«Анатомия черепа»

Скелет головы (череп ) разделяется на кости мозгового и лицевого черепа. Внутри черепа имеется полость, в которой расположен головной мозг.

    Кости мозгового черепа.

Ккостям мозгового отдела черепа относятся:непарные - затылочная кость, которая состоит из чешуи, основной и двух боковых частей. Эта части замыкают большое затылочное отверстие. На боковых частях расположены мыщелки, которые соединяют череп с позвоночным столбом. Лобная кость имеет чешую, носовую часть и глазничные отростки, в толще кости располагается воздухоносная полость. Клиновидная кость состоит из тела, больших и малых крыльев, крыловидных отростков, в толще тела клиновидной кости располагается клиновидная пазуха. На теле клиновидной кости различают турецкое седло с гипофизарной ямкой, к которой расположен гипофиз (часть головного мозга). Решетчатая кость состоит из решетчатого лабиринта, перпендикулярной и решетчатой пластинок. Это воздухоносная кость, т.к. имеет большое количество решетчатых ячеек. Парные кости : теменная кость имеет плоскую четырехугольную форму, на наружной поверхности есть теменной бугор; височная кость состоит из каменистой части (пирамиды), чешуи и барабанной части. В толще пирамиды залегают полости среднего уха (барабанная полость) и внутреннего уха (костный лабиринт).

    Кости лицевого черепа.

Различают парные и непарные кости.

К парным костям относятся:

- верхняя челюсть (имеет тело, в толще которого залегает воздухоносная пазуха - верхнечелюстная (гайморова), и ряд отростков - лобный, скуловой, небный, альвеолярный, который содержит альвеолярные углубления - лунки для зубов);

- небная кость (состоит из двух пластинок - горизонтальной и перпендикулярной);

- скуловая кость (имеет ряд отростков - лобный, височный, верхнечелюстной, при помощи которых прикрепляется к вышеперечисленным костям);

- слезная кость;

- носовая кость;

- нижняя носовая раковина .

Непарные кости лицевого черепа представлены:

    нижней челюстью (имеет тело и ветвь; тело состоит из основания и альвеолярной части, которая содержит альвеолярные лунки для зубов; на ветви различают два отростка венечный и мыщелковый. За счет мыщелкового отростка нижняя челюсть соединяется с височной костью)

    сошником;

    подъязычной костью .

    Соединения костей черепа.

Кости черепа соединяются между собой при помощи трех видов швов : крыша черепа и его основание - при помощи зубчатого и чешуйчатого швов , а кости лицевого черепа - при помощи плоских швов . Наиболее крупными швами являются венечный шов (между лобной и теменными костями), сагиттальный шов (между теменными костями), лямбдовидный шов (между затылочной и теменными костями). Существует также метопический шов (на лобной кости), он непостоянный и окостеневает.

Кроме швов кости черепа соединяются также синхондрозами: клиновидно-затылочный синхондроз (временный), височно-клиновидный и височно-затылочный (постоянные). И только одна кость соединена в черепе подвижно. Это нижняя челюсть. Образуется височно-нижнечелюстной сустав (комбинированный, комплексный, мыщелковый, двуосный).

    Череп в целом.

При изучении черепа в целом можно выделить два основания: внутреннее и наружное.

На внутреннем основании черепа выделяют три черепные ямки: переднюю (образована лобной, решетчатой и клиновидной костями), среднюю (образована клиновидной и височной костями), заднюю (образована затылочной и височной костями).

На наружном основании черепа можно рассмотреть такие образования, как твердое небо (образовано верхней челюстью и небной костью) и три ямки: височную, подвисочную и крыловидно-небную (они являются вместилищем для мышц, сосудов, нервов, лимфатических узлов и окружающей жировой ткани).

В лицевом отделе черепа различают глазницу и полость носа.

Глазница имеет форму пирамиды, верхушкой направленной назад; образована 4 стенками: верхней, нижней, латеральной и медиальной. При помощи различных отверстий глазница сообщается с полостью носа, полостью черепа, крыловидно-небной и подвисочной ямками. В этих отверстиях проходят сосуды и нервы. Глазница является вместилищем для глазного яблока и его вспомогательного аппарата.

Полость носа имеет более сложное строение, она образована 4 стенками и состоит из 2 половин, которые разделены носовой перегородкой (она образована сошником и перпендикулярной пластикой решетчатой кости). Верхняя стенка отделяет полость носа от полости черепа, латеральная стенка от полости глазницы и гайморовой пазухи. Медиальной стенкой является перегородка носа, и нижняя стенка представлена костями, которые образуют одновременно и твердое небо. Таким образом, твердое небо является и верхней стенкой ротовой полости и нижней стенкой полости носа. В полости носа на ее латеральной стенке расположены три носовых раковины , под которыми проходят три носовых хода : верхний, средний и нижний. Кроме этих трех ходов есть еще и общий носовой ход.

    Возрастные особенности черепа:

Череп новорожденного имеет ряд особенностей:

    Размеры костей лицевого черепа меньше, чем размеры костей мозгового черепа.

    Между некоторыми костям, в местах пересечения швов, располагаются роднички (прослойки соединительной ткани). Различают передний, задний и боковые – клиновидный и сосцевидный роднички.

    Слабое развитие воздухоносных пазух в костях черепа.

    Слабо выражены бугры, гребни и линии, так как слабо развита и еще не начала функционировать мускулатура.

    Слабо развиты челюсти: альвеолярные отростки почти отсутствуют, нижняя челюсть состоит из двух несросшихся половин.

В старческом возрасте кости черепа имеют ряд особенностей:

    В старости кости черепа становятся тоньше и легче.

    В результате выпадения зубов подвергаются атрофии альвеолярные края челюстей, вследствие этого лицо укорачивается, нижняя челюсть выдается вперед.

