраст знаменуется не только очевидными изменениями телосложения. Начинается активный поиск себя, становление личности, а это требует подвергать сомнениям авторитетные мнения. Укоризненное замечание «ты же девочка» или «ты же мальчик», призывающее к определённой гендерной модели, вызывает вполне закономерное противодействие. Справедливости ради стоит отметить, что родители в своём стремлении во что бы то ни стало вырастить «правильного» ребёнка ударяются в нелепые крайности. Например, запрещают сыну заниматься танцами или музыкой, полагая это исключительно немужественными занятиями.

Типы гендерной идентичности

Согласно биологическим нормам, люди делятся строго на два пола - мужской и женский. Любые отклонения в данной сфере обусловлены генетическим сбоем. В известной мере это можно скорректировать современными медицинскими методами. Дальше начинаются исключительно социальные и культурные характеристики, которые могут отличаться в зависимости от страны и местных традиций. Так называемый «третий пол» - гермафродиты (при биологическом наличии половых признаков обоих полов) и люди с нетрадиционной гендерной идентичностью личности, признан юридически всего в десяти странах: Канада, Австралия, Великобритания, с некоторыми оговорками Германия, Новая Зеландия, Пакистан, Таиланд, Индия, Непал и Бангладеш. Ещё несколько стран признают существование третьего пола культурной традицией, однако с точки зрения законодательства это некая сумеречная сторона жизни, на которой предпочитают не акцентировать внимание.

Изначально выделялось два гендерных типа: маскулинный, присущий мужчинам, и феминный, соответствующий женскому полу. Появившийся в сравнительно недавнем прошлом официально андрогинный тип представляет собой некое «среднее арифметическое» между основными двумя гендерными типами. Антропологи и социологи выделяют также бигендеров, трансгендеров, гендер-квиров и агендеров в отдельные категории. Возможно, это желание раздвинуть общепринятые рамки до их полного исчезновения и довести гендерную толерантность до недостижимого абсолюта. В обычной жизни бывает достаточно нескольких терминов без углубления в подробности.

Маскулинность

Маскулинная гендерная идентичность - это сочетание подчёркнуто мужского телосложения и выполнение мужской социальной роли, а также соответствующие черты характера, привычки, пристрастия и поведение. Кроме однозначно положительных характеристик, нормой для маскулинности считается агрессия, Иными словами, когда плачущему мальчику говорят «будь мужчиной», имеется в виду требование соответствовать шаблону, согласно которому мужчины не плачут, так как это исключительно женская привилегия.

Феминность

Феминная гендерная идентичность - это противоположность маскулинной, сочетание женственного телосложения и традиционной женской социальной роли, включая некие идеальные «женские» черты характера, привычки и наклонности. Интересно, что в обществе сквозь гендерную призму воспринимается буквально всё, начиная с цвета ползунков у младенца.

Если на мальчика надеть розовые колготки, заметная часть взрослых или спутают его с девочкой, или возмутятся, что родители хотят воспитать из него девчонку. Визуальный сигнал феминной идентичности - соответствующие женскому полу фасоны одежды или расцветки. Право носить яркую рубашку в цветочек маскулинному мужчине придётся доказывать кулаками. К счастью, мода время от времени настаивает на абсолютной толерантности и разрушении гендерных барьеров в выборе одежды.

Андрогинность

Интересно, что сама по себе андрогинность существовала во все времена, но считалась несколько предосудительной, как будто эта особенность гендерной идентичности - злонамеренное стремление андрогина ввести окружающих в заблуждение. В основном андрогинность опирается на визуальные сигналы - если у человека нет ярко выраженной маскулинности или феминности, сложно определить с первого взгляда, девушка перед вами или юноша. Маскировка усугубляется одеждой в стиле «унисекс» и соответствующим поведением.

Ярким примером можно считать Брюн, героиню из повести братьев Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста», которую представили как «чадо покойного брата дю Барнстокра». Поведение и внешний вид Брюн не позволяли определить, какого, собственно, пола это существо, поэтому о нёй писали в среднем роде, пока не выяснилось, что это действительно девушка.

Гендерность и сексуальная ориентация

Вопреки распространённому заблуждению, понятие гендерной идентичности совершенно не связано с сексуальной ориентацией. Иными словами, феминный мужчина совершенно не брутальной наружности не обязательно является гомосексуалистом, а коротко стриженная культуристка в камуфляже не проявляет лесбийских наклонностей.

Понятие гендера связано в первую очередь с поведением и социальной ролью и только косвенно опирается на сексуальность. Таким образом, попытки пресечь «неправильную сексуальность» методом давления на визуальную составляющую гендерной идентичности не приносят никакого результата. При этом не стоит сбрасывать со счетов возможность комплексного влияния внешних факторов на развитие сексуальности. Сексологи утверждают, что ориентация выкристаллизовывается постепенно, каждый человек проходит уникальный путь становления личности, включая интимные предпочтения.

Кто такие бигендеры и трансгендеры

Бигендерность можно считать одним из вариантов победившей толератности по гендерному признаку в отдельно взятой голове индивидуума. Если человек берёт на себя некие социальные функции, не пропуская их через анализ стереотипов, мы получаем достаточно гармоничную и самодостаточную личность. В противостоянии гендерная у бигендеров побеждает целесообразность и умелое приложение талантов и склонностей. Мужчина может брать на себя женскую социальную роль, не считая при этом себя жертвой обстоятельств, женщина также прекрасно справляется с мужской ролью. В современном мире гендерные рамки несколько стёрлись, хрестоматийная «охота на мамонта» всё больше переходит из физической работы в умственный труд, и умелым добытчиком становится не обладатель мускулов и избытка тестостерона, а индивид с высокой степенью интеллекта. Половая принадлежность добытчика в данном вопросе не играет роли.

Другой вопрос, если имеет место трансгендерность, - это несоответствие биологического и гендерного самовосприятия. Если рассуждать упрощённо, то трансгендером можно назвать мужчину, предпочитающего женскую социальную роль, включая некоторые визуальные атрибуты. Если же он действительно чувствует себя женщиной «до мозга костей», а физическое тело не соответствует самоопределению, то речь идёт о транссексуальности. В гендерном смысле это не мужчина. Человек думает, как женщина, чувствует и воспринимает мир и себя исключительно с феминной позиции. Несоответствие биологического пола при этом рекомендуется исправлять посредством трансгендерного перехода. Однако не все люди, сменившие биологический пол, ощущают себя именно транссексуалами. Это достаточно запутанная ситуация, в которой много индивидуальных решений.

