Весь православный мир потрясла удивительная история, случившаяся с Клавдией Никитичной Устюжаниной, жительницей города Барнаула. Этот рассказ записан верующей женщиной со слов самой Клавдии Устюжаниной, ныне покойной.

«В 1962 году я заболела раком. Лечилась три года, однако улучшения не наступало, а наоборот, я становилась все слабее, пока не попала в больницу в очень тяжелом состоянии.

Меня осмотрел профессор из Москвы и принял решение делать операцию. 19 февраля в 11 часов я была на операционном столе. Во время операции я умерла. Об этом я узнала потом, а вот когда разрезали мне живот, я видела себя со стороны. Я стояла между двух врачей и смотрела с ужасом на свою болезнь. Я думала тогда: почему меня две? Почему я лежу и я стою? Я не понимала своего состояния.

Врачи достали все мои внутренности, выкачали из кишечника много жидкости. И вынесли мне приговор: «Ей жить нечем», -сказал профессор.

Тогда было решено отдать мое тело молодым врачам для практики. Я все это видела и слышала, пыталась обратить на себя внимание, но безуспешно. Меня, то есть мое тело, отвезли в морг.

Я шла следом и удивлялась: почему я «раздвоилась»? В морге я лежала голая, прикрытая простыней. Видела, как пришел мой брат вместе с моим сыном Андрюшей. Мой мальчик горько плакал, причитал, я обнимала его, утешала, говорила, что я жива, но он не обращал на меня никакого внимания. Брат тоже плакал, я это очень отчетливо видела.

Неожиданно я очутилась дома. Там были моя родная сестра и свекровь от первого брака (с первым мужем я не стала жить, потому что он был верующим). В доме тут же началась дележка моих вещей. Я жила богато, потому что работала в магазине, так что имущества у меня было много. А накоплено оно было неправедным путем, обманом.

Я видела, что лучшие вещи забрала моя сестра. Когда свекровь попросила ее оставить что-нибудь для мальчика, сестра стала ругаться и напоследок заявила, что этот ребенок - не от ее (свекрови) сына, и не надо за него переживать.

Потом я полетела ввысь. Я была очень удивлена тем, что лечу над Барнаулом, как на самолете. Затем город исчез и стало очень темно. Как я летела, объяснить не могу. Темнота продолжалась долго, потом стало очень светло, так, что больно смотреть.

Я оказалась лежащей на некоем черном квадрате, сделанном из чего-то мягкого. На этом квадрате я полетела дальше по какой-то широкой аллее, вдоль которой росли кустарники с тоненькими веточками и очень красивыми листьями.

Я подумала: где же я нахожусь? Город это или село? Кто здесь живет? Потом я видела женщину, удивительно красивую, в длинной одежде. Рядом с ней шел юноша, который плакал и что-то просил, но она не обращала внимания. Я еще подумала: что же это за мать, которая не жалеет ребенка?

Когда они приблизились ко мне, юноша повергся ей в ноги и снова стал что-то просить, но я ничего не поняла. Я хотела спросить: где я? Но женщина заговорила первая. Сложив руки на груди и подняв глаза к небу, она спросила: "Господи, куда ее?" И тогда я сильно вздрогнула, поняв, что я умерла. Мне стало страшно оттого, что я вдруг как бы увидела свои грехи и поняла, что теперь придется за них отвечать.

Я хотела увидеть Бога, стала искать Его, но ничего не видела, а только слышала голос, который произнес: «Верни ее на землю, она пришла не в свой срок». Тут я поняла, что эта женщина - Царица Небесная, а юноша - мой Ангел-хранитель, который умолял Ее за меня.

А Господь продолжал говорить: «Надоело Мне ее богохульство и смрадная жизнь ее, Я хотел стереть ее с лица земли без покаяния, но Меня умолил ее отец своей непрестанной молитвой».

Затем Он сказал: «Ей нужно показать место, которое она заслужила». И вмиг я очутилась в аду. Полезли по мне странные змеи с длинными огненными языками. Эти змеи буквально впились в меня, мне было так больно, так мучительно, а помощи ниоткуда не было. Там стоял невыносимый смрад, я кричала.

Потом все закружилось, и я снова полетела. Вдруг я увидела нашу церковь, которую в своей жизни я много раз ругала. Из нее вышел священник, весь в белом и сверкающем одеянии, но только с поникшей головой.

Тогда спросил меня Господь: кто это? Я ответила, что священник. А Господь мне отвечает: «Ты говорила, что он тунеядец. А он не тунеядец, а истинный пастырь, а не наемник. Так вот знай, какой бы священник не был, он служит Мне. А если он над тобой не прочитает разрешительную молитву, то Я тебя не прощу».

Тут я стала просить Его: «Господи, отпусти меня, у меня есть сын, он остался совсем один». «Тебе его жаль?» - спросил Господь. Я ответила: «Очень жалко». «Тебе одного ребенка жалко, - сказал Господь, - а у Меня вас столько, что нет такого числа. Вы все стремитесь к богатству, делаете всякую неправду.

Видишь, как расхищают твое имущество, которым ты так дорожила. Имущество твое расхитили, ребенка отдали в детский дом. А твоя грязная душа явилась передо Мной. Надо спасать душу прежде всего, ибо век мизерный остался, скоро приду судить вас. Молитесь». Я спросила: «Как мне молиться, я никаких молитв не знаю».

Господь ответил: «Не та молитва дорога, которая выучивается наизусть, а та, которая произносится от чистого сердца, из глубины души. Встань в любом месте и скажи: прости меня, Господи, помоги мне. Я вас вижу, Я вас слышу».

Здесь же появилась Божья Матерь и я снова очутилась на том квадрате, но уже не лежа, а стоя. Потом Богородица пошла от меня к воротам неописуемой красоты, от которых исходил такой свет, что человеческими словами его не описать. Со мной рядом остался Ангел.

Ворота отворились перед Богородицей, Она вошла внутрь дворца или сада. Я подумала, что это рай и попросила Господа показать мне его.

Когда Богородица вернулась, я услышала голос: «Царица Небесная, покажи ей ее рай». Богородица взмахнула рукой, и на левой стороне я увидела: стоят черные обгорелые люди, как скелеты, несметное число. Они так стонали, просили пить, но им никто не давал ни капли воды.

Мне было страшно, я услышала, что они говорят: «Эта душа пришла из земного рая. Для того, чтобы заработать ароматный запах на Небеси, надо на земле верой, правдой служить Богу для спасения своей души».

Тут Царица Небесная показала на этих черных людей и сказала: «У вас в земном раю богатая милостыня. Господь сказал: кто чашу воды подаст во имя Мое, получит награду. А у вас не только воды много, у вас всего в достатке, поэтому давайте милостыню. Одной каплей воды могут насытиться несчетное количество людей здесь...»

Потом я оказалась в тартаре еще хуже, чем был. Там была тьма и огонь. Ко мне подбегали бесы с хартиями, в которых были записаны мои грехи и показывали мне свои ужасные записи. У них изо рта вылетал огонь, мне было так страшно. Бесы били меня, в меня впивались какие-то искры, от чего я испытывала сильную боль.

Там были люди, много людей, изможденных страданиями. Они говорили мне о том, что в земной жизни не признавали Бога, не делали добрых дел, и что я теперь буду вечно находиться там с ними. Мне давали есть червей и всяких гадов за то, что я в земной жизни не соблюдала посты.

Моя душа трепетала от ужаса. Потому я вместе с Богородицей стала подниматься вверх, а внизу люди стонали: «Божья Матерь, не оставляй нас!» Я очутилась на той площадке, где первый раз увидела Богородицу. Она сложила руки на груди, подняла глаза к небу и спросила: «Как мне с ней поступить?» А голос Господа говорит: «Спусти ее на землю».

Тут же откуда-то появились тачки, 12 тачек без колес, и все они двигались. Мне пришлось переступать с тачки на тачку, как велела Царица Небесная.
Когда мы подошли к последней тачке, она оказалась без дна. Божья Матерь сказала: «Иди вперед».

Я говорю, что боюсь, упаду. «А нам и надо, чтоб ты упала», - говорит Она. «Но я же убьюсь!» - «Нет, не убьешься!» Богородица дала мне в руку косу, сплетенную в три ряда, и сама держала ее за конец.

