Афазия - это локализованное нарушение центров коры головного мозга, отвечающих за образование речи человека. Для расстройства характерна локализация в проводящих путях головного мозга. У пациентов отмечается частичное или полное нарушение восприятия речи собеседника, отсутствует возможность грамотно строить предложение, произносить слова и отдельные звуки.

Если говорить понятным для обычного человека языком, то патологию можно охарактеризовать как нарушение действий нервного импульса, который подает сигнал мозгу относительно того, что человек желает выразить свою мысль речью.

Афазия: причины возникновения нарушения

Расстройство имеет несколько типов. Если говорить о моторной или сенсорной афазии, то ее провоцируют дистрофические процессы, происходящие в нервной ткани и - как результат - нарушающие работу нейронов. Это и является основной причиной болезни. Афазия развивается тогда, когда речь у человека сформирована, то есть в младенчестве дистрофических процессов в коре головного мозга не обнаруживается.

Если говорить о негативных факторах, которые могут спровоцировать развитие нарушения, то здесь нужно выделить сосудистые патологии, локализующиеся в головном мозге. Медики отмечают, что моторная афазия речи и другие формы нарушения являются следствием инсульта. При этом неважно, имело место повреждение тканей мозга или произошел острый прорыв сосудов с последующим кровоизлиянием в мозг.

Инсульта относят к патологии, которая провоцирует развитие тяжелых последствий. Если не брать в учет, что у пациента случился подобный приступ, то спровоцировать афазию могут оперативные вмешательства или травма головы с повреждением мозга. Нередко у пациентов диагностируют расстройство, основной причиной развития которого является долготекущий воспалительный процесс, распространившийся в головной мозг. Причиной воспаления может выступать:

  • менингит;
  • энцефалит;
  • злокачественные опухоли головного мозга;
  • нарушение ЦНС в стадии прогресса;
  • эпилепсия;
  • болезнь Крейцфельда-Якоба.

В последних двух случаях происходит нарушение правильного функционирования мозга. При диагностированном заболевании Крейцфельда-Якоба пациент страдает от слабоумия, причиной которого является инфекция.

Помимо основных факторов развития афазии, медики выделяют ряд обстоятельств, при стечении которых развивается нарушение. К ним относятся:

  • пожилой возраст;
  • генетическая предрасположенность;
  • гипертония;
  • ревматический порок сердца;
  • ишемические атаки.

Классификация расстройства

Афазия имеет множество форм проявления. Принцип классификации основан на анатомии, лингвистике и психологии. В современной медицине за основу принято брать распределение по Лурию, так как именно его определение форм расстройств имеют большую схожесть с клиникой каждого вида. Исследователь предложил рассматривать основную зону поражения мозга, а также то, что происходит с пациентом при болезни.

Эфферентная моторная афазия

Расстройство является результатом повреждения зоны головного мозга у основания средней лобной извилины. У пациента отсутствует возможность изменения положения артикуляционного аппарата. То есть когда он произносит один звук, для переключения на другой ему требуется определенное время. В медицине расстройство еще называют афазией Брока в соответствии с пораженным участком мозга.

Кроме задержки переключения с одного звука на другой, пациент страдает от нарушения двигательных процессов. Все движения роботообразные, плавность потеряна, присутствует заторможенность.

Сама по себе речь у пациента присутствует, но в ней также нет плавности звуков, интонаций, эмоций. Если больной захочет что-то написать, то сделать он это сможет только в комплексе с произношением желаемой буквы или слова. Присутствует смешанность букв, то есть человек берет букву из одного слова в предложении и автоматически подставляет ее в другое.

Афферентная моторная афазия

Расстройство развивается при локализации очага поражения в постцентральной борозде и нижнетеменной дольке головного мозга. Пациент имеет определенные трудности с изменением положения артикуляционного аппарата, что сказывается на его речи. В зависимости от того, человек - левша или правша, патология проявляется по-разному.

Когда повреждена левая половина головного мозга, то происходит тотальное нарушение речи у правшей и левшей. Если речевая функция все же сохранилась, при разговоре больные включают в свой лексикон синонимы, произношение согласных букв затруднено, а некоторые из них не произносятся вообще. Каждое слово больной разбивает на слоги, иначе говорить не получается. Если пациенту приходится кого-то слушать, то собеседник должен говорит простыми словами, составляя их в короткие предложения, так как у больного нарушено восприятие чужой речи. Также пациент не может писать, интеллект и координация движений при этом сохраняются.

Если расстройство случилось у человека, который писал левой рукой, но в детстве был переучен на правую, то пациент испытывает трудности с написанием и произношением слов, он меняет местами или не произносит (не прописывает) буквы. Если требуется что-то написать, то человеку легче сначала писать один тип букв, например, гласные, потом второй (согласные). Что характерно, пациент понимает, как правильно писать и говорить, в каком порядке проставлять буквы, а сделать этого не может.

Акустико-гностическая афазия

Когда диагностировано нарушение речи (афазии) этой формы, человек перестает воспринимать слова собеседника на слух. То есть у пациента отсутствует способность к анализу и синтезу звуков. Если поставить себя на место больного, то он будет слышать чужую речь как невнятные для него звуки, неправильно построенное предложение или слова. Опасность этого типа афазии заключается в том, что больной не может самостоятельно диагностировать речевые отклонения, возникшие на фоне полученной травмы или приступа инсульта, что обусловлено сохранением двигательной активности.

Определить развитие патологии может посторонний, если обратит внимание на больного. Пациент понимает смысл предмета, а назвать его точно не может. Если ему показать, например, дверной звонок, он скажет, что это предмет небольшого размера, но в одном слове выразить мысль не сумеет. Это касается сенсорной афазии, а когда она сочетается с акустико-гностической, больной перестает обращать внимание на то, что его собственная речь нарушена.

На первых порах заболевания пациент разговаривает так, что его не смогут понять даже близкие родственники, потому как состоит она исключительно из отдельных букв и звуков.

Акустико-мнестическая афазия

Развивается в результате повреждения задних и средних участков головного мозга в области височной зоны. Характеризуется нарушение понижением способности запоминать услышанное. Это происходит в результате слияния слуховых ощущений. Характерной особенностью патологии является отсутствие соотношения между услышанным и произнесенным. То есть больной слышит фразу и может запомнить из нее не более двух-трех слов, при этом повторить только одно или два. Также отсутствует способность запоминания и последующего произношения слов, не связанных по смыслу друг с другом, например: цветок - замок - олово - рука.

Описанное выше является основой этого вида афазии. У больного сохраняются в пределах нормы фонематический слух и способность к артикуляции. Сложности в общении с другими людьми компенсируются высокой речевой активностью. Слухоречевая память у больных отличается повышенной инертностью.