Сексизм как катализатор гендерной дисфории

Если формирование гендерной идентичности произошло с несовпадением по биологическим параметрам, это называют В это понятие включены все расстройства половой идентификации, которые в проекте Международной классификации болезней ориентировочно с 2018 года (МКБ 11) перенесены из раздела психиатрических расстройств в категорию сексологии. Это состояние может быть поверхностным и глубоким, в зависимости от степени неприятия собственного биологического пола.

Социологи и сексологи отмечают, что усугубить незначительную гендерную дисфорию могут проявления сексизма, особенно если они обрушиваются на ребёнка или подростка. Например, мачизм, как радикальная и агрессивная форма маскулинной модели, может демонстрировать откровенную мизогинию - в окружающее пространство транслируется идея о том, что всё, присущее женщинам, ущербно. Быть женщиной стыдно, а быть как женщина - ещё хуже. Сексистские высказывания могут привести ребёнка к логической цепочке: «Я не хочу быть презираемым объектом, быть мужчиной прекрасно, быть женщиной стыдно». Этот же принцип работает и в обратном направлении: если в окружении мальчика преобладают уничижительные характеристики в адрес мужчин, он подсознательно начинает желать принадлежать к «привилегированной» категории человечества. Биологический пол мешает этому, развивается расстройство гендерной идентичности.

Вопреки волнениям приверженцев традиционной модели патриархального общества гендерная толерантность вовсе не ведёт к хаосу и утере социальных и культурных ориентиров. Напротив, отсутствие радикального сексизма и агрессии снижает напряжение в обществе, уменьшает вероятность развития дисфории и способствует росту каждой отдельной личности.

В современном мире, шагающем в ногу со временем и находящемся в гонке за равноправием людей, часто проскакивают выражения и недовольства, связанные с гендерной принадлежностью. Недовольства связаны и с дискриминацией по этому признаку. Давайте разберёмся в этих понятиях и узнаем, откуда идут корни .

Врождённые и приобретённые качества

Кажется, что понятие гендера и пола – это одно и то же, нет никакой разницы в них. Однако это не так, различия всё-таки существенны. Попробуем узнать, что такое гендерный признак и определение «пола».

Мужчиной вы родились или женщиной – это определяется уже при рождении. Разница и разделения при этом очевидны. Этот фактор является биологическим. В данном случае это положение не меняется и не зависит от воли человека.

Однако медицина шагнула вперёд давно. Теперь разработки, инновации, пластическая хирургия шагнули на более высокий уровень. Медицина способна менять пол.

В некоторых случаях его даже невозможно точно определить. Случаются инциденты, когда есть признаки и мужских и женских гормонов, половых признаков, поэтому это осложняет суждение.

Как гласит Википедия, половой признак связан с биологическими и анатомическими особенностями организма, а вот гендерный признак с:

  • обществом
  • социальной жизнью
  • воспитанием

Проще говоря, мальчики и девочки рождаются, а вот мужчинами и женщинами становятся в процессе жизнедеятельности. Это касается не только воспитания, но и в целом как на людей влияет жизнь в обществе, культура, самосознание .

Время не стоит на месте, поэтому понятие «гендер» меняется. Когда на дворе был 19-й век мужчин и женщин различали следующим образом: у дам были длинные косы, они носили платья. А мужчины были коротко-стриженными и носили брюки. Однако сейчас это не есть определение гендера.

В прошлых столетиях женский пол не мог занимать высокопоставленные посты в политике, заниматься бизнес-проектами. Это считалось чем-то аморальным и невозможным, однако, с течением времени и прогрессом это стало обычным делом. И сейчас никого этим не удивишь. Однако по гендерному признаку по-прежнему судят и разделяют мужчин и женщин.

Различие диктует массовое сознание

Многие факторы зависят от уровня культуры и развитости общества. Социальное поведение можно навязывать только тем личностям, которые неправильно мыслят и недостаточно просвещены.

Например, что-то должен мужчина и что-то должна женщина. Отличие и разделение мужчины и женщины связано с их обязанностями. Например, мужчина должен:

  • быть главой семьи
  • получать больше денег
  • иметь целый набор характеристик – мужественность, твёрдость, агрессивность
  • выбирать профессии мужского характера
  • любить спорт
  • быть рыболовом
  • стремиться подняться по карьерной лестнице

Точно такой же перечень есть и для женского пола. Например, женщина должна быть, как говорится «настоящей», выйти замуж, родить детей, быть мягкой и уступчивой и выбрать профессию женской направленности. А всё остальное время, которого должно быть много, посвящать семье.

Конечно, у бунтарей данные стереотипы вызывают бурную и эмоциональную реакцию. Ведь сейчас всё перемешалось: многие пары не хотят обременять себя отношениями, браком, а тем более детьми. А всю энергию направляют для продвижения в карьере, для работы и жизни в своё удовольствие.

Из такого рода мышления рождаются проблемы гендерного характера. Нередко кормящим женщинам приходится содержать всю семью, зарабатывать деньги на хлеб и на пропитание, при этом мужчина может не работать, а, наоборот, уйти в декретный отпуск. Либо другой вариант: жертвы ради карьеры, либо мужчины, в душе чувствующие себя женщиной. Они увлекаются вышивкой. Получается, ни этот, ни другой случай не соответствуют своему полу.

Все люди равны

Так что получается гендерный признак – это стереотип? В разных странах эту проблему трактуют по-своему .

Например, в обществе Испании тот представитель сильного пола, который хорошо готовит, приравнивается к «настоящему мачо». А вот у славян это женская работа и вовсе не мужское дело. Отсюда развиваются проблемы, женщины чувствуют такую дискриминацию, пытаются доказывать своё равенство, отстаивать права и заявлять о себе, как о личности. А руководящие посты чаще всего отводятся представителям сильного пола.

Чтобы решить эту проблему, некоторые страны ведут гендерную политику. Это значит:

  • государство ответственно за установление равенства между полами и ликвидацию различий
  • создаются правовые нормы
  • создаётся равноправное общество без запретов

Все эти действия направлены на уничтожение стереотипов, связанных с гендером.

Гендер: определение

Понятие «гендер» означает социальный пол. Он определяет, как себя будет вести человек в определённой роли мужчины или женщины. Сюда входят и запреты на то или иное поведение.

Гендерное значение в обществе говорит о том, какую профессию должен выбирать человек по своему биологическому половому признаку.

К примеру, очевидны различия между православными и мусульманскими женщинами. С анатомической позиции они равны, однако, по гендеру они будут занимать разную нишу в социуме.

Итак, понятие «гендер» появилось по следующим причинам:

  • как часть исследования нового самосознания
  • изучалось в годы активизации феминистических настроев

Все эти понятия, так или иначе, разделяют людей по половому признаку.

Ещё 60 лет назад известный врач того времени изучал различия полового характера. Он и назвал такой вид дифференциации гендером. Тогда изучения были спровоцированы появлением новых типов людей – транссексуалов и интерсексуалов. Однако тогда этот термин так и остался просто научным понятием.