Она тряхнула косой, и я полетела на землю. На земле я увидела, как едут машины, идут люди. Видела, что лечу над рынком, но не приземляюсь, а продолжаю лететь к моргу, где лежало мое тело.

Морг был закрыт, но я каким-то образом прошла через стену и увидела свое мертвое тело: голова немного свисла, бок прижат к другому мертвецу.
Как и когда я вошла в тело, я не знаю, но я осознала это, когда почувствовала холод. Я кое-как согнула колени, съежилась от холода, повернулась на бок.
В это время как раз привезли нового мертвеца.

Я открыла глаза и увидела санитаров, а они в ужасе убежали. Позвали врачей. Меня снова отвезли в больницу и стали отогревать. Через два часа я заговорила. На моем теле было 8 швов, так как на мне практиковались студенты.

Тело мое было полумертвое, но все же на 20-й день я смогла поесть.
Мне предложила блинчики со сметаной, но я отказалась, так как была пятница. Я рассказала врачам, где я была, и что там тех, кто не соблюдает посты, заставляют есть червей.

Врачи меня слушали сначала с опаской, думая, что я сошла с ума, а потом с интересном и вниманием. Много народу приходило слушать мой рассказ о том свете. Я все рассказала, что видела, а главное, что у меня ничего не болит.
Дело дошло до того, что милиция стала разгонять от меня народ, приходивший подивиться (слух разнесся по всему городу).

Меня перевели в другую больницу, где я окончательно поправилась. Но врачи не могли понять, как я живу практически без кишечника, ведь у меня рак в последней стадии.

Решили сделать еще одну операцию. Главный врач Валентина Васильевна Алябьева вскрыла брюшную полость и обнаружила, что все мои внутренние органы - как у ребенка. Врачи были просто в шоке, они не понимали, как такое могло произойти. Мне делали операцию под местным наркозом, я во время операции разговаривала, и мне совсем не было больно.

Врачи пришли к единодушному мнению, что меня, как они выразились, Бог переродил. Валентина Васильевна от меня не отходила, выхаживала, кормила, чтобы никто не причинил мне зла, ведь мое исцеление не очень понравилось врачам, делавшим мне первую операцию, так как им было невозможно доказать, почему они отправили в морг здорового человека, хотя они видели, что мой кишечник практическим сгнил.

Когда я вышла из больницы, в первую очередь я пошла в тот храм, к тому священнику, которого называла тунеядцем. Попросила прощения, исповедалась, причастилась, освятила свой дом.Потом я пошла в райком, и сдала свой партбилет, так как прежняя коммунистка и безбожница Клавдия умерла. И с тех пор регулярно хожу в церковь и стараюсь жить по-христиански».

Было это в 1948 году – 16 лет тому назад, как стоял Валентин Яковлевич Бирюков на коленях перед Богом (лицом на Восток) и стоял он рядом с человеком (Божьим!), которого он не знал (первый раз видел) и он (человек Божий) не должен… знать о Валентине Яковлевиче, но… знал. Почему-то. Вот загадка!

Со страхом и трепетом поверил Валентин Яковлевич человеку Божьему. Принял его слова за… истину. Но енто Валентин Яковлевич докумекал… потом. Апасля. Со временем. Что тот незнакомый ему человек, есть человек Божий. А сказал он ему следующее:

– Придет время воскресит Господь в Барнауле женщину, звать которую… Клавдия. Будешь у нее ты пять раз. Она тебе все расскажет, что с ней было и, как и что она видела и слышала. А ты станешь свидетельствовать… всю свою жизнь. Об этом… факте. Историческом факте… рассказывать людям. Будешь. Люди должны знать… правду.

Потом он же сказал, все в тогда же, что будешь в хоре петь в церкви (на клиресе), а потом станешь славить Бога. Перед Богом и именем Господним свидетельствую: говорю истину! За эти слова я отвечаю перед Богом на Страшном Суде!

Так вот, когда услышал Валентин Яковлевич в декабре 1964 г. о воскрешении Клавдии… в городе Барнауле, то вспомнил человека Божьего и слова его о чуде. Отпросился с работы тут же и немедленно поехал к ней. Клавдии Никитичне. В Барнаул. Отправился к ней по адресу, который дали, но дом был закрыт, не было… никого. Калитка тоже была закрыта. Что делать?

– Жду, – рассказывает старец, – а уже… темнеет. Декабрь месяц. Рано темнеет. Всеравно жду. Вижу, идет статная такая женщина… с ребенком. Ребенку лет… 8. Сразу к ней. Поздоровался. Представился, кто я такой есть. Рассказал, объяснил, зачем приехал. Клавдия Никитична пригласила в дом. Сразу сказал, что есть знакомые в Барнауле, но не знаю, где они живут, да и поздно уже,.. попросился на ночлег. Клавдия ответила, что отец Николай (местный батюшка) велел никого не пускать, потому что могут украсть документы, мол, тогда нечем будет подтверждать, что была в больнице и ничего не выдумала.

Перекрестился на иконы и достал паспорт, предложил его ей, дабы видела мои добрые намерения, чтобы не боялась меня… А в это время мальчик подошел ко мне и обнял, будто давно не видел и будто соскучился. Прижался ко мне так… крепко-крепко. Как будто мой родной сыночек.

– Не надо мне вашего паспорта, – сказала она, – я по Андрюше вижу, что вам можно доверять. Он никогда не подходил никому.

Из воспоминания протоиерея Андрея Устюжанина: "Люди, действительно, жадно тянулись к этим разговорам. Иные приезжали по нескольку раз. Трижды приезжал Валентин Бирюков из Томска (во второй раз с сыном Петром – мальчиком на 2 – 3 года старше меня). Сейчас этот мальчик Игумен Петр, он служит в Жировицком монастыре в Белоруссии, известный автор книг по нравственному богословию. И отец его (игумена Петра – Прим. от Авт.) – знаменитый, многими любимый священник протоиерей Валентин Бирюков, защитник Ленинграда, фронтовик.

Когда он (тогда еще Валентин Яковлевич с сыном Петром. – Прим. от Авт.) приезжал к маме, – вспоминает о. Андрей Устюжанин (сын Клавдии Никитичны Устюжаниной), – он еще не был священником. Запомнилась первая встреча с ним.

Подходим мы с мамой к дому – а у дверей стоит аккуратно выбритый мужчина сорока с небольшим лет. Обращается ко мне:
– Я к вам. Хочу узнать, действительно ли твоя мама умирала и воскресла?
А время было уже позднее. Опасалась мама оставить в доме незнакомого человека. Подошла она к калитке, а в это время будущий отец Валентин достает документы, чтобы показать ей. Обернулась мама и видит, что я… обнимаю его!
– Не надо документов! – заулыбалась мама. – Мой сын – ваш документ, он просто так никого обнимать не станет…

Впоследствии мама старалась никому не отказывать из тех, кто специально приезжал в Барнаул побеседовать о воскрешении. Радость так и переполняла ее, не верилось, что с ней свершилось чудо, что она теперь здорова, может другим рассказывать о том, что сделал для нее Господь – прежде не верующей в Бога".

В итоге Клавдия Никитична предложила гостю раздеться и пройти в дом. Разделся, прошел и задал сразу вопрос о чуде и воскресении, мол, как там на том свете – вам больно было или нет? Она удивилась… очень и говорит:
– А разве уже бывали у меня?
– Нет, – говорю, – ни разу!
У нее слезы потекли. Сидит, плачет, выговорить слова не может. Видно, что переживает,.. больно близко все к сердцу… берет. Наконец, спрашивает:

– Неужто вы так верите?!
– Да, – отвечаю, – верю вам…
– Какие люди верующие бывают! Верят. Вот и вы услышали и сразу поверили, а я бы… нет. Не поверила бы. Низачто… не поверила бы. Я не имела веры, а Господь меня пожалел… – говорила часто Клавдия Никтична Устюжанина, когда рассказывала о своем воскрешении не только Валентину Яковлевичу. Тогда в декабре 1964 году. Но и всем людям. О своем воскрешении… в 1964 году. 22 февраля. Воскресла. О! Как!