Если здоровый человек хочет поговорить с пациентом, у которого акустико-мнестическая афазия, ему следует использовать простые предложения и слова. Также пациенту тяжело общаться в компании, где более двух людей. Больным не рекомендуется посещение публичных выступлений типа лекций, семинаров или докладов, это провоцирует обострение нарушения.

Амнестико-семантическая афазия

Вид нарушения, который развивается при комплексном повреждении трех зон головного мозга: теменной, височной и затылочной. У пациентов отсутствует способность выделять семантическое ядро слова и понимать его значение, ассоциативный ряд бедный.

Часто амнестико-семантической афазии сопутствует нарушение зрительно-пространственного двигательного акта, то есть человек затрудняется выполнять движения в разных плоскостях, целенаправленные движения пальцами также невозможны. Больной при общении понимает простые предложения и словосочетания, которые легки к восприятию, например: «Я иду в магазин. Куплю там хлеб и молоко. Вернусь домой в семь часов». Количество слов может достигать 11, главное - чтобы они могли быть легко распознаны пациентом.

Характерной особенностью нарушения является отсутствие возможности работать с тремя предметами. То есть больной может взять тарелку и справа от нее расположить вилку, но если ему дать еще и ложку, то задача станет невыполнимой, также отсутствует понимание сравнительных предложений: «Это яблоко больше чем слива, но меньше груши». Еще больному сложно понимать такие выражения, где присутствует логический смысл, например: «сестра матери» - «мать сестры».

Причинно-следственная связь в предложениях тоже не определятся. Больным непонятны пословицы и поговорки, метафоры.

Динамическая афазия

Речевая афазия этого типа появляется в результате нарушения заднелобных участков левого полушария головного мозга, которое ответственно за функцию речи. Характеризуется патология затруднением или невозможностью больного составлять развернутое предложение или высказывание. Человек затрудняется в ситуациях, когда его просят пересказать смысл увиденного ролика. В этот момент происходит блокировка спонтанного развернутого высказывания. Пациент говорит отрывки увиденного, часто не связанные между собой.

Больной забывает названия городов или улиц, у него возникают трудности, когда просят назвать фамилию знакомого человека. Однако если ему подсказать начало слова, то происходит разблокировка импульса, и больной может продолжить слово или фразу до конца. Пациенты с динамической афазией не могут считать в обратном порядке, например, от пяти до одного.

Способность к письму сохраняется, но сделать это получится при одновременном произношении и написании слова. Способность к арифметике утрачивается, хотя больные могут считать по порядку.

Симптоматическое проявление афазии

Основные признаки расстройства провоцируют появление характерных особенностей в поведении больного. Это обусловлено, в первую очередь, травмой головного мозга. Однако иногда приведенные симптомы являются результатом сопутствующего заболевания, например, дизартрии или апраксии.

В зависимости от локализации травмированных участков мозга симптомы могут проявляться в большей или меньшей степени. При этом в зависимости от вида афазии приведенные ниже признаки могут присутствовать или отсутствовать. В некоторых случаях больные, понимая, что с ними что-то происходит не так, маскируют нарушения, заменяя элементарные слова синонимами.

Возможные симптомы афазии:

  • отсутствие возможности распознавать языковую речь;
  • больной не может спонтанно высказать свою мысль;
  • нарушенное произношение букв или слов (если не спровоцировано параличом);
  • нарушение способности словоформирования;
  • отсутствие способности обозначать предмет одним словом;
  • нарушенное произношение букв;
  • избыток неологизмов;
  • попытки повтора простого словосочетания заканчиваются безуспешно;
  • постоянное повторение одних и тех же слогов или слов;
  • склонность к замене букв;
  • построение правильного, с точки зрения грамматики, предложения невозможно;
  • неправильная интонация, произношение или ударение в словах;
  • составление неполных предложений;
  • отсутствие способности читать или писать;
  • словарный запас ограничен;
  • возможность называть имена, города и фамилии, ограничена;
  • речевое расстройство;
  • несвязная речь (бред);
  • отсутствие понимания простых просьб, а также невыполнение их.

Методы диагностики афазии

Для постановки правильного диагноза требуется привлечение логопеда, невролога и нейропсихолога. Определить истинную причину расстройства можно по результатам КТ или МРТ головного мозга. Также с целью установления места расположения травмированного участка проводят УЗДГ сосудов головы и шеи, МР-ангиографию, сканирование сосудов головного мозга, люмбальную пункцию.

Установить степень речевого расстройства помогает:

  1. устная проверка;
  2. письменная проверка;
  3. исследование слухоречевой памяти;
  4. определение возможности опознания предметов;
  5. конструктивно-пространственное исследование.

Афазию следует дифференцировать от алалии, дизартрии, тугоухости и УО.

Коррекция афазии

Лечение нарушения специфическое и зависит от причины, по которой импульс не поступает к анализатору речи.

Верный способ лечения, если это возможно, устранение причины афазии, которая спровоцировала возникновение признаков неврологического расстройства. Если это вызвано сопутствующим заболеванием гнойного или опухолевого процесса, то рекомендуется хирургический метод лечения.

В случае возникновения нарушения после перенесенного инсульта проводится экстренная терапии - в зависимости от типа приступа.

Когда заболевание возникает на фоне процесса воспаления, то назначается курсовое лечение антибактериальными средствами. Если процесс затяжной, то проводят гормонотерапию, при условии, что другой, консервативный способ, не принесет должного эффекта.

В период терапии требуется постоянная работа с логопедом, но может потребоваться и более продолжительная поддержка речи (1-2 года) профессионалом.

Профилактика нарушения и прогноз на выздоровление

Определить точные сроки выздоровления не может ни один специалист - в силу того, что это зависит от продолжительности, распространенности и локализации процесса в головном мозге, а также своевременно начатой терапии. В зависимости от состояния пациента определяется динамика выздоровления.

В 90% случаев при поддержке команды специалистов пациентам удается вернуть функцию речи в полном объеме. Лечение лучше проходит у пациентов молодого и среднего возраста, но при этом, если патология развилась в раннем детстве, то существует вероятность, появления на ее фоне тяжелых последствий в будущем.

Чем продолжительнее коррекция афазии, тем выше шанс на выздоровление.

Вконтакте

Одноклассники

Это системное неврологическое нарушение уже сформировавшейся речи, то есть потеря способности говорить вследствие органических поражениях речевых отделов коры головного мозга, в результате перенесенных травм, опухолей, инсультов , воспалительных процессов и при некоторых психических заболеваниях. Афазия затрагивает различные формы речевой деятельности.

Больные частично или полностью теряют способность понимать речь или выражать свои мысли в словах. Но сохраняется способность воспринимать звуки, а речь звучит как неизвестный сигнал, чужой язык. Больной слышит речь, но не понимает ее. Иногда встречается одновременное нарушение произношения и восприятия смысла слов.