А вот после, 10 лет спустя, появились феминистки. Они отстаивали своё равенство и права. У них был свой устав и идеология. Сторонники и участники активно лавировали понятием гендера.

Медицина основана на том же принципе

, различия по половым особенностям существуют и в медицинской практике. Даже существует целый вид науки «Гендерная медицина». Это значит то, что определённую болезнь будут лечить по-разному у мужчин и женщин. Это касается даже тех случаев, если представители находятся в одинаковых возрастных категориях. Такое различие обусловлено тем, что организмы устроены по-другому.

У мужской и женской половины разница не только по гендеру, полу, но и по физиологии:

  • у мужчин ярко выражен тестостерон – это сугубо им присущий гормон
  • у женщин – эстроген и прогестерон

Поэтому на разные ситуации происходит различная реакция, в том числе эмоциональная.

И болезни одни присущи больше мужчинам, другие – женщинам. Такое же различие существует в стрессовых ситуациях и во время проявления боли. Например, если женщина на что-либо жалуется, её сперва необходимо проверить на гормоны, ведь они оказывают влияние на весь организм в целом.

Такой гендерный признак может проявиться и в моральном состоянии и эмоциональном здоровье. Допустим, женщины себя прекрасно чувствуют, если будут говорить в день не меньше 20 тысяч слов, а мужчинам достаточно всего 8 тысяч.

Ни для кого не секрет, что различие и полов, и гендера заключается в реакции на то или иное обстоятельство. Женщины в основном руководствуются чувствами и эмоциональностью, а вот мужчины ведут себя более сдержанным образом и руководствуются в основном логикой.

Поэтому даже у психологов разные подходы к людям по половому признаку, потому что внутри люди разные.

Проявление гендера в современном обществе

Итак, понятие «гендера» было рассмотрено выше, теперь рассмотрим конкретные примеры, чтобы лучше понимать, о чём идёт речь .

Почему говорят, что гендерные суждения – это стереотипы? Наверное, потому что встречаются женщины, которые таковыми являются только внешне. И различий между другими особых нет. Однако под всей внешней мишурой – макияжем, париком, одеждой и каблуками скрывается мужчина. Разница только в том, что по биологическому признаку он мужского пола, а морально ощущает себя женщиной.

Другой пример – . Этот термин активно упоминался в 2000-х годах. Сейчас этим понятием абсолютно никого не удивить. Это стало нормой жизни. Метросексуалов полно: в журналах, кино, музыкальных клипах, в ночных клубах. Под это описание конкретным примером является мужчина, который очень внимательно к себе относиться, ухаживает за своей внешностью, соответствует модным тенденциям. Можно такую личность противопоставить так называемому «настоящему мужчине», который особо не заморачивается по поводу своей внешности и обладает более волевыми и твёрдыми качествами характера.

Как определить из толпы метросексуала:

  • он любит ходить по магазинам
  • весь шкаф забит модными вещами
  • носит множество аксессуаров к одежде – шарф, очки, часы, браслеты, кольца, значки, украшения
  • не стесняется красить ногти, волосы, удалять волосы с волосистых участков кожи

Поэтому и существует такое разделение, всё зависит от предпочтений и самоощущения. При этом метросексуал может быть и геем, и нормальным мужчиной. Здесь не угадаешь .

Как бы там ни было, даже такая черта как метросексуальность оставляет мужчину мужчиной. Ведь эта черта не влияет на пол. Например, в 18 веке такая мода была. Мужчины красились, носили каблуки, надевали парики и украшали себя обильно аксессуарами.

Другой пример – мужчины Шотландии. Они по своей культуре носят юбки, а арабы – и вовсе платья. Были в истории и упоминания о любви самураев друг к другу, греки передавали свою нетрадиционную сексуальную наклонность в произведениях искусства. При этом мужчины сражались, участвовали в войнах, заводили семьи и оставляли после себя потомство.

Например, различие по гендеру заключается и в логике. Мужчины подсмеиваются над женской, а женщины над мужской. Всё это также относится к гендерным стереотипам, навязанным обществом и культурой.

Андрогинность это прогресс в сознании?

Всё больше общество интересует такое понятие как «андрогинность» . Проще говоря, это двойственность полового признака. Она проявляется как внешне, так и внутренне. О 2-полости или бесполости говорят не только духовные практики, но и религии. Например, в Библии сказано, что ангелы бесполые существа также как и наша душа не имеет половой характеристики.

В человеке андрогинность проявляется, когда есть:

  • ощущение двух полов внутри
  • дополнение одной личности другой
  • существование в одном теле двух личностей

Об этом шла речь еще в период античности. Даже в древнегреческих писаниях обсуждали этот феномен.

Сейчас же андрогинность является частью психологического состояния человека. Получается, при андрогинности у человека есть и мужские, и женские особенности. Причём это касается внешности, в том числе. Однако начинается это всё с духовного: как человек рассуждает, как себя ведёт, какие имеет привычки и манеры. Бывает мальчики очень похожи на девочек, даже голос говорит о женском поле. Анрогинность не говорит о том, что у человека проблемы с ориентацией.

Человеку быть андрогином в современном мире тяжело. Поскольку необходимо выбрать, кто ты. Поэтому всегда нужно соблюдать баланс в своих состояниях. Как показывает практика, пол здесь совсем не играет роли. И выбор может быть сделан не в его пользу. Всё это может вызвать насмешки и упрёки со стороны общества. В крайних случаях – осуждение и насилие над этим человеком.

Андрогины, как правило, выбирают для себя определённый стиль, в котором им комфортно. Необязательно для этого делать операцию, можно выбрать одежду, причёску, манеру поведения, которая максимально близка к личности.

Например, в Америке свобода в этом плане очевидна. Там существует более 30 видов гендерной личности, которую может выбрать человек. И всё это закреплено законом.

Есть ли равенство

В мире, во многих странах, даже сред мусульман, где женщина находится на нишу ниже мужчин тоже говорят о гендерном равенстве. Эти споры поменяли многие законы и расширили права человека. Что значит равенство?

Идея состоит в том, что люди имеют одинаковые возможности в различных областях жизнедеятельности. Это касается систем образования и науки, медицины и здравоохранения, закона и порядка. Это значит:

  • беспрепятственный выбор той или иной работы, вне зависимости от пола
  • доступ к государственной деятельности
  • создание семьи
  • воспитание детей

Если говорить о неравенстве , то здесь возникает масса проблем, в том числе насилие. Потому что в современном мире уже отказываются от стереотипов, которые существовали в прошлом. Например, то, что мужчина – это агрессивный самец, а женщина – послушная и терпеливая самка. Такие характеристики и «эхо прошлого» допускает мужчинам иметь беспорядочные сексуальные связи, а что касается женского пола здесь, наоборот, полное подчинение. Это рождает рабское отношение.