    Швы окостеневают.

    Половые отличия черепа.

Мужской череп в среднем больше женского; его емкость на 10 % больше емкости женского. Поверхность женского черепа более гладкая, так как гребни и линии выражены менее резко. Надбровные дуги у женского черепа выражены слабее, чем у мужского, и лоб имеет более вертикальное направление. Глазницы у мужского черепа имеют большую величину, затылочный бугор выступает сильнее, чем у женского черепа. Кости мужского черепа обычно толще.

Каждый согласится с тем, что голова каждого человека играет в его жизни не менее важную функцию, чем сердце. На самом деле череп человека - сложная система, имеющая очень интересное строение и выполняющая серьезные функции. Кости головы защищают мозг и органы чувств. Между собой они соединяются швами и дают опору пищеварительной и дыхательной системам.

Череп разделяется на лицевой и мозговой отдел. Кости мозговой части образуются полость для мозга и отчасти для органов чувств. Кроме того, они служат основой лица и скелета начальных отделов пищеварительной и дыхательной систем. У некоторых черепных костей есть полости, которые заполнены воздухом. Они соединены с носовой полостью. Благодаря такому строению костей масса черепа не очень большая, но в то же время его прочность не становится от этого меньше. Мозговой череп состоит из восьми костей: две височных, две теменных, лобная, клиновидная, решетчатая и затылочная кости. Некоторые кости лицевого отдела черепа служат основой скелета жевательного аппарата. Другие кости по размеру меньше и составляют полость лицевого черепа. Рассмотрим анатомию этих двух отделов подробнее.

Кости мозгового черепного отдела

Итак, мозговой отдел состоит из восьми костей:

  • лобная;
  • затылочная;
  • клиновидная;
  • решетчатая;
  • две височные;
  • две теменные.

Верхняя часть мозгового черепа зовется его сводом, по-другому, крышей. Нижняя часть – это его основание. Между сводом и основанием есть условная линия, проходящая через затылочный наружный выступ, по выйной верхней линии до основания отростка сосцевидного типа. Затем линия продолжается над слуховым наружным отверстием, по основанию отростка скулового типа и по гребню подвисочного вида главного крыла клиновидной кости. Линия достигает носолобного шва по подглазничному краю.

Анатомия свода черепа предполагает его разделение на несколько костей. По форме он представляет собой половину эллипсоида. Его длинная ось направлена в лобно-затылочную часть. Она соответствует продольному диаметру коробки мозга. Еще две оси проходят вертикально и поперечно. Свод черепа имеет морфо-функциональные области:

  • непарная лобно-теменно-затылочная область;
  • парная височная область.

Они разделяются височными линиями и различаются рельефом, механическим условиям и костной структуре. Кости свода обладают трехслойным строением. Есть внутренняя и наружная компактная пластинки, которые между собой имеют диплоэ, то есть губчатое вещество. В разных областях свода различается соотношение компактных пластинок и толщины диплоэ. Все зависит от индивидуальной изменчивости.

Доказано, что диплоэ хорошо развито в парасагиттальной зоне, где наружная пластинка по сравнению с внутренней толще. Боковые отделы свода имеют обратное соотношение. В височных частях диплоэ меньше.

Структурные особенности костей определяют их прочность. Были проведены исследования, которые доказали, что прочность от сжатия у затылочной и теменной кости больше, чем у лобной кости. Внутренняя пластинка более ломкая. Даже если отсутствуют внешние повреждения, может произойти оскольчатый перелом такой пластинки. Это дало основание называть ее стекловидной пластинкой.

В анатомии костей мозгового черепа важное значение отведено губчатому веществу костей. Там располагаются диплоические каналы. В них находятся диплоические вены. В своде черепа выделяются следующие важные диплоические каналы:

  • лобные;
  • передние;
  • задние височные;
  • затылочные

Диплоические каналы разделяются по функциональному признаку. В связи с этим можно выделить выносящие, депонирующие и коммуницирующие каналы. Они проходят через шовные линии в черепном основании. Они способны разделяться на несколько ветвей. В наружной части черепа рельеф индивидуально варьирует в зависимости от возраста и пола.

Внутренняя черепная часть имеет более сложный рельеф. В разной степени могут быть выражены мозговые возвышения и пальцевидные вдавления. Артериальные борозды, ветвящиеся древовидно, берут свое начало в черепном основании от остистого отверстия. Через него проходит менингеальная средняя артерия. В строении внутренней черепной поверхности можно увидеть ямочки грануляций. Они очень изменчивы. В мелких ямочках есть одиночные разрастания паутинной мозговой оболочки. В крупных ямочках эти разрастания скапливаются.

Основание черепа также имеет две поверхности – внутреннюю и наружную. Внутренняя поверхность, как и в случае с черепным сводом, отражает форму головы. На ней есть углубления и возвышения. Из локализации выделяют три ямки.

  1. Передняя ямка – это ложе лобных долей полушарий мозга. Она образуется глазничными частями лобной кости, частью тела клиновидной кости, решетчатой пластинкой и верхней поверхностью малых крыльев. В середине клиновидного выступа проходит граница между средней и передней ямками.
  2. Средняя ямка. Она образуется телом клиновидной кости, передней поверхностью твердой каменистой части височной области, малыми и большими крыльями и нижней областью чешую височной кости. В средней ямке есть боковые и средний отделы. В боковых отделах располагаются височные доли полушарий.
  3. Задняя ямка. В основном она образуется затылочной костью. Однако в этом принимают участие тело клиновидной кости и каменистые части кости височного типа. В задней ямке находится мозжечок и ствол головного мозга.

В наружном основании черепа есть три отдела.