Существуют различные классификации афазий, в рамках упрощённой классификации можно выделить «моторную афазию» - когда пациент не может говорить, хотя понимает устную речь, и «сенсорную афазию», когда он не понимает речь, хотя может произносить слова и фразы.

Симптомы афазии

Нарушения речи могут принимать разные формы. Их разнообразие отражает сложную природу речи. Один человек может терять только способность понимать написанные слова (алексия), в то время как другой не может вспомнить названия знакомых предметов (аномия). При аномии одни люди вообще не могут вспомнить нужное слово, а у других оно остается в памяти, но они не способны сказать его.

В тяжелых случаях речь совершенно невозможна; в более легких она затруднена: речь бедна, носит телеграфный стиль. Нарушается грамматическая структура речи (не соблюдаются склонения и спряжения), отмечаются перестановки и замена букв в слове, логорея (речевое недержание), вербальные парафазии (слово заменяется сходным по звучанию, но другим по смыслу), персеверации – это когда человек застревает на отдельных словах.

При афазии Вернике (состоянии, возникающем вследствие повреждения височной доли) больные говорят быстро, но их речь – это бессмысленный набор слов. При афазии Брока (экспрессивная афазия) люди в значительной степени понимают значение слов и знают, что они хотят сказать, но им трудно произносить слова: больные говорят медленно и с большим усилием, часто прерывая речь междометиями.

Афазию необходимо отличать от дизартрии – неспособности четко произносить слова. Несмотря на внешнее сходство с нарушениями речи, дизартрия вызвана повреждением части головного мозга, который управляет мышцами, используемыми в произнесении звуков и координации движений голосового аппарата. А также от алалии – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком в доречевой период жизни; тяжелые
степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

Причины афазии

С функцией речи в основном связаны левая височная доля и близлежащая область лобной доли. Повреждение любой части этой маленькой зоны в результате инсульта, роста опухоли, травмы головы или инфекционного поражения, по крайней мере частично, но нарушает функцию речи.

Повреждение левых как височной, так и лобной долей первоначально может привести к почти полной потере речи. В процессе выздоровления после такой полной (глобальной) афазии у человека отмечаются расстройства речи (дисфазия), письма (аграфия или дисграфия) и понимания устной речи.

Факторы, которые повышают вероятность возникновения афазии:

  • Возраст (ближе к пожилому);
  • Семейный анамнез;
  • Наличие в прошлом транзиторной ишемической атаки (ТИА).

Диагностика афазии

Для выявления афазии используется изучение устной речи (разговорная речь, рассказ, повторения, автоматическая речь – числа, месяцы, стихи), учитывается желание говорить, бедность или богатство речи, грамматический строй, наличие парафазий и персевераций. А также анализ письменной речи (списывание, диктант, пересказ), понимание устной речи, то есть слов, фраз, заведомо нелепых инструкций.

Мероприятия диагностики также включают обычное чтение, чтобы понять возможности чтения и понимания прочитанного у пациента.

Оценивается спонтанная речь пациента, по следующим показателям: беглость, количество произносимых слов, способность инициировать речь, наличие спонтанных ошибок, пауз для подбора слов, сомнений, многословие и просодия.

Афазии изучаются в рамках логопедии, нейропсихологии и психолингвистики (нейролингвистики). В распоряжении специалистов широкий выбор различных формальных тестов для диагностики афазии (например, «Бостонское диагностическое исследование на афазию», «Западный блок тестов по выявлению афазии», «Бостонский тест названий», «Номинативный тест», «Тест названий действий» и др.).

КТ или МРТ (с ангиографией или без) проводятся для уточнения характера поражения (инфаркта , геморрагии, объемного образования). Дальнейшие исследования
проводятся для уточнения этиологии заболевания в соответствии с описанным ранее алгоритмом.

Лечение и прогноз при афазии

Лечение афазии заключается в терапии основного заболевания, приведшего к нарушению речи. Эффективность лечения достоверно не установлена, но полагают, что привлечение профессионального логопеда в самых ранних стадиях заболевания дает наилучшие результаты: чем раньше начато лечение, тем больше шансов на успех.

При развитии афазии после инсульта, травмы головы или некоторых других состояний, явившихся причиной ухудшения речи, врачи-логопеды могут помочь больному.
Обычно они начинают лечение, как только позволит физическое состояние человека.

Иногда даже без лечения наблюдается полное восстановление речи и исчезновение признаков афазии – обычно после кратковременного нарушения притока крови к мозгу.
Поэтому степень восстановления также зависит от размера и локализации поражения, степени речевых расстройств и, в меньшей мере, от возраста, уровня образования и общего состояния здоровья пациента.

Практически у всех детей в возрасте до 8 лет речевая функция восстанавливается полностью после сильного повреждения любого из полушарий. В более позднем возрасте самое активное восстановление происходит в течение первых трех месяцев, но завершающий этап может длиться до 1 года. В большинстве случаев, однако, восстановление речевых функций далеко не такое быстрое или полное. Хотя у многих людей с афазией наблюдается спонтанное частичное восстановление речевых функций в течение нескольких недель или месяцев после травмы мозга, некоторые признаки афазии обычно сохраняются.

Участие членов семьи в лечении афазии у пациента считается очень важным компонентом терапии, поэтому родственникам пациента рекомендуется придерживаться следующих правил:

  1. Упрощать речь, строя простые, короткие предложения.
  2. При необходимости повторять ключевые слова предложения.
  3. Сохранять нормальный стиль общения (то есть не пытаться разговаривать с больным, как с маленьким ребенком или слабоумным).
  4. Привлекать больного к участию в беседе.
  5. Поддерживать все виды коммуникации, будь то речь или язык жестов.
  6. Как можно реже поправлять человека с афазией
  7. Предоставлять человеку необходимое время на построение и выговаривание предложений.

Профилактика афазии

Наиболее частой причиной афазии является инсульт. Чтобы уменьшить его вероятность необходимо:

  • Регулярно делать физические упражнения;
  • Есть много фруктов и овощей;
  • Ограничить потребление соли и жира;
  • Бросить курить;
  • Умеренно потреблять спиртное;
  • Поддерживать здоровый вес;
  • Следить за артериальным давлением;
  • Рассмотреть возможность принятия низких доз аспирина, если врач рекомендует это сделать;

Немедленно обратиться за медицинской помощью при наличии симптомов инсульта!

Важно! Лечение проводится только под контролем врача. Самодиагностика и самолечение недопустимы!

Содержание статьи:

Афазия - это неврологическое расстройство, которое проявляется частичной или полной утратой способности разговаривать, при этом функции речевого аппарата не нарушены. Изменения при данном заболевании локализуются в соответствующих участках коры головного мозга. Важно отличать дизартрию от афазии. В первом случае поражается именно этот аппарат, тогда речь невыразительная и невнятная.