Никто не говорит, что за равенство необходимо бороться, создавать конфликты, однако, общество уже поменялось в корне. Например, всё больше женщин занимают посты, которые присущи мужчинам – идут в ряды полицейских, спасателей, водителей, чиновников. С другой стороны мужчины могут быть танцорами, деятелями культуры. И здесь нет ничего зазорного.

Кроме того, всё чаще складываются ситуации, когда женщина не может себе позволить быть домохозяйкой и заниматься исключительно бытом и домохозяйством. Она наравне с мужчиной трудится, при этом воспитывает детей и ухаживает за домом. Хотя гендерные стереотипы противоречат такому распорядку жизни.

Однако в странах Саудовской Аравии по-прежнему действует определенная иерархия в отношениях между мужчиной и женщиной. Это происходит из-за менталитета, религии и вековых традиций. Например, там мужчина по-прежнему стоит на голову выше женщины и может управлять ею. Это считается нормой, к такой ситуации приучены с детства.

Если говорить о различиях между мужчинами и женщинами, бытует мнение, что дамы ценят больше семейные ценности, а мужчины – независимость, успешность. В настоящее время, всё перемешалось и мы видим, что ценности у всех разные. И это не зависит от половой принадлежности .

Другая гендерная проблема заключается в двойственных стандартах . Она может проявляться в равной степени в любой области или сфере жизни, даже в личных отношениях. Например, сексуальное поведение.

Мужчинам свойственно разнообразие сексуальной жизни. И чем было больше партнёрш до свадьбы, тем лучше. Приобретение опыта полезно и необходимо для будущих отношений.

Что касается женского пола, они должны выходить замуж невинными, иначе это считается дурным тоном. Собственно, раньше на это обращали большее внимание, нежели сейчас. Поскольку всё больше пар живут в гражданском браке, то есть по закону они друг другу никто. Получается, связи мужчины не осуждаются так яро, как измена женщины.

По двойному стандарту мужчина может главенствовать в сексуальной жизни, по своему усмотрению, в то время как женщина может выполнять роль ведомой личности.

Поэтому если речь идёт о воспитании, решать только вам. Если вы стремитесь к гендерному равноправию, ребёнку необходимо показывать соответствующий пример поведения и общения друг с другом. И не дискриминировать людей в зависимости от пола. Когда речь идёт о профессиях, необязательно подчёркивать, что соответствует сугубо мужчинам, а что сугубо женщинам. Можно показать, что папа тоже может заниматься домашними делами, готовить пищу, а мама работать и любить футбол, ездить вместе с папой на рыбалку. И не поощряйте насилие. Подчёркивайте, что плохо, когда мальчик обижает девочку, а когда девочка отвечает и обижает вслед мальчика – это тоже оскорбительно и неправильно.

Гендерное равенство не меняет историю, половую принадлежность или черты характера, оно всего лишь помогает найти свой жизненный путь, не опираясь на стереотипы – кому что можно, а кому что нельзя.

ПСИХОЛОГИЯ

Л. В. Шабанов, И. Л. Шелехов, Н. Н. Рубан

ПОЛОВАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ И ГЕНДЕРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ

РАЗЛИЧНОГОТИПА

Рассматривается физиологический пол как совокупность анатомо-физиологических признаков особей одного вида и гендер как социальный пол. Делается обзор вышеперечисленных терминов, на основании которых формируется половая идентичность личности, т. е. особая принадлежность к определенному полу, как результат сложного биосоциального процесса соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания.

Ключевые слова: половая идентичность, биологический пол, социальный пол, социализация, гендер.

Исторически в различных культурах на основании половых признаков сформировалось разделение людей на мужчин и женщин. Социально-культурные изменения последних лет фиксируют значительное изменение мужских и женских ролей в социуме. В связи с этим появляется необходимость введения и четкого разграничения понятий «пол» и «гендер».

«Пол» и «половые свойства» обозначают диффе-ренцировку мужчины и женщины: «секс», «сексуальные свойства» подразумевают сексуально-эротические свойства . Итак, пол (англ. sex): а) биологически - совокупность контрастирующих анатомофизиологических признаков особей одного вида; б) социально - комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивиду личный, социальный и правовой статус мужчины или женщины. Пол строится на хромосомных, гормональных и физиологических особенностях человека как организма и указывает на его биологический статус. Физиологический пол будущего ребенка формируется в пренатальный период .

«Гендер» (от лат. genus - «род») - обозначение пола как социального явления; вся совокупность психологических свойств, отличающих мужчину от женщины. В гносеологическом плане «гендер» (от греч. yevoo - «генос») происхождение, материальный носитель наследственности . Термин «гендер» употребляется для обозначения пола как социального понятия и явления, в отличие от чисто биологического понимания пола. Гендер указывает на социально-психологический статус человека с точки зрения полоролевых особенностей взаимоотношений с социальной средой, характерных для различных индивидуумов (мужчин и женщин) .

Американский социолог Э. Гидденс считает, что «если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям между женщиной и мужчиной, то понятие “гендер” затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности. Таким образом, существу-

ет два пола (мужской и женский) и четыре рода (ан-дрогинный, маскулинный, феминный, недифференцированный)» .

Так как мы рассматриваем отношения полов в области психологии различий, то важно рассмотреть тот путь, которым мужчина и женщина приходят к специфическим проявлениям в межличностных и межгрупповых отношениях.

Большинство житейских представлений сводится к тому, что пол, половая принадлежность человеку дается чисто биологически. Но «половая идентичность», т. е. осознанная принадлежность к определенному полу, - результат сложного биосоциального процесса, соединяющего онтогенез, половую социализацию и развитие самосознания .

Этот процесс разделяется на ряд последовательных стадий, каждая из которых выполняет свои специфические задачи, причем результаты критических периодов принципиально необратимы, с точки зрения американского сексолога Д. Мани. Ее идея: «для создания самца требуются дополнительные усилия. На всех критический стадиях развития, если орган не получил дополнительного сигнала, половая диффе-ренцировка автоматически идет по женскому типу. То есть социальные факторы и самосознание - лишь надстройка над тем, что каждому человеку дано природой» .

В постнатальном онтогенезе анатомо-физиологи-ческие особенности задают определенную программу развития, детерминируя определение (паспортного) пола новорожденного. Это определяет, в соответствии с какой половой ролью (мужской или женской) должен воспитываться ребенок (пол воспитания). Таким образом начинается половая социализация ребенка, т. е. обучение ребенка половой роли.