  1. Передний отдел соединен с лицевыми костями. Он образует носовые полости и крышу глазниц.
  2. Средний отдел. Он берет начало в основании крыловидных отростков и проходит до линии, которая простирается через сосцевидные отростки, а также передний край главного отверстия.
  3. Задний отдел. Он образуется височной и затылочной костями. Имеет три области – сосцевидную, выйную и затылочно-височную.

В основании черепа есть много мелких и крупных артерий. Через них проходят кровеносные и черепные нервы. Толщина кости неодинакова в разных местах. Строение более прочных участков представляет собой систему продольных балок, сходящихся к телу кости клиновидного типа. Они скрепляются перекладинами, идущими поперечно границам между ямками черепа. Углубления черепных ямок имеют хрупкие места. Именно там часто случаются переломы, потому что кость довольно тонкая. В передней ямке травмы образуются, затрагивая решетчатую пластину. В средней ямке переломы поперечно проходят через спинку области, которая имеет название «турецкое седло». В задней ямке переломы затрагивают отверстия, причем отламывается вершина пирамида.

Турецкое седло находится в центре внутреннего основания черепа. Спереди оно ограничено бугорком седла. Над ним нависают наклоненные передние отростки. Сзади оно ограничено спинкой седла. В центре седла есть гипофизарная ямка. Она является вместилищем для гипофиза, то есть эндокринной железы.

Особенности черепного строения

Конечно, строение всего черепа удивительное, однако, главная особенность анатомии черепа являются пневматические кости, содержащие ячейки или воздухоносные пазухи. Большая часть этих пазух сообщается с носовой полостью и играет роль придаточных полостей. Их роль очень важна – они аэродинамические действуют на вдыхаемый воздух, поэтому струя воздуха соприкасается с обонятельными рецепторами, которые расположена в слизистой оболочке носовой полости, точнее, в ее верхней части. Околоносовые пазухи часто подвергаются патологическим процессам, приводящим к внутричерепным осложнениям, таким как абсцесс мозга и менингит.

Выделяется пять главных частей.

  1. Лобная пазуха. Это парная полость, которая разделена перегородкой. Также в этой части располагается средний носовой ход. Пазуха моет располагаться в разных местах, так как ее протяженность варьирует, - в надбровных дугах, лобной чешуе и глазничной части кости лобного типа. Есть однокамерные и многокамерные пазухи.
  2. Клиновидная пазуха. Ее расположение - тело клиновидной кости. В пазухе могут быть добавочные перегородки.
  3. Решетчатые ячейки. Их открытие происходит в среднее и верхнее носовые ходы.
  4. Сосцевидные ячейки. Их сообщение с барабанной полостью происходит через сосцевидную пещеру. Ячейки могут отличаться по размерам. Есть диплоические, компактные, смешанные и пневматические сосцевидные отростки.
  5. Гайморова пазуха. Это самая крупная придаточная полость носа.

Строение лицевого черепного отдела

Строение лицевого отдела связано с развитием челюстей, полости носа, пищеварительной и дыхательной систем. Отпечаток на этот отдел накладывает и речевая функция. Некоторые особенности анатомии нижней челюсти связаны с мышцами, которые участвуют в речи. Лицевой череп включает в себя три основных отдела.

  1. Глазнично-височный отдел. Это глазница, переднее углубление височной ямки, передний отдел черепной средней ямки, крыло-небная и подвисочная ямки.
  2. Носовой отдел. Это околоносовые пазухи, полость носа и сам нос.
  3. Челюстной отдел – скуловые кости, нижняя и верхняя челюсти.

Верхняя челюсть - важная составляющая часть лица и полости носа. В разных частях челюсти неодинаковое соотношение губчатого и компактного вещества. Альвеолярный отросток имеет мощный слой губчатого вещества, откуда оно переходит в следующие отростки. Лобный отросток имеет очень маленькие ячейки губчатого вещества. Губчатое вещество из скулового отростка направляется в подглазничный край, откуда распространяется почти до лобного отростка. Балки губчатого вещества челюсти в основном располагаются под разными углами. Они группируются в латеральную и медиальную системы.

Нижняя челюсть – это твердая основа нижней лицевой области. Именно она в большей степени определяет лицевую форму. Признаки нижней челюсти – это уменьшение ее массивности, увеличение угла ветви, наличие подбородочной ости и так далее. Нижняя челюсть – это единственная подвижная часть скелета лица. В ней прикреплены многие мышцы, особенно жевательные, ведь именно от них зависит конфигурация. Нижняя челюсть характеризуется базальной дугой. Канал, в котором проходят нервы и сосуды, удален о зубных корней, но есть исключения. Подбородочное отверстие – это выход из канала челюсти. Оно может отсутствовать с одной стороны, иногда с двух сторон. С одной стороны могут быть добавочные отверстия. Соотношение губчатого и компактного вещества также неодинаково в разных частях челюсти. Наружная компактная пластинка толще, чем внутренняя.

Также есть височно-нижнечелюстной сустав. Он образуется суставными поверхностями головки челюсти, а также нижнечелюстной ямкой кости височного типа. Эти поверхности покрываются фиброзным хрящом. Есть суставной диск, с помощью которого полость сустава делится на нижнее и верхнее отделение. Он срастается с суставной капсулой.

Это краткая экскурсия в анатомию человеческого черепа. Как мы могли увидеть, голова – это сложная система, состоящая из разных костей, соединений и других элементов. Все очень взаимосвязано, поэтому, если страдает одна часть черепа, это сказывается не только на всем его состоянии, но и на всем организме. Поэтому давайте беречь свою голову от всевозможных травм!

Перед тем как приступить к рисованию головы человека, необходимо познакомиться с ее анатомическим строением на основе черепа. Ведь характер формы головы обусловлен особенностями строения черепа.