Основные причины развития афазии


Фактически афазия - всего лишь составляющая клинической картины другого заболевания, которое поражает лобную, теменную или височную доли. Также данное расстройство речи может проявляться в случае повреждения нервных структур, которые передают импульс к коре головного мозга. В зависимости от конкретной причины будет отличаться симптоматика, темп развития осложнений и разновидность афазии.

Различают несколько основных причин афазии:

  • Новообразования . На первом месте по факторам развития данного расстройства размещаются опухоли головного мозга. Они часто затрагивают именно те участки коры, которые отвечают за данную функцию. Часто именно расстройство речи может указывать на новообразование, поэтому к такому симптому следует отнестись очень серьезно.
  • Нарушение мозгового кровообращения . Различают транзиторные или переходящие ишемические атаки, которые развиваются в виде непродолжительного приступа, и инсульты. Они обуславливаются остановкой кровотока в конкретных участках головного мозга и сопровождаются топической симптоматикой, в зависимости от локализации патологического процесса.
  • Травмы . Представляют собой один из самых важных факторов в развитии афазии. Вызывают структурные патологические изменения, что ведут к потере некоторых функций. Часто афазия возникает не сразу же после травмирующей ситуации, а в виде отдаленных последствий.
  • Демиелинизирующие заболевания . Данная группа болезней включает рассеянный склероз, рассеянный энцефаломиелит. Их патогенез заключается в виде разрушения особого структурного белка - миелина. Он отвечает за передачу нервных импульсов в головном мозге. В случае нарушения его функции возможно развитие различных симптомов, в том числе афазии.
  • Эпилепсия . Данное заболевание характеризуется образованием в тканях головного мозга очага электрических импульсов, которые вызывают судороги или кратковременную потерю сознания. Если он находится в тех участках, которые отвечают за речь, соответственно будет развиваться афазия.
  • Дегенеративные заболевания . Существует множество различных заболеваний, что сопровождаются атрофией и некрозом клеток головного мозга с последующей потерей некоторых функций, за которые отвечают области поражения. Вместе с другой неврологической симптоматикой возможно также развитие афазии.
  • Отравление . Много ядов, промышленных веществ, которые могут оказывать негативное влияние на головной мозг, в случае попадания в организм воздействует на нервную систему. Также действуют и соли тяжелых металлов. Отравление нейронов влечет за собой потерю их функции.

Разновидности и проявления афазии

В зависимости от механизма возникновения афазии, а также структур головного мозга, которые при этом поражаются, можно различить несколько видов данного расстройства. Также формы афазии отличаются конкретными клиническими проявлениями.

Сенсорная афазия


Так ещё называют афазию Вернике-Кожевникова. Её суть в неспособности человека воспринимать и соотносить конкретные звуки со соответствующими словами. То есть информация, которую ощущает орган слуха, правильно не обрабатывается, и поэтому человек не понимает того, что услышал.

Более того, непонимание касается не только речи других людей, но и своей собственной. Нарушается контроль произношения. Именно поэтому часто наблюдаются парафазии. Это замена похожими за артикуляцией и звучанием словами тех, которые человек должен произнести.

Кроме этого, возможно также нарушение чтения. Человек не способен соотнести прочитанные буквы со звуковым воспроизведением в памяти. Раньше всего теряется возможность читать вслух, затем трудности возникают и в других ситуациях.

В зависимости от силы проявления симптома, человек может общаться фактически набором слов, которые не связаны между собой. Темп речи при этом не снижается, артикуляция не нарушается.

Эфферентная моторная афазия


При этом виде афазии происходит нарушение формирования спонтанной речи, которая отражает сущность сказанного. При этом человек полностью понимает услышанное и свои слова в том числе, но не может сформулировать то, что пытается.

Чаще всего нарушена артикуляция, правильная постановка предложений. Человек часто упускает некоторые соединительные слова, меняет их местами, так что полученная речь лишается логического смысла. Нарушается спонтанная речь, и, когда он пытается вспомнить конкретное слово, имеют место персеверации - стереотипное повторение некоторых звуков или слов.

Речь человека строится на обычном наборе слов, которые могут быть даже не связаны между собой. Иногда он может остановиться на длинную паузу, затем продолжить разговор совсем в другом направлении.

Афферентная моторная афазия


При этом варианте человек полностью понимает обращенную к нему речь, осознает её смысл, но не может сформировать правильный ответ или реакцию.

Свои слова он плохо артикулирует, часто может их путать. Иногда заменяет одни выражения созвучными, но совсем неподходящими по смыслу. Такое явление может отмечаться как в повторении слов других людей, так и в самостоятельной речи.

Фактически данный симптом является базовым и специфическим для данного вида расстройства речи. В отличие от предыдущего варианта, построение предложения правильное, соответствует грамматическим нормам, отсутствуют длинные немотивированные паузы в речи.

Оптико-мнестическая афазия


Основным признаком оптико-мнестической афазии является невозможность человека назвать определенный предмет при указывании на него кем-то другим. При этом он знает, что это за объект, может рассказать, для чего он используется, но название вспомнить очень тяжело.

Обычно маленькая подсказка в виде первых звуков того слова или созвучных фраз помогает восстановить в памяти то, что нужно. В отличие от обычной зрительной агнозии, при которой подсказки не срабатывают, в этом случае симптомы поддаются коррекции.

Также при оптико-мнестической афазии речь в целом не изменяется. Артикуляция и порядок слов в предложении, темп и качество разговора не страдают. Именно поэтому данный тип афазии диагностируется редко на начальных этапах.

Семантическая афазия


Симптомы афазии в этом случае состоят в нарушении понимания логического порядка слов в составленных предложениях.

Таким людям обычно сложно воспринимать речь других, так как им тяжело осознать смысл сказанного. Легче даются простые односложные предложения. Человек с данным расстройством испытывает сложности в понимании логических конструкций.

Чаще всего такие люди пытаются общаться простыми словами, которые объясняют их основные потребности. При этом повторение даже сложных фраз дается весьма легко, так как человек не вдумывается в их взаимосвязь. Артикуляция отдельных слов при семантической афазии сохранена, название предметов индивид помнит хорошо.

Особенности лечения афазии у человека

Для афазии лечение зависит от конкретной причины, которая вызвала данное расстройство. То есть важным аспектом терапевтической помощи будет воздействие на те патологические состояния, которые вызвали нарушения речи. Также во внимание берутся другие аспекты афазии, чаще всего это коррекция артикуляции и логопедическая помощь. Они имеют непосредственное влияние на речевой аппарат и более целенаправленное воздействие.