Психологический пол личности (этот термин в отечественной психологии впервые использован А. Г. Ас-моловым) является системным качеством, обусловленным в большинстве случаев биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокуль-

турными традициями воспитания и полоролевыми нормами общества, определяющими индивидуальные характеристики, особенности воспитания, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности .

Под половой ролью понимают систему нормативов, ожиданий, моделей поведения, которую индивид должен усвоить и соответствовать ей, чтобы его признавали представители того или другого пола.

Половая роль в свою очередь является моделью поведения, которую инливид должен усвоить и в дальнейшем соответствовать ей, чтобы его признали в обществе мужчиной или женщиной .

Половая социализация зависит от норм и обычаев общества и культуры. В нее входят:

1. Система дифференциации половых ролей (половое разделение труда, половые предписания, права и обязанности мужчин и женщин).

2. Система стереотипов маскулинности и феминин-ности, т. е. представления о том, какими являются или должны быть мужчины и женщины .

Маскулинность и фемининность (от латинского «та8сиНпш» - мужской и «Гетттш» - женский) -нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей .

Гендерная идентичность - это единство поведения и самосознания индивида, относящего себя к определенному полу и ориентирующегося на определенную половую роль . Гендерная идентичность основывается на соматических признаках (особенности строения тела), на поведенческих и характерологических свойствах, оцениваемых по степени их соответствия нормативному стереотипу маскулинности или фемининности. Гендерная идентичность - это категория, которая определяет место индивида в трехмерном пространстве, образованном осями «маскулинное - фемининное», «социальное - индивидуальное», «филогенетическое - онтогенетическое» .

Исследования гендерной идентичности указывают на сложный характер этого личностного образования. Оно рассматривается прежде всего как осознание подростком позиции собственного «Я» по отношению к неким образам-эталонам пола . Доказано, что низкая дифференцированность эталонов снижает влияние гендерной идентичности как механизма, регулирующего поведение подростка .

Гендерная идентичность связана со структурой личности. Пубертатный период является критическим из-за того, что обнаруживается и закрепляется не только гендерная, но и сексуальная идентичность, или, другими словами, психосексуальная направленность личности .

С точки зрения эпигенетической теории Э. Эриксона, на 5-й стадии психосоциального развития (формируется ЭГО-идентичность - ролевое смешение) по-

иск идентичности может быть трудным процессом для индивида из-за влияния на него определенных групп людей и их сексуальных ориентиров. Под влиянием социальных групп, несущих размытую дифференциацию пола, может наступить кризис идентичности.

Кризис идентичности пола в данном случае можно рассматривать как фиксацию на этой стадии формирования личности.

В случае фиксации недифференцированного пола наступает 6-я стадия - «интимности - изоляции». Данная стадия опасна для личности излишней поглощенностью собой или избеганием межличностных отношений .

Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Психологи исследуют их, анализируя четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли .

Таким образом, гендер является сложным социокультурным феноменом, обусловливающим различия в ролевом поведении, в ментальных и эмоциональных характеристиках между мужчиной и женщиной, конструируемых обществом. Под влиянием различных социальных условий может формироваться различная гендерная идентичность.

Нами проведено исследование гендерной идентичности с использованием «Опросника гендерных ролей» С. Бем, адаптированного Е. М. Дубовской и

О. А. Г аврилицей. Опросник С. Бем (а также его модификация) основан на следующих концептуальных положениях:

1. Конструкты маскулинности и фемининности не есть альтернативы, полюсы одного и того же континуума, а являются независимыми измерениями.

2. Субъект в процессе социализации усваивает социальные конструкты маскулинности - фемининно-сти в качестве рамки/схемы для конструирования собственной личности и интерпретации окружающих явлений.

3. Поскольку маскулинность и фемининность являются социокультурными феноменами, то конструкты теста должны включать семантические единицы, характеризующие представления конкретного общества о маскулинности и фемининности.

Данный инструментарий содержит перечень из 60 качеств, 20 из них отражают маскулинные качества, 20 - фемининные и 20 - нейтральные. Он позволяет измерить показатели фемининности и маскулинности путем самоопределения респондентами выраженности у себя тех или иных качеств по 20-балльной шкале с последующим переводом в систему категориальной оценки «высокий» (ВМ/ ВФ) - «низкий» (НМ/ НФ). В этой системе оценки индивидуальные показатели фе-мининности и маскулинности, близкие к медиане или превышающие ее, считаются «высокими»; показатели меньшие, чем медиана, считаются «низкими». Таким образом, могут быть выделены четыре гендер-

ных типа личности: маскулинный тип (сочетание ВМ с НФ), фемининный тип (НМ - ВФ), андрогинный тип (ВМ - ВФ) и неопределенный тип (НМ - НФ).

Для удобства вычислений и математико-статистической обработки результатов исследований Е. М. Ду-бовской и О. А. Г аврилицей было предложено респондентам оценить качества по 4-балльной шкале. При этом учитывалось, чтобы изменение оценочной шкалы не могло повлиять на интерпретацию данных. Критерии оценки немного расширились, что помогло более тщательно проанализировать данные испытуемых и получить достоверную картину психологического пола. Подсчет результатов происходил следующим образом: первое, что необходимо было сделать, это подсчитать сумму баллов по маскулинным качествами и по фемининным качествам; второе - вычислить индекс андрогинии по следующей формуле: И = М / Ф, где М - сумма баллов по маскулинным качествам, Ф - сумма баллов по фемининным качествам, И - индекс андрогинии.

Следующим шагом было определение срединных показателей (медиан) по показателям маскулинности и фемининности, а затем определяется гендерный тип подростков из разных семей.

Рассмотрим гендерную идентичность подростков из разных семей.

1) Гендерная идентичность (маскулинность и фе-мининность) мальчиков и девочек 7-9 классов из православных семей.

Средние значения маскулинности мальчиков по мере взросления возрастают: в 7-м классе - 41.71, в 8-м -43, в 9-м - 48.85 балла; средние значения фемининности мальчиков: 7-й класс - 31.28, 8-й - 31, 9-й - 34.71 балла. Маскулинность девочек из православных семей: 7-й класс - 34.2, 8-й - 34.5, 9-й - 38.2 балла.

Фемининность девочек из православных семей изменяется следующим образом: 7-й класс - 49.5, 8-й -44.25, 9-й - 47.2 балла.

2) Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс -35.5, 8-й класс - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек:

7-й класс - 36.66, 8-й -37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й -33.54, 9-й - 33.54 балла.

В православных семьях у девочек происходит снижение фемининности в 8-м классе, маскуклинность и фемининность мальчиков возрастают в 9-м классе.

Гендерная идентичность мальчиков и девочек из полных семей. Средние значения маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.87, 8-й - 35.5, 9-й - 44.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 35.5,

8-й - 31.7, 9-й - 32.55 балла.