Вам нужно познать строение формы черепа с чисто пластической стороны. Пластической анатомией называют тесно связанную с изобразительным искусством науку, которая изучает внутреннее строение тела человека и животных для определения его внешней формы.

Две генетические части составляют череп. Одна носит название мозговой, в нее входят лобная и затылочная, височные, теменные кости. Другая именуется лицевой частью черепа, и к ней относятся верхняя и нижняя челюсти, скуловые, носовые кости, скуловые отростки и т.д.

Итак, вас должна интересовать исключительно пластическая анатомия головы человека. Значение изучения черепа в этом смысле большое, и чем больше рисовальщик знает, тем вернее он рисует.

К мозговой части черепа человека относятся восемь костей. Вам надо знать те, которые играют роль для рисования.

Лобная кость образует поверхность лба человека, имеет в верхней части справа и слева два выпуклых выступа - так называемые лобные бугры. Ниже лобных бугров находятся также две выпуклости - надбровные дуги. Между ними пролегает углубление - надпереносье.

В нижней части лобная кость завершается острым по форме переходом в глазницу - впадину для глаза - и называется надглазничным краем. Кнаружи лобная кость, продолжая надглазничный край, переходит в скуловой отросток, соединяющий ее со скуловой костью. Справа и слева лобная кость переходит в поверхности височных и клиновидных костей, и на границах этих переходов имеется гребень, или, как его еще называют, височная линия. Эта линия ограничивает лежащую выше скуловой дуги височную впадину. 

Лобная кость - непарная, хотя у человеческого зародыша она закладывается из правой и левой половин. Затем обе половины срастаются, и почти у каждого черепа в этом месте едва разливается небольшое возвышение, находящееся в вертикальном направлении. В рисовании головы человека лобная кость, форму которой следует изучить, играет в передаче пластики лица важную роль (рис. 43).

Рис. 43

Теменная кость - парная, находится между лобной и затылочной костями. Эта кость также имеет свой бугор - выступ, очень заметный. По форме кость напоминает трапецию, имея четыре края. С соседними она соединяется при помощи швов - венечным с лобной и лямбдовидным с затылочной. Обе теменные кости занимают значительную площадь мозговой части черепа, соединись в ее середине так называемым стреловидным швом. И еще одна особенность характеризует поверхность теменной кости. Вы уже знаете, что такое височная линия. Вот она-то продолжается, правда, раздваиваясь на идущие параллельно верхнюю и нижнюю линии (рис. 44) на теменной кости.


Рис. 44

Непарная затылочная кость имеет большое затылочное отверстие, необходимое для позвоночного канала, через который головной мозг сообщается со спинным. Наиболее выступает у затылочной кости наружное затылочное возвышение. От этого возвышения вправо и влево направлены выйные линии - места прикрепления мышц шеи. У некоторых людей на затылочной кости встречается еще один выступ, располагающийся на границе лямбдовидного шва. Знать внешние анатомические свойства затылочной кости необходимо потому, что она входит составной частью в пластическую форму черепа человека (рис. 45).

Рис. 45

Нижнебоковые стенки мозговой части черепа - это височные кости (рис. 46). Височная кость сзади примыкает к затылочной, а сверху соединяется с теменной при помощи чешуйчатого шва. Эта кость образована так, что в ней есть слуховой проход. Позади слухового прохода расположен сосцевидный отросток, а спереди - тянущийся вперед скуловой отросток, имеющий у слухового прохода углубление - нижнечелюстную ямку, служащую для сочленения с головкой кости нижней челюсти. Заканчивается скуловой отросток в месте соединения со скуловой костью.

Рис. 46

Другая часть черепа - лицевая - образована четырнадцатью костями. Более крупными среди этих костей являются две верхнечелюстные, две скуловые и одна нижнечелюстная.

Верхняя челюсть - парная - имеет трехгранную форму и четыре отростка. Это кость, служащая прочной основой поверхности человеческого лица, расположена начиная от глазных впадин, вниз - до верхних зубов. В верхней части поверхность челюсти загибается внутрь глазницы, а ее так называемый лобный отросток у переносицы срастается с лобной костью. Оба лобных отростка служат опорой для двух парных носовых косточек, срастающихся по средней линии друг с другом и образующих таким образом неподвижную костную часть носа. Внутренние края правой и левой верхнечелюстных костей образуют границы грушевидного носового отверстия и внизу срастаются по средней линии, формируя выступ - переднюю носовую ость. Передняя поверхность кости имеет под глазными впадинами ярко выраженное углубление, которое называется клыковой или собачьей ямкой. В нижней части верхнечелюстная кость образует еще один отросток - луночковый. Его называют также альвеолярным (по ее дуге расположены луночки, в которых помещаются корни зубов). Альвеол, т.е. зубных ячеек, лунок, насчитывается по восемь у каждой верхнечелюстной кости. Четвертый отросток носит название нёбного.

Общая форма сросшихся верхнечелюстных костей - подковообразная (рис. 47).

Нижнечелюстная кость наряду с лобной играет большую роль в пластическом устройстве лица. Непарная, она имеет тело подковообразной формы, на передней поверхности которого посередине есть подбородочное возвышение, несколько ниже которого по обе стороны располагаются подбородочные бугорки.

Верхние боковые отростки нижней челюсти - передние венечные и задние суставные - служат соответственно сочленению с височными костями и прикреплению височных мышц. Нижняя челюсть перегибается в двух местах, где образуются углы, от которых отходят вверх ветви кости с уже упоминавшимися парными отростками. Справа и слева от подбородочного возвышения лежат подбородочные отверстия. Нижнечелюстная кость в своем верхнем отделе имеет луночковую (для корней нижних зубов) часть.

Нижнечелюстная кость (рис. 48) завершает череп в его нижней части. Ее форма и размер существенно влияют на единый, пластически совершенный объем головы человека.