Но енто было потом. А до своей смерти она была долго… неверующая, хотя по натуре очень добрым человеком… была. А без веры была и это большая беда. Ее нельзя судить за это – только Господь знает, почему мы потеряли веру. На то есть много причин извне, много было сделано, чтобы испортить нашу Россию… И теперь таких неверующих не сочтешь!

Для справки:
Родилась Клавдия Никитична Устюжанина в семье благочестивых родителей в селе Ярки Новосибирской области в 1919 году. В семье была предпоследним ребенком – 13-ым. Мама Клавдии Никитичны умерла рано – в 1928 году. Отец, пройдя ГУЛАГ, также вскоре умер – в 1934 году. Хотя отец был из крепких «кулаков», но нищилюбивым, глубоко верующим и к тому же… раскулаченным до нищеты. Он с охотой и всегда давал денег в долг, не требуя… возврата. Например, до раскулачивания Никита Тимофеевич, ежегодно засевал по три гектара земли пшеницей, чтобы раздать урожай нуждающимся односельчанам. С такой арвой детворы в семье было туго, даже просили милостыню. Благо выручали. Кто чем мог. Выручали. Сельчане,.. которым когда-то помогал отец Клавдии Никитичны.

После первой смерти 19 – 22 февраля 1964 г. Клавдия Никитична прожила еще более 14 лет. Скончалась в г. Струнино Владимирской области. Сын ее – протоиерей Андрей Устюжанин долгое время служил в Свято-Троицком храме Успенского женского монастыря г. Александрова Владимирской области. Ныне служит в соборе в том же городе Александрове.

– Так вот, одну из них Господь все-таки пожалел, чтобы всем нам дать подкрепление… в вере. Это не шутка, не сказка, не детская забава. Это серьезно. Это Божия благодать,.. промысел. Воля Божья. Нам людям этого не понять. – заключил батюшка.

Из фронтовых воспоминаний о. Валентина:
– Дважды меня Господь предупреждал – скорей убери солдат,.. сейчас сюда снаряд прилетит. И я кричу – всем разбигаться в разные стороны… быстро… ложись! И все слушались! Во как! Было! – и тут же тихо продолжил:
– На себе убедился, что такое милость Божия, – и совсем успокоившись, будто ничего не произошло, заговорил как-то вроде… быстро, на автомате:

– Чтобы понять это, мне не нужны были никакие документы и свидетели! А предсказание о воскрешении Клавдии в Барнауле дано было… в 1948 году. Вот почему, услышав рассказ Клавдии, сразу и безоговорочно ей… поверил. Не искал свидетелей. Других свидетелей не надо было – за 16 лет до этого знал, что такое чудо произойдет!

Валентину Яковлевичу одному из первых довелось услышать рассказ Клавдии Никитичны после чудесного воскрешения и исцеления.

Так вот, сей сказ действительно из разряда научной передачи, существовавшей тогда… во времена СССР – «Очевидное и невероятное». Ох и популярнейшая же была ента передача! В советскую эпоху. Но почему-то тогда ее знаменитый ведущий и ученый… профессор Сергей Петрович Капица. Ученый-физик. Телеведущий. Главный редактор журнала «В мире науки». По неизвестным (скорее идеологическим) причинам умолчал сей важный для советских людей факт… воскрешение человека из мертвых. Почему-то. Не захотел ли Капица с мировым именем с точки зрения науки ответить? Почему произошло воскрешение человека… из мертвых? Как такое могло произойти? Полагаю, что не думаю,.. что Капица об этом лично сам ничего не знал. Ибо знала вся страна – СССР о воскрешении из мертвых жительницы из города Барнаула Алтайского края… Клавдии Никитичной Устюжаниной. Власть знала? Знала. Органы милиции знали? Знали. КГБ знало? Знало. Медицина знала? Знала. А ученые что? Да, да, да и да… Знали!

Однако как бы ни хотели одни заинтересованные лица данное событие… признавать фактом, а другие не менее заинтересованные официальные лица его того… умалчивать… все же енто есть – факт! И факт ентот есть… исторический! Ибо был он засвидетельствован официальными источниками. Как самими людьми, так и госучреждениями, например, посылая брату Сергею Устюжанину телеграммы (с почтового советского учреждения): одну – «Клавдия умерала», другую – «Клавдия воскресла», так и самой властью… советской… богоборствующей. Факт смерти человека и воскрешения его из мертвых, человека-то, ажно засвидетельствован соответствующей официальной… справкой. Да, да, да и да… Справкой из больницы.

Атеистическое государство выдало человеку такую справку, что человек… был мертв. Умер 19 февраля 1964 г. Человек. Чудно как-то. Кроме того, официально известно, что через месяц Клавдии Никитичне Устюжаниной в городской больнице сделали повторную операцию (проверочную – от Авт.), которая не обнаружила даже следов рака. Операцию проводила ивестный врач Валентина Васильевна Алябьева.

Из воспоминания священика Андрея Устюжанина: "Моей маме рассказывали больные, лежавшие тогда вместе с ней, как после операции Валентина Васильевна вышла в коридор и заплакала. Больные спросили:
– Что, Клавдия умерла?
– Нет, она живая! – еле выговорила врач.
А когда, успокоившись, пришла в палату к моей матери, то в необычайном волнении сказала:
– Клава, у тебя даже подозрения нет на такую страшную болезнь…
И не считаться с фактом ентим? При этом имея столь не опровержимых доказательств… Согласитесь, что сам факт воскрешение человека из мертвых и связанные с ним все события выглядят по крайней мере нелепо, неуклюжа, абсурдно, нелогично, глупо, а главное – ложью. Неправда ли? Неверие подобно… самоубийству. А енто уже есть… грех. Тяжкий причем. Смертный. Хула на Господа".

Так вот, в декабре 1964 году Клавдия Никитична Устюжанина поведала Валентину Яковлевичу Бирюкову о себе… следующее:

– Магазин, где работала продавцом, стоял недалеко от храма. Пошла как-то посмотреть: что же там делается? Встала в уголок, наблюдаю: один, другой, пятый, десятый – крестятся, иконы целуют и даже поклоны земные делают перед иконами. Подошла к иконе, постукала по доске, посмотрела: какой-то дедушка с бородкой нарисован. А на другой иконе какая-то женщина – мать с младенцем. Я и думаю: Ну и что же? И я Андрюшу маленького держала на руках… Вот, оказывается, какое у них понятие, вот им и Бог…

Пришла в магазин, с легкой усмешкой рассказала о своих впечатлениях. А одна из работниц магазина укорила меня, мол, Клава замолчи. Ты смеешься над Богом!
Да, перестань! – ответила ей.
Потом пошли вдвоем с другой продавщицей посмотреть и убедиться. И тоже осудили всех, мол, они немножко… не того, вроде как больные какие-то.

Но Господь не оставил Клавдию Никитичну в таком помрачении… она тяжело заболела. Раком.
– Ни это бы… помрачение и болезни бы… не было. Жить и жить… было бы Клавдии. Свой срок. Со своими грехами. Преумножая. Грихи. Ибо Господь же сам сказал, что раньше срока… умерла. Клавдия. Подружка? А что подружка?.. Зритель она. Соучастница. О ней ничего не ведомо, – подумал в уме Георгий, опережая слово старца.

Болезнь была послана ей для спасения души. Об этом тогда много так писали. Операцию делал Клавдии еврей… Израиль Исаевич Неймарк, прекрасный, талантливый хирург, профессор медицины, отлично знающий свое дело. Медицину. Евреи они все всегда были и есть… талантливые специалисты.

Для справки: Окончательно поправившись Клавдия Никитична пошла домой и спросила Неймарка И.И.:
– Израиль Исаевич, как вы могли ошибиться, ведь вы знаменитый хирург? Если мы в торговле ошибаемся, то нас строго наказываю.
На что Неймарк ответил:
– Я не мог ошибиться, ибо состояние ваших внутренностей видел не только я, но и весь персонал операционной – там были сплошные метастазы. Это, во-первых. Во-вторых, анализы однозначно указывали: опухоль злокачественная. В-третьих, мы боролись за вашу жизнь. Ничего не помогало – ни уколы, ни кислород.
Так вот, на операционном столе душа Клавдии вышла из тела. Вот что она рассказала Валентину Яковлевичу:

– Страшно говорить даже. Труп лежит на столе… операционном. Разрезанный. Изрезано все тело. («Наверное, понятно, что видела и чувствовала Клавдия глядя на свое тело со стороны – дополнил батюшка… своими словами»). Сама же вижу, слышу, перемещаюсь туда, куда мне хочется…
Сие сказанное Клавдией Никитичной вот так прокомментировал старец:
– А это душа ее все видела, слышала, перемещалась туда, куда ей хотелось. Душа все чувствовала! А плоть… – как одежда души.