Медикаментозная терапия


Чаще всего лечением причины заболевания занимается невролог или нейрохирург, так как они квалифицируются на инсультах, травмах и других патологических состояниях, что связаны с головным мозгом. Если же изменения речи были вызваны новообразованиями, значит, борьбой с его симптомами будет заниматься также онколог.

Соответственно, будут применяться препараты, которые улучшают микроциркуляцию в тканях головного мозга. Также целесообразным будет назначение ноотропных средств. Они способны улучшать когнитивные функции коры головного мозга, в том числе возможность разговаривать и воспринимать обращенную речь.

Каждый препарат, что назначается при афазии, должен быть тщательно взвешен на предмет побочных явлений и взаимодействия с другими лекарствами, что принимает человек. Ни в коем случае нельзя заниматься самолечением с помощью фармакологических препаратов. Это может навредить пациенту.

В некоторых случаях необходимо хирургическое вмешательство для устранения того фактора, который вызывает афазию. Следовательно, серьезность симптомов при этом должна достигнуть крайних вариантов.

Логопедическая помощь


В большинстве случаев эффективными окажутся курсовые занятия с логопедом, который поможет скорректировать функцию речевого аппарата настолько, насколько это возможно без медикаментозного вмешательства.

Основной целью логопедической помощи является формирование четких установок для человека, чтобы он тщательно работал над собой и старался выработать новые схемы для полноценной речи. Обязательно затрагиваются все её виды. Индивид учится слушать и анализировать услышанное, сам составляет предложения и пробует их усложнять.

Результатом логопедического лечения должна быть правильная грамматически поставленная речь, которая динамически составляется. Правда, работа над этим может занять достаточно продолжительное время. В зависимости от конкретного случая лечение у логопеда достигает 2-3 лет.

Начинать данную терапию можно сразу же после минования острого периода болезни или начала появления симптомов. В любом случае нужно посоветоваться с лечащим врачом.


Во многих случаях афазия - всего лишь переходящий симптом, который со временем может исчезнуть бесследно. Такое часто случается при несложных инсультах, при которых функции головного мозга восстанавливаются.

Именно в тот короткий период огромную роль играет обращение родных и близких с тем человеком, у которого развилась афазия. Они должны придерживаться нескольких несложных советов, которые способствуют улучшению самочувствия и быстрой реабилитации:

  1. Упрощение речи . Необходимо разговаривать с человеком простыми понятными предложениями. Следует избегать сложных слов, длинной формулировки вопроса или ответа.
  2. Повторение . Чтобы улучшить понимание и его эффективность, можно повторить конкретные ключевые слова. Это поможет больному расставить приоритеты и не упустить важный смысл предложения.
  3. Прежний уровень общения . Нельзя сюсюкаться или использовать другие формы речи, если раньше такого не было. Следует сохранять прежний уровень взаимоотношений и общения, так человеку будет легче адаптироваться.
  4. Терпение . Нужно дать необходимое время для формулировки своего мнения и постановки предложения. Пациенту сложно быстро и ловко общаться, поэтому следует отнестись с пониманием к тому, что это будет занимать немного больше времени.
  5. Язык тела . Кроме разговоров, существуют другие методы коммуникаций, которые способствуют пониманию между людьми. Следует обязательно их использовать, тем самым упрощая задачу человеку с афазией.
  6. Инициативность . Нельзя активно вовлекать кого-то в беседу, тем самым вынуждая делать то, что трудно дается. Несмотря на распространенное мнение, что коммуникации помогут быстрее вернуться в строй, это не совсем так. Трудности при выговаривании могут способствовать аутизации, замыканию больного в себе, и он просто перестанет разговаривать, так как разуверится в своих возможностях.
  7. Коррекция . Также не имеет смысла поправлять или указывать, как правильно разговаривать человеку. Люди с афазией делают множество ошибок, и, если всех их исправлять, разговор совсем потеряет смысл.

Правила профилактики афазии


В основном предупреждение черепно-мозговых травм и ишемических повреждений головного мозга представляет собой профилактику развития афазии. Это значит, что здоровый образ жизни, воздержание от употребления алкоголя, наркотиков, курения сохраняют сосуды в хорошей форме, предупреждая гипоксию вследствие нарушения циркуляции крови в головном мозге.

Также сюда следует отнести профилактику атеросклероза. Липидные бляшки часто закупоривают просвет сосудов, тем самым вызывая ишемические явления. Рекомендовано быть осторожным с высоким давлением. Оно провоцирует сужение сосудов головного мозга.

Что такое афазия - смотрите на видео:


В любом случае только врач знает, как лечить афазию. Именно поэтому при появлении малейших симптомов следует обязательно обратиться к доктору. Своевременность оказанной помощи имеет прямое влияние на скорость восстановительного процесса и общий прогноз заболевания.

Расстройство речевой функции в медицине получило название «афазия». Такое явление может возникать в результате поражения головного мозга, которое может произойти из-за травмы, инфицирования или опухолевого образования. От болезни не застрахован никто, она может поразить любого. В зависимости от того, какой участок головного мозга поражен, различают разные формы и виды болезни, которые характеризуются различными симптомами. Так, в некоторых случаях больной не может ни говорить, ни понимать чужую речь или он не способен сказать лишь определенные слова, забывает их значение, названия предметов и другое. Восстановление речевой функции возможно, но для этого потребуется приложить немало усилий и подождать некоторое время.

Что такое афазия?

Афазия – это вторичное заболевания, которое возникает в результате поражения участков головного мозга, отвечающих за речь. Проявляется недуг невозможностью говорить, читать, писать и понимать разговор других людей. В большинстве случае возникает болезнь внезапно, но при опухолевом заболевании развивается постепенно вместе с ростом новообразования.
Афазии подвержены все люди, но чаще болезнь встречается у пожилых. Форма и вид развития болезни зависит от месторасположения и размера поврежденного участка головного мозга, возраста пациента и типа болезни. Нередко недуг сопровождают другие расстройства, например, нарушение артикуляции или апраксия речи.

Причины развития заболевания

При развитии афазии человек теряет возможность выражать свои мысли вербально и понимать чужую речь (как устную, так и письменную). Заболевание весьма опасное, поскольку нарушает привычный ритм жизни человека, не дает возможности вести полноценную жизнь.
К основным причинам афазии относится:

  • Инсульт – нарушение кровообращения в мозге, что нарушает его функционирование, в частности, в области, отвечающей за речь. Клетки отмирают и не могут проводить импульс и выполнять свою привычную «работу».
  • Травмы головы, сотрясение головного мозга.
  • Инфекционное или вирусное поражение мозга ( , энцефалит).
  • Развитие опухолевого образование в мозге.
  • Психическое расстройство – слабоумие.
  • Химическое поражение головного мозга.
  • Нарушение работы центральной нервной системы, в том числе .