Рис. 47

Рис. 48

Свою роль в пластике лица человека играет парная скуловая кость, влияющая в значительной мере на поперечный размер головы. Сращенная вверху с лобной, а на передней поверхности с верхнечелюстной костями, скуловая образует наружную стенку глазной впадины (рис. 49). Сзади скуловая кость сращена с клиновидной и височной и участвует в образовании скуловой дуги.

Глазные впадины - глазницы - парные углубления, имеющие форму сглаженной четырехгранной пирамиды, предназначены природой для глазных яблок. Костные стенки глазной впадины имеют несколько отверстий, через которые проходят нервы и кровеносные сосуды зрительного органа.

Рис. 49

Верхняя стенка глазницы образована лобной костью, остальные - соответственно верхнечелюстной (нижняя), скуловой и клиновидной (наружная), а в образовании внутренней самое определяющее участие принимает решетчатая кость (рис. 50).

Вы узнали о двух частях черепа человека, познакомились с самыми основными костями, играющими роль в пластической трактовке головы человека, и впереди предстоит практическое рисование черепа, необходимое для углубления знаний при переходе к изображению головы.

Но что собой представляет череп, почему его нужно обязательно рисовать?

Рис. 50

Начнем с того, что авторы всех величайших произведений изобразительного искусства, включающих изображение человека, досконально знали анатомию. Например, гениальный Микеланджело изучал анатомию на разрезании трупов, делая это в моргах тайком, потому что католической церковью в те времена подобное занятие было строжайше запрещено. Разумеется, художники изучали анатомию отнюдь не на ощупь или чисто умозрительно. Древнегреческая скульптура в дошедших до нас образцах поражает исключительным знанием анатомии их авторами. Мы не можем теперь, к сожалению, никогда узнать, каким методом пользовались при изучении анатомии греки, но даже если допустить, что они не подвергали трупы рассечению, а имели возможность наблюдать обнаженное человеческое тело в разнообразнейших движениях на всевозможных состязаниях борцов, метателей диска и копья, бегунов и т.д.

Леонардо да Винчи пытливо изучал анатомию не только человека, но и животных, и от его подвижничества осталось свыше 700 анатомических рисунков.

В середине XVI в. итальянский врач и анатом Андpea Везалий написал и издал книгу «Устройство человеческого тела», иллюстрации к которой выполнил Тициан с учениками.

Первое русское руководство по анатомии для художников составил и издал художник Антон Павлович Лосенко. Книга называлась «Объяснение краткое пропорций человека», вышла в 1771 г. и вплоть до середины следующего века была основным руководством по анатомии. Краткий пояснительный текст сопровождался отлично выполненными самим Лосенко анатомическими таблицами, репродукции которых рассчитывались на наглядный показ и зрительную память молодых художников. Успех вышедшей небольшим тиражом книги был таким, что экземпляры размножались перерисовыванием таблиц и списыванием текста. Вот какое значение для тогдашних учеников имело знание анатомии!

Знакомясь с основными костями черепа, вы можете прибегнуть к осязанию своей головы. Для этого приложите руки ладонями к шее и пытайтесь что-либо ощутить: одни мышечные массы, а под ними глубоко что-то потверже. Но вот пальцами начинаете ощупывать нижнюю часть головы сзади, поднимая их выше, и через некоторое время ощутите под кожей кость затылка. Осязайте ее тщательно и вспоминайте, как называется эта кость, какие она имеет возвышения и т.п. Найдите на себе скуловые и другие, имеющие внешнее пластическое выявление кости. Хорошо прощупываются края глазниц, вся нижняя челюсть, лобная и теменные кости.

Подобный эксперимент на себе очень полезен, так как осязание способствует прочному запоминанию всех доступных выступов и углублений. Такой же эксперимент с собой вы можете провести с осязанием основных мышц, когда ознакомитесь с их названием и расположением.

Повторяем, рисование с натуры развивает точность глаза, его способность безошибочно «читать» конструкцию головы человека, сложную и основательно скрытую мышечно-кожным покровом, развивает зрительную память и восприятие формы головы в пространственных проекциях и ракурсах.

Рисование с натуры на базе пластической анатомии есть не что иное, как собирание изученных частей в одно целое. Знание анатомии и рисование с натуры головы человека - единство теории и практики в работе художника. Отсюда следует, что анатомия для изучающих основы изобразительной грамоты - своеобразный строительный материал в рисовании человека.

Познакомившись со строением костей черепной коробки и лицевой части черепа, постарайтесь в рисунке с натуры тесно связать теорию с практикой.

Тоновой рисунок черепа человека

Изображение черепа имеет свои особенности. С одной стороны, натура сама по себе малопривлекательна по известной причине, и удерживает у нее лишь сознание того, что это нужно. С другой стороны, это не натурная искусственная модель из пластмассы или папье-маше, имеющая хоть и соответствующие подлинной натуре формы, но все же в какой-то степени облагороженные, а если сказать вернее, сглаженные, и окраска поверхности светло-серая. Здесь же перед вами подлинный череп, имеющий особенную окраску неприятного оттенка, с пятнами, разрушающими и без того сложную форму.

Многое подскажет личная практика каждого из вас. Например, пятно или группа пятен, влияющих на нарушение зрительного восприятия отдельных частей общей формы, должны вами проигнорироваться. Надо учиться высматривать основное, видеть большую форму и подчинять ей подробности. Нужно видеть основные пропорции, пропорциональное отношение массы черепной коробки к массе лицевой части, всю форму лобной части, скул и челюстей и т.д. Конечно, это трудное дело дается не сразу.