– И Писание говорит о том же, – подумал в уме Георгий, продолжая слушать старца – …они погибнут, а Ты (Господи) пребудешь; и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты (Господи) переменишь их, и изменятся; но Ты (Господи) – тот же, и лета твои не кончатся. Дни человека – как трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.

– Все равно, что мы сбросили… пальто, – сказал батюшка, – а сами пошли, куда хотели. Вот Клавдия и подумала, что пойдет… домой. Куда же ей… деваться?.. Но не получилось. Он слышала, кто что говорил, видела, как приехал ее директор, как сын Андрюша приходил и плакал, но ничего не могла поделать.

– И вот когда ее тело,.. – продолжил батюшка, – бездыханное увезли из операционной… она, вдруг почувствовала нечто необычное – о чем прежде даже никогда не слышала. Клавдия Никитична поведала мне вот что:

– Душа моя, – сказала она, – как на необычном лифте, прозрачном таком, будто состоящего из сплошного стекла – по форме… колбы («Что-то вроде стеклянной пробирки? – хотел было спросить Георгий, но не решился… перебивать батюшку, продолжая внимательно слушать) и с невероятной скоростью подобно молнии устремилась душа, находясь в этой колбе… кверху. Находясь... внутри колбы. Чувство было такое,.. будто летела в стеклянном футляре, который объемом (размером) – на одного человека. При этом, сопротивление ветра не чувствовалось… никакого! Сколько по времени летела,.. не знаю. Все произошло мгновенно. Как вдруг вижу – земли нет! Лишь блестит издали маленькая точка виде звездочки…

Дальше Клавдия Никитична рассказала Валентину Яковлевичу, что лежала в неведомом ей месте, но место это очень такое доброе, теплое, уютное, светлое и благоухающее внеземною красотою и ароматами. Лежала на коврике вроде и коврик этот был… коричневого цвета, как бы, но он не совсем был как бы… коричневый. Коврик. Такого необычного цвета был коврик, хотя похожий вроде по цвету и на… коричневый. И будто пуховой этот… коврик. Лежала головой на запад, ногами на восток.

– Коврик тот под ней находился. Накотором лежала Клавдия Никитична... – заключил батюшка. И продолжил:
– Там где она оказалась… слева от нее была аллея шириною метров в… шесть – длинная-длинная и прямая-прямая, как натянутая струна, – конца и краю струне той… нету. А покроям аллеи были перила – необычные, ну, как живая изгородь… были эти перила. Состояли они (перила эти) из растения похожего на лавровые листики. Такие густые эти перила, ага, смотрятся красиво, а листики… лавровые, да так плотно прилагали друг дружку, что курочка голову не просунет. Далее на восточной стороне она увидела огромные высотою… с десятиэтажный дом блестящие овальные врата. Красивые. Величавые врата. Блеск у них… неземной. И переливается. Врата эти. Красивый блеск. У них. Такого блеска, такого неземного перелива, многообразия всякого разноцветья цветов и красок какой имели те врата, на земле… нету. Ни один человек в мире не может такую красоту… создать! Даже и не то чтобы создать, но изобразить, а то и вообразить даже… не сможет. Человек. О! Как! Вот такие необычные по красоте те врата – блестящие, как солнце, разноцветные, цвета движутся, играют, сияющие искры летают в разные стороны – фейерверком… Смотришь на их и… не насмотришься. Любуешься ими и не… налюбуешься. Завораживают. Глаз не отвести…

А вокруг все цветет, поет, радуется и благоухает, так прекрасно, так тепло, уютно и красиво, – рассказывала Клавдия Никитична, – а где нахожусь – не знаю. И так захотелось узнать, а ниодного человека рядом у кого можно было спросить… нету. А какой аромат! Все наполнялось им вокруг, как и светом. Какой чудесный аромат благоухал там! В воздухе. От всего этого она даже забыла, что жила на земле, забыла что умирала, и даже Анрюшу своего… забыла. И вдруг видит она, как через эти овальные врата с воздуха идут мамка и дочка (так тогда их восприняла Клавдия Никитична) в ее сторону. К ней… идут. Мамка в монашеском одеянии была… коричневого цвета. Но этот цвет… коричневый он и несовсем был… коричневый. Цвет. Этот. Одеяния. Монашеского.

И говорит батюшка, что идут они (мамка и дочка) быстро. Идут на встречу к Клавдии Никитичне. Дочка плачет, что-то у мамки просит (со стороны так,.. кажется). И так не смышлено бегает вокруг мамки, будто прячется за мамкой-то, обегая ее, почему-то,.. сзади. То станет от мамки справа, а то обежит ее сзади и станет… слева. От мамки. Туда-сюда. Бегает. Тревожится. Никак не хотела дочка успокоиться, стоять не хочет спокойно – с одного боку от мамки. А мамка не обращает внимания на нее, идет навстречу прямо в сторону… к Клавдии Никитичне.
Это Ангел Хранитель Клавдии Никитичны… плакал. О ней. Клавдия Никитична ведь подумала тогда что? Что с «монахиней» дочка, а это был Ангел Хранитель, от Бога данный рабе Божией Клавдии. Это он плакал о ней. О Клавдии. Никитичны. Вот такой был Ангел Хранитель у Клавдии.

Клавдия Никитична подумала, что сейчас спросит у мамочки («монахине») в какой стороне находится. А мамочка, да такая красивая, да такая пригожая, да такая милая с лица и по стати, да такой красоты и стати в людях Клавдия Никитична никогда в жизни… не видывала. Невозможно смотреть на эту красоту. Неописуемую… красоту. Непостижимую для ума человеческого… красоту. Каждая черта лица как отдельный шедевр. А «монахиня» так строго смотрит на Клавдию Никитичну, что та почувствовала… неладное.

– Мною недовольная, – подумала Клавдия Никитична. А еще она подумала, – как же эта молодая «монашечка» стала мамой?

И вдруг почувствовала Клавдия Никитична, что Она все знает про нее – «от» и «до».

– Так стыдно стало от этого неприятного чувства, вдруг охватившего всюю меня до самой клеточки… – сказала она Валентину Яковлевичу, – что не знала куда отвернуться или уйти. Однако ничего не получается – как лежала, так и лежу. Не встанешь, не отвершешься. И вот эта молодая женщина тихо поднимает голову и говорит (и в этом сладчайшем голосе чувствуется только… любовь): «Господи, куда ее?». Меня как током ударило – я сразу поняла, что нахожусь на Небе, передо мною стоит Царица Небесная!..

Вдруг Кливдия Никитична услышала голос:
– Ее спустить обратно на землю, она ни в срок умерла.
Это голос был сладок, полон любви и приятен слуху, исходил откуда-то сверху и, получается, как бы растворялся в окружающем пространстве,.. а точнее как бы все вокруг говорило. Этим голосом. Но исходил голос… сверху. Как бы сверху. Это был голос… Господа.

– А Бог же вездесущий, бесконечный… Он везде (исходил отовсюду как свет – Ты (Господи) одеваешься светом, как ризою… говорит царь Давид) и все вокруг там Им было… наполнено. Необъятный. Голос тот. Бога нельзя зреть как человека… Только голос слышно. Было. И все. А голос этот такой сладкий… сладчайший, мягкий такой, добрый и объемный как у певца с голосом – баритон (если можно сказать – бархатный баритон), но звучащий тот голос гораздо-гораздо был лучше, красивше, бархатистей. Описать небесный голос невозможно, ибо там все звучит по другому, намного-намного лучше, чем… здесь. На земле… – продолжил батюшка акцентируя внимание Георгия, ибо это важно понять и знать очень важно, что ждет каждого в жизни… будущей. Вечной!..

Батюшка сказал, что Клавдия Никитична очень обрадовалась решению Господа о возвращении ее на землю:
– Так я обрадовалась, хотя меня всю трясло!.. – рассказывала она Валентину Яковлевичу. Он же тогда был еще… мирянином. Батюшка-то.