Симптоматика афазии и ее формы

В медицине различают несколько форм афазии, которые отличаются природой происхождения и симптоматикой. Рассмотрим основные виды заболевания и присущие им признаки.


Сенсорная афазия , другое название – афазия Вернике. Для данной формы болезни характерно поражение левой височной доли головного мозга. Люди с афазией Вернике способны произносить длинные предложения, которые не имеют никакого смысла. Они добавляют ненужные слова, которые порой сами и придумывают. Понять речь такого человека практически невозможно, аналогично у пациента возникают трудности с восприятием чужих слов. При этом в остальном пациент ведет себя вполне адекватно, он способен выполнять свою привычную работу и нормально.
Моторная афазия (афазия Брока) . Это форма заболевания, развитие которой спровоцировано поражение лобной части головного мозга. Пациенты с таким диагнозом способны говорить простые, очень короткие предложения. Особую трудность у людей вызывает произнесение предлогов, поэтому нередко они их попросту пропускают. Чужую же речь пациенты воспринимают очень хорошо. Лобная доля мозга отвечает не только за речь, но и частично за моторику, поэтому афазия Брока нередко сопровождается слабостью или параличом конечностей с правой стороны тела.


Глобальная (тотальная) афазия. При такой форме поражается значительная часть речевых центров, расположенных в головном мозге. Такое заболевание всегда сопровождается полным отсутствием понятной речи и невозможностью разобрать чужие слова.
Амнестическая . При данной форме заболевания у пациента нарушается способность называть предметы, при этом он отлично помнит их предназначение и основные характеристики. В остальном речь человека вполне нормальная, понятная и здоровая. Возникает амнестическая афазия при поражении теменной или затылочной части мозга.

Диагностика болезни

Диагностикой и лечением афазии занимается невролог. Для точной постановки диагноза и определения формы недуга врач проводит ряд тестов, выполнение которых требует от пациента совершения некоторых действий. Например, больной должен ответить на вопросы, повторить определенные слова или назвать предметы, а также поддержать беседу.
Обязательно для диагностики проводится КТ или МРТ головного мозга, что позволит определить месторасположение пораженного участка и его размеры. Классические лабораторные анализы помогут установить общее состояние здоровья пациента и помочь в выборе дальнейшего лечения. Дополнительно требуется консультация .

Лечение афазии

В некоторых случаях лечение афазии не требуется, поскольку речевая функция восстанавливается самостоятельно. Чаще всего это случается, если причиной недуга стало нарушение кровотока в головном мозге (микроинсульт или транзиторная ишемическая атака). После восстановления кровообращения речь полностью восстанавливается на протяжении нескольких дней.
Но такой благоприятный исход встречается крайне редко. Как правило, для восстановления речевой функции требуется длительный период лечения и реабилитации, но и в таком случае не всегда удается достичь полного излечения.


Для того чтобы получить максимальный эффект начинать терапию следует как можно раньше. Кроме того, результативность лечения зависит от степени поражения мозга, пострадавшего участка и его размеров, возраста и общего состояния здоровья пациента. Очень важно, чтобы в процессе восстановления активную роль принимали родные и близкие больного, поэтому им нужно соблюдать некоторые правила в общении с больным афазией:

  • Говорить нужно простыми словами и короткими предложениями.
  • Стоит сохранять нормальный, привычный стиль общения. Говорить с больным на равных, а не как со слабоумным или ребенком.
  • Важно активно вовлекать пациента в беседу, поддерживать с ним разговор, когда он идет на контакт.
  • Необходимо избегать частых исправлений и замечаний, которые касаются речи. В результате такого отношения человек может замкнуться и перестать разговаривать вовсе.
  • Не нужно торопить человека, стоит дать ему время, чтобы он сформулировал свою мысль и смог спокойно ее высказать.

В некоторых случаях активно применяются медикаментозные препараты для устранения причины, которая спровоцировала афазию. К таким лекарствам относятся: антидепрессанты, тонизирующие средства (Кофеин, Корень женьшеня), ноотропные вещества. Кроме того, с пациентом проводит работу логопед, который корректирует речь при помощи компьютерного оборудования и лингвистических тренировок. Если причиной болезни стала опухоль, то проводится оперативное вмешательство для ее удаления.
Афазия – это расстройство речевой функции, которое возникает на фоне повреждения головного мозга. Возобновить речь возможно, если начать своевременное лечение и в точности выполнять все рекомендации доктора.

Речь - это специфическая человеческая функция, с помощью которой становится возможным процесс общения посредством языка. Она представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяемую на различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь, которые характеризуются различным психологическим строением.

Экспрессивная речь , или процесс высказывания с помощью языка, начинается с замысла (программы высказывания), затем проходит стадию внутренней речи и затем переходит в стадию развернутого внешнего высказывания.

Импрессивная речь , или процесс понимания речевого высказывания, начинается с восприятии речевого высказывания и завершается формированием общей сигнальной схемы сообщения.

Как сложная функциональная система речь включает разные афферентные и эфферентные системы. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический. Нарушения речи многообразны в зависимости от того, какое звено функциональной системы пострадало.

Афазия (от греч. а - отрицание, phasis - речь) - это нарушение речи, возникающее у людей с сохранным артикуляторным аппаратом и достаточным слухом и представляющее собой системное расстройство различных форм речевой деятельности при поражении коры и подкорковых зон левого полушария (у правшей). Афазии следует отличать от других расстройств речи, возникающих при мозговых поражениях - дизартрии (нарушении произношения без расстройств восприятии речи на слух, чтения и письма), алалий (врожденных расстройств речи в детском возрасте, в виде недоразвития всех форм речевой деятельности).

В настоящее время различают семь форм афазии :
1 . моторную афферентную;
2 . моторную эфферентную;
3 . моторную динамическую;
4 . сенсорную;
5 . акустико-мнестическую;
6 . семантическую;
7 . амнестическую.

Афферентная моторная афазия


Афферентная моторная афазия связана с выпадением кинестетического афферентного звена речевой системы. Эта форма афазии возникает при поражении нижних отделов левой теменной области мозга (у правшей), а именно: 40-го поля, примыкающего к 22-му и 42-му полям, или задней оперкулярной области коры. В этих случаях нарушается кинестетическая речевая афферентация (речевые кинестезии), т.е. возможность появления четких ощущений, поступающих от проприорецепторов артикуляционного аппарата в кору больших полушарий во время речевого акта. У здорового человека ощущения, поступающие в мозг в тот момент, когда он произносит то или другое слово, конечно, не осознаются. Однако кинестетическая речевая афферентация играеточень важную роль как при формировании речи у ребенка, так и при нормальном осуществлении речевой деятельности, произношении слов. Нарушается вся речевая система в целом. Возникают нарушения произношения слов, замена одних звуков реи другими (по типу литеральных парафазий) вследствие трудностей дифференциации близких артикулем (т.е. артикуляционных движений), необходимых для произношения звука и слова в целом. первичный дефект состоит в трудностях различения близких по артикуляции звуков речи. В русском языке, например, ряд звуков образуется преимущественно при участии передней части языка («д», «л», «н»). Эти согласные называются переднеязычными. Другая группа звуков - заднеязычная - при преимущественном участии задней части языка («г», «х», «к»). Каждая из этих групп звуков, различных по звуковым характеристикам, произносится с помощью близких артикулем.