При натурном рисовании надо ставить себе определенную конкретную задачу, например построение пропорции. Поскольку рисование с натуры во время учебы - занятие тренировочное, постольку так и надо к этому относиться. Здесь несовместимы с учебным рисунком фантазерство, формотворчество от себя, так же как и преждевременное увлечение сложными задачами.

Вы уже знаете, что в работе с натуры нет смысла сразу же браться за длительный подробный рисунок. Здесь каждый раз требуется втянуться в процесс рисования. Как у спортсмена перед стартом обязательно нужны разбег, разминка или у музыканта перед концертом - настрой, так и у вас перед длительной работой обязательны предварительные пробы в виде компоновочной зарисовки или выполнения карандашного этюда, в котором можно оперировать крупными, обобщенными массами, характерными для изображения черепа. Повторяем, что способность полного восприятия натуры вступает в силу позднее того момента, когда вы приступили к основной работе. Предварительная проба компоновки рисунка, зарисовка, ставящая целью найти общие пропорции, модуляцию крупных форм с помощью светотени, обостряют зрительное восприятие и внимание рисовальщика, после чего легко перейти к основному рисунку.

Есть еще одна особенность в рисовании с натуры. Дело в том, что в процессе работы перед завершением изображения у вас, как еще неопытных, наступает угасание сосредоточенности и необходимого восприятия своего рисунка и натуры, причем это происходит несколько раньше, чем почувствуете его. Вы могли сделать что-то на данном этапе работы значительно грамотнее и качественнее, если бы, увлекшись какой-то деталью, не заметили наступившей усталости. Что же делать в таком случае? Переключить свое внимание хотя бы на наброски, например, с той же натуры, но с другой точки зрения, в каком-либо ракурсе. В работе по рисованию черепа усталость вызывается чисто психологически, и вот здесь особо не увлекайтесь.

Рассмотрим работу над рисунком черепа более подробно, в ее последовательности, во взаимосвязанности всех этапов.

Череп нужно рисовать при искусственном освещении. Ввиду того что подлинный череп в условиях дневного света, не направленного, по большей части рассеянного, выглядит не контрастно, очертания его смягчены, для лучшего различения объема и важных деталей избирается направленный свет от электрического источника.

На первом же занятии по рисованию черепа необходимо прежде всего внимательно проанализировать натуру. Анализ проводите с учетом того, с какой точки зрения вам предстоит вести работу. Что такое анализ, вы уже знаете, но напомним вкратце, что это мысленное деление рисуемого объекта на отдельные элементы. Чем сложнее форма, тем больше и серьезнее приходится изучать натуру. К работе во время анализа требуется особый подход: здесь участвует ваше сознание, работает мозг, включается ясное логическое мышление.

При подробном анализе натуры нужны развитое пространственное мышление и образное воображение, чтобы яснее себе представлять и понимать структуру формы видимого предмета. В процессе необходимо рассмотреть череп со всех сторон. Получив представление о натурной модели, определите для себя все этапы предстоящей работы: начало, продолжение и завершение.

Выполните предварительный эскиз или этюд, зарисовку или компоновочный набросок, краткий вступительный рисунок, т.е. подходите к предстоящей работе с обостренным зрительным восприятием и вниманием к натуре. Итак, предварительное упражнение предназначено дать вам необходимый художнический «задел».

Сейчас вы уподобились строителям, закладывающим фундамент сооружения. Лист определенного формата (четверть ватманского размера) вы располагаете перед собой на мольберте в вертикальном положении. Еще раз продумайте компоновку рисунка, постарайтесь «увидеть» его словно бы уже законченным на этом формате.

Легкими линиями наметьте большую форму черепа. Разумеется, формат листа не позволит вам выполнить рисунок черепа в его натуральную величину - он окажется большим, «упрется» в края бумаги. Придерживайтесь неукоснительного соблюдения всех требований к работе, и к вам придет уверенность в том, что натура начала «слушаться» карандаш.

После того как наметили большую форму, переходите к определению основных пропорций черепа и его положения в пространстве - возможного наклона вперед или назад, в зависимости от постановки натуры. Чтобы это было легче сделать, проведите условные вспомогательные линии, одна из которых будет срединная (иначе ее называют профильной), другая - горизонтальная. Вспомогательные линии образуют крестообразную пересекаемость, определяющую положение (в данном случае черепа) натуры в пространстве. Срединная линия делит изображение точно пополам, если по отношению к рисовальщику череп расположен в анфас, т.е. прямо обращен лицевой частью. Но линия продолжает оставаться срединной и для различных положений натуры, так как проходит вертикально через середину лобной части, грушевидного отверстия носа, верхне- и нижнечелюстных костей. Горизонтальная линия в различных положениях натуры тоже условна; она проходит через середину глазных впадин и делит череп на две примерно равные части по высоте. От правильно проведенных вспомогательных линий зависит расположение черепа в формате.

Общие пропорции намечайте с обязательным привлечением геометрических объемов: например, череп можно «поместить» в параллелепипед. Пропорции определяйте на глаз, уточните, если надо, и одновременно переходите к построению перспективных плоскостей, ограничивающих объем черепа (поверхность лицевой, лобной и боковой частей). Всегда ориентируйтесь на вспомогательные срединную и горизонтальную линии. Они хорошо «держат» построение. Уточняйте на основе этих двух ориентиров все составляющие передней части черепа по отношению друг к другу: лобной кости к глазным впадинам, скуловых костей к грушевидному отверстию, верхней челюсти к нижней.

Старайтесь на этом промежутке изображения все время ясно ощущать форму черепа со всеми его выпуклостями и вогнутостями, выступами и впадинами. Постоянно сравнивайте одно с другим. Такое сравнение очень помогает верно определить объемно-конструктивную форму черепа, его основных поверхностей (рис. 51).