Царица Небесная пошла в эти блестящие врата… Это были двери… небесные – врата правды! По левую и правую сторону небесных дверей стояло два неких,.. что-то вроде столба по форме напоминающих обычное эскимо на палочке, вот только… на палочке… круглой формы. Стояли столбы эти… вместо стражи. Но столбы эти, оказывается, и были той самой стражей… небесных ворот. Ибо столбы эти были будто… живые. Вот эти два столба таких же высоких как врата… испускали в разные стороны такие молнии, как разящие мечи, стрелы, копья и искры летели во все стороны, да так, что страх и ужас охватывал. Складывалось такое впечатление, что столбы охраняющие врата это делали как бы осмысленно (метали молнии и искры) и угрожали (подобно гневу) кому-то. Неким… чужим (врагам). Гостям… не званным. Отворите мне врата правды; войду в них, прославлю Господа. Вот врата Господа; праведные войдут в них. Ибо один день во дворах Твоих лучше тысячи. Желаю лучше быть у порога в доме Божьем, нежели жить в шатрах нечестия. …Истина возникнет из земли, и правда приникнет с небес. Допустить мысль было страшно, что можно подойти… к вратам. Искры и молнии словно выстреливали и, при этом расстояние им не помеха. Лучше не подходить. Жуть как страшно. Чужому. Человеку… не с мысленному. Невежде. Нечестивому. Делающему беззаконие. Все они чужие, цветут как трава, чтобы исчезнуть на веки. Ибо человек теряет лета свои, как звук. Дней лет человеку – семьдесят лет, а при большей крепости – восемьдесят лет. И самая лучшая пара для человека – труд и болезнь, ибо проходят быстро, и он летит… Жутко. И страшно. Ужас! Свой же… человек (его благо приближаться к Богу!) мудрый и разумный там чувствует себя в полной безопасности, под защитой, в постоянной заботе и любви. И вот Сама Царица Небесная пошла в эти блестящие врата – и они открылись перед ней с молниеносной быстротой.

"О, дай нам с земными ключами
Предстать у ворот золотых"...

На земле это можно разве что сравнить в крупных магазинах (гипер-, супер…) с автоматическими дверями, которые при приближении человека сами открывались,.. автоматически, а затем также автоматически закрывались. Но врата небесные открывались настежь и с молниеносной быстротой. А сквозь открытые врата стал виден сильный, прозрачный голубой свет. Этот голубой свет непросто голубой свет – он был живой и это чувствовалось. Описать свет этот человеку невозможно, насколько насыщен он и необычен по колориту, источал жизнь и исходил, откуда неизвестно, ибо там солнца… нету.

Однако свет этот подобно ризе обличающей Господа исходил буквально отовсюду. Наполнено было тем светом все то пространство, что находилось за… вратами, не проникая, при этом, наружу. За пределы небесных дверей. То есть туда, где находилась Клавдия Никитична. Там, где находилась Клавдия Никитична (пред вратами), свет был прекрасен, но за вратами – внутри (в доме Божьем) он был еще более прекрасен. Этот свет был так чудесен, как и все вокруг… Чтобы описать увиденное и испытанное впечатление таких слов на земле… нету.

– И теней от этого света… нету? – хотел было спросить Георгий у старца, ибо он читал что-то подобное и, хотелось было еще раз убедиться, но… не решился (вновь и как всегда),.. дабы не отвлекать батюшку от рассказа.

– И вот, Царица Небесная вошла и двери снова таким же образом… закрылись,.. – продолжила рассказ Клавдия Никитична будущему батюшке, – а я лежу, как пустышка, ничего не соображаю, что со мной будет. И тогда чувствую, как кто-то, а это был Ангел Господень, мне вкладывает мысль – о чем спросить. И я спрашиваю:
– Господи, как я буду жить на земле – мое тело все изрезано?
А Господь, отвечает (но слышу только голос – и в этом голосе абсолютная любовь!):
– Будешь лучше жить… Вы, неблагодарные, не чтите Творца своего, а только хулите. Не каетесь в грехах своих, а все более грешите. Твой сын пошел в детдом, а твоя грязная душа прибыла ко Мне…

Я лежу. И опять молчу. Снова Ангел как бы подсказывает мне, о чем спросить. И тогда я говорю:
– Господи, у меня сын сиротой остался. А Господь вместо ответа спрашивает:
– Знаю. Жаль тебе сына твоего?
Я смогла только выговорить:
– Очень!
И так заплакала, что впадины глаз наполнились слезами.
– А мне втрое больше жаль каждого человека.

– Да, мы все дети Божии, и Господь всех нас безмерно жалеет – много раз в этом убеждался (старец Валентин. - Прим. от Авт.)… Убедилась потом и Клавдия Никитична. Но в тот момент она лежала, беспомощная, не зная, что с ней будет дальше. Даже соображать толком не могла. Ведь душа ее не имела духовного понятия, духовного воспитания. Ей было только страшно и стыдно. Ангел же вкладывает ей в ум и… третий вопрос, и Клавдия спрашивает:
– Господи, у нас на земле говорят, что здесь, на Небе, есть Царство Небесное.
На этот вопрос Господь ей не ответил. И вот она рассказывает дальше:

– Знаю, что слышит, а почему не отвечает – не знаю. Я уж крутила головой – туда и сюда, так и не дождалась. Царица Небесная вышла в коричневой мантии, быстро пошла ко мне – в руке косичка.

Господь говорит Царице Небесной:
– Подними ее и покажи ей «рай».

Царица Небесная сделала чуть заметное движение пальцами – и меня как током подбросило: мгновенно встала – лицом на восток. Потом Она к северной стороне протянула руку – там точно занавес открылся с молниеносной быстротой, и всю меня повернуло лицом в ту сторону. Вижу, впереди огромное поле – тянется справа налево и вдаль, конца ему не видать. Сначала думала: поле горелых кочек. А когда пригляделась – вижу: все они шевелятся. Мне стало страшно: как это – кочки шевелятся? А это люди, живые, но обгоревшие, обугленные люди, хотя и нос, и уши, и пальцы – все цело. Это души их были – черные, как уголь!

"Но знаю – другими очами
Умершие чуют живых"...
(С.Есенин, «Пантократор», февраль 1919 год)

Их не узнаешь – кто там: он или она. Не различишь. Шевелятся. Разговаривают – словно прибой морской шумит.

"...И пусть они, те, кто во мгле
Нас пьют лампадой в небе,
Увидят со своих полей,
Что мы к ним в гости едем"
(С.Есенин, «Пантократор», февраль 1919 год)

Для справки: Впоследствии старцы Троице-Сергиевой Лавры, а в частности архимандрит Кирилл (Павлов) дали следующее объяснение из увиденного там (на Небе!) Клавдией Никитичной… «рая». Это были показаны души грешников, вымоленных Церковью из ада. Господь избавил их от страданий, но в рай не пустил, ибо в земной жизни они много грешили, но мало каялись либо не каялись вообще. Но даже и очищенный (человек) сразу в рай не попадет, а то и вовсе вплоть до Страшного Суда будет оставаться в преддверии рая (много приготовлено обителей у Господа для подобных и других грешников, которые будут находиться ни в аду, но и ни в раю – от Авт.). Клавдии Никитичне было показано истинное состояние ее души, которая могла попасть только в этот «рай». А еще эти же старцы сказали Клавдии Никитичне, что Господь воскресил ее по молитвам родителя (отца), который удостоился Небесных Обителей за нищилюбие, милостыню и невинные страдания в лагерях…

Тогда же Матерь Божия сказала Клавдии:
– Для этих людей самая дорогая милостыня на земле – вода (молитва – со слов старца). Одной каплей воды напивается бесчисленной множество людей.
Клавдия Никитична со слов старца продолжила свой сказ:
– Просят меня, называя по имени, чтобы передала на землю: если кто боролся против Бога – то лучше не родиться тому человеку. Покаянно выплескивают передо мной свои грехи («я блудник», «я вор, разбойник», «я убийца»…). Я поняла, что эти люди, жившие без веры, умершие без покаяния – не останавливаясь продолжала рассказ Клавдия Никитична. Ей не было сказано – сказал старец Георгию – кто эти люди, когда и почему они туда попали. Но Господь дал ей такую восприимчивость слов, которые изливались из этого моря людского, что она знала, о чем просит каждый. Но в целом просьба была одна: молитесь, поминайте нас, кайтесь! А там, на Небе, покаяние не принимается – только здесь на земле. Все эти люди в Царствие Небесное не войдут за богохульство. Ведь любой грех – это есть богохульство.