Больные с поражением нижних отделов теменной области коры левого полушария смешивают близкие артикулемы и произносят, например, слово «халат» как «хадат», слово «слон» как «снол» или «слод». Важно отметить, что данная категория больных не только неправильно произносит близкие артикулемы, но и неправильно воспринимает их. Это объясняется тем, что артикуляторные теменные зоны коры тесно взаимодействуют с воспринимающими височными зонами. При афферентной моторной афазии нарушены все виды речевой продукции - речь спонтанная, автоматизированная, повторная, называния. У больных с афферентной моторной афазией нередко нарушен и оральный (неречевой) праксис, например, больной не может надуть одну щеку или обе щеки, высунуть язык, облизать губы. Эти оральные движения более примитивны, просты, тем не менее, часто и они распадаются вследствие трудностей произвольного управления оральным аппаратом вообще.

Трудности артикулирования звуков речи у больных с афферентной моторной афазией возникают в случае повторения согласных звуков, произносимых с помощью близких артикулем, а также при повторении слов со стечением согласных, сложных в артикуляционном отношении (типа «пропеллер», «тротуар»). Характерно, что такие больные обычно понимают, что они произносят слова неверно, они чувствуют свою ошибку, но их рот как бы ни подчиняется их волевым усилиям. Вторично нарушаются и другие формы речи. У подобных больных нарушено письмо (как самостоятельное, так и под диктовку), причем затруднение артикуляции (с помощью инструкции «открыть рот» или «зажать язык за зубами») обычно ухудшает написание слов. Чтение вслух привычных слов более сохранно, но сложные слова произносятся неверно, с литерными заменами.

Эфферентная моторная афазия


Эфферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов коры премоторной области (передней оперкулярной зоны), в задней части нижней лобной извилины полей 44-го и частично 45-го. Это зоны Брока, ученого, впервые описавшего в 1981 году моторное нарушение речи у больного с поражением данной области мозга. При полном разрушении зоны Брока больные нее могут произнести почти ни одного слова. При попытке что-либо сказать они произносят нечленораздельные звуки. В то же время они в определенной степени понимают обращенную к ним речь. Часто в устной речи таких больных остается одно слово (или сочетание слов). Это словесный стереотип - «эмбол» - застревает и становится заменой всех других слов.

При менее грубых поражениях этой зоны возможность артикулировать различные звуки речи сохранена, отсутствует и оральная апраксия. Однако страдает четкая временная последовательность речевых движений¸ нарушается и кинетическая мелодия речевого акта. При попытке произнести слово больные не могут переключиться от одного слова к другому, возникают речевые персеверации. Они проявляются и в активной спонтанной речи, и в повторной речи, и в письме. Даже при тонких стертых формах эфферентной афазии больные не могут правильно произнести «трудные» в моторном отношении слова и сочетания слов типа скороговорок. Трудности в плавном протекании активной речи, в нарушении ее автоматизации приводят к вторичному нарушению других форм речевой деятельности - письма, чтения. Понимание устной и письменной речи не страдает.

Эфферентная моторная афазия, как правило, развивается остро в сочетании с гемипарезом по брахиофациальному типу - более значительно выраженному в руке и на лице - в результате инсульта в бассейне левой средней мозговой артерии.

Динамическая моторная афазия



Динамическая моторная афазия связана с поражением областей, расположенных впереди от зоны Брока. Это 9-ое, 10-е, 11-е, 46-е поля премоторной области. Другое название этой формы афазии - «дефект речевой инициативы». Речь таких больных очень бедна. Самостоятельно они почти не высказываются. При ответе на вопросы отвечают односложно, часто повторяя в ответе слова вопроса. В то же время у таких больных нет нарушений речевой моторики, понимание устной речи также сохранено. Больной в состоянии произносить все звуки, слова, но у него резко снижена мотивация к речи. Это особенно отчетливо проявляется в спонтанной повествовательной речи, в то же время повторная и автоматизированная речь не страдают или страдают незначительно.

В основе этой формы афазии лежит нарушение последовательной организации речевого высказывания. Это не просто затруднение в построении своей речи, а более глубокие нарушения, когда больные не могут составить элементарную фразу, не могут развернуто ответить на простые вопросы (даже рассказать о своем здоровье). Как правило, они дают односложные ответы на любые вопросы. Один из методов, выявляющий этот дефект - это метод заданных ассоциаций, когда больного просят назвать несколько (5 - 7) однотипных предметов (например, красного цвета, кислых, горячих) или перечислить животных, обитающих на севере и т.п. В этих случаях больные не могут назвать более 1 - 2 предметов и замолкают. Подбадривание, подсказка им не помогают. Особенно плохо такие больные актуализируют слова, обозначающие действия. Если им предложить вспомнить несколько существительных, а затем глаголов, то оказывается, что они могут перечислить лишь несколько существительных, но ни одного глагола.

Наиболее частой причиной динамической моторной афазии является острое нарушение мозгового кровообращения в бассейне левой передней мозговой артерии.

Сенсорная афазия


Сенсорная афазия связана с поражением задней трети верхней височной извилины левого полушария (у правшей). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т.е. способности различать звуковой состав слов. Фонемами обозначаются различительные единицы звукового строя. В каждом языке (русский, английский, немецкий) одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, а другие как несущественные для данного языка. В русском языке фонемами уваляются все гласные и их ударность, согласные звуки. Умение различать эти звуковые признаки и называется речевым, или фонематическим, слухом.

При поражении ядерной зоны звукового анализатора (41-е, 42-е и 22-е поля) левого полушария - в классической неврологии эта область коры носит название зоны Вернике - возникает грубое речевое расстройство, проявляющееся не только в невозможности различать звуки устной речи, но и в нарушении всех других форм речевой деятельности. При полном разрушении этой зоны больные не понимают обращенную к ним речь. В менее грубых случаях они перестают понимать быструю речь. особенно затруднено для них восприятие слов с оппозиционными фонемами. так слово «голос» больные слышат как «колос», «холост», «колхоз», слова «забор - собор - запор» звучат для них как одинаковые.