Средние значения маскулинности девочек: 7-й класс - 36.66, 8-й - 37.16, 9-й - 37.66 балла. Средние значения фемининности: 7-й класс - 40.28, 8-й - 33.54, 9-й - 33.54 балла.

Результаты исследования дают основание утверждать, что у девочек в 8-м классе фемининность уменьшается, а в 9-м классе происходит ее рост. Маскулинность мальчиков возрастает и после 8-го класса к

9-му классу наблюдается ее скачок, фемининность мальчиков в 8-м классе уменьшается.

3) Результаты исследования гендерной идентичности мальчиков и девочек 7-9-х классов из неполных семей. Изменение маскулинности мальчиков: 7-й класс - 32.44, 8-й - 28, 9-й - 36.53 балла. Фемининность мальчиков: 7-й класс - 33.77, 8-й - 31, 9-й -33.8 балла.

Маскулинность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 30.8, 8-й - 43.33, 9-й - 33.8 балла. Фемининность девочек меняется следующим образом: 7-й класс - 3.4, 8-й - 36.16, 9-й - 33.8 балла.

На основании данных исследования определено, что 8-й класс является кризисным как у мальчиков, так и у девочек. У девочек в 8-м классе маскулинность резко возрастает и в 9-м классе резко уменьшается. Маскулинность мальчиков уменьшается в 8-м классе и увеличивается в 9-м классе.

Гендерные типы подростков (мальчиков и девочек) отличаются и по типу семьи. У мальчиков из православных семей выявлено только два гендерных типа: маскулинный и андрогинный (при взрослении процент маскулинного гендерного типа незначительно падает, а андрогинного - растет). У девочек выявлено, что в 7-м классе присутствуют все 4 типа гендера, а в 8-м и 9-м классах выявлены всего два гендерных типа: феминининный и андрогинный (с 8-го класса процент фемининного гендерного типа падает, а ан-дрогинного типа растет).

У мальчиков из полных семей в 7-м и 8-м классах наблюдается высокий показатель недифференцированного гендерного типа (42.85 и 54.54 %), а в 9-м классе недифференцированный гендер отсутствует, а преобладает маскулинный гендерный тип (77.77 %).

У девочек из полных семей в 7-м классе преобладают следующие гендерные типы: фемининный (38.88 %), андрогинный (33.33 %), недифференцированный (22.22 %).

В 8-м классе преобладают маскулинный (29.16 %) и недифференцированный (33.33 %) гендерные типы (33.33 %). В 9-м классе у девочек наблюдается высокий процент фемининного (44.44 %) и андрогин-ного (38.88 %) гендерных типов, отсутствует недифференцированный гендерный тип.

В неполных семьях преобладает недифференцированный тип гендера и у мальчиков и у девочек: 7-й класс: у девочек - 60.0 %, у мальчиков 60.0 %; 8-й класс: у мальчиков - 100.0 %, у девочек - 50.0 %; 9-й класс: у девочек - 75.0 %, у мальчиков - 66.66 %.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что основными «поставщиками» недифференцированного гендерного типа как у мальчиков, так и у девочек являются неполные семьи.

Результаты нашего исследования показывают, что гендерная идентичность подростков из православных семей отличается от гендерной идентичности подростков из светских семей (полных и неполных).

Список литературы

1. Геодакян В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989.

2. Бендас Т. В. Гендерная психология: уч. пособие. СПб., 2005.

3. Берн Ш. Гендерная психология. СПб., 2001.

4. Антология гендерной теории / под ред. Н. Гаповой. Минск, 2002.

5. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.

6. Денисова А. Фемининность и маскулинность // Женщина плюс. 2003. № 1.

7. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростков // Вопр. психологии. 1985, № 3.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

9. Иванова Е. Гендерная проблематика в психологии. Введение в гендерные исследования. Ч. 1: уч. пособие / под ред. И. А. Жеребкиной.

Шабанов Л. В., доктор философских наук, кандидат психологических наук, зав. кафедрой послевузовской психологической подготовки.

Институт теории образования ТГПУ

E-mail: [email protected]

Шелехов И. Л., кандидат психологических наук, доцент.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: [email protected]

Рубан Н. Н., методист.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60. г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 05.05.2009

L. V. Shabanov, I. L. Shelekhov, N. N. Ruban SEXUAL ACCESSORY AND GENDER IDENTITY OF TEENAGERS FROM FAMILIES OF VARIOUS TYPE

The physiological sex as set of anatomy-physiological attributes of individuals of one kind and a gender as a social sex is considered. The review of the set forth above terms on the basis of which sexual identity of the person is formed, that is a special accessory to the certain sex, as result of difficult biosocial process connecting ontogenesis, sexual socialization and development of consciousness is done.

Key words: sexual identity, a biologicalfloor, a socialfloor, socialization, a gender.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

E-mail: [email protected]

Статья поддержана грантами РФФИ, проект 08-06-00313 «Роль условий социализации и психологических особенностей в формировании репродуктивного поведения женщин в современных условиях» и РГНФ, проект 07-06-1214в «Информационная система оценки и мониторинга психофизиологического состояния беременным женщин».

Проблема определения и закрепления гендерной идентичности у ребенка в современном обществе становится все более актуальной. В том, что формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств и системы ценностей являются необходимыми условиями процесса социализации личности, сомнений нет. Однако есть большие сомнения в том, как эту принадлежность формировать у ребенка и стоит ли вообще акцентировать его внимание на данном аспекте в раннем детстве.

Пол и гендер

В современном обществе принято различать понятия пола и гендера. Пол является биологической характеристикой индивида, определяющей отличительные признаки мужчины и женщины на хромосомном, анатомическом, гормональном и репродуктивном уровнях. Под гендером принято подразумевать социальный пол индивида, различия между мужчинами и женщинами, зависящие от социальных условий. В качестве таких условий могут выступать социальные функции, система общественного разделения труда, культурные стереотипы и др. Таким образом, гендер выступает в качестве социокультурного феномена, означающего, что значит быть мужчиной/женщиной в определенном обществе. Например, если мужчина не работает, а занимается воспитанием своих детей, то в традиционном обществе его поведение будет считаться нетипичным (немужским) с точки зрения гендерных ролей. Однако, несмотря на это, по биологическим характеристикам данный индивид не становится «менее мужчиной».

Что же касается приемлемости тех или иных норм, которые определяет гендерная принадлежность индивида, то они изначально задаются самим обществом и его культурой. В американской социологической теории концепция гендера складывалась постепенно. При этом на разных этапах развития данной концепции в центре внимания были различные аспекты:

Гендер с позиции социальных ролей мужчины и женщины,

Гендер как выражение отношений власти,

Гендер в качестве контроля за поведением мужчины и женщины,

Гендер в качестве особого социального института.