Определив пропорциональные соотношения частей черепа и дав объемно-конструктивную характеристику составляющих его элементов, начинайте постепенно переходить к очередному этапу - детальной проработке всех конкретных форм.

Вы хорошо знаете, что данный этап работы самый трудный по причине тщательного исследования натуры. До сих пор вы строили изображение, будучи предельно внимательными к общему, к пропорциональным соотношениям частей, к поискам взаимосвязи всех элементов формы. Сейчас вы переходите к тому отрезку работы, когда нужно при любой степени отработки деталей все время сохранять общее.

Рис. 51

Быстро взглянув на натуру, зафиксируйте свое внимание на двух-трех точках, которые чисто условны, но станут своеобразными «центрами сосредоточения взгляда». Результатом здесь оказывается вдруг обнаружившаяся способность видеть всю конфигурацию черепа. Такое «видение» натуры сразу, целиком, не позволяет переключаться на какую-либо подробность, отвлекающую от общего.

Учитесь в процессе рисования с натуры пользоваться так называемым боковым зрением. И в этом случае рассматриваемая натура воспринимается только в ее общей норме, а деталей как бы не существует. Расплывчатость всех подробностей в предмете изображения не мешает видеть общее, а для рисовальщика это очень важно.

Следовательно, на этапе проработки деталей нужно все время видеть общее, не останавливаться на каком-то одном месте рисунка до полной законченности, а вести моделировку формы тоном постепенно и везде одновременно. Увлекательных мест в рисунке всегда достаточно, чтобы желать одно из них проработать до полного эффекта, но вам должно быть понятно, что в таком случае «частности» разрушают изображение, уводят в сторону от учебных задач, мешают становлению художника. Значит, нужен самоконтроль в процессе рисования, концентрация внимания в первую очередь на общем, минуя частности. Все теоретические сведения, как правило, очень быстро исчезают из памяти, забываются, если их не подкрепляют практическими упражнениями, начиная от быстрого рисования и заканчивая длительными изображениями.

Рис. 52

Работая карандашом, не используйте сразу всю его кроющую способность, ведите рисунок в среднюю силу, сохраняя достаточный запас светотеневых градаций для завершения изображения. Разнообразьте штриховку исходя из формы.

На последнем этапе работы над рисунком черепа - обобщающем - нужно еще раз проверить все изображение, отойти, посмотреть на него с некоторого расстояния, а затем приступить к завершению.

Теперь перед вами стоит задача - добиться такого изображения, когда рисунок воспринимается целостным, т.е. в нем правильно определена контрастность, заметна каждая деталь, подчиненная целому.

На завершающем этапе рисования очень важно проследить тональные соотношения и освещенность черепа в целом и его частей по мере их удаления и приближения к источнику света. Уберите излишнюю яркость рефлексов, так как они «спорят» с полутонами, высветлите, «успокойте» возможную перетемненность глазных впадин и грушевидного отверстия, другие теневые места изображения. Все это очень заметно, если отойти от рисунка и посмотреть на него «прищуром» глаз.

Четкость проработки элементов рисунка черепа на переднем плане должна превосходить все остальное (рис. 52).

Подведение итогов проделанной работы связано с проверкой общего состояния рисунка. Общее состояние рисунка должно быть таким, чтобы в изображении все выглядело тождественным (как «одно и то же») тому зрительному образу, который возник во время наблюдения натуры с определенной точки зрения. Понять это можно, если вы посмотрите на какой-либо конкретный предмет в окружении других, но выделив из них именно этот. Остальные предметы хоть и подчинены зрительному центру, но воспринимаются здесь менее детально. Когда конкретный предмет выделен, а остальные обобщены, зрительные объекты, ставшие образными отражениями в изображении, тождественны.

Непременное условие каждого длительного рисунка с натуры - правильность тона изображаемого предмета, выделение более тщательной проработкой самого главного в изображении и обобщение всей формы.

Контрольные вопросы. Практическое задание

1. Из каких двух частей складывается череп головы человека?

2. Назовите внешние кости мозговой части черепа и дайте им краткое объяснение.

3. Как вы думаете, есть ли у черепа подвижные кости?

4. Что такое скулы и какую роль они играют как кости черепа?

5. Вспомните, какие швы соединяют кости?

6. Что такое альвеолярный отросток и к какой кости он относится?

7. Сколько отростков имеет верхнечелюстная кость? Назовите их.

8. Где находится в черепе сосцевидный отросток?

9. Где проходит лямбдовидный шов?

10. Какой кости принадлежит скуловой отросток?

11. Какое значение имеет практическое изучение черепа человека?

12. Выполните несколько набросков черепа с разных точек зрения.

Форма мозгового черепа определяется отношением поперечного размера (между теменными буграми) к продольному (от глабеллы до наружного затылочного бугра) в процентах. Полученное число называется черепным показателем — индексом. Различают 3 формы черепа: долихоцефалическую с индексом меньше 75; мезоцефалическую с индексом от 75 до 80; брахицефалическую с индексом больше 80 (рис. 1).

Характеристика мозгового черепа может быть представлена также высотным показателем — отношением высоты черепа (расстояние от переднего края большого отверстия до самой высокой точки сагиттального шва) к продольному размеру, выраженным в процентах. По высотному показателю выделяют также три формы черепа: высокую — гипсицефалы , индекс больше 75; среднюю — ортоцефалы , индекс от 70 до 75; низкую — платицефалы , индекс меньше 70.

Рис. 1. Типовые различия в строении черепа; вид сбоку (по А. Г. Цыбукину):

а — брахицефалия; б — долихоцефалия

В последнее время обращают внимание на типовые различия в строении внутреннего основания : оно может быть коротким и широким — брахибазилия , узким и длинным — долихобазилия или промежуточным между указанными крайними — мезобазилия . По соотношению базилярного и черепного индексов долихобазилярные черепа наиболее часто являются долихоцефалическими и мезоцефалическими, а брахибазилярные — брахицефалическими.