В грубых случаях у таких больных отсутствует активная спонтанная речь. Речевое высказывание заменяется «словесным салатом», когда больные произносят какие-то непонятные по своему звуковому составу слова или набор звуков. Как правило, они заменяют одни звуки другими. Эти замены носят название «литеральных парафазий». Реже встречаются «вербальные парафазии» (замена одного слова другим). У таких больных резко нарушено письмо под диктовку, резко затруднено повторение услышанных слов, нарушено также и чтение, поскольку нет контроля над правильностью своей речи. В то же время у больных сенсорной афазией нет нарушений музыкального слуха, у них сохранена артикуляция, им доступны любые оральные позы по образцу.

Акустико-мнестическая афазия


Акустико-мнестическая афазия возникает при поражении коры средних отделов левой височной области, расположенной вне ядерной зоны звукового анализатора. Это 21-е и частично 37-е поля. При акустико-мнестической афазии фонематический слух остается сохранным, больной правильно понимает обращенную устную речь. В отличие от сенсорной афазии понимание отдельных фонем сохранено. Однако больной не способен запомнить даже сравнительно небольшой речевой материал вследствие грубого нарушения слухоречевой памяти. Главным образом страдает запоминание существительных.

Здоровый человек, как правило, запоминает при первом предъявлении на слух из десяти слов, не связанных между собой по смыслу, 6 - 7 слов. У больных с акустико-мнестической афазией объем слухо-речевой памяти снижается до 3, а иногда и до 2 элементов. Это ведет к тому, что в специальных условиях, когда требуется запомнить большую фразу возникает вторичное (из-за слабости слухо-речевых следов) непонимание устной речи, поскольку понимание речи в значительной степени зависти и от запоминания речевого сообщения.

У таких больных имеются отчетливые трудности в активной устной речи в виде поиска нужных слов, вербальных парфазий и др. Для этих больных характерна «скудная»» речь с частым пропусканием слов, обычно существительных. Повторная речь не нарушена, больной без затруднений повторяет слова за врачом. Иногда акустико-амнестическая афазия сменяет сенсорную в процессе регресса речевых нарушений.

Семантическая афазия


Семантическая афазия возникает при поражении в месте стыка височных, теменных и затылочных областей мозга (37-го и частично 33-го полей слева). Зона височно-теменно-затылочной области относится к третичным областям коры или «к заднему ассоциативному комплексу». У таких больных страдает понимание грамматических конструкций, которые в той или иной степени отражают одновременный (симультанный) анализ и синтез явлений, т.е. когда для понимания какого-либо выражения требуется одновременное представление о нескольких явлениях.

Больные с семантической афазией не понимают целый ряд грамматических конструкций; к ним относятся следующие :

1 . предлоги (над, под), сверху, снизу; такие больные не видят разницы в выражениях «круг над крестом», «круг под крестом» или «крест под кругом», т.е. больные не понимают пространственные отношения, выраженные с помощью предлогов; не могут нарисовать треугольник в круге, крестик над квадратом;

2 . сравнительные отношения; больные не понимают предложений типа «Оля темнее Кати, но светлее Сони. Кто из них темный?»; понимание такого рода конструкций требует мысленного сравнения двух или трех объектов, т.е. симультанного (одновременного) анализа. В данном случае слова связаны «квазипространственными» отношениями, поскольку в подобных конструкциях отсутствует собственно пространственное содержание;

3 . конструкции родительного падежа типа «брат отца», «отец брата»; больным понятно, то такое брат и отец отдельно, но они не понимают отношения между ними;

4 . временные конструкции, которые отражают временные отношения между событиями, например, «перед ужином я пошел гулять» или «прежде чем пойти в кино, он зашел в магазин» и т.п.

Амнестическая афазия


Амнестическая (оптическая) афазия возникает при поражении задненижних отделов височной области. К ним относятся отделы 2-го и 37-го полей конвекситальной поверхности полушарий и задненижние отделы 20-го поля на конвекситальной и базальной поверхности мозга. В основе этой формы афазии лежит слабость зрительных представлений, зрительных образов слов. Состроит она в том, что больные не способны правильно называть предметы, но пытаются дать им словесное описание и обычно стремятся показать, как это делается. Например, когда врач показывает карандаш и просит пациента его назвать, то пациент обычно отвечает: «Ну, это то, чем пишут». Подсказка помогает пациенту вспомнить нужное слово. Но проходит небольшое время, и он вновь забывает название предмета. В речи больных с амнестической афазией мало существительных и много глаголов. У больных с амнестической афазией нет каких бы то ни было явных зрительных гностических расстройств, они прекрасно ориентируются и в зрительном пространстве и в зрительных объектах. Амнестическая афазия весьма характерна для пациентов с болезнью Альцгеймера.

Обратите внимание : в практике невролога встречается тотальная афазия - сочетание моторной и сенсорной афазий. Пациент не понимает обращенной к нему речи и сам не способен к активному произношению слов. Тотальная афазия развивается при обширных инфарктах мозга в бассейне левой (у правшей) средней мозговой артерии и обычно сочетается с гемипарезом на противоположной стороне.

Источник : учебное пособие «Синдромы нарушений высших психических функций в неврологической практике» А.В. Густов, Т.В. Мельникова, Е.В. Гузанова, издательство «НГМА», Нижний Новгород, 2005.


Читайте также:

статью «Постинсультные афазии: клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение» О.В. Косивцова, В.В. Захаров; ГБОУ ВПО «Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова» Минздрава России (журнал «Эффективная фармакотерапия» №1, 2017) [читать ];

учебно-методическое пособие «Методика скрининг обследования больных с афазией» М.М. Щербакова, С.В. Котов; ГБУЗ МО МОНИКИ им. М.Ф. Владимирского; Москва, 2017 [читать ]


© Laesus De Liro


Уважаемые авторы научных материалов, которые я использую в своих сообщениях! Если Вы усматривайте в этом нарушение «Закона РФ об авторском праве» или желаете видеть изложение Вашего материала в ином виде (или в ином контексте), то в этом случае напишите мне (на почтовый адрес: [email protected] ) и я немедленно устраню все нарушения и неточности. Но поскольку мой блог не имеет никакой коммерческой цели (и основы) [лично для меня], а несет сугубо образовательную цель (и, как правило, всегда имеет активную ссылку на автора и его научный труд), поэтому я был бы благодарен Вам за шанс сделать некоторые исключения для моих сообщений (вопреки имеющимся правовым нормам). С уважением, Laesus De Liro.

Posts from This Journal by “афазия” Tag


  • Лобно-височная деменция (дегенерация)

    Лобно-височная деменция (ЛВД) - нейродегенеративное заболевание, проявляющееся, как правило, в пресенильном возрасте, прогрессирующими…