Социальные роли мужчин и женщин принято рассматривать в двух направлениях - вертикальном и горизонтальном. Так, в первом случае гендерная принадлежность рассматривается в контексте таких понятий, как доход и богатство, власть, престиж и др. С позиции же горизонтального подхода рассматривается институциональный аспект дифференциации (политика, экономика, образование, семья) и функциональный (разделение обязанностей в процессе выполнения труда).

Согласно концепции Сандры Бем (1944), следует выделять три типа гендерной принадлежности: маскулинный, фемининный и андрогинный.

Маскулинная гендерная принадлежность

Определение гендерной принадлежности подразумевает отнесение индивида к тому или иному гендеру. Маскулинный тип отличается характеристиками, которые в обществе традиционно приписываются мужчинам:

Сильный,

Решительный,

Уверенный в себе,

Напористый,

Независимый,

Доминирующий и др.

Фемининный тип

Часто рассматривается как противоположность маскулинному типу. Фемининная гендерная принадлежность подразумевает наличие у индивида таких черт, как:

Женственность,

Отзывчивость,

Пассивность,

Мягкость,

Эмоциональность,

Уступчивость и др.

При этом традиционно считалось, что фемининнось, как и маскулинность, имеет биологическую обусловленность. Соответственно, доминирующим было мнение, что это сугубо женские качества, и каждая женщина, в то или иной мере, должна им соответствовать. Наличие же подобного рода качеств у мужской части населения считалось, в лучшем случае странным, а в худшем - неприемлемым. Однако проведение феминистических исследований повлекло за собой открытие нового взгляда на природу фемининности: она не столько биологически обусловлена, сколько сконструирована с детства. Если девочка недостаточно женственна, она подвергается осуждению со стороны окружающих. Согласно концепции французских феминистских теоретиков Э. Сиксу и Ю. Кристевой, фемининность является произвольной категорией, которую за женщинами закрепил патриархат.

Андрогинный тип

Андрогинная гендерная принадлежность подразумевает совмещение в себе маскулинных и фемининных черт. Считается, что в с точки зрения адаптивности данная позиция наиболее оптимальная - личность как бы вбирает в себя все самое лучшее от двух типов. Многочисленные исследования показали, что мужественность и женственность не являются в строгом смысле антиподами друг друга - их жесткое противопоставление является ошибочным. Было установлено, что лица, строго придерживающиеся характеристик, традиционно приписываемых их полу, часто плохо приспособлены к жизненным условиям. Были выявлены следующие закономерности:

Женщины с низким уровнем маскулинности и мужчины, с высоким уровнем фемининности часто тревожны, беспомощны, пассивны и более склонны к депрессии;

Женщины и мужчины с высоким уровнем маскулинности имеют трудности в установлении и поддержании межличностных контактов;

Молодые семейные пары, жестко придерживающиеся традиционных моделей мужского/ женского поведения, часто имеют сексуально-психологические дисгармонии в семье, а также половые расстройства;

Андрогинность, как психологическая характеристика, имеет положительную связь с уровнем самоуважения, мотивацией к достижению, ощущением внутреннего благополучия и др.

Андрогинная личность обладает богатым набором полоролевого поведения, гибко используя его в зависимости от динамики изменяющихся социальных ситуаций.

Формирование гендерной принадлежности детей может проходить в соответствии с полоролевой либо гендерной позицией ближайшего окружения. И здесь следует различать два основополагающих подхода: полоролевой и гендерный.

Полоролевой подход

Основой данного подхода является теория структурного функционализма, разработанная американскими социологами Толкоттом Парсонсом (1902-1979) и Робертом Бейлсом. Авторы используют жесткую дифференциацию ролей между индивидами, в соответствии с их половой принадлежностью. Таким образом, мужчине присваивалась роль добытчика, а женщине - роль матери и домохозяйки. Данный вариант распределения ролей считался авторами оптимальным для функционирования семьи и общества в целом. Полоролевой подход являет собой образец традиционно-патриархатной модели поведения, получившей свое распространение и закрепление в рамках доиндустриального общества.

В соответствии с полоролевым подходом, формирование гендерной принадлежности в процессе социализации ребенка должно происходить за счет усвоения типичных характеристик своего пола. Так, мальчиков ориентируют на создание (инструментальная роль) и созидание, а девочек - на заботу и обслуживание. Считается, что так предусмотрено самой природой. Применительно к американскому обществу, под инструментальной ролью прежде всего подразумевалась финансовая поддержка семьи. В свою очередь женщина, пока мужчина работает, заботится о детях и доме, поддерживая атмосферу взаимной любви и поддержки. При этом склонности и интересы самой личности, также определяющие воспитание гендерной принадлежности независимо от пола, не учитывались. Точнее, они могли просто совпадать в том случае, если мужчина или женщина имели склонности и интересы, соответствующие их полоролевым позициям. Если же этого не происходило (мужчина или женщина проявляли интерес к не типичным для их пола видам деятельности), то приходилось просто смиряться с установленными образцами поведения. Таким образом, задача общества - воспитывать мужчину и женщину в соответствии с традиционными гендерными ролями, обусловленными их биологической принадлежностью.

Гендерный подход

В основе гендерного подхода лежит теория социального конструирования реальности Питера Бергера (1929) и Томаса Лукмана (1927). «Революционным» положением данного подхода становится идея о том, что гендерные роли не имеют врожденного характера, а создаются в процессе взаимодействия индивидов в обществе. Соответственно, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности личности должно проходить с учетом прежде всего ее индивидуально-психологических особенностей (характер, темперамент, интересы, способности и др.), а не пола. Как женщина, так и мужчина могут выполнять те виды деятельности, к которым испытывают больше интереса. В современном обществе, например, уже давно стали привычными мужчины-модельеры, женщины-руководители и др. Тем не менее стереотипность мышления относительно гендерных ролей в обществе продолжает существовать.

Таким образом, сторонники гендерного подхода проводят идею о том, что формирование гендерной принадлежности у дошкольников должно обуславливаться прежде всего его личностными особенностями. Мальчику не будет внушаться мысль, что плакать - это не по-мужски, а слезы - это показатель слабости. В свою очередь, девочка не будет считать, что она должна быть аккуратной «потому что она девочка» - так как аккуратность не является сугубо женской чертой. Выбирая игрушки для своего ребенка, родители (если они сторонники гендерного подхода) не станут руководствоваться избитой схемой, по которой, как правило, формируется гендерная принадлежность дошкольников в традиционной системе воспитания: мальчикам - машинки, девочкам - куклы. Малышка точно так же может заинтересоваться машинками, а парень - куклой, и этот не будет возбраняться. При этом девочка не станет «менее девочкой», а мальчик - «менее мальчиком».