Отрезки, соединяющие центр турецкого седла с назионом (точкой соединения межносового и носолобных швов) и с базионом (передней точкой края большого отверстия), ограничивают базилярный угол . По его величине различают плоское основание — платибазилия , когда угол достигает 145-168°; изогнутое основание — флексибазилия с углом в пределах 114-136° и промежуточную форму — мезобазилия . Изогнутыми чаще оказываются брахибазилярные черепа с большим вертикальным диаметром, а плоскими — долихобазилярные с малым вертикальным диаметром.

Указанные типовые особенности внутреннего основания черепа в некоторой степени влияют на его рельеф, прежде всего на расположение и форму пирамиды височной кости. Так, длина верхнего края пирамиды составляет от 50 до 69 мм, и этот размер имеет большее значение на брахи- и флексибазилярных черепах и меньшее — при противоположной форме основания черепа. Брахицефалии соответствует больший угол наклона верхнего края пирамиды к горизонтальной, сагиттальной и фронтальной плоскостям, чем при долихоцефалии. Угол расхождения пирамид на брахицефалических черепах колеблется от 105 до 130°, а на долихоцефалических составляет от 90 до 103°.

Передняя поверхность пирамиды височной кости при брахицефалии имеет крутой наклон, так что угол между ней и задней поверхностью пирамиды приближается к 19°, а при долихоцефалии положение этой поверхности более горизонтальное и указанный угол достигает 46°.

Все это отражается на форме средней черепной ямки и опосредованно — на строении и положении сосудистых и нервных образований, что важно учитывать при нейрохирургических операциях.

Для характеристики лицевого черепа пользуются так называемым лицевым показателем (индексом) , который выражается отношением высоты лица (от середины лобно-носового шва до середины основания тела нижней челюсти) к скуловой ширине (расстояние между скуловыми дугами). На основании лицевого показателя различают две крайние формы лица: широкую и низкую — хамепрозопическую , индекс от 78 до 83,9; узкую и длинную — лептопрозопическую , индекс от 89 до 92,9, а также промежуточную — мезопрозопическую .

Анатомия человека С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин

Череп - костный каркас, состоящий из 23 костей. Он защищает головной мозг от повреждений. Данный каркас имеет 7 непарных и 8 парных костей.

Строение

В строении черепа выделяют два главных отдела – мозговой и лицевой. Его отделы выполняют ряд функций. Лицевой отдел черепа влияет на пищеварение, дыхание и органы чувств. Этот отдел состоит из непарных (нижняя челюсть, сошник, решетчатая и подъязычная кости) и парных (носовая, слезная, скуловая и небная кости, нижняя носовая раковина, верхняя челюсть) костей.

Непарные кости черепа человека обладают областями, заполненными воздухом. К воздушным полостям анатомы относят верхнюю челюсть, височную, лобную, клиновидную, решетчатую и парную кости. Верхние кости черепа плоские. Они состоят из пластинок, имеющих костное вещество, в ячейках которого находятся кровеносные сосуды и костный мозг.

Мозговой отдел черепа человека состоит из парных (височная и теменная) и непарных (лобная клиновидная и затылочная) костей. Данный отдел считается каркасом, защищающим головной мозг. Он находится над лицевым отделом. Теменная кость образует своды, а затылочная кость формирует основание черепа. Воздухоносная височная кость образовывает свод черепа, а также вмещает органы слуха. Воздухоносная лобная кость имеет носовую часть и две чешуи. Что касается воздухоносной клиновидной кости, то она состоит из тела, имеющего гипофиз, находящийся в гипофизарной ямке.

Кости черепа человека между собой соединены швами.

Функции

Человеческий череп является сложным костным органом, выполняющим следующие функции:

  • Служит крепким каркасом для органов чувств и головного мозга.
  • Его кости соединяют жевательные, мимические и шейные мышцы.
  • Участвует в пищеварении.
  • Принимает участие в процессе речи и образовании звуков.

Травмы

Травмы черепа являются серьезными патологическими состояниями, которые могут привести к тяжелым нарушениям работы человеческого организма: нарушению памяти и речи, психическим расстройствам, параличу. Самыми распространенными травмами считаются:

  • Черепно-мозговая травма.
  • Перелом основания черепа.
  • Перелом свода открытого и закрытого типа.

Перелом свода черепа сопровождается нарушением дыхания и потерей памяти. Этот перелом проявляется в форме гематомы волосяной части головы. Человека с такой травмой необходимо положить на ровную поверхность и наложить на голову повязку. Если человек без сознания, то его необходимо положить на носилки и под одну сторону туловища подложить валик либо подушку. При нарушении дыхания проводится искусственное дыхание, после чего больного срочно доставляют в больницу для осуществления медицинского обследования.

Если говорить о переломе основания черепа, то он характеризуется головной болью, головокружением, потерей сознания и кровотечением из ушей и носа. В подобной ситуации следует немедленно освободить ротовую полость и дыхательные пути от крови и спинномозговой жидкости. При нарушении дыхания нужно провести искусственное дыхание.

Черепно-мозговая травма ведет к сотрясению головного мозга. Она сопровождается головной болью, головокружением, потерей сознания, учащением пульса, тошнотой, рвотой, общей слабостью, бледностью лица, а также нарушением работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Такого пациента необходимо срочно сделать искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Кроме этого, на поверхность раны нужно немедленно наложить повязку, после чего осуществить госпитализацию.

Что касается внутричерепных образований, то они требуют трепанации черепа. Трепанация является хирургической операцией с образованием отверстия. Главная цель трепанации черепа – достижение травмированной зоны, в которой находится гематома либо другие новообразования.