А еще Клавдия – сказал старец – ощущала от них невозможный смрад, и никуда не могла деться от этого смрада: лица не отвернешь, – вспоминала она – не шевельнешься, – плотно, как в тесном автобусе. И тут пронзили ее Слова Господа, сказанные перед тем, как она увидела это поле людского горя, – о том, что живущие на земле не чтят Творца своего, а только грешат.

– Каяться надо и не грешить, ибо жизни остался мизерный срок (выделено автором – Прим. от Авт.) – эти слова Господа Клавдия Никитична продолжала слышать всей душой.

Она вдруг поняла, что для нас это было сказано, для всех нас! Ведь Господь оставил на земле для всего мира один Закон, а не два! Один на всех. Нада… ЛЮБИТЬ.

Поэтому мы должны молиться об этих людях. Они передали предостережение Божие Клавдии, а она передает нам – живущим на земле. Это и является великой, живой проповедью Божией. Через эту проповедь Благодать касается нашей планеты…

Не все это поняла сразу Клавдия Никитична, но испытала такое потрясение, что у нее потоком полились слезы, и она из глубины души воскликнула:

– Господи! Царица Небесная! Пусть я буду живой на земле! Я буду молиться, буду всем рассказывать, что видела и слышала на Небе.

Царица Небесная снова сделала движение рукой – и видение закрылось, воздух очистился от смрада.


Молва о «барнаульском чуде» – удивительном воскрешении из мертвых жительницы Барнаула Клавдии Устюжаниной и ее чудесном исцелении от рака – давно шагнула за пределы Алтайского края. Истории давняя, но любители чудес никак не могут о ней забыть. О барнульской святой рассказывают книги и газеты, ее история, обрастая подробностями, гуляет по просторам Интернета: православные не сомневаются в божественной природе чуда, ученые ломают копья по поводу того, как объяснить феномен с материалистической точки зрении. Но ни у кого нет сомнений в одном – в достоверности удивительного факта. Между тем в действительности всё обстояло несколько иначе…

В 1964 г. во время операции по поводу рака кишечника в больнице умерла женщина – простая продавщица Клавдия Никитична Устюжанина, не верящая в Бога. Тело её отнесли в морг, где оно пролежало 3 дня, а потом умершая удивительным образом ожила, причем вскоре выяснилось, что раковая опухоль у нее бесследно исчезла. После воскрешения бывшая атеистка стала христианкой и убежденной проповедницей веры в Господа. Такова официальная версия.
Вот как рассказывает об этом журналист «Комсомольской правды» (29 мая 1998 г) А. Полынский со слов священника, который когда‑то встречался с Устюжаниной: «Во время операции Клавдия вдруг увидела себя как бы над своим телом и наблюдала сначала за ходом операции, а затем – как тело уносили в морг. Зашивать располосованный живот врачи не стали, лишь слегка прошлись большими "стежками"… А позже работник морга, проходя мимо ее тела, вдруг обратил внимание на неестественный для мертвеца розовый цвет ног. Он дотронулся – они теплые» .

Врачи, естественно, вначале не поверили в воскрешение покойницы, но потом все же взяли ее в операционную и «зашили нормально». Далее священник говорит, что Клавдия Никитична показала ему свидетельство о собственной смерти и историю болезни, в которой, правда, была всего лишь запись о реанимации на операционном столе.

Сын Устюжаниной Андрей добавляет (цитата из той же статьи): «Через месяц мама легла на повторную операцию, которую проводила известный врач Алябьева Валентина Васильевна. После операции Валентина Васильевна вдруг расплакалась и объявила: в организме оперируемой нет даже и подозрения на то, что был когда‑то рак кишечника. Тогда мама пришла к хирургу Неймарку, оперировавшему её в первый раз, и спросила: "Как вы могли так ошибиться?". Он ответил: "Ошибка исключена, пораженные раком органы я видел сам, видели мои ассистенты диагноз подтвердил анализ. Уже шли метастазы, мы выкачали из тебя полтора литра гноя"» .
Еще более подробно и эмоционально пишет об этих удивительных событиях Николай Леонов в книге «Тайны тысячелетий», выпущенной в 1998 году московским издательством Ч.А.О. и Кº 7‑тысячным тиражом.
Вот сцена в операционной: «…и доли шанса на спасение больной не оставалось, хотя бригада хирургов еще долго пыталась бороться за ее жизнь… <…> Мысль с невероятным напряжением пытается найти тот последний возможный вариант спасения, но увы. Смерть уже поглотила свою жертву… За операцию взялся известный в крае профессор-онколог Израиль Исаевич Неймарк (в действительности он был не онкологом, а хирургом широкого профиля, долгое время возглавлял кафедру факультетской хирургии Алтайского мединститута. – Н. В.). Картина… была совершенно очевидна: вместо поджелудочной железы – остаток уродливой, переродившейся ткани, утонувшей в огромном количестве гноя» .

Затем «незашитый труп» отправили в морг, а через три дня «санитары, пришедшие за трупом Устюжаниной, обнаружили вдруг признаки жизни в нем: она явно шевелилась, пытаясь сесть! Бросив носилки, они в страхе бежали из морга» .

Как видим, ситуация здесь выгладит более драматично, чем в версии «Комсомольской правды». Дальше – больше: «Заработали грифы "секретно", затрещали служебные телефоны, оповещая Москву о странном происшествии. Оттуда же последовал один приказ: МОЛЧАТЬ!» . Само собой разумеется, что развращенные коммунизмом, материализмом и атеизмом умы не могли признать чуда, поэтому после воскрешения Клавдию Никитичну подвергли нещадным преследованиям, а в медицинских документах осталась фальшивая запись о простой клинической смерти.

Были и другие публикации о «барнаульском чуде» – например. в газете «На грани невозможного» (№ 4 за 1998 г.). Эта статья примечательна тем, что в ней повествование ведется от лица самой Устюжаниной, хотя «Комсомольская правда» сообщает, что в 1978 г. она умерла от болезни сердца.
Случай, что и говорить, из рада вон выходящий, причем фигурируют в этом невероятном сюжете не только вполне реальные, но и весьма известные и уважаемые люди – И. И. Неймарк, В. В. Алябьева. Мне, естественно, давно хотелось узнать, всё ли происходило так, как о том пишут, благо возможность для этого была. К сожалению, И. И. Неймарка, который делал операцию, уже нет в живых, но в Алтайском медицинском университете заведует кафедрой урологии его сын – профессор Александр Израилевич Неймарк, тоже хирург и известный ученый. Я спросила его о «барнаульском чуде» и благодаря ему узнала об этой истории много такого, о чем журналисты, любители сногсшибательных сенсаций, предпочитают молчать.

После появления упомянутой статьи в «Комсомольской правде» И. И. Неймарк направил главному редактору газеты письмо, в котором подробно рассказал о том, что представляли собой эти события на самом деле. Ответа он так и не дождался. Но копия его письма сохранилась, и хочется, пусть с запозданием, все же предоставить слово человеку, действительно знавшему правду.

Вот что он пишет.:
В феврале 1964 года в факультетскую клинику Алтайского медицинского института на базе железнодорожной больницы, возглавляемую мною, поступила Клавдия Устюжанина на операцию по направлению онкологов с диагнозом «рак поперечно-ободочной кишки». В клинике больная оперирована под эндотрахеальным наркозом.
Во время вводного наркоза наступила остановка сердца. Сразу были приняты реанимационные меры, и быстро, через две минуты, удалось восстановить сердечную деятельность. На операции обнаружен большой воспалительный конгломерат, исходящий из поперечно-ободочной кишки, сдавливавший и затруднявший ее проходимость.
Никаких метастазов рака и 1,5 литров гноя, указанных в статье, не было обнаружено. Наложен свищ на слепую кишку для отвода газов, кишечного содержимого и создания условий для устранения воспалительного процесса. Таким образом, рак был исключен. Картина соответствовала воспалительному процессу.