Гендерные схемы в развитии ребенка. Процесс полотипизации

Формирование фемининности/маскулинности у детей происходит в раннем возрасте. Так, примерно к 4-5 годам закрепляется гендерная принадлежность (во второй младшей группе детского сада). Дети начинают отдавать предпочтения типичным играм, соответствующие их полу. Данное соответствие, как уже упоминалось, задается культурными нормами общества. Также формирование гендерной принадлежности у дошкольников проявляется в том, что дети предпочитают больше играть с детьми - представителями своего пола. Типизация по полу (англ. sex-typing) получила в психологической науке название полотипизации. Она сопровождается приобретением индивидом предпочтений, личностных установок, навыков, «я»-концепции и др. Значимость полотипизации, определяющей формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности у дошкольников рассматривается по-разному в различных психологических теориях развития.

Полотипизация в психоаналитической концепции

В основе полотипизации, в качестве ее первичного механизма, психоанализ выделяет процесс идентификации ребенка с родителем своего пола. Процесс идентификации осуществляется в рамках исследования ребенком собственных гениталий как половых различий. Появление зависти к пенису и страха кастрации, возникающие у мальчиков и девочек, приводят к успешному разрешению Эдипова комплекса. Однако данная концепция также подвергалась критике со стороны феминистических школ, поскольку делала упор на биологической обусловленности гендерных различий.

Полотипизация и теория социального научения

В отличие от психоанализа, теория социального научения делает акцент на значимой роли системы поощрения-наказания в воспитании гендерной идентичности ребенка. Если ребенок наказывается за поведение, считаемое родителями неприемлемым для его пола (либо, наоборот, поощряется, за приемлемое) то происходит процесс закрепления в сознании ребенка определенных паттернов поведения. Вторым значимым аспектом в теории социального научения считаются процессы наблюдения и моделирования.

Соответственно, теория социального научения рассматривает источник полотипизации в сфере социализации, дифференцированной по полу. Одним из достоинств данной теории является применение к развитию женской и мужской психологии общего принципа научения, хорошо известного в отношении развития множества других видов поведения.

Полотипизация в рамках теории когнитивного развития

Данная теория прежде всего делает акцент на первичных агентах полоролевой социализации личности. Процесс половой типизации осуществляется неизменно, естественным путем, исходя из всеобщих принципов когнитивного развития. Иными словами, с точки зрения теории когнитивного развития, так как дети нуждаются в когнитивной стабильности самоопределения себя как женщин или мужчин, это мотивирует их ценить то, что кажется им более похожим на них самих, в терминах гендера. Основанная на гендерной аспекте система оценивания, в свою очередь, способствует мотивации ребенка действовать активно, соответственно своему гендеру, прилагая соответствующие усилия для освоения гендерных установок, а также отдавая предпочтение сверстникам, идентичным с ним по гендерной принадлежности.

Половая принадлежность это совокупность генетических, морфологических и физиологических особенностей, обеспечивающих половое размножение организмов. В наиболее широком смысле пол - это комплекс репродуктивных, соматических и социальных характеристик, определяющих индивид как мужской либо женский организм. Пол будущего ребёнка определяется в момент зачатия: если с женской половой клеткой соединяется сперматозоид, несущий женскую хромосому, зачинается девочка, если же сперматозоид несёт мужскую хромосому, зачинается мальчик. Раздельнополость - самый первый, самый обязательный и самый глобальный феномен сексуальности человека. Разделение человеческих особей на мужчин и женщин предполагает у каждого индивида полное соответствие анатомического строения половых органов, мужских и женских пропорций тела (рост, соотношение ширины плеч и таза, выраженность и распределение подкожного жирового слоя и т. д.), полового самосознания (т.е. ощущения себя представителем определённого пола) и, наконец, адекватную направленность полового влечения и наличие соответствующих стереотипов полового поведения. Абсолютная норма предполагает однозначную направленность всех компонентов перечисленного рода без единого исключения, впрочем, в сексологической практике наблюдается крайняя вариативность состава человеческой популяции, послужившая основой для выделения и рассмотрения при исследовании пола таких абсолютно самостоятельных категорий и понятий, как трансвестизм, транссексуализм, гетеросексуальность, бисексуальность, гомосексуальность.

Такое многообразие проявлений пола определяется сложностью механизмов его детерминации, в основе которых лежит система иерархических отношений, охватывающих диапазон от генетических влияний до психологического выбора сексуального партнёра.

Становление данной системы начинается с детерминации генетического пола, определяемого набором половых хромосом. Генетический пол в свою очередь обусловливает гонадный (либо настоящий) пол, идентифицируемый по основному показателю половой принадлежности - гистологическому строению половой железы. Истинным его называют потому, что, определяя гаметный пол, т.е. способность половой железы образовывать сперматозоиды либо яйцеклетки, гонады тем самым выявляют роль данного индивида в процессе воспроизведения. Вместе с этим гонадный пол определяет также и гормональный пол, т.е. способность половой железы секретировать специфические половые гормоны. Уровень и доминирующая направленность гормональных воздействий определяют морфологический (либо соматический) пол (фенотип) субъекта, т.е. строение и развитие его внутренних и наружных половых органов, включая проявления вторичных половых признаков. Социально-психологическое воздействие на половую принадлежность индивида начинается с гражданского (акушерского), т.е. определяемого иным лицом, пола. Гражданский пол определяет пол воспитания (от выбора формы одежды, причёски и игр до использования наказаний за несоответствующее сексуальное поведение), тем самым формирует половое самосознание, которое в свою очередь определяет играемую индивидом половую роль, прежде всего подбор партнёра.

Определённый интерес вызывает соотношение полов, которое не выражается ожидаемым статистическим соотношением 1:1. Большая часть ученых едины во мнении, что мужских зачатий больше, чем женских. Приводимые различными авторами данные колеблются от 180 до 120 зачатий мальчиков на 100 зачатий девочек. При вторичном соотношении полов при рождении в большинстве стран на 1 000 000 рождений число мальчиков превосходит 510 тысяч, тогда как девочек меньше - 490 тысяч. В начале 1980-х годов во всём мире мужчины составляли 50,2процентов населения, женщины49,8процентов (в СССР соответственно 47процентов и 53процентов в 1987 г.). Следует помнить, что впрочем нередко слова "пол" и "секс" отождествляются, впрочем они имеют разное значение. Термин "пол" употребляется по отношению к явлениям, связанным с дифференцировкой и различием мужчин и женщин, тогда как термин "секс" имеет отношение к личности, психологическим особенностям взаимоотношений и эротическим чувствам.