Вся операция продолжалась 25 минут. После операции больная была без сознания в течение двух дней. Находилась в реанимационной палате, под постоянным наблюдением врачей и сестер. Дышала самостоятельно и сердце работало нормально. Затем она пришла в сознание и стала интересоваться, что нашли на операции и что ей сделали. Я многократно лично с ней беседовал и убеждал, что у нее рака нет, а имеется воспаление, а когда оно утихнет, ей свищ закроют. Но она мне не верила, ибо часто заговаривала на эту тему и рассказывала, что у нее растет мальчик Андрей. Отца нет, и если у нее рак, то [она] должна подумать, как его устроить. Я ее уверял, что рака нет и не надо ничего предпринимать, что она сама его воспитает и вырастит.

Следовательно, Клавдия Устюжанина не умерла ни на операционном столе, ни после операции, поэтому не было надобности ей воскресать. Мне непонятно, как она могла демонстрировать свидетельство о смерти и историю болезни. Сомневаюсь также, что она была «убежденной атеисткой», в больнице она часто молилась, и Бог ей помог – сердечная деятельность быстро восстановилась, а рака не оказалось. В дальнейшем Устюжанина поправилась. Опухоль уменьшилась и рассосалась. В городской больнице доктор В. В. Алябьева ей свищ зашила, и больная полностью выздоровела. Накануне операции Валентна Васильевна мне позвонила по телефону, и я ей сообщил, что воспалительная опухоль рассосалась. В. В. знала до операции, что у больной рака нет.
<…> Что касается Устюжаниной, то она придумала легенду, как она воскресла из мертвых. При этом легенда все время менялась. Сначала она распространялась о том, что она умерла, а ее голую в мороз вынесли в морг, где лежали трупы. Пришел сторож больницы, уронил ведро, и она очнулась. Душа летела к рынку (Устюжанина работала в торговле), ее встретил ангел и велел вернуться к Клавдии, и она ожила. На самом деле в то время в железнодорожной больнице никто не умирал, не было трупов, а сторожей вообще в больнице никогда не было.

Устюжанина пропагандировала свою святость и организовала бизнес, производила омовение и использованную воду продавала как святую. Ее публичные выступления сопровождались грубыми выходами и проклятиями в общественных местах города в мой адрес и адрес сотрудников железнодорожной больницы с махровым антисемитским оттенком.

Многократно в разных газетах появлялись статьи, подобные опубликованной Вами, но с различными вариантами выдумок… Мне понятно, что инициатором этих выступлений является ее сын Андрей, который ныне служит священником в Свято-Успенском женском монастыре Александрова. Приходится удивляться, как в течение 20 лет после смерти матери он муссирует выдуманную ею легенду для создания себе популярности и славы. К тому же во всех этих публикациях проскальзывает душок антисемитизма…

За долгие годы хирургической деятельности это единственный случай в моей практике, когда приходится доказывать абсурдность подобной публикации. Никогда не мог себе представить, что Вы могли опубликовать этот бред и уподобиться бульварной прессе… Этим Вы нанесли [мне] глубочайшую обиду и душевную травму, которую [я] не заслужил.

Редакция «Комсомольской правды», как уже было сказано, не ответила на это письмо, и, вероятно, по очень простой причине: ответить было нечего.
Совершенно очевидно, что свидетельство профессора-хирурга, непосредственного участника событий, заслуживает никак не меньшего доверия, чем рассказы журналистов, основанные на информации, полученной из третьих, а то и десятых рук. Нужны ли здесь какие-либо комментарии?

Не было рака, не было смерти, не было воскрешения – все это, увы, лишь результат безудержной фантазии самой Клавдии Никитичны, ее сына и их последователей. А живописные подробности операции, сцены в морге, достойные фильмов Хичкока, и прочие драматические повороты сюжета – целиком на совести, скажем мягко, не слишком правдивых авторов.

Перед нами, как на ладони, вся история возникновения «чуда». Вначале – несчастная женщина с явно не вполне здоровой психикой, придумывающая о себе небылицы и, вероятно, сама в них верящая. Затем – поклонники, уверовавшие в ее святость, съезжающиеся к ней за «святой водой» и рассказывающие о ней другим. И наконец падкие на сенсации журналисты, которые довершили дело, ибо печатному слову у нас принято доверять. «Чудо» состоялось. Попробуйте теперь кому-нибудь сказать, что все это ерунда, – вас тут же запишут в гонители правды. Сколько таких «чудес» кочует по страницам печати, с каждым разом обретая все более умопомрачительные детали, и сколько людей, прочитав о них, говорят, удивленно покачав головой: «Надо же! Вот ведь что бывает на свете!»

Желание верить в чудеса, наверное, присуще человеку от природы. И это замечательно, ибо без чудесного и непознанного жить было бы очень скучно. Пусть верующие видят в загадочных явлениях знамения свыше, а материалисты, к которым принадлежу и я, – просто еще не разгаданные наукой феномены. И пусть о неведомом пишут в книгах и газетах: читать об этом чрезвычайно интересно. Несказанное относится лишь к фактам, то есть, по определению, к событиям, имевшим место в действительности.

Историю же Клавдии Устюжаниной – недоразумение, обросшее гигантским комом самых фантастических домыслов и банальной дезинформации, – фактом никак не назовешь. Это легенда, она принадлежит к области мифологии и к реальности не имеет никакого отношения. Выдавать ее за таковую означает просто-напросто обманывать доверчивых читателей. Люди, к сожалению, редко относятся к прочитанному критически, а многие журналисты в наше время, увы, забыли о том, что такое добросовестность и честность.

Если всё, о чём здесь рассказано, кого-то всё же не убедило, остается только процитировать слова Дэвида Юма, английского философа и историка: «Когда религиозность соединяется со страстью к чудесному, тогда конец всякому здравому смыслу и свидетельство людей теряет всякий авторитет» .
Право же, добавить к этому нечего.

Молва о «барнаульском чуде» – удивительном воскрешении из мертвых жительницы Барнаула Клавдии Устюжаниной и ее чудесном исцелении от рака – давно шагнула за пределы Алтайского края. Истории давняя, но любители чудес никак не могут о ней забыть. О барнульской святой рассказывают книги и газеты, ее история, обрастая подробностями, гуляет по просторам Интернета: православные не сомневаются в божественной природе чуда, ученые ломают копья по поводу того, как объяснить феномен с материалистической точки зрении. Но ни у кого нет сомнений в одном – в достоверности удивительного факта. Между тем в действительности всё обстояло несколько иначе...

К.Н. Устюжанина В 1964 г. во время операции по поводу рака кишечника в больнице умерла женщина – простая продавщица Клавдия Никитична Устюжанина, не верящая в Бога. Тело её отнесли в морг, где оно пролежало 3 дня, а потом умершая удивительным образом ожила, причем вскоре выяснилось, что раковая опухоль у нее бесследно исчезла. После воскрешения бывшая атеистка стала христианкой и убежденной проповедницей веры в Господа. Такова официальная версия.

Вот как рассказывает об этом журналист «Комсомольской правды» (29 мая 1998 г) А. Полынский со слов священника, который когда‑то встречался с Устюжаниной: «Во время операции Клавдия вдруг увидела себя как бы над своим телом и наблюдала сначала за ходом операции, а затем – как тело уносили в морг. Зашивать располосованный живот врачи не стали, лишь слегка прошлись большими "стежками"... А позже работник морга, проходя мимо ее тела, вдруг обратил внимание на неестественный для мертвеца розовый цвет ног. Он дотронулся – они теплые». Врачи, естественно, вначале не поверили в воскрешение покойницы, но потом все же взяли ее в операционную и «зашили нормально». Далее священник говорит, что Клавдия Никитична показала ему свидетельство о собственной смерти и историю болезни, в которой, правда, была всего лишь запись о реанимации на операционном столе. Сын Устюжаниной Андрей добавляет (цитата из той же статьи): «Через месяц мама легла на повторную операцию, которую проводила известный врач Алябьева Валентина Васильевна. После операции Валентина Васильевна вдруг расплакалась и объявила: в организме оперируемой нет даже и подозрения на то, что был когда‑то рак кишечника. Тогда мама пришла к хирургу Неймарку, оперировавшему её в первый раз, и спросила: "Как вы могли так ошибиться?". Он ответил: "Ошибка исключена, пораженные раком органы я видел сам, видели мои ассистенты диагноз подтвердил анализ. Уже шли метастазы, мы выкачали из тебя полтора литра гноя"».

Еще более подробно и эмоционально пишет об этих удивительных событиях Николай Леонов в книге «Тайны тысячелетий», выпущенной в 1998 году московским издательством Ч. А. О. и Кº 7‑тысячным тиражом. Вот сцена в операционной: «...и доли шанса на спасение больной не оставалось, хотя бригада хирургов еще долго пыталась бороться за ее жизнь... <...> Мысль с невероятным напряжением пытается найти тот последний возможный вариант спасения, но увы. Смерть уже поглотила свою жертву... За операцию взялся известный в крае профессор-онколог Израиль Исаевич Неймарк (в действительности он был не онкологом, а хирургом широкого профиля, долгое время возглавлял кафедру факультетской хирургии Алтайского мединститута. – Н. В.). Картина... была совершенно очевидна: вместо поджелудочной железы – остаток уродливой, переродившейся ткани, утонувшей в огромном количестве гноя». Затем «незашитый труп» отправили в морг, а через три дня «санитары, пришедшие за трупом Устюжаниной, обнаружили вдруг признаки жизни в нем: она явно шевелилась, пытаясь сесть! Бросив носилки, они в страхе бежали из морга». Как видим, ситуация здесь выгладит более драматично, чем в версии «Комсомольской правды». Дальше – больше: «Заработали грифы "секретно", затрещали служебные телефоны, оповещая Москву о странном происшествии. Оттуда же последовал один приказ: МОЛЧАТЬ!». Само собой разумеется, что развращенные коммунизмом, материализмом и атеизмом умы не могли признать чуда, поэтому после воскрешения Клавдию Никитичну подвергли нещадным преследованиям, а в медицинских документах осталась фальшивая запись о простой клинической смерти.

Были и другие публикации о «барнаульском чуде» – например. в газете «На грани невозможного» (№ 4 за 1998 г.). Эта статья примечательна тем, что в ней повествование ведется от лица самой Устюжаниной, хотя «Комсомольская правда» сообщает, что в 1978 г. она умерла от болезни сердца. Об экскурсии Клавдии Никитичны в рай и ее общении с Богородицей можно и сегодня узнать из первых уст: подробная запись ее рассказа есть, например, на интернет-страничке http://svtnicola.narod.ru/new_page_6.htm .

Случай, что и говорить, из рада вон выходящий, причем фигурируют в этом невероятном сюжете не только вполне реальные, но и весьма известные и уважаемые люди – И. И. Неймарк, В. В. Алябьева. Мне, естественно, давно хотелось узнать, всё ли происходило так, как о том пишут, благо возможность для этого была. К сожалению, И. И. Неймарка, который делал операцию, уже нет в живых, но в Алтайском медицинском университете заведует кафедрой урологии его сын – профессор Александр Израилевич Неймарк, тоже хирург и известный ученый. Я спросила его о «барнаульском чуде» и благодаря ему узнала об этой истории много такого, о чем журналисты, любители сногсшибательных сенсаций, предпочитают молчать.

После появления упомянутой статьи в «Комсомольской правде» И. И. Неймарк направил главному редактору газеты письмо, в котором подробно рассказал о том, что представляли собой эти события на самом деле. Ответа он так и не дождался. Но копия его письма сохранилась, и хочется, пусть с запозданием, все же предоставить слово человеку, действительно знавшему правду. Вот что он пишет.

"В феврале 1964 года в факультетскую клинику Алтайского медицинского института на базе железнодорожной больницы, возглавляемую мною, поступила Клавдия Устюжанина на операцию по направлению онкологов с диагнозом «рак поперечно-ободочной кишки». В клинике больная оперирована под эндотрахеальным наркозом. Во время вводного наркоза наступила остановка сердца. Сразу были приняты реанимационные меры, и быстро, через две минуты, удалось восстановить сердечную деятельность. На операции обнаружен большой воспалительный конгломерат, исходящий из поперечно-ободочной кишки, сдавливавший и затруднявший ее проходимость. Никаких метастазов рака и 1,5 литров гноя, указанных в статье, не было обнаружено. Наложен свищ на слепую кишку для отвода газов, кишечного содержимого и создания условий для устранения воспалительного процесса. Таким образом, рак был исключен. Картина соответствовала воспалительному процессу. Вся операция продолжалась 25 минут. После операции больная была без сознания в течение двух дней. Находилась в реанимационной палате, под постоянным наблюдением врачей и сестер. Дышала самостоятельно и сердце работало нормально. Затем она пришла в сознание и стала интересоваться, что нашли на операции и что ей сделали. Я многократно лично с ней беседовал и убеждал, что у нее рака нет, а имеется воспаление, а когда оно утихнет, ей свищ закроют. Но она мне не верила, ибо часто заговаривала на эту тему и рассказывала, что у нее растет мальчик Андрей. Отца нет, и если у нее рак, то [она] должна подумать, как его устроить. Я ее уверял, что рака нет и не надо ничего предпринимать, что она сама его воспитает и вырастит.

Следовательно, Клавдия Устюжанина не умерла ни на операционном столе, ни после операции, поэтому не было надобности ей воскресать. Мне непонятно, как она могла демонстрировать свидетельство о смерти и историю болезни. Сомневаюсь также, что она была «убежденной атеисткой», в больнице она часто молилась, и Бог ей помог – сердечная деятельность быстро восстановилась, а рака не оказалось. В дальнейшем Устюжанина поправилась. Опухоль уменьшилась и рассосалась. В городской больнице доктор В. В. Алябьева ей свищ зашила, и больная полностью выздоровела. Накануне операции Валентна Васильевна мне позвонила по телефону, и я ей сообщил, что воспалительная опухоль рассосалась. В. В. знала до операции, что у больной рака нет. <...> Что касается Устюжаниной, то она придумала легенду, как она воскресла из мертвых. При этом легенда все время менялась. Сначала она распространялась о том, что она умерла, а ее голую в мороз вынесли в морг, где лежали трупы. Пришел сторож больницы, уронил ведро, и она очнулась. Душа летела к рынку (Устюжанина работала в торговле), ее встретил ангел и велел вернуться к Клавдии, и она ожила. На самом деле в то время в железнодорожной больнице никто не умирал, не было трупов, а сторожей вообще в больнице никогда не было.

Устюжанина пропагандировала свою святость и организовала бизнес, производила омовение и использованную воду продавала как святую. Ее публичные выступления сопровождались грубыми выходами и проклятиями в общественных местах города в мой адрес и адрес сотрудников железнодорожной больницы с махровым антисемитским оттенком.

Многократно в разных газетах появлялись статьи, подобные опубликованной Вами, но с различными вариантами выдумок... Мне понятно, что инициатором этих выступлений является ее сын Андрей, который ныне служит священником в Свято-Успенском женском монастыре Александрова. Приходится удивляться, как в течение 20 лет после смерти матери он муссирует выдуманную ею легенду для создания себе популярности и славы. К тому же во всех этих публикациях проскальзывает душок антисемитизма...

За долгие годы хирургической деятельности это единственный случай в моей практике, когда приходится доказывать абсурдность подобной публикации. Никогда не мог себе представить, что Вы могли опубликовать этот бред и уподобиться бульварной прессе... Этим Вы нанесли [мне] глубочайшую обиду и душевную травму, которую [я] не заслужил".

Редакция «Комсомольской правды», как уже было сказано, не ответила на это письмо, и, вероятно, по очень простой причине: ответить было нечего.

Совершенно очевидно, что свидетельство профессора-хирурга, непосредственного участника событий, заслуживает никак не меньшего доверия, чем рассказы журналистов, основанные на информации, полученной из третьих, а то и десятых рук. Нужны ли здесь какие-либо комментарии? Не было рака, не было смерти, не было воскрешения – все это, увы, лишь результат безудержной фантазии самой Клавдии Никитичны, ее сына и их последователей. А живописные подробности операции, сцены в морге, достойные фильмов Хичкока, и прочие драматические повороты сюжета – целиком на совести, скажем мягко, не слишком правдивых авторов.

Анти-раскол.

Рубрики:

Метки: